Помост

Вопросы веры

Причастие

Причастие в церкви: что это такое?

Люди ходят в храм Божий, чтобы участвовать в Святой Евхаристии – главном событии, ради которого создана церковь и храмы. Святая Евхаристия – это и есть Причастие. Что такое Причастие в церкви, для чего оно нужно и кем установлено – мы разберем в этой статье.

Евхаристия (а у протестантов Вечерня Господня или Хлебопреломление) – это таинство церкви, центральная часть Богослужения и главное событие в жизни христианина. В таинстве Христос соединяется с человеком: потребив его достойно, становится возможным усвоить Сына Божия, насколько это доступно каждому. Христос подарил нам Себя – во всех смыслах.

Причастие в церкви: что это и для чего?

Причастие – это хлеб и вино, которое после специальной молитвы, «пресуществления», символизирует Тело и Плоть Господа. Свое Тело и Кровь Господь оставил нам на Великой вечери перед Своими крестными страданиями, как написано в Евангелии.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28)

«…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19)

Причастие сокрыто от нас в его истинном облике и образ хлеба и вина сохранен, так как человеку не свойственно потреблять в пищу плоть, пусть и Божественную. Но после пресуществления, то есть, после совершения таинства, свойство изменено — это уже истинное Тело и истинная кровь Христова.

Таинство создано и введено Самим Господом накануне предательства Иуды, непосредственно перед арестом, бичеванием и казнью. Причащение, которое потребляют в церкви – это соединение с Богом Отцом во Христе, примирение с Ним ради Его Сына. Это Новый Завет между человеком и Богом, который принес на землю Спаситель. Христос отдал себя в жертву, чтобы мы ели Его Тело и пили Его Кровь и через это имели в себе жизнь вечную, потерянную однажды в Раю, как сказал Он нам в Евангелии.

Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6, 53,56)

Причастие в католической церкви отличается от православного. Так, у первой для таинства используется неквасной хлеб, а у второй – дрожжевой.

Как готовиться к Причастию в церкви?

Подготовка к Причастию в церкви состоит, в первую очередь, в наблюдении за собой. К Святым Дарам нельзя приступать, если в сердце живет обида на кого-то, если что-то не прощено, если не попрошено прощения у тех, кого обидели. Обязательно накануне Причастия следует пройти другое таинство – Покаяние. Покаяние заключается в искреннем раскаянии в грехах и твердом решении больше не повторять их.

Свое сокрушение о грехах нужно принести на исповедь к священнику. Недостаточно раскаяться «в душе» — апостолы завещали нам исполнять таинство исповеди в присутствии их приемника, которым является священник. Мы не можем нарушить эту иерархию. Исповедь рассказывается наедине священнику – у католиков это происходит полностью инкогнито, а у православных исповедующий священник видит лицо человека, но исповедь скрыта от посторонних ушей. Служба, на которой происходит таинство исповеди, служится вечером, накануне Литургии, обычно она начинается в 17.00.

Еще одним немаловажным делом является физическая и молитвенная подготовка к принятию таинства. Чтобы достойно принять в себя Христа, церковь рекомендует прочитать специальные молитвы перед Причастием и несколько дней воздержаться от мясных и молочных блюд. В православии молитвы к Причастию включают в себя правило из молитвослова:

  • правило на сон грядущий накануне причастия;
  • три канона: Господу, Деве Марии, Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причастию;
  • утреннее правило перед службой.

Перечисленные молитвы носят рекомендательный характер, новичку бывает нелегко вдумчиво всё прочесть. Поэтому правило допускается сокращать – вплоть до самых необходимых десяти молитв, которые содержатся в последовании ко Святому Причастию. Но сокращение правила — а также другие послабления для Причастия — рекомендуется обсуждать со священником после исповеди, так как нужное количество молитв должно подбираться индивидуально.

Как проходит причастие в церкви?

В православном храме утром служится Литургия. Во сколько начинается служба можно узнать в конкретном храме за свечным ящиком, так как расписание у всех разное. Литургия («общее дело») — это самое главное Богослужение, удивительное по красоте действо, наполненное глубоким содержанием и смыслом. Оно состоит из древнейших песнопений и направлено на то, чтобы с необходимыми молитвами и правильным освящением Даров приступить ко Причастию. Причастники сердечно молятся на этой службе и в конце благоговейно причащаются.

В католической церкви Причастие проходит на Мессе, без чина освящения, также после специальных молитв, которые установлены католическим катехизисом. Католическое Богослужение наполнено красотой, которую передает искусный хор и знаменитый орган – инструмент, сопровождающий священное действо.

После Причастия читается благодарственная молитва и затем, поцеловав крест, каждый может идти домой, чтобы в чистоте сердца, молчании и сосредоточенности бережно сохранить полученную от Господа благодать.

Что такое Причастие в церкви можно понять только опытно. Невыразимая связь человека и Бога, такая естественная для неповрежденного Адама, стала вновь доступна людям. Душа человека жаждет Божественного общения, но ищет, порой, его совсем не там. Как часто мы выбираем порок и сомнительные удовольствия? Душа ищет рая, но часто ошибается в своем поиске. Состояние причастия с Господом, при условии достойного принятия таинства, может дать искомую полноту. Но важно помнить, что Иуда тоже причастился (одним из первых), и его Причастие ему было в осуждение. Поэтому крайне ответственно подойдем к такому важному таинству, чтобы найти искомую связь.

Причастие в церкви является главным православным ритуалом, помогающим верующим мирянам воссоединиться со Спасителем. Церемония требует соблюдения основных канонов и не приемлет безответственного отношения. Как же нужно проходить Таинство Евхаристии, чтобы познать Божественную благодать?

Что такое причащение

Смысл Причастия – соединение с Господом через вкушение его плоти и крови, тем самым становясь ближе к Царствию Небесному. Это очень важный ритуал для человека, который живет по Законам Божьим. Евхаристией завершаются практически все церковные священнодействия: ектении, проповеди, требы, преклонения.

Причастие является главным православным ритуалом

Предыстория Таинства

Обряд, который сегодня является одним из важнейших священнодействий, установил Иисус Христос во время Тайной Вечери, накануне Своей мученической казни. Собрав учеников, Он преломил хлеб, назвав его «Плоть Моя» и раздал вино – «Кровь Моя». Так, Мессия заповедал апостолам впредь всегда причащаться, вспоминая Спасителя.

Важность Евхаристии описывается в библейской притче. Среди монахов древнеегипетского города Диолке был один наиболее набожный – Аммон. Во время Таинства пресвитер узрел ангела, который вычеркивал имена тех иноков, кого на обряде не было, а спустя три дня отсутствующие священники умерли. Подобное говорил и апостол Павел, который утверждал, что все смерти или болезни от неправильного причащения.

Видео «О необходимости Причастия»

В этом видеосюжете рассказывается о необходимости проведения православного обряда.

Те, кто проходит Таинство Евхаристии регулярно, сближаются с Господом и обретают надежду на вечную жизнь. Правильно проведенное священнодействие благоприятно влияет на человека:

  • отступают болезни;
  • укрепляется вера;
  • очищается душа;
  • разрешаются сложные жизненные ситуации;
  • появляется стойкость к соблазнам.

Практика причащения в православной церкви

К причащению нужно подходить с высокой долей ответственности, ведь это главное церковное Таинство.

Подготовка

Вкушая плоть и кровь Христа, верующий мирянин впускает в свою душу Спасителя, который очищает ее от грехов. Чтобы не выказать неуважение к Мессии, перед Евхаристией нужно обязательно исповедаться. При этом правильно будет не просто бездумно выполнить все требования, а осознать свои прегрешения, признать их, раскаяться. Прежде чем приступить к обряду, нужно уладить все конфликты, простить обидчиков или врагов, обрести душевное спокойствие. Усмирить страсти хорошо помогает усиленная молитва и строгий пост.

Молитвенное правило

Смысл молитвенных текстов – ведение диалога со Всевышним. Правило, которое необходимо прочесть перед причащением, можно найти в молитвослове. Состоит оно из:

  • Последования ко Святой Евхаристии;
  • канонов;
  • акафистов.

Молитва перед святым Причастием Читая Правило, не стоит забывать об основных утренних и вечерних молитвословиях. Совет автора

Если у человека это первое причастие, лучше заранее прочитать все молитвы, подробно изучив их суть. Читать их нужно вдумчиво, проникаясь каждой фразой, пропуская ее через свое сердце.

Соблюдение поста

Воздержание помогает верующему мирянину подготовить душу для воссоединения с Господом. Постясь, человек усмиряет свой нрав, тренирует силу воли, отказываясь от мирских соблазнов. Во время говенья нельзя есть пищу животного происхождения, пить алкоголь, сквернословить, ругаться, вступать в интимную близость. А с вечера перед Евхаристией вообще запрещено есть и пить воду.

Обычно подготовительный пост длится от 3 дней до недели. Если человек регулярно проходит Таинство и соблюдает Законы Божьи, говеть можно всего пару дней, а вот новичкам лучше посоветоваться со священником.

Проскомидия

Во время проскомидии на специальный стол возле алтаря выставляется пять просфор. Попросив у Бога благословения, духовное лицо трижды осеняет крестным знамением первую просвиру, а затем вырезает середину (Агнец). Снизу на ней батюшка делает крестовидный надрез, после чего прокалывает кусок с правого бока. Далее он наполняет потир красным вином, разбавленным водой.

Из второй просфоры также достают серединку, посвящая ее Божьей Матери. Третья делиться на 9 частей, во имя библейских святых. Четвертая символизирует живых, пятая – усопших. Из них тоже вырезают сердцевину, расположив в самом низу от Агнца. Затем церковник проделывает аналогичные действия с просвирами, принесенными прихожанами, зачитывая имена для поминания.

Во время проскомидии на стол возле алтаря выставляется пять просфор

Литургия оглашенных

Церковное богослужение начинается с мирной ектении. Когда песнопение завершается, вступает хор, поющий антифоны. На последних строках батюшка с поднятым к небу Святым Писанием выходит из алтаря, после чего читаются:

  • тропари;
  • кондаки;
  • трисвятая песнь;
  • Апостол;
  • Евангелие;
  • усиленная ектения о живых и усопших;
  • ектения об оглашенных.

Оканчивается священнослужение просьбой выйти из храма: «Елицы оглашенные изыдите».

Литургия верных

Служба крещеных делиться на шесть частей:

  1. Возложение Святых Даров. Сначала произносятся две небольшие ектении, после чего открываются Царские Врата. Церковник возносит молитву, сжигает ладан, а хор поет песнь Херувимов. Во время пения батюшка переносит Дары на престол, а затем накрывает их «воздухом».
  2. Подготовка мирян к освящению Даров. Первой читается молитва и просительная ектения, которая призывает верующих закрыть душу от ненужных раздумий. Царские Врата открываются, со Святой Жертвы снимается «воздух», а прихожане поют Символ веры.
  3. Преложение Даров. Во время освящения духовное лицо произносит благодарственные молитвы, после чего просит снизойти Святой Дух. Благословив Жертву, батюшка преклоняется перед Чашей. Он поминает всех святых, а хор воспевает славу Пресвятой Царице Небесной.
  4. Подготовка к причащению. Священнослужитель читает просительную ектению, а затем вместе с прихожанами поет «Отче Наш». После слов «Святая святым!» уже можно причаститься Святыми Дарами.
  5. Причащение. Преломив хлеб, первыми его вкушают духовные лица, запивая вином. Далее батюшка выносит Чашу мирянам и под пение хора произносит разрешительную фразу. Прихожане подходят к Жертве, называются, а затем прикладываются к Дарам. По окончании священнослужитель окунает в вино кусочки просфор, символизирующие усопших и живых, а после читает молитву за всех членов Церкви.
  6. Благодарение и отпуст. Духовник благословляет верующих, пришедших на Евхаристию. Миряне прикладываются к Кресту и выходят из храма.

Преложение ДаровПричащениеБлагодарение


Причащение больных

Тяжелобольные и лежащие на смертном одре допускаются к причащению без подготовительного поста. Если ситуация не позволяет долго говорить или больной не способен связно произносить речь, ему разрешается не исповедоваться. Нередко после Таинства неизлечимые болезни отступают, а человек становится на ноги.

Причащение детей

Церковь рекомендует приучать детей к причастию с детства, подробно объясняя им суть ритуала. Святые Дары способны принести исцеление, укрепить здоровье, защитить ребенка от нечистой силы. До 7 лет разрешается не поститься и не исповедоваться.

Маленькие дети вкушают только красное вино, разбавленное водой, так как не способны еще употреблять твердую пищу.

Церковь рекомендует приучать детей к причастию с детства

Как часто можно причащаться

Церковью не установлена частота Евхаристии. Каждый верующий сам несет ответственность перед Богом за свои действия. Священнослужители разделяют две точки зрения. Одни говорят, что часто причащаться нельзя, а вот другие убеждают, что можно вкушать Святые Дары почти каждый день. Благоприятными для Таинства днями считают дни рождения или именины, венчание, юбилейные даты.

Что можно и нельзя делать после причастия

Вкусив Святые Дары, категорически воспрещается осенять себя крестным знамением, чтобы не опрокинуть Чашу. Также нельзя прикладываться к образам. После Евхаристии рекомендуется сделать следующее:

  • прополоскать рот, чтобы не осталось частичек просфоры;
  • прослушав благодарственные ектении, вознести благодарственные речи Всевышнему;
  • по окончании церемонии следует соблюдать спокойствие духа, не суетиться, стараться меньше разговаривать;
  • дома можно посвятить время чтению православной литературы.

К обряду Причастия нельзя подходить формально. Решившись воссоединиться с Господом, нужно хорошо подготовиться, чтобы прийти к Нему с чистой душой. Только тогда Всевышний дарует шанс на вечную жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Причастие считается самостоятельной частью речи, которое, однако, совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Отдельные же источники определяют его лишь как особенную форму глагола, обозначающую признак предмета, создаваемый действием самого предмета.

В.И. Даль так отзывался о нем: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Так в действительности, ведь оно объединяет собой другие части речи, поэтому по праву считается одним из сложнейших. Если разобраться, какая роль ему определена в предложении, можно понять, как подчеркивается причастный оборот.

Легко запомнить!

Как подчеркивается

Схожесть причастия с прилагательным состоит в том, что эти части речи могут иметь формы: полную и краткую. Они отвечают на разные вопросы, выполняют разные роли, по-разному подчеркиваются в предложении. Часто возникает вопрос: как все-таки подчеркивается причастие, какой линией? Ответ прост: каждый конкретный случаи нужно рассматривать по отдельности, задавая к слову правильный вопрос.

Морфологические признаки

Полное причастие

Вопросы, на которые отвечает:

  1. Какой? -ая,-ое,-ие – любящий,-ая,-ее,-ие.
  2. Что делающий? что сделавший? – бежавший.

Полные причастия выполняют функцию определения и считаются самыми распространенными.

Например: Прибежавшие мальчики и девочки весело и шумно начали играть в салки.

В этом предложении прич. является слово “прибежавшие”. Нужно поставить к нему вопрос, чтобы определить, каким членом предложения является. Мальчики и девочки (какие?) – прибежавшие. В данном примере считается определением. Определение в предложении будет подчеркиваться волнистой линией, выглядит так: Прибежавшие мальчики и девочки весело и шумно начали играть в салки.

Если эта часть речи употребляются с зависимыми словами, то образуют обороты. Если в предложении от него можно поставить смысловой вопрос к зависимому слову, то считается оборотом.

Например: Мальчики и девочки, выбежавшие во двор, весело и шумно начали играть в салки.

Образованный оборот тоже считается определением, и, следовательно, его тоже нужно подчеркнуть волнистой линией: Мальчики и девочки, выбежавшие во двор, весело и шумно начали играть в салки.

Примеры оборотов и их подчеркивание:

  • Птицы, улетевшие осенью в теплые края, весной вернутся обратно.
  • Газеты, переставшие уже давно интересоваться этим загадочным происшествием, не уделили ему больше ни одного слова и ни одной строчки.

В редких случаях полные прич. могут выступать в роли сказуемого в именительном или творительном падеже, так как именно они являются основными падежными формами именной части сказуемого.

Например:

  • Цветы лежали (именительный падеж: какие?) забытые.
  • Цветы были (творительный падеж: какими?) забытыми.

Краткое причастие

Образованы от полных страдательных причастий и имеют два времени: прошедшее и настоящее, отвечают на вопросы:

  1. Каков?-а,-о,-ы – подарен,-а,-о,-ы.

Краткие причастия в тексте осуществляют функцию сказуемого.

Например: Старая история уже закончена.

На этом примере прич. – “закончена”. Теперь к этому слову нужно поставить вопрос. История (какова?) – закончена. В этом примере прич. выполняет синтаксическую функцию сказуемого, следовательно, подчеркивается двумя линиями: Старая история уже закончена.

Примеры предложений в качестве определения и сказуемого, и какими линиями подчеркиваются

Таким образом понять, как нужно подчеркивать причастие, несложно. Нужно лишь правильно задать вопрос, а затем разобраться, какую роль в предложении выполняет – определения или сказуемого.

Что такое причастие в русском языке?

Причастие — это осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и соче­та­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го.

Причастие в русском языке

Чтобы понять, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке, ука­жем, что оно обра­зу­ет­ся от гла­го­ла с помо­щью харак­тер­ных фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов:

  • гла­дить — гладящий кош­ку;
  • отпра­вить — отпра­вивший пись­мо;
  • коле­бать — колеблемый вет­ром;
  • ука­зать — ука­занный ею.

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обла­да­ет при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го. С одной сто­ро­ны, при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, как и при­ла­га­тель­ное, но, с дру­гой сто­ро­ны, это при­знак осо­бен­ный, кото­рый свя­зан с дей­стви­ем.

Имя при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни (пла­ток какой? синий), а при­ча­стие — это гла­голь­ная фор­ма, выра­жа­ю­щая при­знак, свя­зан­ный с тече­ни­ем вре­ме­ни.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «пла­ва­ю­щая утка» при­ча­стие «пла­ва­ю­щая» обо­зна­ча­ет при­знак. К нему мож­но задать вопрос при­ла­га­тель­но­го:

утка (какая?) пла­ва­ю­щая

И в то же вре­мя этот при­знак свя­зан с дей­стви­ем в насто­я­щем вре­ме­ни:

пла­ва­ю­щая утка — это пти­ца, кото­рая (что дела­ет?) пла­ва­ет сей­час, в момент речи о ней

Сравним с дру­гой фор­мой при­ча­стия:

пла­вав­шая неда­ле­ко от бере­га утка

Здесь речь идет о пти­це, кото­рая пла­ва­ла рань­ше, до момен­та речи об этом, то есть в про­шлом. Признак свя­зан с уже совер­шен­ным дей­стви­ем.

Подытожим наши наблю­де­ния опре­де­ле­ни­ем, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке.

Определение Причастие — это неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет вре­мен­ной при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие?

Причастие сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи: гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го.

Признаки прилагательного у причастия

Как и при­ла­га­тель­ное, при­ча­стие

1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы:

2. изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам, то есть скло­ня­ет­ся:

Падеж Мужской род Женский род Средний род Мн. чис­ло
И. п. игра­ю­щий игра­ю­щая игра­ю­щее игра­ю­щие
Р. п. игра­ю­ще­го игра­ю­щей игра­ю­ще­го игра­ю­щих
Д. п. игра­ю­ще­му игра­ю­щей игра­ю­ще­му игра­ю­щим
В. п. игра­ю­ще­го игра­ю­щую игра­ю­щее игра­ю­щих
Т. п. игра­ю­щим игра­ю­щей игра­ю­щим игра­ю­щи­ми
П. п. об игра­ю­щем об игра­ю­щей об игра­ю­щем об игра­ю­щих

3. при­ча­стие изме­ня­ет­ся по родам:

  • вымытый стол ;
  • вымытая тарелка;
  • вымытое окно;

4. согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным в роде, чис­ле и паде­же:

  • выгру­женный песок
  • мимо выгру­женного песка;
  • с выгру­женным песком

и т. д.

В пред­ло­же­нии при­ча­стие выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния.

В густой кроне дере­вьев на вет­ках сидят пою­щие сквор­цы.

Признаки глагола у причастия

Как и гла­гол, от кото­ро­го обра­зо­ва­но при­ча­стие, оно име­ет грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии:

1. вид

  • несо­вер­шен­ный (что делать? петь — пев­ший);
  • совер­шен­ный (что сде­лать? запеть — запев­ший).

2. дей­стви­тель­ный или стра­да­тель­ный залог

Причастие в фор­ме дей­стви­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, кото­рое совер­ша­ет сам про­из­во­ди­тель:

  • чита­ю­щий кни­гу;
  • смот­рев­ший в окно ваго­на.

Причастие в фор­ме стра­да­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, под­вер­га­ет­ся чьему-то воз­дей­ствию:

  • вле­ко­мый вет­ром;
  • испе­чен­ный на мас­ле блин;
  • рас­тер­тый в поро­шок.

3. Причастие сохра­ня­ет переходность/непереходность про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла:

  • несу­щий кор­зин­ку;
  • плы­ву­щий по реке.

4. возвратность/невозвратность

  • бежать — бегу­щий по тро­пин­ке;
  • стро­иться — стро­я­щийся у доро­ги.

5. у при­ча­стий раз­ли­ча­ют насто­я­щее и про­шед­шее вре­мя:

  • гово­рить — гово­ря­щий по теле­фо­ну;
  • устать — устав­ший к кон­цу рабо­ты.

Действительные причастия

Действительное при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лен­ное состо­я­ние.

  • ска­кать (I) — они скачут — скачущая лошадь;
  • пол­зать (I) — они пол­зают — пол­зающий жучок;
  • дышать (II) — они дышат — дышащий пол­ной гру­дью;
  • ста­рить­ся (II) — они старятся — старящие лицо мор­щи­ны.

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -вш- (после глас­но­го), -ш- (после соглас­но­го) и окон­ча­ний при­ла­га­тель­ных:

  • сте­лить — сте­ливший пол;
  • шур­шать — шур­шавший камыш;
  • везти — везший тележ­ку.

Страдательные причастия

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, над кото­рым совер­ша­ет­ся или уже про­из­ве­де­но дей­ствие извне. Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов. Эти фор­мы так­же обла­да­ют кате­го­ри­ей вре­ме­ни.

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фик­са -ем- (от гла­го­лов I спря­же­ния) или суф­фик­са -им- (от гла­го­лов II спря­же­ния):

  • отте­нять (I) — мы отте­няем — отте­няемый сумра­ком;
  • вво­зить (II) — мы ввозим — ввозимый с юга.

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -т-:

  • собрать — собранный уро­жай;
  • обна­ру­жить — обна­руженный враг;
  • запе­реть — запертый дом.

Страдательный при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют пол­ную и крат­кую фор­му:

  • посе­ян­ный — посе­ян;
  • раз­ре­шен­ный — раз­ре­шен.

Краткие фор­мы при­ча­стий, как и при­ла­га­тель­ных, не скло­ня­ют­ся, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам:

  • он увле­чён ;
  • девуш­ка увле­чена;
  • дитя увле­чено;
  • все увле­чены.

Причастия могут поте­рять при­знак дей­ствия и пере­хо­дить в име­на при­ла­га­тель­ные. Наиболее часто пере­хо­дят в при­ла­га­тель­ные стра­да­тель­ные при­ча­стия. Некоторые из них совсем утра­ти­ли связь с гла­го­лом:

  • натя­ну­тые отно­ше­ния;
  • рас­те­рян­ный вид;
  • при­под­ня­тое настро­е­ние;
  • сдер­жан­ный харак­тер.

Морфологический разбор причастия

Начальная фор­ма при­ча­стия — это пол­ная фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

I. Особая фор­ма гла­го­ла — при­ча­стие

1. началь­ная фор­ма

II. Постоянные при­зна­ки:

а) дей­стви­тель­ное или стра­да­тель­ное

б) вре­мя

в) вре­мя

г) воз­врат­ность

III. Непостоянные при­зна­ки:

а) пол­ная или крат­кая фор­ма;

б) падеж (в пол­ной фор­ме);

в) чис­ло

г) род (в един­ствен­ном чис­ле).

IV. Синтаксическая роль

Примеры

Ольга толк­ну­ла створ­ки рас­сох­ших­ся ста­вен.

Рассохшихся — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма при­ча­стие

  • н. ф. рас­сох­ший­ся
  • дей­стви­тель­ное
  • про­шед­шее вре­мя
  • совер­шен­ный вид
  • воз­врат­ное
  • пол­ная фор­ма
  • роди­тель­ный падеж
  • мно­же­ствен­ное чис­ло.

Синтаксическая роль — опре­де­ле­ние.

Село рас­по­ло­же­но на высо­ком бере­гу реки.

Расположено — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма при­ча­стие

  • н. ф. рас­по­ло­жен­ный
  • стра­да­тель­ное
  • про­шед­шее вре­мя
  • совер­шен­ный вид
  • невоз­врат­ное
  • крат­кая фор­ма
  • един­ствен­ное чис­ло
  • сред­ний род

Синтаксическая роль — ска­зу­е­мое.

причастие

В Википедии есть страница «причастие».

причастие I

В Викиданных есть лексема причастие (L151756).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. прича́стие прича́стия
Р. прича́стия прича́стий
Д. прича́стию прича́стиям
В. прича́стие прича́стия
Тв. прича́стием прича́стиями
Пр. прича́стии прича́стиях

при-ча́-сти·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -причаст-; суффикс: -иj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. религ. христианский обряд причащения ◆ …добрая хозяйка сама повезла его в ближайшее село к священнику на исповедь и причастие В. И. Даль, «Мертвое тело», 1857 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. религ. вино с кусочками просвиры, употребляемое в христианском таинстве причащения ◆ На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. Л. Н. Толстой, «Война и мир», Том третий, 1867–1869 гг. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. устар. принадлежность к чему-либо; то же, что причастность ◆ Но, вернувшись с войны, я осознал свое, хочешь не хочешь, причастие к человекоубийству. Е. Я. Весник, «Дарю, что помню», 1997 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. причащение, евхаристия
  2. причастность

Антонимы

  1. непричастность

Гиперонимы

  1. таинство, обряд
  2. кушанье

Гипонимы

  1. пресуществление

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: причастность, причащение
  • прилагательные: причастный
  • глаголы: причастить, причащать; причаститься, причащаться

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    вино с кусочками просвиры, употребляемое в христианском таинстве причащения

    принадлежность к числу участвовавших в чём-либо

    Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    причастие II

    В Викиданных есть лексема причастие (L151757).

    В Википедии есть страница «Причастие (лингвистика)».

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. прича́стие прича́стия
    Р. прича́стия прича́стий
    Д. прича́стию прича́стиям
    В. прича́стие прича́стия
    Тв. прича́стием прича́стиями
    Пр. прича́стии прича́стиях

    при-ча́-сти·е

    Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -причастиj-; окончание: -е .

    • МФА: ед. ч. , мн. ч.
  1. лингв. знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета по действию (т. е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, рода и падежа ◆ Иногда причастия настоящие страдательные употребляются как будущие страдательные. М. В. Ломоносов, «Российская грамматика», 1755 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Некоторые старые причастия с чисто русским окончанием -чий окаменели в виде прилагательных (ходячий, стоячий, сидячий, лежачий, горячий, висячий, колючий, могучий, жгучий), но они уже не сознаются как причастия, утратили способность конструироваться как глагольные формы (например, уже не могут принимать прямого дополнения в винительном падеже) и почти утратили живую формальную связь с соответствующими глаголами (как о том свидетельствуют, например, случаи вроде вонючий, плакучий, дремучий, сыпучий, неминучий, летучий, кипучий с «неправильным» применением суффикса). Н. С. Трубецкой, «Общеславянский элемент в русской культуре», 1928 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  1. часть речи, слово
  1. герундив; страдательное причастие, действительное причастие

Ближайшее родство

  • прилагательные: причастный

Образовано из при + часть; калька лат. participium, которое калькирует др.-греч. μετοχή — то же: др.-греч. μέτοχος «(со)причастный», др.-греч. μετέχω «участвовать, быть причастным», потому что причастие имеет отчасти особенности имени, отчасти глагола. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

  • действительное причастие
  • причастие настоящего времени
  • причастие прошедшего времени
  • страдательное причастие

знаменательная часть речи

  • Алеманнскийgsw: Partizip
  • Английскийen: participle (en)
  • Арагонскийan: participio
  • Армянскийhy: դերբայ
  • Астурийскийast: participiu м.
  • Африкаансaf: deelwoord
  • Баскскийeu: partizipio
  • Белорусскийbe: дзеепрыметнік
  • Болгарскийbg: причастие ср.
  • Венгерскийhu: melléknévi igenév
  • Галисийскийgl: participio
  • Греческийel: μετοχή ж.
  • Грузинскийka: მიმღეობა
  • Гэльскийgd: rann-phàirt ж.
  • Датскийda: participium
  • Идишyi: פּאַרטיציפּ м.
  • Идоиio: participo
  • Ирландскийga: rangabháil
  • Исландскийis: sagnbót
  • Испанскийes: participio
  • Итальянскийit: participio
  • Каталанскийca: participi м.
  • Латинскийla: participium ср.
  • Латышскийlv: divdabis; particips
  • Литовскийlt: dalyvis
  • Македонскийmk: партицип
  • Немецкийde: Partizip ср., Mittelwort ср.
  • Нидерландскийnl: deelwoord ср.
  • Норвежскийno: partisipp
  • Осетинскийos: миногми
  • Польскийpl: imiesłów
  • Португальскийpt: particípio м.
  • Румынскийro: participiu
  • Словацкийsk: príčastie ср.
  • Словенскийsl: deležnik
  • Таджикскийtg: сифати феълӣ
  • Турецкийtr: ortaç
  • Украинскийuk: дієприкметник м.
  • Фарерскийfo: lýsingarháttur м.
  • Финскийfi: partisiippi
  • Французскийfr: participe м.
  • Хорватскийhr: particip
  • Чешскийcs: příčestí ср., participium
  • Шведскийsv: particip
  • Эсперантоиeo: participo
  • Эстонскийet: kesksõna

Болгарский

причастие

Существительное.

Корень: —.

  1. причастие (аналогично русскому слову), знаменательная часть речи ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. ?
  1. ?

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх