Помост

Вопросы веры

Путы перерезать ребенку

По моему это дикость и язычество, но если хотите, сделайте, вреда явно не будет)

Историческая справка

Казахский обычай:

Этот обряд проводится для того, чтобы ребенок, который самостоятельно и уверенно стоит на ножках, быстрее пошел. Путы перерезают три раза, приговаривая при этом свои наилучшие пожелания, поют традиционную песню «Тұсаукесер жыры».Некоторые этот обряд проводят три раза и доверяют трем различным людям, но распространен обычай, когда путы перерезает один человек – трижды. Первый раз – путы из пестрой нити- ала жіп. Для этого заранее готовят пеструю нить. Пестрая нить символизирует «ала жіпті аттама». Ребенок, перешагнувший через пестрые нити во время обряда тұсаукесер, в жизни не будет делать дурных поступков, вырастет человеком честным и благородным. Так же пестрая нить символизирует то, что в жизни бывают белые и черные полосы и нужно уверенно проходить все препятствия.»Жақсылықта асып-тасымасын, жамандық көрсе, жабырқап-жасымасын, қуанышты күндерінде асылық жасамасын, қиыншылық басына түскенде еңсесі түсіп басылмасын, екеуінен тең өтсін». Второй раз – «тоқ ішекпен»- путы из кишок барана, для этого отваривают толстую кишку барана (это обычно готовят бабушки). Символизирует сытную, безбедную жизнь. Третий раз — путы из переплетенной зеленой травы. Символизирует постоянный рост и развитие. Малыша ставят на белую дорожку (скатерть или полоса белого материала). Дорожку можно немного присыпать зеленой травкой. Белый цвет символизирует светлую дорогу, зеленая травка – постоянный рост и благополучие. Затем этими путами, поочередно перевязывают ножки ребенка. Путы перерезают острым ножом желательно с одного раза -«шорт етіп» (не ножницами, в ножницах два лезвия пересекаются, у казахов пересечение лезвий не приветствовалось). Изначально по казахскому обычаю, путы перерезала женщина с быстрой и уверенной походкой. Сейчас обычно мальчику путы перерезает мужчина, а девочке – женщина и доверяют это очень уважаемому и достопочтенному человеку, которому затем обязательно дарят специально приготовленный подарок. Медлительному и часто спотыкающемуся человеку нельзя перерезать путы. Малыша, которому перерезали путы, держат с обеих сторон за ручки и иммитируют его бег по белой дорожке. Когда он «пробегает» по дорожке, вслед разбрасывают «шашу» — сладости, которые разбирают гости, чтобы и у них в доме была такая же радость, такой же той, как первые шаги – младенца. В конце белой дорожки предлагается выбор малышу: в три одинаковые чаши кладут деньги, хлеб (выпечка), книгу – какой путь малыш выберет, по такому пути и пойдет.

ПЕРЕРЕЗАНИЕ ПУТ (ЗАРУБАНИЕ ПУТ). Обряд рассечения невидимых пут, связывающих, по народным представлениям, ноги младенца. Он должен был обеспечить ребенка умением ходить, его проводили, когда ребенок сделает первый шаг.

Вологодская легенда так объясняла причину, по которой ребенок не сразу после рождения начинает ходить: «Когда Бог творил все прочие твари-животные, то бросал их, и они, полежав немного на земле, поднимались и тотчас же начинали ходить. А когда Бог творил человека, то держал его в руках и смотрел на него, и жаль Ему было бросать, а потому потихоньку клал его на землю, почему дети не скоро и начинают ходить».

В Сибири, как только ребенок начинал вставать на ножки, ждали, когда он «переступит», то есть сделает первый шаг, в этот момент «перерезали путы»: ножом или топором проводили линию по земле между ног ребенка. В Архангельской губ. П. п. со словами: «Твою страсть секу, твою страсть засекаю». Во Владимирской губ. «зарубать путы» мог тот, кто первым увидел первые шаги ребенка: мать, бабушка, крестная; ножом или ножницами ставили крестик между ножек ребенка, чтобы «зарубить» страх пред ходьбой.

Согласно мифопоэтическим представлениям способность человека стоять и ходить была в определенной мере синонимична жизни. Например, в Смоленской губ. и в Сибири про семьи, в которых умирали дети, говорили, что у них «дети не стоят»

«Перерезать путы», чтобы ребенок начал ходить

Жизнь человека наполнена обрядами и ритуалами. Многие из нас верят снам и приметам, а некоторым действиям мы придаем символическое значение. Например, обряд «перерезания пут».

Как «перерезать путы» ребенку, чтобы он быстрее и легче начал ходить? Кто-то о таком и не слышал вовсе, а кто-то из родителей ломает голову, как правильно и своевременно провести ритуал, чтобы помочь крохе ускорить процесс обучения самостоятельному вертикальному перемещению.

Когда ребенок начнет сам ходить?

Детки обычно делают свои первые самостоятельные шаги в возрасте около года. Иногда кроха может пойти раньше, в месяцев 9. Но если ребенок начал делать самостоятельные шаги к полутора годам – это не поздно. Важная информация о том, когда ребенок начинает ходить>>>

Какие факторы влияют на начало самостоятельного шагания? Здесь играет роль совокупность всех обстоятельств:

  1. Особенности темперамента ребеночка;
  2. Любопытство;
  3. Стремление к самостоятельности; Читайте о том, как развить самостоятельность у ребенка>>>
  4. Физиологическая готовность к тренировке баланса равновесия;
  5. Генетика;
  6. Питание; Важная информация о том, как правильно кормить ребенка>>>
  7. Стимулирующая роль окружающего пространства;
  8. Тонус мышц;
  9. Развитие опорно-двигательного аппарата.

К возрасту 10-15 месяцев все здоровые детки стремятся ходить самостоятельно. Читайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>

Мастерство хождения

Как формируется навык прямохождения у подрастающего дитя? Из беспомощного лежачего человечка, кроха за год-полтора превратится в подвижного неугомонного человечка, желающего с любопытством и интересом познавать мир. Он или Она учится:

  • переворачиваться;
  • сидеть;
  • ползать;
  • вставать на ножки с поддержкой на опору или руки взрослого;
  • ходить, держась за опору, например, вдоль дивана;
  • переходить от одной опоры к другой, делая первые шаги без поддержки;
  • наращивать навык удержания равновесия, топать, ходить и бегать самостоятельно.

Обряд «перерезания пут». Что это такое?

«Перерезают путы» ребенку в годовалом возрасте. Это таинство берет свое начало в язычестве. Новорожденный, беспомощный и уязвимый человечек, считался пришедшим из подземного мира. Научившись ходить, человек ослабляет связь с потусторонним миром и приобретает силы для борьбы за жизнь.

Теперь понятно, что такое «путы» у дитя – это воображаемая связь с подземным миром, от которой ему нужно помочь освободиться. Чтобы это сделать, и проводился обряд «перерезания пут». Для того, чтобы «перерезать путы» надежно, на помощь призывался сильный и успешный человек из окружения семьи.

Казахский обряд Тусау Кесер

В наши дни наиболее ярко и празднично освобождение ребенка от «пут» проводят в казахской культуре. Это таинство часто совмещают с празднованием первого года крохи. Собирается большая семья, дитя наряжают в национальный костюм, пускают пройти по выстеленной белой материей дорожке.

Малыша с обеих сторон поддерживают взрослые, чтобы помочь ему имитировать бег по дорожке. Ножки крохе опутывают трижды:

  1. пестрой нитью (обозначает силы жизни и преодоления препятствий );
  2. лентой из бараньей кишки (символ сытой и богатой жизни);
  3. засушенной травой (символизирует рост и развитие).

«Перерезать путы» приглашают уважаемого, успешного и сильного человека. Выбору человека придают большое значение, так как считается, что его персона окажет невидимое влияние не только на уверенность походки маленького человека, но и на его дальнейшую жизнь.

Белая дорожка за малышом осыпается сладостями. В конце белой ткани для него готовят на выбор хлеб, деньги и книгу. Что из этих символов первое привлечет внимание ребенка, то по поверью и будет интересовать его в дальнейшей жизни.

В славянской языческой культуре по причине высокой смертности младенцев считалось, что умение ходить означало выжить. Перерезать воображаемые путы мог тот человек, который первым заметит, что карапуз переступает с ноги на ногу – пытается сделать свой первый шаг.

Тогда проводили линию или крестик между ножек дитя острым предметом (топором или ножом), символически «зарубая» страх маленького человечка перед самостоятельной ходьбой.

Современные родители и сохранившие память предков бабушки «перерезают» воображаемые «путы» ребенку ребром ладони и мысленно освобождают его ножки для смелых самостоятельных шагов.

Верить или не верить в «путы»?

Мамочки спорят о необходимость правильно «перерезать путы» начинающему ходить ребеночку. Есть ли толк и необходимость в проведении такого обряда?

  • Одни считают, что это безобидный ритуал, который не навредит карапузу;
  • Другие, например, верующие православные семьи, считают ритуал опасным. С точки зрения официальной религии, любое соприкосновение с воображаемыми темными силами, это нарушение веры в единственного Спасителя;
  • Третьи считают, что «перерезать путы» бесполезно, не верят, что ритуал действует. Кроха сам без проблем начнет ходить, когда придет время.

Иногда молодые родители, не предающие значения ритуалу, замечают, что кто-то из бабушек «перерезает путы» малышу ребром ладони или острым предметом.

  1. Некоторые мамочки отмечают, что этот обряд никак не навредил, но после стараний бабушки малыш более уверенно стал практиковаться в самостоятельной ходьбе.
  2. Другие родители говорят, что проведение ритуала никак не повлияло на прогресс освоения ребенком прямохождения.
  3. А те родители, кто не знал о том, что нужно «перерезать путы» свидетельствуют, что их сынок (или доченька) и так благополучно пошел в положенное время.

Проводить обряд или нет?

Чисто технически «перерезать путы» ребенку – несложная и доступная каждому процедура. Однако проводить ритуал или нет – зависит от индивидуального решения семьи.

Каждый родитель прикладывает максимум усилий, чтобы помочь своему отпрыску сделать первый шаг и дальше успешно идти по жизни. И каждый папа, каждая мама верит во что-то своё, будь то искренняя молитва, рациональное научное объяснение или таинственный обряд, унаследованный от предков.

Форум Анапы и других городов Черного моря

Пестование чад. Как наши предки пестовали детей
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…
Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.
Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете.
Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.
А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,
Умой мое личико —
Чтоб глазки блестели
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих.

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, кандидат психологических наук

Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

Пра-бабушкино слово

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs — поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства — от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.

Пестушки

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки — ходунюшки
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок».

Или:

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки — хватушечки.
Ноги — бегушечки».

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!

Головоньку — валяй, валяй!» —
происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!

Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

«Ладушки-ладушки,
Где были? — У Аннушки.
Что ели? — Оладушки.
Где оладушки? — Съели …
Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).
Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:
Ладушки-ладушки,
Где были? —У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели…
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

Потешки

Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Или:

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:

«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку…

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.

Прибаутки

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:

«А нашей Галеньке — в ручку.
Угощайся, Галенька, на здоровье!»

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

или:

Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Небылицы

Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Или:

Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

От слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

Издревле ритуалы и обряды составляли значительную часть жизни.

Особенно большое их количество было связано с рождением и воспитанием малышей.

Многие из них не сохранились, но есть и такие, которые пользуются популярностью и в наше время.

Одним из них является обряд перерезания пут, проводящийся для того, чтобы ребенок быстрее и легче пошел.

Зачем резать?

Молодые пары часто не знакомы с таким ритуалом, как перерезание пут.

Однако старшее поколение верит, что его проведение позволит крохе вовремя пойти.

Обряд берет свое начало еще в дохристианское время, когда считалось, что души приходят в этот мир много раз.

У умершего человека связывали путами руки и ноги до полного окоченения. Это делалось для того, чтобы тело не разваливалось. Потом их снимали и клали в гроб.

Считалось, что, рождаясь заново, ребенок словно спутанный. Его душа близко к загробной жизни и может вернуться туда в любой момент.

По всем признакам ребенок больше покойник, чем живой человек, поскольку он все время в горизонтальном положении, не говорит, лежит спеленатый, не может есть обычную еду, его обмывают. Его связь с подземным миром еще слишком сильна.

Однако кроха растет, учиться поднимать головку, смеяться, садиться, делать первые шаги. Именно вертикальное положение малыша свидетельствовало о том, что он окончательно определился между мирами и решил остаться в человеческом. В это время проводился обряд перерезания покойницких веревок, которые связывали его душу все это время. Чтобы помочь ему освободиться призывали старшую женщину, но могла это сделать и мать ребенка.

Сейчас обряд используется для облегчения первых шагов, чтобы малыш раньше отпустил мамину ручку и пошел сам уверенной походкой.

Важно! Родители хотят максимально облегчить жизнь своего ребенка, и перерезание пут – это одна из возможностей, пожелание от близких долгой и счастливой жизни.

Казахский обряд Тусау кесер

В Казахстане обряды по сей день играют огромное значение. Особенно большое их количество относятся к детям, ведь благодаря их проведению кроху благословляют на дальнейшую жизнь. Один из таких обрядов – тусау кесер или перерезание нитей. В современном Казахстане обычай трактуется по-разному в зависимости от региона, но самое распространенное значение – он облегчает первые шаги и делает походку уверенной.

Как правило, проводится по достижении ребенком одного года. Однако дата проведения ритуалом не закреплена. Родители сами выбирают удачный момент, когда кроха начинает делать первые шаги, а это может произойти как в 10 месяцев, так и после года.

Согласно давним традициям нити перерезаются трижды одним человеком – наиболее достойным. Однако иногда обряд проводят в три дня, в каждый из которых рассекают путы, но разными людьми.

Важно! Традиционно путы составляли из трех веревок. Первая – яркая, ее цвет имел определенное значение. Белая – благородство, зеленая – долголетие, красная – богатство. Вторая представляла собой отваренную кишку барана как символ богатой и сытой жизни. Третья – косичка из трав, означающая рост.

В настоящее время традиционные путы заменили на веревку, состоящую из двух нитей – светлой и темной, символизирующих добро и зло.

Для проведения обряда необходимо сделать следующее:

  1. Постелить белую полосу ткани и усыпать ее травой. Это обозначает, что малыш пойдет по светлой дорожке в жизни.
  2. Выбрать уважаемого человека. Если раньше эта роль отводилась старшей женщине, то теперь для мальчиков приглашают мужчину, а для девочек – женщину. В любом случае это должен быть достойный человек, добившийся хорошего положения в обществе. Ведь считается, что часть его черт перейдет на кроху после ритуала.
  3. Сплетенные нити накинуть на ножки малыша восьмеркой.
  4. Поставит ребенка на край ткани, перерезать путы. После чего родители проводят его по ней, а гости кидают им вслед сладости.
  5. В конце дорожки ставят глубокие чаши. В них помещают деньги как символ богатства, шерсть – долголетия; книгу – знаний, конфеты – веселой жизни, кольцо – удачного супружества (для девочек). Чем первым кроха заинтересуется, такой и станет его жизнь.

После проведения обряда следует праздничное застолье, а человеку, перерезавшему нити, родители преподносят подарок. Малыш также получает от гостей дары.

«Зарубание пут» у славян

Высокая смертность детей у славян стала основанием считать, что ребенок, научившийся сам ходить, выживет.

Вариантов перерезания пут было несколько: с использованием или без веревочек, с ножом с деревянной ручкой, с ножницами.

Уважаемая женщина или мать подходила к ребенку, делающему свои первые шаги, и между ножек щелкала ножницами.

Другой способ – брался нож (если мальчик) либо ножницы (если девочка) и ими перед малышом на полу крестили крест, после чего трижды имитировалось перерезание пут.

Если обряд проводили с использованием веревок, то их рассекали сзади. При этом произносились различные пожелания, добрые напутствия. Таким образом зарубался страх перед ходьбой, и малыш начинал быстрее сам передвигаться.

Важно! В современном мире вместо ножа или ножниц используют ребро ладони, которым символически перерубают путы.

Как правильно разрезать путы у малыша на ножках, чтобы начал ходить?

Обряд не обязательно проводить так пышно, как в Казахстане. Тем не менее определенные правила лучше соблюсти. Так, следует сделать следующее:

  1. Выбрать подходящее время. Ребенок уже должен пытаться ходить самостоятельно, но у него еще есть страх, поэтому он цепляется за ручку.
  2. Подгадать момент. Проводить ритуал следует, когда кроха поднимает ножку для шага. При этом нельзя его подталкивать, поднимать ножку руками за него или вовсе переходить к ритуалу, пока кроха стоит.
  3. Перерезать. Делается это снизу между ножек примерно на уровне щиколоток. Подойти необходимо аккуратно, чтобы не напугать малыша. Вместо ножа и ножниц можно использовать ребро ладони. Перерезают крестообразно, можно один раз, а можно повторить трижды. Зачастую даже проводят обряд в три дня.
  4. Веревочка. Перерезать можно как невидимые, так и настоящие в виде веревочки путы. Однако это будет сложнее, поскольку вряд ли малыш будет спокойно стоять всю процедуру.

Родители хотят только лучшего своему малышу, чтобы он не только своевременно пошел, но и жизнь его отличалась благополучием. Все это заставляет их спорить о необходимости следования древнему обряду и его значении. Мнений существует несколько:

  1. Одни выступают за перерезание пут. При этом не обязательно они верят в обряд, зачастую, считают его безобидным, если и не принесет пользу, то и не навредит.
  2. Другие настроены негативно. Так, например, в православных семьях не проводят языческие ритуалы, это считается суеверием, которое идет не от Бога. Лучше сходить в церковь и помолиться за здравие.
  3. Третьи – не верят и не применяют, полагая, что малыш и сам пойдет в свое время.

Бывает и так, что родители узнают о проведении ритуала от старшего поколения, когда он уже состоялся. В таком случае они отмечают, что:

  • перерезание пут крохе не навредило, и он быстрее пошел;
  • обряд не оказал никакого значения.

Сам обряд несложный в проведении, и при желании любая мама или бабушка с ним справятся. Однако проводить его или нет – личное решение каждой семьи. В случае если его провели родственники из старшего поколения без желания родителей, расстраиваться не стоит. Обряд никак не навредит, он проводится исключительно из благих намерений.

У нас оживилось сообщество, где общаются участницы тренинга Бабушкины Секреты, проходившего прошлой осенью. Я знала, что результаты проявятся не сразу, но глубокая работа будет идти и даст свои плоды. И я рада, что так оно и получается, но сейчас не об этом.
aaannnaaa разместила в сообществе очень интересный пост о перерезании пут и других обычаях казахов. Думаю, этот материал может помочь лучше понять суть обычая перерезания пут, сохраняющегося на Юге России и Украине.
Здравствуйте! Я обещала рассказать о традициях казахов. Их очень много, ссылку на список основных я указала в конце, а сейчас расскажу об обсуждавшемся на вебинаре обычае ТҰСАУКЕСЕР — разрезание пут.
Каждое поколение казахов, вне зависимости от эпохи и условий, в которых оно жило, свято выполняло наказ далеких предков, четко выраженный в пословице: «Алты жыл аш болсаң да, атаңның салтын ұмытпа» (Хоть шесть лет голодай, но обычай отцов не забывай). Этот наказ помнят и нынешние казахи. Трудно встретить казаха, который не знаком со смыслом таких понятий, как суйiншi (плата за добрую весть), шiлдехана (празднование рождения ребенка), сүндет той (праздник в честь обрезания мальчика в 3, 5 или 7 лет), байғазы (обычай дарить подарок за впервые увиденную в доме новую вещь), беташар (обряд открывания лица невесты).
Перерезание пут это тенгрианская традиция и зародилась она задолго до мусульманства. По тенгрианским верованиям в верхнем мире божества носили пояс на шее, в среднем люди на поясе, в нижнем души умерших на ногах. Когда человек умирал и уходил в нижний мир в царство Ерлика, ему при погребении перевязывали ноги поясом, состоящим из белой и черной веревок. Когда человек возвращался из нижнего в средний мир, эти веревки нужно было перерезать, чтобы они не мешали ему ходить.
Как только ребенок начинает делать свои первые неуверенные шажки, родители зовут гостей на Tұсаукесер тойы. Право разрезать путы на ногах ребенка дается не каждому. Tұcay кесушi (разрезающий путы) должен быть человеком положительным во всех отношениях – основательным, мудрым, честным; таким, чей жизненный путь достоин подражания, так как, по поверью, судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека. Кроме того, он должен быть еще и легким на подъем, то есть ловким и быстрым.
Тогда ребенок во взрослой жизни не будет спотыкаться.
Путы для обряда изготавливают из трех видов различных материалов. Одни используют для плетения пут длинные стебли растений. Считается, что в этом случае ребенок будет иметь многочисленное потомство, расти и множиться, как растение. Те же, кто желает, чтобы их ребенок вырос богатым, в качестве пут используют бараньи кишки (символ сытости). Но большинство людей мечтают видеть своего ребенка человеком честным, благородным, любящим Отечество и радеющим за счастье своего народа. В этом случае путы плетут из шерстяных ниток трех цветов. В наше время тоже отдают предпочтение «ала жiп» – пестрым ниткам. Каждый цвет имеет свое предназначение. Белый – чтобы ребенок вырос благородным, зеленый – чтобы жил долго, красный – чтобы был богатым.
Пестрота пут имеет еще одно значение. У казахов есть выражение «ала жiптен аттау» (перешагивать через пестрые нити, символизирующие обман и присвоение чужого добра). Принято считать, что ребенок, перешагнувший через настоящие пестрые нити во время обряда «Тұсаукесер», в жизни не будет совершать дурных поступков, вырастет человеком порядочным и честным.
После окончания обряда родители преподносят дорогой подарок разрезавшему путы и устраивают веселый той.
Не каждый человек считает себя достойным перерезать путы ребенку. Вот пример: «Мы хотели чтобы свекровь переразала путы. А она сказала что ей нельзя (не уточнила почему). Поэтому просто пригласили уважаемого агашку (старика). Веревка должна быть пестрой (по-моему не обязательно черно-белой). Постелили белую дорожку. Агашка перерезал ножницами, а потом две женщины взяли с двух сторон за руки и побежали. Все присутствующие бросали на дорожку перед сыном деньги и конфеты (чтобы жизнь была хорошей). В конце концов подарили агашке подарок и устроили застолье.»
Также я нашла много сходства со славянскими обычаями и в последующих традиционных переходах (посажение на коня, и прочее). Примечательно, что в Казахстане традиции очень хорошо сохранились, и все от мала до велика стараются им следовать. Может быть и не все обычаи исполняются в повседневной жизни, но если дело касается переходов (рождение, смерть, свадьба, основные возрастные переходы), то даже у городских казахов всё это исполняется как можно более тщательно.

Я просмотрела несколько форумов по теме, и один из них мне очень понравился — Казахстан: народные традиции, культура, искусство http://club.osinka.ru/topic-59236?start=315&highlight=
А здесь можно посмотреть список казахских игр и традиций, сохранившихся до наших дней http://www.asemel.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=188%3A2009-12-18-17-51-28&Itemid=3

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх