Помост

Вопросы веры

Прощание с матерью

Краткое содержание «Прощание с Матерой»

Повесть «Прощание с Матерой» Распутин впервые опубликовал в 1976 году. Действие произведения происходит в 1960-х годах. В повести автор раскрывает темы взаимоотношений отцов и детей, преемственности поколений, поиска смысла жизни, вопросы памяти и забвения. Распутин противопоставляет людей старой и новой эпох: тех, кто держится за традиции прошлого, имеет тесную связь с малой родиной, и тех, кто готов сжигать избы и кресты ради новой жизни.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Прощания с Матерой» по главам при подготовке к уроку литературы, проверочной работе.

Главные герои

Пинигина Дарья Васильевна – коренная жительница Матеры, мать Павла, бабушка Андрея. Была «самой старой из старух», «высокая и поджарая» со «строгим бескровным лицом».

Пинигин Павел – второй сын Дарьи, мужчина пятидесяти лет, живет в соседнем поселке с женой Софьей. «В колхозе работал бригадиром, потом завгаром».

Другие персонажи

Пинигин Андрей – внук Дарьи.

Богодул – приблудший «блажной» старик, «выдавал себя за поляка, любил русский мат», жил в бараке, «как таракан».

Сима – старуха, которая приехала в Матеру меньше, чем 10 лет назад.

Екатерина – одна из жительниц Матеры, мать Петрухи.

Петруха – «беспутный» сын Екатерины.

Настя и Егор – старики, жители Матеры.

Воронцов – председатель сельсовета и поссовета в новом поселке.

Хозяин острова, «царственный листвень».

Глава 1

«И опять наступила весна» – «последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название». Матера была создана триста лет назад.

Ниже по Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего вода по реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, затем всем нужно было переезжать.

Глава 2

У Дарьи за самоваром часто сидели старухи – Настя и Сима. «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах», сама управлялась с хозяйством.

Настасья, лишившись сыновей и дочери, жила с мужем Егором. Их в городе по распределению уже ждала квартира, но старики все медлили с переездом.

Сима приехала на Матеру относительно недавно, у нее здесь никого не было кроме внука Коли.

Глава 3

Санитарная бригада «вела очистку территории» на кладбище – мужчины убирали с могил кресты, тумбочки и оградки, чтобы затем сжечь. Старухи прогнали бригаду и до поздней ночи ставили кресты на место.

Глава 4

На следующий день после случившегося Богодул пришел к Дарье. Беседуя с ним, женщина поделилась, что лучше бы ей не дожить до всего происходящего. Прогуливаясь затем по острову, Дарья вспоминала о прошлом, думала о том, что хотя и прожила «долгую и мытарную жизнь», но «ничего она в ней не поняла».

Глава 5

Вечером приехал Павел – второй сын Дарьи, «первого прибрала война», а третий «нашел смерть на лесоповале». Дарья не представляла, как будет жить в квартире – без огорода, без места для коровы и куриц, собственной бани.

Глава 6

«А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова». «Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все».

Глава 7

Настасье и Егору пора было уезжать. В ночь перед отъездом женщина не спала. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старики долго собирались – им было очень тяжело оставлять родной дом, Матеру.

Глава 8

Ночью, один из сельчан, Петруха, зажег свою избу. Его мать, Катерина, заранее перенесла скромные пожитки к Дарье и стала жить у старухи.

«И пока изба горела в рост, Хозяин смотрел на деревню. В свете этого щедрого пожарища он хорошо видел блеклые огоньки над живыми еще избами, <…> отмечая, в какой очередности возьмет их огонь».

Глава 9

Приезжая в Матеру, Павел не задерживался тут надолго. Когда Екатерина перебралась к Дарье, ему «стало поспокойней», так как теперь матери будет помощь.

Павел «понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему надо переезжать в этот поселок, сработанный хоть и богато <…> да поставленный так не по-людски и несуразно». «Павел удивлялся, глядя на Соню, на жену свою»: она как вошла в новую квартиру – «будто тут всегда и была. В день освоилась». «Павел хорошо понимал, что матери здесь не привыкнуть. Для нее это чужой рай».

Глава 10

После пожара Петруха где-то пропал. В пожаре сгорел самовар Екатерины, без которого женщина «и вовсе осиротела». Катерина и Дарья проводили все дни за разговорами, вдвоем им жилось легче.

Глава 11

Начался сенокос. «Полдеревни вернулось в Матеру». Вскоре приехал Петруха в новом костюме – он получил много денег за сожженную усадьбу, но матери отдал только 25 рублей.

Глава 12

К Дарье приехал внук – Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на заводе, но уволился и теперь хотел поехать «на большую стройку». Дарье и Павлу было трудно понять внука, рассуждавшего: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть».

Глава 13

Петруха засобирался на стройку вместе с Андреем. В середине сентября приехал Воронцов и распорядился «не ждать последнего дня и постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности».

Глава 14

Дарья, разговаривая с внуком, высказалась, что люди теперь начали жить слишком быстро: «галопом в одну сторону поскакал, огляделся, не огляделся – в другу-у-ю». «Только и ты, и ты, Андрюшка, помянешь опосле меня, как из сил выбьешься».

Глава 15

Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.

Глава 16

Постепенно люди начали «эвакуировать из деревни мелкую живность», сжигались постройки. «Все торопилось съехать, убраться с опасного острова подальше. И деревня стояла сирая, оголенная, глухая». Вскоре Дарья забрала к себе Симу с Колей.

Глава 17

Односельчанка рассказала, что Петруха «занимается пожогом оставленных домов» за деньги. «Катерина, примирившаяся с потерей своей избы, не могла простить Петрухе того, что он жжет чужие».

Глава 18

Павел, забирая корову Майку, хотел сразу забрать и мать, но Дарья твердо отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище – могилы Павел так и не перенес – к отцу и матери, к сыну. Она думала о том, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще?».

Глава 19

«Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без лиственницы на поскотине». «Царский листвень» «вечно, могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми». «И покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». Старые люди относились к дереву с почтением и страхом.

«И вот настал день, когда к нему подступили чужие люди». Мужчинам не удалось ни срубить, ни сжечь старое дерево, его не брала даже бензопила. В конце концов, рабочие оставили лиственницу в покое.

Глава 20

Дарья, несмотря на то, что ее избу уже совсем скоро должны были сжечь, белила дом. Утром растопила печь, убиралась в доме. «Она прибиралась и чувствовала, как истончается, избывается всей своей мочью, – и чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее».

Глава 21

На следующий день на Матеру вернулась Настя. Женщина рассказала, что ее муж Егор умер.

Глава 22

После того как избы были сожжены, старухи перебрались в барак. Узнав об этом, Воронцов был возмущен и заставил Павла и Петруху срочно ехать забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.

…Ночью Богодул распахнул двери барака. «Понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина». «Откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся шум мотора».

В повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин, как представитель литературного направления «деревенской прозы», особое внимание уделяет описаниям природы острова, через пейзажи передает настроение героев. Автор вводит в произведение персонажей фольклорного происхождения – Хозяина острова и Богодула, символизирующих старый, уходящий мир, за который продолжают держаться старики.

В 1981 году повесть была экранизирована (режиссеры Л. Шепитько, Э. Климов) под названием «Прощание».

Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Прощания с Матерой» и прочесть полный вариант произведения.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

«Прощание с Матерой» В. Г. Распутин Кратко

Валентин Григорьевич Распутин
Повесть «Прощание с Матерой» Краткое содержание

«Прощание с Матерой» – одно из самых известных произведений так называемой. «деревенской прозы». В нем Валентин Распутин поднимает очень важные, ставшие еще острее в современном мире проблемы: взаимоотношений человека с природой, сохранения памяти о предках, сомнительной ценности технического прогресса и т. д.

Очень краткий пересказ повести «Прощание с Матерой»

На Ангаре идет строительство новой ГЭС. Огромные территории подлежат затоплению, в их числе – остров, на котором расположена древняя деревня Матера. Большая часть жителей уже покинула остров. Остаются в деревне лишь несколько стариков и детей.

Своеобразный «кружок» образуют Дарья, Настасья и Сима, каждый день собирающиеся вместе. Желанным гостем для них является старик Богодул. Вскоре к Дарье перебирается Катерина, чей сын Петруха первым поджег собственный дом.

Остров должен быть полностью очищен к середине сентября. Летом многие материнцы в последний раз приезжают на родину на покос. Убирать колхозный урожай хлеба и картофеля поручено наемным работникам.

Во время уборки на Матере начинает работать санитарная бригада, сжигающая все дотла. Старухи ежедневно печально наблюдают, как выгорает остров.

В последнюю ночь перед прибытием государственной комиссии на дымящемся острове остается лишь один барак, в котором ютятся четыре старухи, мальчик Колька и Богодул. Чтобы забрать их с Матеры, ночью выходит катер, но сразу же теряется в тумане.

В непроницаемой мгле потерянными чувствуют себя как люди на острове, так и те, кто хотел их вывезти на большую землю.

Список персонажей повести «Прощание с Матерой» и их характеристика

Главные герои повести «Прощание с Матерой»:

  • Дарья – самая старая и крепкая жительница Матеры. Дарья острее всех чувствует свою ответственность перед предками за судьбу острова.
  • Настасья – старуха, которая уже понемногу начинает терять связь с реальностью и заговариваться. Вместе с мужем Егором она переезжает в город, где старик умирает. Настасья в отчаянии возвращается на обреченный остров к подругам.
  • Катерина – старуха, которой пришлось первой испытать горечь от уничтожения родного дома, спаленного сыном. Несмотря на это, Катерина продолжает надеяться, что из Петрухи еще будет толк.
  • Сима – не так давно обосновавшаяся на острове старуха. У нее была немая дочь Сима, которая, родив ребенка, сбежала. Сима одна воспитывает маленького Кольку.
  • Богодул – совершенно дикий, малообщительный старик, живущий в бараке. Богодул постоянно матерится и создает конфликтные ситуации.

Второстепенные герои повести «Прощание с Матерой»:

  • Павел – сын Дарьи, пожилой мужчина. Умом он понимает важность строительства ГЭС, но его душа не может примириться с уничтожением родного острова.
  • Петруха – бестолковый сын Катерины, сжегший свой дом ради денег, а точнее, выпивки.
  • Андрей – сын Павла, яркий представитель нового поколения, утратившего связь с родными корнями.

На этом персонаже можно закончить характеристику героев «Прощание с Матерой».

Краткое содержание повести «Прощание с Матерой» подробно по главам

Трехсотлетняя деревня Матера расположена на острове посреди Ангары. В ней была своя полуразрушенная церковь, мельница; с недавнего времени на острове даже приземлялись самолеты. Своеобразной «достопримечательностью» был Богодул – старик, живущий в деревянном бараке.

В этот год на остров пришла страшная весть: ниже по Ангаре строится плотина, поэтому осенью вода значительно поднимется. Матера обречена на затопление. Жителям нужно перебираться в новый совхоз.

Многие материнцы уже получили компенсацию от государства и покинули деревню. На острове остались лишь старики и дети.

Каждый день в обреченной деревне собираются на чаепитие три старухи: Дарья, Настасья и Сима. Самая старшая из них Дарья. К ней изредка приезжает сын Павел, уже давно живущий в совхозе. Настасья живет со стариком Егором, который уже подписал бумаги на переезд в город.

Сима недавно появилась на острове. Она хотела подыскать себе мужа на старости лет, но ничего не получилось. У Симы была немая дочь Валька, которая прижила ребенка и исчезла. Старуха в одиночку воспитывает робкого и молчаливого внука Кольку.

В избу вбегает Богодул и сообщает, что какие-то люди уничтожают кладбище.

Старухи прибегают на кладбище и видят, что два чужих мужика (санитарная бригада) уже собираются поджигать сваленные в кучу кресты и тумбочки. В это время сбегаются все остальные жители деревни, которые настроены очень решительно.

Толпа ведет поджигателей в деревню. Разъяренных материнцев встречает председатель Воронцов и «ответственное лицо» по фамилии Жук. Старики вынуждают начальников и бригаду спешно покинуть остров, а после до темноты приводят кладбище в порядок.

На следующий день к Дарье вновь приходит Богодул. За чаем старуха вспоминает родителей, легендарную историю о строительстве на Матере церкви.

После долгого разговора старуха внезапно торопится уйти из дома. Поднявшись на возвышенное место, она с горечью смотрит на Матеру, Ангару, противоположные берега. Дарья никак не может избавиться от мысли, что очень скоро весь привычный с детства мир будет уничтожен.

К Дарье приезжает Павел. Мать с сыном делятся неприятными новостями. Дарья рассказывает о разгроме кладбища; Павел – о том, что в совхозных домах затопило подполы, мало выделено земли под огороды, негде держать скотину.

Получается, что переезду рады только молодые материнцы, которым нечего терять: Клавка Стригунова и сын старухи Катерины – Петруха. Они мечтают поскорее сжечь свои дома, чтобы получить за это от государства деньги.

Ночью из норы выбирается загадочный зверек – Хозяин острова. Он чувствует, что существование Матеры подходит к концу. Зверек обегает свои владения, ощущая запах будущих горящих изб и прислушиваясь к неспешному шуму Ангары. Хозяину остается лишь готовиться к неизбежной трагедии.

Приходит день отъезда Настасьи с Егором. Проводить подругу первой приходит Дарья. На Настасью жалко смотреть. Она суетливо пытается взять с собой ненужные в городе вещи, заговаривается.

Вскоре приходят Катерина и Сима. Посидев на прощание, Егор начинает собираться. Павел помогает ему загрузить вещи в лодку. Старухи прощаются. Лишь когда лодка отчаливает, Настасья валится на дно и ударяется в крик.

Ночью загорается изба Петрухи, который заблаговременно вынудил мать переехать к Дарье. На пожар собираются все оставшиеся материнцы, молча наблюдающие за суетящимся Петрухой и бьющейся в крике Катериной. Все прекрасно понимают, что это он поджег дом.

На огонь смотрит и Хозяин острова. В отличие от людей он видит и будущее: ежедневные пожары в деревне и полыхающее кладбище.

Павел, назначенный в новом совхозе бригадиром, с недоумением размышляет о переменах. Место для нового поселка оказалось неудачным. Все удобства (электричество, отопление, вода и т. д.) кажутся ему не таким уж нужными по сравнению с веками обустраиваемой деревенской жизнью. Павел понимает, что со временем и он ко всему привыкнет. Однако для стариков, в том числе для его матери, прощание с Матерой до самой смерти останется незаживающей раной.

Катерина живет у Дарьи, которая постоянно напоминает ей о страшном грехе сына. Мать сетует на его врожденную непутевость. Его даже зовут на самом деле Никита. Петруха – шутливое прозвище, к которому уже давно все привыкли.

С самого детства Петруха отличался неугомонным нравом и равнодушием к серьезному делу. Работать толком он был не способен. В колхозе на него уже давно махнули рукой. Спалив собственную избу, Петруха в очередной раз подтвердил нелестное о себе мнение.

В гости к старухам, как и прежде, каждый день заходят Сима с Колькой и Богодул. Тянутся долгие разговоры за чаем.

В середине июля Матера вновь оживает. Половина деревни приезжает на покос. Материнцы чувствуют, что им необходимо навсегда проститься со своей родиной. Дни проходят в оживленной работе. Уставшие работники возвращаются с покоса с песнями.

Спустя две недели после поджога появляется Петруха. Судя по всему, он получил деньги. Матери он выделил всего лишь 25 рублей, пообещав взамен, что скоро заберет ее в город. Вскоре он пропивает всю выручку за сожженную избу.

На Матеру приезжает младший сын Павла – Андрей. Он недавно отслужил в армии, успел поработать на заводе, а теперь собирается на новое место.

Между Дарьей и внуком завязывается спор о человеческих возможностях и силе. Андрей пытается убедить бабушку, что молодые должны не стоять на месте и активно преобразовывать окружающий мир. Павел и Дарья с изумлением узнают, что Андрей собирается работать на строительстве ГЭС, т. е. будет принимать участие в затоплении Матеры.

Отец с грустью понимает, что сын окончательно оторвался от родных корней. Скрашивает неприятное чувство лишь согласие Андрея помочь с покосом.

Дружная работа прерывается, когда начинаются затяжные дожди. Страдая от безделья, материнцы собираются в избах и продолжают обсуждать вынужденный переезд. Горячей сторонницей затопления Матеры и перехода к новой жизни выступает Клавка Стригунова.

В разгар непогоды на остров приезжает Воронцов с двумя «ответственными товарищами». Они предупреждают людей, что к середине сентября деревня должна быть полностью очищена для приезда государственной комиссии.

Вечером Дарья и Андрей вновь возвращаются к начатому спору. Старуха убеждает внука, что все достижения современного человека ничтожны перед лицом вечности и смерти. Самое страшное заключается в том, что человек забыл о душе, возомнив себя «царем природы».

Устанавливается хорошая погода. Но внезапно в поселок вызывают сына Дарьи. Один работник по неосторожности стал инвалидом, а за технику безопасности отвечал Павел. Следом уезжает Андрей, чтобы выяснить, что грозит отцу.

Вернувшись через четыре дня, Андрей сообщает, что Павла таскают по комиссиям, но опасаться нечего. Вечером он уже навсегда уезжает с Матеры, так и не простившись с родными местами.

Спустя две недели приезжает хмурый Павел, которого сняли с должности бригадира и посадили на трактор. Свободного времени у него практически нет. Дарья понимает, что накосить травы так и не удастся.

На уборку колхозного урожая приезжают наемные работники. Каждый вечер в деревне раздаются пьяные выкрики, случаются драки. Санитарная бригада начинает сжигать все на соседнем с Матерой маленьком островке Подмоге. Материнцы спешно переправляют на большую землю домашнюю птицу и скот.

Однажды кто-то поджигает мельницу. Сразу после этого Клавка уговаривает мужиков подпалить ее дом. Напуганная Сима вместе с Колькой переселяется к Дарье. Три старухи и один ребенок теперь живут вместе.

Лишь Богодул ничего не боится. Взяв у Дарьи берданку без патронов, он демонстративно ходит перед приезжими, злобно матерясь на них.

Старухи узнают, что беспутный Петруха все-таки нашел работу себе по душе: поджигать дома в другой деревне. Слушая подруг, Дарья понимает, что у Катерины и Симы еще остается цель, не дающая им умереть. Первая надеется, что сын когда-нибудь образумится, вторая должна заботиться о внуке. Сама Дарья уверена, что после затопления Матеры ей больше незачем жить.

После окончания сенокоса буйная бригада уезжает, спалив на прощание деревенскую контору. Взамен их на уборку колхозной картошки присылают школьников и женщин. Многие материнцы приезжают выкопать свои участки.

Санитарная бригада, покончив с Подмогой, перебирается на Матеру. Остров все время окутан дымом от горящих лесов. Очень скоро очередь дойдет до самой деревни.

Дарья идет на кладбище попрощаться с родными. Там остались лишь одни могильные холмики. Мысленно разговаривая с родителями и пытаясь вымолить у них прощение, Дарья внезапно осознает свою ответственность за остров. Она решает оставаться на Матере до самого конца.

На глаза поджигателей попадается стоящий посреди деревни «царский листвень» – огромная лиственница, почитаемая всеми жителями Матеры. Могучее дерево пытаются сначала срубить, затем поджечь, наконец, спилить бензопилой. Все попытки проваливаются. Непокорному «царскому лиственю» суждено стоять до последнего часа.

На острове остаются лишь три старухи, Колька, Богодул и поджигатели, которые предупреждают, что скоро запалят последние постройки.

Дарья два дня убирается в избе: белит, моет, развешивает занавески. Целую ночь она молится, а утром разрешает мужикам сжечь ее дом и куда-то уходит. Дарья весь день ходит по острову. Ее сопровождает таинственный Хозяин. Вечером мать находит Павел и сообщает, что приехала Настасья.

Павел покидает Матеру, пообещав вернуться и забрать старух через два дня. Поджигатели тоже уже уехали.

Весь остров выжжен. В старом бараке в темноте сидят старухи, Колька и Богодул. Настасья рассказывает, что умер Егор. Она не представляет себе, как будет жить одна в городской квартире. Дарья советует ей взять к себе Симу с внуком.

Вечером Павел возвращается в поселок. Вскоре к нему приходят Воронцов с Петрухой. Узнав, что на Матере остались люди и барак, председатель впадает в гнев: завтра утром комиссия будет принимать остров.

Воронцов требует немедленно отправляться обратно на катере. Когда они добираются до Ангары, уже темнеет. На реке сгущается туман. Самого острова не видно, поэтому направление берут наугад. Как и следовало ожидать, в кромешном тумане моторист сразу же заблудился. Невозможно не только найти Матеру, но даже пристать к какому-нибудь берегу.

Ночью в бараке все просыпаются. В окно виден сплошной туман. Богодул распахивает дверь, и из темноты доносится прощальный вой Хозяина острова. Вслед за ним раздается едва слышный рокот мотора – шум катера…

Кратко об истории создания произведения «Прощание с Матерой»

Произведение было написано в 1976 г. на основе реальных событий. При строительстве Ангарского каскада ГЭС действительно подлежали затоплению многие деревни, жители которых были вынуждены переселяться. Эта участь постигла и родной поселок Распутина, который описал эту человеческую трагедию в своей повести.

«Прощание с Матерой»: краткое содержание. «Прощание с Матерой» Распутина В.: особенности, анализ и характеристики

Краткое содержание «Прощания с Матерой» Распутина позволяет узнать особенности этого произведения советского писателя. По праву оно считается одним из лучших, что удалось создать Распутину за свою карьеру. Книга впервые была издана в 1976 году.

Сюжет повести

Краткое содержания «Прощания с Матерой» Распутина позволяет познакомиться с этим произведением, не читая его целиком, всего за несколько минут.

Действие повести разворачивается в 60-х годах XX века. В центре повествования деревня Матера, которая находится посередине великой русской реки Ангары. В жизни ее жителей грядут перемены. Советский Союз строит Братскую ГЭС. Из-за этого всех жителей Матеры переселяют, а деревня подлежит затоплению.

Главный конфликт произведения заключается в том, что большинство, особенно те, кто прожил в Матере не одно десятилетие, не хотят уезжать. Практически все старики считают, что если они уедут из Матеры, то предадут память своих предков. Ведь в деревне находится кладбище, на котором похоронены их отцы и деды.

Главная героиня

Краткое содержание «Прощания с Матерой» Распутина знакомит читателей с главной героиней по имени Дарья Пинигина. Несмотря на то, что избу через несколько дней собираются сносить, она ее белит. Отказывается от предложения сына перевезти ее в город.

Дарья до последнего стремится остаться в деревне, не хочет переезжать, потому что не представляет свою жизнь без Матеры. Она боится перемен, не хочет, чтобы в ее жизни хоть что-то менялось.

В похожей ситуации находятся практически все жители Матеры, которых пугает переезд и жизнь в большом городе.

Завязка повести

Краткое содержание «Прощания с Матерой» Распутина начнем с описания величественной реки Ангары, на которой стоит деревня Матера. Буквально на ее глазах прошла немалая часть российской истории. Казаки поднимались вверх по реке, чтобы ставить острог в Иркутске, постоянно на острове-деревне останавливались торговые люди, сновавшие туда и обратно с товаром.

Мимо нередко провозили арестантов со всей страны, которые находили пристанище в том самом остроге. На берегу Матеры они останавливались, готовили незамысловатый обед и следовали дальше.

На целых два дня здесь развернулось сражение между партизанами, штурмовавшими остров, и армией Колчака, которая держала оборону в Матере.

Особая гордость деревни — собственная церковь, которая стоит на высоком берегу. В советское время ее приспособили под склад. Также есть своя мельница и даже мини-аэропорт. Два раза в неделю «кукурузник» садится на старом пастбище и отвозит жителей в город.

Плотина для ГЭС

Кардинальным образом все меняется, когда власти принимают решение строить плотину для Братской ГЭС. Электростанция важнее всего, а значит, несколько окрестных деревень будут затоплены. Первая на очереди — Матера.

Повесть Распутина «Прощание с Матерой», краткое содержание которой приведено в этой статье, рассказывает, как местные жители воспринимают новость о неминуемом переезде.

Правда, жителей в деревне немного. В основном остались только старики. Молодежь переехала в город на более перспективную и легкую работу. Те же, кто остался, теперь думают о предстоящем затоплении, как о конце света. Этим переживаниям коренных жителей и посвятил Распутин «Прощание с Матерой». Очень краткое содержание повести не способно передать всю боль и грусть, с которой старожилы переносят эту новость.

Они всеми путями противятся этому решению. Поначалу никакие уговоры не могут их убедить: ни властей, ни родственников. Их призывают к здравому смыслу, но они наотрез отказываются уезжать.

Их останавливают родные и обжитые стены домов, привычный и размеренный образ жизни, который не хочется менять. Память о предках. Ведь в деревне старое кладбище, на котором похоронено не одно поколение жителей Матеры. К тому же, неохота бросать множество вещей, без которых здесь было не обойтись, а в городе они окажутся никому не нужны. Это сковородники, ухваты, чугуны, кадки, да мало ли в деревне полезных приспособлений, которые в городе давно заменили блага цивилизации.

Стариков пытаются убедить, что в городе их поселят в квартиры со всеми удобствами: холодной и горячей водой в любое время года, отоплением, за которое не нужно переживать и вспоминать, когда последний раз топил печку. Но они все равно понимают, что с непривычки на новом месте им будет очень тоскливо.

Деревня погибает

Меньше других торопятся покинуть Матеру одинокие старухи, которые не хотят уезжать. Они становятся свидетелями того, как деревню начинают поджигать. Оставленные дома тех, кто уже перебрался в город, постепенно сгорают.

При этом, когда пожар утихомирился, и все начинают обсуждать, нарочно он случился или случайно, то все сходятся во мнении, что загорелись дома невзначай. Поверить в такое сумасбродство, что кто-то мог поднять руки на еще совсем недавно жилые постройки, никто не решается. Особенно не верится, что поджечь дом могли сами хозяева, когда уезжали с Матеры на большую землю.

Дарья прощается с избой

У Распутина в «Прощании с Матерой», читать краткое содержание вы можете в этой статье, старожилы прощаются со своими домами по-особому.

Главная героиня Дарья перед тем, как уезжать, тщательно выметает всю избу, убирается, а потом еще и белит хату на предстоящую счастливую жизнь. Уже уезжая с Матеры, больше всего расстраивается из-за того, что вспоминает, что где-то забыла подмазать свое жилище.

Распутин в произведении «Прощание с Матерой», краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывает страдания ее соседки Настасьи, которая не может взять с собой кошку. Животных не разрешают брать с собой на лодку. Поэтому она просит Дарью подкормить ее, не задумываясь, что и сама Дарья уезжает всего через несколько дней. Причем насовсем.

Для жителей Матеры все вещи, домашние животные, с которыми они провели столько лет бок о бок, становятся будто живыми. В них отражается вся жизнь, проведенная на этом острове. А когда приходится окончательно уехать, то нужно обязательно тщательно прибраться, как убирают и прихорашивают покойника, перед тем, как отправить на тот свет.

Стоит отметить, что церковь и православные ритуалы поддерживают не все жители деревни, а только старики. Но обряды не забыты никем, они существуют в душах как верующих, так и атеистов.

Санитарная бригада

Подробно у Валентина Распутина в «Прощании с Матерой», краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается предстоящий визит санитарной бригады. Именно ей поручено сровнять с землей деревенское кладбище.

Дарья выступает против этого, объединяя за собой всех старожил, которые так еще и не уехали с острова. Они представить себе не могут, как можно допустить подобное бесчинство.

Они посылают проклятья на головы обидчиков, призывают на помощь Бога и даже вступают в реальный бой, вооружившись обычными палками. Отстаивая честь своих предков, Дарья боевита и напориста. Многие смирились бы с судьбой, оказавшись на ее месте. Но ее не устраивает создавшееся положение. Она судит не только чужих людей, но и своего сына с невесткой, которые не задумываясь бросили все, что было нажито в Матере, и перебрались в город при первой возможности.

Бранит она и современную молодежь, которая, по ее мнению, покидает знакомый ей мир ради далеких и неизвестных выгод. Чаще всех остальных она обращается в Богу, чтобы он ей помог, поддержал ее, вразумил окружающих.

Самое главное, она не желает расставаться с могилами предков. Она убеждена, что после смерти встретится со своими родственниками, которые обязательно ее осудят за такое поведение.

Развязка повести

На последних страницах повести сын Дарьи Павел признает свою неправоту. Краткое содержание рассказа Распутина «Прощание с Матерой» нельзя заканчивать без того, что конец произведения заостряет внимание на монологе этого героя.

Он сокрушается, что от людей, которые тут жили несколько поколений, потребовалось столько напрасных трудов. Напрасных, потому что все, в конечном счете, будет уничтожено и уйдет под воду. Против технического прогресса, конечно, выступать бессмысленно, но человеческое отношение все же важнее всего.

Самое простое — не задаваться этими вопросами, а плыть по течению, как можно реже задумываясь, почему все так происходит и как устроен окружающий мир. Но ведь как раз желание докапываться до истины, выяснять, почему так, а не иначе, и отличает человека от животного, — заключает Павел.

Прототипы Матеры

Писатель Валентин Распутин детские годы провел в селе Аталанке, расположенном в Иркутской области на реке Ангара.

Прототипом деревни Матера, предположительно, стал поселок Горный Куй, находившийся по соседству. Все это была территория Балаганского района. Именно его затопили в ходе строительства Братской ГЭС.

Судьба деревни в изображении современных писателей (В. Распутин Прощание с Матёрой, А. Солженицын Матрёнин двор) (стр. 1 из 2)

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

«Судьба деревни в изображении современных писателей»

(В. Распутин «Прощание с Матёрой» А. Солженицын «Матрёнин двор»)

Кузнецова Александра

ученика 11 класса «В»

школы № 1100

Москва 2001г

Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и «учились в истине блаженство находить», другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы – серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала, чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Коллективизация заставила писателей взяться за перо.

Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик.

Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крестным отцом» начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

В 1981 вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби».

Появление в 1985 повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матера для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В.Г. Распутина. В повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара. Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

И встают Материнцы на защиту своей родины, пытаются спасти свою деревню, свою историю. Но что могут старики и старухи сделать против всемогущего начальника, который отдал приказ затопить Матеру, стереть ее с лица земли. Для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, — размышляет она, — а совесть, поди-ка та же…,наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!»

Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению. Остались верными Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною.

Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать и Матеры. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков: «Не больно терять это только тем, кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду», — считает он. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Андрею, внуку Дарьи, легче. Он уже вкусил новое. Его тянет к переменам: «Сейчас время такое живое… все, как говорится, в движении. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась…» В его представлении, ГЭС – это вечность, а Матера – уже что-то отжившее. Андрею изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим своим единомышленникам, «пришлым», которые делают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу Матеры – заставлять людей покидать обихоженную землю.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Андреем мечтавшим о строительстве электростанции и пожертвовавшим счастьем своей малой родины? Что будет с Петрухой который готов за деньги продать свой дом, свою деревню, отречься от матери? Что будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человека становится святым местом на земле, как на Матере, где уцелел царственный листвень, где обитательницы – старухи – праведницы привечают неузнаваемого нигде, гонимого миром Богодума, странника, юродивого, «божьего человека»? Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому. Как мучительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни! Да и сама земля скоро перестанет существовать, превратившись в дно искусственного моря.

Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человек. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

К этой же теме примыкает рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».

Александр Исаевич Солженицын. Один из ведущих русских писателей двадцатого столетия, родился в Кисловодске 11 декабря 1918 года. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970) «за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы». Академик Российской Академии Наук (1997).

Солженицын изучал математику и физику в Ростовском университете, который и закончил перед началом войны между нацистской Германией и Советским Союзом. Он провоевал три года в Красной Армии (артиллерия) и достиг звания капитана. 9 февраля 1945 года его арестовала фронтовая контрразведка за критические замечания о Сталине, высказанные им другу в письмах, перлюстрированных военной цензурой. Приговоренный безсудно к восьми годам лагерей, он пробыл в них до 1953 года. В 1952 Солженицын заболел раком, от которого чудом вылечился в ташкентской больнице в 1954.

Во время хрущевской эры он был реабилитирован и в 1956 смог вернуться в Центральную Россию. Солженицын поселился в Рязани и стал преподавать в школе математику и физику, одновременно работая над своими книгами. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» (1962) был первым из опубликованных в СССР солженицынских вещей. После 1966 на долгие годы его перестали публиковать. Наружу конфликт выплеснулся «Письмом IV-му съезду советских писателей», в котором Солженицын потребовал ликвидации цензуры, реабилитации многих писателей, уничтоженных во время репрессий, и возврата его личного архива, конфискованного КГБ в 1965 году. После выхода в свет за рубежом романа «В круге первом» (1968) и повести «Раковый корпус»(1968-69) и получения им Нобелевской премии (1970) конфронтация только возросла. Дальнейшие публичные выступления Солженицына («Великопостное письмо Всероссийскому патриарху Пимену», «Мир и насилие», «Письмо вождям Советского Союза»), так же как и публикация первого варианта «Августа 14-го» (1971) и первого тома «Архипелага ГУЛАГ» (1973), вынудили советское руководство изгнать писателя в Германию в феврале 1974.

Прощание с Матёрой

Повесть я точно раньше читала. А вот про фильм почему-то не помню точно, смотрела раньше или просто читала про него.

Сейчас сначала перечитала повесть, потом посмотрела фильм. Стефанию Станюту на роль Дарьи Пинигиной ещё Лариса Шепитько нашла, и когда она погибла, и фильм доснимал её муж, Элем Климов, он ничего не поменял.

Стефания Станюта — белорусская актриса, я её знала по «Беларусьфильму». В той единственной картине, где я работала, «Сад», про послевоенный детский дом, у неё был эпизод: старая старуха, подобравшая во время войны чужую девочку, предчувствуя смерть, вела эту девочку в детдом.

Снимали сцену на берегу реки, Станюта сидела на старом поваленном дереве, девочка уходила от неё и вслед за ней отъезжала камера, морщины на коре дерева и на лице старой актрисы казались завершающей рифмой в какой-то непрочитанной элегии.

Теперь я понимаю, что этой элегией и было «Прощание», в «Саде» Стефания Станюта уже после него снималась.

Когда читаешь повесть Валентина Распутина, в которой он сибирский говор своих героев передаёт, через него, этот говор, всех героев и воспринимаешь. У Стефании Станюты в фильме его нет, её героиня говорит на литературном русском. Ну правильно, не могла же сибирская старуха на белорусском говорить. А жаль, на белорусском Станюта ещё органичнее играла, в сущности, это тоже народный говор, только не восточносибирский, а западнорусский.

Это вроде бы мелкое замечание, но для меня оно существенно тем, что выявляет разницу между актрисой и её героиней, не будь этого зазора — можно было бы и забыть, что это ж кино, понарошку всё. Внешне Дарья Пинигина в исполнении Стефании Станюты — так на мою бабушку Прасковью похожа. Но говорила бабушка иначе.

Всякий раз возникает это чувство. Когда Василь Быков пишет о думах Степаниды в «Знаке беды» или Валентин Распутин о думах Дарьи в «Прощании с Матёрой» — сжимается сердце от благодарности к ним, сумевшим ТАК написать.

Я бы ни за что не сумела. Читала, что «Восхождение», фильм Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова, чуть не запретили, но поскольку тема фильма была связана с Беларусью, фильм посмотрел тогдашний первый белорусский партийный секретарь Пётр Машеров, сам воевавший в партизанах, и расплакался прямо в зале. Фильм вышел.

А во время съёмок «Прощания с Матёрой» по Распутину Лариса Шепитько погибла, и уже после её смерти вышел фильм её мужа, Элема Климова, про другого Распутина, Григория — «Агония». «Прощание» он тоже доснял, и потом был у него ещё один фильм, про войну, «Иди и смотри».

Все три фильма можно как трилогию смотреть. Но я не стала бы, в «Агонии» и в «Иди и смотри» настолько всё тяжко. В последнем пронзительный финал: после всех ужасов, после того, как сожгли каратели его деревню, поседевший мальчик пытается и не может расстрелять портрет Гитлера, потому что этот портрет оживает, усатая рожа сменяется всё более старыми фотографиями, и вот уже Гитлер — младенец на руках у своей матери, невинный, как все младенцы. Мальчик бежит догонять уходящий в припорошенный снежком лес отряд, камера взмывает ввысь, глаза заливает светом, а уши — финалом моцартовского Реквиема.

И мне только этот финал по силам, как жгут людей — не могу смотреть. В «Прощании» я тоже кое-что перемотала, не смогла смотреть, как горит старое дерево, у Распутина в повести это Царский листвень, в фильме — дуб. И прописано и снято это дерево так, что видишь в нём Иггдрасиль, Мировое древо.

Которое сначала пытаются своротить бензопилой и трактором, а когда не вышло — обливают бензином и жгут пусть и похожие на космических пришельцев в своих целлофановых накидках — но свои, свои.

Это так страшно, страшнее карателей. С теми хоть понятно, как воевать.

Изба Дарьина, которую перед тем, как отдать пожёгщикам, она убирает как невесту своими старыми руками — один текст Георгия Федотова мне напомнила. Есть у него такая статья — «Эсхатология и русская культура». Пишет он в ней о том, что в Новый, Небесный Иерусалим войдёт вся красота, сотворённая человеком на земле, это и есть смысл культуры.

Не то что бы меня эти совпадения удивляли. Что же тут удивительного? Это на поверхности «культуры» горы пены и мусора, а чем глубже — тем чище, и вот оно — Мировое древо и дом как космос…

И этот дом, и это Древо — сгорают. Хотя должны были быть затоплены. Но потопа мы так и не увидим. Ведь он уже был, конец привычного нам мира будет огненным.

В повести Валентина Распутина центральная тема — неотвратимое приближение этого конца. Ничем не отвратимое. В фильме я такого напряжения, как в повести, не почувствовала. Пока смотрела, думала о том, что вот если бы я жила в Матёре и решила б её спасти — то что бы сделала?

Подписи собирала? Сколько их там сейчас нужно, чтоб обратили внимание власть предержащие? Сто тысяч? Глупая затея, конец света подписями не остановишь. Только то и можно сделать, что сделали Дарья с другими матёринскими старухами: погибнуть вместе со своей родиной.

Хотя вот остановили же поворот северных рек русские деревенщики, тот же Валентин Распутин. Писали и собирали подписи…

Может и неуместное сравнение, но так уж вышло, что мне пришлось недавно объясняться, почему не люблю я Набокова. В стихах у него неземная любовь к России и «весь в черёмухе» овраг, в котором расстреляли его во сне. А в прозе — про любовь к нимфеткам романы. Ну а что ему ещё в эмиграции оставалось делать, жизнь оказалось длинной…

И советские деревенщики. Которые не такими тонкими стилистами были, но, если бы не они — кто знает, где б мы сейчас жили, в какой стране. Наша совесть. И когда читаешь их — болит она страшно.

Хочется сказать этим старикам с мальчонкой, оставшимся на Матёре, когда всех уже согнали, и ушли все с непрочными корнями:

— Возьмите меня к себе.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх