Помост

Вопросы веры

Рассказы в а сухомлинского

Для чего говорят «Спасибо»? 
 5602

Рассказ

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка.

Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку, – ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймёт вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял длинный.

После чтения.

Учитель:

– Как вы заметили, это скорее не рассказ, а притча. У Сухомлинского, как всегда, кто действующие лица?

Ученик:

– Мальчик (внук) и Дедушка.

Учитель:

– Совершенно верно. Дедушка – это олицетворение мудрости. А Мальчик? Он, как росток, тянется к познанию через мудрость Дедушки.

Ученик:

– Как цветок.

Учитель:

– Как ты хорошо, образно сказал: как цветок, как росток, который расцветает. И растущего должны окружать такие люди, чтобы он хорошо всё понимал, усваивал, красиво раскрывался. Я просила вас подобрать заглавия к рассказу. Придумали?

Ученик:

– Заглавие у меня такое: «Для чего говорят “Спасибо”?»

Учитель:

–Ты уже читал этот рассказ?

Ученик:

– Нет.

Учитель:

– Твоё название совпало с авторским заглавием. Молодец! А по-другому как можно было бы озаглавить текст?

Ученик:

– Что такое СПАСИБО?

Учитель:

– Тоже хорошо. А теперь перейдём к вашим вопросам к тексту.

Вопрос ученика:

– Почему мальчик не сказал ручью «Cпасибо»?

Дети:

– Он думал, что ручей не живой, и он не знает, что такое слово «Спасибо».

– Ручей не знает человеческого языка.

– Ручей не поймёт, что его благодарят.

Учитель:

– То есть, мальчик чего-то ещё недопонимал?

– Пожалуй, да…

Вопрос другого ученика:

– А почему дедушка сказал, что именно волк не скажет «Спасибо»?

Дети:

– А все остальные животные скажут?

– Все остальные животные тоже не скажут.

Вопрос третьего ученика:

– А всё-таки, почему он именно волка назвал?

Ученик:

– Потому что он злой.

Ученик:

– Это он образно сказал.

Ученик:

– Он вместо волка имел в виду человека.

Учитель:

– Волк – это символ грубости, непонимания, невежественности. Всё это дедушка вложил в образ волка. Антон тоже хочет задать вам вопрос:

– А почему они пили из ручья? Там же могла быть грязная вода.

Дети:

– А если их жажда мучила?

– Люди, когда хотят пить, они даже из грязного болота пьют воду.

– В том ручье, наверное, была родниковая вода.

Учитель:

– Ребята, у меня есть один вопрос, можно? Что имел в виду Сухомлинский в конце рассказа: «Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий». О каком пути идёт речь?

Дети:

– Путь домой, наверное.

– Может, вообще путь жизненный.

– Мальчику ещё долго жить.

Учитель:

– Да. Он ставит перед собой вопросы и должен решать их мудро. С помощью, конечно, окружающих его мудрых людей. Вы, вслед за Сухомлинским, хорошо сказали: «Путь предстоял долгий». И постоянно возникают какие-то проблемы, какие-то вопросы, требующие человеческого разрешения.

Вот в чём дело. Помните, когда мы на уроке об этом говорили: «Ты человеком родился, но Человеком должен стать».

А теперь заглянем в слово «СПАСИБО». На нашем уроке это главное слово.

Дети:

– Это переводится как: «Спаси Бог».

– Переводится как: «Спаси меня Бог».

Учитель:

– Только меня спаси?

Дети:

– Нет.

– «Спаси Тебя Бог».

Учитель:

– Тебя только спаси? Спаси Бог и меня, и тебя, и того, кому я помог, и всех людей. Вот так надо быть настроенным. Вы, наверное, знаете, вместо «СПАСИБО» какое слово можно использовать в том же значении?

Ученик:

– Благодарствую.

Учитель:

– Да! Благо дарить. Благо – скажите, как это слово понимать?

Ученик:

– Ты даёшь Благо.

Учитель:

– Даришь. Даришь благо. Благо дарю. Вы задумывались над этим словом? Я очень хочу, чтобы вы записали в тетрадях эти два слова и изречение Платона. Где и когда жил Платон?

Дети:

– В древней Греции.

– До нашей эры.

Учитель:

– В четвёртом веке до рождества Христова. Послушайте, что он сказал: «Благодарность – признак благородства души». Нравится вам это изречение?

Дети:

– Да!

Учитель:

– Закрыли кавычки и внизу пишем: Платон. Это величайший мудрец древности. Какой вывод для себя вы делаете из этого изречения?

Дети:

– Если ты других благодаришь, то ты сам делаешь добро.

– Если ты другим говоришь «спасибо» и добрые слова, то потом и тебе тоже их будут говорить.

– Ты даришь улыбку человеку, когда говоришь эти слова.

Учитель:

– Великолепно. Может, скажете, чем вы себя обогатили, что вам понравилось на уроке?

Дети:

– Мне понравился рассказ и вопросы.

– Понравилось, какое Вы дали домашнее задание, и вопросы.

– А мне комментарии и реплики понравились, которые ставили к тексту «Ножичек с костяной ручкой».

Учитель:

– Да, хорошие вы ставили вопросы, мудрые.

И чтобы благородство души иметь, надо быть всегда благодарным. Пусть даже человек что-то не так делает, но надо с улыбкой смотреть на него и на окружающих и быть благодарным всем.

Урок закончен. Спасибо вам большое.

Размышления после урока

Благодатный материал в плане раскрытия подтекстов представляет рассказ В.А.Сухомлинского «Для чего говорят “Cпасибо”?».

С первого взгляда текст кажется уж очень кратким, доступным и простым. Нечего в нём обсуждать.

Идут по лесу дед и внук. Обоих мучит жажда. Вдруг видят – ручеёк. Обрадовались. Пьют воду. И дедушка благодарит ручей. А мальчик недоумевает: «Ведь ручей не живой, не поймёт вашей благодарности?»

И дедушка отвечает удивительно простой мудростью: «Если бы напился волк, он бы “спасибо” не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит “спасибо”? Подумай, кому нужно это слово?»

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий.

Вот и весь рассказ, в котором мальчик пока не понимает и поэтому думает, что «спасибо» говорят только тому, кто сделал что-то хорошее тебе.

А дедушка иначе мыслит: «спасибо» – это значит – Спаси Бог и тебя, и меня, очевидно, за то, что мы – люди, и, в отличие от зверей и животных, спасибо можем говорить бескорыстно всем, кто нас окружает, не ожидая взамен благодарности.

Но дедушка также знал: чтобы это понять, мальчику предстоял долгий жизненный путь совершенствования своих человеческих качеств, своей души и духовности.

Вот на какие мысли и раздумья нас наталкивают подтексты в рассказе В.А.Сухомлинского «Для чего говорят «Спасибо»?

Образовательная деятельность по речевому развитию. Тема: Пересказ рассказа «Моя мама пахнет хлебом» план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

средняя группа.

Тема:

Пересказ рассказа «Моя мама пахнет хлебом».

Цель:

Создание социальной ситуации развития в процессе пересказа.

Задачи:

Способствовать развитию умения пересказывать небольшие произведения.

Создание условий для развития речи, внимание, память, усидчивость, эмоциональность, умение слушать товарища

Воспитывать уважение к хлебу.

Оборудование:

Хлеб на подносе с салфеткой, книга с рассказом.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Отгадайте загадку.

Был я сыпучим

Потом тягучим

В огонь попал

Мягким стал.

Сюрпризный момент: (вносится хлеб на разносе).

Вот он-хлебушек душистый, вот он-теплый золотистый!

В каждый дом, и каждый стол, он пожаловал-пришёл.

В нем-здоровье, наша сила, в нем-чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Основная часть:

Игра «Подбери признак»: хлеб какой?

-Я знаю пословицы о……

-Мама купила пшеничный ….

-Дети едят суп с ….

-Ваня пошёл в магазин за…..

Я не люблю есть масло без….

-У меня дома нет ….

Игра «Откуда хлеб пришел»

-Откуда хлеб пришел? (из магазина).

-В магазин как попал? (из пекарни)

-Что делают в пекарне? (пекут хлеб)

-Из чего? (из муки)

-Из чего мука? (из зерен)

-Откуда зерно? (из колоса).

Физминутка «Подрастает зернышко»

Подрастает зернышко (потянулись)

Потянулось к солнышку (руки в верх)

С ветерком оно играет (прогнулись)

Ветерок его качает (наклоны)

К земле низко прижимает,

Вот как весело играет (сели).

Предложить послушать рассказ В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

(чтение рассказа).

Вопросы к рассказу:

  • Куда пришёл мальчик?
  • Как их звали?
  • Что сбросил Толя?
  • Кем работает Колина мама?
  • Кем работает Толина мама?
  • Как бы вы назвали этот рассказ?

Пересказ текста детьми.

Итог занятия:

Поблагодарить детей, спросить понравилось ли занятие, о чем было занятие. Пробуют хлеб на вкус.

Наступила весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тонкий росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвел белыми Колокольчиками. Это были Колокольчики Ландышей.

Белые Колокольчики Ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы. Цветы прошептали:

— Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?

— Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, — ответил мальчик.

— Хорошо, — сказали Колокольчики Ландышей, тихо вздохнув. — Срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.

Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле Колокольчиков Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.

— Растите, Колокольчики, — тихо вымолвил мальчик.

Сказки и рассказы Василия Сухомлинского

О творчестве Сухомлинского

Василий Сухомлинский (1918 — 1970)

Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 — 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе.
Василий Александрович Сухомлинский 17-летним юношей начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 — 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района.
ухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью. Сухомлинский написал много рассказов и сказок для детей.

Бабушка отдыхает

Все добрые люди – одна семья

Грязное слово

Для чего говорят «спасибо»?

Две матери

Девочка и ромашка

До свидания, Солнышко!

Заболел врач

Зайчик и рябина

Именинный пирог

Как мы спасли птенцов жаворонка

Как Муравей перелез через ручеек

Как спаслась Ласточка

Кого ждала рябина

Коту стало стыдно

Как Андрейка перевез Нину

Как Федя почувствовал в себе Человека

Крылья матери

Красивое и уродливое

Карасик в аквариуме

Кто кого ведет домой

Как родился Василько

Легенда о материнской любви

Легенда про пионера

Лепесток и цветок

Ленивая подушка

Мамин Арбуз

Мамина коса самая красивая

Мальчик и колокольчики ландышей

Маменькин сыночек

Неблагодарность

Начальник автоколонны

Не забывай про родник

Отец и Сын

Осень принесла золотистые ленты

Петрик и Павлик

Птенец выпал из гнезда

Пчела и тыквенный цветок

Почему голуби прилетели к Олегу

Почему плачет синичка?

Простите, дети, я опоздал

Пусть будут соловей и жук

Рогатка и воробьиное гнездо

Собаке — собачья смерть

Самые ласковые руки

Седьмая дочь

Сказка о Гусыне

Стыдно перед соловушкой

Семь дочерей

Стеклянный Человечек

Сыновняя неблагодарность

Страсть обогащения

Телефонная трубка

Цветок и снег

Человек без имени

Чтобы бабочка не укололась

Яблоко в осеннем лесу

Я больше не буду

Я хочу сказать своё слово

У одного Мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:

– Нельзя думать так, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять.

Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он сидел за одной партой. Прошел один день, второй день – а мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча.

– Что я сделал или подумал плохого? – с тревогой спросил Мальчик.

– Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… Но ты забыл о своем товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх