Помост

Вопросы веры

Притча о работниках

Притча о работниках в винограднике

«Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20.1–16).

Господь, как хозяин виноградника, зовет всех, кто хочет трудиться для Царства Божия и предлагает им духовное делание в Церкви Христовой. Разные часы в притче (третий, шестой, девятый, одиннадцатый) могут пониматься двояко. С одной стороны, это различные эпохи в истории Церкви, когда одни народы раньше откликнулись на призыв Божий, как еврейский, другие позже, а с другой – различные периоды индивидуальной жизни человека (детство, юность, зрелый возраст, старость), когда он слышит и принимает призыв Божий. Эта притча Господня говорит всем грешникам, стоящим вне Церковной ограды, что и для них есть возможность спасения в любое время, даже в последний час их жизни.

Вторая часть притчи говорит о расплате хозяина с работниками виноградника. Он всем дает, вне зависимости от времени начала работы, такую плату, которую считает нужной. Так, Бог может равно дать Царство и духовные дары человеку, с детства бывшему в Церкви и обратившемуся к вере незадолго до смерти; Он равно примет покаяние и того, и другого, и обоим простит грехи.

Ропот виноградарей, трудившихся с самого утра, как выражение человеческого представления о справедливости, противопоставляется в притче Божественной щедрости и любви. Зависть, охватившая трудившихся весь день, сродни низким чувствам старшего брата в притче о блудном сыне. Конец притчи о виноградарях показывает, что душевное устроение «первых» может снизить достоинство их долгого труда в винограднике Господнем, а усердие «последних», наоборот, более удовлетворит Хозяина виноградника.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Св. Ап. Лука в 17-ой главе своего евангелия повествует о чудесном исцелении людей пораженных страшной болезнью — проказой.
«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.» (Лк. 17, 12-19).
Проказа (или как ее еще называют — лепра) очень древняя болезнь, передающаяся при непосредственном контакте с ее носителем. Коварство ее состоит в том что она имеет давольно продолжительный инкубационный период — в среднем от 3 до 5 лет.С древних времен общественные правила обязывали инфицированного покидать здоровое общество, вне зависимости от социального положения. От болезни абсолютно никто не был застрахован. Ею заражались и богатые и бедные, молодые и пожилые; и всех одинаково общество лишало каких-либо претензий на имущество и изгоняло их навсегда, считая их уже мертвыми.
В библейской книге Левит хорошо описана эта болезнь. Для священника даются инструкции как определить ее и чем она отличается от незаразных кожных заболеваний.
У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! (Лев. 13,45).
Обычно после изгнания больные лепрой собирались в своеобразные общины. Здесь не было различий по какому-либо признаку; селились вместе мужчины и женщины, язычники и ортодоксальные евреи, потому что лепра стала для них вынужденным объединяющим фактором. Соседствовали друг с другом, в прямом смысле этого слова, живые мертвецы. Болезнь протекает очень коварно: сначала человек испытывает страшные боли на пораженных участках тела, а затем наступает полное онемение в связи с тем что начинается отмирание этих участков. Один только внешний вид мог вызвать неоднозначное впечатление со стороны здорового человека: сочувствие к страшным язвам и отвращение от гниющего разлагающегося тела и злосмрадной вони. Зачастую лепра лишала несчастных не только благообразного вида, но и жизненно важных частей тела. Лишившись пальцев рук они просили «счастливчиков», у которых коварная болезнь еще не отняла этих инструментов осязания, подавать им пищу или воду; лишенные зубов и челюстей прибегали к помощи собратьев по несчастью пока еще не лишившихся этих атрибутов.
Распространяясь медленно, но прогрессивно, в середине VII столетия нашей эры заболеваемость проказой достигает таких размеров, что некоторые государства Европы признали необходимым устроить дома для прокаженных — лепрозории. С историей лепрозориев связана и история военно–монашеского ордена св. Лазаря, учрежденного в XII веке, они начали ухаживать за больными проказой в лепрозориях. Отсюда и пошло название «лазарет» (пристанище св. Лазаря).
В Россию проказа, по имеющимся сведениям, попала около IX столетия, когда она была занесена из Греции, с которой в то время часто воевали киевляне. В середине XV века проказа в России рассматривается как «повальная» болезнь, что указывает на значительное ее распространение среди населения.
На гавайских островах — полуостров Калаупапа в 19 в. стал прибежищем и одновременно тюрьмой для больных проказой. Несчастные изгнанники страдали не только от ужасной болезни, но и от голода и даже жажды: здесь всегда ощущалась нехватка питьевой воды. Поэтому никто не считал Калаупапу приютом или оазисом для прокаженных гавайцеев: они боялись его больше, чем своей страшной болезни и чувства отвращения, которое они вызывали у здоровых людей.
Ближайший к нам лепрозорий находится в п. Терском, Георгиевского р-на. Здесь главврач является еще и главой администрации поселка. Проживает 780 человек, чуть более 100 из них прокаженные. Те кто младше 40 лет лепрой не болеют.
До конца xx века методы лечения инфицированных больных оставались почти неизменными. Изоляция прокаженных считалось лучшим средством борьбы с этим недугом.Бактерия вызывающая проказу (лепру) была обнаружена только в 1873г. Норвежским ученым Герхардом Хансеном. Благодаря его открытию был сделан твердый шаг в поисках действенного средства для лечения этой болезни.
После такого краткого экскурса в историю болезни, можно вернуться к евангельским прокаженным.
Из повествования Евангелия от ап. Луки нам известно что прокаженных было десять человек; при чем девять из них правоверные еврей, а один иноверец — самарянин. Можно предположить что они знали о Христе, как человеке который обладает сверхъестественными способностями: исцеляет больных, воскрешает мертвых, изгоняет бесов. Эту информацию они могли узнать от родственников которые движимые состраданием приносили им еду и на определенном расстоянии общались с последними. Достоверно одно, что прокаженные вышли на встречу Христу с одной целью — просить от него милости в виде очищения от своего недуга. «Иисус Наставник! помилуй нас.» (Лк. 17,13). Господь поступает с ними так, как предписывает книга Левит; Он отправляет их для освидетельствования к священнику.
Во время шествия в Иерусалим они получают то, чего уже не ожидали получить больше никогда — они исцелились.
И вот тут происходит кое что странное (по крайней мере для себя я не нашел полного ответа). Со словами благодарности возвращается только один из них — как раз тот который был иноверцем. Указывая на это Христос задает вопрос: «не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?»(Лк. 17,17-18). Здесь на первый взгляд не увязка — Иисус Христос Сам посылает их показаться священнику и как следствие принести жертву за исцеление, а это и есть благодарность Богу за исцеление. Вряд ли Господь Иисус Христос подразумевал лично Себя, когда говорил о необходимости воздаяния славы Богу; так как неоднократно запрещал исцеленным вообще рассказывать о факте исцеления. Несмотря на обилие проповедей и размышлений над этой евангельской историей, я так и не встретил развернутое размышление именно над этим противоречием. В основном здесь проповедники восхваляют самарянина и осуждают остальных девять.
Конечно, по закону совести, все исцеленные должны были возвратиться и сказать хотя бы — спасибо- за ту милость о которой они сами еще недавно умоляли Христа. Да они поступили, мягко говоря, некрасиво. Но хочу еще раз обратить внимание, что Христос говорит не о вежливости по отношению к Себе, а именно о воздаянии благодарности Богу, которую по определению необходимо приносить именно в храме.
Возможно в будущем я получу более полный ответ на этот вопрос, углубившись в святоотеческое предание, но на сегодняшний момент мне видится ответ во взаимоотношении человека с ближними и как следствие познавания Творца через этого ближнего.
Вся земная проповедь Господа нашего Иисуса Христа пронизана благой вестью о наступлении Царства Божия, в которое могут попасть не только представители Богоизбранного народа, но и язычники. Этой правдой заканчивается евангелие от ап. Матфея: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»(Мф. 28, 19-20). Этой теме посвящены многие притчи. Этот стереотип приходилось ломать даже в сознании самых близких учеников. Уже потом любимый ученик Христа ап. Иоанн Богослов напишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4,20).
Так вот переходя от евангельских цитат о любви к ближним к истории о прокаженных, необходимо уяснить, что болезнь невольно поселила вместе тех кто при иных бы обстоятельствах не подал бы друг другу руки. Здесь они вынуждены были признать друг в друге ближнего своего. Теперь здесь неуместно было говорить и наверное даже думать о личной исключительности. С того момента как они оказались в одной общине они проявляли только взаимность в личных отношениях: кормили и поили более немощных, грелись вместе холодными ночами и т.д. Одним словом стали одной семьей до конца своей жизни (ну чем не пример для подражания).
И вот в жизни таких 10 прокаженных происходит то, о чем они и не думали; они идут по пути в Иерусалимский храм и очищаются. Но радость осложняется небольшими трудностями, так как рядом с ними идет тот кого не должно быть по букве закона — иноплеменник самарянин. Исцелившись телесно девять прокаженных так и остались духовно больными. За буквой закона, они так и не увидели благодати. Тот кого они еще вчера называли брат, а может отец, отгоняют от себя, говоря что им больше не по пути. Самарянин возвращается к Христу со словами благодарности. И Господь укоряя остальных девять в том что они не пришли воздать славу Богу, показывает что они так и не стали способными разглядеть через ближнего своего Отца Небесного. Иными словами нельзя говорить о любви к Богу, не проявляя при этом любви к ближнему, особенно если вместе с ним уже был пройден кромешный ад.

131. Притча о нанятых в виноградник работниках

  • _Синопсис
  • До Рождества Христова
    • #1. Рождество Пресвятой Богородицы
    • #2. Введение во храм Пресвятой Богородицы
    • #3. Пресвятая Дева Мария у Иосифа
    • 1. Пролог. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
    • 2. Родословие Господа Иисуса Христа
    • 3. Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи
    • 4. Благовещение Пресвятой Богородицы
    • 5. Дева Мария в доме Елисаветы
    • 6. Рождество Иоанна Предтечи
    • 7. Откровение Иосифу Праведному о Боговоплощении
  • От Рождества Христова до начала служения
    • До Крещения Господня и Его искушения в пустыне
      • 8. Рождество Господа Иисуса Христа
      • 9. Поклонение пастырей
      • 10. Обрезание и наречение имени Иисус
      • 11. Сретение Господа в храме
      • 12. Поклонение волхвов
      • 13. Бегство в Египет; избиение младенцев
      • 14. Возвращение из Египта, поселение в Назарете. Отрок Иисус в храме
      • 15. Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне; свидетельство об Иисусе Христе
      • 16. Крещение Господне
      • 17. Искушение Иисуса Христа в пустыне
    • В Иудее после искушения в пустыне до первой Пасхи
      • 18. Последующие свидетельства Иоанна Предтечи об Иисусе Христе
      • 19. Первые ученики
    • В Галилее по возвращении из Иудеи
      • 20. Чудо в Кане Галилейской; посещение Капернаума
  • От первой Пасхи до второй
    • В Иудее
      • 21. Изгнание торгующих из храма. Свидетельство о Богосыновстве
      • 22. Беседа с Никодимом
      • 23. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
      • 24. Заключение Иоанна Предтечи в темницу
    • По пути из Иудеи в Галилею
      • 25. Возвращение в Галилею
      • 26. Беседа с самарянкой
    • В Галилее
      • 27. Приход в Кану Галилейскую и исцеление сына капернаумского царедворца
      • 28. Начало Евангельской проповеди
      • 29. Проповедь Господа Иисуса Христа в назаретской синагоге
      • 30. Поселение и проповедь в Капернауме
      • 31. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна
      • 32. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге
      • 33. Исцеление тещи Симона Петра
      • 34. Исцеление многих больных
      • 35. Благовестие в Галилее
      • 36. Исцеление прокаженного
      • 37. Исцеление расслабленного в Капернауме
      • 38. Призвание Левия-Матфея к апостольству
      • 39. Ответ ученикам Иоанна о посте
  • От второй Пасхи до третьей
    • В Иудее
      • 40. В Иерусалиме на второй Пасхе. Исцеление расслабленного при Овчей купели
      • 41. Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве
    • В Галилее
      • 42. О значении субботы; срывание колосьев
      • 43. Исцеление сухорукого в субботу
      • 44. Злоба фарисеев и стремление народа к Иисусу
      • 45. Избрание 12-ти Апостолов
      • 46. Нагорная проповедь
      • 47. Проповедь на месте равнем
      • 48. Исцеление слуги капернаумского сотника
      • 49. Воскрешение сына вдовы в Наине
      • 50. Свидетельство Господа Иисуса о Себе и об Иоанне Крестителе пред Иоанновыми учениками
      • 51. Призыв труждающихся и обремененных
      • 52. Прощение грешницы в доме фарисея Симона
      • 53. Исцеление бесноватого глухонемого слепца
      • 54. Изобличение хулы на Духа Святого
      • 55. Ответ Господа искавшим от Него знамения
      • 56. О внутреннем свете
      • 57. Похвала слушающим слово Божие
      • 58. Изобличение внешней праведности
      • 59. Учение о Царствии Божием в притчах
      • 60. О последовании за Иисусом
      • 61. Укрощение бури на пути через Геннисаретское озеро в Гадаринскую страну
      • 62. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране
      • 63. Исцеление кровоточивой больной и воскрешение дочери Иаира
      • 64. Исцеление двух слепцов
      • 65. Исцеление бесноватого немого
      • 66. Проповедь в Назаретской синагоге
      • 67. Проповедь в окрестных городах и селениях
      • 68. Наставления 12-ти при послании их на проповедь
      • 69. Смерть Иоанна Крестителя
      • 70. Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода
      • 71. Возвращение 12-ти с проповеди
    • В Галилее перед Пасхой
      • 72. Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами
      • 73. Шествие Господа Иисуса Христа к ученикам по воде
      • 74. Исцеление больных в Геннисаретской стране
      • 75. Беседа Господа Иисуса Христа о небесном хлебе
  • От третьей Пасхи до четвертой — Пасхи Страданий
    • До праздника Кущей
      • 76. Обличение иудеев в лицемерном исполнении закона
      • 77. Путешествие Иисуса Христа в пределы Тира и Сидона, исцеление дочери хананеянки
      • 78. Исцеление глухонемого
      • 79. Исцеление множества народа у Геннисаретского озера
      • 80. Насыщение 4000 семью хлебами и несколькими рыбами
      • 81. Прибытие в страну Магдалинскую. Ответ фарисеям, просившим знамения с неба
      • 82. Предостережение ученикам от закваски фарисейской
      • 83. Исцеление слепого в Вифсаиде
      • 84. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой
      • 85. Первое предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях; наставление о несении креста
      • 86. Преображение Господне
      • 87. Второе предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях
      • 88. Исцеление бесноватого лунатика
      • 89. Третье предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях
      • 90. Последнее пребывание Господа Иисуса Христа в Капернауме; ответ Иисуса Христа о подати на храм
      • 91. Наставление о смирении
      • 92. Речь о спасении погибающих, притча о пропавшей овце
      • 93. Учение о прощении грехов ближнего, притча о немилосердном заимодавце
    • В Галилее перед праздником Кущей
      • 94. Отказ Иисуса Христа идти на праздник в Иерусалим
      • 95. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим
      • 96. Неприязненное отношение к Иисусу Христу самарийцев
      • 97. Ответ Господа Иисуса Христа пожелавшим следовать за Ним
      • 98. Послание 70-ти на проповедь; укор городам, не принявшим проповеди
      • 99. Вопрос законника о вечной жизни и о ближнем; притча о милосердном самарянине
      • 100. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии
      • 101. Учение Господа Иисуса Христа о молитве
      • 102. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; обличение законников
      • 103. Наставления о правилах жизни Христовым последователям. Притча о неразумном богаче
    • В Иерусалиме на празднике Кущей
      • 104. Спор в народе о Христе
      • 105. О женщине, взятой в прелюбодеянии
      • 106. Обличение иудеев при сокровищнице храма
      • 107. Исцеление слепорожденного
      • 108. Беседа о «добром пастыре»
      • 109. Известия об избитых Пилатом галилеянах, наставление о покаянии
      • 110. Притча о бесплодной смоковнице
      • 111. Исцеление скорченной женщины в синагоге в субботу
      • 112. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах
      • 113. Беседа в праздник Обновления в притворе Соломоновом
      • 114. Уход Господа Иисуса Христа из Иерусалима в заиорданскую страну Перею
    • На обратном пути из заиорданской страны в Иерусалим
      • 115. Речь Господа Иисуса Христа о числе спасающихся
      • 116. Предсказания о страданиях в Иерусалиме
      • 117. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; исцеление больного водянкой; притча о званых на вечерю
      • 118. Самоотвержение последователей Христа
      • 119. Притчи о погибшей овце, потерянной драхме и блудном сыне
      • 120. Притча о неверном домоправителе
      • 121. Обличение фарисеев; притча о богаче и Лазаре
      • 122. Беседа о силе веры и об обязанности исполнять заповеди
      • 123. Исцеление десяти прокаженных
      • 124. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия и о Втором пришествии Христовом
      • 125. Притча о несправедливом судье
      • 126. Притча о мытаре и фарисее
      • 127. Учение о браке
      • 128. Благословение детей
      • 129. Ответ богатому юноше
      • 130. Вопрос Петра о награде последователям Иисуса Христа
      • 131. Притча о нанятых в виноградник работниках
      • 132. Воскрешение Лазаря
      • 133. Заговор начальников иудейских против Иисуса Христа
      • 134. Предсказания Господа Иисуса Христа о крестных страданиях на пути в Иерусалим
      • 135. Просьба сынов Зеведеевых о месте в Царствии Иисуса Христа
      • 136. Иисус Христос в Иерихоне; исцеление слепцов
      • 137. Обращение Закхея
      • 138. Притча об ушедшем на войну и об умноживших таланты
      • 139. Господь Иисус Христос в Вифании, вечеря в доме Лазаря
      • 140. Вход Господень в Иерусалим; исцеление больных
  • Страстная седмица
    • Великий понедельник
      • 141. Бесплодная смоковница
      • 142. Изгнание торгующих из храма
    • Великий вторник
      • 143.1. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть. Притча о двух сыновьях
      • 143.2. Притча о злых виноградарях
      • 143.3. Притча о званных на брачный пир царского сына
      • 143.4. Ответ Господа о подате кесарю. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении. Беседа о наибольшей заповеди в законе. О Божественном достоинстве Мессии-Христа
      • 143.5. Обличительная речь против книжников и фарисеев
      • 144. О жертве бедной вдовицы
      • 145. Речь Господа Иисуса Христа перед эллинами и иудеями
      • 146.1. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. На горе Елеонской
      • 146.2. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. Притча о десяти девах
      • 146.3. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. Притча о талантах
      • 146.4. Пророчества и притчи Господа Иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. О страшном суде
    • Великая среда
      • 147. Господь Иисус Христос в Вифании
      • 148. Заговор иудеев, предательство Иуды
    • Великий четверг
      • 149. Пасхальная вечеря
      • 150. Моление о чаше
    • Великая пятница
      • 151. Взятие Иисуса Христа под стражу
      • 152. Допрос Иисуса Христа у Анны
      • 153. Суд Синедриона над Иисусом Христом у Каиафы
      • 154. Отречение Петра
      • 155. Приговор Синедриона
      • 156. Конец Иуды
      • 157. Иисус Христос на суде у Пилата, царя Ирода и последний суд над Иисусом Христом у Пилат
      • 158.1. Крестный путь и Голгофа
      • 158.2. Распятие и смерть Иисуса Христа
      • 159. Погребение Иисуса Христа
  • Воскресение Господа Иисуса Христа и последующие события
    • 160. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела
    • 163. Явление двум ученикам на пути в Эммаус
    • 164. Явление ученикам без Фомы
    • 165. Явление по прошествии восьми дней
    • 167. Восстановление Апостола Петра в апостольском достоинстве и предсказание его мученичества
    • 168. Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее и благословение их на проповедь
    • 169. Вознесение Господне

Почему Бог «не отвечает» на молитвы?

Почему Господь не всегда дает нам сразу то, о чем мы просим? Что нужно, чтобы быть услышанными? А как вообще надо молиться? Священник Феодор Людоговский разбирает две евангельские притчи, которые читаются перед Великим постом — про неправедного судью и о мытаре и фарисее.

Притче о мытаре и фарисее посвящено множество толкований, комментариев и проповедей. Автор этих строк также приложил к этому свою руку. Но сегодня хотелось бы сказать не столько об этом общеизвестном сюжете, сколько о другой Христовой притче, которая и в самом Евангелии, и в череде евангельских чтений в течение года предшествует рассказу о мытаре и фарисее. Это притча о неправедном судье, которая читается в субботу, накануне того дня, когда начинают петь Постную Триодь.

На литургии читается лишь сама притча (стихи 2–5) и ее краткое истолкование, данное Спасителем (стихи 6–8а). Аналогичным образом и в воскресенье звучат лишь пять стихов (10–14). Однако для большей связности и полноты мы будем рассматривать целиком первую треть 18-й главы Евангелия от Луки, добавив к 88-му и 89-му зачалам вводную ремарку (стих 1), относящуюся либо к первой притче, либо сразу к обеим, слова Спасителя о вере (стих 8б) и указание на тему второй притчи (стих 9).

Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты Московского Кремля. 1882

Итак, первая притча (о неправедном судье и о вдове) имеет целью показать, «что должно всегда молиться и не унывать». Герои этого короткого рассказа – судья и вдова. Судья – человек, который в любом обществе занимает весомое положение. Вдова – женщина, не имеющая ни кормильца, ни защитника. В чем заключалась суть тяжбы, которую вела вдова, мы не знаем. Нам даже неизвестно наверняка, права ли она была в своих притязаниях. Более того: о вдове вообще ничего не сказано – была ли она праведной женщиной или, быть может, и она была повинна в нарушении Закона. Зато о судье сказано вполне определенно: он ни Бога не боялся, ни людей не стыдился – и исходя из своих нравственных принципов (точнее, по причине их отсутствия) пренебрегал своими обязанностями и отказывался защитить вдову (человека, по определению беззащитного) от ее соперника.

Что же делает вдова? Она берет судью измором. Она, очевидно, не надеется на то, что в нем проснется совесть – но она рассчитывает, что добьется своего за счет упорства. И это для нее единственный выход: терять ей, судя по всему, уже нечего. И ее ожидания оправдываются – судья решает заняться ее делом.

Христос, рассказав притчу, тут же раскрывает ее смысл: если даже неправедный судья внял настойчивым просьбам вдовы, то неужто праведный Бог, любящий Отец не защитит избранников Своих, взывающих к Нему день и ночь? Обязательно защитит, хотя порой и медлит это сделать.

Здесь самое время задать вопрос: а почему, собственно, Бог медлит и не сразу внимает нашим мольбам? Неужели Ему трудно исполнить всё и сразу? Этот вопрос люди задают себе и другим уже сотни лет – и, конечно, давно известны и ответы. Один из них, думается, может быть таким. Наша жизнь, наши многочисленные жизненные обстоятельства (подчас тягостные и скорбные), по большому счету, имеют значение лишь постольку, поскольку через них (обстоятельства) мы вовлечены в общение с Богом и с нашими ближними и исполняем (либо не исполняем) две важнейшие заповеди о любви (Лк 10:27).

Что же касается наших, как принято говорить, базовых потребностей – то о них сказано в Нагорной проповеди: нам велено просить для себя лишь самого необходимого (Мф 6:11) и не беспокоиться заранее о завтрашнем дне (там же, ст. 34). Но бывают ситуации, когда нам настоятельно что-то нужно от Бога. Может быть, для нас это действительно необходимо, а может быть, нам так только кажется. Иногда мы просим нечто для себя, а иногда – для других. И вот нередко бывает так, что в подобных случаях процесс важнее результата.

Мы не получаем просимого – и вновь и вновь обращаемся к Господу с молитвой. Но сами мы при этом слишком хорошо знаем, что когда у нас всё в порядке, мы способны надолго забыть о Боге.

Мы не получаем исцеления от болезни – но сама болезнь становится для нас благом, ибо мы неожиданно для себя начинаем понимать других людей, которые давно и незаметно для нас несут крест того или иного недуга, – и начинаем их жалеть, стараемся им помочь; мы начинаем ценить то, что у нас было и, что важнее, то, что у нас пока что еще есть, – и благодарим Бога за Его милости, которых, как подсказывает нам совесть, мы ничем не заслужили.

Наш друг никак не может прийти в храм – и мы постепенно осознаем человеческую свободу как священный и страшный Божий дар и стараемся хотя бы сами не использовать этот дар во зло себе и другим.

Итак, Господь признаёт, что исполняет наши молитвы не сразу, дает нам понять, что это не случайно, и вместе с тем обещает, что мы непременно будем услышаны – нужно лишь упроство в молитве. Упроство – и вера.

«Но Сын Человеческий, – спрашивает Христос, – придя, найдет ли веру на земле?» В греческом тексте перед словом вера стоит определенный артикль, что дает возможность несколько иного чтения: «…найдет ли такую веру?» – т. е. веру, необходимую для неустанной, настойчивой молитвы, ответа на которую всё нет и нет. Вопрос задан – но вопрос этот риторический, он не требует ответа, поскольку ответ, в общем-то известен: Христос придет во второй раз на землю именно тогда, когда любовь во многих людях охладеет (Мф 24:12), а подобная вера будет редкостью.

Да, необходимое условие для молитвы – это вера. В самой же молитве важно не только количество (настойчивость, даже назойливость), но и качество. Молиться можно по-разному, с разным отношением к Богу и к себе, с неодинаковым восприятием других людей – ибо, хотим мы этого или нет, наши ближние включаются в наши отношения с Богом.

Притча о мытаре и фарисее. Мозаика Равенны (Италия).

Для иллюстрации этой мысли Господь рассказывает другую притчу – о мытаре и фарисее. Молитва фарисея довольно пространна; мы этого не знаем, но, возможно, фарисей заходил в Храм ежедневно – и уж наверняка молился дома, так что здесь можно говорить о неплохих количественных показателях. Содержание его молитвы – прежде всего в благодарности Богу за собственную праведность. И это само по себе еще не плохо. Но дальше он выказывает презрение по отношению к своему соплеменнику, одновременно с ним зашедшему помолиться в Храм – к мытарю.

А как молился мытарь? Весьма коротко, без всякой позы, не сравнивая себя ни с кем и уж совершенно точно не считая себя лучше кого-либо. Сознавая перед Богом свои грехи, он просил лишь одного: милости и очищения.

И, как видно из притчи, именно он вышел из Храма оправданным.

Итак, в преддверии Поста, в самом начале приготовительных седмиц мы получаем от Христа напутствие относительно образа нашей молитвы. Наша молитва должна быть настойчивой, неослабевающей, но вместе с тем смиренной и неосуждающей. Вроде бы, всё просто? Что ж, постараемся с Божьей помощью претворить это в жизнь.

Значение притчи о винограднике и виноградарях

Значение притчи о винограднике и виноградарях. Всем,кто читает Библию,известна эта притча. Посмотрим Евангелие от Матфея 20 :1 «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома…». Но что побудило Иисуса сказать эту притчу,кому адресовано,при каких обстоятельствах,и,конечно,значение притчи о винограднике и виноградарях.

Обратимся к предыдущей главе Матфея 19 глава с 16 стиха. Здесь говорится о юноше,который был богат и не захотел ради Иисуса оставить богатство своё. В 27 стихе Пётр спрашивает Иисуса,говоря: вот,мы оставили всё и последовали за Тобою;что же будет нам?

Кому адресован ответ Иисуса

Далее Господь отвечает Петру в 28 стихе,говоря: «…вы,последовавшие за Мною…». Этот ответ адресован ученикам. А в 29 стихе говорится: «И всякий, кто оставит всё и последует за Ним,тот получит во сто крат и наследует жизнь вечную». 30 стих:многие же будут первые последними,и последние первыми.

Слово «всякий» явно относится к нам. «Оставит»,это не значит развод или ещё что то. Это значит, что приоритет должен быть расставлен.

Далее Иисус говорит притчу Матфея 20 глава с 1 стиха: «…Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома…». Он говорит это,отвечая на вопрос учеников «Что же будет нам».

Иисус хочет научить,что такое «…во сто крат».

И начинает рассказывать эту притчу. Хозяин — это Иисус. Он пошёл нанять работников и договорившись с ними об оплате,пришли к соглашению. Ключевое слово здесь «договорившись». Они договорились работать за динарий в день.

Выйдя около третьего часа(9 часов утра) хозяин увидел других,стоящих праздно(ничего не делающих). И их позвал,говоря: идите и вы в виноградник мой,и что будет следовать,дам вам. Они пошли.

Здесь уже нет никакого соглашения,нет договора о сумме оплаты за работу. Далее опять выйдя около шестого и девятого часа(12 и 15 часов),сделал то же. Снова никакого соглашения. Наконец,выйдя около одиннадцатого часа(около 17 часов вечера) он нашёл других,стоящих праздно. (Еврейский день заканчивается в 18 часов). Он говорит им:что вы стоите здесь целый день праздно?

Они говорят ему:никто нас не нанял. Он говорит им:идите и вы в виноградник мой,и что следовать будет,получите.

Здесь тоже никакого соглашения нет. Можно понять этих последних. У них семьи,дети. Надо чем то кормить,платить налоги и так далее. И их никто не нанял по каким то причинам. Наверно они были не по нраву работодателю. Может быть плохо одеты,не бриты. Когда то,кого то из нас выбирали последним. Будь то школа,институт или производство. Нам известно это неприятное чувство — быть последним. Человек всегда обращает внимание на сильных,успешных людей.

Природа Господа обращать внимание на слабых,ничего не значащих людей.

«Когда же наступил вечер,говорит господин виноградника управителю своему:позови работников и отдай им плату,начав с последних до первых. И все получили по динарию»

Господь всегда начинает с последних к первым,а человек с первых к последним.

Какое значение притчи о винограднике и виноградарях

Божьи пути всегда отличаются от человеческих путей. Люди прославляют сильных,могущественных людей. Однако Бог говорит:если хочешь увидеть Мою силу,Мне нужно видеть твою слабость. Наша сила,это препятствие Божьей силе. Но когда я слаб,тогда я на самом деле силён. Потому что тогда проявляется Божья сила. Благодать привлекается нашей слабостью. Господь восхищается нами,когда мы готовы быть слабыми в какой то области нашей жизни. Потому,что тогда Он может проявить Свою силу,власть и чудеса.

«И пришедшие около 11 часа получили по динарию…». Хозяин начинает с последних,которых никто не нанял,и отдаёт им плату за полный день. Они получили во сто крат. Получили полное благословение.

Пришедшие же первыми,думали,что получат больше. Они работали весь день. Но согласились они на динарий. И получив,стали роптать на хозяина дома. Он же в ответ сказал одному из них: друг! Я не обижаю тебя;не за динарий ли ты договорился со мною?Возьми своё и пойди…или глаз твой завистлив…

А мы знаем,что если око чисто,то и всё тело. Если око будет худо,то и всё тело будет тьма. Так последние будут первыми,и первые последними.

Что значит фраза «Много званых,а мало избранных»

Все эти работники призванные,но мало кто избранный. Кого же Бог избирает?

Бог избирает тех,кто позволяет Ему,кто даёт Ему возможность показать в благости Его сердце. Кто больше доверился Его благости?Те,кто с утра работал или тот,кто в конце пришёл?Между 9 утра и 5 вечера кто чувствовал себя более благодарным?Те,кто пришли в 9 утра?Они думали,что получат больше по причине того,что они сделали больше. Вот к чему это приводит даже среди верующих. Почему у некоторых благодати больше. Поэтому Господь говорит,что много званых,но мало избранных.

И ещё одно в этой притче. Он вышел,не они пришли. К каждому из них Господь сам вышел.

«Дам вам» и «Получите» есть разница. Одно дело для Бога давать,другое для нас получать. Поколение последнего времени получит. Бог говорил Израилю: «Землю,где течёт молоко и мёд,дам вам…».Но они не взяли. Возможно такое,что Бог даёт благословения,но мы не принимаем.Те,кто принимает полноту,у тех больше всего благодати.

Необходимо видеть Бога дающим всё время. Не принимать нехорошо.

Надо видеть молитву,как способ принятия

Вот в этом и есть суть молитвы. На самом деле Бог всё распределяет. Бог служит всё время. Молитва ставит нас в позицию принятия,а отдаём благодарение. Мы должны знать,за что благодарить Бога. Давид говорит: хвалите Господа,ибо Он благ,и во век милость Его.

И в итоге мы получили,что Господь благоволит к тем,кто принимает Его милость,Его любовь,благодать. Господь благоволит к тем,кто позволяет Ему показать Своё любящее сердце.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх