Помост

Вопросы веры

Предать анафеме

Анафема Мазепе и масонам. Кого и зачем каждый год отлучают от православной церкви

Православные христиане в первое воскресенье Великого поста – в этом году оно пришлось на 17 марта – после обычной церковной службы перечисляют всех еретиков и провозглашают им анафемы. Это часть празднования дня Торжества православия. Праздник установили в IX веке как день окончательной победы православных над еретиками-иконоборцами.

В каждой церкви есть список еретиков, и каждый священник для себя решает, насколько подробно этот список зачитывать. Обычно ритуал продлевает службу на 30-60 минут. Священники кафедральных соборов выходят из алтаря на середину храма и становятся лицом к верующим. Сначала присутствующие зачитывают специальную молитву, потом провозглашают анафемы еретикам, после чего прославляют известных святых прошлого.

Что такое анафема

Слово «анафема» в переводе с греческого означает отлучение, отделение. Предать анафеме ‒ значит отделить от церкви. Для верующих очень важно принадлежать к церкви, ведь они верят, что только так (не физически находясь в храме, а именно принадлежа церкви) можно спасти свою душу и попасть в рай. В противном случае человек попадет в ад.

За что предают анафеме

Анафеме предают тех, кто неправильно учит о боге. Первая общецерковная анафема была провозглашена в IV веке александрийскому священнику Арию. Он утверждал, что Иисус не бог, а всего лишь его создание.

Епископы некоторых храмов в России, Украине и Греции провозглашают анафемы протестантам, масонам, оккультистам, иудеям и мусульманам – то есть всем неправославным.

В списке людей, преданных анафеме Русской православной церковью, к середине XVIII века оказалось более 4000 человек. Тогда перечень сократили, оставив только древних еретиков и некоторых политических деятелей (например, Лжедмитрия I). В списке также остался гетман Иван Мазепа – за предательство императора Петра I. В Молдове, где умер Мазепа, ему до сих пор провозглашают анафему в церкви Московского патриархата.

За критику РПЦ фактически был предан анафеме Лев Толстой. Формально церковь использовала другую формулировку: анафему Толстому не провозглашали ни в одном храме, но Синод вынес постановление, в котором свидетельствовал «отпадение» писателя от церкви – то есть отлучение было.

Как снять анафему

Решение о снятии принимает Собор епископов. Положительный ответ оформляется в соборное решение и потом преданному анафеме человеку отправляют указ: мол, на основании решения Собора с вас сняли анафему.

Среди самых известных в Европе – взаимные анафемы папы Римского и патриарха Константинопольского, которые они огласили друг другу в XI веке. После этого церковь разделились на православную и католическую. Только в 1965 году патриарх Афинагор и папа Павел VI сняли эти анафемы.

В 2018 году Вселенский патриарх Варфоломей признал недействительной анафему главе Киевского патриархата Филарету, которую на него наложила РПЦ в 1997 году. В Москве реабилитацию не признали.

Анафемы в других церквях

В Католической церкви до 1983 года тоже была практика провозглашения анафем. Одним из самых активных ее применителей был папа Пий IX. В 1865 году он предал анафеме рационалистов, социалистов, коммунистов, принцип свободы совести и даже норму об отделении церкви от государства.

Одной из последних анафем Католической церкви была анафема Фиделю Кастро в 1962 году.

В других конфессиях не предают анафеме, но ритуалы исключения из церковной организации существуют. К примеру, у Свидетелей Иеговы исключают из собрания, а у саентологов объявляют исключенного человека «подавляющей личностью».

Кого и за что предавать анафеме

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы? Ответить на эти вопросы мы попросили доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина.

– Отец Владислав, когда и в связи с чем появился чин Торжества Православия?

– Чин Торжества Православия вошел в употребление после того, как был преодолен рецидив иконоборческой ереси. Это произошло в IX веке при святой царице Феодоре, которая стала правительницей Византии после смерти мужа, приверженного иконоборчеству. Будучи иконопочитательницей, она использовала свою власть, чтобы помочь православным христианам одержать верх.

Торжество Православия. Фрагмент. Византия, XV в.

После победы над иконоборчеством – последней большой ересью эпохи Вселенских соборов – был составлен и установлен упоминаемый чин Торжества Православия. Частью этого чина, действительно, является провозглашение анафемы ересиархам.

– Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?

– Слово «проклятие» является русским аналогом греческого слова «анафема» (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

– То есть даже анафематствованный еретик, покаявшись, мог вернуться в Церковь?

– В случаях анафематствования известных ересиархов, к сожалению, такого возврата не было. Эта крайняя мера Церковью не применяется легковесно, а только тогда, когда возникает убежденность в неисправимости упорствующего ересиарха. Если же в иных случаях эта мера послужила к исправлению и вразумлению анафематствованного, то она, конечно, отменялась.

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

– В истории Церкви имеются подобные примеры?

– Повторюсь: только не в случае тех, кто вошел в историю как основатель ереси. Но на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского. Непременным условием снятия с них анафемы было провозглашение ими публичной анафемы Несторию. Когда они, в прошлом его почитавшие, хотя и не единомысленные с ним, исполнили это, то были приняты в церковное общение.

– Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

– Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение.

– В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?

– Что касается древних ересиархов, то они жили в давнем прошлом. Всякому знающему церковную историю известны имена ересиархов и самый факт их анафематствования, то есть отлучения от церковного общения. Думаю, это причина того, что в большинстве храмов, за исключением некоторых кафедральных соборов, эти анафематизмы не провозглашают.

Дело также и в том, что со временем к древним анафематизмам добавлялись новые. Причем в России, помимо еретиков, анафематствовались еще и политические преступники, которые, конечно, совершали тяжелые грехи: убийства, насилия – и церковных прещений, безусловно, заслуживали. В этом ряду «Гришка Отрепьев», «Ивашка Мазепа», «Емелька Пугачев», «Стенька Разин». Я называю их имена в той форме, в какой они употреблялись в чине анафематствования. Это уничижительные имена, и писать их в таком виде при других обстоятельствах, скажем – в историческом исследовании, было бы не вполне корректно. Однако сам факт анафематствования по политическим соображениям все же не вполне соответствует исходному посылу чина – провозглашение основоположников ересей находящимися вне Церкви.

Казнь Емельяна Пугачева. А.И.Шарлемань. 1855 год

Вероятно также, что в советские времена ежегодное провозглашение анафемы Пугачеву или Разину было бы воспринято как некая политическая акция. Тогда их имена были окружены романтическим ореолом, сами они ставились в один ряд с революционерами, а их биографии и деятельность являлись ключевыми темами для советской историографии XVII–XVIII веков. Не знаю точно, какой могла бы быть реакция властей, но вполне допускаю, что они могли бы это просто запретить, а в 1930-е годы за подобным провозглашением анафемы с церковного амвона могли последовать и кары.

– Эти политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?

– Они отлучались за свои установленные преступные, а значит и греховные, деяния. Другое дело, что для некоторых из них обратного пути в Церковь не было в силу того, что они подвергались смертной казни. Но не все анафематствованные были казнены: в случае Мазепы, например, казнь была лишь символической.

– Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?

– В Средневековье сохранение жизни еретика было большой проблемой. Я не имею в виду раннехристианское время и эпоху Вселенских соборов. Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, например манихеев, да и то не всегда. Никогда не бывало, чтобы монофизиты, или монофелиты, или несториане как таковые подвергались смертной казни лишь за свои взгляды. Эксцессы могли быть всякие, но нормой это не являлось.

Напротив, в средневековой Западной Европе провозглашение еретиком обыкновенно влекло за собой смертную казнь. В Испании, например, это происходило по отношению к протестантам вплоть до начала XIX века.

– В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?

– Безусловно. Я не знаю, как это происходит, но, конечно, сам канонический акт отлучения от церкви существует и применяется достаточно широко и в наше время.

– Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…

– Знаете, с Толстым все было не совсем так. То, что написано в известном рассказе Куприна, – это вымысел. Имя Толстого никогда не было официально включено в чин Торжества Православия для анафематствования. И вообще в акте об отлучении Льва Николаевича Толстого от церковного общения термин «анафема» не употребляется. Значение этого акта равносильно анафематствованию, но выражено это более деликатно, более осторожными словами именно потому, что слово «анафема» воспринималось в широких кругах как одиозное. По очевидным причинам Святейший Синод не стал употреблять этого термина в отношении Толстого. В акте о его отлучении содержалась лишь констатация: пока писатель не покается (а возможность его покаяния существовала), он пребывает вне Церкви, и то, что он проповедует, не выражает учения церковного. Было вполне очевидно, что долгая проповедь Толстым идей, радикально расходящихся с православным церковным учением, сопровождаемая язвительными выпадами против церковных таинств, должна же была вызвать некоторую реакцию.

Конечно, в это же время или чуть раньше жили и действовали люди, публично заявлявшие о своем мировоззрении, которое ставило их вне Церкви, как, например, Чернышевский, Писарев, Герцен, а также политические деятели оппозиции – тот же Милюков, который прямо заявлял себя атеистом. Однако их не анафематствовали. Опасности в проповеди Толстого было больше. Дело в том, что последователями Толстого становились многие из тех, кто искренне считали себя христианами, но искали «лучшего» и «совершеннейшего» христианства. Им под видом «христианства» писатель предлагал свои собственные домыслы, и поэтому в религиозном плане он был более опасен, чем просто атеист.

Протоиерей Владислав Цыпин на Втором пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 22 ноября 2012 года. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru

– Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…

– Над тем, чтобы несколько изменить положения анафематизмов, можно было бы подумать. Но легко решить эту задачу невозможно, потому что при отсутствии в настоящее время православных монархов такое изменение означало бы совершенно определенную политическую позицию. Напротив, восстановление упоминания о государях могло бы восприниматься как агитация за восстановление монархии, а Церковь не может становиться на политическую платформу. Между тем, если внимательно вчитаться в текст именно этого анафематизма, то станет очевидным, что он не указывает на монархию как абсолютно правильную и единственно возможную форму правления. Речь идет о том, что коли монархи венчаны на царство и миропомазаны, то это произошло действием Святого Духа, что помазание на царство не является просто символом, а реальным действием благодати.

Говоря отвлеченно, возможно такое изменение этого анафематизма, чтобы оно относилось к носителям государственной власти вообще. Но очевидно, что православная вера подразумевает веру в Промысл Божий. Значит, и всякая государственная власть Богом поставлена или попущена. Распространять эту анафему на всех тех, кто не верит, что любой чиновник, депутат и вообще всякий, кто причастен государственной власти, либо попущен Богом, либо поставлен? Но в это нельзя не верить, ведь иначе, как по воле Божией, и волос с главы человека не упадет. Впрочем, это уже совсем другая идея. Поэтому подобная переделка текста не представляется уместной. Как-то по иному изменить содержание данного анафематизма можно, но это требует серьезного и основательного обдумывания соборным разумом Церкви.

***

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Что значит «Предан анафеме»

Многие думают, что это страшное проклятие, которое может наложить батюшка на голову неверного грешника. Другие — что это старинный, забывающийся церковный ритуал… Давайте же разберемся, что это значит, и только ли в прошлых веках практиковалось публичное отречение от церкви?

Что это такое?

В переводе с греческого это слово означает «накладывание» или «отлучение». В древние времена им обозначали посвящение себя божеству, жертву богам по обету. Чуть позже (а конкретно — в начале 4 века нашей эры) оно приняло диаметрально противоположное значение — отделение человека от церковной общины. В широкое употребление термин вошел еще позже — в 5 веке.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

В наши дни церковная анафема означает, что человека отлучают от посещения церкви, общения с правоверными. Его не будут крестить, отпевать, хоронить на церковной (освященной) земле. Не нужно путать ее с епитимьей, во время которой христианин тоже не может ходить в церковь — епитимья это временное отречение, а анафема — вечное (за редкими исключениями).

Можно ли считать ее церковным проклятием? Сами священники уверяют, что нет. Это наказание, призванное показать человеку всю серьезность его проступка.

Любопытно, что не только отдельный человек может «удостоиться чести» попасть под такую немилость церкви. Анафеме предавались нигилизм, натурализм, социализм, коммунизм. А в 15 веке римский папа предал анафеме целый город — чешский Жатец. Причина: поддерживание Яна Гуса и гуситского движения.

Можно ли снять с человека анафему: мнение православной церкви

Да! Если преданный анафеме искренне покается в своих грехах, орган, отлучивший его от церкви, может отменить свое решение. В мировой истории случались яркие примеры этому (более детально о них вы можете прочесть ниже). Так что анафема — это не окончательный и бесповоротный приговор. Хотя конечно, это — очень и очень серьезное решение церкви.

Какие правители «удосуживались чести» быть преданными анафеме?

  1. Король Германии Генрих Четвертый (1050-1106 гг). Этот венценосный правитель хотел сам назначать епископов, что Ватикану очень не понравилось, и папа отлучил строптивого короля от церкви. В то время это было очень сильное наказание, которое могло стоить Генриху престола. Ему пришлось отправляться за прощением грехов (пешком!), несколько дней ждать аудиенции… Анафема была снята.
  2. Фридрих Второй Гогенштауфен (1194-1250 гг). Этот правитель протянул руки к принадлежавшим Ватикану землям. Правителя предали анафеме несколько раз, еще и назвали антихристом. Сначала он на это никак не реагировал, но под напором верующих вельмож он решил сделать Ватикану приятное — возглавил 4-й Крестовый поход, желая занять Иерусалим. И он сделал это, причем совершенно мирным способом — путем переговоров. Правда, от анафемы его это не спасло.
  3. Английский король Генрих Восьмой (1491-1547 гг). Он оказался весьма любвеобильным, женившись 6 раз. Первый же его развод так не понравился святым отцам, что папа римский отлучил его от церкви. Король ответил довольно жестко, запретив в Англии католицизм. Его соотечественники католического вероисповедания, которым не понравилось решение короля, подверглись гонениям. Правда, в политическом плане страна стала более независимой, ведь в ней появилась собственная церковь.
  4. Запорожский гетман Иван Мазепа (1639-1709 гг). Он повел своих козаков против Петра Первого, заключив союз с шведским королем. Это действие было не противорелигиозным, а мирским, политическим, но подчиненная Петру российская церковь провозгласила гетмана отщепенцем и предала анафеме, причем с большой помпой и проклятиями.
  5. Революционер, кубинец Фидель Кастро (1926-2016 гг). Ватикан боролся с коммунизмом, и Фидель тоже попал под их «руку». Впрочем, на Кубе большинство революционеров были истинными католиками. Они не жгли церквей, не расстреливали священников, Кастро даже встречался с понтификом. В общем, скорее всего, эта анафема не длилась долго.

И не правители, но тоже известные люди

  • Есть мнение, что от церкви отлучали Дмитрия Донского, героя Куликовской битвы. Историки даже доказывают, что перед битвой его не благословлял Сергий Радонежский, поддерживающий Киприана (он-то и предал будущего героя всем известного сражения анафеме). Интересно, что в наши дни Дмитрий причислен к лику святых.
  • Григорий Отрепьев, позже названый Лжедмитрием Первым. Беглый монах, назвавший себя сыном Ивана Грозного, ставший царем, позже убитый. Отлучен от церкви в 1604 году, еще при жизни.
  • Степан Разин (1671 год). В немилость церкви этот донской казак и атаман попал из-за того, что поднял бунт против действующей власти, причем казаки вели себя довольно жестоко.
  • Емельян Пугачев (анафема — 1775, снята перед казнью повстанца в этом же году).
  • Лев Толстой. Да-да, тот самый писатель. Один из его романов, «Воскресение», особенно не понравился церковником из-за критики нравов, царящих в современных автору храмах. Отлучение произошло в 1901 году, его провозгласил Священный синод. Правда, в российских храмах провозглашения не было.
  • Андрей Марков, математик, изучавший теорию чисел, вероятности и матанализ. Отлучение произошло в 1912 году. Причина: ученый горячо заступался за Льва Толстого, протестуя против отлучения писателя.

Что касается католиков, они предавали анафеме Жанну Дарк (воительницу), Мартина Лютера (богослова, протестанта), Джордано Бруно (философа), Яна Гуса (проповедника). Правда, с 1983 года этот термин католики больше не используют.

А на кого ополчалась РПЦ в наши дни?

  • Евграф Дулуман, главный атеист страны, сманивший на свою сторону много верующих и даже некоторых священников. Его отлучили в 1959 году. Кстати, этих самых атеистов предали анафеме за компанию с Евграфом.
  • Владимир Ленин (он предан анафеме в 1970 году). Причина: гонения на церковь. Собор РПЦ объявил о своем решении, находясь за границей.
  • Сторонники экуменизма, желающие объединить все церкви в одну. Отлучение произошло в 1983 году.
  • Киевский Патриарх Филарет, Предстоятель Украинской православной церкви (в миру Михаил Денисенко), предан анафеме РПЦ в 1997 году, а также извержен из сана. Впрочем, он остался в УПЦ, заявляя, что анафема произведена по политическим мотивам.
  • Глеб Якунин, диссидент, Протопресвитер Апостольской православной церкви. Анафеме предан в том же 1997 году. Еще ранее, в 1993-м, он был лишен сана, так как принял участие в выборах (а это не приличествовало духовному лицу). Но это церковное наказание не помешало Глебу стать депутатом.
  • Олег Дементьев, журналист, атеист. «Удосужился чести» в 2009 году, за критические статьи о женском монастыре.

Но как именно выглядит «процедура» предания анафеме? Это наглядно покажет короткое видео, снятое в церкви:

Анафема

Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать») — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

В русском языке имеет несколько значений:

  1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
  2. Проклятие (устаревшее).
  3. В русском просторечии употреблялось как бранное слово; имеет производное прилагательное анафемский, в современной речи практически не употребимое.

Согласно «Православной энциклопедии» (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с „отлучением“ (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу».

Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви.

Происхождение термина

У языческих авторов (Гомер, Софокл, Геродот) означал «нечто, посвящённое богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом:

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

9 Как прежде мы сказали, и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

(Гал.1:8,9)

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа
(1Кор.16:22)

В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:

Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла.
(Деян.23:14)

Слово «анафема» в данном случае переведено, как «клятвою».

При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения (1Кор.5:13), показывая что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем. В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянами, дважды в его послании к Галатам (Гал.1:8-9), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.

Иоанн Златоуст в 16-ой Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос «Что такое анафема?» отвечает — «анафема, то есть да будет отлучен от всех и будет чужим для всех». Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: «так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда свое мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе».

Апостольские правила не употребляют слово анафема, заменяя его указанием «да будет отлучен от общения церковного». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:

Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:

  1. отлучение от святых Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных;
  2. не только лишение святых Таин, но и молитв и духовного общения верных;
  3. совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: анафема.

Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века), а сама каноническая формула «если кто-либо… да будет анафема» окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года).

Случаи анафемствования

Анафема до разделения церкви в 1054 году

Слово анафема входит в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и становится господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора (451 год). Традиционной формой анафемствования становится: «Имярек да будет анафема».

  • 325: анафема арианству на Первом Вселенском соборе.
  • 341: на Антиохийском соборе восемьдесят семь собравшихся прелатов предали анафеме Афанасия Великого. В свою очередь Афанасий предал анафеме осудивших его прелатов. Затем Афанасий был дважды отлучен от церкви тридцать седьмым папой Либерием. И папа Либерий и Афанасий Великий впоследствии были причислены к лику святых.
  • 518: Константинопольский Патриарх Иоанн II подтвердил постановления Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихиевой ереси епископа Севира Антиохийского.
  • 536: анафема Юлиану Галикарнасскому.
  • 633: на V Толедском Соборе анафема всем домогавшимся царского сана, без наличия на то прав по происхождению, а также «злословившим государя».
  • 680: Агафон (папа римский) предал анафеме лидера монофелитов Антиохийского Патриарха Макария, а также покойных Константинопольских Патриархов Сергия, Пирра, Павла, Петра и Папу Гонория I; каковые были анафематствованы и Шестым Вселенским собором.
  • 754: анафема иконопочитания на иконоборческом соборе в Константинополе — Иоанн Дамаскин был четырежды подвергнут анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
  • 843: Константинопольский собор анафемствовал иконоборчество.
  • 878: Папа Иоанн VIII предал анафеме патриарха Фотия.
  • 1054: Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.

В Русской Церкви

В православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый чин Торжества Православия (Последования в неделю Православия, иначе Сино́дик), совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста — ежегодное провозглашение догматов веры, анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Православия был введён в XIV веке на основе греческого синодика с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как-то, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других.

В 1766 году Святейший Синод одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767), обязательную для всех епархий; чин стал совершаться только епархиальным архиереями в кафедральных соборах. Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются».

В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Г. Отрепьев и И. Мазепа. Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов; были опущены все имена и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».

Согласно определению Синода от 2 — 4 апреля 1902 года № 1495, во всех храмах сельских и городских (не кафедральных соборах) стало совершаться «Последование молебнаго пения об обращении заблудших, певаемаго в неделю Православия и во иных случаях» — без анафематизмов.

В практике современного Московского Патриархата, видимо, начиная с 1919 года, анафематствования опускаются; совершается полностью с определёнными добавлениями в РПЦЗ.

В Московском царстве в XVI—XVII веков, а также в Российской империи XVIII века анафеме предавались не только преступники против веры и Церкви, но и государственные преступники; анафематствование часто влекло гражданскую казнь.

Некоторые случаи анафематствования в Русской церкви:

  • 1329: Феогност (митрополит киевский) посетил Новгород и, по настоянию великого князя Иоанна Даниловича, отлучил тверского князя Александра Михайловича, не желавшего ехать в Орду на суд к Хану, и псковичей, принявших его сторону.
  • 1375: стригольникам
  • 1378: святой Киприан, Митрополит Киевский и всея Руси, анафематствовал Дмитрия Донского, который, несмотря на это, позднее был прославлен в лике святых.
  • 1490: (при митрополите Зосиме) и 1504 (при митрополите Симоне) на Соборах осуждена ересь жидовствующих. После чего еретиков жестоко казнили.
  • 1604: Гришке Отрепьеву
  • 1654: Анкудинов, Тимофей Дементьевич изобличён как самозванец и казнён (четвертован) в Москве. Предан анафеме и включался в список анафематствуемых в Неделю православия вплоть до времён Павла I.
  • 1656: на Соборе было осуждено двуперстное крестное знамение. Однако в 1929 и 1971 годах Русская Церковь это осуждение сняла, а старые русские обряды, в том числе двуперстие, признала равночестными новым и спасительными (см. ниже).
  • Соборы 29 апреля 1666; и в ноябре 1666 — мае 1667, последний под председательством Московского Патриарха Иоасафа II и с участием Патриархов: Александрийского Паисия и Антиохийского Макария 13 мая 1667 — раскольникам-старообрядцам.
  • 1671: Разин, Степан
  • 1690: Собор под председательством Патриарха Иоакима анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», осудил на сожжение сочинения Феодора Медведева и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костелом».
  • 1708: Мазепа
  • 1713—1723: предан суду и анафематствован «иконоборец» Д. Тверитинов.
  • 1775: Пугачёв, Емельян (анафема снята перед казнью).
  • 1901: определение Святейшего Синода, констатировавшее отпадение от церкви графа Льва Толстого (см. Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом). При этом ни в одном из храмов анафема Толстому не провозглашалась.
  • 1918: Святейший Патриарх Тихон предал анафеме тех, кто «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
  • 30 декабря 1959 года: Священный Синод РПЦ под председательством Патриарха Алексия вынес постановление (журнал № 23): „Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения <…> Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви“.
  • 1970: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему В. И. Ленину.
  • 1983: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему сторонникам экуменизма.
  • В Определении Архиерейского собора 1994 года Русская православная церковь использовала формулировку » отлучили себя от Православной Церкви» в отношении последователей языческих, теософских, оккультных «сект» и новых религиозных движений. Данная формулировка восходит к Определению 1901 года по Льву Толстому: «отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною».
  • 1997: Якунин, Глеб Павлович.
  • 1997: Филарет (Денисенко).
  • 2009: Епархиальный совет Псковской епархии (не упоминая имени правящего епархиального архиерея, которому, согласно канонам и нормативным документам РПЦ, принадлежит право налагать прещения) принял решение отлучить от Церкви журналиста Олега Дементьева «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой)», создав прецедент использования положений пункта 3 главы XV «Основ социальной концепции Русской православной церкви». (Решение об отлучение Дементьева Псковской епархией не может вступить в законную силу до утверждения Патриархом — согласно Уставу РПЦ (пункт 5 главы VII) и Положению о церковном суде (пункт 4 статьи 47)). Журналист подал в суд иск к Псковской епархии РПЦ о защите чести и достоинства, утверждая в числе прочего, что он не крещён, и предание его анафеме невозможно.

Снятие анафемы в православии

По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи — К. А. Максимович), анафема может быть снята при условии принесения покаяния анафематствованным лицом — органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в каковом случае допускаются все виды поминовения усопшего. Однако единственное известное из практики Русской Церкви снятие соборно наложенной анафемы — решение о снятии клятвенных запретов на придерживающихся «старых обрядов» Московского Собора 1667 года, зафиксированное в Синодальном определении 1929 года («разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем») и утверждённое Поместным Собором РПЦ 1971 года — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Московский же князь Дмитрий Донской, анафематствованный законным Киевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным Собором РПЦ 1988 года.

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году в Иерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.

В католической церкви

  • 1080 г. — Папа Григорий VII вторично подверг императора Генриха IV анафеме
  • ок. середины XI века — Иоанн Итал, византийский философ XI века
  • 1179 г. — Нигилизм, предан анафеме папой Александром III
  • 1281 г. — Мартин IV (папа римский) предал анафеме византийского императора Михаила Палеолога как еретика и схизматика.
  • 1411 г. — Ян Гус
  • 1415 г. — Папа предал анафеме город Жатец
  • 1466 г. — Король Чехии Иржи (Георгий), был предан анафеме папой Павлом II и низложен.
  • 1453 г. — Жанна д’Арк, сожжена, впоследствии оправдана и в 1920 году причислена к лику святых
  • 1497 г. — Савонарола, Джироламо был отлучён от церкви папой римским Александром VI
  • 1521 г. — Мартин Лютер
  • 1541 г. — отлучение от католической церкви Генриха VIII
  • 1600 г. — Джордано Бруно, сожжён.
  • 1738 г. — Масоны
  • 1865 г. — Папа Пий IX, автор «Силлабуса» — «Списка важнейших заблуждений нашего времени», предал анафеме пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные общества, библейские общества, принципы свободы совести и отделения Церкви от государства, выступающих против Церковного государства, считающих протестантизм одной из Церквей и др.
  • 1897 г. — Лео Таксиль, известный писатель, критик клерикализма.

С 1983 года в Римско-католической церкви после принятия нового Кодекса канонического права термин анафема больше не используется.

Примечания

  1. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого
  2. 1 2 3 4 К. А. Максимович Анафема // Православная энциклопедия. Том II. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 274-279. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
  3. Анафема // Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А—Й. — стр. 37.
  5. Павлов А. С. Курс церковного права. Св. Троице-Сергиева Лавра. 1902. С. 419
  6. Цыпин В. Церковные наказания / Церковное право
  7. Позиция Митрополита Кирилла // «Комсомольская правда», 12.07.2000 г.
  8. Сократ Схоластик. Церковная история. VII. 34
  9. Цит. по «Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа далматинско-истрийского» Перевод с сербского. М., 1993 г.
  10. Halduini Acta conciliorum, Правило 75
  11. Васильев А. А. История Византийской империи
  12. Достоверно известно, что по крайне мере в некоторых епархиях, в том числе в Москве собором архиереев во главе с Патриархом Тихоном, анафематствование совершалось в Неделю Православия 11/24 марта 1918 года с 11-м анафематизмом в новой редакции, принятой Поместным Собором 27 февраля (12 марта) 1918 года: вместо прежних слов («Помышляющим, яко православнии государи…») следующий текст: «Глаголящим хульная и ложная на святую веру нашу и Церковь, восстающим на святыя храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема.» (см. «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1918, № 6, стр. 4—5.)
  13. Анафематствования в позднейшей синодальной редакциина сайте ХХС
  14. Чин, бываемый в Неделю Православияв редакции РПЦЗ
  15. Аудио чинопоследования
  16. 1 2 Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору.
  17. Предел Освященного Собора 1667 гласил: «…Аще ли же кто и не покорится святой восточной церкви и сему освященному Собору, или начнет прекословити, и противлятися нам и мы таковаго противника, данною нам властию от всесвятаго и животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякаго священнодействия, и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника; и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится, и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своем: да будет и по смерти отлучену и часть его и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовия: и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса, да разрушатся, и да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен, И яко тимпан, во веки веков, аминь»

    — Ф. Е. Мельников. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви

  18. СЛЕДСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ Е. ПУГАЧЕВА
  19. Проклятье, которого не было. Церковь и Толстой: история отношений
  20. Послание патриарха Тихона от Января 19 дня, 1918 г.
  21. ЖМП. 1960, № 2, стр. 27.
  22. Православная Русь. 1970. № 1. С. 4. Цит. по: Андрей Кострюков, кандидат исторических наук, кандидат богословия. Ленин: забытая анафема // Православное информагентство „Русская линия“, 29.01.2009
  23. Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема».

    — «Православная Русь», №10 (1271) 15/28 мая, 1984 г., Типография преп. Иова Почаевскаго, Св.-Троицкий Монастырь, Джорданвилль, Н. Й., США, с. 3, кол. 2.; цит. по: Экуменизм — путь, ведущий в погибель (Первое издание: Джорданвилль, 1992 г.)

  24. Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой.
    <…>
    Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

    — Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Москва. М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178

  25. Акт об отлучении от церкви Глеба Якунина
  26. Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета
  27. Отлучение от Церкви журналиста Дементьева О. В. // Официальный сайт Псковской епархии, 17 августа 2009 года
  28. Псковская епархия предала анафеме журналиста Интерфакс 18 августа 2009.
  29. В компании с Толстым. Псковская епархия предала критикующего ее журналиста анафеме // Новые известия, 19 Августа 2009 г.
  30. Подвели под монастырь // Группа «Эксперт», 19 августа 2009
  31. Устав Русской Православной Церкви. Глава VII. Церковный суд
  32. Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Глава 5. Порядок церковного судопроизводства в епархиальных судах и в Общецерковном суде первой инстанции
  33. В Патриархии разъяснили, что анафема псковскому журналисту в силу еще не вступила NEWSru 28 августа 2009.
  34. Исковое заявление журналиста Олега Дементьева о возмещении морального вреда
  35. Анафема: сущность и история (По материалам «Православной Энциклопедии») на официальном сайте УПЦ
  36. Деяние архипастырей православной св. Церкви в Союзе С. С.Р., возглавляемых Московской Патриархией
  37. ДЕЯНИЕ ОСВЯЩЕННОГО ПОМЕСТНОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ ОТМЕНЕ КЛЯТВ НА СТАРЫЕ ОБРЯДЫ И НА ПРИДЕРЖИВАЮЩИХСЯ ИХ: ЖМП. № 6, 1971 г.
  38. Жизнь Дмитрия Донского
  39. Цит. по: Беленький М. С., к. ф. н. Лео Таксиль и его «Забавная Библия» // Таксиль Лео. Забавная Библия. Изд. 3-е. М., 1976. — С. 7

См. также

  • Анафема гетману Мазепе
  • Отлучение от церкви
  • Епитимия
  • Херем

Ссылки

В Викисловаре есть статья «анафема»

Анафема.

Это слово, как и слово отлучение, пастырь… не всегда используется по назначению. Или точнее – анафеме, как и другим словам, приписали другое значение. Анафема превратилась в наказание, которое возлагалось на людей, не согласных с учением церковной организации. Появилась анафема «большая» и «малая»…

Я предлагаю разобраться в этом вопросе, НЕ ОТТАЛКИВАЯСЬ от сегодняшних толкований, исторически появившихся, традиционных. Не пытаясь их опровергнуть. Иисус призывал познавать Слово, истину, которая сделает нас свободными.

Суть анафемы

Давайте посмотрим те места Писания, где используется слово «анафема».

Анафема (греч) – приношение по обету, заклятое (для Бога), проклятие, отлучение

Хотя значение проклятие и отлучение – это уже толкования новозаветных учителей. Сложно разобраться в истинном значение этого слова, так как все словари пытаются дать НЕ ПЕРЕВОД этого слова, не то, как его использовали в то время, а преподносят толкование, исходя из церковной истории.

Но мы пойдем другим путем. Исходя из того, как это слово употребляется в новом завете, сделаем некоторые выводы.

Приношение

Значение этого слова в том, чтобы что-то отделить. Причем для Бога. Это касается как материальных вещей, так и поста, о чем поговорим ниже. Подразумевается ПОТЕРЯ, отдача чего-то ради Бога. Другими словами, это не просто жертва, не просто пожертвование.

Павел использует это слово, чтобы показать свою решимость пожертвовать собой ради своих единоплеменников. Жертву вы можете отдать из чего-то своего. ПРИНОШЕНИЕ, АНАФЕМУ вы отрываете от того, что вам даровано Богом. Вы отдаете Богу. Оно Ему уже принадлежит.

Заклятие

Следующее использование слова анафема переведено как «заклятие». И снова мы видим возможность пожертвовать тем, что даровано Богом (жизни человеческой) ради какого-то действия. Эта жертва не продиктована Божьей волей, но человек принимает решение отдать свою жизнь.

В ветхом завете есть пример, когда Иеффай пообещал Богу то, что выйдет из его ворот. И принес в жертву свою дочь. Бог не требовал этого. Мало того – это противно Богу. В этих случаях люди могли лишиться жизни, того что им Бог дал. Не просто 1000 долларов или пары дней поста.

Они ЗАКЛЯЛИСЬ не есть и не пить, пока не убьют Павла. Из истории мы знаем, что Павла они не убили. Исполнение этого заклятия должно было стоить им голодной смерти. Но, видимо, это слово уже не имело того значения, которое должно было иметь.

Раньше заклятым назывались идолы, народы, которые должны были принять Божий суд. Так же это имело отношение и к животным, и одежде. Уничтожая заклятое, люди провозглашали Божий суд. Оставляя заклятое, как Саул – они противились Богу.

Да будет анафема

Кто не любит Господа Иисуса Христа, (да будет ) анафема, маранафа. (1Кор.16:22)

Давайте посмотрим внимательно. Здесь нет тех слов и выражений, которые сегодня используются – «предать анафеме», «объявить кому-то анафему». Итак.

Кто не любит Христа – да будет анафема, пусть осуществиться, явится, произойдет анафема.

Очень важно – выражение «да будет» — это своего рода пророчество в жизнь верующего человека. То есть это не сиюминутное действие. Но пророческое слово на будущее. Дальше мы увидим это в других примерах.

Это слово пишется Церкви. Никакого отношения к неверующим это не имеет. Также нет здесь НИКАКИХ деноминационных принадлежностей, любви к организациям и объединениям, их учениям. Что значит любить Христа?

В новом завете нет намека на проявление человеческих чувств. Поэтому разговор о любви – это разговор о действиях Бога внутри нас. Если рассматривать слово «анафема», как отделение чего-то Божьего от вас к Богу, то заметим то, что неоднократно пишется в Слове. Бог даровал нам спасение во Христе. Любовь к Богу – соблюдение Его Слова, почтение к сыну, к Его Крови и жертве. Если вы НЕ ХОТИТЕ исполнять Его Слово – вы потеряете спасение. Анафема. Провозглашение будущего для верующего человека без спасения.

Вы теряете жертву за грех. Используйте слово «анафема». Отделение Божьего спасения, жертвы от вас и предание вас на страшное наказание Божье.

Благовествовать не то, что вначале

Если ты изменяешь благую весть, Слово Божье – ты являешься соблазном для тех, кто идет за тобой. Этим занимаются лжеучителя. И делают они это для собственной корысти. У них ОТНИМЕТСЯ участие в спасении. И снова слово «анафема». Отделение Божьего обратно к Богу. И снова – «да будет» — провозглашение суда, пророческое слово.

Не скажет «анафема Иисус»

Если использовать слово «анафема», как заклятое, отделение, приношение, то получится такое значение. Никто Духом Божьим не скажет, что Иисус отделен от Бога, что Иисус не Божий, что Он заклятое.

Отлучение

И как противовес, можно рассмотреть слово «отлучение», которое не имеет ничего общего со словом «анафема». В следующем примере мы видим чисто человеческое действие от соединения человека от общества ему подобных за то, что тот не делает того, что сказали старшие начальники.

Предать анафеме

Ещё раз хочу обратить ваше внимание, что НИГДЕ в Слове не говорится о том, чтобы ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ кого-то сейчас. Это слово показывает пророчески то, что будет с человеком вследствие его действий. Благодать сейчас дает право каждому покаяться и примириться с Богом. Но только не тем, кто ОТРЕКАЕТСЯ от Бога, кто не принимает любовь истины для своего спасения. Суд для них готов. Анафема.

И снова я хочу ободрить тех, кто ищет истину, ищет Бога, но спотыкается на людях, особенно на религиозных людях, сегодняшних лидерах. Я ни в коем случае не хочу унизить служение пресвитеров в Церкви, начальствующих пресвитеров и епископов. Тех людей, которые должны пасти, блюсти и созидать Тело Христа. Им дана и власть и мудрость от Бога для того, что бы мы все соединялись в любви в ОДНО ТЕЛО, под ОДНОЙ ГЛАВОЙ. Мы должны им повиноваться и почитать их. Я о другом.

Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. (Гал.4:17)

Усердствуют, ревностно добиваются вас не хорошо, не красиво, не честно. Причем препятствуют, не допускают, изгоняют вас, желая, чтобы о них самих вы усердствовали, проявляли ревность, рвение.

Это такой расширенный перевод с греческого. Любящих первенствовать, лидерствовать всегда будет много. Истинные учителя будут ваш взор направлять не к самим себе, а ко Христу. Не бойтесь их «отлучений», «анафем» за то, что вы ревностны к Богу. Любите Бога.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх