Помост

Вопросы веры

Православный храм сообщение

Тест по «Банковскому делу»

Тестовые вопросы «Банковское дело»

Первыми денежными операциями, которые выполняли храмы, были:

Учетные.

Расчетные.

*Сохранные.

Обменные.

В Англии на протяжении XVII-XIX вв. функционировали преимущественно банки, созданные как:

Акционерные общества открытого типа.

Унитарные учреждения.

Закрытые акционерные общества.

*Общества с ограниченной ответственностью.

Роль храмов определялась тем, что они являлись:

*Страховым фондом общин и государств.

Благотворительными организациями.

Пенсионным фондом государства.

Государственными учреждениями.

Концентрация денежных запасов на Древнем Востоке становилась возможной благодаря наличию:

Монетных контор.

*Торговых домов.

Коммерческих предприятий.

Коммерческих банков.

В Древней Греции в конце V в. до н.э. трапезитами называли лиц, которые:

Занимались меняльным делом.

Выдавали мелкие займы иод залог.

*Принимали вклады и производили платежи за счет клиентов.

Предоставляли коммерческий кредит.

В государственном аппарате Древней Греции правильность осуществления денежных операций оценивали:

Казначеи.

*Логисты.

Патриции.

Ростовщики.

Общественное товарищество, названное «…», функционировало в 1619 г. в Венеции.

Банком.

Центром.

*Жиробанком.

Ипотекой.

Денежные операции в Древнем Риме выполняли:

*Аргентарии.

Депозитарии.

Бухгалтеры.

Квесторы.

Для ликвидации монополии храмов по осуществлению денежных операций древние государства с VII в. до н.э. стали самостоятельно осуществлять:

Торговые сделки.

Обменные операции.

*Чеканку монет.

Прием вкладов.

Древнем Риме меняльным делом занимались:

Консерваторы.

Комиссионеры.

*Нумулярии.

Тамкары.

Первые банки современного типа возникли:

*В Италии.

В Германии.

Во Франции.

На Руси.

В древние века кредитные операции носили в основном … характер.

*Ростовщический.

Инновационный.

Фондовый.

Потребительский.

Аргентарии в Древнем Риме создавали …, деятельность которых закладывала основы денежного предпринимательства.

Корпорации.

Кооперации.

Федерации.

*Ассоциации.

Торговые дома Древнего Вавилона осуществляли выдачу кредита под:

*Заклад товаров, пользующихся спросом на рынке.

Залог недвижимости.

Поручительства.

Гарантийные письма.

С появлением кредитных денег банки начинают выполнять … операции.

Кассовые.

Расчетные.

Залоговые.

*Эмиссионные.

Лица, осуществлявшие в государственном казначействе Древней Греции прием и выдачу денег, именовались:

Кассирами.

*Наукрариями.

Менялами.

Индоссантами.

Возможность проведения центральным банком независимой денежно-кредитной политики свидетельствует о том, что банковская система выступает как:

Разбалансированная.

Нерегулируемая.

*Управляемая.

Зависимая.

По банки делятся на универсальные и специализированные.

Сфере обслуживания.

*Характеру операций.

Масштабам деятельности.

Функциональному назначению.

… банки выполняют весь набор банковских услуг для всех категорий клиентов.

Специализированные.

Инновационные.

*Универсальные.

Депозитные.

Операции по указанию органов исполнительной власти и финансирование государственных программ осуществляют … банки.

*Специальные.

Торговые.

Консорциальные.

Трастовые.

… инфраструктура включает информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение жизнедеятельности кредитных учреждений.

Денежная.

Экономическая.

Рыночная.

*Банковская.

По …выделяют государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки.

*Форме собственности.

Территориальному признаку.

Характеру операций.

Масштабам деятельности.

Юридический статус банка определяется:

*Банковским законодательством.

Центральным банком.

Президентом страны.

Парламентом государства.

. … банка тесно соприкасается с его структурой.

Граница деятельности.

Сущность.

Роль.

*Функция.

Коммерческий банк — это:

Структурное подразделение Министерства экономики.

Хранилище золотовалютных резервов.

*Посредник в расчетах и кредитовании.

Финансовый агент правительства.

При оценке … банка необходимо учитывать социальное назначение его деятельности.

Сущности.

Принципов деятельности.

Функций.

*Роли.

Банковская система включает совокупность …элементов.

Разрозненных,

Полностью идентичных.

*Взаимосвязанных.

Случайных.

… банка — это его специфическое взаимодействие с внешней средой, направленное на сохранение банка как целостного образования.

Граница деятельности.

*Функция.

Организационная структура.

Принципы деятельности.

Функция … является основополагающей для обеспечения деятельности банка.

Консультанта по вкладам.

Инвестора в векселя.

*Аккумуляции свободных средств.

Посредничества в расчетах.

Благодаря функции … банки создают для своих клиентов возможность осуществления расчетных операций.

Аккумуляции свободных средств.

Формирования собственного капитала.

Кредитования юридических лиц.

*Регулирования денежного оборота.

Основное назначение банка состоит в том, что он обеспечивает:

*Концентрацию свободных капиталов и ресурсов.

Инкассацию наличных денег.

Организацию системы рефинансирования.

Выпуск коммерческих векселей.

Роль банков с количественной стороны определяется объемом их:

Ресурсов.

Депозитов.

*Активных операций.

Резервов.

Регулирование деятельности коммерческих банков в условиях двухуровневой банковской системы осуществляется преимущественно … методами.

Принудительными.

Административными.

*Косвенными экономическими.

Оперативными.

Структура банковской системы определяется:

Председателем центрального банка.

Президентом страны.

Количеством кредитных институтов.

*Конкретными общественно -экономическими условиями.

Дойче Бундесбанк — это центральный банк:

Австрии.

*Германии.

Нидерландов.

Швейцарии.

В начале XX в. английская банковская система была:

*Двухуровневой.

Трехуровневой.

Четырехуровневой.

Одноуровневой.

Среди кредитных учреждений второго уровня в банковской системе Великобритании доминирующее место занимают … банки.

Ипотечные.

*Депозитные.

Кредитные.

Торговые.

Банки США имеют … подчинение.

Параллельное.

Тройное.

*Двойное.

Единое.

*Кредитные и торговые банки Великобритании занимаются только:

Приемом вкладов.

Учредительскими (спекулятивными) операциями.

Факторинговыми операциями.

Лизингом.

… Великобритании но характеру своей деятельности являются универсальными.

Торговые банки.

*Сберегательные ассоциации.

Кредитные кооперативы.

Депозитные банки.

Банк Англии создан в 1694 г. как:

*Акционерная компания с ограниченной ответственностью.

Частный банк.

Государственное учреждение.

Общество закрытого типа.

Центральный банк Великобритании согласно принятому в 1946 г. Банковскому акту наделен правом:

Выдавать кредиты населению.

Выполнять операции, характерные для обычного коммерческого банка.

*Требовать от коммерческих банков предоставления необходимой ему информации.

Вмешиваться в операционную деятельность банковских учреждений.

Согласно законодательству Великобритании расчеты между коммерческими банками и другими финансовыми организациями должны осуществляться только через:

Кредитные банки.

Расчетную сеть Банка Англии.

Установление прямых корреспондентских отношений.

*Клиринговые банки.

*Особый статус в банковской системе Великобритании имеют:

Национальный строительный банк и ссудо-сберегательный банк.

Трастовый сберегательный банк и национальный жиробанк.

Кредитные банки.

Торговые банки.

Современные банковские системы, как правило, включают совокупность следующих элементов — это:

*Центральный (эмиссионный) банк, коммерческие банки и специализированные финансовые учреждения.

Коммерческие банки, казначейство, кредитная кооперация, пенсионные фонды, ломбарды.

Центральный (эмиссионный) банк, специализированные финансовые учреждения, общества взаимного кредита.

Специализированные финансовые учреждения, инвестиционные и страховые компании.

В соответствии с законом 1945 г. французские … банки специализировались на проведении долгосрочных операций с ценными бумагами.

Учетные.

Биржевые.

*Деловые.

Депозитные.

При организации безналичных расчетов Дойче Бундссбанк и его филиалы применяют в основном:

*Чеки и векселя.

Платежные поручения и требования.

Аккредитивы и платежные поручения.

Пластиковые карты и инкассовые поручения.

В двухуровневой банковской системе верхний уровень представлен:

Клиринговыми банками.

Инвестиционными банками.

Ссудо-сберегательными учреждениями.

*Центральным (эмиссионным) банком или резервной системой.

Согласно законодательству Немецкий Федеральный банк:

Подчиняется всем указаниям федерального правительства.

*Не обязан выполнять указаний федерального правительства.

Согласовывает свои действия с федеральным правительством.

Выполняет указания только президента страны.

При функционировании … банковской системы ограничения по видам операций и сферам банковского обслуживания отсутствуют.

*Универсальной.

Плановой.

Сегментированной.

Одноуровневой.

Для коммерческих банков Германии характерна … их деятельности.

Замкнутость.

Специализация.

*Универсализация.

Дифференциация.

Старейшими кредитными учреждениями Германии, занимающимися комплексным обслуживанием мелкого и среднего предпринимательства в городах и сельской местности, являются:

*Кооперативные банки.

Клиринговые жнроцентрали.

Почтовые учреждения.

Частные банки.

Региональные и межрегиональные расчеты в Германии проводят:

Инвестиционные банки.

*Жироцентрали.

Сберегательные учреждения.

Клиринговые банки.

Одним из главных элементов банковской системы Японии, обслуживающим крупный бизнес и корпорации, являются … банки.

*Городские.

Промышленные.

Региональные.

Иностранные.

Рейтинг швейцарских банков очень высок, поскольку они:

Выполняют все виды банковских операций.

Тесно взаимодействуют с правительством страны.

*Умеют хранить секреты своих клиентов.

Могут открывать филиалы во всех странах мира.

Основным видом деятельности швейцарских … банков является управление инвестиционными портфелями клиентов.

*Частных.

Национальных.

Кантональных.

Сберегательных.

Функции центрального банка в США выполняет:

Народный банк.

Резервный банк.

Банк США.

*Федеральная Резервная Система.

Наличие … является характерной чертой банковских систем развитых зарубежных стран.

Акционерных коммерческих банков.

*Государственных коммерческих банков.

Земельных крестьянских банков.

Сберегательных учреждений.

… США специализируются на проведении операций по управлению имуществом клиентов и выполнению услуг в их интересах.

*Трастовые компании.

Коммерческие банки.

Ипотечные компании.

Пенсионные фонды.

По законодательству банковская система Франции считается:

Однозвенной.

Четырехзвенной.

*Трехзвенной.

Двухзвенной.

Общей чертой банковских систем Франции и Италии является:

*Большая зависимость центрального банка от правительства.

Отсутствие центрального банка.

Преобладание трастовых банков и кредитных кооперативных учреждений.

Наличие множества эмиссионных банков.

Банковской деятельностью в РК можно заниматься при наличии:

*Лицензии Национального Банка РК.

Временно свободных средств.

Лицензии Министерства финансов.

Разрешения Государственной Думы.

… метод надзора за деятельностью кредитных организаций предполагает изучение их финансового положения по данным представляемой в Центральный Банк отчетности.

Контрольно-ревизионный.

*Дистанционный.

Комплексный.

Сплошной.

Центральные банки возникали путем наделения коммерческих банков правом:

Проведения расчетов в народном хозяйстве.

*Эмиссии банкнот.

Кредитования предприятий и организаций.

Аккумуляции временно свободных денежных средств.

Операции на открытом рынке-это деятельность центрального банка по:

Предоставлению ссуд коммерческий банкам.

Кредитованию населения.

Сокращению счетов коммерческих банков.

*Покупке или продаже государственных ценных бумаг.

Храм, собор, церковь, часовня — в чем разница?

Проничев Сергей. 4 месяца назадОтветить

Собор — это главный храм города или монастыря. — это мнение неграмотных представителей РПЦ МП. Еще можно увидеть мнение , что это самый большой храм города или монастыря.
Связанно это с тем, что во времена самозванцев из дома Романовых на престоле(https://www.youtube.com/watch?v=DCL4TpEo12E), соборы были отменены, и практика проведения их в РПЦ возникла только в постсоветское время.
А объяснять термин Собор, как название храма нужно, а знания потеряны.
Собор (др.-рус. сборъ, соборъ от ст.церковнослав. съборъ) — сбор, собирание . Собор — «главный храм города или монастыря, а также главный храм ведомства, где может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, протопресвитер военного, морского или придворного духовенства». В больших городах в каждой из административных частей города строился свой собор.
Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.
Всего с 1549 по 1684 год такие соборы созывались от 45 до 60 раз. Однако точное их количество установить не удается из-за малого числа источников и письменных памятников начального периода. На них рассматривались преимущественно вопросы внешней и внутренней политики, правила сбора налогов и прочие законодательные акты.
За рубежом.
Собо́р Пари́жской Богома́тери, также парижский собор Нотр-Да́м или Нотр-Да́м-де-Пари́ (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Кафедральный собор архиепархии Парижа. Расположен в восточной части острова Сите, в 4-м городском округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера. Готический собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163—1345 годов. 1302 год — открытие Филиппом IV первого парламента Королевства Франции — Генеральных Штатов.
Кафедральный собор.
Из первого века христианства мы имеем об этом классиче­ское свидетельство от апостольскаго ученика, римского епископа Кли­мента в его послании к Коринфянам, где, между прочим, ясно гово­рится о епископском преемстве от Апостолов. Прекрасный и торжественный способ избрания епископа изображается в Апостольских постановлениях следующим образом:
«Собравшийся в день Господень народ с собором пресвитеров и в присутствии епископов пусть даст согласие. Затем старейший среди прочих епископов пусть спросит пресвитеров и на­род, тот ли это, которого желают иметь начальником (епископом — прим. автора)? И когда они ответят утвердительно, пусть снова спросит, все ли свидетельствуют, что он достоин этого великого и знатного начальствования и истинно ли исполнил то, что относится к его обязанностям в отношении Бога, не нарушил ли прав людей, хорошо ли устроил дела по дому (речь о женатом кандидате — прим. автора) и безукоризнен ли по жизни? И когда все свидетельствовали согласно, по истине, а не по предубеждению, как перед судиёю Богом и Христом и перед Духом Святым и всеми святыми и служебными духами, что он таков, тогда опять в третий раз пусть будут спрошены, действительно ли он достоин священнослужительства, чтобы устами двух или трёх свиде­телей подтвердилось всякое слово; когда же и в третий раз под­твердит, что он достоин, то пусть от всех потребуют знак согласия (речь о голосовании поднятием рук — прим. автора). И когда последнее будет добровольно исполнено, пусть умолкнут. Затем, когда настанет молчание, один из первых епископов с двумя другими, став подле жертвенника в то время, когда остальные епископы и пресвитеры тайно молятся, а диаконы держат раскрытая божественные Евангелия над голо­вою рукополагаемого, пусть говорит молитву» и т. д.
Подобное же этому говорит в одном из своих посланий и Киприан, епископ карфагенский III века, например: «надобно тщательно сохранять и соблюдать божественное предание и установление Апостольское, которое сохраняется у нас почти во всех областях и по которому, для законного поставления к известному народу епископа, необходимо, чтобы собрались ближайшие епископы той области, и тогда пусть избирается епископ в присутствии народа, который хорошо знает жизнь каждого в отдельности и обыкновенно наблюдает поступки каждого».
Таким образом, как эти, так и другие свидетельства показывают самым наглядным образом, что Никейский собор данным (4) правилом только выразил в полной форме то, что практи­ковалось при выборе епископа до него и в его время. Эти предписа­ния Никейского собора подтверждаются многими историческими примерами позднейшего времени.
Поэтому и здания специально строились для проведения собраний, соборов.
храм
род. п. -а. Заимств. из цслав., ст.-слав. храмъ, при исконнорусск. хоромъ (см. хоро́мы)
Культовые термины, если бы вера пришла из Византии, должны бы иметь греческую природу, а никак не латинскую… но наш церковный словарь просто переполнен латинизмами.
русское слово церковь созвучно латинскому cyrica (круг верующих), а не греческому эклесия, откуда французское “eglise”. Греческое название перескочило в латинскую Францию, а латинское перенеслось из Рима в Россию.
Слово «церковь» не является переводом какого-либо слова, используемого будь-то Христом или Его Апостолами, но англиканская форма другого слова, которым Римо-Католики заменили слово, использованное Христом и Его Апостолами. В английской Библии по указу короля Иакова, который приказал своим переводчикам в 1611 году не переводить слово «екклезия», как «община» или «собрание», но использовать слово «церковь», вместо перевода. Происхождение слова «церковь» — не с иврита, и не греческого языка. В действительности, когда переводили Библию, слово церковь уже существовало. Греческое слово, используемое в Новом Завете, для обозначения слова «церковь» звучит как «экклезия», что значит «вызванные». Слово «Екклезия» не относится к зданию, но … к группе людей, и правильный перевод слова «экклезия» должен звучать следующим образом «община, собрание или группа». Странно, но в Деяниях 19:32, слово «екклезия» переведено, как «собрание», но в других отрывках это же слово переведено, как церковь.
Обычный перевод слова «церковь» — «здание для публичного поклонения, особенно христианского поклонения: общество всех христиан как духовного тела».
Само слово вера происходит у нас от латинского слова vera, то есть “Истина”, откуда и французское verite, а не от греческого докса.

Какие есть церкви?

Если ваш друг или подруга ходят в другую церковь, то наверняка, вы будете задавать ей или ему вопросы относительно различий в ваших церквях. Но часто люди не знают о том, какие есть церкви, и каковы различия между ними.

Какие существуют церкви

В первую, очередь следует знать, что католики и протестанты, тоже являются христианами. Христианство в свою очередь разделяется на 3 главных течения: католичество, православие и протестантизм. Однако единой Протестантской Церкви не существует, протестантских деноминаций по всему миру насчитывается несколько тысяч, а в Православную Церковь входит несколько Церквей независимых друг от друга.

Кроме Русской Православной Церкви, существует Грузинская, Греческая, Сербская, Румынская Православные Церкови и прочие. Православные Церкви управляются патриархами, архиепископами и митрополитами. Стоит отметить, что не у всех Православных Церквей имеются общие молитвы и таинства, а некоторые вообще не хотят признавать друг друга истинными церквями.

В самой Российской Федерации Православных Церквей несколько, кроме Русской Православной Церкви, существует еще и Русская Зарубежная Православная Церковь и прочие. Из этого можно сделать вывод, что у мирового православия нет единого руководства. Но, тем не менее, православные считают, что само единство Православной Церкви заключается во взаимном общении, в ее таинствах и едином вероучении.

Католичество представляет собой одну Вселенскую Церковь. Поэтому все ее части во всех странах мира разделяют единое вероучение, общаются между собой и признают своим главой Папу Римского. В Католической Церкви существует деление на обряды. Так, например, общины внутри Католической Церкви, отличаются друг от друга церковной дисциплиной и формами литургического поклонения. Поэтому существуют католики римского обряда, византийского обряда и прочие, но все они являются прихожанами одной Церкви.

Отличия церквей

Основным отличием между Католической и Православной Церквями является различное понимание единства Церкви. Так, православные разделяют одну веру и таинства, в то время как католики кроме этого имеют единого главу Церкви – Папу, который является главенствующей фигурой в вопросах морали и веры, управления и дисциплины, православные же не признают главенства Папы. Также обе церкви отличаются своим пониманием кафоличности или вселенскости. По утверждению православных, Вселенская Церковь «воплощена» в любой поместной Церкви, которая возглавляется епископом. Однако католики добавляют, чтобы относиться к Вселенской Церкви, любая поместная Церковь должна общаться с поместной Римско-католической Церковью. У Католической Церкви есть догмат, что брак заключается на всю жизнь и разводы запрещены, Православная Церковь в некоторых случаях допускает разводы.

Если рассматривать виды церквей, их различия, то особняком стоит, Протестантская Церковь. Протестантизм представляет собой совокупность многочисленных и самостоятельных общин и церквей, связанных общим вероисповеданием Мартина Лютера. Своими корнями он уходит в раннее христианство. Основным отличием протестантизма является, то, что в качестве основы христианской жизни принимается исключительно Священное Писание, то есть Библия. Остальные же предания, которые возникли позднее, признаются полезными для изучения, однако по статусу не являются неоспоримыми основами веры. Протестантизм разделяет общехристианские верования о бытии Бога, его триединстве, об аде и рае, бессмертии души, однако отвергает католическое представление о чистилище. Теперь вы знаете, какие бывают церкви, и каковы их основные различия, и возможно решите в какую церковь ходить, если ваша вас в чем-то не устраивает. Кроме этого, вышеописанные сведения помогут вам, не попасть впросак при человеке, который ходит в совершенно другую церковь, поскольку будете корректны в своих высказываниях.

Урок ОРКСЭ «Православные храмы». 4-й класс

— Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.

— Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.

Памятка мальчику: Слайд № 3.

Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…

Памятка девочке: Слайд № 4.

Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

Мы с вами поднимаемся на паперть. Слайд № 5.

Паперть

– крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.

Храм –

дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор. Слайд № 6.

Чего много в храме? (Свечей. Икон.)

Церковная свеча

— символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. Слайд № 7.

Свеча ставится около иконы.

Икона –

священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Слайд № 8.

Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем).

Наш взгляд упирается в иконостас.

Иконостас –

перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма. Состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый — икону Богородицы с Младенцем Христом и пророков. Верхний, пятый ярус — икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием. Слайд № 9.

Отгадайте загадку:

Уточки крякнули,
Бережки звякнули:
Собирайтесь, детушки,
К одной матушке.

— Что это за матушка: (- Храм (церковь)).

— Что это за «бережки», за «краешки», которые «звякнули»? (- Колокола.)

— Зачем они звонят? (- Зовут в храм на молитву.)

Слайд № 10.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов. Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д.

— А кто из вас видел другие храмы?

Ответы детей.

— Они все одинаковые? (- Нет. Слайд № 11.)

— Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (- Нет и да.)

Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все — разные. И этим они похожи на людей.

Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя — он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Храм – это не просто здание, это живой организм.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

Храм, его возникновение и символика

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сио́нская го́рница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «и́косом», а у римлян «э́кусом». По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

До Миланского Эди́кта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях – базилики.

Базилика

Базили́ка – прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем.

Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

Катако́мбы – обширные подземелья в древнем Риме – стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства. Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями. Существовало три основных категории катакомбных помещений: куби́кулы, кри́пты и капе́ллы.

Символичекие изображения в катакомбах:

Рыба – «ИХТИС», символ Спасителя

Рыбы, как символ христиан, возродившихся в купели Крещения

Куби́кулы – помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.

Кри́пты – использовались не только для захоронений, но и служили для оправления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек. Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.

Капе́ллы – храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений. Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы отличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин.

Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени. Деталь, присущая только катакомбным храмам – это так называемые люмина́рии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.

Рыба и корзина с хлебом, как символ Христа и Причащения

Корабль – символ христианской Церкви

Якорь – символ христианской надежды

Основные символические изображения, существовавшие в катакомбах, следующие: якорь – знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании; голубь – символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души; феникс – мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения; павлин – символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению; петух – также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью; агнец – символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя; лев – символ силы, могущества, власти; оливковая ветвь – символ мира, возрождающейся жизни; лилия – символ чистоты; рыба – глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» – «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель; виноградная лоза и корзина с хлебом – символизируют Таинство Причащения. Языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей – так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников.

Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; пророк Даниил между львами; получение скрижалей пророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.

Изображения Христа в катакомбах были трех типов:

1. Символический: Добрый Пастырь, Агнец, Орфей.

Пастух – символ Доброго Пастыря Христа

2. Античный: Спаситель в молодых летах, стройного телосложения, с мягкими чертами лица и без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом или со свитком в руке.

Агнец – ветхозаветный прообраз жертвы Христа

3. Византийский: лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, борода, разделенная иногда на две части. Крещатый нимб (золотое полукружие со вписанным в него Крестом) увенчивает голову Спасителя.

Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах. Эти изображения делились на два типа:

1. Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Ее лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках – Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом на голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии.

2. Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.

Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением).

Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абси́дой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма. Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконоста́сом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престо́лом . В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой – солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря площадку, затем следовала средняя часть храма, далее – его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притво́ру . В центре солеи устраивался полукруглый амво́н, с которого обычно произносились проповеди. Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.

Период, начавшийся после принятия христианства в Римской империи как государственной религии, положил начало новой эпохе в истории храмоздательства. Причем разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базили́ка, в то время как в Восточной Церкви в V-VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль. Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

Схема храма в форме креста

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV-XVI вв. Псков

Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16; 18).

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва

Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва

Шлемовидная форма купола Спасского собора Андроникова монастыря, XV в. Москва

Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру, характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.

Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5; 15, 16). Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.

Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.

Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую «привязку»: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке; вмч. Георгия в Ендове.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх