Помост

Вопросы веры

Поведение в церкви правила

В жизни каждого человека случаются такие моменты, когда ему необходимо попасть в церковь.

На то могут быть разные причины: вы можете зайти в большой, известный храм ради любопытства или же посещаете церковь только на большие праздники (Пасха, Рождество), а быть может, вы искренне захотели быть воцерковленным, то есть стать полноценным и равноправным членом Церкви. Вариантов может быть много, но в любом случае, в церкви необходимо соблюдать определенные правила, чтобы не оскорбить своим поведением других молящихся. Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем.

Как устроен православный храм

Православный храм Православная церковь, любая, даже в маленькой деревеньке, всегда поражает своею красотой и величием. Колокольный звон, купола, золотые одежды священнослужителей – все это уже внушает благоговение перед местом, куда мы собираемся войти.

Храм, как правило, делится на 3 основные части: алтарь, притвор и собственно храм. В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан. Минуя притвор, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения. Алтарь – самое сакральное место в храме, он отгорожен иконостасом, который нередко доходит до потолка. Женщинам туда вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с благословения (позволения) священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священнослужителей. К иконостасу примыкает возвышенная площадка, солея, на нее также нельзя ступать вне особых случаев (например, Причастие).

Таким образом, можно подытожить, что прихожанам можно находиться только в притворе и собственно храме, а как только начинается возвышенная площадка (солея), то дальше нам нельзя.

Правила поведения в православной церкви

Правила поведения в церкви Если вы собираетесь посетить храм, то подготовьтесь к этому заранее. В первую очередь, это касается одежды. Женщинам принято находиться в храме с покрытой готовой (это может быть платочек, шарф или просто верхний головной убор), в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. Не стоит пользоваться косметикой. Мужчинам при входе в храм головной убор необходимо снять, также недопустимы шорты, футболки – только одежда, максимально скрывающая тело.

Подходя к храму, трижды перекреститесь и поклонитесь; войдя в храм, остановитесь около дверей и еще раз перекреститесь 3 раза и поклонитесь. Креститься положено тремя пальцами, собранными в горсть, безымянный и мизинец обязательно прижать к ладони. Дотроньтесь сначала до лба, потом до живота, до правого плеча, затем до левого и поклонитесь.

Богослужение в храме обычно совершается 3 раза. Если вы попали в церковь в то время, когда богослужения нет, то можно тихо постоять и помолиться, поставить свечи (о них речь пойдет ниже). Если же вы решили попасть именно на литургию (дневное богослужение), то помните, что приходить нужно заранее, примерно за 10-15 минут до начала. В разных храмах богослужение начинается в разное время, поэтому поинтересуйтесь заранее. Во время богослужения в церкви много молящихся, и их не нужно тревожить. Постарайтесь найти удобное для вас место, где вам будет все хорошо видно и слышно.

Во время богослужения нельзя разговаривать, рассматривать окружающих, переминаться с ноги на ногу. Сотовый телефон необходимо выключить. Ведь мы приходим в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочку, которые стоят в притворе или в храме. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных людях вроде нас. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.

Приходя заранее перед богослужением, верующие также совершают несколько действий: ставят свечи, подают записки, прикладываются к иконам. Все это необходимо сделать заранее, чтобы вовремя службы не мешать молящимся хождением.

Придя в храм, необходимо приложиться к главной иконе, которая находится напротив Царских врат перед солеей. Для этого нужно трижды перекреститься, а затем поцеловать уголок иконы или краешек одежды изображенного, вновь перекреститься и тихонько отойти, не мешая остальным. Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами. Следует помнить также, что прикладываясь к иконе, мы целуем не доску с краской на ней, но через поцелуй адресуем свою любовь и почтение к тому, кто на ней изображен.

Правила поведения в церкви Перед началом богослужения также можно поставить несколько свечей за здравие или за упокой. Свечи за упокой ставятся на определенном подсвечнике, который легко узнать по квадратной форме и малому распятию. Свечи за здравие можно поставить на остальных подсвечниках. Неважно, какой рукой вы будете это делать, нужно лишь делать это с искренней молитвой за того, за кого вы ставить эту свечку. Свеча – это жертва Богу, и она сгорает без остатка только ради Него.

Если вы пришли в храм с детьми, то внимательно следите за ними, чтобы те не шумели и не бегали по храму. Если ребенок расплачется, то нужно его поскорей вывести и успокоить, чтобы он не мешал остальным.

И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся – креститесь вместе с ними, кланяются – кланяйтесь тоже. Ведь мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам пользы, если мы будем входить в храм без смирения.

Ангела вам за трапезой, что значит это пожелание? Откуда пришла эта фраза?

«Ангела вам за трапезой!» так обычно приветствуют монахи или просто православные люди, собравшиеся для общей трапезы. Как правило, в ответ говорят «Невидимо предстоит». И, действительно, ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А сколько же благодати и духовной радости получают люди, желающие присутствия за своим столом ангелов!. Конечно, благочестивые люди всегда пред принятием пищи сначала молятся Господней молитвой «Отче наш», зная, что все, что приготовлено для трапезы, — всё послано Богом по Его безмерной любви к нам, людям, через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Молитвой «Отче наш» мы призываем благословение Отца Небесного на пищу, которую собираемся вкушать. И польза от такой пищи гораздо больше, чем от той которая употребляется без молитвы и с пустословием за столом. Многие люди, которым случается присутствовать за трапезой в монастырях или храмах, недоумевают-как может быть так, что предоставленная им постная, совершенно простая пища, как, например, суп или каша(с растительным маслом)такие необыкновенно вкусные, гораздо вкуснее домашней сытной пищи!? И ответ один- молитва и призывание с благоговением имени Господнего, а Ним и Богородицы и ангелов.

Правила поведения в церкви — как правильно вести себя в храме

Для человека, который входит в храм впервые, все кажется непонятным, загадочным — сколько раз надо перекреститься, куда поставить свечи, как обращаться к окружающим? Действительно, в церкви существуют особенные правила поведения. Их следует знать перед тем, как войти под священные своды — во-первых, чтобы самому ощущать себя уверенно, во-вторых, чтобы никому не мешать во время службы.


Внешний вид

Многие слышали, что женщина должна входить в церковь, покрыв голову платком. На подобных головных уборах уже выросла целая индустрия. На самом деле, правило касается только замужних женщин, не относится к девицам и детям. Просто современность внесла в древнюю традицию собственные коррективы. Однозначно, надо покрыть голову, чтобы не навлекать на себя гнев «бабушек». Лучше пожертвовать собственным удобством, но не провоцировать конфликт.

Для женщин в церкви существуют и другие правила поведения.

  • Не принято носить брюки. Если вы заходите попутно просто поставить свечу, главное — накинуть платочек. Нарекания могут вызвать только модели брюк с заниженной талией, когда торчит обнаженный пупок. В таком виде могут даже попросить выйти. Однако, если сознательно собираетесь на службу, приобретите длинное платье или юбку, лучше «в пол». Храм — не место для демонстрации достоинств фигуры или модных тенденций.
  • Следует избегать также кофточек с открытыми плечами, декольте. Нехорошо соблазнять своим видом. Кстати, если вы называете себя христианкой, грех одеваться подобным образом и в повседневной жизни, затем выкладывать фото в полуобнаженном виде в социальных сетях. Это проявление гордыни, также такое поведение провоцирует на греховные мысли других людей.
  • Не следует слишком густо красить брови, ресницы, тем более — губы, ведь верующие прикладываются к иконам, кресту. Кто-то потом должен стирать за вами отпечатки помады со святыни, разве это приятно?
  • Обильно душиться тоже нежелательно — возможно, не всем понравится продолжительное время вдыхать аромат вашего парфюма. К тому же в церковь часто ходят люди со слабым здоровьем, дети — у кого-то из них может быть аллергия на запахи.

Чтобы вести себя в церкви правильно, надо подумать — для чего вы туда идете? Искать жениха, демонстрировать свою красоту или молиться? Тогда многие вопросы отпадут сами собой.

Мужчинам при входе в церковь надо снять шапку. Внешний вид должен быть опрятным и приличным — многие приходят на службу в лучшем костюме. Тренировочные брюки, майки, тем более прозрачные — неуместны. Следует побриться, перед входом в храм не надо курить. Нельзя являться в церковь в пьяном виде. К священнослужителям и прочим присутствующим следует относиться уважительно, если это не так — то наверное не стоит и заходить.

Как вести себя на службе

Богослужение поначалу кажется очень путанным и длинным. Чтобы разобраться в нем, можно читать специальную литературу, посещать катехизаторские курсы при храме. Правила же поведения довольно простые.

Главное — избегать разговоров, не переходить с места на место. Нельзя опаздывать, во время службы ставить свечи и подходить к образам не принято. Записки подаются заранее. Где стоять — особой роли не играет. Раньше мужчины и женщины стояли во время службы отдельно, сейчас такого правила нет. Если пришли впервые — пройдите туда, где находятся другие мужчины. Со временем начнете лучше ориентироваться.

  • При храмах обычно нет раздевалок. Если есть — оставьте верхнюю одежду там, только выньте ценные вещи, деньги и ключи из карманов — в церковь воришки тоже заходят, для некоторых людей нет ничего святого. Очень дорогие шубы не следует оставлять без присмотра — стойте в ней, либо возьмите сумку, куда поместится одежда, поставьте рядом с собой.

Во время каждения принято расступаться, чтобы дать место священнику. Несколько раз во время службы он обходит весь храм с кадилом, окуривает и прихожан. Обычно проход помогают освободить церковницы — женщины, которые следят за порядком во время богослужения. Поэтому если вас попросили отойти — так и сделайте. Никто зря вас беспокоить не станет. Вообще будьте готовы получить замечание — ведь для начинающих в церкви все в новинку. Со временем правила поведения станут понятны и естественны.

Во время литургии хором принято петь Символ веры и Отче наш, надо выучить тексты этих молитв наизусть. Сидеть в церкви не принято. Однако, если устали или стало плохо, то можно выйти, глотнуть свежего воздуха, размять ноги, потом потихоньку вернуться. Если вы больны, возьмите с собой лекарства — в церквях не дежурят медики. Те, кто не может продолжительное время стоять, вполне могут сидя слушать службу.

Утренняя и вечерняя служба

Причастие совершается за Литургией, она проводится утром. Если запели хором молитвы — значит, скоро оно начнется, пора готовить детей. Родители с младенцами подходят к Чаше первыми. Затем дети постарше, потом все остальные. Если вас пропускают — проходите, на надо устраивать соревнования «кто добрей». Молча поклонитесь и пройдите. Кстати, в православной церкви принято приветствовать знакомых именно так. Разговоры и бурный обмен новостями следует отложить на потом.

На вечерней службе перед праздниками часто проходит лития — особый чин вечерни, во время которого всех освящают особым маслом. Перед этим надо приложиться к иконе, потом подойти к священнику, он помажет лоб. Затем слегка поклониться, приложиться к руке (обычно подают крестик на поручах), отойти, взять освященный хлеб. Скушать его можно в храме или взять с собой.

Если служба накануне причастия, вечером обычно проходит исповедь, делается это в порядке живой очереди. Перед тем, как подойти к священнику, принято кланяться другим прихожанам со словами: «Простите меня». Люди поклонятся в ответ. Правила поведения в церкви хотя не исключают обычной вежливости, все же отличаются от общепринятых. Прощаясь с человеком, например, принято говорить не «до свидания», а желать «Ангела хранителя», чтобы человек благополучно добрался домой.

Перед выходом из храма принято подходить к образам, совершать поклоны у праздничной иконы. Поклоны могут быть поясными (чаще всего), или земными — во время Великого поста. Если сомневаетесь, посмотрите как выходят другие и делайте также.

Взаимодействие с духовенством

В церкви особое отношение к священникам. У них принято брать благословение. Перед уходом также подходят под благословение. Необязательно подходить к каждому батюшке, если их много. Достаточно сложить руки на груди, поклониться со словами: «Благословите, честные отцы». Если в храме находится архиерей, то благословляются только у него, остальным лишь кланяются.

Обычно все духовенство выходит перед встречей архиерея, а в таком случае не принято нарушать благочиние в храме, выберите другое время, чтобы побеседовать со своим духовником. У архиерея личное благословение берут после службы, когда он выйдет из алтаря. Все делают это по-разному, если вас не заметили, обижаться не стоит — благодать Божия вас не минует.

  • В епархиальном управлении можно записаться на прием, если имеется конкретное дело. Правила поведения в церкви допускают обращение к Епископам — «Владыка».
  • Вместо обычного приветствия следует сказать: «Благословите», сложить ладони одна на другую, правая должна быть сверху. Потом принято прикладываться к руке в знак почтения не к личности священнослужителя, а к Богу, от которого он получил священный сан.
  • Некоторые священники сами не дают лобызать руку, возлагая ее на голову своих духовных детей. И в таком случае благословение считается полученным.

Находясь в церкви, можно беседовать со священником о приходских делах. Если дело серьезное, вас могут пригласить в кабинет. Духовные же вопросы принято обсуждать на исповеди. Православных священников в глаза принято называть «отец», сами они должны именовать себя «иерей», «протоиерей».

  • Правила поведения строго запрещают кокетство с духовными лицами. За подобное наказать могут самого священника, вплоть до извержения из сана. Не принято интересоваться и подробностями личной жизни батюшки — кто его жена, сколько у них детей, где они живут, какую зарплату получают и т.п. Это неприлично. Все, что вам необходимо знать, священник скажет сам.

Обычно за тем, как соблюдаются правила поведения, в церкви следят дежурные. Не надо обижаться, если церковница подходит и о чем-то просит. В православной церкви не принято никого тревожить зря. Со временем вам и самим станет понятно, как правильно вести себя в церкви. До того времени следует проявить терпение и внимание. Благослови вас Господь!

  • Как правильно исповедаться в церкви
  • Как правильно заказать в церкви сорокоуст о здравии —
  • Венчание в церкви — правила — https://bogolub.info/venchanie-v-cerkvi-pravila/

Правила поведения в церкви

Церковь – это то место, где православный христианин может не только пообщаться с Господом Богом, но также стать участником священного богослужения или главных церковных Таинств. Чтобы не мешать другим верующим и не показаться невеждой, очень важно соблюдать правила поведения в храме.

Общие правила поведения в церкви

Церковный устав – это огромное собрание правил, которым подчиняются священнослужители и христиане, посещающие храм. В православном мире эти догмы чтятся особым образом. Для начинающих прихожан даже существует воскресная школа, в которой учат, как правильно вести себя воцерковленному человеку.

Общие правила поведения в церкви

Посещение церкви является важным событием для любого верующего христианина. Храм Господень не приемлет легкомыслия или снисходительного отношения, а потому перед походом туда надо привести себя в соответствующий уставу вид. Для женщин и мужчин правила существенно отличаются, однако абсолютно все прихожане должны иметь на теле крестик, данный им при крещении. Стоит помнить, что церковь – это не место для развлечений или знакомств, а потому выглядеть нужно скромно.

Правила для женщин

Согласно церковным канонам, женщинам разрешается заходить в храм только с покрытой головой и в длинных юбках или платьях. Во время богослужения они занимают левую часть прихода, а во время ежемесячных выделений стоят ближе к двери, не приближаясь к алтарю. Это же правило касается недавно родивших. Им разрешено посещать церковь только на 40-й день после родов, когда батюшка прочтет над ними очистительную молитву. Православные догмы запрещают женщинам:

  • надевать слишком короткую или обтягивающую одежду;
  • надевать откровенные платья, чрезмерно оголяющие тело (в том числе глубокое декольте);
  • делать яркий, вызывающий макияж;
  • использовать резкий парфюм.

Правила для мужчин

К сильному полу церковь более снисходительна, однако для мужчин также есть ограничения:

  • перед входом в храм необходимо снять головной убор;
  • одежда должна быть опрятной и чистой;
  • не разрешается надевать робу или спортивный костюм;
  • лицо следует тщательно выбрить;
  • за несколько часов до посещения церкви нельзя употреблять спиртные напитки и курить.

Мужчины, как правило, занимают правую часть прихода. Аналогично женщинам они должны вести себя уважительно, скромно, громко не разговаривать, а также не мешать другим прихожанам.

Поклоны и крестное знамение

Перед главными воротами храма принято осенять себя крестным знамением с последующим преклонением головы. То же самое делается и внутри церкви, если идет служба. Все действия совершаются прихожанами синхронно на определенных моментах богослужения:

  • во время воспевания славы Иисусу Христу или Святой Троице;
  • при провозглашении фраз: «Господи, помилуй» и «Подай, Господи»;
  • по окончании священнодействия.

Правила совершения крестного знамения

Начиная молитву, оканчивая ее, ставя свечку или подходя к святым образам, также необходимо креститься и делать поклоны. При этом действие совершается не спеша, вдумчиво, следуя определенным правилам:

  • крестятся правой рукой;
  • кисть складывают в троеперстие, соединив первые три пальца вместе;
  • движения производят справа налево;
  • сначала касаются чела, затем пупка, а заканчивают правым и левым плечом;
  • завершив крестное знамение, совершают поясной поклон.

Преклоняться нужно только после того, как рука полностью опустится, чтобы не преломить сотворимый на теле крест. Совет автора

Обращения к священникам и мирянам

В церкви принято вести себя тихо, однако иногда возникает потребность пообщаться с другими прихожанами или батюшкой. Делать это можно вполголоса, сохраняя уважительную интонацию. Если был замечен чужой недостаток, нельзя высмеивать или унижать человека. Следует подойти к нему и деликатно указать на погрешность.

К служителям храма обращаются согласно их сану. Во время приветствия церковный устав не допускает рукопожатия со стороны, однако можно преклонить голову и припасть устами к правой руке святого отца. Также категорически запрещено отрывать батюшку от богослужения или молитвы. Следует дождаться окончания священнодействия, а затем высказать свою просьбу.

Видео «О поведении в храме»

В этом видеосюжете рассказывается, как правильно вести себя в церкви.

Как прикладываться к иконам

Просто прийти в церковь и поклониться святому образу недостаточно. В православии существует целый церемониал прикладывания к божественным ликам:

  • подойдя к иконе, дважды осеняют себя крестным знамением;
  • прикладываются устами к нижнему углу святыни;
  • по окончании еще раз крестятся и отходят, чтобы не задерживать очередь из желающих прикоснуться к образу.

Однако существуют иконы, которые являют собой исключения из общепринятых правил:

  • поясная – целуют руку святого;
  • распятый Христос – прикладываются к ногам Спасителя;
  • нерукотворные образы – почитаются волосы.

Женщина должна быть в храме с покрытой головойСвечи о здравии принято ставить в любые подсвечникиПреклонение пред святым образом

Как правильно молиться

Главное правило при прочтении молитвослова – понимать суть написанного. Для этого священники рекомендуют почаще ходить в церковь и присутствовать на службах. Лучше всего, если это будет литургия. Во время священнодействия необходимо внимательно наблюдать за батюшкой, вслушиваться в его речи, повторять за ним крестные знамения или поклоны.

Если возникла необходимость поставить свечку и помолиться самому, нужно дождаться окончания богослужения. Обращаться можно к любому святому образу. Молитву, как правило, произносят наизусть, однако новичкам дозволяется записать слова на бумажке. Также разрешено читать тексты из Святого Писания.

Правила во время богослужения

Любое священнодействие проходит строго по установленным канонам и имеет определенный церемониал. Вмешиваться в его порядок, а тем более прерывать, строго запрещено. Поведение во время любой церковной службы не должно нарушать устав:

  • отключите или поставьте на беззвучный режим мобильный телефон;
  • не отвлекайте других прихожан от молитвы;
  • совершайте богослужение, стоя на ногах, желательно, на одном месте;
  • если вы пришли с маленьким ребенком и тот заплакал, выйдете из храма, чтобы успокоить его;
  • по воскресеньям и церковным праздникам замените обычные поклоны на поясные;
  • зажженную свечку передавайте через левое плечо;
  • во время речей батюшки сложите руки «лодочкой» и опустите голову.

Во время богослужений мужчины находятся в правой части зала, а женщины – в левой.

Телефон нужно поставить на беззвучный режим

Правила причастия

Согласно правилам, Таинство Евхаристии необходимо проводить каждое воскресенье и по церковным празднествам. К ритуалу допускаются только те прихожане, которые прошли накануне Исповедь, после чего прослушали разрешительную молитву. Без предварительной подготовки причащаться имеют право только дети до 7 лет. Малышей рекомендуется знакомить с православным уставом с первых месяцев жизни, сразу после крещения.

Перед Причастием надо уладить все конфликты, помириться с родными и близкими. Уже с вечера не разрешается пить, есть, курить, сквернословить, а также употреблять алкоголь. Первыми Евхаристию совершают мужчины, далее следуют женщины, дети идут последними. Стоя в очереди к священнику, нельзя переговариваться или обсуждать других прихожан. Таинство проходит следующим образом:

  • сначала подходят к Чаше Даров, отстояв положенную очередь;
  • вкусив Кровь и Плоть Спасителя, прикладываются устами к Святыне;
  • целуют Крест, который держит батюшка;
  • осеняют себя крестным знамением, а затем отходят в сторону, чтобы не мешать другим верующим.

Храм Господень не приемлет легкомыслия или снисходительного отношения

Церковный устав был придуман не просто так. Каждое действие, осуществляемое в Храме Господнем, посвящено Всевышнему. Все молитвы, крестные знамения и поклоны призваны обратить внимание Творца на Своих детей. Именно поэтому так важно уважительно относиться к установленным православным канонам, не нарушая незыблемых догм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Евхаристический канон

По окончании пения Символа веры начинается евхаристический канон, который является важнейшей частью литургии. Мы слышим возглашение «Станем добре (т.е. стройно), станем со страхом, вонмем (т.е. будем со вниманием) святое возношение в мире приносить – » и хор продолжает «Милость мира, жертву хваления». Священник, обратясь лицом к народу, возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа да будет со всеми вами!». Хор, а вместе с ним и все мы отвечаем: «И со духом твоим». Предстоятель: «Горе имеим (т.е. вознесем вверх) сердца», хор от лица молящихся отвечает: «Имамы (т.е. возносим) ко Господу», священник: «Благодарим Господа!». И хор начинает петь «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной». Это призыв ко всем нам отвлечься от суетных мыслей и сосредоточиться на важнейшей части богослужения, а также возблагодарить Бога о всем, что Он для нас соделал от создания мира.

В этом время священник читает молитву от лица всех прихожан, в которой мы выражаем благодарность Богу за то, что Он сотворил нас (от «небытия в бытие привел еси»), не отвратился от нас после грехопадения, и чудным Своим Промыслом возставил человечество, и послал Сына Своего Единородного, и возвел нас на небо и даровал на Царство Небесное. Благодарим также о всех благодеяниях Божиих, явленных и неявленных, известных нам и неизвестных, о возможности присутствовать на Божественной литургии. Также вспоминаем о том, что нам сослужат ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, воспевающие «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля Твоей славы, осанна в вышних!». И мы вместе с ними благодарим Бога за то, что Он послал Своего Единородного Сына, чтобы каждый, кто верует в него не погиб, но имел жизнь вечную. Вслед за тем мы вспоминаем события Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство Причащения. И священник возглашает «Примите, ядите, это – Тело Мое, за Вас преломляемое во оставлении грехов», хор и мы вместе с ним «Аминь!». Священник молится «Так же и чашу после вечери, говоря», — и возглашает: «Пейте из нее все, это – Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов». Хор отвечает «Аминь!», священник «Вспоминая Его спасительную заповедь и всё ради нас Им соделанное: крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, одесную (то есть по правую руку) от Отца сидение, и еще второе и славное Его пришествие. Далее, вознося Дары, священник возглашает «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся». И далее «Тебе воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и Тебе молимся, Боже наш!» (хор вторит этому). И священник начинает читать молитву о призвании Святого Духа на Дары, то есть о преложении предложенных хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Молитва о призывании Святого Духа продолжается словами «И сотвори убо хлеб сей – честное Тело Христа Твоего» (священник благословляет рукой дискос), «а еже в Чаше сей честную Кровь Христа Твоего» (священник благословляет Чашу), «преложив Духом Твоим Святым» (благословляет священник вместе дискос и чашу). После этого в алтаре совершается земной поклон перед освященными Святыми Дарами, то есть перед преложенными истинными Телом и Кровью Христа.

Далее священник молится о том, чтобы причастие было для трезвения души, во оставление грехов, приобщение Царства Небесного, не в осуждение. Также он возносит молитву о всех почивших праведниках, завершая ее возгласом «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», то есть – особенно о Пресвятой Богородице. Хор поет песнопение, прославляющее Божию Матерь, которая является честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, а священник продолжает поминать святых угодников Божиих, Иоанна Предтечу, святых славных апостолов и святых, память которых совершается в сегодняшний день. Затем, прошу обратить внимание, предстоятель совершает поминовение усопших православных христиан, поэтому и каждый из нас в это время может и должен молитвенно помянуть всех тех, кого мы обычно поминаем за упокой. Затем священник молится о всяком епископстве православном, священстве, диаконстве и всяком священническом чине, о Святой Соборной и Апостольской Церкви.

После предстоятель громко вслух поминает Первоиерарха Русской Церкви и Правящего Архиерея, читая после этого молитву о нашем городе, о стране нашей и спасении всех тех православных христиан кто в настоящий момент не присутствует за богослужением. Затем, опять таки прошу обратить внимание, возможно поминовение о здравии православных христиан, можно успеть молитвенно помянуть близких нам людей. После этого следует возглас: «И даждь (т.е. дай) нам едиными усты и единым сердцем прославлять и воспевать Твоё всечестное и великолепое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», хор вместе с народом отвечает «Аминь!» и священник, обратясь лицом ко всем верным, возглашает «И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами», хор отвечает «и со духом твоим». На этом евхаристический канон заканчивается.

Евхаристический канон составляет одну молитву, начинаясь с единого исповедания веры, затем продолжается молитвой благодарения Богу и воспоминанием истории спасения человечества, останавливаясь на Тайной Вечери, вспоминаются ангельские чины, которые также славословят Бога. Затем вспоминаются события Тайной Вечери и слова Спасителя, происходит призывание Святаго Духа на всех молящихся и на Дары, благословение Даров, после чего они становятся Телом и Кровью Христовыми. Затем вспоминаются все усопшие праведники, святые, Пресвятая Богородица, все усопшие христиане, затем поминаются все живущие православные – патриархи, и все духовенство, вся Церковь, страна, власти и воинство, город (или село), в котором совершается литургия), страна и все живущие.

В этот момент мы с вами снова сделаем остановку, чтобы продолжить объяснять последующий ход богослужения. Желаю всем нам осмысленного предстояния перед Господом!

*остановка после евхаристического канона *

Возлюбленные о Господе братья и сестры, совершилось преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для того, чтобы потом быть предложенным верным для причащения и соединения с Богом. Сейчас будет произнесена просительная ектения после освящения Даров «Всех святых помянув, снова и снова в мире Господу помолимся». Под святыми здесь подразумеваются не только святые угодники Божии, прославленные Церковью, но и все верные православные христиане, усопшие и живые, помянутые во время богослужения. В ранней Церкви под святыми подразумевались все вообще христиане, и апостольские писания именуют христиан именно таким образом. Это еще раз напоминает нам, христианам, к какой высокой жизни мы призваны, и как нужно жить, чтобы быть достойными такого наименования.

Просительная ектения «Вся святыя помянувше»

Далее ектения и прошения «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся» и «О принесенных и освященных честных Дарах Господу помолимся», это прошение об освящении нас причащением этих Даров, что следует из следующего прошения «Дабы человеколюбивый Бог наш, приняв их на святой и Пренебесный и мысленный Свой жертвенник, как благоухание духовное, ниспослал нам в воздаяние божественную благодать и дар Святого Духа – помолимся!», затем следуют обычные для просительной ектении прошения, а священник молится, чтобы каждый из нас неосужденно причастился и очистился от скверн плоти и духа. Завершается ектения прошением «Единство веры и общение Святого Духа испросив, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», после чего следует возглас «И сподоби нас, Владыка, с дерзновением неосужденно сметь именовать Тебя, Небесного Бога, Отцом и говорить»:

«Отче наш»

И весь народ вместе с хором поет молитву Господню: «Отче наш…». Прошение в молитве Господней о хлебе насущном приобретают во время литургии особый характер как не просто о пище земной, но как о пище небесной. Завершается молитва возгласом «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава…», после чего священник преподает всем мир, и после возгласа о главопреклонении читает соответствующую молитву, в которой благодарит Бога и просит о тех, кто не присутствует на службе, но особенно нуждается в наших молитвах «плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, больных исцели Врач душ и тел наших». После того, как хор отвечает «Аминь».

Следует возглас «Вонмем! (т.е. будем внимательны)», в это время в алтаре священник, вознося Святой Агнец, возглашает «Святая святым!». Здесь, как мы уже и говорили, под святыми понимаются все православные христиане, в данном случае, собранные в этом святом храме, т.е. понимается каждый из нас, снова напоминая нам о той духовной чистоте, которая должна сопровождать всю нашу жизнь.

Хор поет: «Един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Священник совершает раздробление Святого Агнца, одну частицу влагает в Чашу, другой причащается сам, остальные раздробляет и также помещает в Чашу для причащения мирян. После того как священнослужители причастятся, мы снова сделаем небольшую остановку и объясним оставшуюся часть богослужения, после чего Тело и Кровь Христовы будут преподаны всем, кто сегодня готовился к причастию.

Подготовка к причастию, по традиции Русской Православной Церкви, заключается в том, что желающий причаститься, накануне причастия прочитывает каноны Покаянный, Богородичный и Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению – это особые молитвы, настраивающие нас на принятие Святых Христовых Таин, они содержатся в любом молитвослове. Обыкновенно полагается 3 дня поститься, а с полуночи перед причастием до самого причастия ничего не есть и не пить. Также перед причастием необходимо исповедоваться, чтобы приступать ко Христу с чистым сердцем.

В подготовке к причастию допускаются послабления для детей, болящих и по иным причинам, это нужно обсудить со священником лично.

*остановка после причащения духовенства *

Возлюбленные о Господе братья и сестры, подошел сам момент, когда Чаша с Телом и Кровью Христовой будет изнесена из алтаря для причащения верных. Как мы с вами говорили в начале, Божественная Литургия имеет своим смыслом преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для причащения всех собравшихся за литургией, а также совместную молитву благодарения всех прихожан Богу (недаром «Евхаристия» переводится как благодарение). Последнюю часть литургии потому и называют литургией верных, потому как все присутствующие на ней не были посторонними зрителями, но активными участниками богослужения, осознающие свое ответственное предстояние перед Богом в совместной молитве. Причащение за каждой литургией, было нормой для христиан древней Церкви, но со временем эта норма стала забываться, и сегодня мы можем видеть как в храме, в котором много людей присутствует на службе, причастников единицы. Часто мы говорим о нашем недостоинстве, и это совершенно верно, каждый из нас недостоин того, чтобы иметь возможность соединяться с Самим Христом, и горе тем, кто вдруг осознает свое достоинство перед Святой Чашей. Именно потому, что мы немощны и недостойны, мы призваны к тому, чтобы врачевать свои недуги в Таинствах Святой Церкви – покаянии и причащении. Всеобщность причащения всех верных за литургией выявляет природу Церкви, которая Сама есть Тело Христово, а значит каждый член Ее является Его частицей, словно клеточкой единого организма.

Стремясь к постоянному единству с Богом в совместной молитве и в общении в таинствах, мы шаг за шагом будет совершать наше духовное восхождение, к которому призван каждый христианин. Литургия совершается не для того, чтобы мы могли поставить свечки и написать записки, точнее все это мы тоже имеем полное право делать, но главным смыслом ее совершения является наше соединение с Самим Богом и друг с другом. Цель жизни православного христианина состоит в том, чтобы достичь обожения, потому как, по слову святителя Афанасия Великого «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». И наше обожение немысленно без участия в церковных таинствах, к которым мы должны прибегать не изредка, от случая к случаю, но постоянно, помня, что именно это и составляет стержень нашей духовной жизни. Естественно, все это немыслимо без кропотливой и тщательной работы над собой, без борьбы со своими грехами, потому как сказано в Священном Писании: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Бог спасает нас, но не без нас, если каждый из нас не возжаждет спасения, то достичь его будет невозможно.

И помимо нашей постоянной духовной жизни, мы должны употреблять усилия для того, чтобы лучше узнать свою веру, потому как всякий взирающий на нас уже составляет представление о Церкви Христовой, и каково будет это представление, если мы не сможем дать ответы на элементарные вопросы. Нужно постоянно понуждать себя к тому, чтобы учиться, читать Священное Писание, отцов Церкви, труды православных богословов и, несомненно, совершенствоваться в молитве. На каждом из нас огромная ответственность перед Богом, Церковью и людьми, потому как став христианами мы стали, по слову апостола Петра «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Помня об этой ответственности, нам и надлежит совершать свое церковное служение.

Сейчас будет вынесена Святая Чаша и каждый, кто сегодня собирался причаститься соединиться с Самим Христом. После причащения Чаша вносится в алтарь и частицы из просфор, которые вынимались за святых, за живых и усопших погружаются в Чашу со словами «отмой Господи грехи всех здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх