Помост

Вопросы веры

Реинкарнация в христианстве

Ученые исследуют жизнь после смерти

Возможно, наука никогда не сможет доказать без тени сомнения, существует или нет загробная жизнь.

Но наука, по крайней мере, способна определить, сколько человек имеют опыт загробной жизни.

Исследования также показывают, что многие из переживших такой опыт ранее, не являлись духовными или религиозными людьми.

Хотя ощущения в переживании такого опыта являются субъективными, можно выделить некоторые объективные составляющие.

См. также: Исследования жизни после смерти: что видит душа.

Предсмертные видения

Доктор Эрлендур Харальдссон из университета Исландии опросил около 700 медицинских работников в Соединенных Штатах и Индии о предсмертных видениях их пациентов.

Почти 500 смертельно больных пациентов сообщили о похожих переживаниях, а именно – предложении помощи с той стороны.

Переживание околосмертного опыта

О переживании околосмертного опыта (ОСО) сообщают, по приблизительным оценкам, около 200 000 американцев в год. ОСО обычно включает чувство покидания собственного тела, наблюдение со стороны усилий реанимации и событий происходящих поблизости.

По опросу американских докторов, проведенному в 2005 году, выяснилось, что 59% из них верят в те или иные формы загробной жизни.

Этот процент «намного выше, чем у других научных профессий», – пишет Динеш Д’Соуза в своей книге «Жизнь после смерти: доказательства».

См. также: Что думает нейрохирург о жизни после смерти.

Ученые, изучающие болезнь Альцгеймера, доказывают существование души

Мозг у пациентов с болезнью Альцгеймера часто изменен до такой степени, что делает невозможным нормальное психическое функционирование, если предполагать, что души не существует, а разум – это просто функция мозга.

Несмотря на сильное повреждение мозга при такой болезни, по исследованиям д-ра Александра Баттьяни из Венского университета, у 10% из 227 пациентов было обнаружено краткое возвращение к ясности мышления перед смертью.

Доктор Баттьяни предупреждает, что лишь небольшое количество медицинских работников он опросил об ответах их пациентов, так что исследование имеет некоторые недостатки и дальнейшее изучение должно продолжаться.

Тем не менее, он заинтригован загадкой, как умственная деятельность могла вернуться к этим пациентам даже на краткий период.

См. также: Существует ли загробная жизнь? Ответ ученых.

Внетелесный опыт

Внетелесный опыт (ВТО) является обычно частью ОСО. Его существование также предполагает, что душа или разум могут существовать отдельно от тела.

Нельсон Абреу, инженер, исследователь ВТО, кавалер ордена Британской империи и бывший стажер научно-исследовательской лаборатории по изучению аномалий в Принстонском университете, является одним из авторов бесплатной электронной книги, изданной в феврале 2016г, “Сознание за пределами тела: свидетельства и размышления”.

Он отметил в книге, что многочисленные статистические опросы за последнее столетие в некоторых странах (включая Соединенные Штаты, Австралию и Бразилию) на четырех континентах, показали, что миллионы людей переживают ВТО.

Реинкарнация

Д-р Джим Такер из Университета Вирджинии составил базу из около 2500 случаев детей, которые помнят свои прошлые жизни.

Во множестве случаев дети вспоминали подробности о своих прошлых жизнях, которые были проверены на соответствие жизни и смерти реальных людей в прошлом.

Из анализа данных, полученных д-ром Такером, следует констатация факта, что около 73% от неестественных смертей вспоминаются детьми, которые в прошлой инкарнации были мужского пола.

Такое соотношение согласуется со статистикой США, в которой, по данным за пятилетний период, 72% неестественных смертей в стране происходит с лицами мужского пола.

Источик: http://www.theepochtimes.com/n3/1990641-studies-explore-life-after-death/

Православные святые о реинкарнации. Часть 1

«Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»; «Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»; «Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?»,— всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов.

Сальвадор Дали. Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа. 1981 год, холст, масло

Эти примеры показывают, что вопрос об отношении к учению о переселении душ всерьез занимает многих людей в России, и это совсем не удивительно, если учесть активное распространение этой идеи в книгах, фильмах, телепередачах и газетах.

Представление о том, что после смерти человек снова возвращается к земной жизни уже в новом теле — одно из самых древних и распространенных на Земле. Согласно опросам Института Гэллапа, идею реинкарнации разделяет большая часть населения планеты.

Эта идея свойственна прежде всего религиям индийского происхождения — индуизму, буддизму и джайнизму, однако в минувшем столетии она получила распространениие и среди заметной части населения стран христианской традиции. Так, например, исследования, проведенные в Англии центром «Theos», говорят, что в реинкарнацию сейчас верят более четверти британцев — 27%. Распространяются эти идеи и среди некоторых россиян, что показывают процитированные вначале вопросы.

В религиях индийского происхождения понятие о переселении душ тесно связано с понятием кармы. Можно привести определения, которые дает святитель Николай Сербский: «Реинкарнация — повторное рождение, рождение в новом теле. Испокон веков индусы знали, что в человеке есть живая душа. Умирает тело, а душа не умирает… Когда тело умирает, душа выходит из тела и появляется в новом теле, будь то человеческое тело или животное, согласно не Божией воле, а карме, которой подчинены и сами боги.

Карма — совокупность дел, добрых и злых, совершенных в прошлой жизни отдельного человека, определяющая, в каком теле или статусе появится его душа, когда выйдет из умершего тела. Карма определяет судьбу богов и людей».

Оба эти понятия несовместимы с христианством и полностью противоположны мировоззрению христианина. Однако отталкиваются они от верных религиозных интуиций, свойственных каждому человеку, и, видимо, только этим можно объяснить их столь широкую распространенность и долгожительство.

Что касается идеи реинкарнации, то в ней древние люди, по замечанию святителя Николая Сербского, выражали убеждение: «Человек целиком не умирает со смертью тела, что-то от него остается и продолжает жить и после смерти».

В свою очередь концепция кармы, по тонкому наблюдению В.К. Шохина, «выражает несомненную и очень глубокую интуицию человеческого разума и сердца в связи с тем, что человеческие деяния имеют результаты, не исчерпывающиеся кратким промежутком земной жизни, но “прорастающие” в посмертном существовании индивида. Очевидно, что учение о карме выражает потребность человеческого духа в справедливости и правде».

Эти интуиции известны и христианам, верящим в посмертную жизнь и справедливое загробное воздаяние. Но вот те интерпретации, которые были предложены им в Индии, увы, не приблизили своих сторонников к Истине, а напротив, удалили от нее, дав искаженное объяснение, обусловленное тем, что в Индии не знали личного Бога, буддизм же окончательно отверг и то немногое, что там помнили про Творца.

Древние святые отцы о реинкарнации

В связи со значительной распространенностью идеи «переселения душ» в современном обществе представляется полезным обратить внимание на то, что писали о ней наши святые, а также другие православные авторы. Многие древние святые отцы Церкви были знакомы с идеей реинкарнации и давали ей вполне определенную оценку.

Так, еще святитель Епифаний Кипрский в своем ересиологическом сочинении «Панарион» упоминает среди ересей эллинских философов то, что «Пифагор… допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей… Платон… также допускал переселение душ в тела даже до зверей».

И блаженный Феодорит Кирский пишет: «Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград».

Многие святые отцы упоминали идею о переселении душ и всегда порицали ее как заблуждение, несовместимое с христианской верой. Можно вспомнить здесь, в частности, святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Что же касается до души, то языческие философы оставили учение о ней самое постыдное; говорили, что души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями; утверждали, что сам Бог есть душа, и вымышляли многие другие неле­пости… В Платоне ничего нет удивительного, кроме этого одного… В мнениях этого фи­лософа, если обнажишь их от прикрас в выражении, уви­дишь много мерзости, особенно когда он философствует о душе, без меры и превознося ее и унижая… Иногда он говорит, что душа причастна божескому существу; а иногда, возвысив ее так неумеренно и так нечестиво, оскорбляет ее другою крайностью, вводя ее в свиней и ослов, и в других животных, еще хуже».

Подобное же отношение мы видим и у других святых, в частности, у святителя Иринея Лионского, святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Иеронима Стридонского и святителя Григория Паламы.

Наконец, учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий пункт его постановления гласил:

«Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».

Отношение к индийскому и буддийскому взгляду на реинкарнацию

О том же восприятии реинкарнации, которая имеет место в индийских религиях, писали святые более позднего времени, в частности, святитель Николай Сербский, который связывал эту идею с индийскими представлениями о бесконечности мира: «, когда тело умирает, душа входит в другое тело, сходное по карме, то есть по своим поступкам, желаниям и стремлениям, с прежним телом. И, таким образом, одна душа появляется в бесчисленных телах и живет, можно сказать, вечно в этом вечном мире. Ведь этот мир бесконечен во времени и пространстве. И поскольку в лабиринте этого мира нет ни дверей, ни окон, то душе человеческой некуда деться, кроме как переходить из тела в тело бесконечно. Сам Будда утверждал о себе, что его душа появлялась и жила в этом мире восемьдесят тысяч раз!».

Как отмечал православный дореволюционный исследователь буддизма иеромонах Мефодий (Львов), по буддийским представлениям, «в каком бы теле душа ни находилась, она несет в нем последствия своих собственных дел. Все, чем только бывает человек и что испытывает: радость и печаль, красота и безобразие, величие и ничтожество, богатство и бедность,— все это оказывается плодом его дел в прежней жизни. Богат ли кто, беден ли, счастлив или несчастлив,— он пожинает то, что сеял. Как и весь мир, душа совершает всегда постоянный круговорот вместе с возникновением и исчезновением материальных форм, причем причинной появления нового существа, новой формы, является вина и заслуга предшествующего состояния.

Франсиско Хосе де Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1797 г. Металл, офорт.

Душа… будучи привязана к сансаре, снова является в какой-нибудь форме ее обитателей, но при этом является уже как бы новым индивидуумом, новым существом. В ней не остается ничего прежнего, кроме причинной связи с прежней формой,— связи, установленной только делами… Переселяется не душа, а ее дела… тут не душепереселение в собственном смысле этого слова, а душепревращение».

По словам святителя Николая Сербского, «эта теория, именно в силу своей простоты и кажущейся этичности, настолько была укоренена в индийской философии, что даже Будда не пытался ее оспаривать. Ничего Гаутама Будда не добавил к преветхому индийскому верованию…, кроме одного только метода освобождения души от жизни вообще и перехода в нежизнь, в безотрадность, в нирвану.

Этот метод есть метод преизнурительной аскезы, каковой мир нигде не зафиксировал и не отметил. Освободиться от этого живого тела — есть ли что более легкое? Один комар в состоянии убить тело. Но освободиться от живой души — самая тяжелая задача, некогда поставленная человечеством перед собой с помощью Индии. Будда верил в то, что он решил эту задачу. Мы в это не верим. Мы не считаем, что эту задачу нужно решать, поскольку постановка ее не обоснована. Не существует переселения душ из тела в тело и, соответственно, не существует и поставленной задачи».

Отмеченное святителем Николаем стремление буддистов освободиться от души коренным образом повлияло на их представления о человеке, а уже те, в свою очередь, повлияли на ту специфическую интерпретацию идеи переселения, которую она получила в буддизме.

Буддизм «отрицает не только тело, но и дух, самосознание. Он знает только твердый средоточный пункт в человеческой жизни, именно: познание. Как духовный зародыш человека оно по смерти его, ищет себе новое тело и делает из него другое телесное бытие. Этот познавательный элемент есть связующая сила, которая соединяет различные существования друг с другом в одну цепь. Только в нирване эта первосубстанция разрешается в ничто.

Но, не смотря на то, что буддизм твердо удерживает этот познавательный элемент; он все-таки отрицает духовную личность. Того, что мы разумеем под личностью, самосознательного, простого мыслящего существа буддизм не знает. Он видит в духовном «я» только временное воспламенение познавательной субстанции, которое потухает со смертью, чтобы доставить материал для появления иного существа. Оно ни на один миг не остается тожественным, но постоянно меняется и превращается, как все истребляющее пламя. Поэтому существо, которое образует продолжение существования умершего во время душепереселения, не тождественно с ним: это — другое».

Но, хотя буддизм в наиболее разработанном виде своего учения отрицает существование личности, при этом расходясь во взглядах, насколько она иллюзорна — полностью ли, или же существует все же некая «псевдо-личность», однако в конкретных канонических текстах представление о реинкарнации выражено, как правило, в гораздо более привычном для небуддийского читателя варианте.

Процитируем одно из свойств, которое, по утверждению Будды, приобретает следующий его путем аскет: «Он вспоминает различные места, где пребывал в прежних существованиях, а именно: в одном рождении, в двух рождениях… в ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений… во многих периодах развертывания и свертывания мира: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом мире. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии…» — так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних существованиях» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 40).

Иными словами, непосредственный читатель такого текста видит примерно то же представление о реинкарнации, что и у Пифагора или гностиков, или у современных отечественных оккультистов.

Поэтому стоит обратить внимания на те аргументы и критику, которые святые отцы выдвигали против учения о переселении душ.

Аргумент святого Иринея

Святитель Ириней Лионский писал: «Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят из того, что прежде было с ними. Ибо, если бы они были произведены для того, чтоб испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда,— ибо соединение с телом не могло бы совершенно уничтожить память и ясное представление прежде бывшего, особенно когда для этого пришли (в сей мир). Как теперь душа спящего человека во время покоя тела многое из того, что она видит сама собою и делает в сновидении, вспоминает и сообщает телу… — так она должна помнить и то, что делала прежде прибытия в это тело. Ибо, если то, что в короткое время было во сне видно или представлено в воображении и притом одною только душою, она, по соединении с телом и распространении своем во всяком члене, вспоминает, тем более она должна бы помнить то, чем занималась долгое время и в течение целого периода протекшей жизни…

Против тех, которые говорят, что само тело причиняет забвение, может быть сделано следующее замечание. Каким же образом душа то, что она сама собою видит во сне и во время размышления при умственном напряжении, когда тело покоится, помнит и сообщает это своим близким? И если бы само тело было причиною забвения, то душа, существуя в теле, не помнила бы того, что было давно ею познано посредством зрения или слуха, но как скоро глаз отвратился от зримых предметов, исчезала бы и память о них. Ибо, существуя в самом (орудии) забвения, она не могла бы знать ничего другого, кроме того только, что видит в настоящую минуту…

Посему, если душа не помнит ничего о предшествующем своем состоянии, но здесь получает познание о существующем, то значит, она не была некогда в других телах, не делала чего-либо, о чем она и не знает и не знала, чего (умственно) не видит теперь. Но как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, так получает и свою душу. Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер. И, поэтому, по исполнении числа, которое Он сам предопределил, все вписанные в (книгу) жизни восстанут с собственными телами, и своими душами… в которых угодили Богу. Достойные же наказания подвергнутся ему также с своими душами и телами в которых они отступили от благости Божией».

Действительно, то, что человек не помнит своих прежних рождений, предполагаемых идеей реинкарнации — факт вполне очевидный и повсеместный. Однако нужно учесть, что среди сторонников идеи реинкарнации немало тех, кто убежден, будто с помощью специальных психотехник можно свои прошлые жизни «вспомнить». Эту убежденность выражает и процитированный выше отрывок из Тавиджа сутты, где подобное воспоминание обещается как один из плодов аскетизма. Современные же западные сторонники реинкарнации считают, что такого результата можно легко добиться и без всякого аскетизма — например, с помощью гипноза.

Это, впрочем, лишь подтверждает тот факт, что память о прошлых рождениях не является естественным опытом человека, из которого вырастает идея реинкарнации, но, наоборот, люди, уже принявшие умом идею реинкарнации, затем ищут способов подтверждения ее. Это тот случай, когда не объяснение идет от фактов, но, наоборот, факты изыскиваются под заранее готовое объяснение.

Воспоминания о «прошлых жизнях» под гипнозом

Действительно, зафиксировано немало случаев, когда в состоянии гипноза люди вдруг начинают «вспоминать» свои прошлые жизни совсем как в Тавиджа сутте: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни» и т.д. Благодаря современной массовой культуре такое «воспоминание на кушетке гипнотизера» даже стало своего рода клише, которое то и дело встречается в фильмах и книгах.

Но когда ученые решили обработать аудиозаписи таких «воспоминаний» и тщательно изучить их, сразу выявилось несколько примечательных обстоятельств.

Во-первых, подавляющее большинство «вспоминающих» в своих «прошлых жизнях» непременно выступают на первых ролях — «опрошенные оказываются как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками (почти никто не соглашается на скромные рождения!), жизни которых протекали по большей части в Древнем Египте, но иногда в царстве ацтеков в Мексике, сакральном Бенаресе или при дворе Фридриха II в Палермо, то есть, в местах, отмеченных авторитетом религиозным или эзотерическим». По справедливому замечанию исследователей, «становится непонятным, куда же собственно делось большинство человечества, тех, кто просто обрабатывал землю, работал в городе, служил господам, занимался торговлей». Среди западных «вспоминателей» крайне мало находится тех, кто оказался бы в «прошлой жизни» обычным крестьянином или домохазяйкой, но еще меньше тех, кто вспоминал бы свое прежнее существование, например, в теле таракана, жабы или крысы, хотя теория реинкарнации предполагает участие в этом процессе отнюдь не только человеческих тел. Но какой-нибудь навозной мухой, равно как и заурядным трубочистом, мало кто хочет оказаться. Потому и не оказывается. А оказывается тем, кем хотел бы оказаться. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен волей и предпочтениями самих вспоминающих.

Во-вторых, сведения, которые «вспоминающие» рассказывают под гипнозом, не выходят за рамки того, что известно современному человеку о той или иной эпохе из книг, фильмов и учебников истории. Исследователи задавали им вопросы с просьбами описать свое прошлое тело, одежду, язык и окружение. Если бы переселения душ были реальностью, то воспоминания о них стали бы настоящим кладезем бесценной информации для ученых — историков, археологов, палеолингвистов и многих других. Сколько неясностей и вопросов есть по каждому эпизоду человеческой истории в любой части света. Сколько цивилизаций не изучено из-за недостатка данных, сколько древних алфавитов до сих пор не расшифровано, сколько мертвых языков не разгадано… Если бы «воспоминания» гипнотистов были действительно воспоминаниями о прошедших жизнях, то ученые могли бы получать все отгадки непосредственно из уст очевидцев и носителей языка. Однако изучение множества аудиозаписей «воспоминаний» показывает, что среди них «очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий». Иными словами, не наука получает пищу от этих воспоминаний, а, напротив, эти воспоминания всецело определяются тем, что уже известно современной науке. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен объемом знаний самих вспоминающих.

Таким образом, если подавляющее большинство подобных свидетельств в пользу реинкарнации обусловлены волей, предпочтениями и знаниями самих «вспоминающих», то нетрудно сделать вывод, что эти воспоминания представляют собой ни что иное, как разновидность мечтания, продукт человеческого воображения, сделанный в таких условиях, когда мечтающий сам принимает свои грезы за нечто подлинное.

Св. Николай Сербский. Индийские письма, 7.

Св. Николай Сербский. Феодул. Пресветлая тайна.

Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.

Блаженный Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 20.

Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.

Св. Николай Сербский. Феодул, Введение, 1-3 (Индия).

Св. Николай Сербский. Феодул, 17-27 (Просветленная тайна).

Священник Иоанн Попов. Критический обзор главнейших основоположений ламаизма с точки зрения христианского учения. СПб., 1900. — 52 с.

Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей, 2.XXXIII.1,3,5.

Шохин В.К. Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху… Также весьма популярны воспоминания своих прежних существований в виде римских легионеров, сражавшихся с варварами или карфагенянами; гладиаторов; рабов, последовавших за Спартаком; колдунов, сжигавшихся на кострах; крестоносцев, ставших жертвами сарацинов; аристократов, гильотинированных во время французской революции; узников нацистских лагерей.

Там же.

Там же.

Существует ли реинкарнация души и как это происходит

Ответов на вопрос, что такое реинкарнация, не меньше десятка. Каждый описывает процесс в меру знаний, фантазии и исповедуемой религии. Точных определений нет, зато теорий, описывающих явление, множество. Тема возрождения в новом качестве будоражила умы во все времена. Как хочется исправить ошибки, и не повторять один и тот же урок!

Душа или дух? Что подразумевается под понятием реинкарнации

Прежде чем рассуждать о философии бессмертия, необходимо уяснить значение базовых терминов, принятых в парапсихологии и богословии.

Понятие реинкарнации заключается в переселении нематериальной субстанции в иное физическое тело. Христианство же, как и другие авраамические культы (иудаизм, ислам), отрицает такую возможность.

Инкарнация – это жизнь каждой отдельной нематериальной оболочки, нынешнее земное воплощение.

Философия бессмертия: вечный круговорот жизней

Что кроется за понятиями «дух» и «душа» и можно ли считать эти слова синонимами?

Эфирных копий у живого существа несколько. Это энергетический и информационный слепок нынешней инкарнации. Сущность, которая, отделившись после смерти, некоторое время находится рядом, но потом устремляется в астрал. Дух – это синтез опыта, знаний, поступков и дел; позволяет вспомнить забытое, отвечает за эмоции, отношение к Богу, грехи и благие действия.

Поэтому многие эзотерики говорят, что перевоплощается Дух, владеющий ключом к знанию о прошлых путешествиях.

Душу называют прослойкой между физическим и духовным планом. Она линейное направление. Это мысли, чувства, желания. Духовность – это вертикаль: помогает осмыслить предназначение. Соединяет с Богом, отвечает за совершенствование, отвергает сомнительные удовольствия и пороки.

В этом видео представлена мощная мантра для духовного роста:

Высшая сила, способная изменить мир, приходит не в каждое тело, считают теологи. Чем выше уровень сознания, тем вероятней схождение Благодати. Примеры: Иисус Христос, Далай-Лама, Будда.

Теория реинкарнации: принципы учения

Знаний о перевоплощениях немного. Человечество пытается найти ответы на вопрос, как это происходит. На чем основан выбор тонкого тела для младенца. Отчего мы не помним о прошлых опытах.

Духовный рост

В XIX веке теорию активно развивала и поддерживала эзотерик и философ Елена Блаватская. Ее труды актуальны и по сей день, вызывают немало споров. Среди основных версий можно выделить 4:

  1. Душа переселяется в тело противоположного пола. По мнению парапсихологов, это необходимо, чтобы мы постоянно получали разнообразные знания о мире.
  2. От низшего – к высшему. Физическое тело формируется в утробе матери. Рождается, растет, взрослеет и стареет. Все когда-то были животными или растениями. С мнением согласен не каждый. Часть ученых считает, что звери и люди перевоплощаются по-разному.
  3. Обратного пути нет. Мы не можем опуститься на ступень ниже. Это противоречит законам развития.
  4. Душа входит в тело на 4-м месяце беременности. Сразу после рождения она забывает о предыдущих деяниях.

Принцип, отрицающий регресс, соотносится с третьим законом диалектики. Пример Гегеля: цветок раскрывается и отвергает почку. Плод, завязавшийся на цветке, отрицает его.

Существует версия, что актеры проживают не только собственную судьбу, но и тех, кого играют. Образ героя вселяется в лицедея и управляет им. Поэтому актерское или шутовское ремесло долгое время считалось «бесовским» и не поощрялось ортодоксальной церковью.

Под маской может скрываться Зло

Теория о переселении пытается найти ответы и на другие вопросы:

  1. Например, что будет, когда Сознание окончательно окрепнет, усвоит уроки, необходимые на кармическом пути и достигнет Просветления?
  2. Что происходит с теми, кто выполнил не только земное, но и Высшее предназначение?

Приверженцы теории, что Земля – планета для незрелых и юных созданий, считают, что после завершения цикла мы устремляемся в иные сферы. На учении основана вера в существование невидимых глазу планет, где живут те, кто выполнил задачу.

В этом видео рассказано о технике Зеф, которая открывает доступ к прошлым жизням:

Поэты и писатели пытались постигнуть тайну бытия и смерти. Вот как видел будущее А.С. Пушкин:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

Несомненно, Пушкин, как и его современники, – христианин и верит в бессмертие. Но вот что гений говорит дальше:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

В этих словах можно увидеть прямое указание на вероятность перевоплощения. Автор говорит, что мысли и чувства донесут до читателя не последователи, а он в облике другого поэта.

Кармические задачи и духовный опыт прошлых жизней

Ошибки, грехи, незаконченные дела и недостойное поведение – эти факторы с каждым рождением отягощают карму. Плохие поступки, совершенные ранее, приходится исправлять в нынешнем облике. И, наоборот, чем хуже поведение сегодня, тем больнее станет завтра.

Выполнить кармическую задачу – значит облегчить следующую жизнь

В качестве примера можно привести домашнее насилие: женщина выходит замуж за тирана и постоянно терпит побои и унижения. Сторонники реинкарнации усматривают в этом прямую связь с прошлым. Скорее всего, она была жестоким и бескомпромиссным мужчиной, привыкшим решать проблемы с позиции силы.

Определить свою кармическую задачу можно онлайн, перейдя .

У каждого имеются кармические задачи и долги. Их берет на себя Дух, принимая послушание. Это повторение неусвоенного материала. Только на другом витке сознания и опыта.

Будда предупреждал: если хочешь узнать, что делал в прошлой жизни, посмотри на то, как живешь сейчас. Если хочешь знать, как проживешь следующее воплощение, посмотри на то, что ты делаешь сегодня.

В народе говорят:

Грешно смеяться над убогими и больными.

Исконно русская пословица таит сакральный смысл учения о карме. Она по-своему перефразирует слова Просветленного и наставляет, что нельзя обижать беззащитных. В следующий раз вы поменяетесь местами.

Исторические факты о реинкарнации

В теологических рассуждениях Блаженного Августина есть размышления на эту тему. Полностью исключил возможность упоминания о перерождении император Юстиниан. Законы средневековья настолько суровы, что за крамольные мысли легко было прослыть еретиком и угодить на костер. Мрачное средневековье, известное гонениями на инакомыслящих, целенаправленно уничтожило идею. Костра заслуживали не только ведьмы, попавшие под горячую руку Инквизиции, но и любой, кто осмеливался высказывать мнение, отличавшееся от общепринятого.

Великий Инквизитор Торквемада

Свободно выражать мысли стало возможным в эпоху Ренессанса, философы получили право на изучение феномена, не опасаясь быть причисленными к клану ведьм и колдунов.

Вольтер, Дидро и другие блестящие умы высказывали суждения о посмертном путешествии. Теория перерождения легла в основу трудов Карла Юнга о Коллективном Бессознательном.

Восточное направление религии всегда придерживалось этой концепции бытия. Она до сих пор является одной из составляющих глобальной культуры народов региона.

Реинкарнация существует: реальные факты и доказательства

Верить или не верить в ту или иную концепцию мироздания – дело каждого. Подвергать сомнению слухи – вполне естественно. Но в истории есть факты, не поддающиеся традиционному объяснению.

Под влиянием обстоятельств или глубоким гипнозом люди вспоминали предыдущие воплощения. В рассказах они приводили подробности, которых априори не могли знать в силу возраста, места жительства и повседневного опыта.

В этом видео рассказывается о гипнотерапевте-регрессологе Майкле Ньютоне. Он известен благодаря исследованиям сообщений от клиентов, которые поведали о своей жизни до рождения на Земле. Автор книг «Путешествия души», «Предназначение души», «Воспоминания о жизни после жизни», «Жизнь между жизнями».

История Джеймса Лейнингера

Облетела весь мир и заставила задуматься ученых, изучающих процессы, происходящие в мозге и отвечающих за память.

Мальчик Джеймс Лейнингер стал сенсацией. Он в подробностях описывал события времен Второй мировой войны. Ребенок детально рассказал, как выглядел самолет, на котором совершал вылеты и даже назвал свое имя. Сначала родители и врачи не поверили Джеймсу, посчитав его рассказы плодом детской фантазии и чрезмерным увлечением самолетами. Но после работы с психологом удалось выяснить, что все подробности действительны. В списках летчиков, погибших у берегов Японии, было и имя Джеймса Хьюстона, которое называл ребенок.

Американский психотерапевт Кэрол Боумэн сказала, что воспоминания Джеймса не что иное, как посмертный опыт. Реальное доказательство переселения. Болезненные переживания зафиксировались на матрице в результате трагической гибели летчика. Поэтому в последующем воплощении удалось вспомнить прошлое.

История Грэхема Хакстейбла

Память проявляется в странных и необычных способностях, которые приходят из ниоткуда. Это могут быть навыки или знания древних языков. Известны случаи, когда под влиянием глубокого гипноза испытуемые говорили на чужом наречии, а проснувшись, не помнили об этом.

Так произошло и с Грэхемом Хакстейблом.

На сеансе гипноза он «превратился» в матроса-простолюдина, жившего много веков тому назад. В состоянии транса Грэхем употреблял неизвестные морские термины и говорил с акцентом. Гипнотический сон продлился час и был записан на аудиопленку. По окончании сеанса доброволец даже не вспомнил, что произошло, а когда прослушал запись, удивился. Автор эксперимента Эймолл Блоксхэм считает, что видения, которые испытал подопытный, – воспоминание о жизнях.

Видео рассказывает об исследованиях регрессии, проводившихся в Московском институте гипноза:

Как отягощенная карма влияет на последующие воплощения человека

Чем чаще нематериальная оболочка возвращается на Землю, тем больше у нее опыта, но не всегда положительного. Когда много долгов, Небеса снова и снова заставляют переживать болезненные и неприятные ситуации.

Карма — это совокупность плохих и хороших поступков

Отягощенная карма – не наказание, а путь к исправлению. Но обыватели привыкли закрывать глаза на очевидные факты, не желая учиться. Как понять, в чем заключается урок?

  1. Повторяющиеся ситуации. Судьба настойчиво предлагает одни и те же модели конфликтов не просто так. Их не нужно избегать. Нерешенные проблемы накапливаются, как снежный ком.
  2. Определенный типаж: плохой начальник, коллеги-завистники, непослушные дети. Это не собирательные образы, а Учителя.
  3. Сны и навязчивые мысли свидетельствуют о невыполненном ранее кармическом предназначении.

Игнорировать послания Свыше нельзя, так же как и жить одним днем. Во Вселенной нет такого понятия. Она мыслит глобальными категориями. А мы часть Космоса.

Реинкарнация животных

Одни сторонники теории утверждают, что только у нас есть возможность вернуться. Другие – что все были кошками, собаками и мышами, но обрели Сознание.

Животные, как и люди, вращаются в Колесе Сансары

Тонкая оболочка у братьев наших меньших есть, так же как и разум. Им снятся сны, а значит, они путешествуют по далеким мирам. Просто фантазии кошки или собаки не такие образные. Если есть душа, возможность воплощения не исключена.

В этом видео даются советы о том, как пережить утрату домашнего любимца:

«Все псы попадают в Рай» – трогательная сказка, ставшая классикой мультипликации, помогает перенести тяжелое бремя потери любимца.

Возможна ли реинкарнация самоубийц?

Сознательный уход в небытие во многих религиях – тяжкий грех, за который расплачивается весь Род. До недавнего времени в православной традиции суицидников хоронили за оградой кладбища. До сих пор за их души нельзя ставить в церкви свечи, а молиться за упокой можно только два раза в году, да и то – дома.

Самоубийство наносит урон и личной карме. Попытка уйти до срока строго карается на Небесах. Проблемы не оправдывают самовольное прерывание жизни. Следующая принесет большие страдания и неприятности.

Есть ли реинкарнация или нет, невозможно утверждать на сто процентов, но если попытка только одна, шанс надо достойно использовать.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится! Метки: Астрал, Реинкарнация

Реинкарнация в христианстве

«Без понимания взаимосвязи между поступками человека в этом и предыдущем воплощениях и их последствиями невозможно объяснить внешнему сознанию, зачем нужно соблюдать нравственный закон и зачем нужно следовать определённым моральным нормам и правилам.

Каждый индивидуум должен прийти к осознанию связи между своими действиями, которые он совершает, и последствиями этих действий. Без понимания этой связи невозможно объяснить многие кажущиеся несправедливыми вещи в нашем мире, такие как имущественное неравенство, кастовые привилегии одних и бедность других, тяжкие недуги, обременяющие некоторых людей, и отменное здоровье других.

Почему одни люди умирают безвременно рано, а другие живут долгой жизнью? Причины всего этого можно найти только в прошлых жизнях и порой совершенно невозможно объяснить с точки зрения текущего воплощения и обстоятельств одной жизни».

Из книги Т.Н. Микушиной «Слово Мудрости»

Если можно доказать, что бесплотное мыслящее существо обладает собственной жизнью, не зависящей от тела, и что внутри тела оно чувствует себя намного хуже, неже­ли вне его, тогда, несомненно, физические тела имеют второстепенное значение;

они совершенствуются лишь по мере того, как меняются мыслящие существа.

Существа, нуждающиеся в телесной оболочке, облека­ются в нее,

а тела воспаривших к высшим материям распадаются. Так, тела беспрестанно гибнут и беспрестанно рождаются вновь.

Ориген, один из отцов христианской церкви (185-254 гг. н. э.)

Хотя отдельные исторические источники гласят, что учение о переселении душ в христианском мире принимали лишь немногочисленные свободные мыслители, о судьбе этого учения в лоне христианской религии можно сказать намного больше, чем обычно принято говорить. Сейчас на первый план выдвигается иная концепция, согласно которой христианство признавало доктрину реинкарнации с самого момента своего зарождения.

Так было вплоть до Второго Константинопольского собора (553 г. н. э.), когда церковные власти решили, что перевоплощение души — «неприемлемое воззрение», непонятное для простых христиан. Более детальный рассказ об этом соборе и его последствиях приводится далее.

Новый Завет

Согласно воззрениям большинства христианских теологов, в последних строках Ветхого Завета пророк Малахия предрекал то, что должно было случиться непосредственно перед пришествием Иисуса Христа: «Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного». Малахия произнес эти слова в пятом столетии до нашей эры, предсказывая новое появление Илии спустя четыреста лет после жизни Илии. Этот факт должен весьма озадачить тех, кто напрочь отвергает доктрину перевоплощения душ.

В первой книге Нового Завета Матфей несколько раз упоминает об этом предсказании. В целом евангелисты ссылаются на пророчество об Илии не менее десяти раз. Из нижеприведенных стихов Нового Завета ясно, что авторы и первые толкователи евангелий верили, что пророк Илия вернется в образе Иоанна Крестителя, и другие древнееврейские пророки также придут в иных обличьях:

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или же за одного из пророков (Мф. 16:13-14).

И спросили Его ученики: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них.

Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф. 17:10-13).

Истинно говорю вам: из рожденных женами никто не возносился выше Иоанна Крестителя; но ничтожнейший в Царстве Небесном выше его.

Ибо можете принять, что он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши, да услышит! (Мф. 11:11,14—15).

Несмотря на то, что эти строки явно отсылают нас к реинкарнации, некоторые исследователи пытаются опровергнуть очевидное, цитируя стихи 19 и 20 Евангелия от Иоанна. К Иоанн)’ Крестителю подошли иерусалимские священники и спросили его: «Ты — Илия?» Он ответил им: «Нет». Тогда они вновь спросили его: «Ты — пророк?» И он снова ответил: «Нет». Иоанн отверг всяческие попытки отождествления его с Илией, и вообще отрицал наличие у него пророческого дара, хотя это часто объяс­няют скромностью Предтечи.

Когда священники наконец дали Иоанну возможность высказаться, он ответил на их вопросы, процитировав пророчество Исайи (40:3): «Я — глас вопиющего в пустыне. Приготовьте путь Господу». Фактически, он так и не сказал священникам, кто он такой. Возможно, он не помнил своих предыдущих воплощений; такое случается довольно часто. Однако создается впечатление, что Иоанн Креститель хотел найти более глубокий ответ, который не свелся бы к обычному переиначиванию уже существующей традиции. Он был не просто Илия, но Илия, пришедший с новой, особой миссией. Хотя такое толкование может показаться надуманным, оно предоставляет нам единственно возможное решение спорного вопроса. Нет иного способа примирить отрицательные ответы Иоанна Крестителя с вышеприведенным высказыванием Иисуса Христа, недвусмысленно отождествляющим Илию-пророка с Иоанном. Христианское учение основано на вере в слово Иисуса, и, поскольку он засвидетельствовал тождество Илии с Иоанном, его утверждение должно перевесить слова самого Иоанна Крестителя. Фактически, христианские теологи приняли это толкование именно потому, что им тоже кажется абсурдной, и даже еретической, частичная вера в слово Иисуса.

В другом эпизоде, о котором также упоминается в евангелиях, Христос снова высказывается в поддержку идеи перевоплощения душ. Когда Христос и его ученики повстречали человека, слепого от рождения, ученики спросили: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). Сам факт того, что первые последователи Иисуса задали ему такой вопрос, предполагает веру в предыдущее существование и реинкарнацию. Скорее всего, они были уверены в том, что до своего рождения этот слепец жил в другом теле. В противном случае, как человек, слепой с самого рождения, мог быть наказанным слепотой за якобы совершенный грех?

Геддес Мак-Грегор недвусмысленно заявляет в отношении этого эпизода: «Здесь подразумевается прошлая жизнь (или жизни) этого человека, в течение которой был совершен грех, повлекший за собой столь ужасные последствия. Новорожденный младенец не мог быть грешником, разве что мы допустим, что он согрешил, находясь во чреве матери, что, конечно же, абсурдно»1 .

Послание Павла к галатянам также можно трактовать как указание на существование реинкарнации: «Что посеет человек, то и пожнет» (6:7). Одной человеческой жизни явно недостаточно для того, чтобы сжать все посеянное.

В Книге Откровения есть следующие слова: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен, кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом» (13:10). Хотя обычно их понимают в переносном смысле: «Если ты совершил преступление, то впоследствии то же самое преступление будет совершено против тебя самого», другое, вполне естественное истолкование этого стиха может проистекать из учения о законе кармы (причины и следствия) и перерождении души. Если толковать эти слова буквально — как часто толкуют другие отрывки из Библии, — мы неизбежно придем к идее реинкарнации. Многие солдаты, например, спокойно умирают в своей постели, вдали от поля битвы, — и, кстати, не от мечей, — поэтому, чтобы сбылись слова Откровения, воздаяние должно ожидать их в следующей жизни.

Отрывки из Библии, схожие с вышеприведенными, навели Фрэнсиса Боуэна, одного из выдающихся гарвардских философов XIX века, на следующие мысли:

«Тот факт, что комментаторы священных писаний не пожелали принять очевидного смысла прямых и многократно повторяемых утверждений, а вместо этого попытались создать надуманные метафорические истолкования, доказывает лишь существование неистребимого предубеждения против теории переселения душ»2 .

Спор об Оригене

Родоначальники христианской церкви, такие как Климент Александрийский (150—220 гг. н. э.), Юстиниан Мученик (100—165 гг.), святой Григорий Нисский (257—332 гг.), Арнобий (ок. 290 г.) и святой Иероним (340—420 гг.), неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации. Сам Блаженный Августин в своей «Исповеди» всерьез размышлял о возможности включения доктрины реинкарнации в христианское вероучение: «Был ли у меня некий период жизни, предшествовавший младенчеству? Был ли это тот период, что я провел в лоне матери, или какой-то иной? …А что было до этой жизни, о Господь моей радости, пребывал ли я где-либо, или в каком-либо теле?»3

Наиболее откровенно по поводу реинкарнации высказывался Ориген (185—254 гг.), названный «Британской энциклопедией» наиболее значительным и известным из отцов церкви (за исключением, пожалуй, только Августина)4 .

Великие христиане, такие, как святой Иероним, который, собственно, и перевел Библию на латинский язык, характеризовали Оригена как «величайшего учителя церкви после святых апостолов». Святой Григорий, епископ Нисский, величал Оригена «князем христианского учения III века».

Каково же было мнение этого влиятельного и высокообразованного христианского мыслителя по поводу реинкарнации? Взгляды Оригена на этот предмет были изложены в знаменитых «Гиффордских лекциях» преподобного Уильяма Р. Инге, декана собора святого Павла в Лондоне:

Ориген сделал шаг, который показался бы логическим завершением веры в бессмертие любому греку — он учил, что душа живет и до рождения тела. Душа нематериальна, поэтому у ее жизни нет ни начала, ни конца. …Это учение представлялось Оригену столь убедительным, что он не мог скрыть своего раздражения по поводу веры ортодоксов в Судный день и последующее воскресение мертвых. «Как можно восстановить мертвые тела, каждая частица коих перешла во множество иных тел? — вопрошает Ориген. — Которому из тел принадлежат эти молекулы? Вот так люди погружаются в трясину несуразиц и хватаются за благочестивое утверждение о том, что для «Бога нет невозможного»5 .

Согласно «Католической энциклопедии»6 , учение Оригена во многом повторяло идеи, содержащиеся в теории реинкарнации, которая прослеживается в учениях платоников, иудейских мистиков, а также в религиозных писаниях индуистов.

Историк-религиовед Исаак де Бозобр, комментируя утверждения Оригена, выводит из них доктрину, почти дословно воспроизводящую словарное определение реинкарнации: «Вне всякого сомнения, Ориген верил в то, что душа вселяется последовательно в несколько тел и что ее переселения зависят от благих либо порочных деяний этой души»7 .

Несмотря на то, что родоначальники Церкви высоко ценили Оригена и его учение — включая и его взгляды на реинкарнацию (подобные тем, что изложены выше),— Римская католическая церковь заметно изменила свое отношение к Оригену после его смерти. Следует, однако, заметить, что эта перемена была вызвана отнюдь не его суждениями о переселении душ. Скорее она объясняется тем, что юный Ориген, в припадке излишнего рвения, кастрировал себя, чтобы навсегда сохранить целомудрие. По мнению церковников, тот, кто способен изувечить собственное тело, никогда не достигнет святости8 .

Ориген дорого заплатил за свой юношеский фанатизм. Церковь отказалась канонизировать его именно из-за этого, а не из-за его взглядов на реинкарнацию.

Однако, как бы высока ни была цена, заплаченная Оригеном, церковь заплатила еще дороже. Из-за того, что он не был официально провозглашен святым, его учение было принято церковными властями лишь выборочно. Как следствие, его взгляды на жизнь после смерти не получили признания даже у лояльных приверженцев христианской веры. Очень жаль, но сокровеннейшие истины, открытые одним из отцов христианства, были покрыты мраком забвения. И весь христианский мир до сих пор расплачивается за то, что отверг Оригена.

Гонения его идей, однако, идеально вписывались в религиозно-политическую обстановку VI столетия. Именно тогда учение Оригена подверглось официальному преследованию со стороны церковных властей. Император Юстиниан (ок. 527—565 гг.) желал обратить всех своих подданных в христианство, уже тогда очень популярное в его империи, преследуя определенные своекорыстные цели. Однако среди христиан того времени преобладали оригенисты, гностики и другие секты, принимавшие реинкарнацию. Дальновидный император побоялся, что верующие станут с небрежением относиться к заповедям, справедливо считая, что для достижения духовного совершенства им отмерено больше одной жизни. Если бы люди были уверены в том, что у них в запасе есть несколько жизней, в течение которых можно успеть исправить совершенные ошибки, многие действительно начали бы откладывать исполнение своего религиозного долга «на потом». А это помешало бы Юстиниану использовать христианскую веру в качестве политического орудия.

Юстиниан рассудил, что люди станут серьезно относиться к религиозным обязанностям, если внушить им, что в их распоряжении имеется лишь одна жизнь, по окончании которой они отправятся либо в рай, либо в ад.

В этом случае их рвение можно будет использовать в политических целях. Не он первый догадался сделать религию своего рода наркотиком, объединяющим людей. Однако Юстиниан пошел дальше — он начал манипулировать религиозными доктринами и убеждениями с целью приобрести мирскую власть. Он предпочел дать людям одну-единственную жизнь, а затем отправить их либо в рай, либо в ад9 .

Юстиниан был уверен, что столь радикальные меры укрепят стремление верующих быть добрыми «христианами», а следовательно, законопослушными гражданами, верными своему императору.

История умалчивает, насколько благородными были намерения Юстиниана. Некоторые исследователи утверждают, что в конце концов он сам уверовал в состряпанную по его приказу доктрину «единственной жизни». Как бы то ни было, наложенный им запрет на учение Оригена принял форму папского указа: «Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме «10 .

Писатель и историк Джо Фишер делает из вышеизложенных фактов вполне логичный вывод:

«Начиная с 553 г. н. э., когда император Юстиниан решительно отверг идею «нелепейшего перерождения», христиане стали верить в вечную жизнь, забывая при этом о ее родной сестре — реинкарнации. Христианам внушают, что вечность начинается с рождения. Но, поскольку бесконечным может быть только то, что не имеет начала, с тем же успехом можно верить в способность стола стоять лишь на трех ножках!»

Опровержение анафемы

Некоторые историки-исследователи твердо уверены в том, что на самом деле церковь никогда не проклинала Оригена, либо в том, что проклятие было позже снято. Следовательно, современные христиане могут принять концепцию переселения душ, предложенную им. Такие суждения подробно изложены в «Католической энциклопедии»11 .

Существуют свидетельства того, что папа Вигилий, главный представитель церковных властей на Втором Константинопольском соборе, отнюдь не настаивал на осуждении Оригена и даже выступал против запрета его учения. Согласно некоторым источникам, позже именно этот церковный деятель отменил указ об анафеме.

История гласит, что Второй Константинопольский собор12 состоялся 5 мая 553 г. Председательствовал патриарх Константинопольский; кроме того, на соборе присутствовали представители церковных властей западной и восточной частей христианского мира, которые должны были путем голосования решить, является ли оригенизм (как называли доктрину реинкарнации) приемлемым для христианства. Но император Юстиниан контролировал всю процедуру голосования. Исторические документы свидетельствуют о том, что существовал заговор, имевший своей целью подделать подписи западных представителей, большая часть которых разделяла взгляды Оригена. Среди ста шестидесяти пяти епископов, подписавших указ против оригенизма, никак не могло быть более шести посланников с Запада. Догадавшись о том, что на соборе ведется нечестная игра, папа Вигилий отказался присутствовать при вынесении окончательного вердикта.

Результаты Константинопольского собора были изложены теологами и историками христианской церкви следующим образом:

Противники оригенизма убедили императора Юстиниана написать патриарху Константинопольскому послание, в котором Ориген описывался, как злостный еретик. По распоряжению Юстиниана, в 543 году в Константинополе собралась церковная ассамблея, результатом которой стал эдикт, в котором перечислялись и осуждались ошибки, якобы допущенные Оригеном.

Этот эдикт, который предположительно должен был примирить Запад с Востоком, лишь углубил раскол между ними. Папа Вигилий отверг императорский эдикт и поссорился с патриархом Константинопольским, поддержавшим Юстиниана. Но через неко­торое время папа изменил свое решение и, предусмотрительно не оставив официального подтверждения права императора вме­шиваться в теологические дискуссии, все же издал указ, в котором предавал анафеме учение, запрещенное императорским эдиктом. Этот указ вызвал недовольство епископов Галлии, Северной Африки и многих других провинций, и Вигилий отменил его в 550 году (то есть всего лишь за три года до того, как церковный суд нанес учению Оригена последний сокрушительный удар)13 .

Выводы и заключения

Учитывая тот факт, что анафема, наложенная на Оригена, была отменена самим папой, наиболее здравомыслящие христианские историки и теологи на протяжении веков утверждали, что верующие не должны отвергать учение Оригена. Невзирая на официальный запрет, многие образованные христиане разделяли взгляды Оригена на реинкарнацию как до, так и после Константинопольского собора. О нечестной игре Юстиниана было написано множество книг, отсылающих нас не только к священным писаниям и историческим фактам, но и просто к логике и здравому смыслу. Судите сами — мог ли милосердный Господь дать своим детям лишь одну-единственную возможность достичь Царствия Небесного? Можно ли допустить, что всепрощающий Бог обрек человека на вечность в аду, дав ему один-единственный шанс искупить грехи? Любящий отец всегда даст своим заблудшим чадам все возможности вернуться в его объятия. Разве Бог — не любящий отец всех людей?

Чтобы проследить историю христианской философии и понять, каким образом теория перерождения души постепенно утратила то значение, которое она имела для западной религиозной мысли, мы подытожим то, что уже успели узнать. Изначально христианская философия допускала идею реинкарнации. Идее переселения душ было отведено важное место в трудах Пифагора, Сократа и Платона. Однако она была подвергнута критике со стороны ученика Платона, Аристотеля, — критике, которая во многом повлияла на позднехристианское мышление, и, можно сказать, сформировала его. Тем не менее Плотин, основатель неоплатонической традиции, вновь обратился к концепции переселения душ, хотя его труды были восприняты только немногочисленными, склонными к мистике сектами. По этим и другим политическим причинам, Второй Константинопольский собор осудил учение Оригена, и в результате на первое место в западном мире вышла аристотелевская традиция. Это привело к формированию определенной материалистической картины мира. В итоге наука отодвинула религию на второй план, а сама религия оказалась слишком занята окружающим миром, чтобы заниматься еще и проблемами будущей (или прошлой) жизни.

Подобное мировоззрение обусловлено, в частности, деятельностью таких христианских философов, как Августин, Бонавентура, Дуне Скотт, Декарт и Джон Локк. Удручающее состояние христианской религии на Западе отмечают многие, и улучшения, увы, не предвидится.

В заключение следует заметить, что в том случае, если христианские мыслители не обратятся вновь к платоновско-августианскому христианству и к логике, присущей учению Оригена, в один прекрасный день они обнаружат, что их религия идет бок о бок с материализмом, которому всегда рьяно противостояла. Воистину, сам Христос не смог бы признать такое вероисповедание христианским.

На основе книги Ст. Розена «Реинкарнация в мировых религиях»

2 Фрэнсис Боуэн. Метемпсихоз в христианстве (Francis Bowen. «Christian Metempsychosis», Princeton Review, May, 1881).

3 «Исповедь Блаженного Августина», книга 1.

4 Британская энциклопедия, 11-е изд., статья немецкого теолога Адольфа Харнака об Оригене {Encyclopaedia Britannica, 11th edition. Adolf Harnack, Origen).

5 У.Р. Инге. Философия Плотина (W.R. Inge. The Philosophy ofPlotinus. L.: Longmans Green, 1948. II, pp. 17-19).

6 Католическая энциклопедия, изд. 1913 г. {Catholic Encyclopaedia, 1913. ГУ, pp. 308-309, XI, p. 311).

7 Исаак де Бозобр. Критическая история Маниха и манихейства (Isaac de Beausobre. Histoire Critique de Ma-nichee et du Manicheisme. Amsterdam, 1734—1739. II, p. 492).

8 Ориген. О первопринципах (Origen, trans. W.W. Butterworth. On First Principles. Book 1, Chapter VIII. N.Y.: Harper & Row, 1966, p. 73).

10 Полный текст анафем воспроизведен в книге «Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви» (A SelectLibraryoftheNiceneandPost-NiceneFathersofChristianChurch. Op. cit., XIV, p. 318-320), а также в: Joseph Head and S.L. Cranston, op. cit., pp. 321—325..

Реинкарнация в христианстве

В 553 г. н.э., при обстоятельствах, до сих пор остающихся тайной, византийский император Юстиниан (на Втором Константинопольском Соборе) приказал изъять учение о реинкарнации из христианских писаний. Тем не менее даже после такой «зачистки» в Библии и сегодня можно найти некоторые указания на реинкарнацию. Хотя их и немного, но они весьма убедительны.

Стихи из Библии о реинкарнации

В 9 веке до н.э. жил еврейский пророк Илия. 4 века спустя Малахия записал такое пророчество в конце Ветхого Завета: «Вот, Я пошлю вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.»

Первая книга Нового Завета от Матфея три раза ссылается на это пророчество, а другие евангелия говорят о нем 7 раз. Из реплик учеников Иисуса становится ясно, что среди евреев существовало множество слухов и широко распространенных мнений, касающихся возвращения не только Илии, но и других древних еврейских пророков.

«Придя же в страны Кесарии Филипповой Иисус спрашивал учеников: «За кого люди почитают Меня?» Они отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию или Иеремию или за одного из пророков».

Матф. 16:13-14

» И когда они сходили с горы, Иисус запретил им, говоря: «Никому не сказывайте о сим видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». И спросили ученики Его: » Почему же книжники говорят, что Илия должен прийти прежде?» Иисус в ответ сказал: » Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все. Но говорю Я вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Так и Сын Человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил об Иоанне Крестителе .

Матф. :9-13

«Когда они пошли, Иисус стал говорить народу об Иоане … Ибо он тот, о котором написано: вот, посылаю своего посланника пред вашим лицом, чтобы приготовил он путь перед тобой… И если примете, то это — Илия, которому должно прийти. Имеющий уши да слышит!»

Матф. 11:7,10-11,14-15

Другая ссылка содержится в Евангелии от Луки: 9:7-9.: «Услышал Ирод четверовластник о всем, что делал Иисус и недоумевал: ибо одни говорят, что это Иоанн восстал из мертвых; другие что явился Илия, а иные что воскрес один из древних пророков. И сказал Ирод: «Иоанна я обезглавил, кто же это, о котором я слышу такое?». Об этом же случае рассказывается в Евангелии от Марка 6:14-16.

Интересные факты о реинкарнации в Библии

Тертуллиан, один из первых отцов церкви, высказывает относительно всех этих стихов Нового Завета мнение, которого придерживаются сейчас многие ортодоксы . Вкратце, Тертуллиан указывает, что Илия никогда не умирал. Бог перенес ег

о прямо на небо. Поэтому его последующее возвращение было не перерождением, а просто новым посещением. Говорится, что Тертуллиан основывал свое утверждение на стихе 2 Царств 2:11: «Вот явились огненная колесница и огненные кони и Илия вихрем вознесся на небо» и скрылся из взора.
Однако, если логически продолжить доводы отца церкви, то Илия должен был вернуться на землю в образе Иоанна Крестителя столь же чудесным образом, как он и покинул ее: он должен был спуститься на землю в теле взрослого человека. Но писания говорят, что Иоанн родился обычным образом. Поэтому все серьезные христианские теологи заключают, что гипотеза Тертуллиана не логична.

Американский философ 19 века из Гарварда Фрэнсис Боуэн, процитировав целый ряд стихов из Евангелия, упомянутых ранее, замечает в своей статье «Христианский метемпсихоз»: «То, что комментаторы не пожелали принять утверждения столь частые и недвусмысленные в их очевидном буквальном смысле, но пытались перетолковывать их в противоестественном метафорическом духе, доказывает ни что иное, как существование непреодолимого предубеждения в отношении учения о трансмиграции душ».

И последнее. Перерождение спасителей и пророков достаточно очевидно из христианского учения, но как насчет обычных людей? Возвращаются ли они? То, что ученики Иисуса считали это вполне возможным, видно из их вопроса о человеке, рожденном слепым. Они спросили: » Кто совершил грех? Он ли сам, или его родители, что он родился слепым?». Неизбежен вывод, что ученики имели в виду реинкарнацию очевидно, что если человек слеп от рождения, то он не мог совершить грех в этой жизни. Иисус имел удобный случай раз и навсегда покончить с идеей реинкарнации, но Он не сделал этого. Он просто ответил, что было предопределено, что Христос вернет ему зрение, с тем, чтобы «деяния Бога проявились в нем».

То, что смотреть на прошлую жизнь, как причину благостных и дурных качеств человека вполне законно, ясно из комментариев Св. Павла на Иакова и Исайю. Он говорит, что Господь любил одного и ненавидел другого до того, как они родились. (Римлянам 9:10-13; Малахия 1:2-3). Как можно любить и ненавидеть того, кто не существует?»

Другая иллюстрация предостережение Христа о том, что все, взявшие меч, от меча и погибнут. . Оно может быть универсально справедливым, какими и должны быть все утверждения Спасителя, лишь в том случае, если реакции приходят к нам более чем в одной жизни, ибо множество наемных солдат мирно умирают в своих постелях. Это полностью согласуется с З-м законом Ньютона на каждое действие имеется равное и противоположно направленное противодействие, а также с законом Кармы, приводимым в ведической литературе.

Аналогичная ссылка есть в Евангелии от Марка 10:28-31, где перечисляются награды, едва-ли достижимые в одной жизни. Петр говорит Иисусу: » Вот, мы оставили все и последовали за Тобой». Иисус отвечал: «Истинно говорю вам: Нет никого, кто оставил бы дом или братьев, сестер, отца, мать, жену или детей, или землю ради Меня, и не получил бы во сто крат более домов, братьев, сестер и матерей, детей, земель в веке грядущем жизни вечной. И многие первые станут последними, а последние — станут первыми». Разумеется, перечисленные награды нельзя получить в одном воплощении.

Святой Иоанн говорит в Откровении 3:12: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он более уже не выйдет вон». Видимо, он уже воплощался ранее, иначе слово «более» не имело бы места и смысла. Возможно, что это старая идея об изгнании души и необходимости длительною очищения, прежде чем она сможет стать «столпом в храме Божьем». В Евангелии от Луки, 20:35-36, встречается схожая идея, Иисус говорит: «Те же, что достойны обрести тот мир, …не женятся… и более не умрут».

Из обоих стихов можно заключить, что цель, которую необходимо достичь, настолько трансцендентна по своей природе, что одной короткой жизни недостаточно, чтобы прийти к ней. Потому профессор Боуэн в эссе «Христианский метемпсихоз «, цитировавшемся ранее, задает вопрос, не существует ли помимо очевидного духовного значения торжественных слов Спасителя: «Не родившись заново, человек не увидит Царства Божьего » ещё и буквального значения этих слов?

Вечная награда или вечное наказание, по словам Боуэна, выглядит несправедливым воздаянием за один кратковременный испытательный срок на земле.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх