Помост

Вопросы веры

Развитие ребенка

Психомоторное развитие детей возрастом от 2,5 лет до 5 лет. Американская академия педиатрии

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.

Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока.

Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте.

Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе.

(от ред. «Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» — Л.Полински.)

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 24 — 30 месяцев (2 – 2,5 года)?

Двигательное развитие:
* Рисует каракули круговыми движениями и может рисовать вертикальные линии
* Хорошо бегает, изредка падая
* Ходит вверх и вниз по лестнице самостоятельно
* Стоит на одной ноге без поддержки (от ред. – как минимум 1 секунду, DDST)
* Переворачивает по одной странице в книге

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Читает книги листая страницы и рассматривая картинки
* Открывает дверь, повернув ручку
* Моет и сушит руки
* Кормит себя самостоятельно не сильно испачкавшись

Социальное и эмоциональное развитие:
* Помогает в простых домашних делах
* Как правило реагирует на замечание о прекращении (об остановке) чего-либо

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 2,5 — 3 года?

Двигательное развитие:
* Катается (крутит педали) на трехколесном велосипеде
* Режет (пользуется) маленькими ножницами
* Рисует или копирует (по образцу) полноценные круги
* Подпрыгивает вверх, балансирует на одной ноге (от ред. – как минимум 2 секунды, DDST)
* Поднимается по лестнице уверенно/хорошо
* Бегает легко
Развитие языковых навыков:
* Понятно (четко) разговаривает (понятно/четко, большую часть времени)
* Понимает предлоги, как «в», «на», «под», «рядом»
* Объединяет предложения, используя «и», «или», «но»
* Следует инструкциям из 2 или 3 шагов
* Может назвать самые обычные вещи (часто используемые в быту)
* Говорит, имя, возраст и пол
* Называет друзей по именам
* Говорит слова, как «я», «меня», «мы» и «ты» и некоторые множественные числа (автомобили, собаки, кошки)
* Ведет беседу с использованием 2 — 3 предложений

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Учиться пользоваться туалетом (унитазом), а также мыть лицо и руки
* Может использовать кнопки, рычаги и движущиеся части игрушек по назначению
* Играет понарошку (в куклы, животные и люди)
* Складывает пазлы из 3 или 4 штук
* Понимает, что значит «два» (множественное число)
* Копирует круг карандашом или мелками
* Перелистывает страницы в книге по одной
* Строит башни более чем из 6 блоков
* Закручивает и откручивает крышки на емкостях или поворачивает дверную ручку

Социальное и эмоциональное развитие:
* Дает указания (распоряжения) другим детям
* Играет в определенные ролевые игры («мама», «папа», «преподаватель»)
* Копирует взрослых и друзей
* Показывает привязанность к друзьям без побуждения
* Использует повороты/вращение в играх
* Проявляет заботу о плачущем друге
* Понимает значение слов «мое» и «его» или «ее»
* Показывает широкий диапазон эмоций
* Легко отделяется от мамы и папы
* Может расстраиваться при сильных изменениях в рутинной деятельности
* Пытается одеваться и раздевается самостоятельно

Контроль за развитием ребенка

Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 3-х лет:

* Постоянно падает или имеет проблемы при подъеме по лестнице
* Разговаривает на непонятном языке или имеет очень неясную/нечеткую речь
* Не может играть с простыми игрушками (например, простые головоломки/пазлы, поворачивать ручку/крышку)
* Не говорит предложениями из 3-х слов
* Не понимает простую инструкцию
* Не притворяется или не играет понарошку
* Не хочет играть с другими детьми или игрушками
* Отсутствует зрительный контакт
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ лет?

С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период «ужасных 2-х лет» и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» — от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие
* Подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
* Скачет или прыгает в длину с разбега
* Поднимается и спускается по лестнице без поддержки
* Пинает мяч
* Подбрасывает мяч вверх
* Почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
* Движется проворно, как лицом вперед, так и задом наперед

Развитие мелкой моторики и движений рук
* Копирует квадратные формы по образцу
* Рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
* Пользуется ножницами
* Рисует круги и квадраты
* Начинает срисовывать по образцу большие буквы
* Наливает, режет под наблюдением, и делает пюре (давит еду)

Развитие языковых навыков
* Различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* Совершенствует основные грамматические навыки, Читает несколько букв
* Говорит предложениями из 5-6-ти слов
* Говорит достаточно чётко — так, что его понимают даже незнакомые люди
* Рассказывает истории из повседневной жизни
* Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 3-х частей
* Знает некоторые основные правила грамматики, такие как правильно использовать «он» и «она»
* Поет песню или стихотворение говорит по памяти
* Может сказать имя и фамилию

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Правильно называет некоторые цвета, Может сосчитать 5 и более предметов, когда спросили: «Сколько их?»
* Имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
* Подходит к проблемам со своей точки зрения
* Начинает обретать чувство времени
* Выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
* Вспоминает части рассказа
* Различает понятия «одинаковое» и «разное»
* Застегивает одну или несколько пуговиц
* Перед переходом через дорогу, как правило, смотрит в обе стороны
* Играет в фантазийные игры
* Одевается и раздевается без посторонней помощи, за исключением завязывания/развязывания шнурков
* Моет лицо без помощи
* Играет в настольные или карточные игры
* Сообщает вам, что он думает, что будет происходить дальше в книге

Социальное и эмоциональное развитие
* С интересом относится ко всему новому
* Объединяется и взаимодействует с другими детьми
* Играет в «маму» или «папу»
* Проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
* Сам одевается и раздевается
* С ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
* Становится более независимым
* Представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
* Воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
* Часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
* Защищает деток младше себя
* Предпочел бы играть с другими детьми, чем сам
* Сотрудничает с другими детьми
* Говорит о том, что ему нравится и о том в чем он заинтересован

Контроль за развитием ребенка

Поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития к 4-м годам.

* не может подбрасывать мяч
* не может подпрыгнуть на месте
* не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
* не может держать мелок (карандаш) в пальцах
* с трудом рисует каракули
* не может поставить 4 кубика один на другой
* по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
* не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
* игнорирует других детей
* не общается с людьми которые не являются членами его семьи, игнорирует других детей
* не использует фантазию в играх
* сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
* выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
* не может нарисовать круг по образцу
* не использует предложения больше чем из 3-х слов
* неправильно употребляет слова «я» и «ты»
* не может пересказать любимую историю
* не выполняет 3-х фазную команду
* не различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* не использует правильно «я» и «ты»
* говорит неясно
* теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?

Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.

Посмотрим на некоторые другие достижения.

Двигательное развитие
* Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше
* Подпрыгивает, кувыркается, может сделать сальто
* Раскачивается, карабкается (на что-либо), Самостоятельно качается на качели
* Возможно, перепрыгивает (через что-либо)

Развитие мелкой моторики
* Копирует треугольники и другие геометрические фигуры
* Рисует человека с телом, по крайней мере из 6 частей
* Пишет некоторые буквы, Печатает свое имя
* Одевается и раздевается без помощи
* Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
* Обычно сам заботится об использовании туалета

Развитие языковых навыков
* Вспоминает часть рассказа
* Произносит фразы более чем из пяти слов
* Использует будущее время
* Рассказывает длинные истории, используя сложные предложения
* Называет свое ФИО и адрес
* Объясняет смысл знакомых слов
* Узнает большинство букв алфавита
* Говорит очень четко
* Использует будущее время, например, «Бабушка скоро будет здесь».

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Может пересчитать 10 и более предметов
* Правильно называет не менее четырех цветов
* Лучше представляет себе понятие времени
* Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
* Пользуется туалетом без посторонней помощи
* Знает о предназначении, ежедневно используемых вещей, как деньги и еда

Социальное и эмоциональное развитие
* Хочет радовать друзей
* Хочет быть похожим на своих друзей
* Легче соглашается с правилами
* Любит петь, танцевать и разыгрывать представления
* Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей
* Знает о различии полов
* Может отличить фантазию от реальности
* Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
* Проявляет лидерство среди других детей
* Играет в «переодевание» и игру, в которой ребенок воображает себя кем-либо
* Проявляет заботу и сочувствие к другим

Контроль за развитием ребенка

Обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в возрасте 5 лет.

* Ведет себя необычно (очень испуганно или робко, очень агрессивно)
* Не может расстаться с родителями без сильного протеста
* Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше 5 минут
* Мало интересуется игрой с другими детьми
* Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно.
* Редко использует воображение или имитирование в игре
* Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени
* Не интересуется новыми видами деятельности
* Избегает или сторонится других детей и взрослых
* Не выражает широкого диапазона эмоций
* Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета
* Не может различать фантазию и реальность
* Выглядит необычно пассивным
* Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)
* Не может правильно назвать свои имя и фамилию
* Не использует в речи множественное число и прошедшее время
* Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях
* Не может построить башню из шести-восьми кубиков
* Испытывает неудобство, держа карандаш
* Испытывает трудности, снимая одежду
* Не может чистить зубы, вымыть и вытереть/высушить руки или раздеться без посторонней помощи
* Не рисует картинки
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Психомоторное развитие и воспитание ребенка на втором году жизни.

В период с 1 года до 2 лет можно четко выделить два возрастных этапа:
1) От одного до одного с половиной лет. Благодаря тому, что ребенок начал ходить, она стала гораздо более самостоятельной, ее исследовательский талант выражен гораздо больше. В этот же период интенсивно развивается активная и пассивная речь;
2) От одного с половиной до двух лет. Ребенок совершенствует свои познания и навыки, определяет свое место в среде, привыкает к самообслуживанию. Освоение языка позволяет свободно контактировать с окружающими людьми. Язык начинает выполнять коммуникативную функцию, позволяет малышу выражать свои чувства. Можно четко проследить проявления его характера, но еще часто изменяется эмоциональное состояние малыша. И так как оно выделяет себя из других, повышается негативизм, упрямство. В этот период малыш идет на первые осознанные контакты со сверстниками.
Иногда вам будет казаться, что вы просто не успеваете следить за изменениями в поведении вашего малыша, вы не контролируете его развитие. Но мы постараемся помочь вам, чтобы знания, вы закладываете в вашего ребенка, воспитывая ее, обогатили ее представление о мире.

1 год — 1 год 3 месяца

В этот период особенно заметно нежелание ребенка находиться в ограниченном пространстве (манеже, кроватке).
Очень быстро малыш приобретает опыт хорошей координации движений тела и большой радостью для него станет умение присесть вприсядку во время ходьбы, чтобы поднять с пола игрушку. В этом возрасте он начинает подниматься на кресла, диваны и преодоления этого препятствия приносит ему необычайную радость успеха. Ребенок начинает осваивать передвижения по лестнице, сначала на четырех, а позже и пытаться ходить по ним, держа за руку взрослого. Не бойтесь, если ваш ребенок часто падает. ее вес еще слишком мала и переломов костей не будет, а когда малыш поднимается, развиваются его мышцы, совершенствуется чувство равновесия, оно лучше ориентируется в пространстве. Но обязательно поддерживайте малыша морально, не давайте ему сильно расстраиваться из-за падения. Особое внимание в этот период следует обратить на открытые окна, лестницы, предметы, которые могут упасть на ребенка. Не оставляйте ее друга. Исключить возможность травматизма должны именно вы.
После года ребенок уже может самостоятельно есть густую пищу ложкой. Не убирайте ее, если попытки малыша были неудачными. Вскоре после многократных попыток она вполне овладеет ложкой и сможет обходиться при еде без вашей помощи.
Сразу после года начинает быстро расширяться запас слов, понимаемых ребенком. Она накапливает, запоминает их. Иногда даже может показаться, что ребенок стал меньше подражать произношению звуков. Не волнуйтесь. Сейчас малыш вовлечен в новые виды деятельности (разнообразные движения) и временно оно может не говорить новые слова, а откладывать их в памяти. Пройдет немного времени, и ребенок начнет подражать тембр и язык родителей, и если вы активно поддерживаете попытки малыша поговорить с вами, то к концу первого квартала оно произносить несколько простых слов. Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Постепенно простые понятия перейдут в образные, поэтому нельзя искусственно тормозить познания мира ребенком, поскольку обязательно происходить задержка умственной деятельности.

С психофизическими потребностями малыша тесно связан его эмоциональное состояние. Ему может доставить радость любая самостоятельное действие или любой предмет. Но не нужно забывать о том, что, несмотря на всю тягу к самостоятельности, эмоционально ребенок очень сильно связана с родителями, она хочет находиться рядом с ними, ожидает положительную оценку своих действий. Поэтому нужно помнить, что непосредственное общение родителей с ребенком, постоянные контакты, игры ~ главное условие хорошего эмоционального развития, так как в этом возрасте сверстники еще играют какой-либо особой роли в жизни ребенка и он учится жить в коллективе именно у родителей , в своей семье.
В этот период жизни ребенок уже меньше спит (обычно один раз в послеобеденное время). Естественно, что и играет она гораздо больше и не только своими игрушками. ее могут заинтересовать все предметы попадаются под руку. Не спешите их отнимать. Малышу нужно находить практические навыки. Нельзя позволять играть только с тем, что может причинить вред здоровью. Особую радость малышу в этом возрасте принесут игры в воде, так как оно будет изучать поведение предметов в воде, поэтому позволяйте делать ей это не только во время купания.
В первые месяцы второго года жизни малыш начинает общаться с другими детьми, но играть с ними он еще не умеет и процесс отбора игрушки часто заканчивается обоюдным плачем. Ваш ребенок торкатиме другого малыша за уши, нос, одежда, толкать его. Главное помнить. Что процесс формирования у ребенка собственной социальной поведения очень длительный и сложный и требует от взрослых особой мудрости и терпения.

1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев

Во втором квартале второго года жизни малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, оно запоминает расположение вещей в квартире, начинает бегать, расставляя руки, хотя еще очень сильно устает. Одно из любимых развлечений в этом возрасте — катить перед собой коляску или игрушку на длинной палке. Сейчас ребенок с большим удовольствием подражает движения взрослых, часто их повторяет. Она запоминает движения, наблюдаемые и упорно повторяет их — закрепляет свои умения. Этот опыт позволяет выполнять ей новые сложные движения. В этот период особенно хорошие игры с пирамидой, открывания и закрывания коробок, матрешек, переливание воды из одной посуды в другую и т.п. Эти игры помогают параллельно развивать движения глаз и рук. Можно предложить ребенку игры с кубиками: укладка их в ряды, строительство вышек, домиков.
Благодаря подражанию действий родителей, малыш начинает осваивать так называемые тематические игры, позже станут более разнообразными. Ребенок начинает кормить куклу, мыть ее, укладывать спать, укрывать одеялом, сажать на горшок, причесывать, выводить на прогулку, малыш охотно помогает маме: подметает пол, вытирает пыль и т.д. Очень важно, чтобы ребенок не перенимала негативные привычки окружающих.
В этом возрасте ваш малыш уже может же принести горшок, снять трусики и сесть на него, хотя ночью еще может оказаться мокрым. Ребенок с удовольствием сама моет с мылом руки, вытирает платком носик. Во время еды она уже самостоятельно ест ложкой жидкую кашу.

Постепенно пробуждается интерес малыша к играм в песке и эта тяга к песку сохранится еще очень долго. Ребенок подолгу может копать, посыпать себя и окружающих, делать куличики, а чуть позже и строить из песка.
В этот период ребенок проявляет значительный интерес к животным. Она охотно рассматривает картинки с нарисованными зверями и птицами, а затем очень радуется, когда узнает их на улице или в зоопарке. Хотя, проявляя интерес, ребенок будет относиться к ним настороженно. Это нормальный процесс и торопить малыша нет необходимости, особенно если ребенок склонен к аллергии на шерсть домашних животных.
Но как бы ни были развиты познавательные способности вашего ребенка, старайтесь, чтобы она играла с игрушками, соответствующих его возрасту. Совсем не обязательно покупать ей сейчас большой набор цветных карандашей. Малыш только разбрасывает их и не сможет оценить всей цветовой гаммы. Что может сильно расстроить вас.
В полуторагодовалого ребенка увеличивается словарный запас. Малыш уже произносит несколько десятков слов, усваивает правильное ударение, хотя использует еще как полные, так и облегченные слова.
Сейчас ребенок понимает больше, чем может сказать и так овладеть языком она способна только благодаря непосредственным контактом с близкими людьми. Помогите ей в этом, подкрепляя свои мысли соответствующими жестами и постепенно ваш малыш поймет, что подобные предметы могут одинаково называться, что «кошка няу» — это не только игрушка, пищит, но и и пушистая, что бегает по двору, и нарисована на картинке. Очень важно правильно развивать способность к обобщению, умение сочетать между собой значения разных слов, и тогда до полутора лет малыш будет знать, что слово «дай» относится не только к игрушки, которую он дал маме носик, глазки и ротик есть не только в него, но и у мамы, и в куклы, и у собачки и т.д.

1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев

В возрасте от одного с половиной лет ребенок уже меньше устает. Она окрепла физически и теперь с удовольствием будет осваивать новые места для игр: взявшись за руку мамы или папы она перепрыгивает через ямку или пенек, пытается влезть на горку. Энергия и стремление к познанию толкают ее на рискованные действия, она может влезть на стол или подоконник и искренне не поймет почему вы сердитесь. Единственный выход держать малыша в поле своего зрения и те вещи, которые могут причинить ему вред, убрать подальше, чтобы не искушать маленького исследователя, иначе постоянные окрики воспитывать только чувство вины и вызывают определенные комплексы.
Если в первом полугодии ребенок еще не могла поддерживать равновесие, при стоянии на одной ноге с изогнутой при этом другой, то сейчас она уже вполне может справиться с этой задачей. Если вы покажете ему, как бить ногой по мячику, то малыш с удовольствием повторят ваше движение и впоследствии это станет одним из основных его развлечений.
В этом возрасте малыш с необычайной настойчивостью будет добиваться своего. Вам вряд ли удастся оторвать его от выковыривание какой-то мелкой вещи из узкого отверстия, или она с завидным упорством будет тянуться к вашего шкафа. Иногда уже можно услышать слова «я не хочу» и это первые проявления воли ребенка.

В этом возрасте ребенок почти самостоятельно ест ложкой, пьет из кружки, помогает, когда ее раздевают и одевают, перед сном сама укрывает себя одеялом.
К концу третьего квартала малыш уже понимает несложную рассказ по картинке и может ответить на простые вопросы. В этом возрасте оно принимает около 20 слов, но произносить их может по-своему. Малыш может выразить свои желания, например, попросить пить, дать ему игрушку, конфету и т.п.
Первые высказывания малыша однословные, они дополняются жестами и мимикой, но иногда может при особой заинтересованности высказаться двосливним предложением.
Эмоциональная жизнь ребенка уже достаточно богатый, она умеет любить близких, скучает в одиночестве, у нее есть любимые и нелюбимые игрушки. Но нужно учитывать и то, что ее чувство очень изменчивы, бурная радость может смениться горьким плачем, и все это при незначительной причины. Сейчас ваш малыш уже умеет обижаться и может надувшись отойти, а не заплакать. Теперь, если ребенок захочет что-то увидеть или показать, она приведет вас за руку, а не будет громко звать. Но если она не сможет выразить словами свои желания, то будет очень злиться и кричать.
В этот период ребенок бывает агрессивным по отношению к другим детям, если они хотят что-либо взять, свои игрушки она еще не отдает, а только наблюдает как это делают старшие дети. Терпеливо отнеситесь к этим проявлениям недружелюбия, вскоре ваш малыш будет с удовольствием играть со своими сверстниками, делиться своими игрушками, ведь в этот период жизни малыш еще не знает что такое жадность, оно просто защищает свое пространство.

1 год 10 месяцев — 2 года

К двум годам ваш малыш достигает больших успехов как в физическом, так и в эмоциональном плане. Сейчас оно уже может самостоятельно ходить по ступенькам, хотя спускаться ему сложнее, чем подниматься, ребенок переступает препятствия шагом, уверенно бегает.
Страсть познания делает для вашего ребенка интересным все, что ее окружает, она всех хочет увидеть, потрогать. Любимым ее занятием в этот период будет извлекать вещи из шкафов и ящиков, переносить предметы с места на место, рыться в карманах и сумках родителей, крутить ручки магнитофона и телевизора, звонить. Найдите время, чтобы принять участие в исследованиях малыша, покажите ему лежащий в шкафу.
В четвертом квартале ребенок все чаще высказывается трех-или чотирьохсливнимы предложениями, причем вводит в свою речь местоимения и прилагательные. ее запас слов может достигать трехсот. В этом возрасте ребенок уже понимает простую рассказ о событиях прошлого.
Интеллект малыша в этот период достигает такого развития, что оно может выполнять некоторые логически связанные действия открывать двери, передвигать стул, чтобы встать на него и т.п.
С большим интересом ребенок будет писать на бумаге, охотно рисовать риска.
Часто именно в этот период малыш начинает целенаправленно требовать вашей кротости и нежности, и если вы ему не отказали будет чувствовать себя очень комфортно.
К концу второго года ребенок активно помогает, когда ее надевают, подтягивает колготки, пытается всунуть руки в рукава, надевает носки, ботинки, шапку.

В компании детей двухлетний ребенок ведет себя довольно эгоцентрично, она не умеет еще участвовать в игре, часто занимается своей собственной игрушкой и не обращает внимание на других. Она очень ревниво следит за своей собственностью (это мое), четко знает, кому что принадлежит и если пытаются отнять его игрушку, вспыхивает конфликт. Нужно помнить, что находясь в группе сверстников, в этот период ребенок начинает подражать их поведение и легко принимает как хорошо, так и плохо. Но несмотря на неумение участвовать в играх сверстников, малыш охотно участвует в играх взрослых: помогает маме подметать, берет вместе с отцом гвозди и т.п.
Таким образом, к концу второго года жизни ваш малыш уже сделало шаг к формированию собственной социального поведения. И в этом процессе главную роль играют родители, так как в большинстве случаев ребенок подражает им, имитирует их поведение.
Одной из самых сложных задач, стоящих перед родителями, есть понимание потребностей ребенка, разумное решение их. Знание того, что необходимо ребенку это основа воспитания, так как от правильности поведения родителей во многом зависит развитие и становление малыша как индивидуума. Методы воздействия на малыша будут видоизменяться в зависимости от возраста ребенка, но одно всегда будет неизменным — ваша любовь.
Обязательно стройте воспитания в семье так, чтобы ребенок мог наблюдать за тем домашней работой, выполняют родители. Позже она будет активно участвовать в домашних делах. В транспорте малыш с удовольствием наблюдать за водителем, в магазине за продавцом, а затем воспользуется увиденным в своих играх. Только не навязывайте ребенку свои правила игры, если она не принимает их. Лучше развивайте инициативу вашего малыша, дайте ему свободу в выборе условий игры.
Подумайте много раз, прежде чем наказать ребенка, потому что очень часто она просто не поймет за что ее наказали. Гораздо лучше она отреагирует на ласки и похвалу. Если малыш же одевается, ест, то лучше ребенка похвалить, несмотря на то, что она неправильно обула ботинки или разбрызгали суп. Помогите ей, ведь ребенок еще маленький и нельзя ожидать от нее аккуратности или ловкости, как от взрослого.
Не следует отвлекать ребенка, когда она сосредоточенно занята игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Здесь нет и не может быть никаких исключений. Все остальное в это время имеет второстепенное значение. Во время игры и занятий с ребенком, нельзя отвлекаться и тому кто это выполняет. Следует помнить, что отвлекаясь, родители учат отвлекаться и малыш. По воспитанием внимания у ребенка стоит не только проблема полноценного умственного развития. Внимательная ребенок, как правило, обязательно, способная к самоконтролю, аккуратная. Черты характера — во многом привычки, стали второй натурой. Поэтому внимание формируют и закрепляют как привычку, как важнейшую черту характера. Родители изучают с ребенком игрушки и помнят, что внимание к ним является столь же важным, как и познание их.
Ребенок сам определяет, что ее интересует. Однако родители должны направлять ее, формировать интересы. То, что окружает ребенка, к чему он проявляет интерес, о том и спрашивает, в том и ориентируется. Поэтому родители должны показывать ребенку мир и жизнь во всем его разнообразии. А уже от разнообразия ребенок придет к чему-то, что особенно интересует ее, сделает выбор, но сделает его, опираясь на полноценный общее развитие.

Особое внимание уделяется ориентации в информации. Информация отбирается до определенного времени родителями за ребенка. Основной метод ориентации — от начальных до более сложных форм, основной способ познания — вопросы ребенка и постановка перед ней вопросам, развивающие. При поисках ответа на вопрос родители думают вместе с ней. Разговаривая с ребенком, родители будто думают вслух. Как Думают они, думать и ребенок.
Кроме личного примера существенными факторами воспитания является совместная игра, чтение и обсуждение книг, просмотр и обсуждение телевизионных программ, мультиков. Больше всего вопросов возникает в игре. Игра для ребенка — сама жизнь. В ней он познает себя, других людей. Она учит, лечит, готовит в детский сад, школу. Игра требует от ребенка всего, что ей понадобится позже во взрослой жизни — от сосредоточенного внимания к ориентации в сложном, понимание, прозорливости. В игре она ставит цель, планирует, как дойти до нее. И достигает ее ….
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
Добрый день, уважаемые мамы и папы. Вас приветствует администрация сайта Материнство. Если вы находитесь на этой странице, значит вам интересна статья Психомоторное развитие и воспитание ребенка на втором году жизни. ?можете поделиться с друзьями в соц сетях.

Возрастные особенности развития моторных функций у детей

В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Общая моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе чуть позже будет происходить развитие более точных движений- мелкой моторикой.

Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и кроха сначала может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это общая моторика. Без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения.

Таблица 1 Возрастные особенности развития общей моторики

Возраст

Навыки двигательного поведения

1 мес.

Реакция на звуки. Пытается поднимать и удерживать голову.

2 мес.

Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения.

3 мес.

Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти и хорошо удерживая голову. На руках у взрослого хорошо удерживает голову. Удерживает вложенный в руку предмет.

4 мес.

Поворачивается со спины на бок.

5 мес.

Подолгу лежит на животе. Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук. Поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Хорошо берет предметы, игрушки, тянет их в рот.

6 мес.

Переворачивается со спины на живот, с живота на спину. Пытается садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает.

7 мес.

Хорошо и много ползает.

8 мес.

Самостоятельно садится, сам встает и передвигается, держась за барьер. Пытается перелезть через решетку кровати. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, за волосы.

9 мес.

Свободно сидит. Появились шаговые движения, ходит неуверенно держась за предметы.

10 мес.

Ходит придерживаясь рукой, поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца.

11 мес.

Стоит самостоятельно, без поддержки. Играет в «ладушки», «сороку». Пьет из стакана.

12 мес.

Ходит самостоятельно. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.

1 г. 1 м.

Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает, или нет на повороте.

1 г. 2 м.

Перешагивает через небольшие препятствия.

1г. 3 м.

Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь.

1 г. 4 м.

Может расшнуровывать ботинок

1 г. 5 м.

Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч).

1 г. 6 м.

Умеет влезать на препятствие высотой 10 — 15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5 — 10 см.

1г. 8 м- 2

года

Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться.

2 г. 4 мес

Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более.

2 г. 6 мес

Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешигивает через палку или веревку на высоте 20 — 28 см. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80 — 90 см. Полностью одевается.

2 г. 9 мес.

Ритмично двигается под музыку, хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу.

2 г. 10 мес. —

3 г.

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально расположенную над полом на высоте 30 — 35 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться

сигнала к действию. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Владеет карандашом.

Освоение разнообразных движений осуществляется детьми постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Первая двигательная функция рук — схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс .

Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.

Таблица 1.1 Возрастные особенности развития мелкой моторики (в ходе выполнения предметных действий)

Возраст

Навыки двигательного поведения

1-2 года

Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года

Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз.

4-5 лет

Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Таблица 1.2 Возрастные особенности развития мелкой моторики

Возраст

Навыки двигательного поведения

месяцев

Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

месяцев

Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1-2 года

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.

2-3 года

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

3-4 года

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.

4-5 лет

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует квадрат, звезду.

5-6 лет

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

В 4-4,5 месяца у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом, однако действия рук носят случайный характер. В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка во взаимодействии с предметами наступает следующий этап простого «результативного» действия.

Хватание совершенствуется в 2-х отношениях .

Во-первых, к восьми месяцам ребенок научится приближать руку к предмету без возвратных движений, последовательно.

Во-вторых, малыш научится удерживать предметы пальцами.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития движений и речи ребенка (в онтогенезе). Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

В ходе становления общей моторики (в период от года до трех лет) у детей развиваются четыре основных умения — ходьба, бег, лазание, метание. Параллельно развиваются и другие полезные движения, особенно двигательная функция кистей и пальцев рук. В последующем совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.

Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

Башкирова Клавдия Ивановна
Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

Структурные компоненты психомоторных способностей и их развитие у дошкольников

Цель: осветить значение психомоторики в развитии детей дошкольного возраста и познакомить с пониманием структуры психомоторных способностей в психолого-педагогической литературе как основанием для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и создания адаптивной системы образования.

Совершенствование системы дошкольного образования предполагает, что педагогический процесс следует осуществлять на основе его глубокой дифференциации. Для этого педагогу необходимо знать индивидуально-типологические способности физического и психологического развития детей, понимать, какие способности дошкольников смогут обеспечить их успешность сначала в школе, а потом и в дальнейшей жизни. Немалую роль в этом играют психомоторные способности.

Под психомоторикой понимается совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Психика и моторика находятся в неразрывном единстве, и поэтому в поведении, в деятельности, в речи человека раскрывается вся характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта. Но если психомоторика в полной мере отражает целостную характеристику человека, то, совершенствуя психомоторные способности, можно в той или иной степени успешности воздействовать на развитие детей.

Ещё столетие назад И. М. Сеченов и П. Ф. Лесгафт указали на важность развития психомоторных способностей человека, как единства его физической и психической сферы и основы высочайшей саморегуляции его деятельности. Без понимания сущности и структуры психомоторики нельзя приступать ни к её развитию, ни к её коррекции. Целенаправленное изучение моторной сферы началось в середине 19-го века. Наиболее полный перечень психомоторной способности в начале 20-го века дал М. О. Гуревич. Важными компонентами, отражающими состояние человека, он назвал мышечный тонус, ритм и темп движений, автоматические движения, вспомогательные движения, силу движения, отчётливость, равновесие, соразмерность движений в пространстве, координацию движений и двигательную активность. И как нечто целое рассматривал психомоторные процессы К. К. Платонов и определял их, как основной вид в объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Понятие «психомоторика» приобретает различное смысловое наполнение. У Н. А. Бернштейна это – вся область двигательных отправлений, объединяющая их биомеханические, физические и психологические аспекты; интересна и значима для изучения развития детей концепция уровневого построения движений, созданная Н. А. Бернштейном. Он выделил 5 уровней психомоторной деятельности, которые можно соотнести со становлением двигательной функции в онтогенезе.

Первый уровень обеспечивает бессознательную, непроизвольную регуляцию мышечного тонуса мускулатуры. В чистом виде деятельность этого уровня выступает в непроизвольных движениях (дрожь от холода, нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т. п.). Она начинает функционировать с первых недель жизни ребёнка.

Второй уровень руководит «локомоторным» или двигательным механизмом, который управляет четырьмя конечностями-двигателями и начинает функционировать в онтогенезе с четырёх-пяти месяцев жизни, когда рёбёнок пытается схватить увиденный предмет.

Третий уровень обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством. Он и начинает развиваться во втором полугодии жизни ребёнка, когда излишние движения уступают однократным целевым движениям, которые имеют начало и конец. Этот уровень автор назвал уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в построении движений, имеющих ряд важнейших отличительных черт. Во-первых, на этот уровень уже работает зрения, которое безгранично расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в мозг информации. Во-вторых, он тесно связан с взаимоотношениями и с внешним миром. В-третьих, это пространственное поле является не сдвигаемым. Благодаря качественно переработанной информации, ребёнок воспринимает неподвижность окружающего мира. В-четвёртых, важнейшим свойством пространственного поля являются его метричность и геометричность. Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов, определяет важнейшие качества таких действий ребёнка, как меткость, точность, без чего его действия не достигли бы цели. Благодаря этим качествам, третий уровень называется «Пространственным».

Возникновение первых осмысленных действий связано с созреванием предметного, четвёртого уровня организации движений, который начинает функционировать с четырёх лет. Действия этого уровня – самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые, спортивные, подвижные игры. Движения, строящиеся на 4-м уровне, связаны с чётким осознанием правой и левой сторон тела. В выполнении движений данного уровня главное – смысловая сторона действия с предметом.

Основные группы действий,определяемых этим уровнем:

1) объединяет движение с малым количеством автоматических действий, ощупывание, сравнивание и выбирание предметов, любые смысловые действия ребёнка;

2) содержит действия с участием второго уровня; действия, значительно подкреплённые третьим уровнем, т. е, смысловые, протекающие в пространстве, обеспечивающие ловкость рук;

3) объединяет действия всех предыдущих групп, что обеспечивает, прежде всего, движение губ, языка, и отвечает за почерк и скорость письма.

Пятый уровень организации движений, уровень психологической регуляции движе-ний, предполагает наличие мотива для двигательного акта и осуществление его основной смысловой деятельности. Для работы этого уровня должна быть сознательная саморегуляция. Все действия основаны на образном мышлении и руководят богатейшим арсеналом географических, импровизационных и других смысловых выражений. Понятно, что двигательный акт есть сложное, многоуровневое построение, возглавляемое ведущим компонентом — смысловой структурой и рядом «обслуживающих» его технических компонентов движений. Исследования этих технических компонентов выделили их качественные характеристики, которые важны для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы, поскольку их можно рассматривать как объекты педагогического воздействия.

Сегодня нет общепринятой классификации, авторы выделяют различные компоненты психомоторных способностей: мышечную активность, особенности и свойства простых и сложных движений, виды реакций и даже некоторые функции опорно-двигательного аппарата.

Анализ классификаций характеристик психомоторных качеств позволяет выделить два подхода.Первый рассматривает качественный аспект деятельности: волевое усилие, процессы переработки информации при сенсомоторных реакциях, глазомерные функции и т. п. Второй подход рассматривает количественный аспект деятельности и указывает на силу, скорость, точность, пластичность, ритмичность, ловкость, темп, ритм, меткость, соразмеренность, направление и время статичности и позы.

Для работы с дошкольниками на этапе подготовки к школе значимыми являются оба подхода – и качественный, и количественный аспекты деятельности.

В основе содержания занятий и контроля развития психомоторной сферы детейлежат следующие компоненты:

Статическая координация – регуляция двигательных актов, обеспечивающая удержание тела и его частей в состоянии равновесия или какой-то позе.

Динамическая координация – регуляция движений, обеспечивающая точное выполнение двигательных актов.

Скорость движения – отношение величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, затраченному на это время.

Моторика рук – выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Одновременность – качество воспроизведения внешней формы двигательного действия и направления движения.

Отчётливость – степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам.

Оперативность управления движениями – оценивается планирование и организация движения, которые проявляются в скорости двигательной реакции на изменение звукового сигнала.

Чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков.

Чувство ритма – средство пространственно-временной организации движений.

Качество восприятия (слуховое, зрительное, основанное на двигательном ощущении) – оценивается способность различать и передавать в движении характерные особенности музыкального образа исполняемого произведения.

Устойчивость внимания – оценивается способность не отвлекаться от музыки в процессе движения.

Качество запоминания последовательности движений – оценивается способность запоминать музыку и движения.

Желание действовать – оцениваются признаки, проявляющиеся в поведении ребёнка на занятиях и состояние ребёнка в момент проведения диагностики: типичность его поведения в данной ситуации.

Эмоциональность при выполнении заданий – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, в жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержании композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.

Как писал И. М. Сеченов, «выполняя различные движения, ребёнок удовлетворяет одну из важнейших потребностей – потребность в двигательной активности, значит, движение является средством достижения цели».

Психомоторное развитие начинается в неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной осознанной психомоторной деятельности, под которой понимается целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. Осуществление произвольных действий проходит под контролем сознания, проявление двигательных качеств – при участии волевого усилия. Поэтому психомоторные особенности человека – это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.

Из этого следует, что необходимо развивать у детей ВПФ, не на основе дидактических игр, сидя за столом, а через активные движения.

Таким образом, в педагогической работе, направленной на развитие общих и специальных способностей, необходимо опираться на понимание многоуровневой регуляции движений Н. А. Бернштейна и на современные представления о многокомпонентности психомоторики.

Наличие сложных взаимосвязей и взаимозависимостей между всеми компонентами требует применения системного подхода, который позволит приспособить образовательный процесс к уровню подготовки и особенностям развития детей, учитывая их возрастные и психофизические возможности и потребности. И тем самым создать максимальные условия для формирования индивидуальных способностей, обеспечивающих социальную успешность, охрану, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Построение адаптивной системы образования, невозможно без понимания значимости психомоторного развития дошкольников.

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должна уметь делать ребенок девочка в 4 месяца?

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: как должно проходить развитие ребенка по неделям до 1 года?)

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: нормы роста и веса детей от рождения до года

От рождения до 3 месяцев

НОВОРОЖДЕННЫЙ

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

1 МЕСЯЦ

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что должен уметь ребенок в 3 месяца – критерии развития малыша Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» — реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

6 МЕСЯЦЕВ

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».
Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.
Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5 Хочет участвовать в общении — старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно ползать на четвереньках?

8 МЕСЯЦЕВ

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что уже умеет ребенок в 8 месяцев?

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

Месяц Движения Навыки
7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.
Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что должна уметь ребенок девочка в 10 месяцев?

11 МЕСЯЦЕВ

Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

1 ГОД

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.
Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать грудной ребенок в 1 месяц?

  • принципах ухода за карапузом;
  • питании и кормлении детей (по ВОЗ, а также согласно авторской методике прикорма);
  • ключевых этапах роста и развития (когда малыш должен сидеть, ползать, стоять и ходить).

Калькулятор

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх