Помост

Вопросы веры

Притча о гордыни

Гордость предшествует падению

«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Притч. 16:18).
Сатана пал из-за своих честолюбивых притязаний стать равным Богу. Он возжелал принимать участие в небесных намерениях и советах, куда не имел доступа как сотворенное существо, неспособное осознать всю мудрость Бесконечного. Честолюбивая гордость привела его к восстанию, и именно таким образом он стремится погубить человека (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 702).
Начало греха — в эгоизме. Люцифер, осеняющий херувим, захотел быть первым на небе. Он стремился к власти над небесными существами, чтобы отдалить их от Творца и заставить поклоняться себе. Для этого он представил им Бога в ложном свете, обвинив Его в стремлении к самовозвеличению. Свои собственные порочные наклонности он приписал любящему Творцу (Желание веков, с. 21, 22).
Если бы Люцифер действительно хотел быть подобным Всевышнему, он никогда не оставил бы предназначенное ему место на небесах, потому что дух Всевышнего проявляется в самоотверженном служении. Люцифер жаждал власти Бога, но не хотел иметь Его характер. Он стремился занять самое высокое положение, и каждое существо, движимое его духом, будет поступать так же (Желание веков, с. 435, 436).
Когда гордость и честолюбие поощряются, жизнь омрачается, ибо гордость ни в чем не нуждается и закрывает, таким образом, сердце для неиссякаемых благословений неба (Пророки и цари, с. 60).
Гордость сердца — это ужасная черта характера. «Погибели предшествует гордость» (Притч. 16:18). Это справедливо в отношении семьи, церкви и целой страны (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 377).
Божьи дети должны быть покорны один другому. Они должны советоваться друг с другом, чтобы недостаток одного был восполнен избытком другого (Служение благотворительности, с. 202).
Бог ненавидит гордыню, и все надменные и поступающие нечестиво люди будут, как солома, и попалит их огонь в день грядущий (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 132).
«Научитесь от Меня, — сказал Христос, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28) (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 376).
«Вера, которои; я живу» — утренние чтения 2018 года.

Пройдемся по пороку – гордыне. 28 антихрупких цитат про гордыню и её вред.

🛑 Гордость имеет положительный окрас и говорит о чувстве собственного достоинства, гордыня это негативное качество, которое говорит о внутренних проблемах человека. Гордыня возникает из-за комплекса неполноценности.


  1. Гордые люди сами выкармливают свои злые печали. Эмили Бронте

  2. Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, — это скромность, открывать их своим друзьям — простодушие, доверчивость, выставлять же их перед всеми — гордость. Конфуций

  3. Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение. Бенджамин Франклин

  4. Будь скромным — это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих. Жюль Ренар

  5. Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют. Франсуа де Ларошфуко

  6. Тогда я был очень слабый, очень гордый, как все слабые и очень глупый, как все гордецы. Макс Фрай

  7. Гордость мешает любить и быть любимым. Станислас Жан де Буффле

  8. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. Иван Сергеевич Тургенев
  9. Гордость и высокомерие — слуги дьявола. Если ты не сможешь управлять ими, они начнут управлять тобой. Аль Пачино
  10. Четыре года он провел в плену, но все еще не покорился: не может забыть, что был когда-то королем. Антуан де Сент-Экзюпери
  11. Мужская гордость — хрупкая вещь, а это — единственная броня, которая у них есть: мужчины намного ранимее, чем женщины, с ними надо обращаться очень аккуратно, иначе они ломаются. Роберт Хайнлайн
  12. Гордецы ненавидят гордость в других людях. Бенджамин Франклин
  13. При покупке любого товара или услуги не стесняйтесь торговаться, добиваясь для себя более выгодных условий. Я считаю гордость, которая мешает экономить собственные деньги, огромной глупостью. Дональд Трамп
  14. Не позволяй своей гордости оставить тебя одиноким. Дневники Вампира
  15. Служить бы рад, прислуживаться тошно. Александр Сергеевич Грибоедов
  16. Я бы простила ему его гордость, не задень он мою. Гордость и предубеждение
  17. Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. Вольтер
  18. Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убеждение в других. Артур Шопенгауэр
  19. Людьми правят гордость и эгоизм, а движут тщеславие и предрассудки. Дейл Карнеги
  20. Гордость — это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя. Теофраст
  21. Если вы слишком гордитесь одним успешным результатом, вы никогда не дождетесь второго. Коносуке Мацусита
  22. Гордецы обрекают себя на муки вечные… Коко До Шанель
  23. Гордиться надо своими достижениями, а не украшениями. Тина Канделаки
  24. Если вы хотите гордиться собой, делайте то, что вызывает у вас гордость. Ирвин Ялом
  25. Критика — это опасная искра, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости. Дейл Карнеги
  26. Как часто люди гордятся такими качествами, которых другие не замечают в них! Уильям Теккерей
  27. За гордую осанку приходится дорого платить. Франсуаза Саган
  28. Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить. Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ)

Подпишитесь на наш канал в Телеграм (@timer1journal)

Гордость житейская

«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». 1Иоан.2:16,17
Сегодня мы не будем много говорить о «похоти плоти» и «похоти очей», а поговорим больше о «гордости житейской». Скажу лишь два слова.
Похоть очей — это когда человек хочет заполучить всё, что ему понравилось. Такой человек бросается на всё, что привлекает его взгляд: на каждый магазин, каждую машину, каждую женщину или мужчину. Есть люди, которые ходят по магазинам, покупают вещи, а придя домой, даже не распаковывают покупки, потому им это не нужно, они уже удовлетворили похоть своих очей. Даже если мы ограниченны в средствах всё равно время от времени покупаем что-нибудь такое, что потом оказывается пустой тратой денег и нам совершенно не нужно. Поэтому бизнес тренеры порой советуют вложить в кошелёк карточку с надписью: «А оно тебе действительно нужно?», чтобы таким образом контролировать «похоть очей».
Похоть плоти – это когда человек стремится удовлетворить каждый свой импульс, каждое своё желание, без исключения. Про такого человека можно сказать: «глаза завидущие, руки загребущие».
Гордость житейская — заставляет людей казаться более значимыми, более важными, чем они являются на самом деле. Иногда люди готовы на что угодно, лишь бы у них было всего больше и лучше, чем у соседа. Весь современный мир часто играет на этом. Модельеры, дизайнеры и кутюрье давно уже не пытаются создавать практичную и удобную одежду или предметы обихода, ведь в этом случае многие из них давно потеряли бы работу.
Мода и реклама управляет плотскими желаниями людей, разжигая страсть к приобретению совсем ненужных, бесполезных или даже вредных товаров. Каждую неделю появляются все новые модели мобильных телефонов, хотя хороший аппарат может служить много лет. Мобильные телефоны перестали быть средством связи, теперь это – предмет гордости. IPhone выпустил телефон стоимостью 8 миллионов долларов, сделанный из розового золота, корпус усыпан 500-ми бриллиантами. Машина как средство передвижение стоит 10000 долларов, но производители машин давно перестали предлагать машины просто как средство передвижения, машина тоже стала предметом гордости.
Огромное распространение получают различные кредиты, нам предлагают потратить деньги ещё до того, как мы их заработали, с тем, чтобы мы удовлетворили свои: похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую. Единственный выход из всего этого мракобесия – самодисциплина.
Но давайте подробнее остановимся на теме гордости.
В Википедии гордость определяется как положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства и собственной ценности. Что же в этом плохого?
Преп. Мун говорит о гордости так:
«Мы живем надеждой. В этом наша гордость. То же можно сказать и обо мне, преподобном Муне. Как вы думаете, чем я горжусь? Тем, что не боюсь ничего. На земле и на небе нет ничего, что испугало бы меня, потому что все мои усилия направлены на исполнение Божьей воли». Преп. Мун Сон Мён
С другой стороны, когда Иисус рассказывал о том, что человека оскверняет, а что не оскверняет, то в один ряд со всеми остальными грехами он поставил и гордость:
«Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». Марк.7:20-23
Каждое послание Апостола Павла начинается с того, что он говорит о себе как об Апостоле, Божием избраннике, и это тоже похоже на то, что он гордится своим положением.
«Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа». Гал.1:1-3
Поэтому, видимо, гордость гордости рознь. И одно дело, когда Апостол Павел говорит, что он Апостол или Истинные Родители, говорят что они Истинные Родители, провозглашая тем самым свою ответственность перед Богом и другими людьми и совсем другое, когда мы начинаем подчёркивать свою позицию, совершенно забывая об ответственности.
«А вы знаете – я пастор! Именно я!» Такая гордость заставляет нас превозноситься над другими и, безусловно, разрушает нашу душу.
Стремление достичь авторитета и позиции является естественным, подспудно каждый человек желает взять на себя больше ответственности, получить больше возможностей, чтобы творить добро и заботиться о других. Мы хотим приносить радость другим и для этого быть авторитетными и уважаемыми, чтобы к нам прислушивались, а мы могли бы быть полезными как можно большему числу людей.
Однако когда индивидуальная и всеобщая цель в нашем сознании меняются местами, и желание получать радость за счёт позиции становится превыше всего, тогда гордость превращается в гордыню, тщеславие и высокомерие. Если я стремлюсь добиться власти, позиции, уважения, признания и благодарности, но при этом совершенно не желаю любить, заботиться, поддерживать, вдохновлять и понимать других людей, то такая гордость не имеет ничего общего с Богом и ведёт только к разрушению. Такая гордость — это глубокое удовлетворение тем, что я умный, красивый, смиренный, я всегда прав и у меня гораздо меньше грехов, чем у других. Это – абсолютная вера в то, что со мной всё в порядке. «Я такой смиренный, что даже и не знаю таких же смиренных людей как я».
«Один настоятель монастыря молился и просил Бога показать самого смиренного монаха в монастыре. Бог откликнулся и показал самого смиренного монаха. Настоятель монастыря возмутился: «Как же так, это же самый большой матерщинник и богохульник во всём монастыре». Бог ответил: «Если бы он ежесекундно не боролся с самим собой, то уже давно поубивал бы вас всех».
Гордый человек всегда хорошо видит недостатки других, и очень плохо видит свои, зато очень хорошо видит свои достоинства и плохо замечает достоинства других. Гордый бизнесмен гордится своей деловой хваткой, тем, что смог подняться с самых низов и заработать себе состояние самостоятельно. Постепенно гордость приводит к тому, что он начинает пренебрегать людьми, которые не смогли достичь таких же успехов. Гордый учёный сыплет мудрёными витиеватыми фразами, гордится своим высоким IQ, какими-то невероятными достижениями или умениями, но при этом он совершенно лишен способности любить. «Как, вы не читали Библию в оригинале? Да как же вы после этого по свету белому ходите?» Однако, когда в доме прорывает трубу, даже Действительный Член Российской Академии Наук обращается к обычному, порой даже не слишком образованному сантехнику, а когда отвалится каблук – к сапожнику. Гордый сантехник может в свою очередь сказать: «Ты даже не можешь починить трубу, что ты за мужик после этого».
Такая гордость становится препятствием в общении между нами и Богом, между нами и другими людьми.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Иаков.4:6
Когда мы по-настоящему приходим к Богу? Когда смиряемся, раскаиваемся, приходим к Нему в слезах или когда говорим: «Я сделал это и это. Я классный. Боже, я тебе понравлюсь, возьми меня, я пригожусь тебе при строительстве Твоего Царства»?
Как утверждает Божественный Принцип, люди, с одной стороны, — индивидуальные истинные тела, но с другой стороны мы все взаимосвязанные тела и прожить в одиночку без помощи друг друга не сможем, поэтому вместо соперничества, гордости, самовосхваления нужно всегда искать пути для сотрудничества. Только так можно преуспеть в больших делах, таких как построение Царства Небесного, например.
«Если бы люди не пали, а достигли совершенства, они образовали бы всемирную семью, напоминающую человеческое тело, все члены которого взаимосвязаны друг с другом и с Богом — их главой». Божественный Принцип
Более того, счастливым человек становится только в гармоничных взаимоотношениях и никак не в одиночку, сам по себе. Другие люди необходимы нам для нашего же собственного счастья.
Гордый человек не любит заниматься тем, что у него не получается, потому что можно «упасть в грязь лицом», а для гордого человека общественное мнение очень важно. Он очень болезненно переживает все свои ошибки, и при любой удобной возможности ищет оправдание своим неудачам. Если же нет возможности свалить свою вину на кого-нибудь ещё, то у гордого человека напрочь отпадает желание заниматься той деятельностью, которая у него не получается.
«Будьте осмотрительными в том, что произносят ваши уста, следите за тем, что попадается вам на глаза, а также за тем, какие слова достигают вашего слуха, и не ищите для себя оправданий». Преп. Мун Сон Мён
При изучении Слова Бога всегда нужно брать на заметку Слова, которые можно применить к себе. Только гордый человек использует Истину применительно к другим и требует от других больше, чем от себя самого. Когда мы указываем пальцем на других, в этот самый момент как минимум 3 других пальца указывают на нас самих. Значит, прежде чем обвинять кого-либо, необходимо трижды проверить себя самого.
«Божьи любовь, жизнь и истину можно обрести и усовершенствовать лишь на основе самообладания». Преп. Мун Сон Мён
Гордому человеку трудно говорить честно и от чистого сердца, так как другие могут понять его проблему и начать подсказывать пути к решению, а ему этого не хочется. У меня своя правда, у меня своя истина, у меня свой путь. Такой взгляд на вещи хорошо отражён в песне группы Louna, «Каждый может выбирать»
«Каждый вправе возражать,
Каждый вправе бить в ладоши,
Каждый вправе просто спать,
Но свои права знать должен!
Каждый вправе выбирать,
Каждый вправе быть свободным,
Каждый вправе выражать,
Все, что хочет, где угодно.
Каждый вправе быть плохим,
Каждый вправе быть хорошим,
Каждый вправе быть любым,
Но свои права знать должен!»
В книге Клайва Льюса, «Расторжение брака», очень хорошо показано, что с точки зрения Бога всем нам лучше бы поменьше бороться за свои права и требовать то, что нам полагается по праву.
В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская так описывает то, что говорил ей сатана:
«С самого твоего рождения ты отмечена мной. Я с любовью и тревогой следил за твоим развитием, заботился о тебе, хотя ты этого не могла заметить. Это я помог тебе взрастить самые прекрасные твои качества – гордость и чувство собственного достоинства, независимость суждений и непризнание авторитетов. Я любовался тем, как смело ты ломала любые рамки, если тебе навязывали их со стороны, я подталкивал тебя к свершению самых смелых твоих поступков. Я – единственный настоящий Властелин человеческого мира, так было и есть с самого появления человека на Земле. Но я еще и будущий властелин ВСЕГО мира! Уже сейчас мне принадлежат самые прекрасные его уголки, а скоро будет принадлежать все!»
Сатана, конечно, лжец и отец лжи, но, воспитывая в нас гордость, он делает самое главное: не позволяет нам смириться перед Богом, получить Его Силу и защиту, не позволяет прислушаться к другим людям, которые могли бы вовремя нас остановить и поддержать на пути жизни в вере.
Гордость, в конце концов, может привести, к тому, что человеку становиться так важно управлять и манипулировать людьми, что он уже не может думать ни о чём другом, кроме этого. Такому человеку не нужны деньги, он готов ходить в одной одежде всю жизнь, такой человек даже готов вести скромный и аскетический образ жизни, лишь бы упиваться своей властью. Ничто кроме власти не может его порадовать. Православная Церковь называет такое явление «сатанинской гордостью».
В повести «Отец Сергий», Лев Толстой описывает жизнь священника, который начал гордиться своими духовными дарами, что, в конце концов, и привело его к падению.
«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». Притч.16:18
«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость». Притч.11:2
Никто не думает, что слегка задранный нос, лёгкое чувство собственного превосходства над другими или небольшое зазнайство будет стоить нам семьи, разрушенной духовности, потери нравственных ориентиров, банкротства и разрушения всех человеческих взаимоотношений, но гордость ведёт именно к этому.
Процесс деградации часто почти незаметен, поэтому, чтобы защитить свою семью, свою духовную жизнь, своё любимое дело и призвание, нам жизненно необходимо дисциплинировать себя и строить близкие отношения с другими людьми, которые могли бы поддержать нас и остановить в момент нашего зазнайства.
«Те, кто оправдывается, не смогут войти в Царство Небесное. Вас должны оправдывать другие. В Царстве Небесном вы не сможете гордиться своими достижениями. То, что вам казалось стопроцентным, с точки зрения Бога может составлять лишь один процент. Царство Бога начинается с абсолютной веры». Преп. Мун Сон Мён
Чтобы избежать гордости, даже оправдания должны исходить от других людей.
Итак, нам поможет избежать гордости самодисциплина, близкие отношения с другими верующими. Надо меньше «качать свои права» в поисках того, что мы заслужили по праву, и больше думать о Божьем проведении и своем участии в нём.

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Притчи, 16:18)

Написано, что во времена царствования Соломона: «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились…Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. …И был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею… во все дни… И дал Бог Соломону мудрость весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египетской» (ВЗ, 3-я книга Царств, 4 глава). И он был не только самый мудрый, но и самый богатый и успешный израильский царь за всю историю.

И вот, Библия повествует нам о печальном факте жизни Соломона: он, которого называли «Иедидиа», что значит «возлюбленный Богом», он, который был отмечен знаками Божественного покровительства так, что своей мудростью и справедливостью снискал всемирную славу, он, который впервые на земле построил Богу храм в Иерусалиме и учил других воздавать Ему честь, — оставил служение, чтобы поклоняться языческим идолам.

Стремясь укрепить свои отношения с могущественным царством, лежащим на юге от Израиля, Соломон осмелился вступить на запретную территорию. «Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона, и ввел ее в город Давидов (Иерусалим)» (ВЗ, 3-я книга Царств, 3:1). Затем такие брачные союзы с языческими принцессами стали заключаться часто. Эти союзы и торговые соглашения с языческими народами приносили Соломону славу, известность и земные богатства. В большом количестве получал он золото из Офира и серебро из Тира. «И сделал царь серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому камню, а кедры, по множеству их, сделал равноценными сикоморам, которые на низких местах» (ВЗ, 2-я книга Паралипоменон, 1:15). «Коней приводили Соломону из Египта и из всех земель». «И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме» (ВЗ, 2-я книга Паралипоменон, 1:16; 9:28; 3-я книга Царств, 10:26).

Отступничество Соломона происходило столь постепенно, что когда он опомнился, то был уже очень далеко от Бога. И деньги, которые предназначались для бедных и для утверждения святых принципов Божьих по всей земле, были истрачены на осуществление честолюбивых планов. Мягкосердечное, внимательное отношение к людям, свойственное Соломону в ранний период его царствования, резко изменилось. Из самого мудрого милосердного монарха он превратился в тирана. Народ стонал под тяжестью непомерных податей, которые должны были обеспечивать роскошь двора.

«И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой: Моавитянок, Аммоникитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок… И было у него семьсот жен и триста наложниц; и разратили жены его сердце его. Во время старости Соломона, жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской» (ВЗ, 3-я книга Царств, 11:1-5).

Теперь на южной возвышенности Елеонской горы — напротив горы Мориа, где стоял прекрасный храм Живому Богу, Соломон построил целый ряд величественных сооружений — языческих капищ. Угождая своим женам, он поставил среди миртовых и оливковых рощ идолов — бесформенные изображения из дерева и камня. Там, перед алтарями языческих божеств, «Хамоса, мерзости Моавитской» и «Молоха, мерзости Аммонитской» — проводились самые безнравственные языческие обряды.

Он, который в юности был благоразумен и мудр, а в зрелом возрасте под влиянием Святого Духа писал: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (ВЗ, Притчи, 14:12), потом настолько утратил чистоту, что поощрял безнравственность, возмутительные обряды, связанные со служением Хамосу и Астарте. Он, который при освящении Иерусалимского храма сказал народу: «Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему» (ВЗ, 3-я книга Царств, 8:61), сам стал отступником, своей жизнью и делами опровергая собственные слова. Будучи одним из самых могущественных монархов, когда-либо владевших державным скипетром, Соломон превратился в распутника, игрушку и раба других. Некогда благородный и мужественный, он стал слабовольным и бессильным. А вера в живого Бога сменилась сомнениями в Его существовании…

А вот еще один яркий пример гордости и тщеславия. Среди великих правителей мира наряду с Юлием Цезарем, Александром Македонским, Пирром и Митридатом видное место занимает царь Ново-Вавилонского государства Навуходоносор II (605—562 до Р.Х.). С именем этого царя связаны напрямую двое из чудес Древнего мира: Висячие сады (которые он построил для своей жены) и Вавилонская башня (которую он велел реконструировать). С его деятельностью связано, наконец, капитальное строительство самого города Вавилона, бывшего на протяжении десятков столетий культурной и религиозной столицей древнего мира и поражавшего современников своим великолепием.

Археологи нашего времени, обнаружив останки дворца Навуходоносора, были поражены: на огромной площади возвышался целый комплекс дворцов, каждый из которых соперничал с другими в великолепии, образуя при этом единый дворец, одни стены которого составляли от шести до пятнадцати метров в ширину.

А сейчас поговорим о Навуходоносоре. Как-то раз, осматривая с башни отстроенный им город, царь наслаждался сознанием того, что все это создано благодаря его величию, уму и силе. В своей гордыне он поставил себя наравне с Богом, но в этот самый момент…

«Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «Тебе говорю, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы. По окончании же тех дней я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное и Которого царство — в роды и роды. И все живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «Что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (ВЗ, книга пророка Даниила, 4:28—34).

Согласно данному отрывку, становится ясно, что за свою гордыню царь был поражен на несколько лет душевной болезнью, а затем, осознав свою вину, обратился к Богу. В его последних словах заключено последнее завещание великого царя, создавшего могучую империю и покорившего многие народы, изведавшего наивысшую земную славу, но осознавшего свою ничтожность и греховность и склонившегося пред Вечным Истинным Богом.

А теперь давайте перенесемся мысленно в Вавилон в 539 год до Р. Хр. Над городом спускается ночь. Но чем тише становится в природе, тем громче крики на улицах и ярче огни. К царскому дворцу, построенному 30 лет назад Навуходоносором, стекаются толпы народа, но пропускают лишь вельмож и приближенных царя, спешащих на праздник. Это именно тот дворец, величием которого были поражены наши современные археологи.

Царь Валтасар, сын царя Навуходоносора, устроил большое пиршество для тысячи вельмож своих и пред глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его… и пили из них царь и вельможи… и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных (ВЗ, книга пророка Даниила, 5:1-4). Одурманенный вином, почувствовав себя всесильным, царь совершает святотатство — он бросает вызов Богу.

Но… «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (ВЗ, книга пророка Даниила, 5:5). Насмерть перепуганный Валтасар призывает для расшифровки надписи пророка Даниила, который и дает объяснение: «Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу… Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился по дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей. И отлучен был от сынов человеческих… И ты, сын Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это… И вот что начертано: МЕНЕ, МНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.

Вот и значение слов: МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким (пустым, легкомысленным); ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (ВЗ, книга пророка Даниила, 5:26-28, 30). Таков был страшный конец пира, а вместе с ним и падение Золотой Вавилонской империи…

Разум Господа не исследим. Его Слово написано для бедных и богатых, смиренных и гордых, начальствующих и подчиненных. Но для всех одинаково во всей Библии прослеживается одно: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (НЗ, послание Иакова, 4:6).

Сегодня сильные мира не так ли они сильны, мудры и могущественны, как Соломон, Навуходоносор, Валтасар. И Бог по-прежнему предостерегает, что желание богатства и славы ведет к тщеславию, надменности, гордости, которая предшествует падению.

Когда гордость и честолюбие поощряются, жизнь омрачается, ибо гордость ни в чем не нуждается и закрывает, таким образом, сердце перед неиссякаемыми благословениями Неба. Кто сам себя прославляет, лишает себя благодати Божьей, которая дарит наибольшие сокровища Царства Небесного и подлинную радость.

Подготовила Ирина Боярских

Гордость, гордыня ( см. Прелесть духовная)

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. 1Кор.10,12

Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?» Ам. 6,12–13

..быть, как боги. Быт.3,5

Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня. Пс.118,78

Испытания не служат врачевством для гордого, потому что злое растение укоренилось в нём. Сир.3,28

Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих. Сир.10,7

От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою. Иез. 28,17

Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его. Сир.10,14–16

Помни об отце и о матери твоей, когда сидишь среди вельмож, чтобы тебе не забыться пред ними и по привычке не сделать глупости, и не пожелать, что лучше бы ты не родился, и не проклясть дня рождения твоего. Сир.23,17–18

Если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них. Сир.32,1

Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева – для рождающихся от жен. Сир.10,21

И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный. Втор. 9,13

Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас. Втор.9,24

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.Галл.6,3

Ибо ты надеялась на злодейство твоё, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твоё – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоём: «я, и никто кроме меня». Ис.47,10

..называя себя мудрыми, обезумели. Рим.1,22

По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Пс.9–2

Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными – мудрость. Притч.11,2

Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Притч.16,18

Итак, сын мой, люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену, потому что от гордости – погибель и великое неустройство. Тов.4,13

Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, – грех. Притч.21,4

Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. Притч.29,23

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Иак. 4,6

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх