Помост

Вопросы веры

Реформация католической церкви

Западное христианство. Взгляд с Востока

От автора

Предисловие

Глава I. Введение в сравнительное богословие Сравнительное богословие как дисциплина Содержание курса и цель изучения сравнительного богословия Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям Три чиноприема инославных Глава II. Римский католицизм ОСНОВНЫЕ ДОГМАТИЧЕСКИЕ И ОБРЯДОВЫЕ ОТЛИЧИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ВЛАСТИ ПАПЫ НАД ЦЕРКОВЬЮ Различие в понимании учения о Церкви православием и католицизмом Догматические предпосылки римско-католического учения о власти папы Папа как преемник апостола Петра Получил ли апостол Петр власть от Христа? Отношение апостола Петра к другим апостолам Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви Светская власть папы. «Дарственная Константина» Конфликт пап с Константинопольской Церковью Константинопольский Свято-Софийский Собор 879г. После Свято-Софийского Собора Завершительный акт разделения Церквей Римско-католическая церковь как абсолютная монархия Догмат об учительной непогрешимости папы РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА ОТ ОТЦА И СЫНА (FILIOQUE) Догматическая сущность учения о Filioque Filioque и православный Восток РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ Римско-католическое учение о первородном грехе Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи Римско-католическое учение о чистилище Римско-католическое учение о сокровищнице заслуг и индульгенциях КАТОЛИЧЕСКАЯ МАРИОЛОГИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ САКРАМЕНТОЛОГИЯ Таинство крещения Таинство миропомазания Таинство Евхаристии Таинство исповеди Таинство соборования Таинство священства Таинство брака Особенности римско-католического нравоучения ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ И ЦЕРКОВНОЙ ПРАКТИКИ Священное Писание и Священное Предание Посты РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СТРУКТУРА РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Епархиальные структуры, духовенство, монашество Пресвитеры и диаконы в Римско-католической церкви Монашеские и полумонашеские организации Римско-католической церкви Глава III. Протестантизм РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ РЕФОРМАЦИИ. МЕСТО ПРОТЕСТАНТИЗМА В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА ПРЕДВЕСТНИКИ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ РЕФОРМАЦИИ НАЧАЛО ПРОТЕСТАНТИЗМА. ОТ ПЕРВОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ЛЮТЕРА ДО НЮРНБЕРГСКОГО ДОГОВОРА 1532 г. НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ОТ НЮРНБЕРГСКОГО МИРА 1532 г. ДО ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА 1648 г. РАЗБОР ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ЛЮТЕРАНСТВА Источники Учение о Священном Писании и Священном Предании Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой Учение о Церкви Учение о Таинствах и их числе Отвержение живой связи между Церковью земной и небесной ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ РЕФОРМАЦИИ ШВЕЙЦАРСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ. УАЬРИХ ЦВИНГЛИ (1484–1531) РЕФОРМАЦИЯ ЖАНА КАЛЬВИНА Вероучение кальвинистов. Символические книги кальвинистов РЕФОРМАТСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЛЬВИНИЗМА. ГУГЕНОТЫ. ПУРИТАНЕ АНГЛИКАНСТВО История английской Реформации Англиканское вероучение Церковная иерархия. Проблема женского священства Англиканское содружество Глава IV.Русская Православная Церковь и экуменическое движение: обзор истории отношений и сегодняшнее состояние. Римско-католическая церковь как экуменический партнер Русской Православной Церкви ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ I. Суждения иерархов, богословов и подвижников благочестия Русской Православной Церкви XIX–XX вв. об отношении к инославию, экуменическому движению, а также по вопросу о восстановлении межхристианского единства Свт. Филарет Московский А.С.Хомяков Свт. Игнатий (Брянчанинов) Прп. Амвросий Оптинский Свт. Феофан Затворник О .Ключевский Св. прав. Иоанн Кронштадтский (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Правда о Боге, мире и человеке. Кронштадт, 1899. Гл. 18); Обличение ересей, расколов, папства, лютеранства и др.) Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии Митр. Антоний (Храповицкий) Архиеп. Иларион (Троицкий) Патр. Сергий (Страгородский) Архиеп. Серафим (Соболев) Прот. В. Шпиллер Н. Бердяев Митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) Межправославная комиссия (IVВсеправославное совещание). 08.06.1968. Шамбези. Обращение Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви к Центральному комитету ВСЦ (По поводу Бангкокской конференции «Спасение сегодня». 29.12.1972–8.01.1973) Протопресв. А. Шмеман Прот. Георгий Флоровский Проф. А. Осипов Приложение II. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 2. Стремление к восстановлению единства 3. Православное свидетельство инославному миру Диалог с инославием 5. Многосторонние диалоги и участие в работе межхристианских организаций Отношения Русской Православной Церкви с инославием на ее канонической территории Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием Заключение ПРИЛОЖЕНИЕ III. История и характеристика богословских диалогов с инославием Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами Отношения с Римско-католической церковью Участие в международных христианских организациях и диалогах с экуменическим движением ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессионалъным организациям

От автора

Настоящая книга составлена как развитие учебных курсов моих предшественников по кафедре Сравнительного богословия МДАиС, в частности профессора Московской духовной академии Дмитрия Петровича Огицкого (1908– 1994), курс семинарии и курс аспирантуры при МДА сотрудника Издательского отдела Германа Феодоровича Троицкого (1934–1995). Учебное пособие Д.П.Огицкого было использовано преимущественно в части, посвященной католичеству, лекции Г.Ф.Троицкого – протестантизму.

Кроме того, при написании отдельных разделов привлекались статьи и материалы, собранные в издании «Хрестоматия по сравнительному богословию» (М., 2005), в особенности следующих авторов:

архимандрита Плакиды (Дезей) «Блаженный Августин и Филиокве»;

монаха (ныне иеромонаха) Саввы (Тутунова) «Современная римско-католическая сотериология»;

архиепископа Нафанаила (Львова) «О латинском догмате непорочного зачатия»;

В.Н.Лосского «Догмат о непорочном зачатии».

За основу раздела, посвященного англиканству, были взяты статьи, помещенные в «Православной энциклопедии».

По сравнению с предыдущими изданиями курса, дважды выходившими под названием «Православие и западное христианство» (М., 1995; 1999), курс был значительно переработан и дополнен двумя приложениями.

Принципиально расширен раздел о экуменическом движении и межконфессиональных контактах. Внесены дополнения в другие главы, прежде всего касающиеся положений нового катехизиса католической церкви.

В предлагаемом пособии рассматриваются догматические, канонические и церковно-практические особенности инославных исповеданий, отличающие их от Вселенского Православия: римского католицизма и основных ветвей протестантизма (лютеранства, кальвинизма, англиканства). Приведены сведения об экуменическом движении.

Пособие предназначено для слушателей духовных школ и всех интересующихся вопросами православного богословия.

Предисловие

На протяжении многовековой истории Церкви Христовой, от начала ее исторического бытия и до наших дней, она проходит сложный процесс постоянного преодоления вероучительных, канонических и практических заблуждений, затрагивающих фактически все стороны ее существования.

Уже в апостольское время единство веры и единство Церкви Христовой подвергались испытаниям вследствие деятельности лжеучителей и наличия греховных разделений в христианской среде. Об этих лжеучителях и разделениях часто упоминается в апостольских посланиях (например, 1Ин.4:1, 2Пет.2:1; Рим.16:17). Конечно, не всякий спор вел к разделению и отпадению от Церкви. В некоторых случаях богословские споры служили даже большему углублению в спорный предмет и лучшему выявлению истины. «Надлежит быть и разномыслиям между вами, – говорит апостол Павел, – дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Необходимо, однако, чтобы диалог между разномыслящими велся в духе взаимной любви и сопровождался чувством ответственности перед Богом и Церковью. Греховное разномыслие вело к возникновению ересей и отпадению от Церкви. История Церкви знает много таких примеров.

Крупнейшее отпадение от православия западной части христианского мира на почве преувеличенных представлений о власти Римского папы произошло в XI в.

В XVI в. от Римско-католической церкви отделились в результате реформационного движения протестанты (лютеране, кальвинисты, англикане), раздробившиеся потом на ряд конфессий и деноминаций.

Значение ересей и расколов в церковной истории состоит в том, что они побуждали Церковь к более подробному раскрытию и более точному формулированию своего учения, к его систематизации.

Следует отметить, что вероучительные споры всегда волновали Восток гораздо больше, чем Римскую церковь, которая с самого начала более бдительно следила за всем, что касается земного устроения и порядка. Вся тяжесть многовековой борьбы за догматические устои Церкви почти всецело выстрадана одним греческим Востоком.

Западное христианство. Взгляд с Востока (fb2)

  • От автора
  • Предисловие
  • Западное христианство. Взгляд с Востока
  • Глава I. Введение в сравнительное богословие
  • Сравнительное богословие как дисциплина
  • Содержание курса и цель изучения сравнительного богословия
  • Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям
  • Три чиноприема инославных
  • Глава II. Римский католицизм
  • ОСНОВНЫЕ ДОГМАТИЧЕСКИЕ И ОБРЯДОВЫЕ ОТЛИЧИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
  • РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ВЛАСТИ ПАПЫ НАД ЦЕРКОВЬЮ
  • Различие в понимании учения о Церкви православием и католицизмом
  • Догматические предпосылки римско-католического учения о власти папы
  • Папа как преемник апостола Петра
  • Получил ли апостол Петр власть от Христа?
  • Отношение апостола Петра к другим апостолам
  • Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви
  • Светская власть папы. «Дарственная Константина»
  • Конфликт пап с Константинопольской Церковью
  • Константинопольский Свято-Софийский Собор 879г.
  • После Свято-Софийского Собора
  • Завершительный акт разделения Церквей
  • Римско-католическая церковь как абсолютная монархия
  • Догмат об учительной непогрешимости папы
  • РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА ОТ ОТЦА И СЫНА (FILIOQUE)
  • Догматическая сущность учения о Filioque
  • Filioque и православный Восток
  • РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ
  • Римско-католическое учение о первородном грехе
  • Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи
  • Римско-католическое учение о чистилище
  • Римско-католическое учение о сокровищнице заслуг и индульгенциях
  • КАТОЛИЧЕСКАЯ МАРИОЛОГИЯ
  • РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ САКРАМЕНТОЛОГИЯ
  • Таинство крещения
  • Таинство миропомазания
  • Таинство Евхаристии
  • Таинство исповеди
  • Таинство соборования
  • Таинство священства
  • Таинство брака
  • Особенности римско-католического нравоучения
  • ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ И ЦЕРКОВНОЙ ПРАКТИКИ
  • Священное Писание и Священное Предание
  • Посты
  • РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА
  • СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СТРУКТУРА РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
  • Епархиальные структуры, духовенство, монашество
  • Пресвитеры и диаконы в Римско-католической церкви
  • Монашеские и полумонашеские организации Римско-католической церкви
  • Глава III. Протестантизм
  • РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ РЕФОРМАЦИИ. МЕСТО ПРОТЕСТАНТИЗМА В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА
  • ПРЕДВЕСТНИКИ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ РЕФОРМАЦИИ
  • НАЧАЛО ПРОТЕСТАНТИЗМА. ОТ ПЕРВОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ЛЮТЕРА ДО НЮРНБЕРГСКОГО ДОГОВОРА 1532 г.
  • НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ОТ НЮРНБЕРГСКОГО МИРА 1532 г. ДО ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА 1648 г.
  • РАЗБОР ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ЛЮТЕРАНСТВА
  • Учение о Священном Писании и Священном Предании
  • Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой
  • Учение о Церкви
  • Учение о Таинствах и их числе
  • Отвержение живой связи между Церковью земной и небесной
  • ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ РЕФОРМАЦИИ
  • ШВЕЙЦАРСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ. УАЬРИХ ЦВИНГАИ (1484–1531)
  • РЕФОРМАЦИЯ ЖАНА КАЛЬВИНА
  • Вероучение кальвинистов. Символические книги кальвинистов
  • РЕФОРМАТСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ
  • РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЛЬВИНИЗМА. ГУГЕНОТЫ. ПУРИТАНЕ
  • АНГЛИКАНСТВО
  • История английской Реформации
  • Англиканское вероучение
  • Церковная иерархия. Проблема женского священства
  • Англиканское содружество
  • Глава IV.Русская Православная Церковь и экуменическое движение: обзор истории отношений и сегодняшнее состояние. Римско-католическая церковь как экуменический партнер Русской Православной Церкви
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ I. Суждения иерархов, богословов и подвижников благочестия Русской Православной Церкви XIX–XX вв. об отношении к инославию, экуменическому движению, а также по вопросу о восстановлении межхристианского единства
  • Приложение II. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию
  • 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений
  • 2. Стремление к восстановлению единства
  • 3. Православное свидетельство инославному миру
  • 4. Диалог с инославием
  • 5. Многосторонние диалоги и участие в работе межхристианских организаций
  • 6. Отношения Русской Православной Церкви с инославием на ее канонической территории
  • 7. Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием
  • Заключение
  • ПРИЛОЖЕНИЕ III. История и характеристика богословских диалогов с инославием
  • Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами
  • Отношения с Римско-католической церковью
  • Участие в международных христианских организациях и диалогах с экуменическим движением
  • ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессионалъным организациям
  • *** Примечания ***

39. Мирские причины недовольства католической церковью

Мирские причины недовольства католическою церковью коренились в той власти, какую папы и духовенство приобрели в средние века над государством и разными классами общества. Знаменитая борьба папства и империи была только частным случаем борьбы между церковью и государством. Императоры, короли, владетельные князья и республики тяготились тем подневольным положением, в какое их ставил средневековой католицизм, учивший, что церковь выше государства, и что государи суть только подручники папы. Притязания пап на главенство над государями, находившими, однако, немало защитников в обществе, и были причиною политического недовольства, но оно усугублялось еще тем, что и духовенство, завися во всем от своего главы в Риме, часто не хотело подчиняться наравне со всеми законам государства. В каждой отдельной стране духовенство считалось первым чином, или сословием, государства и стояло выше всех других классов. Его судам в делах известного рода были подсудны люди всех светских сословий до самых важных и титулованных дворян, а все землевладельцы и земледельцы обязаны были выплачивать духовенству десятинный оброк. И то, и другое было неприятно и тяжело людям светских состояний. Дворянство, сверх того, не без зависти смотрело на церковное землевладение, так как иногда треть, иногда чуть не половина всех земель в стране принадлежала высшему клиру и монастырям. Далее, в городах духовные иногда не желали подчиняться постановлениям местных властей, и это также приводило к пререканиям и распрям. Были, наконец, свои основания для недовольства и у крестьян, очень часто находившихся в крепостной зависимости от епископов и аббатов. Все это были причины социального недовольства учреждениями католицизма. Кроме указанных причин политического и социального свойства, была еще и причина национальная. Католическая церковь была всемирной духовной монархией, не желавшей признавать различий между отдельными народами и внутренней их независимости. Такой порядок вещей установился в то время, когда европейские народности окончательно еще не сложились, но в XIV и XV вв. отдельные нации стали приходить к самосознанию; первым признаком этого было появление национальных литератур и возведение народных языков на степень органов общественной мысли. Католическая церковь признавала одну латынь и для Св. Писания, и для богослужения, а между тем рядом с латынью стали развиваться языки немецкий, французский, английский, чешский, польский и т. п. Национальная оппозиция Риму шла рука об руку с оппозицией политической и социальной, потому что в это же время совершалось и образование национальных государств.

Контрреформация

Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по её позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом — известна в истории как Контрреформация» . Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Проблема терминологии

Термины «Контрреформация» или «католическая реакция», широко используемые в литературе, являются спорными. В современной исторической науке принято обозначать действия католической церкви по восстановлению престижа и влияния не Контрреформацией, а католической реставрацией или католической реформацией. Связано это с тем, что в этом процессе была очень важна идея обновления, очищения церковных институтов от тех недостатков, в которых её упрекали современники. Это не были коренные изменения, наоборот, на Тридентском соборе были подтверждены устоявшиеся положения относительно священных текстов, обрядов, таинств. Но те изменения, которые произошли внутри самого института церкви, несомненно, свидетельствуют о том, что одной из главных идей в это время было преображение веры и духовенства, стремление соответствовать духу времени.

Новые условия породили и новые идеалы, в том числе и в религиозной сфере. Так, А. Г. Вульфиус в своей работе «Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа» писал: «Само слово «реакции» подчеркивает противодействие против Реформации и тем самым отодвигает на задний план то весьма глубокое и интересное внутреннее перерождение католицизма в XVI и XVII веках, которое в нём совершалось наряду с борьбою против протестантизма» .

Католическая реформа до Реформации

Упрёки по поводу упадка нравов внутри церкви были слышны уже в XII в., причем обвинителями выступали и папы (Иннокентий III), и канонизированные впоследствии праведники (св. Бернард). И внутри церкви были те, кто пытался искоренить эти недостатки.

Католическая реформа началась в Италии и Испании. В Испании в XV веке начались преобразования церковной организации. Король Фердинанд Католик и королева Изабелла желали довести до конца начинания своих предшественников. Испания хотела иметь не столь зависимую от Рима церковь, поскольку она, как считали многие, имела огромные заслуги перед церковью в деле защиты религии от иноверцев.

При Фердинанде и Изабелле назначение на высокие церковные посты стало происходить только с согласованием кандидатур с королевской властью, королевский суд был уполномочен принимать жалобы на злоупотребления духовного суда. За такие уступки королевская власть взяла на себя защиту церкви от еретиков (этой цели служит новая организация инквизиции, подчиненная королю) и заботы о церковной дисциплине. Все эти изменения, реформы не имели никакого отношения к протестантской Реформации.

К концу XV века Католическая церковь, несмотря на несомненные явления упадка, таила в себе ещё огромные запасы религиозной энергии. Существовало несколько спорных вопросов по поводу внутреннего устройства церкви и её жизни: проблема верховенства власти соборов и пап, многие были за ограничение власти папы решениями соборов; вопрос о национальных церквях, защита национальных епископатов и монастырей от произвола Папской курии; вопрос об отношении к слишком развившейся обрядовой стороне (поставил этот вопрос Эразм Роттердамский) и к элементам нового гуманистического образования. К разрешению этих проблем церковь приступила ещё до появления на сцене Лютера и достигла значительных успехов .

Протестантское движение не было главной причиной Католической реформации. Проблемы, существовавшие внутри института церкви, были очевидны ещё раньше, и меры по изменению порядка также были предприняты ранее. Но Реформация Лютера поставила «новую и главную задачу: спасение церковного единства в борьбе с ересью. Решение этой задачи сплеталось с прежними проблемами…» .

Начало Контрреформации

Началом Контрреформации можно считать отлучение папой Львом X от церкви Мартина Лютера в булле «Exurge Domini» 15 июня 1520 г. В первое время папство не считало церковный раскол серьёзным. В Риме ситуация виделась временным кризисом, который можно достаточно быстро разрешить. И поэтому ни о каком компромиссе тогда не говорили, варианты реформ не рассматривались. Папа Адриан VI (1522-1523) на Нюрнбергском рейхстаге подверг критике преступления и ошибки пап, полагая, что признание промахов церкви разрешит ситуацию.

Новые ордена

В ходе католической реформы были созданы новые монашеские ордена. В 1527 г. был основан орден театинцев. Они желали восстановить ценности раннехристианской общины, апостольской жизни.

В 1526 г. из ордена францисканцев выделился новый орден капуцинов, который проповедовал возвращение к строгим нормам устава св. Франциска. В ордене кармелитов появляется реформаторское крыло, идеал жизни они видели в аскетическом образе жизни и бедности.

В 1530 г. появился орден варнавитов, в 1537 году — орден бонифратров, монахи которого заботились о больных. Тогда же был основан орден св. Урсулы, который занимался попечением и воспитанием молодых девушек.

Иезуиты

Орден иезуитов был основан 15 августа 1534 года Игнасио Лойолой. Первоначально это было «безобидное студенческое общество, мечтающее о миссионерской деятельности среди магометан» . Среди основателей ордена был будущий генерал ордена Игнасио Лойола.

Позже, когда девять молодых магистров-основателей ордена побывали на аудиенции у Папы в 1535 г., стало понято, что понтифик высоко оценил их способности, но их миссионерская деятельность не может быть осуществлена. Папа собрался заключить союз с императором и Венецианской республикой, чтобы устроить новый крестовый поход против турок.

Лойола преобразовал свою конгрегацию «1) в постоянную организацию и 2) в общество священников для выполнения внутренней миссии или своего рода католическую армию спасения под верховным командованием папы, ибо он видел её применение и на военной службе, и потому, отправляясь в начале 1537 г. в Рим, он дал своему обществу название, под которым оно ведет борьбу и в наше время, — «Общество Иисуса»» .

В 1540 г. проекты статутов Общества Иисуса были утверждены папской курией, но до 1543 г. число его членов не должно было превышать 60 человек. Этот новый орден напрямую подчинялся Папе, в том числе и в плане военной организации. «Лозунг, который орден выставил в начале своей деятельности, был обращение масс, ушедших из ограды церкви» .

Методы такого возвращения: образование детей, рассказы о вере и её устоях, а среди взрослых — деятельность в качестве духовников. То есть особое внимание обращалось на исповедь, народ уже во многом отвык от такой практики.

Были организованы миссии в Италии по обращению евреев в христианство. Число сторонников иезуитов росло. К концу 1544 г. в Европе насчитывалось девять иезуитских поселений: по два — в Италии, Испании и Португалии, по одному — во Франции, Германии и Нидерландах. К 1554 г. орден имел свои поселения уже от японских островов до бразильского побережья.

В 1550-е гг. происходит новая смена курса ордена: «иезуит уже тогда был не только законоучитель, проповедник, духовник и миссионер, но в первую очередь преподаватель средних и высших классов» . Генерал ордена Игнасио Лойола ведал всеми делами и полновластно руководил им.

Главным принципом иезуитов был лозунг «perinde ac cadaver» — «труп в руках хозяина», то есть Папы. Служение иезуитов Папе Римскому было беспрекословным. Они отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах, вплоть до низложения монархов. Они выработали свою доктрину тираноубийства, за что их позднее стали подозревать в связи с убийцами Генриха III и Генриха IV.

Иезуиты никогда не жили в монастырях, их главная задача предполагала работу в миру.

Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534-1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

В 1542 г. появилась булла «Licet ab initio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.

Папа Павел III способствовал обновлению церкви, «положил начало идейно-теоретической подготовке антиреформационного наступления» . При нем важные посты в курии и архиепископствах заняли такие деятели, как кардинал Гаспаро Контарини, Джакопо Садолето и «отец неаполитанско-испанской инквизиции кардинал Караффа».

Караффа в 1543 г. наложил запрет на печать любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг», который рассылался во все уголки католического мира. Те издания, которые входили в него, не могли быть официально напечатаны, их запрещалось иметь у себя. Среди таких книг были работы Лоренцо Валлы, Макиавелли, Ульриха фон Гуттена, Боккаччо, Эразма Роттердамского.

Тридентский собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (на латыни — Тридент), названный Тридентским собором. В булле Папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения.

Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. Собравшиеся там представители церкви разделились на две партии: непримиримую папскую и компромиссную императорскую. Папская партия осуждала догматику и ошибочные, еретические учения. Они отвергали любую возможность переговоров с протестантами на равных. Императорская партия желала рассмотреть причины еретических учений, причины деморализации духовенства. Они желали разрешить допускать к обсуждению многих важных вопросов светских лиц, провести переговоры с протестантами. Императорская партия была очень слаба, и Павлу III удалось навязать собору свою программу.

В это же время император Священной Римской империи Карл V одержал несколько побед в войне с протестантами-курфюрстами. Это могло усилить позиции императорской партии на соборе, заставить и папскую партию пойти на уступки.

Такого поворота событий не желал Павел III. Чтобы не допустить этой ситуации, он решил лишить Карла V своей военной помощи и отозвал свои войска из Германии, прекратил финансовую поддержку императорских войск. Место заседания собора было перенесено в Болонью. Но не все его участники согласились с этим решением. Возникла ситуация, когда часть собора заседала в Тренто, а часть находилась в Болонье. При этом и та, и другая часть фактически бездействовали.

Но в 1549 г. папа Павел III умер. Новым понтификом стал Юлий III. Император потребовал возобновления заседаний собора. Это было сделано в мае 1551 г., а в апреле 1552 г. собор вновь прекратил действовать. В январе 1562 г. Тридентский собор снова начал работать. Теперь речь на нем шла о том, чтобы реставрировать папство в духе «истинных начал католицизма» как единой религии. Ни о каких уступках протестантам не могло быть и речи.

Во всех католических странах должно было быть принято Тридентское исповедание веры: все духовные лица и профессора университетов обязаны были принести присягу. В ней говорилось о том, что приносящий её полностью придерживается католического вероисповедания, его трактовки Священного Писания и других священных текстов, его таинства и обряды признаются во всей своей полноте единственно истинными.

Постановления Тридентского собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собор в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное Предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным.

Из-за реформационного движения католической церкви необходимо было объединиться. Но в это время были уже довольно сильны национальные церкви, желавшие ограничить власть папства, поставить выше его решений решения соборов. Но собор посчитал, что единственной силой, способной объединить церковь, было именно папство. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству» .

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви — торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно было идти по реформаторскому типу. Таким образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой Католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При Папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Иезуиты создавали свои учебные заведения с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Император Фердинанд I создал университеты в Вене и Праге. Если протестанты предоставляли князьям, перешедшим в их веру, возможность объединить в своих руках и светскую, и религиозную власть, то и Контрреформация давала такую же возможность. «С согласия папы, даже в союзе с ним, они могли сохранить за собой свои приобретения, и их влияние в католической церкви росло (с образованием тесного союза светской власти и папы)» . Такое решение было обусловлено тем, что за правителем в вопросах веры в большинстве случаев следовало и дворянство. Таким образом, чтобы не потерять авторитета и усилить влияние, церкви необходимо было дать большую свободу светской власти.

Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. В середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.

Укрепление папской власти

Папа Пий V (1566-1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь».

Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. Окончательное формирование единого римского молитвенного ритуала было закреплено 14 июля 1570 г. буллой «Quo primum», которая требовала обязательного использования в католической церкви изданного тогда «римского молитвенника» .

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г. будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII были созданы несколько церковных университетов. Так, в Риме был основан Грегорианский университет, в 1569 г. Германская коллегия («Германикум») была реорганизована, открыли Греческую коллегию («грекорум») в 1577 г. для греков и армян, в 1579 г. — Английскую коллегию, позже — Шотландскую, Ирландскую и другие. Священники, обучавшиеся там, должны были не только стать опорой обновленной церкви, но и быть готовыми столкнуться с теми трудностями, которые неизбежно проявились бы в странах, где соседствовали католицизм и протестантизм. Однако при Григории XIII вновь возродился непотизм, против чего пытались бороться до этого.

Папа Сикст V (1585-1590) боролся с этими явлениями. Также он «явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью» . Власть папы усилилась, однако роль коллегии кардиналов не стала незначительной. Внутри неё, согласно булле «Immensa aerteni Dei» от 22 января 1588 г., появились различные специальные конгрегации. «Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений» . Из 15-ти конгрегаций 10 входили в единую систему церковного управления, а пять были органами управления Папского государства. Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. Реформа, проведенная при Сиксте V, усиливала централизацию власти в церкви, делала самих пап гораздо более влиятельными.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции — она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами.

Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под её контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта, наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.

Итоги Контрреформации

В результате католической реформы церковь претерпела административные изменения, которые укрепили её положение. Централизация власти в руках Папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, — все это помогло Католической церкви соответствовать эпохе.

Примечания

РЕФОРМАЦИЯ

РЕФОРМАЦИЯ — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII в., в ходе которого происходит формирование конфессиональных церковных образований (Kirchentümer).

Началом Реформации традиционно принято считать обнародование «95 тезисов» доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года, а также проповедь ряда других реформаторов (У. Цвингли, Ж. Кальвина и др.).

Изначально реформационная проповедь (т.н. «магистерская реформация») была продолжением характерного для позднего Средневековья призыва к обновлению католической церкви, согласно нормам раннехристианского идеала, и критики ряда порочных практик (инвеститура, симония, целибат, культ святых, причастие мирян под одним видом и др.). В частности, среди предтеч Реформации нужно назвать Джона Виклифа и Яна Гуса и их последователей. Кризис средневековой универсальной империи, усиление территориальных властителей и формирование современных наций обуславливают процессы конфессионализации, т.е. формирование национальных церковных и политических единиц (пресвитерианская организация цвинглианских, кальвинистских и др. реформатских церквей; епископальное устройство лютеранской церкви в абсолютистских немецких княжествах и скандинавских монархиях; монархическая англиканская церковь; сеньориальная католическая церковь и т.д.).

После широкого реформационного движения в 1520-е годы, приведшего, в частности, к драматическим событиям Крестьянской войны, вырабатываются основные стратегии и алгоритмы формирования конфессиональных сообществ.

И начиная с середины XVI в. можно говорить о фазе межконфессионального противостояния и борьбы (т.н. «европейские религиозные войны»), итогом которой становится общеевропейская Тридцатилетняя война (1618-1648 годы). Подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого конфессиональный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике, принято считать условной верхней границей реформационных процессов.

Реформация сыграла принципиальное значение для культуры стран Северной Европы, обусловив формирование национального языка, искусства и системы образования.

Иллюстрации:

Библия Лютера 1534 г.;

«Вестфальский мир», Герард Терборх, 1648 г.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх