Помост

Вопросы веры

Пример про совесть

Комментарии 6

Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Если человек всё же поступает дурно, его мучают угрызения совести.

Ещё в древности философы и мудрецы размышляли об этом голосе: откуда он исходит и какова его природа? Выдвигались различные предположения и теории. Особые проблемы наличие этого голоса создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души.

Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть — лишнее чувство, от которого следует избавиться. Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарлза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью». И ещё заявил Гитлер: «Совесть — выдумка евреев».

Понятно, что невозможно достичь ясного понимания явлений духовных с помощью одних лишь предположений. Только Бог, знающий в точности сущность духовных явлений, может открыть её людям.

Источник голоса совести

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, называемым совестью. Так откуда же он берётся?

Источник голоса совести — изначально добрая природа (душа) человека. Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому совесть принято называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития. При этом совесть присуща только «человеческому уровню», животные подвержены только своему инстинкту.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы — отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Совесть — способность человека к различению добра и зла, основа общечеловеческой нравственности.

Деградация совести

Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения.

Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Постепенно это привело к лицемерию, к оправданию человеческих грехов.

Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек,омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести.

Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся веру в Богочеловека Иисуса Христа.

Угрызения совести

Когда человек прислушивается к голосу своей совести — он видит, что эта совесть в нем говорит прежде всего, как судия, строгий и неподкупный, оценивающий все поступки и переживания человека. И часто бывает так, что какой-либо поступок выгоден человеку, или же вызвал одобрение у других людей, а в глубине души этот человек слышит голос совести: «это — не хорошо, это — грех…». Т.е. человек в глубине души чувствует это и страдает, жалеет о том, что сделал это. Это ощущение страдания и называется «угрызениями совести».

Когда мы поступаем хорошо, то испытываем мир и спокойствие в душе, и наоборот, после совершения греха испытываем упреки совести. Эти упреки совести иногда переходят в страшные терзания и муки, и могут довести человека до отчаяния или до потери душевного равновесия, если он не восстановит мир и спокойствие в совести через глубокое и искреннее покаяние…

Недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.).

Существует мнение, что отрыв от Творца — это корень всех страданий в мире, поэтому совесть это самое кошмарное и тягостное переживание человека.

Но совесть не ущемляет свободной воли человека. Она лишь указывает, что добро, и что зло, а дело человека склонить свою волю к первому или второму, получив от совести необходимую к тому информацию. За этот нравственный выбор человек несет ответственность.

Если человек не следит за своей совестью и не слушает её, то постепенно «его совесть покрывается слоем накипи, и он становится бесчувственным». Он грешит, и при этом у него словно не происходит ничего особенного. Человека, который усыпил свою совесть, заглушил её голос ложью и мраком упорного греха, часто называют бессовестным. Слово Божие таких упорных грешников называет людьми с сожженною совестью; их душевное состояние крайне опасно, и может оказаться гибельным для души.

Свобода совести — это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.).

Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина (1789), положенной в основу законодательства французского государства эпохи буржуазных революций. Свобода совести в числе других свобод человека была провозглашена во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. В качестве конституционной свободы свобода совести закреплена в ст. 28 Конституции РФ.

Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения». Здесь существует подмена понятий — свобода совести подменяется свободой убеждений. Юридически, под свободой совести понимают право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии.

Однако многим претит понятие «свобода совести». Для формального обозначения возможности человека иметь любое убеждение собственно и должен служить термин «свобода убеждений», а для обозначения возможности исповедовать любую религию — термин «свобода вероисповедания». Понятие же «свобода совести» дискредитирует совесть как моральную категорию, ибо придает ей характер необязательности и нравственной безответственности.

Совесть — всеобщий нравственный закон

Совесть является внутренним нравственным законом каждого человека. Несомненно то, что нравственный закон вложен в самую природу человека. За это говорит несомненная всеобщность в человечестве понятий о нравственности. Через этот закон Бог руководит всею жизнью и деятельностью человека.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом.

Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей, христианин, мусульманин или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло.

Коротко говоря, совесть – голос Божий в человеке. Воля человека слушать этот голос или отвращаться от Него.

На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит апостол Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь. Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы — покрыть их (Лк. 23:30, Откр. 6:16). Преступник может избежать иного суда человеческого, но он никогда не избежит суда своей совести. Потому-то и страшит нас Страшный суд, что наша совесть, которая все наши дела знает, выступит нашим обличителем и обвинителем.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

храм Живоначальной Троицы, Москва

Что такое совесть? Определение понятие для сочинения.

Определение понятия «СОВЕСТЬ»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на темы: «Что такое совесть?, «Какую роль играет совесть в нравственном выборе?» Как связаны совесть и честь?

Совесть — это… Определение понятия, значение слова совесть

СОВЕСТЬ – это чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.

СОВЕСТЬ – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному.

СОВЕСТЬ – это внутренняя оценка человеком своего поведения, самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных (умных и глупых, правильных и неправильных и т.п.) поступков.

Сочетаемость со словом «совесть»

Иметь совесть, мучает совесть, совесть говорит, потерять совесть, хватило совести, забыть о совести, отягощать совесть, взывать к чьей-либо совести, заговорила совесть, терзает совесть, грызёт совесть, совесть проснулась, пробудилась, позволяет совесть.
Муки совести, угрызения совести, укоры совести, голос совести, суд совести, вопрос совести, остатки совести.

Эпитеты (прилагательные) к слову «совесть»

Спокойная совесть, чистая совесть, рабочая совесть, гражданская совесть.

Понятие «совесть»

Слово «совесть», видимо, происходит от «со-ведать», то есть «знать вместе с другими». Подразумевается знание о себе. Личность подконтрольна своей совести, которую не так-то просто «уговорить», «успокоить», если некто «слышит» ее осуждающий голос, испытывает угрызения совести. Можно попытаться заглушить в себе ее голос, можно на время «забыть» о ней, но полностью искоренить ее невозможно. Тот, кто живет не по совести, испытывает глубокий внутренний разлад, который, оставаясь даже неосознанным, так или иначе, нередко весьма серьезно, а иногда пагубно, сказывается на его душевном и телесном здоровье.

Истоки совести

Феномен совести подтверждает, что нравственность является органической частью человеческой личности, и поэтому можно считать вполне обоснованным определение человека разумного вместе с тем как человека морального. Люди нравственны в разной степени, но вряд ли можно найти психически нормального человека, абсолютно лишенного каких-либо моральных начал.
Органичность нравственности для человека ярко выражается в том, как проявляется переживание чувства стыда: он краснеет, ему становится жарко, душно, он не знает, куда себя деть, отводит глаза и т. п.

Виды совести:

Э. Фромм выделял два вида совести: авторитарную (выражает нашу подчиненность внешнему авторитету) и гуманистическую («голос» самого человека, лучшего начала в нем).

Функция (роль) совести

Драгоценным достоянием человечества является создание представлений о совести. Оно обязывает человека ставить себя на место своего ближнего, позволяет ему и даже понуждает его сделать все возможное для облегчения состояния и участи окружающих людей. Чувство совести обязывает человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, контролировать свои помыслы и действия, осуществлять строгую самооценку вплоть до состояния угрызения совести.

Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения. Чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным.

Совесть обладает воспитательным воздействием, поскольку она заставляет человека быть требовательным по отношению к самому себе, не удовлетворяться наличным состоянием.

Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.

Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков — анализировать, взвешивать, пропускать через фильтр разума свое поведение, желания, стремления. В таком рационализме, такой рассудочности мораль предшествует расчету, а не расчет морали.

А если моральные критерии — основа, то это верная гарантия невозможности для человека ни приспособления к злу в любом его обличье, ни сделки с совестью, даже тогда, когда человек поставлен в крайне затруднительные ситуации.

Совесть — одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания, чувственного переживания и волевого усилия в психике человека. Совесть «включается» только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их («морально невинен»), то совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от моральных ценностей, нужно их знать и принимать как личностно значимые. Совесть наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности («чистая» и «нечистая» совесть), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести, муки совести).

Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия.

Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления. Совесть человека отделяет доброе от злого, порождает чувство стыда за недостойные поступки, побуждает помнить о необходимости оставить о себе добрую славу. Совесть предполагает способность человека взглянуть на себя со стороны и оценить свои поступки с точки зрения других людей.

Тема совести в литературе (примеры)

В.К. Железников «Чучело»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.П. Чехов «Душечка»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» и др.
Аргументы на тему «Совесть» из литературы

Совесть

  • Совесть Сокровищница духовной мудрости
  • Совесть Библейский словарь
  • Учение св. Иоанна Златоуста о совести
  • О совести свмч. Сергий Мечёв
  • Совесть М. Олесницкий
  • Совесть Нравственное богословие
  • Совесть свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • О совести преп. авва Дорофей
  • Состояние совести свт. Феофан Затворник
  • Совесть — голос Божий в человеке еп. Александр (Милеант)
  • Совесть прот. Евгений Горячев
  • Совесть свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Совесть схиархим. Иоанн (Маслов)
  • Совесть игум. Марк (Лозинский)
  • Совесть прот. Григорий Дьяченко
  • Теории совести архим. Платон (Игумнов)
  • Совесть в Ветхом Завете Алексей Леонов

Со́весть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (свт. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (прп. Авва Дорофей).

Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. Феофан Затворник). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.

В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся верою в Богочеловека Иисуса Христа.

Совесть христианина своим источником имеет Бога. Автономизация совести, то есть присваивание себе абсолютного права самоопределения в нравственной сфере, по своей сути является грехом.

Как услышать голос совести?

Совесть проявляется в человеке в форме нравственного чувства. Намереваясь совершить, совершая и/или уже совершив какое-нибудь действие, предполагающее возможность его нравственной оценки, человек, в той или иной мере, внутренне ощущает, насколько это действие соответствует добру или злу.

Правильность осознания человеком своих нравственных действий зависит от ряда факторов, в том числе: от фактора влияния среды, внутри которой он живет (обусловленной культурными, религиозными традициями, местными законами и т. п.), от фактора воспитания, самовоспитания, от индивидуального нравственного состояния.

Под воздействием этих и некоторых других факторов голос совести, как выразитель естественного нравственного закона, может подавляться, приглушаться, искажаться. В этой связи то, что может представляться добром для представителей одних религиозных, социальных или этнических групп, представителями других может оцениваться как зло (например, кровная месть, половая распущенность, отношение к абортам и пр.).

Среди функций совести выделяют три основных. Как законодатель совесть указывает человеку на то, как он должен поступить в том или ином случае, чтобы этот поступок (замысел, действие и пр.) соответствовал установленному Богом нравственному закону. Как свидетель или судья совесть определяет, преступил ли человек это закон или нет, прав он или не прав. Наконец, функция мздовоздаятеля выражается в том, что в зависимости от того, нарушил ли человек требования нравственного закона или не нарушил, он испытывает либо угрызения и скорбь, либо радость и удовлетворение от совершенного действия.

***

Свт. Игнатий Брянчанинов:
«Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову».

Ств. Феофан Затворник:
«Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или
неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».

Патриарх Кирилл:
Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: «Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает».
Суд совести — это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек — это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей — все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни.
Из слова в Неделю мясопустную после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, 19 февраля 2017 года

Примеры из жизни для сочинения 15.3 на тему: Совесть (ОГЭ по русскому языку)

Примеры из жизненного опыта наиболее точно подтверждают осведомлённость ученика о теме сочинения, поэтому многие ребята выбирают для аргументации именно их. Многомудрый Литрекон рад пойти навстречу и представить читателю различные аргументы из кино, истории, СМИ и личной жизни для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку. Также Вы можете найти примеры из книг о совести.

  1. Русская история: Настоящие муки совести, по свидетельствам историков, испытал Иван Грозный. Он тиранил свой народ и доводил жен до смерти, но к концу своей жизни он осознал, что вел себя чудовищно. Чтобы хоть как-то унять жар адского пламени в груди, он молился и постился, часами постаивая на коленях. Его состояние говорит о том, что совесть – строгий судья, который выносит справедливый и суровый приговор.
  2. Личный опыт: Однажды я увидел, как мой друг угнал чужой велосипед. Во дворе сразу поднялся шум, соседи хотели найти виновного, а я стыдился назвать известное мне имя. Однако в тот момент я понял, что жить по совести – это поступать так, как должно, а не так, как хочется. Я признался, что видел вора. Потом друг понял меня и простил. Мой опыт и ему помог исправиться – вернуть вещь и искренне попросить прощения.
  3. СМИ: Российская певица Пелагея стала жертвой клеветы: ее упрекнули в бессовестности. Долгое время ее обвиняли в том, что она увела мужа из семьи, однако женщина решительно опровергла эти сведения. Она познакомилась с уже свободным человеком, и не препятствовала его общению с ребенком от первого брака. В одном из своих интервью Пелагея сказала: «Чистая совесть – лучшая подружка» — и акцентировала внимание публики на том, что никогда бы не смогла спать спокойно, если бы то, что о ней говорили, было правдой.
  4. Русское кино: В знаменитом фильме В. Меньшова «Москва слезам не верит» герой бросил беременную от него подругу. На этом настояла мама Родиона, ведь она рассчитывала женить сына на богатой наследнице, а не на бедной провинциалке. Спустя годы мужчина вновь встретил Екатерину и понял, как был неправ. Совесть пробудилась в этом герое, и он попытался наладить отношения с дочерью. Значит, определение данного понятия можно сформулировать так: «Совесть — это моральный ориентир человека, который подсказывает ему, как правильно поступить».
  5. Личный опыт: Как-то раз я случайно испортил новые обои в гостиной. Страх наказания помешал мне сознаться, и я все свалил на собаку, которую из-за моей лжи лишили игр на прогулке. Не выдержав грусти в преданных собачьих глазах, я сознался. Родители тогда не стали ругать меня, а объяснили, что пробуждение совести у ребенка означает появление морально-нравственных принципов. Они были рады, что я смог поступить честно.
  6. СМИ: Совесть имеет важное значение в семейной жизни. Так, российская певица Валерия призналась, что нравственная щепетильность мешала ей наслаждаться отдыхом в одиночку: она всегда брала с собой детей, хоть они и отягощали поездку лишними хлопотами. Только когда они, наконец, повзрослели, мать смогла планировать свой досуг иначе. Значит, совесть – это не только личный измеритель правоты, но и важное материнское качество, позволяющее сочетать личные нужды с семейными интересами.
  7. Личный опыт: Однажды моя подруга получила от бабушки подарок для всех детей в семье – большой пакет сладостей. Не выдержав искушения, она съела большую часть, а остальным поделилась с друзьями. Придя домой, она узнала, что младший брат получил травму на футбольном поле и очень расстроился. Тогда она поняла, что зря так поступила с бабушкиным подарком. Какое-то щемящее чувство не дало ей спать спокойно, и наутро она призналась в содеянном. На ее примере я понял, что совесть – это личный контролер, который проверяет не билеты, а чистоту души: если человек совершил что-то плохое, она не пропустит его в состояние покоя.
  8. Зарубежное кино: В фильме Клэя Кэйтиса «Рождественские хроники» герой связался с дурной компанией и даже стал угонять машины. Подросток очень переживал из-за смерти отца и совсем забросил свою маленькую сестру. Но волшебная встреча с Сантой перевернула его жизнь: он понял, что был несправедлив по отношению к семье и зря угонял машины. Он раскаялся в своих дурных поступках. Очевидно, что осознать вину ему помогла совесть – обостренное чувство личной ответственности за происходящее.
  9. Русская история: Когда царь Николай Второй узнал о трагических последствиях давки на Ходынском поле, он лично распорядился найти родственников погибших и дать им материальную компенсацию. Несмотря на то, что он не был виноват в сложившейся ситуации, царь воспринял боль народа как свою собственную. Именно совесть не позволила ему пройти мимо беды. На его примере мы видим, что данное качество можно назвать нравственным чутьем, направляющим человека на правильный путь.
  10. Зарубежное кино: В анимационном фильме Ярроу Чейни и Скотта Моужера «Гринч» главный герой из-за детской травмы решил похитить рождество у добрых жителей городка. Он украл все украшения и подарки. Однако знакомство с маленькой девочкой пробудило в его сердце осознание собственной неправоты. Гринч вернул людям праздник, и они пригласили его на торжественный ужин. Так, совесть помогла герою исправиться и очистить душу от зла.

Значение слова &laquoсовесть»

  • СО́ВЕСТЬ, -и, ж. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Упреки совести. Голос совести. Совесть мучает. Совесть нечиста. Не иметь ни стыда ни совести. Потерять совесть. □ Среди зверей я зверем стал, Вином я совесть усыплял И ум гасил. Н. Некрасов, «Несчастные». Редко отыщется человек, который на вопрос совести — как он живет? — ответил бы, что живет вполне правильно. Федин, Первые радости.

    Свобода совести — право граждан свободно исповедовать какую-л. религию или не исповедовать никакой религии. Сделка с совестью см. сделка. Без зазреня совести см. зазрение. Для очистки совести см. очистка. На совесть ( делать что) — 1) добросовестно, хорошо. сражались на совесть. Тихонов, Ленинград принимает бой; 2) ( устар.) полагаясь лишь на честность кого-л., не требуя гарантий. Вел он свои дела по-старинному, на совесть, на честное слово, без векселей и расписок. Скиталец, Кандалы. На совести чьей или у кого — кто-л. не выполнил того, что был обязан сделать, или поступил не так, как следовало. Не за страх, а за совесть ( делать что) — очень хорошо, добросовестно. По совести ( жить, поступать и т. п.) ( прост.) — правильно, справедливо. По совести говоря ( в знач. вводн. сл.) — говоря откровенно, чистосердечно. — Жалко Рыжика! — сквозь слезы пробасила Любашка. По совести говоря, мне тоже было жаль кота. Шуртаков, Где ночует солнышко. Со спокойной совестью — совершенно спокойно, не испытывая угрызений совести или тревоги, боязни. Знать совесть см. знать1. Идти (или поступать) против (своей) совести — поступать вопреки своим нравственным принципам, убеждениям. Лежит на совести чьей или у кого — кто-л. виноват в чем-л., ответствен за какой-л. проступок, преступление. Примириться (или помириться) с своей совестью — избавиться от угрызений совести, исправив совершенное зло или раскаявшись. Надо (или пора) и совесть знать — возглас, обычно возмущенный, обозначающий: довольно, хватит, пора прекратить что-л. мешающее, утомляющее, раздражающее и т. п. других. Совести хватило у кого ( прост.) — не постыдился, не постеснялся сделать что-л. — И больную старуху-то не пощадили. Да как это у них — совести хватило? Гладков, Повесть о детстве.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх