Помост

Вопросы веры

Праздник крещения господня

Крещение Господне — один из главных христианских праздников, установленный в честь Иисуса Христа, богатый традициями, обычаями и приметами. Он начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают Крещенский Сочельник и знаменует конец Рождественских Святок. Обычаи, традиции, приметы и гадания Крещения Господня ведут начало от первых веков христианства, когда произошло Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В Библии говорится о том, что в момент крещения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно голос с небес провозгласил о том, что Иисус — Сын Божий. Еще этот праздник называют Богоявлением — в этот день Господь впервые явился полностью, как Отец, Сын и Святой Дух или Святая Единосущная Троица, в которую и верят христиане.

Обряды на Крещение Господне

За долгие тысячелетия христианства сложилось множество крещенских традиций и обрядов. Главный обряд праздника – посещение богослужения, на котором освящают воду. Крещенская вода — это освященная определенным образом с помощью молитв чистая питьевая вода. Ее весь год бережно хранят и пьют с утра натощак с молитвой. Также освящалась вода в колодцах реках и озерах — этот обряд проводится и в наши дни. Вода, которая освящается в этот день — самая великая святыня, способная исцелить душу и тело.

Крещенская вода носит название Великая Агиасма, что в переводе с греческого означает «святыня». Как применять крещенскую воду для здоровья души и тела, чтобы она помогла прожить во здравии и благополучии весь год?.

Накануне Крещения мужчины вырезают во льду прорубь в виде креста, который устанавливают рядом. Возле креста происходит обряд Иорданского водоосвящения. Священник трижды опускает в прорубь крест и зажженный трехсвечник — вода крестится огнем. Прорубь называется «иордань», а освященная в ней вода — «великой агиасой», что означает «великая святыня». Верят в то, что крещенская вода — такая же святая и чудодейственная, как и вода Иордана, в которой крестился Иисус. Считается что, когда происходит крещение, на воду сходит благодать Святого Духа, которая освящает и прощает грехи, исцеляет болезни и является пагубной для демонов. Крещение дает способность любить Бога и ближних, и силы, необходимые для соблюдения заповедей. И каждый год мы имеем возможность с помощью благодатных вод, обновляющих весь мир и человека, пополнять эти силы. В праздник Крещения во дворах храмов можно увидеть длинные очереди из людей, желающих освятить воду. Однако те, кто не сумел прийти на службу по каким-либо причинам, могут набрать воду из любого водоема в крещенскую ночь. Считается, что во всех источниках в это время вода набирает свою целебную силу. Крещенской воде приписывают свойство очищать и лечить болезни тела и души, а также смывать накопившийся негатив.

Крещенские купания

Купание в проруби в ночь на Крещение Господне также стало всенародной традицией — этот обычай имеет символическое значение, напоминает людям о великом таинстве и необходимости очищения души на исповеди.

Крещенская вода – это настоящая святыня, которая исцеляет и укрепляет душевные и телесные силы человека. Вообще, на Руси считалось, что купание в проруби на Крещение способствует исцелению от многих недугов, поэтому такая торжественная процессия освящения возле проруби водоема совершается, чтобы сделать для людей доступным купание на Крещение. Вода, как живая материя, способна изменять свою структуру под воздействием информации, поэтому все зависит от мыслей в голове человека.

Одним из самых любимых у славян был и остается великий и всесильный праздник Рождества. Долгие века православие смешивалось с языческой культурой с ее традициями и суевериями, а многие обычаи на Рождество имеют языческие корни и никак не связаны с христианством. Многие народные приметы, суеверия и обычаи на Рождество Христово дошли и до наших дней.

Крещенские традиции и обычаи

У наших предков существовала масса традиций и обычаев празднования Крещения Господня, которые обязательно соблюдались и выполнялись. К примеру, обычай, связанный со святой водой: каждая хозяйка имела особый кувшин, который использовался только для сбора крещенской воды. В него в день праздника собирали снег, а после того, как он таял — относили в погреб. Применяли потом эту воду для снятия с себя и с дома сглаза и порчи, в случае болезней и различных хворей. Любое действие, совершенное со святой водой, люди сопровождали молитвой и искренней верой в благополучный исход.

Еще одна традиция, укоренившаяся много веков назад — освящение дома свежей крещенской водой. Для этого глава семьи должен взять ветвь вербы, принесенную из церкви во время празднования Пасхи, смочить ее крещенской водой и окропить все комнаты.

Вернувшись после вечернего молебна,наши предки защищали свой дом. Для этого мелом или с копотью от церковной свечи они рисовали над каждым дверным и оконным проемом по кресту.

Не менее важной традицией на праздник считался сбор за одним столом всех родственников, на который ставили самые разнообразные блюда.

Приметы на Крещение на погоду

В народе верят, что приметы, подмеченные на Господне Крещение — самые верные. Очень много крещенских примет связано с погодой, ведь наши предки очень зависели от сил природы.

  • Погода этого дня указывает на погоду декабря. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявление, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.
  • если в день Крещения стоит полнолуние, то весь январь следует ожидать такую погоду, которая была последующие три дня после праздника.
  • если в Крещение небо было ясное и безоблачное, то и до конца месяца погода будет морозной и ясной.
  • если Крещение попадает на Полнолуние, то весной можно ожидать сильных паводков;
  • если на Крещение идет дождь, то до конца января будет пасмурно и дождливо.
  • солнечная погода сулит засушливое лето;
  • ветер, дующий с южной стороны, сулит множество летних гроз.
  • полный месяц в Крещенскую ночь– к большому весеннему разливу.

Приметы на Крещение на урожай

Люди подмечали, какая погода будет в Крещение и связывали это с будущим урожаем:

  • если в этот день погода ясная и холодная – лето будет засушливое; пасмурная и свежая – к обильному урожаю.
  • хороший урожай ожидают, если погода пасмурная и влажная;
  • яркое звездное небо также указывает на сухое лето, но и на урожай лесных даров;
  • коли на открытую воду пойдет туман, то хлеба будет много.
  • коли в Крещение собаки много лают, – будет вдоволь всякого зверя и дичи.
  • звездная ночь – лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель – к урожаю. Ясный день – к неурожаю.
  • если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идет снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчел получится много роев.
  • в крещенский полдень люди смотрели в небо — если на нем были синие облака, то верили в урожайный год.

К тому же, крещенному в праздник человеку всю жизнь будет сопутствовать счастье. С праздника Крещения в церквях открывается сезон венчания, который продлится вплоть до Масленой недели. В это время все желающие узаконить свои отношения перед Господом могут пройти таинство венчания и скрепить свой союз священными узами брака.

Крещенские развлечения

На Крещение молодежь развлекалась на снегу и льду: катались на санках и коньках и устраивали карусели. Веселые колядовщики в этот праздник вновь обходили дома, колядовали и пели песни, поздравляя друг друга.

Ранее существовал обычай — парни и девушки после Крещения вновь могли собираться на «вечерю», где молодые люди присматривались друг к другу и выбирали себе пару.

Канун Рождества, который называется рождественский Сочельник всегда считался особенным. В это время нечистая сила гуляет по земле и даже позволяет заглянуть в потусторонний мир. Наибольший интерес гадания в Сочельник, в ночь перед Рождеством, вызывали у девушек, которые хотели узнать имя будущего супруга.

Крещенские гадания

Гадание на Крещение в старину было, пожалуй, самым популярным развлечением. Хотя гадание – это вовсе не религиозный обычай и к самому празднику Крещения Господня отношения не имеет, а восходит к язычеству, тем не менее молодежь занимается этим и поныне.

Гадали абсолютно на всем, что попадалось под руку — это могли быть предметы и животные, звуки, тени. Толкование того, что девушка увидит в воде, зеркале, на стене или снегу, было искусством. В обычной капле воска на дне блюдца особо впечатлительные могли увидеть всю историю своей жизни.

Гадание по звукам
Несколько девушек в ясный лунный крещенский вечер ходили к дверям запертой церкви и пытались услышать то, что обещал им Новый год. Они прислушивались к звукам: кому-то мерещился или венчальный хор, или заупокойная служба. Замужество означал звук колокольчика, а глухой стук — скорую смерть.

Гадание на имя
Существовало гадание, которое с удовольствием выполняли и парни и девушки. Они спрашивали имя у прохожих – у женщин мужское, у мужчин — женское. Считалось, так будут звать будущего жениха или невесту.

Гадание по башмачку
«Раз в Крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Гадание с башмачком (туфелькой, валенком) – самое распространенное Крещенское гадание. Считалось, в какую сторону смотрит носок упавшего наземь башмачка, в такую сторону уведет невесту суженый. Башмачок нужно снять непременно с левой ноги. Если башмачок упадет в сторону дома — замужества в этом году не предвидится.

Гадание на снегу
В Крещенскую ночь нужно упасть навзничь на снег, а утром посмотреть на след. Если он остаётся гладким, то будущий муж будет смирный и спокойный. Если же след будет поврежден, то считалось, что муж будет драчливый.

Гадание на булочках
Девушки гадали на булочках, кто скорее замуж выйдет, при помощи собаки. Каждая из дома приносит булочку, выкладывают их в ряд, а потом запускают голодного пса. Чью булку схватит первую – та первой и замуж выйдет.

Гадание с кошкой
Кошка понадобится для гадания на исполнение желания. Загадайте желание и позовите кошку — если она переступит порог комнаты левой лапой, желание сбудется, если правой – не суждено.

Гадание с зеркалами
Считается, что это гадание самое опасное. Существует поверье, что из Зазеркалья можно не вернуться. Друг против друга ставятся два зеркала, между ними зажигаются свечи. В полночь девушка садится в темноте между двумя зеркалами и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь увидеть своего жениха.

Гадание по теням о судьбе
Для этого гадания нужно смять лист бумаги, положить его на блюдце и поджечь. Когда лист сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену. Рассматривая тень от сгоревшей бумаги, пытаться узнать будущее.

Гадание на сон
Это одно из самых распространенных гаданий. Девушка кладет под подушку гребенку, говоря: «Суженый-ряженый, причеши мне голову» — тот, кого она увидит во сне, и будет ее женихом.

Гадание на воске
Это гадание для тех, кто обладает недюжинным воображением. Зажженую свечу, когда она хорошо разгорится, наклонить над миской с водой и дать нескольким восковым каплям упасть в воду. Если получилось несколько мелких круглых фигур – это к деньгам. А большие фигуры можно истолковать так:

  • Виноград – означает любовь, дружбу, удачу, достаток.
  • Гриб – жизненную силу, упорство, долголетие.
  • Колокол – вести: ровный – к хорошим вестям, кривой или щербатый – к дурным, несколько колоколов – тревога.
  • Яблоко – это символ жизни, мудрости, здоровья. Если яблоко слишком кривое, то это означает искушение, которому лучше не поддаваться.

Но помните, во время гадания душа человека — в руках нечистой силы, потому гадание всегда осуждалось церковью. Именно поэтому, в старину гадающие на следующий день, в Крещение, обязательно окунались в прорубь, смывая таким образом свои грехи.

Что нельзя делать на Крещение:

Набирать много крещенской воды — это грех, потому что крещенская вода — это духовное лекарство.
Разбавлять святую воду нельзя – не к добру.
Держа в руках святую воду категорически возбраняется ссориться или ругаться.
Крещенская вода теряет святость, если вы допускаете неблагочестивые мысли.
Из дома нельзя ничего выносить, а также давать деньги в долг перед Крещением Господним, иначе потом весь год будете испытывать нужду.
Гадать после праздника Крещения категорически нельзя;
В течение 10 дней после Крещения запрещалось стирать белье в реке, чтоб в святой воде было меньше нечисти.

Кто крестил Иисуса Христа

В самом знаменитом художественном музее Москвы — Третьяковской галерее — есть одна удивительная картина. Для нее даже был построен отдельный зал, потому что она очень большая. Называется она «Явление Христа народу», а написал ее художник Александр Иванов. Христос изображен на ней вдали, еще только приближающимся к лю­дям, расположенным на переднем плане картины. А в центре композиции — фигура человека с посохом в руке, одетого в звериные шкуры. Именно он указывает людям на пришедшего к ним Христа. И наверное, не случайно автор картины с таким названием сделал его центральной фигурой на своем полотне. Именно он оказался главным помощником Иисуса Христа в этом важнейшем событии — Его явлении народу, который Он пришел спасти. С тех пор прошло две тысячи лет, но весь мир знает его имя — Иоанн Креститель. Здесь мы расскажем историю его жизни — от момента рождения до события, изображенного на картине.

Страшный приказ Ирода

Всего лишь полгода прошло, как Елисавета стала матерью. И тут над головой ее маленького сына Иоанна вдруг сгустились тучи. Злобный и подозрительный иудейский владыка Ирод узнал от приезжих магов, что в его владениях родился будущий Царь Израиля. И действительно, в городе Вифлееме у девы Марии, родственницы Елисаветы, тогда родился обещанный ангелом сын Иисус. Его рождение было тихим и почти никому неизвестным, потому что мама родила его в чужом городе, где была в это время проездом. Ни родственников, ни друзей у нее в Вифлееме не было.

Ирод тоже не знал, о каком именно младенце сказали ему приезжие маги. Но очень испугался, что будущий Царь Израиля отнимет у него власть, когда вырастет. И тогда Ирод отдал своим воинам страшный приказ — убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Тысячи ни в чем не повинных детей погибли в те дни. Даже птицы перестали петь в окрестностях Вифлеема. Лишь горький плач несчастных матерей слышался над окровавленным городом. И все же погубить Иисуса царю-убийце так и не удалось. Ангел предупредил семью Иисуса о готовящемся побоище, и они успели бежать из Вифлеема далеко, в другую страну.

Но был в Иудее еще один необычный младенец. Его не нужно было разыскивать, потому что с самого рождения слава о нем прошла по всей Иудее. Это был Иоанн, сын священника Захарии. «Ведь не зря же о нем говорят, что родился он по предсказанию ангела. Быть может, это и есть будущий Царь?» — думал Ирод, все еще не утоливший своей злобы. И на всякий случай он послал отряд воинов в Хеврон, чтобы убить еще и маленького Иоанна. Из окна своего дворца царь-убийца смотрел на мчащихся по пыльной дороге всадников и думал, что уж теперь-то его власти ничего не угрожает.

Бегство

Солнце уже поднималось в зенит над древними зданиями Хеврона. Совсем скоро воздух в городе раскалится и все уйдут прочь с площадей и улиц, пережидать жару. Старые дома со стенами из горного камня и глины умеют хранить прохладу даже в самый жаркий полдень.

Елисавета только что покормила своего малыша и теперь собиралась уложить его в колыбель. Вдруг в дом забежала растрепанная соседка, торгующая на рынке козьим молоком.

— Елисавета, скорее беги из города! Твоего сына хотят убить!

— Что за странные вещи ты говоришь? — Елисавета строго свела брови. — Кто может хотеть смерти младенца, которому нет и года от роду?

— Сегодня утром по рынку ездили всадники из охраны Ирода. Те самые, которые убивали детей в Вифлееме. Они спрашивали, как найти дом священника Захарии. Все горожане боялись их и говорили, что не знают. Всадники были очень злы. Они до полусмерти избили хромого горшечника, когда он отказался сказать, где ваш дом. А я бросила свой товар и быстрее побежала, чтобы предупредить тебя…

Но Елисавета уже не слушала запыхавшуюся соседку. Быстрее молнии металась она по дому, собирая все необходимое для бегства. Миг — и вот уже собран дорожный узел. Схватив маленького Иоанна на руки, она выскочила из дома и побежала прочь — туда, где за рекой высились неприступные горы.

Едва скрылась Елисавета за поворотом улицы, как возле дома зацокали копыта.

— Обыскать дом! — крикнул старший из всадников, придерживая разгоряченного коня.

Через мгновение его воины уже тащили из дома перепуганную торговку молоком.

— Вот, господин. В доме только эта женщина. Больше никого нет.

— Эй, я видел тебя на рынке. Это ведь не твой дом. Нам сказали, что здесь живет семья священника Захарии. Ты что, предупредила их о нашем приезде? Говори! — закричал старший.

— Нет, мой господин, — едва живая от страха, пролепетала торговка молоком. — Я лишь зашла к ним после удачной торговли, чтобы отдать долг. Вот, смотрите, — и она дрожащей рукой протянула всаднику монету в два шекеля.

Тот злобно оскалил зубы и ударил ее по ладони рукоятью плети. Монета со звоном покатилась по булыжной мостовой.

— Ты видела, куда убежала старуха с младенцем? Говори, иначе умрешь.

— Да, видела. Она побежала вон туда, в долину. Я слышала, у нее там живет брат, наверное, она решила спрятаться у него, — и торговка показала совсем в другую сторону.

Всадники вскочили в седла и с гиканьем проскакали вдоль улицы, вниз в долину. Кони их мчались как ветер. Но теперь с каждым шагом они уносили их все дальше и дальше от беглецов.

А отважная торговка перевела дух, присела на корточки и горько заплакала.

В это время Елисавета уже вышла из города и по извилистой тропе поднималась вверх по горному склону. Вот уже и тропа исчезла, один битый камень и скалы вокруг. Никакой всадник не сможет сюда подняться. Даже пастухи не гоняют сюда своих овечек.

Наконец Елисавета перевела дух. Теперь ее младенцу никто не угрожал. Но как же тут можно жить — в этой каменной пустыне, вдали от людей, да еще с грудным ребенком на руках? И тут она вспомнила слова ангела, что ее мальчику Бог уготовал великие дела. Воздев руки к небу, Елисавета стала молиться:

— Господи! Не для того ты уберег моего сына от меча убийц, чтобы он умер от голода в этих пустынных горах. Пошли же нам спасение здесь, где, кроме Тебя, уже никто не сможет помочь.

С этими словами она взяла на руки младенца и пошла прямо на скальные расщелины, темневшие на склоне горы. Вдруг в одной из них она увидела свет. Это оказался узкий проход, ведущий к маленькой уютной лужайке, укрытой со всех сторон скалами. Посреди лужайки из земли бил родник с прозрачной водой. Прямо над родником большая финиковая пальма свесила до земли ветви, усыпанные спелыми плодами. А рядом в скале — пещерка, в которой можно укрыться от непогоды.

— Благодарю Тебя, Господи! Я знала, что Ты нам поможешь, — помолилась Елисавета и стала обустраивать свое новое жилище, в котором им с сыном предстояло провести не один год.

Обозленные всадники вернулись в Иерусалим ни с чем. Найти младенца Иоанна они так и не смогли.

— Бездельники! — грозно кричал на них царь Ирод. — Разве за то я плачу вам жалование, чтобы слушать ваши нелепые оправдания?

— Царь, — склонив голову, обратился к нему старший из всадников, — мы не нашли младенца в Хевроне. Но его отец-священник сейчас служит здесь, в храме. Быть может, он знает, где его сын?

— Так почему же вы до сих пор здесь? Отправляйтесь и заставьте его говорить. А если откажется, тогда убейте его.

— Убить священника? — всадники переглянулись.

— Да. За неповиновение царю. А если не исполните, тогда я прикажу убить и вас.

Через несколько минут всадники были уже у храма. Спешившись, они подошли к Захарии, который собирался разжечь огонь у жертвенника.

— Где ты скрыл своего сына, старик?

— Я служу сейчас Богу и не знаю, где мой сын, — отвечал Захария.

— Отдай нам его, так повелел царь. Иначе погибнешь прямо здесь.

— Я и вправду не знаю, что вам сказать. Если убьете меня — прольете кровь невинную.

— Ну что ж, старик, ты сам выбрал свою участь.

И воины убили священника Захарию прямо перед храмом.

Креститель

Елисавета уже никогда не возвращалась из своего горного убежища назад к людям. Она учила маленького Иоанна слову Божьему, рассказывала ему, как он появился на свет и что сказал о нем ангел.

Спустя семь лет после стремительного бегства Елисавета умерла. Иоанн к тому времени уже подрос и научился сам выживать в пустыне. Еду он добывал, выкапывая съедобные корешки и собирая дикий мед в гнездах горных пчел. Ему не было одиноко, потому что ангел, предсказавший его рождение, часто посещал его. Никто не знает, о чем они разговаривали во время этих встреч. Но ангел — значит вестник. Он всегда передает людям лишь то, что сам услышал от Бога.

Прошли годы. Иоанн давно уже вырос, стал взрослым мужчиной. И вот однажды ангел сказал ему:

— Иоанн, время настало. Ступай к народу Израиля, чтобы уготовить путь Господу, идущему за тобой. Исправь ожесточенные сердца, верни заблудившихся, расскажи им о праведной жизни и научи ходить перед Богом так, как я тебя научил.

— Да, мой господин. Вот я уже иду.

Иоанн надел накидку из верблюжьей шерсти, перетянул ее поясом и отправился к реке Иордан.

Вскоре по всему Израилю стало известно, что на берег реки Иордан из пустыни вышел пророк Божий. Люди говорили, что он никогда в своей жизни не пил вина, даже не ел хлеба, проводя всю свою жизнь в молитве. И потому Бог послал его научить народ Израиля праведной жизни. Это был Иоанн.

Тысячи людей стекались к нему со всех концов страны, чтобы получить наставление и омыться от своих грехов в водах Иордана. Такое омовение называлось крещением. Поэтому Иоанна в народе называли — Креститель.

Тех, кто приходил к нему, надеясь скрыть свои грехи, он встречал грозными словами:

— Порождения змеиные! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния! Уже и топор при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

И спрашивал его народ:

— Что же нам делать?

Он сказал им в ответ:

— У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, пусть накормит голодных.

Вдруг толпившиеся у берега люди опасливо раздвинулись, пропуская вооруженных солдат в сверкающих на солнце доспехах. Это были римские легионеры. Зачем они сюда пришли? Быть может, они хотят арестовать Иоанна за то, что он собрал здесь столько народу? Но легионеры спокойно встали на берегу. Их старший подошел к Иоанну, учтиво склонил голову и спросил:

— Учитель, что нам нужно делать, чтобы жить праведно?

Народ с ненавистью и страхом смотрел на чужеземцев. Римская армия в те времена захватила Израиль, поэтому легионеров все боялись. Люди ждали, что бесстрашный пророк сейчас крикнет римлянам: «Убирайтесь отсюда, нечестивцы!».

Но Иоанн посмотрел на солдат и тихо сказал:

— Не обижайте никого. Не отнимайте у беззащитных людей деньги, еду и одеж­ду. Довольствуйтесь своим жалованием и выполняйте лишь то, что должны по службе.

То же самое говорил он и мытарям — сборщикам налогов в римскую казну:

— Не берите у людей больше, чем вам положено, будьте честными.

Мытарей ненавидели все иудеи, но Иоанн даже для этих отверженных людей находил слова, способные коснуться их сердца. И только те, кто не хотел оставлять свои грехи, слышали от него грозное обличение.

Более четырехсот лет не было на иудейской земле такого великого пророка. И теперь все думали, что Иоанн и есть тот самый царь народа Божьего, которого так ждали все иудеи. Но Иоанн с детских лет знал от ангела, что его дело — лишь приготовить путь для грядущего Царя.

Пророк склоняет голову

В ту пору Иисусу, сыну Марии, исполнилось тридцать лет. Он также пришел на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Никто в толпе не знал, что этот молодой, небогато одетый человек — безгрешный Сын Божий. И один только Иоанн понял, Кто посетил его. Увидев подошедшего Иисуса, он поклонился Ему и сказал:

— Это мне надобно креститься от Тебя. Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ:

— Делай то, что должен. Так мы с тобой исполним волю Бога и покажем пример покаяния людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Его. Когда Иисус выходил из воды, вдруг раскрылись над Ним небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После этого Иоанн окончательно убедился в том, что Иисус — Сын Божий и Царь, которого так ждал весь народ.

Так Иисус Христос был крещен в водах реки Иордан человеком, которого Он сам после назовет величайшим из пророков. Далее у каждого из них будет свой путь. Иоанн обличит нечестивого царя Ирода. За это царь бросит его в тюрьму, а потом обезглавит. Иисус же будет ходить по городам Израиля с проповедью, исцелять больных, творить чудеса. И на пасху в Иерусалиме отдаст Себя в искупительную жертву за грехи всего человеческого рода — по ложному обвинению Его распнут на кресте.

Но после смерти Иоанна и Иисуса их души отправятся в одно и то же страшное место — в ад. Иоанн сойдет туда, чтобы и в аду проповедовать скорое пришествие Сына Божьего, как он делал это на земле. А Иисус придет вслед за ним, чтобы разрушить врата ада и вывести из него всех узников, которые захотят войти в вечное царство Сына Божьего.

Однако все это будет потом. А сейчас толпящийся на берегу народ лишь смотрит и недоумевает — почему столь почитаемый в народе пророк смиренно склонил голову перед никому не известным Человеком, пришедшим к нему креститься.

Рисунки Галины Воронецкой

Более подробно узнать о житии величайшего из пророков можно в книжке «Житие святого Иоанна Крестителя в пересказе для детей» (издательство «Никея», 2016)

Полное название этого великого христианского праздника — Святое Богоявление Крещение Господне. Он посвящен великому событию в жизни Иисуса Христа, Его Крещению как человека в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время которого Он и был явлен миру как Бог Сын. В момент Крещения, по утверждению трех синоптических Евангелий, на крещаемого Иисуса в виде голубя сошел Святой Дух с одновременным гласом с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17). В «Евангелии» от Иоанна это событие передается в форме свидетельства самого Иоанна Крестителя.

Согласно евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк. 3:23) с целью принять крещение.

  • Когда празднуют Крещение Господне
  • Как готовиться к празднику Крещения
  • Как вести себя в праздник Крещения Господня
  • Что нежелательно делать на Крещение?

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

Крещение считается последним из приятного списка наших январских праздников, все уже отметили Новый и Старый Новый год, съели рождественскую кутью и приняли в доме гостей с колядками и готовы освятить воду 19 января.

Когда празднуют Крещение Господне

Это евангельское торжество не выходит из даты и ежегодно Православной Церковью отмечается 19 января. Ему предшествуют святки (святые дни). Это празднование проходит по всем каноническим церковным правилам. Вечером 18 января в православных храмах идут праздничные вечерние службы, на которых верующие исповедуются, чтобы на утренней службе 19 января достойно причаститься.

19 января на утренней службе служат праздничную литургию, после неё проводится священником водосвятие. Если есть возможность, то все это красивое действо происходит близ водоема или даже бассейна, построенного специально для купания в освещенной воде. Во время водосвятного молебна освящается и принесенная с собой вода, чтобы после данного освящения она стала агиасмой и использовалась в течение года для питья по вашей вере.

Как готовиться к празднику Крещения

Верующие ставят на подоконники накануне вечером приготовленную для освящения воду. Считается, что уже с полуночи она освящается повсеместно и в домашних даже условиях. Полное освящение приготовленной чистой воды, налитой в чистую посуду, происходит после литургии на водосвятном молебне, когда священник окропляет под пение праздничного тропаря открытые с принесенной водой емкости из своей освященной чаши.

В последние годы в России и на Украине сложилась традиция купания в освященной воде при любой январской погоде и температуре. Трижды погружаясь в воду с головой и осеняя себя крестным знаменем, верующие ощущают всю бодрящую красоту этого праздника. Как правило, священник знакомит всех желающих купаться в ледяной купели с медицинской инструкцией, предупреждающей о том, при каких хронических болезнях и возрастных состояниях даже такое кратковременное купание противопоказано. Кроме того, священник сначала благословляет желающих купаться.

Если такое купание проводит церковная община, то все готовится заранее: относительно защищенные от ветра раздевалки для женщин и для мужчин. Обустраивается место для чаепития. Горячий чай и сладкие угощения тоже приготовлены заранее.

Следует не забывать даже мужчинам, что это не пляжное купание, и погружаться пристойнее в воду в специальной чистой рубашке. То же касается женщин и девушек — бикини здесь явно неуместны. Важно позаботиться о специальной обуви, чтобы не бежать босыми ногами до раздевалки. И о большом махровом полотенце или махровом халате не забыть. Такое купание, конечно, ничего не имеет общего с моржеванием, кроме воды зимней температуры, но все же предварительно неплохо было бы в домашних условиях позакаляться под холодным или прохладным душем.

Как вести себя в праздник Крещения Господня

В этот праздничный день нет ограничений в пище — можно семейно или по-дружески посидеть с умеренным употреблением вина за щедрым крещенским застольем, не забывая главной причины торжества. Можно ходить в гости к родственникам, навещать с гостинцами одиноких и больных соседей и, как всегда, творить добро на радость людям и во имя Господне. Если кто в этот день причастился, то его поведение остается сдержанным во всех отношениях и с мыслями о Господе.

Что нежелательно делать на Крещение?

К этим сложившимся в народе запретам можно относиться по-разному — все зависит от вашей воли и веры, однако знать о них будет никому нелишне:

  • Следует избегать ссор и тем более скандалов, лгать, сплетничать, завидовать, по пустым поводам жаловаться и разжигать в душе плохие помыслы.
  • Отложить все несрочные бытовые дела: уборку в доме, стирку, рукоделие, ремонт.
  • Постараться все действия, связанные с уходом за ногтями и волосами (стрижка, завивка, бритье головы наголо) осуществить накануне или после праздника.
  • Считается, что и денег в этот день занимать не нужно, чтобы весь год этого делать не понадобилось.

О Крещении Господнем в Евангилии

В Евангелии от Матфея (3, 1 — 2, 5 — 7; 11, 13 — 17) об этом событии говорится: «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»

Вот так всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. И сам факт Его Крещения при участии Иоанна Крестителя следует рассматривать как первое общественное служение Христа. После крещения Иисуса Христа «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили и крестились» . По мнению евангелиста Иоанна, первые из 12 апостолов Христа появились именно под влиянием проповеди Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом»

Коротко о празднике: Крещение (Богоявление) Господне

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви.

Дата (новый стиль): 19 января

Статус: господский двунадесятый

Событие

Праздник Крещения Господня — это воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей (Мф. 3:13-17; Мк. 1: 9-11; Лк 3: 21-22). В оригинальном тексте Евангелия – греческом – крещение обозначено словом βάπτισμα, что дословно означает «погружение в воду». Иоанн проповедовал среди иудеев крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1: 4): приходя на пустынный берег Иордана к Иоанну Предтече, люди исповедовали свои неправды и символически смывали их с себя в речной воде. Когда к Иоанну пришел безгрешный Христос и тоже изъявил желание креститься, тот поразился: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3: 14) Но услышал в ответ: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф 3: 15), то есть – Божию волю. Христос как Человек должен был исполнить все постановления закона иудейского, чтобы, преодолев его, дать Свой новый благодатный закон. Иоанну ничего не оставалось, кроме как допустить Иисуса до крещения.

Сразу после этого на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба возгремел глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3: 22). Это Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник получил и второе название — Богоявление.

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /
возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, /
извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, /
и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Смысл праздника

Христу не было необходимости смывать с Себя грехи – у Него их не было. Но Он пришел в мир для того, чтобы взять на Себя ответственность за чужую скверну, за грехи всех людей, живших в мире до Него, во время Его земной жизни и после Него, – и искупить их, пострадав на Кресте. Войдя в воды Иордана, Спаситель сделал самый первый шаг на этом пути – символически взял на Себя человеческие прегрешения, объясняет святитель Иоанн Златоуст.

Схождением в воды Иордана Христос заново освятил водное естество, а через него – и всю сотворенную природу. Некогда грехопадение Адама и Евы изменило весь мир: не только человек, но и природа, с которой он тесно связан, понесли на себе печать греха и смерти – последствия отпадения от Бога. Но Христос, погрузившись в Иордан, обновил воды, а с ними и весь сотворенный мир, освободив их от скверны и тления. Не случайно главное христианское таинство – Крещение совершается «водою и Духом»: освященная вода воспринимает благодать Святого Духа, и погружаясь в нее, верующий точно так же обновляется и рождается духовно – как христианин. В этом отличие таинства Крещения, установленного Христом (см. Ин. 3: 5), от крещения Иоаннова, которое вело человека к покаянию, но не подразумевало его духовного перерождения.

Освящение воды – самая яркая черта праздника. Воду, освященную накануне, в Навечерие (иначе называемое крещенским сочельником) и в сам день Богоявления, Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней. Она хранится месяцами и даже годами, обладает свойством излечивать людей от болезней и укреплять духовно – именно потому, что приобретает по молитве Церкви свойства обновленной вселенной, избавленной от последствий человеческого греха. Конечно, чудесные свойства крещенской воды проявляются только при условии веры человека.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью.

Освящение воды на Крещение. Кирилло-Белозерский монастырь. Фото Владимира Ештокина

Белый цвет облачений священников на праздник Крещения (как и Рождества) объясняется тем, что у ранней Церкви было в обычае крестить в эти дни новообращенных.

Киев. Освящение воды. Фото Юлии Маковейчук

История

Праздновать Богоявление начали еще при жизни апостолов. В то время это были длительные торжества, посвященные явлению Бога в мир, – и Его Рождеству, и Крещению (которое стало по сути дела первым появлением Христа в большом собрании людей). В IV веке эти праздники разделились, а время между ними со временем стали называть святым, или святками.

Крещение Господне, Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год

Иисус Христос в водах реки Иордан. Согласно древним руководствам для иконописцев, изображать Спасителя в Иордане нужно без одежды, и на ранних византийских мозаиках Он действительно покрыт только волнами реки. Со временем сложилась традиция изображать Христа в набедренной повязке.

Иоанн Предтеча возлагает правую руку на главу Христа, совершая обряд Его Крещения (омовения). Склоненная фигура Предтечи — символ его глубокого смирения перед Христом, у Которого Иоанн, как он сам говорит, недостоин развязать ремень обуви (Лк 3:16). Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3:14) — недоумевает Предтеча и тем не менее крестит безгрешного Господа, как до этого грешных людей, следуя Его же призыву исполнить всякую правду (Мф 3:15) — волю Божию.

Луч, спускающийся с неба, напоминает о гласе Бога Отца, который прозвучал в момент Крещения Иисуса: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). Этот луч преломляется на три части, указывая на Святую Троицу, каждое из Лиц Которой явным образом участвовало в событии Крещения.

Голубь — видимый образ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при Его Крещении.

Ангелы на берегу Иордана появились на иконах Крещения Господня примерно к VI-VII веку. С покровами на руках, они напоминают восприемников, взимающих младенца от купели. В Евангелии ничего не сказано об участии ангельских сил в Крещении Иисуса, но образ ангелов присутствует в богослужебных текстах праздника Крещения. Например: «Како Тя речные струи приимут, нестерпимаго огня ныне идуща? Како обнажение небеснии видят ангелы? Како руку Иоанн прострет на Тя, Слове Божий пребезначальне, того от земли создавшаго?» (6-ая песнь канона предпразднства Крещения). Или здесь: «Ангели Его устрашишася зряще, ужасеся небо, и земля вострепета, и смятеся море, и вся видимая и невидимая. Христос явися на Иордане освятити воды» (седален по второй кафизме на утрене Богоявления).

Мифологические персонажи, один из которых восседает на двух дельфинах, а другой льет воду из кувшина, олицетворяют собой два потока, слившиеся в реку Иордан. Характерно, что оба персонажа обращены лицом назад. С помощью такого приема иконописец напоминает нам о событии, описанном еще в ветхозаветной Книге Иисуса Навина, когда при переходе израильтян через Иордан течение реки остановилось и дно в месте переправы обмелело, а прибывавшие воды на время потекли вспять, в обратную сторону (Нав 3:10–17). Этот эпизод вспоминается в богослужении Крещения наряду с другим древним событием — переходом израильтян через Красное море под предводительством Моисея — как прообраз Крещения Христа. Вот характерный пример: «Иордан, видев Тя, убояся и пожда (замер в ожидании. — Прим. ред.)… Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе… Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?» (стихиры на литии праздника Крещения).

Описание Иордана как живого существа не означает, разумеется, что авторы песнопений верили в одушевленность реки. Это художественный прием, позволяющий ярче выразить мысль о том, что встреча сотворенной природы с ее Создателем, воплотившимся Богом, стала событием поистине поразительным: «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася» (стих на малой вечерне крещенского сочельника); «Веселися, реко Иордане, к тебе бо всех Творец приходит волею, крещение прияти от раба…» (седален по первой кафизме утрени того же дня).

Растительность в пустыне — указание на животворную влагу, благодать Божию, явившуюся в мир с пришествием Богочеловека. Жаждущая пустыня — поэтический образ из книги пророка Исаии: это символ человеческой природы, которая засыхает, гибнет от греха и жаждет спасения. В одной из крещенских паремий (так называются отрывки из Ветхого Завета, читаемые во время богослужения) звучит фрагмент 35-й главы книги Исаии: Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и процветет, яко крин (расцветет, как лилия. — Прим. ред.), и да прозябнет (даст всходы. — Прим. ред.), и вся возвеселятся. А накануне праздника мы слышим призыв радоваться избавлению от засухи: «Веселися пустыня, яже прежде жаждущая, естество все человеческое: ныне явися поток сладости, иорданскими водами решая (уничтожая. — Прим. ред.) зной греха…» (4-ая песнь канона предпразднства Богоявления).

Горы и холмы – еще один образ из книги пророка Исаии: когда оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, то горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам (Ис 55:7, 12). Крещение Господне — праздник обновления всего природного естества, и «горы и холмы» часто упоминаются в богослужебных текстах наряду с водами и пустыней.

LiveInternetLiveInternet

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Крещение Господне 2020 года: дата, история, традиции и приметы

Крещение Господне: краткая история

История Крещения Господня берет начало с Иоанна Крестителя. Согласно легенде, тому было видение, что следует начать служения Богу. Иоанн стал проповедовать массам главную ценность православного христианства — покаяние. Главным тезисом отшельника было то, что человеку надобно творить больше добра и пребывать в гармонии с окружающим миром.

Среди тех, кто пришел на покаяние к Иоанну Крестителю, был 13-летний Иисус Христос. Матвей пишет, что изначально Христос показался Иоанну тихим и малозаметным человеком. Все изменилось, когда настала очередь крестить его.

Иисус принял крещение, но не исповедался. Вместо этого он начал молиться. Спустя миг с небес спустился белый голубь — символ кротости и чистоты, а в небе раздался голос. Он нарекал Иисуса своим сыном. Позже это явление получило название Божественной Троицы, где Богом-Отцом был Бог, Богом-Сыном Иисус, а голубь — Святым Духом. Кроме того, его называют Богоявлением, потому что именно в этот день народ услышал глас Божий и увидел Сына Его — Мессию.

В тот день Иоанн Креститель стал свидетелем явления Мессии израильскому народу. После этого Иисус ушел в пустыню на 40 дней. Там он постился и готовился к тому, чтобы исполнить свою роль. Сегодня день, когда Иисус принял крещение, называется Крещением Господнем.

Дата Крещения Господня в 2020 году

Точная дата крещения Иисуса достоверно неизвестна. Однако верующие настаивают, что это не так. Принято считать, что число и месяц события установлены. В отличие от Пасхи и той же Масленицы, торжество имеет закрепленную дату. В 2020 году Крещение Господне состоится 19 января.

Традиционно праздник Богоявления пройдет в соответствии с древними обычаями и согласно священным традициям. При этом купание в проруби на крещенские морозы в России — относительно молодой ритуал. По некоторым источникам само слово «крещение» происходит от не от слова «крест», но от «кресала», то есть огнива. Проще говоря, понятие «крещение» подразумевает под собой инициацию с помощью огня. С его помощью проводилась религиозная инициация в эпоху язычества, а также в контексте посвящения молодых людей в воинов.

Русский царь Иван Грозный при приезде заморских гостей заставлял своих воинов нырять в пруд на морозе. Обставлялось все так, что странники думали, будто русскому бойцу только в радость купаться в воде на холоде. Иван IV таким образом демонстрировал доблесть и храбрость подданных. Сегодня традиция окунаться в прорубь на Крещение подразумевает очищение от грехов. Однако далеко не все поддерживают этот ритуал.

Среди священнослужителей часто встречаются те, кто считает, что купание в проруби — это лишь символ. Настоящее раскаяние за свои грехи происходит независимо от времени года. Для этого человеку достаточно искренне покаяться в своих свершениях и встать на путь доблести. Никакое купание за верующего этого не сделает. Тем не менее в народе обычай окунаться в ледяную воду 19 января по-прежнему популярна.

Традиции Крещения Господня

  • Совершить водосвятие.

Согласно традиции Крещения Господня, вся вода на Земле 19 января обретает целебные свойства.

  • Девушки перестают гадать.

Крещенская традиция предписывает девушкам прекратить гадания на будущее в день Богоявления.

  • Приготовить сочиво.

Блюдо представляет собой пресную кашу. В древности она занимала почетное место при праздновании Богоявления. Сегодня традиции поедания сочива на Крещения придерживаются все реже.

  • Не злословить и не ввязываться в споры.

Негативная энергетика противоречит концепции православного христианства. Нарушив запрет ругаться в день Богоявления, есть риск накликать беду.

  • Посетить церковную службу.

Крещенские традиции предписывают посетить Церковь 19 января.

Приметы Крещения Господня

Наши не столь далекие предки считали, что по погоде в Крещение Господне можно предсказать будущее. Даже сегодня, несмотря на воцарение рационализма, люди по-прежнему видят взаимосвязь между природными явлениями и жизнью.

  • Пурга в день Богоявления предсказывает урожайный год.
  • Крепкое здоровье получит тот, кто первым в день Крещения Господня возьмет воды из колодца.
  • Помолвка на Крещение Господне обернется хорошим и плодовитым браком.

Ранее 5-tv.ru писал об отсутствии Крещенских морозов в европейской части России.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх