Помост

Вопросы веры

Профилактика экстремизма

Классный час на тему: « Профилактика экстремизма в молодёжной среде»

ГБПОУ СО » Аркадакский политехнический лицей»

Классный час на тему:

» Профилактика экстремизма в молодёжной среде»

Подготовила:

Кл. рук.73 группы

Фатеева Г.А

2018 год

Цели проведения:
Воспитание у студентов миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.

П лан проведения классного часа :
1. Вступительное слово преподавателя.

2. Понятие «Религия»

3.Понятие «Экстремизм»

4. Игра — “Дополни”. “Быть толерантным — это значит…” (все ответы записываются на доске).

5 «Выбор фигур»

6.Проверь насколько ты толерантный. (тест)

7. Результаты анкетирования Рекомендации.

8. Творческое задание.

Заключение

Ход классного часа:

I. Разминка

Цели: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Необходимое время: 10 минут.

Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Аделя , выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Аделя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

Мы все разные и в этом наша самая большая ценность . Мы все разные кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом, но нам хорошо вместе. Вы нам нужны!

— Здравствуйте, Уважаемые гости, коллеги и учащиеся. Ни для кого не секрет, что сегодня вопрос о религии ставит перед обществом большие проблемы: на улицах все чаще и чаще встречаются люди, предлагающие разные брошюры; в гостях у родственников мы нередко можем услышать о каком-то направлении, придя в который человек может получить чуть ли не все блага мира; кто-то из друзей может пригласить посетить какую-нибудь лекцию, прослушав который, мы сможем избавится от всех проблем; но в итоге всех этих действий очень часто человек, обратившийся в надежде получить помощь, превращается чуть ли не в «зомби».
И вот сегодня, чтобы помочь Вам, ребята, понять, где, правда, а где ложь мы и собрались за этим круглым столом. Я хочу начать кл. час словами:

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, своё.
И нет планет, похожих на неё.
Е. Евтушенко

Ребята, прежде чем, начать беседу, я хочу спросить, а что такое религия?
Слушается мнения студентов.
Религия, как учение , проповедует общечеловеческие ценности , пробуждает в человеке добрые чувства , вызывает в нем стремление к совершенству. Как духовный наставник, она помогает правильно строить свои отношения с другими людьми, воспитывает уважение ко всему, что окружает человека на земле.

В Республике Казахстан с 1992 года действует Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединений», который регулирует у нас в стране религиозных отношений. Он послужил фундаментом для строительства суверенного Казахстана.

Государство закрепило равенство всех религий перед законом, право граждан на свободу вероисповедания , гарантировало защиту религиозных убеждений. Его принятие поставило нашу республику на одну ступень с ведущими странами мира по степени решения религиозного вопроса.

Слово преподавателя: Однако , сегодня общество обеспокоено тем, что свобода религиозных убеждений в нашей стране иногда используется экстремистами в целях разрушения достигнутого общественного согласия и единства . Первыми жертвами политического обмана со стороны экстремистов , маскирующихся религиозными учениями , становится молодежь, в которой пытаются сформировать ложное представление о поведении верующего и подтолкнуть к совершению преступления.

Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и мерам, действия или деяния направленные на насильственный захват власти и ее удержание, а также смену конституционного строя различными способами, в том числе и применением террористических актов.

Религиозный экстремизм — это когда люди используют религию в своих целях, для подавления и установления власти над другими людьми, либо навязывают насильно и насаждают свою религию.

В Законе Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» религиозный экстремизм определяется как действия, преследующие своей целью «разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан».

Проявление экстремизма разнообразно: Крайнее проявление экстремизма- терроризм. На самом деле экстремисты и террористы прикрываются религиозными лозунгами. Ни одна религия на земле не призывает к насилию и не оправдывает террористические акты.

ЭКСТРЕМИЗМ — склонность и приверженность личности или группы к крайним взглядам или действиям. Экстремизм вырастает на почве переоценки личностью своего *Я*, роли и заслуг группы, утраты ими реальною понимания обстановки. Экстремизм свидетельствует о пренебрежении к нормам общественного поведения, о готовности использовать насильственные меры для удовлетворения своих интересов и потребностей. Экстремизм встречается в международной политике, в борьбе за власть между разными партиями одной страны.

Религиозный экстремизм – это приверженность части верующих крайним взглядам в вопросе того, как они должны влиять на общество

“Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена “.

Терроризм — любое действие, ведущее к устрашению людей, объединённых по территориальному, национальному, социальному или любому другому признаку, достижение какой либо цели (политической, религиозной) путем насилия, таких как причинение смерти заложников, нагнетания страха в обществе, диверсии с большим количеством жертв. Террор — страх, ужас.

Каковы причины возникновения экстремизма? (слушаются ответы студентов)

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

1. большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями

2. нарастание социальной напряженности.

3. снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей

4. бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины. Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп.

Преподаватель : Выпускниклицея. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания лицея. Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

Игра — “Дополни”. “Быть толерантным — это значит…” (все ответы записываются на доске).

Преподаватель : Мы видим, что есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

«Выбор фигур»

— А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

Выберите фигуры

— А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг (доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы);

-Кто выбрал квадрат,( организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы);

— Кто выбрал треугольник ( лидеры, нетерпеливые и склонные к риску);

— Кто выбрал зигзаг (творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении);

— Кто выбрал прямоугольник (неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни) .

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и поэтому…

Примите во внимание следующие рекомендации, которые обезопасят вас от воздействий ложных учений, проповедующих беззаконие и насилие :

1.Избегайте общения с незнакомыми людьми на улицах, общественных местах

2.Предложенную религиозную литературу постарайтесь не брать, а если все же она у вас оказалось, то обязательно покажите ее родителям, педагогам, психологам

3.Если вас приглашают незнакомые люди посетить их собрания, откажитесь, иначе вы делаете шаг в неизвестность

4.Не оставляйте незнакомым людям свой адрес, телефон, данные о себе .

Помните , что это секретная информация.

5.Если вас интересует какой- либо вопрос о религии духовной жизни, обратитесь к родителям, педагогом психологам, библитекарю.
Но данными правилами нельзя ограничиться, нужно также самому человеку понимать и помнить, что такие объединения являются реальной опасностью, и могут причинить непоправимый моральный вред человеку.

Творческое задание.

— Ребята, у вас на столах лежат кусочки нашей планеты, но для того, чтобы всю планету соединить надо каждому из вас оставить на ней частичку себя. Ведь мы все разные, но мы вместе и будем жить на одной планете толерантности. У вас есть разноцветные фломастеры нарисуйте на своих частях планеты частичку себя, пусть это будут ваши улыбающиеся лица. (Звучит музыка «дети Земли»)

Заключение. Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере. Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в Чечне. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события.

Мы в очередной раз убеждаемся в мудрости казахского народа и его президенте Нурсултане Назарбаеве, благодаря которым в нашей стране никогда не было конфликтов на межнациональной и межконфессиональной основе. Казахстан никогда не поддерживал какие-либо конфликтующие страны, исходя только из этнических или религиозных соображений. В Казахстане никому не позволено оскорбление национального или религиозного достоинства под прикрытием «свободы слова».

На съезде неоднократно подчеркивалось , что Казахстан –единственная страна, на территории которой не было пролито неодной крови по религиозному принципу, что религиозная нетерпимость и уважение – не просто «визитная карточка» страны, а уникальная многовековая социальная модель , сформированная в казахской степи и сохранившаяся до наших дней.

Выступая на форуме Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: «Никто не вправе забывать известную истину: Создатель – один, Вселенная –одна, небо безбрежно, а значит , всем нам –как детям одного отца и одной матери – завещано жить в мире и согласии друг с другом «

Приложение 2

Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению

Тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность.

Отвечать быстро, не задумываясь.

1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:

а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;

б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а/ да; б/ нет.

3. Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:

а/ да; б/ нет.

4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?

а/ вам всегда это трудно сделать;

б/ сравнительно легко.

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:

а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.

б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать «не свое дело», стремятся казаться лучше, чем есть:

а/ да; б/ нет.

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция: а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам; б/ рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:

1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. сложите баллы.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

 От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.

 От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

 От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику

Лекция «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»

План:

1) Экстремизм и терроризм: основные понятия и определения.

2) Экстремизм и терроризм как формы деструктивного поведения молодежи. Виды экстремизма.

3) Способы борьбы и предупреждения экстремизма и терроризма в молодежной среде.

4) Особенности психологической помощи молодежи группы риска.

5) Вопросы и задания для самостоятельной работы

6) Рекомендуемая литература.

Подростки и молодежь как самая социально незащищенная группа населения, являются наиболее активными участниками конфликтов и различного рода деструктивных организаций, в том числе экстремистского толка. Склонность к экстремизму современного молодого поколения России реальна и потому требует пристального внимания и изучения. Современная молодежь стоит перед лицом больших перемен, большой неопределенности и неизвестности, что в свою очередь повышает ее тревогу за свое будущее и рождает у нее желание снять эту тревогу, к сожалению не всегда конструктивными способами.

Деструктивным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям и направленное на радикальное неприятие альтернативных точек зрения. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектаци (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что деструктивными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

К формам деструктивного поведения относятся экстремизм, терроризм и другие отклонения от нормативного поведения.

По мнению ученых, экстремизм и терроризм являются звеньями цепочки взаимосвязанных понятий: радикализм – экстремизм – фанатизм – терроризм.

Радикализм (от лат. radix — корень)обозначает стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах.

Экстремизм (от лат. ехtremus — крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.Фанатизм (от лат. fanum — жертвенник) — твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру.

Терроризмрассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.


Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.

По мнению ряда ученых, проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Экстремизм в молодежной среде стал в нашей стране массовым явлением.

Вопрос к аудитории: Как вы считаете, с чем это связано? Каковы причины распространения молодежного экстремизма и терроризма?

Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

Сложность ситуации, в которой оказалась современная молодежь России, определяется тем, что в обществе социально-экономической нестабильности, высокой рискогенности проблема социального самоопределения, выбора той или иной идентификационной стратегии в процессе социальной интеграции представителей молодежи происходит в условиях кризиса социокультурной идентичности.

«Экстремизм и терроризм, — отмечают Л. Дробижева и Э. Паин, — нельзя сравнить с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях». Исследователи выделяют пять основных источников терроризма и экстремизма:

Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.

Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.

В-третьих, проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.

В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.

В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.

Как изменяется современный терроризм, каковы тенденции этих изменений?

Экстремизм и одна из его самых опасных форм – терроризм – быстро изменяется, мутирует, осваивает все более разрушительные методы. Субъекты экстремисткой деятельности уже преодолели те нравственные рамки, которые сдерживали раньше размах и масштабы экстремизма и превратились по существу в бизнесменов-прагматиков. Если раньше речь шла о так называемом «жертвенном» терроризме (без криминальных примесей), то в настоящее время все больше говорят об экономической основе экстремизма и терроризма. Подтверждение тому – видеосъемки самих террористических актов и их последствий, которые по сути своей представляют не что иное, как отчет перед заказчиком за предоставленные денежные средства.

На территории современной России осуществляют противоправную деятельность до 80 международных экстремистских групп, пропагандирующих крайне радикальную исламскую идеологию. Воинствующий радикальный ислам проникает в Россию главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах, где ваххабизм и другие ортодоксальные течения в религии получили и получают государственную поддержку. Наиболее остро эти проблемы проявились на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношении регионе Российской Федерации. Ощутимую и очевидную угрозу национальной безопасности создают и политические процессы, к числу которых следует отнести тенденцию к размыванию единого правового пространства страны местным нормотворчеством, поощряемым определенной частью региональных элит, что стимулирует сепаратистские настроения, неуважение к федеральному законодательству, правам и свободам человека, отдельным нациям.

Идентификация этнической, кланово-родовой группы требует создания общих иррациональных мифов, за счет чего происходит эмоциональное объединение членов группы.

Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Тенденция втягивания молодежи в экстремистскую деятельность во многом обусловлена недостаточно эффективной реализацией государственной молодежной политики. В результате часть молодежи попадает под влияние чуждых нам идеологических установок, что приводит в ряде случаев к восприятию государственных органов как врага, а не партнера.

Какие виды экстремизма вы знаете?

Политический экстремизм – идеология и практика применения крайних нелегитимных, нередко насильственных методов и средств политической борьбы. В основе экстремистской идеологии лежат воззрения об исключительной миссии той или иной социальной общности (класса, нации, расы, конфессии и пр.) в судьбах страны и человечества в целом, обоснование и оправдание допустимости использования любых средств для реализации ее интересов

В последние годы особую опасность для целостности России представляет национальный экстремизм – приверженность к крайним взглядам и методам в теории и практике межнациональных отношений. Его сторонники, выступая с позиций защиты интересов и прав одной нации, открыто и вызывающе попирают права других народов. Их идеология – воинствующий национализм и шовинизм, их политика – этническое насилие в той или иной форме. Не случайно в Концепции национальной безопасности России противодействие экстремизму отнесено к ее национальным интересам. В целях реализации указанной Концепции за последние годы предпринят целый ряд конкретных мер правового и криминологического характера. Среди них: Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»» от 25 августа 2001 г., федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»» от 25 июля 2002 г., а также «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. и ряд других.

Национальный (этнический) экстремизм – один из самых распространенных видов экстремизма в ХХI в., что вполне объяснимо ‒ этнический национализм обладает огромной властью и непредсказуемостью, а этнические конфликты превратились в реальную проблему для многих стран и регионов. В их основе – противоречие между признанием естественного права народов определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства. С чисто доктринальной точки зрения этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей и считает свою этнонацию высшей ценностью. Цель этнического экстремизма – выковать этническую самоидентификацию, отстоять и расширить права этноса в политической сфере. Когда экстремисты, насилием утверждая этничность, вызывают на себя огонь государственных структур, это привлекает к группе внимание и позволяет им предстать в роли жертвы, что еще больше усиливает общественный интерес и в ряде случаев обеспечивает финансы и поддержку. Насилие – смысл существования таких групп. Пока оно осуществляется, идея жива, а идентичность и наличие этнических различий нельзя отрицать. Конечной целью националистов является создание самостоятельного независимого государственного образования, в котором они претендуют на политическую власть.

Отметим, что религиозный экстремизм стал теснить политический и этнический в последние два десятилетия ХХ века. «Экстремизм религиозный, получивший распространение в ряде регионов и стран, проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессии (например, мусульманских и христианских общин в Ливане и Судане, мусульманский фундаментализм). Нередко религиозный экстремизм используется в политических целях в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение представителей власти одной из конфессий (движение «братьев-мусульман» в Египте и других странах Ближнего Востока)».

Какие способы борьбы и предупреждения экстремизма и терроризма, применяемые в современной России вы знаете?

Как видим, экстремизм многолик и многообразен. Рассмотрим основные этапы его зарождения, проявления и законодательного противодействия в России.

Оживление экстремизма и терроризма в России произошло в начале 1990-х годов. Причиной этому явились кризисные явления в экономической, социальной и политической сферах государств бывшего СССР. Социальная дезорганизация граждан и большое имущественное расслоение населения привели к тому, что социум перестал функционировать как единый организм, объединенный едиными целями, идеями, общими ценностями. Нарастала социальная напряженность, и появились группы, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе и насильственными методами. Страну Россию, образовавшуюся после распада СССР, с Веймарской Германией не сравнивал только ленивый. Положение немцев, живших в отторгнутых областях, вряд ли было лучше того, в котором оказалось «русскоязычное» население бывших национальных окраин СССР. В России появились группы монархистов, казаков.

14 июля 2006 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Основные новации этого закона связаны с определением новых общественно опасных деяний в качестве признаков экстремистской деятельности. Но, как показала правоприменительная практика, указанных изменений оказалось недостаточно для эффективного противодействия экстремизму, поэтому 24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон № 211 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».

Необходимо констатировать, что решение проблем экстремизма исключительно силами правоохранительных органов невозможно. Эта задача требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических, воспитательных мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов и общественных организаций, к которым, на наш взгляд, следует отнести следующие:

1. Приоритетом в борьбе с экстремизмом должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению. По данным проведенного нами опроса, в качестве основных причин экстремизма в обществе были названы следующие: социально-экономические проблемы постсоветского периода (74%), неправильная политика государства в сфере религиозных процессов (3,4%), деформация традиционных духовных ценностей общества (6,3%), межнациональная рознь (1,2%), противоречия между христианством и исламом (1,2%).

Важное значение в обуздании молодежного экстремизма имеет реализация положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. От 1 декабря 2004 г.). Этим законом регламентирована деятельность таких органов исполнительной власти, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, служб занятости, органов внутренних дел. Однако их работа не координируется, что оказывает крайне негативное влияние на конечные результаты их противодействия антиобщественным установкам подрастающего поколения, в том числе их экстремистской составляющей. Поэтому имеется настоятельная необходимость определить, какой государственный орган исполнительной власти и какими средствами будет осуществлять координацию профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних всех организаций, связанных с этой сферой деятельности, и внести необходимые изменения в рассматриваемый федеральный закон. Недостаточно эффективными на данный момент остаются принимаемые меры по работе с несовершеннолетними, освобожденными от уголовной ответственности, осужденными условно и отбывающими наказание в колониях для несовершеннолетних. Многие из этих детей без помощи государственных органов не в состоянии найти свое место в обществе. Направление на учебу, работу и предоставление жилья – вот минимум того, что должно сделать государство для своих несовершеннолетних граждан.

2. Важным аспектом в предупреждении молодежного экстремизма является формирование на федеральном уровне стратегии государственной молодежной политики. У государства в нашей сложной социально-экономической ситуации много проблем и государство пытается освободить себя от ряда обязательств или обязанностей. Но проведение государственной молодежной политики – это одна из тех обязанностей, от которых освобождаться никак нельзя. Эффективная государственная молодежная политика – это, на наш взгляд, один из важнейших инструментов формирования у молодого поколения активной гражданской позиции, воспитания социальной инициативности, чувства патриотизма и гордости за свою страну.

В настоящее время определенная работа в указанном направлении, конечно, ведется. Так, приняты постановление Правительства РФ от 12.07.1999 №795 (ред. от 26.06.2000) «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике», постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 (ред. от 03.08.1996) «О дополнительных мерах поддержки молодёжи в Российской Федерации»; постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ»; разработаны федеральные законы «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 № 98-ФЗ, ред. от 21.03.2002, № 31- ФЗ); действуют различные программы по патриотическому воспитанию молодёжи, Федеральные целевые программы: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года №629); «Молодёжь России (2001-2005годы) (постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 10015); «Дети переселенцев» (постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625); при содействии Правительства РФ, Совета Федерации, ЮНЕСКО, ФСБ РФ функционирует программа Всемирного Благотворительного Фонда «Дети и молодёжь против терроризма и экстремизма». Недостаток всех вышеперечисленных актов – их абстрактность, игнорирование этнокультурной и цивилизационной специфики России и ее регионов. В отечественной практике не выработана оптимальная целостная государственная молодёжная политика, отсутствует комплексная программа развития молодого поколения, её интеграции в социальную жизнь российского общества, не систематизированы технологии профилактики негативных явлений средствами социально-культурной деятельности.
Возникновение всё новых субкультурных молодёжных организаций асоциальной направленности является безусловным рецидивом, вызванным отсутствием адаптированной к современным социально-культурным и экономическим условиям программы по превенции экстремистских настроений среди подрастающего поколения. Анализ существующих программ по противодействию проявлениям экстремизма позволяет нам констатировать односторонность освещения проблемы, недостаточную разработанность программы превентивных мер, учитывающей психологические и социально-культурные особенности асоциальных молодёжных группировок экстремистской направленности. В современной России нет четкой идеологии по работе с молодежью. А это, безусловно, сказывается на воспитании и развитии подрастающего поколения. Мы боимся слова «идеология», а ведь идеология России очень простая: мы — многонациональное государство и содружество наций. Вот это и есть национальная идея. Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является развитие идеологии межнационального согласия, дружбы и сотрудничества народов этноса, поиска национальной идеи, консолидирующей российское общество, объединяющей все народы многонационального Российского государства, бережного и уважительного отношения к культуре каждого народа.

Какие способы профилактики экстремизма и терроризма существуют в современной социально-политической и психолого-педагогической практиках?

Сегодня мир находится на новом витке цивилизации и поэтому миропонимание изменяется очень жестоко к миллионам людей целых стран и народов, которым нет места в новом изменяющемся мире. Поэтому терроризм сегодня надо рассматривать, как порождение глобализации, как ее естественное отражение. Теоретики глобализации говорят, что это серия эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое по формуле: «глобальная взаимозависимость плюс глобальное сознание». Сегодня каждый действительно уже попал в зависимость от каждого, но модификация глобального сознания ограничилась только восприятием глобальных изменений информационного общества, антропокосмизма, опытов по биотической регуляции, по созданию искусственных микробиосфер, материализации электронно-кибернетической цивилизации, влиянию биополитики, опытов по автотрофикации, киборгизации, экогеизма, коэволюции и др. Теоретики глобализации упустили более глубокий слой сознания, относительно которого и началась война, один из участников которой, мировой терроризм, не признается воюющей стороной.

Изменение сознания под давлением глобальных изменений в мире это: восприятие невозможного — возможным, невероятного — вероятным, недопустимого — допустимым, нереального — реальным. Глобализация производит целую систему изменений во внутреннем мире человека. Она изменяет Картину Мира человека, его Мировоззрение, его Жизненную позицию и его Образ жизни. Это означает, что оно изменяет самого человека — его сознание.

Картина мира, Мировоззрение, Жизненная позиция, Образ жизни, — это константы психологической системы защиты человека от опасностей жизни, которые, как скафандр защищает водолаза при спуске под воду. «Прорыв» этих констант сознания опасен, как прорыв скафандра водолаза, и человек об этом интуитивно догадывается. Вокруг именно этих изменений, естественно, завязалась борьба, одним из проявлений которой является терроризм. Иначе говоря, борьба идет не за территорию, не за ресурсы, не за экономические позиции, а за содержание сознания. Пока же картина мира, мировоззрение, образ жизни, жизненная позиция террористических и антитеррористических сил несовместимы, потому что это сложная системная работа и легче применять оружие для принуждения, чем интеллект для доказательства.

Кратко о системах, которые имеют одинаковую структуру, но разное содержание.

Глобальные изменения в будущем столь масштабны, что ни одна страна и ни один народ в мире не готовы к их восприятию. Исчезают одни и появляются другие отрасли производства. Станут бессмысленными самые современные технологии и их заменят новые, неизвестные. Процветающие сегодня территории опустеют, а другие будут страдать от перенаселенности. Сегодняшние добродетели станут предметом насмешек, а вчерашние пороки станут условием успеха. Поэтому сегодня во всем мире говорят о необходимости «открыть себя заново», или «изобрести себя заново», хотя бы «осознать себя в новом мире». А расцвет терроризма показывает отсутствие согласованных попыток понять, как можно совместить себя с новым изменившимся миром и с людьми другой психологии. Именно эта несовместимость порождает терроризм и ответный антитеррор, как силовой диалог вместо интеллектуального.

Для того чтобы предсказать терроризм и минимизировать его на начальных стадиях, надо использовать психолого-политические инструменты измерения психолого-политической стабильности и управления этим состоянием.

Терроризм с точки зрения политической психологии — это борьба не легитимной власти против легитимной власти с применением неограниченных средств и методов давления на психическое состояние противника, для подмены смысла, целей и ценностей противника на свои смысл, цели и ценности. Если даже на какое-то время удастся военной силой подавить проявления терроризма, остается его питательная среда — несовместимость картины мира, мировоззрения, жизненной позиции, образа жизни, которые разделяют непримиримых противников. Борьба с терроризмом — это борьба за сознание человека в обстановке глобальных изменений в мире. Но суть терроризма упущена в горячих буднях захвата заложников, угона самолетов, взрывов в автобусах. Пока борьба с терроризмом идет на уровне симптомов, а не причин его все нового и нового возрождения.

Известно, что большинство населения, в том числе и молодежь, не воспринимают экстремистских лозунгов. С другой стороны, около трети молодых людей в России (при норме не более 5 — 10%) способны, согласно исследованиям НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, пойти по этому пути. Причем, в основной своей массе, это дети из так называемых неблагополучных семей.

Следовательно, необходим системный подход к работе с такими детьми и воспитанниками детских домов, чтобы помочь им найти свое место в обществе и не стать участниками экстремистских группировок. Эти задачи прямо или косвенно решаются через действующую федеральную целевую программу «Дети России», а также через другие программы, которые дают молодым людям самореализоваться в спорте, искусстве, науке и т.д. Однако специалисты Министерства образования и науки РФ не ограничиваются этим и постоянно изучают настроения в молодежной среде, ищут способы активного вовлечения молодежи в социальную, общественную, политическую и культурную жизнь страны. В частности, Министерством образования и науки разработана Стратегия государственной молодежной политики, которая направлена на активное включение молодых людей в позитивную жизнедеятельность и, соответственно, на уменьшение противоправных проявлений в молодежной среде.

Как вы считаете, возможно ли «вылечить» подростков, прошедших «школу» экстремизма?

Специалисты считают, что это действительно возможно. Главным образом посредством оказания грамотной психологической помощи, полного включения этих ребят в позитивную среду развития.

Генезис формирования и динамики поведения «вовлеченной» личности напрямую зависит от таких факторов как воспитание, образование, мироощущение, возможности самореализации в современной жизни, общества, которое окружает данную личность. Механизм террора заложен в человеке очень глубоко, замаскирован пластами словесных обоснований. Чаще всего террористическим действиям дает толчок чувство безвыходности из той ситуации, в которой оказалось некое меньшинство, психологический дискомфорт, который побуждает его оценивать свое положение как драматическое. Так, вербовка в культы проходит с личностями, которые находятся в сильном эмоциональном дисбалансе, как правило, это стресс, вызванный тяжелыми переживаниями после трагического события, развода, гибели близкого человека, потери работы и т.п. При всем различии террористических и культовых группировок всех их объединяет слепая преданность членов организации ее задачам и идеалам. Можно подумать, что эти цели и идеалы мотивируют людей к вступлению в организацию. Но это оказывается совсем не обязательно. Цели и идеалы служат рациональному объяснению принадлежности к данным организациям. Настоящая причина — сильная потребность во включенности, принадлежности группе и усилении чувства самоидентичности.

Обычно членами радикальных (деструктивных и террористических) организаций становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности в рамках существующих общественных структур, потеряли или вообще не имели работу. Чувство отчуждения, возникающее в подобных ситуациях, заставляет человека присоединиться к группе, которая кажется ему столь же асоциальной, как и он сам. Общей чертой террористов и оккультистов является, таким образом, сильная потребность во включенности в группу подобных людей, связанная с проблемами самоидентичности . Соответственно основная работа с такими подростками и молодежью должна вестись в направлении формировании личностной и гражданской самоидентификации (обретение себя).

Внутреннее состояние личности и внешний мир неотделимы друг от друга и в некотором смысле воссоздают друг друга. Проблема самоопределения и «обретения себя»не может существовать независимо от человека, который её знает, которого она волнует и который может что-то сделать для её решения. Одна часть проблемы находится вовне, а другая – внутри нас. При решении проблемы самоопределения мы проявляем свои способности к обучению, к расширению кругозора и осведомлённости, к обретению нового жизненного опыта, что, в конечном счете, оказывает влияние на наши личностные качества. Мы – изменяемся, трансформируемся, и этот процесс можно и нужно сделать осознанным, подвластным сознательному намерению и контролю личности.

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 421-ФЗ

См. предыдущую редакцию

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

«Экстремизм в молодежной среде: поговорим о толерантности» классный час (9 класс) на тему

Классный час «Экстремизм в молодежной среде: поговорим о толерантности»

Цели:

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

Задачи:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

Подготовительный этап.

  1. Предварительная беседа.
  2. Анкетирование.

Оборудование.

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Презентация.
  3. Фильм «Экстремизм – угроза обществу»

План классного часа:

  1. Что такое экстремизм? (Просмотр фильма и обсуждение увиденного)
  2. Вы считаете себя толерантными? (Игра и беседа с примерами из жизни класса)
  3. Как вы думаете, теперь вы знаете, что такое толерантность? (Игра и беседа)
  4. Результаты анкетирования.
  5. Подведение итога классного часа.

Ход классного часа

Разминка. Упражнение «Чем мы похожи»

Цели: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Соня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Соня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

  • Мы все разные, и в этом наша самая большая ценность. Мы все разные: кто-то любит читать, кто-то занимается спортом, но нам хорошо вместе.
  1. Вступительная беседа:

Слайд 1: Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как история планет.

У каждой все особое, своё.

И нет планет, похожих на неё.

Е. Евтушенко

  • Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы?
  • Адаптация человека к новым условиям как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность. Вот об этом и пойдет сегодня речь.

Слайд 2: Обсуждение первого теста, почему я не поеду с этими людьми?

Слайд 3: Что такое экстремизм?

  • Просмотр фильма «Экстремизм – угроза безопасности России»

Слайд 4: Понятие “экстремизм” определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:

1. Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”.

3. Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”.

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

5. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму”.

6. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) “О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации”.

7. Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) “Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом”.

Слайд 5: Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.

Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:

а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.

Слайд 6: Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Слайд 7: Экстремальное поведение:

– это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных (социальное сиротство, низкий уровень жизни, группы риска и т.д.) социальных групп. Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

  • Проявление экстремизма разнообразно: Крайнее проявление экстремизма- терроризм. На самом деле экстремисты и террористы прикрываются религиозными лозунгами. Ни одна религия на земле не призывает к насилию и не оправдывает терраристические акты.
  • Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
  • Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
  • Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Учитель: В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию “интолерантности” — явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.

Слайд 8: Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах (беседа).

— Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?

— Из-за чего вы огорчались?

— Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?

— Что такое терпение?

— Что такое толерантность?

— В чем их схожесть?

— Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?

— Все ли терпимо?

— Где границы терпимости?

Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен.

Учитель: Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.

Слайд 9: Игра — “Дополни”. “Быть толерантным — это значит…” (все ответы записываются на доске).

Слайд 10: Мы видим, что есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

Эмпатия (греч. — “в” + греч. — “страсть”, “страдание”) — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Слайд 11:

  • Личности толерантной свойственно:

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

  • Интолерантной свойственно:

непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Немотивированная агрессия

Слайд 12: цветок толерантности

III. Тест-игра «Выбор фигур»

  • А теперь давайте посмотрим на себя: разные ли мы?

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

Выберите фигуры.

  • А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг: доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
  • Кто выбрал квадрат: организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;
  • Кто выбрал треугольник: лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;
  • Кто выбрал зигзаг: творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;
  • Кто выбрал прямоугольник: не уверены в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете… А потому мы просто обязаны быть толерантными.

Толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Слайд 13: Толерантность и волонтерство. Бывают разные ситуации – но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир.

Просмотр мультфильма

Заключение. Тест » Поддаетесь ли Вы чужому влиянию»

  • Как видите, многие из Вас подвержены чужому мнению, это значит, что Вы в большинстве случаев, вместо того, чтобы подумать, руководствуетесь зачастую эмоциями и слушаете мнение окружающих, что играет на руку опытным вербовщикам. Как же уберечься Вам от миссионеров — вербовщиков, которые пытаются воспользоваться Вашей неопытностью, молодостью и доверчивостью?
  • НАДЕЮСЬ, ВАМ ПОМОЖЕТ СЕГОДНЯШНИЙ РАЗГОВОР И НАШ БУКЛЕТ

Приложение

  • Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
  • Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.
  • Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.
  • Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
  • Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
  • Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир — единственный.
  • Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.
  • Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизменения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.
  • Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не “ты плохой”, а “ты плохо поступил”).
  • Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости — извиняться.
  • Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право.
  • Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.

Родительское собрание «Профилактика экстремизма в молодежной среде» материал на тему

Родительское собрание

«Профилактика экстремизма в молодёжной среде»

Цель собрания: способствовать глубокому осмыслению проблемы экстремизма, выработке собственной гражданской позиции по отношению к данному явлению

Задачи: расширить представления об экстремизме и его опасности для подрастающего поколения, способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма, критического отношение к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую направленность.

Ход собрания

Классный руководитель:

Уважаемые родители, сегодня наше собрание посвящено профилактике экстремизма в молодёжной среде.

1. Этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний».

Экстремистская деятельность (экстремизм) — это:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности или отношения к религии.

Такое определение экстремизму было дано в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Рост экстремизма — серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма. Выясним, что и кто составляет социальную базу экстремистских организаций.

2. К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

это большое имущественное расслоение населения, которое приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями, это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей,

это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины
Попробую рассказать о видах экстремизма. Примером национального экстремизма является движение скинхедов. Это одно из самых распространенных националистических движений, которое зародилось в Англии в 60-е годы. Дословный перевод названия этого течения обозначает – «бритая голова». Первыми представителями этого движения были молодые люди из рабочих кварталов Лондона, представители тяжелого физического труда, которые первоначально выступали за запрет использования дешевой рабочей силы из стран третьего мира. А в 70 – е годы скинхеды уже выступали с идеей «расовой чистоты» и «отъема рабочих мест у понаехавших эмигрантов». Это движение очень быстро получило поддержку в других странах мира. С середины 90-х годов Россию охватило движение «скинов», которое существует по сегодняшний день. Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории. Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма.

В России насчитывается более 200 экстремистских группировок, которые объединяют около 10 тыс. человек. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко — несовершеннолетние лица 14 – 18 лет. Около 98 тысяч молодых людей участвовали в деятельности различных экстремистских группировок.

Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта, оказалась наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

3. О профилактике экстремизма: что можем мы, взрослые, противопоставить экстремизму? Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основными направлениями противодействия этой деятельности являются:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц, проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде, воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств, увеличение количества занимающихся в отделениях доп. образования, спортивных секциях, кружках, организация в школе внеурочной деятельности, организация досуговой деятельности учащихся, проведение акций, классных часов, других мероприятий профилактической направленности

Кроме того, очень важны и законодательные меры по противодействию экстремистской деятельности:

Конституция РФ. Она закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека. Уголовный кодекс РФ. Согласно статьи 282 УК РФ действия, направленные на возбуждения ненависти, вражды, на унижение достоинства человека по признакам расы, национальности, отношения к религии, наказываются в уголовном порядке. Общее понятие экстремизма раскрывается в Федеральном законе от 25.07.2002г.№114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001г. №95-ФЗ запрещаются создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Указ Президента РФ от 23.03.1995г.№310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлением фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ».

4. Об ответственности за экстремистскую деятельность. В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке. Уголовная ответственной наступает с 16 лет.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики, символики либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики, а также символики.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничтожение достоинства человека либо группы либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

6. В составе современной РФ более 100 этносов, в том числе около 30 наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивом характером: тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности.

В соответствии с Декларацией ЮНЕСКО (1995г.) о принципах толерантности, наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы. Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы – источник межнационального сотрудничества.

Для того, чтобы ваш ребёнок не подвергся влиянию экстремистских организаций, родителям рекомендуется в воспитании ребёнка придерживаться следующих основных правил воспитания в духе толерантности:Учите своих детей относиться к чужой культуре с тем же уважением, с которым относитесь к собственной.

Не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей. Каждая культура имеет собственную систему ценностей.

Учите своих детей никогда не исходить из превосходства своей религии над чужой религией.

Общаясь с представителями других верований, старайтесь понимать и уважать их точку зрения. Помните, что каждая культура, какой бы малой она не была, имеет что предложить миру, но нет такой культуры, которая бы имела монополию на все аспекты.

Всегда помните и говорите об этом своим детям, что никакие научные данные не доказывают превосходство одной этнической группы над другой.

Эти простые правила могут уберечь вашего ребёнка от попадания в ситуацию конфликта. Научите своего ребёнка с уважением относиться к чужим нациям, к их культуре и традициям!

Приложение №1

Памятка родителям по профилактике экстремизма

Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь, примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности. Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, независимость. Попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Для этого необходимо:

  • Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.
  • Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.
  • Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что подросток попал под влияние экстремистской идеологии:

  • манера поведения становится резкой и грубой, прогрессирует жаргонная лексика;
  • изменяется стиль одежды и внешнего вида;
  • на компьютере оказывается много ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистского содержания;
  • в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (нацистская), предметы, которые могут быть использованы как оружие;
  • подросток проводит много времени за компьютером по вопросам, не относящимся к обучению, литературе, фильмам, компьютерным играм;
  • повышенное увлечение вредными привычками;
  • резкое увеличение разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
  • псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы — такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Приложение № 2

Правовые основы противодействия молодежному экстремизму

Следует отметить, что пока правонарушения имеют место, сохраняется необходимость в применении правоохранительными органами государства принудительных мер в отношении правонарушителей, потому как «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права».

Молодые люди при достижении установленного законом возраста могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. Это статья 20.3 – «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» и статья 20.29 – «производство и распространение экстремистских материалов».

Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за другие противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений. К их числу можно отнести: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26); незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации (статья 17.10); мелкое хулиганство (статья 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2); организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (статья 20.2(1)).

Уголовная ответственность предусмотрена за совершение противоправных деяний экстремистской направленности, к числу которых относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (статья 105 – убийство; статья 111 – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; статья 112 – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; статья 115 – умышленное причинение легкого вреда здоровью; статья 116 – побои; статья — 57 —

117 – истязание; статья 119 – угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; статья 136 – нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина; статья 148 – воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий; статья 149 – воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; статья 150 – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; статья 212 – массовые беспорядки; статья 213 – хулиганство; статья 214 – вандализм; статья 239 – организация объединения, посягающего на личность и права граждан; статья 243 – уничтожение или повреждение памятников истории и культуры; статья 244 – надругательство над телами умерших и местами их захоронения; статья 280 – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; статья 281 – диверсия; статья 282 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; статья 282.1 – организация экстремистского сообщества; статья 282.2 – организация деятельности экстремистской организации; статья 335 – нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности; статья 336 – оскорбление военнослужащего; статья 357 – геноцид).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх