Помост

Вопросы веры

Православная культура 4 класс

«Можно говорить о предполагаемой попытке ликвидации возможностей воспитания детей с учетом мировоззренческих и культурных потребностей семьи ребенка в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях» — такой резкий вывод содержится в заявлении Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (оно опубликовано на сайте «Православное образование»)

Обращено это заявление к министерству просвещения. О чем речь?

Из проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, который сейчас вывешен для обсуждения на официальном сайте regulation.gov.ru, исчезли четыре из шести модулей, которые сегодня входят в предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры». Остались только «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».

Мало того, отмечается в заявлении, в проекте стандартов основной ступени – а это с 5 по 9 классы – преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вообще не предусмотрено.

Почему так? Может, составители стандартов эти модули просто забыли? Вряд ли. Логика тут понятна. Дело в том, что курс ОРКСЭ задумывался как курс, который изучает историю религий, их особенности — чтобы стать мостиком между представителями различных религиозных конфессий. Но в нынешнем виде свою задачу, по сути, он не выполняет. По данным мониторинга Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в 2016 году 43 % семей выбрали «Основы светской этики» — то есть вообще отказались углубляться в историю и культурологические особенности традиционных для России религий. Еще 18 % предпочли «Основы мировых религиозных культур».

А вот с распределением других модулей вышла интересная картина. Как сообщается в заявлении Синодального отдела, «в текущем учебном году Основы православной культуры для своих детей выбрали почти 40% родителей. В некоторых областях Центрального и Южного федеральных округов — более 80%». То есть в регионах, где население в основном исповедует православие, семьи выбрали «свой» предмет. То же самое происходит в регионах с преимущественно мусульманским населением. Там все учат «Основы исламской культуры». Что, понятно, укреплению понимания между ребятами, чьи семьи исповедуют различные религии, не способствует. А, напротив, укрепляет различия, разделение: мы – такие, а они – другие. Выбрать здесь другой модуль, отличный от того, который выбрало большинство, очень сложно.

Когда вводили ОРКСЭ, тогдашнее министерств образования и науки постоянно подчеркивало: это предмет культурологический. Его задача познакомить школьников с основами всех традиционных религий, их историей. Рассказать о нравственных нормах, заложенных в религии. Познакомить с историей и культурой России, которые, естественно, многие века основывались на религиозных канонах.

И тут логичнее, конечно, было бы вообще создать один обязательный курс — «Основы традиционных религиозных культур Российской Федерации». Курс, который объединял бы страну, помогал налаживать взаимопонимание между ребятами, исповедующими различные религии, и школьниками из атеистических семей. Объяснять, что все мы – граждане одной великой страны и, несмотря на различия в мировоззрении, являемся ее патриотами и заинтересованы в ее культурном, нравственном развитии. И разрабатывать его должны бы вместе представители различных религиозных организаций.

А курс светской этики может быть параллельным, он не должен заменять курс, который знакомит с особенностями традиционных конфессий.

Курс ОРКСЭ был введен в наших школах десять лет назад. Но и сейчас есть серьезные нарекания на уровень его преподавания. В разных школах его ведут разные учителя – от тех, кто работает в начальной школе до предметников-биологов, историков, географов – в общем, тех, кто смог взять на себя дополнительную нагрузку. Подготовить точные, современные учебники по этому предмету тоже не особенно получилось. А в некоторых регионах вообще преподают по учебникам, написанным местными авторами. В общем, курс нуждается в серьезной доработке. И он должен стать не просто неким дополнительным занятием на 34 урока в конце 4 класса, а, наверное, одним из основных в современной школе. Он должен быть связан с другими предметами – литературой, историей, музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, обществознанием.

Вполне возможно, такой интегрированный курс и должен называться «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (о нем упоминается в заявлении). Но его и в нынешнем стандарте нет. И разработка его – дело не одного года.

В общем, история с ОРКСЭ непростая. Его обязательно нужно сделать интересным, современным и добиться того, чтобы школьники понимали насколько он важен для их будущей жизни и для укрепления единства страны.

КСТАТИ

Каждую неделю в подкасте «Родительский вопрос» Радио «Комсомольская правда» Александр Милкус и Дарья Завгородняя говорят о проблемах образования: как справиться с поборами в школах, надо ли задавать домашку, как помочь ребенку полюбить чтение, нужен ли педагогу опыт работы в советской школе и, наконец, самое любимое — почему родители учат учителей, как им учить детей. Подписывайтесь на новые выпуски в Apple Podcasts и Google Podcasts и слушайте, когда удобно!

bellabs

Подводим итоги успешного разрешения проблемы с попыткой принудить ребенка к изучению ОПК.

В соответствии распоряжением правительства, с 2012-2013 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введен обязательный для посещения курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» содержит 6 модулей:

  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы буддийской культуры.

В соответствии с приказами Минобрнауки, каждый учащийся должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.

Как на деле может выглядеть «выбор» модуля

В мытищинской школе, в которой учится наша дочь, свободный выбор модуля решили не предоставлять, приняв решение изучать только «Основы православной культуры».

На родительском собрании нам сказали, что выбор модуля ОПК уже осуществлен, причем не в школе, а выше, и «ничего сделать нельзя». Мы так не считали и не согласились с предложением «просто не ходить на занятия, если вас это так задевает». Мы написали довольно жесткое письмо, и с ним отправились поначалу к директору – чтобы дать школе шанс самой навести порядок, не обращаясь с жалобами в Минобр и прокуратуру.

Параллельно мы разместили свое письмо в сети (bellabs.livejournal.com/12410.html и ru-antireligion.livejournal.com/8792873.html), поскольку полагали, что подобные нарушения закона могут быть массовыми. Результат существенно превзошел наши ожидания: сотни комментариев и перепостов, попадание в топ-20 блогосферы, письма и звонки из СМИ, ссылки от популярных блогеров и т.п. – тема оказалась чрезвычайно актуальной.

Прочтите наше письмо, а затем мы расскажем о том, что в итоге получилось.

Директору МБОУ СОШ №10 г. Мытищи …
от …, родителей ученицы 4Б класса …

На родительском собрании 5 сентября 2012 г. всем родителям была выдана для подписи официальная бумага следующего содержания:

Мы отметили в документе свое несогласие с принудительным выбором модуля «Основы православной культуры», указав на желание обучать ребенка основам светской этики.

Внимательно изучив официальное учебное пособие «Основы православной культуры», написанное священнослужителем РПЦ А.В. Кураевым, мы убедились, что в нем общекультурные рассуждения и общепринятые этические нормы смешаны с навязыванием религиозной идеологии в миссионерском ключе (концепция первородного греха, бог как творец всего сущего, религия как основа этики и т.п.). Сам Кураев называет подобную тактику «агрессивным миссионерством»: «Агрессивное миссионерство – это просто впечатывание в чужой текст нужных мне смыслов». В учебнике не определено понятие «религиозная культура» и вместо нее вводится религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением.

Вне зависимости от личности преподавателя и его личного отношения к предмету, стилистика учебного пособия позволяет однозначно трактовать модуль «Основы православной культуры» как религиозную проповедь.

В связи с этим, хотим официально известить Вас о своей позиции:

  1. Мы считаем абсолютно недопустимым нарушение законных прав детей, происходящее в нашей школе, и требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Многие родители привыкли пассивно принимать любые предложения школьной администрации; практически никто не видел заранее учебного пособия; кто-то побоялся поссориться со школой и тем осложнить ребенку учебу; кто-то не умеет доказательно обосновать свою позицию – однако по закону никто из родителей и не обязан ничего доказывать, он просто должен иметь право свободного выбора.
  2. Мы категорически возражаем против присутствия нашей дочери на уроках «Основ православной культуры» и настаиваем на выборе одного из религиозно неангажированных модулей – «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

Свою позицию мы обосновываем следующими юридическими и мировоззренческими причинами:

  1. Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. Обязательность модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе является грубейшим нарушением данной статьи Конституции.
  2. Согласно статье 14, пункт 2 Конституции РФ, «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». На основании этой статьи Конституции, финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении.
  3. Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».
  4. Мы уважительно относимся к религиозной вере любого совершеннолетнего человека, пришедшего к религии добровольно и осознанно. Однако принудительное навязывание религиозного мировоззрения в младшей школе является грубым давлением на детскую психику и квалифицируется нами как сознательная попытка духовного насилия над несовершеннолетними. Церковное лобби сознательно воспротивилось введению светского курса «Религии мира» (написанного сотрудниками Института истории РАН) в старшей школе, стремясь развернуть религиозную пропаганду в младшей. На наш взгляд, это красноречиво свидетельствует об истинных целях данного курса, не имеющего ничего общего с объективным освещением роли религии в жизни общества.
  5. Ситуация, в которой преподаванием религии вынуждены заниматься учителя общеобразовательных школ, разрушает тщательно создаваемое нами уважительное отношение к школе, преподавателям и учебным пособиям. Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды мы считаем абсолютно недопустимым.
  6. По нашему мнению, некоторые религиозные этические нормы (например, явно присутствующие в учебном пособии концепции первородного греха, божественного вмешательства, религии как основы этики и т.п.) и тем более их искаженное воспроизведение в реальных жизненных ситуациях могут принципиально расходиться с современной гуманистической этикой. Это способно повлечь за собой психологические травмы и помешать развитию способности ребенка к принятию самостоятельных, ответственных решений, сузить его потенциал при поиске своего места в мире.
  7. Мы регулярно проводим занятия с детьми, направленные на освоение культурных достижений человечества, в том числе религиозных или косвенно связанных с религией. В частности, мы внимательно изучаем памятники, связанные с христианской культурой различных конфессий: православия, католичества, протестантизма. Мы уверены, что пристрастная церковная трактовка исторических событий и навязывание догматов одной из религий вместо трезвого анализа мешает адекватному изучению роли религиозных учений в человеческой истории.
  8. Мы убеждены, что не встретив законного отпора, религиозная догматика будет расширять свое присутствие в школе в форме креационизма и других антинаучных концепций, что приведет нашу образовательную систему к полной деградации и потере конкурентоспособности в постоянно усложняющемся глобальном мире.
  9. Мы считаем, что показное пренебрежение конституционными правами граждан в области свободы совести и вероисповедания неизбежно приведет к дальнейшему росту правового нигилизма и противоправного насилия на религиозной почве – религиозного экстремизма с одной стороны, и антирелигиозного вандализма с другой.
  10. По данным на февраль 2012 года в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью у родителей пользуется модуль «Основы светской этики» – 42% (православие – 30%, основы мировых религиозных культур – 18%). Введение безальтернативного изучения модуля «Основы православной культуры» мы считаем не только нарушением закона, но и прямым лоббированием интересов РПЦ, не соответствующим реальным предпочтениям граждан России, сознательной попыткой исказить статистику запросов.

Мы требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Если произошедшее в нашей школе массовое нарушение прав детей и их родителей не будет устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Министерства образования и науки. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий посредством лишения их родителей законного права выбора, мы обратимся в прокуратуру и суд.

Просим Вас предоставить письменный ответ на наше заявление в установленный законом срок.

C уважением,
дата, подписи

Как развивались события

Мы распечатали свое заявление в двух экземплярах и отправились к директору школы. Нам не потребовалось много времени, чтобы договориться об исправлении допущенной ошибки и проведении честного опроса мнений родителей. Не знаем, насколько на это повлиял состоявшийся накануне звонок с радиостанции «Сити-FM», но взволнованность руководства была заметна.

Поскольку представители СМИ и Минобра о наших договоренностях узнали не сразу, день для школы выдался горячим. Вечером директор позвонила уже достаточно расстроенная и сердитая: «Зачем вы разместили письмо в интернете, разве нельзя было договориться без лишнего шума». С одной стороны, обида школьного руководства понятна – начало учебного года, забот полон рот – и доставленная нами нервотрепка радости не добавила. С другой, мы действовали в соответствии с информацией, которую сама же школа нам и сообщила – ведь обратиться за помощью мы были вынуждены после того, как нам повторно (уже после родительского собрания) сказали, что решение о выборе ОПК было якобы спущено сверху, а не принято на уровне школы.

Мы дополнили наш пост в ЖЖ просьбой не оказывать дополнительного давления на руководство школы, дать спокойно выправить ситуацию. Всем, кто пойдет по нашим стопам, следует иметь в виду – журналисты являются нашими союзниками и зачастую самым сильным рычагом влияния, но, подарив СМИ информационный повод, вы быстро потеряете контроль над ситуацией.

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленых), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также по Москве и С.-Петербургу).

Для нас результат голосования был отчасти неожиданным – ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм – не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

Почему мы не согласились «просто не посещать занятия»

Не стоит соглашаться на противозаконные компромиссы, наиболее очевидным из которых является попытка кулуарно договориться в стиле «ваш ребенок может просто не ходить на эти занятия».

  1. Ваша реальная сила – следование законам нашего, пока еще светского, государства. Ступив на тропу беззакония, вы становитесь соучастником преступления, и вами уже можно манипулировать;
  2. Ваш ребенок непременно почувствует враждебность одноклассников, вынужденных «париться» на богословских занятиях, пока их товарищ «отдыхает»;
  3. Нельзя забывать, что страдает не только ваш ребенок, которого вы можете защитить лично, но и дети родителей, у которых недостаточно опыта для осознания проблемы или сил для сопротивления административному давлению;
  4. В школе всегда очень сильна инерционность – выбор этого года наверняка будет транслирован на последующие годы, а для новых недовольных задача существенно усложнится – появится аргумент «уже не первый год так работаем, и все довольны, ради вас одного мы не можем перевернуть весь учебный процесс»;
  5. Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они всегда охотно пользуются;
  6. Публичное пресечение противоправных действий создает важные прецеденты, помогающие преодолеть беззаконие в других аналогичных ситуациях. Нарушающие закон не боятся частных исключений, но очень не любят публичности.

Аналогичные формы принуждения и аргументы школы

Поступившие к нам комментарии позволяют сделать вывод, что наш случай отнюдь не единичный.

В школе соседнего с Мытищами города Королёв модуль ОПК был также назначен принудительно, а родители, желающие избежать религиозной пропаганды, должны были «предоставить справку о том, что ребенок посещает другие курсы» – то есть решать проблему школы за свой счет!

В одной из московских школ модуль ОПК был якобы выбран «большинством голосов родителей», и под этим предлогом модуль был объявлен обязательным для всех, вне зависимости от желания родителей.

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

  1. Напишите заявление на имя директора. Наше письмо можно брать за образец, но его стоит «подсушить» и сократить (убрав эмоциональные оценки, полезные при обсуждении в сети, но излишние в формальной жалобе);
  2. Распечатайте заявление в двух экземплярах и отнесите в школу;
  3. Официально зарегистрируйте факт передачи заявления в секретариате, оставьте у себя второй экземпляр заявления с отметкой о регистрации;
  4. Добивайтесь письменного отказа удовлетворить ваше законное право на выбор;
  5. С этим отказом обращайтесь в надзорные органы Минобра и прокуратуру. Если школа намеренно затягивает с ответом, заявление в вышестоящие инстанции можно подавать и просто по факту нарушения, не дожидаясь комментариев школьного начальства.

С большой вероятностью, руководство школы не избежит выговора – в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Главный аргумент школы – «у нас нет средств на обеспечение преподавания нескольких модулей». Для любого учебного заведения введение нескольких дисциплин вместо одной – очевидное усложнение и без того «лишнего» предмета обязательной программы. Требуется разделить детей на группы, обеспечить их аудиториями, преподавателями и учебными пособиями.

Доводы школы опираются на реальную проблему, но это не ставит их выше ваших законных прав. К тому же, на этот аргумент есть вполне логичный ответ – если вы можете преподавать только один модуль, вводите «Основы светской этики» – он единственный из всех не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не содержит ни религиозной, ни атеистической пропаганды, и против него обычно не возражает никто из родителей. Модуль «Основы мировых религиозных культур» кажется нам даже более интересным и полезным, но может встретить возражения со стороны верующих родителей, опасающихся «бесовских сказок» своих религиозных конкурентов. Если на «светский» компромисс школа не соглашается и навязывает модуль религиозный – требуйте законного права на выбор модуля индивидуально для вашего ребенка.

Одной из важнейших проблем остается качество учебных пособий (ну и уровень подготовки учителей). В нашей школе выбор «Основ православной культуры» объяснили еще и тем, что этот учебник «понятно написан», в отличие от «мутного» учебника по «Основам светской этики». Не следует забывать, что образованные церковнослужители часто владеют русским языком и методами доступного изложения лучше, чем светские методисты. Понятно, что из двух зол – «методическая невнятность» и «религиозная пропаганда» приходится выбирать первое. Но еще лучше – организовать кампанию в поддержку написания действительно сильных учебников по «Основам светской этики» и «Основам мировых религиозных культур». Очевидно, что по-настоящему полезное учебное пособие по этике и истории религий может быть адресовано только старшеклассникам, а пропаганда церковников обращена на младшие классы именно потому, что целью ставится промывка мозгов, а не понимание. Но поскольку объективная ситуация сейчас именно такова, нужно совершенствовать методы увлекательного научного изложения вопросов этики и религиоведения для нужд 4-5 классов.

Почему так происходит

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия?

Первоначально школьное руководство сослалось на некое решение, принятое на региональном уровне. Однако на очной встрече с директором версия о «приказе сверху» была суетливо дезавуирована. Действительно, никаких письменных указаний такого рода нам предъявлено не было. Тем не менее, анализ общедоступных документов, сообщений СМИ и реплик преподавателей и чиновников не оставляют никакого сомнения в наличии административного давления – в форме «настоятельных рекомендаций» и однобокой подготовке учителей к преподаванию нового предмета. Одним из проводников клерикализма в школы (и даже в детские сады) является лично Министр образования правительства Московской области г-жа Антонова Лидия Николаевна (подробнее см.: bellabs.livejournal.com/15609.html).

Школам «советуют» вводить модуль ОПК «по умолчанию» – а там как кривая вывезет. Понятно, чем церковников и их лоббистов привлекает этот жульнический способ повысить процент «выбравших православие»:

  • авторитет школы и привычка родителей пассивно принимать предлагаемые школьной администрацией решения служат более эффективным инструментом религиозного миссионерства, чем прямая проповедь священнослужителей, чья пристрастность слишком очевидна;
  • в «православные» автоматически зачисляются все неопределившиеся и пассивные – а это большинство родителей;
  • в случае возникновения скандала, ситуацию всегда можно «отыграть назад», причем заведомо остаться в плюсе – любой социолог объяснит вам, что процент родителей, не поменявших первоначальное согласие (пусть и вынужденное), будет заведомо больше, чем выбравших ОПК свободно.

Итак, непосредственное решение принимает сама школа – и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовало долгое обсуждение правомерности религиозного обучения в светской школе. На наш взгляд, распространение религии в школе антиконституционно. На основании статьи 14, пункт 2 Конституции РФ («Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»), финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении. Поэтому уже само наличие в школе религиозно ангажированных предметов, даже при условии обеспечения свободы выбора, является незаконным.

Однако практической пользы для родителей это знание не имеет. Курс на поддержку религиозности (прежде всего в форме пропаганды православия и тесного сотрудничества с РПЦ) сознательно выбран на высшем государственном уровне. Означает ли это неизбежность изучения «закона божьего» для вашего ребенка? Нет, пока не означает.

Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. На эту статью Конституции пока не покушаются ни чиновники, ни даже церковники, так что для вас она является единственной серьезной опорой.

Руководящие структуры Минобрнауки и функционеры РПЦ вынуждены непрерывно лгать, называя религиозные модули «культурологическими», направленными якобы не на пропаганду религии, а лишь на изучение «религиозной культуры». Демагогичность подобных утверждений легко доказывается анализом учебных пособий и не менее ярко видна при изучении заявлений и рекомендаций РПЦ, адресованных чиновникам от образования.

Например, в органы управления образованием Московской области поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (причем поступило как приложение к письму областного Министерства образования и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием!). В этом письме, в частности, недвусмысленно сказано: «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть учебных предметов (модулей). Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета – атеистические (безрелигиозные): светская этика и религиоведение». Таким образом, РПЦ не скрывает своего истинного отношения к данному курсу – религиоведение, то есть сравнительное изучение религий как культурного феномена, для них является безрелигиозным и даже «атеистическим» предметом, в популяризации которого церковь абсолютно не заинтересована. Изучение «основ православной культуры», напротив, является предметом религиозным – и в этом мы полностью согласны с мнением «отдела религиозного образования и катехизации».

Вообще же, для РПЦ весь курс «Основы религиозных культур и светской этики» – вынужденный паллиатив. Оставаясь в рамках принятой государственной стратегии (не предусматривающей пока формального пересмотра Конституции и введения полноценного «закона божьего»), церковное лобби оказывает давление в двух направлениях:

  1. Сделать изучение основ православия обязательным для всех школьников, в первую очередь за счет дискредитации «атеистических» модулей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» (важным инструментом такой дискредитации служит подтасовка статистических данных о предпочтениях населения);
  2. Распространить религиозные занятия с 1-го по 11-й класс (по часу ОПК в течение 11 лет – это больше, чем полный курс физики!).

На данном этапе, пропаганда религии преследует цель «статистического» влияния на школьников, а не поголовного принуждения – важен процентный охват, а не отдельная личность ребенка. Официальным чиновничьим структурам публичные обсуждения проблемы совершенно не нужны, они стараются не обострять противостояние и внедрять религиозные модули как можно мягче, не вызывая жесткого сопротивления родителей. Поэтому индивидуальная защита от религиозной проповеди не только полностью легитимна, но и вполне может быть эффективна.

Заключение

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям – это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа – лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше делать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры – хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.

P.S. Версия от господина Гундяева или Наглость – второе счастье

В январе 2013 года Патриарх Кирилл порадовал нас своей трактовкой извращений в сфере религиозного воспитания в школе:

«Кирилл выразил обеспокоенность небольшим количеством московских школьников, выбравших для изучения модуль «Основы православной культуры». В Москве изучать православную культуру захотели лишь 23,4 процента школьников. Это самый низкий показатель в Центральном федеральном округе. «Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру», – заявил патриарх. По его мнению, «это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятия светскости государства, а также оказанием давления на родителей, с тем, чтобы они выбрали для своих детей основы светской этики или основы мировых религиозных культур».

Ах, вот оно что. Оказывается, это не РПЦ лоббирует безальтернативное введение «Основ православия», оказывая непрерывное давление и ведя противозаконную деятельность в учебных заведениях и государственных учреждениях. Виноваты, оказывается, те наглецы, которые смеют сопротивляться беззастенчивому выкручиванию рук и деградации системы образования.

«Кирилл подчеркнул, что именно церковь предложила ввести модуль «Основы светской этики», пойдя навстречу нерелигиозным людям. «Мы представить не могли, что этот предмет станет использоваться для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру», – заявил он.»

Образцовый и наглый цинизм. Вы-то думали, введение религиозных занятий – это уступка церковному лобби? Оказывается, все наоборот – это г-н Гундяев милостиво разрешил нашим детям изучать светскую этику и сравнительное религиоведение. Но вы не оправдали оказанного вам высочайшего доверия, и теперь сам патриарх сердито топчет ножкой – похоже, пора запретить эти бесовские альтернативы единственно верному учению КПСС.

Что эти заявления значат для нас? С одной стороны, не все так плохо – даже несмотря на абсолютно беззастенчивое давление и пропаганду сросшихся с властью церковников, процент фанатов ЗАО РПЦ оказался существенно ниже ожидаемого. С другой – совершенно очевидно, что давление будет только усиливаться, стадо вздумало взбунтоваться, забыв, что его место в стойле, а не в светской школе:

«Президент России Владимир Путин предложил «уйти от вульгарного примитивного понимания светскости» и тем самым расширить толкование понятия «светское государство».

Под этот чудный тезис можно подложить любое содержание, поэтому его тут же радостно подхватили полоумные «радетели за нравственность»: «»Я беру пример с нашего президента Владимира Владимировича Путина,» – так объясняет свою политику директор школы… Когда директор начинает говорить о курсе «Основы православной культуры» в 4–5–м классах, она поясняет: это официальная, «президентская» программа. Показывая учебник по этой же дисциплине, один из разделов которого называется «Молитва», Елена Анатольевна объясняет удивленному собеседнику: такова «политика нашего президента».» (Характерно, кстати, что преподавание ОПК в этой школе ведется даже не по учебнику профессора духовной академии Кураева, а по пособию безграмотной графоманки Людмилы Шевченко.)

Ждем продолжения, но не опускаем руки – пока законных способов навязать ОПК против воли родителей не существует, так что бороться можно и нужно.

Tags: религия

Почему в школах непопулярны основы православия

Даже спустя несколько лет после введения «Основ православной культуры» накал споров вокруг присутствия религии (в любом виде) в школах не спадает. Новости вроде «Школьники Урала отказываются от уроков православия» мгновенно раскалывают общество на тех, кто говорит о духовной драме, и тех — кто о победе здравого смысла. Кирилл Михайлов подвёл первые итоги преподавания околорелигиозных дисциплин в школе.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Маше 11 лет, она учится в 5 классе в одной известной и заслуженной московской школе. В прошлом году она ходила на уроки по основам мировых религий: «Нам про это рассказывал учитель истории, было интересно, но я ничего не запомнила, как будто это было пять лет назад». Маша рассказывает, что примерно треть класса выбрала «уроки про христианство», но между собой дети особенно об этом не говорили: «Просто родители выбрали, кто куда будет ходить. Я вообще была на даче, когда мама решала, куда меня записать».

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введен как обязательный во всех школах страны 1 сентября 2012 года. Родители учеников 4 класса должны выбрать один из шести модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религий», «Основы православной культуры» (ОПК), «Основы иудаизма», «Основы ислама» или «Основы буддизма».

Покойный патриарх Алексий II еще в 1999 году предлагал ввести в школьный курс предмет «Основы православного вероучения», а если «встретятся трудности», назвать предмет «Основы православной культуры» — «это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Возражения, конечно же, последовали, дискуссия велась параллельно с введением предмета как экспериментального в нескольких регионах страны. В 2007 году дискуссия достигла своего пика — десять академиков написали открытое письмо президенту Путину, в котором говорилось, что в обход Конституции в школу пытаются ввести «Закон Божий». Как уже было сказано выше, в итоге новый предмет был введен в шести модулях, которые должны предоставить родителям полную свободу выбора.

Мы пойдем другим путем

И вот тут начинается самое интересное: в текущем году, по данным анкетирования родителей на специализированном сайте, ОПК изучают 38% четвероклассников, на светскую этику приходится 40%, 19% выбрали мировые религии. В прошлом учебном году картина была похожей — курс ОПК для своих детей выбрали 33% родителей, большинство предпочли светскую этику (45%) и мировые религии (18%). То есть даже если согласиться с крайней точкой зрения, что Церковь под видом ОПК пришла в школу с «Законом Божьим», то родители, что называется, проголосовали ногами.

«Основы исламской культуры» и «Основы светской этики» — пособия для 4-х и 5-х классов

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович считает, что родители просто выбирают более нейтральные предметы, хотя и не факт, что делают это осознанно: «Мне трудно себе представить, что все родители понимают, что такое „светская этика“, я уже не говорю про детей 4 класса». А протодьякон Андрей Кураев, по учебнику которого ОПК проходят в школе, призывает не торопиться с выводами.

Андрей Кураев

протодьякон Русской Православной Церкви

Это может быть реакция родителей на педагога, на священника-агитатора, который появился на родительском собрании. Это может быть элементарная осторожность — зачем давать ребенку непонятный курс.

Для полноты картины можно добавить, что по данным социологического опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2014 году, 72% этнических русских называют себя православными.

Проблема не в учебнике

За три с половиной года преподавания ОРКСЭ в школах сложилась практика, что эту нагрузку берут на себя гуманитарии — учителя истории, литературы или учителя начальных классов. Протодьякон Андрей Кураев считает, что ОПК из культурологического предмета превратился в пропагандистский, и виноваты в этом не только учителя — в Патриархии до сих пор пылится написанное им неизданное методическое пособие к курсу ОПК для школ. В этом тексте перечислены основные ошибки, которых надо избегать на уроках: речь учителя должна быть инклюзивная, а не эксклюзивная, то есть педагоги имеют право говорить «мы» только в трех случаях: «мы» — люди, «мы» — граждане России и «мы» — преподаватели и дети нашей школы. А вот конфессиональных «мы» быть не должно. Если на уроке ОПК оказался ребенок другой конфессии, он не должен испытывать психологического побуждения «мы все как один». Второе: никакой критики религиозных взглядов других конфессий — «пой о своем, не ругай другое». И третье: никаких императивов, кроме обучающих и нравственных, то есть «ребята, давайте подумаем» и «ребята, спешите делать добро».

С тем, что предмет получился пропагандистским, полностью согласен учитель географии московского Лицея «Вторая школа» Леонид Перлов, еще десять лет назад он был среди наиболее активных противников ОПК.

Леонид Перлов

учитель географии московского Лицея «Вторая школа»

Для религиозного образования ребенка достаточно воскресных школ или их аналогов в других конфессиях.

«К сожалению, патриархия не делает ничего, чтобы объяснить педагогам культурологический характер этого курса, — настаивает протодьякон. — Напротив, говорится, что это должно быть что-то духоподъемное, а под духовностью имеется в виду опыт молитвы».

Не вызывает доверия квалификация людей, прошедших краткосрочные курсы по ОРКСЭ, и у Евгения Бунимовича, правда, скорее с профессиональной, а не с мировоззренческой точки зрения: «Другое дело — если человек преподает математику, во-первых, он сам в школе это проходил, а во-вторых, его довольно долго учили этому в институте».

Опыт разделения

Одна из главных проблем, о которой очень громко спорили, когда ОРКСЭ еще не был введен в школы в обязательном порядке, — появление нескольких модулей по разным конфессиям приведет к искусственному разделению в классах.

Евгений Бунимович

уполномоченный по правам ребенка в Москве

Меня беспокоило то, что классы будут делиться. Например, в первом классе уже через несколько месяцев возникает вражда между «ашниками» и «бэшниками», хотя за этим ничего не стоит. А здесь довольно рискованная история — разделение по религиозным взглядам.

Но за все время с 1 сентября 2012 года в столице от родителей обращений с жалобами на такие проблемы не было. Появился, правда, другой опыт разделения — финансовый. Школа оплачивает только один модуль, а если родители в одном классе выбрали два или больше, то директору приходится выкручиваться. Потому что при подушевом принципе финансирования учителю, скажем так, не очень интересно работать за совсем небольшие деньги. Выходит, что меньшинство не всегда получает от государства образовательную услугу приемлемого качества.

Радикальный выход из ситуации предлагает протодьякон Андрей Кураев: «Религиозные областные центры разных конфессий могут взять на себя финансирование уроков в тех классах, где большинство избрали другой вариант. Например, большинство в школе выбрали основы светской этики, но есть еще группа, которая выбрала ОПК. Вот за этот урок по государственным расценкам пусть доплачивает епархия». Автор учебника по ОПК уверен, что для епархий это посильные расходы.

Расширить и углубить

17 ноября прошлого года митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, который отвечает в Церкви за образование и катехизацию, предложил расширить опыт преподавания ОРКСЭ на 5-9 классы. Речь об этом зашла на заседании рабочей группы Минобрнауки. Министр Дмитрий Ливанов уклончиво ответил, что, мол, школы и регионы должны формировать свои программы с учетом своих особенностей, не отказал, но и не пообещал ничего определенного.

К этой идее «профильного» митрополита более чем сдержанно относятся и детский омбудсмен Москвы, и, как ни покажется кому-то странным, автор учебника по ОПК. По словам Евегния Бунимовича, к нему постоянно приходят самые разные люди с идеями чего бы еще добавить в школьный курс: налоговики хотят научить старшеклассников платить налоги, есть предложения по экономике и по патриотизму.

«Как было сказано в известном советском фильме, „Граждане, катафалк не резиновый!“ — смеется Бунимович. — Было бы хорошо, чтобы дети учились всему на свете, но надо понимать, что дети могут учиться определенное количество часов в день».

Но это возражение относится скорее к технологии школьного образования. Расширение ОРКСЭ (а звучат предложения сделать этот предмет обязательным даже и со 2 по 9 классы), по мнению протодьякона Андрея Кураева, приведет к пересмотру всей системы школьного образования, поскольку такой общешкольный курс неизбежно станет стержнем всей системы образования.

Понятно, что такой принципиальный вопрос не может быть удовлетворительно решен только в педагогическом сообществе или только в Кремле и Белом доме. Сейчас получается, что при преподавании ОРКСЭ один час в неделю и только в четвертом классе две трети родителей год за годом выбирают общие, а не конфессиональные модули. Евгений Бунимович долго и пристально изучал опыт других стран христианской цивилизации и пришел к выводу, что нет единого универсального рецепта, как преподавать религию в школе. В Германии, например, этот предмет обязателен, а во Франции традиционно принят абсолютно светский характер общего среднего образования. На данном этапе протодьякон Андрей Кураев считает, что главная цель ОРКСЭ не достигнута.

Андрей Кураев

протодьякон Русской Православной Церкви

Изначально смысл этого проекта был в том, чтобы дать свободу выбора родителям и научить детей плюрализму, быть разными в рамках одного класса. К сожалению, для обычной школы и обычного педагога это слишком сложная задача.

ИНТЕРЕСНОЕ НА «МЕЛЕ»:

«Главная опасность — уверенность церкви в праве вторгаться в образование». Михаил Козырев — об учительском стыде, Шекспире в оригинале и о том, как учить музыке

Как сериалы, рэп и видеоигры проникли в школу. Массовая культура на службе образования: от Beatles до Oxxxymiron и World of Warcraft

Как управлять неуправляемым. 7 способов сделать так, чтобы подросток все-таки вас слушался

Этот учебник с иллюстрациями по модулю ОПК предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов общеобразовательной школы кандидата философских наук Андрея Кураева, ныне протодиакона – одна из первых электронных версий. Текст и материалы станут хорошим подспорьем и для педагогов, и для родителей, обучающих детей дома.

Ранее неофициальное издание было подготовлено, сверстано и составлено в 2010 году после большой подготовительной работы церковного редакционного совета и выложено в сеть интернет. После некоторых редакций и апробирования в школе учебник был принят и теперь повсеместно используется на уроках ОПК. Он признан лучшим в современном образовательном пространстве.

Учебник – достойный ответ противникам этой школьной дисциплины, ошибочно и категорично считающим ОПК проповедью православной веры школьникам. Автор отец Андрей подчеркивает не религиозную, а именно культуроведческую направленность курса. К слову, именно таким и предполагала его Русская Православная Церковь, когда инициировала модуль по предмету.

Все темы, проблемы, понятия учебника отца Андрея Кураева, по сути, отвечают на вопрос: что такое культура и религия, какова связь между ними?

Учебник хорош тем, что практически ориентирован на занятия с детьми данного возраста. Автор учитывает и тот факт, что на курс ОПК выделено совсем небольшое количество часов в школьной программе, что для изучения основ православной культуры ничтожно мало – поэтому его учебник имеет хорошо организованную структуру, кратко и лаконично излагает материал, дает четкие и понятные определения и понятия.

Начало курса (4 класс) включает 17 уроков, из которых 16-й полностью отведен на зачетные задания, а 17-й является обобщающим. В главах-уроках кратко рассмотрены такие масштабные темы как православие и культура, отношения Бога и человека, Христос, заповеди, этические основы, устроение храма, икона.

Продолжение курса в 5 классе укладывается в 12 уроков-глав, раскрывая и культурно-исторический, и духовно-понятийный пласты: Церковь в истории, заповеди блаженств, чудо, Суд Божий, причастие. С православно-христианской точки зрения рассматриваются такие явления и ценности, как природа, семья, защита Отечества и труд.

Тема труда в учебнике является заключительной, ее подача автором очень любопытна, актуальна в наши дни и, пожалуй, заслуживает внимания, потому что поднимает в том числе и социальные проблемы.

Автор акцентирует тему воздаяния за труд, которая раскрывается в Библии: «Кто пашет, должен пахать с надеждою», говоря о том, то недопустимо ввергать людей в нищету, задерживая работникам зарплаты, увеличивая рабочее время и ужесточая их условия труда. Хотелось бы, чтобы учебник попал в руки некоторым работодателям, которые жертвуют на храмы, но при этом неохотно выплачивают заработанное. Кроме того, автор учебника показывает детям, что у понятия труда есть духовное измерение. По словам протодиакона Андрея Кураева, «…труд – это не просто средство пропитания, это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает опыт, знания, закаляет характер».

Емкий и насыщенный понятиями курс ОПК умещается всего на 200 страницах пособия.

Культурологическая направленность отражена не только в тексте, но и в прекрасном иллюстративном материале, который вдумчиво, с большим художественным вкусом и знанием русской и европейской изобразительной культуры подобрал отец Андрей вместе с иллюстратором. Издание высоко эстетичное – его украшают фрески и иконы кисти Дионисия, Рублева и Павла Корина, шедевры Рембрандта и гравюры Доре, яйца Фаберже, а также картины в исполнении Репина и Иванова, Юона и Петрова-Водкина, Нестерова и Врубеля, Поленова и Васнецова, Кустодиева и Айвазовского, Васнецова и Рябушкина, и т.д.

Наилучшему усвоению материала способствуют и стихотворения Майкова, Алексея Толстого, Лермонтова, духовные стихи. Кроме того, после каждой главы есть вопросы для повторения.

Словом, даже взрослые читатели, не равнодушные к культуре и искусству, а также малознакомые с богатейшей и разнообразнейшей культурой православия, тоже получат большое удовольствие от знакомства с этой книгой.

Скачать

Читать онлайн «Основы православной культуры»

А. В. Кураев

Основы православной

культуры

Учебное пособие

4–5 классы

Москва, 2010

Темы занятий

Россия — наша Родина

Православие и культура

Отношения Бога и человека в православии

Православная молитва

Библия и Евангелие

Проповедь Христа

Христос и Его Крест

Пасха

Православное учение о человеке

Совесть и раскаяние

Заповеди

Милосердие

Золотое правило этики

Храм

Икона

16–17.

Зачетные уроки

(18)

Как христианство пришло на Русь

(19)

Подвиг

(20)

Заповеди блаженств

(21)

Зачем творить добро?

(22)

Чудо в жизни христианина

(23)

Православие о Божием суде

(24)

Таинство Причастия

(25)

Монастырь

(26)

Христианское отношение к природе

(27)

Христианская семья

(28)

Защита Отечества

(29)

Христианин в труде

Урок 2

Православие и культура

Вы узнаете:

Что человек вкладывает в культуру

Какие мысли несет религия

Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово

означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура

то, чего нет в дикой природе.

Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом — это

и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя

(например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому

самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает

действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают

добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в

мире культуры.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру

этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают.

А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет

на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться

за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это

тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный или народный праздник?

Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или

пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти

правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни.

Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей

страны. Но есть и различия в народных культурах.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел

Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его

поразили:

«В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись

в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся

в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах.

Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые! Винные

лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же

делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже

крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять

по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит:

«не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т. е. нерелигиозной культуры. Слова

другого выражают позицию человека, живущего в религиозной

культуре.

Религия — это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный

и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера

становится настолько глубокой, что определяет их поведение

и их культуру.

Православными называют себя большинство граждан нашей

страны. Русская культура в основе своей православная. Например, русское слово «спасибо» — это сокращённое произнесение пожелания:

«Спаси (тебя) Бог!» Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою

даже неосознанно обращаешьcя к Богу.

В копилку русского языка

Слово православие — это перевод сложного греческого слова

ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову

орфо- графия. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса

в греческом языке имеет два значения. Первое — «учение», «мнение».

Второе — «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово

православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение».

Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение

православный христианин точнее, чем просто слово православный.

Из записей Павла Алеппского, 17 век:

«На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!» Торговля

московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при

торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая

на всем рынке. Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли

оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил

к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки — и так

до последнего».

РОССИИ

Тебе Бог дал свое призванье,

О, вспомни свой удел высокий,

Тебе Он светлый дал удел:

Былое в сердце воскреси

Хранить для мира достоянье

И в нем сокрытого глубоко

Высоких жертв и чистых дел;

Ты духа жизни допроси!

Хранить племен святое братство,

Внимай ему, и все народы

Любви живительный сосуд,

Обняв любовию своей, —

И веры пламенной богатство,

Скажи им таинство свободы,

И правду, и бескровный суд.

Сиянье веры им пролей!

(Алексей Хомяков, 1839)

Вопросы

Что такое культура и религия? Какова связь между ними?

Что значит быть православным человеком?

Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие

арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых

традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

Урок 3

Отношения Бога и человека

в православии

Вы узнаете:

Какие дары Бог дал человеку

Как вера в Бога может влиять на поступки людей

Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только

что на глазах у всех спас от собаки:

— А тебе не страшно было?

— Поначалу было…

— А потом?

— А потом я кое-что вспомнил…

— Вспомнил? Что? О чем? Кого? — наперебой загалдели друзья.

— Вспомнил, что с Богом бояться не надо.

Ребята в недоумении замолчали.

Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка:

— Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по

телевизору видела! Но тут его не было!

Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:

— В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это

человек, который служит Богу. А Бог… Ваня снова растерялся. А потом

тихо сказал:

— Ну не смогу я это объяснить. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то

мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не

вижу. А всё равно чувствую что-то доброе…

Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему

с вопросом — «Что такое Бог?!»

Учитель ответил по ученому:

— Мир культуры — это мир человеческих творений. Однако

и в былые века и сегодня есть немало людей (в том числе и выдающихся

ученых), которые полагают, что и сам мир природы — это тоже

творение. Правда, не человеческое, а Божественное. Эти люди Творцом

всего мира и человеческого рода считают Бога. Отношения человека и

созданной им культуры они переносят на отношения мира и Бога. Они

говорят: представьте себе модель Солнечной системы. Это как бы глобус

из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре

светильник-солнце. Вокруг шарика, обозначающего нашу Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать

из них разные сочетания. Могла ли такая модель возникнуть сама собой, или у нее есть автор — мастер, который ее придумал и изготовил?

Может эти прутики и шарики появились постепенно? Может, шарики

катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так

вот закрутились? А центральный шарик решил еще и засветиться? Но

если даже для простой игрушки все же нужен творец, то, по убеждению

религиозных людей, тем более Творец необходим для создания нашего

огромного сложнейшего и прекрасного мира. Я и сам считаю, что Бог

дал миру законы природы. А человеку он дал законы добра.

Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого

свобода не нужна. Но если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым? Вот Ваня палкой

отогнал собаку. Он свободно решился на этот поступок и его поступок

стал добрым. Котенку, которого защитила Ванина палка, тоже стало

лучше. Ну а сама-то палка разве стала от этого чем-то лучше? Вот и

человек если действует несвободно как бездумная палка в чьих-то руках, не может стать лучше. Добро рождается только тогда, когда человек сам

свободно выбрал свой поступок. Поэтому ради умножения добра

человеку Бог дал ещё и свободу.

Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому

к свободе полагается еще и разум. Но если рядом с умом нет ни совести, ни любви, то может получиться просто хитрый преступник. Поэтому

людям также даны совесть, доброта, любовь.

Ну, а тот, кто такие дары дает, сам, конечно, ими обладает. Итак, можно сказать, что Бог — это свободный и разумный Творец, Который

создал мир и любит Свое творение. Поэтому Бога называют ещё

Творцом и Любовью.

Тут подошла учительница русского языка и присоединилась

к беседе:

— Честно говоря, в моей жизни Бог мне не встречался. Но я знаю, что вера в Бога всегда вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки… Великий итальянский поэт

Данте именно о Боге сказал, что это — «Любовь, что движет солнце

и светила». А русский поэт А. Толстой писал: И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

Хорошо, что вам интересна религиозная культура. А Ваня

молодец. Человек, верящий в Бога, очень часто именно благодаря своей

вере совершает светлые, добрые и отважные поступки. И если он верит в

любовь и в Бога, то это придаёт ему силу, и он сам становится добрее.

И ещё всё, что связано с именем Бога, — продолжила учительница, —

даже на письме оформляется особым образом! Загляните в нашу

«Копилку знаний».

— А Бог сам сказал, что его надо звать Богом? — поспешила

уточнить Лена.

— Нет, это слово, созданное людьми. В русский язык оно вошло из

очень древнего языка, на котором несколько тысяч лет назад говорили

предки и нашего и многих других европейских и восточных народов

(включая индусов). На этом древнем языке бага или бхага означало —

доля, порция, удел, часть. В том числе — богатство. Затем же это слово

стало обозначать Того, Кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

— А сейчас Бог нас видит?

Физик авторитетно подтвердил:

— Пожалуй, да.

Дети стали тревожно осматриваться…

— Так Бог за нами подглядывает!

Привыкший к точности физик не согласился:

— Нет! Подглядывать значит делать что-то втайне. А Бог и не

скрывает от людей, что Он всегда здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же

видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, …

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх