Помост

Вопросы веры

Православие для всех

Православие

Православие как неотъемлемая часть христианства

Православие — это не отдельная религия, а конфессия христианства. Поэтому православие было и остается неотъемлемой частью христианства. В I в. до н.э. произошли удивительные события, которые стали причиной зарождения нового мира. В этом мире мы получили заповеди блаженства , получили возможность спасения и Жизни Вечной. Бог умалился до человека, пришел в мир и принес в этот мир весть о спасении, которая, к сожалению, не всеми была услышана. Исполнились древние пророчества, мир увидел обещанного Мессию. Многие представляли его сокрушительным и грозным, а Он въехал в Иерусалим на ослике. Чтобы взойти на Крест. Чтобы расплатиться за наши грехи. Чтобы заключить с людьми удивительный договор, равный которому мир не знал прежде.

Мы хорошо знаем эти события, они описаны в Новом Завете. Страдание и смерть Христа, Его воскресение из мертвых стали началом для христианства. Ученики Иисуса проповедовали по всему миру, определив, кто и в какие земли пойдет говорить об учении Христа. Все они приняли страдания, а многие мученическую кончину за Христа. Они знали, на что идут, но готовы были страдать за Его имя. Не значит ли это, что вера во Христа истинна? На этот вопрос у богословов любой христианской конфессии есть единственный истинный ответ — да! Нам всем: православным, католикам и протестантам не приходится сомневаться, что наше спасение во Христе. Почему же при таком единодушии возникли разные конфессии?

Каждый из апостолов пошел своим путем. Апостолу Петру выпали Египет, Испания и Италия. Иоанну Богослову — малая Азия, Апостол Варфоломей пошел в Азию и Армению. Апостол Фома — в Китай и Индию. Апостол Матфей проповедовал в Сирии и Персии. Иаков Алфеев направился в Египет. Апостол Фаддей пошел в Месопотамию. Апостол Симон Зилот в числе прочих посетил Мавританию и Абхазию. Апостол Матфий был на Кавказе, а на берегу Адриатического моря — апостол Марк. Апостола Филиппа услышали в Аравии и Эфиопии. Евангелиста Луку — в Ливии и Египте. Апостол Павел учил в Антиохии, Малой Азии и на Кипре.

Апостол Павел первым рассказал об удивительных событиях Евангелия в Европе. «Идите, научите все народы», — так Иисус сказал своим ученикам. Услышать Слово Божие призваны были все люди. Земли, на которых впоследствии возникла Русь, посетил апостол Андрей Первозванный. Первыми его услышали коренные народы Причерноморья и жители греческих колоний. Позже, узнав, где находится устье Днепра, он отправился на Север…

В те времена никто еще не знал о грядущем расколе, о возникновении православие и католичества, о том, что позже возникнет протестантизм и множество других христианских течений. Христианство было едино для всех и основные принципы веры Христовой и сейчас объединяют все конфессии. Мы называемся христианами, потому что верим, что Христос есть Воскресение и Жизнь.

Но есть у нас и противоречия.

Идеология православия до раскола церквей

Разделение на католицизм и православие, как считают историки, произошел в 1054 году. Предпосылки к этому появились гораздо раньше. Западные отцы Церкви больше говорили о нравственности и христианской морали, восточные о богословии. Свою роль сыграли и политические разногласия. Если прежде Рим был единой империей, то из-за политических волнений он был разделен и на востоке появилась даже новая столица — Константинополь. Центр современной римско-католической Церкви остался в Риме.

Свою роль сыграли и разногласия, касающиеся языков. На Востоке главенствовал греческий, а на Западе — латынь. На Востоке больше чтили Иоанна Златоуста, на Западе — блаженного Августина. Взаимное недовольство росло и вылилось в серьезный раскол, по причине которого сейчас существуют разные христианские конфессии.

Официально причиной стало Филиокве — латинское учение, согласно которому Дух Святой исходил не только от Бога Отца, но и от Сына. Это учение до сих пор является одним из главных камней преткновения в вопросах соединения Церквей. Разница в толковании некоторых мест Евангелия стала причиной и для других споров.

Так православие отрицает Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Православие же считает, что Богородица родилась причастной к первородному греху, как обычный человек, но была избрана Богом, своей Праведностью, участием в страстях Христовых, укрепилась в святости и приблизилась к Господу более, чем кто-либо из людей.

Различались также учения о спасении и оправдании. Римско-католическая Церковь торговала индульгенциями именно, потому что учение воспринимало Завет как Договор в юридическом смысле. Существовала некая совокупность добрых дел, которые Церковь могла расходовать по своему усмотрению. В том числе, использовать для отпущения грехов.

В православии же такие идеи отрицаются, как и учение о чистилище, как о возможности попасть в рай, очистившись через мучения от грехов.

Истоки подлинной веры и учения православия

Латинский культ сердца Иисусова и Пресвятой Богородицы также относятся к римско-католической Цекрви. Монахиня Маргарита Мария Алякок утверждала, что видела Иисуса, и Он научил ее почитанию своего сердца. Православная Церковь отвергает это, как ложный, не соответствующий Духу Истины мистицизм. По той же причине православные не признают стигматы, как чудо, которое пришло в мир от Господа.

Разница есть и в таинствах. Так Крещение троекратным погружением в Православии в Римско-католической Церкви заменяется обливанием или даже окроплением водой. Евхаристия и венчания также различаются.

И, конечно же, Догмат о главенстве и непогрешимости Папы Римского не признается православием. Кстати, вопреки расхожему мнению, Папа непогрешим не всегда, а лишь, когда определяет учение Церкви. Считается, что он не может заблуждаться.

Основные положения православной веры

Все христиане — это люди Нового Завета и основные положения православной веры сформулированы в Символе веры:

«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю вос-кресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.»

Бог для православных — Творец мира и всего сущего. Иисус — Сын Божий. Он воплотился в человека, принял за нас страдание и смерть. Иисус Воскрес. Вознесся на Небеса, но вернется на землю, чтобы «судить живых и мертвых».

Православные признают Священное Писание и Священное Предание как источники вероучения. В то время, как протестанты исповедуют принцип «Только Писание», считая, что Священное Писание — вполне достаточный вероучительный текст для христианина. Православные же считают, что Бог не прекратил общение с людьми и принцип sola Scriptura неверен. Писание неотделимо от Предания и не может существовать вне традиций Церкви. Тексты Священного писания называют «богодухновенным» (2 Тим. 3:16). С Новом Завете нет текстов, которые написал бы сам Иисус Христос, но авторов Писания вдохновлял Святой Дух. Но святоотеческое наследие и авторитет Предания не могут быть оспорены православной Церковью.

Православие на Руси

В «Повести временных лет» встречается одно из самых первых упоминания Православия на Руси. Существует устойчивое заблуждение, что слово «православие» происходит от того, что быть православным — значить славить Бога правильно. На самом деле, православие было принято, как слово противоположное «инославию». Именно так обозначали учение проповедников, которое не принимала по тем или иным причинам официальная Церковь. Мы отсчитываем ход нашей истории с Апостольских времен, но история Православия на Руси началась с момента Крещения Руси, решение о котором было принято князем Владимиром в 988 году.

После гибели князя Святослава на Руси осталось трое его сыновей — князь Владимир, князь Ярополк и князь Олег. Великим князем стал старший сын князя Святослава — Ярополк. С дружиной отца он правил в Киеве. Средний — Олег еще при жизни князя Святослава правил Древлянами. Князь Владимир же отправился в Новгород. В ходе междоусобиц при делении земель погиб князь Олег, а князя Ярополка предали и убили на переговорах варяги. Великим князем остался Князь Владимир, хотя никто не прочил ему такой судьбы. Матерью Князя Владимира была рабыня-ключница у князя Святослава. Его воспитывал дядя, дружинник Святослава. Тем не менее, князь Владимир был добрым и справедливым князем, мудро управлял вверенными ему землями. В большинстве соседних государств к тому времени уже установились мировые религии, на Руси же продолжали царствовать языческие верования. Но языческие боги и их «вероучение» не отвечали за вопросы, которые жизнь ставила перед людьми.

Путешественники из стран Востока предлагали Князю Владимиру принять Ислам, но он отказался, отверг он и Иудаизм.

Выбирая веру, которая должна была сплотить воинственные и разрозненные племена, он сделал выбор в пользу Православия, пораженный длинной речью о содержании Священного Писания. Кроме того, Русь многое связывало с Византией, на греческого императора равнялись русские князья, мы вели совместную торговлю, многие наши обычаи были похожи. Приходили к князю Владимиру и представители Римско-католической Церкви из Западной Европы, которым он отказал, сославшись на то, что «Отцы наши не приняли этого».

Первым князь Владимир крестился сам. Византийские императоры зачастую считали, что принятие православие означает подчинение Византии, чтобы не допустить такой мысли князь Владимир направил свои войска в Крым, где захватил Херсонес (Корсунь). По требованию Владимира, ему выслали священников для крещения и будущую жену — царевну Анну. Ради нее князь Владимир отказался от прежней жизни, от буйных разгульных пиров и многоженства.

По приказу князя Владимира уничтожили идолов язычников и построили христианские храмы. Этому русских мастеров научили византийские. Все страшные и жестокие языческие жертвоприношения и традиции были отменены. На Руси стали появляться христианские книги, написанные на кириллице, благодаря чему многие крестьяне научились читать и писать. Православие стало государственной религии на Руси и сыграло огромную роль в развитии государства.

Во главе прихода стоял священник, его священноначалием был Епископ, главой для Епископов являлся Митрополит, а для Митрополита — Патриарх. Существовали также монастыри, во главе которых стоял игумен, но в отличие от современности священниками сначала были приезжие греки или болгары.

Язычники долго боролись с христианством. В нательные кресты прятали языческие обереги и символы, но православие, как истинная вера, победило.

Православие сегодня

Православие сегодня — одна из трех главных христианских конфессий, наряду с католичеством и православием. Насчитывается 14 общепризнанных автокефальных православных Церквей и около 225 млн последователей.

13 февраля 2016 года в Гаване состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Встреча прошла в дружелюбной атмосфере, главы Церквей приняли совместный документ и обсудили трудную тему гонения на христиан.

Россия – территориальная основа православия

Христианские традиции и история христианства в Россию пришли через православие.

Православие — это преобладающая конфессия на территории России, несмотря на то, что наша страна многоконфессиональна. В Греции, Сербии, Украине, Кипре, Грузии и многих других странах также живут православные верующие. Земли, в которые когда-то пришел апостол Андрей Первозванный стали домом Православия, это и была территория будущей Руси. Справедливо и утверждение о том, что без Православия не существовало бы современной России. Глава Синодального Информационного Отдела Владимир Легойда в 2014 году назвал Православие «Основой национальной идеи в России». Создание новых епархий, проекты по строительству храмов отвечают запросам наших соотечественников — все больше людей понимают истинность и верность принципам православной веры.

Православие стало основой для современной культуры в России, с церковным учением связано духовное и нравственное возрождение России.

Читать также о православии:

  • Пластмассовое православие
  • Вселенское православие
  • Православие с чистого листа?

Православие – это направление в христианстве

Вопрос религии обсуждается и изучается в каждом государстве и обществе. Где-то он стоит особо остро и является достаточно конфликтным и опасным, где-то это скорее светская беседа в свободное время, а где-то повод пофилософствовать. В нашем многонациональном обществе, религия – это один из волнующих вопросов. Не каждый верующий хорошо осведомлен об истории возникновения православия и его истоках, однако все мы на вопрос о православии однозначно ответим, что православие – это христианская вера.

Возникновение и развитие православия

Многие писания и учения, как древние, так и современные сообщают, что православное вероисповедание – это истинное христианство, приводя свои аргументы и исторические факты. И вопрос – «вероисповедание православие или христианство» – будет волновать верующих всегда. Но будем говорить о принятых понятиях.

Христианство – самая крупная из форм общественного сознания в мире, проповедующая жизненный путь и учения Иисуса Христа. По историческим данным, христианство возникло в Палестине (входившая в состав Римской Империи), в I веке.

Распространено христианство было еврейским населением, и в дальнейшем приобретало все большего признания среди других народов, так называемых на то время – «язычников». Благодаря просветительской и пропагандистской деятельности, христианство вышло за пределы Римской империи и Европы.

Одна из путей развития христианства – является православие, возникшее в результате разделения церквей в XI веке. Тогда, в 1054 году христианство разделилось на католицизм и Восточную церковь, а восточная церковь была также поделена на несколько церквей. Самая крупная из них – православие.

Распространению православия на Руси, повлияло ее соседство с Византийской империей. С этих земель, начинается история православного вероисповедования. Церковная власть в Византии была разделена в связи с тем, что принадлежала четырем патриархам. Византийская империя со временем распадалась, и патриархи равномерно возглавляли созданные автокефальные православные церкви. В дальнейшем, автономные и автокефальные церкви распространились и на территориях других государств.

Основополагающим событием, становления православия на землях Киевской Руси, стало крещение княгини Ольги – 954 год. Это в дальнейшем привело к крещению Руси – 988 год. Князь Владимир Святославович позвал всех жителей города, и в реке Днепр был произведен обряд крещения, который проводили византийские священники. Это стало началом истории возникновения и развития православия в Киевской Руси.

Активное развитие православия на русских землях наблюдается с X столетия: возводятся церкви, храмы, создаются монастыри.

Принципы и мораль православия

Дословно, «православие» – правильное славление, или же правильное мнение. Философия вероисповедания заключается в вере в единого Бога Отца, Сына и святого духа (Бог-Троица).

Фундамент в вероучениях православия – Библия или “Священное писание” и “Священное предание”.

Связь государства и православия достаточно распределена и понятна: государство не вносит коррективы в учения вероисповедания церкви, а церковь не нацелена на контроль над государством.

Все принципы, история, и законы вряд ли присутствуют в мыслях и знаниях каждого православного человека, но это не мешает вере. Чему же учит православие на обывательском уровне? Господь – носитель высшего ума и мудрости. Учения господни неопровержимо верны:

  • Милосердие – старание облегчить печали несчастно своими силами. В милосердии нуждаются обе стороны – подающий и принимающий. Милосердие – помощь нуждающимся, угодное Богу дело. Милосердие держат в тайне и не распространяются. Также, милосердие трактуется как данное взаймы Христу. Наличие у человека милосердия означает что у него доброе сердце и он нравственно богат.
  • Стойкость и бодрствование – состоит в духовной и физической силе, постоянном труде и развитии, бодрствовании для добрых дел и служения Богу. Стойкий человек – тот, кто любое дело, доводит до конца, идя рука об руку с верой и надеждой, не падая духом. Исполнение Господних заповедей требует труда и стойкости. Одной человеческой доброты не хватит для распространения добра, тут всегда необходимо бодрствование и стойкость.
  • Исповедь – одно из Господних таинств. Исповедь помогает получить поддержку и благодать святого Духа, укрепляет веру, В исповеди важно вспомнить о каждом своем грехе, рассказать и покаяться. Выслушивающий исповедь принимает на себя обязанности прощения грехов. Без исповеди и прощения человек не спасется. Исповедь можно считать вторым крещением. При совершении грехов теряется связь с Господом, данная при крещении, при исповеди эта невидимая связь восстанавливается.
  • Церковь – учением, проповедью преподносит в мир благодать Христа. В причастии его крови и плоти соединяет человека с создателем. Церковь не оставит в горе и беде, не отвергнет никого, раскаявшегося простит, провинившегося примет и научит. Когда верующий уходит из жизни, церковь также не оставит его, а будет молиться о спасении его души. С рождения и до самой смерти, на протяжении всей жизни, в любой ситуации, церковь рядом, раскрывает свои объятия. В храме, душа человека находит успокоение и умиротворение.
  • Воскресенье – день служения Богу. День воскресенья нужно свято чтить и исполнять дела Божии. Воскресенье – день, когда стоит оставить житейские проблемы и бытовую суету и провести его с молитвой и почтением к Господу. Молитва и посещение храма – основные занятия в этот день. Нужно остерегаться общения с людьми, которые любят сплетничать, сквернословить, ябедничать. Согрешивший в воскресенье отягощает свой грех в 10 раз.

В чем различие между православием и католицизмом?

Близкими между собой, однако в то же время, принципиально отличающимися всегда были православие и католицизм. Первоначально, католицизм – направление христианства.

Среди отличий православия и католицизма, можно выделить следующие:

  1. Католицизм исповедует, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православие исповедует, что Святой Дух исходит только от отца.
  2. Католическая церковь принимает основное положение в религиозном просвещении ведущем к тому что, матери Иисуса – Марии, не коснулся первородный грех. Православная церковь считает, что Дева Мария, как и все, была рождена с первородным грехом.
  3. Во всех вопросах веры и морали католики признают главенство Папы, чего не принимают православные верующие.
  4. Приверженцы католической религии делают жесты описывающие крест слева направо, приверженцы православной религии – наоборот.
  5. В католицизме усопших принято поминать на 3-й, 7-й и 30-й день со дня кончины, в православии – на 3-й, 9-й, 40-й.
  6. Католики являются ярыми противниками контрацепции, православные принимают некоторые из видов контрацепции, использованные в браке.
  7. Католические священники придерживаются безбрачия, православным священникам разрешено жениться.
  8. Таинство брака. Католицизм отвергает разводы, православие же допускает их в некоторых отдельных случаях.

Сосуществование православия к других религий

Говоря об отношении православия к другим религиям, стоит сделать акцент на таких традиционных религиях как иудаизм, ислам и буддизм.

  1. Иудаизм. Религия исключительно еврейского народа. Невозможно иметь принадлежность к иудаизму без еврейского происхождения. На протяжении длительного времени, отношение христиан к иудеям имеет достаточно враждебный характер. Различие в понимании личности Христа и его истории сильно разделяет эти религии. Неоднократно, такая враждебность приводила к жестокости (холокост, еврейские погромы и прочее). На этой почве, началась новая страница в отношениях религий. Трагическая судьба еврейского народа заставила пересмотреть взаимоотношения с иудаизмом, как на религиозном так и на политическом уровне. Однако общая основа, в том, что Бог един, Бог Творец, участник жизни каждого человека, помогает на сегодняшний день таким религиям как иудаизм и православие жить в согласии.
  2. Ислам. Православие и ислам также имеет непростую историю взаимоотношений. Пророк Мухаммед был основоположником государства, военачальником, политическим лидером. Поэтому религия очень тесно переплетена с политикой и властью. Православие же – свободный выбор религии, не зависимо от национальности, территориальности и языка на котором говорит человек. Нужно заметить, что в Коране встречаются упоминания о христианах, Иисусе Христе, Деве Марии, эти упоминания уважительны и почтительны. Отсутствуют призывы к негативному отношению или порицанию. На политическом уровне, конфликты религий отсутствуют, но это не исключает противостояний и вражды в мелких социальных группах.
  3. Буддизм. Многие духовенства отрицают буддизм как религию, поскольку в ней нет понимания Бога. Буддизм и православие имеют схожие черты: наличие храмов, монастырей, молитвы. Стоит заметить, что молитва православного человека – это некий диалог с Богом, который представляется нам живым Существом, от которого мы ждем помощи. Молитва буддиста – это скорее медитация, размышление, погружение в собственные мысли. Это достаточно добрая религия, воспитывающая в людях доброту, спокойствие, волю. За всю историю сосуществования буддизма и православия не наблюдалось конфликтов, и говорить о том, что для этого есть потенциал – нельзя.

Сегодня, православие по численности среди христианских направлений занимает 3 место. Православие имеет богатую историю. Нелегким был путь, многое пришлось преодолевать и переживать, однако именно благодаря всему произошедшему православие находится на своем месте в этом мире.

Современная религия православие является не просто религией, которая объединяет миллионы людей по всему миру. Это религия, которая всегда поддерживала просвещение, образование, науку и продвижение.

В 1802 году президент Америки Томас Джефферсон в письме к баптистской ассоциации Коннектикута впервые употребил фразу: «Отделение церкви от государства» (Separation of church and state). Но интересно отметить, что Джефферсон в этом послании хотел сказать, что государство — отделено от вмешательств в дела церкви, а не церковь отделена от вмешательств в дела государства…

С тех пор вокруг этой темы ведутся горячие дебаты: может ли христианство быть государственной религией или всё-таки церковь должна быть отделена от государства?

Сегодня я хотел бы показать 15 стран, у которых христианство является государственной религией…

Хорошо это или плохо, судите сами…

1. Армения

Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.

Это произошло в 301 году, что на много раньше чем в Грузии, Византии и даже Римский Империи.

По преданию, христианство в Армению было занесено двумя апостолами Христа— Фаддеем и Варфоломеем в 40 годах нашей эры. Из-за того, что эту церковь основали апостолы, она получила название Армянская Апостольская Церковь. По официальным данным, сегодня около 93% населения считают себя приверженцами Апостольской церкви.

2. Аргентина

В Аргентине 90% людей исповедуют христианство, 70% из которых принадлежит к католической церкви, которая обладает особенным государственным статусом.

Интересно отметить, что в последнее время в стране наблюдается упадок католицизма и рост евангельских церквей.

По недавним соц. опросам более 24% аргентинцев еженедельно посещают церковь. Это очень высокий показатель для католиков. Например, в католической Польше при 88% людей, исповедующих католицизм, только 4% регулярно ходят в церковь.

13 марта 2013 года аргентинец Jorge Mario Bergoglio, кардинал из Буэнос Айреса, был избран папой римским Франциском. Это первый папа в истории, родившийся в Америке.

3. Грузия

В Грузии — 88% христиан, 83% из которых принадлежат к Грузинской Православной церкви.

9 статья конституции гласит: «Государство признает исключительную роль Грузинской Православной церкви, но вместе с тем провозглашает полную свободу вероисповедания». В Грузии, по старой традиции, на большие христианские праздники происходит амнистия заключённых.

Интересно отметить, что Грузия является второй страной в мире после Армении, которая в 326 году приняла христианство в качестве государственной религии.

4. Коста Рика

В Коста Рика 83% населения являются христианами, из которых 57% исповедуют католицизм.

Коста Рика это единственная страна в Америке (кроме Аргентины, где католическая церковь имеет предпочтительный статус), где католицизм является государственной религией.

Интересно отметить, что сегодня в стране, как и во всей латинской Америке, наблюдается бурный рост евангельских церквей и упадок католицизма. На сегодняшний день более 25% костариканцев принадлежат к евангельским церквям.

5. Тувалу

Тувалу это небольшое тихоокеанское государство, которое расположено в Полинезии.

Христианство в Тувалу было занесено в 1861 году очень необычным способом. Миссионер Елекана плыл на лодке в Самоа, чтобы проповедовать местным аборигенам, но попал в сильный шторм. 8 недель его носило по океану, пока лодка не была выброшена на остров Тувалу.

Выбравшись на берег, Елекана решил проповедовать местному населению. Буквально за 15 лет практически весь остров принял христианство.

Сегодня 97% населения страны принадлежат к государственной Конгрегациональной Христианской Церкви.

6. Тонга

Тонга является небольшим тихоокеанским государством в Полинезии. Здесь — 81% христиан, 65% из которых принадлежат к Свободной Уэслианской церкви Тонги, которая имеет статус государственной. Это единственная страна в мире, где ответвление методизма является государственной религией. В стране в воскресенье закрыты все магазины, офисы и запрещена любая работа.

7. Дания

В Дании 75% людей принадлежат к Евангельской Лютеранской Церкви Датского Народа, которая является государственной. Несмотря на то, что такой высокий процент принадлежит к официальной церкви, только 10% регулярно посещают службу. К сожалению, люди в Дании — не очень религиозны. По исследованию 2005 года эта страна находится на третьем месте в мире по количеству атеистов и агностиков.

8. Великобритания

Великобритания — единственная страна в мире, где государственная религия зависит от региона.

Например, в Англии государственной религией является Англиканская церковь, к которой относят себя 26% населения.

В Шотландии государственной религией является Пресвитерианская церковь. А в Уэльсе, после того, как в 1920 году англиканская церковь утратила статус государственной, вообще нет официальной религии.

Интересно отметить, что в Великобритании находится самое большое количество евангельских христиан в Европе. Только к пятидесятническо-харизматическим церквям себя относят более миллиона людей.

Также многие англиканские церкви тоже признают крещение Духом Святым и говорят на иных языках. К примеру, англиканская церковь Holy Trinity Brompton выглядит как типичная харизматическая церковь и знаменита тем, что именно здесь зародился известный на весь мир Альфа-курс.

9. Греция

В Греции 95% населения принадлежат к Элладской Православной Церкви, которая имеет статус государственной. До 1953 года по конституции прозелитизм рассматривался как преступление против православной церкви. Стоит отметить, что по сегодняшний день религия в Греции указывается в паспорте. Представьте себе, если бы это было в Украине… Некоторым людям нужно было бы бегать в паспортный стол каждых три месяца:)

По опросам евростата в 2010 году, 20% православных греков ответили, что они не верят в существование Бога… эдакой православный атеизм… Также, не смотря на то, что 95% официально принадлежат к церкви, менее 3% посещают церковь регулярно:(

10. Замбия

Замбия — единственная страна на африканском континенте, где христианство является государственной религией. Интересно отметить, что в стране 95% людей исповедуют христианство, 75% из которых являются протестантами.

11. Исландия

67% населения Исландии принадлежат к Евангельской Лютеранской церкви. По конституции Евангельская Лютеранская церковь поддерживается и спонсируется государством.

Последние опросы показывают, что 40% исландцев не считают себя религиозными и вообще не ходят в церковь.

12. Лихтенштейн

Лихтенштейн является единственной страной в северной Европе, где государственной религией является католицизм. Из 85% христиан, 76% считают себя католиками.

13. Мальта

На Мальте 91% людей исповедуют христианство, 85% из которых — католики.

Христианство на Мальту было занесено приблизительно в 60-м году самим апостолом Павлом. В книге Деяний Апостолов описывается история, как корабль, на котором плыл Павел в Рим, попал в сильный шторм и потерпел кораблекрушение возле острова Мелит. Христианские ученные считают, что Мелит это и есть современная Мальта. Сегодня место, где корабль Диоскуры потерпел крушение называется «гавань Святого Павла».

Интересно отметить, что на Мальте сохранились много катакомб со времён гонений первых христиан.

14. Монако

Княжество Монако— одно из немногих европейских государств, в котором имеется официальная религия. Статья 9 конституции страны провозглашает государственной религией Римско-католическую апостольскую церковь. При этом конституция также провозглашает свободу поклонения и запрещает принуждать кого-либо к участию в религиозных церемониях.

В 1960 году, на базе евангельской церкви в Монако, было открыто миссионерское транс-мировое радио. Его целью было вещать христианские программы за железный занавес в Советский Союз. Главным проповедником на этом радио был знаменитый Ярл Пейсти, который для этого специально переехал жить в Монако.

Христианство делится на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Православная церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например, сохранён принцип автокефалии — самостоятельности национальных церквей (всего их 15). В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу Отцу, и только от него признаётся исхождение Святого Духа. Основными ритуалами культа являются молитва, крёстное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе. В Православной Церкви ритуал преобладает над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувствами. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала. Основной праздник православия — Пасха.

Католическая (пер. с гр. — вселенская) церковь является крупнейшей в христианском мире. Основы веры католицизма составляют книги Ветхого и Нового Завета (Священное Писание). Догмат католичества, во многом близкий православию, имеет некоторые особенности. Под влиянием арианства утвердилось своеобразное понимание Троицы: исхождение Святого Духа признаётся не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Отсюда повышенное внимание к человеческому пути Иисуса, главный праздник — Рождество, основной символ — распятие. Такое понимание триединой сущности Бога заложило в католицизм огромный гуманистический потенциал, который проявляется, в частности, и в возвышенном почитании Богородицы Девы Марии.

Католицизм, как и православие, признаёт семь таинств христианства (крещение, миропомазание (конфирмация), причащение, покаяние, брак (венчание), соборование, священство). Однако крещение здесь осуществляется обливанием, а конфирмация отделена от крещения и проводится по достижении ребёнком 7-8 лет. Языком литургии и «священных книг» до последнего времени являлась латынь, а теперь — национальные языки. Современный католицизм уделяет серьёзное внимание образованию детей и юношества — в мире существуют около 30 тыс. католических учебных заведений — от начальных школ до университетов. Влияние католицизма распространяется с помощью тысяч периодических изданий, многочисленных телерадиостанций. Он является одной из влиятельнейших духовных сил современного мира.

Протестантизм — особенно пестрое по своей структуре направление христианства. В XVI в. Европу охватила Реформация — движение за преобразование церкви в духе евангельских идеалов. Распространившийся в части Европы, Северной Америке и некоторых других регионах, протестантизм стал вторым по влиянию направлением в западном христианстве. Несмотря на наличие в нём множества церквей и конфессий, можно выделить общие для всех особенности вероучения, культа и организации. Библия признаётся у большинства протестантов единственным источником вероучения. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Уделяя большое внимание человеческому воплощению Иисуса Христа, протестанты, в большинстве своём, в качестве праздника признают Рождество. Основные богослужения — чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Как правило, отвергается культ Богородицы, святых, икон и мощей. Основной организационной структурой является община. Иерархия священнослужителей не развита.

В Россию протестантизм проник ещё с допетровских времён, главным образом с заезжими иностранцами, среди которых он не находил заметного распространения. Со второй половины XIX в. в стране резко усиливается пропаганда баптизма, евангелизма, а позднее — адвентизма, пятидесятничества, иеговизма и других протестантских конфессий. Всех их отличает особенно активное миссионерство среди молодёжи и студенчества.

Христианская вера сформировала картину мира древнерусского человека. Важнейшая для христианской веры идея личного спасения ориентировала человека на самосовершенствование и способствовала развитию индивидуальной творческой деятельности. Принятие христианства в России сыграло немаловажную роль в развитии материальной и духовной культуры древнерусского общества. Неправомерно было бы отрицать, что церковь сыграла вполне определенную положительную роль в развитии на Руси письменности, зодчества и живописи, возвышении Москвы, развитии патриотического и национального самосознания и нравственного возвышения русского и других народов Руси и России. Не без основания считается, что русское христианство обогатило и европейскую культуру своим вкладом: богословием, философией, литературой, церковной архитектурой, иконописью и т. д.

Как и христианство, ислам тоже сыграл немаловажную роль в общественной жизни разных стран, в их культуре и искусстве.

Ислам — одна из трёх мировых религий. Название происходит от арабского ал-ислам, что означает предание себя Богу, покорность. Синоним ал-ислам является арабское муслим (отсюда мусульманин, мусульмане). Религия родилась в среде арабских племён Аравийского полуострова. Большинство аравийцев занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, перегоняя стада верблюдов по пустыням из одного оазиса к другому. Их называли бедуины (от арабского бадв — житель пустыни). В этих условиях сформировался особый духовный мир кочевников, замкнутый кругом интересов своего рода и племени. Господствующей религией был политеизм. Они поклонялись Луне и Солнцу, верили в всесилие божеств, которых насчитывалось до 350. В языческий пантеон входили Аллах, Узза, Манат. У многих племён Северной и Центральной Аравии Аллах был верховным божеством. Он воспринимался как далёкий от людей создатель мира, не покровительствующий какому-то конкретному племени. Его святилищ почти не существовало. Супругой Аллаха была Узза, дочерью — Манат, иногда обе богини считались его дочерьми.

Наиболее распространёнными среди арабов — бедуинов были культы бетилов и предков. Культ бетилов выражался в поклонении большим камням, поставленным стоймя в форме жилища (семитская бейт-эл — жилище бога), внутри которого находились идолы — божества. Вокруг бетила два раза в год устраивались культовые процессии. Такой пантеон находился, например, в Мекке. Его возглавлял бог — покровитель рода Курейш Хубал. Душам умерших родственникам совершались жертвоприношения. С культом предков был связан обычай кровной мести. Кочевники считали его своим религиозным долгом, поэтому в Аравии велись постоянные междоусобные войны. Среди арабов того времени были и такие, кто осуждал межплеменные распри, справедливо считая, что они ведут к самоуничтожению родов. В противовес политическим верованиям бедуинов в Аравии рождается другая культура — культура единобожия (монотеизма). Её основу составили иудаизм, зороастризм и христианство. Носителями этих религий были иноземные купцы, проповедники — миссионеры, воины соседних государств, неоднократно вторгавшиеся в пределы Аравии. В среде арабов наблюдались общественные и идеологические перемены. Интенсивно велась торговля, что вело к укреплению межплеменных связей и способствовало общению арабов с другими народами. Вместе с тем в VI — VII вв. наблюдается разложение родовых отношений, усиление социального неравенства. В сознании простого общинника последнее зачастую объяснялось «неправильной» верой. Поисками «истинной» религии занимались многие. В то время на Аравийском полуострове возникло так называемое «пророческое движение».

Проповедники Мусайлима, Саджжах, ал-Асвад, ибн Сайад, которые убеждали язычников отказаться от идолов и призывали к единобожию. Чаще других фигурировали имена богов Рахман и Аллах. Пророчица Саджжах из племени талим действовала исключительно методом мирной проповеди. Впоследствии она приняла ислам. Другие действовали силой оружия. Мусайлима, например, пытался установить свою власть в Йемаме, ал-Асвад — в Йемене. Проповедников единобожия называли ханифами (благочестивыми), а их верования — ханифством. В 10-е гг. VII в. начинает свою проповедническую деятельность купец Мухаммед — основатель ислама. Аравийские проповедники, несомненно, испытали влияние иудео-христианской религиозной системы, которая была им хорошо известна. Однако они не копировали Ветхий и Новый Завет. Это учение переносилось на арабскую духовную почву, из которой произрастали оригинальные религиозные учения, в том числе и ислам.

Таким образом возникновение ислама связано прежде всего с развитием духовного мира аравийских племён I — VII вв. от политических к монотеистическим религиозным воззрениям.

В исламе националистические тенденции не имеют никакого основания. Ислам распространился среди наций, не только относящихся к различным расам, но и не имеющих ничего общего в плане языка, образа мышления, экономики, среды обитания и исторического опыта. Он расценивает эти внешние признаки как не имеющие ни малейшей ценности и признаёт все народы и всех людей равными. Под сенью ислама человек может почувствовать вкус свободы и независимости. Исламская вера каждого жителя исламских стран является лучшим залогом обретения свободы и независимости.

Религия и нравственность — это близкие, взаимосвязанные сферы культуры, их схожесть наиболее заметна в духовных проявлениях. Однако церковь несравненно сильнее воздействовала на нравственность общества, нежели мораль на религиозный культ и внутрицерковную практику.

Моральное и нравственное начало особенно выражено в мировых религиях. Например, в буддизме согласно Палийскому канону, движение по пути спасения начинается с соблюдения моральных заповедей. Затем следует сосредоточение, в котором достигается спасительное знание, неразрывно связанное с освобождением. Для достижения состояния сосредоточения необходимо обуздание органов чувств, бодрствование духа и постоянный самоконтроль. Этому и должно способствовать соблюдение нравственных заповедей, без чего просто невозможно даже вступление на путь, ведущей к конечной цели — нирване.

Пять начальных требований: не убивай никакого живого существа, не бери тебе не принадлежащего, не говори неправды, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков — были обязательны как для монахов, так и для принявших буддизм мирян. Для послушника и монаха эти заповеди дополнились ещё пятью: не посещай зрелищ; не используй мазей благовоний, украшений; не спи на широкой и высокой постели; не имей золота и серебра; не ешь после полудня.

Позднее в число моральных требований были включены доброжелательность, скромность, помощь, уважение, преодоление зависти и т. д. В круг добродетелей, улучшающих карму, вошли слушание и проповедь учения Будды, практика медитации, а к числу пророков дополнительно отнесены невежество, жадность, легкомыслие, оскорбление и пр. Из этого следует, что нравственный кодекс буддизма близок к моральным заповедям других религий, в нём отражается глубокая общность исходных этических взглядов разных народов.

Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога — Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа. Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Это свойственно и шариату — своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений. Мусульманин обязательно должен, например, совершать ежедневную пятикратную молитву; считать сатану своим врагом; остерегаться греховных поступков, внушаемых ему; честно и справедливо содержать жену; рекомендуется знать весь Коран наизусть, оказывать помощь калекам, бездомным, воспитывать сирот; совершать хаджж; не таить обиду более трёх дней (если это не вредит вере) и т.п. Ислам в отличие от христианства не знает какой — либо церковной организации. В мусульманском мире не было соборов, догматизирующих вероучение и культ. Поэтому большую роль в сохранении единства мусульман играет право.

Однако именно в христианстве идея Бога наиболее морально насыщена. Всемогущий и всеведущий Бог одновременно и всеблагой, и всемилостивый. В ипостаси Бога Отца он выступает в роли заботливого защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога Сына он приемлет на себя грехи людей и отдаёт себя в жертву за них. Лаконичная формула «Бог есть любовь» (I Иоанн, 4, 8, 16) особенно выразительно передаёт моральную суть этой мировой религии. Вопросы морали занимают ведущее место в храмовой проповеди, а нравственное богословие — наиболее распространенная отрасль христианской теологии.

Многие исследователи этики полагают, что мораль и нравственность порождены религией и неотделимы от неё. При этом нередко приводят высказывание великого мыслителя И. Канта о божественной природе присущего человеку «категорического императива» — властного внутреннего проявления следовать моральным требованиям. Ещё чаще ссылаются на древнейшие тексты «священных книг», насыщенные нравственными поучениями, и на то, что сама по себе идея Бога и загробного воздаяния сильнейшим образом воздействует на поведение личности, её моральные устои. Наконец, указывают на особую роль церкви, взявшую на себя функцию нравственного института. На церковь верующий смотрит не только как на храм богослужения: он воспринимает ее как учреждение нравственности, очаг, святилище и школу морали. Он исповедуется здесь в своих провинностях и получает отпущение грехов, подкрепляется в готовности избегать их впредь, а потому видит в Церкви своего рода «корабль спасения».

Именно церковь (а в доклассовом обществе — жречество) принимает на себя роль учреждения, обеспечивающего мораль и нравы в жизни общества. В этом убеждает история всех цивилизованных стран. Церковнослужители оберегали сложившиеся в практической жизни общества нравственные установления, пропагандировали их. Назидания пастве, духовный надзор за соблюдением заповедей, а нередко и личный пример, особенно благочестивых подвижников, бесспорно, способствовали поддержанию и функционированию моральных норм. Впрочем, и поныне нравственные проповеди воспринимаются верующими не просто в качестве напоминаний о морали с точки зрения определенного уважаемого лица, но в качестве повелений от имени Бога, что придает моральным нормам особую значимость. Религиозный человек видит в этих нормах не только целесообразность, смысл, но нечто освященное, сакральное. Для него преступить эти нормы недопустимо как по земным, так и по религиозным законам. Мораль для верующего сливается с религией.

Все религии мира имеют единые корни и равно участвовали в формировании культуры своего народа. В вероучениях и «священных книгах» содержатся переходящие общечеловеческие ценности культуры и морали, которые одинаково дороги верующим и неверующим согражданам. Эти ценности являются средоточием культуры каждого народа.

Ветви христианства. Суть различий (стр. 1 из 3)

I. Христианство как наиболее распространенная мировая религия.

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия (если не считать ее разделения на многочисленные церкви, вероисповедания), которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.

Общее число ее последователей составляет около 2 миллиардов человек. Христианство – это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия (Россия, Болгария, Румыния), католицизма (Италия, Испания, Франция, Португалия, Ирландия, Хорватия, Словения, Австрия, Польша, страны Латинской Америки, Венгрия, США) и протестантизма (Германия, Англия, США, Швейцария, скандинавские страны, Финляндия). В реальности христианство никогда не представляло собой единой организации. В многочисленных провинциях Римской империи оно приобретало свою специфику, приспосабливаясь к условиям каждого региона, к местной культуре, обычаям, традициям.

II. Суть и различия христианских ветвей.

1. Разделение христианства на православное и католическое.

Политическое и культурное разделение Римской империи уже в III– IV веках привело к обособлению восточных и западных церквей. Фактически раскол христианства на два основных направления – православие и католицизм – произошел после распада Римской империи в начале Vв. на Восточную и Западную. Уже к началу Vв. между образовавшимися двумя религиозными центрами – в Риме и Константинополе – практически исчезает административная связь, выявляются и углубляются различия в догматике, обрядах, организационной структуре. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи. Католицизм – в Западной части Римской империи.

Причины раскола церкви коренились в разных социально-экономических условиях Византии и Западной Европы, а также во влиянии специфических культурных традиций античной Греции на восточную церковь и Рима – на западную.

Одним из формальных предлогов разделения церкви стал спор о филиокве – исхождении святого духа как от бога-отца, так и от сына, на чем настаивала западная, католическая церковь. Восточная же, православная, церковь считает, что святой дух исходит лишь от бога-отца. Данное разногласие долгое время рассматривалось приверженцами католической и православной церквей как одно из главных и непримиримых.

2. Православие.

Православие в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV-VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей (религиозных и философских), доктрин, формулировали положение изначальной веры.

a) Священное предание.

Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христианского учения в целом различно у христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является слово папы, для протестантов – убеждение основателя данной конфессии, того или иного богословия и даже личное мнение самого верующего, для православных единственно достоверным критерием является так называемое Священное предание. Священное Предание – это традиция духовной жизни, передаваемая из поколения в поколение и из века в век, и соответствующее ей понимание Библии, всех основных истин веры и принципов христианской жизни. Именно Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христианству.

b) Спасение.

Основная идея христианской религии – спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сыном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение – в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеданиях: православии, католичестве, протестантизме. Различия относятся к следующим трем главным положениям в учении о спасении: искуплению или значению крестной жертвы Иисуса Христа; Царству Божию как цели спасения человека; духовной жизни как условию спасения человека.

c) Полицентризм православной церкви.

Православные церкви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Для всех православных церквей является общим вероучение, культ и каноническая деятельность.

d) Символ веры.

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах. Последующие пять соборов вносили определенные уточнения и разъяснения в формулировку Никео-Царьградского символа веры. Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви.

e) Догматическое вероучение.

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным понятиям, представляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа – Бога Сына, который вочеловечился (т.е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе. Православные верят в бессмертие души. Они считают, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.

f) Таинства.

В православии с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов – таинств: крещение, причащение, покаяния, миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

1. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Крестящегося три раза погружают в освященную воду. (В исключительных случаях допускается крещение не при помощи погружения, а в виде обливания водой.) В православной церкви таинство крещения традиционно проводится над младенцами, но не запрещается крещение и взрослых людей.

2. Таинство миропомазания совершается после крещения. Ароматическим маслом (мирром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши и другие части тела.

3. Таинство покаяния совершается в форме исповеди – подробного рассказа о совершенных грехах.

4. Таинство причащения является центральным событием в ходе литургии, во время которого верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина).

5. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословения супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания.

6. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. При елеосвящении (соборовании) читаются молитвы и освященным маслом (елеем) смазывают лоб, щеки, губы, руки и грудь больного.

7. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя.

Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.

3. Католицизм.

Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма являются более 900 миллионов человек, что составляет более 18% всех жителей планеты. Это намного превышает число последователей других направлений христианства.

Католическая (с греч. – универсальная) церковь – это латинская традиция западного христианства. Во главе этой церкви стоит римский папа – так с III– IVвв. стали называть себя епископы Рима. Римские епископы, называющие себя «наместниками Бога на земле», поставили себя в привилегированное положение, претендуя на первенство среди всех христианских церквей.

a) Догматика и символ веры.

Существенными отличительными чертами латинской вероучительной традиции христианства являются следующие. Католицизм развивает свою догматику на 21 Вселенском соборе (в отличие от православия, которое принимает решения только первых семи соборов). Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления соборов, а также официальные документы главы католической церкви – Римского папы. Также католическая церковь принимает за канонические библейские книги, считающиеся в Восточной церкви неканоническими: Варуха, Товита, Юдифь, Премудростей Соломона и другие.Уже в 589 г. на Толедском собрании католическая церковь вносит дополнение к символу веры в виде догмата о филиокве (буквально, и от сына). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной троицы. Согласно Никео-Царьградскому символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога-сына.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх