Помост

Вопросы веры

Православные традиции в семье

Конспект урока ОДНКНР в 5 классе на тему: «Православие в традициях русского народа»

ОДНКР 5 класс Тема: «Православие в традициях русского народа»

Цель: определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.

задачи: — ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;

— получить представление об основных обычаях

— исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;

— осмыслить роль и значение обычаев в жизни в наше время.

Ход урока

Предварительная организация класса (Оргмомент)

Проверка домашнего задания: творческое задание

Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с традициями и обрядами нашего народа.

Ребята, у каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями устного народного творчества, которые создавались для того, чтобы воспитывать любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром.

Первое свое путешествие мы совершаем в русскую семью. На пороге дома нас встречала вся большая семья. Бабушка по такому случаю нарядилась в настоящий русский сарафан, в ярко расписной кофте, на плечах был накинут большой русский платок. Встречали нас хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» мы прошли в избу.

В центре комнаты стоит большой стол, накрытый скатертью, на столе возвышается русский самовар, стоят блины, пирожки. Хлеб поставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами – это старинный русский обычай. Не забыт этот обычай. Зайди в любой дом, к молодым ли старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.

На Руси обычай древний- дорог гость – так привечай

Наливай ему целебный ароматный, крепкий чай.

Долог зимний вечер. В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Любят в этом доме и загадки: «Что на сковороду наливают, да в четверо сгибают?»

Узнали мы и чем раньше угощали хозяева дорогих гостей. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. Традиционной пищей были колобки – небольшие круглые хлебцы.

Ребята, в основе какой русской сказке лежат хлебцы. (Сказка Колобок)

Учитель: Ребята, на столах лежат конверты. Ваша задача прочитать, обсудить в группах и рассказать классу о данных обрядах и традициях.

1 группа-

Колядки — старинный рождественский обряд прославления праздника. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались — рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных.

2 группа-

Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без и сключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

Святочные гадания. В сем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий — и люди гадали. Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, музыка скорую свадьбу, топот коня — дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д.

3 группа-

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей.

Широко празднуется русская масленица. Масленица всегда превращалась в народное гулянье. Это катание с гор на салазках, на лошадях. На Масленицу обязательным угощением являются блины. В последний день Масленицы мастерили из соломы куклу – чучело. Одевали куклу во все старое, негодное. Лицо ее расписывали красками. А затем куклу сжигали. Это были символические проводы зимы. Пепел разбрасывали по полю, чтобы был хороший урожай.

Как отмечается Масленица

Понедельник – Встреча. На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы — широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.

Вторник – Заигрыши. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.

Среда – Лакомка. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен.

Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

Четверг – Разгул. С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.

Пятница — Тещины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота — Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресение — (Последний день Масленицы) — прощёное воскресенье

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа.

4 группа- Рождение младенца.

Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило в сороковой день. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца. (обряд припекания)

Свадьба в России — это не просто церемония заключения брака, это обычай. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Сегодня свадьбы проводят круглый год.

Однако Обряд церковного венчания становится все более частым. Венчание — очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости.

Закрепление. Учитель: Какие современные традиции мы поддерживаем с давних времен?

Тест.

1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?

2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие

3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?

4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды? Если да, то какие именно?

5.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?

Без обрядов_________

Современный гражданский обряд_______________

Гражданский обряд с элементами народной свадьбы_______

6.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением ребенка?________________

7. Какие народные обычаи ты чтишь?

8. Какие современные обычаи тебе известны?

Учитель: Объясните смысл данных пословиц.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.

Ответьте на вопросы:

С каким настроением вы изучали новый материал на уроке?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему по выбору: «Традиции твоей семьи»;

«Обычаи русского народа».

Технологическая карта урока по ОДНКНР
«Основы религиозных культур народов России» 5 класс, учебник А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина
Тема урока:
Православие в традициях русского народа
Тип урока:
Изучение нового материала
Дата:
04.12. 2015
Цели урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, какую роль играет православие в традициях русского народа.
Развивающие: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности ребёнка; учить выстраивать отношения друг с другом в формате общечеловеческих ценностей.
Формы и методы обучения:
Беседа, устный рассказ, работа с презентацией, работа с текстом учебника, проблемное задание.
Основные понятия урока:
Ценности, традиции, поколение, таинство, милосердие, восприемники – «крёстные родители»
Планируемые образовательные результаты:
Знать и понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определяющих его жизнь от рождения до смерти.
Уметь формулировать понятия «крёстные родители», «восприемники», «Яблочный Спас»
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
I. Организационный момент Волнующее начало, мотивация
(Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку) Здравствуйте, ребята! Сегодня мы немножко волнуемся, стучат наши сердца. Волнение приятное, потому что к нам пришли замечательные гости, чтобы посмотреть, какие вы умники, как вы хорошо умете работать. Повернитесь к ним и кивком головы поприветствуйте их. Займите свои места. Символом сегодняшнего урока будет сердце. Какие ассоциации оно вызывает? Составьте словосочетания со словом сердце.
Слайд 1-2
— Что мы можем долго хранить в своём сердце? Что хотим сохранить? Передать детям?
Включаются в учебную деятельность
— Шёпот сердца.
— Сердце не обманешь.
-Легко на сердце.
— Запало в сердце
— Кровью обливается сердце
— Память сердца
— Самое дорогое. Ценности.
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания;
II. Проверка домашнего задания работа в парах (взаимопроверка)
Раздаточный материал (зелёный)
презентация (проверка)
Слайд 3
Учащиеся самостоятельно работают и осуществляют взаимопроверку
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; формирование речевых умений, суждений с использованием терминов и понятий, составлять вопросы, формулировать проблему урока.
III.Актуализация знаний
— В истории нашего народа было много хорошего, но много и трагичного. Однако даже в годы смуты, страшных испытаний, гонений на церковь православный народ сохраняет свою веру в Бога вот уже на протяжении 1027 лет. На протяжении многих веков Россия считала себя хранительницей православной веры. (Посещение храмов, соблюдение постов, празднование православных праздников были обязательными для всех от царя до простого крестьянина. Самое главное люди старались жить по Заповедям Божьим).
Почему?
Что этому способствует?
Слайды 4-7 (Крещение Руси. Ценности, поколение и традиция в словаре Ожегова)
О чём мы будем сегодня говорить?
Тема урока: «Православие в русских традициях»
— Сохранение и передача духовных ценностей от родителей к детям
— Как сохранилась православная вера?
— о традициях
Записывают в тетрадь
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные: контролировать результаты своей деятельности.
Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: формирование бережного отношения к духовным ценностям Предметные: формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
IV.Целеполагание и мотивация
Создание проблемной ситуации:
Прочитайте высказывания и найдите противоречие. Какой у вас возникает вопрос?
Традиция обладает странным свойством уравновешивать доброе и злое, сглаживать, примирять противоречия. Отказ от традиции — даже во имя свободы — оборачивается уничтожением норм человеческого общежития, разрушением более или менее приемлемых форм социального поведения.
Денис Драгунский
В основе прогресса лежат не столько перемены, сколько традиции.
Джорж Сатаяна
Традиция это всего лишь ностальгия, разгуливающая прилюдно в полной парадной форме.
Эндрю Марр
Утрачивающий традиции скатывается вниз Пётр Николаевич Савицкий
Учащиеся оценивают каждое высказывание, группируют их в положительную и отрицательную группы, находят противоречие и ставят проблему урока.
Записывают в тетрадь
Проблема урока:
«Какую роль играют православные традиции в жизни народа?»
Регулятивные:
В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, корректировать полученный результат.
Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: формирование бережного отношения к духовным ценностям
V. Первичное усвоение новых знаний
Слайд 12-13
Давайте совершим виртуальное путешествие в один из современных храмов и посмотрим как совершается таинство крещения младенца Екатерины
Таинство крещения и традиция празднования именин (виртуальная экскурсия) – ВИДЕО
Что вы знаете о правилах крещения?
День крещения – именины считался важнее, чем день рождения.
С православной верой люди жили всю жизнь: крестины, венчание, отпевание усопшего.
Слайд 13
Каждое событие связано с православным календарём. Это касалось не только праздников и постов, но повседневного труда: обработки земли, сева зерна, сбора урожая.
Слайд 14-15
Праздник Преображения Господня.
Первоначально Иисус ходил по Земле и помогал нуждающимся (см. Детская Библия С.177), а в этот день преобразился «лицо его просияло, одежды сделались белыми», тем самым он показал своим ученикам, что он Сын Божий.
Какой ряд назовёт больше пословиц и поговорок о Боге?
Крёстными не могут быть не крещённые, а также одновременно у одного ребёнка муж и жена. Крёстный – восприемник мальчика, крёстная – восприемница девочки. Крёстный дарит крестик, а крёстная крестильную рубашку.
Работа в малых группах
(с. 35 последний абзац)
Коммуникативные: работая в малых группах уметь достигать результат, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия. Предметные: формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
VI.Первичное закрепление знаний
Слайд 16
Прочитайте отрывок на с. 36 об А. Никитине, выделите главную мысль и обсудите в парах: один задаёт вопрос, а другой отвечает.
А что значит поститься?
И не только, а прежде всего сдерживать себя в поступках.
— О чём сокрушался А. Никитин в записках о путешествии по Индии?
Потерял церковные книги, где написаны праздники и посты.
Воздерживаться от пищи животного происхождения.
Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: формирование бережного отношения к духовным ценностям
Предметные: формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слайд 17
VII. Первичное закрепление
Заветы Иисуса Христа
Слайды 18-21
Праздник Пасхи ИКТ-презентация
С чем у вас ассоциируется Пасха?
Слайды 22-23
Работа со словарём: милосердие
Сообщение: об Ульяне Осорьиной (Лазаревской)
Слайды 25-26
Какая проблема урока?
Ответь на проблемный вопрос.
10 заповедей, возлюбить Ближнего
Куличи пекут, яйца красят, освещают их в церкви. Целуются, произнося «Христос воскрес! Угощают всех – поступают милосердно
Проблема: «Какую роль играют православные традиции в жизни народа?»
Православные традиции и обычаи играют важную роль в нашей жизни, ведь если бы не было наших традиций, то мы бы не знали, как жили и во что верили наши предки. Ведь обычаи появились давно – значит стали историей. А без истории мы бы не смогли стать великим народом. Традиции надо сохранять, и тогда наши дети и внуки будут знать о своих предках. Традиции – это регуляторы норм общественного поведения. Они укрепляют семью, а вместе с тем и государство.
Предметные: формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям.
Регулятивные: в процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
VIII. Домашнее задание
Итоги урока. Выставление оценки
Слайды 27-30
«3» Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.
«4» Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
«5» Скоро мы будем праздновать Рождество. Составьте сценарий домашнего праздника – традиции.
Оцени урок: нарисуй солнышко, солнышко из-за тучки или тучку в зависимости от того как ты работал или работала, всё ли было понятно и каков был уровень интереса.
Дети самостоятельно оценивают урок в целом и себя, ставят соответствующий значок.
Регулятивные: в процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Учитель МБОУ СОШ № 70 г Липецка: Кузьмина Л.Н.
15

Доклад Обычаи и традиции русского народа сообщение

Русский народ составляет около 80 процентов населения РФ. Большая часть русских людей православные. Культура любого народа уникальна. Каждому новому поколению следует знать о традициях своего народа, чтобы не ассимилироваться с другими народами. А так как Россия является домом для всевозможных народов, то важно, чтобы наследие каждой культуры сохранялось, и не стиралось со временем.

У многих словосочетание «русский народ» ассоциируется с широкой душой, простотой и добротой. Русские люди очень гостеприимны. Русские традиции лучше сохранились в деревнях и селах. Некоторые традиции берут свои корни из далекого прошлого, того времени, когда Русь еще не крестили.

Многие обряды связаны с институтом семьи. К ним относятся сватовство, смотрины, сговор, дождь изобилия, благословение караваем, похищение невесты, выкуп, традиционные свадебные костюмы, крещение детей. Эти традиции обещают благополучие, материальный достаток и здоровье русским семьям. Русские семьи также всегда отличались большие количеством детей. Главным в семье был отец.

Существуют у русских праздники, которых веками бережно почитают и не забывают про них. К них относятся Рождество, Святки, Масленица, Прощеное воскресенье, Пасха, праздник Ивана Купала и многие другие.

В ночь Ивана купала люди идут к рекам, разжигают костры, водят хороводы, прыгают через костер. А пошла эта традиция из поверья, которое гласит, что в эту ночь можно найти цветок папоротника, и тот, кто найдете его, станет сказочно богат.

Еще один интересный праздник — это Масленица. Ее отмечают целую неделю. Раньше считалось, что в этот праздник нужно задобрить предков блинчиками, чтобы год был плодородным, соломенное чучело сжигалось для того, чтобы проводить зиму. Теперь этот обряд превратился в увеселительный праздник на котором все едят блины и радуются, что зима закончилась.

Рождество наполнено добротой. На Рождество все собираются за столом, едят и дарят друг другу подарки.

Пасха ассоциируется с прощением и равенством. До сих пор сохранилась давняя традиция печь к Пасхе куличи, а на праздник есть их. А молодые люди и дети бережно хранят веселую традицию раскрашивания яиц.

Вариант 2

Культура любого народа является отличительной чертой каждого государства. На протяжении многих веков, Россия запомнилась людям других стран, как гостеприимная, добрая, простая в быту земля. Богатство и широту русской души часто упоминают во многих песнях, сказаниях, былинах.

Но многое, из культуры этого народа, бесследно уничтожается с годами. Основной причиной является преобладание западной культуры. Нынешняя молодежь стала забывать свои корни, и смело идет в ногу со временем, следуя традициям других народов.

Но есть семьи и даже целые поселения в России, которые чтут традиции, и стараются воскресить то, что находится на грани вымирания.

Многие обычаи, дошедшие до наших дней, являются частью не только Христианства, но и отголосками языческой Руси. Эти обычаи и по сей день уважаются потомками.

Традиции России хорошо отображаются в праздниках. Их довольно много. Некоторые из них чтутся россиянами и дарят огромную душевную радость.

Рождество. Перед великим праздником всех христиан, предшествует сорокадневный пост. Он дает людям возможность очистить свое тело душу перед святым днем. Канун Рождества приходится на 6 января. Накрывается большой стол с двенадцатью блюдами, по числу апостолов, приглашаются все самые близкие и родные. Главным кушаньем является «кутья», которую крестники приносят своим крестным, как символ Рождества. До первой звезды люди не садятся есть, таково правило. В эту ночь многие жители нашего государства не сидят дома, а ходят по гостям, поют песни, колядки, устраивают пляски. Такой обряд зовется Колядой.

Масленица. Празднуется в последнюю неделю зимы. Так русский народ провожает лютую, холодную зиму и встречает весну. Сопровождается масленица народными гуляниями, хозяюшки пекут блины, как символ этого праздника. А так же стол ломится и от других разных угощений. В конце недели, в воскресенье, люди сжигают чучело масленицы, прощаясь так с зимой.

Пасха. Символизирует воскресение Христа. Многие верующие в нашей стране очень любят и почитают этот праздник. Весенний, святой, наполненный жизнью, праздник русских людей. В этот день пекутся главные угощения, это пасхальный кулич и творожная пасха. А также красятся яйца в красный цвет. Это стало обязательными символами, которые каждый год появляются на столе в России. В храмах проводятся службы и крестный ход.

Это лишь малая доля того, чем богата наша необъятная страна, праздники, поверья, традиции. Народные костюмы и музыка. Широка душа русского народа.

Сообщение про Традиции русского народа

Начиная речь о традициях русского народа, следует изначально обозначить трудность определения самого термина русский народ, ведь на территории современной России, как гласит Конституция, проживает многонациональный народ, который понятное дело быть русским не может по определению. Соответственно, традиции современного народа России и традиции русского народа – феномены совершенно разные, которые даже вполне могут быть диаметрально противоположными.

Помимо этого существенной темой является вопрос о русской культуре, которая чаще всего воспринимается как изначально христианско-православная, но при этом забывается совершенно о языческой культуре, которая предшествовала приходу православия. Язычество возможно было бы отрицать и не предавать ему существенного значения, если бы не такое огромное воздействие этих верований на православие. Ведь многие образы и традиции в православии на самом деле были ассимилированы из более ранней языческой веры.

Многие примеры располагаются прямо на поверхности, нужно только посмотреть на календарь православных праздников и практически каждый такой день на самом деле совпадает с каким-то языческим праздником. К примеру, Пасха также совпадает с празднованием прихода весны. Совпадают и менее значительные праздники, к примеру, августовские Спасы.

Так какими являются традиции русского народа? Одно мы можем сказать точно – они идут из глубины веков и имеют более чем тысячелетнюю историю. Вероятнее всего речь идет о древних верованиях, связанных с природными культами и поклонением пантеону божеств, различным стихиям и элементам.

Многие из традиций давно утрачены, но многое и сохраняется, причем самым удивительным образом. К примеру, до сих пор в разных деревнях передается традиция орнаментов для одежды и оформления домов. Эти узоры кому-то могут казаться просто красивыми рисунками, но в действительности раньше по орнаменту одежды люди могли чуть ли не прочитать историю отдельного человека.

Также в народном искусстве нередко зашифрованы и сакральные знания, а народные поверья хранят сведения о восприятии мира нашими предками. Многие до сих пор знают о таких существах как домовые, кикиморы и другие обитатели природы, которые олицетворяют собой различные потусторонние силы, доступные для понимания человеку только особым образом.

2, 3, 5 класс. Окружающий мир

Картинка к сообщению Традиции русского народа

Популярные сегодня темы

  • Дефо Даниель

    Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) относится к плеяде английских романистов, занимающийся параллельно публицистикой. Дефо является уроженцем Лондона и появляется на свет в семье, глава которой зани

  • Созвездие Орион

    Созвездие Орион – группа звезд расположенная в северном полушарии небесного экватора. Его хорошо видно над европейской частью континента Евразия. Это одно из самых красивых и запоминающихся с

  • Филин

    Крупная птица, относящаяся к семейству совиных – филин. От сов, да и от многих других птиц, филины отличаются наличием ушей. Поэтому спутать его с кем-либо их совиных невозможно. Самый крупны

  • Панда

    Большая панда – это большое животное, которое в длину достигает от полутора до двух метров и вес этого пушистого животного может быть от семнадцати до ста шестидесяти килограмм.

  • Размножение и развитие животных

    Всем известно, что животные нашей планеты делятся на такие виды, как: млекопитающие, насекомые, рыбы и земноводные, а также птицы. Однако в их размножении и развитии есть некие отличия и осо

  • Пантера

    Одним из удивительных и самых интересных животных является пантера. Это очень красивое и грациозное животное. Пантера относится к семейству кошачьих. Его гортань устроена совсем не так как у

Конспект урока по теме «Традиции воспитания»

Конспект урока по теме:

«Традиции воспитания»,

составила учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 106»

Горшкова Татьяна Сергеевна

1. Класс: 5 класс.

2. Автор и название учебной программы: М.Т. Студеникин, программа курса «Основы светской этики»

3. Название учебного занятия: «Традиции воспитания».

4. Педагогическая идея урока: Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. (А. С. Макаренко)

5. Цель урока: расширить знания учащихся о быте наших предков, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей.

6. Задачи:

Предметные: Формирование эмоционально положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с историей, литературой, русским языком.

Метапредметные: Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; ответы на вопросы; работа с учебником. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение текстов; работа в группе.

Личностные: Концепции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; умение раскрывать замысел прочитанного текста, выявлять в нём этические понятия.

7. Тип учебного занятия: сообщение нового учебного материала.

8. Вид учебного занятия: групповая форма.

9. Литература:

Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.

Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

Оборудование:

компьютер, презентация к уроку, карточки с текстами, учебник.

10. Этапы учебного занятия.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

  1. Этап всесторонней проверки УУД. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

— Посмотрите на картинки и скажите, что общего в их тематике?

— Что такое «традиции»?

Традиции – принятые нормы поведения, обычаи, ценности, взгляды, передаваемые из поколения в поколение.

Оставьте место для темы и спишите понятие, к теме мы вернемся позже.

— Только ли в общественной жизни мы встречаемся с традициями?

— Что такое «семейные традиции»?

— Приведите их примеры.

— А во всех ли семьях традиции одинаковые? Что на это влияет?

А в прежние времена на семейные традиции влияла еще и принадлежность к сословию.

— Кто знает, что такое «сословие»?

Сословия – большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству (запись понятия).

А теперь давайте попробуем связать эти два понятия и определить тему урока.

Тема урока: «Традиции воспитания» (запись темы).

— Глядя на тему урока, давайте определим цель урока: «Узнать о том, как жили и воспитывали детей люди различных сословий».

Слушают, обсуждают и самостоятельно формулируют тему урока, обсуждают цель урока и пытаются самостоятельно ее формулировать. Совместная с учителем работа с новыми понятиями, их фиксация.

  1. Этап усвоения новых знаний

Организация групповой работы учеников по изучению нового материала.

— А какие сословия вам известны? (дворяне, купцы, казаки, крестьяне).

Сегодня мы снова будем работать в группах.

Мы разделились на 4 группы, каждая из которых познакомится с особенностями воспитания в отдельных сословиях.

По ходу работы с текстом учебника вы должны будите заполнить таблицу по своему сословию.

Группа 1 . Дворянство (прочитайте текст учебника на с. 68-69 и текст дополнительных материалов, заполните таблицу).

Группа 2 . Купечество (прочитайте текст учебника на с. 65 (абзац 2) и текст дополнительных материалов, заполните таблицу).

Группа 3. Казачество (прочитайте текст учебника на с. 64 (абзац 3) – 65 (абзац 1) и текст дополнительных материалов, заполните таблицу).

Группа 4. Крестьянство (прочитайте текст учебника на с. 63 (абзац 4) – 64 (абзацы 1,2) и текст дополнительных материалов, заполните таблицу).

Затем руководитель группы представит вашу работу.

В конце урока вы сами определите, кто и на какую оценку работал в группе, будьте предельно объективны.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, какие правила работы в группе существуют?

  1. Каждый член группы высказывает своё мнение, версию.

  2. Остальные члены группы, выслушав, должны пояснить своё согласие или несогласие.

  3. Групповые решения выносятся совместно.

  4. Уважительное отношение друг к другу.

Организация и реализация работы в группах.

Работают в группах. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное. Отвечают
на вопросы, рассуждают. Заполняют таблицу.

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала. Этап закрепления нового материал.

Подведение итогов работы в группах.

— Каждая группа рассказывает о своем сословии. А остальные внимательно слушают и затем заполняют таблицу о жизни и воспитании разных сословий.

Сословие

Дворянство

Купечество

Казачество

Крестьянство

Род занятий

Состояли на государственной или военной службе

Занимались торговлей

Охраняли границу, обрабатывали землю

Обрабатывали землю

Чему учили детей

Учили труду, уважать старших, выполнять религиозные заповеди, обязанность учиться

Учили труду, уважать старших, выполнять религиозные заповеди, премудростям торговли

Учили труду, уважать старших, выполнять религиозные заповеди, премудростям военного дела

Учили труду, уважать старших, выполнять религиозные заповеди, помогали взрослым работать по дому, в поле

— Что общего есть в воспитании всех сословий?

— Стоит ли нам соблюдать эти традиции сегодня?

Давайте подведем результаты работы в группе: на листочках отметьте, кто на какую отметку сегодня работал, по вашему мнению, будьте готовы пояснить («Молодец», «Хорошо», «Могло быть и лучше»).

Рассказывают о традициях воспитания своих сословий,

слушают, обсуждают, записывают новую информацию.

  1. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

Сообщение учащимся домашнего задания.

Найдите и запишите в тетрадь 3 пословицы о воспитании.

Записывают домашнее задание.

  1. Подведение итогов урока.

— Выполнили ли мы цель, поставленную в начале урока?

— Что из традиций воспитания в 19 веке является значимым и сегодня? Почему?

— Что вам больше всего запомнилось из традиций воспитания в русских семьях?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Раздаточный материал.

Группа 1 . Дворянство (прочитайте текст учебника на с. 68-69 и текст дополнительных материалов). Заполните таблицу.

Группа 2 . Купечество (прочитайте текст учебника на с. 65 (абзац 2) и текст дополнительных материалов). Заполните таблицу.

Группа 3. Казачество (прочитайте текст учебника на с. 64 (абзац 3) – 65 (абзац 1) и текст дополнительных материалов). Заполните таблицу.

Группа 4. Крестьянство (прочитайте текст учебника на с. 63 (абзац 4) – 64 (абзацы 1,2) и текст дополнительных материалов). Заполните таблицу.

Традиции воспитания

23 Сентябрь 2015 admin74 Просмотров: 3047

Поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, мироощущение, личные качества во многом определяют традиции воспитания, которые были приняты в его семье. Традиции – это обычаи, повторяющиеся события или действия, отражающие менталитет людей, связанных кровными узами, способствующие их объединению, взаимопониманию, близости. Среди них особое место занимают те, что связаны с воспитанием детей.

В этих традициях отражаются исторически сложившиеся подходы к формированию личности молодого поколения, национальные особенности, устремления целых народов. Вот несколько примеров, над которыми стоит задуматься и, возможно, взять на заметку.

Ребенок – это взрослый, который просто пока не вырос…

Так можно сформулировать один из постулатов еврейского воспитания. Опираясь на понятие «плохое начало» (йецер-ара), родители стремятся помочь ребенку преодолеть противоречия в его душе: победить жадность, гнев, зависть и т.д..

Они исходят из того, что к ребенку нужно относиться как к равному, но делать скидку на возраст. Недопустимо пренебрежение к нему, отказ в общении, демонстрация дурного примера. Последнему уделяется особое внимание, потому что право требовать хорошего поведения от малыша в то время, как кто-то из домашних ведет себя недостойно, демонстрируя «плохое начало», бессмысленно.

Детям рассказывают историю их народа, делая акцент на благочестивости и уважении к традициям. При этом взрослые общаются с детьми как с равными и не смотрят на них свысока.

Подобный подход мы можем наблюдать и в традиции воспитания у казахов. С дня рождения малыша они начинали заботиться о том, насколько уважаемым человеком он вырастет. После первых сорока дней жизни ребенка для него проводили важный обряд – пронесение под стременем, в котором участвовал известный и всеми уважаемый человек. Во время обряда он гордо восседал на коне, а ребенка проносили под петлей его правого стремени. Затем хозяин коня произносил бат – благословение. Смысл этой традиции: когда ребенок подрастал, ему рассказывали, под чьим стременем он был пронесен. Это накладывало на него особую ответственность перед тем человеком, который благословил его с младенчества.

Ценным в этих традициях является то, что внимание родителей направлено не только на настоящее, в котором их малыш – умильное и забавное чудо, но и на будущее, в котором ему предстоит стать достойным и уважаемым членом общества.

Как воспитать чуткость?

В православной традиции воспитания принято учить ребенка не делать другим того, чего он не желает себе. Религия помогает по-доброму, с пониманием относиться к знакомым и незнакомым людям, не причиняя им зла. Наши предки пускали в дом нищих и богомольцев, чтобы поделиться с ними пищей, состоятельные всегда старались выделить часть средств на благотворительность. Эти качества они завещали и своим детям. Русский человек от природы не был жестоким, умел прощать.

Любопытна в этом отношении и казахская традиция дарить новорожденному жеребенка или верблюжонка, рожденного в одно время с ним. Это животное называли басире, его берегли, холили и лелеяли, так как считали, что отныне судьбы ребенка и басире связаны.

Главным богатством казахов всегда был скот. Эта традиция помогала детям осознавать свою ответственность перед теми, кого они приручили. Малышей учили любить и заботиться о своем басире, и это формировало у них привязанность и любовь не только к животным, но и к людям, живущим рядом, желание проявлять к ним чуткость.

Первое, чему начинают учить детей в Индии, – это доброта. Традиции воспитания в этой стране основаны на внимании к жизни каждого живого существа. Считается, что ребенок не вырастет жестоким, если будет видеть с раннего детства доброе отношение к себе. Именно поэтому даже уставший отец или утомленная дневными заботами мать никогда не откажут ребенку в общении. В то же время они постоянно учат его, чтобы он никому не причинял зла ради забавы или по невнимательности. Нанесение вреда живому –практически единственный запрет в системе индийского воспитания.

В каждой семье свои подходы к воспитанию детей, но знание традиций других народов поможет сделать их еще более продуктивными.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх