Помост

Вопросы веры

Православные святыни белоруссии

Шесть православных святынь Беларуси

Путешествия

Куда поехать туристу, чтобы погрузиться в историю белорусского православия

Куда поехать туристу, чтобы погрузиться в историю белорусского православия
1. Крест Евфросинии Полоцкой
Эта женщина, в миру Предислава, — наиболее чтимая белорусская преподобная. Она родилась в самом начале XII века в семье витебского князя, но беззаботной придворной жизни уже в 12 лет предпочла монастырь. Есть предположение, что она не только внучка Владимира Мономаха, но еще и дальний потомок Владимира Крестителя.
Однажды во сне к Евфросинии пришел ангел, отвел в небольшую деревеньку Сельцо близ Полоцка и сказал всего четыре слова: «Здесь надлежит тебе быть!». Когда видение повторилось трижды, Евфросиния начала строительство в Сельце Спасского монастыря. Позже там появился и храм, а Евфросиния тем временем пополняла местную библиотеку, сочиняла музыку и вела летописи.
А еще – открыла ювелирные и иконописные мастерские. И именно в одной из них в 1161 году был создан умельцем Лазарем Богшей шестиконечный крест высотой почти в 52 сантиметра. Основа его выполнена из кипариса, крест отделан золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями.
Довольно быстро он стал символом полоцкого православия: святыня немало путешествовала, была вывезена в Смоленск, оттуда, спустя три века, отправилась в Москву. Еще позже крест взял с собой в поход на Полоцк Иван Грозный, пообещав вернуть его на родную землю в случае победы, и слово свое сдержал. Так крест Евфросинии оказался в Софийском соборе Полоцка. До Великой Отечественной войны реликвия покидала Беларусь лишь на небольшое время. А после нашествия фашистов… пропала! ООН искала ее в США, многочисленные историки и исследователи – на всей когда-то оккупированной части СССР, но успехом эти поиски не увенчались…
Копию креста создали лишь в 1997 году, она хранится в том месте, ради которого когда-то сотворили и оригинал – в Спасо-Преображенской церкви.
2. Софийский собор в Полоцке
Одно из основных мест паломничества для христиан всего православного мира. Он был религиозным центром Полоцкого княжества и скопирован строителями-византийцами со знаменитого одноименного собора в Константинополе. В Древней Руси было еще только два его аналога – в Киеве и Новгороде.
В соборе располагалась усыпальница с 16 древними саркофагами и богатейшая библиотека.

От первоначальной постройки XI века до нас дошли старинный фундамент, части стен и столбы, а самое главное – уникальные фресковые росписи.
При Петре I здесь был склад боеприпасов и амуниции для солдат, принимавших участие в Северной войне. Спустя век тут, в специальной нише в стене, прятали Крест Евфросинии Полоцкой. Еще через полтора столетия тут расквартировались фашисты…
Каждая война оставляла после себя разрушения, собор перестраивали в XVIII веке, но ряд его архитектурных особенностей удалось сохранить: семиглавие храма, использовавшиеся при первоначальном строительстве необработанные камни-валуны, копия «Тайной вечери» да Винчи и изображение Спаса Нерукотворного.

Где находится: Витебская область, город Полоцк, набережная Западной Двины, точный адрес – улица Замковая, 1.
Как добраться: самый экономный способ – на поезде из Минска, ходят они часто, но все – во второй половине дня или вечером. Время в пути – 4-7 часов, цена билета в плацкартный вагон от 1000 рублей. Доехать можно и из столицы России. Поезд «Москва-Рига» дороже – от 3000 рублей.
Что еще посмотреть: Прямо возле собора стоит Борисов камень, ему 800 лет и на нем выбиты древние православные надписи и изображения крестов. Здесь находится и копия креста Евфросинии Полоцкой, и несколько связанных с Преподобной сооружений: Спасский монастырь, Спасо-Преображенский храм и Крестовоздвиженский собор. Неподалеку – домик Петра I и памятник букве «Ў», которая есть только в белорусском алфавите.
3. Минская икона Божией Матери
500 лет эта икона была одной из святынь православного Киева. По преданию, писал ее сам святой апостол Лука, а в русские земли ее привезли из Херсонеса. В конце XV века захвативший Киев татарский хан Махмет Гирей устроил в городе погром; с древней иконы сорвали ризу и бросили в Днепр. Но утопить ее не удалось. Через 18 лет, в 1500-м, жители Минска увидели яркий свет, исходивший из реки Свислочь…
Образ Богородицы остался жить в Минске: Минской Божией Матери молились об избавлении от нашествия врагов, исцелении болезней; икона помогала справляться со скорбью и искушениями.

Больше четырех веков она оставалась в Минске, пока не была изъята советскими властями в 1936 году. Пролежав несколько лет в запасниках, она попала в руки немцев, но почти сразу же благочестивая православная жительница Минска выпросила у оккупантов икону. Ее имя – Варвара Слабко – осталось в истории, а подвиг — сохранил реликвию для белорусов. В 1945 года святыню перенесли в Свято-Духов кафедральный собор, там она хранится и по сей день.
Где находится: город Минск, улица Кирилла и Мефодия, 3
Как добраться: если вы уже в Минске, то проще всего взять такси. Выйдет недорого, откуда бы вы ни поехали – это самый-самый центр города. Собор открыт с раннего утра и до позднего вечера, а на случай сомнений можно записать телефон дежурного: +375 17 3276609
4. Туровские каменные кресты
Еще одна история, которую надо рассказывать с самого момента Крещения Руси. Вскоре после него, как утверждают летописцы, в город Туров из Киева по Днепру и Припяти приплыли против течения десятки каменных крестов. Стоило местным жителям их достать, как воды реки окрасились в красный цвет…
Это сейчас Туров – небольшой городок, население которого едва переваливает за 3 000 человек. Тогда же он был столицей у дреговичей, имел важное геополитическое значение и готовился стать столицей Туровского княжества.
Кресты так и оставили на берегу по всей Туровщине, целое тысячелетие им поклонялись, носили монеты и мясо, ходили к ним крестным ходом. Пока советская власть не расправилась с реликвиями: часть, говорят, сломали, часть сбросили в воду, а один отправили в музей в Гомель. Но спустя какое-то время утопленные кресты снова появились в реке.

В итоге несколько из них удалось сохранить силами прихожан, а один… Один растет из-под земли на Борисоглебском кладбище. Загадка эта скорее геологическая: еще тогда – в 30-х – местный житель увидел утопленный крест в реке, достал его, и чтобы советские власти снова до него не добрались, закопал неподалеку, на погосте. Вроде как этот каменный крест и карабкается уже два десятилетия к солнцу и воздуху – и успешно.
Где находится: Гомельская область, город Туров, Туровская Церковь всех святых, улица Ленинская, 99. Там хранятся два двухметровых креста.
Если надо посмотреть все, то придется заглянуть в деревушки Погост и Вересница (по 10 км от Турова в разные стороны) и добраться до Гомельского областного краеведческого музея (Гомель, площадь имени Ленина, 4). И, конечно, растущий крест на Борисоглебском кладбище. Местные проводят.
Как добраться: Непросто. Сначала из Минска поездом до Гомеля (5 часов, 1100 рублей за билет в плацкартный вагон, купе вдвое дороже), а потом автобусом до Турова – это еще 5 часов.
Что еще посмотреть: Есть сохранившийся фундамент церкви, построенной еще в XII веке. Он простоял около 60 лет и был разрушен землетрясением. То было самое крупное религиозное сооружение в западной части Древней Руси.
Зато в Гомеле, если поедете, загляните в местный дворцово-парковый ансамбль. Собственно, краеведческий музей – его составная часть. Его построили еще в XVIII веке, и там можно узнать многое из истории областного центра на полмиллиона жителей.
5. Жировицкая (Жировичская) икона Божией Матери
По преданию, икону когда-то нашли юные пастухи в ветвях грушевого дерева, недалеко от деревни Жировичи. Пастухи отдали находку своему хозяину Солтону, а тот запер ее в ларец. Решив на следующий день похвастать перед гостями такой красотой, он иконы в ларце не обнаружил. Зато обнаружили пастухи: на том же дереве. Пораженный Солтон пообещал построить (и построил) на этом месте церковь.
Спустя почти век церковь сгорела. Икона, как решили местные жители, тоже. Но затем крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели невероятной красоты деву, сидящую на камне возле сгоревшего храма. В руках у нее была та самая икона. Дети побежали рассказывать об этом родителям, а когда вернулись, девы уже не было. Зато икона осталась.
Реликвия пережила несколько войн, все это время творя чудеса: лечила от чахотки и беспамятства, немоты и ревматизма, даже помогала рожать и избавляла от аллергии. К ней приезжали молиться монархи Польши и Речи Посполитой…

Сейчас она — в иконостасе Царских врат главного храма монастыря.
Где находится: Гродненская область, деревня Жировичи, Успенский собор Свято-Успенского Жировицкого монастыря, улица Соборная, 57. Есть сайт (http://zhirovichi-monastery.by), на котором можно подсмотреть контакты.
Как добраться: Из Минска лучше ехать на маршрутке. Они ходят с вокзала, доезжают прямо до ворот монастыря. Время в пути – не больше 2,5 часов. Если одного дня не хватит, то есть гостиница для паломников в 400 метрах от монастыря. В областной центр – Гродно – по пути заехать не получится. Далеко (150 км) и в другую сторону, чем Минск. Так что если в планах есть и этот город, то его надо посещать отдельно. Тем более, что есть повод.
6. Борисоглебская (Коложская) церковь
Построена в 1140-1180-х годах на берегу Немана то ли самими гродненскими князьями Борисом и Глебом, то ли их детьми. Храм построен в стиле чернорусского зодчества (Черной Русью называли все русские земли, оказавшиеся во власти Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского), и это единственный сохранившийся памятник этого стиля.
В XIII веке церковь разрушали крестоносцы, в XV – войска Ивана III, спустя век ее восстановили, а спустя еще один она оказалась в запустении. Потом было обрушение стен… И несмотря ни на что — подобных построек в мире больше нет. Потому Беларусь настаивает на внесении Коложской церкви во всемирный список наследия ЮНЕСКО. Сейчас храм отреставрирован, в нем проводят богослужения.
Где находится: Гродненская область, город Гродно, улица Коложа, 8. Есть сайт (http://kalozha.by), там можно найти телефоны и адреса электронной почты
Как добраться: Поезд Минск-Гродно (5-6 часов в пути, 1500 рублей за место в плацкартном вагоне) или маршруткой из Минска (ехать примерно столько же, цена вопроса — 500 рублей), они отходят примерно каждый час от железнодорожного вокзала.
Что еще посмотреть: Гродно – это город-памятник, в котором сохранилось немало артефактов прошлого. Тут и королевские замки, и дворцы магнатов, и католические святыни, и синагога. На все это стоит потратить время, да и простая прогулка по почти нетронутым кварталам XIX века наверняка доставит туристам немало удовольствия.
Вениамин Лыков

В преддверии пасхи, которую православные и католики в этом году празднуют в один день, Holiday.by подготовил обзор самых крупных и популярных центров паломничества католиков и православных в Беларуси.

Паломничество к иконе Будславской Божьей Матери

Монастыри, костелы и церкви Беларуси… Звон их колоколов разлетается песней по нашим землям, молитвами их обитателей живет Беларусь, а о чудесах и счастливых исцелениях, происходящих в их стенах, ходят легенды. Кроме того, все они – достопримечательности Беларуси, к которым не зарастает тропа не только силами верующих, но и туристов, с удовольствием посещающих эти религиозные и, одновременно, туристические объекты.

Куда в Беларуси совершают паломничества православные

Жировичский Свято-Успенский монастырь

Жировичский монастырь – это оплот православия на белорусских землях. Вот уже 500 лет со всех уголков Беларуси и ближнего и дальнего зарубежья едут в деревню Жировичи Слонимского района верующие. Причина тому – чудотворная Жировичская икона Божией матери. В своё время паломничество к этой иконе совершали короли Речи Посполитой, сегодня же эта икона почитается не только православными, но и католиками, а это уже о многом говорит.

Монастырь в Жировичах

Пустынский монастырь

В Пустынский монастырь в Мстиславском районе едут паломники по двум причинам. Во-первых, испить целебной воды из святого источника, во-вторых, воочию увидеть нерукотворный образ Иисуса Христа, проявившийся на стене одного из монастырских зданий в ночь, когда в 2003 году в заброшенный монастырь вернулись монахи.

Нерукотворный образ Иисуса Христа на стене Пустынского монастыря

Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке

Это единственный из сохранившихся древних монастырей Полоцка. Основала его Евфросиния Полоцкая – небесная заступница Беларуси, единственная белорусская святая, одинаково почитаемая как православными, так и католиками. Её мощи и сегодня находятся в монастыре и именно к ним так тянет паломников и туристов.

Во время экскурсии по Евфросиниевскому монастырю

Кормянский Свято-Иоанновский монастырь

У этого монастыря нет большой биографии за плечами. Но зато в монастыре хранятся мощи святого праведного Иоанна Кормянского. Именно к ним организуются паломнические туры и именно благодаря им не забыт туристами и верующими небольшой Кормянский район Гомельской области.

Кормянский монастырь

Минский Свято-Елисаветинский монастырь

Ни один монастырь Беларуси не расширяется такими быстрыми темпами, как Свято-Елисаветинский. Открыт в 1999 году, а сегодня уже насчитывает порядка десяти храмов в Минске и Минской области. И всё строится, строится… Так что организуются в этот монастырь паломнические туры и экскурсии не только с религиозными целями, но и с познавательными: многим туристы с любопытством слушают рассказ о том, чем живет монастырь, какие у него планы и цели и откуда берутся средства на строительство всё новых и новых храмов.

Свято-Елисаветинский монастырь в Минске

Могилевский Свято-Никольский монастырь

На территории этого монастыря находится один из самых известных барочных храмов Беларуси. В своё время этот храм посещал даже русский император Николай II. А сегодня Свято-Никольский храм и монастырь при нём являются центром православия Могилевской области.

Свято-Никольский монастырь в Могилеве

Юровичский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Монастырь в деревне Юровичи Калинковичского района является обладателем чудотворной иконы Божией Матери. Точная копия этой иконы хранится в Кракове в костеле Святой Барбары. Юровичская икона считается чудотворной и у католиков, и у православных, так что паломнические туры в Юровичи организуют и те, и другие.

В Юровичском монастыре

Хмелевский Свято-Преображенский монастырь

Этот монастырь Брестской области известен сразу двумя особенностями. Хмелевский спис чудотворной иконы Божией Матери Ченстоховской наделен даром исцеления, а настоятель монастыря проводит редкий ритуал изгнания бесов. Поэтому нет ничего удивительного, что в деревню Хмелево приезжает много паломников не только из Беларуси, но и из России, Польши, Германии и других стран.

Хмелевский монастырь

Места паломничества католиков в Беларуси

Будславский Национальный санктуарий Божьей Матери

Бернардинский костел в Будславе хранит чудотворную Будславскую икону Пресвятой Девы Марии, являющуюся с легкой руки Ватикана заступницей всей Беларуси. Именно благодаря этой иконе храм получил от папы Римского Иоанна Павла II в 1994 году титул «базилики малой». И именно этой иконе едут поклониться все католики Беларуси и ближнего зарубежья.

Костел в Будславе

Браславский санктуарий Матери Божьей

Костел Рождества Девы Марии в Браславе известен чудотворной иконой Матери Божьей Браславской, которую называют также Владычицей озёр. Главное торжество празднуется 8 сентября, именно в этот день к храму приходят тысячи паломников, чтобы поклониться Браславской владычице озёр и попросить о самом сокровенном.

Костел в Браславе

Трокельский санктуарий Матери Божьей

Костел Посещения Пресвятой Девой Марией Елисаветы в Трокелях внешне очень скромный деревянный храм, напрочь лишенный убранства. Единственным его украшением является чудотворная икона Матери Божьей Трокельской, благодаря которой он и известен. В первое воскресенье июля католики организуют к этой иконе паломничества.

Костел в Трокелях

Логишинский санктуарий Матери Божьей

Костел Святых Петра и Павла в Логишине является местом паломничества белорусских католиков, так как именно в его стенах живёт королева Полесья – чудотворная икона Матери Божьей Логишинской. Особенно много верующих собираются у стен храма 10 мая – в день чествования иконы.

Костел в Логишине

Гудогайский храм Посещения Пресвятой Девой Марией Елисаветы

В Гудогайском костеле, как нетрудно догадаться, находится чудотворная икона Матери Божьей Гудогайской. Самое массовое паломничество к этой иконе совершается 16 июля. Хотя и в остальное время скромный костел в деревне Гудогай Островецкого района открыт для паломников и туристов.

Костел в Гудогае

Гродненский санктуарий Матери Божьей Студенческой

Костел Святого Франциска Ксаверия в Гродно известен не только красотой своего убранства, но и чудотворной иконой Матери Божьей Студенческой. Именно благодаря этой иконе храм удостоен высокого титула «базилики малой». И благодаря этой иконе храм является кафедральным собором и одновременно туристической меккой.

Фарный костел в Гродно

Брестский санктуарий Матери Божьей

Костел Воздвижения Святого Креста в Бресте является одним из самых красивейших и старейших костелов Брестской области. А ещё в стенах этого костела находится чудотворная икона Матери Божьей Брестской, в честь которой в последнее воскресенье июня совершаются паломничества в город над Бугом.

Крестовоздвиженский костел в Бресте

Не важно, посещаете ли вы христианский храм как верующий или как турист. Приходите ли вы за молитвой и общением с Богом, или чтобы полюбоваться на фрески и старинные иконы. Важно только то, что хотите вы этого или нет, но храм делится с вами своей чистой энергией, дарит успокоение и подсказывает решение проблем. И за этим стоит туда сходить. Хотя бы в канун Пасхи.

Со Святой Земли христиане уносили на память пальмовые ветви. Отсюда и слово «паломник».

А потом паломничества стали совершать не только к Гробу Господню, но в монастыри и храмы, к мощам угодников Божьих, к чудотворным иконам.

Необязательно ехать в дальние края или часами стоять в очередях к привозным дарам, мощам, иконам. В Минске немало редкостных святынь, всегда доступных для поклонения. На Светлой седмице мы открываем рубрику «Паломник». И отправляемся в главный городской храм – Свято-Духов кафедральный собор.

Хоть раз в жизни тут побывал каждый православный минчанин. А больше особо и некуда было ходить: с 1949 по 1991 год в нашем городе помимо Свято-Духова кафедрального собора действовала лишь церковь на Военном кладбище… Сориентироваться в главном столичном храме корреспондентам агентства «Минск-Новости» помог протоиерей Александр Шимбалев.

– В соборе много древних икон, имеющих и духовную, и художественную ценность, – рассказывает отец Александр. – Перед ними столетиями молились люди. К примеру, образ Николая Чудотворца с житием описан даже в музейных каталогах. Есть очень красивые иконы, подаренные разными монастырями. В частности, Серафимо-Понетаевская. На ее поле можно прочесть: «Список чудотворного образа Знамение Пресвятой Богородицы, прославившегося в Серафимо-Понетаевский обители Нижегородской губернии Арзамасского уезда».

Серафимо-Понетаевская икона Богородицы «Знамение»

Икона Богородицы Оршанская

– Есть образы Божьей Матери, выполненные в манере старой белорусской живописи, а также вырезанные по дереву, – продолжает священник. – Есть старинный образ Христа «Спас нерукотворный», его еще называют «Спас на холсте». Замечательные иконы Казанской Божией Матери. Я бы посоветовал паломнику походить не спеша, постоять возле каждой из них. И конечно, помолиться у Минской иконы Богородицы – это наша самая древняя чудотворная святыня, она с 1500 года в Минске. Припасть к мощам святой Софии Слуцкой – поблагодарить Господа за милость, что они сохранились во время лихолетий, не были уничтожены в годы войны. Словом, провести время духовно, вспомнив, что собор освящен в честь сошествия Святого Духа.

Спас нерукотворный

Николай Чудотворец с житием

Минская чудотворная

Вряд ли нужно пересказывать историю появления на нашей земле этого образа. Напомним только, что Минская икона Богородицы находила пристанище в разных точках нашего города, разделив с ним все исторические потрясения. Более 100 лет, с момента обретения в 1500 году, она хранилась в церкви Нижнего замка. Но в 1616-м униатский архимандрит Афанасий Пакоста начал строить на месте отобранной у православных деревянной церкви униатский храм. А потом туда перенесли чудотворную икону, чтобы привлечь горожан к унии. Когда же Минск вошел в состав Российской империи, униатский храм передали православным и превратили в Петропавловский собор. Находился он на Соборной площади (ныне площадь Свободы). Однажды почти весь внутри выгорел, но икона не пострадала.

В 1922-м во время кампании по изъятию церковных ценностей с Минского образа хотели снять серебряную вызолоченную, украшенную бриллиантами ризу.

Прихожане выплатили властям равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями. Чиновники охотно приняли этот сбор, но через пару дней содрали и саму ризу.

Летней ночью 1936 года Петропавловский собор взорвали. Икону забрали в Краеведческий музей. В запасниках, располагавшихся возле Дома офицеров, она пролежала до начала Великой Отечественной войны.

В 1941-м православная минчанка Варвара Слабко выпросила чудотворный образ у оккупационных властей. Его обновили и передали в церковь на Немиге.

После закрытия этого храма в 1945 году Минскую перенесли в Свято-Духов собор. Она находится там и сегодня – в северном приделе слева от алтаря.

Каждый год летом многонедельный крестный ход со списком Минской иконы отправляется от стен собора. Впервые ход состоялся в 2010-м и двигался по границам столичной области. А возвращаются крестоходцы в Свято-Духов как раз в день рождения чудотворного образа – 26 августа. Здесь же у входа служат краткий молебен.

Никола Угодник

Наши земляки во главе с Владыкой Филаретом привезли из паломничества частицу мощей Николая Чудотворца. В 2006 году они побывали в итальянском городе Бари у гробницы угодника. А затем посетили швейцарский Фрибург – там хранится левая рука святителя Николая. В Швейцарии белорусским паломникам и преподнесли ковчежец с частью мощей. Теперь он хранится в одном из алтарей Свято-Духова собора.

– Каждый четверг в 17.00, когда служим акафист Чудотворцу, драгоценную святыню выносят в центр храма, и все молящиеся могут к ней приложиться, – пояснил отец Александр. – Также во время праздников, когда особо чтим память святителя, 22 мая и 19 декабря.

Княгиня из Слуцка

В левом, северном приделе собора находится рака с мощами святой Софии Слуцкой.

– Канонизировали праведную Софию, княгиню Слуцкую не так давно, в 1984-м. Но народ так ее любил и почитал, что на протяжении столетий шли к гробу Софии, приносили цветы, чтили останки, – рассказывает отец Александр.

Ее считали покровительницей больных женщин, готовящихся стать матерями. У гробнице происходили чудеса. В 1848 году крестный ход с мощами Софии избавил Слуцк от холеры. Облачением святой во гробе занимались только лица женского пола. Даже священники не могли присутствовать при этой процедуре. И только однажды целомудренная традиция была нарушена. В 1930-м комиссия чиновников вскрыла раку и составила протокол осмотра с приложением заключения и фотографий. Признали отсутствие специального бальзамирования тела, а нетление обосновали «типичным примером натуральной мумификации трупа». Мощи доставили в Минск в анатомический музей медицинского факультета БГУ.

Во время Великой Отечественной святыню обнаружили в развалинах и перенесли в Свято-Духов собор. Хотя почти весь период оккупации останки праведной Софии сберегали в подвале частного дома из-за угрозы вывоза в Германию.

Переоблачение мощей святой Софии Слуцкой происходит раз в пять лет. Участницы сестричества милосердия при кафедральном соборе сами шьют для нее новые ризы.

Святыни Свято-Духова

В соборе немало других христианских реликвий: ковчеги, мощевики, иконы с частицами мощей многих святых.

Здесь ежедневно в 17.00 служат акафисты. В понедельник – иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». Во вторник – великомученице Варваре (с выносом частицы мощей). В среду – Минской иконе Божьей Матери. В четверг – святителю Николаю Чудотворцу (с выносом мощей). В пятницу – Казанской иконе Божией Матери. В субботу – праведной Софии Слуцкой.

Даты собора

Здание построено в 1633–1642 годы для монастыря бернардинок (монастырь закрыли в 1852-м).

В 1860-м храм освящен как православная церковь, предназначенная для студентов Минской духовной семинарии (они тогда временно жили в кельях опустевшей обители).

В 1870-м стал одноименным храмом основанного в городе мужского Свято-Духова монастыря. Там хранилось немало святынь, в числе которых четыре посеребренных креста, служивших ковчегами для мощей многих угодников Божьих. На главном престоле лежало древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году слуцким князем Юрием Олелько.

В 1918 году обитель закрыли, богослужения в храме прекратились, почти вся церковная утварь бесследно исчезла. В здании устроили спортивный зал для пожарной команды, затем архив. Криптовую часть в конце 1920-х приспособили под пересыльную тюрьму НКВД: там содержали раскулаченных крестьян. С башен собора сняли кресты.

Богослужения возобновились в 1943 году. В храме установили новый иконостас – деньги пожертвовал минчанин, продавший два собственных дома.

В 1945-м в Свято-Духов перенесли из закрытой в тот же год церкви на Немиге чудотворный Минский образ Богородицы.

В 1947-м на башни вернули кресты.

В 1968 году в храме на постоянное место установили раку с мощами святой Софии Слуцкой.

Патриарх Алексий II в 1991-м наградил собор правом служения литургии с открытыми Царскими вратами.

В 1999 году в кафедральном соборе состоялось церковное прославление 23 новомучеников Минской епархии (священнослужителей, погибших в XX веке за православие), а в 2006-м – блаженной Валентины Минской.

Фото Тамары Хамицевич

Чужое православие. История о том, как РПЦ пришла в Беларусь

На протяжении столетий вопросы религии и веры были настолько важны и принципиальны, что зачастую являлись движущей силой истории. Часто религиозная принадлежность была формальным поводом, позволяющим начать захватническую войну, а правители государств нередко манипулировали вопросами веры для достижения своих политических целей.

Геополитическое положение наших земель такое, что мы находимся на границе двух мировоззренческих моделей — восточной и западной. Это отразилось и в конфессиональной истории Беларуси. Вопросы веры в Беларуси почти никогда не могли оставаться в стороне от политики, а религия на наших землях использовалась как проводник иностранного влияния.

В этой статье мы подробно расскажем, почему “православие от РПЦ” это не родная религия наших предков и почему так важна автокефалия православной беларуской церкви.

До распространения христианства на территории современной Беларуси в основном верили в духов природы, предков, а также богов, связанных с природой и земледельческим циклом. Про языческий период достоверно известно мало, а о том, каким оно было, можно судить лишь по сохранившимся элементам фольклора.

В 10-ом веке из Византии в Киевскую Русь пришло христианство. Князь Владимир в 988 году утвердил христианство как единую религию своего государства и, отказавшись от многобожия, уничтожил языческих идолов. Спустя 4 года в 992 год в Полоцке основана первая епархия, это произошло при правлении Изяслава (сына Владимира и Рогнеды). В 1005 году епархия появляется и в Турове. Оба эти центра христианской веры относятся к Киевской митрополии.

Памятник Рагнеде и Изяславу в Заславле

Важно будет уточнить, что на момент принятия христианской веры, ещё формально не существовало православия или католичества, ведь церковный раскол произойдет позже, в 1054 году. Таким образом, в конце 10 века в Беларусь пришло христианство византийского образца, а не “православие”.

Инициатива крещения Руси происходила сверху, а не снизу, как, например, в Священной Римской империи, и была во многом обусловлена тесным политическим и экономическим контактом с Византией. Очевидно, должная разъяснительная работа с местным населением проведена не была, поэтому многие люди в штыки воспринимали новую веру, не понимая ее необходимости и почему надо отказываться от своих старых языческих богов. По началу христианство проповедовалось приезжими византийскими миссионерами под покровительством княжеской власти.

Особенностью развития христианства на землях Беларуси было сосуществование его с язычеством. То есть люди не откинули языческие практики полностью, а одновременно ходили в церковь, молились Богу, крестили детей и отпевали умерших, а также верили в домового и что в лесу можно наткнуться на лесовика, а в озере живет дух озера. Ведь они очень слабо понимали суть Святого Писания и основы веры из-за недоступности Библии (в те времена огромная драгоценность, да и 99% населения были неграмотными).

Софийский собор в Полоцке

После церковного раскола 1054 года, оказалось, что христианство в Беларуси теперь православного образца. Это по большей части всех устраивало и особых конфликтов на религиозной почве у наших предков не возникало. Столкновений конфессий также не было. Католичество пыталось проникнуть на наши земли и занять свои позиции, но без особых успехов, пока ситуация не изменилась во второй половине 14 века.

ДИЛЕММА ЯГАЙЛО

В 14 веке Великий Князь Литовский Ягайло оказался в очень затруднительном положении. С северо-запада ему угрожали крестоносцы (Тевтонский и Ливонский ордена), с юга доносились тревожные вести про наступление Орды, на востоке укреплялось и набирало силу Московское княжество, а на западе развивался конфликт с Королевством Польским за Волынь. К тому же положение самого Ягайло на великокняжеском престоле было весьма шатким. На трон князя в ВКЛ также претендовал Витовт, а также различные троюродные и двоюродные братья. Ягайло надо было заключить союз либо с Москвой, либо с Польшей, чтобы кого-то из врагов превратить в сильного союзника. И Ягайло поначалу сделал ставку на Москву. Он обратился с предложением о союзе к Дмитрию Донскому, князю Московскому и внуку Ивана Калиты. Но Донской поставил просто невообразимые условия, потребовав у Ягайло признать ВКЛ “младшим братом” Москвы и крестить в православие “всю Литву”. Обалдевший от такой наглости Ягайло быстро понял, что с Москвой ни о чем адекватном договориться не получится, и заключил союз с Польшей, который и был оформлен в виде Кревской унии в 1385 году.

Одним из основных пунктов унии было условие для распространения католичества. А чтобы жениться в династическом союзе на католичке Ядвиге, Ягайло должен был креститься в католичество сам, а также крестить своих братьев, бояр, богатых людей ВКЛ и в целом всячески способствовать распространению католицизма. Городельский привилей 1413 года законодательно зафиксировал преимущества католической шляхты. Теперь православные шляхтицы имели намного меньше политических и сословных прав, чем католики, в частности не могли заседать в великокняжеской раде и занимать государственные посты. Так на беларуских землях появился межконфессиональный вопрос, который имел политические корни.

ДВА ПРАВОСЛАВИЯ

К 1299-ому году Киев был пришёл в запустение, а Киевский митрополит Максим вместе с православной кафедрой переехал на восток в столицу Владимиро-Суздальского княжества город Владимир-на-Клязьме. Само Владимиро-Суздальское княжество также не было единым, и разные земли внутри княжества вели борьбу за превосходство. В итоге этой борьбы победило Московское княжество, и тогда в 1325 году князь Иван I Калита, дед Дмитрий Донского, “предложил” митрополиту Петру переехать из Владимира-на-Клязьме в Москву, тем самым перенес центр православной веры в свой город. С этого момента, считайте, начинается московское православие.

С отъездом митрополита князья Галицко-Волынского княжества и Великого Княжества Литовского решили создать свою собственную православную митрополию и назначить своего независимого митрополита. Новым центром православия стал Новогрудок, а затем Вильня. Весь 14 век прошел под знаком борьбы ВКЛ и Москвы за право быть центром православной веры. Бывало так, что одновременно действовало два “митрополита Киевских и всея Руси” один в Новогрудке, а один в Москве. Константинополь попытался взять ситуацию под контроль и назначил главным митрополита Киприана, которому должны были подчиняться все земли ВКЛ, Галиции, а также территория Московского княжества.

Церковь св. Бориса и Глеба в Новогрудке (выстроена в 1512 в византийско-готическом стиле на месте храма, в котором проходили соборы митрополии ВКЛ)

Но Дмитрий Донской попросту организовал нападение на Киприана, когда тот попытался добраться до Москвы. В результате борьбы и интриг Московская православная кафедра де-факто стала независимой (автокефальной) уже в 1448 году. С этим не стали спорить ни Константинопольский патриарх, ни великий князь литовский Казимир IV. Митрополит в ВКЛ стал носить титул «Киевский, Галицкий и всея Руси», а митрополит в Москве — «Московский и всея Руси». Казалось бы, должен воцариться мир, — одна православная вера, две митрополии, обе являются частью и подчиняются Константинопольскому патриархату. Казалось бы, нет даже формального повода для религиозной войны. Тем более, что вопросы религии для наших предков никогда сами по себе не были поводом для вооруженного конфликта. Но если твой сосед имперец по духу — повод для войны всегда найдется.

ДРЕВНЕ-МОСКОВСКИЙ ИМПЕРИАЛИЗМ.

Современные русские земли слишком долго были под влиянием монголов, а город Москва смог возвыситься только благодаря благосклонности ордынских ханов. Наследие Орды долго еще будет просматриваться в менталитете русских правителей. Так, например, Московское княжество, победив в междоусобных войнах, начало строить собственную империю, проводя политику “собирания земель”. Этот процесс особенно усилился при Иване III.

В 1453 году был захвачен турками-османами и разрушен Константинополь. Иван III удачно смог жениться на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что формально позволяло ему говорить о некой преемственности между Константинополем и Москвой. Это и стало формальным оправданием имперских аппетитов московского князя. С самого начала Московское государство строилось со сверх-идеей собственной исключительности, особенности и мессианства. Чуть позже, при князе Василии III, отце Ивана Грозного, эта идея оформится в концепцию “Москва — третий Рим, и четвертому не бывать”. По одной из версий, ее сформулировал монах Филофей в первой половине 16 века, по другой — Московский митрополит Зосима. Как бы то ни было, идею исключительной божественной миссии Москвы всячески поддерживало православное духовенство.

Герб Софьи Палеолог

Такой вот тесный тандем светской власти и церкви всегда был особенностью московского православия. Священники со своих кафедр призывали любить царя, как наместника Бога на земле, молиться за него, слушаться его и не желать себе других правителей. Соответственно крещение в московское православие было невозможно без признания власти московского князя. Московское княжество взяло себе за миссию освободить православных ВКЛ от гнета католических литовских и польских помещиков и очистить святую православную веру от влияния католичества. Это стало поводом и оправданием агрессии Московского княжества в отношении ВКЛ. Правда сами православные ВКЛ чувствовали себя отлично, у них была своя Литовская митрополия, и они не особо стремились стать частью Московского православного мира.

NO PROBLEM

Как мы помним, Городельский привилей 1413 года на законодательном уровне зафиксировал неравноправие католической и православной шляхты. Однако на деле данный акт практически не работал, многие положения его были отменены великим князем Жигимонтом Кейстутовичем в 1434. Теперь православная шляхта получила сословное равенство с католической, но по-прежнему была ограничена в праве занимать важные государственные посты. Следующий 16-ый век стал временем, когда веротерпимость была на законодательном уровне зафиксирована в ВКЛ. Благодаря Реформации, распространению Библии и протестантизма, основы веротерпимости были прописаны в Акте Варшавской конфедерации 1573 году, а затем перенесены в Статут ВКЛ 1588 года.

Библия Скарины. Можно увидеть в Национальной Библиотеке

Религиозных войн и военных конфликтов на религиозной почве в ВКЛ не возникало. Православная шляхта составляла временами до половины всей шляхты ВКЛ. Восточные земли, будучи преимущественно православными, время от времени поглядывали в сторону Московского княжества, но это не были серьёзные сепаратистские настроения, а скорее манипуляция в играх с властью. К тому же православные ВКЛ (которые подчинялись своей Литовской митрополии с центром в Новогрудке) понимали, что православие Москвы какое-то «стрёмное» и не стремились перейти в объятия московского духовенства.

“НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ”

Российская пропаганда и сегодня отличается своей абсурдностью. Вот и в 16 веке московиты придумали историю про то, что «православные земли ВКЛ находятся под гнетом католической Польши» и их надо срочно освободить. А заодно и объединить с остальными православными землями Москвы. Абсурд в том, что московиты воевали против православного же населения, оставляя за собой кучи трупов и выжженную землю. На фоне этого очень сомнительно звучат заверения некоторых историков, что московиты и половина шляхты ВКЛ были одной веры. Ведь вера в те времена была идентификатором принадлежности, как сегодня нация, и тогда получается, что московские православные вырезали “своих” же. Однако тот же великий гетман Константин Острожский был верующим православным,что не мешало ему считать Москву главным врагом. И разгромить московитов в 1514 году. В благодарность Богу за победу Острожский построил в Вильне целых две каменные православные церкви.

Православный Константин Острожский

Ярким примером того, что в ВКЛ и Московском княжестве жили “разные” православные, может послужить захват Полоцка Иваном Грозным. Полоцк издревле был культурным и историческим центром православия в Беларуси. Но это не помешало московскому царю в 1573 году захватить и разрушить город, многих жителей, отказавшихся принять крещение в купели по московскому обряду, утопить в Двине, а остальных угнать силой в Москву.

Весь полоцкий край был разорен, сожжен и разграблен, население истреблено. После такого геноцида Полоцк уже никогда не был прежним, утратив былой блеск и славу.

Стараясь остановить политические спекуляции на теме религии, власти ВКЛ и высшее православное духовенство ВКЛ пошло на унию с католической церковью. Папа Климентий VIII после встреч и переговоров про условия унии, подписал буллу об унии католической и православной церкви в ВКЛ. Она была утверждена на общем соборе в Бресте в 1596 году. Не все православные епископы были согласны с ней, были среди иерархов противники объединения во главе с епископом львовским, противоборствующие стороны предали друг друга взаимной анафеме и разъехались по своим владениям. Но большая часть епископов и митрополит перешли в униатство. Официально православная церковь в ВКЛ перестала существовать, но продлилось это недолго. Киевская православная митрополия была возобновлена в 1620 году.

Униатский храм в Молодечно

Церковная уния не помогла Великому Княжеству избежать новой “освободительной операции православных” со стороны Москвы. Великая и страшная война 1654-1667 годов, названная также “Потопом”, была крайне разрушительной и прошлась по всем литвинам вне зависимости от конфессии. В результате войны население ВКЛ уменьшилось вдвое, многие были убиты, другие умерли от голода, начались эпидемии из-за большого количества незахороненных трупов. Огромное количество людей в одиночку и целыми семьями было угнано в рабство в Москву, где продавались в холопы московским помещикам. При этом никто не смотрел на вероисповедание этих людей. Католические, иудейские и другие неправославные храмы либо ликвидировались, либо отдавались во владения православным.

Даже во время переговоров московские послы ставили условие, что “уния должна быть уничтожена, ибо она противна всемогущему Богу”, как будто разбирались в предпочтениях Иисуса. Московский царь Алексей Михайлович лично послал приказ московскому руководителю Вильни “всех униатов из Вильни и окрестностей выслать вон, чтобы нигде их не принимали, чтобы они не сеяли раскол в вере”. Таким образом, многие униаты тогда вынуждены были креститься в православие, чтобы не быть обреченными на бега и смерть.

Религиозная нетерпимость Московского княжества уже тогда вызывала шок современников. Австрийский посол в Москве Августин Маерберг сравнивал Алексея Михайловича с турецким царем и говорил, что даже турок, хоть и считает христианскую веру неправильной и ниже своей, но позволяет иностранцам проводит богослужения в костеле или церкви, а московский царь как только входит в любой город на чужой земле, сразу уничтожает любые проявления католичества.

Зато московская церковь во время войны пользовалась всеми благами. Отобранные у униатов церкви и земельные владения, а также целые области с деревнями, крестьянами и всеми угодьями указом Алексея Михайловича передавались православным монастырям. Попутно шел процесс полного подчинения православной церкви ВКЛ Московскому патриарху. Все доходы теперь шли в Москву, а из Москвы в Литву приезжали проверенные попы и заменяли на местах местных священнослужителей, все православное духовенство ВКЛ находилось под строгим надзором Московского патриархата. Конечно же, теперь в церквях проповедовали идеи единения с Москвой и признание своим царем Алексея Михайловича.

В результате войны 1654-1667 годов вся левобережная Украина отошла Москве, а восстановленная в 1620 году Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату (до этого Киевская митрополия, как и Литовская, считались частью Константинопольского патриархата).

ОНИ НЕ МЫ

Московское царство никогда не терпело иных конфессий, кроме православной конфессии московского образца, потому что православие в Москве отличалось своей тесной связью со светской властью. Говоря современным языком, московская церковь была главным идеологическим аппаратом государства. Из уст священнослужителей всех рангов государь именовался “божьим помазанником”, исполнителем “божьей воли на земле”, а бунт против князя зачастую означал и бунт против церкви и Бога. Мирянам проповедовалось смирение, послушание, терпение; верующим навязывалось, что они “рабы божьи”, а страдания и несчастья очищают и гарантируют Царство Божие. Какая тут может быть терпимость и конфессиональный плюрализм, если государство использовало веру для унификации населения, для пропаганды идей верности власти?

Так что пусть вас не удивляют сегодняшние парадоксы РПЦ, когда в святые причисляют императора Николая II, устроившего “Кровавое воскресенье”, или когда попы хвалят действия Сталина. Сегодня РПЦ в Беларуси является проводником идей “русского мира”, “триединого народа” и общности с Москвой. К христианству это вообще никакого отношения не имеет.

И да, конечно, наши предки не были одной веры с московитами. Наши предки были православными, но это было “иное” православие. Поэтому сегодня очень важным является вопрос независимости беларуской православной церкви. Без Путиных, Матильд и поехавшего “Христианского государства”.

Поддержать проект 1863x.com

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В БЕЛАРУСИ

Христианство пришло на земли Белой руси задолго до крещения 998 года. Дух христианства к нам принес, по выпавшему ему жребию, святой апостол Андрей Первозванный. От него и были первые уверовавшие и крестившиеся Духом Святым. Вера во Христа стала приходить в княжество Полоцкое от прямых взаимосвязей со Скандинавией и Византией. После принятия веры христианской князем Владимиром крестилась и полочане — продданные князя Изяслава (сына Владимира), княжившего в Полоцке с 992 года. В это время начала быть и Полоцкая епархия и Православная Церковь в Беларуси.

С принятием христианства вся Русь ожила.

Духовная жизнь Белой Руси XII в. держалась на таких столпах веры Православия, как преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке ( 1173 г. в Иерусалиме), святители полоцкие Мина ( 1116 г.), Дионисий (1182 г.), Симеон ( 1280 г.), святитель Кирилл Туровский( 1182 г.) — образованнейший человек того времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившийся еще при жизни именования «Златослов».

В половине XII века Русь постигло первое великое испытание веры: нашествие полчищ Батыя. Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных всей Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя восприемницей древней Киевской кафедры. В 1316 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Но уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой желал объединить Русь под одним святительским омофором и единой властью. В этот период трое придворных Великого князя Литовского Ольгерда (Антоний, Евстафий и Иоанн) приняли мученическую кончину по его приказу за исповедание православной веры. Во многом это событие свидетельствует о непростых взаимоотношениях между православным народом и управителями Великого княжества Литовского. Для правящей элиты вера и принадлежность к Православию долго оставалась лишь инструментом в борьбе за власть.

В 1364 году митрополит Московский Алексий установил в Русской Церкви празднование памяти святых Виленских мучеников, чьи мощи и поныне нетленны.После кончины митрополита Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх пошел на это для предотвращения войны между Литовскими и Московскими князьями.

КАТОЛИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ

В 1382 году сын Ольгерда Ягайло, женившись на польской королевне, принял престол Польских королей. Папа Римский, в свою очередь благословил этот брак при условии, что Ягайло вместе с подданными примет католичество. Ягайло не стал медлить и принял это условие объявив католическую религию государственной, а Православную Церковь лишил своего покровительства. Этим решением Ягайло положил начало духовного разделения народа, продолжающееся и в наше время. Однако милость Божия, по особому промыслу, не оставляла православных жителей Белорусских земель, и предваряя скорби, постигшие Православную Церковь в XVI — XVII веках, две чудовторные иконы Богоматери явились на нашей земле. В 1470 году в ветвях дикой груши обрели каменную икону Богородицы, получившую название Жировицкой, а в 1500 году жители Минска обрели образ Приснодевы Марии на водах Свислочи. Явившись, эти образы и по сей день благословляют, и укрепляют православных жителей Беларуси и православных паломников из других стран.

Со времени введения династической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось вследствие целенаправленной деятельности светской и духовной властей в угоду папству. Основные государственные должности занимали только католики. По праву патроната, польские короли раздавали православные митрополичью и епископские кафедры своим ставленникам. Как правило, это были люди далекие от христианства, но «отрабатывая» свою должность они часто преследовали цель унии любой ценой. Злоупотребления при замещении вакантных православных кафедр привели к постепенному разрушению Православной Церкви, разбазариванию ее имущества и духовному обнищанию пастырей с пасомыми. Это было как раз то чего добивались польские короли под водительством Ватиканской верхушки.

В 1591 году на тайной сходке четыре епископа решили в тайне готовить присоединение православных епархий к католической церкви. Не доведя до общественности, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии. В декабре 1595 года в папском замке происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого эти двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к церкви католической. В 1596 году униаты и православные собрались в разных местах Бреста, но в один и тот же день: униаты — в кафедральном соборе, а православные — в частном доме. Ведь по указу властей все церкви в Бресте были закрыты! С этого времени начался тяжкий крестный путь Православной Церкви в Беларуси, который нес унижение и порабощение православных со стороны польско-католической власти. Так продолжалось 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская епархия. Свирепство униатов в этот период с трудом поддается описанию. По жестокости и фанатизму его можно назвать духовным геноцидом православных: им не разрешали молиться даже в шалашах. В некоторых городах участие жителей в крестных ходах каралось смертью. Церкви грабили, сжигали или перестраивали. Погребать своих умерших православным официально разрешалось лишь «без всякой церемонии церкви, тайно в ночи», как писал Виленский епископ в ответ на жалобу жителей.

Полное поражение православных во всех гражданских правах дополнялось уголовным преследованием, которое инициировалось и поощрялось властями. Непоколебимость православных и их стойкость в вере принудили власти не ждать, а насильно переводить приходы в унию под угрозой физической расправы. В это страшное время подвигами веры и защиты Православия прославилась святая праведная София, княгиня Слуцкая ( 1617 г.), преподобномученик Афанасий, игумен Брестский ( 1648 г.).

Во время гонений единственной защитой Православия становятся монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью; открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, которыми сохранилось и возродилось Православие. В 1632 году Московия выступила войною против Польши. Совместно заявляла о себе и сила украинского казачества, а православные деятели — духовенства, шляхты, братств, цехов — выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним. Вновь избранный король Владислав четвертый вынужден был признать за православными гражданами право иметь свой епископат. Владислав четвертый представил на утверждение сейму «статьи успокоения религии греческой» и присягнул охранять православную веру. Волна жестокости и репрессий несколько ослабла, но католическая шляхта с духовенством продолжали свирепствовать. Королю пришлось создать спец. Комиссию, которая ограничила произвол католиков, но тогда свободную нишу заняли наиболее яростные униаты.

ПРАВОСЛАВИЕ ТОРЖЕСТВУЕТ

В 1775 году на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский, ректор Киево-Могилянской Академии. Им была открыта в Могилеве Духовная семинария и устроена в Архиерейском доме типография.
Святителем был собран огромный архив, по истории приходов, храмов и монастырей, составлен реестр случаев насилия над православными, так же он отстаивал судебные дела и неустанно трудился над возвышением духовного уровня пастырей и пасомых. Титанический труд и подвиги этого богослова, дипломата, историка и юриста, ученого архипастыря в защите и возрождении Православия в Беларуси побудили в 1992 году Синод Белорусского Экзархата причислить архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия к лику местно чтимых святых.Одной из особенностей была ненависть к унии тех, кто был вовлечен в нее насилием и так или иначе пострадал. Преклонив головы перед силой, они не склонились духом. После разделов Речи Посполитой (1772 — 1795 годы), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, а также постоянные мольбы православных к русским царям о спасении, начался обратный процесс возвращения униатов в Православную Церковь. В феврале 1839 года, в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о соединении униатов с Православной Церковью. Торжество Православия для белорусов состоялось 25 марта 1839 года.

Просмотр(162)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх