Помост

Вопросы веры

Проповеди архимандрита мелхиседека артюхина

ОдигитриЯ

Православие или смертЬ

Редко кто любит выскочек, способных достать кого угодно. Все им неймется. Не так сидишь, не так стоишь, не так пишешь.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) на днях вступил в конфронтацию с братией Оптиной пустыни. История «конфликта» такова: братия подготовила к 40-му дню смерти своего наместника архимандрита Венедикта книгу воспоминаний «Венок на могилу».

Но спустя две недели на официальном сайте синодального отдела по монашеству появилась ругательная статья архимандрита Мелхиседека. Причем он ругает не содержание книги, а автора – игумена Филиппа (Перцева).

«Знаток всех и вся» Артюхин обвиняет в неприязненном отношении игумена Филиппа, который по мнению о. Мелхиседека никогда не любил наместника о. Венедикта и теперь свое «саркастическое» отношение якобы выплеснул в виде хамского выпада в книге воспоминаний.

Духовный собор Оптиной, напротив, одобрил книгу о. Филиппа, о чем свидетельствует заявление на главной странице официального сайта монастыря: «Воспоминания написаны с любовью и огромным уважением к почившему».

Кому верить нам, простым людям? Духовному собору Оптиной пустыни, выражающему мнение сонма архимандритов, игуменов, иеромонахов, иеродиаконов, схимников, монахов, иноков (всей оптинской братии в составе 200 человек) или же архиманриту Мелхиседеку, настоятелю оптинского подворья в Москве?

Ни в коем случае не осуждаю сан архимандрита. Обращаю внимание лишь на поступки о. Артюхина. По делам их узнаете их (Мф. 7, 20), – наставляет нас Священное Писание.

В начале проповеди о. Мелхиседек говорит, что до него дошли слухи, якобы папа римский хочет покаяться и принять Православие…

Для всех – это очевидная ложь, которую о. Артюхин придумал явно не на ходу.

Дальше он, увлеченный безсмысленной витиеватостью, говорит о встрече святого Симеона Богоприимца с Младенцем Христом и сравнивает Святейшего Патриарха Кирилла с 300-летним старцем Симеоном, а папу-иезуита Франциска – с Богомладенцем!

Вот это новость!!!

Вот где настоящая хохма. Вот где циничный сарказм. Странно, что в Патриархии на это никак не отреагировали. Видимо, посмеялись клоуну в рясе, а может быть не обращать внимание на недалекость горе-проповедника понудила чиновников ежемесячная дань, которую в американских рублях с нолями исправно на протяжении многих лет отец Мелхиседек заносит известному митрополиту.

Увы, симония и в наше время для многих стала нормой. Возможно, кто-то скажет, что мои слова лишь плод воображения. Но они подтвердятся, когда арх. Мелхиседека – взяточника и выскочку сделают викарным епископом и поставят во главе прославленного преподобными Старцами монастыря Оптина пустынь.

Вот тогда и вынуждены будут покинуть обитель вся нелюбимая братия, которую усердно собирал 27 лет ныне покойный архимандрит Венедикт.

Дьякон Михаил Лаптев

Cхиигумен Мелхиседек

Дмитрий Дюжев В ближайшее время в продажу поступит аудиокнига «“Несвятые святые” и другие рассказы». В этом трехдисковом издании рассказы архимандрита Тихона читают Алла Демидова, Василий Лановой, Дмитрий Певцов, Дмитрий Дюжев, Василий Бочкарев, Борис Плотников, Александр Феклистов и Егор Бероев. Все средства от продажи книги и аудиодиска архимандрита Тихона «“Несвятые святые” и другие рассказы» будут направлены на строительство храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке, который предстоит освятить в феврале 2017 года в Сретенском монастыре.

Рассказ архимандрита Тихона «Cхиигумен Мелхиседек» читает актер Дмитрий Дюжев.

***

Два года я ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь. Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам поминают множество людей о здравии и о упокоении.

Моя череда приходилась на поздний вечер — с одиннадцати часов до полуночи. На смену мне приходил схиигумен Мелхиседек. Он продолжал чтение Псалтири до двух часов ночи.

Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Гашев. Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов)

Отец Мелхиседек был удивительный и таинственный подвижник. Кроме как на службах, его почти не было видно в монастыре. На братской трапезе он появлялся только по праздникам. Но и за столом сидел, склонив голову под схимническим куколем, и почти ни к чему не притрагивался.

Великая схима в Русской Церкви — это высшая степень отречения от мира. Принимая схимнический постриг, монах оставляет все прочие послушания, кроме молитвы. Ему, как и при монашеском постриге, вновь меняют имя. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей, кроме служения литургии и духовничества.

Отец Мелхиседек появлялся под сводами небольшого и слабо освященного Лазаревского храма, где читали Неусыпаемую Псалтирь, всегда за минуту до того, как часы на монастырской колокольне должны были пробить двенадцать. У царских врат он медленно клал три земных поклона и ждал, когда я подойду. Преподав мне благословение, он знаком отсылал меня, чтобы в одиночестве приступить к молитве.

За целый год он не сказал мне ни слова. В древнем монашеском Патерике рассказывается: «Три монаха имели обыкновение ежегодно приходить к авве Антонию Великому. Двое из них вели с ним душеспасительные беседы, а третий всегда молчал и ни о чем не спрашивал. После долгого времени авва Антоний спросил у него: “Вот ты сколько времени ходишь сюда и почему никогда ни о чем не спрашиваешь?” Монах отвечал ему: “Для меня, отец, довольно и смотреть на тебя”». К тому времени я тоже понимал, как необычайно мне посчастливилось, что каждую ночь я могу хотя бы видеть этого подвижника.

Но все-таки однажды я набрался смелости и дерзнул нарушить привычный ритуал. Более того, когда отец Мелхиседек, как обычно, благословил меня у царских врат, я отважился задать вопрос, с которым очень хотели, но не решались обратиться к нему, наверное, все послушники и молодые монахи в монастыре.

История заключалась в следующем. Отец Мелхиседек до принятия великой схимы служил в монастыре, как все священники, и звали его игумен Михаил. Он был искусным и усердным столяром. В храмах и в кельях у братии до сих пор сохранились кивоты, аналои, резные рамы для икон, стулья, шкафы, прочая мебель, сделанные его руками. Трудился он, к радости монастырского начальства, с раннего утра до ночи.

Однажды ему благословили выполнить для обители большую столярную работу. Несколько месяцев он трудился, почти не выходя из мастерской. А когда закончил, то почувствовал себя столь плохо, что, как рассказывают очевидцы, там же упал и — умер. На взволнованные крики свидетелей несчастья прибежали несколько монахов, среди которых был и отец Иоанн (Крестьянкин). Отец Михаил не подавал никаких признаков жизни. Все собравшиеся в печали склонились над ним. И вдруг отец Иоанн сказал:

— Нет, это не покойник. Он еще поживет!

И стал молиться. Недвижимо лежащий монастырский столяр открыл глаза и ожил. Все сразу заметили, что он был чем-то потрясен до глубины души. Немного придя в себя, отец Михаил стал умолять, чтобы к нему позвали наместника. Когда тот наконец пришел, больной со слезами начал просить постричь его в великую схиму.

Говорят, услышав такое самочинное желание своего монаха, отец наместник, в свойственной ему отрезвляющей манере, велел больному не валять дурака, а поскорее выздоравливать и приступать к работе — раз уж помереть толком не смог. Но, как гласит то же монастырское предание, на следующее утро наместник сам, без всякого приглашения и в заметной растерянности, явился в келью отца Михаила и объявил ему, что в ближайшее время совершит над ним постриг в великую схиму.

Это было так не похоже на обычное поведение грозного отца Гавриила, что произвело на братию чуть ли не большее впечатление, чем воскресение умершего. По монастырю разнесся слух, что наместнику ночью явился святой покровитель Псково-Печерского монастыря преподобный игумен Корнилий, которому в XVI веке Иван Грозный собственноручно отрубил голову, и сурово повелел наместнику немедленно исполнить просьбу вернувшегося с того света монаха.

Повторюсь, это всего лишь монастырское предание. Но, во всяком случае, вскоре над отцом Михаилом был совершен схимнический постриг, и с тех пор он стал называться схиигуменом Мелхиседеком.

Отец наместник дал схимнику очень редкое имя в честь древнего и самого таинственного библейского пророка. По какой причине наместник назвал его именно так, тоже остается великой загадкой. Хотя бы потому, что сам отец Гавриил ни на постриге, ни во все оставшиеся годы так ни разу и не смог правильно выговорить это ветхозаветное имя. Как он ни старался, но коверкал его нещадно. Причем от этого у него всякий раз портилось настроение, и мы боялись попасть ему под горячую руку.

В монастыре знали, что в те минуты, когда отец Мелхиседек был мертв, ему открылось нечто такое, после чего он вновь восстал к жизни совершенно изменившимся человеком. Нескольким своим близким сподвижникам и духовным чадам отец Мелхиседек рассказывал, что он пережил тогда. Но даже отзвуки этого повествования были крайне необычными. И мне, и всем моим друзьям, конечно же, хотелось узнать тайну от самого отца Мелхиседека.

И вот той ночью, когда в Лазаревском храме я набрался смелости впервые обратиться к схимнику, то спросил именно об этом: что видел он там, откуда обычно никто не возвращается?

Выслушав мой вопрос, отец Мелхиседек долго стоял молча у царских врат опустив голову. А я все больше замирал от страха, справедливо полагая, что дерзостно разрешил себе нечто совершенно непозволительное. Но наконец схимник слабым от редкого употребления голосом начал говорить.

Он рассказал, что вдруг увидел себя посреди огромного зеленого поля. Он пошел по этому полю, не зная куда, пока дорогу ему не преградил огромный ров. Там, среди грязи и комьев земли, он увидел множество церковных кивотов, аналоев, окладов для икон. Здесь же были и исковерканные столы, сломанные стулья, какие-то шкафы. Приглядевшись, монах с ужасом узнал вещи, сделанные его собственными руками. В трепете он стоял над этими плодами своей монастырской жизни. И вдруг почувствовал, что рядом с ним кто-то есть. Он поднял глаза и увидел Матерь Божию. Она тоже с грустью смотрела на эти многолетние труды инока.

Потом Она проговорила:

— Ты монах, мы ждали от тебя главного — покаяния и молитвы. А ты принес лишь это…

Видение исчезло. Умерший очнулся снова в монастыре.

После всего случившегося отец Мелхиседек полностью переменился. Главным делом его жизни стало то, о чем говорила ему Пресвятая Богородица, — покаяние и молитва. Плоды теперь уже духовных трудов не замедлили сказаться в его глубочайшем смирении, плаче о своих грехах, искренней любви ко всем, в полном самоотвержении и превышающих человеческие силы аскетических подвигах. А потом и в замеченной многими прозорливости и в деятельной молитвенной помощи людям.

Видя, как он с совершенной отчужденностью от мира подвизается в невидимых и непостижимых для нас духовных битвах, мы, послушники, решались обращаться к нему лишь в самых исключительных случаях. К тому же его еще и побаивались: в монастыре знали, что отец Мелхиседек весьма строг как духовник. И он имел на это право. Его неукоснительная требовательность к чистоте души всякого христианина питалась лишь великой любовью к людям, глубоким знанием законов духовного мира и пониманием, насколько непримиримая борьба с грехом жизненно необходима для человека.

Этот схимник жил в своем, высшем мире, где не терпят компромиссов. Но если уж отец Мелхиседек давал ответы, то они были совершенно необычны и сильны какой-то особой, самобытной силой.

Однажды в монастыре на меня обрушилась лавина незаслуженных и жестоких, как мне представлялось, испытаний. И тогда я решил пойти за советом к самому суровому монаху в обители — схиигумену Мелхиседеку.

В ответ на стук в дверь и на положенную молитву на порог кельи вышел отец Мелхиседек. Он был в монашеской мантии и епитрахили — я застал его за совершением схимнического правила.

Я поведал ему о своих бедах и неразрешимых проблемах. Отец Мелхиседек выслушал все, неподвижно стоя передо мной, как всегда, понурив голову. А потом поднял на меня глаза и вдруг горько-горько зарыдал…

— Брат! — сказал он с невыразимой болью. — Что ты меня спрашиваешь? Я сам погибаю!

Старец-схиигумен, этот великий, святой жизни подвижник и аскет, стоял передо мной и плакал от неподдельного горя, что он воистину — худший и грешнейший человек на земле! А я с каждым мгновением все отчетливее и радостнее понимал, что множество моих проблем, вместе взятых, — не стоят ровно ничего! Более того, эти проблемы здесь же и совершенно ощутимо для меня безвозвратно улетучивались из души. Спрашивать еще о чем-то или просить помощи у старца уже не было нужды. Он сделал для меня все, что мог. Я с благодарностью поклонился ему и ушел.

Все на нашей земле — простое и сложное, маленькие человеческие проблемы и нахождение великого пути к Богу, тайны нынешнего и будущего века — все разрешается лишь загадочным, непостижимо прекрасным и могущественным смирением. И даже если мы не понимаем его правды и смысла, если оказываемся к этому таинственному и всесильному смирению неспособными, оно само смиренно приоткрывается нам через тех удивительных людей, которые могут его вместить.

Таинства Церкви. Коронавирус. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

Аудио

– Сегодня мы продолжаем беседовать с архимандритом Мелхиседеком. Предлагаю обсудить вопросы, которые касаются коронавируса, и успокоить наших телезрителей. Я прочитала, что Роспотребнадзор уже проводит испытание лекарства от коронавируса. Наши русские ученые, медики расшифровали геном коронавируса, нашли его слабые места.

– А я хочу сказать, чтобы на это не надеялись. Почему? Мы вошли в эту историю примерно две недели назад. Если посмотреть историю развития этой эпидемии, то она началась в Китае в декабре прошлого года. С декабря по март прошло четыре месяца. Поэтому нам надо запасаться терпением не менее чем на четыре месяца.

– И спокойствием.

– Спокойствием и терпением. Чтобы не было таких сетований: мол, обещали вот тогда-то снять карантин. Эта ситуация беспрецедентная. Отец наместник учил так: будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби.

Например, школьников сейчас распустили на три недели. Но где гарантия, что это не продлится дольше трех недель? «Высшую школу экономики», я слышал, распустили вообще до лета, потому что они, наверное, больше информированы. Что зря играть в прятки?.. Надо настроиться серьезно и не думать о том, что все быстренько закончится. Мало того, у нас нет даже строгого карантина, у нас нет комендантского часа, как в Европе. У нас не закрыто метро, общественный транспорт. У нас не закрыты храмы; думаю, это милость Божия и колоссальный труд Святейшего Патриарха и Синода, что смогли уговорить не закрывать храмы. Храмы – это не те места, где на сегодняшний момент собирается единовременно всех больше людей. В торговых центрах и магазинах народу больше. Вот если вдруг всё закроют и люди будут на домашнем карантине, тогда это будет другая история, но пока мы до этого еще не дожили. И дай Бог, чтобы нас это не коснулось.

Поэтому надо набираться терпения, думать о том, как работать и подрабатывать в этих условиях, как-то перестраиваться, потому что быстро это не кончится. И мне кажется, в первую очередь надо перестраивать мозги.

– Почему я сказала о медиках? Я хотела попросить всех помолиться за них, ведь они работают. Медики – это божественная профессия. Давайте от всей души помолимся, что русские врачи работают. Это люди, которые остались верны своей профессии и в таких условиях стараются нам помочь.

– Кстати, сейчас как-то совсем по-другому зазвучала молитва на мирной ектенье: «О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных». Братья и сестры, когда вы на мирной ектенье перед началом всенощного бдения, перед началом литургии услышите эти слова, вкладывайте в них всю силу своего внимания, своей души. О благорастворении воздухов – чтобы воздух был благорастворенным благодатью Божией. Это как раз на сегодняшний день молитва против эпидемии.

Буквально сегодня мы всем храмом соборовались. Сейчас время тревожное, время осмысления того, что делать дальше. И самый главный вопрос – как к этому всему внутренне относиться. В таинстве Соборования есть такой момент. В конце службы священнослужители на головы молящихся людей кладут открытое Евангелие. Священники кладут руки на Евангелие, а Евангелие в открытом виде лежит на головах соборовавшихся людей. Я много раз убеждался, что случайно открытое Евангелие что-то говорит людям, которые в этот момент здесь присутствуют. Говорят, что случай – псевдоним Бога.

Я сегодня тоже соборовался и тоже переживал, думал: где духовный ответ на происходящие события? Какое же Евангелие было сегодня? Третья глава Евангелия от Луки. Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния… Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

О чем идет речь? В любых жизненных обстоятельствах, тем более в чрезвычайных обстоятельствах, мы должны думать о самом главном – о добром плоде души. К Господу подходили и спрашивали: что нам делать? (Такой вопрос и сейчас люди задают, и будут задавать еще не одну неделю и не один месяц.) Он сказал в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Подходили и мытари и спрашивали: что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали Его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Поступайте так – и спасены будете.

Вот вам откровение. Это для нас алгоритм. Дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Эпидемия – это тоже меч Божий, и она посекает довольно многих людей. Что будет в апреле – мы пока не знаем, но что-то серьезное. А жизнь продолжается. Как однажды сказал отец Иоанн (Крестьянкин), мы же не можем живыми в гроб лечь. Жить надо. Мало того, именно в этих условиях и надо показать человеческое лицо. Берегите в себе человека. Чтобы не было драки за гречку…

Мы сейчас определили группу помощи: если пенсионеры не могут выйти за едой, решили оказать им поддержку, помощь. Иногда старому человеку с пятого этажа трудно спуститься – в пятиэтажках лифта нет. Вот о чем сейчас надо подумать. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Премудрый Сократ говорил, что истинная жизнь – не только для себя. Вот вам и ответ. Взыщите Бога – и жива будет душа ваша.

Вот о чем в этот момент надо думать. В этой ситуации Господь ждет плода. У вас была вера? Была. А вера без дел мертва. Какая у вас вера была? Лучше не называться и быть, чем называться и не быть. Тебе плохо, а другим, может быть, еще хуже – облегчи им жизнь. Бог нам не обещал безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. Сейчас как раз штормит, и очень сильно. И в этой ситуации надо посмотреть вокруг: ты не один. Есть родные, близкие, братья, сестры, единые по вере; в этот момент все мы должны собраться.

– Вопрос, который касается непосредственно посещения храма: «Как относиться к тому, что нельзя целовать Чашу после причастия?» Сейчас вышла такая инструкция.

– Дело в том, что мы до конца еще не представляем себе всей серьезности происходящего. Я попросил своих подписчиков в социальных сетях, которые находятся по всему миру, чтобы они прислали краткие описания, что делается в их стране. Все пишут, что мы в России просто еще недооцениваем того, что происходит. В Испании, Италии уже развернуты временные морги. Военные машины вывозят гробы, мест на кладбище не хватает. Они пишут, что раньше тоже думали, что это не так серьезно. Просто до нас еще эта волна не докатилась, и многие еще легкомысленно к этому относятся. Им кажется, что принятые меры (например, Чашу протирать спиртом и так далее) – какие-то сверхмеры. Но это мы сейчас рассуждаем в относительно спокойной обстановке, потому что пока ничего страшного не видим. Дай Бог, чтобы нас это миновало, но вдруг это начнется?

Я считаю, что все эти инструкции написаны на предупреждение. Пожар не тушится, он предотвращается. Все инструкции написаны кровью… Например, к нам приходят пожарные и говорят, что везде, практически в каждом углу, надо поставить по огнетушителю. Когда нет пожара, нам это кажется какой-то сверхнеобходимой мерой, но когда начнется пожар?.. Поверьте, я несколько пожаров пережил…

Так вот, относительно Чаши. Посмотрите, сейчас во многих странах мира храмы закрыты вообще. Если сейчас спросить греков или православных людей Европы, готовы ли они со спиртом, с салфетками подойти к Причастию, при этом не поцеловав Чашу, многие скажут, что даже на коленях готовы дойти до храма, чтобы на Благовещение причаститься. Мы сейчас говорим в спокойной обстановке, когда ничего не видим. Когда начнется что-то серьезное – будет уже поздно. Поэтому помните: все инструкции по безопасности написаны кровью. У нас сейчас чрезвычайная ситуация.

– Государство, кстати, может закрыть храмы.

– Совершенно верно. Все это делается не ради нашей веры или нашего неверия, а для внешних людей, чтобы дать возможность православным христианам посещать храмы, не дожидаясь их закрытия. В Эстонии, Казахстане, Германии, Франции, Италии, Испании не стали писать никаких инструкций, не стали спорить – храмы просто закрыли для богослужений и преподания Причастия. Можно зайти только поставить свечу и помолиться в храме, но чтобы было не более десяти человек. У нас пока такого нет.

Вспоминается история, когда на Соловках Причастие передали в буханке хлеба… Мы живем в традиции, и причастие для нас – чрезвычайно важно, нужно, необходимо. Когда возникают чрезвычайные ситуации, человек рад любой возможности причаститься. А хлеб со Святым Причастием вез мирянин.

Поэтому надо просто понять, что сейчас чрезвычайная ситуация, а в чрезвычайных ситуациях действуют чрезвычайные меры, которые могут казаться запредельными в спокойной обстановке. Сейчас греки, например, согласились бы на любых условиях причаститься, лишь бы быть со Христом, а у них нет такой возможности. У нас построены грамотные отношения, и государство понимает, что храмы – не самые посещаемые места; больше людей в супермаркетах, в метро.

Надо понимать, мы находимся в чрезвычайной ситуации, когда нельзя полагаться на авось. Ты можешь на авось поступать, если это касается лично тебя. Например, у моего отца был рак простаты и прямой кишки (это было в 2003 году), и у него было два варианта: делать операцию или не делать. Врач сказал: если не делать операцию, года два проживет. Отец сделал выбор – не стал делать операцию. Он прожил два года с упованием на Бога. Не поверите, он просто высох, но даже не принимал обезболивающих средств, потому что не было сильной боли. Это был его личный выбор.

Но когда у тебя заразная болезнь, это уже не твой выбор, но твоя обязанность и святой долг – не заразить других людей, родных и близких, не говоря уже о людях прихода, которые ни в чем не виноваты. И это не область веры. Ты веришь, что никого не заразишь, но твоя вера в этом плане будет бестолковой; как бы ты ни верил, ты заразишь, если болезнь твоя заразная. Поэтому в данном случае это не выбор, а долг.

Вот так, с верой и трезво, надо относиться к сегодняшней ситуации и благодарить Бога за открытые храмы. Они открыты до тех пор, пока мы соблюдаем внешние условия и инструкции. Ну а внутренне надо менять свою жизнь и чистить больше свою душу, нежели руки.

– Чисто практический вопрос: «Двадцать второго марта я должна везти группу в Оптину пустынь, в Феклин монастырь. Люди боятся ехать, отказываются от поездок, но, слава Богу, не все. Едем в дорогую обитель с Божьей помощью, а сами не знаем, что нас ждет».

– Опять повторюсь, сейчас чрезвычайные условия. Это выбор людей: хотят – пусть едут.

– Оптина пустынь пока не закрыта.

– Нет. Но мы не знаем, что будет дальше. Валаам закрыт. Афон закрыт. Гроб Господень закрыт. Много чего закрыто…

– У нас быстро сработало правительство, перекрыли все сообщения…

– «Уготовихся и не смутихся». Будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби.

Когда я работал на «Скорой помощи», у нас существовало такое понятие, как гипердиагноз. Что это значит? Приезжаешь к больному и объективно, оценивая по внешним факторам и признакам, ставишь диагноз. Например, стенокардия. Но надо перестраховаться – а вдруг инфаркт? Никто не осудит, если ты перестрахуешься и поставишь под вопросом подозрение на инфаркт. Если будет просто стенокардия – слава Богу, если настанет именно инфаркт – вы были к этому готовы.

Сейчас, слава Богу, пока нет масштабной эпидемии, но надо уже сейчас жить так и так поступать, как будто эпидемия в самом разгаре. Потому что принимать меры, когда она настанет, будет поздно. Поэтому надо смириться и благоразумно относиться к тем внешним обстоятельствам и предписаниям, которые существуют.

– Краткий вопрос: «На работе говорят: не ходи в церковь – заразишься и нас всех заразишь». Что отвечать?

– В магазинах гораздо больше людей. Пока открыты храмы и открыты магазины, мы в равных условиях.

– Да, торговые центры не опустели.

– Относительно жизни в Церкви есть такая мысль: сначала своеволие, потом своеумие, а потом – безумие. Давайте придерживаться всех советов и благословений, которые существуют, потому что все это неспроста, это все продумано священноначалием, которое молится, переживает и знает гораздо больше, чем мы, простые люди. Этому есть обоснования.

Эта ситуация милостью Божией через покаяние минует народы. Не будет покаяния – значит, вразумление будет еще больше. Мы знаем, трагедия Ниневии была остановлена покаянием народа. Это нам путь. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, посекается и в огонь вметается.

Братья и сестры, от всей души желаю, чтобы плод любви, доброжелательности, взаимной помощи, сердечности, молитвы в нас умножался в эти непростые дни. Сейчас мы призваны к тому, чтобы делом явить свой христианский дух и свою христианскую жизнь. Как сказал апостол, будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной.

– Спасибо, отец Мелхиседек! Желаю доброго здравия Вам, вашим прихожанам, всем насельникам Оптиной пустыни. Мы вспоминаем их, они вспоминают нас…

– И избави нас, Господи, от всякого злого поветрия. Благорастворение воздухов пусть будет и над Россией, и над всем православным и неправославным миром.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Как внутреннее устроение человека связано с его настроением? Что такое комфорт, и надо ли его избегать православным? Как и чем утешаются верующие? Как правильно «жить по полной»? И связаны ли успех и достаток с благополучием? С этими вопросами мы приехали к архимандриту Мелхиседеку (Артюхину), настоятелю Покровского храма в Ясеневе.

– Добрый день, это программа «Сретение». Сегодня мы в гостях у архимандрита Мелхиседека (Артюхина), настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Здравствуйте, отец Мелхиседек!

Тема сегодняшней беседы – «Уныние и утешение, комфорт и благополучие». И первый вопрос – об унынии. Батюшка, скажите, каковы главные причины уныния? В чем его корень?

– У уныния много причин. В уныние по большей части впадают от безделья и от лени. У старца Амвросия Оптинского, дававшего свои наставления в краткой стихотворной форме, есть такие слова: «Скука – унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет, а если к нему смирения и терпения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». Вот главные причины уныния. Ну и, конечно, неисполненные желания и нечистая совесть.

Когда человек живет не по воле Божией, живет, совершая ошибки, то это, вопреки его воле, накладывает отпечаток и на его внутреннее состояние. Есть даже такое понятие: «человек не в настроении». Что такое «не в настроении»? Вот это как раз и есть уныние. А начинается это «не в настроении» с того, что человек, так сказать, вышел из себя. Почему он вышел из себя? Потому что у него неудовлетворенные желания и он в гневе оттого, что поступили не по его, не так, как он хотел, вопреки его планам-желаниям. Так что к унынию причин очень много.

Но самая главная причина – безверие. Вообще жизнь людей неверующих – это, мне кажется, процесс бессмысленного существования, ведь человек не понимает, что было, что есть, что будет, чем вообще закончится наша жизнь. Потому что человек неверующий не может ответить на самый страшный, самый главный вопрос: а в чем вообще тогда смысл болезни? В страдании, в самоумирании? Как с этим быть? А в состоянии уныния человек хотя бы иногда об этом задумывается. Задумывается о том, чем закончится жизнь, зачем он живет. Ведь люди не знают, для чего живут. Вот говорят: живем для лучших поколений. А лучшие поколения тоже не будут знать, для чего они живут. И поэтому человек хочет заглушить память о конечности своей жизни. Заглушает чем угодно, потому что когда начинает об этом думать – унывает. А чтобы не унывать, придумывает бесконечные формы развлечений, чтобы только о конечности жизни и ее бессмысленности не задумываться.

Преподобный Исаак Сирин написал потрясающие слова: «Диавол дал человеку все сокровища мира с одной только целью – чтобы навсегда из его головы убрать мысль о его конечности». Потому что знает лукавый: как только западет эта мысль в сердце человека, тогда и встанет он на путь исправления. Потому что если есть вечность, тогда не страшно. Не страшны ни болезни, ни смерть, ни мученичество. Тогда человек не боится постоять за свои убеждения, постоять за другого человека, отдать жизнь за другого человека, отдать жизнь за родину. Он этого не боится, потому что у него есть убеждения. Потому что у него есть вера, дающая осознание, что смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет.

Человек, который не боится смерти, и унывать не может, потому что ничто не способно выбить его из седла.

В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь;
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
…В одно окно смотрели двое.

Нет ничего важнее устроения человека, потому что от устроения зависит настроение. Если у тебя пессимистическое устроение, то ты будешь в бесконечном, непрекращающемся унынии, в депрессии, в апатии. А человек, имеющий устроение оптимистическое, положительный взгляд на жизнь, что бы ни произошло, думает: всё было – и всё прошло, и это пройдет, все переживем. Почему? С нами Бог со Своею благодатью и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

У нас главные праздники Пасха и Пятидесятница, а самые главные слова этих праздников, как и Евангелия и всего учения Господа: «Я с вами во все дни до скончания века». И в чем тогда проблема?! Так что главная причина уныния – безверие, и наоборот, главная причина радости – это вера и уверенность в сердце, что мы – дети любящего Отца.

– Вы сказали, что одна из причин уныния в том, что человек не получает желаемого. А у нас ведь много «хотелок», которые подчас трудно осуществить. Хочется всё и сразу, это не удается, вот люди и впадают в уныние и начинают поиск комфорта. На ваш взгляд, что такое комфорт?

– У В. Даля слово «комфорт» объясняется как внешняя и внутренняя устроенность, красота, уют.

– Возможно, это еще и поиск утешения?

– Да, еще и утешение. Поиск относительно спокойного внутреннего состояния, внутренней гармонии, радости – вот что такое комфорт. Поэтому не совсем верно говорят, что комфорт, комфортные методы не нужны христианину. К комфорту стремиться можно и нужно. Устроенный быт и уют – это нормальное состояние. И христианину не зазорно стремиться к этому. Я хотел бы сейчас вспомнить об одной ситуации из жизни отца Иоанна (Крестьянкина). Кстати, недавно вышла книга с моими воспоминаниями о батюшке Иоанне. Советую почитать. Она затрагивает многие темы: это конкретные мои личные вопросы к нему и его ответы мне, не с чьих-то слов – вот в этом ценность этой книги. А называется она «Всероссийский духовник». В Сретенском монастыре она уже в продаже есть.

Так вот ситуация, которая меня потрясла. Отец Иоанн сидит в лагере, и там у него в какое-то время появляется отдельная комнатка, и батюшка просит прислать скатерть, бумагу, просит прислать рассаду цветов, потому что он умудрился сделать палисадничек перед своей крохотной каптеркой. А на Новый год просит прислать ему маленькие игрушки и мишуру для елки. Я был просто потрясен! Человек сидит в лагере, о котором говорил: «Я пережил такое, что больше никогда я так не молился, как в лагере, потому что я был на грани жизни и смерти почти все пять лет». И вот на грани жизни и смерти он заботится о комфорте, об уюте в этой маленькой комнатке, где какие-то лагерные инструменты хранились. Почему? Потому что для человека важен уют, комфорт и порядок. Ведь что такое космос? Космос – это красота, это порядок. Нам алгоритм нашей жизни задал Сам Господь, у нас все красиво в природе до чрезвычайности и нет ни одного существа, похожего на другое. Посмотрите на бабочек! А море?! А горы?! Потрясающе!

А в храмах как у нас?! У нас в храмах тоже комфорт, потому что уют и порядок. Я, когда хожу освящать квартиры, причащать, соборовать, на требы или просто к своим близким людям, если замечаю некомфорт и беспорядок, неуют, делаю замечание, потому что квартира, дом, наша внешняя обстановка должны быть отображением и продолжением храма. Мы же в храме нигде не видим грязные подсвечники, раскиданные рушники, валяющиеся свечи или мусор накиданный, не видим такого, чтобы священник вышел, а на нем филонь набок, митра скособочена, какие-то заплаты, нестиранный подрясник, весь в каких-то пятнах, обувь нечищеная. В храме ничего такого нет. Значит, в храме комфорт. Потому я и сказал, что слово «комфорт» связано со словами «утешение», «порядок», «уют», «гармония». Поэтому и мы должны транслировать храм в своей повседневной жизни. Это совершенно нормально.

– Но для многих комфорт – это именно поиск внешних благ, поиск хорошей, устроенной жизни.

– Стоп! Это как раз уже об излишестве. У греков был замечательный девиз: ничего сверх. У Достоевского есть потрясающее и очень страшное наблюдение о повседневной жизни. Он говорит: «Дай человеку необходимое – и он захочет роскошного; дай человеку роскошного – он захочет изысканного; дай человеку изысканное – он возжелает извращенного». О, какая цепочка! Человек не может желать ничего сверх. Все необходимое – это обычный дом, но не тысячи квадратных метров; нужная одежда, но не так, чтобы всего по 10 штук; машина, но не с наворотами; обед, но не из 10 блюд. Потому что если везде излишек, то это заканчивается стертыми суставами, давлением, сердцебиением, тахикардией и т.д. и т.п. Все красит мера. Ничего сверх. Уют, быт, благоустроенность должны быть, но необходимые, а не изысканные, роскошные, а потом и извращенные. Если ты не остановишься, то дойдешь в конце концов до этого: золотые унитазы, фонтаны с шампанским, на «Гелендвагене» по бордюрам и по детским площадкам три часа гонять… Для чего? Такие люди уже переступили через определенные пороги.

– Сегодня у многих молодых людей – да, кстати, и не только у молодых – популярны слова-девизы: живи, получая удовольствие и развлекаясь; живи «на всю катушку». Вы много общаетесь с молодежью. Как вы объясняете, что в удовольствии тоже нужно знать меру?

– Я раз пришел в школу, мы говорим на разные темы, и вот одна девочка встает и заявляет: «А я хочу все в жизни попробовать». Я говорю ей: «Попробуй! Попробуй целомудренной сохранить себя до брака. Попробуй быть откровенной, чистой, любвеобильной, доброй, порядочной, принципиальной. Попробуй». Вот это и будет «на всю катушку» – ту «катушку», которой у многих нет. Проще с катушек слететь. Намного проще. А то всё пробовали, а остаться самими собой не попробовали.

– «Все попробовать» – это легкий путь.

– Это просто, но это путь безумный. Что значит «расслабься»? Я всем говорю – и молодым, и старым: здоровье – это одноразовый предмет, его не восполнишь. «То, что потеряешь, обратно не заштопаешь». Поэтому заранее задумывайтесь о своей дальнейшей жизни и перспективе. А что такое «на всю катушку»? Что, выходит, рюмка – это ничего, три – это ничего, а бутылка – это «на всю катушку»? Расслабиться по полной, а «по полной» – это как? Так расслабиться, что лежать на диване? Так что и тут тоже все красит мера. А тем, кто «по полной», я не завидую. Прокатиться на безумной скорости так, чтобы за тобой милиция гонялась, фейерверки субботние, музыка, когда друг друга не слышно, – это «по полной»? Или «по полной» – это наркотиками уколоться? Если вы думаете, что для того, чтобы подсесть на наркотики, надо несколько раз их принять, то вы ошибаетесь: достаточно одного раза, чтобы подсесть. Самое страшное – сделать один шаг. Чтобы попасть в лапы диаволу и страсти, достаточно одного раза. Да, сегодня принято «отрываться» и «расслабляться». Но это не наш образ жизни и не наш стиль жизни.

А как православные расслабляются? Как православные отдыхают? Что значит для православных «расслабиться»? По моему представлению, для православных «расслабиться» – это, конечно, продолжение Литургии после Литургии, агапа после агапы, дружеская встреча в кругу близких людей. После богослужения, если праздник, день ангела, рождение, крестины… Мы, православные, тоже должны собираться, у нас должны быть утешения духовные, душевные и физические. И застолья должны быть, и общение с друзьями, когда мы делимся и душевным теплом, и телесным утешением. Кстати, в праздник трапезу хорошо сделать не обычную: борщ, салат и третье, а что-нибудь поинтереснее и повкуснее приготовить. Даже в Типиконе, где дан строгий монашеский устав, на праздник Пятидесятницы, на Пасху, да и на многие другие праздники, указание: «братии утешение велие». «Велие» – значит большое. Вот и сделали что-то вкусненькое. И этим вкусненьким надо поделиться, надо родных и близких собрать вокруг трапезы. Потому что начинается с еды, а заканчиваться должно у нормальных людей пищей духовной. Потому что за трапезой нормальный человек поделится: посмотрел на канале «Союз» то-то; на «Православии.ру» прочитал то-то или посмотрел то-то; был в паломничестве, и такая история была, Господь так помог, Пресвятая помогла… Так что, повторю, все начинается с еды, а должно заканчиваться утешением душевным и умственным. И если человек не нашел какие-то мысли, подсказки, ответы на вопросы сам, а все это обрел в общении, это тоже является утешением. Почему? Потому что мы одни унываем, мы не знаем, как справиться с какой-то ситуацией, у нас не было опыта, но мы можем найти выход через общение: и у него это было, он подскажет, он определился, как из этой ситуации выйти, и я могу перенять его опыт. Умный учится на чужых ошибках, а дурак – на своих.

Да и само общение называется утешением, а Святой Дух – Утешителем. И Господь наш – Троица Святая Единосущная и Нераздельная Животворящая. Три личности: Отец любит Сына и любит Святого Духа; Святой Дух любит Отца и Сына; Сын любит Святого Духа и Отца – круговорот любви. Это что? А это образ нам. И тоже образ общения. Потому что если человек любит только самого себя, если любовь направлена только на самого себя, на свою личность – это эгоизм, это самовлюбление, самолюбование. Только когда любовь направлена на другую личность, это и может называться взаимной любовью, а если не только на одну какую-то, то это уже полнота любви. Потому что личность смогла не только иметь ответную любовь от одного человека, но от многих. Как в семье, где любят нескольких сразу. Помните, как объясняется слово «семья»? Это мама, папа и пятеро детей. Вот настоящая, полноценная семья – семь личностей, 7 «Я». Одна семья так и подписывала свои письма: «7 Я» и фамилия: Журавлевы; теперь, правда, у них уже больше детей…

– Некоторые психологи считают, что когда мы лишаемся каких-то удовольствий, то зарабатываем себе разные неврозы. И православных часто обвиняют в том, что они отказывают себе даже в тех удовольствиях, от которых, казалось бы, нормальные люди давно не отказываются. Что бы вы на этот упрек, очень сегодня распространенный, ответили?

– Прежде всего, что удовольствие удовольствию рознь. А по поводу неврозов… Да, врачи советуют не сдерживать своих эмоций, выплескивать агрессивную энергию, но когда человек все время эту энергию выплескивает, он в конце концов становится просто животным. Почему? Потому что человек, живущий по своим инстинктам, которые идут у него впереди ума, не человек, а животное. И эти разговоры, что не надо копить в себе энергию, потому что это может негативно сказаться на здоровье, просто чушь! Никто от воздержания и целомудрия не умирал, но многие повреждались и становились животными от избытка удовольствий, и эта жажда удовольствий доводила людей до безумия. Вот простой эксперимент по Павлову: крыса, удовольствие и еда. Она нажала на кнопку «Еда», получила еду; нажала на кнопку «Удовольствие» – тоже получила, а потом принялась бить по этой кнопке до тех пор, пока не умерла с голоду.

Мы, православные, не против удовольствий, но все в свое время и все красит мера. Мы не против удовольствий, но мы за благоразумность, чтобы впереди шел ум, а потом уже чувства, но не наоборот. Достоевский говорил, что понял на каторге: сколько человеку в этой жизни надо счастья, столько же, если не больше, ему надо и несчастья – иначе он и счастья-то своего не поймет. Утешение братии велие на Пасху. А если бы этот стол, это «велие утешение» были каждую неделю? Если пирожные будут каждый день, могут они восприниматься по-прежнему как пирожные? После пирожного каждый день захочется сверхпирожного. Правильно? Только не знаю, какое оно может быть, это сверхпирожное. Если есть перерыв, тогда пирожное остается пирожным, тогда удовольствие остается удовольствием. А когда удовольствие доводится довольствием, тогда это уже не удовольствие. И начинается поиск чего? – Извращенного. Вот мы и пришли к теме, которая имеет продолжение: откуда все это? – От неумеренности.

Повторюсь: мы не против удовольствий, только чтобы они были в свое время и в своей мере.

– Вот слова апостола: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6: 6). Вам часто встречались такие люди, которые и реализовали себя, добились благополучия, стали самодостаточными, состоятельными и успешными, но при этом были бы хорошими христианами? И в чем, на ваш взгляд, причина их успеха?

– Слова «успешность», «самодостаточность» не синонимы слову «благополучие». Это глубокая ошибка современного мировоззрения. Глубокая ошибка! С благополучием люди спутали материальный достаток. А благополучие – это душевное здоровье. Когда человек думает, что вот будет у него достаточное количество денег, и они решат его проблемы, когда он ставит конкретную цель внешнего достатка, к которой и стремится, он, добившись своего, получит другие проблемы. Поэтому настоящее благополучие – это внутренняя удовлетворенность, это правильное устроение души, а не устроение быта. И мы знаем многих людей, которые имеют благоустроенный быт, но в душе у них разлад, печаль и уныние. И, наоборот, люди, так сказать, среднего достатка или вообще без достатка, но у них есть внутренняя красота, доброжелательность, оптимистичность, вера, надежда, дружелюбность, бескорыстность, самоотверженность, жертвенность – я таких людей знаю очень много. Так что достаток – это не синоним благополучия.

Есть замечательное наблюдение. Под благополучием и счастьем люди подразумевают здоровье. А под еще большим благополучием подразумевают здоровье и деньги, а под еще и еще большим благополучием люди подразумевают здоровье, деньги и власть; а под еще и еще большим благополучием люди подразумевают здоровье, деньги, власть и красоту; а под еще-еще-еще большим благополучием люди подразумевают… и так можно добавлять до бесконечности, и у каждого эти добавления будут свои. Но истинное благополучие должно состоять в том, чтобы быть духовно свободным от всего этого. Чтобы состояние души не зависело ни от красоты, ни от денег, ни от здоровья, ни от власти. Вот тогда человек по-настоящему свободен, вот тогда человек по-настоящему состоявшийся, вот тогда человек по-настоящему комфортен, тогда человек по-настоящему находится на правильном векторе своей жизни. Все это должно быть. И пусть это будет: и деньги, и здоровье, и власть, и красота – но со спокойным отношением к этому. Как Оптинские старцы говорили: «Делай, что нужно; делай, что должен, и будь что будет, а будет то, что Бог даст». Когда человек готов сказать: «Будь что будет» – это счастливый человек, благополучный человек, с комфортной внутренней жизнью. Потому что он самодостаточен тем, что имеет внутри, а не тем, что имеет снаружи.

Главное богатство человека не в том, что у него есть, что он имеет, а в том, что есть в нем. Если в тебе ничего нет, тогда, даже если у тебя много чего будет, тебя это благополучным, состоявшимся, счастливым человеком не сделает. А таким сделает тебя все то, что в тебе. Когда в тебе вера, надежда, любовь к благочестивой жизни, тогда ты благополучный человек. Как Господь сказал: «Я не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36: 25). Поэтому всем нашим дорогим братьям и сестрам, телезрителям нашим я желаю праведной жизни. А праведная жизнь какая? На первом месте – Бог и Его заповеди, а быт, комфорт, внешнее благополучие прибавятся или не прибавятся – это уже будет не очень важно для того, кто уже имеет внутри себя Бога. Один из наших святых сказал: если у нас нет ничего, кроме Бога, мы уже имеем всё. И один из философов сказал: если порядочному человеку не повезло и у него нет денег, ему уже очень повезло, что он порядочный человек.

– Отец Мелхиседек, благодарим вас за эту встречу, за ваши ответы, за ваше терпение.

– До новых встреч!

Михаэль Цин

Михаэль Цин – это служитель, который прошел сложный и тернистый путь к истинной вере. Он родился в еврейской семье, которая пережила Холокост с большими потерями, родных и близких практически не осталось, на фоне этой трагедии, семья была разочарована как в Боге, так и в религии, и на эту тему никогда не говорилось. Но тяга Михаэля к знаниям и чтению, познакомили его и с Библией, но на тот момент, он не придавал Книге большого значения, скорее читал просто для информации.
После окончания института Михаэль с женой уезжает в Израиль, где они знакомятся с верующей семьей, и приходят в покаянии к Богу. После этого поворотного момента, изменившего жизнь их семьи, Михаэль с женой начинают активно свидетельствовать о Господе и словом и делом. В 1994 году Михаэль был рукоположен на пасторское служение в городе Тель Авив. Проходя обучение в Иерусалимском университете, он так же получил должность заместителя декана Израильского Библейского колледжа. И вот с 1995 года Михаэль является главой миссии «Дом Князя Мира». Так же он есть автором первого в мире мессианского журнала «Мой Иерусалим», который на данный момент печатается в разных странах.
Михаэль Цин написал множество книг и статьей, а со своими проповедями он выступает на различных конференциях и семинарах, которые посвящаются разбору Писания именно с еврейской точки зрения.
Посмотреть проповеди Михаэля Цин, которые исполнены интересных откровений и практических наработок, можно на нашем сайте.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх