Помост

Вопросы веры

Религия в Америке

Религия в США

Религия играет достаточно большую роль в США. В свое время первые английские колонии на территории современных Соединенных Штатов Америки были созданы именно религиозными беженцами, позднее массовая иммиграция в страну людей из разных стран обеспечила чрезвычайное разнообразие религиозных убеждений жителей государства.

Именно в США зародились многие из распространенных сегодня в мире религиозных направлений, например такие ветви протестантизма, как епископальная церковь, адвентизм и пятидесятники; Церковь Иисуса Христа святых последних дней; Свидетели Иеговы; возникшая совсем недавно, в середине прошлого века, сайентология и некоторые другие.

Первая поправка к Конституции США определяет, что в Соединенных Штатах не может быть государственной религии и гарантирует свободу вероисповедания в стране. Практически в США сегодня можно встретить людей, исповедующих все мировые религии.

Хотя при проведении официальных переписей населения вопрос о религиозной принадлежности не задается, такую информацию о населении США собирают различные общественные организации. По результатам опросов верующими называют себя около семидесяти пяти населения США.

Наиболее распространенные в США религии

Религия Число ее приверженцев относительно к общей численности населения США
Христианство около 69%
Иудаизм около 2%
Ислам около 1%
Буддизм около 1%
Индуизм около 1%
Другие религии около 1%
Без религиозной принадлежности (агностики, атеисты) около 25%

Девиз In God We Trust на однодолларовой банкноте

Фраза «In God We Trust» («В Бога мы веруем») — один из национальных девизов США с 1956 года. В 1864 году она была впервые отчеканена на двухцентовой монете США, а с 1957 года ее можно увидеть на всех монетах и купюрах Соединенных Штатов Америки.

Отношение числа верующих к общей численности населения в разных штатах США неоднородно. Больше всего религиозных людей в «Библейском поясе» — штатах на Юге США. Здесь живут очень много прихожан Южной баптистской конвенции, традиционно популярной в регионе. Штат с самой высокой посещаемостью церквей — Юта, где традиционно сильны позиции Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Наименее религиозны штаты Новой Англии на Северо-востоке США (Вермонт, Нью-Гэмпшир, Мэн) и тихоокеанские штаты Запада США (Орегон и Вашингтон).

Штаты США с самой высокой еженедельной посещаемостю церкви прихожанами

Штат Количество прихожан относительно к общей численности населения штата
Юта около 51%
Миссисипи около 47%
Алабама около 46%
Луизиана около 46%
Арканзас около 45%
Южная Каролина около 42%
Теннесси около 42%
Кентукки около 41%
Северная Каролина около 40%

Весьма неоднородно число сторонников той или иной конфессии среди расовых и этнических групп США.

Христианство в США

Национальный кафедральный собор епископальной церкви в Вашингтоне, округ Колумбия

Большинство верующих в Соединенных Штатах Америки — христиане. Именно английские христиане-протестанты создали первые американские колонии, позднее благодаря испанскому и французскому влиянию, а также иммиграции из Ирландии и Италии значительно увеличилось численность католиков. Позднее вместе с переселенцами из Восточной Европы и Ближнего Востока в Америку пришло и православие.

Именно в США зародились несколько христианских вероисповеданий, в том числе адвентисты, пятидесятники, мормоны и другие.

Для современных американских христиан характерно наличие большого количества конфессий. Преобладающая среди них — протестанты — примерно сорок пять процентов населения США, вторая по численности христианская церковь в стране — католики, примерно двадцать процентов жителей страны населения США.

Крупнейшие конфессии христианской церкви в США

Конфессия Количество прихожан относительно к общей численности населения
Протестанты, в том числе около 45%
баптисты около 15%
неконфессиональные протестанты около 6%
методисты около 5%
пятидесятники около 5%
лютеране около 4%
пресвитериане около 2%
Католики около 20%
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) около 1%
Свидетели Иеговы около 1%
Православные около 1%

Крупнейшие христианские религиозные организации в США — католическая церковь (около 70 000 000 человек), Южная баптистская конвенция (более 17 000 000), Объединенная методистская церковь (12 000 000).

Процент христиан среди населения США постоянно снижается, в 1990 году христианами назвали себя около 85% населения Соединенных Штатов Америки, в 2001 — около 82%, в 2012 — около 78%, в 2017 — около 69% жителей США.

Иудаизм в США

Синагога на Лексингтон-авеню в Нью-Йорке

Вторая после христианства по распространенности в Соединенных Штатах религия — иудаизм, по оценкам в стране живут более шести миллионов верующих иудеев.

Еврейская община в США состоит преимущественно из евреев-ашкенази, потомков эмигрантов из Центральной и Восточной Европы. Есть также небольшое количество сефардов (происходящих из Испании, Португалии и Северной Африки), мизрахов (выходцев из стран Ближнего Востока), эфиопских евреев etc.

Иудейские общины (как и другие религиозные группы) весьма неоднородны, в США есть как ортодоксальные евреи, так и сторонники консервативного и реформированного иудаизма. Около шестнадцати процентов евреев, живущих в США, посещают синагогу не реже одного раза в месяц, а еще более сорока процентов — не реже раза в год.

На Северо-востоке и Среднем Западе США верующих иудеев больше, чем на Юге и Западе США.

Крупнейшие в США еврейские общины нахолятся в Нью-Йорке, Майами, Лос-Анджелесе, Филадельфии, Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне и Вашингтоне. Нью-Йорк — второй (после Тель-Авива) город в мире по числу проживающих в нем евреев.

Каждый шестой американский еврей употребляет в пищу лишь кошерные продукты.

В последние годы среди американских евреев повышается интерес к иудаизму, хотя в целом среди евреев США процент атеистов выше, чем в среднем по Соединенным Штатам Америки.

Ислам в США

Исламский центр в Мичигане

Третья по числу прихожан религия в США — ислам, его исповедуют более 3 300 000 американцев.

Мусульманами были многие из рабов, завезенных в Америку из Африки. В конце XIX — начале XX веков в США иммигрировали много людей из арабских районов Османской империи, большинство из которых также исповедовали ислам.

Очень большой всплеск интереса к исламу в США произошел в тридцатых годах XX века, когда Уоллес Фард Мухаммад создал в Детройте, штат Мичиган, расистскую мусульманскую организацию чернокожих американцев «Нация ислама». Он учил, что «Аллах есть Бог, белый человек — дьявол, а черные люди — сливки планеты Земля». Неудивительно, что рост популярности новой исламской организации среди чернокожих американцев вызывал серьезную обеспокоенность в США. Одними из наиболее известных членов «Нации ислама» были выдающийся борец за права афроамериканцев в США Малкольм Литтл, известный как «Малкольм Икс» и знаменитый боксер Кассиус Клей, сменивший после принятия ислама имя на Мохаммед Али. Позднее «Нация ислама» отошла от столь радикальных позиций, но и сегодня оказывает значительное влияние на афроамериканское сообщество. Сейчас чернокожие американцы составляют около двух третей мусульман Америки.

Значительный рост численности мусульман в США произошел и в конце XX века, в осовном за счет увеличения иммиграции в США из традиционно исламских регионов: Пакистана, арабских стран юга Азии etc.

Буддизм в США

Си Лай Темпл, буддистский храм в Калифорнии

Буддизм — четвертая по распространенности религия в Соединенных Штатах Америки. Большинство буддистов в США — американцы азиатского происхождения, но достаточно много приверженцев буддизма есть и среди других этнических групп США.

Буддизм появился в США в XIX веке, когда в Америку началась массовая иммиграция из Восточной Азии. Первый буддийский храм в США был построен в Сан-Франциско в 1853 году американцами китайского происхождения. В восьмидесятых годах XIX века иммиграция китайцев в США была законодательно ограничена, но примерно в эти годы увеличилось количество переселенцев в США из Японии, а в начале XX века и из Кореи. В этот период также значительно вырос интерес к буддизму среди американской интеллигенции.

В современной Америке значительная часть буддистов (около сорока процентов) живут в Южной Калифорнии, относительно к общей численности населения больше всего буддистов на Гавайях.

Подробнее о населении США:

  • Расовый состав населения США
  • Этнический состав населения США
  • Социальные классы в США
  • Языки в США

Колокольня «Хрустального собора» католической церкви в Гарден Гроув, Калифорния

Легко ли быть православным в Америке?

Продолжение. Начало: https://pravoslavie.ru/116399.html

О том, в чем специфические отличия Православия на американской земле и с какими вызовами оно сейчас сталкивается, – продолжение беседы с протоиереем Петром Перекрестовым, ключарем собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско.

Освящение участка для нового американского православного храма в Солт-Лейк-Сити (приход Антиохийской Архиепископии в США), штат Юта. Фото Кенеша Хоугланда

В Америке нет понятия «зайти в храм»

– Отец Петр, а каково сейчас быть православным в Америке? Исповедовать православную веру в последнее время стало сложнее, или принципиально ничего не изменилось?

– Многие люди не знают, но Православие в Америке сегодня на подъеме. В Православие переходит немало американцев. Приведу хотя бы такой пример: на юге США был очень почитаемый архиерей-американец Православной Церкви в Америке архиепископ Димитрий (Ройстер), он за 30 лет открыл в южных штатах около 60 совершенно новых православных американских приходов. Владыка Димитрий, действительно, считается «апостолом» южных штатов США.

Южные штаты – Миссисипи, Юта, Алабама, Луизиана, Южная Каролина, Теннесси, Арканзас, Джорджия, Северная Каролина и Оклахома – это вам не Голливуд и не Америка больших городов. Они образуют так называемый «Библейский пояс», который главным образом составляют баптисты. Баптисты, как правило, люди, искренне любящие (пусть по-своему и вне истинной Церкви) Христа и Священное Писание, и в этом «Библейском поясе» огромный потенциал для Православия. Когда эти баптисты переходят в Православие, у них остаются та же любовь ко Христу, то же знание Священного Писания, что было прежде, но они теперь приобретают и подлинную Церковь, соборную и апостольскую, им открывается церковная полнота, в том числе и мир святых отцов. Эти новообращенцы из баптистов активно проповедают Православие, рассказывают о вере своим друзьям и коллегам на работе, соседям. Плюс, если раньше у баптистов они давали десятину, то в обязательном порядке будут давать десятую часть дохода уже на свой новый православный приход. Эта материальная поддержка позволяет миссионерскому делу расти.

Еще пример. У нас в Сан-Франциско регент славянского хора на ранней Литургии не выходец из России и не потомок старых эмигрантов, а чистокровный американец, Джон. Он сам изучил церковнославянский язык и церковный устав и теперь управляет церковным хором, который поет именно на церковнославянском. За 6–7 лет управления хором он ни разу не пропустил Литургию (разве что когда был в отпуске) и не опоздал на нее. Он женат на православной вдове, тоже американке, у них трое детей.

Словом, в Америке совершенно удивительные люди переходят в Православие, у каждого уникальный путь, уникальная история. Я удивляюсь тому, насколько они, как правило, интеллигентны и насколько осознанно приняли решение о переходе в Православие. Ведь для них Православие – не традиция, не часть своей, американской культуры; они порой сталкиваются с недопониманием со стороны своих близких, в своих семьях, от них члены семьи иногда даже отказываются…

У нас в епархии половина духовенства – американцы

У нас в соборе служба большей частью на церковнославянском языке. Казалось бы, зачем этим православным американцам такая «головная боль»: длинные службы, все стоят, язык непонятный. Но у этих православных американцев удивительная любовь к русскому Православию, да и через Православие – к России! Пару лет назад в Ярославль переехал с семьей священник из Америки – отец Джозеф Глисон. Он чистокровный американец, приехал на постоянное жительство в Россию, у него восемь человек детей. Он для американцев создал новый потрясающе интересный сайт на английском языке – о Православии, сайт называется «Russian Faith».

Еще лет 25 назад говорили, что Православие в Америке – самая большая тайна! А сейчас практически в каждом более или менее крупном городе есть православные храмы. У нас в епархии половина духовенства – американцы, выходцы из Католической или Англиканской церквей. Отчасти благодаря интернету многое можно легко узнать и увидеть.

– А с чем связано то, что так много американцев стало переходить в Православие?

– Американцы в целом – религиозные люди. Вы знаете, в Америке, например, нет понятия «зайти в храм». То есть человек в храм приходит не свечку поставить или посидеть на лавочке, а приходит именно на богослужение. Согласно официальной статистике, в США около 40% американцев еженедельно ходят (не «заходят») на богослужения (в Англии, например, 1% процент населения это делает!), причем присутствуют на службе с начала и до конца.

– А почему люди все-таки переходят именно в Православие? Или, в принципе, так же много переходит и в католичество?

– Хочу уточнить: когда говорят, что многие переходят в Православие, имеют в виду это «многие» не в количественном отношении, а в процентном.

Я дружу с православным священником в Солт-Лейк-Сити, в этом году в Великую субботу он крестил сразу 28 человек, все взрослые, прошедшие катехизацию. Другой мой знакомый священник, из города Риверсайд (близ Лос-Анджелеса), – очень смелый человек; у него 10 детей, все они получили домашнее образование, и у него катехизис – подготовка к крещению – длится круглый год: 12 месяцев. Если кто не желает проходить катехизис, этот священник таких людей не крестит, говорит: «Идите в другой храм». Его оглашенные весь год должны ходить каждую среду на катехизические беседы, а каждое воскресенье в обязательном порядке приходить на Литургию. И он также крестит взрослых раз в год – в Великую субботу. У него еще 50 человек не набиралось, но по 40 человек за один год бывало не раз. Представьте себе: 40 человек в год – это 400 человек за 10 лет, причем сознательных и активных верующих!

Люди не могут оставаться в церкви, подгоняющей Священное Писание под себя, и поиск Истины приводит к Православию

Почему переходят именно в Православие? Порой некоторые католические или протестантские общины отходят от традиционных устоев, особенно что касается браков и гендерных вопросов. И для некоторых прихожан это просто убийственно. Они не могут больше оставаться в церкви, которая подгоняет Священное Писание под себя. И тогда у этих людей начинается некий кризис и вместе с тем поиск, в результате которого они и могут прийти к Православию.

К каждому человеку, приходящему в храм, у нас индивидуальный подход. Православная Церковь не делает политических заявлений, не занимается морализаторством. Традиция Церкви – учение Христово, и Православная Церковь старается быть верной этой Традиции. Правда, в Америке есть разные православные юрисдикции, в том числе более либеральные, некоторые представители таковых идут на уступки. Довольно грустно, когда из уст православных священников раздаются неожиданные призывы, которые могут быть истолкованы как уступки в вопросах брака и гендера. Так, недавно митрополит Каллист (Уэр) написал предисловие к очередному выпуску журнала «The Wheel», в котором обсуждался вопрос однополых «браков». Весьма прискорбно, что он в этом тексте высказался довольно двусмысленно и соблазнительно. Возможно, причина в том, что он из академической среды. Людям, которые преподают в известных учебных заведениях или в них учились, очень важно, чтобы их признавали в этой среде. Там такие давление и прессинг, что им очень трудно сопротивляться: либо надо молчать, а если высказываться, то идти на компромиссы.

Бывает даже такое. Иногда к нам в Сан-Франциско приезжают люди и плачут, описывая, что у них происходит на приходе, кого у них (например «зарегистрированные» однополые пары) допускают к Причастию… Этих приехавших такое явление весьма смущает. Слава Богу, что это пока у православных исключение, как я полагаю.

Теперь в любом городском храме (и не только) у прихожан сын или дочь могут заявить о своей, как это принято говорить, «нетрадиционной ориентации». А если таких детей уже несколько среди прихожан? Что тут делать? Как не оттолкнуть их от Церкви, как священникам поступать, как не идти на компромисс, как найти нужные слова и подход, чтобы людям дать возможность пребывания в Церкви и спасения?..

– Так те, кто выбрал для себя эту «нетрадиционную ориентацию», сами же отошли от Церкви! А что, бывает, что их допускают к Причастию?

– Увы, в каких-то случаях уже допускают. Даже людей, которые открыто состоят в сожительстве со своим «партнером». Пока это еще не мощное какое-то движение, но оно имеет место быть в некоторых либеральных юрисдикциях Поместных Православных Церквей. Это такой вызов, и мы должны найти язык, как достойно говорить на эту тему, и вместе с тем найти путь к сердцам людей, чтобы они придерживались учения Христова. Господь же пришел не праведников спасать, а грешников; Господь призывает не к жертве, а к милости. И грешников Христос всегда наставляет: «Иди, и больше не греши!»

Что такое Православие? Это неизменяемая Христова вера в изменяемом мире. И в каждое время Церковь и ее представители должны находить подходящий язык для общения с людьми, должны найти подход, с одной стороны, бескомпромиссный, а с другой стороны, такой, что трогает сердца и зажигает желанием жить по-евангельски.

Брак – не лицензия на вседозволенность в интимном плане

Венчание в Сан-Франциско

– Но тот, кто начинает придерживаться «нетрадиционной ориентации», уже отступает от учения Христова.

– Увы, это в принципе делает каждый человек, который вступает в блудное сожительство или просто совершает грех блуда. Ведь блуд для христианина – нетрадиционная в Евангелии ориентация, нам чуждая. В принципе и блуд, и «нетрадиционная ориентация» – из одной и той же категории – категории плотской страсти, хотя, конечно, есть разница. Но разве блуд – это поступок для христианина естественный?

По моему мнению, все начинается с разрушения института семьи, где у нас настоящий провал. Мы разводимся, мы не создаем домашней Церкви, мы изменяем, мы увлекаемся порнографией… Мне кажется, что ключевой момент в нашем отношении к семье и к гендерному вопросу – проблема целомудрия. Это главный вопрос. Когда мы получаем ответ именно на этот вопрос: «Каково место целомудрия в учении Христовом, в жизни христиан?», все становится на свои места.

Еще следует учесть, что порой в наших православных семьях есть извращения в интимной жизни супругов. Об этом замалчивается, и об этом мы не говорим с амвона, не можем… Есть извращения, после которых, по правилам Никодима Святогорца, шесть лет нельзя причащаться! И наши православные люди об этом не знают, а может, и не подозревают! Или говорят: «А мне / моему мужу это нравится!» Современные фильмы часто показывают это извращение. Если раньше в кино любовная сцена начиналась с поцелуя, то сейчас с другого…

Когда люди вступают в брак, мы молимся, чтобы Господь сохранил их ложе нескверно. Брак – это не лицензия на вседозволенность в интимном плане. Когда мы сами извращаем в семейной жизни эту близость, неудивительно, что извращение проникает все дальше и дальше и ведет к еще большим извращениям, в том числе и к извращению в «однополом» плане.

– То есть кризис идентичности начинается с семьи?

Идет процесс феминизации мужчин: они безответственны, перестали быть лидерами в семье

– Меня поражает, как это современный человек может не знать, кто он – мужчина или женщина! Как мы дошли до такого состояния? Когда я рос, вообще не задавался этот вопрос: кто я – мужчина или женщина? Уже немало лет на Западе идет процесс феминизации мужчин: мужчины становятся безответственными, нерешительными, они перестали быть лидерами в семье. Я знаю взрослых людей, которые занимают высокие должности, получают хорошие зарплаты, но играют в видеоигры, смотрят порнографию. Как можно строить семью и общество на таком мужчине? Это проблема и российская, правда, внешне мужчины «мужеподобные», но в плане решительности, ответственности, лидерства, примера в воздержании и умеренности – полный кризис.

И, наоборот, многие женщины теперь стали мужеподобными. Не в плане подвижническом, по подвигу, как в богослужебных текстах, а агрессивными, перестали быть нежными, кроткими, добиваются своего, пилят своих мужей и прочее. Правда, из-за того, что мужчины «сдали» свои позиции как лидеры, как примеры, как охранители, женщинам поневоле пришлось исполнять роль не только матери, но и брать на себя роль отца! И вот дети живут в таком обществе, где слабый, женообразный, поверженный страстями мужчина и мама принимает все решения. Может быть, она вынуждена это делать, но получается каша, разрушается структура семьи как домашней Церкви. А диавол пользуется этой кашей. Отсюда, в частности, и современный кризис идентичности.

Чтобы человеку понять свое место в мире, нужна отправная точка, и эта точка – Бог

Сегодня тема идентичности – практически тема № 1 на Западе: кто я? Поскольку человек отошел от Бога, он ищет: кто я – мужчина, или женщина, или что-либо иное? где мое место в мире сем? Современный человек, если куда едет без своего телефона, растерян: без навигатора он тут же теряет дорогу, не знает, где он, куда ему надо ехать и когда он туда доедет. Но наш действительный «навигатор­» по жизни – это, конечно, Господь Бог. И пока Господь Бог был нашим Навигатором, люди знали, кто они, где они, знали свое место, знали, куда они направляются и как туда добраться. Чтобы человеку в полной мере понять свою человечность и свое место в этом мире, нужна отправная точка – и эта точка, разумеется, Бог. А ныне немалая часть человечества отказалась от этого Навигатора!

– А вообще в Америке нет пока такого, чтобы неприятие гей-браков и тому подобного как-то сказывалось на возможности придерживаться своей веры, ходить в храм?

– На возможности ходить в храм – абсолютно никак. Сан-Франциско – довольно либеральный город. Я однажды подумал: что бы я ответил человеку, который пришел бы к нам и сказал, что вы такие-сякие отсталые и ваш храм надо закрыть? Я, наверное, сказал бы следующее: «Во-первых, будьте немного более толерантными. Если вы говорите, что наш храм надо убрать, значит, у вас нет никакой толерантности. Если вы действительно хотите разнообразия в нашем городе, не закрывайте наш храм, в обратном случае все люди будут одинаковыми и город перестанет быть “толерантным”». Еще я порой этим людям могу сказать: «Будьте немного более широко мыслящими!» И это, конечно, их бесит. Им ведь кажется, что это они самые широко мыслящие, а мы – узкие ретрограды.

У нас в Русской Зарубежной Церкви православное духовенство, как правило, всегда ходит по улице в подрясниках. Я не могу говорить про всю Америку, только про Калифорнию, но отношение ко мне как к священнику весьма доброжелательное. Правда, меня в Сан-Франциско иногда воспринимают как… старого хиппи. Я «крутой», потому что у меня длинные волосы и этот «халат» – он тоже интересный. У нас любят интересных, разнообразных и колоритных людей.

Господь поставил в эту ситуацию, и мы должны находить выход

Протоиерей Петр Перекрестов

– Но это же разнообразие в строго установленных рамках, и эта толерантность, мне кажется, имеет свои четкие границы, за пределами которых превращается в свою противоположность – в нетерпимость к тому, что за ними находится. То есть это весьма хитрая идеология: разнообразие без настоящего разнообразия.

– Да, но Господь нас поставил в эту ситуацию, и мы должны как-то находить выход. У нас нет выбора. В России больше выбора. Если взять Москву, в ней тысячи храмов и большое разнообразие. Есть очень разные священники, порою с совершенно полярными взглядами.

Я сам оказался в Сан-Франциско не благодаря сознательному выбору, а волею судеб. И раз Господь меня сюда поставил, то я должен совершать свое спасение в данных условиях и по возможности помогать в этом другим людям. Среди приходящих в наш собор (в том числе и гостей из России) есть и люди с «нетрадиционной ориентацией». Мы должны их выслушать и определить, есть ли у них желание жить в чистоте и следовать Слову Божию, есть ли покаяние и жажда новой жизни, и если да, то им на этом пути помочь. Впрочем, известно ли вам, что до своего перехода в Православие Евгений Роуз – будущий иеромонах Серафим – страдал и поддавался «нетрадиционным» пристрастиям?

– Нет, не знал.

– Об этом он пишет в своих письмах, которые опубликованы. Однако когда Евгений Роуз перешел в Православие, он, естественно, совершенно отказался от этих пристрастий и пребывал в чистоте. Была ли, продолжалась ли у него внутренняя борьба с этой страстью и греховными помыслами, это под вопросом, не мне знать. Но даже про многих святых, которых мы видим на стенах храма, мы не знаем, какая у них была главная страсть, с чем они боролись. Отец Серафим преодолел свои страсти, отрекся от «ветхого человека» и стал верным ревнителем Православия и миссионером, достиг настоящих высот духовной жизни.

Конечно, сегодня общество, особенно в крупных городах, подталкивает людей к такому образу жизни. Модно среди девушек иметь «такого» друга мужского пола, потому что он не является для них угрозой. Плюс он приоткрывает девочкам секреты мужского мира, что девочкам особенно интересно. Но если мы можем сказать молодым людям, поддавшимся этому влечению, этой страсти, что такой ревнитель благочестия, как отец Серафим (Роуз), тоже этим в молодости страдал, что у него, как у тебя, тоже были похожие искушения, но он их с Божией помощью преодолел, то это будет для молодежи большой помощью и подаст надежду. Таким людям тоже нужны герои, которые побороли свои страсти.

Немало американцев внутренне чувствуют, что их страна коренным образом меняется и порой уже изменилась, что происходит что-то нехорошее, и они стараются этому плохому сопротивляться.

Слово «образование» происходит от слова «образ». Чем ближе мы к образу Божиему, тем больше ОБРАЗованы

– И получается сопротивляться этим пагубным переменам? Каким образом?

– К примеру, в Америке сейчас очень мощное движение домашнего обучения детей. Официально больше 2 миллионов детей обучаются дома. Это свидетельствует о том, что уровень образования падает, порой обучение превращается в индоктринацию. А также говорит и о желании родителей взять формирование и воспитание детей в свои руки, а не слепо доверять системе. Для нас, христиан, слово «образование» происходит от слова «образ». Чем ближе мы к образу Божиему, тем больше мы ОБРАЗованы.

У нас в Западно-Американской епархии есть приход, который состоит главным образом из бывших протестантов. Приход открыл полноправную частную приходскую школу (что-то вроде православных гимназий в России) в своем регионе, а там довольно много агностиков и людей либо равнодушных к религии, либо увлекающихся движением нью-эйдж. И вдруг к этой школе, а там тогда училось около 30–40 детей, начало проявлять активный интерес местное население. У священника и школьной администрации возник вопрос: принимать ли в приходскую школу неправославных детей? Решили принимать. Сейчас в эту школу очередь, запись, строится второй корпус, столько желающих в ней учиться. И уже четыре неверующих семьи, которые послали своих детей в эту школу, перешли в Православие.

А проблема «нетрадиционной ориентации», о которой мы сейчас немало говорили, ­– не актуальна для нашего прихода. Она на данном этапе скорее проблема современного общества, с которой приходится сталкиваться нашим семьям и нашим детям.

– Извините, я задам такой, возможно, не очень приятный вопрос: а вдруг ситуация дойдет до того, что из Америки придется бежать, уезжать? Может такое быть, что давление дойдет уже до крайней степени?

– Я предпочитаю не думать слишком много о будущем, наперед. Предпочитаю действовать по-евангельски: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 33–34).

Я вообще не люблю сравнивать, где лучше, где хуже. После 55 лет жизни, как мне кажется, везде становится хорошо. Для меня достаточно прожить сегодняшний день, мне самому уже надо к смерти готовиться. Я люблю Калифорнию, люблю Россию, люблю Святую Землю и Афон – везде хорошо, и везде можно чему-то научиться. А если настанут трудные времена (а не живет ли мир постоянно в кризисах и трудных временах?), то буду надеяться, что Господь Бог нам укажет, что делать и что говорить. Но учтите, что военному нельзя бежать со своего поста и семьянину бросать своих детей.

На днях мне знакомый говорит: «У вас в Калифорнии землетрясения. Вы не боитесь?» Я ответил ему: «Боюсь – не боюсь… но если Господь меня сюда поставил, как я могу бросить мощи владыки Иоанна? Я, что, убегу, а все прихожане и духовные чада погибнут? Это как-то не очень хорошо для пастыря, не по-евангельски».

В Америке Православие новое, как ребеночек

Кафедральный собор в Сан-Франциско в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

– А какие еще есть специфические особенности или проблемы, характерные для Православия в Америке?

– Американское Православие весьма разнообразное. В России, можно сказать, Православие зрелое, историческое, ему уже больше тысячи лет. В России – древние обители, многочисленные мощи; русская земля пропитана кровью новомучеников – это что-то потрясающее. Но вместе с тем здесь Церковь очень сильно связана с государством. Такое явление неизбежно, это в православных странах норма, как, например, и в Греции или на Кипре. А в Америке Православие новое, как ребеночек. Да, дети делают немало ошибок, но вместе с тем в них есть какая-то непосредственность, открытость и доверчивость. Покойный митрополит Филипп (Салиба) как-то на съезде своей антиохийской Американской архиепископии сказал: «Я был на многих торжествах и на многих торжественных службах, где были тысячи верующих, был в Ливане, в Троице-Сергиевой Лавре и разных местах, но более динамичной Православной Церкви, чем в Америке, я не видел».

Каждая Поместная Православная Церковь имеет свое лицо и свой «почерк». Наш приснопамятный архиепископ Антоний (Медведев) любил повторять слова архимандрита Киприана (Керна) о том, что каждая Поместная Церковь делает свой вклад во Вселенскую: греки дали вселенскому Православию богословие, русские – благочестие, а сербы – защитники Православия: сербы могут в храм не ходить, но положат жизнь свою за свою Православную Церковь. И американское Православие тоже имеет, что предложить этому вселенскому букету – свежеть и динамичность.

Я думаю и верю, что в будущем рост Православия в Америке продолжится. Пока рано ставить крест на Америке, на Канаде – с Божией помощью все возможно в этом мире.

Вообще у меня настрой совершенно не пессимистический: я вижу вокруг себя очень много положительного, и люди меня порой очень удивляют. Может быть, я наивен… Но вы же знаете слова старца Паисия о том, что пчела, летая над полем навоза, находит цветочек, в отличие от мухи, которая находит навоз среди поля цветов. Вот я в определенный момент своей жизни решил, что хочу быть пчелкой.

Апостол Павел говорит: «Радуйтесь радостью неизреченной», а пасхальный прокимен гласит: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». «Сей» день – без оговорок, хороший ли он, плохой ли, опасный ли. Господь сотворил сей день, дал нам жизнь именно в этот день, и мы должны в этих обстоятельствах, в которых находимся, спасаться, задавая себе вопрос: «Что Господь Бог от меня желает в сегодняшний день?». Аминь.

Религия в США

Более 90% населения США объявляют себя верующими людьми. Причем в США широко представлены почти все мировые конфессии и поскольку США старается свято блюсти демократические принципы, то и в отношении вероисповедания, объявлена полная свобода.

Почти невозможно ответить на вопрос: какая религия в США является ведущей, какая конфессия доминирует, поскольку даже в ХХ1 веке появляются все новые и новые течения в уже существующих религиозных направлениях.

После открытия Америки в конце 15 века сюда устремились авантюристы из всех стран Европы в надежде на лучшую жизнь. Почти все они были протестантами или лютеранами, поэтому в Новом Свете господствующей стала реформаторская церковь.

Канада и северо-восточная часть Северной Америки были заселены британскими переселенцами, которых жестоко притесняла англиканская церковь. Все они исповедовали или баптизм или были пуританами. Это религиозное направление требовало отречения от всяких развлечений, требовало соблюдения строгого поста и скромности в одежде и поведении.

Но в других районах, где заселялись переселенца из Германии, Ирландии, Испании и Португалии, были установлены другие религиозные традиции и устои, поскольку все приехавшие считали своим долгом сохранять что-то в память об оставленной родине и на новой земле устанавливать свои правила.

В Северной Америке до прибытия переселенцев жили индейские племена, исповедующие шаманизм и тотемизм. С приходом европейцев индейцы постепенно удалялись на север в сторону Аляски и Канады.

Религиозные направления в современной Америке

Абсолютное большинство (около 80%) верующих Америки являются христианами, при этом можно встретить все направления христианства: официальные — католицизм и православие и появившиеся позднее – все направления реформаторской церкви.

Православная церковь занимает первое место по количеству прихожан в Америке, после них идут представители реформаторской церкви- протестанты. Представители данной конфессии имеют великое количество направлений, но их всех объединяет то, что они должны строить свою жизнь по правилам раз и навсегда установленным главной книгой всех христиан – Библией.

Службы в протестантской церкви во многом отличаются от привычных нам богослужений в христианских храмах и соборах. На этих встречах или собраниях, как их еще называют, могут проповедовать не только священнослужители, но и желающие прихожане, подается угощение, встречи проводятся в неофициальной обстановке и псалмы мало напоминают нам церковные торжественные песнопения.

Если вспомнить проповеди Мартина Лютера, отца Реформации, то он и призывал к упрощению церковных служб и отказу от пышности и богатств, особенно в периоды всеобщего обнищания.

На вопрос, какая религия является государственной в США, нельзя ответить однозначно.

Особенности религии мормонов

Наверняка, многие слышали об одном из направлений Реформаторской церкви – мормонах или Новой церкви Иисуса Христа. Их учение до сих пор вызывает множество споров, поскольку оно весьма противоречиво и хотя пытается чисто внешне опираться на Библию, но его скорее можно назвать оккультной сектой.

Центром этого учения является южный штат Юта. Управляет каждой общиной мормонов выбранный тайным голосованием Президент и два его помощника, которые выполняют также функции казначеев. Мормоны весьма активно занимаются миссионерской деятельностью и количество их членов медленно, но неуклонно повышается.

У мормонов отсутствуют специальные молитвы и псалмы, их собрания построены на импровизации и проповедях. Они по своему проводят обряды крещения и венчания, при этом это единственная церковь в христианстве, которая признает многоженство.

Выйти из данной секты достаточно трудно и она запрещает бывшим своих членам проводить новое крещение в качестве наказания.

Адвентисты Седьмого дня

Совершенно особое место в религиозных направлениях занимает церковь Адвентистов Седьмого дня, ожидающих скорое пришествие Иисуса Христа на землю. Их нельзя полностью отнести к протестантам и, конечно же, к официальной христианской церкви. Это особое учение стоит того, чтобы о нем упомянуть отдельно.

Библия – священная книга, но наряду с ней изучается «Откровение» Елены Уайт и на основе этих учений и строятся законы поведения адвентистов.

Единственные из христиан адвентисты считают, что душа человека смертна, но господь, спустившись на землю, может ее воскресить и она пойдет на суд. Они же отрицают наличие ада, поскольку после беседы с господом любая душа раскается в своей неправедности.

В своих «Откровениях» Елена Уайт видела, что из всех дней Бог почитает субботу и именно в этот день должны верующие отдыхать от трудов и посвятить его молитве и духовному размышлению.

Со временем, конечно, данное вероучение подвергается изменениям и становится все больше похожим на любое протестантское учение.

Католицизм в США

Перед Гражданской войной 1861 года Америку стали активно засеять ирландцы – католики, поэтому количество представителей католицизма резко увеличилось.

Как мы знаем из истории Европы, между протестантами и католиками постоянно велась непримиримая вона, но в США этого не наблюдалось, хотя на первых порах, естественно, было несколько настороженное отношение друг к другу. Но со временем католическая церковь настолько укрепила свои позиции, что стала строить свои школы, госпитали и другие учреждения, основанные на принципах католицизма.

Поскольку со времен Первой Конституции в США церковь отделена от государства, любой гражданин страны имеет право выбирать религию по сердцу и получать образование в любом учебном заведении, как светском, так и религиозном.

Установление какой-то одной конфессии также запрещено государством, поэтому религиозные учебные заведения не слишком приветствуются политикой.

США – воистину удивительная страна, полная противоречий. Ее культура и религиозные воззрения сложились из верований и воззрений представителей самых разных национальностей и религиозных учений.

В последнее время наблюдается увлечение религией именно у молодежи США, многие считают, что таким образом молодое поколение протестует против устоявшихся догм и порядков.

Фантастическое падение цен на нефть обойдет стороной Россию

«Культурная война» проиграна, белые христиане вымирают, число прихожан неуклонно падает. Таковы современные реалии США, некогда наиболее религиозной страны западного мира. Неудивительно, что практикующие протестанты и католики готовятся к переходу на катакомбное положение. На смену их вере уже идет во многом похожая, но довольно жуткая идеология новой американской жизни.

Еще в 1976 году восемь из десяти американцев называли себя «белыми христианами». Даже десять лет назад «белые христиане» составляли более половины населения страны. Сегодня их всего 43%. Это самое большое религиозное меньшинство, но это все-таки меньшинство.

Речь сейчас идет не только о религиозном упадке. Американцы средних лет замечают, как быстро исчезает литературно-эстетический канон их страны, как размываются традиционные поведенческие нормы, как уходят в небытие бытовые мелочи – неотъемлемая часть культурного кода нации.

Стало трудно обмениваться с коллегами цитатами из школьной классики, ведь вся она написана «мертвыми белыми мужчинами» и не является обязательной к изучению в мультикультурном сообществе.

Сегодня просвещенный гражданин США уже не может так просто пожелать продавцу в супермаркете или прохожему на улице: «Счастливого Рождества!» А вдруг эта банальная фраза кого-нибудь оскорбит?

Быстрее всего с «иудео-христианскими ценностями» расстается молодежь. Христианский выбор сменяется или атеизмом, или исламом – эта религия стремительнее всех обрастает неофитами.

Правда, дехристианизация пока что не коснулась истеблишмента. Органы власти в Америке заполнены практикующими христианами, а каждый кандидат в президенты обязан засвидетельствовать перед нацией свою твердую веру в Бога. В составе Верховного суда за всю историю его существования не было ни одного атеиста. Атеистов по-прежнему нет в сенате, а в Конгрессе – всего один, представитель штата Аризона Кирстен Синема. Также она является первой открытой бисексуалкой, избранной в Конгресс, и вскоре рассчитывает стать сенатором, несколько «разбавив» их ряды из протестантов и католиков.

В то же время именно эти приверженцы христианства во власти парадоксальным образом навязывают американскому народу законы, явно не укладывающиеся в традиционные христианские представления. Это при их поддержке сексуальные меньшинства буквально терроризируют судебными исками бизнесменов, отказывающихся обслуживать гей-браки. Это с их согласия поднимается хайп вокруг трансгендеров и фабрикуются секс-скандалы с участием духовных лиц.

В том числе и поэтому рядовые американские христиане – от фундаменталистов из сельской провинции до просвещенных интеллектуалов в больших городах – признают, что их «культурные войны» безнадежно проиграны. Против лома нет приема, даже у самых известных и влиятельных религиозных проповедников, собирающих целые стадионы, нет ни малейшего шанса одолеть ту пропаганду, которой окормляют население массмедиа и Голливуд.

Да, консервативные евангелические протестанты выглядят вполне решительно в своей борьбе с современными «Содомом и Гоморрой». Однако их успехи столь же незначительны, как и у либеральных мейнстримных протестантов. И там и там демография провальная – молодежь поголовно выписывается из христианских рядов, а паству средних лет косит повышенная смертность.

Неудивительно, что часть верующих теперь исповедуют полное пораженчество. Историк религии Роберт Джонс в своей книге 2016 года «Конец белой христианской Америки» предлагает христианам признать, что со своими понятиями о морали они выглядят абсолютными фриками на фоне современного общества, и, соответственно, осознать себя культурным меньшинством, контркультурой. Тем более смириться с поражением будет вполне по-христиански, ведь церковь изначально была гонима.

В статусе современных гонимых верующим и предлагается замереть. Издевательства окружающих над их образом жизни, верой и святынями прилагаются.

Столь мазохистская тенденция выглядела бы дико применительно к любой другой мировой религии. Интересно, что сказали бы об авторе, если бы он предложил иудеям принять свою «маргинальность» на основании того, что их вера веками подвергалась гонениям.

Другая версия «христианства 2.0» – геттоизация. Ее апологетом стал видный религиозный блогер и журналист Род Дреер, автор бестселлера «Опция Бенедикта: Стратегия христиан в постхристианской нации». В названии упомянут Бенедикт Нурсийский, святой VI века, которому столь не понравилось жить в развратном Риме, что он ушел оттуда с кучкой последователей и основал первый в истории христианский монашеский орден.

У Дреера сложная религиозная биография. Он был воспитан в методистской вере, но в молодости перешел в католицизм. Смущенный беспрестанными скандалами и обвинениями священников в педофилии, он забросил католичество и в 2006 году принял православие. Сегодня он предлагает американцам воспользоваться «опцией Бенедикта» – уезжать из больших городов и создавать нечто вроде современных монастырей. Это могут быть жилые комплексы или коттеджные поселки, населенные верующими семьями. Там будет своя церковь, своя школа, вся инфраструктура, а воспитание и образование детей можно будет поставить под контроль, избавив их от «уроков толерантности» и тому подобного.

Подобные общины уже существуют. Обычно это коттеджные поселки, где живут представители среднего класса. Есть поселения католиков, есть – протестантов. Дреер ездит по ним и рассказывает о них в своем блоге. Эти рассказы производят двойственное впечатление.

С одной стороны, вызывает уважение смелость людей, решивших столь кардинально изменить свой образ жизни и посвятить себя вере. С другой стороны, эта добровольная геттоизация выглядит откровенно депрессивной. Складывается впечатление, что современная жизнь буквально вытолкнула на обочину сотни тысяч умных и успешных людей, а они даже не пытаются с этим бороться.

Любимая метафора Дреера – потоп и ковчег. Современную масс-культуру он сравнивает с потопом, которому невозможно противостоять. Долг же верующих, по его мнению, – строить себе уютные ковчеги, в которых они смогут спрятаться от современности. Все это откровенно напоминает идеологию «выживальщиков», разные формы которой все шире распространяются по США.

На протяжении столетий христианство было мощнейшим инструментом формирования американского социума. С его помощью белые протестанты и выстроили Соединенные Штаты Америки, какими мы их знаем.

Несмотря на видимый упадок христианской веры, эта подспудная, поколениями передающаяся религиозность не может так просто «уйти в песок». До сих пор она пронизывает собой буквально всю жизнь Соединенных Штатов, но в каких-то извращенных формах. И по-прежнему ее главной функцией является стратификация общества на более и менее праведных, изгнание еретиков и ожесточенная охота на ведьм.

Скандалы с харрасментом в Голливуде до боли напоминают сюжет про салемских ведьм. Та же самая массовая истерия, то же разделение на козлищ и агнцев, та же показательная общественная казнь «еретиков».

Религиозный накал чувствуется во всех политических истериках новейшего времени – от антитрамповской кампании до истории с «русским вмешательством». В типичную секту в США превратилась и «либеральная» идеология с ее поиском врагов, массовыми психозами и показательным бойкотом всех неугодных и сомневающихся.

Такое впечатление, что энергия и религиозный пыл, которые американцы когда-то вкладывали в создание своего общества, теперь идут на его разрушение.

Какая вера у американцев — самые распространенные религии в США

Влияние знаменитой американской демократии распространено на каждый сегмент социального общества и ярко выражено в непростом вопросе – религия в США. Свобода вероисповедания закреплена в конституции и своим законным правом американцы пользуются сполна. В Соединенных Штатах очень много религиозных конфессий и все они имеют своих адептов. В целом верующих в стране насчитывается около 85%, где приблизительно 79% связывают себя с одним из направлений христианства.

Роль религии в жизни американцев

Религия и церковь занимают одно из приоритетных мест в жизни американцев. Поэтому можно уверенно сказать, что подавляющее большинство жителей США относятся к вопросу вероисповедания с большим уважением. Здесь принято всей семьей посещать церковь и приглашать священнослужителя на похороны, бракосочетание или причастие. Однако вероисповедание в Америке для многих – это банальная возможность ходить в храмы, как в клуб по интересам, а для других – истинно верить в Бога.

В Соединенных Штатах церковь отделена от государства. Согласно исторической поправке к конституции, начиная с 1791 года, ни одна религия не может быть возведена в ранг государственной. Это связано с тем, что страну постепенно заселяли выходцы со всего мира, и каждая диаспора стремилась бережно хранить национальные обычаи. Поэтому нельзя дать однозначный ответ на вопрос о конкретной религии в США.

Какая вера у американцев

Благодаря многонациональности американского народа постепенно сформировались разные направления верований. В Соединенных Штатах Америки мирно соседствуют приверженцы:

  • неопротистанских и псевдопротистанских течений;
  • католических, православных, протестантских религий;
  • общины индейцев, афроамериканцев;
  • евангельские христиане;
  • основные протестанты;
  • мормоны;
  • буддисты;
  • свидетели Иеговы;
  • мусульмане;
  • прочие христианские верования.

Есть многочисленная (относительно числа прихожан) церковь сатаны и другие ортодоксальные конфессии. Приблизительно 1,6% граждан, в основном молодых считают себя атеистами и эта цифра неуклонно растет.

На вопрос какая религия в США самая распространенная можно дать исчерпывающий ответ. Наиболее доминирующими конфессиями считаются – католицизм (свыше 23% верующих) и протестантизм (более 51% адептов). В 20 веке католическая церковь активно занималась вопросами политики: выступала против войны во Вьетнаме, старалась позитивно влиять на проблему ядерной безопасности. Например, епископы США в 1978 году высказывали пожелания о договоре ограничения стратегических вооружений.

Самая распространенная религия в США

Протестантская церковь принимала в жизни Соединенных Штатов не меньше участие, если учитывать тот факт, что это самая большая религиозная конфессия в стране. Протестантизм – отдельная ветвь христианства с преобладающими тенденциями современного подхода к священным текстам. Сторонники распространенной религии стараются переосмыслить догмы и адаптировать их к реалиям.

Вне зависимости от вопроса, какая вера у американцев любая конфессия старается сохранить исторические традиции и культуры, несмотря на нарастающий поток эмигрантов из разных стран. Были определенные разногласия, расколы в убеждениях, например, в лютеранской и протестантской церкви во время гражданской войны в США, когда северная лютеранская церковь выступала за постепенную отмену рабства. В целом, на территории Соединенных Штатов крупных религиозных конфликтов не возникало.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх