Помост

Вопросы веры

Повесть временных лет о крещении Руси кратко

Кровавое солнышко Руси: каким человеком был Святой креститель князь Владимир

Крестили мечом и огнем

Новая вера встретила сопротивление племенной знати и простого люда. Самыми ярыми противниками Христа стали новгородцы, которые когда-то приютили и поддержали сына рабыни, а теперь Великого князя. В благодарность Владимир отправил в Новгород дядьку Добрыню и воеводу Путяту.

Уничтожение языческих идолов

Путяте удалось ворваться в центр Новгорода, однако его дружину окружили. Тогда Добрыня поджег город. Пока новгородцы спасали свои дома, дядя Владимира вызволил воинов. Отсюда взялась поговорка: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Победители сильно разгромили город, после чего пришлый бог ромеев стал новгородцам чуточку ближе. Однако антихристианские восстания в Северо-Западной Руси вспыхивали еще 150 лет.

15 июля 1015 года Владимир скончался, а 11 его законных сыновей устроили резню за власть. С XIV века Владимир признан равноапостольным святым. В былинный эпос убийца брата, многоженец и насильник вошел как князь Владимир Красное Солнышко.

Смотрите также — Норвежский музей Лофотр: путешествие в мир викингов

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Рубрики: война • Европа • история • культура • лонгриды • мир • народы • религия Теги: викинги • Владимир • князь • Крещение • Русь • средневековье

СОВРЕМЕННИКИ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА

  Князь Владимир проявил себя как великий государственный деятель своего бремени. Придя к власти в результате братоубийства и при помощи наемной варяжской дружины, он приложил все усилия для процветания, объединения и укрепления страны. С рождения он придерживался языческих верований, но, добившись единовластия, задумался о выборе государственной религии, призванной превратить Русь в полноправного участника общемировых политических и культурных процессов. Владимир прошел путь от язычника до крестителя Русской Земли, коренным образом изменив свой нравственный облик. Своих сыновей, принявших христианство, он отправил наместниками во все пределы Руси, установив тем самым новый порядок управления страной.

 Ярополк Святославич (брат Владимира I Святославича, князь киевский с 972 по 980 гг.)

 Олег Святославич (брат Владимира I Святославича, князь древлянский)

 Рогнеда (полоцкая княжна, жена князя Владимира I Святославича)

 Анна Византийская (византийская царевна, жена князя Владимира I Святославича)

 Свенельд (воевода)

 Добрыня (воевода)

 Варда Фока Младший ( византийский военачальник, наместник фемы Антиохия провозглашенный императором.)

 Василий II «Болгаробойца» (Византийский император ок. 958 — 1025 гг., имп. с 976 г.)

 Князь Мешко I (первый исторически достоверный польский князь с 960 по 992 гг.)

 Болеслав I Храбрый (князь (992—1025) и первый король Польши (1025), князь Чехии в 1003—1004 годах)

Мы не знаем, когда родился князь Владимир — до нас не дошло ни одного письменного свидетельства. Примерную дату — 960 год — вычисляют, исходя из даты смерти князя. Будущий креститель Руси был незаконнорожденным, но в те времена внебрачные связи не считались предосудительными и на репутации человека не лежало никакого пятна из-за его происхождения. Год рождения нам неизвестен, зато известно место рождения — село Будутино (Будятино) под Псковом. Именно туда сослала разгневанная княгиня Ольга свою ключницу Малушу, не зная еще, что сын этой простой женщины совершит то, о чем княгиня жарко молила Господа,— обратит Русь от языческой скверны к истинному Богу!

Розути робичича

Причиной известной распри Святославичей — братьев Ярополка, Олега и Владимира — стал неудачный раздел территории, в результате которого киевский князь Ярополк потерял контроль над знаменитым путем «из варяг в греки». Выход на него с Балтики контролировал Новгород князя Владимира, а сухопутный путь пролегал через древлянские земли князя Олега. Ярополк терпел большие убытки и, видимо, попытался «нажать» на своих братьев, на что они ответили полным неповиновением. Поводом для начала военного конфликта стало убийство Олегом на охоте сына воеводы Ярополка. Олегу пришлось спасаться бегством, и он погиб от трагической случайности. Ярополк не был повинен в смерти брата, но князь Владимир и его наставник Добрыня бежали от такой же предполагаемой участи за море, к варягам. Три года, проведенных ими в землях варягов, для историков покрыты мраком. Что делал князь Владимир? Каков был круг его общения? Как бы то ни было, за эти три года он набрал большое сильное войско из варягов, с которым вернулся в Новгород, прогнал посадников брата Ярополка и объявил войну Киеву.

Путь князя к Киеву лежал через Полоцк, правитель которого, древлянский князь Рогволод, был нужен Владимиру как союзник. Сватовство Владимира к его дочери Рогнеде было важным политическим шагом. Летопись донесла до нас ответ Рогнеды: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочу». Одни исследователи видят в этом презрительный намек на происхождение Владимира, другие — что-то вроде: «Да он еще дитя дитём». Очевидно, что Ярополк на тот момент уже заручился важной для него поддержкой древлянского князя. Конечно, князь Владимир не мог оставить у себя в тылу человека, преданного врагу. Но его расправа с Рогволодом и его дочерью потрясает запредельно циничной жестокостью даже современного человека, привыкшего к ужасам криминальной хроники: князь изнасиловал юную Рогнеду на глазах ее родителей, а потом убил их, а княжну принудительно взял в жены. Вообще, нужно признать, что жизнь князя Владимира до обращения ко Христу представляла собой настоящий апофеоз зла.

Братоубийство

После покорения Полоцка князь двинулся на Киев. Ярополк, видя намерения брата, сбежал из стольного града и попытался спрятаться в небольшом городе Родне, однако в конце концов согласился встретиться в Киеве для переговоров и погиб от руки двух наемников-варягов. Так на совесть молодого князя лег грех братоубийства и предательства.

Когда Владимир стал править в Киеве, он взял в жены вдову своего брата — гречанку, которая ожидала ребенка. К тому времени у князя был уже целый гарем из жен и наложниц, но на этот раз правитель действовал по законам того времени: взяв на себя заботу о вдове брата и признав своим наследником ее будущего ребенка, он тем самым пытался преградить путь кровной мести. Что, впрочем, ему не удалось. Семена злобы и греха, посеянные Владимиром-язычником, дали свои страшные всходы после кончины святого равноапостольного князя. Святополк — сын «двух отцов», как называет его летопись,— вероломно убил двух любимых сыновей князя Владимира — кротких Бориса и Глеба, первых святых, канонизированных Русской Церковью.

Реформы

Но это будет потом. А пока языческий князь развивал бурную деятельность: укреплял, как сказали бы теперь, вертикаль власти, вел завоевательные походы, облагал данью всё новые и новые земли. Одной из важных составляющих реформ князя была масштабная религиозная реформа. Князь Владимир пытался поднять неразвитые языческие культы Руси до уровня официальной религии Византийского двора. Киев и Новгород покрывались многочисленными капищами, у подножия которых лилась человеческая кровь. Одной из жертв языческого безумия князя стала христианская семья: Федор и его сын — отрок Иоанн. Трудно поверить, что жребий пал на них случайно.

Но еще труднее поверить, что в свирепом и жестоком человеке, каким предстает Владимир до крещения, шла напряженная внутренняя работа, велся духовный поиск, тайна которого так и не была нам открыта. Вот как пишет об обращении князя митрополит Киевский Иларион в «Слове о законе и благодати»: «Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? <…> Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? <…> Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына».

Корсунская и другие легенды

В это время в Византии бушевала кровопролитная гражданская война: законный правитель империи ромеев Василий II вел беспощадную борьбу с узурпатором Вардой Фокой. Император был в отчаянном положении. Свою последнюю надежду он возложил на военно-политический союз с варварским князем из земли русов. Надежды императора оправдались. В битве при Хрисополисе (988 г.) с участием русов он одержал над Вардой решительную победу. Цена, которую потребовал князь Владимир за военную помощь, была запредельна — брак с сестрой императора Анной. Понятно, что такое требование было осуществимо только при условии личного крещения князя и христианизации Руси. Впрочем, некоторые ученые практически не сомневаются в том, что крещение князя Владимира состоялось несколько раньше этих событий — в 987 году. В таком случае багрянородный император обратился за помощью уже не к язычнику, а к христианскому государю. Торжественное крещение киевлян состоялось в 988 году: горожане приходили креститься семьями, а после крещения деревянный безгласый идол Перуна поплыл по волнам Днепра.

В 989 году христианский князь осадил и взял приступом город Корсунь (Херсонес). Как могло такое случиться? Летописный рассказ о крещении князя в Корсуни плохо согласуется с другими историческими свидетельствами. Вероятнее всего, этот поход был совершен с целью напомнить грекам об их обещании. После падения Херсонеса император Византии все-таки отдал свою сестру Анну в жены киевскому князю. С тех пор жизнь Владимира, которого все знали как жестокого блудника и насильника, полностью переменилась. На его примере мы лучше всего видим, что крещение — это смерть ветхого и рождение нового человека, а покаяние есть подлинная «перемена ума», которая влечет за собой перемену всей жизни: циничный и жестокий «конунг» — военный вождь — превращается в доброго и милосердного правителя, настоящее «Красное Солнышко». Правление князя Владимира отмечено широкой благотворительной деятельностью, помощью малоимущим. Правитель Киевской Руси стремился в точности воплотить в жизнь евангельский закон любви — быть милостивым и к бедноте, и к людям, преступившим закон. Он очень тяготился необходимостью карать преступников, потребовалось даже увещевание Церкви, чтобы успокоить его чуткую совесть.

Огнем и мечом?

История крещения Руси таит в себе немало вопросов для историков, но широкую общественность, как правило, интересует только один: правда ли, что князь Владимир крестил Русь «огнем и мечом»? И на этот вопрос историческая наука отвечает вполне однозначно: нет, неправда.

Сама фраза «огнем и мечом» появилась только в XVIII веке в приводимой историком В.Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Ученые полагают, что этот памятник очень поздний и вряд ли отражает реальное положение вещей. Подлинность его ставится под сомнение. Но даже если предположить, что текст отражает реальное положение вещей, в нем мы видим как раз свидетельство о том, что новгородское противостояние было не правилом, а исключительным случаем — ведь только про новгородцев ходила в народе уничижительная поговорка: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня — огнем». Никаких других свидетельств об этом конфликте ни в летописях, ни в археологических артефактах не сохранилось.

Нужно также помнить, что христианизация Руси шла не только «сверху», но и «снизу». На Руси и до князя Владимира возводились храмы, некоторые князья приняли крещение еще до него. Христианкой была святая равноапостольная княгиня Ольга. Так что смена веры не стала шоком для подданных святого князя.

Широкомасштабная просветительская деятельность святого равноапостольного князя Владимира сделала Киевскую Русь одним из самых динамично развивающихся христианских государств средневековой Европы. Его судьбоносный выбор на многие столетия вперед определил вектор развития нашего Отечества.

Газета «Православная вера» № 14 (586)

Легенда о князе Владимире красно солнышко. Часть 1

Пролог.
Какие грешные святые на Руси!
Безудержные, вольные, как море.
Взгляни назад, историю спроси
Что в мир они несли — добро иль горе?
Судите сами, в этом ваша власть:
Потомки судят прадедов охотно.
О князе расскажу вам без прикрас
Всю правду я легко и беззаботно.
Какую бурную он жизнь прожил,
О маме, об отце его, о братьях,
Чему он радовался и о чём тужил,
Каких он женщин заключал в объятья.
Как Русь крестил, и по какому праву
Владимир князь свергал Родных Богов,
Как укреплял Российскую державу
И защищал её от всех врагов.
Глава 1. Детство.
Князь Святослав, сын Игоря и Ольги,
Отважный воин, что в 10 веке жил,
Трёх сыновей имел, двоих законных,
Третий от ключницы рабыни, что любил.
Малуша ключница — красавица еврейка,
Рабыней умною и хитрою была.
Как изменить свою судьбу-злодейку
Малуша очень рано поняла.
Закон существовал — любой ребёнок,
От вольного рождённый на Руси,
Сам вольным становился он с пелёнок
И матери свободу приносил.
Князь Святослав вернулся из похода:
Красавец, богатырь, к тому же — князь.
Красою юною Малуши покорённый
Охотно с девушкой вступает в связь.
В свой срок на свет младенец появился.
Князь Святослав ребёночка признал.
Малуша волю получила, удалилась,
А сына князь Владимиром назвал.
Владимир рос под Ольгиным присмотром.
Два старших брата — Ярополк, Олег-
Играли, окружив его заботой,
Поскольку возрастом он младше всех.
Но дворня мальчика «рабичич» называла.
Владимир даже плакал от обиды.
Что сын рабыни он — не забывали,
А маму мальчик никогда не видел.
Их бабушка, княгиня Ольга, заменила
Отца и мать — отец всегда в походах.
Княгиня внуков очень полюбила,
Тепло дарила, ласку и заботу.
Летело время вдаль неудержимо.
Княгиня Ольга заболела, умерла.
Отец в поход торопится с дружиной.
Кому в Руси оставить все дела?
Вот сыновей созвал он и решает:
Поскольку Ярополк их старший брат,
Ему в наследство Киев оставляет,
Чему был Ярополк, конечно, рад.
Олегу на Древлянских землях княжить.
Древляне с радостью Олега принимают.
Что плохо он решил — никто не скажет.
Тут к Святославу новгородцы приезжают.
-» Князь Святослав! Почто ты нас бросаешь?
И нам дай князя! Ну, а если не найдётся…
Одни мы не останемся, ты знаешь.
Нам князя из варягов брать придётся!»
-» Зачем же из Варягов? Есть Владимир!
Пусть в Новгороде княжит он отныне!»
Дела все Святослав уладил миром,
Велел в поход сбираться он дружине.
Пять лет спустя Свентельд приехал в Киев
С остатками измотанной дружины,
А Святослава печенеги порубили,
Немногие тогда остались живы…
Хан Куря печенежский сделать чашу
Велел из черепа героя Святослава.
И на пирах всегда за доблесть нашу
Из чаши той он пил, себе на славу.
Глава 2. Братья.
Любимый сын Свентельда воеводы
Отважный Лют охотится любил.
В земли Древлянские, в Олеговы угодья,
Нередко за добычей он ходил.
Олег однажды, загоняя зверя,
Увидев Люта очень удивился:
-» Как? Лют Свентельдич вор? Глазам не верю!»
И князь наш не на шутку рассердился.
Как зверя обошёл, убил он Люта,
А тело в Киев Ярополку отослал.
Что эта смерть их жизнь изменит круто
Не Ярополк и не Олег не знал.
Олег был прав, по Русскому закону
Убивши вора, раз поймал на месте.
Свентельд кровь сына был обязан неуклонно
Отмстить Олегу, по уставу кровной мести.
-» Пойди на брата!»- говорил он Ярополку.
-» Земли Древлянской будешь повелитель.
Олег никчёмный князь, с него не будет толку.
Ты — весь в отца, отважный, доблестный воитель!»
Вот так два года день и ночь твердил он,
И Ярополк в поход пошёл на брата.
Полки сошлись, Олега победил он.
Древляне в Овруч кинулись обратно.
Укрыться за стеною крепостною.
На городском мосту такая толкотня.
Древляне, обезумев, в поисках покоя,
К воротам рвутся, ближнего губя.
Олег упал под мост и был раздавлен
Свалившимися вниз людьми, конями.
А Ярополк жестокостью ославлен,
Когда Олега из-под мёртвых тел подняли.
У Овруча его похоронили.
Теперь кровь брата мстить Владимир должен.
А Ярополк рыдает на могиле,
В такой беде никто уж не поможет.
-» Смотри, Свентельд, чего ты добивался!
Теперь и с младшим мне не будет мира».
Но мести Ярополка испугался
И за море, к варягам, убежал Владимир.
Князь Ярополк властителем единым
Стал на Руси, как был отец и дед.
Пошёл в поход на печенегов он с дружиной,
Чтоб защитить Отечество от бед.
За гибель Святослава отомстили
Прославив силу духа и оружия,
А печенегов данью обложили.
И мир настал, который очень нужен был.
Илдея, печенежский хан, с большим полком
На службу к Ярополку стал проситься.
Немецкий герцог Конрад бьёт челом,
Просит на дочери его жениться.
Глава 3. Владимир.
В то время князь Владимир собирал
Дружину, чтоб идти на Ярополка.
Отчаянных варягов подкупал,
Шпионов рассылал, чтоб было больше толка.
А в Киеве Свентельд, отважный воевода,
Уж умер. Его место занял Блуд.
Он был подкуплен, ждал Владимира прихода,
Хотел прикончить Ярополка тут.
Владимир в Новгород с дружиною явился,
Варяжской силой город захватил.
Потом он к полоцкому князю обратился
И дочь Рогнеду в жёны попросил.
Рогнеда, гордая княжна, над ним смеялась:
-» Чтоб мне рабичича разуть? Что за беда?»
Женой Владимира она стать отказалась:
-» Такого не случится никогда!»
Тогда Владимир силой взял Рогнеду,
Отца убил и город захватил.
С варягами отпраздновал победу
И в Киев к Ярополку поспешил.
А в Киеве, меж тем, коварный Блуд
Внушает Ярополку, что опасность мнится:
-» Сбирать дружину для тебя напрасный труд!
Не может на орла войной пойти синица!»
Князь Ярополк поехал в город Родень,
Чтоб Богу Роду требы приносить-
Творцу и покровителю народа,
И предсказанья у волхвов просить.
Владимир быстро Родень взял в осаду.
Победа эта будет дорога.
Как Ярополку с маленьким отрядом
Разбить коварного и сильного врага?
Всю зиму Ярополк оборонялся.
От голода ослаб его отряд.
Но всё сражался и врагу не покорялся.
И Блуд с Владимиром решили так:
-» Не одолеть отваги Ярополка,
Пока весь город в прах не превратится!
От мира с братом будет больше толка».
Владимир должен с Ярополком замириться.
Послов Владимир к Ярополку отправляет:
-» К чему нам враждовать? Давай мириться!»
А сам убийц варягов подсылает,
И умер Ярополк от рук убийцы.
На два меча подняли Ярополка,
Потом у Роденя вблизи похоронили.
Владимир не расстроился нисколько.
Варяги быстро Киев захватили.
-» Мы город взяли, надо откуп брать
На людях, по две гривны с человека!»
-» Я сам всё соберу, чтоб вам отдать!»-
Владимир обещал варягам крепко.
Но обманул. Тогда варяги попросили
Его «путь в греки» показать и князь Владимир
Отправил их с посланьем в Византию,
Чтобы скорей ушли варяги с миром.
Князь пишет императору Царьграда:
-» Идут к тебе варяги ратью грозной.
Прими и не пускай на Русь обратно,
А разведи их по отрядам розно.
В столице не держи, они опасны,
И зло большое могут причинить.
Поверь! Предупреждаю не напрасно.
Руси и Византии в мире жить!»
Так от варягов князь освободился,
Опасных для Руси своею силой.
С народом очень быстро помирился,
Сел княжить в Киеве наш князь Владимир.
Глава 4. Язычник.
За то, что Киевский престол ему достался,
Из чувства благодарности, Владимир
Родных Богов уважить постарался
И на Святом холме воздвиг Кумиры.
Вот Бог Перун — могучий Бог дружины,
Грозы и битвы мощный повелитель,
С главой из серебра, с усами золотыми,
С мечом в руках, как доблестный воитель.
И юный Хорс, сумевший средь зимы
Разрушить тьмы и смерти злые чары.
Славяне в честь его пекут блины
И песни хором звонко распевают.
Даждьбог — Бог Солнца, самый щедрый Бог,
Дающий блага, исполняющий желанья.
Раздольный, буйный Бог ветров Стрибог.
Семаргл — крылатый пёс, защитник урожая.
А среди них Макошь — судьбы Богиня,
Пряха небесная, что жизни нить прядёт.
Впрядёт нить светлую — удача не покинет,
А нить обрежет — человек умрёт.
Макошь Небесною Лосихой величали,
Да Пятницею звали в уважении.
Славянки в честь Макоши кику надевали,
Просили счастья в браке, деточек рождения.
И всех Кумиров серебром да златом
Владимир щедро разукрасить приказал.
А в Новгороде на холме Кумир богатый
Перуну грозному над Волховом стоял.
Язычество в Руси торжествовало,
Как символ русской силы и признания.
Своё влиянье Русь распространяла
От Волги до Карпатских гор и далее.
Ходил в поход Владимир на Ятвягов.
Врага разбил, землёй литовской завладел.
В походе проявил он доблесть и отвагу,
Кумирам сделать подношенье захотел.
Но мыслил сделать не простое подношенье,
Какое предки делали всегда,
А человеческое жертвоприношенье.
Такого не случалось никогда.
-» Пусть отрок и девица добровольно
Жизнь драгоценную пожертвуют Богам!
Жизнь молодую за Богов отдать не больно.
Такая жертва впредь зачтётся нам!»
Вот жребий кинули и выбор пал на грека,
Его отец купцом богатым был.
Всего лишь год, как в Киев он приехал,
По вере парень был христианин.
Во двор к купцу послы пришли толпою:
-» Твой сын по жребию принадлежит Богам!
Пусть добровольно он пожертвует собою».
-» Я сына вашим бесам не отдам!
Не Боги это — дерево по сути,
Сейчас стоят, а скоро все сгниют.
Умело вырезали их людские руки.
Пусть глупые язычники уйдут!»
Купцу такого оскорбленья не простили.
Родных Богов он опорочить захотел!
Их с сыном там же на кусочки изрубили.
С тех пор людей Владимир жертвовать не смел.
Глава 5. Рабичич.
Был князь Владимир женолюбец ненасытный.
Имел пять жён и десять сыновей,
Наложниц без числа он заводил открыто.
Среди дружинников приобретал друзей.
Он в гриднице, в палате для дружины
Устраивал пиры по воскресеньям
И часто говорил: -» Пока мы живы
Пусть с нами будут радость и веселье!»
Однажды гости перепившись зароптали:
-» Ах! Видно горе с нами будет до седин!
Серебряных нам ложек не подали,
Всё деревянными мы ложками едим!»
Хмельной тот ропот князя опечалил.
Велел серебряных он ложек наковать.
-» Наёмников купить легко, я знаю,
Но трудно верную дружину создавать.
С дружиной верною и серебро и злато
Я отыщу, как мой отец и дед
В боях лихих отыскивал когда-то
И защищал Отечество от бед!»
В народе князя Красным Солнцем называли
За то, что он любил свою дружину,
А по углам «рабичич» обзывали,
Рабыню мать припоминая сыну.
Великий князь на Киевском престоле
Глаза нередко прятал от стыда:
-» Терпеть такое унижение доколе?
Покончить надо с этим навсегда!
Пусть стану первым средь рабов достойных,
Чем средь свободных, как последний человек!
Когда религию сменю я добровольно,
Историю Руси перепишу навек.
Русь многие народы окружают,
Что от язычества давно уж отошли:
Болгары волжские ислам предпочитают,
Хазары в иудейство все пришли.
А страны Запада — католики сплошные,
Там Папа Римский — главный кукловод.
Ещё есть христианство в Византии,
Вот в православие и поведу народ!
Ведь только в православном христианстве
Рабами Божьими друг-друга называют.
Рабами станут — позабудут о славянстве!
Всё! Решено! Я Византию выбираю»…
Глава 6.

Сказание о князе Владимире

Много преданий сложено о князе Владимире.

А за то, что при нём взошло над Русью

солнце Православной Веры,

прозвали его Красно Солнышко…

Давным-давно жили на Руси смелые, отважные, честные и трудолюбивые люди, да только поклонялись они идолам языческим. Приносили им жертвы, бывало, что и человеческие.

А между тем давно пришла на Русь Благая весть – родился сын Божий и искупил грехи человеческие своими страданиями. Ученики же сына Божьего разошлись по всей земле и крестили людей во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Были крещеные люди и на Руси. Жили эти люди скромно и мирно, выделялись среди русичей покоем и радостью. Первыми из киевских князей крестились Аскольд и Дир; княгиня Ольга приняла веру от самого Патриарха Византийского.

Совсем мальчишкой стал у власти Владимир, проводил всё время в войнах и набегах, объединяя земли русские. После удачного похода в 983 году решил он отблагодарить богов и принести жертву. Жребий пал на мальчика из православной семьи. Не отдал отец сына толпе, и кинулись люди рубить дом, сени обвалились и придавили отца и сына. Души их отлетели к Господу. Фёдор и Иоанн (так звали их) стали первыми мучениками за веру Христову.

С тех пор князь Владимир не находил покоя ни в пирах, ни в походах. А тут ещё бояре про мудрую Ольгу стали напоминать. И позвал князь людей разных религий и выслушал их. Стал думу думать. Какая же вера лучшая?

И вспомнил Владимир, что все его предки: Олег, Игорь, Ярополк,- были преданы языческими идолами и были умерщвлены. И только его бабка Ольга так угодила Господу своей изменившейся жизнью, что мирно отошла душа её.

Отправил князь послов в разные страны, посмотреть службу в Храмах. Вернувшись из Греции, бояре сказали: «Не знаем, где мы находились – на небе или на земле».

«Истинная вера – православная !» — заключили послы. И решили, что креститься будут, как Ольга, в Византии.

Не с миром пошёл Владимир в Византию, захватил Херсонес силой. Но не разграбил город, и велел дать ему в жёны царевну. Смиренная Анна не пожелала пойти замуж за язычника, и князь сказал: «Крещусь здесь же!»

С принятием крещения изменились ценности Владимира: привёз он в Киев не пленных, а священнослужителей, мощи Святых и иконы. Был там образ Богородицы с Младенцем. Сохранилась икона и до наших дней, это Минская икона Божьей Матери.

Вслед за Владимиром крестились все его двенадцать сыновей, бояре. Затем он приступил к строительству каменного храма Святого Спаса и церкви Святого Василия, именем которого был князь наречён в Крещении.

Стали священники с митрополитом наставлять русский народ к новой вере. А в назначенный Владимиром день все киевляне пришли к Днепру для Крещения. Когда народ вошёл в реку, князь воздел руки к небу и сказал:

— Творец Неба и Земли! Благослови сих новых чад твоих, утверди в них веру правую. Будь помощью в искушениях злых. Я восславлю Святое имя Твоё!

Крестив народ, занялся Владимир просвещением неграмотных, строил школы, дороги, мосты. А для защиты страны – сторожевые посты и погосты.

А защищаться было от кого. В 992 году на Русь напали печенеги. У Владимира нет времени собрать большое войско , и выступил он малым войском. И вдруг печенеги предложили решить исход битвы поединком богатырей. Вышел за печенегов свирепый воин-великан, а от русичей – кожемяка Усмарь. И удавил голыми руками Усмарь великана-печенега. И прогнали кочевников далеко от русской земли.

Возблагодарил Бога князь за лёгкую победу и заложил на том месте город Переяславль в честь того, что Усмарь «перенял» славу у печенега.

И нёс Владимир свой крест правителя, и имел от Господа обильную помощь: раздробленная Русь превратилась в красивое просвещённое государство, стержнем которого стала Православная вера.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх