Помост

Вопросы веры

Религия происходит от латинского religio означающего

Введение. Что такое религия?

Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.

Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.

Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:

– духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;

– доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;

– этику: учение о нравственности;

– религиозную практику: обряды и аскезу.

Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:

1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);

2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);

3. Сотериологический10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;

4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.

Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.

Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5:17). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).

То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.

Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.

Литература

Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.

Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.

Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.

Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.

Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.

Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.

Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.

Часть I. Монотеистические (авраамические) религии

Христианская традиция, основываясь на библейском тексте, утверждает, что создание человека (Адама) как вершины всего тварного мира завершилось установлением особых отношений между Богом и его разумным творением. Адаму были положены пределы его действий, и соблюдение этих ограничений давало человеку возможность сохранять нескончаемое блаженное, богоподобное состояние в единстве со своим Создателем.

Обладая личностными характеристиками, первый человек находился в личных отношениях с Богом – совершенной Личностью, Единым и Единственным Источником бытия, Абсолютной Истиной. Делая акцент на особой близости отношений Бога и человека, книга Бытия описывает их как непрерывное общение между Создателем и Его созданием. Человек имел возможность непосредственно слышать голос «Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт. 3:8).

Данный образ, указывающий на пребывание Творца в непосредственном и постоянном диалоге с Адамом, является вместе с тем выражением подлинного боговедения, свойственного человеку в тот период.

Если применить к религиозному сознанию первых людей религиоведческую терминологию, то необходимо сказать, что их представления были монотеистичны. Впрочем, здесь необходимо сделать важное уточнение: этот монотеизм был не абстрактным философским построением, а живым ощущением, проистекающим из личного духовного опыта.

Драма греха не только сделала Адама преступником Божественной заповеди, но и исказила его природу и помутила сознание. Один из величайших богословов Древней Церкви святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, уподобляет произошедшее с внутренним состоянием человека после грехопадения зеркалу, которое перестало отражать Создателя. Душа, «закрыв в себе множеством столпившихся телесных вожделений, не видит уже того, чтó дóлжно умопредставлять душе, а носится повсюду и видит одно то, что подлежит чувству»11.

Прямым следствием подобного искажения стало уклонение от богозаповеданных истин изначальной религии, возникновение политеистических культов, где Создатель Вселенной представал пред людьми в самых разнообразных и причудливых культовых образах. В результате произошло то, что замечательно описал апостол Павел в своем послании к римлянам: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим. 1:25).

Форм политеизма (многобожия) на протяжении истории человечества существовало великое множество. Однако в данном случае наша задача будет состоять не в том, чтобы описать все имевшие место на земле религиозные феномены, а охарактеризовать наиболее распространенные и активные в своих проявлениях религии. И для того, чтобы иметь возможность дать представителям этих традиций ответ о своей вере с кротостью и благоговением (1Пет. 3:15), необходимо ясно представлять основные вехи в истории религиозной традиции, а также содержание ее ключевых доктрин, ритуальных и этических норм.

Христиане, будучи наследниками и хранителями богозаповеданной веры, открытой во всей возможной для нас полноте Господом Иисусом Христом, вместе с тем не являются единственными представителями традиции, восходящей через Ветхий Завет к изначальному монотеизму. Прежде чем приступить к рассмотрению политеизма, следует сказать о двух ключевых религиях, вместе с христианством имеющих отчасти общий ветхозаветный корень. Это иудаизм и ислам. Об этих трех монотеистических религиях и пойдет речь в настоящем разделе.

Скачать материал

Краткий словарь 28.09.2011 4050 892

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

1.Авель – второй сын Адама и Евы, которого убил брат Каин.

2.Аврелий Августин (354-430гг.) – христианский богослов, один из основоположников христианской философии.

3.Ад – царство мертвых до Страшного суда и место наказания после Страшного суда.

4.Адат – обычное право мусульман.

5.Аллах – имя Бога в исламе, от арабского «илах»-божество.

6.Аллилуйя – ( от евр. «восхваляйте Господа!») – литургическая формула.

7.Аминь – от евр. «истинно; так оно и есть; да будет так.

8.Анафема – в позднем христианстве- проклятие отлучения от церкви .

9.Анимизм — вера в души и духов.

10.Антихрист – противник Христа в последнем столкновении перед концом света.

11.Апокалипсис – ( от греч.-«раскрытие») – Откровение Иоанна Богослова

12.Апостолы – «посланники», ученики Христа.

13.Армагеддон – место последней битвы земных царей с богом.

14.Атеизм – система взглядов, отрицающих религию.

15.Аят – стих(строка) из Корана. От арабского-«чудо».

16.Библия – от греч. «библиа»- «книги».

17.Бог – основное понятие религии, абсолютное духовное существо.

18.Буддизм –религиозно-философское учение древней Индии, возникло в У1 веке до н.э. Одна из трёх мировых религий.

19.Ватикан – теократическое государство в Риме, резиденция Папы римского

20.Вера — признание чего-то истинным исходя из субъективных оснований.

21.Вероисповедание – принадлежность человека к какой-либо религии.

22.Ветхий Завет – более ранняя часть Библии, признаваемая иудеями и христианами.

23.Вознесение Христа — вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения на глазах у апостолов.

24.Вульгата – от лат «общенародная», «доступная», -перевод библии на латинский язык Иеронимом в 384-405 годах.

25.Гефсиманский сад – сад у подножия Елеонской горы к востоку от Иерусалима, где был арестован Иисус.

26.Голгофа – место, на котором Иисус был распят на кресте, лобное место, от арамейского «череп».

27.Грех – нарушение отношений между человеком и Богом, проступок человека.

28.Даосизм – религиозно-философское учение древнего Китая. Основатель – Лао-цзы, У1 век до н.э.

29.Декалог – заповеди, дарованные Богом Моисею, написанные на скрижалях – двух каменных плитах.

30.Джайнизм – религиозно-философское учение древней Индии. Основатель Махавира Вардхамана, У1 век до н.э.

31.Джихад – борьба за торжество ислама.

32.Догмат – положение вероучения, принимаемое на веру, являющееся обязательным.

33.Дух – идеальное начало, возвышающее человека.

34.Душа – понятие, воззрение на внутренний мир человека.

35.Евангелие – от греч. «благая весть», христианские рассказы о Боге.

36.Екклесиаст (Экклезиаст) – книга, созданная в 1 тысячелетии до н.э. Автор называет себя Екклесиаст – председательствующий, проповедник.

37.Еретик – человек, проповедующий ересь – инакомыслие, учение не совпадающее с официальным.

38.Звезда Вифлеемская – звезда, которая, якобы, загорелась сразу после рождения Иисуса.

39.Иероним Евсевий Софроний – (345-420гг.), латинский отец церкви, перевел Библию на латинский язык.

40.Имам – руководитель богослужения в исламской общине.

41.Искушение – соблазн греха, испытание человека.

42.Ислам – самая молодая из трёх мировых религий, возникла в УП веке,название происходит от арабского- «покорность».

43.Иудаизм- -религия евреев, ставшая источником христианства и ислама.

44.Канон – библейские книги, признанные церковью как Священное писание.

45.Католицизм – направление христианства, которое появилось после раскола христианства в 1054 году.

46.Ковчег — судно Ноя, на котором он и его семейство с животными спасались от потопа.

47.Конфуцианство – религиозно-философское учение древнего Китая. Основатель-Кун-Фу-цзы, У1 в. до н.э.

48.Коран – главная священная книга мусульман, от арабского «чтение».

49.Крещение – христианское таинство приобщения человека к церкви.

50.Литургия – главное христианское богослужение.

51.Мазхаб – школа, система в суннизме.

52.Махаяна – одно из направлений буддизма.

53.Мессия – от евр. «машиах»- «помазанник».

54.Мулла – служитель культа в исламе.

55.Муфтий – высшее духовное лицо у суннитов, одного из направлений ислама.

56.Мухаммед – (570/571 – 632), основатель ислама, религиозный деятель и политик.

57.Нагорная проповедь – высказывания Иисуса о царстве небесном, произнесенные на горе.

58.Неопалимая купина – терновый куст, горящий, но не сгорающий.

59.Нетрадиционные культы – новые религии ХХ-ХХ1 веков.

60.Новый Завет – более поздняя часть Библии, состоящая из 27 книг.

61.Обет – обещание человека, данное Богу.

62.Папа римский — глава католической церкви и Ватикана.

63.Пасха – иудейский праздник в память об исходе евреев из Египта.

64.Песнь песней – сборник любовных и свадебных песен в Библии, авторство которого приписывается Соломону.

65.Политеизм – многобожие, вера во множество божественных существ.

66.Пост – воздержание или ограничение в еде и питье.

67.Предопределение – представление, вытекающее из веры в могущество Бога распоряжаться судьбами людей и мира.

68.Притча – образная и наглядная религиозная речь.

69.Проповедь – устное наставление религиозного содержания.

70.Протестантизм – одно из главных направлений христианства, возникшее в ХУ1 веке в результате реформации в Европе.

71.Религия – форма мировоззрения, опирающаяся на веру в сверхъестественное.

72.Религиоведение — совокупность дисциплин, изучающих религию.

73.Секта – тип религиозного объединения.

74.Синагога – место для молитвы еврейской общины.

75.Синтоизм – этническая религия японцев.

76.Суннизм – одно из направлений ислама, наряду с шиизмом.

77.Суфизм – мистическое направление в исламе.

78.Тайная вечеря — последний ужин Христа с учениками перед его арестом.

79.Трипитака (от санскритского- три корзины), собрание буддийской канонической литературы.

80.Троица – три лица, три ипостаси Бога: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога- Духа Святого

81.Хадж – паломничество мусульман в Мекку.

82.Хинаяна – одно из направлений буддизма.
83.Христианство – одна из трех мировых религий, возникла в 1 веке.

84.Шариат — свод норм мусульманского права, морали.

85.Шиизм — одно из направлений ислама наряду с суннизмом.

86.Эсхатология – учение о конечности мира и человека.

87.Этнические религии – исторический тип религии определенного этноса.

88.Яхве – имя Бога в Ветхом Завете, с ХУ1 века употребляется имя Бога Иегова.

3. Становление религии

С расширением спектра человеческой деятельности в ее орбиту вовлекается все более разнообразный природный и социальный материал, причем именно социум выходит в разряд главной сферы приложения усилий. Зарождается институт частной собственности. Возникают структурно сложные образования (ремесла, военное дело, системы землепользования и скотоводства), которые уже невозможно отождествить с каким-то единственным основанием (духом, фетишем, тотемом) в пределах земного бытия. На уровне мифологических представлений указанные процессы также вызывают ряд эволюции. Повсеместная одушевленность предметов и явлений трансформируется в многогранные обобщающие образы определенных областей жизни. Будучи предельно общим выражением действительности, эти образы тождественны ей, т. е. сами и являются действительностью, но в восприятие людей они входят индивидуализированными, с конкретными чертами внешности, характера, собственными именами.

Олицетворенные персонажи все чаще приобретают антропоморфный облик, наделяются вполне понятными человеческими качествами. В развитых мифологиях они превращаются в различные божества, которые вытесняют и заменяют духов, тотемных предков, разнообразные фетиши. Такое состояние обозначается термином политеизм («многобожие»). Обычно переход к политеистическим верованиям сопутствовал распаду родоплеменных структур и формированию ранней государственности. Каждому божеству отводилась определенная сфера управления в природе и обществе, складывались пантеон (собрание богов) и иерархия богов. Возникают мифы, объясняющие происхождение богов, их родословную и взаимоотношения внутри пантеона (теогония). Политеизм предполагает довольно сложную систему культовых действий, адресованных конкретным богам и пантеону в целом. Это существенно повышает значение жречества, профессионально владеющего знанием ритуала.

С развитием государств богам все чаще отводится роль высшей санкции устанавливаемых людьми социально-политических порядков. Организация земной власти находит отражение в пантеоне. Выделяется, в частности, культ главного, верховного бога. Остальные утрачивают былое положение вплоть до преобразования их функций и свойств в качества единственного бога. Возникает монотеизм (единобожие). Следует подчеркнуть, что прежние ориентации сознания на волшебные и чудодейственные способы решения человеческих проблем и при многобожии, и при единобожии сохраняются.

Большинство верований и ритуалов по-прежнему входят в жизнь людей посредством «механизмов» мифосознания. Однако в целом роль мифов, их удельный вес в общественном сознании претерпевают значительные изменения. Меняются социальные отношения в обществе, меняется и сам человек. Овладевая природой, он вырабатывает такие способы удовлетворения своих потребностей, которые не нуждаются в дополнении магической операцией. Но самое принципиальное изменение состоит в том, что люди начинают по-иному воспринимать окружающий мир. Мало-помалу он лишается таинственности и недоступности. Овладевая миром, человек относится к нему уже как внешняя сила. В какой-то степени это стало подтверждением растущих возможностей, могущества и относительной свободы человеческого сообщества от природной стихии. Однако, выделившись из природы и сделав ее объектом своей деятельности, люди утратили прежнюю целостность бытия. На место ощущению единства со всем мирозданием приходит осознание себя как чего-то отличного от природы и противопоставленного ей.

Разрыв возникает не только с природой. При новом типе социальной организации (соседская община, раннеклассовые отношения) уходит в прошлое уклад жизни, который культивировался из поколения в поколение и определял содержание первобытного сознания. Обрывается связь с родом. Жизнь индивидуализируется, возникает различение собственного «я» в среде других человеческих существ. То, что архаическим мифосознанием понималось непосредственно и «очеловечено», оказывается уже чем-то внешним для людей. Буквально воспринимать миф как подлинное содержание жизненного процесса становится все труднее. Не случайно зарождается и усиливается аллегорическая традиция – истолкование древнего мифа как оболочки, удобной для передачи знаний о природе, этических, философских и других идей. Сама мифология переходит в новое качество. Она утрачивает универсальность и перестает быть доминирующей формой общественного сознания. Происходит постепенная дифференциация «духовной» сферы. Идут накопление и обработка естественно-научных знаний, развивается философское и художественное осмысление мира, образуются политические и правовые институты. Одновременно наблюдается становление такой ориентации в верованиях и культе, которая разграничивает области мирского (природного и человеческого) и сакрального. Так устанавливается идея особой, мистической связи земного и неземного, воспринимавшаяся как сверхъестественное, т. е. религия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Самые известные сегодня религиозные системы человечества можно разделить на три группы:

  1. Живые (существующие по сей день) системы, начало которых нам неизвестно (индуизм, синтоизм и тянь-ди/тенгрианство)
  2. Мёртвые системы, начало которых нам неизвестно (древнеегипетская, древнегреческая (включая римскую), месопотамская (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон), финикийская, хараппская)
  3. Живые системы, начало которых нам известно (иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, буддизм (условная религия), атеизм (условная религия))
  • Мёртвые (исторически значимые) системы, начало которых нам известно, не существуют.

Для религий характерна тесная связь с государством. При разрушении государств, с которыми связана та или иная религиозная система, она, в большинстве случаев, переставала существовать:

  • Исповедовавшие ведическую религию (индуизм) уничтожили государство, которое поддерживало хараппскую религию, которая угасла
  • Зороастрийцы уничтожили государство (Вавилон), которое поддерживало последний извод месопотамской религиозной системы, которая угасла
  • Исповедовавшие римскую (тесно связанную с древнегреческой) религию уничтожили финикийское государство (Карфагенскую империю), которое поддерживало финикийскую религию, которая угасла
  • Христиане пришли к власти в Римской империи, которая ранее поддерживала язычество (политеизм) своих провинций, в том числе языческого Египта. Египетская религия перестала существовать. Египтяне стали христианами. При этом Римская империя фактически разрушилась, распавшись на Западню Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию)
  • Только иудеи после неоднократного разрушения еврейского государства смогли сохранить религию, существуя наряду с другими народами внутри крупных полиэтничных имперских государственных образований

Начало неизвестно?

Религиозные системы, которые были сформированы в дописьменный период человечества, уходят в непроглядную древность. Когда и кто положил начало какой из этих религий, мы не знаем. Мы знаем то, что эти системы могут иметь отношение к пещерным святилищам палеолита, мегалитам (менгиры, кромлехи, дольмены и др.), палеолитическим венерам и другим широко распространенным артефактам неписьменных культур.

Общее, что можно выделить у всех этих систем, — явные признаки стереотеизма (акцент на соединение мужского и женского первоначал для творения мира).

Таком образом, по всей видимости, мужское первоначало символизировали фаллические мегалиты кромлехов и менгиров, а женское первоначало — вульварные дольмены и палеолитические венеры.

Можно также предположить, что поклонение мужскому началу, которое ассоциировалось с нематериальным духом, светом, небом, огнём и т.п. отправлялись на высоких вершинах гор, а женскому, которое ассоциировалось с материальной и тёмной землей, тьмой и влагой — в сырых горных пещерах. Люди рисовали животных в пещерах, которые (пещеры) символизировали утробу Матери-Земли, — Мать-Земля рожает из себя всё живое многообразие. Мать даёт материальное тело, Отец даёт нематериальную душу.

Стереотеизм и политеизм

Как соотносятся чисто теоретический неписьменный стереотеизм и известные нам по первой письменности политеизмы (языческие системы) — это вопрос будущих исследований. Ясно одно. Древний стереотеизм породил политеизмы. Возможно, это произошло в результате древней глобализации внутри империоподобных древних цивилизаций крупных рек (Инда, Тигра и Евфрата, Нила). Божественные пары в разных обществах назывались по-разному и при объединении в империю произошла мультипликация локальных стереотеистических пар.

Монотеизм как ответ на кризис политеизма

Поздним политеистическим системам был характерен акцент на женском первоначале. Ритуалы почитания женских богинь (имевших в своей основе образ Великой Матери) носили оргиастический характер и пагубно влияли на общественную нравственность. Это приводило к ослаблению общества и к неспособности здорового воспроизводства.

Ответом на кризис политеизма стал монотеизм, который предавал женское первоначало полному богословскому, ритуальному и иконографическому забвению. Мужское же первоначало абсолютизировалось и очищалось от оргиастических наслоений политеизма.

Иудейский монотеизм развивался около 2-х тысячелетий внутри одного народа на Ближнем Востоке. В начале нашей эры монотеизм в виде христианства выплеснулся за пределы еврейского народа и за сравнительно короткое историческое время завоевал почти весь мир, став самой распространенной религией наряду с более поздним монотеистическим исламом.

Кризис монотеизма

С развитием международных торговых и финансовых рынков монотеизм стал ослабевать, так как строгие монотеистические нравственные нормы и патриархальный традиционалистский семейный уклад стали мешать обогащению стремительно усиливавшейся экономически и политически международной буржуазии.

Капиталы, которые были заработаны на ростовщичестве, пиратстве, работорговле и эксплуатации колоний, стали вкладываться в борьбу с монотеистическими религиями. В результате возникли такие широкие общественные течения как Ренессанс (Возрождение язычества, неоязычество), масонство, оккультизм, каббала и атеизм.

Атеизм

В настоящее время атеизм является официальной идеологией западоцентричного мира передовых в финансовом, экономическом и технологическом отношении стран.

Атеизм поступательно развивался вместе с буржуазными революциями и широкую аудиторию в западном мире получил, начиная с времен Великой французской революции, которая сопровождалась целенаправленным массовым террором в отношении христиан сначала во Франции, а затем и по всей Европе (Наполеоновские войны).

Характерно то, что на Востоке атеизм как массовое идеологическое явление сложился раньше, чем на Западе. Это произошло в период кризиса ведического индуизма, когда появились философские учения бродячих шраманов (шаманов), в числе которых был Сиддхаттха Готама, который стал основателем буддизма.

В Древний Китай буддизм проник под видом даосизма. Буддизм и даосизм являются атеистическими идеологиями, в которых категория Бога отсутствует. Движущей силой «восточного атеизма» были не ростовщики и торговцы (как позднее на Западе), а воины и чиновники (Готама, Конфуций, Лао-цзы)

Современность и будущее

Судьба живых религий сегодня сильно зависит от судьбы западоцентричного капиталистического городского глобализма. В случае победы буржуазных глобалистов, атеизм с помощью направленного информационного подавления религиозного сознания через несколько поколений городских обывателей станет господствующей идеологией. Если мир распадется на экономически и финансово сравнительно независимые друг от друга зоны, а экономика, финансы и технологии будут возвращены на свои служебные места, то век живых религиозных систем продлится и дальше

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх