Помост

Вопросы веры

Протестантизм лютеранство кальвинизм

Основные направления в протестантизме лютеранство, кальвинизм, англиканство, цвинглианство (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УнИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШетнЕВА

Кафедра философии и социальных наук

РЕФЕРАТ

по предмету:

религоведение

на тему:

«основные течения в протестантизме: лютеранство, кальвинизм, англиканство, цвинглианство»

Выполнила:

Студентка 4 курса гр. ОС-72

Смирнова Ю.А.

Проверила:

к.ф.н.,

Козловская В.А.

Красноярск 2010

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

2. Лютеранство…………………………………………….………………4

3. Кальвинизм….……………………………………………………….6

4. Англиканство…………………………………………………………9

5. Цвинглианство…………………………………………………………..11

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………13

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

С началом Реформации протестантизм стал одним из определяющих духовных и политических движений сначала в Европе, а затем и в мире. Различные протестантские конфессии на протяжении веков предлагали свои варианты решения духовных проблем и обеспечения религиозных потребностей верующих.

Дробление протестантских конфессий происходило и происходит практически непрерывно. Основными направлениями в протестантизме считаются лютеранство, англиканство, кальвинизм и цвинглианство.

Первоначально лютеранами называли всех протестантов (в Российской империи это именование существовало фактически до революции). Самоназванием лютеран долгое время было: евангелические христиане.

Идеология кальвинизма, широко распространившись, оказала существенное влияние на историю человечества. Она способствовала формированию тираноборческой тенденции XVII—XIX вв. и участвовала в формировании США.

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII. Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии.

В отличие от других протестантских течений, цвинглианство сформировалось отдельно от лютеранства, распространившись в Швейцарии и южной Германии в XVI веке. К концу XVI — началу XVII века цвинглианство сливается с кальвинизмом.
Лютеранство

Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М. Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие последователи. Из Германии оно распространилось в ряде европейских стран: в Австрии, Венгрии, Франции, в скандинавских странах, а затем и Северной Америке. Сейчас в мире насчитывается около 75 млн. лютеран и около 200 лютеранских церквей. 50 млн. лютеран принадлежат ко Всемирному лютеранскому союзу, образованному в 1947 году.

Лютеране всего мира признают авторитет шести символических книг:

— «Большой катехизис» Лютера (1529);

— «Малый катехизис» Лютера (1529);

— «Аугсбургское исповедание» (1530);

— «Апология Аугсбургского исповедания»;

— «Шмалькальденские артикулы» (1536);

— «Формула согласия» (1580).

Очень важное значение среди них принадлежит «Аугсбургскому исповеданию», составленному в 1530 году. В нем излагаются основные догматические представления лютеранства о Боге, грехе, оправдании, Церкви и таинствах в противовес католическому вероучению.

В 1536 году Лютером были написаны так называемые «Шмалькальденские артикулы» или пункты. Кратко повторяя содержание «Аугсбургского исповедания» и «Апологии…», это небольшое сочинение дополняет его учением о троичности Божественных Лиц и о Лице Иисуса Христа.

Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide). Вместе с тем отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию, и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.

Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания причисляет к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам. Помимо этого лютеране практикуют обряды, которые не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

Кальвинизм

Колыбелью Реформации, несомненно, была и остается Германия, но свидетельством ее объективного вызревания в недрах католического средневековья, пораженного внутренним кризисом, стало появление второго мощного очага церковного протеста в Швейцарии. Он возник одновременно с началом германского движения, но практически независимо от него. Вскоре различия в истолковании общих начал Реформации стали столь существенными, что уже в 1529 году произошло разделение германской и швейцарской ветвей Рефорамции, которое закрепило самостоятельное существование группы протестантских течений, известных под общим названием Реформатских церквей.

В настоящее время значительные Реформатские церкви существуют в Англии, Венгрии, Нидерландах, Румынии, Франции, Германии, Словакии, США, Швейцарии, а также в ряде стран третьего мира. Наиболее представительной международной организацией является «Всемирный альянс Реформатских церквей», который в 1875 году объединил в своих рядах около 40 млн. представителей основных течений реформатства.

В целом, реформатство или, как его часто называют, кальвинизм отличает от лютеранства большая последовательность и жесткость взглядов. Возможно, именно это обстоятельство способствовало широкому распространению реформатства, ибо его резкие, мрачные, но логически выверенные богословские формы совпадали с религиозным характером средневековья, с одной стороны, а, с другой — удовлетворяли ту жажду рассудочности в делах веры, которую воспитала еще католическая традиция.

Основы реформатской традиции изложил в своих трудах Жан Кальвин, младший современник отцов Реформации. Его основным сочинением является знаменитый труд «Наставления в христианской вере». В Женеве Кальвин также проявил себя как крупный общественный деятель, он стал почти единовластным правителем города и многое сделал для преобразования его жизни в соответствии с нормами реформатского вероучения, не останавливаясь при этом перед физической расправой со своими противниками. Его влияние, как в Швейцарии, так и в Европе было столь велико, что в свое время он заслужил название «женевского папы».

Символических книг реформатства достаточно много и не все они пользуются одинаковым авторитетом. Наибольшим признанием пользуется, прежде всего, «Первый катехизис», написанный Ж. Кальвином в 1536 году на основе его «Наставлений в христианской вере». Он излагает учение об источниках христианского знания, о Боге и Его свойствах, о человеке и грехопадении, о Церкви и таинствах. Общеавторитетными вероизложениями также считаются «Женевский катехизис» и «Женевское соглашение» (последний труд отличает наиболее последовательное изложение учения о предопределении). Широким признанием в реформатской традиции пользуется также «Галликанское исповедание», и «Гейдельбергский катехизис».

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):

Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т. п.), а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос и как отражено в Вестминстерском исповедании веры 1648 года:

Реформация, протестантизм

Протестантизм — религиозное направление, которое оформилось в Западной Европе в XVI веке. Многие взгляды протестантизма, однако, неоднократно формулировались отдельными «сектантами» ещё в раннем «христианстве». Это учение о спасении верой, о «всеобщем священстве» и отказе от «Священного Предания». Протестантские взгляды, в первую очередь направленные против монополии на власть (как духовную, так и светскую) папской иерархии и церкви, входили в крайние противоречия с католицизмом. Согласно протестантским взглядам, ни исполнение таинств, ни праведная жизнь не обеспечивает спасение. Лишь только вмешательство Бога, дарующего благодать, может спасти верующего. Получение благодати не зависит от церкви. Каждый человек может получить благодать и поэтому все люди должны быть священниками. Эти во многом верные высказывания протестантизма были основаны на всё том же общем «христианском» фундаменте, который в протестантизме выражался так: «Главным делом спасения души являются не дела или обряды, а лишь искренняя вера в Иисуса Христа». Последнее действительно восходит к морали первых «христианских» общин, которые верили в свершение над Христом «пророчества» Исаии. Протестанты считают Новый Завет — единым источником веры в Бога.

Однако, лишь к началу эпохи бурного перехода от феодализма к капитализму протестантизм сумел оформиться в отдельные церкви — поскольку сам протестантизм, как учение, появившееся в Западной Европе в XVI веке — дань времени, следствие нарастания технико-технологического прогресса, усиления наук, начала эпохи Возрождения и ослабления католицизма. Скорее всего протестантизм не был так управляем, как католицизм со стороны «мировой закулисы». Последняя уже видела крах эпохи религиозного единства и вынашивала новую идею всеобщего единства, под давлением которой намеревалась очистить мир от старых отживших идей — всех видов «христианства», и протестантизма, в том числе. Поэтому с момента начала буржуазно-демократических революций «закулисе» серьёзно курировать любые направления «христианства» было не к чему: она сориентировалась на светский тип новейшей идеологии (который оформился в XIX веке в марксизм) для сохранения толпо-«элитаризма» под своим контролем.

Начало Реформации обычно связывают с деятельностью немецкого монаха, члена ордена августинцев Мартина Лютера. Однако, приписывать одиночке инициативу раскола было бы не правильно. Если бы в Европе не получили уже широкое распространение так называемые «гуманистические» идеи, возникшие ещё в эпоху Возрождения (XIV — начало XVI вв.) — вряд ли действия Мартина Лютера имели бы отзыв в обществе. «Гуманизм» этого времени явился началом эпохи «освобождения» (около трёх столетий — закончившейся «освободительными» революциями XIX–XX веков), выражающейся в повторении отдельных постулатов античной философии — о превосходстве человеческой свободы над любыми духовными авторитетами.

Первоначально Реформация начиналась как движение за обновление и очищение католической церкви, но время брало своё и, слившись вскоре с «гуманистическим» движением, превратилось в борьбу за отказ от традиций католичества.

Вот «гуманистические» идеи, возникшие в западном обществе на базе возрождения интереса к античным «свободам» и их «правами человека», правовыми статусами социальных институтов и главенством «права» вообще — и оседлала «мировая закулиса», как самое перспективное направление, обещающее в будущем выстроиться в некую систему взглядов светского характера, имитирующих свободу личности от всяких духовных иерархий, но в то же время, позволяющую сохранить толпо-«элитарное» устройство общества. Но даже античное извращение человеческого гуманизма — всего лишь следствие естественного стремления людей к Свободе (связи с Богом). Естественно, что «закулиса» не могла допустить такой Свободы и со времён начала кризиса католицизма начала искать её новейший имитатор.

Важной причиной, обеспечившей успех реформаторского движения, стало развитие капиталистических отношений в Европе. Многие запреты «христианства» мешали росту капиталистических отношений. Даже многие заповеди Нового Завета были отодвинуты на второй план, поскольку не «благословляли» на «обогащение».

Исторический процесс под решающим давлением технико-технологического прогресса, раскручиваемого «приводным ремнём» ростовщичества захватывал религиозных реформаторов таким образом, что они приходили к решениям, иногда даже противоречащим их первоначальным взглядам. Практически все направления протестантизма представляют собой совсем иные учения, нежели первоначальная основа протестантизма, а тем более — учения первых «христианских» церквей, на базе которых начал развиваться ранний протестантизм католичеству и папству.

Так в католицизме греховным делом считалось ростовщичество. Но в силу развития капиталистических отношений, протестантизм, претендуя на освобождение людей, одновременно разрешил в «христианской» среде ростовщичество. Так монополия иудеев на этот вид антисоциальной деятельности была нарушена и в эту сферу хлынул поток жидов нееврейских происхождений. Ясно, что «закулиса» имела реальную возможность потерять контроль за основными европейскими капиталами, а через это — и контроль за верхушками европейских «элит». А значит и вообще могла потерять управляемость в Европе. Упрощённый протестантизм, особенно кальвинизм, «благославлял» новые капиталистические отношения, утверждая их единственными и «богоустановленными». Протестантизм выродился в дань «животной» европейской толпе, которая тяготилась запретами католицизма и ненавидела (боясь) папскую инквизицию, а посему поддержала «свободы» Реформации. В то же время протестантизм явился самым примитивным видом библейского христианства, который нарушал даже ряд основных заповедей Нового Завета. А посему его можно было бы легко критиковать (если надо будет) и этот вид библейского христианства первый не выдержит никакой критики с позиции догматической теологии.

Три процесса шли одновременно: распространение «гуманистических» идей, эволюция протестантской веры и рост капиталистических отношений. После выступлений Мартина Лютера с тезисами против католической церкви (31 октября 1517 года) его поддержали светские правители Германии, давно желающие избавиться от зависимости от папского престола. Воспользовавшись подъёмом крестьянского движения в Германии, его направили на поддержку протестантских настроений. Одновременно Мартин Лютер стал готовить реформы церкви, объясняя это необходимостью возврата к вере апостольских времён. Спустя полвека (1555 год) в Германии победило лютеранство.

Протестантизм распространился на несколько крупных государств и имеет ряд основных направлений:

· Англиканская церковь — направление протестантизма, отделившееся от католичества с 1534 г. Имеет наибольшее из всех направлений протестантизма сходство с католичеством. Но глава церкви не римский папа, а английский король, назначающий епископов. Служба переведена на английский язык. Приверженцы — около 70 млн. верующих, проживающих в основном в Англии, Шотландии, Ирландии, Уэльсе.

· Лютеранство — отступник от католицизма. Упрощённая обрядность, служба на латыни, таинства лишь — крещение и евхаристия. Общее число около 75 млн. верующих. Распространено в Германии, и Скандинавских государствах — Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии.

· Кальвинизм — учение выдвинутое параллельно лютеранству в Швейцарии проповедниками Жаном Кальвином и Ульрихом Цвингли (убит католиками). Кальвин захватил духовную и светскую власть в Женеве, откуда и стал распространяться кальвинизм. В кальвинизме просматриваются идеи расизма, присущего иудаизму. Не случайно он начал своё движение из Швейцарии. Все люди кальвинистами делятся на «предназначенных либо для рая, либо для ада». Изменить это предназначение, согласно Кальвину — невозможно.

Не исключено, что, зародившись в логове «мировой закулисы», кальвинизм был предназначен для перехвата протестантского движения через посвящённую иудействующую верхушку церкви и для расширения сферы влияния и кадровой базы иудаизма в условиях кризиса католицизма. Именно поэтому мораль иудаизма прочно вошла в кальвинизм. Эта мораль высказывалась кальвинистами так: «Зачем заботиться о большинстве окружающих, если они всё равно обречены на ад? Их можно обманывать или нещадно эксплуатировать, а успех в собственных делах докажет превосходство кальвинизма над этими отверженными». Ясно, что все кальвинисты считались обитателями рая в будущем, а значит — «расой господ» в настоящей жизни.

Кальвинизм насчитывает около 40–50 млн. приверженцев в основном в Европе (Голлландия, Шотландия: вместе со Швейцарией страны-центры масонских лож — наместных резиденций «мировой закулисы») и США. Штатовская мораль американской «расы господ» во многом держится на морали кальвинизма: «успех в собственных делах докажет превосходство над другими — поэтому надо делать свой успех, невзирая на интересы окружающих…». Именно поэтому США легко приняли на себя роль «сверхдержавы» во второй половине XX века, когда «закулисе» надо было кого-то мощного противопоставить победившему во Второй Мировой войне сталинизму.

Существует ещё несколько более мелких направлений протестантизма: меннонизм, баптизм, методизм, пятидесятники, мормоны, адвентисты, «Свидетели Иеговы» и некоторые другие. В развитии современного протестантского движения просматриваются две главные тенденции: дробление крупных направлений на более мелкие секты и выделение всё новых религиозных догм, отличающихся от ортодоксального «христианства» (в двух его главных разновидностях: католицизма и православия). Поэтому единого ближайшего будущего нет прежде всего у протестантизма: он погряз в своих внутренних противоречиях — как только счёл, что освободился от центральной папской власти. В действительности протестантизм обрёл такой «плюрализм» в отношении догматов библейского христианства, что приверженцы его разных направлений могут даже начать друг с другом войну. Библейский принцип «разделяй и властвуй» — в действии — а протестантизм лишь средство в руках «демонов» — руководителей протестантских сект.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Протестантизм это нетрадиционное христианство

Рубрика: Другие религии

Что значит «протестантизм»

Протестантизм – это одна из трех главных конфессий христианства, наряду с Православной и Католической Церквями. В переводе с латинского означает “протест”, “тождественное заявление” или “провозглашение”.

Мартин Лютер, вождь Реформации и основатель протестантизма

Появление протестантизма

Зародился Протестантизм в начале XVI в Германии. Католический монах и богослов Мартин Лютер высказал недовольство действиями Римско-Католической Церкви, в первую очередь широкой продажей индульгенции — документа, за определенную плату отпускающего грехи или отменяющего действие наложенной на человека ранее епитимьи. Свою критику Мартин Лютер изложил в документе “95 тезисов против продажи индульгенции (1517год)”.

Данные тезисы получили широкую огласку и распространение в германских землях. Требование церковных властей отречься от своих идей Лютер отверг, в результате его отлучили от Католической Церкви и признали еретиком. Но при этом он сумел заручиться доверием у многих католиков, также недовольных действиями священства и трактовкой Священного Писания Римским Папой и ватиканскими богословами.

Как появились протестанты? В результате действий Лютера и начавшегося обсуждения его идей образовалось крупное антикатолическое движение, распространившееся на большую часть Германии. А 1526 году 6 германских князей и 14 городов подали “Шпейерский протест” на документ, в котором Мартин Лютер признавался еретиком. От название этого протеста религиозное антикатолическое движение получило название “протестантизм”.

Вероучение протестантизма

По итогом Реформации (такое название получил процесс отделение протестантизма от католичества) были составлены основные тезисы нового религиозного движения:

– Библия является единственной духовной книгой Священного Писания, а Священное Предание Православия и Католицизма считают ересью и ложью. Соответственно трактуется Библия только на основании своих умозаключений, не опираясь на мнения Святых Отцов Церкви;

– грехи прощаются человеку только на основании его веры в Бога, дела и поступки не имеют к прощению непосредственного отношения;

– спастись человек может только по милости Бога, его усилия, добрые дела и поступки не не играют существенной роли в деле спасения души;

– Иисус как Богочеловек является связующим звеном между Богом и человеком, никаких посредников в виде священнослужителей для этого общения не требуется;

– верующий христианин не должен почитать святых и Богородицу, только Бог заслуживает почитания и поклонения, только к Нему можно обращаться с молитвами.

Этими основными тезисами отличаются протестанты от католиков.

Протестантизм это христианство, но не Православие

Протестанты и православные хоть и являются ветвями единой религии – христианства, но имеют существенные различия в догматах веры.

Главное отличие протестантов от православных это отсутствие главного Таинства – Причастия. Полагая, что Причастие является лишь символом и напоминанием о библейских событиях Нового Завета, а не Таинством, установленным Самим Спасителем для спасения души христианина.

Протестанты отвергают Священное предание. Тем самым противоречат изначальным христианским принципам, так как в посланиях апостола Павла говорится: “Стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Фес.; 2,15)

Православные христиане руководствуются толкованием Святых Отцов Церкви, чтобы избежать искажения в трактовке текста и не впасть в ересь. Из-за самовольной трактовки Библии Протестантизм разделился на тысячи отдельных течений, не сохранив внутреннего единства.

Протестанты не признают священноначалия и не верят, что через священников может действовать Бог. У протестантов вместо священников существуют пасторы, которые решают административные вопросы общины и произносят проповеди.

Отличительные черты протестантов

Протестанты не признают почитания святых и икон, считая это проявлением идолопоклонства. Православные почитаю святых, которые подают пример истинной любви и служения Богу и людям. Православные христиане с почтением относятся к иконам как к образу Бога, Богородицы и святых угодников.

У протестантов нет обязательных постов, но они могут добровольно ограничивать себя в пище. Православные христиане традиционно постятся в течение установленных Церковью постов, ограничивая себя в пище и развлечениях.

У протестантов нет монашества. Сам Мартин Лютер, принявший постриг в Католической Церкви, впоследствии женился на бывшей монахине, тем самым отвергая иноческие обеты.

Протестанты придерживаются мнения, что для спасения души достаточно одного лишь признания Иисуса Христа Спасителем. Православные христиане считают необходимым добрыми делами и аскетикой показывать свою веру, основываясь на слова Спасителя: “Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного!(Мф. 7,21).

Основные течения протестантизма

К протестантизму относят себя более тысячи различных направлений, значительно отличающиеся друг от друга догматам веры. Перечислим основные течения.

Лютеранство

Лютеранство. Течение в протестантизме, основанное самим Мартином Лютером по его 5 главным тезисам веры.

Англиканство

Англиканство это одно из направлений христианства, возникшее в ходе английской реформации. Нечто среднее между католицизмом и протестантизмом.

Кальвинизм

Кальвинизм. Основан французским проповедником и теологом Жаном Кальвином. Приверженцы этого религиозного течения придерживаются мнения, что по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь болезни и бедность являются следствием греха и свидетельством наказания человека за нарушение Божьей воли.

Адвентисты

Адвентисты. Основой для проповеди служит утверждение о скором времени Второго Пришествия Спасителя.

Баптисты

Баптисты. Одним из главных принципов вероучения является крещение в сознательном возрасте. Младенцев, не способных самостоятельно осознать и исповедовать основные догматы, крестить запрещается.

Пятидесятники

Пятидесятники. Главной религиозной идеей пятидесятников считается крещение Святым Духом. Пятидесятники приравнивают крещение Святым Духом к событию, произошедшему с апостолами на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа, когда Дух Святой сошел на них и они стали проповедовать на разных языках. Этот день называется Пятидесятницей, отсюда и произошло название религиозного течения “пятидесятничество”.

Евангелисты

Евангельские христиане. Делают акцент на личном духовном возрождении и развитии, уделяя внимание личной этике. Считают спасение души свершившимся по факту веры в Христа. Основной своей практической задачей считают проповедь Евангелия.

“Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа” (святитель Феофан Затворник).

АНГЛИКАНСТВО

Течение в протестантизме

Среди всех протестантских деноминаций англиканство стоит ближе всех к Католической Церкви, сохраняя отдельные традиционные черты как в доктрине, так и в обрядах и в церковном устройстве. Сами англикане обычно не относят себя к протестантам, а свою церковь называют просто «Церковью Англии». В то же время, англиканство является именно направлением протестантизма, поскольку оно возникло в ходе Реформации и имеет все вероучительные признаки протестантизма: отрицание главенства Римского Папы, отрицание присутствия Христа в Евхаристии, отрицание таинства священства и т. п. С точки зрения своего устройства, Англиканская Церковь является церковью национальной и государственной. Ее главой считается британская королева и принадлежность к Англиканской церкви всегда была важнейшим знаком политической благонадежности. Это очень сближает англиканство с православием, и известны даже попытки добиться их объединения, впрочем, безуспешные. По отношению к католикам Англиканская Церковь всегда была крайне враждебна и лишь в конце ХХ века наступило некоторое потепление отношений.

В силу своего островного положения Англия очень рано начала проявлять тенденции к церковной автономии. Конфликты между английскими королями и епископами Рима имели место начиная с XII века. Особенно отношения обострились в эпоху «авиньонского пленения» Пап, когда, по убеждению английской короны, Папы выступали на стороне врагов Англии — французов, на чьей территории они находились. Антикатолические настроения нашли своё отражение в трудах английского богослова Джона Уиклифа (ок. 1320 – 1384), высказывавшего многие близкие протестантизму идеи, такие как отрицание главенства Папы, тезис о том, что единственным источником веры является Св. Писание и т. д.

Окончательный разрыв Английской Церкви со Св. Престолом происходит в XVI в. Поводом для этого становится конфликт между королем Генрихом VIII (1509 – 1547) и Папой Климентом VII (1523 – 1534). Отличавшийся неуравновешенным характером Генрих VIII стал как раз тем человеком, который был способен пойти на полный разрыв с Вселенской Церковью, несмотря на все трагические последствия этого решения. В 1527 г. Генрих решил развестись со своей женой Екатериной Арагонской и жениться на фрейлине Анне Болейн. Он потребовал у Папы аннулировать брак, но Папа отказал. Это стало формальным поводом для разрыва отношений. В 1530 г. отменяются все документы Св. Престола, наносящие ущерб юрисдикции английского короля. В 1531 г. отвергается значение интердиктов. Парламент закрепляет эти решения в 1532 – 1533 годах. В мае 1532 г. король наделяет себя правом контролировать духовенство и постановляет, что духовенство не может принимать никаких решений неугодных короне. Все эти решения привели к тому, что 23 марта 1534 г. Папа отлучает Генриха от Церкви. В ответ 30 марта король своим актом отвергает право Папы влиять на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября 1354 г. парламент объявляет короля «единственным верховным земным главой Английской церкви». С этого момента можно отсчитывать историю Англиканской Церкви. В 1535 г. фактическое управление Церковью передается Томасу Кромвелю, который получает должность Vicarius generalis in ecclesiasticis (генеральный викарий по церковным делам).

Разрыв со Св. Престолом вскоре находит отражение и в области богословия. В 1534 г. Оксфордский университет объявляет, что Св. Писание не дает Римскому епископу никакой власти над Англией. В богослужение были включены молитвы об избавлении Англии от «тирании Римского епископа». Для окончательного разрушения католичества требовалось, прежде всего, уничтожить монастыри, являвшиеся опорой церковной традиции и дискредитировать монашество и духовенство в глазах населения. Для этого была устроена показательная ревизия в монастырях. Помимо действительно имевших место нарушений, умело использовавшихся для шантажа, было сфабриковано немало ложных обвинений, которые были внесены в отчет ревизоров и в феврале 1536 г. зачитаны в парламенте. В результате раздались крики «долой монахов!» и на эмоциях был принят билль об уничтожении малых монастырей. Более 400 монастырей было закрыто. Сопротивлявшихся насилию ждали кровавые репрессии. Многие монахи и монахини в этот период стали мучениками за веру. В 1538 – 1539 гг. та же участь постигла большие монастыри. Всё их имущество было передано в королевскую казну. Все, кто не признал власть короля в Церкви жестоко уничтожались, от архиепископов до сельских священников. Одним из первых мучеников был кардинал Джон Фишер, казненный в 1535 г. (В 1936 г. канонизирован). Множество мучеников было и среди мирян, один из них – Томас Мор, королевский канцлер, обезглавленный 6 июля 1535 г. (канонизирован в 1935 г.). В 1534 г. на Севере Англии католиками было поднято восстание. Оно было потоплено в крови, но предостерегло сторонников протестантизма от слишком радикальных вероучительных изменений.

В задачи Генриха VIII не входила вероучительная реформа английской Церкви. Он хотел ограничиться церковно-административной реформой, которая закрепила бы за ним главенство в Церкви. Однако Генрих не был по убеждению протестантом, он даже активно полемизировал с Лютером. В то же время, он, сам того не желая, дал толчок к антицерковным выступлениям, которые начали развиваться по нарастающей: вслед за отрицанием главенства Папы были поставлены под сомнение и другие положения католической веры. В Англии начали распространяться завезенные с материка протестантские идеи. В 1536 г. была выработана формула, явившаяся попыткой найти некий компромисс между католичеством и протестантизмом. Она получила название «10 пунктов веры». В документе говорится о Библии как о единственном источнике вероучения, но признается и авторитет первых четырех Вселенских Соборов. Признается, что Евхаристия есть Тело и Кровь Христовы, но упоминаются только три таинства и т.д. В 1537 г. появляется т. н. «Епископская книга» или «Наставление христианина», в которой данные вопросы рассматриваются подробнее, но в том же ключе — сохраняется попытка примирить католические и протестантские элементы. В 1539 г. были приняты «6 членов», в которых отмечается поворот к католичеству. Лавирование между католичеством и протестантизмом сохранялось до смерти Генриха VIII в 1547 г. Сын Генриха Эдуард VI начал последовательные реформы в духе протестантизма. Уже в 1547 г. в Англию прибыли протестантские богословы Мартин Буцер и Петр Мартир, которые активно проводили протестантские идеи. В 1549 г. была опубликована «Книга общественного богослужения» (The Book of Common Prayer), которая стала в Англиканской Церкви официальным служебником и авторитетной книгой по догматике. (В 1552, 1559, 1662 и 1872 гг. пересматривалась и дополнялась). На основе этой книги в 1552 г. были выпущены т. н. Articuli (42 пункта), где содержалось систематическое изложение вероучения реформированной Англиканской Церкви. Этот документ носил ярко выраженный протестантский характер, в нем отрицалось присутствие Христа в Евхаристии, почитание святых, отвергались все таинства, кроме Крещения и Вечери Господней, трактовавшейся символически. Введение нового вероучения вызвало в стране восстание, которое было жестоко подавлено. Недовольство значительной части народа столь радикальными нововведениями обеспечило поддержку королеве Марии Стюарт (1553 – 1558), которая попыталась вернуть Англию в лоно Католической Церкви и даже пригласила в 1554 г. папского легата. Однако эта попытка вызвала отчаянное сопротивление протестантов, особенно среди нового дворянства и в армии. В ходе ожесточенной борьбы католики потерпели поражение. Королева Елизавета Тюдор (1558 – 1603) вновь попыталась примирить враждующие стороны. В июле 1559 г. был введен «Акт о единообразии». 42 пункта были пересмотрены и утверждены парламентом в 1571 г. в виде 39 пунктов. В результате появилась смесь католичества, лютеранства и кальвинизма, но общий характер оставался протестантским: пресуществление Пресв. Даров, почита ние икон и мощей, монашество и, разумеется, главенство Папы было отвергнуто.

В XVII в. протестантизм в Англии закрепляется и распространяется повсеместно. Оставшиеся католики становятся гонимым меньшинством и существуют подпольно. Некоторые послабления они получают лишь при Карле I (1625 – 1649).

Королевская церковь получила название «епископальной», поскольку в ней сохранилась епископская система управления. В то же время более последовательные протестанты образовали пресвитерианскую церковь, в которой централизация была намного меньшей, а служба была значительно упрощена. Учение ее было по сути кальвинистским. Пресвитерианская Церковь получила распространение в Шотландии и попытки ввести там епископальный строй вызвали восстание. Кроме того, от Англиканской Церкви отделились еще более радикальные протестантские группировки: пуритане, индепенденты, квакеры и др. Во время протектората Оливера Кромвеля (1653 — 1658) эти течения стали доминирующими, поскольку индепендентами были в основном солдаты армии Кромвеля. Со времени правления Вильгельма III (1688 – 1702) Англиканская епископальная Церковь вновь занимает господствующее положение, а индепенденты и пуритане становятся мирными оппозиционными течениями («диссентерами»). В мае 1689 г. был опубликован «Акт терпимости», который гласил, что диссентеры, признающие власть короля не подлежат наказанию. Им было предоставлено право устраивать свою религиозную жизнь самостоятельно, однако они должны были платить сборы в пользу господствующей церкви и замещать бесплатные приходские должности (сами или через заместителей). В то же время диссентеры были лишены основных политических прав: они не могли поступать в университеты, занимать общественные и государственные должности. На католиков терпимость вообще не распространялась. Только в 1791 г. католикам разрешили совершать богослужения и лишь с 1829 г. они смогли устраиваться на государственную службу.

Первая является идеологической основой британского консерватизма (тори), её сторонники – церковная и светская аристократия. В Высокой Церкви подчеркивается ее государственный характер, централизация, традиции, связывающие ее со средневековой Церковью.

Низкая Церковь в политике отождествлялась с более либеральным направлением (виги). Представители этого направления считали себя членами единой Англиканской Церкви, но были более последовательными протестантами. Обычно их считают наследниками пуритан. Именно они добивались равных прав для диссентеров.

Широкая Церковь также появилась в конце XVII в. Ее родоначальником считается епископ Бёрнет. Характерным признаком этого направления является крайняя широта взглядов, доходящая порой до индифферентизма. Задачей Широкой Церкви стало примирение между всеми течениями в рамках англиканства. К середине XIX века Низкая Церковь в значительной части растворилась в Широкой Церкви.

Сегодня Англиканская Церковь сохраняет свой государственный статус и ее главой формально остается английская королева. Католики по-прежнему не имеют право возглавлять Великобританию, хотя все прочие ограничения для них отменены.

В настоящее время в мире насчитывается около 70 миллионов англикан, объединенных в 36 автономных Церквей, составляющих Англиканское содружество (Anglican Communion). Эти Церкви допускают евхаристическое общение своих членов и символически находятся в организационном единстве с Кентрберийской епархией. Высшие иерархи этих Церквей периодически встречаются на т. н. Ламбетских конференциях.

Англиканская Церковь в России ведет свое начало с XVI века. В 1827 году в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 году на ее месте возведен собор Святого Андрея, существующий и поныне. В 1920 году здание собора было экспроприировано государством. С 1920 по 1991 г. англиканские службы эпизодически проводились в посольствах Великобритании, Канады и США, а с 1991 г. – вновь в соборе святого Андрея. Англиканская Церковь в России зарегистрирована Минюстом РФ в 1992 году. Священник московской общины обслуживает также небольшие общины верующих англикан в Баку, Тбилиси, Ереване. Церковь в России входит в англиканскую епархию «Гибралтар в Европе».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх