Помост

Вопросы веры

Псалтырь читать по усопшим

17 кафизма поминальная

Полезно? Поделись ссылкой!

17 кафизма занимает особое место среди всех кафизм Псалтыри. В ней изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим).

17 кафизма состоит всего из одного псалма — сто восемнадцатого — самого большого псалма всей Псалтыри и самой большой главы Библии вообще. Входит в состав многих церковных богослужений. Рекомендуется святыми отцами для ежедневного келейного чтения.

Причина такого пристального внимания церковных песнотворцев к этой кафизме — по всей видимости в её глубоком содержании и большой художественной ценности. Епископ Тамбовский Феофан так толковал содержание 118 псалма:

«Каждый стих есть молитва, но всё об одном — об исполнении закона Господня. Душа, сознавшая, что спасение только в Боге, чрез исполнение святой Его воли, беседует с Богом, моля Его просвещать, вразумлять, укреплять, избавлять от искушений внутренних и неприятностей внешних, восстановлять от падений, избавлять от врагов, словом — даровать ей, по милости Своей, быть благоугодною Ему.»

В оригинале на иврите 118 псалом разбит на 22 восьмистишия, каждый из которых начинается с соответствующей буквы еврейского алфавита: в первом восьмистишии все стихи начинаются с алеф, во втором — с бет и т.д. В еврейской традиции по этой причине 118 псалом называют «великим алфавитом».

В Септуагинте данное алфавитное построение псалма не передаётся, за исключением сохранения во многих рукописях разбивки на строфы, каждая из которых озаглавливается соответствующей буквой древнееврейского письма.

История написания 17 кафизмы

Автор и место написания 17 кафизмы неизвестны.

Согласно наиболее популярной версии, составителем мог быть царь Давид, живший на рубеже II-I тыс. до н.э. На авторство царя Давида по мнению сторонников этой теории указывает слово «Блаженны», которым начинается 118 псалом и которым, согласно еврейской традиции, легендарный правитель Израиля начинал наиболее важные для себя псалмы.

Однако, многочисленные упоминания в псалме о нарушителях закона и о сложившейся вокруг псалмопевца враждебной обстановке могут свидетельствовать о более позднем времени написания 118 псалма — на рубеже VI—V вв. до н. э., во время вавилонского пленения или при Ездре и Неемии.

Для чего верующими читается 17 кафизма

По давней традиции 17 кафизму принято читать родными и близкими усопшего в третий, девятый и сороковой день по смерти человека. Кафизма считается очень сильной молитвой за усопших, способной испросить у Господа прощения грешнику. Отсюда другое её название — поминальная.

Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (чтецам) за плату или иное вознаграждение. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего.

Помимо практики чтения в строго определённые дни рядом верующих применяется и другая практика: чтение 17 кафизмы в составе ежедневного молитвенного правила. Кафизма считается «довольно ясным учением о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Как правильно читать келейно 17 кафизму

17 кафизма столь сильно отличается от других кафизм Псалтыри, что существуют даже особые правила её чтения, которые, однако, неизвестны большинству верующих.

Стихи 92 и 93, а также 175 и 176 читают трижды.

После положенных по прочтении кафизмы тропарей читают тропари непорочны или тропари за упокой:

Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавши верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам, почестей и венцев небесных.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Древле убо от несущих Создавый мя и образом Твоим Божественным Почтый, преступлением же заповеди, паки мя Возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися.

Припев: Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила, усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.

И ныне, и присно, и во веки веков

Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение. Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Затем молитву, положенную по окончании кафизмы. И «Последование по исходе души от тела».

Читать 17 кафизму на русском языке

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропарь

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели: того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего дать ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй. (Сорок раз и поклоны по силе)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 118

Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни.

Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его,

не делающий бо беззакония, в путех Его ходиша.

Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело.

Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя.

Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя.

Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея.

Оправдания Твоя сохраню: не остави мене до зела.

В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя.

Всем сердцем моим взысках Тебе, не отрини мене от заповедей Твоих.

В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Устнама моима возвестих вся судьбы уст Твоих.

На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве.

В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя.

Во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих.

Воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя.

Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего.

Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя.

Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время.

Запретил еси гордым: прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих.

Отыми от мене понос и уничижение, яко свидений Твоих взысках.

Ибо седоша князи, и на мя клеветаху, раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих.

Ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания Твоя.

Прильпе земли душа моя, живи мя по словеси Твоему.

Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим.

Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих.

Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих.

Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя.

Путь истины изволих, и судьбы Твоя не забых.

Прилепихся свидением Твоим, Господи, не посрами мене.

Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое.

Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну.

Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим.

Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех.

Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство.

Отврати очи мои, еже не видети суеты, в пути Твоем живи мя.

Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой.

Отыми поношение мое, еже непщевах, яко судьбы Твоя благи.

Се, возжелах заповеди Твоя, в правде Твоей живи мя.

И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему,

и отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса Твоя.

И не отыми от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах.

И сохраню закон Твой выну, в век и в век века.

И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках,

и глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся.

И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело:

и воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих.

Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси.

То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя.

Гордии законопреступоваху до зела, от закона же Твоего не уклонихся.

Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся.

Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой.

Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришельствия моего.

Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой.

Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках.

Часть моя еси, Господи: рех сохранити закон Твой.

Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему.

Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя.

Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя.

Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых.

Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея.

Причастник аз есмь всем боящымся Тебе и хранящым заповеди Твоя.

Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя.

Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему.

Благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах.

Прежде даже не смиритимися, аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних.

Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим.

Умножися на мя неправда гордых, аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя.

Усырися яко млеко сердце их, аз же закону Твоему поучихся.

Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим.

Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имярек), и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим.

Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах.

Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя, и войстинну смирил мя еси.

Буди же милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему.

Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой Поучение мое есть.

Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя, аз же поглумлюся в заповедех Твоих.

Да обратят мя боящиися Тебе и водящии свидения Твоя.

Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся.

Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах.

Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя?

Зане бых яко мех на слане, оправданий Твоих не забых.

Колико есть дний раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд?

Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи.

Вся заповеди Твоя истина; неправедно погнаша мя, помози ми.

Вмале не скончаша мене на земли, аз же не оставих заповедей Твоих.

По милости Твоей живи мя, и сохраню сведения уст Твоих.

Во век, Господи, слово Твое пребывает на Небеси.

В род и род истина Твоя. Основал еси землю, и пребывает.

Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе.

Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем.

Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имярек), и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках.

Мене ждаша грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех.

Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело.

Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть.

Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть.

Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть.

Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках.

От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя.

От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси.

Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим.

От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды.

Светильник ногама моима закон Твой, я свет стезям моим.

Кляхся, и поставих сохранити судьбы правды Твоей.

Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему.

Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя.

Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых.

Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих.

Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть.

Приклоних сердце мое, сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние.

Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих.

Помощник мой и Заступник мой еси Ты, на словеса Твоя уповах.

Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего.

Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от чаяния моего.

Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну.

Уничижил еси вся отступающыя от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их.

Преступающыя непщевах вся грешныя земли, сего ради возлюбих свидения Твоя.

Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся.

Сотворих суд и правду, не предаждь мене обидящым мя.

Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии.

Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея:

сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправаданием Твоим научи мя.

Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя.

Время сотворити Господеви: разориша закон Твой.

Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия.

Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех.

Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя.

Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы.

Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедай Твоих желах.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имярек), и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое.

Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие.

Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя.

Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим.

Исходища водная изведосте очи мои: понеже не сохраних закона Твоего.

Праведен еси, Господа, и прави суди Твои.

Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело.

Истаяла мя есть ревность Твоя: яко забыша словеса Твоя врази мои.

Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е.

Юнейший аз есмь и уничижен: оправданий Твоих не забых.

Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина.

Скорби и нужды обретоща мя: заповеди Твоя поучение мое.

Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду.

Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу.

Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя.

Предварих в безгодии и воззвах, на словеса Твоя уповах.

Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим.

Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя.

Приближишася гонящий мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася.

Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина.

Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси.

Виждь смирение мое, и изми мя, яко закона Твоего не забых.

Суди суд мой, и избави мя: словесе ради Твоего живи мя.

Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскали.

Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя.

Мнози изгонящии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся.

Видех неразумевающыя и истаях: яко словес Твоих не сохранила.

Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих: Господи, по милости Твоей живи мя.

Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея.

Князи погнаша мя туне: и от словес Твоих убояся сердце мое.

Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу.

Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих.

Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея.

Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна.

Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих.

Сохрани душа моя свидения Твоя, и возлюби я зело.

Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи.

Да приближится моление мое пред Тя, Господи: по словеси Твоему вразуми мя.

Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя.

Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим.

Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда.

Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих.

Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть.

Жива будет душа моя, и восхвалит Тя: и судьбы Твоя помогут мне.

Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллйлуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды)

Господи помилуй. (Трижды)

Молитвы по окончанию чтения псалмов любой кафизмы

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша;

Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари покойные, глас 2-й

Согреших к Тебе, Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающагося, и помилуй мя, Боже.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Зову к Тебе, Христе Спасе, мытаревым гласом: очисти мя якоже онаго, и помилуй мя, Боже.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородице, не презри мя требующа заступления Твоего: на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Господи, помилуй. (40 раз)

Молитва, положенная по окончании чтения 17-й кафизмы

Владыко Господи Вседержителю и Творче всех, щедрот Отец, и милости Бог, от земли создавый человека, и показавый его по образу Твоему и по подобию, да и тем прославится великолепое имя Твое на земли, и исторгнена убо преступлением Твоих заповедей, паки на лучшее возсоздавый его во Христе Твоем и возведый на Небеса: благодарю Тя, яко умножил еси на мне величие Твое, и не предал мя еси врагом моим в конец, исторгнути мя ищущым в пропасть адову, ниже оставил мя еси погибнути со беззаконии моими. Ныне убо, Многомилостиве и Любоблаже Господи, не хотяй смерти грешнаго, но обращения ожидаяй и приемляй: Иже низверженныя исправляяй, сокрушенныя исцеляяй, обрати и мене к покаянию, и низвержаннаго исправи, и сокрушеннаго исцели: помяни Твоя щедроты, и яже от века Твою непостижимую благость и моя безмерная забуди беззакония, яже делом, и словом, и мыслию соверших: разреши ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления на очищение скверны мысли моея. Усльши, Господи, вонми, Человеколюбче, очисти, Благоутробне, и от мучительства во мне царствующих страстей окаянную мою душу свободи. И нектому да содержит мя грех: ниже да возможет на мя боритель демон, ниже к своему хотению да ведет мя, но державною Твоею рукою, его владычества исхитивый мя, Ты царствуй во мне, Благий и Человеколюбивый Господи, и всего Твоего быти, и жити мне прочее по Твоей благоволи воли. И подаждь ми неизреченною благостию сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил, радость духовную, любовь истинную, долготерпение, благость, кротость, веру нелицемерну, воздержание обдержательное, и всех мя благих плодов исполни дарованием Святаго Твоего Духа. И не возведи мене в преполовение дний моих, ниже неисправлену и неготову душу мою восхитиши: но соверши мя Твоим совершенством, и тако мя настоящаго жития изведи, яко да невозбранно прошед начала и власти тьмы, Твоею благодатию узрю и аз неприступныя Твоея славы доброту неизреченную, со всеми святыми Твоими, в нихже освятися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слушать 17 кафизму на русском языке

Слушать 17 кафизму на русском языке

Святые отцы о 17 кафизме

Многими святыми отцами 17 кафизма считается самой главной кафизмой всей Псалтыри.

Блаженный Августин говорил, что все псалмы это как звёзды, рассеянные по небу, а 17 кафизма — это солнце, изливающее в полдень обильный свет. Пораженный глубиной этого псалма, он долгое время не мог приступить к его толкованию.

Схиархимандрит Свято-Никольской обители Иоанникий писал, что чтением 17 кафизмы можно отмолить свои грехи и грехи родных до седьмого колена и напутствовал: «17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное».

О ежедневном чтении 17 кафизмы говорила и схимонахиня Антония (Анастасия Яковлевна Кавешникова): «Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас».

17 кафизма в составе богослужений

В отличии от всех других кафизм Псалтыри семнадцатая читается на службах каждый день. В будние дни она читается на полунощнице. В субботу и воскресенье — на утрене: в первом случае — в соединении с 16 кафизмой, во втором — со 2 и 3. Чтение в субботу 16 и 17 кафизм, вместо положенных по Уставу 19 и 20, связано с тем, что одной из тем субботы является поминовение усопших.

Помимо чтения на утрене и полунощнице 17 кафизма читается на заупокойных службах — при любом чине отпечания (монашеском, мирянском, священническом, младенческом), и может читаться на панихидах.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Псалтирь о упокоении усопших

Шрифт

Читать Псалтирь:

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый — это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине — например, до 40-го дня.

Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших — таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона — «Достойно есть..» и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

В этом разделе помещены три варианта чтения Псалтири по усопшим в соответствии с традицией Русской Православной Церкви.

В отличии от других, этот вариант прочтения Псалтири о упокоении усопших включает в себя только поминовении заупокой на каждой «Славе» кафизмы. По прочтении кафизмы приведены тропари заупокойные и молитва о упокоении, вместо обычных тропарей и молитв Псалтири. Такое поминовение называется сугубым (особым, только о упокоении), часто такой вариант чтения используют в первые сорок дней после смерти усопшего. Для удобства все тексты преведены «на ряду» (без сокращений).

В данном изложении Псалтирь о упокоении усопших включает в себя только молитвы о упокоении на каждой «Славе» кафизмы. По прочтении каждой кафизмы приведены тропари и молитва кафизмы из Псалтири. При таком чтении начало и окончание чтения кафизм остается обычным, без заупоуойных тропарей. Для удобства все тексты преведены «на ряду» (без сокращений).

Самый распостраненный способ чтения Псалтири с поминовениями о здравии и упокоении на каждой «Славе» кафизмы. По прочтении каждой кафизмы приведены тропари и молитва кафизмы из Псалтири. Для удобства все тексты преведены «на ряду» (без сокращений). Такой вариант обычно читают для келейного поминовения живых и почивших сродников.

Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

«При чтении Псалтири при гробе усопшего, — пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», — нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой «Славы:», и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего», причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой».

Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй «Славе:» кафизмы, читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

Шрифт

Псалтирь по усопшим

Скачать эту статью

Обычай читать Псалтирь по усопшим берет свое начало уже в первых веках существования Христианской Церкви. Однако, точно ответить на вопрос с чего началась традиция невозможно.

Для большинства примером считается история с Успением Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию, апостолы три дня молились и пели псалмы у гроба девы Марии.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы». Российская империя, XIX — XX вв. Псалмопения у гроба Божьей Матери в течении трех дней дали начало традиции совершать Псалтирь по усопшим.

Совершение Псалтири по усопшим свидетельствует о большой любви человека к новопреставленному и приносит ему великое утешение

Вспоминая умерших молитвенно, мы обращаемся к Господу с просьбой о прощении грехов их, чтобы, представ перед судом Божием, они получили оправдание.

Молитва об упокоении новопреставленного способствует душевному успокоению людей, потерявших близких, помогает отвлечься от жизненной суеты. Молитва — это самая прочная и тесная связь между родными (живыми и усопшими).

Когда просишь Господа за близкого человека, то становиться легче и молящему, и тому, за кого молятся.

Чтение Псалтири по усопшему, при условии, что чтецов несколько, происходит непрерывно, днем и ночью, по возможности стоя. Родным и близким настоятельно рекомендуется также хоть иногда присоединяться к молитве.

Ведь молитвенный текст об усопшем — эта та помощь, которую живой человек может оказать умершему.

Случается, что чтение Псалтири, непосредственно над телом умершего, по каким-либо причинам затруднительно (если тело в морге).

В этом случае близкие и родные могут поделить кафизмы и время суток, и читать псалмы по отдельности, каждый у себя дома.

Псалмы необходимо произносить не торопясь, вникая в смысл читаемого.

Молитва приобретает особенную силу если она искренняя и идет от сердца.

Также сложился обычай заказывать чтение Псалтири за умершего в монастыре. При этом принято обязательно подавать милостыню просящим, в знак ходатайства за душу новопреставленного.

Псалтирь читают над телом умершего до его погребения и после, до сорока дней

В Православной церкви установился обычай чтения Псалтири над телом умершего до его погребения и после похорон до сорока дней.

Чтение псалмов является мольбой за душу новопреставленного и успокаивает сердце скорбящих родных и близких.

Неусыпаемая Псалтирь об упокоении в Храме (особый род молитвы, которая читается круглосуточно).

В Апостольских постановлениях сказано совершать чтение псалмов и молитвы по усопшим на третий день, девятый и сороковой. Однако, преимущественно чтение совершается в течении трех или сорока дней

Читать Псалтирь по усопшему разрешается как церковному чтецу, так и мирянину. Для этого благочестивому христианину необходимо обладать навыком чтения Псалтири.

Хорошо, когда таким навыком обладает родственник или близкий покойного, ибо молитвенное обращение к Господу со стороны знающих умершего людей обладает великой силой.

Читаются кафизмы одна за другой по порядку. Однако, для непрерывного чтения необходимо несколько человек. Если удалось установить череду, то Псалтирь читается все время до отпевания. Если нет — чтение продолжается по возможности.

Но желательно совершать Псалтирь по усопшему до 40 дней, читая хотя бы одну кафизму в день.

Кафизмы — это разделы на которые разделена Псалтирь. Всего в Священной книге 20 кафизм, примерно равной длины, каждая из которых содержит разное число псалмов.

Порядок чтения Псалтири по усопшему (по новопреставленному)

Традиция совершать чтение Псалтири по новопреставленному являет собой многовековую традицию. Со временем установился определенный порядок чтения Священной книги.

В момент смерти или непосредственно после нее чтение Псалтири по окончанию молитвословия следует начинать с «Последование по исходе души от тела».

Это молитвенное обращение должно облегчить душевные страдания умирающего. По ее прочтении родственники начинают чтение псалтыри по усопшим.

Перед первой кафизмой после канона «Достойно есть», необходимо произнести Канон по усопшему до 40 дней.

Если чтение Псалтири совершается у гроба новопреставленного, то сначала священнослужителем произносится «Последование по исходе души и тела». Затем начинают читать Псалтирь.

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…» При чтении кафизмы по каждой «Славе» произносится: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже!

Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:…» (имена умерших православных христиан перечисляются в родительном падеже).

Затем, перед чтением следующей части кафизмы, произносим:

«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»

Следом читается «Молитва за единоумершего до 40 дней»:

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец,

отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго,

и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя:

аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа,

Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве,

православно даже до последняго своего издыхания исповеда…»

По прочтению «Молитвы за единоумершего до 40 дней» читаются псалмы. По окончании чтения Псалтири чтец произносит Канон за единоумершего (об усопшим) следом чтение опять начинается с первой кафизмы.

И снова повторяется в том же порядке во все время чтения Священной книги.

Когда вся Священная книга прочитана, следом положены специальные молитвы после Псалтыри по усопшему. В молитвослове они называются «по прочтении Псалтири или нескольких кафизм».

Существует также и другие правила чтения псалмов по усопшему у гроба. В Псалтири, изданной Московской Патриархией в 1973 году, рекомендуется после первой и второй «Славе» произносить «Молитву за всякого усопшего христианина»:

После прочтения кафизм, читаются «Тропари покойны»:

«Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.»

Следом читаются молитвы, которые положены по прочтении кафизмы.

Во время пасхальной седмицы прочтение Псалтири в Храмах останавливается, но, тем не менее, в настольной книге священнослужителя сказано:

«можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы.» Достаточно по окончании кафизмы и «Славы» добавить пасхальные песнопения.

Читать Псалтирь об усопшем следует до 40-го дня (и более) хотя бы по одной кафизме в день.

На совершении Псалтири, в отличие от Литургии, разрешено поминать и некрещеных умерших (это оговаривается с духовником).

В заключение стоит добавить, что читается Псалтирь (в ногах у гроба усопшего), преимущественно стоя, разве только исключительная крайность не вынуждает его сесть.

Дома читать Псалтырь за упокой можно с благословления батюшки и при соблюдении определенных правил

Помимо церковного чтения, сложилась давняя православная традиция совершения Псалтири дома — келейно. Каждый христианин может читать Священную книгу самостоятельно дома, без участия священника.

Дома Псалтирь читается с разрешения батюшки, при зажжённой свече, соблюдая правила чтения

Православные верующие часто задаются вопросом — как читать Псалтирь по усопшему? Как правильно читать.

Совершать чтение Псалтири можно по соглашению — несколько верующих объединившись, прочитывают весь Псалтирь за день. Если читают двадцать человек, то каждый произносит по одной кафизме.

Если десять, то по две кафизмы. Если человек один читает Священную книгу — одна кафизма в день.

Для прочтение Священной книги дома рекомендуется соблюдение определенных правил, которые складывались на протяжении многих веков:

  • прежде чем приступить к чтению Псалтири, желательно получить благословление у батюшки;
  • дома Псалтирь читается при зажжённой свече или лампаде;
  • правильная расстановка ударений особенна важна при прочтении псалмов. Допущенная ошибка может привести к искажению смысла не только одного слова, но и целых фраз. Перед прочтением молитвы следует прочесть толкование на псалмы;
  • чтение должно быть монотонным, негромким, без лишних эмоций. Это помогает человеку сосредоточиться на молитве, быть более внимательным, повышает понимание текста;
  • название псалмов читать не обязательно;
  • вовремя произнесении псалмов разрешается сидеть. Только во время прочтения Славы, предначинательных и заключительных молитв необходимо стоять;
  • нри домашнем чтении на Славах произносятся псалмы о здравии и по усопшим;
  • не стоит смущаться или унывать, если смысл молитв не особо ясен. Со временем смысл древних текстов раскроется и будет понятен.

Порядок чтения Псалтири по усопшему келейно (то есть, у себя дома)

Получив разрешение читать псалмы дома, верующий, стараясь соблюдать все вышеизложенные правила, может приступить к совершению Псалтири.

К дополнению необходимо ознакомиться с порядком чтения Псалтири по усопшему:

  • прежде чем начать читать Псалтирь настоятельно советуется произнести предначинательную молитву. С не начинается любое молитвословие и читается она перед всеми другими молитвами. Найти предначинательную молитву можно в любом православном молитвослове;
  • на каждой «Славе» во время домашнего чтения следует поминать усопших. При этом называется имя умершего с присоединением «новопреставленного»;
  • после каждой кафизмы произносятся положенные тропари и заупокойная молитва;
  • по совершении всей Псалтири должны читаться специальные молитвы, называемые в молитвослове «по прочтении Псалтири или нескольких кафизм». Все их вы сможете найти в Псалтири.

В заключении стоит добавить, что читать Псалтирь необходимо с покаянием, смирением и благодарностью. Эти неотъемлемые черты молитвы делают ее живой.

Познавательный сайт ,,1000 мелочей»

Этот праздник всегда отмечается в выходной день.

История праздника:

В русской традиции насчитывается несколько названий Красной горки, поэтому истоки праздника правильнее толковать, исходя из истории возникновения каждого названия. Итак. Антипасха Название имеет греческие корни. Главный день ветхозеветной седмицы – суббота. Так было изначально.

Среди иудеев принято говорить: «В первый, второй третий и т.д. день после субботы». О Красной горке говорили, что праздник отмечается в единый день от субботы, то есть в воскресенье. Однако в ход истории вмешалось Воскресение Христово, с тех пор главным днем стала «неделя – выходной день, когда не работают, а только отдыхают.

Со временем неделю стали называть воскресеньем. Таким образом, с целью обозначить главный и начальный день седмицы, его назвали Антипасхой, другими словами, повторяющейся Пасхой. На Руси этот день считался особым праздником в честь нового православного исчисления времени (отсчета недель).

Фомин день или Фомино воскресенье:

Данное название Красная горка получила из-за события, упоминавшегося в Евангелии. Когда после Воскресения Христос впервые явился своим ученикам, апостола Фомы среди них не было. В это время он отправился в Иерусалим, где и узнал о том, что Иисус воскрес и явился ученикам.

В ответ на услышанное известие Фома изрек:

«Я не поверю в произошедшее событие, пока лично не коснусь ран, оставленных на руках Иисуса гвоздями, и пока собственноручно не вложу в них персты».

На восьмой день все апостолы собрались в помещении, когда к ним снизошел Иисус и сказал, обратившись к Фоме:

«Вложи же свои персты в мои раны. Отныне ты не будешь неверующим, а станешь верующим».

Отсюда и возникло выражение «неверующий Фома». На примере Фомы видно, что он, в отличие от многих других, не побоялся открыто высказать свое неверие в Воскресение Христово.

Поэтому и возжелал вложить персты в раны Иисуса, чтобы обрести веру.

И Христос тот час откликнулся на его зов, сказав:

«Вложи персты свои, Фома, пусть это станет доказательством. Ведь в течение последующих веков люди через тебя будут верить в то, что сами никогда не видели!»

Кликушное (кликушкино) воскресенье:

Так как на Красную горку было принято свататься и жениться, в одном селе часто насчитывалось несколько десятков пар молодоженов. Односельчане приходили в дом к жениху и невесте, чтобы «окликать» («окричать») их благодатными словами. Звучали песни, стишки и просто пожелания добра, любви, хлебосольного дома, скорого рождения детей, долгой и счастливой жизни. Эти выкрикивания получили название «кликушки», а языческий обычай стал традицией. Взамен на радостные пожелания «кликуны» получали дары. В основном это было продовольствие (хлеб, яйца, молоко, овощи, мясо).

Красная горка в язычестве и христианстве:

В дохристианские времена все пригорки, сопки и холмы не только были окружены ореолом загадочности, но и особо почитались в религиозном плане. Считалось, что пребывание на горе и любой другой возвышенности приближает человека к Богам и солнцу. В язычестве на вершинах всегда зажигали огни, проводили различные обряды и жертвоприношения, устраивали празднества, воздвигали идолов.

Так как язычники, кроме Богов, чтили и память о своих предках, ритуальные действия проводились в самых лучших под небесами местах – на горках и холмах. Эти возвышенности называли «красными горками».

Слово «красные» имело два значения: прекрасные и озаренные солнцем (Ярило) при восходе и закате, пламенем купальского огня и ритуального костра. Когда солнце поднималось, над сопками, холмиками и языческими святилищами играло красное зарево.

Отсюда и появилось название Красная горка. Именно по этой причине русские погосты располагали на самых красивых холмах и пригорках. Люди ходили на эти кладбища в дни поминовения усопших, чтобы почтить их память и отдать дань уважения предкам.

Так и произошло название «Красная горка». Изначально этот праздник возник в язычестве. Отмечать его принято было, как и тризну – не в печали и трауре, а в радости и с улыбкой на устах. Язычники верили, что об усопших необходимо вспоминать весело.

Радостная память об умерших родственниках олицетворяет жизнь и продолжение рода. Даже слова «радость» и «род» имеют одинаковый корень. В дохристианские времена говорили, что ярое солнце встает над красными холмиками.

А то, что праздник отмечался весной, символизировало не что иное, как пробуждение мертвых, воспоминания о них, а также напоминание усопшим о себе с помощью специальных кличей.

Спустя некоторое время православная церковь позаимствовала у язычников традицию почитать своих предков таким образом. Христиане тоже начали обустраивать погосты на холмах, называя их красными горками. Православные не только следовали этому языческому обычаю, но и наполнили его новым, более возвышенным смыслом.

Христиане, как и древние язычники, не грустили в день поминовения умерших родственников, они, напротив, радовались и веселились, а при посещении могил клали на них куриные яйца, окрашенные в красные цвет.

Красная горка на Руси имела еще одно особое значение в быту: в этот день было принято свататься, отмечать свадьбу, венчаться, выбирать себе суженого или суженую. Считалось, что на Красную горку зарождалась новая семья.

Обычаи и народные традиции на Красную горку:

На Руси Красная горка – один из трех самых значимых весенних праздников. Первый и второй – Пасха и день весеннего равноденствия. На Фомино воскресенье окончательно провожают зиму и встречают весну, водят хороводы, венчают молодоженов, поминают предков, устраивают веселые гулянья с игрищами, песнями и пышными застольями. Не все традиции и обычаи, соблюдавшиеся на Красную горку в древности, дошли до наших дней. Но, к счастью, о наиболее распространенных из них память все-таки сохранилась.

Зазывание весны:

Перед восходом солнца первой на пригорок выходила хороводница, которую выбирали с вечера. Обратившись к Востоку и держа в одной руке круглый хлебец, она читала специальную молитву, после чего заводила веселую песню. Затем на пригорок поднимались остальные девицы, окружали «зачинщицу» и, водя хоровод, все вместе выкрикивали веселые зазывалки.

Начало поминовения усопших:

Первым делом почитали умерших родителей. Зрелые женщины и незамужние девушки надевали траурные платья и шли на погост. Кланялись могилам своих родителей, а затем и всех остальных усопших родственников. После поклона по традиции нужно было погоревать, затем разложить на могиле угощения.

Причем раскладыванием еды и напитков занимались исключительно замужние женщины. А девушки на выданье катали по могилам красные куриные яйца. Среди напитков, принесенных на погост, обязательно было красное вино. Его остатки выливались прямо на могилы родственников.

Придя с кладбища, женщины и девушки переодевались в праздничные наряды. После этого они собирались на холме, дружно плясали, пели песни, водили хороводы, плели плетень, играли в горелки, перебирали просо для будущего посева.

Встреча весны:

С утра на холме собирались девушки и парни. Заранее изготовленное из соломы и тряпок чучело устанавливали на самой вершине. Вокруг него водили хороводы, пели, плясали. После этого рассаживались кругом и угощали друг друга снедью.

Главным блюдом была яичница. Чучело оставляли на горе до вечера. На закате солнца вокруг чучела опять устраивали гулянья, после чего весело сжигали сооружение.

Смотрины:

С самого утра все незамужние девушки и неженатые парни надевали свои самые красивые наряды. Выходили на улицу и гуляли по селу, присматривались друг к другу. Таким образом, они выбирали себе невест/женихов. Родственники молодых людей также имели отличную возможность лучше рассмотреть потенциальную невесту/жениха для своего сына/дочери.

Обновление души и тела:

Чтобы праздник принес только блага, девушки и парни выходили на заре на улицу и обливали друг друга водой. Считалось, что именно утренняя вода на Красную горку способна смыть все недуги и беды, а также даровать счастье. Самые смелые люди купались в водоеме. После водных процедур устраивали игры: перепрыгивали через плетень на огороде, пели песни, водя хоровод вокруг сенных стогов, лазали на деревья.

Праздничный стол:

К встрече Красно горки готовились основательно. На пиршество звали не только односельчан, но и людей со всех окрестных деревень. Хозяюшки пекли караваи, пироги с различными начинками, готовили яичницу. Пироги и караваи обязательно должны были иметь круглую форму, символизирующую солнечный диск.

Прославление весны:

Молодые девушки надевали красивые платья, в косы вплетали разноцветные ленты, голову покрывали венками и, разгуливая по селу, пели веснянки. Дети накануне праздника мастерили деревянных ласточек – символ весны и обновления. С этими ласточками детишки ходили по домам односельчан и пели песни, прославляя зеленачку и ярь.

Фомино воскресенье для неженатых и незамужних:

Красная горка на Руси отмечалась в течение нескольких дней, этот праздник был грандиозным событием в жизни молодежи и рассматривался скорее как увеселительное действо. На улицах повсеместно устраивались народные гулянья, отовсюду звучали песни и веснянки, слышался задорный смех.

Незамужние и неженатые люди имели возможность выбрать для себя спутника жизни и посвататься. Те, кто не имел жениха или невесты, собирались вместе, гуляли, водили хороводы, пели песни, а вечером рассаживались кругом на холме, угощались праздничными блюдами. После этого в центр круга выходил каждый, кто хотел, и озвучивал имя той (того), которая ему симпатизирует. Так проходило первое знакомство с потенциальными невестами/женихами.

Особое внимание уделялось нарядам, которые надевали незамужние девушки и холостые парни в праздничный день. Специально к Красной горке для парней шили рубашки, штаны и красные пояса. Девицы расшивали сарафаны украшениями, мастерили венки и вплетали в косы причудливые ленточки, покрывали головы расписными платками.

Накануне праздника обязательно избиралась Лада – девушка, которая назначалась распорядителем торжества. Как правило, Лада знала множество присказок, песен, веснянок, кликушек и стихов, связанных с Красной горкой. Она руководила игрищами и хороводами, напоминала о правилах той или иной игры, запевала мелодичные кликушки и песни.

Удивительно, но куплеты некоторых песен составлены так, чтобы каждый участвующий в песнопении, имел возможность громко выкрикнуть имя человека, который ему пришелся к душе. Таким образом, молодые люди узнавали о привязанностях, а также рассказывали о своих симпатиях.

Свадьба на Красную горку.

Этот праздник предполагал проведение не только ритуалов, связанных с поминовением усопших, гуляний и веселых застолий, но и символизировал надежду, зарождение новых чувств. Красная горка была настоящим торжеством любви. Поэтому все влюбленные пары старались провести бракосочетание именно в этот день. Знающие люди говорили, что брак, заключенный на Красную горку, является залогом долгой и счастливой жизни для молодоженов.

Традиция сочетаться брачными узами на Фомино воскресенье появилась неслучайно. Дело в том, что Красная горка приходится на первый после Великого Поста воскресный день. Многие влюбленные пары ждали своей свадьбы всю зиму и половину весны. Влюбленных, которые сыграли свадьбу на Красную горку, называли «вьюница» и «вьюнок».

Отсюда пошло еще одно название праздника – «вьюичное воскресенье». Разумеется, всех молодоженов, которые желают обвенчаться в день своего бракосочетания, священник обслужить не мог физически. Отсюда и возникло свадебное поверье о том, что те, кто попал в число пар, венчавшихся на Красную горку, обязательно проживут счастливую, сытую и долгую жизнь.

Если учитывать языческие корни праздника, свадьбы проводились именно на Красную горку и потому, что этот день был приурочен к почитанию Богов солнца, главным из которых является Ярило. По этой причине люди верили, что брак, заключенный в Фомино воскресенье, благословлен Высшими Силами и Небесами, а также освещен Солнцем.

Сразу после росписи, молодые старались посетить дом тех пар, кто заключил брак вначале текущего года. Эта традиция была основана на суеверии: если в день своей свадьбы молодожены смогут побывать в гостях у такой пары, их совместное существование будет легким и радостным. Чем большее число домов, где живут уже расписанные в этом году пары, посетят жених и невеста, тем лучше.

Основными свадебными угощениями, которые выставлялись на праздничный стол, являлись блюда, в составе которых присутствуют яйца. Главные лакомства – яйца, запеченные в золе, а также вареные яйца, скорлупа которых окрашена в красный цвет.

Приметы и поверья на Красную горку:

Некоторые люди, особенно старшее поколение, верят в приметы и поверья, с которыми связана Красная горка.

Считалось, что если незамужняя девушка или холостой парень не будет участвовать в праздничном гулянии, судьба обозлиться, а удача отвернется. И сидеть ему/ей бобылем/девицей до следующей Красной горки.

Если на закате солнца бросить монетку любого достоинства в колодец, предварительно загаданное желание обязательно сбудется в течение года.

Девушки и женщины в праздник пытались сшить себе наряд из материала красного цвета. Считалось, что именно таким образом они смогут расположить к себе Бога солнца, который наградит их удачей на весь год.

Для улучшения материального положения и состояния здоровья накануне Красной горки хозяйки обмывали иконы ключевой водой, которую не выливали, а хранили до праздника. Утром на Фомино воскресенье все семейство умывалось этой водой. Причем старшие всегда умывали вначале младших домочадцев, а потом и себя. Считалось, что водица с икон способна укрепить здоровье и поправить финансовое положение.

Особой негативной энергетикой обладали раздоры, случавшиеся на Красную Горку. Говорили, что поссорившиеся на праздник люди ни за что не примирятся до наступления Троицы.

Чтобы в доме всегда царила идиллия, не было разногласий и скандалов, хозяйка должна была испечь праздничные куличи, а хозяин дома (супруг) – должен был угостить этими куличами всех людей, которые встретятся ему на улице. Даже крошки от угощения оставлять в доме было нельзя. Остатки отдавали скотине или раскрашивали птицам.

Люди верили, что долгую и счастливую жизнь им могли даровать молитвы, прочитанные утром на Красную Горку. Причем молитвы должны быть обращены не только к Господу, но и к своим умершим родственникам, которые на том свете попросят за своих родных.

Гадания на Красную горку.

Гадание на исход любовных отношений:

Уединитесь в помещении. Посередине комнаты на полу установите невысокий табурет (можно заменить пуфиком, ведром или большой кастрюлей, которую предварительно следует перевернуть дном вверх). Необходимо чтобы получилось что-то наподобие подставки. К табурету прислоните доску или металлическую пластину (примерная длина 1 м, ширина – 30 см). Возьмите две красные крашенки и одновременно катните их вниз по доске.

Оцените, как они будут катиться и где остановятся:

Если оба яйца будут катиться, касаясь друг друга, и остановятся рядом друг с другом, вы со своей второй половинкой проживете долгую и радостную жизнь, полную любви и взаимопонимания.

Если же одна или обе крашенки разобьются, вас и вашего любимого человека ждет серьезная ссора.

Если яйца раскатятся в разные стороны, вам, увы, не суждено быть вместе.

Гадание на здоровье:

Заранее подготовьте кусок ноздреватого сыра (примерно 150-200 г). Ложась спать в ночь на Красную горку, поместите сыр у изголовья, заведите будильник на 03:00.

Встав, отрежьте от целого куска сыра небольшой кусочек (пластинку).

Отрезая сыр, произнесите:

«Сырочек, сырочек, отдай мне свой кусочек, ты лежал у моего изголовья, поведай мне о моем здоровье».

Теперь посчитайте, сколько дырочек в отрезанном кусочке сыра. Если четное количество, значит, в текущем году могут быть незначительные проблемы со здоровьем. Если количество дырочек нечетное, здоровье вас не подведет.

Денежное гадание на Красную горку:

На заре в Красную горку заберитесь на вершину любого холма, взяв с собой три ложки (любые). Когда солнце будет всходить, обернитесь вокруг своей оси три раза и, выкрикнув: «Будет ли у меня достаток в этом году?», подкиньте вверх ложки.

После того, как ложки упадут на землю, оцените их месторасположение:

Три ложки упали рядом друг с другом – новые источники дохода, наследство, крупный выигрыш.

Две ложки упали рядом, а третья отлетела в сторону – прочное финансовое положение.

Все ложки упали далеко друг от друга – знак предстоящих трудностей, возможно, будут долги.

Гадание на будущее:

Накануне праздника красили куриные яйца в красный цвет.

Утром на Красную горку взбирались на холм и несколько человек одновременно катили яйца с горы вниз.

Чьё яйцо дольше всех укатилось и при этом осталось неповрежденным, тот и являлся баловнем судьбы в предстоящем году. Считалось, что этого человека неприятности обойдут стороной, а в будущем ожидают только радостные события.

Красная горка – период весенних паводков, когда природа пробуждается от долгого зимнего сна, обновляясь и знаменуя отсчет нового жизненного цикла. На вершинах холмов уже показалась первая зеленая травка, которую ласкает нежно-красное зарево солнышка.

Многие традиции касательно Красной горки за давностью лет, увы, утеряны. Но те, что сохранились до наших дней, нужно стараться беречь и всячески способствовать их возрождению.

Что читать дома по умершему архимандриту?

Вопрос читателя:

Добрый вечер, батюшка! Скажите, пожалуйста, как правильно молиться мирянину за усопшего архимандрита? Я имею в виду не просто помянуть в утренних молитвах, а что читать? Над гробом священник Евангелие читает, а мирянину у себя дома можно его почитать или нельзя и как читать?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Господь да упокоит душу новопреставленного раба его! /Что касается молитв, несколько отличаются чин отпевания мирянина и чин отпервания священнослужителя. Относительно домашней молитвы никаких жестких предписаний нет. Есть традиция молиться об усопшем, в частности, читать по нему Псалтирь (порядок чтения Псалтирь по усопшему обычно расписан прямо в издании Псалтири), канон, поминать в молитвах. Самое главное — искренняя молитва к Богу за умершего, Ваше собственное предстояние перед Господом с просьбой о милости к душе усопшего. Что касается чтения Евангелия дома по усопшему священнослужителю, эта традиция, не распространена, но греха в такой молитве нет.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх