Помост

Вопросы веры

Пост по типикону

Пост по Типикону

составила Е. Ковина

Оглавление

  1. Вступление
  2. Общие положения православного устава о трапезе
  3. Порядок трапезы вне длительных постов
  4. Трапеза во время Поста
  5. Великий Пост
  6. Пост свв. Апостолов
  7. Успенский Пост
  8. Рождественский Пост
  9. Трапеза в Пятидесятницу
  10. Заключение
  11. Приложение

Вступление

Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку в раю, была заповедь о посте. «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – говорит святитель Василий Великий. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Приидут же дние, егда отымется от них Жених, и тогда постятся» (Мф. 9:15). О важном значении поста в духовной жизни говорили многие святые отцы. «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище», – свидетельствовал авва Пимен. А преподобный Иоанн Лествичник посвятил посту особую ступень своей духовной «Лествицы», где отмечал, что «начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объядение».

Конечно, православный пост никогда не рассматривался как самоцель. Он, по мысли святых отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению. «Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями», – наставлял авва Серапион. Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский.

Однако важность телесного воздержания признавалась всеми подвижниками от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века.

При этом, Православная Церковь в течение веков выработала достаточно четкие правила и рекомендации в отношении порядка и качества пищи, необходимой для успешного прохождения подвига телесного воздержания. Эти установления обозначены в Типиконе и Триоди. При этом ограничивается с одной стороны количество трапез в день, с другой стороны – время первого вкушения пищи, и, наконец, качество пищи. В отдельных случаях четко оговаривается весь объем и состав трапезы.

Следует отметить, что православный устав не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Православной Церкви. Освобождаются от телесного поста только чревоносящие и кормящие женщины, дети, и серьезно больные.

Однако, следует учитывать, что устав формировался все же в монастырях и преимущественно для монашеского общежития. Причем, ориентировался на страны с жарким климатом. Еще святитель Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им северных монастырей требуется корректировать устав о посте с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести братии.

Родиной современного Церковного богослужебного и дисциплинарного устава является Палестинские монастыри, в первую очередь обитель Саввы Освященного близ Иерусалима; также, как правило, в Типиконе отражается традиция Св. Горы Афон. Часто эти две традиции приводятся параллельно как равно возможные и приемлемые.

Возможно, современному цивилизованному человеку требования православного устава покажутся непосильными, однако даже само знание о том, что считалось обычным и нормальным в прежние времена, позволит нам если не подражать древним делателям, то хотя бы трезво оценивать собственную меру воздержания и аскетического подвига и таким образом стяжевать смирение.

Общие положения православного устава о трапезе

Православный Устав не предполагает более 2-х трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, т.е. около полудня, а вторая – после вечерни, т.е. вечером. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9-й час по Византийскому времени.

На Византийском принципе времяисчисления основаны все временные указания Типикона. Этот принцип привязывал часы к восходу и заходу солнца. В настоящее время он продолжает действовать на Св. Горе Афон. Согласно Византийским часам время от восхода до заката делилось на 4 стражи дня, и также время от заката до восхода на 4 стражи ночи. Каждая стража состояла из 3 часов. Соответственно, 1-й час дня начинался с восходом солнца, а 12-й час дня заканчивался с закатом. Существует традиция примерного перевода этой системы на современные часы, когда 1-й час дня по Типикону соответствует 6 часам утра в нашем понимании, а 1-й час ночи – нашим 6 часам вечера (18.00). Этой общепринятой традиции будем придерживаться и мы, указывая примерное время, когда положено совершать трапезу по Типикону.

В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы(приводятся в порядке возрастания строгости поста):

  1. Разрешение «на вся» или «на трапезе братии утешение велие». Отсутствие ограничений (сохраняется только невкушение мяса монашествующими во всех случаях)
  2. Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице – т.е. маслянице)
  3. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино)
  4. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (т.е. прошедшая тепловую обработку – вареная, печеная и т.п.) с растительным маслом и вино.
  5. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.
  6. Сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» (глава 35), т.е сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например: изюм, маслины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
  7. Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».

Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.

Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 красовуль (т.е. чаш). Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» (глава 35), т.е. что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально.

Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, т.е. степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I – бденные, II – полиелейные и со славословием, III – малые.

В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове (глава 48), где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Также указания о трапезе есть в главах 49 и 50 – «О Четыредесятнице» и «О Пятидесятнице» и 51 «Начало Поста святых славных и всехвальных Апостол (Петра и Павла)». Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему.

Порядок трапезы вне длительных постов.

В непостное время и в непостные дни, т.е. кроме среды, пятка (а в монастырях к постным дням относится также и понедельник), положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи.

В Воскресные дни и в Господские двунадесятые праздники на обед полагается три перемены блюда, на ужин – два. В остальные непостные дни – на обед два блюда, на ужин – одно.

Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде.

Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется.

В среду и пяток (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, «кроме немощи и праздника» (глава 33).

За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана.

В Праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом:

Если на среду или пятницу (в монастыре – и на понедельник) выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи.

Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники (Рождество Богородицы, Успение, Сретение) или великие свв. Апп. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется.

Если на постные дни выпадает средний праздник (полиелейные и со славословием), то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером – вареная пища с елеем.

В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу (в монастыре – и понедельник) Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9-й час (15.00), но разрешает, «егда беда душевная не зрится», вкушать вареную пищу без елея или даже с елеем (глава 36).

В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно:

В Праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим (которые всегда приходятся на время поста) в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы (глава 33). Т.е. устав такой же, как в великие праздники, выпавшие на среду или пятницу.

В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы.

В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется. Об этом празднике мы скажем в следующей главе.

Трапеза во время Поста

Православная Церковь установила четыре продолжительных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них готовит христианина к одному из важнейших Церковных Праздников, и каждый имеет различное посвящение. Самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный Пост – Великий. Он является подготовкой ко встрече Страстной Седмицы и Пасхи Христовой. Великий Пост предлагается нам весной и по свидетельству Церковного Предания, зафиксированного в Богослужении, сам есть «весна духовная» ко обновлению наших духовных чувств и благочестивых мыслей. Длится Великий Пост 49 дней. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница», и самим названием подчеркивается особая благодать этих дней. Наименование «Четыредесятница» от церковно-славянского числительного «четыредесять», т.е. «сорок» – не случайно. Собственно Великий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исключаются двунадесятые праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, в которые пост послабляется и на языке Типикона уже не может именоваться постом в строгом смысле, а также 6 дней Страстной Седмицы, которые образуют особый Богослужебный и аскетический цикл – Пост Страстной Седмицы.

Второй Господский Пост – зимний, Рождественский. Он также продолжителен – длится 40 дней, и является подготовкой ко второму по значимости Евангельскому событию после Воскресения Христова – Рождеству.

Третий Пост – осенний, Успенский. Посвящен Божией Матери и готовит нас к главному Богородичному празднику – празднику Успения. Он самый краткий, длится всего 14 дней, но по строгости приравнен к Великому Посту.

Четвертый Пост – летний, Петровский. Это – апостольский пост, который посвящен трудам и подвигу святых Апостолов, донесших до нас и до всех народов Свет веры Христовой. Завершается он Праздником святых Апостолов Петра и Павла. Исторически он предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий Пост. А позднее распространился на всех христиан. Длина этого Поста в разные годы различна, потому что зависит от Пасхи. Начинается он в понедельник после Недели Всех святых, а завершается 29 июня/12 июля. Соответственно продолжительность его варьируется от 11 до 42 дней.

В разные Посты устав о трапезе различается, поэтому скажем о каждом Посте особо.

Великий Пост

Великий Пост начинается на Сырной седмице (Маслянице). Устав предполагает с Сырного (мясопустного) понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица – сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу.

В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» (глава 35), т.е. около 15.00.

В Неделю сыропустную (Прощеное Воскресение) совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (лист 407, стр. 823)

Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.

Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.

Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:

  1. Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития. («Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству». Лист 415, стр. 839)
  2. В среду одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров. «Ядим сухоядение: пием и сок с медом» (лист 423, стр.853).
  3. В четверг – полное воздержание от пищи и пития. «В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)
  4. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856). Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св.Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» (Там же).

В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

Второй чин Афонский предполагает следующее:

  1. Понедельник – полное воздержание от пищи.
  2. Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день, вечером по одной литре хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)
  3. В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав (см.выше)

В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.

В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение (т.е.вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю» (лист 425об, стр. 858).

В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.

В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час).

Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).

В Праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.

В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна.

В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.

В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп. Марии Египетской) положена одна трапеза в 9-й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином «труда ради бденнаго» (стр. 882). Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается (там же)

В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9-й час.

Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп.Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).

В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть возможность, по три онгии (т.е. по 100 гр.)

В Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» – полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей.

На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр.902).

Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35). Попробуем разъяснить это противоречие.

С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.

Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:

По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.

По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.

В Великий Пяток предписывается полный пост, т.е. полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр.920).

В Великую Субботу «во 2-й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)

Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32).

Пост свв. Апостолов:

Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных. Согласно первому (глава 34):

В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9-й час (15.00), сухоядение.

Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говорится, но по общей логике текста (из противопоставления понедельнику, среде и пятнице) можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня (т.е. до 15.00) и соответственно вкушать однажды в день во все дни недели оговаривается специально.

В субботу и воскресный день разрешается рыба. Относительно количества трапез прямо не говорится, однако пост как полное воздержание в субботние и воскресные дни Типикон прямо запрещает, поэтому очевидно, что положено две трапезы – днем и вечером (например, см. о сочельнике Рождества Христова и Богоявления: «в субботу или неделю пост не бывает» (стр. 351, глава 48, декабря 25)).

Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» (праздник средний), то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу.

Если память такого святого (средний праздник) выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея. Трапеза при этом поставляется одна в день.

Если же в среду или пятницу будет память бденного святого или престольный праздник, то разрешается рыба. Относительно количества трапез Типикон опять умалчивает, но по общей логике одна трапеза при разрешении на рыбу оговаривалась особо, поэтому логично предположить, что в такие праздники положено вкушать две трапезы в день.

Другой чин (глава 35 и 51 частично) предполагает следующее:

Во вторник и четверг вкушать один раз в день вареную пищу без елея одно блюдо около 15.00 часов. Также на трапезе поставляется «ино сухоядение», т.е. сырые и моченые овощи и фрукты.

В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение «хлеб и воду и сим подобная», однажды в день.

В субботу и воскресенье – две трапезы вареной пищи с елеем и рыбой. По два блюда.

Относительно послабления поста в праздники второй чин не дает особых, отличных от приведенных выше указаний.

Таким образом, между двумя чинами всего несколько различий. Первый предполагает вкушение во вторник и четверг две трапезы с елеем и вином, а второй благословляет вкушать единожды в день и без елея, если только не случится праздник. Все остальные положения двух чинов Петрова поста схожи.

Успенский Пост

В будние дни, кроме субботы и воскресения, положена одна трапеза в 9-й час (15.00). В понедельник, среду и пятницу – сухоядение, во вторник и четверг – вареная пища без растительного масла. В субботу и воскресение – две трапезы с растительным маслом и вином. Рыба разрешается только на Преображение.

Рождественский Пост

Согласно Типикону его устав во всем подобен уставу о посте свв. Апп. Петра и Павла.

При совершении т.н. «аллилуйной службы», т.е. службы сугубо постной, подобной Великопостному чину, когда не положено совершение Литургии, полагается вкушать в 9-й час сухоядение (глава 48, ноября 14). В первый день как Рождественского, так и Петрова поста, если только он не приходится на субботу или воскресенье, совершение такой службы рекомендуется обязательно. В другие дни этих постов, когда совершается память малых святых, выбор оставляется за настоятелем.

Типикон назначает праздничными днями, когда совершается полиелейный или бденный праздник и положено две трапезы, вино и елей следующие числа: 16, 25 и 30 ноября, и 4, 5, 6, 9, 17, 20 декабря по ст. стилю. К этим дням присоединяют также праздники в честь русских святых.

С началом Предпразднества Рождества, т.е. с 21 декабря по старому стилю разрешение на рыбу отменяется даже для субботних и воскресных дней.

В сочельники Рождества и Богоявления положен пост, т.е. воздержание от пищи и пития до вечера. Пища положена вареная с елеем один раз в день после вечерни, т.е. не ранее 9-го часа (15.00).

Если же эти дни приходятся на субботу и Воскресение, чтобы не было поста как полного воздержания в субботний или воскресный день, полагается после Литургии св.Иоанна Златоустаго, совершаемой в 6-й час (до 12.00), вкусить «по уломку хлеба и вина вкушаем мало» (глава 48, декабря 25, стр. 352). После вечерни «ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием (т.е. с растительным маслом), и сочиво обварено или кутию с медом; испиваем же и вина, в неимущих же странах пием пиво (питье домашнего приготовления – квас, домашнее вино, пиво и т.п.)»

Трапеза в Пятидесятницу

В Светлую Седмицу «разрешаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся» (глава 32, стр. 86)

В течение Пятидесятницы, т.е. от Недели Антипасхи до Троицы в понедельник, среду и пятницу положено две трапезы: первая – сухоядение, вторая – «совершеннее ясти» (глава 32), т.е. вареная пища с елеем. Некоторые же разрешают и на рыбу (глава 33). Безусловно рыба положена в Праздники Преполовения Пятидесятницы и Отдания Пасхи.

От Троицы до Недели Всех святых – разрешение на вся, включая среду и пятницу.

Заключение

Завершая обзор устава о посте, изложенного в Типиконе, хочется подчеркнуть, что он сформировался на основе живого опыта многовековой аскетической жизни наших предков и считался исполнимым для каждого среднего человека. В житиях преподобных отцев нередко описываются дивные и превосходящие человеческое разумение подвиги поста. Одни святые отцы не вкушали весь Великий Пост, другие, постились до 9-го часа ежедневно и вкушали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вкушали не только молока, но даже рыбу, а елей поставляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. Примеры подобного постничества можно встретить даже в жизнеописаниях афонских старцев 19-20 вв. Посему представляется весьма полезным сознавать свою немощь в постническом подвиге, сравнивая общепринятые сегодня обычаи православного постнического делания и рекомендации Церковного устава. А также, с благословения духовных отцев, разнообразить личный постнический подвиг, принимая для себя за правило хотя бы то или иное отдельное требование устава на определенный период времени – к примеру, на ныне начавшийся Рождественский пост.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Некоторые старинные наименования пищи и старинные меры, употребляемые в Типиконе

КРАСОВУЛЯ ВИНА И ЛИТРА ХЛЕБА. Cтаринные меры веса и объема, употребляемые в Типиконе.

С каждым годом в нашем Храме возрастает количество прихожан, желающих поститься согласно древним уставам Православной Церкви. К сожалению, большинство современных церковных календарей не дают достоверной картины устава великопостной трапезы, и современным христианам приходится обращаться к Типикону, в котором употребляются старинные меры веса и объема, использовавшиеся нашими предками, и уже давно вышедшие из употребления. Предлагаем вниманию любителей и исследователей Типикона краткий словарь, употребляемых в нем, некоторых старинных наименований пищи и старинных мер веса и объема:

Армей – соленья и квашенья, т.е. заготовленная впрок пища.

Варение – от глагола «варить», т.е. горячая пища, прошедшая тепловую обработку (вареная, печеная и т.п.).

Елей – растительное масло (исторически – оливковое).

Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает половину фунта напитка. Один русский фунт равен 409,5 грамма. Т.е. красовуля – чаша, вмещающая 204,75 гр. напитка, обычно вина. Во времена рождения Типикона, в монастырях употреблялось сухое вино, крепостью не более 11-12 градусов.

Литра – мера веса, равная 340 гр.

Онгия – мера веса, равная 1/12-я фунта или 8 золотников, т.е. 34 гр.

Сухоядение – вкушение невареной пищи, как то: хлеба, орехов, сухофруктов, сырых овощей и фруктов, маслин, фиников и т.п.

Укроп – отвар или настой трав, фруктов, ягод.

О послаблении поста и любви второй свежести

Если бы рай был местом на земле, его уже давно нашли бы. В самом деле, археологи то и дело докладывают, что рай обрели в каком-то очередном месте в Месопотамии. Антропологи говорят, что все люди вышли из Африки, и начало истории идет с юга. Но рай не мог существовать как какое-то одно место. Тогда весь остальной мир должен был быть или санитарной зоной рая, или пустотой. И в этой санитарной зоне должны были быть не знающие Бога монстры, останки которых также должны были быть выкопаны из земли.

Протоиерей Константин Камышанов

Рай – это не место. Это состояние. Христос говорит, что Царствие Божие внутри нас. Другими словами, Рай существует внутри нас.

Райское состояние человека являлось основой того, что первозданный мир был иной – хороший. А с грехопадением он вместе с человеком погрузился в сумрак. Неловким движением души Адам обрушил весь видимый мир. Так бывает, когда убирают всего один фундаментный блок, и здание рушится. Те же окна, но разбитые. Те же плиты, но стоят сломанные. Все то же, но россыпью и в пыли.

Задача всей нашей жизни – вернуться в Рай. Но не для того, чтобы никогда не болеть, и продукты были вечно бесплатны, как при коммунизме. Вернуться для того, чтобы найти любовь, без которой жить нельзя – любовь к Богу. Войти в Рай для того, чтобы упасть на грудь Небесного Отца и с облегчением вздохнуть:

– Я вернулся….

Чтобы найти любимого, нужно уметь любить. От природы человек любить не умеет. Все мы родились маленькими существами с руками, загнутыми к себе. Младенцу нет дела до того, спала ли мать ночью. Он кричит, ему хочется есть. И все должны встать среди ночи и накормить его. Отрок с трудом разжимает руку, чтобы первый раз в жизни поделиться конфетой. Ужасно трудно впервые помириться. Невероятно трудно в юности понять, что если любишь человека, это значит, что ты желаешь ему добра, вплоть до того, что готов уступить свою партию более прекрасному человеку.

Всю жизнь мы шлифуем себя. Например, жадность, как хронический насморк, лечится десятилетиями. А бывает, останавливаемся в развитии. Многие люди на всю жизнь остаются детьми душой. В плохом смысле. Один всю жизнь играет в танчики, машинки и футбол. Только теперь игрушки могут стоить миллиарды. Другая – в куклы, платья и секреты. Только секреты теперь приводят к инфарктам.

При всем различии эти люди похожи друг на друга тяжеловесностью сердца. Под тонким слоем образования и воспитания кроется холодное железное сердце. Опыт показывает, что люди могут ходить годами в храм, причащаться и при этом практически не иметь желания менять что-то в своем сердце. Их отношения с Богом – это рассказ о себе длиной в жизнь. Так же они имеют одно «общее дело» с Богом – обустройство своей личной жизни, которая вся посвящена тому, чтобы построить «домик», где никто не будет доставать.

А поскольку сердце таких людей – неприкосновенная «драгоценность», то они благодарят Бога не сердечной работой, а внешними усилиями: стоянием в храме, чтением и, конечно, воздержанием в пище. Наиболее продвинутые могут пожертвовать Творцу даже супружеские отношения.

Внешняя жертва проще. Это жертва язычников. Зарезал курицу, брызнул водку из рюмки или прочитал тысячу раз «ом мани падме хум» – и договорился с Богом.

Когда убираем составляющую любви, то естественно встает вопрос о том, сколько же дать Богу этой жертвы? Не много ли Ему будет за то, что я имею? А может быть, Он в моей взятке и не нуждается? Тогда я с радостью закрою кошелек, и мой капитал останется цел и будет меня радовать.

Каждый пост одно и то же:

– Батюшка, а можно мне послабление поста?

В советское время был удивительный термин для обозначения качества товара: «свежесть первого сорта», «второго» и т.д. По этому поводу много шутили. В самом деле, продукт либо свеж, либо нет. Не может быть второго сорта супружеская верность, честность, порядочность, любовь, забота или милосердие.

То же самое с постом. Пост не бывает второй свежести. И пост – не взятка Богу борзыми щенками. Как сказал один персонаж: «Торг здесь не уместен!» Потому что пост – это упражнение в любви к Богу и людям.

Когда прихожане мне говорят: «Я нарушил пост…», то быстро переспрашиваю:

– Пил, гулял, бросался на людей, украл, убил, засудил?

У христианина при этом округляются глаза.

– Нет, съел на корпоративе рыбу и выпил пива.

– Танцевала.

– Ходил в кино.

Зачем Богу невыпитое пиво или несъеденная колбаса? Он что, экономит колбасу или бережет реки от выбросов пивзаводов? Это старая проблема. О ней написано еще в Псалтыри. Тайновидец приводит слова Бога:

«Слушай, народ Мой, и скажу тебе, Израиль, – и засвидетельствую тебе. Я Бог, твой Бог; не за жертвы твои обличу тебя: ибо всесожжения твои всегда предо Мною. Не приму из дома твоего тельцов, ни из стад твоих — козлов. Ибо Мои все звери в лесу, скот на горах и волы. Я знаю всех птиц небесных, и красота поля – со Мною. Если бы был Я голоден, не сказал бы тебе: ведь Моя вселенная, и что наполняет её. Разве буду Я есть мясо волов или пить кровь козлов? Принеси Богу жертву хвалы, и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Грешнику же сказал Бог: «Для чего ты проповедуешь повеления Мои и принимаешь завет Мой устами твоими? Ты же возненавидел наставление и отбросил слова Мои назад!

Если видел вора, бежал вместе с ним, и с прелюбодеем долю свою разделял; уста твои умножили злобу, и язык твой сплетал коварство. Сидел и клеветал на брата твоего, и на сына матери твоей наводил соблазн. Ты это сделал, и Я промолчал; ты помыслил беззаконие, что Я буду тебе подобен. Обличу тебя и представлю пред лицо твоё грехи твои.

Жертва хвалы прославит Меня, и там путь, на котором явлю ему спасение Моё».

За свою тридцатипятилетнюю жизнь в церкви я почти никого не видел из тех, кто постится точно по Уставу. Разве что на Афоне. Написано «сухоядение» – едят то, что положено. Написано «одна красовуля вина или две» – пьют вино точно по расписанию. Улитки – едят улиток. Гад морской – едят гада морского. У них нет всяких приходских уверток типа «постного шоколада» и постных белых булочек. Все просто, ясно и налажено. Все знают сколько раз в день и в какой час по византийскому времени нужно есть, молиться, отдыхать.

То же самое с Уставом. Нередко в учебных заведениях студентов просят разделить тетрадный лист на три графы. В одной – как это по Уставу. Во второй – как это принято сейчас. В третьей – как это делается на практике. И так во всем, а не только с постом. Где эта мера истинного Устава и поста? И какое послабление Устава разрешенное, а какое гибельное?

За чистоту поста борются. Нередко на приходах можно видеть мужчин в черных рубашках, черных джинсах и с горящими глазами. Их тема – строгое исполнение Устава. Этих зилотов с монашескими бородами боятся даже родные. Им кажется, что они воины последних времен и не сдавшиеся защитники Устава. Но и у них не выходит так, как это нужно.

Это люди анти-поста. Верность пути определяют той мукой, какую им приносит пост, служба и домашняя молитва. Они боятся апостольского вдохновения и считают его прелестью. Радость для них – запретное чувство, похоже на грех: «Ведь Христос никогда не смеялся», – говорят они. Хотел бы я знать, что они думают, встречая в книгах приветствие Серафима Саровского:

– Радость моя!

Они ищут «верных» батюшек на потаенных приходах, где живут по византийскому времени, молятся по имперским молитвословам и тайно монашествуют отшельники Последнего Времени. Ищут и находят для того, чтобы истаять в изнеможении, в уверенности, что этим изнеможением угодили Богу. Как будто Бог помещик или суровый вельможа, которому можно угодить, только умерев в борозде за плугом.

Им знакома радость поста… в его конце. Когда его иго падает с плеч и можно свободно вздохнуть на самое краткое время.

И все же пост повсеместно нарушается.

В трудности соблюдения поста вмешивается временной фактор. Младенцам пост не писан. По молодости людей крутит, и они, так или иначе, нарушают пост. В старости появляются новые противники поста – гастрит, язва и диабет. Они опять служат помехой гастрономической части поста. «Если бы молодость знала, если бы старость могла».

Мешают посту большие деньги. Мешает и нищета.

Мало того, что самому поститься трудно, вмешиваются и сбивают с пути те, кто находится рядом. Например, семья. Опытные священники стараются не лезть в личную жизнь супругов, но постом встает и этот вопрос о послаблении. В церковном опыте есть разные традиции равно уважаемых святых отцов, которые высказались по этому поводу совершенно противоположно. Людей можно ознакомить, а решения пусть принимают по силе благочестия. Но в чем проблема?

Неверующий супруг иногда ставит семью на грань взрыва. Что делать христианину? Очевидно, что тут крутит бес.

– Ты, христианка, этим постом, решила то время, которое тратила на мужа, потратить на молитву?

– Нет.

– Ты это время решила потратить на милосердие, и супруг об этом знает?

– Нет.

Но тогда это не пост, а обман Бога и мужа. Потому что удаляться друг от друга следует именно ради поста и молитвы. А пост и молитва существуют для умножения любви. А раз этого нет, то это только уловка. Таким образом, человек, бессмысленно проводящий пост, своими руками ломает семью. Своими руками толкает супруга на блуд. Бессмысленность вообще не доводит до добра.

Всем, кто хочет поститься, нужно знать, что все обряды Церкви, все законы, все посты и молитвы, весь формальный корпус нашей веры служат только одному – научить нас любить, вернуться в Рай и найти Бога. И больше ни для чего другого они не предназначены. Не для того, чтобы оставить потомкам произведения архитектуры или живописи.

Мы жизнь полагаем на пение, а ангелы все равно поют лучше, и слух у них тоньше. А наши хоры для них как коровий колокольчик на лугу. Ну а наши такие важные и срочные заседания и круглые столы вообще забываются на следующий день. Оценка подобных собраний и всей прочей формалистики только одна – умножают они в нас любовь или головную боль. Кто-то усмехнется, но…

– Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Сказал также Христос:

– Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

Вот это то, что мы все должны хотеть: чтобы пришел ко мне Бог и сотворил мне обитель – мою личную комнату в рае.

Что значит соблюсти слово? Слово по-гречески «Логос» – это Сам Бог, пришедший в мир Рождеством, изменивший его Распятием и преобразивший воскресением. Таким образом, пост – это очередной шаг к Рождеству как к готовности выйти из скорлупы собственного мира.

Шаг к Распятию – это поиск того места, где я бы мог приложить свои силы Христа ради. Это поиск тех людей, которые нуждаются в помощи Божией и моих руках. Шаг к воскресению – это шаг к Богу. Потому что, приближаясь к Богу, мы и сами начинаем светиться.

Я знаю людей, десятилетиями не вкушающих мяса и не пьющих вина. Сказать, что они жители рая или как-то заметно лучше других, нельзя. Девушки из модельных агентств по части воздержания от скоромного дадут фору многим архимандритам и даже более важным лицам. Не в этом дело.

Обильная жирная пища совершенно очевидно мешает молитве. Шум в голове от обильного ужина убьет вечернюю беседу с Богом. Но излишнее упражнение в гастрономии опять заглушит немощную молитву неофита, у которого трещит голова от сухоядения и красовули. Постная кулинария – это костыли поста, а никак не самоцель.

Что значат слова о послаблении поста? Может быть то, что человек готов сделать к Богу всего один шаг. Ну а что? Прекрасно. «Добродетель – не груша. Враз не скушаешь», – сказал преподобный Серафим. Шагай так, как ты можешь. Это похвально. Только не стой. Стоять подобно смерти. Вообще в глазах Бога имеет смысл только наше движение, изменение. Пост – это и есть движение. А еще есть скорость этого движения, которую условно можно назвать послаблением. Скорость внешнего пощения должна быть равна скорости благочестия и молитвы. Эти три вещи должны двигаться согласно, а иначе человек упадет. То ли голова уйдет вперед ноги, то ли ноги убегут от головы.

Пост – это прежде всего новый шаг к раю. Пост – это новый разговор с Богом. Пост – это решение новых, более трудных задач жизни по сравнению с теми, что были до этого. А начиная пост и выбирая себе меру поста по плечу нужно помнить о главном, сказанном Богом:

В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит.

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

И теперь, ввиду всего сказанного, сами решаем вопрос: бывает ли любовь второй свежести? И сами, по-новому, решаем, какова мера поста и что значит его послабление? Верность нашего решения мы узнаем по тому, слышит ли наше сердце голос Духа-Утешителя:

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Нам остается только захотеть принять этого Утешителя и тогда мы поймем, что пост приятен, а послабления скучны.

Великий пост 2020: что можно и нельзя есть по дням недели

Сегодняшняя статья будет посвящена Великому посту, который считается самым строгим из существующих в христианском календаре и пора уже задуматься, что можно есть в этот период. Далее мы расскажем с какого числа и по какое число в православии будет пост в этом году, что можно и нельзя есть в Великий пост 2020 по дням недели для мирян, напишем разрешенный список продуктов, которые можно включить в меню в этот период, а также сообщим кому нельзя поститься, какие правила поведения необходимо соблюдать в пост.

Сорокадневный весенний пост олицетворяет собой одухотворение человека, покаяние, проявление смирения, отказ и очищение от злых помыслов, а также приближение православного христианина к своему Создателю. Рассматривая, с какого числа, и по какое число в православии надо поститься, выясняется – соблюдать постование нужно семь седмиц. В 2020 году Великий пост начнется 2 марта, а завершится перед светлым воскрешением Спасителя 18 апреля, поэтому ещё есть время присоединиться к истинно верующим, и обновить свой дух и тело, избавившись от прегрешений.

Великий пост: что можно есть по дням недели мирянам

Постование предусматривает время для воздержания, однако существуют и послабления, которые помогают поддерживать организм в здоровом состоянии. Лучше всего, поддерживать правильный пищевой режим, используя календарь питания по дням:

Седмица 1:

  • полный отказ от еды – понедельник;
  • во вторник можно съесть немного чёрного хлеба и выпить воды;
  • приём сухой еды в – среду;
  • в четверг по церковному уставу также желательно не кушать;
  • горячие кушанья с маслом едят в пятницу;
  • в воскресенье к горячим, заправленным маслом блюдам, добавляется немного красного вина.

Седмица 2:

  • в 1, 3 и 5 день разрешается сухая, сырая еда без масла;
  • во вторник – горячие блюда без масла;
  • в субботу подогретая пища с маслом;
  • в воскресенье – горячие блюда с маслом и вино.

Седмица 3:

  • в 1, 3 и 5 день – сухоядение, без употребления масла;
  • во вторник и четверг – горячие блюда без масла;
  • в субботу – приправленные с маслом горячие блюда;
  • в воскресенье — горячая еда с маслом и вино.

Седмица 4:

  • в 1, 3 и 5 день – сухие, сырые блюда без масла;
  • во вторник, четверг – горячая пища без использования масла;
  • в субботу горячие блюда с маслом;
  • в воскресенье – горячее с маслом и небольшое количество вина.

Седмица 5:

  • в 1, 3 и 5 день – сухоядение без употребления масла;
  • во вторник и четверг – горячие блюда без масла;
  • в субботу горячие кушанья, заправленные маслом;
  • в воскресенье горячие блюда с маслом, вино.

Седмица 6:

  • в 1, 3 и 5 день – кушают сухие блюда, не заправленные маслом;
  • во вторник – горячую еду без масла;
  • в Лазарев День (субботу 31 марта) разрешается кушать горячие блюда, рыбу, морепродукты, икру, пить вино;
  • в Вербное воскресенье православные кушают рыбные, горячие блюда, пьют вино.

Предпасхальная Седмица:

  • в понедельник и среду – сухая еда без масла;
  • во вторник и четверг – приготовленная с маслом горячая пища;
  • в пятницу – полный отказ от принятия еды;
  • в субботу – лучше воздержаться от пищи, но поскольку это сложно, то допускается употреблять хлеб, овощи и фрукты без масла, и воду.

В воскресение миряне разговляются пасхальными яйцами, куличом и другими угощеньями, приготовленными к торжеству.

Правила поведения в Великий пост

Огорчает формальность, с которой некоторые подходят к добровольному воздержанию от запрещённых кушаний и бездумного веселья, в конце концов, не является данное действо разгрузочными днями, а символизирует собой более высокую цель – возрождение и обновление во имя любви к Богу. В течение нескольких недель любой может заняться самосовершенствованием, воспитанием в себе терпимости и лучших человеческих качеств, на фоне мирской суеты важно найти в жизни место и для более важных, нематериальных ценностей.

Что делать с вербой, которая простояла год в доме

Когда нужно красить яйца на Пасху (в какой день недели)

Уборка перед Пасхой: список дел

Как покрасить яйца на Пасху без химии и красителей

Но тем, кто решил серьёзно отнестись к отречению от всего негативного, что разрушает душу, стоит знать, как соблюдать условия воздержания в Великий пост, что можно есть по дням недели, и какого поведения придерживаться:

  1. Прежде, как поститься, сходить необходимо в божий храм, и пройти обряд причащения, таинство это связно с предварительным постованием в течение трёх суток. Затем будут отпущены грехи, а батюшка даст своё благословение и наставление по поводу предстоящего воздержания.
  2. На протяжении всей Пятидесятницы христианин должен не только думать о правильном питании, но и избегать дурных поступков, более лояльно относиться к окружающим людям, другим живым существам. Важно, чтобы в этот период человек тщательно следил за своими мыслями, эмоциями и речью, за тем, что думает, делает и говорит. Скверные слова, которые ранят других людей и загрязняют эфир, отравляют и самого человека. По этому поводу в Евангелии говорится, что оскверняет даже не пища, которая входит в уста, а то, что из них выходит.
  3. В столь важное время нежелательно посещать шумные торжества, устраивать вечеринки и гулянья с громкой музыкой и смехом. Разумеется, пост – дело добровольное, но по церковным канонам запрещён даже громкий разговор. Наверное, не стоит упоминать о том, что пост и употребление веселящих напитков несовместимо.
  4. Тому, кто решил выполнить все условия религиозного закона, и пройти путь духовного обновления, будет понятен отказ от плотских наслаждений. Официально в это время в церкви не проходит венчаний, свадьбы запрещены. Также священники указывают на то, что хорошо воздержание и от супружеского общения, но оно не должно идти против воли мужа или жены. Что же касается молодых пар, то для них главным достижением в дни поста станет способность усмирять свою гордыню и умение уступать, что для Бога ценнее, чем отречение от близости.
  5. Бескорыстная, добровольная помощь близким и незнакомым людям – это один из аспектов духовного очищения. Конечно, хотелось бы, чтобы миряне проявляли своё сострадание и в остальное время, но важность таких поступков во время поста обладает особой ценностью.

Посещение храма Божьего – ещё одно непоколебимое правило, без которого это мероприятие бессмысленно. Молясь, исповедуясь, приходя на службы, слушая рассказы о жизни Спасителя, мы приобщаемся к Богу, очищаем свою душу от скверны, поскольку в церкви находимся в непосредственной близости к нему.

Кому нельзя поститься в Великий пост

Некоторые послабления в отношении людей, которым противопоказано отказываться от пищи животного происхождения, всё же есть. Касаются они возраста и медицинских ограничений. Мясные продукты по своей структуре содержат много важных компонентов, включая аминокислоты, необходимые протеины и витамины, которые нужны организму для нормальной работы гормональной системы и восстановления крови, тканей органов.

Поэтому от поста уместно освобождать:

  • людей, страдающих болезнями пищеварительного тракта, среди которых – язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, воспаление тонкого кишечника, гастрит, заболевания желчного пузыря и поджелудочной железы;
  • людей пожилого возраста, которым крайне важно употребление в пищу белков, поскольку они нужны для строительства новых клеток;
  • растущих деток (младше семи лет) – для их развития, роста белки представляют особую ценность.

Кроме того, нежелательно поститься людям с серьёзными недугами, являющимися определённой угрозой для жизни, с сахарным диабетом, перенесшим операцию и занимающимся тяжёлой физической работой.

Не следует соблюдать пост женщинам, вынашивающим ребёнка и кормящим грудью – в этом случае полноценное питание важно для них и для младенца.

Для мирян, страдающих от патологий сердца, гипертонии и больной психики, следует держать пост с осторожностью.

10 ошибок постящегося в Великий пост

Разрешенные продукты в Великий пост: список

Ограничение от пищи во время постования в православии – не самая важная сторона вопроса, но, довольно значимая, ведь, тем самым, мы тренируем свой дух, проявляем силу воли, боремся с искусами. Потому нельзя недооценивать этот аспект, считая его формальностью. Итак, наступил Великий пост – что можно есть по дням недели, какие продукты при этом разрешены?

Есть множество съедобных вещей, и их можно кушать с удовольствием, принося благо своему организму:

  • всевозможные крупы;
  • из разновидностей хлеба – серый, чёрный, отрубной, содержащий злаки;
  • высушенные ягоды, фруктовые плоды;
  • все виды орехов;
  • чечевицу, горох, другие бобовые культуры;
  • лесные грибы и шампиньоны;
  • овощные заготовки (соленья, маринады), овощи в сыром, отварном виде;
  • фруктовые компоты, свежие фрукты;
  • натуральный мёд.

Из сладкого допустимо есть варенье, халву, печенье из овсяных хлопьев, мармелад и пастилу. Меню получится разнообразным для постования, и если приложить фантазию, то из перечисленных компонентов, придумав нежирные соусы, готовятся замечательные яства и закуски.

На Благовещенье и Вход Господень в Иерусалим допускается кушать рыбу и приравниваемые к ним морепродукты, считающиеся деликатесом.

Что можно пить в великий пост 2020

Пожалуй, самым приоритетным напитком является чистая питьевая вода, но, понятно, что трудно смириться с отказом от привычного горячего чая либо кофе. Однако, оздоровляя своё тело, все мы понимаем, что большое количество кофе и крепкого чая не полезно для организма. Поэтому чай лучше употреблять зелёный, либо делать отвары из трав, а от кофе лучше отказаться или выпивать его понемногу.

Также допускается заменять воду:

  • молоком кокоса, свежими овощными и фруктовыми соками;
  • рисовым, соевым молоком;
  • компотами из сухофруктов с минимальным количеством сахара;
  • киселями из фруктов и замороженных ягод;
  • можно позволить себе напиток, приготовленный из отрубей, злаковых зерен.

Кофе и чай, вполне, можно заменить натуральным цикорием, употребление которого не сказывается столь негативно на работе сердца и нервной системы.

Тем, кто не страдает зависимостью от алкоголя, разрешено выпивать немного вина в выходные дни, либо использовать его для приготовления постных кушаний. Но речь идёт о настоящем виноградном напитке, который предотвращает атонию сосудов, улучшает состояние иммунитета, нормализует состав и качество крови.

Меню в первую неделю Великого поста

Период строгого постования – первая мартовская неделя, когда после Прощёного Воскресенья, миряне вступают в новую жизнь, простив и попросив прощенья у всех, кого обидели, поэтому есть своеобразные, связанные с этим требования:

  • аскезы требует первый день седмицы, что исключает любую еду;
  • на второй день уместно использование чистой воды с хлебом;
  • принятие холодных блюд, не сдобренных маслом, и не подогретого питья – в среду;
  • такое положение сохраняется в Чистый четверг и Великую пятницу;
  • время, когда можно есть горячее, добавив в него масло – выходные.

Если совсем никак нельзя обойтись без еды, то можно есть в первый день, но тогда христианину предстоит сухоядение, ужесточённый вариант постования.

Среди некоторых кушаний для этого времени подойдут: смесь из сушёной сливы, абрикоса и винограда, орехов, лимона и мёда, печёная морковь, картошка, тыква, свёкла, салат из сельдерея, орехов и яблока, квашенья, маринады. Сухие кушанья приправляют свежевыжатыми соками.

Что нельзя есть в Великий пост перед Пасхой

По церковным уставам есть целый список продуктов, не разрешённых к употреблению, это важно в отношении правил поста, но мы не будем брать строгий монастырский устав, по которому даже кушать можно однократно в сутки, перед сном, исключая дни, предназначенные для отдыха от работы. В выходные разрешается позавтракать, помимо вечерней трапезы.

Обычным мирянам нельзя есть следующие продукты:

  • мясные изделия – свинину, говядину, другие виды подобной продукции, включая курятину;
  • морскую и речную рыбу, морские деликатесы;
  • яства на основе молока – творог сметану, кефир, сыр, а также яйца, как варёные, так и поджаренные;
  • белый хлеб, сладкую выпечку, при содержании в составе дрожжей;
  • специи употреблять можно, но в ограниченном количестве.

Между тем, яичный порошок, желатин, молоко входят в перечень многих блюд, в связи с этим придётся отказаться от шоколада и шоколадных конфет, творожников, быстро приготовляемых вермешелек и других закусок.

Что касается преддверия воскрешения Христа, наистрожайшей является последняя Седмица, а в первый и пятый день недели нежелательно есть вообще. Всё остальное время нужно питаться крайне строго, употребляя минимум постной пищи.

История и традиции Великого поста

Рекомендуем посмотреть видео ниже, в нем рассказывается об истории и традициях Великого поста. О том, что целых шесть недель нужно во всем себя ограничивать — в еде и поступках. О шести неделях, когда можно все изменить к лучшему. Согласно христианской традиции, в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель которого — освободиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного. Но главное, нужно понимать: жестких универсальных инструкций к Великому посту нет — каждый из нас принимает решение сам.

Когда грядёт Великий Пост, что можно есть по дням недели, наверное, важнейший вопрос для всех, кто решил пройти испытание плоти, и вырасти в духовном плане. Не всем удаётся стойко переносить воздержанность от любимых вкусностей, но тем ценнее их жертва. Впрочем, нельзя считать пост только страданием и ограничением, это наполнение духа божественным светом и идеалами добра.

Благодарим за интерес к статье «Великий пост 2019: что можно есть по дням недели мирянам, а что нельзя». Если она оказалась полезной, то просьба сделать следующее:

Великий пост – время строгих ограничений. Запрет накладывается на все, что дарит нам удовольствие: еду, личную жизнь, развлечение. Единственное, что можно – это работать, молиться и читать Священное писание.

Великий пост – один из самых важных и ответственных периодов для верующих христиан. В 2019 году он начался 11 марта, а закончится на Пасху, 28 апреля. По православной традиции Великий пост продолжается 48 дней, и делится на два неравных периода: Великую Четыредесятницу и Страстную седмицу.

Первый день Великого поста называют Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей. Речь тут идет, главным образом, о духовной чистоте. Недаром последний день перед постом называется Прощеным воскресеньем: в этот день принято просить прощения у всех знакомых, и прощать тех, кто вас обидел.

Начинать пост нужно с исповеди и святого причастия. Также в Чистый понедельник рекомендуется сделать генеральную уборку, чтобы очистить свой дом.

Чистая седмица – время покаяния и скорби. В это время церковные службы проходят в темноте, без освещения. При этом молитвы положено не петь, а читать.

Во время всего поста нужно ежедневно молиться, читать Библию, скромно одеваться, помогать тем, кто оказался в сложной ситуации, и каждое воскресенье ходить в церковь на службу.

Великий пост: что запрещено

Во время всего Великого поста нельзя:

Есть животную пищу: мясо, птица, яйца, все молочные продукты. Также под запретом все сладости, выпечка, белый хлеб, сдоба, жирная и острая пища. Рыбу дозволено есть лишь в праздники – да и то немного. Растительное масло можно только по выходным и праздничным дням. В целом, рацион должен быть очень скромным: каши на воде, немного фруктов и овощей, черный хлеб. Пить разрешено воду, несладкий некрепкий чай, травяные отвары, квас и узвар, по субботам – виноградный сок.
Питание несколько раз в день. Есть, всякий раз, как захочется, тоже нельзя. В будни можно принимать пищу лишь один раз в день, в выходные и праздники – дважды в день.
Курить и употреблять алкоголь. Лишь в выходные и праздничные дни разрешается выпить немного сухого вина
Вечеринки, гуляния, походы в театр и кино и прочие развлечения под строгим запретом. Также нельзя бездельничать, играть в любые игры и смотреть развлекательные программы по телевизору.
Интимная жизнь под запретом даже для венчанных супругов.
Сквернословие, ссоры, конфликты и скандалы.
Плохие мысли, злость, обида, отказ от прощения, ложь.

Как питаться во время Великого поста

Первая и последняя недели Великого поста – самые суровые. К примеру, первые два дня поста есть вообще нельзя – можно только пить простую воду. То же самое – в пятницу и субботу Страстной седмицы, накануне Пасхи. Еще один суровый день – первая пятница Великого поста, когда можно есть только сырую пшеницу с сахаром или медом.

В остальные дни тоже не наешься досыта:

По понедельникам, средам и пятницам разрешено исключительно сухоядение: овощи, фрукты, черный хлеб, сухофрукты, мед и орехи. Есть приготовленную горячим образом пищу (кроме хлеба) запрещено. На Страстной неделе сухоядение с понедельника по четверг включительно.

По вторникам и четвергам разрешено горячее: каши, овощные супы. При этом запрещается во время готовки добавлять растительное масло.
В выходные дни и в праздники дозволено немного горячей пищи и растительное масло. А в праздничные дни к постному меню разрешено добавить рыбу.

Небольшие послабления даются в дни церковных праздников. В этом году во время поста православная церковь отмечает:

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Разрешена приготовленная горячая еда, немного вина и рыба.
20 апреля – Лазарева суббота. Дозволяется есть рыбную икру.
21 апреля – Вербное воскресенье. К постному меню можно добавить нежареную и некопченую рыбу.

Кому не обязательно соблюдать пост

На самом деле, формулировка «кому можно не соблюдать пост» — неправильная. Пост как период покаяния, скорби, молитвы и размышлений о Боге обязателен для всех православных христиан. А вот пищевые ограничения накладываются только на людей крепких и здоровых.

Нарушать пост тем или иным образом дозволяется детям, беременным и кормящим мамам, так как у них может пропасть молоко. Также допустимы послабления для людей военных, путешествующих и занимающихся тяжёлым физическим трудом. И, разумеется, нельзя поститься тем, кому описанные выше пищевые ограничения противопоказаны по состоянию здоровья.

Как правильно соблюдать пост

Те ограничения, о которых мы писали выше – для священнослужителей, а также тех воцерковленных людей, которые уже много лет придерживаются строгого поста.

Всем остальным по разрешению духовного отца допустимы послабления. Какие именно – решать только вам. Наиболее распространенный вариант поста для мирян – это отказаться от животной пищи, но оставить в ежедневном меню рыбу, масло и горячую пищу. Некоторые и вовсе отказываются только от мяса и птицы, но оставляют немного молочных продуктов.

Основная цель поста – укрощение и очищение духа и плоти. Однако излишне строгий пост для неподготовленных людей – огромный стресс, который может стать причиной проблем со здоровьем. Так что лучше попросить у батюшки благословения на некоторые послабления, нежели взять на себя «повышенные обязательства», а потом или сорваться, или, что еще хуже, загреметь в больницу.

Если вы все же решили поститься максимально строго – готовиться к этому нужно заранее. Ограничения вводите постепенно, в течение нескольких дней. Для начала уберите самые тяжелые продукты – жирное мясо и птицу. Потом – постное мясо. Потом – постную птицу. И так далее. Наши предки, кстати, это отлично понимали. Именно поэтому на Масленицу, при всех ее обжорных традициях, мясо и птицу уже не едят. Организм должен постепенно привыкать к суровому постному рациону.

Точно также следует выходить из поста. Объесться до колик сразу же после «первой звезды» — не самая лучшая идея.

Главное, помните: пост – не модная диета, на которую можно «сесть» и «слезть» в любой момент. Поститься нужно осознанно, по зову души. А вовсе не потому, что так положено, и мама иначе не отстанет.

Постные рецепты

Если сварить кашу или потушить овощи может каждый, то дни сухоядения вызывают у многих наших современников недоумение: что кушать-то? Сушеный горох? На самом деле, постная кухня весьма разнообразна. Мы нашли для вас простые и вкусные рецептов, не нарушающих постных правил.

Ореховый суп

Нужно 800 г любых орехов, литр воды, 2 стебля сельдерея, 1 красная луковица, 10 мл концентрированного сока лимона, соль, куркума. Сельдерей, лук и орехи взбить в блендере, добавить воду, сок лимона и специи. Взбить ещё раз.

Борщ

Нужно: 200 г пекинской капусты, 300 г свеклы, 300 г моркови, 150 г авокадо, 400 г апельсина, 2 дольки чеснока, пучок укропа, пол-литра воды, 50 мл концентрированного сока лимона, соль. Капусту порубить, посолить, промять руками, оставить на 5 минут. Половину свеклы натереть, вторую половину – смолоть в блендере вместе с чесноком. Морковь натереть. Авокадо нарезать кубиками. Апельсин очистить не только от семечек и кожуры, но и от белой плёнки, а затем пропустить через блендер. Влить в получившуюся апельсиновую массу сок лимона. Соединить все ингредиенты, перемешать, разбавить водой. Посыпать измельчённым укропом.

Овощные котлеты

Нужно: 1 морковь, 1 луковица, 1 болгарский перец, по 50 г молотых семян льна и семечек подсолнечника, пучок петрушки, перец, соль. Морковь натереть на тёрке. Луковицу и петрушку смолоть в блендере. Перец нарезать тонкой соломкой. Перемешать, промять руками. Добавить семена, соль, перец. Слепить котлеты. Оставить их в тепле на три часа, чтобы подсохли.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх