Помост

Вопросы веры

Пустынь в стрельне

Свято-Троицкая Сергиева Приморская Мужская Пустынь

Краткое описание

Один из самых старых мужских монастырей Санкт-Петербурга находится в поселке Стрельна на берегу Финского залива. Свято-Троицкая Сергиева Приморская Мужская Пустынь – центр духовной жизни города, а для туристов монастырь представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры.

История

Монастырь был основан архимандритом Троице-Сергиевой лавры Варлаамом в 1734 году. Участок земли под строительство монастыря пожаловала лавре государыня Анна Иоанновна. Обитель возводилась силами монахов Троице-Сергиевой лавры. По велению императрицы в монастырь была перенесена церковь Успения богородицы, находящаяся до этого в родовом имении государыни. Храм поместили в центре обители, окружив его кельями монахов.

Дочь Петра I Елизавета Петровна уделяла большое внимание преображению Троице-Сергиевой пустыни. В середине XVIII века на территории появляются Свято-Троицкий собор и церковь Преподобного Сергия Радонежского.

Начало расцвета монастыря приходится на 30-е годы XIX века, когда главой обители становится И. Брянчанинов

Возрождение пустыни архимандрит начал с установления строгого устава монашеской жизни. Более двадцати лет он старался создать из пустыни образец для всех монастырей, и ему это удалось. В это время была построена церковь Покрова Святой Богородицы, которая являлась копией Флорентийского Собора.

В конце XIX века на территории Троице-Сергиево монастыря располагались:

  • несколько храмов
  • школа
  • дом для инвалидов
  • приют для странников
  • бесплатная больница для лечения неимущих

Большая часть монастырского двора была отведена под кладбище. Многие знатные граждане Петербурга выбрали это святое место для захоронения близких родственников. Усыпальницы устраивали рядом с существующими храмами, при этом родственники покойных не скупились на богатые надгробия.

На памятниках, установленных на монастырском кладбище, можно было увидеть много известных и родовитых фамилий Российского государства

Троице-Сергиеву пустынь закрыли после Октябрьской революции, но до 1931 года в храмах еще проходили службы. Во время блокады Ленинграда культовые сооружения сильно пострадали, а некоторые были уничтожены почти полностью. Существовали планы реставрационных работ храмовых сооружений, но их так и не осуществили.

В 1962-1964 годах снесли то, что осталось от Троицкого Собора и церкви Воскресения Христова, кладбище разровняли бульдозером. Территорию монастыря вернули епархии только в 1993 году.

Архитектура

Архитектурный ансамбль пустыни выстраивался по классическому варианту. В центре располагался Троицкий Собор и окружающая его площадь, в некотором отдалении находились другие храмовые сооружения.

Собор с пятью куполами возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря

Троицкий собор был выполнен в стиле барокко и поражал богатством внутренней и внешней отделки. Храм возводился под руководством архитектора Трезини и стал образцом построения храмов на несколько десятилетий.

Первое каменное сооружение – Храм Преподобного Сергия Радонежского, построено в конце XVIII века, перестроено в конце XIX в «русском стиле», в основе которого лежит древнерусское зодчество и народное искусство в сочетании с элементами византийской архитектуры. Это единственный в России храм, построенный в виде базилики.

Русские мотивы прослеживались во внешнем виде всех церквей и строений, находившихся на территории пустыни, но наиболее ярко это отразилось в облике Воскресенского собора. Фасады, выполненные из разноцветного кирпича, украшали фигуры русских святых, окна были украшены витражами. До наших дней собор не сохранился.

Из 9 храмов Свято-Троицкой Сергиевой Приморскаой Мужской Пустыни сохранилось только 3

Расписание богослужений 2019

Богослужения проходят ежедневно:

  • в 8:30 – Божественная Литургия святого Иоанна Златоуста;
  • в 17:00 – Вечерня и Утреня;

В субботу в 17:00 – Всенощное Бдение

Монастырь в наши дни

Богослужения проходят каждый день. В выходные дни и дни православных праздников на службу в Соборе собирается до тысячи человек. Люди идут в храм, помогают восстанавливать монастырь и получают духовную помощь.

Сегодня при монастыре живут 27 братьев

Как попасть в монастырь

Попасть в монастырь можно свободно, соблюдая известные правила посещения храмовых сооружений.

Официальный сайт

Телефоны

  • 8 812 647 07 30 – проходная
  • 8 812 647 07 45 – книжная лавка

Где находится

Адрес

Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 15

Метро

  • Автово
  • Балтийская

Как добраться

  • проезд электричкой до станции «Сергиево»
  • от метро Автово на трамвае № 36 или на автобусах № 200 и № 210
  • от метро Балтийская на любом транспорте, идущем в сторону Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума

Автор статьи Редакция сайта Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить. Написано статей 130

27 октября мы совершили дневную прогулку в пригород Петербурга — Стрельну, где есть немало исторических и культурных достопримечательностей. И главной целью нашей поездки был монастырь — Свято-Троицкая Сергиева Приморская Пустынь. Много раз мы проезжали мимо него на автобусе, когда ездили в Петергоф, наконец пришло время и здесь побывать!

Историческая справка. Монастырь этот был основан при императрице Анне Иоанновне, которая в 1734 году передала земли недалеко от новой столицы России своему духовнику Варлааму, настоятелю Троице-Сергиевой Лавры, одного из крупнейших русских монастырей. Варлаам начал обустраивать на новом месте монастырь, при нем построили каменные корпуса и деревянные стены. Так как изначально монастырь еще не был самостоятельным образованием, а лишь дополнением к Троице-Сергиевой Лавре — то от нее он и перенял название. В 1764 году монастырь под Петербургом отделился и стал самостоятельным, а к Свято-Троицкой Сергиевой Пустыни добавилось слово Приморская — чтоб указать, что он рядом с морем, чтоб было понятно, о каком монастыре идет речь. Монастырь был небольшим — всего 20 монахов. Через столетие после основания монастырь переживает свой расцвет — в 1834 году — при новом архимандрите Игнатие (Брянчанинове) , известном православном деятеле, который выстроил новые церкви в монастыре и привел хозяйство в порядок. К 1917 году здесь жили уже 100 монахов, и было 7 храмов. В 19 веке здесь похоронили очень много известных людей, живших в Петербурге. Некоторое время перед окончательным захоронением здесь лежали останки Михаила Илларионовича Кутузова. Похоронены здесь известный архитектор Штакеншнейдер, самый знаменитый дипломат России князь Горчаков, фаворит Екатерины Второй Платон Зубов, и многие другие исторические деятели. После революции — как было везде по России — монастырь закрыли, монахов подвергли репрессиям. Территория монастыря была заселена силами далеко не светлыми — сначала сюда въехала военизированая охрана промышленных объектов, потом здесь разместили школу милиции, и лишь в 1993 году Пустынь начали постепенно возвращать православным.
Вид на монастырь издалека, с запада.

Вид с Петергофского шоссе. Тут все наряднее.

Вход в монастырь. Раньше входили через часовеньки, но сейчас вход через ворота.

У входа в монастырь написано, что он основан в 1732 году. А в википедии — что в 1734. Возможно, что первая дата — это дата указа о передаче земель, а вторая дата — когда он фактически стал исполняться.

Информация для посетителей.

Что-то все чаще пишут в монастырях про то, что нельзя распивать спиртные напитки. Неужели прихожане такое себе позволяют?

Как и в большинстве монастырей, вход идет через мощную надвратную башню, храм над воротами. Сейчас это лишь элемент архитектуры и традиции, а раньше имело большое значение: ворота надо было охранять от непрошенных гостей, и мощная башня с гарнизоном очень способствовала тому, чтоб отбивать атаки разбойников.

Сооружение могучее!
У входа — площадка для кормления голубей. Разумно сделано и гуманно…
И голуби сыты, и беспорядка нет, все довольны!
Заходим в монастырь. Девушки перед этим у входа получили от охранника во временное пользование юбки.
Кельи монахов.
Схема монастыря — каким он был до революции. Двух самых красивых храмов нет — их взорвали при советской власти.
Фонари внутри монастыря.
Здесь похоронен выдающийся русский дипломат и государственный деятель 19 века — князь Горчаков.
Есть дубы, выращенные из семян дуба, посаженного Иоанном Кронштадтским
Архитектура монастыря. Церковь 1809 года.
Состояние памятника архитектуры — далеко от идеального…
Башенка. Их было четыре, по углам. Но сохранилась лишь одна.
Настоятельский корпус.
В целом, внутри монастыря — атмосфера благостная и спокойная. Находиться здесь приятно.
И еще один храм — Сергия Радонежского.
Можно войти.
Была открыта лишь церковная лавка. И нижний храм, где ставят свечки перед иконами. А храм на втором этаже закрыт, когда нет служб.
Но нас местные работницы любезно пригласили его посмотреть, за что им большое спасибо!
Слева от входа столик с мощами. Там есть частица мощей не только Сергия Радонежского, но и Николая Чудотворца. Но в кадре его не видно -я специально не фотографировал, так как знаю, что в церквях не любят, когда фотографируешь мощи.
Симпатичная церквушка Григория Богослова — построена по проекту того самого знаменитого Штакеншнейдера, что похоронен здесь же рядом. Построили ее в 1859 году, но по стилю она напоминает древнерусские церкви. К сожалению, она на реставрации.
Монастырский пруд. Посередине остров, где какие-то захоронения, и есть один домик.
Попасть можно лишь по мостику, но вход туда закрыт, эта часть монастыря не для посетителей.
Купель на пруду.
На ней не было табличек ни что можно купаться, ни что нельзя, поэтому мы не стали рисковать, и ограничились просто осмотром.
Внутрь можно зайти, там есть женское отделение, а дальше я не смотрел — но вероятно, что и мужское.
Ближе к входу — клетка с домашними белочками.
Белки не отсиживались в клетках, а прыгали по всему периметру. Поэтому удалось и полюбоваться, и пофотографировать
Уши и когти впечатляют!
Белки линяют. Надо прийти зимой — тогда увидим их во всей красоте, а не полуголыми.
В общем, приятное место. Здесь и детям не будет скучно!
Пока мы смотрели на белок — подошла местная кошка. Смотрела недоверчиво.
Но мы ей дали сосиску, которую она согласилась скушать.
После этого кошка села рядом с нами, слушала то, о чем мы разговариваем — и смотрела нас с большими любовью и уважением!
Троице-Сергиева Пустынь — ценный памятник русской культуры и архитектуры, расположенный в пригороде Петербурга. Сюда полезно заглянуть каждому, тем более это совсем близко от города! Доехать прямо до Пустыни можно на трамвае 36, что идет мимо станции метро Автово. От его остановки до монастыря идти всего пару минут пешком.
——-
Страница, посвященная красотам Петербурга и Ленинградской области: https://vk.com/bestofpiter
Страница нашего туристического клуба, посвященная нашим походам: https://vk.com/club17791063

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

Россия Санкт-Петербург поселок Стрельна

Идёт загрузка карты…

Свя́то-Тро́ицкая Се́ргиева Примо́рская пу́стынь (Троице-Сергиева пустынь, Сергиева пустынь) — православный мужской монастырь (пустынь), сейчас формально находится на территории посёлка Стрельна, ныне в черте города Санкт-Петербурга. Основан в 1734 году; до 1918 года имела статус первоклассной обители; с 1819 до 1834 год находилась в ведении петербургских викариев — епископов Ревельских. Примыкающий к пустыни посёлок Сергиево с одноименной железнодорожной станцией в 1918 г. переименован в посёлок Володарский. В 2010 г. железнодорожной станции возвращено её первоначальное название.

История

В 1734 году императрица Анна Иоанновна передала земли в 19 верстах от Петербурга на берегу Финского залива своему духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Василию Высоцкому). Ранее на этих землях была мыза («Приморская дача») старшей сестры Анны Иоанновны, дочери царицы Прасковьи — Екатерины, герцогини Мекленбург-Шверинской.

Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756—1760 годах были выстроены из кирпича, а к 1764 году на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.

Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл здесь пять лет, после чего ушёл на Валаам.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда её наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов». Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привёл в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нём руководил известный духовный композитор протоиерей П. И. Турчанинов, который в 1836—1841 был священником в соседней Стрельне.

Дело архимандрита Игнатия продолжал в 1857—1897 архимандрит Игнатий (Малышев). Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иеромонах Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

С 1915 года до конца 1918 настоятелем был архимандрит Сергий (Дружинин) (впоследствии епископ); с начала 1919 до своей кончины в январе 1930 года — игумен Иоасаф (Меркулов); последний настоятель до закрытия — архимандрит Игнатий (Егоров).

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

В 1919 году пустынь была закрыта, насельники отправлены в ссылку, монастырское кладбище начало уничтожаться. Часть братии осталась жить среди воспитанников основанной в зданиях монастыря детской трудовой колонии — коммуны «Труд»; в школе при колонии в 1925 г. обучалось 265 детей.

В 1930-е годы в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Свято-Троице-Сергиева пустынь серьёзно пострадала в 1930-х годах, а также была затронута разрушениями в период Великой Отечественной войны.

В 1960-е гг. в здания монастыря въехала Специальная средняя школа милиции. Наибольшие потери монастырские храмы и кладбище понесли в 1960-е годы.

Пустынь была вновь открыта в 1993 году, когда был принят приказ о её поэтапном возвращении церкви.

Кладбище

На кладбище, ещё с екатерининских времен, «подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве, » хоронили умерших из знатных родовитых семей: Апраксины, Дурасовы, Мятлевы, Строгановы; здесь упокоились также Ольденбургские, Потемкины, Шереметевы, Зубовы, Энгельгардты, Нарышкины, Опочинины, Голенищевы-Кутузовы, Разумовские, Фредериксы, Стенбок-Фермор и члены других известнейших в русской истории фамилий. На кладбище хоронили министров, сенаторов, членов Государственного совета, высших сановников, среди них были:

  • государственный деятель князь П. А. Зубов
  • дипломат, канцлер, лицейский товарищ Пушкина — князь Горчаков, Александр Михайлович
  • генерал П. А. Чичерин,
  • а также потомки великого русского полководца А. В. Суворова.

В 1813 году, после кончины М. И. Кутузова, в период с 24 мая по 11 июня 1813, его прах покоился в Троицком соборе обители, для всенародного прощания, на то время, пока в Казанском соборе готовили его усыпальницу.

В 19 веке здесь были похоронены строители храмов пустыни — архитекторы А. М. Горностаев и А. И. Штакеншнейдер; поэт И. П. Мятлев, артист и оперный певец В. М. Самойлов.

Массированное уничтожение кладбища началось в 1930-е годы, после того, как в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева; кладбище сровняли с землей, но уничтожить его окончательно помешала начавшаяся война. В 1930 г. главный хранитель музеев-некрополей в Александро-Невской лавре Н. В. Успенский составил список двадцати пяти надгробных памятников, находящихся в пустыни и «подлежащих непременному сохранению». Из родовой усыпальницы Зубовых в фонды Русского музея передали бронзовые и мраморные бюсты работы С. П. Кампиони, С. С. Пименова, П . А. Ставассера. В Некрополь XVIII в. перенесли надгробия А. А. и С. А. Баташевых. В 1931 г., прах В. М. Самойлова и его дочерей Веры и Надежды перенесли в Некрополь мастеров искусств. Уцелело надгробие архитектора А. М. Горностаева.

К 1993 году, когда в монастыре вновь появились насельники, кладбища уже не существовало, на его месте находился плац, покрытый асфальтом.

В 1995—2000 годы восстановлены надгробия над некоторыми захоронениями: канцлера А. М. Горчакова, архитектора А. И. Штакеншнейдера, принцев П. Г. Ольденбургского и К. П. Ольденбургского, генерала П. А. Чичерина и его супруги, А. А. Куракиной.

Храмы

Троицкий собор

Троицкий собор (Приморская мужская пустынь)

Троицкий собор был заложен в 1756 г. Строительство храма велось по проекту и под руководством П. А. Трезини и закончилось в 1760 году. На освящении собора в августе 1763 года присутствовала императрица Екатерина Вторая, посещавшая пустынь и ранее.

Пятиглавый собор возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря. Храм эффектно возвышался над остальными монастырскими постройками. Купола его были широко расставлены. Стены расчленены пилястрами, особую нарядность придавали лепные украшения. Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. На горнем месте до 1917 г. стоял образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 г. акад. К. П. Брюлловым.

Главными святынями храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского и два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары.

Приделы храма были освящены — правый, во имя свв. апостолов Петра и Павла; левый, во имя свв. Захарии и Елизаветы. Этот последний придел был позднее, закрыт, и затем вновь освящён во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Перестройкой придела руководил архитектор А. Мельников.

Над могилой основателя монастыри архимандрита Варлаама (Высоцкого, Василия Антиповича, 1665—1737) неподалёку от алтаря Троицкого собора, стояла часовня. В 1864 г. она была перестроена А. М. Горностаевым, и в 1873 году в ней погребли духовного композитора схимонаха Михаила (Чихачёва) и схимонаха Макария (Макарова) В часовне находилась икона Тихвинской Божией матери.

Службы в соборе продолжались вплоть до 1931 года. Собор был взорван в 1960 году, во время хрущёвской антирелигиозной кампании.

Церковь святого мученика Валериана

Церковь святого мученика Валериана имеет следующую историю. В 1804 г. от ран, полученных в персидском походе, скончался покоритель Дербента, граф Валериан Александрович Зубов, завещавший выстроить над своей могилой церковь с инвалидным домом для «увечных воинов». Выполнить волю покойного взялись его братья Платон и Николай Зубовы, впоследствии оба захороненные в этой церкви. Всё время своего существования храм и богадельня содержались на средства Зубовых. 16 сентября 1805 года в западной части монастыря, рядом с оградой, над могилой Зубова по проекту Л. Руска была заложена церковь во имя св. мученика Валериана с богадельней. В 1805—1809 гг., в западной части Сергиевой пустыни, было построено двухэтажное ампирное здание с портиком, проект которого выполнил Л. Руска. Церковь святого Валериана, выстроенная в виде овальной ротонды, находилась в центральной части строения; иконостас в этом храме (одноярусный) был также размещён полукругом. Храм был освящён 21 июня 1809 архимандритом Порфирием (Кирилловым) в 1808—1809 гг. бывшего настоятелем пустыни, в годовщину смерти графа В. А. Зубова. Первые инвалиды — насельники Зубовской богадельни появились в 1814 году.

В крипте церкви святого Валериана находилась семейная усыпальница графов Зубовых, где к началу XX в. насчитывалось двадцать семь захоронений, многие из которых были украшены мраморными и бронзовыми бюстами. В крипте церкви были похоронены братья Николай, Дмитрий и Платон Зубовы, их дети и внуки, а также дочь и внук А. В. Суворова — Наталья Александровна Суворова-Зубова и Александр Аркадьевич Суворов. Над входом в усыпальницу была помещена доска из черного мрамора, на которой вызолоченными буквами написано: «Храм вечного упокоения роду светлейшего князя и графов Зубовых сооружен 1809 г.». В 1865—1866 акад. Н. А. Лавров написал четыре новых образа для иконостаса церкви Св. Валериана.

Церковь, как и все остальные храмы пустыни, был закрыта в 1919 г. В здании храма разместились мастерские трудовой колонии. В 1923 году были уничтожены все захоронения Зубовых. Здание сохранилось, но вследствие перестроек 1935 г. его вид искажён: оно надстроено (в центре на один этаж, по краям на два), изменены некоторые детали отделки.

Церковь Покрова пресвятой Богородицы

Покровский храм был основан в 1844 г., по заказу князя Михаила Викторовича Кочубея. Храм возводился над могилой его внезапно умершей молодой жены, княгини Марии Ивановны Кочубей (05.12.1818—20.01.1843). Проект, начатый архитектором Р. И. Кузьминым, в 1859—1863 гг. был переделан архитектором Гаральдом Боссе. Покровский храм был освящён архимандритом Игнатием в 1863 году.

Церковь была взорвана в 1964 году.

Церковь Воскресения Христова

Троицкая пустынь в начале 1840-х гг.

Церковь Воскресения Христова был заложена в 1877 г. и освящена в июле 1884 г. петербургским митрополитом Исидором. Проект храма в византийском стиле, вмещающего две с половиной тысячи человек, принадлежал А. А. Парланду. Храмовые фасады из разноцветного кирпича были украшены барельефами, изображающими русских святых (скульптор Р. Р. Бах), в окнах храма стояли витражи. По модели скульптора А. М. Опекушина были сделаны два посеребренные Ангела Воскресения, поддерживающие золоченые царские врата. Образа царских врат были написаны па перламутре. Перед низким иконостасом с иконами на золотом фоне стояли два великолепных многосвечника, исполненных из лазурита и золоченой бронзы на фабрике Шопена. В храме было освящено три придела.

В 1877 году архимандрит Игнатий освятил нижний придел Архистратига Михаила, в память погребенного в нем вице-адмирала М. П. Голицына. Нижняя церковь называлась, вследствие этого захоронения, «Голицынской», и именно в ней находились все почетные захоронения: герцог Н. М. Лейхтенбергский и его супруга графиня Надежда Сергеевна Богарне (урожд. Анненкова), министр народного просвещения А. С. Норов, генерал, сенатор Ф. Я. Миркович, генерал-адъютант А. А. Кавелин. Здесь же был погребён и сам скончавшийся 16 мая 1897 г. архимандрит Игнатий, в течение сорока лет возглавлявший пустынь. В настоящее время его останки покоятся в храме преподобного Сергия, куда они, по инициативе иеромонаха Игнатия (Бузина), были перенесены в 1997 году, в год столетия со дня преставления архимандрита.

Церковь была снесена в 1968 году.

Церковь Григория Богослова

Храм Григория Богослова тоже был выстроен, как усыпальница, в 1855—1857 гг, в русско-византийском стиле, по проекту А. И. Штакеншнейдера. Храм строился над могилой генерал-лейтенанта Григория Григорьевича Кушелёва (младшего), на пожертвования его вдовы, Е. Д. Кушёлёвой (урожд. Васильчиковой), владелицы имения в Лигово.

Другие храмы и усыпальницы

В церкви преподобного Сергия Радонежского в приделе мученицы Зинаиды (освящен в 1861 г.) покоилась княгиня Зинаида Ивановна Юсупова. Нижние приделы занимали богатые семейные гробницы Клейнмихелей, Карцевых, Шишмарёвых, Игнатьевых и других богатых фамилий.

В 1862 году над монастырскими воротами была возведена церковь во имя св. Саввы Стратилата. Церковь строилась про проекту А. М. Горностаева, на средства М. В. Шишмарёва, в память крупнейшего российского предпринимателя, мецената С. Я. Яковлева.

В восточной части монастыря находилась часовня с иконой Рудненской Божией матери. На Большой Петергофской дороге стояли ещё две часовни. Настоятельские кельи монастыря были выстроены в 1760 году, в них располагалась также картинная галерея. Каменная братская трапезная была построена по проекту настоятеля Игнатия Брянчанинова, а двухэтажные корпуса братских келий со святыми воротами — по проекту А. М. Горностаева в 1862 году. При монастыре находились, кроме общих братских келий, обширная библиотека, двухклассная церковно-приходская школа с общежитием, инвалидный дом и монастырская больница.

Закрытие храмов монастыря началось в 1919 году, но Троицкий собор действовал до 1931 года. С его закрытием были арестованы или разогнаны последние монахи пустыни. Известно, что двое из них, последний настоятель пустыни архимандрит Игнатий (Егоров) и иеромонах Филимон (Алексеев), служили на приходах Ленинградской епархии до Большого террора 1937—1938 годов, когда были арестованы и расстреляны.

В 1968 году была снесена Воскресенская церковь. В 1960 и в 1964 гг. был взорваны Троицкий собор и Покровская (Кочубеевская) церкви. Распоряжение о сносе храмов было подписано главным архитектором Ленинграда В. А. Каменским и членом-корреспондентом Академии архитектуры СССP И. И. Фоминым.

Сохранившиеся храмы монастыря

  • Церковь преподобного Сергия Радонежского (1854—1856, арх. А. М. Горностаев) — Герб России Объект культурного наследия РФ № 7810427021
  • Придел Христа Спасителя
  • Придел Спаса Происхождения Честных Древ.
  • Придел мученицы Зинаиды
  • Церковь Святителя Григория Богослова (1855—1857, арх. А. И. Штакеншнейдер) — реставрируется Герб России Объект культурного наследия РФ № 7810427019
  • Церковь Саввы Стратилата (1859—1864, арх. А. М. Горностаев) — надвратная церковь Герб России Объект культурного наследия РФ № 7810427008
  • Часовня Покрова Пресвятой Богородицы (1873, арх. Д. И. Гримм) не сохранилась.

Церковь во имя преподобного Сергия

12 мая 1735 архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была деревянной и привезена из усадьбы царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской.

В 1756—1758 эту церковь заменили новой, разместив на первом этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в неё перенесены из прежней постройки; Иконы написал М. Довгалев. После новой отделки это помещение освятил 18 июня 1822 епископ Ревельский Григорий, а 26 апреля 1852 в подвале, в усыпальнице кн. Чернышёвых, был освящён «пещерный» придел Спаса Происхождения Честных Древ.

Опираясь на денежную помощь кн. 3. Н. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 году приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы — Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных (освящён 4 июля 1857) и мц. Зинаиды (освящён 28 апреля 1861) с могилами кн. Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса. Освящение главного придела произвел 20 сентября 1859 митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.

Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного тёмно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.

Иконостас был сделан по рисунку А. М. Горностаева, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Образа в царских вратах из золочёной бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев.

А. Н. Муравьёв, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А. С. Норов — мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Из золочёного серебра была сделана дарохранительница.

Храм был закрыт в 1920-е годы; сохранился, но сильно переделан. Вновь открыт в 1993 (первая служба состоялась в праздник Введения 1993 года). В 1994—1995 гг. алтарная апсида храма была расписана, в технике фрески художником С. Н. Спицыным. Создавая проект росписи алтарной апсиды, художник взял за образец византийскую иконографию собора Монреале.

Разрушенные храмы монастыря

Святые

  • свт. Игнатий (Брянчанинов)

Престольные праздники

  • День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи
  • Сергий Радонежский, преподобный — Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября
  • Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября
  • Савва Стратилат, мученик, и с ним 70-ти воинов — 7 мая

Фото

  • План монастыря

Видео

Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Экскурсии по Петербургу

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

Свято-Троицкая Сергиева приморская мужская пустынь

Как добраться

Проезд: месторасположение Троице-Сергиевой пустыни — на выезде из С.-Петербурга в сторону Стрельны-Петергофа на шоссе. Проезд: электричкой до ст. Володарская, от ст. метро «Автово» — трамвай 36, комм. автобус 224-К, до монастыря; или любой другой транспорт в сторону Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума.

Адрес: Санкт-Петербург, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 15.

Телефоны: (812)647-07-30 (проходная); (812)647-07-45 (книжная лавка)

E-mail: sergieva_pustin@mail.ru

Официальный сайт

Расписание богослужений

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте обители.

Ссылки

  • Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь. Краткая информация
  • Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Фотографии
  • Свято Троице-Сергиева приморская пустынь. Фотографии и описание
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  • Троице-Сергиева Приморская пустынь. История
  • Троице-Сергиева Приморская пустынь на портале «Стрельна»
  • История Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни
  • Свято Троицкая Сергиева Приморская муж. пустынь. Группа ВКонтакте

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх