Помост

Вопросы веры

Пост перед исповедью

Содержание

Пост перед Причастием

Зачем нужен пост перед Причастием

Пост заключается в духовном (прежде всего) и телесном, физическом воздержании. Пост — обязательный элемент в подготовке к Таинству Святого Причастия, наряду с молитвой и исповедью. Готовясь к Причастию, человек должен понимать, что духовное и телесное воздержание тесно связаны друг с другом и одного только ограничения в еде — недостаточно. Так же и отказ от определенных продуктов тоже играет важную роль. Ведь Господь недаром дал нам не только душу, но и тело для жизни в земном мире, а, значит, отказ от земных наслаждений влияет на наше духовное состояние и пост перед Причастием очень важен.

Постящийся должен соблюдать телесную чистоту, ограничив себя в еде, воздерживаясь от супружеских обязанностей и духовную, посещая церковные службы, читая молитвы и каноны к Причастию, держа свои мысли в чистоте и, примирившись со всеми. Именно так проходит пост перед Причастием по замыслу Бога.

Что касается ограничений в еде, следует знать, что Типиконом прописано шесть степеней.

  1. Отказ от мясных продуктов.
  2. Отказ от мяса, яиц, молочных продуктов. При этом разрешено есть рыбу и растительную пищу. Разрешено вино в небольших количествах.
  3. Запрещены не только мясо, яйца, молочные продукты, но и рыба.
  4. Список запрещенных продуктов пополняется растительным маслом и вином.
  5. Употребление овощей и фруктов в сыром, сухом или моченом виде. Разрешено есть хлеб и пить воду.
  6. Полный отказ от пищи и воды. Кстати, именно это именуется в Типиконе «постом».

Сколько дней поститься перед Причастием

Какой степени телесного поста и, как долго придерживаться перед Причастием, решает сам человек, но новоначальным лучше согласовать со своим священником в Церкви. Излишнее усердие, которое приведет к ухудшению состояния здоровья — так же плохо, как послабление из лени или чревоугодия. В этом вопросе также важно учитывать возраст, общее состояние организма. Разобравшись в вашей личной ситуации, священник даст совет и определит количество дней поста, так как в обязательных церковных правилах об этом не говорится.

Можно ли не поститься перед Причастием

Несмотря на это, существуют определенные православные принципы и обычаи, соблюдающиеся в Церкви. Они существуют в течение длительного времени и православные христиане стараются их придерживаться. Человек, соблюдающий все посты — многодневные и однодневные, прописанные в церковном уставе, хорошо подготовлен к Причастию, и ему необязательно длительное время придерживаться воздержания в пище перед этим Таинством.

Если же человек еще ни разу в жизни не постился, ему, как уже было сказано, необходимо поговорить со священником. Самый распространенный срок соблюдения поста перед Причастием — три дня. Он может быть увеличен, но максимального временного предела не существует.

Обязательное каноническое правило, которого придерживаются все православные христиане — это запрет принимать пищу перед Причастием. Строгий пост, то есть полный отказ от пищи и воды, начинается с полуночи. Приступать к Таинству Причастия надо натощак. Тщательно подготовившись к Причастию во время Поста и, исповедовавшись в собственных грехах, человек может приступить к этому Великому Таинству, приближающему человека к Богу.

Великий пост 2020 начался: как провести его правильно и что делать нельзя

Великий пост 2020

Что нельзя делать во время Великого поста

  • Постящимся нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца. Рыбу можно есть только два дня — в праздники Вербное Воскресенье и Благовещение.
  • Во время православного поста нежелательно употреблять алкогольные напитки. Виноградное вино можно пить в умеренных количествах только по субботам и воскресеньям (кроме субботы на Страстной неделе).
  • Во время постов не проводят венчания.
  • В пост нежелательно бурно и много веселиться.
  • Нельзя осуждать окружающих за несоблюдение Великого поста.

Великий пост 2019 СС0

Во время Великого поста нельзя не обращать внимания на состояние своего здоровья. Строгость поста желательно обсудить не только со священником, но и с врачом (особенно, если есть проблемы со здоровьем). Пост — это не особая православная диета и не полтора месяца самоистязания, в время для покаяния и духовного роста.

Как вести себя во время Великого поста

Во время Великого поста верующие чаще ходят в храм, стараются делать больше добрых дел, посвящать время чтению Евангелия.

Большинство верующих во время Великого поста стараются исповедаться и причаститься.

Кроме того, в дни Великого православного поста нежелательно впадать в уныние, злиться на окружающих, ругаться и завидовать. Лучше ограничить время просмотра телевизора и социальных сетей, а также избегать походов в кино, театры и клубы.

Великий пост. Каша СС0

Сколько длится Великий пост 2020

Православный Великий пост длится 48 дней. Он делится на два периода — Четыредесятницу и Страстную седмицу.

Первая часть Великого поста — Четырехдесятница — длится 40 дней. Она установлена в память о том, как Иисус Христос 40 дней постился в пустыне перед тем, как начать проповедовать. Первая часть Великого поста в 2020 году продлится до 10 апреля.

Пост. Овощи. Суп СС0

Затем, согласно церковным канонам, идут Лазарева суббота (11 апреля) и Вербное воскресенье (12 апреля). А 13 апреля начинается Страстная седмица — неделя, когда верующие вспоминают о суде, страданиях и смерти Иисуса Христа.

Великий пост называют «десятиной года». Дело в том, что в субботы и воскресенья по церковному уставу всегда допускались послабления в еде, и эти дни не считались постными. Если вычесть субботы и воскресенья из поста, получается 35 дней.

Яйца. Пасха. СС0

Великий пост 2020 завершается на Пасху — 19 апреля.

Как исповедоваться в пост? (Опрос священников)

Как готовиться к исповеди постом — причащаешься часто, а вроде никаких безобразий за неделю не сделал? Современный человек много времени проводит в социальных сетях — как каяться в том, чем согрешил в виртуале? Отвечают священники.

Исповедь, как великий переворот души, не может быть постоянной

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке:

Протоиерей Феодор Бородин

Мы действительно плохо видим свои грехи. Мы вообще себя плохо знаем. Когда мы только пришли в Церковь, у нас было острое ощущение своей греховности — слишком резко выделялась вся наша грязь на фоне Евангелия. Постепенно мы привыкаем, перестаем переживать грех как боль, а острота покаяния сходит на нет. Вроде ничего страшного же не совершаем.

С одной стороны — это следствие нашего нерадения и лени: мы не хотим видеть свои грехи, не просим у Бога помощи в этом. А вот святитель Иоанн Златоуст просил: «Господи, дай мне помысел исповедования грехов моих». По его мысли эту молитву христианин читал один час каждый день. У нас она осталась в Вечернем Правиле. Но мы просто произносим эти слова ежедневно, они не звучат как крик к Богу о помощи: «Боже, я перестал страдать от своих грехов!» Надо сосредоточиться на этой просьбе, и Господь, конечно же, откликнется.

Такое было почти с каждым из нас, когда после неофитского горения человеку кажется, что он стал значительно хуже. Но это не так. Просто Господь начинает открывать христианину его не сознаваемую ранее греховность. Он дарует возможность человеку увидеть, каков он на самом деле.

С другой стороны, мы должны понимать, что исповедь, как великий переворот души, не может быть постоянной. Это не то, человек может в любое время по желанию воспроизвести.

Иногда это к нам приходит не во время совершения Таинств, а, скажем, за три дня до исповеди или за неделю до этого. А к моменту совершения Таинства кажется, что сердце не горит, не откликается. Здесь выжимать из себя какой-то эффект ненужно и даже опасно. Здесь важно покориться Богу и приносить на исповедь то, что есть. Ведь исповедь все равно продолжает оставаться Таинством.

А любое Таинство — это, прежде всего, помощь человеку. И Таинство исповеди — не столько акт прощения греха, сколько получение благодати на его преодоление. Никогда нельзя об этом забывать.

Но бывает так, что человек регулярно много лет исповедуется, и вот приходит к какому-то тупику, говорит на исповеди то же, что и всегда, все равно все не перечислишь. Да и попытка все-все досконально сказать превратится в издевательство над исповедью, священником и другими прихожанами. Тем более, не можем мы говорить: «Грешил пустословием позавчера в 16.00, 16.35, в 17.20, сегодня — в 14.30».

Богу что, нужно от нас такое полное перечисление? Нет, конечно. Нужно сокрушенное сердце. Если оно есть, то хватит: «Каюсь, грешил делом, словом и помышлением».

Как в диалоге Христа с Петром перед Тайной Вечерей, когда Христос омывает ноги ученикам, и Петр говорит: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13, 9–10).

Это символ регулярной исповеди человека, живущего полной христианской жизнью: чист весь, только ноги нужно умыть. «Прости, Господи, шел по пыли, а так, как мог — старался». И не надо что-то вымучивать из себя, какой-то обязательный список, а духовнику — не надо его требовать и ждать. Он вообще может молчать и свидетельствовать, что нет препятствий к Причастию. Если что-то произошло из ряда вон, человек скажет, ведь духовник его знает.

Сейчас уже много общин, сложившихся около 20 лет назад, где священники приходят к следующему выводу: прихожанину, давно воцерковленному, прошедшему период неофитства и последующий период некой промыслительной оставленности, помнящему о своей немощи, имеющему сокрушенное сердце, вошедшему в радостную практику регулярного Причастия, можно и не исповедоваться на каждой Литургии. Где-то человек подходит только под разрешительную молитву, а где-то и этого нет.

Такая практика перемещает ответственность со священника на самого человека. И, безусловно, служит к его духовному взрослению в молитве и покаянной работе.

Но такое решение духовник может принимать отдельно по каждому человеку и таких прихожан в храме может быть всего пять или шесть, а может — двадцать и тридцать. Но с годами их будет все больше. И решение о подобной практике придется принимать только соборно.

У нас в храме я впервые столкнулся с такой необходимостью, когда Великим Постом стало увеличиваться число прихожан. И постоянные, давно воцерковленные прихожане исповедовались в Вербное воскресенье, и причащался в Великий Четверг, в Субботу, и, конечно, на саму Пасху. Или я должен был остаться совсем без богослужения, поскольку все время пришлось бы исповедовать? Сама церковная жизнь, если в ее центре Евхаристия, приводит к принятию такого решения.

А есть общины, где подробная исповедь происходит единожды в Великий Пост. Каждому прихожанину назначается свой день и час. В остальные дни приступают — только через разрешительную молитву или даже без нее.

Отношения с Богом и людьми были настоящими

Первое, что я вижу в своей грешной жизни, готовясь к исповеди — свои плохие поступки. Но поначалу я даже не догадываюсь, что не какие-то внешние обстоятельства, не окружающий мир толкнули меня на эти поступки, а мое собственное сердце. Я могу так натренироваться в церковной жизни — и посты этому помогают, — что со временем не буду даже ни с кем ругаться. Но значит ли это, что изменилось мое сердце? Если бесстрашно заглянуть в свою душу, выяснится, что мне по-прежнему в тягость общение и с людьми, и с Богом, внешнее миролюбие дается с трудом, слова молитвы повторяю автоматически, а сердце молчит.

Я вижу, как трудно и непривычно для меня добро и как легко и привычно зло. На словах со всеми примирился, а старые обиды не отпускают, точат сердце, признать же свою вину не хватает мужества. Да, с поступками вроде бы все нормально — не убил, не ограбил, не поругался, не оскорбил, — но пока это дается через силу, душа по-прежнему больна.

Бывают в сердце вспышки добра, но они кратковременны. Непостоянство — одно из главных свойств падшей человеческой природы. Возьмем хотя бы Великий пост. На первой седмице стараемся углубиться в молитву, никого не осуждать, избегать ненужной суеты. Сразу начинаем гордиться своей добродетелью. А на второй седмице облегченно вздыхаем: «Слава Богу, первая седмица позади». Ну и какова цена нашего поста?

Если я непостоянен, я нечестен перед ближними и перед Богом. Предаю их если не поступками, то равнодушием или раздражительностью, которые с трудом сдерживаю. Часто ли люди каются в неверности своего сердца? Нет. Время должно пройти, чтобы человек понял, почувствовал: да, плохие поступки я назвал и больше их не повторяю, но душа как молчала, так и молчит.

За другими людьми мы горазды замечать, что многое они делают формально, притворно. С них спрашиваем строго. Это куда легче, чем посмотреть на себя. Кто кается в своем лицемерии? Для этого нужно его разлюбить. По личному и пастырскому опыту знаю, что у человека, который по-настоящему начинает себя ограничивать во время поста не только в еде, желание грешить разгорается. Это очень важная часть поста. Если человек серьезен, глубок, честен, он начинает видеть и понимать, как любит грехи — не может без них.

Все мы когда-то учились в школе. Помню, проходим новую тему, понял я ее, и мне кажется, что я уже знаю предмет. А на следующем уроке учитель объясняет новую тему, и выясняется, что ничего я не знаю. Так и в духовной жизни. Надо мерить себя заповедью, которую дал нам Христос: будьте совершенны. Ваше покаяние совершенно? Вы вспоминаете старые грехи? Вы умеете прощать?

Да я жить не умею никогда, ни в какую секунду. То печален, то уныл, то злопамятен, то в гневе. Научился скрывать эти чувства от окружающих, но страсти мои никуда не делись, они со мной. Поэтому мне всегда есть в чем исповедоваться. Люди, простите, я вас не уважаю так, как себя, не могу быть с вами честным, постоянным. Господи, прости, я Тебя часто боюсь, боюсь, что накажешь. Дай мне поверить в Твою милость и полюбить Тебя!

Я хочу, чтобы мои отношения с Богом и людьми были настоящими. Это желание помогает искать покаяния и ждать таинства исповеди, которое способно возродить такого, как я, грешника — с немым языком и грубым слепым сердцем.

На каждую исповедь нужно идти как на Страшный суд

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Любая исповедь должна быть серьезнейшим и ответственным делом. И на любую исповедь, независимо от того, в пост она или не в пост, человек должен идти как на последнюю исповедь, как на Страшный суд, неуверенным, будет ли когда-нибудь еще возможность исповедаться. Просто исторически так сложилось, что в нашей Церкви на протяжении достаточно долгого времени большинство людей исповедовалось раз в году, только Великим постом. Поэтому и возникло ощущение, что пост связан напрямую с исповедью.

Что же касается людей, которые регулярно исповедуются и причащаются, во время поста или не во время, мне думается, что, пожалуй, пост отличается тем, что душа становится гораздо более чуткой к каким бы то ни было отклонениям от правды Божьей. Насколько человек живет сыто и комфортно, настолько это огрубляет его дух и притупляет совесть. А когда жизнь человека наполнена молитвой, когда он то и дело сознательно добровольно отказывает себе в чем-то, в чем отказывать себе не хотелось бы, то все чувства обостряются. Его совесть становится гораздо более требовательной, гораздо более чуткой. И в этом, может быть, действительно особенность той исповеди, которую человек совершает Великим постом.

Иногда есть опасность начать приписывать себе мнимые грехи. В каждой конкретной ситуации должен быть конкретный ответ. Есть люди чуткие, а есть попросту мнительные, чья совесть реагирует на то, на что реагировать не очень-то и надо, и не надо переживать об этом.

Я думаю, что дать какой-то общий совет для всех очень трудно. Мы снова упираемся в необходимость человека общаться со священником, необходимость иметь духовника, которому доверяешь, и который действительно подскажет. Не обязательно очень мудрого, семи пядей во лбу. Просто когда на многие вещи смотришь не изнутри, а со стороны, иногда лучше понимаешь их правильность или неправильность. Поэтому при сомнениях надо советоваться со священником. Если человек исповедуется не раз в году, а регулярно, то священник ему сам скажет, когда не надо переживать, а когда переживания правильные и надо исправляться и принимать какие-то меры, чтобы это не повторялось вновь.

И конечно же, надо читать хорошие книги. Я не устаю это повторять. Хорошая духовная литература лучше всего корректирует наше самосознание и помогает правильно расставить акценты, указывает — о чем стоит переживать, а о чем нет. Впрочем и здесь лучше посоветоваться с духовником. Недавно мы перечитывали книжку «Лекарство от греха» и смеялись. В ней сотня с лишним грехов перечислена, большая часть которых примерно такого типа: «Не посылала подарков врагам», «Сидела днем на кровати» и пр. Сейчас-то эта книжка уже не издается, но в свое время во многих храмах продавалась.

Если читать правильные, хорошие книги, читать Священное Писание, святых отцов, иметь духовника, то постепенно у человека все-таки выработается правильное понимание того, что считать грехом, а что не считать, о чем можно действительно сокрушаться, а на что можно не обращать особого внимания.

Во время поста повышаются ставки

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковский Московской обл., преподаватель Высших Богословских курсов при МДА:

Во время поста истончается и тело, и душа. Дети, когда они хотят есть или спать, начинают капризничать. У взрослого человека проявляется нечто подобное. Это может уйти либо в раздражительность, а может, если почитает человек искренне молитвы, превратиться в слезы покаяния, умиления. Пост для того и дан, чтобы легче было каяться, в том числе, видя свои какие-то менее заметные в обычной жизни прегрешения, мысли.

У человека появляется больше возможностей для наблюдения над своими помыслами, для анализа того, какие движения души происходят внутри.

Во время поста нужно быть внимательными к себе. Не обратишь внимания на мелочи, они перестанут быть мелочами. И, в том числе для этого — пореже пользоваться социальными сетями, где так часто можно стать участником горячего диалога. Такие диалоги лучше откладывать на после поста. Во время поста они приобретают еще большую насыщенность, и даже невинный вроде бы спор может принести много обид. Потом сидишь и думаешь — а куда это нас завело? С чего началось-то все? Это и называется искушение. Во время поста искушения особенно сильны.

Можно сказать, что во время поста повышаются ставки. Если ты что-то сумел полезное сделать — для своей души, для ближних, то это — очень хорошо. А если что-то делаешь недолжное, недопустимое, вред от него увеличивается в разы…

Поменьше воды

Протоиерей Сергий Клинцов, настоятель кафедрального Преображенского собора (город Якутск):

Мы не готовим людей к специальной постовой исповеди. Мне кажется, все происходит естественно. Если человек начинает по-честному поститься, то он и по-честному смотрит на устроение своей души, и исповедь у него получается настоящая великопостная — это уже не дремотное бормотание своих грехов, а вопль из глубины сердца: «Помилуй меня, Боже!», как вопит осужденный на казнь. Как этого достичь? Совета тут не дашь.

Когда люди приходят исповедоваться в первые разы — имеет смысл грехи записывать.

Я вспоминаю свою первую исповедь. Я долго готовился, читал книжки, выискивал подходящие к себе грехи из списков… А потом подошел, назвал два греха — и все. Язык прилип к гортани, в буквальном смысле. Я молчал минут десять, но это было так страшно, я настолько ощутил себя грешным и ничтожным, что священник, прочувствовав, что в этом молчании и прошло мое покаяние, не стал задавать никаких наводящих вопросов и все-таки прочитал разрешительную молитву.

Но некоторое время после этого я стал ходить на исповедь с записанными грехами. Иметь шпаргалку всегда легче.

У современного человека добавились незаметные «сетевые» грехи. Сами по себе социальные сети и общение в интернете — отдельная тема. Поругался с человеком на просторах фейсбука — попытайся распутать клубок, с чего все началось. Забанил — разбань.

Чем чаще открываю всякие фейсбуки-вконтакты — тем чаще понимаю, что я в этом просто прожигаю свою жизнь.

Есть люди, у которых жизнь построена на необходимости общения в социальной сети — профессионального, личного и т. д. Бывают и ссоры — ну что, раз посредством сети грех произошел, значит, посредством сети его нужно и пытаться исправить.

А чтобы таких грехов поменьше происходило, надо хотя бы в Великий пост поменьше сидеть в социальных сетях. Ибо само слово «сети» говорит за себя. Грех сравнивают с сетями… Или загребаешь воду сетями — и душа остается пустая. Я это лично на себе ощущаю. Да, конечно, сеть — это общение, но не всякое общение полезно. Можно обойтись и без «привет» и «как дела», на которые всем и не ответишь.

Поменьше формальных разговоров. Поменьше воды.

Исповедоваться для покаяния, а не ради «пропуска в рай»

Священник Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда:

Покаяние — это не перечисление безобразий, а изменение жизни. Если «забанил» кого-то в социальной сети вместо примирения, то можно хоть сто раз сходить к исповеди, но это не приблизит нас к Богу, раз мы не простили ближнего своего. Так что лучше всего именно так и готовиться: не количеством исповедей, а количеством и качеством примирений.

А что касается частого причащения и связи его с исповедью — это вопрос мудрости духовников, ибо здраво было бы прихожанину, который ведёт регулярную церковную жизнь, разрешать исповедоваться по мере необходимости, например, раз-два в месяц, а причащаться чаще. Но такая практика пока с опаской воспринимается многими священниками и прихожанами, твёрдо в умах сидит: сходил на исповедь — получил пропуск к причастию. Сам был свидетелем такого отношения в гиперболической форме в начале своего священнического служения: в соборе одна женщина подходила к причастию, но до этого хамски себя вела. Когда её попытались не допустить до причастия, она устроила дикий скандал, крича:

— Ах вы такие-сякие! Как вы смеете меня не допускать! Да я была на исповеди! Да я имею право! Да я на вас жаловаться!..

Поэтому лучше редко исповедоваться, но для покаяния, а не ради выписывания «пропуска в рай».

Священники рассказали, можно ли причащаться в конце Великого Поста

Времени до окончания Великого поста остается все меньше. Обычно это означает, что людей в храмах с каждым днем все прибавляется. Это особенно заметно начиная со службы Стояние Марии Египетской, приходящейся на среду пятой недели поста. Соответственно увеличивается и число причастников.

Обычно увеличивается. Но только не в этом году. «В прошлом году на Субботу Акафиста причащалось 250 человек, вчера 20, в прошлом году на 5 неделе Поста на трех Литургиях было около 700 причастников, сегодня было 30 и 40 на каждой из двух», — написал в минувшее воскресенье на своей странице в facebook настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцеве священник Александр Волков.

20, 30, 40 — ничтожно мало для церкви на окраине Москвы. Но они все же есть. Или, скорее, были. Потому что с этой недели условия ужесточились и возможностей причаститься или помолиться в храме стало еще меньше.

Так, в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке, настоятелем которого является митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), с Благовещения причащать мирян не будут. Зайти в храм, написать записочку, помолиться на службе никто не запретит, не выгонит, но — без исповеди и причащения.

В воскресенье, обращаясь в конце литургии к прихожанам, митрополит Иларон напомнил о подвиге преподобной Марии Египетской. Она ушла в пустыню на 47 лет, которые провела без исповеди и причащения и «при этом достигла таких вершин святости, что ни один человек в ее времена не мог уподобиться этому по подвигу». Владыка сказал, что «Господь призывает нас к особому подвигу» напомнил и призыв Патриарха: «Не приходите в храмы. Сидите дома! Воздержитесь и от исповеди и от Христовых Таин, кроме особых случаев».

Особые случаи на деле означают, что человеку, осознающему необходимость срочной исповеди и причастия, надо позвонить в храм и попросить его связать с дежурным священником. И они вместе обсудят разные возможности. Вплоть до on-line исповеди и выезда священника на дом.

В результате большинство священников перешло в режим практически круглосуточной миссии. Они служат в своих храмах (трансляции служб организованы даже в небольших деревенских приходах). Затем начинается служение в Сети: каждого «приходящего» надо выслушать, утешить, образумить, напутствовать.

А тем временем их уже ждут по домам. Не у себя дома, хотя и там, конечно, тоже ждут. Но есть тяжело больные, беременные, пожилые — огромное количество людей на самом деле нуждается в приезде священника, который соборует, причастит, отпустит грехи. Некоторым — в последний раз.

На сайтах многих храмов, как и в социальных сетях, появилась информация об условиях выезда священника на дом.

«Дорогие, в эти непростые дни, когда мы лишены возможности посещать храм, исполняя послушание нашего Святейшего патриарха Кирилла и режим самоизоляции, в течение двух недель перед Пасхой, священники нашего храма готовы посетить Вас на дому и причастить Святых Христовых Тайн. Для этого вы должны оставить свои просьбы на почте нашего храма или позвонить по телефону дежурному и оставить свои контакты». Это объявление разместил на странице своего храма настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский.

«У нас в вайбере есть группа всех священников нашего храма и прихожан нашего храма. Это около 200 чел. Там мы создаем группы по 10 человек, волонтеры помогают следить, служится ранняя Литургия — на ней внутри храма 10, на улице 10, и в малом храме рядом 10, они причащаются, а после каждые полчаса служим Обедницы и группами по 10 человек причащаем, кто подготовился к причастию. Не знаю как будет дальше, потому что Кабмин запретил «массовые» мероприятия. Причащать наши священники по домам будут, пока никто не отказывался», — рассказал протоиерей Александр Овчаренко, служащий в храме Петра и Февронии Украинской православной церкви Московского патриархата на Малом рынке.

В Москве ситуация и проще и сложнее одновременно. С одной стороны, здесь больше священников и храмов, но и людей, стремящихся во что бы то ни стало причаститься перед Пасхой, больше, чем в любом другом городе.

В связи с появившейся необходимостью выездов на дом, по благословению Патриарха создана группа священников, прошедших специальную подготовку «как совершать требы находящимся на карантине или зараженных коронавирусом». Для них, как и для священников, выезжающих к пожилым людям, разработаны подробные инструкции, где подчеркивается, что «священник, не прошедший специальной подготовки и не обладающий средствами индивидуальной защиты, после посещения человека, находящегося на карантине сам подпадает под законное требование находиться на двухнедельном карантине».

В этом же документе оговаривается, как поступать, если человек, которого посетил священник, нуждался не только в причастии.

Надо отметить, что многие приходы разместили на сайтах своих храмов объявления с предложением поддержки и помощи (пища в эти дни требуется не только духовная, но и самая обычная)

В трудное время пандемии коронавируса готов оказать помощь Богоявленский Кафедральный собор. Очень подробное объявление о помощи пожилым, службах, выезде священников на дом и даже приему в волонтеры есть на сайте храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Невозможность физического присутствия на службе многими переживается с трудом. Но умение организма приспосабливаться к ситуации, умноженное на трансляции служб и чувство юмора, дает свои плоды.

— Я сегодня иду на службу в Яффо.

— А я в Александра Невского «собралась».

«У нас нынче много вариантов», шутят, готовясь пойти на праздник, сетевые прихожанки.

Перед каждой литургией храмы, монастыри, монахи и священники не устают напоминать о возможности «подавать записочки» с именами тех, кого необходимо помянуть на литургии. Совсем недавно зародившаяся традиция в условиях пандемии оказалась чрезвычайно актуальной. «Друзья! Как и во всех епархиях Русской Православной Церкви, в Якутии налажены онлайн-трансляции богослужений. Большинство мирян сейчас находятся в карантине и не могут помолиться в храмах. Будет очень правильно, если мы начнем молиться друг за друга. Наши священники с радостью помянут вас и ваших близких на богослужениях. Присылайте имена на адрес: yakutia.diocese@yandex.ru» — подобных этому объявлению пресс-секретаря Якутской епархии монахини Елизаветы (Сеньчуковой) десятки.

Большинство, действительно почти все «проблемы» с причащением и посещением храмов можно решить… в России. В европейских и американских приходах ситуация намного сложнее. В Италии, Англии, Голландии службы невозможны даже для священника, если только у него нет возможности совершать ее у себя дома. Случаи, когда священник оказался вдали от храма тоже, к сожалению, известны. Это значит он не только не имеет возможности причастить других, но и причащаться сам. Надо сказать, им, неспособным совершать Евхаристию, в эти дни требуется гораздо большее мужества и молитв о них, чем остальным.

В Германии, по словам наместника Гетшендорфского Георгиевского монастыря, игумена Даниила (Ирбитса), «до 19 апреля объявлен карантин. 14-15 апреля будет собираться правительство и, вероятно, карантин будет продлен». Это означает, что все храмы, начиная с собора в Берлине, закрыты для верующих. Конечно, есть трансляции. Например на сайте храма святого праведного Иоанна Кронштадского в Гамбурге.

Единственное место, где можно присутствовать на службе физически и причаститься — в Свято-Георгиевском монастыре. По предварительной договоренности к игумену Даниилу на литургию приезжает 3-5 человек. Все молящиеся стоят на большом расстоянии друг от друга в средствах защиты (как и сам игумен). Причастие совершается одноразовыми деревянными ложками, которые потом сжигаются в печке.

От совершения выездных треб, например, от отпевания, решили отказаться. В эпоху СССР в Православной Церкви появились заочные отпевания. То есть без физического присутствия людей и усопшего. Сегодня в Гетшендорфском монастыре вспомнили эту традицию и возобновили ее.

Испанский вариант несколько отличается от немецкого. Дело в том, что ЧС, которую объявили в этой стране, по закону действительна 15 дней. Если правительство не вводит ЧС на следующий срок, она автоматически аннулируется. Сейчас близится к завершению ее вторая очередь, но, вероятнее всего, следует ожидать продления строгих ограничений. В частности, запрета на перемещение без необходимости. Присутствие на службе испанским государством необходимостью не признается.

И вот здесь кроется коллизия. Потому что службы в храмах в Испании не запрещены, но присутствовать на них невозможно. Никому. Дело осложняется тем, что то ли в связи с отсутствием прихожан, то ли из страха заболеть, Епископская конференция Католической Церкви Испании решила закрыть храмы (при том, что государство такого решения не предлагало).

Это означает, что весь Великий пост (а он для католиков не менее важен, чем для православных), верующие не имели ни права, ни возможности прийти на службу и причаститься.

Удивительно, но это решение не вызвало никаких возражений у Орденов и Движений, члены которых обычно присутствуют на мессе каждый день и, соответственно ежедневно причащаются. Правда у католиков этой страны не вызвал возражение и недавний вынос тела Франко из базилики в «Долине павших», что было проведено нарушением законов страны и Церкви.

Единственными, кто решил продолжить служение в Испании, оказались православные. Причем для многих прихожан поездка в храм действительно сопряжена с огромными трудностями: большинству приходится тратить на дорогу в одну сторону около полутора часов. Но дело, безусловно, не столько в количестве часов, а в том, что их в любой момент может остановить полиция и оштрафовать.

Еще одно непременное условие, добраться надо до начала службы. «Как только начинается литургия, мы закрываем двери изнутри», — рассказал настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде, протоиерей Андрей Кордочкин. Это разумная мера предосторожности. В один из испанских православных приходов во время литургии приехала полиция. Выгнали всех, кроме священника, которому было позволено закончить службу. В другом храме священнику не дали дослужить.

Что касается возможности перемещения и причастия на дому, у отца Андрея есть документ, удостоверяющий это право как священника, «но было бы хорошо при этом ехать не причащать, а оказывать какую-то помощь, например, везти продукты недееспособным».

Что будет на Пасху ни игумен Даниил, ни протоиерей Андрей сказать не могут. Как, конечно же, и в российских приходах.

Что очень важно, духовенство в условиях пандемии максимально заботится о прихожанах и работниках храмах. «Мы всех своих сотрудников отвозим домой и привозим на работу на машине. Чтобы не ездили на общественном транспорте», — сказал храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке, клирик священник Димитрий Агеев.

Хорошо бы прихожане ответили вниманием и заботой.

Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка

  • Правила трехдневного поста перед причастием не существует митрополит Волоколамский Иларион
  • Я приветствую, когда люди часто причащаются митр. Каллист (Уэр)
  • Традиция трехдневного поста Марк, епископ Егорьевский
  • Нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием архимандрит Ефрем

Существуют разные меры говения перед Причастием, единого правила, которое было бы установлено для всех, не существует.
Практика трёх-семидневного поста перед Причастием возникла в 18-19 веках, в период евхаристического охлаждения, когда люди причащались раз-два в год, соответственно они и постились около недели.

митрополит Волоколамский Иларион:
Правила трехдневного поста перед причастием не существует

Единого для всех правила поста перед причастием не существует, оно устанавливается индивидуально, заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион.

«Правила трехдневного поста перед причастием, которое бы предписывалось церковными канонами или уставом, просто не существует», – заявил владыка, отвечая на вопросы слушателей лекции, которую он прочитал в Центральном доме журналиста в Москве. По его мнению, сегодня, если живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, особенно если он исполняет установленные Церковью посты, «нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем». Но эти вопросы в конечном итоге каждый должен решать со своим духовником, подчеркнул иерарх.

Что касается практики наложения епитимьи, когда, например, верующего отлучают от причастия, то это, по его словам, целесообразно и правомерно, если священник уверен, что такое наказание «принесет плод, поможет человеку осознать свою греховность и, в конечном итоге, приблизит кающегося к Богу, а не отдалит от Него».

«К сожалению, в наше время отказ от причастия Святых Христовых Таин часто означает, что человек просто оказывается перед необходимостью отойти от глубокой религиозной жизни. Поэтому в данном вопросе необходим индивидуальный подход, и каждый духовник должен принимать очень взвешенное и точное решение», – подчеркнул митрополит Иларион, слова которого приводит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евхаристия есть «самое большое чудо, которое может совершаться в жизни человека и в жизни Церкви, причем для участия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, покупать билеты, снаряжать самолеты, не надо отправляться в долгое паломничество – достаточно лишь дойти до ближайшего храма».

Владыка с сожалением констатировал, что сегодня в церковной среде есть увлечение чудесами, «а то чудо, которое совершается в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совершается Божественная евхаристия, часто остается незамеченным и воспринимается как что-то обычное и рутинное, как и те изменения, которые совершаются с очень многими людьми, – их духовное преображение».

Митрополит Иларион также указал на важность исповеди перед причастием – практики, которая имеет место не во всех поместных Церквях.

«Для чего важна исповедь? Она нужна не только для того, чтобы человек был допущен к причащению Святых Христовых Таин, но и для того, чтобы кающийся осознал свои грехи, произвел некий самоанализ перед лицом Бога и перед лицом священника», – сказал он, добавив, что исповедь – это тоже таинство, которое имеет целительную силу.

По словам архиерея, истинное православие невозможно без постоянного участия каждого христианина в евхаристии, но «сегодня, к сожалению, многим людям мысль о частом причащении все еще кажется невиданным новшеством». Он напомнил, что вопрос о частоте причащения был поднят в процессе подготовки к Поместному Собору Русской церкви 1917-1918 годов, и было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческое предание, вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день.

***

Митрополит Каллист (Уэр):
«Я приветствую, когда люди часто причащаются»

Митрополит Каллист (Уэр) хорошо знаком нашим читателям, и не только благодаря своим книгам, тиражи которых расходятся очень быстро. В прошлом году «Православие в Украине» публиковало интервью с этим выдающимся современным богословом и церковным деятелем, где поднимались вопросы единства Церкви и положения православия в Украине. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с пастырской стороной служения владыки Каллиста – архиерея Константинопольского Патриархата и Оксфордского профессора.

Наша беседа с почтенным богословом касалась актуальных сегодня вопросов подготовки ко Причастию, соотношения причащения с исповедью и некоторых различий в греческой и русской практике.

– В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?

– Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение – да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?

Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением. Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имеют время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинством, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника – серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.

– Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.

– Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, то должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.

Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, – ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.

– Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, какпост.

– Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием – это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь. Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие – это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.

Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», – но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны, мы ведь называем Причастие Святыми Дарами. Причастие – это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.

– Перед причащением священник возглашает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?

– Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят – Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все. Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник – Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые – кого Церковь избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.

Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.

Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие – это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.

– Но может ли это быть общим правилом?

Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.

– Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил – неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?

– Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие – это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.

Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращать исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием, действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем. Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.

Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед – смиренно и тихо.

– Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.

– На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа – и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву – не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии:
Традиция трехдневного поста

Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.

беседовал священник Андрей Дудченко, Константинополь-Киев

***

Нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием

Игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем

– Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко Святому Причастию? У нас в традиции – миряне должны поститься три дня, а священники не постятся перед Причастием. Чем объясняется такое различие?

– Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще.

фрагмент встречи с мирянами в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх