Помост

Вопросы веры

Понятие в логике

Так как все предметы находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие данные предметы, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по свое­му содержанию, то они называютсянесравнимыми. Например, «симфониче­ская музыка» и «кассационная жалоба», «процессуальные акты предварительного расследования» и «общая тетрадь».

Сравнимыми называются понятия, отражающие некоторые общие суще­ственные признаки предмета или класса однородных предметов. Например, «юрист» и «адвокат», «взятка» и «кража».

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. В зависимости от того, как соотносятся их объемы, понятия делятся на две группы: совместимые и несовместимые.

Совместимые — это такие понятия, объемы которых совпадают полно­стью или частично.Несовместимые — это понятия, объемы которых не сов­падают ни в одном элементе, но которые могут быть включены частично или полностью в объем общего для них понятия. На представленной схеме по­казаны виды совместимых и несовместимых понятий.

Отношения между понятиями принято иллюстрировать при помощи кругов Эйлера (круговых схем).

В отношенияхравнозначности находятся совместимые понятия, объемы которых полностью совпадают. В таких понятиях мыслится один и тот же предмет или класс однородных предметов. Однако содержание этих понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (су­щественный признак) данного предмета или класса однородных предметов.

Например, объемы понятий А — «сын» и В — «внук» совпа­дают (каждый сын есть чей-то внук и каждый внук — чей-то сын), но содержания их различны.

В отношениипересечения находятся совместимые поня­тия, у которых объемы частично совпадают. Частично совпадает и содержание данных понятий.

В отношенииподчинения находятся совместимые понятия, объем одно­го из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

Объем первого понятия шире объема второго поня­тия: кроме кражи личного имущества граждан в него входит также кража государственного, кооперативного имущества.

Из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, понятие с большим объемом (подчиняющее) является родовым, илиродом по отношению к понятию с меньшим объемом (подчиненному), а последнее по отношению к первому называется видовым, иливидом. Родовидовые отноше­ния лежат в основе логических операций ограничения и обобщения понятий, деления объема понятий и некоторых видов определения.

Перейдем к рассмотрению несовместимых понятий.

При иллюстрации отношений междунесовместимыми понятиями возни­кает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

В отношении соподчинения находятся два или более непересекающихся понятий, принадлежащих общему родо­вому понятию.

Соподчиненные понятия В и С — это виды одного рода А, у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, В — «должностное преступление» и С — «хозяйствен­ное преступление», где А — «преступление».

В отношениипротивоположности находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки отрицает и заменяет противоположными при­знаками.

Например, А — «тяжкое телесное повреждение» и В — «легкое телесное повреждение», где родовое понятие — «телесное повреждение». Объемы про­тивоположных понятий составляют лишь часть объема общего для них родо­вого понятия.

В отношениипротиворечия находятся такие два поня­тия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками.

Например, А — «виновный» и не-А — «невиновный», где родовое понятие — «человек». Объемы двух противоречащих понятий со­ставляют весь объем рода, видами которого они являются.

Логическая характеристика юридических понятий

Понятия характеризуются содержанием, объемом и отношениями между собой.

образует совокупность существенных признаков, которыми обладают предметы или явления, отражаемые понятием. Например, содержание понятия «потерпевший» включает в себя признаки лица, которому причинен моральный, физический или материальный ущерб.

По своему содержанию понятия делятся на положительные и отрицательные. Положительное понятие содержит признаки, которые являются собственными признаками отражаемых предметов или явлений. Примером положительного понятия служит названное понятие «потерпевший», характеризуемое признаками, принадлежащими потерпевшему.

Отрицательное понятие характеризуется отсутствием определенных признаков, оно указывает на признаки, которыми отражаемые предметы или явления не обладают. Например, отрицательным является понятие «бездействие», обозначаемое отсутствие действия, которое лицо обязано было совершить.

Предметы или явления, отражаемые одним понятием, могут иметь либо не иметь сходство с предметами или явлениями, отражаемыми другим понятием. Такие понятия считаются сравнимыми либо несравнимыми.

Сравнимые понятия – понятия, содержания которых в некоторых признаках совпадают. Сравнимыми являются, например, понятия «кража» и «грабеж» – и то, и другое обозначают деяния, посягающие на чужое имущество.

Несравнимые понятия – понятия, содержания которых не совпадают. Например, понятия «правонарушение» и «погода» несравнимы, поскольку не совпадают ни в одном признаке.

Сравнимость и несравнимость – характеристики условные. Несравнимые в одном отношении понятия могут быть сравнимыми в другом. Например, понятия «убийство» и «взяточничество» несравнимы как составы преступлений, но сравнимы как преступления – общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом. При решении вопроса о сравнимости понятий всегда необходимо оговаривать, в каком отношении предполагается сравнение этих понятий.

Объем понятия – это количество предметов или явлений, обладающих признаками, образующими содержание данного понятия. Так, объем понятия «потерпевший» образуют все лица, которым причинен ущерб — моральный, физический или материальный.

Объем и содержание понятия находятся между собой в обратно пропорциональной зависимости: с увеличением объема содержание понятия уменьшается, с уменьшением – увеличивается. Например, понятие «кража» включает в себя все деяния, обладающие признаком тайного противоправного завладения чужим имуществом (ч. 1 ст. 158 УК РФ) и составляющие его объем. Если перейти к более общему для кражи понятию «хищение» (всякое противоправное завладение чужим имуществом), обладающего большим объемом, то из содержания понятия «кража» нужно исключить признак тайности.

В зависимости от количества мыслимых в понятиях предметов или явлений они делятся на общие, частные и единичные.

Общее понятие ~ понятие, включающее в себя все множество отражаемых предметов или явлений. Например, понятие «суд» – общее, оно охватывает все виды учреждений, осуществляющих судебную деятельность.

Общие понятия делятся на регистрирующие, т.е. такие, которые отражают множество объектов, поддающихся учету (например, понятие «состав преступления» – регистрирующее, поскольку все составы перечислены в УК РФ) и нерегистрирующие, отражающие объекты, не подлежащие учету, например понятие «преступник».

Частное понятие – понятие, в состав которого входит часть множества отражаемых предметов или явлений, объединяемых признаком, не свойственным всему множеству. Частный характер понятия выражается обычно термином «некоторые», например «некоторые суды».

Единичное понятие – понятие, отражающее один единственный предмет или явление. Этот предмет (явление) может исчерпывать собой все множество. Например, таким исчерпывающим единичным понятием является понятие «луна» как единственный спутник Земли. Но единичный предмет (явление) может указываться в понятии как единичная составная часть некоторого множества. Так, понятие «Иванов Иван Иванович, осужденный за убийство по ч. 1 ст. 105 УК» – единичное, поскольку предполагается, что оно включает в себя только одно данное конкретное лицо — Иванова И.И., совершившего убийство. Чтобы понятие действительно отражало один единственный объект, необходимо включить в него как можно больше отличительных для данного объекта признаков, которыми не обладает какой-либо иной объект. Типичным примером такого обозначения единичного понятия является характеристика осужденного в приговоре, в которой дается не только его фамилия, имя и отчество, но также дата и место рождения, семейное положение, судимость и др. Использование единичных понятий в соответствии с требованиями конкретизации имеет исключительное значение в юридической деятельности, где неточность формулировок, использование вместо единичного понятия частного либо даже общего может привести к ошибочным решениям. Например, недостаточная точность в определении суммы причиненного хищением ущерба может привести к неправильной квалификации преступления; игнорирование конкретных обстоятельств совершенного преступления не позволит выявить всех соучастников преступления; необъяснение обвиняемому,всех его прав может поачечь отмену принятых по делу решений и т.п.

Сравнимые понятия по своему объему делятся на совместимые и несовместимые. Совместимые понятия – это понятия, объем одного из которых полностью или частично совпадает с объемом другого понятия. Это значит, что существует некоторое множество предметов (явлений), которое полностью или частично охватывается двумя разными понятиями. Например, какое-то множество студентов могут быть одновременно спортсменами. Поэтому понятие «студент» и «спортсмен» являются совместимыми. К несовместимым понятиям относятся такие, которые по объему не совпадают. Например, не могут быть совместимыми составы преступлений; в частности, несовместимы понятия «кража» и «грабеж», поскольку деяние, образующее кражу, ни при каких обстоятельствах не может быть грабежом.

К числу других наиболее употребляемых видов понятий можно отнести понятия конкретные и абстрактные.

Конкретное понятие – понятие, отражающее объект как нечто целое, в его существенных признаках (например понятие «закон»). Абстрактное понятие – понятие, отражающее отдельный признак объекта либо отношения между объектами. Эти признаки (атрибутивные) являются общими для многих объектов. Так, абстрактное понятие «плохой» относится и к закону, и к человеку.

По соединенным показателям содержания и объема понятия находятся между собой в различных отношениях.

В зависимости от степени совмещения совместимые понятия могут быть равнозначащими, подчиненными, перекрещивающимися и соподчиненными.

Равнозначащими называютсятакие понятия, объемы которых полностью совпадают. Совпадение объемов обусловлено тем, что оба понятия отражают одно и то же множество предметов и явлений. Однако это не свидетельствует о тождестве равнозначных понятий, равнозначность нельзя сводить к различию терминов, которыми обозначается порой одно и то же понятие. Отражая одно и то же множество, равнозначащие понятия учитывают различные его стороны, различные существенные признаки. Например, понятия «кодекс» и «свод законов» – равнозначные понятия, в их основе лежит один объект. Кодекс является сводом законов, оба понятия отражают совокупность законов, и эта совокупность – единый объект двух понятий. Но эта совокупность в обоих понятиях различна: если «свод законов» не говорит о характере группировки законов внутри данной совокупности, то «кодекс» — это логически систематизированная, классифицированная совокупность норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Тем не менее, отвлекаясь от данного различия, оба понятия равнозначны. В рассуждениях, где различия между равнозначащими понятиями не имеют существенного значения, они могут заменять друг друга, т.е. одно понятие может быть использовано вместо другого.

Отношения между понятиями обычно изображаются графически в виде кругов. Совпадающие части понятий даются в штрихах. Равнозначащие понятия А и В графически представляются в виде одного заштрихованного круга (см. рис. 1).

Понятия находятся между собой в отношении подчинения, если объем одного из них входит в объем другого (см. рис. 2), это отношение вида и рода. Одно понятие в этом случае называется видовым, т.е. подчиненным (В), второе – родовым, т.е. подчиняющим (А). Так, в родо-видовом отношении подчинения находятся понятия «право» (А) и «уголовное право» (В). Объем подчиненного понятия (В) уже объема подчиняющего понятия (А), однако по содержанию оно шире подчиняющего понятия. От родо-видовых отношений следует отличать отношения структурные, части и целого. В подобных отношениях находятся, например, понятия «уголовный кодекс» (целое) и «статья уголовного кодекса» (часть), «лопата» (целое) и «черенок лопаты» (часть) и т.п. Структурное отношение отличается от родо-видового тем, что часть не является видом по отношению к целому, нельзя, в частности, говорить, что черенок лопаты является разновидностью лопаты. Часть выступает лишь в качестве структурного элемента целого, которое без этого элемента не существует. Объемы понятий могут частично совпадать друг с другом, отношение между такими понятиями называется отношением пересечения, или перекрещивания (см. рис. 3). Совпадение объемов в перекрещивающихся понятиях носит условный, необязательный характер. Например, сравнивая понятия «юрист» и «писатель», можно утверждать, что это перекрещивающиеся понятия, поскольку юрист может быть одновременно и писателем (но он может им и не быть). Совпадающая часть (С) объемов перекрещивающихся понятий обладает признаками обоих понятий.

Рис. 1 Рис. 2Рис. 3

Несовместимые понятия также находятся между собой в определенных отношениях: противоположности либо противоречия. Будучи несовместимыми, они тем не менее связаны между собой по содержанию, являясь видами одного и того же родового понятия и образуя отношение соподчиненности.

Противоположными называются такие понятия, одно из которых исключает признаки другого и одновременно указывает на иные признаки. В отношении противоположности находятся, например, понятия «преступный» и «правомерный». Эти понятия сравнимы между собой, поскольку имеют некоторые общие признаки: в частности, преступным или правомерным является поведение человека. Преступность исключает правомерность деяния и в то же время указывает на новое качество — общественную опасность и предусмотренность уголовным законом. Отношение противоположности графически обозначается в виде круга с расположенными внутри частями (см. рис. 4), на котором «С» обозначает общий объект, к которому могут быть отнесены противоположные понятия (А) и (В). Важно, чтобы объемы понятий (А) и (В) в сумме не исчерпывали общего понятия (С). В противном случае, эти понятия будут противоречащими.

В отличие от противоположных противоречащие понятия отрицают друг друга, не указывая на новые признаки (см. рис. 5). Противоречащими могут быть понятия «преступный» и «непреступный». Одно из них исключает другое, допуская, что при этом оно может быть каким угодно. Так, «непреступное поведение» может означать «подвиг», «праводозволенное поведение» либо «правонарушение», исключающее преступность. Главным показателем противоречащих понятий является то, что их объемы в сумме исчерпывают общее понятие «С». Поэтому одно из них может отрицать другое, указывая на новые признаки (что свойственно отношению противоположности), если помимо этих двух понятий общее понятие не включает в себя ни одно третье понятие. Например, в отношении противоречия находятся понятия «обвинительный приговор» и «оправдательный приговор», поскольку «приговор» никаким иным быть не может.

Сравнимые понятия находятся в отношении соподчинения, если оба они имеют такие общие признаки, которые сводят их в качестве видов к одному общему родовому понятию (см. рис. 6). Объем каждого понятия (А и В) подчинен другому общему объему (С). Например, соподчиненными являются понятия «кража» (А) и «грабеж» (В), поскольку они оба охватываются понятием «хищение» (С).

Рис.4 Рис.5 Рис.6

Соподчиненные понятия могут быть как совместимыми, так и несовместимыми, учитывая, что их объемы могут совпадать, не совпадать или пересекаться. Совпадающие, несовпадающие и перекрещивающиеся понятия имеют общее родовое понятие, с которым каждое из них находится в отношении подчинения. Например, равнозначащие понятия «суд» (А) и «орган правосудия» (В) совпадают друг с другом по объему и подчиняются родовому понятию «юридическое учреждение» (С) (см. рис. 7). Подчиненные понятия «экологическое преступление» (А) и «преступление» (В) имеют общее родовое понятие «правонарушения» (С) (см. рис. 8). Пересекающиеся понятия «юрист» (А) и «писатель» (В) подчиняются общему понятию «работник умственного труда» (С) (см. рис. 9).

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.

В операции деления следует различатьделимое понятие— объем которого следует раскрыть,члены деления — соподчиненные виды, на которые делится понятие, иоснование деления — признак, по которому производится деление.

Различают деление 1) по видоизменению признака и 2) дихотомическое деление.

Деление по видоизменению признака. Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия.

Правила деления понятия.

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.

Деление должно производиться только по одному основанию.

В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан какой-либо страны в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их социальному положению или национальности, профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и делить, скажем, граждан России на рабочих, русских, шахтеров и женщин.

3. Члены деления должны исключать друг друга. Если выбрано не одно основание, то члены деления — видовые понятия — будут находиться в отношении частичного совпадения. Подобный же результат получим при делении преступлений на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех студентов института на заочников, первокурсников и спортсменов также приведет к нарушению данного правила.

4. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики, и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называетсяскачком в делении.


Суждение-сущность и логич структура.

Связи и отношения выражаются в суждении посредством утверждения или отрицания. Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать действительности либо не соответствовать ей. Если в суждении утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которая в действительности отсутствует, то такое суждение будет истинным.

Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным.

Языковой формой выражения суждения является предложение. Подобно тому как понятия не могут возникнуть и существовать вне слов и словосочетаний, так и суждения не могут возникнуть и существовать вне предложений. Однако единство суждения и предложения не означает их полного совпадения. И если всякое суждение выражается в предложении, то из этого не следует, что всякое предложение выражает суждение. Суждение выражаетсяповествовательным предложением, в нем содержится сообщение о чем-либо.

вопросительные и побудительные предложения суждений не выражают.

Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух понятий — двух терминов суждения: субъекта, отражающего предмет суждения, и предиката, отражающего признак предмета. Субъект и предикат обозначаются латинскими буквами S и Р. Кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку — элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака.

Суждения делятся на простые и сложные.

Простым называется суждение, не включающее другие суждения. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называетсясложным.

Виды простых категорических суждений.

. Атрибутивнымназывается суждение о признаке предмета. В нем отражается связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается.

Атрибутивные суждения называют такжекатегорическими. Атрибутивное, или категорическое, суждение состоит из субъекта, предиката и связки; его логическая схема S—Р, где S — субъект суждения, Р — предикат суждения, «—» — связка.Субъектом суждения называется понятие о предмете суждения. Понятие о признаке предмета называется предикатом суждения. Связка выражает отношение между субъектом и предикатом.

Субъект и предикат называютсятерминами суждения. Субъект и предикат образуют суждение посредством связки. Устанавливая принадлежность или не принадлежность признака предмету, связка объединяет термины суждения в единое целое. Благодаря этой функции связка является необходимым элементом суждения.Некоторые суждения отражают принадлежность (или непринад-лежность) предмету нескольких признаков. В этом суждении субъект имеет не один, а два или больше предикатов.

2. Суждением с отношением называется суждение об отношении между предметами. Это могут быть отношения равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения.

3. В суждениях существования выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения.

Объединённая классифик. простых суждений.

Объединяя количественную и качественную характеристики, суждения делятся на общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.

Общеутвердительное суждение — это суждение, общее по количеству и утвердительное по качеству. Общеотрицательное суждение — суждение, общее по количе­ству и отрицательное по качеству. Частноутвердительное суждение — суждение, частное по количеству и утвердительное по качеству. Частноотрцательное суждение — суждение, частное по количеству и отрицательное по качеству.

В логике принято сокращенное обозначение суждений по их объединенной классификации.

Cуждения обозначаются следующими буквами: А — общеутвердительное, Е — общеотрицательное, I — Частноутвердительное, О — частно-отрицательное.

На языке логики предикатов суждения А, Е,I, О записывают следующим образом:

А (Все S суть Р): Vх (S(х) -> Р(х))

читается: для всехх, если х присуще свойство S, то х присуще свойство Р.

Е (Ни одно S не есть Р): Vх (S(х) -> -1 Р(х))

читается: ни одномух, которому присуще свойство S, не присуще свойство Р.

I (Некоторые S суть Р): 3 х(S(х) а Р(х))

читается: существуютх, которым присуще свойство S и свойство Р.

О (Некоторые S не суть Р): 3 х(S(х) л -1 Р(х))

читается: существуютх, которым присуще свойство S и не присуще свойство Р.

20. Распредеденность терминов в суждениях.

Правила А, Е, I, О.

В логических операциях с суждениями возникает необходимость установить, распределены или не распределены его термины — субъект и предикат.Термин считается распределенным, если он взят в полном объеме. Термин считается нераспределенным, если он взят в части объема.

Рассмотрим, как распределены термины в суждениях А, Е,I, О.

Суждение А (Все S суть Р). «Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р)». Субъект распределен, он взят в полном объеме: речь идет обо всех студентах нашей группы. Предикат этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть лиц, сдавших экзамены, совпадающая со студентами нашей группы.

Таким образом, в общеутвердительных суждениях S распределен, а Р не распределен. Однако в общеутвердительных суждениях, субъект и предикат которых имеют одинаковый объем, распределен не только субъект, но и предикат. К таким суждениям относятся общевыделяющие суждения, а также определения, подчиняющиеся правилу соразмерности.

Суждение Е (Ни одно S не есть Р). «Ни один студент нашей группы (S) не является неуспевающим (Р)». И субъект, и предикат взяты в полном объеме. Объем одного термина полностью исключается из объема другого: ни один студент нашей группы не входит в число неуспевающих, и ни один неуспевающий не является студентом нашей группы. Следовательно, в общеотрицательных суждени­ях и S, и Р распределены.

Суждение I (Некоторые S суть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) — отличники (Р)». Субъект этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть студентов нашей группы, объем субъекта лишь частично включается в объем предиката. Но и объем предиката лишь частично включается в объем субъекта: не все, а только некоторые отличники — студенты нашей группы.

Следовательно, в частноутвердительном суждении ни S, ни Р не распределены.

Суждение О (некоторые Sне суть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) — не отличники (Р)». Субъект этого суждения не распределен, предикат распределен, в нем мыслятся все отличники, ни один из которых не включается в ту часть студентов нашей группы, которая мыслится в субъекте. Следовательно, в частноотрицательном суждении S не распределен, а Р распределен.

Виды понятий. Логическая характеристика понятия

В логике выделяют различные виды понятий.

По количественной характеристике объема понятия делят на:

  • — единичные;
  • — общие;
  • — пустые.

Единичное понятие — это понятие, объем которого включает один элемент.

Приведем пример.

Понятия «Аристотель», «самая высокая гора на Земле», «Михаил Ломоносов» являются единичными понятиями.

Общее понятие — это понятие, объем которого включает класс однородных предметов.

Приведем пример.

Понятия «город», «университет», «преступление», «государство», «афоризм» являются общими.

Пустое понятие — это понятие, объем которого не содержит ни одного элемента.

Пустота понятия может быть обусловлена различными причинами.

Во-первых, возможностью фиксации в понятии логически несовместимых признаков. Такие понятия можно квалифицировать как логически пустые.

Приведем пример.

Понятия «преступник, не совершивший ни одного преступления», «круглый квадрат», «женатый холостяк» являются логически пустыми.

Во-вторых, понятия могут быть пустыми, если их содержание противоречит законам природы. Такие понятия можно квалифицировать как фактически пустые.

Приведем пример.

Понятия «мост через Атлантический океан», «кентавр», «вечный двигатель» являются фактически пустыми.

По типу элементов объема понятия делят на:

  • — конкретные;
  • — абстрактные.

Конкретное понятие — это понятие, элемент объема которого — предмет или класс предметов.

Приведем пример.

Понятия «компьютер», «кража», «антология», «сборник» являются конкретными понятиями.

Абстрактное понятие — это понятие, элемент объема которого — свойства предметов или отношения между ними.

Приведем пример.

Понятие «талантливый человек» является конкретным, поскольку его объем включает талантливых людей: Пушкина, Моцарта, Сальвадора Дали. А понятие «талант» — абстрактное, поскольку его объем включает свойства людей, а именно — их талант: талант Пушкина, талант Моцарта, талант Сальвадора Дали.

Деление имен на абстрактные и конкретные иногда порождает логическую ошибку гипостазирования.

Гипостазирование — это логическая ошибка, которая состоит в опредмечивании абстрактных сущностей, в приписывании им реального, предметного существования.

Приведем пример.

Ошибку гипостазирования, например, совершает тот, кто считает, что рядом со здоровыми и больными людьми в реальном мире существуют и такие реальные вещи, как «здоровье» и «болезнь». Ошибка состоит в желании найти в ре&пьном мире некоторую вещь, отвечающую абстрактному понятию.

По характеру элементов объема понятия делят на:

  • — собирательные;
  • — разделительные.

Собирательное понятие — это понятие, элемент объема которого — класс предметов.

Разделительное понятие — это понятие, элемент объема которого — отдельный предмет.

Приведем примеры.

Примером собирательного понятия может быть понятие «созвездие», поскольку элементами объема этого понятия являются различные множества звезд — созвездия: созвездие Большой Медведицы, созвездие Малой Медведицы.

Примером разделительных понятий могут быть понятия «университет», «планета Солнечной системы», «человек».

По наличию или отсутствию в содержании понятий признаков, которые являются существенными для обобщения предметов в классы, понятия делят на:

  • — позитивные;
  • — негативные.

Позитивное понятие — это понятие, в содержании которого фиксируют наличие определенных признаков.

Негативное понятие — это понятие, в содержании которого фиксируют отсутствие определенных признаков.

Приведем примеры.

Понятие «дееспособность» позитивное, понятие «недееспособность» негативное.

По наличию или отсутствию в содержании понятия признаков, указывающих на отношения с другими понятиями, понятия делят на:

  • — относительные;
  • — безотносительные.

Относительное понятие — это понятие, в содержание которого включены признаки, указывающие на отношения с другими понятиями.

Безотносительное понятие — это понятие, в содержании которого отсутствуют признаки, указывающие на отношения с другими понятиями.

Приведем примеры.

Относительные понятия «родитель» (относительно понятия «ребенок»), «начальник» (относительно понятия «подчиненный»), «должник» (относительно понятия «кредитор»). Безотносительные понятия: «государство», «литература», «книга».

Определить, к какому виду принадлежит понятие, значит дать ему логическую характеристику.

Приведем пример.

Дадим логическую характеристику понятию «Франция»: единичное, конкретное, разделительное, позитивное, безотносительное.

Дадим логическую характеристику понятию «невменяемость»: общее, абстрактное, разделительное, негативное, безотносительное.

Логика норм

Логика норм, называемая также деонтической логикой, уже в первые годы своего существования убедительно показала, что рассуждения, включающие нормы, не выходят за сферу «логического» и могут успешно анализироваться и описываться с помощью методов логики. Это создало хорошую почву для критики концепций, утверждающих алогичность таких рассуждений и настаивающих на невозможности сколько-нибудь убедительного обоснования моральных, правовых и иных норм и их кодексов.

Знание логических характеристик норм и оценок необходимо для решения вопросов об их месте и роли в научном и ином знании, о взаимных связях норм и оценок, об их связях с описательными высказываниями и т.д.

Интерес к логике норм понятен: область норм является очень широкой, они играют принципиально важную роль в жизни общества.

Центральное в логике норм понятие обязанности можно попытаться разъяснить путем противопоставления его другим видам необходимости. В зависимости от основания утверждения о необходимости ранее были выделены два ее вида: логическая необходимость и физическая необходимость. К ним можно добавить теперь также нормативную необходимость или обязанность.

Логически необходимо все, что вытекает из законов логики. Физически необходимо то, что следует из законов природы. Нормативно необходимо то, что вытекает из законов или норм общества, т.е. то, отрицание чего противоречит таким законам или нормам.

Что касается взаимных связей трех видов необходимости, то, как уже отмечалось, предполагается, что действие, вменяемое в обязанность, логически и физически возможно. Невозможно сделать то, что противоречит законам логики или природы. Неразумно поэтому обязывать человека сделать то, что заведомо превышает его силы.

Аналогия между логической и физической необходимостью, с одной стороны, и нормативной необходимостью (обязательностью) — с другой, не является полной. Необходимое в силу законов логики или законов природы реально существует. Утверждение «Все, что логически необходимо, — истинно» является законом логики. Утверждение «Физически необходимое — реально существует» также представляет собой логический закон. Однако из обязательности какого-либо действия не следует, что оно непременно выполняется. Принципы морали, законы государства, правила, обычаи или ритуалы и т.п., как известно, нарушаются, и происходит это нередко. Утверждение «Если действие обязательно, то оно выполняется» не может быть, конечно, законом логики норм.

К законам логики норм относятся, в частности, такие простые положения:

  • — «Никакое действие не может быть одновременно и обязательным, и запрещенным»;
  • — «Невозможно, чтобы какое-либо действие было обязательным и безразличным»;
  • — «Никакое действие не может быть вместе и запрещенным, и безразличным».

Очевидность этих положений становится особенно наглядной, когда они истолковываются в терминах конкретных действий: «Забота о близких не может быть одновременно и обязательной, и запрещенной». «Невозможно, чтобы проведение работ без нарушения техники безопасности было и обязательным, и нормативно безразличным», «Нанесение экологического ущерба не может быть вместе и запрещенным, и безразличным» и т.п.

Понятие «нормативно безразлично» употребляется здесь в своем обычном смысле: нормативно безразлично действие, не являющееся ни обязательным, ни запрещенным.

Например, нормативно безразлично, как человек называет свою собаку, только если не обязательно называть ее определенным именем, и не запрещено называть ее любым именем.

При употреблении понятий «обязательно», «разрешено» и т.п. всегда имеется в виду какая-то нормативная система, налагающая обязанность, предоставляющая разрешение и т.д. Существуют различные системы или, как их называют, «кодексы».

Возьмем, к примеру, следующие нормативные высказывания: «Возлюби ближнего своего», «Разрешено ездить в автобусе» и «Безразлично, выращиваете ли вы цветы». Эти три высказывания относятся, очевидно, к трем разным нормативным системам. Обязанность любви к ближнему является характеристикой определенного круга действий с точки зрения принципов морали. Разрешение относится к действию, подпадающему под систему правовых норм. Нормативное безразличие утверждается относительно достаточно неопределенной системы норм, скажем, совокупности требований обычая, традиции и т.п.

Разные системы норм нередко не согласуются друг с другом. Действие, обязательное в рамках одной системы, может быть безразличным или даже запрещенным в рамках другой. Скажем, обязательное с точки зрения морали может быть безразличным с точки зрения права. Запрещенное в одной правовой системе может разрешаться другой такой системой.

При истолковании конкретных примеров действия законов логики норм следует иметь в виду, что каждый отдельный пример предполагает какую-то одну — и только одну — нормативную систему, иначе пример становится просто бессмысленным.

Обязанность может быть определена через запрещение, а запрещение — через обязанность:

  • — «Обязательно действие, от которого запрещено воздерживаться»;
  • — «Запрещено действие, от которого обязательно воздерживаться».

Например, «Обязательно платить налоги, когда запрещено не делать этого» и «Запрещено нарушать правила дорожного движения, если и только если обязательно не делать этого».

Разрешение определимо через обязанность:

— «Действие разрешено, если и только если не обязательно воздерживаться от пего».

Обязанность определяется через разрешение:

— «Действие обязательно, если и только если не разрешено воздерживаться от него».

К примеру, обязательно соблюдать правила дорожного движения только при условии, что запрещено их нарушать. Запрещено заниматься лечебной практикой тому, кто обязан от нее воздерживаться.

Примеры к законам логики норм, как и вообще любые примеры к логическим законам, не просто звучат как тавтологии (т.е. повторения одного и того же), а на самом деле являются тавтологиями. Законы логики, как уже говорилось, представляют собой тавтологии и не несут конкретного, предметного содержания. Они не дают никакой информации о реальном мире. Естественно, что и примеры к данным законам также неинформативны.

Очевидно, что ни в какой системе норм одно и то же действие не должно быть вместе и разрешенным, и запрещенным. Это требование к системе норм выражает принцип:

«Если действие разрешено, оно не должно быть запрещенным».

Например, если разрешено переходить улицу на зеленый свет светофора, то это не запрещено.

Особый интерес представляет обратный принцип «Не запрещенное — разрешено». Иногда утверждается, что он, как и предыдущий принцип, универсален, т.е. приложим ко всем системам норм и ко всем лицам, связанным нормативными отношениями. На самом деле это не так. Деятельность государственных органов, должностных лиц, организаций и т.д. в силу особого их положения и выполняемых функций строится не на основе принципа «Дозволено все, что не запрещено», а исходя из другого правила: «Дозволено то, что особо разрешено, входит в компетенцию и т.п.».

В логике норм принято проводить различие между «либеральным нормативным режимом», в случае которого действует принцип «Все, что не запрещено, — разрешено», и «деспотическим нормативным режимом», когда этот принцип не находит применения и разрешенными считаются только те виды деятельности, которые оговорены особо.

Невозможно что-то сделать и вместе с тем не сделать, выполнить какое-то действие и одновременно воздержаться от него. Нельзя засмеяться и не засмеяться, вскипятить воду и не вскипятить ее. Понятно, что требовать от человека выполнения невозможного неразумно: он все равно нарушит это требование. На этом основании в логику норм вводят принцип, согласно которому действие и воздержание от него не могут быть вместе обязательными:

«Неверно, что обязательно выполнить какие-то действия и обязательно воздержаться от них» («Неверно, что обязательно А и обязательно не-А»).

Французский философ Ш. Монтескье писал о римском императоре Калигуле, который однажды произвел в сенаторы своего коня, что Калигула показал себя настоящим софистом в своей жестокости. Он говорил, что будет наказывать консулов как в том случае, если они будут праздновать день, установленный в память победы при Акции, так и в том случае, если они не будут праздновать его. Когда умерла Друзилла, которой он велел воздавать божественные почести, было преступлением плакать по ней, потому что она была богиней, и не плакать, потому что она была сестрой императора.

Очевидно, что распоряжения Калигулы противоречат логике. Одновременно запрещается выполнять определенное действие и воздерживаться от его выполнения. Логически это невозможно, и как бы ни вели себя те, кому адресованы эти распоряжения, одно из запрещений неизбежно будет нарушено.

Положение, что выполнение действия и воздержание от него не могут быть вместе обязательными, называется законом деонтической непротиворечивости. Данный закон является конкретизацией логического закона противоречия на случай нормативных высказываний. Основание, склоняющее к принятию этого закона, состоит в том, что нельзя одновременно выполнить некоторое действие и воздержаться от него. Наличие в нормативном кодексе противоречивых обязанностей ставит их субъекта в положение, в котором, как бы он ни вел себя, он нарушит одну из своих обязанностей. Кодекс, требующий выполнения невозможного, естественно считать несовершенным.

Иногда утверждается, что требование усовершенствования такого кодекса путем исключения из него несовместимых обязанностей носит не логическую, а этическую или философскую природу. Система норм, не удовлетворяющая принципу деонтической непротиворечивости, противоречива в том смысле, что она содержит нормы, одну из которых невозможно выполнить без нарушения другой. Но эта система отражает реально встречающиеся конфликты моральных, правовых и тому подобных обязанностей и является вполне правомерной с точки зрения логики.

На возражения против введения в логику норм принципа деонтической непротиворечивости можно ответить следующим образом. Деонтическая логика не описывает, как люди действительно выводят заключения из нормативных посылок. Вполне возможна ситуация, когда человек из обязанности сделать одно действие «выводит» разрешение выполнить иное действие, совершенно не связанное с первым. Деонтической логикой не отрицается также существование противоречивых, требующих выполнения невозможных действий, кодексов. Логика норм не описывает фактические рассуждения, использующие нормы, и действительные кодексы. Она формулирует критерии рационального рассуждения в области норм. Задача такого рассуждения состоит в предоставлении разумных оснований для действия. Очевидно, что рассуждение нельзя назвать рациональным, если оно санкционирует обязательность выполнения невозможного действия.

Многие существующие нормативные кодексы в той или иной степени непоследовательны. Они складываются постепенно, и предлагаемые ими новые обязанности и нрава нередко не согласуются со старыми. Но это не означает, что логика, исследующая структуру нормативного рассуждения, не должна требовать его непротиворечивости.

Реальные естественнонаучные теории также развиваются постепенно, и новое в них зачастую противоречит старому. Изучая их структуру, логика полностью отвлекается от истории их становления и борьбы различных концепций. Непоследовательность и прямая противоречивость естественнонаучных теорий не рассматривается при этом как основание для отказа от требования их логической непротиворечивости. Было бы неестественным допускать, что отношение логики норм к противоречиям принципиально отличается от отношения к ним других разделов формальной логики. Противоречивость реальных систем норм НС исключает требования логической непротиворечивости этих систем, точно так же как противоречивость реальных естественнонаучных теорий не означает допустимости в этих теориях логических противоречий.

Таким образом, принцип деонтической непротиворечивости должен быть отнесен к истинам логики. Его принятие связано, однако, с принятием определенных предположений о природе и целях нормативного рассуждения, о связи его с действием.

В логике норм имеет место также закон деонтической полноты: «Всякое действие или обязательно, или безразлично, или запрещено».

Данный закон является конкретизацией логического закона исключенного третьего на случай нормативных высказываний. Идею полноты нормативного кодекса можно выразить также с помощью одного из следующих высказываний:

  • • действие разрешено, если воздержание от него не является обязанностью;
  • • всякое не запрещенное действие — разрешено;
  • • относительно любого действия верно, что разрешено или выполнять его, или воздерживаться от него.

Если безразличие, обязанность, запрещение и разрешение понимаются как нормы, явно или имплицитно содержащиеся в кодексе, о принципе деонтической полноты можно сказать, что им предполагается охват нормативным кодексом всех человеческих действий.

Очевидно, что многие реальные кодексы имеют дело только с ограниченным кругом действий и не определяют нормативный статус не только не известных пока способов поведения, но и тех действий, выполнение или невыполнение которых нет смысла делать объектом каких-либо норм. Это означает, что включение в логику норм принципа деонтической полноты должно истолковываться как определенное ограничение класса нормативных систем, для исследования которых может быть использована эта логика.

Из других законов логики норм можно упомянуть положения:

  • — «Логические следствия обязательного — обязательны»;
  • — «Если действие ведет к запрещенному следствию, то само действие запрещено»;
  • — «Если обязательно выполнить вместе два действия, то обязательно каждое из этих действий».

Деонтическая логика нашла многие приложения. Понимание логических характеристик норм необходимо для решения вопросов о следовании одних норм из других, о месте и роли норм в научном и ином знании, о взаимных связях норм и оценок, норм и описательных высказываний и т.д. Знание логических законов, которым подчиняется моральное, правовое, экономическое и всякое иное рассуждение, использующее и обосновывающее нормы, позволяет сделать более ясными представления об объектах и методах наук, оперирующих нормами, оказать существенную помощь в их систематизации.

Источником философского и методологического интереса является также то, что деонтическая логика заставляет по-новому взглянуть на ряд собственно логических проблем. В частности, построение логической теории нормативных высказываний, не имеющих истинностного значения, означает выход логики за пределы «царства истины», в котором она находилась до недавних пор. Понимание логики как науки о приемах получения истинных следствий из истинных посылок должно в связи с этим уступить место более широкой концепции логики.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх