Помост

Вопросы веры

Православие не христианство

Христианство и православие: в чем разница, основные отличия

Христианство многолико и является одной из трех главных религий мира вместе с буддизмом и исламом. Православные все являются христианами, но не все христиане придерживаются православия. Христианство и православие — в чем разница? Этим вопросом я задалась, когда знакомая мусульманка поинтересовалась отличием православной веры от баптистской. Я обратилась к своему духовному отцу, и он мне объяснил разницу вероисповеданий.

Христианство

Христианская религия образовалась более 2000 лет назад в Палестине. После воскресения Иисуса Христа в иудейский праздник кущей (пятидесятница) Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени. Этот день считается днем рождения церкви, так как во Христа уверовало более 3000 человек.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Однако не всегда церковь была единой и Вселенской, так как в 1054 году произошел раскол на православие и католицизм. На долгие столетия воцарились вражда и взаимные упреки в еретицизме, главы двух церквей предали друг друга анафеме.

Единство внутри православия и католицизма тоже не удержалось, так как от католической ветви откололись протестанты, а у православной церкви появились свои раскольники — староверы. Это были трагические события в истории некогда единой Вселенской церкви, которая не удержала единомыслия по заветам апостола Павла.

Православие

Чем отличается христианство от православия? Православная ветвь христианства официально образовалась в 1054 году, когда Константинопольский Патриарх демонстративно растоптал пресный хлеб для причастия. Конфликт назревал давно и касался обрядовой части богослужений, а также догматов церкви. Противостояние закончилось полным расколом единой церкви на две части — православную и католическую. И только в 1964 году обе церкви примирились и сняли друг с друга взаимные анафемы.

Тем не менее обрядовая часть в православии и католицизме осталась без изменений, и догматы веры тоже. Это касается основополагающих вопросов символа веры и проведения богослужений. Даже на первый взгляд можно заметить существенные различия между католиками и православными во многих вещах:

  • одежде священников;
  • чину богослужений;
  • убранству церкви;
  • способу наложения креста;
  • звуковому сопровождению литургий.

Православные священники не бреют бороду.

Отличием православия от христианства иных конфессий является восточный стиль богослужений. Православная церковь сохранила традиции восточной пышности, во время богослужений не играют музыкальные инструменты, принято зажигать свечи и кадить кадилом, а крестное знамение кладут справа налево щепоткой пальцев и совершают поясной поклон.

Православные христиане уверены, что их церковь берет начало от распятия и воскресения Спасителя. Крещение Руси произошло в 988 году по Византийской традиции, которая сохраняется и поныне.

Основные положения православия:

  • бог приедин в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
  • Святой Дух равен богу Отцу;
  • Иисус является единородным Сыном бога Отца;
  • Сын Божий вочеловечился, принял образ человека;
  • воскресение истинно, как и Второе пришествие Христа;
  • главой церкви является Иисус Христос, а не Патриарх;
  • крещение освобождает человека от грехов;
  • верующий человек будет спасен и обретет жизнь вечную.

Православный христианин верит, что после смерти его душа обретет вечное спасение. Всю жизнь верующие посвящают служению богу и выполнению заповедей. Любые испытания воспринимаются безропотно и даже с радостью, ведь уныние и ропот почитаются за смертный грех.

Католицизм

Эта ветвь христианской церкви отличается своим подходом к вероучению и богослужению. Главой римско-католической церкви является Папа Римский, в отличие от православного Патриарха.

Основы вероучения католиков:

  • Святой Дух нисходит не только от бога Отца, но и от бога Сына;
  • после смерти душа верующего попадает в чистилище, где проходит испытания;
  • Папа Римский почитается прямым приемником апостола Петра, все его действия считаются непогрешимыми;
  • католики верят, что Дева Мария была вознесена на небеса, не увидев смерти;
  • широко развито почитание святых;
  • индульгенция (искупление грехов) является отличительной особенностью именно католической церкви;
  • причастие совершается пресным хлебом.

Богослужение в католических храмах называется мессой. Неотъемлемой частью костелов и церквей является орган, на котором исполняют боговдохновенную музыку. Если в православных церквях поет смешанный хор на клиросе, то в католических храмах песнопения исполняют только мужчины (хор мальчиков).

Но самым главным отличием католического вероучения от православного является догмат о непорочности Девы Марии.

Католики уверены, что она была зачата непорочно (не имела первородного греха). Православные утверждают, что Богоматерь была обычной смертной женщиной, которую избрал бог для рождения богочеловека.

Также особенностью католического вероучения являются мистические медитации на муки Христа. Это иногда приводит к тому, что у верующих на теле появляются стигматы (раны от гвоздей и тернового венка).

Поминовение усопших проводится на 3, 7 и 30 день. Миропомазание проводится не сразу после крещения, как у православных, а после достижения совершеннолетия. Причащать детей начинают после семи лет, а в православии — с младенчества. Иконостас в католических храмах отсутствует. Все священнослужители дают обет безбрачия.

Протестантизм

В чем разница между христианами протестантами и православными? Это течение возникло внутри католической церкви как протест против авторитета Папы Римского (он считается наместником Иисуса Христа на земле). Многим известна трагическая Варфоломеевская ночь, когда во Франции католики массово вырезали гугенотов (местные протестанты). Эти страшные страницы истории навсегда останутся в памяти людей как пример бесчеловечности и безумия.

Протесты против авторитета Папы Римского прокатились по всей Европе и выливались даже в революции. Гуситские войны в Чехии, лютеранской движение — это всего лишь малое упоминание о широком размахе протеста против догматов католической церкви. Жесткое гонение на протестантов вынудило их бежать из Европы и найти пристанище в Америке.

В чем отличие протестантов от католиков и православных? Они признают только два церковных Таинства — крещение и причастие. Крещение необходимо для присоединения человека к церкви, а причастие способствует укреплению веры. Протестантские священники не пользуются беспрекословным авторитетом, а являются братьями во Христе. В то же время, протестанты признают апостольскую преемственность, но относят ее к духовному действу.

Протестанты не отпевают умерших, не поклоняются святым, не молятся иконам, не возжигают свечи и не кадят кадилом. У них отсутствует Таинство венчания, исповедь и священство. Протестантская община живет как одна семья, помогает нуждающимся и активно проповедует евангелие людям (миссионерство).

Богослужения в протестантских церквях проходят особенным образом. Сначала община прославляет бога песнями и (иногда) танцами. Затем пастор читает проповедь на основе библейских текстов. Заканчивается богослужение тоже прославлением. В последние десятилетия образовалось множество современных евангельских церквей, состоящих из молодежи. Некоторые из них признаны сектами в России, но в Европе и Америке эти движения разрешены официальными властями.

В 1999 году состоялось историческое примирение католической церкви с лютеранским движением. А в 1973 году состоялось евхаристическое единство реформаторских церквей с лютеранскими. XX и XI век стал временем примирения между всеми христианскими течениями, что не может не радовать. Вражда и анафемы ушли в прошлое, христианский мир обрел покой и мир.

Итог

Христианин — это человек, который признает смерть и воскресение богочеловека Иисуса Христа, верует в посмертное существование и вечную жизнь. Однако христианство не однородно по своей структуре и делится на множество различных конфессий. Православие и католицизм являются ведущими христианскими вероучениями, на базе которых были сформированы иные конфессии и течения.

В России от православной ветви откололись староверы, в Европе образовалось значительно больше разных течений и конфигураций под общим названием протестантов. Кровавые расправы над еретиками, ужасавшие народы долгие века, ушли в прошлое. В современном мире между всеми христианскими конфессиями царит мир и согласие, однако, различия в богослужениях и догматах сохранились.

Христианство и Православие: есть ли разница

Рубрика: Основы веры

Что такое Христианство

Более 2000 лет назад был распят на Кресте и Воскрес из мертвых Иисус Христос, пришедший в мир, чтобы искупить грехи рода человеческого через смерть и Воскресение. Он сказал: “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф., 16:18). Главой Христианской Церкви всегда был, остается и будет Сам Спаситель Иисус Христос. После Вознесения Христа его ученики-апостолы отправились в различные уголки земли для проповеди Евангелия. И, несмотря на гонения и казни первых христиан в Римской Империи и других языческих странах, Христианская Церковь разрасталась. В то время не было разделения понятий»Христианство» и «Православие».

В 301 году Христианство стало государственной религией в Великой Армении. При императоре Константине Великом в 313 году закончились гонения на христиан в Римской Империи. Христианская Церковь получила свободу в распространении своего вероучения. В настоящее время христианство является самой распространенной религией в мире (около 2,4 миллиардов человек). Практически в каждой стране существуют различные христианские общины.

Православный храм

Разделение на Католичество и Православие

1000 лет с момента основания Христианская Церковь была единой, святой, соборной и апостольской, что и было закреплено в Символе веры. Но в 1054 году при Папе Римском Льве IX и Патриархе Михаиле Керуларии произошел раскол на Православную и Католическую Церковь. Это произошло из-за притязаний Папы на главенство над всеми Христианскими Церквями. Также сыграли роль расхождения в трактовке вероучения.

Одним из главных толчков в сторону раскола послужил догмат о Троице (Филиокве). Католическая Церковь утверждает, что Троица – это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Но при этом Бог Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына. Православная Церковь не согласилась с этим утверждением. В своём мнении она опирается на Евангелие, где сказано: “Дух истины…от Отца исходит” (Ин., 15:26). Православная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. В противном случае Учение о Святой Троице превращается в языческое представление о Боге.

Основные различия Православной и Католической Церквей

В Православии главой Церкви является Сам Иисус Христос, так как апостол Павел в своих посланиях пишет, что Бог Отец “поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его” (Еф., 1:22-23). Главой Католической Церкви объявлен Папа Римский. Он считается наместником Христа на земле и якобы обладает непогрешимостью (безошибочностью) в суждениях о вере и нравственности.

Православная Церковь не разделяет католического учения о чистилище (место между адом и раем, где человек может искупить грехи) и индульгенции (освобождение от наказания за грехи). Некоторое время такое освобождение было широко распространено в Католической Церкви.

В Православии не принимается догмат о непорочном зачатии Богородицы. Католики утверждают, что на Деве Марии не было первородного греха, свойственного всем родившимся людям.

Также существует разница в Таинстве Причастия. В Православии причащают Телом и Кровью и мирян, и священнослужителей. В Католичестве мирян причащают только Телом, а священнослужителей – Телом и Кровью.

Отличается и Крестное Знамение: православные крестятся троеперстием, сложив три пальца правой руки вместе, справа налево. Католики – всей ладонью и слева направо.

Возникновение протестантизма

Но на этом разделения Христианства не закончились. В XVI веке от Католической Церкви отделилась часть верующих под предводительством бывшего католического монаха и богослова Мартина Лютера. Свою критику Католичества Мартин Лютер изложил в своих знаменитых “95 тезисов” (1517год)”. Многие католики, несогласные с действиями священства и трактовкой Священного Писания Римским Папой, поддержали этот документ. После огласки этих тезисов Лютер был отлучен от Католической Церкви как еретик.

В результате образовалось крупное антикатолическое движение, распространившееся на большую часть Германии. А 1526 году 6 германских князей и 14 городов подали “Шпейерский протест” на документ, в котором Мартин Лютер признавался еретиком. От название этого протеста новое религиозное движение получило название “протестантизм”.

Протестанты исключили из источников учения Церкви Священное Предание, оставив только Священное Писание – Библию. По их мнению, трактовать Библию может каждый член общины, не опираясь на мнения Святых Отцов. В результате протестантская община разделилась на тысячи церквей, вероучение которых значительно расходится между собой.

Протестанты не признают священство, считая, что посредник между Богом и человеком не нужен. Также не почитаются Богородица, святые и их изображения (иконы), это считается идолопоклонством.

Основные отличия Протестантства и Православия

Протестанты не считают Причастие таинством, а лишь символическим воспоминанием о Тайной Вечери. Для православных Причастие является главным Таинством Церкви, без которого невозможно спасение души человека.

Традиционное Христианство и Православие считают заблуждением отказ протестантов от Священного Предания. Из-за своевольной трактовки Библии учение Церкви искажается иногда до диаметрально противоположного. Разрушается духовная традиция, соответственно, деформируется и жизнь человека .

Православные христиане почитают Богородицу и святых как пример истинной веры в Бога, любви и служения ближним. Протестанты такое поклонение называют идолопоклонством.

В Православной Церкви установлены четыре основных поста, а также пост в среду и пятницу, в воспоминание о крестных страданиях Спасителя. Протестанты могут поститься по желанию, без всяких правил.

Православные христиане молятся за умерших, чтобы облегчить их посмертную участь. Протестанты считают, что место пребывания души человека (рай или ад) определяется сразу после смерти.

Протестанты считают, что между Богом и человеком не должно быть посредников (священнослужителей). У протестантов на месте священников пасторы, которые решают административные вопросы общины и произносят проповеди.

Кого считают христианами

Христианство за всю свою более чем 2000-летнюю историю разделилось на три основные ветви:

– Православие;

– Католичество;

– Протестантизм.

Все эти религиозные течения исповедуют Иисуса Христа, распятого для искупления грехов человека и воскресшего в третий день. Все христиане верят в грядущее Второе Пришествие Христа, воскресение мёртвых и Страшный Суд, по итогам которого будет определена вечная участь каждого человека. Признают Священное Писание (Библию) как главную священную книгу, но при этом существенно различаются в трактовке Писания, догматах и вероучительных тезисах.

Православие – это Христианство

Православное Христианство – это Церковь, которая сохранила неповрежденной истину, открытую апостолам Иисусом Христом, она берет свое начало с самого момента Воскресения Спасителя, не изменяя вероучения апостолов. С канонической точки зрение Христианство и Православие это синонимы.

Святитель Феофан Затворник выразил православную позицию следующими словами: “Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения, – все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо нее и Сам Господь не дает этих благ. Так благоволил устроить Сам Он. Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет” (Из писем святителя Феофана Затворника: “3-е и 5-ое письма в С.-Петербург по поводу ереси тамошней”).

Чем православные христиане отличаются от христиан католиков. Могут ли эти две веры объединиться

Католичество и православие — две ветви одного дерева. Фото Яндекс.Картинки.

Христиане делятся на 3 самые крупные ветви – на католиков, православных и протестантов. Наибольшее распространение получило католичество и православие. Изначально, конечно, не было никакого деления. Оно возникло исторически. Попробуем разобраться в отличиях.

Разница в крестах

Посмотрим на различие в крестах. Фото Яндекс.Картинки.

Крест католиков имеет четыре стороны.

У православных крест восьмиконечный.

Надпись на кресте общая:

«Иисус Назорей Царь Иудейский».

В сокращении надписи будут разные:

У католиков на латыни – INRI У православных — I.H.Ц.I.

Есть еще разница в количестве гвоздей:

У католиков их 3; У православных 4.

Традиционно на католическом кресте Христос изображен натуралистично, на православном не показывают страдания Иисуса.

Католики и православные по-разному крестятся

У православных принято троеперстие и они крестятся справа налево.

Так крестятся православные. Фото Яндекс.Картинки.

Католики крестятся всей ладонью и слева направо.

А так католики. Фото Яндекс.Картинки.

Разное понятие о пути к Богу

У католиков есть такое понятие как чистилище. Это такое состояние души, когда она еще не готова к раю.

У православных чистилища нет. У них есть мытарства. Это такие испытания, которые душе необходимо пройти, чтобы попасть к Богу.

Отношения к разводам

Католики разводы категорически запрещают.

В православии, при определенных обстоятельствах, разводы разрешены.

Различие по отношению в Богородице

У католиков исповедуется догмат о непорочности зачатия Богородицы;

У православных дева Мария появляется на свет благодаря первородному греху.

Разница по исхождению Святого духа

У католиков Святой дух исходит от Отца и Сына;

У православных Святой дух исходит только от Отца.

Окончательно церкви разделились в 1054 году. Скоро будет 1000 лет. Для истории это очень большой отрезок времени. И Католики, и православные именно свою церковь считают:

«Единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Мы назвали основные отличия. А дальше, если рассматривать католичество и православие в обрядовом отличии, то их будет очень много.

Например

Православные священники, когда крестят ребенка, то погружают его в воду.

У католиков достаточно окропления.

Католики исповедуются в особых кабинках, которые называются исповедальни.

Исповедь у католиков. Фото Яндекс.Картинки.

Они, как правило, делаются из дерева и там кающийся преклоняет колена, а священник сидит сбоку за перегородкой со специальным окном, закрытым решеткой.

Православные священники исповедуют на глазах остальных прихожан, удаляясь от них на некоторое расстояние.

Исповедь у православных. Фото Яндекс.Картинки.

При этом исповедник встает перед аналоем с Евангелием и Распятием.

Священники Восточной церкви причащают детей с младенческого возраста.

Западные священники практикуют причастие только, когда ребенку исполняется 7-8 лет.

Католический священник дает обет безбрачия (целибат). Это значит, что он не может жениться.

В православии у батюшки есть матушка. А целибат обязателен только для епископов.

Католические священники, как правило, не носят бороды.

Православное духовенство, напротив, носит бороду.

Католики считают, что Бога оскорблять – это грех.

Православные полагают, что Бог бесстрастен и неизменен. В этом смысле его оскорбить невозможно. А тот, кто пытается оскорбить, тот наносит вред, в первую очередь, только себе.

Католики разработали учение об индульгенции. Это когда грешник, за особую плату и после покаяния, освобождается от греха. И ему на руки выдается особая грамота (индульгенция).

У православных такой практики сегодня нет. Хотя и существовала во времена Османской империи.

У католиков для причастия используется пресный хлеб.

Православные причащаются квасным хлебом.

И так можно продолжать еще долго.

Могут ли две ветви одного дерева, как иногда называют католиков и православных, объединиться. Вопрос не простой.

Ответить на него сегодня можно так:

Объединение, в полной мере, невозможно. Слишком велика разница в учении и обрядах.

Но, вместе с тем, католики и православные могут вполне сотрудничать и мирно сосуществовать.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал. Ангел мой, шествуй со мной, ты впереди, я за тобой!

Реферат: Ветви христианства. Суть различий

I. Христианство как наиболее распространенная мировая религия.

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия (если не считать ее разделения на многочисленные церкви, вероисповедания), которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.

Общее число ее последователей составляет около 2 миллиардов человек. Христианство – это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия (Россия, Болгария, Румыния), католицизма (Италия, Испания, Франция, Португалия, Ирландия, Хорватия, Словения, Австрия, Польша, страны Латинской Америки, Венгрия, США) и протестантизма (Германия, Англия, США, Швейцария, скандинавские страны, Финляндия). В реальности христианство никогда не представляло собой единой организации. В многочисленных провинциях Римской империи оно приобретало свою специфику, приспосабливаясь к условиям каждого региона, к местной культуре, обычаям, традициям.

II. Суть и различия христианских ветвей.

1. Разделение христианства на православное и католическое.

Политическое и культурное разделение Римской империи уже в III– IV веках привело к обособлению восточных и западных церквей. Фактически раскол христианства на два основных направления – православие и католицизм – произошел после распада Римской империи в начале Vв. на Восточную и Западную. Уже к началу Vв. между образовавшимися двумя религиозными центрами – в Риме и Константинополе – практически исчезает административная связь, выявляются и углубляются различия в догматике, обрядах, организационной структуре. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи. Католицизм – в Западной части Римской империи.

Причины раскола церкви коренились в разных социально-экономических условиях Византии и Западной Европы, а также во влиянии специфических культурных традиций античной Греции на восточную церковь и Рима – на западную.

Одним из формальных предлогов разделения церкви стал спор о филиокве – исхождении святого духа как от бога-отца, так и от сына, на чем настаивала западная, католическая церковь. Восточная же, православная, церковь считает, что святой дух исходит лишь от бога-отца. Данное разногласие долгое время рассматривалось приверженцами католической и православной церквей как одно из главных и непримиримых.

2. Православие.

Православие в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV-VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей (религиозных и философских), доктрин, формулировали положение изначальной веры.

a) Священное предание.

Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христианского учения в целом различно у христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является слово папы, для протестантов – убеждение основателя данной конфессии, того или иного богословия и даже личное мнение самого верующего, для православных единственно достоверным критерием является так называемое Священное предание. Священное Предание – это традиция духовной жизни, передаваемая из поколения в поколение и из века в век, и соответствующее ей понимание Библии, всех основных истин веры и принципов христианской жизни. Именно Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христианству.

b) Спасение.

Основная идея христианской религии – спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сыном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение – в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеданиях: православии, католичестве, протестантизме. Различия относятся к следующим трем главным положениям в учении о спасении: искуплению или значению крестной жертвы Иисуса Христа; Царству Божию как цели спасения человека; духовной жизни как условию спасения человека.

c) Полицентризм православной церкви.

Православные церкви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Для всех православных церквей является общим вероучение, культ и каноническая деятельность.

d) Символ веры.

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах. Последующие пять соборов вносили определенные уточнения и разъяснения в формулировку Никео-Царьградского символа веры. Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви.

e) Догматическое вероучение.

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным понятиям, представляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа – Бога Сына, который вочеловечился (т.е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе. Православные верят в бессмертие души. Они считают, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.

f) Таинства.

В православии с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов – таинств: крещение, причащение, покаяния, миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

1. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Крестящегося три раза погружают в освященную воду. (В исключительных случаях допускается крещение не при помощи погружения, а в виде обливания водой.) В православной церкви таинство крещения традиционно проводится над младенцами, но не запрещается крещение и взрослых людей.

2. Таинство миропомазания совершается после крещения. Ароматическим маслом (мирром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши и другие части тела.

3. Таинство покаяния совершается в форме исповеди – подробного рассказа о совершенных грехах.

4. Таинство причащения является центральным событием в ходе литургии, во время которого верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина).

5. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословения супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания.

6. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. При елеосвящении (соборовании) читаются молитвы и освященным маслом (елеем) смазывают лоб, щеки, губы, руки и грудь больного.

7. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя.

Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.

3. Католицизм.

Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма являются более 900 миллионов человек, что составляет более 18% всех жителей планеты. Это намного превышает число последователей других направлений христианства.

Католическая (с греч. – универсальная) церковь – это латинская традиция западного христианства. Во главе этой церкви стоит римский папа – так с III– IVвв. стали называть себя епископы Рима. Римские епископы, называющие себя «наместниками Бога на земле», поставили себя в привилегированное положение, претендуя на первенство среди всех христианских церквей.

a) Догматика и символ веры.

Существенными отличительными чертами латинской вероучительной традиции христианства являются следующие. Католицизм развивает свою догматику на 21 Вселенском соборе (в отличие от православия, которое принимает решения только первых семи соборов). Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления соборов, а также официальные документы главы католической церкви – Римского папы. Также католическая церковь принимает за канонические библейские книги, считающиеся в Восточной церкви неканоническими: Варуха, Товита, Юдифь, Премудростей Соломона и другие.Уже в 589 г. на Толедском собрании католическая церковь вносит дополнение к символу веры в виде догмата о филиокве (буквально, и от сына). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной троицы. Согласно Никео-Царьградскому символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога-сына.

b) Основные положения вероучения католицизма.

Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры, «Кредо», включающий в себя 12 догматов и семь таинств (как и в православии). Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католики считают чистилище местом, где судьба умершего грешника может быть изменена. Они горят там в очищающем огне.

Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Римско-католическая церковь не рекомендовала (до IIВатиканского собора) верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. Только в иерархии латинского христианства есть кардиналы. Важные нововведения были внесены католиками в таинства. Крещение совершается только путем обливания. Таинство конфирмации (с лат. – миропомазание) проводится в возрасте 7 – 13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка), миряне причащаются только хлебом, младенцев не причащают вообще. Исповедь (покаяние) превращается в своеобразное расследование священником перступлений грешника. Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.

Священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат), и этим фактически стерто различие между белым и черным духовенством. Кроме того, в церковную иерархию была введена должность кардинала, ближайшего советника папы. Кардиналы в католической иерархии считаются выше епископов, хотя формально могут иметь различные священные чины (епископов, пресвитеров, диаконов).

4. Вселенские соборы.

Особенностью православия является его учение о соборности Церкви. В православном понимании соборность означает некое органическое единство Церкви, при котором любая поместная церковь (или отдельно верующий), внося что-то принципиально новое для христианского учения, тем самым исключает себя из церковного единства, становится на путь раскола. Так, Римско-католическая церковь провозгласила свои догматы вопреки протесту Восточных церквей; так же поступил впоследствии и протестантизм, отклонившись в свою очередь от Рима.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов.

1) Первый Вселенский собор – Никейский (325г.) – принял в первой редакции символ веры (краткий свод догматов, составляющих основу вероучения), осудил арианство как «безбожную ересь», определил время празднования Пасхи, выработал 20 канонов, в том числе о преимуществах Александрийского, Римского, Антиохийского и Иерусалимского митрополитов.

2) Константинопольский (381г.) – был собран для уточнения Никейского символа веры и борьбы с ересями ариан, выработал формулу троичности Бога.

3) Эфесский (431г.) – осудил несторианство и признал Деву Марию Богородицей.

4) Халкидонский (451г.) – осудил монофизитство, признал первенствующую роль Константинопольского патриарха, утвердил формулу об Иисусе Христе как о истинном Боге и истинном человеке (Богочеловеке).

5) II Константинопольский (553г.) – осудил трех богословов (Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского), не считавших Христа Богочеловеком, а Марию – Богоматерью.

6) III Константинопольский (680-681гг.) – осудил как ересь монофизитство.

7) II Никейский (787г.) – осудил иконоборчество (движение, направленное против культа икон) и утвердил определение о почитании икон и креста.

В 869-870 гг. состоялся IVКонстантинопольский собор, выявивший острые противоречия между западной и восточной христианскими церквами. Православие и католицизм, оформившиеся в XIвеке, оценивают IVКонстантинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII Вселенским собором, а православие не считает таковым. После разделения церквей общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы.

5. Протестантизм.

Протестантизм – наиболее сложная по своей структуре разновидность христианства. Католицизм представлен всего лишь одной церковью. Православие состоит из нескольких автокефальных церквей, довольно однородных по своему вероучению и устройству. Протестантизм же – это множество церквей и сект, которые серьезно расходятся между собой как по организации, так и по особенностям своего вероучения.

Протестантизм – это одна из трех главных христианских религий. Разделяя основные особенности развитой религии, т.е. веруя в бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир, сверхъестественное откровение и т.п., протестанты так же, как и католики, и православные, представляют себе бога в качестве триединого бога-отца, бога-сына и бога-святого духа. Иисуса Христа они отождествляют со вторым лицом этой Троицы. Все протестанты верят в богодуховность Библии.

a) Отличительные особенности протестантизма.

Вместе с тем протестантизм имеет свои особенности, отличающие его от православия и католицизма. Важнейшие из этих особенностей: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. Священное Писание является единственным и исключительным источником вероучения. Библия должна переводиться на местные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии – обязанность каждого верующего. Авторитет Предания в вопросах веры отрицается.

В отличие от католицизма и православия протестантизм считает, что сверхъестественная способность общения с богом присуща не только духовенству, но и всем христианам, независимо от того, миряне они или священники. Отсюда и вытекает протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью люди обязаны исключительно личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда вытекает другой протестантский принцип, тесно связанный с первым, — принцип спасения личной верой. Протестанты порвали с католическим священным преданием – совокупностью постановлений церковных соборов и римских первосвященников (пап) – и вернулись к Священному писанию.

Из этих главных черт протестантизма следуют все другие его особенности. Отрицается единая для всех иерархическая структура церкви и верховной власти римского папы, т.е. в протестантизме отсутствует церковная иерархия. Демократическая структура церкви выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов церкви, где каждый может принять участие в обсуждении как материальных, так и богословских вопросов. Общины, или конгрегации, верующих автономны в принятии решений и в деятельности, они управляются избираемыми общим собранием на определенный срок консисториями (пастор, диакон и старейшины (пресвитеры) из числа мирян). Провинциальные консистории посылают делегатов на регулярно созываемый провинциальный синод. Протестантизм уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны. Разница между ними только та, что одни обладают большей, а другие меньшей способностью к слепой вере. Эта способность непосредственно не зависит от их положения на церковной лестнице. Поэтому протестанты не признают за римским папой никаких преимуществ в делах веры перед рядовым католиком и считают, что хороший католик-мирянин лучше плохого папы.

b) Протестантское духовенство.

Протестантское духовенство и по внешнему виду, и по образу жизни, и по своим правам и обязанностям отличается от католического и православного. У протестантского пастора нет или почти нет специальных одеяний. У него нет и особых прав. Он лишь первый среди равных. Он подотчетен своей общине, которая устроена таким образом, что все члены общины имеют право голоса в ее делах, а иногда и в вопросах вероучения и культа. Причастие под двумя видами (хлебом и вином) распространяется не только на духовенство, как в католической церкви, но и на всех членов протестантской общины. У протестантского духовенства нет права исповедовать и отпускать грехи – права, которое самонадеянно присвоили себе католические и православные попы. Протестанты считают, что свои грехи каждый христианин должен сам замаливать перед богом. Спасение достигается не добрыми делами, а только и исключительно личной верой в Бога. Протестантский священник ведет такой же образ жизни, как и мирянин. Протестантизм не знает католического целибата – обязательного безбрачия духовного сословия. Божественной благодатью обладает не только духовенство (через епископское рукоположение), но и все верующие, каждый человек, уверовавший в искупительную жертву Христа. Этим устранялась граница между мирянами и духовенством, отпадала сама потребность в иерархии.

Протестанты поклоняются только триединому богу (у них нет культа святых и богоматери). Признавая рай и ад, протестанты не верят в католическое «чистилище».

c) Религиозный культ протестантов.

Протестантизм не знает пышного и дорогого культа католиков или православных, их чрезвычайно сложного магического действия, доступного только посвященным, в котором миряне могут принимать участие в основном лишь как зрители. Католики вынуждены слушать богослужение и молиться на непонятном им латинском языке. Протестантское богослужение состоит из проповеди и совместной молитвы на родном для верующих данной общины языке.

Библия в протестантизме тоже не на латинском языке, а в переводах. Чтение и самостоятельное изучение ее – не грех, как для католиков, которым разрешено изучать Священное писание только под руководством священника, а первейшая обязанность. Протестанты имеют право самостоятельно толковать Библию. Ее авторитет для них выше всех церковных постановлений. В этом состоит третий принцип протестантизма.

Культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма (удаление икон, статуй, мощей, алтаря, с церквей были сняты колокола), в одежде священнослужителей (у попов были отняты дорогие, богатые и разнообразные одеяния). Но тем не менее церкви в протестантизме были сохранены. Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов: оно ведется на местных языках.

Были упразднены множество религиозных праздников и специальных служб, связанных с почитанием святых и богородицы. От семи таинств в католицизме и православии – крещения, миропомазания, причащения, покаяния, елеосвящения, священства и брака – протестантизм оставил лишь два: таинства крещения и причащения. Но действие и этих обрядов было лишено особой магической силы и поставлено в прямую зависимость от личной веры. Из церковных символов сохранилось лишь изображение креста в храмах, отвергнуто почитание Богородицы и святых.

У лютеран брак, рукоположение, соборование, конфирмация считаются простыми обрядами. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений святых и даже креста.

Целибат (с лат. – безбрачие) духовенства отвергается. В протестантизме нет монастырей и монашества – людей, намеренно удалившихся от мирской жизни и затворившихся в искусственном мире, добровольно отрекшихся от житейских радостей и связанной с ними «суеты». Но богослужение упорядочено и сохранен епископат. Протестантизм учит, что свое спасение человек должен искать в обыденной жизни и своем профессиональном успехе, но при условии подчинения мирского священному.

d) Общее католицизма и протестантизма.

Вместе с тем с католицизмом протестантизм роднит многое: и филиокве (учение о том, что «святой дух» исходит не только от бога-отца, как считают православные, но и от бога-сына), и употребление при причащении опресноков, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время богослужения. Но в отличие от католицизма, который учит, что отношение человека к богу опосредовано церковью, протестантизм считает это отношение непосредственным, а роль церкви в этом деле вспомогательной.

III. Христианство в наше время.

В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле (бывший Константинополь) в торжественной обстановке были разорваны грамоты 1054 г., содержащие тексты анафемы, которой предали друг друга главы Константинопольской и Римско-католической церквей. Руководители церквей высказали сожаление по поводу «оскорбляющих слов, безосновательных обвинений и уязвляющих шагов», имевших место с обеих сторон в прошлом, однако они вынуждены были признать, что взаимное снятие анафемы не ведет к устранению во взглядах между этими церквами, т.к. глубокие традиции обоих исповеданий противоположны и несовместимы.

Но, несмотря на все различия православие, католицизм и протестантизм объединяются под общим названием христианство, т.к. в целом они заключают в себе определенные области согласия в понимании основных догматических истин: исповедание единосущной Троицы (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого), христология (Боговоплощение, искупительная смерть Христа, воскресение и вознесение), богодухновенность Библии, вера в искупительную жертву Христа, вера в прощение грехов, вера в бессмертие души и загробную жизнь в царстве Божьем

Список литературы:

1. Костюкович П.И. Религиоведение. – Мн: Новое знание, 2001.

2. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Центр, 2000.

3. Елисеев Г.А. История религий. – М.: Дрофа, 1997.

4. Чанышев А.Н. Протестантизм. – М.: Наука, 1969.

5. Религии мира под редакцией Щапова Я.Н., М.: Просвещение 1994.

6. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. – М.: 1990.

7. Христианство. М.: Гранд, 1998.

Направления в христианстве

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Портал:Христианство

п • о • р

Направления в христианстве — основные конфессии христианства.

Основные направления

Христианство в истории
Шаблон: просмотр • обсуждение • править (XVI век) (XI век) Эфесский собор (431) Халкидонский собор (451) Уния

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Православие

Католицизм

  • Католическая церковь
    • Римско-католическая церковь
    • Восточнокатолические церкви
      • Грекокатолические церкви (византийский обряд)
        • Греческая католическая церковь
        • Итало-албанская католическая церковь
        • Мелькитская католическая церковь
        • Украинская грекокатолическая церковь
        • Русинская грекокатолическая церковь
        • Румынская грекокатолическая церковь
        • Болгарская грекокатолическая церковь
        • Словацкая грекокатолическая церковь
        • Венгерская грекокатолическая церковь
        • Белорусская грекокатолическая церковь
        • Албанская грекокатолическая церковь
        • Российская грекокатолическая церковь
        • Хорватская грекокатолическая церковь
        • Македонская грекокатолическая церковь
      • Армянская католическая церковь (армянский обряд)
      • Западно-сирийские католические церкви (западно-сирийский обряд)
        • Сирийская католическая церковь
        • Сиро-маланкарская католическая церковь
        • Маронитская церковь
      • Коптская католическая церковь (коптский обряд)
      • Эритрейская католическая церковь (эфиопский обряд)
      • Эфиопская католическая церковь (эфиопский обряд)
      • Восточно-сирийские католические церкви (восточно-сирийский обряд)
        • Халдейская католическая церковь
        • Сиро-малабарская католическая церковь
  • Старокатолики
  • Гуситы
    • Чехословацкая гуситская церковь

Православие

Автокефальные церкви

  • Константинопольская православная церковь
    • Финляндская православная церковь — автономная церковь.
    • Эстонская апостольская православная церковь — автономная церковь.
    • Критская православная церковь — полуавтономная церковь.
    • Украинская православная церковь в Канаде
    • Украинская православная церковь в США
  • Александрийская православная церковь
  • Антиохийская православная церковь
  • Иерусалимская православная церковь
    • Синайская православная церковь — автономная церковь.
  • Русская православная церковь
    • Белорусская православная церковь
    • Украинская православная церковь
    • Китайская православная церковь — автономная церковь, не оформленная организационно.
    • Латвийская православная церковь
    • Молдавская православная церковь
    • Русская православная церковь за границей
    • Эстонская православная церковь Московского патриархата
    • Японская православная церковь — автономная церковь.
  • Грузинская православная церковь
  • Сербская православная церковь
  • Румынская православная церковь
  • Болгарская православная церковь
  • Кипрская православная церковь
  • Церковь Эллады
  • Албанская православная церковь
  • Польская православная церковь
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии
  • Православная Церковь в Америке

Альтернативное православие

Старообрядчество

  • Поповство
    • Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии
    • Древлеправославная церковь России
    • Русская православная старообрядческая церковь
    • Русская православная старообрядческая церковь в Румынии
    • Русская древлеправославная церковь
  • Беспоповство
    • Восточная старообрядческая церковь
    • Древлеправославная поморская церковь
    • Федосеевцы
    • Аристовцы
    • Нетовцы
    • Бегуны
    • Аароново согласие

Непризнанные национальные автокефалии

  • Альтернативный синод
  • Белорусская автокефальная православная церковь
  • Кафолическая православная церковь Португалии
  • Македонская православная церковь
  • Анакопийская епархия
  • Турецкая православная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь (обновлённая)
  • Украинская православная церковь Киевского патриархата
  • Черногорская православная церковь

Старостильные и традиционалистские церкви

  • Болгарская старостильная церковь
  • Миланский синод
  • Истинно-Православная церковь
    • Истинно-православная церковь Молдавии
    • Истинно-православная церковь Румынии
    • Русская истинно-православная церковь
    • Сербская истинно православная церковь
  • Православная старостильная церковь Румынии
  • Российская православная автономная церковь
  • Российская православная церковь
  • РПЦЗ (Агафангела)
  • РПЦЗ(В)
  • Святая православная церковь Северной Америки
  • Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)
  • Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Хризостома)

Реформистские группы

  • Апостольская православная церковь
  • Кафолическая православная церковь Франции
  • Обновленчество
  • Патриархия Российской истинно-православной катакомбной церкви
  • Русская катакомбная церковь истинно православных христиан
  • Украинская автокефальная православная церковь каноническая
  • Украинская реформаторская православная церковь
  • Церковь Иоанна Богослова (Торонто)

Околоправославные секты

  • Духовные христиане
    • Духоборцы
    • Малеванцы
    • Молокане
    • Скопцы
    • Хлысты
      • Новый Израиль
      • Старый Израиль
      • Шалопуты
  • Другие секты, отколовшиеся от православия:
    • Богородичный центр
    • Иеговисты-ильинцы
    • Имяславцы
    • Иннокентьевцы
    • Иоанниты
    • Субботники
    • Толстовство
    • Федоровцы
    • Чуриковцы

Древние восточные церкви

К этой группе церквей относится Ассирийская церковь Востока и группа церквей, не принявших решения Халкидонского собора

  • Дохалкидонские церкви:
    • Армянская Апостольская Церковь
    • Коптская Церковь
    • Сиро-яковитская православная церковь
    • Эритрейская православная церковь
    • Эфиопская православная церковь
    • Маланкарская православная церковь
  • Ассирийская Церковь Востока

Протестантизм

Протестантизм

Реформация

Quinque sola

Дореформационные движения

Церкви Реформации

Постреформационные движения

«Великое пробуждение»

Протестантизм по странам

Протестантский фундаментализм

п • о • р

Предреформационные движения

  • Вальденсы
  • Чешские братья

Лютеранство

  • Всемирная лютеранская федерация
    • Церковь Швеции
    • Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии
    • Церковь Датского Народа
    • Эфиопская Евангелическая Церковь Мекане Йесус
    • Церковь Норвегии
    • Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии
    • Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии
    • Лютеранская Церковь Австралии
    • Евангелическая Лютеранская Церковь Иордании и Святой Земли
    • Объединённая Евангелическо-Лютеранская Церковь Индии
    • Церковь Исландии
    • Евангелическо-Лютеранская Церковь Италии
    • Евангелическо-лютеранская церковь Латвии
    • Евангелическая лютеранская церковь Литвы
    • Евангелическая Лютеранская Церковь в Намибии
    • Евангелическая Церковь Аугсбургского Исповедания Румынии
    • Евангелическо-Лютеранская Церковь Румынии
    • Евангелическая церковь Чешских братьев
    • Силезская евангелическая церковь аугсбургского исповедания
    • Эстонская евангелическо-лютеранская церковь
  • Международный лютеранский совет
    • Лютеранская церковь — Миссурийский синод
    • Евангелическая Лютеранская Церковь — Синод Франции и Бельгии
  • Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция
    • Висконсинский евангелический лютеранский синод
    • Евангелическая лютеранская церковь «Согласие»
    • Украинская лютеранская церковь

Кальвинизм

  • Пресвитерианство
    • Объединённая церковь Канады
    • Церковь Шотландии
  • Реформатство
    • Венгерская реформатская церковь
    • Голландская реформатская церковь Южной Африки
    • Нидерландская реформатская церковь
  • Конгрегационализм

Анабаптизм

  • Меннонизм
  • Амиши
  • Гуттериты

Англиканство

  • Англиканское Сообщество
    • Церковь Англии
    • Церковь Ирландии
    • Шотландская епископальная церковь
    • Епископальная церковь США
    • Англиканская церковь в Японии
    • Провинция Англиканской Церкви Конго
    • Англиканская церковь Нигерии
    • Лузитанская Церковь
    • Англиканская церковь Канады

Методизм

  • Объединённая методистская церковь в России

Баптизм

  • Баптисты седьмого дня
  • Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов
  • Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов
  • Национальная баптистская конвенция
  • Российский союз евангельских христиан-баптистов
  • Союз евангельских христиан-баптистов Азербайджана
  • Союз церквей евангельских христиан-баптистов Армении
  • Южная баптистская конвенция
    • Генеральная конвенция баптистов Техаса

Квакерство

  • Всемирный консультативный комитет Друзей
  • Шейкеры

Пятидесятничество

Статьи по тематике

Пятидесятничество

Ключевые верования

Портал «Евангельские христиане»

п • о • р

Основная статья: Список пятидесятнических деноминаций

  • Апостольская церковь, международная
  • Апостольская церковь Нигерии
  • Апостольская церковь Христа
  • Ассамблеи Бога
    • Российская церковь христиан веры евангельской
    • Церковь Полного Евангелия Ёыйдо
    • Церковь христиан веры евангельской Украины
  • Ассоциация пятидесятнических церквей Руанды
  • Евангелическая пятидесятническая миссия Анголы
  • Евангелическая пятидесятническая церковь «Бразилия за Христа»
  • Евангелическая пятидесятническая церковь Чили
  • Зимбабвийские Ассамблеи Бога в Африке
  • Индийская пятидесятническая церковь Бога
  • Искупленная христианская церковь Божья
  • Китайское евангельское братство
  • Международная евангельская церковь «Воины креста Христова»
  • Международная пятидесятническая церковь святости
  • Международная церковь четырёхстороннего Евангелия
  • Миссия апостольской веры в Южной Африке
  • Назаретская баптистская церковь
  • Объединённая пятидесятническая церковь, международная
  • Объединённая церковь христиан веры евангельской
  • Пятидесятническая церковь «Бог есть Любовь»
  • Пятидесятническая церковь Бога
  • Пятидесятническая церковь «Елим»
  • Пятидесятнические ассамблеи мира
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской
  • Сообщество пятидесятнических церквей Бурунди
  • Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины
  • Христианская церковь «Маранафа»
  • Христианские конгрегации Бразилии
  • Церкви «Открытой Библии»
  • Церковь Бога (Кливленд, Теннесси)
    • Вефильская церковь Индонезии
  • Церковь Бога во Христе
  • Церковь Бога пророчеств
  • Церковь евангельских христиан в духе апостолов
  • Церковь «Китай за Христа»
  • Церковь Пятидесятницы (Гана)

Харизматическое движение

  • Все народы
  • Вселенская церковь «Царство Божие»
  • Посольство Божье
    • Украинская реформаторская православная церковь
  • Слово жизни
  • Церковь веры
  • Церковь возрождения во Христе
  • Церковь «Иисус — Господь»
  • Часовня на Голгофе

Адвентизм

  • Адвентисты-реформисты
  • Адвентисты седьмого дня
    • Церковь адвентистов седьмого дня

Реставрационизм

  • Новоапостольская церковь
  • Ученики Христа

Объединённые протестантские церкви

  • Евангелическая церковь Германии
  • Корейская христианская федерация
  • Объединённая церковь Канады
  • Объединённая церковь Христа
  • Протестантская церковь Нидерландов
  • Церковь Бангладеш
  • Церковь Пакистана
  • Церковь Северной Индии
  • Церковь Южной Индии

Прочие

  • Армия Спасения
  • Глориавейл
  • Движение святости
  • Евангельские христиане
  • Плимутские братья

Псевдохристианские религиозные организации

Псевдохристианские религиозные организации — направления, принадлежность которых к христианству оспаривается религиоведами и (или) традиционными христианскими конфессиями.

  • Виссариониты
  • Исследователи Библии
    • Свидетели Иеговы
    • Свободные Исследователи Библии
  • Мормонизм
    • Сообщество Христа
    • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
  • Унитарианская церковь
  • Христадельфиане
  • Церковь Объединения

Направления в раннем христианстве

  • Арианство
  • Савеллианство
  • Монофелитство
  • Монофизитство
  • Иудеохристианство

См. также

  • Список основателей христианских церквей
  • Экуменизм
  • Всемирный Совет Церквей
  • Численность христиан

Примечания

  1. Христианство — статья из Большого энциклопедического словаря
  2. Христианство — статья из Энциклопедия социологии

Литература

  • Г. Чистяков Наследие христианского Запада и православный Восток

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх