Помост

Вопросы веры

Поместные церкви в православии

15 церквей как одна

В 2016 году должен быть созван Всеправославный Собор. На него соберутся 15 поместных церквей, подтвердил Предстоятель Русской Православной церкви патриарх Московский и всея Руси Кирилл, только что вернувшийся со Всеправославной встречи в Фанаре, определившей: собору быть. Результаты встречи для РГ комментирует заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви протоиерей Николай Балашов.

— Отец Николай, каковы самые важные итоги встречи на Фанаре?

Протоиерей Николай Балашов: Из крупных итогов встречи я бы отметил следующие. Во-первых, на ней было принято очень важное заявление по Украине, включенное в послание предстоятелей. Была отмечена важность мирного урегулирования украинского кризиса, осуждены угрозы захвата монастырей и храмов, и — что весьма важно — все предстоятели засвидетельствовали: они молятся о возвращении раскольников в лоно святой церкви, понимая что преодоление церковного раскола является весьма важным для Украины.

Не менее важной и актуальной стала поддержка встречей христианского присутствия на Ближнем, Востоке, в Сирии, Предстоятели заявили о том, что сострадают жертвам сирийской трагедии, осуждают все виды терроризма и требуют немедленного освобождения двух похищенных православных митрополитов, христианских священников и монахинь обители святой Феклы в Маалюле. Не случайно, на следующий день после того как прозвучало послание предстоятелей, монахини были освобождены.

Собрание предстоятелей приняло очень важное решение, касающееся проведения Всеправославного собора. Прежде всего предстоятели православных церквей согласились с точкой зрения Русской Православной церкви, которая ранее неоднократно выражалась и ее Предстоятелем и состоявшимся год назад Архиерейским собором — все решения как самого Всеправославного собора так и комиссий на всех стадиях его подготовки должны приниматься на основе единогласного волеизъявления всех участвующих в соборе поместных Православных церквей. В последние годы по этому вопросу были разногласия, и некоторые церкви уже готовы были предложить, чтобы решения на соборе принимались, как в парламенте, голосованием. Но по глубокому убеждению нашей церкви, подтвержденному множеству исторических свидетельств, которые приводились на собрании предстоятелей, решения, касающиеся вопросов веры, церковного устройства и деятельности Церкви в современном мире должны приниматься единогласно — на основе консенсуса всех Церквей. И эта точка зрения была принята всеми предстоятелями ,которые участвовали во встрече и подписали послание.

На встрече были намечены практические шаги по организации Всеправославного собора. С сентября этого года начнет свою деятельность специальная межправославная подготовительная комиссия. В ее состав войдут по одному иерарху и одному советнику от каждой их участвующих в процессе поместных православных церквей, и она должна будет пересмотреть ранее подготовленные для собора документы и завершить эту работу к Пасхе 2015 года. Дело в том, что многие из этих документов были подготовлены десятилетия назад, и они, конечно, нуждаются в адаптации к современным условиям существования Церкви и должны быть обогащены новыми данными.

После того, как завершится работа специальной подготовительной комиссии, документы будут рассмотрены на более широком форуме, а именно на всеправославном предсоборном совещании и в случае успешного завершения его работы откроется прямой путь к проведению Всеправославного собора. Он планируется в Стамбуле — историческом Константинополе — в 2016 году.

Завершившееся собрание предстоятелей прошло на высоком уровне, в нем приняли участие главы большинства поместных православных церквей. К сожалению, отсутствовала делегация православной церкви Чешских земель и Словакии, но это связано с тем, что в этой церкви недавно произошли выборы, с итогами которых не согласны некоторые представители Чешской церкви. Делегация Антиохийской православной церкви принимала участие во всех заседаниях собрания, но следуя указаниям своего Патриарха и Синода, не стала подписывать заключительные документы в связи с отсутствием прогресса в урегулировании спора, возникшего у нее с Иерусалимской церковью, учредившей свою епархию в Катаре, который, по мнению Антиохийской православной церкви, принадлежит к ее канонической территории.

— Какую роль играла Русская православная церковь в этой встрече?

Протоиерей Николай Балашов: Я считаю чрезвычайно важным личное участие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в состоявшейся встрече. Патриарх Кирилл многократно выступал на прошедших заседаниях, и роль Русской православной церкви в этой очень важной встрече и в выработке ее итоговых формулировок была весьма высокой. Кроме того у Предстоятеля Русской православной церкви была возможность пообщаться с главами других православных церквей.

— Отец Николай, само словосочетание «Вселенский собор» для верующих православных людей звучит очень торжественно, поскольку они празднуют память святых отцов Вселенских соборов. Но при этом и несколько пугающе, потому что существует то ли предание, то ли предапокалиптическое поверье о том, что один из Вселенских соборов примет неистинные положения веры и станет началом конца.

Протоиерей Николай Балашов: Предстоящий Собор не именуется и не является Вселенским. Он является Всеправославным Собором или — по официальной формулировке «Святым и Великим собором Православной Церкви». На самом деле «Великие Соборы» бывали и после окончания эпохи Вселенских соборов. Как пример одного из таких важных соборов можно назвать собор Восточных патриархов 1593 года, на котором было окончательно подтверждено патриаршество в Русской православной церкви. Были и другие общеправославные соборы, хотя в связи со сложными обстоятельствами, в которых находилась православная церковь на востоке после падения Византии, проведение таких общих Соборов стало чрезвычайно затруднительным, практически невозможным. А сейчас такая возможность открывается. Конечно, у церквей накопилось много вопросов, но не надо думать, что все они будут на предстоящем Соборе разрешены. Но Собор должен открыть начало процесса плодотворного рассмотрения тех тем и проблем, которые занимают всю православную церковь. На предстоящем Всеправославном соборе не планируется какой-либо ревизии тех установлений, которые ранее принимались Вселенскими Соборами. Речь идет о том, чтобы ответить на те вызовы, которые обращает к Православной церкви современная эпоха.

— А именно?

Протоиерей Николай Балашов: Среди ранее рассмотренных и подготовленных проектов соборных документов есть рассматривающие отношения Православной церкви с инославным миром, касающиеся церковно-дисциплинарных вопросов, вопросов порядка предоставления автономий тем или иным частям церковного организма, вопросов взаимодействия в так называемой православной диаспоре — вне традиционных границ поместных православных церквей.

15 декабря в Киеве состоялся поместный Собор, на котором избрали предстоятеля Украинской православной церкви (или Православной церкви Украине) и утвердили ее устав. Главой новой церкви стал митрополит Епифаний. Согласно логике, Украинская церковь получит 15 место в списке (диптихе) автокефальных церквей, формально став самой молодой из них.

Диптих (Δίπτυχον — сложенный вдвое) — список православных автокефальных и автономных церквей, составлен исходя из историко-политических реалий: древности церквей, хронологической последовательности провозглашения автокефалий, политического значения городов-кафедр первых епископов.

До Великой схизмы 1054 года существовала древняя «пентархия» — система пяти патриархатов: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. После Великого раскола на первое место диптиха Православной Церкви перемистился патриарх Константинополя — Второго Рима.

По мере возникновения новых государств список пополнялся новыми поместными церквями. Отметим, что РПЦ пользуется своим диптихом, отличным от Константинопольского. При подготовке данного материала использовался греческий вариант диптиха.

В диптихе не учтена Православная церковь в Америке, получившая автокефалию от РПЦ в 1970 году, и с точки зрения Константинополя, являющаяся автономной частью Московского патриархата. Автокефалию Американской церкви признали лишь несколько поместных церквей. Также здесь не представлены автономные церкви в составе Вселенского и Иерусалимского патриархатов, а также РПЦ.

Мастера автокефальных дел. Как добивались самостоятельности церкви Восточной и Южной Европы

В Православной Церкви насчитывается четыре древних патриархата, титул патриарха при создании новых церквей не дают уже более 1500 лет, исключением является лишь РПЦ. Как пишет издание Cerkvarium, согласно томосам Константинополя, Болгарская и Румынская церкви должны быть митрополиями, но фактически они — патриархаты.

Древние православные патриархаты

Константинопольский (Вселенский) патриархат

№1 в диптихе, основан в 381 году, кафедра: Стамбул, предстоятель — патриарх Варфоломей, юрисдикция: Турция, Крит, северо-восток Греции, Украина (по состоянию на декабрь 2018 года), Финляндия и Эстония (параллельно с РПЦ), диаспора по всему миру;

Александрийский патриархат

№2 в диптихе, основан в 42 году, кафедра: Александрия, предстоятель — патриарх (папа) Феодор ІІ, юрисдикция: вся Африка;

Антиохийский патриархат

№3 в диптихе, основан в 37 году, кафедра: Дамаск, предстоятель — патриарх Иоанн Х, юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, страны Саудовского полуострова, Катар (оспаривается Иерусалимским патриархатом), диаспора в Северной Америке;

Иерусалимский патриархат

Поместные православные церкви

Российская православная церковь

№5 в диптихе, автокефалия самопровозглашена в 1448 году, признана в 1589 году, материнская церковь — Константинопольский патриархат. Кафедра: Москва, предстоятель — патриарх Кирилл, юрисдикция: Россия, Беларусь, Молдова (параллельно с Румынской церковью), Эстония и Финляндия (параллельно с Вселенским престолом), Центральная Азия, Северная Америка, Япония.

Сербская православная церковь

№6 в диптихе, основана в IX веке, автокефалия с 1219 года, материнская церковь — Константинопольский патриархат. Кафедра — Белград, предстоятель — патриарх Ириней, юрисдикция: Сербия, Черногория, Македония (оспаривается), Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Черногория, диаспора.

Румынская православная церковь

№7 в диптихе, основана в V веке, автокефалия с 1865 года, материнская церковь — Константинопольский патриархат. Кафедра — Бухарест, предстоятель — патриарх Даниил, юрисдикция: Румыния, Молдова (параллельно с РПЦ), диаспора.

Болгарская православная церковь

№8 в диптихе, основана в IX веке, автокефалия с 1872 года (признана Константинополем в 1945 году), материнская церковь — Константинопольский патриархат, предстоятель — патриарх Неофит, юрисдикция: Болгария, диаспора.

Грузинская православная церковь

№9 в диптихе, основана в 317 году, автокефалия с 486 года, материнская церковь — Антиохийский патриархат, кафедра: Тбилиси, предстоятель — патриарх Илия II, юрисдикция: Грузия, диаспора.

Кипрская православная церковь

№10 в диптихе, основана в середине I века, автокефалия с 431 года, материнская церковь — Антиохийский патриархат. Кафедра — Никосия, предстоятель — архиепископ Хризостом ІІ, юрисдикция: Кипр.

Элладская православная церковь

№11 в диптихе, основана в середине I века, автокефалия признана в 1850 году, материнская церковь — Константинопольский патриархат. Кафедра — Афины, предстоятель — архиепископ Иероним II, юрисдикция — Греция, кроме северных областей страны и Афона.

Албанская православная церковь

№12 в диптихе, основана в Х веке, автокефалия с 1937 года, материнская церковь — Константинопольский патриархат. Кафедра: Тирана, предстоятель — архиепископ Анастасий, юрисдикция — Албания.

Польская православная церковь

№13 в диптихе, основана в Х веке как часть Киевской митрополии, автокефалия с 1924 года,материнская церковь — Константинопольский патриархат. Кафедра: Варшава, предстоятель — митрополит Савва, юрисдикция: Польша, Южная Америка.

Православная церковь Чешских земель и Словакии

№14 в диптихе, основана в IХ веке, автокефалия с 1998 года,материнская церковь — Константинопольский патриархат. Кафедра: Пряшев (Словакия), предстоятель — архиепископ Ростислав, юрисдикция: Чехия и Словакия.

Война престолов. Как реагируют поместные церкви на конфликт Константинополя и РПЦ

Материнский комплекс: какая Церковь является для Украины Матерью

2 июля 2017 г. в патриаршем соборе святого Георгия (Стамбул) состоялась встреча Константинопольского Патриарха Варфоломея с украинскими журналистами. Выступление Вселенского Патриарха на этой встрече было опубликовано на официальном сайте Константинопольского Патриархата.
Его основные месседжи следующие:

  1. Роль журналистов заключается в передаче правдивой информации. Эта функция требует большой ответственности и может представить множество соблазнов.
  2. Духовные отношения, которые объединяют Церковь-Мать с Украиной, никогда не исчезнут. Украинский народ принял крещение в христианскую веру из Константинополя во времена святого великого князя Владимира Киевского, и, следовательно, Константинопольская Церковь навсегда останется Церковью-Матерью украинского народа.
  3. Мы молимся за единство украинского народа. Мы молимся о мире в Украине. Мы надеемся, что братоубийственная война прекратится. Единство и мир весьма желательны и важны для народа и Церкви Украины.
  4. История святого Владимира и его сына Ярослава должна сегодня послужить наставлением для украинского народа. Их обращение в христианство, возможно, было обусловлено преимущественно политическими причинами, но, по сути, принятие государственной религии было направлено на создание условий для мира и стабильности, чтобы культура и духовное развитие могли процветать. То же самое верно и сегодня.

Если с пунктами 1, 3 и 4 нельзя не согласиться, то 2-й вызывает недоумение. Патриарх Варфоломей говорит о непрекращающихся духовных отношениях между Церковью-Матерью, то есть Константинопольским Патриархатом, с одной стороны и Украиной с ее народом с другой. Константинопольская Православная Церковь объявляется Церковью-Матерью Украины и украинского народа в силу того, что украинский народ принял крещение в христианскую веру из Константинополя.
Однако история свидетельствует, что во времена князя Владимира Великого крестились восточно-славянские племена, проживавшие на территории древнерусского государства. Их христианизация привела со временем к образованию единого русского народа, из которого впоследствии выделились три политические нации – русская, украинская и белорусская. Это окончательно произошло в ХХ веке. Таким образом, ни Украины как страны и государства, ни украинского народа как этнической общности во времена русских князей Владимира и Ярослава не существовало. Поэтому Константинопольская Церковь не может быть Церковью-Матерью для украинского народа со времен крещения Руси.
Определенно об Украине и украинском народе в культурно-мировоззренческом смысле можно говорить, начиная с XIX века, в политическом же – только с XX. В то время, как и сейчас, Украина духовно окормлялась Русской Православной Церковью. Если и определять Церковь-Мать для Украины, следуя логике Патриарха Варфоломея, то ею нужно назвать Русскую Православную Церковь. Ведь Украина и украинский народ формировались на ее канонической территории и под ее непосредственным духовным влиянием.
Однако сам поиск Церкви-Матери для Украины и ее народа выглядит весьма сомнительным. Ведь формирование нововременных наций напрямую связано с процессом секуляризации, то есть с отходом значительной части общества, его правящих элит от веры, с появлением и распространением агностицизма, атеизма, нетрадиционных религиозных движений. Церковь и религия вообще выступала как основной этноформирующий и государствообразующий фактор лишь в Средние века и утратила эту роль в Новое время.
Таким образом, о Константинопольском Патриархате как духовной Церкви-Матери для Украины и украинского народа неправильно говорить ни хронологически, ни по сути. И вообще, вряд ли корректно ставить вопрос о Церкви-Матери для целого народа и страны, в которой официально Церковь отделена от государства, а школа – от Церкви, где масса язычников, мусульман, неверующих.
Спорные высказывания Патриарха Варфоломея заставляют разобраться с понятием Церковь-Мать. Прежде всего необходимо уяснить, что в богословской литературе это понятие используется в двух основных значениях – духовном и каноническом. К сожалению, они часто путаются – или намеренно, или по незнанию.
В духовном смысле Церковь – это Мать для всех своих верующих чад, которых Она родила «от воды и Духа» в Таинстве Крещения. Поэтому Церковью-Матерью можно называть как всю Православную Церковь, так и отдельные Поместные Православные Церкви, по отношению к каждому верующему и целым народам, обратившимся ко Христу. В этом смысле Константинопольский Патриархат, осуществивший крещение Руси, может считаться Церковью-Матерью для древнерусского народа и всей Русской земли.
В каноническом смысле под Церковью-Матерью понимается «материнская» (кириархальная) Церковь, то есть та Поместная Церковь, которая рождает (выделяет) из себя другую Церковь с определенной степенью самоуправления – от ограниченной автономии до полной автокефалии. Факт рождения выражается в принятии конкретного канонического (церковного официального юридического) акта – томоса. Благодаря этому акту новорожденная Поместная Церковь получает все свои существенные свойства – название, территориальные границы, объем властных полномочий (статус).
Исходя из этой ясной канонической логики, очевидно, что Константинопольский Патриархат является Церковью-Матерью для древней Киевской митрополии (988 г.), для образовавшихся в результате ее разделения Киевской и Московской митрополий (1458, 1461 гг.), для автокефальной Русской Православной Церкви (с 1589 г.) – с их официальными наименованиями, титулами глав, границами и полномочиями.
От своего кириархального статуса по отношению к Киевской митрополии Константинополь отказался в 1686 г., согласившись на ее переподчинение Московскому Патриархату. Русская Православная Церковь является Церковью-Матерью для Украинской Православной Церкви, поскольку в 1990 г. в лице патриарха Алексия II даровала ей «независимость и самостоятельность в управлении» – с ее названием, границами и статусом. Это очевидный канонический и исторический факт. Здесь не о чем полемизировать.
В связи с этим периодически встречающиеся утверждения разных богословов о том, что истинной Церковью-Матерью для Украинской Православной Церкви является Константинопольский Патриархат, а не Московский, являются не только канонически и исторически неверными, но и явно политически ангажированными. Это делается «на злобу дня», не с целью выяснения правды, но ради достижения политического влияния.
Итак, по нашему мнению, вообще некорректно говорить в духовном смысле о Церкви-Матери по отношению к украинскому народу, государству или стране, которые сформировались в Новое и Новейшее время под влиянием, скорее, светских политических процессов, чем под прямым влиянием какой-то Поместной Церкви. В этот период глобальных исторических потрясений Православные Поместные Церкви зачастую реагировали на то, что происходило против их воли, в основном страдали от происходящего, а не определяли ход истории.
С канонической точки зрения правильно говорить о Церкви-Матери по отношению к получившей от нее определенный статус самоуправления другой Поместной Церкви. Канонически Церковью-Матерью для Украинской Православной Церкви является Русская Православная Церковь и никто другой.
Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Самый большой христианский храм в мире

Величественные христианские храмы созданы известными архитекторами своей эпохи. Некоторые из них строились столетиями. Узнаем, какой собор считается самым большим и высоким.

Храм был построен в 1990 г. Высота ямусукрской Нотр-Дам — 158 м (вместе с крестом) , высота главного купола — 60 м. В книгу рекордов Гиннесса храм занесен не только как самый высокий, но и как обладающий самым большим в мире витражом (7,4 тыс. м2).

Самый большой православный храм

В мире существует два православных собора, которые вправе называться самыми крупными. Восхищает своими габаритами храм Святого Саввы в сербской столице. Его длина составляет более 90 метров, а ширина доходит до 81 метра. Площадь – 7400 квадратных метров. Постройка выполнена в македонском стиле и расположена на месте сожжения мощи Святого Саввы османскими захватчиками.

Возводить храм стали перед началом Второй Мировой Войны. Во время вооруженного противоборства стран его строительство остановилось. Оно возобновилось только через полвека. На сегодня собор практически отстроен, остались лишь мелкие отделочные работы.

Центральный купол храма весит четыре тонны. На нем располагается позолоченный крест высотой 12 метров. Несколько лет назад вокруг Собора Святого Саввы собралось более 900 тысяч человек. В тот день проходило молебное последование о душе патриарха Павла.

Самым крупномасштабным собором для православных христиан в России является Храм Христа Спасителя. Он был открыт на пороге 2000-го года. Общая площадь составляет восемь тысяч квадратных метров. Есть у него и свои архитектурные особенности:

  • фасады состоят из мраморных горельефов;
  • входные двери из бронзы украшены ликами святых;
  • площадь расписных стен составляет более 22 тысяч квадратных метров, девять их них позолочены.

Во время экскурсионного маршрута туристы посещают смотровую площадку, зал для культурных мероприятий, галерею. Для быстрого перемещения на четвертый этаж построены лифты. Со смотровой площадки превосходно видны центр Москвы и Кремль.

Самый большой католический храм

Католический римский собор Святого Петра по праву считается самым крупным и известным строением эпохи возрождения. Его возведение началось в середине 16 века и завершилось только через 120 лет. Над созданием трудилось несколько поколений известных мастеров. Среди них Микеланджело Буонарроти, Санти Рафаэль, Донато Браманте. Длина церковного здания – 220 метров, ширина – 150 метров. На прилегающей площади могут находиться сразу 400 тысяч верующих.

Расположено здание на западе Ватикана. На входе людей встречают фигуры апостолов Павла и Петра. 45-метровый фасад украшен скульптурами Иоанна Крестителя, Иисуса.

Главный купол собора в высоту достигает 138 метров. Его украшают цитаты Иисуса из Евангелия. Держат строение черты огромные колонны. В конце коридора стоит фигура Святого Петра, к которой должен прикоснуться каждый верующий человек.

Самый большой протестантский храм

В мире существует множество протестантских церквей и примыкающих к ним объединений. Одним из самых больших соборов, в котором люди проповедуют данное направление христианства, является Храм Соломона в Рио-де-Жанейро. Его инаугурация состоялась летом 2014 года. Он построен по заказу организации «Царствие Божье», которую основал Эдир Маседо. Сегодня этот человек входит в список самых богатых людей в мире.

Размеры храма впечатляют. Длина его – 126 метров, ширина – 104 метра. Высота составляет 55 метров. Всего в храме 12 этажей, где могут расположиться около 10 тысяч верующих.

Протестантский храм сравним по площади с пятью полями для футбола. Внутри него располагаются два больших экрана, которые демонстрируют происходящее в здании. На одно только вечернее освящение было затрачено семь миллионов евро. Всего на строительство ушло около 113 миллионов долларов.

Самый вместительный христианский храм

Самым просторным православным храмом на земле считается Цминда Самеба в Грузии. Это первое место, которое стремятся посетить туристы, прибывшие в Тбилиси. При возведении храма была использована иерусалимская земля. В 2002 году здесь провели первое богослужение. Удачное расположение позволяет увидеть церковное здание из любой точки грузинской столицы.

В Главном Кафедральном Соборе могут находиться сразу пятнадцать тысяч человек. Для сравнения: Храм Христа Спасителя вмещает на пять тысяч меньше.

Цминда Самеба включает в себя:

  • девять часовен, пять из них подземные;
  • центральный храм;
  • колокольню;
  • отель;
  • кафе для туристов;
  • резиденцию высших духовных лиц;
  • канцелярскую семинарию.

Таким образом, собор является целым комплексом для православных христиан.

Если говорить о самом просторном католическом храме, то здесь лидирует Собор святого Петра. В нем могут находиться одновременно 60 тысяч человек.

Самый высокий христианский храм

Звание самого высокого храма заслужил Ульмский собор в Германии. Он достигает в вышину более 160 метров. Строительство здания проходило на протяжении пяти веков. Окончательно возвели его в 1890 году. В 1543 году собор стал лютеранским. Здание построено в готическом стиле. Есть у него свои особенности:

  • массивные своды;
  • зубчатые стены;
  • острые очертания;
  • серые тона;
  • химеры;
  • удлиненные окна.

Сегодня туристы взбираются на самое высокое сооружение церковного здания по каменной лестнице. Для этого надо преодолеть 768 ступеней. Со смотровой площадки открываются прекрасные виды на крыши домиков и священную реку славян – Дунай.

Есть и другие христианские храмы, достойные звания самого высокого. В 1248 году в Европе началось строительство Кельнского Собора. Его возведение завершилось через 632 года. Сегодня высота здания составляет около 155 метров. Самый большой фасад в мире также принадлежит ему.

Самый длинный христианский храм

Собор Святого Вита, который находится в Праге, смотрится довольно величественно, хотя его высота не достигает 100 метров. Зато длина главного коридора составляет 124 метра. Здание представляет собой шедевр готической архитектуры. Это символ столицы Чехии, который ведет свою историю с 1344 года. Сегодня он служит резиденцией архиепископа.

Строительство церковного здания длилось шесть веков. Роскошный интерьер включает в себя золотые стены, разнообразные скульптуры и цветные витражи. Пространство внутри представляет собой крест. Свод цилиндрической формы, который расположен на вышине 33 метров, подпирают 28 колонн. По всему периметру проходит трифорий – декоративная галерея. Туристы отмечают, что вид храма не надоедает. Каждый раз он вызывает восхищение.

Самый древний христианский храм

Первые христиане строили храмы на славянских землях. Немногие сооружения сохранились к нашему времени. Есть те, которые стоят и сегодня, правда, в перестроенном виде. К самому древнему христианскому храму относят церковь на площади Византия, который был позже переименован в Константинополь. Ее возведение началось во времена императора Юстианиана (в 6 веке). В первые две сотни лет своего существования церковь подвергалась разрушениям в результате войн и пожаров. В 1537 году строители возвели базилику из качественного мрамора. После захвата Константинополя турками храм был превращен в мечеть.

Сегодня это музей, всемирно известный памятник Византийской Империи, который носит название Собор Айя София. Он входит в число объектов всемирного наследия Unesco. Несколько сотен лет он оставался самым большим в мире христианства. Высота его равна дому с 33-мя этажами, диаметр купола – 31 метр.

Самый крупный христианский храм из стекла

В Калифорнии построен протестантский собор, вмещающий более 2500 человек. Он находится недалеко от Лос-Анджелеса и представляет собой гигантскую церковь, высота которой сравнима с 12-ти этажным домом. Уникальный проект возведен из 10 тысяч зеркальных панелей. Они прикреплены к стальному каркасу с помощью силиконового клея. Таким образом, ни одно стекло не прикручено болтами. Несмотря на это, сооружение способно выдержать 8-ми бальное землетрясение.

Хрустальный Собор был построен в 1980 году. Проект обошелся в восемнадцать миллионов долларов. В 2010 году храм был продан за 27,5 миллиона долларов римской католической церкви из-за долгов общины. Вскоре было принято решение переименовать его в Собор Христа.

Самый глубокий христианский храм

Собор Сипакиры представляет собой подземное церковное здание для католиков, построенное в соляных выработках. Глубина сооружения – около двухсот метров. Уникальное строение находится в центре Колумбии. Стены храма на три четверти состоят из чистой соли и высечены прямо в скале. Судя по историческим справкам, его разработка началась в пятом веке и была связана с развитием культуры индейцев. Общая площадь здания составляет 32 гектара. Действующий храм вмещает в себя до трех тысяч человек.

Туристы спускаются в него на шахтном лифте, высота которого составляет 25 метров. В древнем соляном сооружении они могут увидеть множество скульптур из мрамора и соли. Особенно популярна экскурсия «Путь шахтера». Желающие надевают каски с фонарями и проходят по узеньким коридорам. Для лучшего эффекта производят имитацию взрыва под землей. Туристам предлагается отколоть кусочек твердой породы себе на память с помощью кирки.

Собор Сипакиры – это одна из самых популярных святынь на южном континенте Америки. Его считают восьмым чудом света и величайшим достижением строительного искусства колумбийских мастеров.

Топ 10 Патриархатов православия

Многое изменилось с момента основания первой православной церкви – Константинопольского патриархата. С тех пор прошло почти 2 тысячи лет, поднимались церкви, создавались приходы, и сейчас в мире существует пятнадцать официально признанных автокефалий. И отнюдь не самая древняя из них является самой многочисленной. 10 патриархатов православия – в нашем обзоре.

1 Московский патриархат (РПЦ)

Русская православная церковь является самым многочисленным по числу прихожан патриархатом мира. Более 80 миллионов верующих исповедуют православие на территории России, Украины, Беларуси, Молдавии, Японии, Китае и Монголии, других стран, и все они являются прихожанами РПЦ. В самостоятельном виде, как автокефалия, Московский патриархат существует с 1448 года.

2 Румынская православная церковь

Этот патриархат получил самостоятельность довольно поздно – в 1885 году. Прихожанами Румынской церкви являются жители Румынии, Молдавии и Украины, в общей сложности их насчитывается 16 миллионов. Румынская церковь является одной из немногих, священнослужители которой получают жалование, как государственные служащие.

3 Сербская православная церковь

Сербская православная церковь, основанная в 1219 году, окормляет порядка 10 миллионов верующих Македонии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Черногории и, конечно, Сербии. Это одна из немногих православных церквей, которая празднует Пасху и другие переходящие праздники по григорианскому календарю.

4 Болгарская православная церковь

Болгарский патриархат является одним из новейших патриархатов православия, автономии он добился только в 1953 году. Число прихожан составляет около 8 миллионов человек.

5 Элладская православная церковь

Элладская православная церковь окормляет граждан Греции и близлежащих стан – порядка 8 миллионов человек. Эта церковь – единственная в православии, управляемая Синодом, а не Предстоятелем. Интересно, что Кипрская православная церковь существует абсолютно автономно от Элладской.

6 Александрийская православная церковь

Православные самого жаркого континента нашей планеты – Африки являются прихожанами Александрийской православной церкви. На всем континенте их 7 миллионов человек. Это одна из старейших и самых значимых церквей христианского мира.

7 Грузинская православная церковь

Грузинская православная церковь, хотя и является одним из самых древних оплотов православия, долгое время входила в Московский патриархат. Самостоятельность церкви была признана только в 1943 году. Прихожанами Грузинской православной церкви (их более 4 миллионов человек) являются граждане Грузии и Турции. К слову, это единственная церковь, которая запрещает своим прихожанам сочетаться браком с инословными христианами.

8 Вселенская патриархия

Вселенская (Константинопольская) патриархия — одна из первых православных церквей древнего мира. Название патриархии символично – ее прихожане разбросаны по всему миру, а их общая численность превышает 2 миллиона.

9 Патриархат Антиохии и всего Востока

Приходы Антиохийской православной церкви разбросаны по всему Востоку: они находятся в Сирии, Ливане, Иране, Турции и Ираке, а также в других странах. Численность ее прихожан составляет около 2 миллионов человек. Богослужение здесь, помимо греческого языка, происходит на арабском и английском.

10 Православная церковь в Америке

Североамериканский континент стал вотчиной патриархата, последним получившего статус автокефалии. Произошло это в 1970 году. Несмотря на молодость, это самый быстрорастущий патриархат: за последние 10 лет численность прихожан здесь выросла на 21%.

Нужно сказать, что существует несколько достаточно больших, но не признаных патриархатов. Среди них Киевский патриархат, Македонский патриархат, Черногорский патриархат. Не смотря на то, что церковь прямо не связана с государством в этих странах, все они образовались после разделения государств на части: СССР, Югославия, Союзная Республика Югославия.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх