Помост

Вопросы веры

Последование ко святому причастию

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Причащения – это один из обязательных таинств православных христиан. Во время проведения его верующим предлагается испить вина и вкусить хлеба, тем самым вкусив самой Крови и Тела Господнего. Именно во время проведения его человек соединяется с Христом и имеет возможность получить в последствии право на вечную жизнь. Но для того, чтобы провести его, в ваших молитвах должно появится последование ко Святому Причащению.

Таинство Причастия

Согласно писанию сам Иисус Христос во время Тайной Вечери дал благословление приготовленному хлебу. Он разделил его на части и раздал всем своим ученикам. Затем он дал им испить вина, именуя его Кровью Своей. Также он сказал о том, что творить такое действие необходимо для того, чтобы очистить верян.

Рекомендуют каждому православному, хотя бы причаститься. Он необходим каждому для спасения. Считается, что именно вино – это та Кровь Христа, которой он искупил наши грехи, а хлеб – его Тело. И употребляя их, мы будем пробуждать в себе силы для жизни и очищать свою душу.

В чем же заключается таинство:

  • под действием Святого Духа вино и хлеб преображаются в настоящую Кровь и Тело Христа.
  • эти атрибуты являются более духовной пищей, нежели физической
  • вкусив их Вы сможете обрести залог вечного блаженства.

Проводить разрешено только епископам и пресвитерам, так как их принято считать приемниками апостолов.

Если Вы имеете желание совершить Таинство Причастия, то для этого Вам необходимо прочитать последование ко Причастию. Для этого верующий должен:

  • Проводить больше времени в молитвах
  • Придерживаться поста
  • Провести очищение совести от грехов через Таинство Покаяния.

Но необходимо помнить о том, что совершение определенных процедур по подготовке – это не слепое следование правил, определенных предписаний. Вся наша жизнь должна быть основана на Евангелистских заповедях. Самое главное в этом процессе – это искреннее желание всей нашей душой присоединится к Господу.

В православии молитвы делятся на два вида:

  1. Домашняя
  2. Церковная

Зачастую рекомендуют проводить больше времени в усердных молитвах и посещать церковные богослужения. Перед самым Причастием рекомендую ходить в храм на вечернее Богослужение.

Как читать Последование ко Святому Причащению

Накануне Причастия рекомендуют провести определенную молитвенную подготовку. Есть такая благочестивая традиция как чтение трех канонов и акафиста перед тем, как принять Святые Христовые Тайны.

Какие же это каноны?

  • Канон Ангелу-Хранителю
  • Канон покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу
  • Канон молебного ко Пресвятой Богородице.

Во время празднования Воскресения Христова эти каноны заменяют на Пасхальный канон. Если у Вас нет свободного времени на их чтение, то не расстраивайтесь, так как это не обязательно. А если все же Вы сделаете это, то принесете только пользу Вашему духовному состоянию.

Рекомендуется придерживаться литургического поста. Для тех, кто соблюдали их ранее или редко придерживаются их, то священник может назначить и дополнительный пост, который может достигать недели.

Основной задачей его: употреблять меньше пищи и питья, уменьшить просмотр развлекательных передач, музыки, театра. В это время необходимо придерживаться не только душевной, но и телесной чистоты. За день до и после таинства необходимо воздержатся от телесной близости. За 12 часов до Причастия необходимо придерживаться строгого поста.

Важным считают настроение перед таинством. Воздержитесь от негативных эмоций, чувства злобы и раздражительности. Старайтесь не осуждать никого. Лучше проведите свободное время в чтении Евангелие или иных духовных книг.

Перед Причастием необходимо пройти исповедь. А до этого момента необходимо примерится в обидчиками и обиженными, а также попросить прощение. Исповедь – это донесение Ваших грехов к Господу в присутствии свидетеля – священника. Просто расскажите ему то, что тяготит Вашу душу.

Сделать это можно в любом храме, например в Оптинском монастыре. Последование ко Святому Причащению в Оптине Пустынь можно услышать довольно часто. Это мужской монастырь в Калужской области, который хранит в себе определенные тайны.

Последование ко Святому Причащению на русском языке написано для того, чтобы люди, которые не владеют церковнославянским могли без трудностей прочитать его. А вот и сам текст молитвословия:

Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Дух истины, Везде Сущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благий, наши души.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши. Владыко, прости беззакония наши. Святый, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, сущий на Небесах! Да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Придите, поклонимся Царю, нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу-Царю, нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Царю и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 22.

Господь – Пастырь мой, и я ни в чём не буду нуждаться: Он покоит меня на обильных пастбищах и водит меня к водам тихим; подкрепляет душу мою, наставляет меня на пути правды во славу имени Своего. Если и пойду я во мраке, грозящем смертью, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою; Чаша Твоя наполняет меня вином мудрости, так что делает ещё трезвее, вознося ум к Тебе. И милость Твоя будет сопровождать меня во все дни жизни моей, и я поселюсь в доме Господнем на долгие дни.

Псалом 23.

Господня земля и всё что наполняет её, – вселенная и всё живущее в ней. Он основал ее на морях, и на реках утвердил её. Кто взойдет на гору Господню или кто станет на святом месте Его? Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся ложно ближнему своему, тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева! Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы! Кто сей Царь Славы? Господь Крепкий и Сильный, Господь, Сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и откройтесь двери вечные, и войдет Царь Славы! Кто сей Царь Славы? Господь Сил, Он – Царь Славы.

Псалом 115.

Я веровал и потому говорил: «Я сильно сокрушён». Я сказал в исступлении моём: «Всякий человек – ложь». Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения приму, и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его. Честна пред Господом смерть праведников Его. О, Господи! Я раб Твой, я раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди Тебя, Иерусалим!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Поклон с крестным знамением)

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Поклон с крестным знамением)

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Поклон с крестным знамением)

Беззакония мои прости, Господи, от Девы родившийся, и сердце моё очисти, делая его храмом пречистому Твоёму Телу и Крови. И не отринь меня от Твоего лица, Имеющий бесконечно великое милосердие!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Как дерзну я, недостойный, на причащение святынь Твоих? Если я отважусь приступить к Тебе с достойными, то одежда обличит меня, ибо она не такая, в какой идут на Вечерю, и я исходатайствую осуждение многогрешной душе моей. Очисти, Господи, скверну души моей и спаси меня, как Человеколюбец.

И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Велико множество моих прегрешений, Богородица! Я прибег к Тебе, Чистая, с молитвой о спасении. Склони, единая Благословенная, взор на мою болеющую душу и моли Сына Твоего и Бога нашего простить мне худые дела, которые я совершил.

Человек! Намереваясь вкусить Тело Владыки, приступи со страхом, чтобы не опалиться: ибо это огонь. Божественную пьюще кровь для Причащения, прежде примирись с оскорбившими тебя, и потом с дерзновением вкушай таинственную пищу. Прежде Причащения страшной жертвы животворящего тела Владыки, с трепетом помолись следующим образом:

Молитва первая, св. Василия Великого.

Владыка, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Источник жизни и бессмертия, всей твари видимой и невидимой Творец, Безначального Отца также вечный и также безначальный Сын! По чрезмерной Твоей благости в последние дни воплотившийся, распятый и погребённый за нас, неблагодарных и злонравных, и кровью Твоею обновивший растленную грехом природу нашу. Ты Сам, бессмертный Царь, прими и моё, грешного, покаяние; склони ухо Твое ко мне и услышь слова мои. Ибо согрешил я, Господи, согрешил против неба и пред Тобою, и недостоин я возвести очи свои в небесную высоту славы Твоей; ибо прогневал я благость Твою, преступив заповеди Твои и не послушав повелений Твоих. Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый, многомилостивый, не допустил меня погибнуть среди беззаконий моих, всячески ожидая моего обращения. Ибо Ты сказал, Человеколюбец, через Твоего пророка, что Ты не желаешь смерти грешника, но чтобы он обратился на путь добра и был жив. Не хочешь Ты, Владыка, чтобы гибло создание рук Твоих, и не находишь Ты удовлетворения в погибели человеческой, но желаешь, чтобы все спаслись и достигли познания истины. Поэтому и я, хотя и не достоин ни неба, ни земли, ни самой этой кратковременной жизни, так как всего себя поработил греху и чувственным наслаждениям и осквернил в себе Твой Образ, но, будучи Твоим творением и созданием, я, несчастный, не отчаиваюсь в своем спасении и дерзновенно прибегаю к Твоему безмерному милосердию. Прими же и меня, Человеколюбче Господи, как блудницу, как разбойника, как мытаря, как блудного сына. И сними с меня тяжкое бремя грехов – Ты, берущий на себя грех мира и исцеляющий человеческие немощи, – призывающий к Себе изнуренных и обремененных и дающий им покой, – пришедший призвать к покаянию не праведных, но грешников. И очисти меня от всякой нечистоты телесной и душевной, и научи меня вести святую жизнь в страхе перед Тобою, чтобы я, причащаясь, с чистым свидетельством совести моей, Святынь Твоих, вошел в единение со святым Телом Твоим и Кровью и имел Тебя во мне живущим и пребывающим с Отцом и Святым Духом.

О, Господи Иисусе Христе, Боже мой! И да не будет мне в осуждение причащение пречистых и животворящих Твоих Таин, и да не сделаюсь я немощен душою и телом от недостойного причащения их; но дай мне до последнего моего вздоха причащаться Святынь Твоих не в осуждение, а в общение со Святым Духом, в напутствие в жизнь вечную и в благоприятный ответ на страшном суде Твоем, чтобы и мне со всеми избранными Твоими сделаться участником полноты Твоих благ, уготованных Тобою, Господи, для любящих Тебя, в которых Ты прославлен во веки. Аминь.

Молитва вторая, св. Иоанна Златоуста

Господи, Боже мой, я coзнаю, что недостоин и не приготовлен к тому, чтобы Ты вошел под кров жилища души моей, потому что оно всё пусто и разрушено, и нет во мне достойного места, где бы Тебе преклонить главу. Но как Ты ради нас уничижил Себя, сошедши с высоты небесной, так и теперь снизойди до ничтожества моего. И как Тебе благоугодно было возлечь в пещере, в яслях бессловесных животных, так благоволи войти в ясли моей безрассудной души и в оскверненное тело моё. И как Ты не возгнушался войти и принять участие в вечере с грешниками в доме Симона прокажённого, так соблаговоли войти и в жилище смиренной моей, прокажённой и грешной души.

И как не отверг Ты подобную мне блудницу и грешницу, пришедшую и прикоснувшуюся к Тебе, так же умилосердись и ко мне, грешному, приходящему и прикасающемуся к Тебе. И как Ты не возгнушался скверных и нечистых уст её, целовавших Тебя, так не возгнушайся еще более, чем её, скверных и нечистых уст моих, мерзких и нечистых губ и скверного и еще более нечистого моего языка. Но да будет мне пылающий уголь пресвятого Тела Твоего и драгоценной Твоей Крови в освящение и просвещение, во здравие смиренной моей душе и телу, в облегчение тяжести многих моих прегрешений, в охранение от всякого диавольского воздействия, к устранению и обузданию дурных и зловредных моих привычек, к умерщвлению страстей, к преуспеянию в Заповедях Твоих, к приумножению божественной Твоей благодати, к приобретению Царства Твоего. Ибо я прихожу к Тебе, Христе Боже, не как дерзкий, но как уповающий на Твою несказанную милость и чтобы, далеко разобщенный с Тобою, я не был похищен духовным волком. Поэтому молю Тебя: как единый Святый, освяти, Владыка, мою душу и тело, ум и сердце, все внутренние органы, и всего меня обнови, и вкорени страх пред Тобою в членах моих, и сделай освящение Твоё неизгладимым во мне. Будь мне помощником и заступником, направляя, как кормчий, мирно жизнь мою, да сподоблюсь я на Суде стать одесную Тебя со Святыми Твоими, молитвами и предстательством Всепречистой Твоей Матери, бесплотных Твоих служителей и пречистых Сил и всех святых, от вечности Тебе благоугодивших. Аминь.

Молитва третья, св. Симеона Метафраста

Господи, Единый чистый и бессмертный, по несказанному Твоему состраданию и человеколюбию, воспринявший на Себя всю нашу сложную природу от чистой девственной крови сверхъестественно Родившей Тебя наитием Святого Духа, по благоволению вечного Отца, Иисусе Христе, Премудрость Божия, мир и сила! Ты, воспринятою Тобою плотью принявший животворящие и спасительные страдания: крест, гвозди, смерть – умертви мои губительные для души телесные страсти. Ты, погребением Твоим опустошивший царство ада, погреби благими размышлениями мои дурные намерения и рассей духов зла. Ты, живоносным Твоим на третий день из гроба восстанием поднявший падшего праотца, подними и меня, впавшего в грех, давая мне средства к покаянию. Ты, славным Твоим вознесением обожествивший воспринятую плоть и удостоивший её возседания одесную Отца, удостой и меня причащением святых Твоих Таин достигнуть правой стороны спасаемых. Ты, сошествием Утешителя Духа сделавший святых Твоих учеников драгоценными сосудами, яви и меня вместилищем Его пришествия. Ты, намеривающийся вновь прийти, чтобы праведно судить вселенную, удостой и меня встретить, со всеми святыми Твоими, Тебя, Судию и Создателя моего, грядущего на облаках, дабы я бесконечно прославлял и воспевал Тебя, с безначальным Твоим Отцом и Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва четвёртая, св. Иоанна Дамаскина

Владыко, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, единый имеющий власть прощать людям грехи! Как милосердый и Человеколюбец, пренебреги всеми моими прегрешениями, совершенными как сознательно, так и неосознанно, и сподобь меня, не подвергаясь осуждению, причаститься божественных, славных, пречистых и животворящих Твоих Таин, не в отягчение прегрешений, ни в муку, ни в умножение грехов, но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и Царства, в защиту, помощь и отгнание врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты – Бог милостивый, сострадательный и человеколюбивый, и Тебе мы воссылаем славу, с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая, св. Василия Великого

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и драгоценной Крови Твоей, и виновен, и ем и пью себе осуждение, не различая Тела и Крови Твоей, Христа и Бога моего. Но я, на сострадание Твоё уповая, прихожу к Тебе, сказавшему: «Вкушающий Мою плоть и пьющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нём». Умилосердись же, Господи, и не обличи меня, грешника, но поступи со мною по милости Твоей. И да будет мне Святыня эта в исцеление, очищение, просвещение, сохранение и спасение, и в освящение души и тела; в отгнание всякого пустого мечтания, дурного деяния и диавольского воздействия, проявляемого через помыслы в членах моих; в дерзновение пред Тобою и любовь к Тебе, в исправление и утверждение жизни во благом, возрастание добродетели и совершенства, в исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в жизнь вечную, в благоприятный ответ на страшном суде Твоём, – не в осуждение или в наказание.

Молитва шестая, св. Иоанна Златоуста

Отпусти, оставь, прости мне согрешения мои, Боже, которыми я согрешил пред Тобою словом ли, делом ли, помышлением, вольно и невольно, сознательно и неосознанно, всё мне прости, ибо Ты благ и Человеколюбец. И молитвами пречистой Твоей Матери, бесплотных Твоих служителей и святых Сил, и всех святых, от начала мира Тебе благоугодивших, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Тело Твоё и честную Кровь, во исцеление души и тела и во очищение лукавых моих помыслов: ибо Твоё есть царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва седьмая, его же

Недостоин я, Владыко Господи, чтобы Ты вошёл под кров души моей. Но так как Ты, Человеколюбец, хочешь жить во мне, то я дерзновенно приступаю. Ты повелеваешь, и я растворю двери, которые Ты один создал, и войдешь Ты с обычным человеколюбием, войдёшь – и просветишь мой помрачённый разум. Верую, что Ты совершишь это. Ибо Ты не ушёл от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами; не отверг и покаявшегося мытаря; не прогнал и разбойника, признавшего в Тебе Царя; не оставил тем, чем он был, и раскаявшегося гонителя Твоего Павла; но всем, пришедшим к Тебе с покаянием, дал Ты место в сонме друзей Твоих, единый Благословенный всегда, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва восьмая, его же

Господи Иисусе Христе, Боже мой, ослабь, отпусти, очисти, смилостивься и прости мне, грешнику, негодному и недостойному рабу Твоему, все мои ошибки, согрешения и грехопадения, которыми я согрешил пред Тобою от юности моей и до настоящего дня и часа: сознательно или неосознанно, словами или делами, влечениями, мыслями, стремлениями и всеми моими чувствами. И молитвами бессеменно родившей Тебя пречистой Вечнодевы Марии, Матери Твоей, единственной твёрдой моей надежды, защиты и спасения моего, сподобь меня, причаститься пречистых, вечных, спасительных и страшных Твоих Таин, не навлекая на себя осуждения, в отпущение грехов и в жизнь вечную, в освящение и просвещение, в крепость, исцеление и здравие души и тела, в истребление и совершенное уничтожение злых моих помыслов, мыслей и намерений, а также нечистых мечтаний, тёмных и злых духов. Ибо Тебе принадлежит Царство и сила, и слава, и честь, и поклонение, с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва девятая, св. Иоанна Дамаскина

Пред дверьми храма Твоего стою я, и всё-таки не оставляю дурных мыслей. Но Ты, Христе Боже, мытаря оправдавший и хананеянку помиловавший и разбойнику двери рая отверзший, открой мне человеколюбивое сердце Твоё и прими меня, приходящего и прикасающегося к Тебе, как Ты принял блудницу и кровоточивую: ибо одна, коснувшись края одежды Твоей, сразу получила исцеление; другая, обняв Твои пречистые ноги, получила прощение грехов.

И я, несчастный, решаясь принять всё Твоё Тело, да не сгорю; но прими меня, как Ты принял тех женщин, и просвети чувства души моей, попаляя мои грехи, молитвами без семени Тебя Родившей и небесных Сил. Ибо благословен Ты во веки веков. Аминь.

Молитва десятая, св. Иоанна Златоуста

Верую, Господи, и исповедую, что Ты действительно Христос, Сын Бога Живого, Пришедший в мир, чтобы спасти грешников, из которых я первый. Ещё верую, что это есть само пречистое Тело Твоё и это есть сама драгоценная Кровь Твоя. Поэтому я прошу Тебя: помилуй меня и прости мне грехи мои, вольные и невольные, которые я совершил словом или делом, сознательно или неосознанно; и удостой меня, неосуждённо, причаститься пречистых Твоих Таин для получения прощения грехов и жизни вечной. Аминь.

Окончание молитв

Воистину достойно прославлять Тебя как Богородицу, всегда Блаженную и Пренепорочную, и Матерь нашего Бога. Мы величаем Тебя как истинную Богородицу, безболезненно родившую Бога-Слово, достойную большей почести, чем Херувимы, и несравненно славнейшую, нежели Серафимы.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Непосредственно перед Причащением, если имеется такая возможность, произноси про себя следующие стихи Симеона Метафраста:

Вот я приступаю к божественному причащению. Создатель, не опали меня приобщением! Ибо Ты – огонь, сжигающий недостойных. Но очисти меня от всякой нечистоты.

Затем произноси:

Прими меня сегодня участником Твоей таинственной Вечери, Сын Божий, ибо я ни за что не выдам тайны Твоим врагам и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но, как разбойник, открыто выражаю веру в Тебя, говоря: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоем!»

И следующие стихи:

Человек, трепещи при виде божественной Крови! Она – огонь, сжигающий недостойных. Тело Божие обожествляет меня и питает: обожествляет дух, непостижимо питает ум.

Потом тропари:

Ты привлек меня, Христе, любовью и изменил меня святым к Тебе стремлением. Попали же огнем невещественным грехи мои и удостой сладко насладиться Тобою, чтобы я ликуя прославлял два пришествия Твои.

В светлый сонм святых Твоих как войду я недостойный? Ведь, если я решусь войти с ними в чертог брачный, меня выдаст одежда, ибо она не такая, в какой ходят на брак, и я буду связан и изгнан Ангелами. Очисти, Господи, нечистоту души моей и спаси, как Человеколюбец.

Также и молитву:

Владыка – Человеколюбче, Господи, Иисусе Христе Боже мой, да будет мне сия Святыня не в обвинение за мое недостоинство, но в очищение души и тела и в залог будущих жизни и Царства. Мне же благо – прилепляться к Богу, полагать в Господе надежду на спасение моё.

И снова:

Прими меня сегодня участником Твоей таинственной Вечери, Сын Божий, ибо я ни за что не выдам тайны Твоим врагам и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но, как разбойник, открыто выражаю веру в Тебя, говоря: Помяни меня, Господи, в Царстве Твоем!

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео, где Вы услышите последование к таинству Причастия:

Святое Причастие – великое Таинство, к которому нужно старательно готовиться. Существует ряд правил, следуя которым человек работает над собой, чтобы достойно принять Божественный Огонь. Готовясь к Евхаристии, человек соблюдает пост в пище и душе, читает Последование ко Святому Причащению. Даже после тщательной подготовки человек не может быть в полной мере достоин Причастия, поэтому приступает к Таинству с упованием на Бога и Его милость. Как следует готовиться к Евхаристии и какое правило читать?

История таинства Евхаристии

Первое Причастие совершилось в Сионской горнице, когда причащались святые апостолы, что описано в cвятом Евангелии. В Великий четверг перед своим арестом и смертной казнью Иисус Христос на Тайной Вечере даровал людям таинство Евхаристии. Спаситель благословил хлеб, собственноручно преломил его и дал ученикам со словами «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». В этот момент хлеб уже был не просто хлебом, а стал истинно Телом Христовым. Затем взяв чашу виноградного вина, возблагодарив Отца Небесного, Христос подал и ее апостолам, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Господь принес в жертву за людей самого себя. Он дал апостолам Свою Плоть и Кровь, а уже на следующий день Его обрекли на страдания. Завершив причастие учеников, Спаситель заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание». С тех пор Евхаристия совершается во всех православных храмах. Этого великого таинства лишены еретики, считающие себя христианами, например, католики и протестанты, так как еретические таинства не действительны.

Первое Причастие совершилось в Сионской горнице

Таинство Причастия в Церкви

Православный – это не просто человек, который верит в существование Бога. Истинно православные люди находятся в благодатном общении с Господом. В Таинстве Евхаристии человек приобщается к Святымх Дарам, соединяется с Христом. Древние христиане не могли представить не причащающегося христианина, это было противоестественно. Для Великого Таинства люди собирались, даже если им угрожала смерть.

Известны случаи, когда по маловерию людей им даровалось чудо – хлеб и вино, под видом которых православные принимают Тело и Кровь Спасителя, действительно становились мясом и кровью. В частности, об этом свидетельствует всемирно известное Ланчанское чудо. Оно совершилось в VIII веке в городе Ланчано, Италия. Это было до Великой Схизмы. Разделения на католиков и православных еще не было.

Видео «Покаянный канон к Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю»

В этом видеосюжете представлена аудиозапись молитвенного обращения.

Основные правила подготовки к Евхаристии

Кратко о подготовке к Таинству можно прочесть в молитвослове. Этот раздел обычно размещают после Последования ко Святому причащению.

Готовясь ко Причастию, следует быть особенно внимательным к следующим действиям:

  • домашняя молитва;
  • посещение храмовых богослужений;
  • пост;
  • душевное состояние, поведение;
  • покаяние, исповедь;
  • поведение во время Причастия и после него.

Готовясь к Таинству, нужно по возможности посещать все богослужения, которые буду проходить в храме. Обязательно нужно участвовать в вечерней службе накануне завтрашнего причастия. Следует читать утреннее и вечернее правило, а также по одному канону в день.

ИсповедьПостДомашняя молитва

Важно следить за своими мыслями и чувствами, не допускать обид, раздражения, ссор, гордости, тщеславия. Нельзя удерживать в себе плохие и злые мысли даже на минуту. В этом поможет непрестанное мысленное чтение Иисусовой молитвы. В дни подготовки человек отказывается от любого рода развлечений и интимных отношений.

Пост в пище длится 3-7 дней и подразумевает отказ от любой пищи животного происхождения и лакомств. Не рекомендуется прибегать к лукавой замене и употреблять «постный майонез», «постные вафли» и т. д., так как это проявление служению страсти, а не борьба с ней. Полезная информация

Во время подготовки нужно примириться с ближними, всех простить, ни на кого не держать зла. Важно осознать свои грехи, свое недостоинство, искренне покаяться. Исповедь проводится на вечерней службе накануне Причастия или утром непосредственно перед ним.

Три совмещенные канона ко Причастию

Усилив домашнюю молитву, нужно ежедневно читать по одному канону. Так, если причастие будет в воскресный день, то в среду нужно прочесть «Канон покаянный ко Господу», в четверг – «Молебный ко Пресвятой Богородице», в пятницу – «Ангелу-Хранителю». В субботу читаются все три канона вместе. Существует практика совмещения их в один. Тогда песни канона читаются поочередно из каждого из них, некоторые стихиры и тропари опускают.

В молитвослове каноны могут быть раздельными или совмещенными в один. Если совмещенного нет, а человек боится допустить ошибку при самостоятельном совмещении, можно их прочесть полностью один за другим.

Молитвы ко Святому Причащению

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию. Оно включает в себя псалмы, канон и ряд молитв ко Господу. Существует практика раздельного чтения Последования. Начало и канон читается вечером, а молитвы утром. Можно прочесть все Последование сразу вечером, но после этого уже нельзя есть и пить. В конце правила размещены стихи и тропари, которые нужно читать, уже подходя причащаться.

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию

Кроме канонов и последования, можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему и/или акафист ко Святому Причащению.

Все молитвы печатаются на церковнославянском языке, но русскими буквами. Перевод молитвенных правил на русский язык недопустим. Молитвы из правила ко Причастию обращаются к самому Господу, а не святому.

Евхаристия – величайшее Таинство Церкви. Чтобы к нему приступить, нужно тщательно подготовиться. Еще апостол Павел заповедовал испытывать себя, указывая, что из-за недостойной подготовки люди болеют и умирают.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О должном понимании Устава и традиций – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, самое главное Таинство в Церкви – это Таинство Евхаристии. Как часто можно приступать к нему?

– Современный православный богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) на вопрос о том, насколько часто нужно причащаться, однажды заметил: «Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое – но всегда с должной подготовкой». Что же в данном случае понимается под должной подготовкой?

Церковное Предание неоднократно говорит нам: сколько бы человек ни готовился, как бы он ни постился, все равно он не станет поистине достойным причастником Тела и Крови Христовых. Именно наш грех делает нас недостойными участниками сего Небесного Таинства. Но в то же время именно потому, что каждый из нас грешен, мы и должны причащаться как можно чаще, чтобы попытаться победить в себе свой грех. Грех, по словам преподобного Исаака Сирина, – это болезнь, и если мы хотим преодолеть в себе ту или иную болезнь, то должны как можно чаще прибегать к лекарствам, а главное лекарство против греха – это Евхаристия. Священномученик Ириней Лионский так и говорит: Евхаристия – это единственное лекарство Бессмертия, и в зависимости от того, как мы к нему прибегаем, таковым и будет наше бессмертие.

Кроме того, Евхаристия – это наша духовная пища, и потому, если мы хотим жить духовно, то должны как можно чаще питаться ею. Господь сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53–54).
Причастие, по замечанию одного современного богослова, вовсе не награда, предназначенная исключительно для святых, но, прежде всего, – это помощь для грешников. Мы должны стараться причащаться как можно чаще вовсе не потому, что мы такие хорошие и достойны этого, а оттого, что без Причастия духовной жизни нет и быть не может. Причастие – не то, что мы заслужили, Причастие – это то, что Бог дарует нам по Своей великой любви и милости.

Согласно установившейся в нашей Церкви традиции, участие в Таинстве Евхаристии должно предваряться участием в другом Таинстве – Таинстве Исповеди. Так, еще святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей» (1 Кор. 11:17–34). Мы должны помнить о том, что, приступая к Святым Тайнам, участвуем ни в чем ином, как в Божественной жизни, мы становимся причастны тому, что, по слову одного церковного писателя, является дивным даже для самих Ангелов Божиих. А потому каждому нужно понимать, насколько велик и значителен наш выбор, следовательно – и наша ответственность в этом деле.

– Нужен ли особый пост перед Причащением?

– Если мы посмотрим на правила Древней Церкви, то нигде не найдем требований особого (например, трехдневного, как принято это сейчас) поста перед принятием Таинства Евхаристии. В церковных канонах говорится только о хранении поста в среду и пятницу, в них идет речь о многодневном посте Святой Четыредесятницы (69-е Апостольское правило), но ничего не сказано об особом посте перед Причастием. Подобная ситуация объясняется тем, что евхаристический пост (от 1 дня – до недели) – это практика более позднего времени: когда люди чаще причащались, например, хотя бы раз в неделю, никто от них не требовал особого поста перед Причастием. Когда же в силу охлаждения духовной ревности христиане перестали часто прибегать к спасительным Таинствам, именно тогда и был введен особый пост перед Евхаристией, чтобы как можно лучше настроить человека (прежде всего духовно) на принятие Тела и Крови Христа.

Относительно уставных предписаний, касающихся участия в Евхаристии, можно указать только некоторые правила Карфагенского и Трулльского Соборов, предписывающих Причащение натощак, а также правило Тимофея Александрийского, который определяет необходимость супружеского воздержания накануне Причащения.

Таким образом, мы видим, что практика трехдневного поста перед Причащением Святым Тайнам Христовым начинается с того времени, когда люди, к сожалению, стали причащаться все реже и реже. В Синодальную эпоху был даже установлен «обязательный минимум» причащения для православных христиан – не менее раза в год. Данное постановление может свидетельствовать только об одном: неимоверном упадке уровня духовной жизни православных. И если во времена святителя Василия Великого было нормой участвовать в Таинстве Евхаристии 3-4 раза в неделю (как пишет об этом сам святитель), то столь значительное снижение причастников за Литургией просто пугает. Оно говорит только об одном: о нежелании человека вступить в общение со своим Богом.

– Согласно Уставу, есть ряд молитв перед Причастием, которые должен совершить человек, прежде чем он приступит к этому Таинству: последование и три канона. Так ли это? Когда возникла такая традиция?

– Исторически последование ко Причащению в нынешнем его виде сформировалось только в XIII–XIV веках. До этого же, в трудах тех или иных отцов Церкви, мы можем наблюдать только некоторые его элементы: молитвы, псалмы, каноны. Подобное явление объясняется, прежде всего, тем, что, как мы уже отметили ранее, в то время, когда христиане приступали к Чаше чаще одного раза в неделю – в особом последовании к Таинству не было необходимости, ведь человек и так старался часто пребывать в молитве как общении с Богом. И только когда причастие стало более редким в жизни человека, стали появляться особые последования для приготовления к нему.
Так, по замечанию одного церковного исследователя данного вопроса, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты, установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься.

К сожалению, несмотря на то, что современные достижения техники упростили жизнь человека и, казалось бы, высвободили для него таким образом больше свободного времени, мы все же не стремимся посвятить это время «единому на потребу» – духовной жизни. Мы все меньше и меньше ходим в храм, все реже и реже стремимся к Святым Таинствам, все меньше и меньше насыщаем свою душу «насущным хлебом» – Святой Евхаристией. Именно этим и объясняется то, что перед Причащением мы призываемся к сугубой молитве – особому последованию к Божественному Причащению, исполнение которого нужно, прежде всего, для того, чтобы настроить человека на молитву, подготовить его к принятию величайшего Таинства, Таинства воссоединения с Богом.

– Как уберечься при частом Причащении от привыкания, чтобы не приступать равнодушно?

– Многие христиане, пытаясь оправдать себя в редком Причащении, объясняют его тем, что якобы боятся свести это Таинство к некому обыденному уровню, боятся, так сказать, «привыкнуть» к нему. Подобный подход, по словам святых отцов, – это только уловка диавола. Святитель Василий Великий говорит: человек никогда не станет более достойным причастником только от того, что будет реже причащаться.

Один современный богослов как-то сказал, что главная проблема Православия – это когда священник выходит с Чашей к людям и обращается к ним: «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите», а народ отказывается от Него. Таким образом, мы наблюдаем следующую ситуацию: Господь становится Человеком, приносит Себя в Жертву за грехи каждого из нас и дает нам возможность обожиться через причащение Его Святым Телу и Крови, а мы – отходим от Него и как бы говорим Ему: «Не сегодня, я не готов, давай в следующий раз!» Христос в Евхаристии преподает нам Самого Себя, а мы вместо того, чтоб радоваться такой возможности, отворачиваемся от Него.

Как можно уберечься от «привыкания к Богу»? Да и нужно ли это делать? Вопрос здесь в другом: каждый из нас должен помнить, к Кому он приступает в Евхаристии. Мы не должны бояться привыкнуть ко Христу, но нам следует бояться профанировать Его Дары. А для этого каждый из нас перед Причащением повторяет слова молитвы: «Верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя».

– Откуда взялись Благодарственные молитвы по Святом Причащении?

– Святой апостол Павел в одном из своих Посланий обращается ко всем христианам: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:17–18). Если апостол призывает нас благодарить за все благодеяния Божии к нам, независимо от того, видим мы их или нет, то тем более мы должны благодарить Его за то, что Он дал нам возможность спастись, вырвавшись из власти греха и смерти.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная». По словам одного христианского писателя, подлинно христианское воспитание заключается вовсе не в том, чтобы научить человека тем или иным истинам; подлинно христианское воспитание – это научить человека говорить «спасибо!» И если мы еще благодарим Бога за Его преизобильную милость и любовь к нам, значит у нас еще есть надежда на то, что мы сможем стать хоть чуточку лучше и ближе к Своему Создателю, ведь, по мысли преподобного Ефрема Сирина, благодарение необходимо вовсе не Богу – Бог и так вседоволен – оно необходимо нам, потому что размягчает наше сердце и делает нашу душу удобопреклонной к переменам в лучшую сторону.

Записала Наталья Горошкова

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх