Помост

Вопросы веры

Религия это философия

Сходства и различия между философией и религией

Различие философии и религии

Религиозные воззрения подразумевают жизнь в единении с Богом. Цель такого духовного общения нередко состоит в отыскании путей для спасения души и нахождении прочной жизненной основы. Те, кто постоянно пребывают в религии, часто обретают радость и душевный покой, испытывают умиротворение и удовлетворенность.
Философия – это наука о наиболее общих законах бытия, общества и человеческого мышления. Она стоит выше личных интересов. Конечная цель философского знания состоит в установлении и постижении взаимосвязей между объективно существующими явлениями материального и духовного мира. If religion assumes the primacy of faith, then philosophy is built on the solid Foundation of objective and verifiable knowledge about the nature of things.
Постижение религиозных истин не требует от человека логических построений и четко выведенных доказательств бытия Бога, являющегося, по мнению богословов, основой мироздания. Догматы церкви требуют веры, а не научных поисков и строго выверенных обоснований. Философия же стремится отыскать объективную первооснову мира, опираясь на достижения современных наук и эмпирические данные, которые можно измерить и систематизировать.

Сходство между философским и религиозным миропониманием

Основное сходство между религией и философией состоит в том, что обе эти формы духовной деятельности направлены на постижение истины. Как религия, так и философия стремятся глубоко проникнуть в суть бытия и дать ответы на те вопросы, которые волнуют человечество с давних времен. What is life and death? What is good and evil? What is the destiny of man and mankind in General? These and similar questions are at the heart of religion and philosophy, and although hesitant from different perspectives.
Религии, как и философии, свойственно стремление получить ответ на вопрос о движущих силах жизни в наиболее общем смысле этого слова. В обеих областях духовной деятельности присутствует выход за пределы видимого существования и трансцендентный опыт. Некоторые положения современной науки, на которые опирается философия, пока что недоказуемы, что переводит их в разряд предположений, требующих веры или отрицания.
Философия и религия фактически помогают человеку создать цельную картину мира. При этом часто не имеет значения, какие способы и методы используются для достижения этой цели. Оба направления взаимно обогащают и дополняют друг друга, оказывают непосредственное влияние на формирование личности человека и систему его взглядов на жизнь, природу и общество.

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо­фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо­дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи — о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. — по своему характеру сходны с философскими . Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания .

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что «различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли». Более того, «рели­гия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны».

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия — в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию — нет. «Философия, как постигающее мышление… — указывает он,- обладает перед представле­нием, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, пони­мает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, по­нимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли». В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило­софии — на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную воз­можность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль и знание. Религия догматична, а философия антидог­матична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Призна­ком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» .

Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения (в филосо­фии опора на рационально-теоретическое зна­ние, в религии — на веру, вера в сверхъестест­венное — основа религиозного мировоззре­ния); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована ника­ким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в автори­тете и признает некие истины на веру, не требуя доказа­тельств); 3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «зем­ной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небес­ный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) .

Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои ут­верждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собствен­ные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определен­ные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам .

Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации фило­софии: а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направ­ленности религиозности в обществе; 2) философизации религии: а) занятии филосо­фией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной ос­нове .

Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, ра­ционального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направле­ние — религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепля­ется философской аргументацией .

Роль теистической философии в жизни общества: 1) положительная: а) раскрывает об­щечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает людей к зна­ниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная: а) формирует одностороннюю кар­тину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддержи­вает устаревшие обычаи, нормы, ценности .

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие / П.В. Алексеев. — М.: ООО «ТК Велби», 2003 — 256 с.

2. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. — СПб.: Лань, 2004. — 928 с.

3. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. — СПб.: Питер, 2004. — 352 с.

Человек и религия

Размещено на http://www.allbest.ru/

Человек и религия

Понятие религии, ее возникновение и типы

Религия (от лат. relegio — благочестие, набожность, святыня) — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в бога, божества.

Другими словами религия — это вера в сверхъестественное.

В теме «религия» вопрос о ее происхождении является одним из дискуссионных.

В решении этой проблемы выделяют два противоположных подхода:

богословско-теологический и научный.

1. Согласно богословско-теологическому подходу, человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения этот контакт нарушился. Религия это восстановление связи между человеком и Богом и возникает она в истории человечества после грехопадения.

2. Иную трактовку возникновения религии дает наука.

Наука рассматривает религию как важный составной элемент культуры. Согласно мнению ученых религия существует с тех пор, как существует человек современного типа, человек разумный.

Типы религий:

3. Мировые религии — буддизм, христианство, ислам.

Функции и роль религии в обществе.

Под понятием «функции религии» в религиоведение подразумевается характер и направление воздействия на индивидов и общество или (выражаясь просто), что дает религия каждому конкретному человеку, обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей.

Выделяют 4 основных функции религии.

1. Мировоззренческая (смыслополагающая).

Мировоззрение — это совокупность взглядов, норм, оценок, установок, определяющих отношение человека к миру, выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Суть этой функции состоит в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира и понять смысл жизни.

2. Интегрирующая функция.

Религия помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями.

Религия дает человеку возможность самоопределиться в обществе и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми.

3. Легитимизирующая (узаконивающая) функция.

Для стабильности существования любого общества необходимо соблюдать и следовать определенным узаконенным образцам поведения. Религия в этом случае выступает базовой основой не отдельных норм, а всего морального порядка. Т.е. религия помогает не только формировать ценностную и морально-правовую систему, но и легитимизирует (обосновывает и узаконивает) ее.

4. Регулирующая функция. В рамках этой функции религия рассматривается как специфическая ценностно — ориентационная и нормативная система. религия набожность святыня

Социальная роль религии.

Религия воздействует на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. Результат, последствия выполнения религией ее функций может быть разный. Этот результат в религиоведении называют социальной ролью религии. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе и это место не является постоянным. В некоторых странах Азии религия по-прежнему занимает доминирующее место в жизни людей, в странах Европы и Америки религия вытеснена из некоторых сфер общественной жизни.

В различных исторических условиях и в различных социальных слоях религия может выступать и как сила сковывающая человеческую энергию, приводящая к покорности, и может мобилизовать эту энергию, стать стимулом разрыва с существующим общественным порядком, формировать желание строить новую жизнь.

3. Древние формы религии

Анимизм (anima в переводе с латинского — душа) вера в душу.

Источником и причиной анимизма является одухотворение первобытными людьми природных объектов и процессов, а также непонимание ими собственных физических и психических состояний: болезней, сновидений, обмороков, смерти и пр.

Одним из проявлений анимизма является шаманизм.

Фетишизм — (от португальского feitico, что означает сделанный, изготовленный) это поклонение неодушевленным предметам материального мира, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Магия — (в переводе с греческого «magia» означает колдовство) действия, вызванные верой в возможность сверхъестественного воздействия на окружающий мир.

Шаманизм — (от эвенкийского слова «шаман», что означает иступленный) это совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность профессиональных служителей культа быть посредниками между людьми и духами.

Шаманам приписывались такие сверхъестественные свойства, как способность предвидеть и предсказывать будущее, лечить болезни, влиять на земную и загробную жизнь человека и т.п.

Тотемизм — (от латинского слова «тотем» — род, основатель рода) это вера в сверхъестественное родство между группами людей (родами) и животными или растениями.

Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью первобытного человека, в основе которой лежало собирательство и охота. Растения и животные, позволяющие людям существовать, становились объектами особого почитания.

Основные понятия

Религия — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в сверхъестественное.

Атеизм — система взглядов, отвергающих веру в Бога и сверхъестественные силы.

Культ — совокупность специфических обрядов и ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное и регламентированное вероучением.

Теология — наука о боге.

Индуизм

Эта религия возникла в I тыс. до нашей эры на территории современной Индии. Его возникновение предшествовало заселение полуострова Индостан аравийскими племенами, которые во II веке до н.э. вторглись на эти земли с севера континента. Являясь кочевым народом, арии постепенно осели на новом месте и поменяли основной род своего занятия со скотоводства на земледелие. Их религия представляла собой развитый политеизм (многобожие) и была изложена в Священном писании, которое называлось Веды.

Характерной чертой древнеиндийской религиозно-общественной системы являлось деление на социальные слои — варны (варна — от санскритского слова — «цвет»). В древности были известны четыре варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Варна брахманов объединяла служителей культа индуистского пантеона. Первоначально это были служители культа бога Брахмы. Варна кшатриев состояла из воинов и светской знати. Варна «вайшьев» включала в себя торговцев, ремесленников, мелких землевладельцев, скотоводов. Варна шудр состояла из простых людей, не имеющих привилегированного статуса. У каждой варны был свой символический цвет (соответственно белый, красный, желтый, черный). Индуизм предписывает каждому верующему строго соблюдать религиозные требования и правила поведения в соответствии с его социальной принадлежностью. Поэтому культовые правила в индуизме не едины для всех членов общества и отличаются большим многообразием. В основе индуизма лежит учение о сансаре (от санскритского слова — «странствие»), то есть перерождение души из одной телесной оболочки в другую. Согласно этому учению, душа человека после смерти не умирает, а переселяется в другое материальное тело. Выбор будущего тела зависит от поведения человека в настоящей жизни и, прежде всего, от соблюдения им правил, предписанных для его варны. Например, шудра при правильном поведении в настоящей жизни может переродиться в человека, принадлежащего к варне вайшьев, затем кшатриев, брахманов. В противном случае ее ожидает участь переродиться в животное, насекомое и т.п.

Система индуизма состоит из множества отдельных религиозно-культовых представлений. Объектами поклонения являются боги, духи, души умерших, мудрецы, герои эпоса, животные, источники вод, растения, камни. Объектами наибольшего почитания являются три бога: Брахма (создатель), Шива (разрушитель), Вишну (охранитель вселенной). Управляя миром боги воплощаются в земные, смертные существа. Они называются аватары (нисхождения). Например, у Вишну десять главных аватар: рыба, черепаха, вепрь, человек-лев, карлик Вамана, герой-Парашурама, царевич-воин Рама, пастух-принц-воин Кришна, Будда, Белый конь.

Синтоизм

Это традиционная японская религия. Культ синто (от японского — путь богов) оформился в VI — VII веках из множества родоплеменных культов и обычаев, свойственных первобытным религиям.

В основе синтоизма лежит вера в то, что все предметы материального мира имеют свои духовные двойники — ками. Душа человека, т.е. его ками, имеет божественное происхождение, но во время рождения она временно уходит с предназначенного для нее божественным предопределением пути, сливаясь с материальной сущностью. Лишь после смерти человека его ками возвращается на путь богов.

Синтоистский пантеон состоит из множества божеств. Они условно делятся на три раздела: «небесные боги», «внуки небесных богов», «земные боги». Главное место в пантеоне занимает богиня Аматэрасу, которая считается родоначальницей царствующей императорской династии и покровительницей японского народа.

Основные положения синтоизма изложены в книге, которая называется Кодзики (от японского — «Заметки о древних делах»). Эта книга представляет собой сборник старинных преданий, в котором отражены народные обычаи и религиозные обряды. До 1947 года синтоизм имел статус государственной религии. После поражения Японии во второй мировой войне синтоизм был отделен от государства и приравнен к другим культам.

С точки зрения философского осмысления мира синтоизм недостаточен для интеллектуального развития общества, поэтому в современной Японии древняя религия уступает место буддизму и христианству. Большинство современных японцев воспринимают синтоизм не как религии, а как национальную традицию.

Иудаизм

Иудаизм — одна из древних религий, восходящая своими корнями к первобытным верованиям древнееврейских племен, населявших Аравийский полуостров.

Иудаизм — это первая монотеистическая религия, которая оформилась во втором тысячелетии до нашей эры.

Вероучение и культ раннего иудаизма были изложены в пяти книгах, с общим названием Тора (Божественное указание). Эти книги представляют собой свод правил и религиозно-этических норм.

Важнейшим догматом иудаизма является вера в единого бога, который создал мир из хаоса и продолжает постоянно вмешиваться в жизнь природы, общества и человека. Ему возносятся все молитвы и посвящена большая часть религиозных праздников.

Одной из особенностей иудаизма является вера в пришествие мессии — посланца Бога, призванного спасти верующих для будущей жизни.

Важное место в догматике иудаизма занимает вера в бессмертие души, «Конец света», «Страшный суд», «Рай и Ад» и т.п.

Составной частью догматики иудаизма является идея богоизбранности евреев.

Иудаизм распространен во многих странах мира, где проживает еврейское население. В 1948 году было образовано еврейское государство Израиль. В этом государстве иудаизм фактически признан государственной религией.

Мировые религии

Буддизм

Буддизм (от санскритского «Будда» — просветленный, постигший истину) — самая ранняя из мировых религий. Он возник на территории Индии в VI веке до н.э.

Древние легенды связывают возникновение буддизма с жизнью и деятельностью знатного принципа по имени Сиддхартха, Гаутама, Шакья-Муни, Будда.

Основные черты буддийского вероучения

Согласно буддийскому вероучению, все в мире является следствием бесконечного движения неких духовных частиц — дхарм. Различные комбинации движущихся дхарм создают отдельные предметы, в том числе животных и человека. Распад отдельной комбинации ведет разрушению предмета, то есть его смерти. Однако сами дхармы не исчезают, а объединяются в новые комбинации, в результате чего происходит перерождение одних предметов в другие.

Форма и содержание нового перерождения определяется кармой, т.е. законом перерождения. Согласно этому закону все поступки человека имеют последствия для его «будущей жизни». Если человек болен, беден, несчастлив, это явный признак того. Что в прежних перерождениях он вел неправильный образ жизни. Только благодаря хорошей карме можно стать счастливым человеком или переродиться в более совершенное богоподобное существо. Такой бесконечный процесс перерождения называется сансарой.

Конечной целью добродетельной жизни является погружение в нирвану и слияние с божественным абсолютом Будды.

Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь

-«Жить — значит страдать». (Вся земная жизнь человека подвержена страданиям).

-«Причина страданий — желания». (Источник желаний — привязанность человека к разнообразным проявлениям самой жизни).

-«Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний»

-«Путь избавления от желаний — следование учению Будды».

Последняя «истина» дополняется учением о «восьмеричном» пути избавления от желаний. Этот путь видится буддистам таким:

-праведная вера. Следует верить «истинам» Будды, что мир полон скорби и страданий, а избавиться, от них можно лишь, подавив в себе желание;

-праведная решимость. Следует твердо определить свой путь, ограничить свои желания и стремления;

-праведная речь. Следует следить за своими словами, чтобы они не вели к злу. Речь должна быть правдивой и доброжелательной;

-праведные дела. Следует избегать неодобрительных поступков, сдерживаться и делать добрые дела;

-праведная жизнь. Следует вести достойный образ жизни, не принося вреда всему живому;

-праведная мысль. Следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;

-праведные помыслы. Следует уяснить источник страданий и постоянно думать об его искоренении;

-праведное созерцание. Следует терпеливо тренироваться в умении созерцать и сосредоточивать свои мысли в поисках истины.

Согласно буддийскому вероучению, так называемый «восьмеричный путь» является универсальным методом «постижения истины» и приближает к нирване.

Христианство

Христианство возникло в I в н.э. в восточных провинциях Римской империи.

Основная суть христианского вероучения изложена в 12 пунктах Символа веры, принятого на первых двух Вселенских соборах: Никейском — 325 г. и Константинопольском — 381 г.

Чтобы ярче представить вероучение раннего христианства, изложим его в форме своеобразной схемы, состоящей из 21 догмата.

1. Об ограниченности человеческого разума. Согласно христианскому вероучению, религиозные догматы есть божественная тайна. Они не могут быть полностью постигнуты человеческим разумом в силу его ограниченности.

3. Об исхождении Духа Святого. Согласно этому догмату, Святой Дух исходит от Бога Отца.

4. Учение о качестве Бога. Божественная природа выражена в двух основных качествах: Бог — Всемогущий, Бог — Всемилостив.

5. О сверхъестественной душе. Согласно этому догмату, человек состоит из трех частей: Духа, души, тела.

6. О загробной жизни. Согласно этому догмату, каждому человеку отпущено две жизни. Одна из них земная, временная и скоротечная, а другая — загробная, вечная.

7. О первом пришествии Иисуса Христа. По христианскому вероучению это пришествие уже состоялось. Оно имело две цели:

— принести людям истинное учение;

— искупить грехи людей.

8. О втором пришествии Иисуса Христа, которое грядет в будущем. Оно ознаменует собой конец света, который выразит себя в следующем:

а) в уничтожении материальной жизни;

б) в воскрешении мертвых;

в) в Страшном суде над живыми и мертвыми.

9. О двойственной природе Иисуса Христа. Согласно этому догмату, Иисус Христос имеет две природы: Бога и человека.

10. О всеобщей греховности людей. Христианство учит, что на всех людях лежит печать «первородного» греха, доставшегося им в наследство от «прародителей» Адама и Евы, и который побуждает их к новым, не угодным Богу поступкам.

11. Об источниках веры. Как и всякая религия христианство считает, что вера это результат соприкосновения человека с Богом. Она имеет два источника: заслуги людей перед Богом и его милость.

12. Об общем искуплении. Согласно этому догмату, Иисус Христос своими страданиями и смертью искупил грехи людей. После его смерти у человека появилась возможность попасть в Рай.

13. О всеобщем предопределении. Этот догмат утверждает, что Бог заранее решил, кем кому быть.

14. О промысле Божьем. Каждый христианин верит, что Бог непрерывно управляет миром.

15. О сотворении мира. Согласно этому догмату, Бог

Ислам

Ислам самая молодая из мировых религий. Возникает в VII веке на территории Западной Аравии.

Основателем ислама считается пророк Мухаммед. Это реальная личность. Он родился в 570 году в семье, принадлежащей к знатному мекканскому роду. С ранней юности Мухаммед интересуется различными религиозными вероучениями, а к сорокалетнему возрасту религиозные размышления настолько овладели им, что нередко сопровождаются видениями и слуховыми галлюцинациями.

Основы мусульманского вероучения и культ изложены в Коране, Сунне и Шариате.

Основной догмат ислама — вера в единого бога Аллаха. В представлении верующих Аллах антропоморфен. Согласно Корану, он имеет лицо, руки, глаза и т.п. Однако богословы запрещают изображать Аллаха, поэтому в исламском культе нет икон или скульптурных образов.

Второй по важности догмат мусульманского вероучения — почитание пророка Мухаммеда. Сомнение в том, что он является «посланником» Бога такой же грех, как сомневаться в существовании самого Аллаха.

Мусульманские представления о сущности человека почти не отличаются от христианских. Коран, как и Библия, разделяет природу человека на две сущности — духовную и материальную.

В акте творения тело человека «делается» из материального вещества, а душа является «дуновением» Бога. Отсюда тело рассматривается как временное вместилище для бессмертной души.

Представление о бессмертной душе дополняется верой в существование ада и рая.

Мусульмане верят, что вскоре после смерти душа человека подвергается допросу двух ангелов (Накира и Мункара). Эти ангелы решают, куда отправить душу: в ад или рай. Но окончательно вопрос о вечном блаженстве или вечных муках решиться в день всеобщего воскрешения и «Страшного суда».

Мусульманский культ требует от верующих исполнения пяти основных обязанностей, именуемых «столпами религии»:

1. Исповедание веры. Исламская формула вероисповедания гласит: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха».

2. Молитва. Согласно канонам ортодоксального ислама, мусульманин должен ежедневно совершать пять ритуальных молитв (на заре, в полдень, во второй половине дня, при закате солнца, в начале ночи).

3. Пост. Важное значение в исламе придается посту. Мусульманский пост имеет специфическое отличие от постов других религий. Ислам категорически запрещает всякий прием пищи с восхода и до заката солнца.

4. Милостыня. Вероучение ислама утверждает, что милостыня освобождает душу человека от греда. В исламе существует две формы милостыни — закят и саадака. Закят это натуральный налог в пользу религиозной общины или государства. Саадака — добровольная милостыня в пользу мечети или нищих.

5. Паломничество (Хадж). Согласно религиозным требованиям ислама, каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен посетить Мекку. Человек, совершивший такое паломничество, пользуется особым уважением среди верующих.

Таковы основные положения вероучения и культа ислама.

Сотворил мир за 6 дней.

16. О чистых духах. Чтобы управлять Вселенной Бог создал себе разумных помощников — ангелов.

17. О нечистых духах. Часть ангелов во главе с Сатаной восстали против Бога. Падших ангелов стали именовать бесами.

18. О чудесах. Каждый христианин верит, что для Бога нет ничего невозможного. Руководствуясь его благодатью, святые праведники могут совершать невероятные с точки зрения простого человека действия и явления.

19. О Библии. Библия имеет сверхъестественные свойства, так как написана самим Богом через пророков и евангелистов.

20. О церкви. Этот догмат утверждает, что вечной жизни удостоятся лишь души людей, принадлежащих к истинной церкви, то есть христианству.

21. О почитании креста. Крест для христиан это символ искупления жертвы Иисуса Христа, а также символ собственной судьбы и причастности к христианству.

В 1054 году ортодоксальное христианство разделилось на два крупных направления — православие и католицизм.

Проникновение христианства в Киевскую Русь началось еще в IX веке. Известно, что до крещения в Киеве был построен христианский храм пророка Ильи. Достоверно известно, что бабушка князя Владимира, княгиня Ольга, приняла православие, однако ее сын и наследник князь Святослав не признавал христианство и оставался язычником. Его же сын князь Владимир Святославович долгое время был тоже язычником, но после неудачной попытки реформировать языческий пантеон склонился на сторону православия.

В 988 году произошло историческое крещение Руси. Князь Владимир крестился со своей дружиной по православному обряду и предписал принятие православия всем жителям Руси.

Размещено на Allbest.ru

«Совершеннейший атеист стоит на предпоследней ступеньке к совершеннейшей вере. Безразличный же человек никакой веры не имеет, кроме страха поганого». /Ф. Достоевский/.

«Философия религии одинаково необходима для всех мыслящих людей — как верующих, так и неверующих, ибо если первые должны знать во что они верят, то вторые, конечно, должны знать, что они отрицают». /В.С. Соловьёв/

Попытаемся поговорить о религии с позиций философии, с позиций философии религии, хотя в Библии и сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». (К Колоссянам, 2, 8). И это понятно: у религии совершенно иные задачи, она стремится открыть управляемой пастве путь «на небо», а наука и философия – осмыслить то, что происходит не земле, в природе, в огромном информационно неисчерпаемом мире, в котором мы реально проживаем нашу единственную и неповторимую жизнь

. Противоречий в Библии много, например, царь Ирод умер в 4 году до н.э., следовательно рождение Христа могло произойти в 5 – 7 году до н.э.: не мог же Христос родиться после смерти Ирода! Но здесь нас интересуют совсем другие вопросы.

Философствование – это всегда рефлексия, осмысление достигнутого культурой и наукой в соответствующей области знания, а не болтовня «за жизнь и обо всём». Для философии религии такой областью знаний прежде всего является религиоведение. Религиоведение есть светская (других не бывает) наука, предметом которой является такой социальный феномен, как религия, закономерности её возникновения, эволюции и функционирования, её различные проявления в жизни индивида, общества, государства, её взаимодействие с другими сферами человеческой культуры. Религиоведение опирается на достижения всего спектра социального и естественнонаучного знания, в первую очередь историю и психологию.

1. Исходные понятия

Прежде всего, следует четко представлять себе те понятия, которые употребляются при обсуждении этой темы.

Теизм (от лат. «теос» – бог) – религиозное учение, основанное на вере в Бога как личность, сверхъестественное существо, сотворившее мир и управляющее им. Эта вера необычная. Богословы определяют веру как «первичную фундаментальную интуицию Истины», что, по сути, снимает необходимость что-либо доказывать: «Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают». /М. Монтень/. Все происходящее теизм рассматривает в соответствии с так называемым «Символом веры» как осуществление Божьего промысла. Теизм как вера в личностного Бога лежит в основе всех современных религий, поэтому все верующие – теисты. Называющий себя верующим, но не знающий или не признающий символ веры не может считаться верующим. И таких миллионы.

Теоцентризм – направление в средневековой философии, основной темой и системообразующим концептом которой являлась идея Бога. Христианский Символ веры был принят на Никейском соборе в 325 году. Он гласит: «Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия …единосущного Отцу, и чрез которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого за нас …и воскресшего на третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса …и снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа и Животворящего…»

Немного позже на Константинопольском соборе был принят догмат о трех равных ипостасях: Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. Человек, онтологически не принимающий Символ веры не может считаться верующим, и является не-теистом. На латинском языке — а-теистом. Таким образом:

Атеизм – это просто не-теизм, отрицание теизма как эмоциональной веры в личностного Бога. Атеистическое мировоззрение основывается на естественнонаучных знаниях, на доказательном анализе социальных и гносеологических истоков религии. Атеизм нельзя путать с «верой наоборот», с «воинствующим атеизмом» большевиков. Атеизм – не вера и не наука, это стиль и способ мышления не нуждающийся в допущении сверхъестественного существа. Россия в соответствии с Конституцией является светским государством, в котором уважают чувства как верующих так и, заметьте, атеистов, о чём часто забывают. Граждане России имеют право как исповедовать любую религию, не входящую в противоречие с законом, так и быть атеистами и распространять научные и атеистические взгляды.

Деизм – учение, признающее существование Бога как безличной первопричины мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в дела природы и общества. По существу это разновидность атеизма, позволявшего уже в позднем средневековье заниматься научными исследованиями.

Пантеизм – учение, отрицающее существование личностного Бога, но признающее дух, или некоторое недоступное нашему разуму начало присущее всей природе. Классический пантеист Спиноза говорит: «Бог – это природа, а природа – это Бог». По сути, это вариант атеизма, позволяющий исследовать природу. Реликтом (остатком, следом) пантеизма являются и современные высказывания по формуле: «а все-таки что-то есть».

Дуализм – направление в философии, которое утверждает, что в основе мира лежат два независимых начала: материя и дух.

2. Философия религии как раздел философии.

Из анализа вышеприведенных понятий ясно, что философия религии не является частью католической теологии или православного богословия. Это философская рефлексия не только над всем комплексом знаний, накопленных религиоведческими науками, но и над смежными аксиологическими, методологическими, онтологическими проблемами. Философия религии не является разделом религиоведения. Точно также как, например, философские вопросы физики не являются разделом физики. Философия религии является специализированной предметной областью философии наряду, скажем, с философией права или философией искусства. Предметом философии религии является совокупность научных знаний о религии и религиозном сознании, о психологии верующих, о влиянии религии и церкви на различные социальные процессы, на массовое сознание, на структуры власти т. д. Ее цель – свободный и непредвзятый поиск обоснованных философских знаний об этой сложной области человеческой культуры.

Известный специалист в области научного атеизма Ю.А. Кимелев с недавних пор почему-то стал рассматривать как философское религиоведение так и «философскую» теологию как «основные формы философии религии». (Кимелев Ю.А. Философия религии М., 1998 С.22-23). В то же время автор прямо указывает на принципиальное различие между ними: философское религиоведение может осуществляться с различных позиций, в том числе и критических по отношению к религии, а теология, какое бы прилагательное ей не приписали всегда «ориентирована на решение религиозно-конструктивных (читай апологетических) задач». Казалось бы ясно: философская теология должна относиться к теологии, а философия религии – к философии. Теология не есть философия, теология как и богословие не выходят за рамки веры, это рассуждающая религия. Термин «религиозная философия» традиционно закрепился в отечественной литературе, но в этом случае имеют в виду православное теоретизирующее богословие и соответствующие аспекты творчества некоторых русских мыслителей. Искусственное расширение предметной области философии религии включением в нее теологии выглядит натяжкой или конформизмом.

Религиозная философия принципиально отличается от философии религии, поскольку первая изначально и предпосылочно исходит из признания истинности религиозного мировоззрения, тех или иных концепций Бога, спекулятивно-религиозной метафизики и историософии, религиозной антропологии. Она использует совершенно иной стиль мышления, лежит в плоскости иной парадигмы. Религиозная «философия» вынуждена исходить из признания неких абсолютных истин, истина в голове верующего онтологизируется, воспринимается как бытийствующая: «Я есмь Истина». Даже возможность вопроса о пересмотре своих позиций не воспринимается верующим разумом. Вера в загробную жизнь становится спасительным убежищем от невзгод земной жизни. Как иронично заметил Ральф Эмерсон «Самое неоспоримое свидетельство бессмертия – это то, что нас категорически не устраивает любой другой вариант». Символ веры для верующего не подлежит сомнению, иначе он или впадает в ересь, или вообще «отпадает» от Бога. А философ только и делает, что сомневается, исследует свою предметную область непредвзято, свободно идёт туда, куда его ведёт обоснованная аргументация. Задачи того, что называют религиозной философией в основном апологетические, главная из которых – теодицея, оправдание бытия Бога. Фактически она должна выполнять ту же функцию, которую выполняла средневековая философия: быть служанкой религии, использовать философские рассуждения в религиозных целях.

К началу XXI века философия обрела иной облик. Не случайно вместо термина «религиозная философия» в зарубежной философии давно предпочитают термин «философская теология». Мне думается, такая терминология более адекватна и, что немаловажно, внеконфессиональна. Философствование изнутри религиозности не может быть философией. Вывод: религиозной философии как таковой места не остается. Хотя философия и не является специальной наукой, она является сферой рационального, стремящегося к доказательности, логически корректного свободного исследования, допускающего пересмотр своих позиций. Философия может и оправдывать существование религиозности в массовом сознании, но сама она возможна только вне религии. Если же она становится религиозной, «божественной», претендует на непогрешимость — она прекращает быть философией.

Только при условии корректного принципиального разграничения религии и теологии с одной стороны, и философии и науки с другой, можно говорить о диалоге между философией и религией. Диалог этот очень труден, казалось бы он должен основываться на стремлению к взаимопониманию при уважении суверенности несопоставимых позиций. Философия не может быть ни заменой, ни опорой религии, поскольку она не является разновидностью идеологии. Точно также и религия не может быть философией, поскольку она всегда есть идеология.

Философия – это свободный, ищущий, а потому столь опасный для верующего разум. Между ними, как справедливо утверждал А.П. Чехов, – огромное поле проблем, как и между утверждениями «есть Бог» и «нет Бога». Что понимается под Богом? Некий всемирный разум, более развитая цивилизация или вся природа в целом, как считал Спиноза. – Но тогда это вовсе не основание для религиозной веры, это скорее некая метафора. Ведь обычно основой любой религии является вера в существование чего-то сверхъестественного, надприродного. Но не может существовать то, что не входит в область существующего. Следовательно основой любой религии может быть только ВЕРА, а не сам объект веры. Сверхъестественное – выдумка, противоречие заложено в самом термине: за пределами того, что в природе «есть» ничего нет, сверхъестественное принципиально невозможно, непознанное да, сколько угодно, за пределами наших знаний лежит информационно неисчерпаемый мир.

Любопытно, что немецкий религиозный экзистенциалист Карл Ясперс совершенно справедливо утверждал: «Высокомерное убеждение в абсолютно истинном уничтожает истину в мире». Так вот как раз религиозная вера – это мнящий себя нашедшим «Истину» разум, это психоэмоциональное состояние обладания абсолютной истиной. Эмоции вообще гораздо легче распространяются в массовом сознании, в сознании толпы, где все стремятся быть похожими друг на друга. Толпе особенно присущ архаический первобытный эффект подражания. Поэтому управлять массами и манипулировать невротизированным массовым сознанием гораздо легче именно с помощью эмоциональных воздействий. Теоретическое научное знание гораздо менее доступно и вряд ли пригодно для непосредственного управления массами. Но управление может быть и во зло, и во благо. Неважно, что суждения типа «Бог есть любовь»; «Истина есть Бог», «Бог есть, а доказательством тому — наша вера», семантически и синтаксически бессмысленны. Зато комфортно, комплиментарно, компенсирует страхи и комплексы. Хорошо, если при этом человек почитает десять Заповедей. Совсем плохо если человеку вбили в голову, что взорвав себя вместе с максимальным количеством «неверных» он отправит их в ад, а сам за эту заслугу немедленно окажется в раю. Так что неудивительно, что давно появились и крайне критические суждения:

«Первое свойство благородного человека, это презрение к религии, которая пугает нас самой естественной на свете вещью, а именно смертью, отвращает от самой милой на свете вещи, то есть от жизни, и потчует перспективой попасть на небо, где вековечное блаженство уготовано только планетам, и они на самом деле не подлежат ни наградам ни наказаньям, а только своему постоянному движению в объятиях пустоты»… Поэтому – «взирайте на смерть твердо, без боязни. Иисус как-то чересчур исстрадался, ее ожидая. С чего ему было так беспокоиться, в сущности, если он знал, что все равно воскреснет?» /Ян Амос Коменский (1592-1670) «Labyrint sveta a raj srdce» («Лабиринт света и рай сердца», 1623). Цит. по: Умберто Эко. Остров накануне. – СПб., Симпозиум, 1999

Общие черты философии и религии и различия между ними

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

Специфика предмета философии. Философия и наука: общие черты и различие между ними

Предмет — то, чем занимается. Дословный перевод (любовь + мудрость)= любомудрие, любовь к мудрости. Возникновение слова и сферы знаний приписывается Пифагору — 6 в д.н.э.

Понятие «мудрости».

Методология определения мудрости — процедура сравнения с (1)наукой, с другой стороны, (2) сравнение с религиями.

Сравнение — выявление сходств и различий

Среднее между наукой и религией (ничейная земля, между религией и философией).

1. философия и наука. Сходства и различия.

Сходства:

· есть исходная цель — у обоих сходная цель — дать знания (знания — совокупность убеждений (доказанные положения) о существовании и несуществоавнии тех или иных предметов).

· есть объект и предмет изучения. Объект изучения — направленность на что мы изучаем. Любое знание имеет предмет изучения — наиболее существенные свойства, выделенные в изучаемом предмете.

· Методы — способ получения знаний. Сходство — рациональность (разум) — требуют аргументы, обоснованность, доказательность.Если мысль высказана, она должна быть доказана.

· Метод абстрагирования — мысленное отвлечения от свойств, которые исследователь считает несущественными. Не наблюдаем на чувственном опыте. (на высшем образовании цель — научиться отвлекаться от чувств).

Различия:

для науки:

• объект — объективная реальность, окружающий мир, природа и общество (в первобытке такого не было, появление позже, может быть с возникновением цивилизации или религии). Естественные и социальные науки.

• Предмет — поиск и формулировка законов, (законы — всеобщие необходимые связи между какими — либо объектами). (если А, то Б, при условии С). история законы не ищет, но использует ( из серии- всегда есть исключения). Матан тоже искл- не изучает окружающий мир.

• Метод науки — типичные методы — теоретическая часть ( совокупность абстракций- понятий классы, общины, структура общества) и эмпирическая часть (от греч. Опыт. Отвечает за доказательства достоверности или недостоверности каких-нибудь знаний). Специфика науки — эмпирическая часть — доказательство по средствами опытов, экспериментов, наблюдений, фактов. Если учёный выдвигает гипотезы, то он должен доказать. Наука возникает в 17-18 веках. Наука — систематическое доказательство знаний, путём опытов.

Вывод — если интерес чела или общ-ва направлен на изучение внешнего мира, выявлении закономерности , если интерес предполагает эмпирическую проверку получаемого знания, то это — наука.

Специфика философии:

сократ 5 в д.н.э. «я знаю, что ничего не знаю»: его интересует на окружающий мир, а другой объект и этот объект человек. Сократ обращает внимание на себя ( поворот в истории философии — взгляд на человека) — даёт отсылку собственным знаниям. Определяет другой объект интереса. Что представляют наши знания.

Объект философии — не мир, а человеческие представления ( наши знания (наука, обыденность) , ценности (представления о желаемом) и продукты человеческой деятельности..

Синоним к философии — метафизика. Возникло в древней греции в 1 в д.н.э. — нечто, за пределами физики.

Значения:

• знания о мире, за пределами физического мира — трансцендентный;

• род знания, выходящий за пределы знания о физическом мире.

Лекция 2.

Общие черты философии и религии и различия между ними

Общие черты:

принято считать, что время возникновения сер 1 тыс д н э. Время «Осевое время». Карл Ясперс в 1948 году «истоки истории и её цель». Сущность — время возникновении учений (религии, философии, полурелигии и полуфилософии), которые лежат в основе современного мировоззрения или повлияли на него. «время возникновение современности» в духовном плане, возникновение идей. Христианство повлияло на нас, а вот религии древнего Египта -нет. Некоторые философы — современная философия — комментарии к Платону ( нового ничего не было потом создано). Территории от Китая до Греции. Конфуцианство, даосизм, буддизм, раньше возникает религия откровения (религия книги) — иудаизм ( время не как цикл, а как линия). В Греции возникает философия 7-6 в д н э. Первые мудрецы. В 1-2 возникает христ-во, в 7 в н э возникает ислам (лекция Мучника).

Общие черты:

• предполагают обращение к личности и человеку, а не к группе

• не слепое подчинение традиции, а к принятию осознанного решения. Личная ответственность. Осмысленное следование традиции.

• Открытие морального измерения человеческого бытия. Появление этических систем. Правил и предписаний к человеческому поведению. Призыв к следованию морали, а не ритуала. Правила требуют выработку от людей специфического умения — применять общие принципы к определённой уникальной ситуации. Применить общий принцип к каждой конкретной ситуации. Моральные правила требуют отказа от бытового рационализма. Пример : жертва Авраама Исаака — просто принеси в жертву ради веры. Показать пределы своей веры. Важная черта в морали — просто выполнять требования. В этом новизна учений.

• Знаменуют появление новых форм сообществ- возникают на основе общности идей (религиозная община). Не на основе территорий и деят-ности как в традиционных обществах.

Осевое время — расцвет ( развитие) цивилизаци ( более сложно организованные общества, возникновение города, социальной стратификации). Общества, где возникает история и люди болезненно реагируют на её проявления. События невозможно забыть, смириться с ними. 1 тыс период возникновение больших цивилизаций. Период, где ярко проявляются неожиданные последствия такого образа жизни. Приходят на смену первобытных обществ. Мифологическое мировоззрение сменяется религией. Миф — более-менее связанные рассказы о деятельности прошлых значимых людей. Скрытый смысл мифов — что должен делать индивид- повторяй действия предков. Повторение = архетипы, первообразы, первообразцы.Пример: Ленин сходил на субботник — теперь все должны сходить на субботник. Ленин — мифологический герой, он дал архетип, мы должны выполнять.

Возникновение цивилизации породило проблемы, которые не могли представить носители мифологического сознания, и эти проблемы надо было решать. Миф не мог решить данные проблемы (пр: социальное неравенство, как относиться к другим- чужим).

Общая черта:

• у религии и философии формируется общая задача: сформировать психологическую и интеллектуальную готовность человека к сложности и многообразию мира, идейно адаптировать к этому миру и его изменениям, превратить в ценность. Сформировать новое мировоззрение (учение о некоторых целях, на которые должен опираться чел и общества). Религия и наука должны сформировать мировоззрение (но в науке такого нет, наука говорит о том, что есть и чего нет. Не говорит о том, что должно быть). Сходство в попытке формулировать мировоззрение. (твой мир теперь будет таким, научись в нём жить).

• Критикуют житейский опыт человека (здравый смысл) и задача — показать границы житейского опыта. Задача философии и религии — показать ограниченность жизненного опыта. Критика эгоцентризма — убеждение, что все видят мир также, как и я. С другими формами культуры тоже надо налаживать контакты. Неспособность посмотреть на мир глазами других. Также и во времени — тип все так жили и так будут жить. Критика за скептицизм и пессимизм — сомнения в надёжности любых знаний и ценностей. Абсолютизация изменчивости. Всё относительно. Идея меры — не впадать в крайность- умение руководствоваться определёнными учениями или взглядами на мир. Пример: Виктор Франко — создатель гуманистической психологии- в концлагере могли выжить : комунисты, аристократы и верующие. У них были идеи ( ну по сути можно вспомнить Гроссмана и Иконников, Мостовский). Концепция давала ответы на вопросы, модели ответов на все возможные ситуации. В христ-ве идея испытаний, коммунизм — Мостовский.

Различия:

• определяющая способность в религии — умение верить. Без доказательств фактами и рассуждениями. Религия вводит особый объект веры — Бог. То, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Пытается нашу логику применить к другой логике- вне наших человеческих способов мышления.

Для философии определяющей способностью человека является разум. Все основные положения достигаются путём рассуждения и доказательности. Философ не получает истину в готовом виде (как пророк). Философ должен уметь доказывать. В основе лежит принцип рациональности. Следствие: с точки зрения религии, там, где разум не может ответить на вопросы- он должен уступить место вере. С точки зрения философии — если разумне может ответить на вопрос, значит, этот вопрос не имеет смысла или неправильно сформулированы. Особенности философской рефлексии: разум возлагает определённые требования. Нужно различать вопросы: осмысленные ( есть положит и отриц ответы) и бессмысленные вопросы ( их существование с точки зрения разума оспаримо или вообще не существует). — пример : есть ли цель у истории? Историю создаём мы. История — специфический способ осмысления деяний. Смысл зависит от нас. Возможность ставить вопросы и получать овтеты вытекает из осознания границ человеческого знания. Задача философии — рефлексия, что нам по силам, как человеческим существам. Если люди или культура задаёт вопросы, выходящие за пределы человеческой возможность — следует искать не ответы, а причины, побуждающие людей задавать такие вопросы. Люди выстраивают свою картину мира, забывают об этом авторстве и думают, что мир так и устроен. Потом начинают задавать вопросы и искать на них ответы, но забыли, что сами создали систему на мир. пр- есть ли цель у мироздания? Цели есть только у людей. Вопрос бессмысленный.

Место возникновения философии — древняя греция 7-6 в д н э. В средние века философия — служанка религии. Была для религии. В европе начиная с 17 в философия освобождается от религии- секуляризация сознания. С этого времени философия — основа мирооззрения западной цивилизации.

Специфика философии — условия возникновения:

• возникновение в городской среде- все мировоззрения возникают в городах. Торговцы, ремесленники, протоинтеллигенция. Особенности социальной жизни- постонное возникновение нестандартных ситуаций, разработка методологии решения, а не опред решение. Особый политический строй — республики,и которые построены на условиях демократии. Пример : Аристотель «риторика», «логика». Ораторское искусство возникает в республиках и умирает в империях.

Религия опирается на веру. Философия опирается на разум и не вводит недоказуемые объекты.

Отличия философии и религии:

• религия — учение о 2х мирах: имманентный ( есть чувственный опыт) и мир трансцендентный ( находится за пределами человеческого опыта). Т. Мир сегда выше, чем имманентный мир, провозглашение иерархии миров. Философия приходит к отрицанию Т. Мира. И провозглашает идею единства мира. Вводит разум как единственную доказательную силу. Религия как базис вводит идею спасения смысла человеческого существования ( христ-во и будд), идея посмертного существования. Имманентный мир как средство к спасению. Философия отрицает Т. Мир — все возможные цели чела лежат в имманентном мире. 18-20 века — мучительные поиски целей чела в этом мире.

• Европ философия — основные инструменты для достижения чел целей является рост знаний и рост технологий. Все цели человека лежат в это мире- вот почему рефлексия по поводу знания и техники являются одной из задач светской философии и общ-ва. Философия провозглашает идею свободы как хар-ку, опред человеческое существование. Чем больше философия отрицает получение полное окончат знания, тем больше обосновывает идею свободы. Свобода — право выбора человека. История — осмысление опыта.

История Философии.

Философия возникла в греции. Много философов: Платон (427-347 д н э ),Аристотель ( 384-322)- создатель учения об идеях. Наше видение мира предопределено идеями. Мир таков, какие есть базисные положения нашей культуры. Современная философия — эпоха нового времени и просвещения. Осн фигуры: Френсис Бэкон ( 1561-1646), Томас Гоббс ( 1588- 1679). направление сенсуализм — опыт = базисный источник наших знаний. Наука как способ познания мира. Рене Декарт ( 1596- 1650) — разум= источник наших знаний= рационализм.

Девид Юм. 1711-1776г. Основатель скептицизма (агностицизма)- сомнение в достоверности любого знания. Критика всех обоснований и всех доказательств.

И. Кант 1724-1804. совершил «переворот» (подобный копернику) показал активную роль познания субъекта. Познание не только копирование, не только пассивное восприятие мира. Человек — создатель знания ( типо разработчик конструктивизма).

В России. Владимир Соловьёв 1853-1900. русская религиозная философия.

Пример анекдот с верблюдом: англичанин — едет и смотрит, фр — сомневается в верблюде, немец — в кабинете создаёт верблюда.

Классификации.

• Советская философ лит-ра. Правильная классификация от Фридриха Энгельса 1820-1895. Людвиг Феер Бах и конец немецкой классической философии. В 1885 году написал. Основной вопрос философии ( считал, что он есть). Все философы — материалисты (первична материя, а дух вторичен, производен) и идеалисты (первоначально был дух и разум, которые всё и произвели. Отголосок религии). Считали, что идеалисты — сторонники реакционных начал, а материалисты — сторонники прогресса. Чем дальше развивалась мысль стало осознаваться, что классификация оч узкая и не охватывает другие эпохи и культуры.

• В отеч лит-ре принято классическая и неклассическая лит-ра. Классическая философия до сер 20 века — убеждены в возможности получения абсолютной истины. Человеч разум может получить полное знание. Попытка сказать последнее и окончательное слово. Универсальная концепция мироздания, тяготела к построению систем . Оборачивался тоталитаризмом — право навязывать всех взгляды и идеи. Причина не психологическая, а убеждение человека в том, что он знает окончательную истину, идея навязать знание из благородных убеждение.

• С 19 века — неклассическая философия — всё знание, претендующие на абсолютную истину превышает возможности человека. Люди выдвигают и впадают в противоречие. пр- все вруг ( есть уже противоречие). Следить за своим базаром-дискурс.

• В западной литре. Выделяют континентальую философию (европейская)- грм и франция и аналитическая философия ( сша и англия). Основоположник Людвиг Витгенштейн ( австриец, но в Англии). Бертран Рассел т1872-1970. Специфика аналитической философии: язык науки и внимание логике. Чисто научный язык и избегает образы и метафор. Континеттальная — философия социального мира, склонна строить теории, есть литературный язык как инструмент философии.

Традиции философии:

• герменевтика — учение об интерпретации, изучение текстов и их толкование. Ищет правильные толкования. Фигура — ганц Гаданер. 1900-2002г.

• Экзистенциализм — учение о существовании. Идея — существование предшествуют сущности. Нет изначальной сущности человека. Клчевые философы — А. Камю 1913- 1960, Сартр .

• Структурализм — Клод Леви- Стросс . 1908-2010. выявить скрытые системы нашего общества. Пример : Пропп «Морфология волшебной сказки» «исторические корни волшебной сказки»- трудная задача и решение, герой и борьба с противником. Сказки. внешнее разнообразие = несколько формул и структур.

• Критическая теория — комплекс идей, направленный на скрытие патологий современного индустриального общества. Скрыть тёмные ( оборотные) стороны современной цивилизации. Осн представители — немцы: Теодор Адорио ( 1903- 1969)- франкфуртская школа, Генрих маркудзе ( 1858-1979) » одномерное общество», «эра специализаций».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх