Помост

Вопросы веры

Православные ли грузины

Грузия как одна из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии, обладает великими христианскими святынями. Путешествуя по Грузии, не проезжайте мимо, а получите представление о Святынях Грузии, значимых для православного мира.
Грузия гордится несколькими христианскими святынями. Грузины очень религиозны, помнят все церковные праздники и активно крестятся при виде церкви.

Судьба этих святынь была непростой, ввиду непростой истории самой Грузии. Часто, чтобы не пропасть они проделывали долгий и сложный путь, чтобы снова вернуться на родную землю.

Список святынь Грузии не очень большой, но значимый. Вот главные из них:

  • Хитон Господень;
  • Крест Св. Нины;
  • Хитон Богородицы

Хитон Иисуса Христа

Не путать с туринской плащаницей. В плащаницу Иисус был завернут после снятия с креста, а в хитоне или в ризе, одет во время казни.

О том, как попал Хитон Христа в Грузию (в античном мире известную как Иверия) сказано в Священном писании. В те времена в Иберии проживало много евреев и сестра местного раввина, веря в пришествие мессии, попросила своего брата привезти из Иерусалима что-то, принадлежащее мессии.

Римские воины, присутствовавшие при казни, могли заполучить вещи казненного. Хитон, однако, решили не рвать, а кинули жребий, у того, кому он достался раввин и выкупил Хитон.

Вернувшись в Мцхету, раввин передал Хитон своей сестре Сидонии. Услышав о страшной смерти Спасителя на Кресте, Сидония умерла от горя, держа в руках Святыню. Никак не могли вынуть эту одежду из рук девицы, так и похоронили ее. Позднее над местом ее могилы вырос ливанский кедр.

Забегая вперед, сообщу, что тот кедр был использован через три столетия при строительстве первого православного храма Светицховели, что в переводе с грузинского означает «столп животворящий». Кедр с могилы Седонии срубили, но не смогли сдвинуть с места, после молитва Св. Нины свершилось чудо и он сам встал на нужное место.
Как при жизни Св. Нины, так и на протяжении веков это место славилось своей чудотворной силой. Хотя многие исторические свидетельства повествуют о том, что Хитон был вырыт во времена нашествия Чингизхана в 1228 году.
Еще через несколько веков оказался у другого завоевателя Персидского шаха Абаса, который в 1625 году передал Хитон патриарху Филарету. Стало быть, Хитон Господень, а по-русски Риза находится в Успенском соборе Кремля.
Однако, грузины не очень хотят в это верить и 14 октября празднуют церковный праздник в честь Хитона Господня.
Все о чем идет речь происходило в Мцхте в 20 км от Тбилиси.

Сейчас на месте первого храма времен Св. Нино стоит величественный Собор Светицховели, под ним-то и лежит Святыня Грузии — Хитон Господень. Посетите собор с экскурсией, чтобы не упустить много других интересных фактов.

О святой Нино и истории христианства в Грузии можно почитать .

Крест Св. Нино

Равноапостольная просветительница Грузии Св. Нино пришла из Каппадокии в этустрану с целью найти Хитон Господня и, проповедуя христианство в этом языческом крае, способствовала тому, чтобы народ принял христианство.

Придание гласит, что благословила на это подвиг молодую девицу сама Богородица, чьим уделом считалась Иберия, вложив ей в руки крест из виноградной лозы.

Другое придание гласит, что Св. Нино, чудом избежав смерти, взяла виноградную лозу и сделал из веток крест перевязав его своими волосами. Так или иначе Св. Нино проповедовала христианство всю свою жизнь на территории Грузии: в горных районах, в Кахетии…

Именно благодаря чудесам, сопровождавшим ее деяния царь Мириан принял христианство со своей свитой. Познакомиться ближе с деяниями Святой Нино можно во время экскурсии в Мцхету и в Сигнаги, где в монастыре Бодбе находится ее могила.

Где сейчас крест Святой Нино
Крест Святой Нины, после долгого пребывания в Армении и России вернулся на свою родину в Грузию. Это одна из немногих реликвий, возвращенных в Грузию, и не русской православной церковью, а Императором Александром I в 1802 года. В настоящее время еще одна Святыня Грузии — крест Св. Нино хранится в Кафедральном Соборе в старом городе в центре Тбилиси.

Хитон Богородицы

Согласно историческим источникам Хитон Богородицы хранился в одном из монастырей в Константинополе до падения Византийской империи в 1453 году.

Оттуда она попала в Западную Грузию, а затем к местному правителю рода Дадиани.
После революции Хитон Божьей Матери из монастыря, где хранился отправился во дворец Дадиани, переоборудованный под музей, где и хранится по сей день.

Речь идет о Дворце Дадиани в Зугдиди и посетить его можно по дороге в Сванетию.

Раку с Хитоном девы Марии выносят в соответствующий церковный праздник, увидеть раку нельзя, она хранится «за семью печатями».

Утраченные Святыни Грузии:
Один из 4-х гвоздей с Креста, на котором был распят Иисус Христос. Византийский император Константин прислал Крест Царю Мириаму в IV веке. На протяжении веков Святыня принадлежала грузинским царям, пока в 1688 году один из них при переезде в Москву не прихватил его с собой.

Сейчас Крест Господень хранится в Храме Христа Спасителя в Москве.

Хотите узнать больше? Обращайтесь, наши гиды всегда в вашем распоряжении.

С вариантами экскурсий можно познакомиться .

Русская Православная Церковь

Грузинская Православная Церковь

Описание:

По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской.

Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией.

Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.

Каноническая территория — Грузия.

Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского.

Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский».

Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.

Епархии Грузинской Церкви

Мцхетская и Тбилисская епархия
Кафедра: в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси).
Правящий архиерей: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский

Алавердская епархия
Кафедра: в Алаверди
Правящий архиерей: Давид, архиепископ Амба-Алавердский

Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия
Кафедра: в Ахалцихе и Сапара
Правящий архиерей: Феодор, митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский

Батумская и Схалтская епархия
Кафедра: в Батуми и Схалта
Правящий архиерей: Димитрий, епископ Батумский и Схалтский

Бодбийская епархия
Кафедра: в Бодби
Правящий архиерей: Николай, епископ Бодбийский

Болнисская и Дманисская епархия
Кафедра: в Болниси и Дманиси.
Правящий архиерей: Фаддей, архиепископ Болнисский и Дманисский

Боржомская и Ахалкалакская епархия
Кафедра: в Боржоми
Правящий архиерей: Серафим, епископ Боржомский и Ахалкалакский

Ванская и Багдатская епархия
Кафедра: в Багдати.
Правящий архиерей: Антоний, епископ Ванский и Багдатский

Зугдидская и Цаишская епархия
Кафедра: в Зугдиди и Цаиши
Правящий архиерей: Герасим, епископ Зугдидский и Цаишский

Манглисская и Цалкская епархия
Кафедра: Манглиси и Цалка.
Правящий архиерей: Анания, архиепископ Манглисский и Цалкский

Маргветская епархия
Кафедра: в Зестафони
Вдовствующая епархия
Во временном управлении архиепископа Цхумского и Абхазского Даниила

Некресская епархия
Кафедра: в Некреси и Кварели
Правящий архиерей: Сергий, архиепископ Некресский

Никорцминдская епархия
Кафедра: в Никорцминда
Правящий архиерей: Елисей, епископ Никорцминдский

Никозская и Цхинвальская епархия
Кафедра: в Никози и Цхинвали
Правящий архиерей: Исайя, епископ Никозский и Цхинвальский

Руставская епархия
Кафедра: в Рустави
Правящий архиерей: Афанасий, митрополит Руставский

Сагареджойская и Гурджаанская епархия
Кафедра: в Сагареджо и Гурджаани
Правящий архиерей: Андрей, епископ Сагареджойский и Гурджаанский

Самтависсая и Горийская епархия
Кафедра: в Самтависи и Гори
Правящий архиерей: Вахтанг, архиепископ Самтависский и Горийский

Урбнисская и Руисская епархия
Кафедра: в Урбниси, Руиси и Хашури
Правящий архиерей: Иов, архиепископ Урбнисский и Руисский

Потийская епархия
Кафедра: в Поти
Правящий архиерей: Григорий, епископ Потийский

Кутаисская и Гаэнатская епархия
Кафедра: в Кутаиси и Гелати.
Правящий архиерей: Каллистрат, митрополит Кутаисский и Гаэнатский

Шемокмедская епархия
Кафедра: в Шемокмеди и Озургети
Правящий архиерей: Иосиф, епископ Шемокмедский

Цагерская и Сванетская епархия
Кафедра: в Цагери и Местиа
Правящий архиерей: Давид, епископ Цагерский и Сванетский

Цхумская и Абхазская епархия
Кафедра: в Сухуми и Новом Афоне
Правящий архиерей: Даниил, архиепископ Цхумский и Абхазский

Цилканская епархия
Кафедра: в Цилкани
Правящий архиерей: Зосима, архиепископ Цилканский

Чиатурская епархия
Кафедра: в Чиатура
Правящий архиерей: Авраам, архиепископ Чиатурский

Чкондидская епархия
Кафедра: в Мартвили
Правящий архиерей: Георгий, архиепископ Чкондидский

Хонская епархия
Кафедра: в Хони
Правящий архиерей: Савва, епископ Хонский

Страна: Грузия Город: Тбилиси Web-сайт: http://www.patriarchate.ge/ Предстоятель: Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич)

Католицизм и его пропаганда в Грузии в XI-XVIII вв.

Католицизм и его пропаганда в Грузии в XI-XVIII вв.. После отделения западной церкви от восточной (в 1054 г.) Грузия приняла сторону православной Греции. В бедственные времена крестовых походов Грузия, участвовавшая в освобождении Гроба Господня от сарацин, первый раз столкнулась с латинскою пропагандой, которая, впрочем, не имела никакого успеха среди ее населения. В ХIII в., во время нашествия монголов,. грузинская царица Русудана дважды обращалась за помощью в Рим, в первый раз в 1224 г. к папе Гонорию III, во второй – к папе Григорию IX, причем в письме к последнему обещалась, в случае оказания ей помощи, принять со всем своим народом «римскую веру». Папа, вместо военной помощи, отправил к царице семь монахов из ордена братьев проповедников (fratres praedicatores) для пропаганды латинской веры в Грузии. Старания этих миссионеров склонить царицу и ее народ к принятию латинства остались безуспешными: не получив поддержки от папы, Русудана отвергла и веру его.

Несмотря на первые неудачи в Грузии, папы деятельно продолжали здесь свою пропаганду. Папа Николай IV в 1289 г. прислал в Грузию новых братьев проповедников. Благодаря их ходатайству, грузинский царь позволил учредить в столице Грузии – Тифлисе католическую епископскую кафедру, которая, быв открыта здесь в 1329 г., непрерывно замещалась до 1600 г. Первым епископом на этой кафедре был Иоанн Флорентинец, назначенный грамотою папы Иоанна ХХII. С учреждением епископской кафедры участились приезды в Грузию католических миссионеров, особенно капуцинов, которые – однако – не имели заметных успехов среди грузинского населения.

Более сильная попытка к совращению грузин в католичество была сделана в начале XV в. на Флорентийском соборе (1437–1439 г.) в царствование грузинского царя Константина III, но и она оказалась безрезультатною. Митрополит грузинский Иоанн и какой-то вельможа, бывшие представителями грузинской церкви на этом соборе, остались твердыми в православии и не сделали никаких уступок католицизму, несмотря на убеждения папы Евгения IV, византийского императора и других сторонников унии. Когда же папа и император Палеолог стали прибегать к хитрым и полунасильственным мерам, чтобы заставить православных епископов подписать определения нечестивого собора, то грузинский митрополит Иоанн счел благоразумным тайно бежать из Флоренции в.Венецию, а оттуда через Константинополь благополучно прибыл в Грузию. Служит к славе грузинской церкви, что флорентийская уния не имела никаких успехов в Грузии; тем не менее, связь Грузии с Западом не прекращалась.

С начала ХVII в., когда организовавшееся в одно твердое учреждение (Congregatio de propaganda fide) латинское миссионерство наводняло все государства, римские миссионеры во множестве стали посещать и Грузию. В 1615 г. появились в г. Гори монахи-капуцины; в 1625 г. утвердились в Грузии миссионеры тевтонского ордена. В 1626 г. папа Урбан VIII командировал в Грузию особого миссионера Авита-Боли с поручением основать постоянную миссию в г. ори. Этот посол папы – искусный дипломат, явившийся под видом врача, – приобрел расположение грузинского царя Теймураза I, вошел в сношение с грузинским католикосом Захарией и добился дозволения открыть в названном городе каплицу, причем царь и католикос обменялись с папою дружественными посланиями. Ввиду таких успехов, в 1635 г. из Рима была отправлена в Грузию новая партия миссионеров-капуцинов с наказом учредить постоянную католическую миссию в самой грузинской столице Тифлисе. Эти миссионеры, прибыв в Тифлис, заняли здесь кафедральную латинскую церковь, которая с 1600 г. оставалась без епископа, – и усердно принялись за распространение в стране католичества, причем руководствовались следующею инструкциею, полученной ими от вышеупомянутого Авита-Боли: а) в видах предотвращения неприятных столкновений с народом и духовенством грузинским обращаться с проповедью лишь к армянам, да и то поодиночке; б) заниматься медициною; в) дозволять совершать литургию во всяком облачении; г) переодеваться в разные платья; д) держать лошадей, слуг и рабов; е) заниматься также торговлею, давать деньги в рост и т. п. Следуя этой инструкции, миссионеры, кроме служащих при соборной латинской церкви, тщательно скрывали свой сан и действовали тайно; народ их знал, как медиков или купцов. Они старались вести жизнь притворную и угождать всем классам общества. С царем и вельможами они умели обходиться услужливо, помогая им медицинскими советами и забавляя их пением, музыкою и приятною, нередко льстивою, беседой; по отношению к духовенству они держались чрезвычайно почтительно, уважая сан и религию и при всяком удобном случае возбуждая в нем интерес к изучению богословских наук. Льстя и угождая высшим классам общества, они старались сблизиться и с лицами из простого сословия: оказывали им всякого рода помощь, бесплатно лечили больных, даром раздавали им лекарства из своих аптек и т. д. Расположив к себе сердца своих пациентов из всех классов общества, католические миссионеры-врачи старались незаметно и искусно вселять в них мысль об истинности католической веры и непогрешимости главы ее – папы.

Но в руках латинских миссионеров было еще другое, более могущественное средство для пропаганды в стране своих религиозных идей; это – школы и образование. Имея обширные познания в философии, богословии, поэзии, истории, древних и новых языках, миссионеры стояли целою головой выше тогдашнего грузинского духовенства и передовых классов грузинского общества, отставших от умственного движения, которое совершалось в Западной Европе в XV-ХVI вв. Естественно, они делались в Грузии интересными собеседниками, друзьями и учителями тех, которые любили мудрость. Чтобы тверже упрочить в стране свое духовное влияние и привлечь к себе симпатии народа, миссионеры изучали грузинский язык и литературу и занимались над их разработкою. Плодом этих занятий явилась, между прочим, первая грузинская грамматика, составленная по поручению папы Урбана VIII миссионером Маджием и напечатанная в Риме в 1643 г. (вторым изданием – в 1670 г.). Католические миссионеры породили в стране умственное оживление. Они стали открывать при своих церквах школы, в которые вербовались дети из высшего, богатого класса. Они охотно помогали грузинским ученым в их работах; напр., Савве Орбелиани помогли в составлении грузинского лексикона, католикосу Виссариону (1721–1739 г.) – в составлении его произведения «Грдемли» (Наковальня), писанного в опровержение католицизма. Действуя так, латинские миссионеры приобрели к себе благосклонное отношение грузинского народа и царей Вахтанга V, Кайхосро, Вахтанга VI и широко раскинули сети пропаганды, главным гнездом которой сделался Ахалцихский уезд (Месхетия). Отсюда проповедники посылались в Имеретию, Мингрелию или Колхиду и Гурию. Во всех этих местах Грузии миссионеры имели значительный успех среди грузин и еще больше среди армянского населения. В гг. Кутаисе, Гори, Тифлисе и Ахалцихе из совращенных ими грузин и армян образовались значительные общества грузино-католиков и армяно-католиков. В Карталинии миссионеры сблизились с могущественною фамилиею Орбелиановых и совратили многих в латинство. В числе совращенных оказались известный поэт и философ того времени Вахтанг Орбелиани, переведший с латинского сочинение «О теплоте веры» и удалившийся в Рим, и знаменитый грузинский баснописец и литератор Сулхан Орбелиани, автор многих произведений и близкий родственник царей Леона и Арчила. В начале ХVІII столетия совращенный Сулхан ездил в Европу и, принятый ласково католическими государями, получил благословение папы Климента XI, часть животворящего креста и мощи св. Климента римского. Успех латинских миссионеров продолжался до 1755 г., когда они, совратив в унию самого католикоса Антония и несколько из высоких грузинских иерархов, были изгнаны из Грузии по соборному постановлению. Впрочем, с возвращением Антония I из России, они снова появились в Грузии и только в 1844 г. были окончательно изгнаны из пределов ее русскою властью.

Из католических миссионеров в Грузии наиболее известны следующие: Маджий, которого грузины называли «Муса Мажио(Monsieur Madgio), Арханджело Лимберти, Иосиф Цамп, Иоанн Лука доминиканец, Дзено, Анджиолело, Петр Валле, Авита-Боли, Франциск Болонский, Бонавевтура Падуанский п др.

В настоящее время в пределах Кавказа грузино-католиков насчитывается около 16.000.

Свящ. Н. В. П-в.

Религии Грузии, как и сами народы, живущие тут, многообразны. Несмотря на то, что представители разных конфессий, обитая на одной территории, чтят разные традиции и относят себя к этнически разным культурам, они, все-таки научились сосуществовать в мире и согласии друг с другом.

История религий

Большинство грузин считают себя православными. Однако, мало кто знает, что эта страна стала второй в мире, где христианство получило статус государственной религии.

И хотя православная община страны является самой многочисленной, нельзя не отметить присутствие на этой земле представителей других религий: ислама, католицизма, протестантизма, иудаизма и прочих. Их появление на территории страны обусловлено многочисленными историческими событиями, приведшими к появлению здесь носителей различных вероисповеданий.

Религиозный состав населения

На территории страны действуют около 40 религиозных организаций. Давайте подробнее поговорим об основных из них, включая православные. Рассмотрим историю их появления на территории Грузии, основные особенности и святыни.

Православная община Грузии представлена Грузинской Апостольской автокефальной Церковью, которая занимает 6-е место среди славянских поместных церквей по численности приверженцев. К ней принадлежит более 3 миллионов грузин. Во главе церкви стоит Патриарх (католикос) — архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II.

История

История принятия христианства в Грузии уходит своими корнями к апостольским временам. Тогда проповедовать в Иверии по жребию выпало самой Божией Матери. Но Христос повелел ей отправить вместо себя апостола Андрея Первозванного и дать ему в дорогу свой нерукотворный образ. Что и было сделано. Позже на территории Грузии проповедовали также апостолы Матфей, Фаддей, Варфоломей и Симон Канонит.

Царь Фарсман I, не будучи христианином, начал первые в стране гонения на верующих. Это привело к некоторому упадку веры. Но уже через два с половиной столетия святая Нина, пришедшая по велению Божьей Матери, обратила в христианство сначала царицу Нану, а затем и царя Мириана. Благодаря этому совершилось крещение Грузии и избавление ее от язычества.

В 609 году Грузинская церковь приняла постановление Халкидонского собора о двух природах во Христе, тем самым отделившись от монофизитской Армении. А в 9 веке при царе Вахтанге I получила автокефалию от Антиохии.

Немало испытаний пришлось пережить православным, защищая веру грузинского народа сначала от огнепоклонников сассонидов, а затем в период турецких завоеваний в 16-18 веках от мусульманских правителей.

Известно несколько случаев, когда грузины христиане массово исповедовали свою веру и принимали мученическую кончину. Так, например, в 17 веке жители Тбилиси отказались выполнить приказ персидского шаха пройти по кресту святой Нины, брошенном на мосту через реку Куру. В результате 100 тысяч человек были казнены шахом. Такой пример защиты православными грузинами религии своей страны достоин уважения.

С 1811 по 1917 гг. Грузинская православная церковь имела статус Грузинского экзархата РПЦ (Русской Православной Церкви), а в преддверии русской революции она вновь была провозглашена автокефальной.

До недавнего времени православная церковь Грузии законодательно была наделена привилегиями перед другими конфессиями, но с 2011 года все религиозные организации страны были уравнены в правах.

Святыни и храмы Грузии

Говоря о православной Грузии, нельзя не упомянуть о святынях, хранящихся тут:

  1. Первой и самой ранней святыней по дате появления является Светицховелли (животворящий столп) — храм 12-ти апостолов в городе Мцхета. В первозданном виде сооружение существует с 1010 года. Помимо самого Животворящего Столпа и Хитона Господня, в храме находится еще несколько христианских реликвий, первой из которых является плащ святого пророка Илии. Здесь же хранится частица мощей св. ап. Андрея, крест с частью Животворящего Креста Господня и баптистерий, в котором был крещен царь Мириан.
  2. Собор Цминда Самеба — кафедральный собор Святой Троицы в Тбилиси. Еще в 17 веке армянский чеканщик Бебут выкупил тут землю, построил храм Богородицы и заложил вокруг него кладбище. Во времена СССР по приказу Берии это место было подвергнуто осквернению и разрушено. В 1989 году возникла идея восстановления храма. Распад СССР и война в Грузии в 1992 году не позволили сразу начать строительство. Заложить первый камень в основание храма удалось лишь 23 ноября 1995 года. Сегодня Цминда Самеба является одним из самых больших православных храмов в мире. Его высота составляет более сотни метров, а площадь — около 5000 метров квадратных, еще на 40 метров здание уходит вглубь холма. В соборе 13 престолов, несколько из них располагаются под землей. На территории комплекса находятся монастырь, колокольня, 9 часовен, семинария, резиденция патриарха, гостиница и парк. Размах и красота этого грандиозного сооружения поражает. Пол и жертвенник выложены мраморной плиткой с мозаичными узорами, стены покрыты фресками. Часть икон в храме написана самим католикосом Илией II. Главными святынями, хранящимися здесь, являются огромная рукописная Библия и икона «Надежда Грузии». Образ, как и сам собор, огромен. Его размер составляет три метра в высоту, и столько же в ширину. В центре изображена Божья Матерь, окруженная почти четырьмя сотнями грузинских святых.
  3. Монастырь Джвари — еще одно значимое сооружение страны. По преданию, именно на этом месте святой Ниной был установлен огромный крест в честь обретения Иверией христианства, который сегодня и является главной святыней Джвари.
  4. Женский монастырь в Бодбе. Обитель знаменита тем, что здесь жила и была похоронена святая равноапостольная Нина. Позже над ее могилой был возведен храм, вокруг которого и разросся монастырь. А мощи его святой покровительницы покоятся тут же под спудом, как того и хотела св. Нина.
  5. Еще одной православной святыней Грузии является крест святой Нины, который был дарован ей Божьей Матерью при благословении на апостольский подвиг.

Ислам

На территории страны ислам впервые появляется в 645 году вместе с вторжением арабов. Но мусульманство принимает небольшое количество грузин. Позже действующая власть эмирата ослабевает, а ислам приходит в упадок. В 15 веке западная Грузия переходит в состав Османской империи, а восточная часть страны в это время находится под властью персов. Идет активная исламизация населения, которая заканчивается лишь после сближения Грузии с Россией.

Сегодня численность мусульман в Грузии составляет около 400 тысяч человек, что выводит эту конфессию на 2-е место среди грузинских церквей.

В стране насчитывается около 200 мечетей, находящихся в основном в Аджарии. Что касается Тбилиси — то в столице расположена всего одна действующая Джумма-мечеть (т.е. пятничная), построенная в 1864 году. Здесь сунниты и шииты молятся вместе, несмотря на различия и многолетнее противостояние этих двух течений.

Еще одна мечеть находится в Батуми, она также единственная в городе. Орта Джаме возвели в 1866 году между двумя другими мусульманскими храмами, которые позже были разрушены и перестроены. При мечети действует школа, где учащиеся изучают историю, ислам и Коран.

Иудаизм

Первые евреи пришли в Грузию после завоевания Новохудоносором Иерусалима. Кроме того, еврейское население Византии Армении, Турции, России временами мигрировало сюда. По мнению историков, именно в связи с прибытием евреев, страна получила название Иверия.

В IV веке евреи стали принимать христианство вместе с коренным населением, что привело к уменьшению их числа. Главным отличием грузинских евреев является то, что здесь никогда не существовало гетто.

Сегодня здесь проживает около 1300 евреев. В столице действует еврейская школа, аттестованная министерством образования Грузии.

Среди 19 действующих еврейских святынь самой красивой является синагога в г. Они. Она возведена в 1895 году. В годы советской власти синагога должна была быть закрыта, но местное население (в том числе и православное) встало на ее защиту. Святыня была сохранена.

Католицизм

Католицизм в Грузии исповедует меньше одного процента населения. Данная ветвь христианства представлена тут римско-католической и армяно-католической церквями.

Первые римские миссионеры были посланы в Грузию в 1240 году папой римским Григорием IX. До этого момента страна, хоть и контактировала с Римом, но в незначительной степени. В 1318 году здесь уже была организована первая Тбилисская епархия.

Главным католическим храмом страны является собор в Тбилиси в честь Вознесения Пресвятой богородицы.

Разрешение на его постройку было получено католиками столицы лишь в 1804 году. Собор был возведен, а позже перестроен и расширен. В годы советской власти его закрыли. Богослужения в нем удалось возобновить лишь в 1999 году после повторного освящения понтификом Иоанном-Павлом II.

Протестанты

Основными протестантскими направлениями в стране являются: адвентисты, лютеране и баптисты. По данным переписи населения 2014 года, в стране насчитывается около 2,5 тысяч верующих различных ветвей протестантизма. Первыми здесь появились лютеране-переселенцы из Германии. Затем прибыли адвентисты, баптисты и пятидесятники. В 2000-х численность лютеран сократилась до 800 человек.

Верующие других религий

Кроме традиционного протестантизма, на территории страны действуют также представители неопротестантизма. «Свидетели Иеговы» отличаются достаточно большим количеством (12 тыс.) верующих от остальных церквей данного направления. Здесь действуют также Грузинская евангелическо-протестантская церковь, Новоапостольская церковь, Армия спасения и др.

Особое место среди церквей Грузии занимает Армяно-апостольская церковь. После принятия Грузинской церковью постановления Халкидонского собора произошло отделение ее от Армянской церкви. Последняя продолжила свое существование на территории Грузии. Ее приверженцами считаются около 110 тысяч человек, что делает ее третьей по величине в стране.

Атеисты

Грузия традиционно считается одной из самых религиозных стран в мире, однако по данным переписи 2014 г., почти 63 тысячи человек не отнесли себя ни к одной религиозной организации.

Атеисты все чаще встречается в городах, чье население менее религиозно, чем сельское. Среди них в основном азербайджанцы, попавшие в страну в период существования СССР и впоследствии осевшие здесь.

Процентное соотношение конфессий Грузии

Данные 2014 года указывают на следующее распределение населения по конфессиям:

Всего на территории страны было зафиксировано около 40 религиозных организаций.

Главные церковные праздники грузин

Поскольку Православие в стране является государственной религией, ряд церковных праздников также имеет статус государственных:

  • Пасха и Рождество Христово;
  • Светицховлоба — праздник в честь обретения Хитона Господня и явления Животворящего Столба (отмечается 14 октября);
  • Нинооба — праздник в честь прибытия в Грузию святой Нины (отмечается 1 июня);
  • Тамароба — праздник в честь царицы Тамары, приведшей Грузию к процветанию (отмечается 14 мая);
  • День Святого Георгия — празднуется в честь покровителя Грузии, родственника святой Нины (отмечается 23 ноября).

Возникновение письменности, культура и архитектура страны, семейные ценности и нравственные идеалы — все это неразрывно связывает грузин с православием. По данным социальных опросов 70% жителей страны идентифицируют свою национальность именно с доминирующей религией Грузии. Это говорит о том, что вера грузинского народа сегодня является неотъемлемой частью его существования.

Видео о вере в Грузии

Видео о вере в жизни грузинского народа.

Религия Грузии

Вопрос религии в каждой стране – это очень тонкая и острая вещь, поскольку практически везде есть инакомыслящие, мнение которых не сходится с мнением основной массы населения. В этом плане Грузия не выделяется на фоне остальных, хотя львиная доля грузин – православные христиане. Но как бы там ни было, исторически на этой территории проживало много разных народов и на данный момент, мусульмане, православные и люди других религиозных убеждений, проживают в границах одной страны.

Как все начиналось

Христианство, как таковое, на территорию современной Грузии пришло в 337 году нашей эры, хотя есть источники, где упоминается дата 326 года. «Виновником» её прихода называют апостола Андрея Первозванного, но также её основу здесь выстраивали апостолы Матфей и Симон. А укреплением веры в народе занималась Святая Нина (Нино), благодаря которой православие и стало национальной верой. Но еще порядка почти трех столетий, четкого вектора религиозного развития среди всех слоев населения не было. Тем не менее, как описывают многие источники, Андрей Первозванный, с ликом Святой Богородицы в руках, воскресил при людях мертвеца, что заставило людей поверить в силу православного христианства.

Только в VI веке постепенно стали строиться монастыри, которые и дали возможность уже более активно развиваться конкретно взятым направлениям и доносить их суть до людей. Постепенно все это переросло в массовое признание православия, и в настоящее время львиная доля населения являются его сторонниками. Конечно же, как это часто происходило в истории, изначально верующие почувствовали на себе все сложности принятия новой веры, поскольку гонения были ужасными. Но результат все равно был положительным.

Религиозные меньшинства

Как и упоминалось немного выше, большая часть Грузии (от 65% населения) – это православные люди, тем не мене, здесь нашлось место и для других вероисповеданий, а именно:

  1. Порядка 3% населения ходят в Русскую православную церковь;
  2. До 5% населения посещают Армянскую Апостольскую церковь;
  3. И приблизительно 1,5% людей, ходят в Римско – католическую церковь.

Но при этом стоит отметить, что жители юго – запада страны, исповедуют мусульманство, это до 10% от общего количества живущих там людей (Суннитского толка). Азербайджанцы и абхазы – тоже мусульмане, а вот греки и армяне с русскими, даже имеют собственные церкви на территории Грузии. Само собой, нашлось здесь место и для католиков (2% населения) и для протестантов, но их очень мало. Иудаизм и атеизм имеет место быть, но в минимальном количестве.

Как все утроено на государственном уровне

Если раньше в самом зародыше любые попытки выразить свое желание быть православным сильно наказывалось, то теперь ситуация в стране очень сильно изменилась. В 2011 году, на уровне государства, был принят закон, который позволял любым религиозным деноминациям, получать право действовать в качестве юридического лица. С этого момента Грузинская Церковь больше не имела доминирующей позиции над всеми остальными, и вероисповедание в стране стало действительно свободным.

Что самое интересное, самые большие праздники религиозного характера на данный момент даже сопровождаются помилованием заключенных, так что это один из тех случаев, когда правительство страны в некотором роде сумело создать коллаборацию между законом и верой, давая возможность осужденным искупать свою вину уже в церквях и самостоятельно.

Религиозные праздники

Основных религиозных праздников, действительно больших, в стране всего 4:

  • Рождество Христово (7 января);
  • Успение Богородицы (28 августа);
  • День Святого Георгия (23 ноября);
  • Светицховлоба (14 октября).

Но помимо них, есть и другие, которые считаются достаточно масштабными:

  • 19 января празднуется день святого Богоявления – Крещение;
  • Пасхальные дни;
  • 12 мая отмечается день Святого Андрея Первозванного, который, как описывалось немного выше, сыграл ключевую роль в становлении веры в Грузии.

Кстати, процент населения, который действительно посещает храмы и церкви очень большой, и если сравнивать Грузию с Россией и Украиной, то тут людей смело можно называть набожными. Возможно именно поэтому местные жители настолько гостеприимные и добрые.

Святые места, церкви и храмы

На данный момент времени, в Грузии сохранились десятки очень древних, а также средневековых сооружений религиозного характера. Это примерно (самые крупные и популярные):

  • 36 церквей и соборов;
  • Более 30 объектов древних руин;
  • Более 40 исторических и архитектурных достопримечательностей.

Для того чтобы ближе познакомиться с религиозной составляющей страны, разумно будет посетить хотя бы наиболее известные монастыри и церкви, которые отражают всю свою историческую важность.

Лучшие места для посещения

Для интеллектуального и духовного обогащения, стоит съездить в следующие места:

  • Бодбийский монастырь (2 километра от Сигнахи). Как раз здесь хранятся мощи равноапостольной Нино, которая привнесла неоценимый вклад в развитие православия в Грузии. Это место очень живописно в летний период времени, красивое оформление и богатое духовное наследие – атмосфера тут невероятная;
  • Патриарший собор Светицховели (город Мцхета). Его считают одним из самых важных духовных центров страны. Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сооружен был еще в IV столетии. Имеется информация, что под собором хранится хитон Иисуса;
  • Монастырь Самтавро (территория города Мцхета). В монастыре находятся уникальные орнаменты, которые нельзя встретить больше ни в одном из храмов Грузии. К тому же, Самтавро является местом расположения целого ряда святынь, начиная от особых икон, заканчивая могилой царицы Наны;
  • Собор Сиони (Тбилиси). Один из двух главных соборов православия в стране. Построили его в VI столетии, но уже много раз реставрировали из-за разрушений. Самый важный атрибут – крест святой Нино. В писаниях указано, что его ей вручила сама Богородица. Собор достаточно большой и красиво оформлен, так что туристам будет на что глянуть;
  • Монастырь Джвари (недалеко от Мцхеты). Он также находится в списке ЮНЕСКО, а ко всему прочему, архитектура здания одна из самых необычных во всей стране. Старинные залы и сам монастырь, дадут возможность прочувствовать всю атмосферность этого величественного места;
  • Церковь Эртацминда (находится недалеко от одноименной деревни). На стенах постройки повсеместно изображены сюжеты из жизни святых, в формате фресок. Церковь многократно разрушалась, но, тем не менее, её восстановили и сохранили до наших времен.

Помимо этих мест, обязательно стоит съездить в:

  • Женский монастырь Ахали Шуамта;
  • Бодбе;
  • Бетания;
  • Вардзия;
  • Икалто;
  • Сапара;
  • Гелатский монастырь;
  • Храм Метехи;
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери и другие.

Для тех, кому эта тема интересна, Грузия может стать настоящей находкой, поскольку очень старых монастырей и церквей здесь невероятное количество. А самое главное, что на данный момент государство стремится к абсолютной толерантности к любым вероисповеданиям, ведь народов на территории страны живет очень много и принуждать кого – либо к чему-то конкретному никто не планирует насильно.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх