Помост

Вопросы веры

Религия древней Индии

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

Религиозные движения по природе своей имеют три фундаментальных основания, на которых держится вся традиция: учителя, передаваемое ими учение и исповедующие это учение ученики. Другими словами, живая религия возможна только в группе убежденных последователей, исповедующих доктрину, проповеданную основателем. Что касается этой статьи, то речь пойдет о втором столпе — вероучении, точнее его письменном источнике — Священном Писании.

Общие сведения

Священное Писание, к какой бы религиозной традиции оно ни относилось, представляет собой семантическое ядро вероучения. Сакральный миф может приписывать его происхождение богам, пророкам, мессиям и т. д. В любом случае его появление санкционировано свыше и представляет собой передачу божественного знания — непререкаемой истины, ниспосылаемой из области потустороннего. Такой взгляд на сакральные тексты делает их в глазах верующих источником откровения и в буквальном смысле словом Божьим.

Однако не все так однозначно — характер каждой отдельно взятой религии накладывает особенный отпечаток на восприятие текста, и священные книги религий мира имеют в интерпретации своих адептов неоднозначное истолкование.

Корпус текстов, признаваемых священными, в рамках традиции обыкновенно принято называть каноном или каноническим сборником. Зачастую ему дается собственное название, как то: Коран — священная книга мусульман, иудейская Тора или христианская Библия.

Тора и Танах — сакральная литература иудаизма

Древнейшей монотеистической религией является иудаизм. Благодаря ему же рождение увидели христианство и ислам. Священная книга иудаизма — Тора — представляет собой сборник из пяти сочинений, приписываемых традицией пророку Моисею. Согласно легенде, основную часть содержания Торы Моисей получил на Синае, лицом к лицу встретившись с Богом.

Дальнейшее развитие иудейского культа привело к появлению и распространению новых текстов, возведенных почитателями в ранг священных и богодухновенных, то есть вдохновленных свыше самим Господом. К таким книгам относится сборник «Кетувим», что значит «Писания», и сборник «Невиим», что переводится как «Пророки». Соответственно, в первый вошли повествования священной истории и так называемая литература премудрости — антология назидательных притч, псалмов и произведений педагогического характера. Во втором сборнике объединился ряд произведений еврейских пророков. Все они были сведены в единый свод сакральных текстов, называемый «ТаНаХ». Это слово — аббревиатура, составленная из первых букв слов Тора, Невиим, Кетувим.

Танах по своему составу, с небольшими видоизменениями, тождественен Ветхому Завету христианской традиции.

Новое откровение — новое Писание. Священные книги христиан

Канон Нового Завета христианской церкви сложился к IV веку из массы разнородной литературы. Впрочем, различные течения и юрисдикции до сих пор имеют несколько различных вариантов канона. В любом случае ядром Нового Завета являются четыре Евангелия, сопровождаемые рядом апостольских посланий. Особняком стоят книги Деяний и Апокалипсис. Такая структура позволила некоторым комментаторам сопоставить содержательно Новый Завет с Танахом, соотнеся Евангелия с Торой, Апокалипсис с пророками, Деяния с историческими книгами, а литературу премудрости с посланиями апостолов.

Единый сборник из Ветхого и Нового заветов — это христианская священная книга, Библия, что с греческого языка переводится просто «книги».

Откровение нового пророка. Мусульманский канон

Священная книга мусульман называется Кораном. Она не содержит никаких значимых фрагментов из Нового Завета или Танаха, однако в значительной мере пересказывает содержание первого из них. К тому же упоминается в нем и Иса, то есть Иисус, но корреляции с новозаветными писаниями нет. Скорее, напротив, в Коране просматривается полемика и недоверие к христианскому Писанию.

Мусульманская священная книга — Коран — представляет собой сборник откровений, полученных Магометом в различное время от Бога и архангела Гавриила (Джабраэля — в арабской традиции). Откровения эти называются сурами, и располагаются они в тексте не в хронологическом порядке, а по длине — от самых длинных к наиболее коротким.

Такова позиция, которую в отношении иудео-христианских писаний занимает ислам: священная книга иудеев — Тора — истинна. Однако время ее руководства прошло, и Завет с Моисеем исчерпан. Так что Тора и весь Танах более неактуальны. Книги христиан — подделка, исказившая первоначальное благовестие пророка Иисуса, восстановленное и продолженное Магометом. Поэтому единственная священная книга — Коран, и другой быть не может.

Книга Мормона и библейское откровение

Еще одной попыткой вывести свое вероучение из Моисеева источника отличился мормонизм. Он признает в качестве священных и Ветхий, и Новый заветы, однако наивысший авторитет приписывает так называемой Книге Мормона. Адепты этого учения верят, что оригинал их священного текста был написан на золотых пластинах, затем скрыт на холме близ Нью-Йорка, а впоследствии открыт ангелом пророку Джозефу Смиту, жителю Америки XIX века. Последний выполнил под божественным руководством перевод пластинок на английский язык, после чего те были вновь сокрыты ангелами в неизвестном месте. Священный статус этого произведения признает в настоящее время более 10 миллионов последователей церкви мормонов.

Веды — наследие древних богов

Священные книги религий мира монотеистического толка объединены в единые сборники и собраны в кодексы. Восточные политеистические системы отличает иной подход к сакральным писаниям: они носят независимый друг от друга характер, часто доктринально не связаны и противоречивы. Поэтому на первый взгляд система Священных Писаний дхармических религий может показаться сумбурной или излишне запутанной. Однако это лишь на первый взгляд.

Сакральные тексты индуизма называются Шрути. Последние насчитывают в себе четыре Веды. Каждая из них делится на две части: самхит (гимны) и брахман (наставления ритуального порядка). Это авторитетнейший корпус всякого правоверного индуиста. Кроме Шрути, есть также корпус Смрити — предание. Смрити является письменным источником и при этом достаточно авторитетным, чтобы быть включенным в число священных книг. В его состав входит 18 пуран и два крупных эпоса — Рамаяна и Махабхарата. Кроме того, в индуизме священными почитаются еще Упанишады. Эти тексты представляют собой трактаты, мистически истолковывающие брахман.

Драгоценное слово Будды

Принц Сиддхартха много проповедовал, и речи, произнесенные им когда-то, легли в основу канонических священных текстов буддизма — сутр. Следует сразу оговориться, что не существует такого понятия, как священная книга буддизма, в традиционном монотеистическом понимании. В буддизме нет Бога, а значит, нет богодухновенной литературы. Есть только тексты, написанные просветленными учителями. Именно это придает им авторитет. В результате буддизм имеет довольно обширный список священных книг, что затрудняет их изучение и систематизацию.

В южном буддизме, преимущественно в традиции тхеравадинов, как сакральная книга буддизма принят так называемый палийский канон — трипитака. Другие буддийские школы с этим не согласны и предлагают свои варианты священной литературы. Наиболее впечатляюще на фоне прочих выглядит школа тибетского буддизма Гелуг: в состав ее священного канона входят сборники Ганджур (речи Будды) и Данджур (комментарии к Ганджуру) общим объемом в 362 тома.

Выше были перечислены основные священные книги религий мира — наиболее яркие и актуальные для нашего времени. Разумеется, этим список текстов не ограничивается, как не ограничивается он и списком упомянутых религий. Многие языческие культы вообще не имеют кодифицированного писания, спокойно обходясь устной мифологической традицией. Другие, хотя и имеют авторитетные культообразующие сочинения, все же не инкриминируют им сакральной сверхъестественной природы. Некоторые каноны немногочисленных религиозных традиций остались за скобками и не были рассмотрены в данном обзоре, потому что даже кратко осветить священные книги религий мира без исключения может позволить только формат энциклопедии, но никак не небольшой статьи.

На полуострове Индостан появилась одна из первых древнейших цивилизаций. Индия получила свое название от одной из крупнейших рек — Инд, на берегах которой и стало интенсивно развиваться земледелие. Климатические особенности полуострова обусловили и развитие духовной культуры, которая долгое время развивалась изолированно от влияния других национальностей и культур.

Ведизм – древнейшая религия Индии

Считается, что основу древнеиндийской религии заложили племена древних ариев, которые проходили через материк с Запада на Восток во 2 тысячелетии до н.э. До сих ученые не могут с уверенностью сказать, откуда пришли эти племена и куда ушли, но общеизвестно, что они оказали влияние на становление некоторых древнейших цивилизаций. Арии были светловолосые и голубоглазые, смешавшись с местными почти чернокожими племенами, они дали начало новым местным племенам.

Религия древних ариев имела довольно сложную структуру: они обожествляли все явления природы, животных, растения и даже деревья и камни. Главным обрядом в их религии было жертвоприношение, в том числе и человеческие.

Арии оставили в наследство после себя сборники священных гимнов и песней – Веды, которые состоят из четырех канонических частей.

Много позже Веды были дополнены брахманами, которые старательно разъясняли и толковали законы мироздания и правила поведения для каждой касты в отдельности.

Пантеон богов в Ведизме был весьма обширен. Поскольку древние арии были кочевым народом, и именно скотоводство давало им возможности для существования, то и главным богом был Индра – бог грозы и дождя, именно он установил существующий порядок.

Кроме этого у ариев был хорошо развит культ предков, но при этом обожествление происходило именно существующих ранее людей, которые своими деяниями давали повод для гордости и служили неким идеалом для последующих поколений.

Брахманизм

Именно Брахманизм дал основу для появления и толкования каст Древней Индии. Легенда о некоем космическом человеке Пурушу, который сам принес себя в жертву, чтобы населить землю, закрепила за каждым человеком раз и навсегда определенное место в социуме.

Касты неравнозначны сами по себе, поскольку разные слом древнеиндийского общества произошли из разных частей тела Пурушу. Брахманы – высшая каста произошли из уст и ушей Бога, поэтому им дана честь слышать и говорить с Богами и передавать людям их волю. Даже ребенок из касты брахманов может рассчитывать на большее уважение, нежели старик из любой другой касты.

Кшатрии (воины и правители) произошли из плеч и рук Бога, поэтому они могут управлять людьми, быть судьями и военачальниками, вайшья (ремесленники и земледельцы) произошли из бедер и ног Бога, поэтому они должны постоянно трудиться в поте лица, чтобы обеспечить продуктами питания не только себя, но и высшие касты.

Шудры – слуги, рабы, полностью зависимые люди, — произошли из ступней, они годны лишь на то, чтобы прислуживать. И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами Бога, поэтому любой человек, прикоснувшись к ним, испачкается. Чтобы этого не произошли, только родившимся детям данной касты вырезали на лбу небольшую звездочку и окрашивали ее несмываемой растительной краской в синий цвет.

Именно брахманизм дает толкование правильному поведению человека в различные периоды его жизни.

Одним из символов брахманизма является – Сансара — колесо вечной жизни, которое постоянно хотя бы в одной своей точке соприкасается с грешной землей и как ведет себя человек на земле, так он и будет награжден или наказан по закону всемирной справедливости – Карме.

Читайте также: Что такое колесо Сансары?

Тогда же и возникло учение об инкарнации – перевоплощении души в различные тела. То есть душа – вечна и бессмертна, а мы, перевоплощаясь из тела в тело, стараемся достичь идеала, но его достичь крайне нелегко, потому что любого человека терзают страсти и неудовлетворенные желания.

Именно в брахманизме появилось учение – йога, – которое помогает подчинить физическое тело духовной силе.

Но слишком суровое кастовое разделение в брахманизме породило новые направления в этой религии, которое было более демократичным и поэтому привлекало большее количество приверженцев.

Подробнее о религии брахманизм: Брахманизм — религия в Индии

Джайнизм

Основу этого религиозного направления составляли монахи – джаймы, которые уходили от мира и вели жизнь, полную отречений. Они не имели никакого имущества, не имели права подолгу жить в одном и том же месте, не ели мяса и вообще не могли есть чаще чем 2 раза в сутки в очень ограниченном количестве, тщательно следили за тем, чтобы не причинить вреда ничему живому и т.д. Проповедуя принципы аскезы, джайнисты доходили до крайностей: молчали по нескольку лет, доводили себя до истощения и т.д.

Читайте подробнее: Религия Джайнизм в Индии

Джайнисты разделились на два направления: одетые светом и одетые в белое, только по этому поводу у них и были разногласия. Поскольку одетые в белое могли прикрывать свое тело и лицо, а особенно рот, чтобы случайно не проглотить какое-либо насекомое, тканью, а одетые светом ходили абсолютно нашими, их одевал свет Солнца.

Поэтому далеко не все могли выдержать столь строгие требования и достичь Мойши – духовного идеала.

В результате столь суровых требований к посвященным, джайнизм никогда не имел много последователей.

Кратко о Древнейшей религии Индии – Индуизм

Индуизм не только религия, но целая философия, которая определяет правила поведения, нормы морали и нравственности и т.д. Но в основу этой религии легли понятия, пришедшие из Ведизма и Брахманизма, при этом кастовая система также является основой для индуизма.

Верховными Богами являются – Брахма, Шива и Вишну. Брахма – верховный творец мира, Шива – охраняет мир и все созданное Брахмой, Вишну- Бог – разрушитель, он уничтожает мир после того, как поставленные перед ним задачи выполнены.

Конечно, ни одна религия не обходится без женского идеала. В индуизме – это богиня Лакшми, она дарует удачу, следит за семейным счастьем, хранит домашний очаг и покровительствует земледельцам и скотоводам.

Одно из широко распространенных по всему миру направлений индуизма – поклонение богу Кришне. В этой религии мы наблюдаем многое от брахманизма, но здесь уже нет таких строгих требований к аскезе, отказа от земных удовольствий и авторитарного кастового деления. Наверное, поэтому данная религия получила огромное количество приверженцев во всем мире.

Шиваизм

Шиваизм можно считать одним из направлений индуизма, который подразумевает поклонение Богу – разрушителю Шиве. Шива – бог грома, дождя и молнии, он наводит панический ужас на людей. Он может уничтожить целый город в считанные минуты и наслать на провинившихся различные болезни и напасти.

Шива олицетворял в древности разрушительную силу природы, которая из доброй вдруг превращалась в жестокую и уничтожала все созданное людьми.

При всей своей жестокости Шива любит и оберегает свою семью. Его жена богиня Парвати, покровительствует плодородию и женской плодовитости. Женщины, мечтающие о детях, ходят в многочисленные храмы Парвати и приносят ей дары – фрукты и овощи, а также снопы зерновых культур.

Шива и Парвати имеют сыновей – Ганешу — покровителю богатства, славы и доброй силы и Сканду, покровителя воинов. Считается, что многорукая богиня Кали – одно из проявлений Парвати, тесно связанное с мужским началом и покровительствующее сексуальной энергии и мужчин, и женщин, а также колдовству и любым делам, творим под покровом ночи.

Роль брахманов в социуме

Как мы уже упоминали, брахманы – высшая каста в Индии и пользуются огромным уважением в обществе. Брахманы не имеют собственного жилища, живут они, по большей части, в храмах, где совершают обряды, но имеют право воспользоваться гостеприимством любого человека. При этом никто не может отказаться приютить у себя брахмана, кормить и поить его в своем доме до тех пор, пока он сам не захочет уйти.

Наряду с брахманами встречаются и колдуны, умеющие проводить ритуалы, решающие различные проблемы, и распевающие мантры – специальные песнопения, обладающие магической силой и помогающие обрести желаемое.

Разнообразные народные праздники придают особую прелесть индуизму. В этих праздниках принимают участие обычно огромное количество посвященных, все сопровождается оригинальными национальными песнями и танцами.

При брахманизме тела умерших сжигают, а пепел обычно развеивают над священной рекой – Гангом, после чего семья соблюдает строгий траур в течение десяти дней, а жена покойного выполняет обычай – сати- восходит на погребальный костер мужа, чтобы уйти из мира вместе с ним.

Конечно, сегодня многие старые обычаи давно забыты, но кастовая система и сейчас играет большую роль в социуме.

Женское начало в индуизме и Тантре

Идеалы красоты

Индия исторически складывалась как многорасовая страна. В «Ригведе» сообщается о войнах бога Индры и ариев с пани или дасью — не то демонами, не то людьми — «темнокожими» и «безносыми». В поздних мандалах «Ригведы» слово даса употребляется в значении «слуга», «раб». Примечательно, что арии и дасью принадлежали к разным варнам, т.е. были разного цвета, породы: «убивая дасью он оказывал покровительство варне ариев». Позже сами арии разделились на варны, причем брахманы, кшатрии и вайшья считались дваждырожденные, а шудры — однорожденные. Полагают, что шудры и есть покоренные даса — слуги, упомянутые в «Ригведе». На самом деле, смешение затронуло даже высшие варны (и тому есть свидетельства в «Ригведе»), но различия сохранились: светлокожие люди принадлежат к высшим кастам. Отсюда пришли представления о благородстве, красоте светлого цвета кожи. Эти представления закреплялись с каждой новой волной светлокожих завоевателей, покорявших Индию (греков, скифов, афганцев, персов, тюрок, англичан). Ныне индийские киноактеры в Болливуде — светлокожие и даже иногда светлоглазые, хотя таких людей в Индии всего несколько процентов.

В отличие от культурных народов Дальнего Востока (тех же китайцев) жители Древней и Средневековой Индии восхищались красотой обнаженного тела, но тела женского. О канонах красоты женского тела писали в поэмах, трактатах по любовному искусству и даже в своде законов. Восхищение женщиной и ее телом имеет доарийские истоки. При раскопках Хараппских городов в долине Инда (2300 — 1900 годы до н.э.) найдены терракотовые и бронзовые статуэтки женщин. Они являются воплощением материнского божества прародительницы и дарительницы земных благ. С приходом ариев культ Богини-Матери сохраняется в народных верованиях и переплетается с индуизмом. В индуизме материнское начало в первую очередь связано с сексом, ведь материнство невозможно без зачатия, а зачатие — без совокупления; все же начинается с соблазнения и любовных игр. Отсюда — особое место, которое занимает в индуизме культ лингама и йони — мужских и женских гениталий. Отсюда же эротичность канонов женской красоты в скульптуре и живописи. Каноны эти мало менялись на протяжении полутора тысяч лет.


Изображения людей и богов задавались в руководствах с детальным описанием, пропорций лица и тела, параметров и поз. Они лишены портретных черт. Все скульптуры женщин отличаются чашеобразной грудью, узкой талией, чрезмерно выпуклым бедрами и лишенными заметных суставов руками и ногами. Пластика рук оправдывает их сравнение с хоботами слонов. Груди крупные, нарочито округлые. Лица округлые, «луноподобные». Сходным образом канонизированы изображения в живописи. В трактате «Читралакшана» (начало н. э.) описаны 18 признаков женской красоты. Цвет тела — белорозовый или голубоватый, глаза длинные, черные и голубовато-белые, нос высокий, соразмерный, губы красные, щеки ровные, с ямочками, брови черные, сходятся на переносице, груди и ягодицы обширные, руки белые, налитые груди немного свисают, икры округлые и тонкие в лодыжке, сочленения незаметные, ляжки упругие и округлые, нижняя часть торса широкая, живот с тремя глубокими складками, выступающий красиво, талия тонкая, округлая, ноги и руки нежные и упругие, волосы густые, очень черные и не лохматые.

Многочисленны описания женской красоты в древнеиндийской литературе. В эпосе «Махабхарата» (первая редакция — VI -V век до н.э.) описана красота небесной апсары — нимфы, Урваши: «Сияние ее мягких и вьющихся волос, украшенных множеством прекрасных цветов и движение ее бровей чарующе. Когда она молвит, кажется, что ее лицо — сама луна… Ее грудь с красивыми сосцами, благоухающая маслом небесного сандалового дерева, колышется во время ее движения и сияет под ожерельем. С каждым ее шагом ее тяжелая грудь поднимается и опускается над ее тонкой талией, украшенной тремя золотыми пряжками пояса». У Драупади, другой героини «Махабхараты», длинные черные кудри, большие глаза, гибкая талия, «ее лодыжки не торчат, и бедра упругие и полные». В «Шатапатха-брахмане» (ок. VI века до н.э.) описывается как идеальная женщина, «чьи бедра широкие, груди развиты, талия узкая».

Сходные образы красоты рисует Дандин, автор романа «Приключения десяти принцев» (VI век н.э.): «Эта молодая девушка сложена пропорционально: все члены ее не слишком толсты и не худощавы … Ее голени хотя и мускулисты, однако щиколотки не выделяются, и не видать жил; линия ляжек образует овал правильной формы, колени едва виднеются, они как бы исчезают в полноте ее пышного тела. Ее седалище образует правильно закругленную, как колесо, линию, оно пропорционально разделено, и на каждой половине виднеются посредине по маленькому углублению. Кружок ее пупка едва заметен, но он образует углубление на слегка выгнутой середине живота и покрыт тремя красивыми складками. Ее красивые, пышные груди высоко вздымаются, и выпукло на них выделяются два сосца…».

Итак, идеальная индийская красавица должна иметь длинные черные густые волосы, большие глаза, брови, сходящиеся на переносице, прямой нос, губы, «розовые как бутон, который готов раскрыться», белые «как аравийский жасмин» зубы, гибкие руки, «подобные хоботам слонов», большую налитую грудь, широкие бедра и тонкую талию. Сравнения, вроде «красива, как корова» или «грациозна, как слониха», призваны подчеркнуть округлость форм и величественную грацию. При узкой талии на животе должны быть три складки, что также входит в канон красоты. Вообще, формы индийской красавицы пышные, не имеющие ничего общего с современным идеалом стройных, тем более худых моделей на конкурсах красоты.

Женщина, играющая в мяч. Статуя храма Кандарья Махадева в Кхаджурахо

Существовали и идеалы мужской красоты. Они более разнообразны и изменчивы во времени, чем женские. Дело в том, что в искусстве Индии женское начало преобладало над мужским. Многие боги женственны, иные асексуальны.

Последнее связано с буддизмом. В раннем буддизме Будда вообще не фигурирует в человеческом облике. В начале новой эры он изображается человеком с телом скрытым длинным монашеским одеянием. В кушанской империи (I-III вв. н. э.) некоторые статуи Будды имели половый член, но чаще встречаются статуи сидящего Будды со скрещенными ногами. В период династии Гупта (IV — VI век) на севере Индии появился идеальный нормативный Будда: опущенный взгляд, волосы локонами, сквозь легкую одежду видны очертания тела.

У Будды узкая талия, широкие плечи, красиво очерченные грудные мускулы, заметны соски. Мужское естество прикрыто скрещенными ногами либо одеждой.

По этому образцу создаются и индуистские боги, в частности, Вишну. У бронзовой статуи «Стоящий Будда» (вторая половина IV века) стройное тело, широкие плечи и нет гениталий, хотя ноги расставлены. «Стоящий Будда» стал эталоном в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Приход варваров с севера всегда укреплял мужское начало. Кушанские мужские статуи атлетичнее и сексуальнее, чем было принято раньше.

У них выпуклая грудь, впалый живот и если прежде складки одежды скрывали мужской орган, то кушанские статуи его подчеркивают.

Их общий прообраз — идеальный царь, воин и правитель — чакравартин, наделен большой сексуальностью. В древних текстах говорится, что его фаллос обязательно следует изображать, но без эрекции. К VI веку н.э. фаллос у статуй вообще перестали показывать, за исключением изображений божеств фаллических культов.

Характерно, что в древнеиндийском искусстве у богов и царей нет волос на лице и теле. В трактате «Читралакшана» об этом сказано: «У великих духом икры, бедра, половые органы, подмышки, уши, ноздри, шея, лицо и щеки не покрыты волосами. Только волосками, поднимающимися вверх, нежными, тонкими, блестящими, по цвету напоминающими сурьму, похожими на волны, красивыми, закрученными в завитки, украшается грудь царя, и она должна выглядеть очаровательно. На лице богов нет ни бороды, ни пушка, обычных для мужчин. На теле богов тоже нет волосков, и оно должно быть похоже па тело шестнадцатилетнего юноши».

Изображения обычных людей различаются между собой. В трактате «Вишнудхармоттара» (III — V век н.э.) описаны 5 идеальных мужских типов. Хамса — сильный, у него гибкие, как царь змей, руки, стройная талия, плавные лебединые движения, прекрасное и белое, как лунный свет, лицо с нежными глазами.

Бхадра — благородный, с величественной походкой, с телом цвета лотоса. Малавья — темный, как бобовый стручок, у него прекрасное тело с тонкой талией, широкие челюсти и нос, как у слона.

Ручака — благородный, искренний, сильный, у него гибкое тело с шеей, подобной раковине, цвет лица желтовато-белый. Шашака — гибкий, цвет тела у него темно-красный с различными оттенками, полные щеки и нежные глаза.

Людей разных каст и профессий изображают в разной одежде, с разным цветом и выражением лица: «Полководец должен быть сильным, гордым, высоким, у него мясистые плечи, руки и шея, большая голова, мощная грудь, большой, высокий нос, широкое лицо, крепкие бедра, глаза, смотрящие вверх.

У солдат хмурые лица и дерзкий взгляд.

Атлеты-борцы наделены широкими плечами, мясистыми конечностями, толстой шеей, большой головой, толстыми губами, наголо остриженной головой, надменным, дерзким взглядом и стремительностью».

Европейцам древнеиндийские изображения богов, будд и людей кажутся излишне женственными: они не видят здесь мужественности и атлетичности, столь заметной у эллинов. Это во многом так.

Как уже отмечалось, в искусстве древней Индии сильнее выражено женское начало. Кроме того, один из канонов индийского тела — это тело йога. Йога предполагает силу и выносливость, достигаемую иными, чем у европейцев путями — физическими и, еще больше, духовными.

Асаны йогов культивируют расслабленность, спокойствие, плавный переход из одной позиции в другую. Йог медитирует, будучи неподвижен. Большинство индусов йогами не были, но они были идеалом, что наложило отпечаток на восприятие мужского тела. В дальнейшем, приход мусульман принес иные идеалы мужской красоты, нашедшей отражение в индийской миниатюре, представляющей синтез персидских и местных традиций. Особенно известна Могольская школа миниатюры, процветавшая при дворе Великих Моголов (XVI — XVII век). Здесь мужчины, наконец, обрели бороды и усы, а с ними — мужественность. Следующим был приход англичан и медленная, продолжающаяся по сей день, европеизация вкусов. Сегодня идеалом мужской красоты в Индии являются актеры из Болливуда, больше похожие на голливудских коллег, чем на соотечественников.

Женское начало в индуизме и Тантре

Доарийское население Индии поклонялось женскому началу. Статуэтки богини-матери обнаруживаются с верхнего палеолита (около 25 тыс. лет назад). К тому же времени относят находки коллекций цветных камней с естественными треугольниками.

Подобные камни и по сей день почитают как Деви (Шакти, богиню-мать) местные племена. Треугольники являются знаком плодородия в символике тантризма.

Тысячи статуэток богинь-матерей периода неолита (5500 лет до н.э.) обнаружены в долине Инда. Высокохудожественные фигурки и рисунки богинь-матерей найдены в Хараппе, Мохенджо-Даро и других городах Индской цивилизации (3300 — 1600 до н.э.). Историки считают, что поклонявшиеся Великой Матери дравиды, положили начало культу Шакти, являющейся одновременно богиней, энергией, породившей вселенную и богов, и женским началом человека.

В доарийских традициях следует искать истоки тантризма.

Вторжение ариев (1700 лет до н.э.) разрушило дравидскую цивилизацию в Северной Индии: матриархальному обществу дравидов арии противопоставили патриархат — жесткое главенство мужчин над женщинами. Жена безоговорочно подчиняется мужу — он ее хозяин и гуру.

После смерти мужа вдова должна обрить голову и никогда не выходить замуж, а еще лучше — сжечь себя в погребальном костре.

Права мужчин зависят от варны; со временем брамины приписали себе особые привилегии: брамин мог иметь секс с любой женщиной и девочкой по своему желанию. Для женщины или девочки это была большая удача — ведь близость со святым человеком улучшала ее шансы на более высокое положение в следующем перерождении.

Арии победили дасью физически, но не духовно: в религиозной сфере столетиями шел обмен идеями и традициями.

В результате сложился индуизм, представляющий синтез арийских и доарийских начал.

Сменился божественный пантеон ариев: вместо трех главных ведических богов — Агни, Индры и Сурьи, на первое место выдвинулись Брахма, Шива и Вишну. Супруга Шивы — Шакти, воплощает женское начало: это Богиня-Мать доарийских предков. Шакта — поклонение Шакти, стало одним из направлений в индуизме и заняло центральное место в учении Тантры.

С Шивой и Шакти связана символика секса: символ Шивы — лингам, фаллус; символ Шакти — йони, вагина. Из других богов выделился темнокожий (!) бог, «вечный юноша» Кришна с его 16100 женами и бесчисленными возлюбленными. Хотя вишнуиты (почитатели Вишну) считают Кришну аватарой (воплощением) Вишну, тантристские тексты утверждают, что Кришна, есть воплощение Великой Богини, и его красота и очарованье — не что иное как отражение красоты Великой Матери.

Кроме богинь, есть женские полубожества — апсары и якшини. Апсары — небесные нимфы, прекрасны и сладострастны; боги их посылают, чтобы соблазнить аскетов. Якшини — хранители сокровищ бога богатства Куберы, тоже прекрасны. У них широкие бедра, узкая талия и большие груди. Якшини — сексуально ненасытны, жестоки и пьют человеческую кровь.

Апсары. Рельеф храма Ангкор-Ват (XII в.).

Якшиня. Рельеф храма Ангкор-Ват (XII в.).


Якшиня

Поклонение Шакти является частью духовного учения Тантра, возникшего в средневековой Индии.

По происхождению Тантра восходит к древнеиндийскому культу Богини-Матери. Существует Тантра индуистской и буддистской традиции, но в той и другой главным является высвобождение энергиикундалини, необходимой для духовного просветления.

Буддистская Тантра имеет последователей в Тибете и Восточной Азии.

В Индии преобладает Тантра индуистской традиции. Для подъема кундалини по позвоночному столбу в Тантре используется практика йоги. В Тантра-йоге через сексуальное единство мужчины и женщины постигается единение с Богом.

В зависимости от того, какое начало — мужское или женское, признается ведущим в ритуале достижения сексуального единства, Тантра разделяется на «правую» и «левую». Тантра «правой руки» признает ведущим мужское начало.

Тантра «левой руки» — женское. В Тантре правой руки взаимодействие мужского и женского начал осуществляется только ментально, на энергетическом уровне. В Тантре левой руки сексуальный контакт осуществляется ментально и физически.

Тантрический секс майтхуна является завершающей частью ритуала Панчамакара (пять «М»), обозначенного по первым буквам пяти его этапов: мадья — вино, мамса — мясо, матсья — рыба, мудра — жареные зерна, майтхуна — ритуальное соитие. Все части ритуала несут символическое значение.

Последний, майтхуна, означает слияние Шакти с Шивой. Панчамакара направлен не на наслаждение, а на практику духовного возвышения.

Традиция строго ограничивает круг посвященных. Те, кто живет эмоциями и желаниями, совершают ритуал чисто символически

. Тем, кто твердо встал на путь духовной практики Тантры — садханы, допускаются к ритуалу по указанию учителя — Гуру, но в определенные дни и с выбранными Гуру партнершами.

Те, кто осознал свое единство с Шивой и Деви (Шакти), могут выполнять ритуал самостоятельно. Оргазм не является самоцелью ритуала.

Считается, что в процессеПанчамакара происходит изменение сознания, возникают образы божеств, которые, однажды появившись, остаются навсегда.

Какая религия самая древняя в мире

Топ 10 древних религиозных течений

Религий существует огромное множество. И во всем мире на протяжении долгих времен ведут споры по поводу, какая же является самой древней. Появляются новые мнения, доказательства и исследования по данному вопросу.

Но однозначного ответа до сих пор нет. Некоторые религии остались в прошлом, но в современных религиозных учениях прослеживаются схожие с ними черты.

Наверное, никакое вероисповедание не исчезает полностью, оно трансформируется во что-то новое, обрастая современными веяниями и деталями. В подготовленном списке можно посмотреть основные черты самых древних религий.

Зороастризм

Его часто называют первой известной религией. Впервые получил письменное упоминание в Иране в VI веке до н. э. И уже тогда считался не новым религиозным учением. Самым известным пророком был Заратустра, написавший Священное Писание.

Главным смыслом учения является борьба добра со злом. Основной мыслью – нравственное совершенствование человека: творить добро, иметь светлые помыслы. Ученые находят схожие черты с современными религиями: христианством, исламом, иудаизмом.

В их основе лежат учения о том, что Бог один создал вселенную, призывают следовать высоким моральным нормам, совершать благие поступки и не творить зла. Сейчас последователей зороастризма мало, но он в значительной мере повлиял на современные религии.

Иудаизм

Религия возникла у евреев в первом тысячелетии до н.э. представляет собой соглашение между Богом и отцами основателями. Главным текстами считается Библия и Тора. В основе течения лежат 10 заповедей и учения о том, что каждый человек уникален и выбран Богом.

Отличием от христианства можно считать, что в иудаизме у Бога облика нет. Он один, но не изображается ни в каком виде: ни в образе человека, ни духа, ни животного. Вера является национальной. Все граждане Израиля автоматически считаются иудеями.

Религия, зародившаяся в Индии примерно в VII до н.э. В основе лежит получение полной духовной свободы и самосовершенствование.

В данной вере нет образа Бога, вся жизнь во Вселенной протекает сама по себе. Отсутствует понятие каст, каждый человек может достичь освобождения от сансары (круговоротf череды рождения и смертей), не зависимо от своего происхождения.

Буддизм

Еще одна индийская религия. Основана на учениях Будды. Здесь, как и в джайнизме верили в идею духовной свободы и кармы. Считается в большей мере философским учением, чем верой.

Здесь не придается особого внимания божеству, а делается упор на личные качества: самодисциплину, доброту, отречением от желаний. Главная цель – прекращение страданий.

Индуизм

Религия, которая также появилась в Индии, представляет комплекс учений и практик. Основная мысль: вера в карму и перевоплощения. Судьба записывает все последствия прошлых жизней.

Индуизм говорит о том, что каждый человек может изменить свою судьбу, молясь, совершая добрые поступки, делая пожертвования. И главная цель – избавиться от перерождений, путем самосовершенствования. В религии нет основного Бога. В мире насчитывается более 900 миллионов индусов.

Асатру

Основана в 1000 до н.э., включила в себя основные черты древних верований викингов. Главными ценностями являются: родственные связи, сила и храбрость.

Важным аспектом является воссоздание обрядов скандинавов, обожествление природных сил. Признается существование других богов и богинь, помимо верховного Бога Одина. Асатру распространяется по всему миру, наибольшее количество последователей в Исландии и Норвегии.

Друидизм

Появился на территории древней Европы, взял в себя черты колдовских и шаманских практик. Главной мыслью является непричинение вреда природе и всем живым существам. Не выделялось какое-то особое существо, принимаемое за Бога. Духовными практиками являлись медитации и познание себя.

Друидизм подвергался гонениям со стороны христианства, и обвинялись в кровавых жертвоприношениях. Хотя документальных доказательств жестоким обычаям зафиксировано не было.

Греческий политеизм

Система религиозных учений, основанных на вере в богов и богинь. Зародилась в Греции и плавно перетекла в римскую мифологию. Известны основные 12 богов Олимпа, но помимо них имелось несколько тысяч других. Считалось, что боги пантеона имеют жестокий характер и постоянно нуждаются в приношении жертв.

Частыми были различные обряды и народные празднества. Особое внимание уделяли совершению ритуалов, которые производились во время всех важных заседаний правительства. А также в повседневной жизни обычных горожан.

Религия Древнего Египта

Последствия религиозных верований египтян до сих пор напоминают о себе древними пирамидами. Главным богом признавался бог солнца Ра. Поклонялись также другим богам, их было около 400.

Фараон Эхнатон во время своего правления, стремился придать вере некоторый монотеизм, сделав бога солнца Атона единым Богом. Но после окончания правления, его храмы были разрушены и учения забыты.

Религия шумеров

Относится к политеистическим религиям, зародилась у древних шумеров, примечательно, что у каждого региона были свои верховные боги и богини. Большинство из них имели скверный характер, проводились обряды и жертвоприношения, которые были настроены на задабривание и успокоение божеств.

В учениях имелись сказания о рае, но попасть в него простым смертным не дозволялось. Там были лишь сами боги и особо прославленные герои. Вообще, религия была довольно жесткой по отношению к обычным людям, царя считали потомком бога, и весь народ должен был обслуживать его семью. Часто умершего царя хоронили вместе с его многочисленной обслугой, принося в жертву.

Основные киты индуизма: краткое описание религии

В мире существует множество религий и верований. Люди, проживающие в разных странах и на разных континентах, верят в высшие силы, способные повлиять на судьбу человека, и поклоняются им. Религии бывают мировыми — распространяющимися по миру, не зная границ, а также такими, которые объединяют людей одного народа или группы людей, проживающих в одном географическом регионе. Так, к примеру, религия индуизм является одной из древнейших религий на планете. Что это такое индийская религия, какова философия индуизма, конечная цель духовной практики — во всех этих вопросах мы и постараемся разобраться далее.

Что это за религия

Индуизм является одной из религий, возникших на территории, условно получившей название Индийский субконтинент, за которым скрываются такие страны, как Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и некоторые близлежащие местности. Количество индуистов во всем мире очень велико, и некоторые ученые называют индуизм третьей из крупнейших религий мира, после христианства и ислама, поскольку около 1 млрд человек являются приверженцами этого вероисповедания. Во второй половине XX века основные идеи индуизма стали набирать популярность и сейчас известны во всех уголках света, многие наверняка слышали о йоге, вегетарианстве и карме.

В современном мире индуисты проживают не только в Индии и соседних странах, но и в большинстве азиатских стран, а также их много в Европе, Канаде и США. Краткое описание религии может быть таким: индуизм — сложная религия, поскольку ее приверженцы верят в 330 богов, существует много школ индуизма, по-различному трактующих те или иные понятия. Однако есть основные положения, священные тексты, содержащие философские размышления, стихи, рассказы, заклинания, объединяющие все это богатство под одним названием. Индуисты верят в существование самого главного божества во всем пантеоне божеств — Брахму, который не имеет облика и может приобретать 3 формы: Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель.

Он присутствует во Вселенной в каждой части ее действительности и в душе, которая индуистами называется Атман, каждого живого существа. Человек является божественным существом. Духовная цель каждого индуиста — стать единым целым с Брахмой. Процесс достижения цели подразумевает цепочку перерождений человека, каждое из которых является результатом его кармы, поступками, которые человек совершает на протяжении каждой жизни. Когда заканчивается земная жизнь человека, умирает его плоть, но не душа. Она продолжает свой путь к единению с Брахмой, перерождаясь в другом теле и совершенствуя свою карму.

Истоки и история возникновения

Индуизм принято считать одной из древнейших религий, существующих в мире. Издревле народы, проживавшие вблизи Инда, поклонялись божеству-матери, священным деревьям, о чем свидетельствуют каменные таблички, найденные в процессе раскопок. Известно, что во II тыс. до н. э. в эти места прибыли завоеватели-арии, в которых главенство принадлежало мужчине. Они поклонялись богам, представлявшим могущественные силы природы. Жрецы этих племен, именовавшиеся брахманами, проводили обряды жертвоприношения и составляли ритуальные гимны, которые и легли в дальнейшем в основу вед. Они почитали таких богов, как Варуна, Индра, Агни. Со временем необходимость жертвоприношений была подвергнута сомнениям и появилась идея переселения человеческих душ, которая позднее была подтверждена законом кармы. Остановить бесконечную цепь перерождений можно было, следуя путем медитаций, а не приношением жертв, как считалось до этого. К 500 г. до н. э. индуизм стал религией, совместившей в себе многие положения буддизма и джайнизма. Верующие стали исповедовать идеи вегетарианства и отказа от алкогольных напитков, избегать насилия. К пантеону индуистских богов добавили Будду.

Расцветом индуизма принято считать период с VI–V в. до н. э. — период интенсивных философских исканий, когда существовало не менее 6 философских школ, предлагающих эффективный способ достижения заветной цели. Расколы и противоречия индуистских школ и течений привели к развитию народного индуизма в VII–VIII в. Теперь было признано почитание множества богов, из которых главными были Шива, Вишну и Шакти. Подтверждением этого можно назвать литературное произведение «Рамаяна», написанное на хинди, в котором рассказывается о древнеиндийских правителях и войнах, о том, как божества спускаются на землю, борются с демонами, помогают и хорошо относятся к людям.

Достичь гармонии и познать внутреннее «Я» можно с помощь «Бхагавад-гита», ашрама и мантры. В процессе завоевания земель индийских народов исламскими воинами индуизм постепенно подвергался некоторым насильственным, против воли людей на завоеванных территориях, или бытовым изменениям, в процессе ассимиляции народов, браков, рождения детей. В то же время часть индийской территории была колонизирована англичанами, где индуизм был подвержен влиянию христианства. Здесь не признавался жестокий ритуал сати, когда после смерти мужа его живую супругу необходимо было сжечь на костре вместе с телом усопшего, а также презирали свадьбы между детьми. Уже в VI–X в. в Индии активно развилось движение бхакти, почитавшее бога Вишну и его воплощение в смертных телах Кришны и Рамы.

Виды индуизма

Существует немало традиций и верований, объединенных общим названием «индуизм». Основополагающим является признанный авторитет Вед, но есть и такие религиозные течения, которые имеют собственные традиции и культовые писания. Таким образом, дать точное определение индийской религии нельзя, поскольку она является совокупностью верований и традиций.

Узнайте больше о том как стать на путь бодхисаттвы, и посвятить собственною жизни спасению всех существующих в мире.

Типология

Принято выделять такие основные виды индуизма, среди которых главными можно назвать:

  1. Народные верования. Древнейшая форма религии индусов, когда люди поклоняются божествам и формам, которых наделяют божественной силой. Каждая местность или племя имели своих идолов.
  2. Ведийский индуизм. Его основой служит священное писание «Веды», ее собрание религиозных гимнов под названием «Ригведы».
  3. Ведантический индуизм. Приверженцы одной из философских школ индуизма Веданты, признающие религиозно-философские трактаты «Упанишады» — часть «Вед», в которых находятся размышления о медитации и природе Бога.
  4. Религиозно-философская школа йоги. Оно представлено в «Йога-сутрах» — базовом тексте этой ветви индуизма, которое в дальнейшем повлияло на принятие йоги и многих индийский ритуалов во всем мире.
  5. Дхармический индуизм. Не относится полностью ни к одной философской школе, но содержит определенные моральные устои, которым необходимо следовать повседневно. Дхарма — совокупность норм и правил.
  6. Бхакти-индуизм. Он предполагает преданное поклонение и служение Богу, который может присутствовать в различных формах, живых и неживых субстанциях или объектах. Для этого вида религии, иногда называемого вайшнавизм или вишнуизм, характерен монотеизм и поклонение богу Вишну и его аватарам, воплощениям в смертном существе.

Знаете ли вы? Индуизм дает право выбора божества, которому желает поклоняться каждый человек. Так, даже члены одной семьи могут почитать разных богов и прославлять их.

Направления

Поскольку в индуизме нет четкой религиозной концепции и системы понятий, религия является комплексом традиций и верований, то, согласно исследованиям ученых, можно сказать, что господствующими направлениями являются:

  1. Вайшнавизм. Наиболее популярная религия индусов. Последователи поклоняются единому богу Вишну, его явлениям в различных формах и образах и его воплощениям в земных существах Кришне и Раме. Это религиозное учение включает в себя такие основные и самые известные понятия индуизма, как карма, круговорот душ, сансара, йога, медитация. Имеет 4 богословских традиции, сампрадаи, у каждой из которых есть свой учитель-основатель.
  2. Шиваизм. Почитание Шивы, олицетворяющего космическое сознание. Имеет около 6 философских школ, имеющих региональные и временные различия в своей идеологии. Шиваизм основывается на медитации, любви ко всем живым существам и йоге.
  3. Смартизм. Направление появилось в результате трансформации брахманской традиции. Философской системой является адвайта-веданта, созданная индийским мыслителем Шанкарой. Характерно поклонение 5 богам, однако каждый верующий может выбирать, какому божественному существу он желает поклоняться или какой его форме.
  4. Шактизм. Последователи почитают Божественную Матерь Шакти, супругу или женскую творческую силу Шивы, и ее воплощения в таких формах, как Кали, Лакшми, Дурга, Сарасвати. Направление характеризуется либеральными взглядами, верующие считают себя детьми Шакти и стараются следовать ее основному желанию — жить в согласии и гармонии с другими людьми и окружающим миром.

Во что верят индуисты: основные положения

Главными верованиями индуистов, несмотря на все различия философский школ, традиции, и почитаемые божества и их проявления, можно назвать ряд понятий, которые стали отличительными для индуизма среди прочих религий мира.

Перевоплощение душ (сансара)

Сансара является одним из центральных понятий в индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, избавления от результатов деяний в прошлой жизни и ее освобождения. Сансара происходит в соответствии с законом кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причиной нахождения души в колесе сансары является его незнание и неосознание истинного себя, принятие себя единым с материальным телом. Это отождествление держит душу в каме, чувственных наслаждениях, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь вновь и вновь. Важно! Индуисты веруют в то, что тело человека объединяет в себе такие стихии, как эфир, огонь, воздух, вода и земля. Поэтому материальное тело после смерти должно быть кремировано и возвращено в природу.

Закон возмездия

Карма является законом действия и последствий. Согласно ему, каждое деяние человека влечет за собой определенные последствия и определяет его дальнейшую судьбу, страдания и радости, которые он встретит на своем жизненном пути. Закон кармы лежит в основе колеса сансары и регулирует цепочку перерождений. Следуя закону, каждый человеческий поступок, добрый или плохой, будет иметь последствия в будущем и заставляет человека задумываться над каждым своим делом, нести ответственность за свою жизнь. Это касается прошлых и будущих жизней, поскольку душа меняет лишь материальную оболочку. А главный тезис закона кармы созвучен с пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь».

Выход из цепи перерождений

Мокша — это освобождение души от страданий, материального существования и выход из круга сансары, цепи перерождений. Это философское понятие означает возвышенное, спокойное сосредоточенное состояние человека, в котором материя, время, карма и пространство рассматриваются как особая сила и энергия, скрывающая истинную природу мира и открывающая многообразие его проявлений. Способом достижения мокши является самосознание или «атама-джана», осознание своего истинного внутреннего мира и единства с богом, достижение чистой любви к Богу и полная свобода от материальных желаний.

Знаете ли вы? Омовение в священной реке Ганг в Индии считается священным действом, способным смыть грехи с души индуиста.

Варны и касты

Индийское общество традиционно принято разделять на сословия, или варны. Всего их выделяют 4:

  1. Брахманы. Высшая варна общества индуистов. Социальная группа существует во всех штатах Индии, к ней относят священослужителей, учителей, ученых и чиновников. Издревле к ней причисляли также жрецов и монахов.
  2. Кшатрии. Вторая по значимости после брахманов социальная группа, в которую входят влиятельные воины, дворяне и правители. В давние времена кшатрии становились предводителями войск, влиятельными государственными деятелями, землевладельцами. Их долгом было защищать брахманов, детей, женщин, пожилых людей и священных коров. Кшатриям характерны такие качества, как честолюбие, развитый ум, умелое владение оружием, сила и выносливость.
  3. Вайшьи. Представители этой варны — земледельцы, торговцы и разводчики скота. Сейчас это предприниматели, они стараются избегать физического труда, занимаясь торговлей и управлением хозяйства.
  4. Шудры. Представителями этого сословия являются наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую работу.

Кастами называют социальные группы индуистского общественного уклада. Для каст характерны:

  • эндогамия, возможность заключать брак только с членами этой же социальной группы, касты;
  • наследственное закрепление, принадлежность к той или иной касте передается по наследству и ее нельзя изменить;
  • ограниченная возможность выбора профессии.

Дхарма

Этим понятием принято обозначать комплекс или свод правил и норм, которых следует придерживаться для соблюдения космического порядка. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.

Индуистские божества

Существует множество индуистских божеств, их аватаров и обожествляемых форм, которым поклоняются индуисты. Среди прочих можно выделить нижеследующие.

Тримурти

Это божественная триада, объединившая в едином облике 3 самых главных божества индуизма: Брахму-Хранителя, Вишну-Создателя, Шиву-Разрушителя. Тримурти представляет духовное начало Брахмана или «душу мира», которое является основой всех вещей и феноменов.

Локапалы

Локапалами называются божества-властители, охраняющие стороны света, являющие собой опоры и защитников мира. Каждой стороной света опекается свой бог, при поклонении которому зачитывается особая мантра. У каждого божества есть свое орудие и животное, которое ему служит для передвижения. В современном индуизме существует 8 локапал, хотя ранее их было 4. Их имена звучат так, двигаясь с севера по стрелке компаса: Кубера, Сома, Инда, Сурья, Яма, Агни, Варуна, Ваю.

Общеиндийские

Все течения индуизма признают и почитают таких богов:

  1. Айяппа — сын Шивы и Вишны, принявшего женский облик. Символизирует единство и гармонию. Изображают бога Айяппа зачастую в виде юноши- йога с драгоценным камнем на шее.
  2. Ганеша — бог, символизирующий мудрость и благополучие в индуизме. Имеет вид существа с человеческим туловищем и головой слона с одним бивнем, может иметь от 2 до 32 рук.
  3. Дурга — богиня-воительница, жена Шивы. Стремится к созданию баланса и гармонии, счастья и покоя. Имеет вид 10-рукой женщины, восседающей верхом на тигре или льве. Ее пальцы сплетены в мудрах, а в руках она держит орудия для защины богов и нападения на демонов.
  4. Кали — богиня-мать, являющая собой символ разрушения. Она рушит невежество и освобождает людей, желающих познать бога, заботится о мировом порядке. Ее изображают в виде худой женщины с длинными черными волосами, 4 руками, 3 глазами и голубой кожей. Она может быть нагой или в шкуре зверя. В руках у нее меч, голова демона, а другими она прогоняет страх и благословляет к исполнению желаний.
  5. Лакшми — богиня материального благополучия, изобилия, счастья, успеха и удачи. Она также олицетворяет красоту и грацию. Являясь супругой Вишну, она в своих воплощениях замужем за Рамой и Кришну. Богиню могут изображать с 2, 4 или 8 руками, одета она в золотые или красные одежды. Часто рядом с ней рисуют слонов.

Также к общеиндийским божествам можно отнести таких, как Кама, Парвати, Сарасвати, Сканда, Хануман. Важно! В индуизме корова считается священным животным и олицетворяет материнство. Убивать животное запрещено законом, а в некоторых штатах действует запрет на употребление говядины в пищу.

Ведийские

Самыми известными божествами ведийской мифологии можно назвать таких:

  • Индра — главный бог и повелитель небесного царства, бог войны, громовержец и змееборец;
  • Сурья — бог Солнца и света, целитель;
  • Агни — повелитель огня и домашнего очага;
  • Ваю — божество воздуха и ветра;
  • Варуна — Бог-Владыка, хранитель справедливости;
  • Адити — богиня материнства;
  • Сарасвати — богиня мудрости, искусства, красоты и музыки.

А также к ним относятся Митра, Яма, Сома, Ушас, Притхиви, Рудра.

Аватары Вишну

Аватары, или воплощения бога Вишну, подробно описываются в священном писании «Пуранах». Их список достаточно велик и со временем дополнялся. Аватары, чья миссия была наиболее значимой в индуизме и чей облик принимал Вишну, были следующими:

  • Матсья — воплощение бога в рыбе;
  • Курма — в виде черепахи;
  • Вараха — вепрь;
  • Нарасимха — человек с головой льва;
  • Вамана — царь-карлик дайтев Бали;
  • Парашурама — сын брахмана Джамадагни, который сделал брахманов главенствующими;
  • Рама — царь Айодхьи, идеал правителя и мужа;
  • Кришна — в некоторых источниках называется верховной формой Бога и не считается аватаром;
  • Гаутама Будда — явился в виде человека, решившего выявить людей порочных и не преданных вере, стараясь разубедить их в том, что «Веды» священны, и таким образом отнять у них силу;
  • Калки — предстоящая аватара, появление которой предрекают в конце эпохи Кали-юги.

Священные тексты

Издревле литературные писания, имевшие значение святыни, имели стихотворную форму и передавались из уст в уста, поскольку так легче было запомнить их содержание. Тексты священных писаний записывались на санскрите. Как правило, их разделяют на 2 таких вида: Шрути и Смрити.

Шрути

Принято считать, что Шрути — это откровения бога, переданные через святых мудрецов, дословно переводится как «услышанное». Шрути называют четыре самых главных «Веды»:

  • «Ригведа» — самое древнее известное ведийское писание;
  • «Самаведа»;
  • «Яджурведа»;
  • «Атхарваведа».

В свою очередь, каждая книга священного писания разделяется на 4 части:

  • «Самхиты» — мантры со священным содержанием, составляющие основу каждой «Веды»;
  • «Брахманы»;
  • «Араньяки»;
  • «Упанишады».

Смрити

Это вид священных писаний, к которому относят эпические поэмы индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата». Согласно исследованиям ученых, в «Махабхарата» содержится суть всех «Вед», переданная в виде философских наставлений Кришну воину Арждуне, являвшемуся принцем, перед началом важной битвы. «Рамаяна» рассказывает историю Рамы и плена его жены Ситу. В виде аллегорического повествования с философским смыслом поданы темы человеческого существования и дхармы. К Смрити еще относят «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные наставления последователям индуизма.

Основные этапы и цели человека согласно религии

Жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме по древней традиции разделяют на ашрамы. Философское учение говорит о том, что система ашрамов ведет к осуществлению жизненных целей человека пурушартх, на каждом жизненном этапе, которых так же, как и ашрамов, 4. Важными пурушартх являются: артха, кама, дхарма, мокша.

Ашрамы

  1. Брахмачарья — самый первый этап жизни человека, который длится от рождения до 24 лет. Его еще называют «жизнь ученика», поскольку он подразумевает период обучения под контролем гуру в качестве монаха, практикуя самопознание, воздержание, медитацию и жизнь по принципам дхармы.
  2. Грихастха — период семейной жизни, когда индуист должен создать семью, родить детей, заботиться о родителях и заниматься служением святым личностям. Он длится с 25–49 лет. За этот период человек должен достичь таких целей, как артха и кама.
  3. Ванапрастха — это отрезок жизни от 50–74 лет, когда человек уходит от дел и готовится отойти от материального мира. Человек уделяет больше внимания духовным практикам и посещению святых мест.
  4. Санньяса — ашрама в возрасте от 75 до 100 лет. Время, когда человек уходит от мирских дел и посвящает свою жизнь самопознанию и духовным практикам, в это время он занимается подготовкой к отходу в иной мир и освобождению души от материального тела, достижению мокши.

Артха, кама, дхарма, мокша

Цели, пурушартхи, которые человек должен достичь за свою мирскую жизнь следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили такие названия:

  1. Артха — достичь богатства, получить благосостояние и накопить определенные средства, получить знания и умения, занять высокое социальное положение и обрести власть.
  2. Кама — цель чувственного удовлетворения, страсти, сексуального желания и наслаждения. Она стоит ниже мирской цели материального процветания и экономического развития и доступна не только людям, но и животным, жаждущим физического удовольствия.
  3. Дхарма — комплекс мер и правил, определяющие нравственные устои, исполнение религиозных обязательств и исполнение законов бытия.
  4. Мокша — цель освобождения души из колеса сансары, цепочки перерождений на пути избавления от страданий и ограничений материального мира.

Индуизм — образ жизни. Выполняя духовные практики, следуя здоровому образу жизни, совершая хорошие и добрые дела с чистой душой и открытым сердцем, придерживаясь дхарма, индуисты смогут достичь всех пурушартхи.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх