Помост

Вопросы веры

Притча о хлебах и рыбах

Глава 19. Смерть Иоанна Крестителя. Возвращение Апостолов. Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение Иисуса по воде и спасение утопавшего Апостола Петра. Беседа о хлебе жизни. Оставление Иисуса многими учениками

На этот вопрос Иисус кротко ответил: «Моисей не дал вам небесного хлеба, о котором Я теперь говорю; та манна, которую через Моисея даровал отцам вашим Бог, питала только тела их; Я же говорю о том хлебе небесном, который питает душу и подготовляет к жизни вечной; этот-то хлеб и дает вам теперь Отец Мой, послав Меня к вам, ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру».

Постоянно нуждаясь в хлебе для поддержания жизнедеятельности своего тела, человек не может обойтись и без питания своей души, без пищи духовной, если не желает быть существом скотоподобным, если стремится к самосовершенствованию. Лучшие души древнего мира томились в тщетных поисках истины, правды, жаждали познать Неведомого Бога; да, они томились, так как неудовлетворение запросов духа не менее мучительно, чем голодание тела, и ответ на эти запросы составляет ту духовную пищу, без которой человек не может жить сознательно. Этот ответ принесен Христом от Бога или, как принято говорить, с неба. Это Слово и есть тот хлеб с небес, о котором говорит теперь Христос, и Слово это – Он Сам.

Нетерпеливые слушатели, не поняв, о каком хлебе говорит Иисус, и полагая, что обещанный Им хлеб, дающий жизнь миру, избавит их навсегда от забот о приобретении пищи, прерывают Его речь такой просьбой: Господи! подавай нам всегда такой хлеб (Ин. 6, 34).

Сказав уже, что манна питала одних только евреев, а хлеб Божий, Который Он принес с небес, даст жизнь всему миру, Иисус, продолжая прерванную речь, говорит: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

Слова эти выражают ту же мысль, какую Иисус высказал самарянке, сказав: Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (см. выше, с. 213–214).

«Вы просите всегда давать вам тот хлеб, о котором Я говорю. Но это зависит от вас же самих: идите ко Мне и верьте, что Я говорю вам истину, ту истину, которую поведал Мне Бог; тогда вы не будете мучиться исканием истины и пути к блаженству вечной жизни. Вы познаете и истину, и путь, и не будете уже страдать неудовлетворенностью запросов духа, голодом души. Но для этого надо верить, что Я послан Отцом Моим, а вы видите Меня, и видели совершенные Мной дела, и все-таки требуете от Меня нового знамения Моего посланничества от Бога; а почему? Потому, что вы не веруете в Меня. Вы спросили у Меня, что вам делать, чтобы творить дела Божии? И Я ответил вам, что для того, чтобы творить дела Божии, то есть исполнять во всем волю Его, надо прежде всего знать эту волю. А так как волю Божию открываю вам Я, то надо веровать в Меня; надо верить, что Отец Небесный действительно послал Меня в мир, чтобы спасти всех, и что Я творю волю Пославшего Меня. Отец хочет, чтобы все люди спаслись. Он зовет через Меня всех; и кто приходит ко Мне, тот тем самым творит волю Отца Моего, тот, по воле Отца, отдается Мне, или как бы дается Мне Отцом. И всякого приходящего ко Мне и исполняющего волю Отца, Я не только не изгоню вон из Царства Моего, но, напротив, с радостью приму, потому что воля Отца Моего, чтобы Я не погубил, а спас всех, кто во имя Его приходит ко Мне, и чтобы Я воскресил их в последний день к блаженству вечной жизни; и Я воскрешу их. Итак, слово Мое, открывающее вам волю Божию и дающее вам возможность творить дела Божии, есть истинно тот хлеб, который утоляет ваш духовный голод. Да, Я – хлеб жизни (Ин. 6, 35); приходящий ко Мне и верующий в Меня не будет более мучиться этим голодом, не будет жаждать истины и искать пути к вечной жизни, ибо он найдет во Мне и истину, и путь».

Когда Господь говорил это, в синагоге послышался ропот: то переговаривались между собой книжники и фарисеи, повторяя сказанное Иисусом: Я… хлеб, сшедший с небес. Не понимая или не желая понять значения этих слов, они почти с насмешкой говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с небес? (Ин. 6, 42). Говорили они так для того, чтобы охладить в присутствовавших зарождающуюся веру в Иисуса, как посланного Самим Богом. Все учение Иисуса и дела, которые Он творил, подсказывали многим слушателям Его, что Он действительно пришел от Бога; и в это самое время раздается протест фарисеев: «Что Он говорит? Разве можно верить Ему, что Он пришел от Бога, с небес? Не с небес Он пришел, а из Назарета; это все мы знаем; мы знаем, что Он сын плотника Иосифа, и Сам плотник; мы знаем и Его Мать. Как же Он говорит, что сошел с небес? Кто может поверить этому?»

Что роптали так не все находившиеся в это время в синагоге, а только книжники и фарисеи45, видно уже из того, что, отвечая на этот ропот, Иисус ссылается на пророчества, чего никогда не делал, когда поучал несведущий в Писании народ.

Этот открытый ропот, эти дерзкие слова врагов Христовых вынудили Господа прервать Свою речь к народу и обратиться в ту сторону, где они сидели. Посмотрев на них, Господь сказал: «Не ропщите между собою (Ин. 6, 43); не возбуждайте напрасного ропота среди слушающих Меня. Возьмите книгу пророков, и прочтите, что значит написанное в ней: и будут все научены Богом (Ин. 6, 45)? Вдумайтесь в смысл этих слов и поймите, наконец, что никто не видел Бога, кроме Того, Кого Он послал в мир; только один Он видел Бога; только Он может знать Его волю и, зная ее, научить вас; следовательно, только через Него вы можете быть научены Богом. А так как и слова, и дела Мои доказывают вам, что Я Тот, Кого Он послал в мир, то всякий слушающий Меня и верующий, что Я послан Богом, научается через Меня Самим Богом. Поэтому только верующий в Меня, верующий, что Я послан от Бога, – может спастись и удостоиться блаженства Вечной Жизни. Поэтому-то Я и говорю вам, что Я… хлеб жизни! не такой хлеб, какой ели ваши предки в пустыне: тот хлеб, хотя и питал тела их, но от смерти не мог избавить их, и они умерли. Я же – хлеб, питающий душу и дающий ей жизнь вечную, то есть избавляющий ее от духовной смерти, от вечных мучений. Я хлеб живый, сшедший с небес; и кто будет питаться этим хлебом, тот будет жить вечно. Вас соблазняют эти слова Мои; вы не хотите верить, что Я, открывший вам волю Отца Моего, питаю алчущих и жаждущих правды Божией и потому называю Себя хлебом, сшедшим с небес. Что же скажете вы, когда Я открою вам величайшую тайну, которую вы сейчас и уразуметь не можете, которую поймут только верующие в Меня, да и то не теперь, а после? Что подумаете вы, если Я скажу вам, что Я отдам тело Свое для спасения мира и что это тело Мое будет истинным хлебом, дающим жизнь вечную?..»

Беседуя с фарисеем Никодимом (см. с. 199), Господь сказал: «Если Я говорю тебе о земном, о том, что так понятно всякому не зараженному фарисейским лжеученьем, и ты не понимаешь Меня, – то поймешь ли ты, если Я скажу тебе, что Мессия, Сын Человеческий, должен быть вознесен на крест, дабы всякий, верующий в Него, удостоился блаженства вечной жизни?» Никодим, ожидавший Мессию как воинственного Царя, который будет царствовать вечно, не мог, конечно, поверить, что этот Царь будет вознесен на крест. Так же и в настоящей беседе с книжниками и фарисеями о хлебе жизни Господь сказал: «Если вы не понимаете, что слово Божие питает душу человеческую, то как же вам понять, что для спасения людей Сын Человеческий должен будет отдать тело Свое, и оно, а равно и кровь Его, станут истинной пищей и истинным питием, приводящим в жизнь вечную?»

Вновь послышался ропот в синагоге; враги Христовы стали громко говорить между собой и спорить: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

Если иудеи спорили между собой, как говорит Евангелист, то, значит, были между ними и такие, которые не находили ничего странного в словах Иисуса, которые готовы были уверовать в Него как пришедшего от Бога, как истинный хлеб жизни. Но таких, конечно, было очень мало среди лиц, составлявших партию, враждебную Иисусу. Однако этот ропот и эти споры, как увидим ниже, подействовали на многих из находившихся в синагоге, а этого только и добивались коварные фарисеи.

Позднее, в прощальной беседе Своей с Апостолами на Тайной Вечери, Иисус, благословив хлеб, преломил его и, раздавая Апостолам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Подавая же им чашу с вином, сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28). Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Слова эти сказаны были в тот вечер, когда Иисус и Апостолы, по обычаю евреев, ели ветхозаветную пасху, служившую воспоминанием об избавлении евреев от плена и ига египетского. Пасха та состояла из испеченного агнца, которого евреи ели с пресным хлебом и горькими травами; и ели ее в первый раз в ночь перед выходом своим из Египта. То была ветхозаветная пасха. Теперь же Иисус, указывая на предстоящую Ему крестную смерть, а на Себя как на новозаветного Агнца, принимающего на Себя грехи всего мира (Ин. 1, 29), говорит, что тело Его и кровь Его, принимаемые под видом хлеба и вина, составят пасху Нового Завета. Кровь ветхозаветного агнца, которой евреи перед исходом из Египта мазали косяки и перекладины дверей своих домов, чтобы сохранить своих первенцев от истребления (Исх. 12), заменяется теперь кровью Христа, кровью Нового Завета, проливаемой Им за многих во оставление грехов их. Таким образом, на Тайной Вечери окончательно было установлено Таинство принятия Тела и Крови Христовой, Таинство Евхаристии; в беседе же о хлебе жизни в Капернаумской синагоге Иисус не указывает на хлеб и вино, под видом которых верующие в Него должны принимать Тело и Кровь Его, но говорит, что хлеб, который Он даст, это плоть Его, которую Он отдаст за жизнь мира.

Да, для того, чтобы сознательно творить волю Божию и через это не только спастись от осуждения, но и удостоиться блаженства Вечной Жизни, надо знать эту волю. Объявил эту волю людям Христос; но, чтобы принять ее за действительную волю Божию, надо поверить Христу, надо поверить, что все, что Он говорит – говорит Сам Бог, что Он и Отец – одно. Препятствовало верить этому то, что Иисус был Человеком; никто, даже Апостолы, не могли тогда понять тайны воплощения Бога, тайны Богочеловечества Иисуса. Поэтому Иисусу Христу надлежало принести в жертву Свою жизнь, как Человека, Свое человеческое тело, чтобы последующим Воскресением его убедить людей в Своем Божестве, а следовательно и в истинности всего сказанного Им. И тогда это воскрешенное тело Его и пролитая кровь Его будут действительно той небесной пищей, которая будет питать веру во Христа как Бога, и приведет верующих к блаженству вечной жизни. Вот почему Иисус сказал, что хлеб, сшедший с небес, есть тело Его, которое Он отдает за жизнь мира, то есть за предоставление людям возможности уверовать в Него и через это достигнуть Вечной Жизни.

Книжники и фарисеи продолжали спорить, но Господь, желая прекратить этот спор, сказал им, дважды подтверждая справедливость Своих слов (истинно, истинно): если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем… и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53–56).

Слова – пребывает во Мне, и Я в нем – не оставляют никакого сомнения в том, что Тело и Кровь Христа, отдаваемые Им за спасение людей, составляют необходимое средство к общению всех верующих со Христом, к единению их во Христе. Недостаточно только верить в Иисуса как Богочеловека, надо слиться с Ним воедино и пребывать в Нем, дабы и Он пребывал в нас. В Нем, как Бого-Человеке, выразилось полное слияние Его человеческой воли с волей Божией; к подобному слиянию своей воли с волей Бога должны стремиться и мы, всей силой своей воли, всеми помыслами и желаниями мы должны пребывать во Христе, желать того, чего Он хотел, поступать во всем так, как Он учил; тогда и Он, руководя нашей волей и нашими действиями, будет пребывать в нас, и тогда только, то есть при таких условиях Он воскресит нас в последний день к Вечной Блаженной Жизни (воскрешены будут все, но не все к Блаженной Жизни). А для такого единения Иисус установил Таинство принятия Тела и Крови Его. Как… Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57), и жить будет не так, как отцы ваши, которые ели манну и умерли; нет, он вечно будет жить.

Беседа эта происходила в Капернауме, в синагоге, в присутствии Апостолов и других учеников Иисуса. Теперь уже не фарисеи и книжники, а многие из учеников Его потихоньку, как бы шепотом, говорили друг другу: Какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6, 60). Этот ропот был не замечен другими, находившимися в синагоге, но не мог ускользнуть от всеведущего Иисуса, и Он сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? (Ин. 6, 61–62).

«Речь патетически-отрывочная, требующая дополнения, которое должно быть таково: если вас это соблазняет, то не в больший ли соблазн придете, когда увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде? Господь здесь говорит о восхождении Своем к Отцу в обширном смысле, как восхождении в славу Свою через страдания (Лк. 24, 26); в видимых страданиях – начало славы Его; пострадав, Он умер и воскрес, и вознесся. На этот-то исходный, так сказать, пункт Его славы – страдания Свои и позорную смерть, – Он и указывает здесь как на предмет соблазна для иудеев еще большего, чем соблазн о теперешней речи Его. Если вы теперь соблазнились словом Моим о хлебе жизни, Плоти Моей, что же будет, не больший ли соблазн для вас будет, когда увидите страдания и позорную смерть Мою, не уразумев, по плотскому направлению ваших воззрений, что эти страдании и смерть – путь к славе Моей и восхождение туда, где Я был прежде?» (Епископ Михаил. Толковое Евангелие).

Говоря возроптавшим ученикам, что их еще более соблазнит конец Его земного поприща, когда они увидят Его распятого на Кресте, хотя эта крестная смерть будет только началом восхождения Его туда, где Он был прежде, Господь сказал: «Вы думаете все о земном, о плотском, и не можете отрешиться от него даже и тогда, когда Я вам говорю о небесном, о спасении душ ваших. Поймите же, что жизнь истинную, Жизнь Вечную дает не пища телесная, не манна, которую ели отцы ваши, но та пища духовная, тот хлеб небесный, какой Я даю вам. Ведь истинная Вечная Жизнь есть жизнь духа, а не тела; дух оживляет тело, дух животворит, но не плоть; плоть не пользует нимало, не ведет к блаженству вечной жизни. Вы думаете только о земном, о плотском, слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь; они ведут к совершенству духа, к совершенству душ ваших, и обеспечивают вам блаженство Вечной Жизни. Но для понимания их нужна вера в Меня, а я вижу, что среди вас находятся и неверующие; они-то и не понимают Меня; не понимая же Меня, они не идут за Мной; отказываясь от исполнения воли Божией, они и не могут прийти ко Мне. Воля Отца Моего, чтобы все уверовали в Меня и все пришли ко Мне; приходящий ко Мне приходит по воле Отца Моего, и этот приход его как бы дается ему Отцом; а кто отвергает волю Божию, тому и не дано от Отца Моего прийти ко Мне. Для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».

Иисус насыщает пять тысяч человек пятью хлебами

Однажды Иисус пошел с учениками на другую сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. «За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: «»Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?»» Говорил же это, испытывая его, ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: «»Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу»». Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: «»Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?»» Иисус сказал: «»Велите им возлечь»». Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда все насытились, то сказал ученикам Своим: «»Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало»». И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: «»Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир»»».

Читайте более подробно: Евангелие от Иоанна 6:3-14.

Беседа о хлебе жизни. Ин. 6: 22-71

На другой день Христос пришел в Капернаумскую синагогу. Здесь Его нашли люди, которых Он на противоположном берегу озера чудесно насытил пятью хлебами и двумя рыбами. Там, возле Вифсаиды, многотысячная толпа народа хотела провозгласить Иисуса своим земным царем и, возможно, поднять восстание против римской власти, но Христос уклонился от такого политического акта и тайно покинул берега Вифсаиды. Тогда люди начали искать Христа. Они приплыли в Капернаум на попутных лодках и, найдя Христа в синагоге, с удивлением спросили Его: «Равви! когда Ты сюда пришел?»

Прекрасно понимая настроение искавшей Его толпы, Иисус сказал им: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Много чудес совершил Я среди вас, но почему же вас поразило только последнее? Не потому ли, что вы думаете только о земном, о благах этой кратковременной жизни? Вы ищете Меня теперь только для того, чтобы опять насытиться. Старайтесь же не об этой тленной пище, питающей лишь тело, но о той, которая питает душу и вводит в жизнь вечную. И эту пищу даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог» .

Народ, обличаемый Христом, спросил Его: «Что нам делать, чтобы творить Божий дела?» Тогда Иисус ответил им: «Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Такой ответ вызвал в народе сомнение. Они сказали Христу: «Отцы наши верили, и мы верим, что Моисей был послан от Бога, потому что он низвел манну с неба, которую отцы наши ели в пустыне сорок лет; а Ты какое дашь нам знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?»

Вывод был очевидным: как Моисей давал им манну с неба, так и грядущий Мессия, согласно учению раввинов, должен наделить их богатством и славой, и вообще всеми благами земными, каких только ложное народное воображение ожидало от Мессии. Но Господь попытался исправить такой искаженный взгляд на Мессию. Он ответил евреям, что манну дал им не Моисей, а Бог, и она была лишь прообразом того Хлеба Небесного, Который теперь даст им Отец Сына Человеческого.

Нетерпеливые слушатели не поняли, о каком хлебе говорит Иисус. Их ум и сердце все еще искали материальных благ, и они стали просить у Христа этого Небесного Хлеба с таким же рвением, с каким Самарянка просила у Него Живой Воды. «Господи! подавай нам всегда такой хлеб», — просили они у Христа. На эту просьбу народа Спаситель ответил: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда… Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

Слыша эти слова, многие стали переспрашивать друг друга: «Как Он может дать нам есть плоть Свою?» На это Христос ответил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Тогда многие из учеников (не апостолов) стали перешептываться, говоря: «Какие странные слова! кто может это слушать?»

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Они решили, что Иисус Назарянин вовсе не тот Мессия, какого ждут евреи, что Он, по духу Своего учения, не может стать тем царем—избавителем, который должен свернуть ненавистное евреям иго римлян и покорить им весь мир.

Видя, как многие Его последователи уходили от Него навсегда, Христос спросил апостолов: «Не хотите ли и вы отойти?» Этим вопросом Он предоставил им полную свободу следовать за Ним или уйти от Него.

От лица всех апостолов ответил Симон-Петр: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго». Здесь, в исповедании ап. Петра, раскрывалась истина, что вера рождает знание и что «дело Божие» для людей на земле заключается в том», чтобы они веровали в Того, Кого Он послал».

Глаголы вечной правды человечество впервые услышало из уст Христа. И если в те времена люди не поняли или не приняли Его учение о Хлебе Жизни, то впоследствии, на Прощальной Вечере, тайна этого учения открылась для всех последователей Христа, до наших дней и на все времена. Это тайна Святой Евхаристии, которая есть «Дух и Жизнь».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Беседа «Хлеб – всему голова» материал по окружающему миру (старшая группа)

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени К.Н. Чубаровой города Свободного

Беседа «Хлеб – всему голова»

в старшей группе

Воспитатель высшей квалификационной категории

Мычкина И.Н.

г. Свободный

2019 г.

Цель: Расширять и углублять знания детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать знакомить с трудом людей, их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов; развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные , учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

Словарная работа: хлеборобы, зябь, озимые, пахота, сев, борона, плуг, жатва, пекарь, мельник, мельница, элеватор.

Предварительная работа: чтение рассказов Я. Тайца «Я здесь», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», русская народная сказка «Колосок», заучивание пословиц, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, о чем в нем говорится. Чтение стихотворения Н. Семенова “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О хлебе.

Воспитатель: Правильно, о хлебе. Народная мудрость гласит: «Хлеб — всему голова», и это правильно. Каждый день на столе у вас есть хлеб, булочки, пирожное и другие хлебобулочные изделия. Ведь без хлеба мы не представляем себе обед, завтрак и ужин. Он – самый главный на каждом столе.

— Ребята, а какой бывает хлеб?

Дети: Хлеб бывает черный и белый.

Воспитатель: Да, но его называют пшеничный и ржаной. Есть злаковые растения — рожь и пшеница. Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет тёмный цвет. А из зерна пшеницы — мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы.

Сейчас вы попробуете определить на вкус хлеб.

Игра на сопоставление ржаного и пшеничного хлеба. Детям завязываются глаза, дается маленький кусочек пшеничного хлеба затем ржаного. Дети определяют на вкус какой хлеб им дали.

Воспитатель: Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Мы кушаем его каждый день и в детском саду, и дома.

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети: Хлеб покупают в магазине.

Воспитатель: А как хлеб попал в магазин?

Дети: Вырастили зерно, смололи на мельнице, из муки спекли хлеб.

Воспитатель: Правильно. Сначала вспахали поле.

Затем на одном поле посеяли пшеницу. А на другом рожь.

А кто пашет землю?

Дети: Трактористы на тракторе пашут землю.

Воспитатель: А, что тянет за собой трактор, когда пашет поле?

Дети: плуг и борону, чтобы поле было ровным.

Воспитатель: Посмотрите, сеют зерно. Что прицеплено к трактору?

Дети: Сеялка.

Воспитатель: Правильно. Но вот зерна дали всходы, заколосились, и агроном ходит по полям и следит за пшеничными и ржаными колосками. Он как доктор следит за урожаем. А когда колоски созрели, поле стоит золотистого цвета.

Физкультминутка:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зёрнышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

Время собирать урожай начинается жатва. Что за машина приходит на помощь людям?

Дети: Комбайн

Воспитатель: Как называют человека, который управляет комбайном?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Комбайнерам приходится работать не только днем, но и ночью если ожидаются дожди. Чтобы спасти урожай зерна люди работают днем и ночью.

Затем машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна. На элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно. Часть зерна отбирают на семена, для посева его на следующий год.

А как вы думаете, из зерна можно испечь хлеб? Почему? А из чего можно печь хлеб?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, зерно нужно перемолоть и превратить его в муку. А где это можно сделать?

Дети: Зерно на машинах везут на мельницу.

Воспитатель: На мельнице мельник перемалывает зерно, превращая его в муку. Мельница — это здание со специальными приспособлениями для размола зерна.

Мука готова, куда теперь необходимо отвезти муку?

Дети: В пекарню и магазины.

Воспитатель: Кто печет хлеб?

Дети: Пекарь.

Воспитатель: Муку везут на хлебозавод, пекарню. Чтобы приготовить хлеб, нужна не только мука, но и другие продукты: дрожжи, вода, соль сахар, масло. Ваши мамы пекут пироги только для своей семьи. А на хлебозаводах пекут очень большое количество хлеба, булочек, пряников, печенья. На хлебозаводах выпекать хлеб помогают машины.

Послушайте, как это делается:

«Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой, водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов эта карусель совершает один оборот, в течении этого времени тесто поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет равные порции».

Воспитатель: Готовые хлебные изделия везут в магазины, где мы покупаем их.

Хлебобулочные изделия не только вкусны и питательны. Хлеб мы едим, несколько раз вдень, а он не приедается.

Но даже если хлеб у нас можно купить в магазине, его все равно надо беречь. Много люди трудились, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. Они трудятся днем и ночью, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб.

Хлеб – драгоценность, его береги. В меру к обеду бери.

Хлеб нельзя выбрасывать, его надо беречь. Если у вас на столе остались хлебные крошки, соберите их в баночку и вынесите их птичкам. Пусть птицы склюют эти крошки.

О хлебе люди слагали гимны, писали стихи, песни и, как вы уже знаете, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним: «В хлебе наша сила», «Хлеб – всему голова», «Хлеб – наше богатство»,»Будет хлеб – будет песня», «Много снегу – много хлеба», «Хлеба к обеду в меру бери»,»Хлеб – наша ценность, им не сори!».

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели быть пекарем?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда вы превратитесь в пекарей. Подходите к столу, одевайте фартуки. Я приготовила вам тесто, и мы будем изготавливать булочки, крендельки, печенье. Чтобы приготовить печенье, берем кусочек теста, скатываем его в шарик и сплющиваем его в лепешку. Возьмите формочку и вырежьте фигурку, положите на противень. Для кренделька нам понадобится колбаска, сворачиваем ее и кренделек готов. (показ)

По окончании работы противень отношу для выпечки на кухню.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы хорошие пекари, у вас получились прекрасные булочки и печенье. Вы хорошо работали на занятии. Молодцы.

Конспект урока:»Изложение с элементами сочинения. Слово о хлебе»

Предмет: русский язык класс:8 урок:39

Тема: Изложение с элементами сочинения.

Слово о хлебе

Основная цель урока – научить писать изложение с элементами сочинения на материале публицистического текста.

Вспомогательные цели урока:

  1. Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия текста;

  2. Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

  3. Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.

Задачи урока:1. Повторить приемы сжатия текста. 2.Научить применять приемы сжатия текста на практике. 3.Повторить особенности публицистического текста. 4. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения). 5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения: выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию; производить исключение и обобщение; определять родовые и видовые понятия; различать целые объекты и их части; показать грамотность устной и письменной речи.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, презентация «Этапы работы над сжатым изложением», на закрытой перед уроком внутренней доске написан эпиграф к уроку:

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,

И слезой, и ветром, и грозой.

Сколько в нём заботы и труда,

Сколько людям он несёт добра.

В. Штурмин

План урока:

1. Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

2. Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель урока — сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.

Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид, и части целых объектов. Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род, и целых объектов.

  1. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием.

Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста.

4. Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения).

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.

5. Языковой анализ текста.

Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.

6. Орфографическая работа с текстом.

Цель: указать на правописание «трудных» слов.

Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.

  1. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

Учащиеся должны написать изложение с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке.

9. Самопроверка.

Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.

  1. Подведение итогов урока.

Цель: обозначить недопонятые учащимися моменты урока для закрепления их на последующих уроках.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (2 мин.)

-Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами урок по развитию речи.

  1. Актуализация полученных ранее знаний. (12 мин.)

  1. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: Сжатое изложение публицистического текста.

Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

(Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)

  1. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

— Учитель: Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?

Учитель: Вспомним, что такое публицистика?

(Литература по общественно – политическим вопросам современности)

Учитель: Назовите характерные стилевые черты публицистики.

(Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)

Учитель: А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)

Учитель: Какие жанры публицистики вам известны? (Статья, репортаж, интервью, заметка)

Учитель: С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке.

— А что значит сжать текст?

  • Рассуждение. Заслушиваются 1 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

— Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

Повторим приемы сжатия текста.

Учитель: какие приёмы сжатия текста нам известны?

1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение. Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)

  1. Практическая работа на уроке. (26 минут)

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите слова В. Штурмина, которая станут эпиграфом к нашему уроку.

Прочитайте их и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать?

(Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз.

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,

И слезой, и ветром, и грозой.

Сколько в нём заботы и труда,

Сколько людям он несёт добра.

  • Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст о ценности хлеба.)

  1. Первичное знакомство с текстом. Учитель вслух читает исходный текст.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет…

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(По Н.В.Беседину) 161 слово

2. Работа с презентацией «Этапы работы над сжатым изложением»

Учитель: Определим тему, основную мыслью, тип и стиль речи исходного текста.

Слайды 3-5 (Тема прослушанного текста – о хлебе. Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку. В словах поэта В. Штурмина заключена мысль о ценности хлеба. Эти строки раскрывают предназначение хлеба на земле – нести людям радость и доброту! Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический. Кратко повторяем признаки типа текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.)

  • Языковой анализ текста. Слайды 6-9Деление текста на микротемы.

Учитель: Что такое микротема? Определите микротему каждого абзаца. Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)

(1 микротема о большой ценности хлеба в жизни человека)

Давайте поработаем со словами, значение которых требует нашего объяснения. (Работа с толковым, орфографическим и фразеологическим словарями поручается группе учащихся).

Что значат выражения «…люди, преломившие хлеб»;

«Хлеб – посол мира и дружбы…»

( «…люди, преломившие хлеб», т.е. разделившие с кем-либо трапезу. Они должны были стать друзьями на всю жизнь.

«Хлеб – посол мира и дружбы…» — т.е. хлеб является символом мира между народами.

— Учитель: Почему автор использует такие слова по отношению к хлебу: «хлеб-батюшка», «хлеб – кормилец»? (Беседин бережно относится к хлебу, поэтому употребляет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «батюшка», «кормилец» — хлеб кормит людей.)

— Учитель: Как связан хлеб с нравственным состоянием общества? Об этом 2 микротема текста.

— Что обозначает выражение «ест свой хлеб»? (Так говорят о человеке, который живёт честным трудом.)

— Кого называют нахлебниками? (Людей, живущих за чужой счёт.)

— Учитель: Определите 3 микротему исходного текста. (Автор текста в 3 микротеме называет хлеб чудесным даром и призывает нас, читателей, уважительней относиться к хлебу. От этого мы станем чище душой, совестливей и добрей).

  1. Самостоятельная работа учащихся. (20минут)

Учащиеся работают с черновиком по созданию собственного текста на основе прослушанного, используя приёмы сжатия.

Самопроверка работы (15 минут)

Учащиеся проверяют получившиеся изложения, выявляют ошибки и устраняют их. Переписывают изложение на чистовик.

  1. Подведение итогов урока. (3 минуты)

Учитель:

— Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?

— Какие приёмы сжатия текста вы использовали в работе?

Приложение

1. Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.

  2. Найдите среди них главную мысль.

  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

  4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

  5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

  6. Обдумайте средства связи между частями.

  7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

  8. Запишите получившийся вариант текста.

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

  1. Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

  • замена прямой речи косвенной.

Текст для прослушивания

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет…

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(ПО Н.В.Беседину) 161 слово

Текст для прослушивания

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет…

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(ПО Н.В.Беседину) 161 слово

Текст для прослушивания

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет…

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(ПО Н.В.Беседину) 161 слово

Текст для прослушивания

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет…

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(ПО Н.В.Беседину) 161 слово

Этапы деятельности по анализу текста

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;

  • по ключевым словам;

  • по ключевым эпизодам;

  • по поступкам или размышлениям героев (автора)

  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

«Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх