Помост

Вопросы веры

Риза Богородицы

Риза (икона)

Риза (икона) Запрос «Оклад» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. У термина «Риза» существуют и другие значения.

Оклад иконы типа Владимирской Божьей матери. ГИМ, XVII в.

Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата, греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.

Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторых центрально- и восточноевропейских иконах). Наибольшая роскошь и размах производства была свойственна русским произведениям, и только в отечественном искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала ХХ века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начинает приходить в упадок.

Термин

Византийская икона Богоматери в католическом кафедральном соборе Таормины, Сицилия

Согласно словарю Даля, используется следующее словоупотребление: Окладывать (обложить) икону, одеть серебряной и иной ризой, окладом. Икона без оклада — это неокладный образ.

Убор иконы в письменных источниках носит названия «крута», иконное «кование», «кузнь у икон». Современное слово «оклад» появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово «риза» (одеяние). Оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы — она всегда была «образ окладной». Если оригинальный оклад снят и заменён ризой, снятой с другой иконы, это называется «оклад в подборе».

Этимология слова «риза», первоначально употреблявшегося лишь для детали оклада — изображения одежд (риз), и лишь потом распространившегося на весь оклад целиком, не ясна. Фасмер предполагает родство с «рубаха, тряпка, резать» и т. п.

Литургическое значение и предназначение

Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы. Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.» (Исх.25:11)), так и иконы украшают драгоценными окладами.

Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фон и надписи — именно поэтому и сейчас, даже оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность — «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований„. Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.

Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка.

Вклады

Спас Нерукотворный в ризе, изготовленной с использованием эмали. ГТГ
Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном жемчугом, Тихвинский монастырь: “на которой оклад поля и венцы серебрянные вызолоченные, в венцах пять штучек финифтяных, онаго же образа риза вынизана китайским жемчугом, с верху звезда алмазная, по бокам две звездочки бирюзовыя, в средине по бриллианту маленькому, около лику местами вынизано настоящим жемчугом»

В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких-либо удачно завершённых событий, по данному Богу обету.

Храмовые иконы одевались ризами по вкладам крупных ктиторов, или же постепенно — дарами обычных прихожан:

Как только написанная икона освящена и поставлена в храме, начинают собирать деньги на ризу, и скоро… на иконе осталось только личико и руки; об остальном можно судить по работе серебряника и его умению водить резцом

Обилие подобных изделий в русских храмах поражало воображение иноземных путешественников. Так, один из них замечает:

…На образах Богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными каменьями… Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе…

Особенной популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для иконы Владимирской Божией Матери (согласно летописи на него ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра) по заказу князя Андрея Боголюбского. В первый период заказ окладов, на которые уходили пуды золота, были доступны лишь представителям верхушки общества. Известно описание несохранившегося оклада XVII века для Донской иконы Божией Матери, которое в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов:

… венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи.

Традиция украшения монархами окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.

История

«Распятие со святыми», византийская сборная
икона XI—XIV вв.

Оклад, покрывающий всю икону, кроме ликов, происходит от древних (в частности, сборных) рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла. Оклады первоначально появились на мелких резных и лишь позднее — на больших храмовых иконах. Древнейшие из известных отечественных — чеканные серебряные оклады XII века на иконе святых апостолов Петра и Павла, а также на иконе Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софийском соборе города Новгорода.

Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы. С XIV века известен простейший вид оклада — басменный. Басма — это тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой, распространился в первой половине XVII века с ростом иконного промысла.

Как считается, в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики.

«Иоанн Креститель Ангел Пустыни», басменный оклад

К XVII веку всё чаще встречаются оклады, которые закрывают всё живописное пространство, оставляя свободными только лики. В дальнейшем такие сплошные оклады становятся преобладающими. На смену строгим басменным работам Древней Руси пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобный оклад создавался следующим образом: на гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, в которой подробно прорабатывал фигуры и одежды святых, повторял сложную композицию — пейзажные горки, архитектуру и проч. Надписи с именами могли обрамляться причудливыми барочными завитками. Как пишут исследователи, «подобного рода оклады по своей выразительности соперничают с произведениями скульптуры того времени». Барочные элементы сохраняются долго, на протяжении всего XIX века, так как обилие деталей становится неким символом богатства.

«Свв. Владимир и Варвара», икона начала XX века. Простой классицистический оклад включает только раму.

Тем не менее, со временем более массовыми становятся более простые и дешёвые оклады — с открытием в 1730-х годах на территории России серебряных рудников они выходят на ремесленный уровень. По мере внедрения в ювелирное дело механизации из окладов исчезает рукотворность. Вальцовка и штамповка придают окладам обезличенный вид. В XIX веке большинство окладов изготавливалось из тонких листов серебра — отсюда их жаргонное прозвание «фольгушка». По тонкому металлу штамповался рисунок (узорная рама, орнаментальный фон). Одежду и венцы могли гравировать вручную, или же, что было чаще, они могли быть накладными и припаиваться к основному полю. Иногда серебряный оклад покрывали позолотой. Подобные «фольговые» оклады считаются на антикварном рынке самыми дешевыми. Более ценными являются литые оклады с тщательной проработкой путём чеканки. Одновременно в XIX веке в окладах начинает проявляться стиль классицизм — упорядоченность узоров, их стройное распределение на раме, фоне, венце, симметричные гирлянды. По мере хода истории оклады становятся все менее и менее рельефными. Хотя для последней трети XIX века — периода историзма, характерно обращение к старинным древнерусским образцам.

Удешевляется и живопись: в поздний период (XIX — начале XX веков) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад одних лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и прочего (т. н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона).

Как любопытный факт следует отметить существование т. н. адописных икон — с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался чёрт, либо лику святого пририсовывались рога и т. п. Подобные иконы упоминаются уже в житие Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в XIX веке в крестьянской среде.

Большинство русских риз, по причине своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 году Декрета о полной ликвидации монастырского имущества в России. Конфискацией в основном занималась Комиссия по изъятию церковных ценностей.

Состав и крепёж оклада

«София Премудрость Божия»,
икона XVI века со следами гвоздей по контурам фигур и в нимбах

Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укреплённым или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов.

Венец с коруной и цата.
Рясны

В раннем периоде все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас, — эти следы можно видеть на древних иконах. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском.

Элементы

  • Венец — накладной нимб, украшение вокруг головы. Венцы могут быть гладкими, прорезными, в технике ажурной или фоновой скани, с эмалями, драгоценными камнями или стразами в глухих кастах или лапках, а также с крупными зубцами — «городчатый венец».
  • Коруна (от «корона») — зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец.
  • Собственно риза — часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. (Слово распространилось на оклад иконы целиком).
  • Рама оклада — часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только край (поля) иконы.
  • Фон — металлическое наложение (свет) на поле и позем иконы
  • Цата (др.-рус. «цята» от лат. centus — «мелкая монета») — элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого — обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. Мог быть с узором (тисненым, чеканным, филигранным), камнями в кастах и т. п. Отличительная черта украшения окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Символизирует чин Царства и первосвященства.
  • Украшения:

Икона Богоматерь Казанская в окладе в складене-киоте. Москва, Первая половина XVII века.

    • Дробницы — небольшая серебряная или золотая пластинка прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе
    • Запоны — застёжка-украшение (растительный орнамент и завитки) с драгоценными камнями, закрепляемая шнуром, цепочкой или планкой.
    • Плашки
    • Рясно — подвески-украшения к венцу на окладе иконы. Название образовалось от существовавшего ювелирного украшения — женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски.
    • Серьги, рясы, кулоны, жемчужные убрусы, зарукавья, ожерелья

Типы

Оклад иконы «Спас Елиазаровский». XVII в., Псков

  • Чеканные металлические и шитые оклады — покрывали «доличное письмо»: всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть, кроме «лично́го письма» — карнации).
  • Басменные оклады — изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фона икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались из тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки.
  • Обронный оклад — оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки.
  • Филигранный оклад

Техника

Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров:

Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлической оправы — каста. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу.

Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золочёные из дерева встречаются сравнительно редко.

Оклады икон в истории культуры

«Св. Николай», Сербия. Потемневшая икона выглядит полностью закованной в ризу, вычеканенную из цельного металлического листа (т. н. обронный оклад)

Представляет интерес тот факт, что на протяжении XVIII—XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения отечественного изобразительного искусства, относясь к ним исключительно как к культовому объекту. Только в начале XX века, когда тёмные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика испытала культурный шок от красоты этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас.

Во многом красота икон оставалась скрытой не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций украшать их окладами. И чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале XX века просвещёнными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.

«Мадонна ди Сан Лука», Болонья

Вот что писал об этом философ князь Евгений Трубецкой в 1916 году:

Совершившееся на наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. <…>

Мы проходили мимо иконы, но не видели её. Она казалась нам тёмным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы её знали. И вдруг — полная пе­реоценка ценностей. Золотая или серебря­ная риза, закрывшая икону, оказалась весь­ма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благо­честивого безвкусия, которое свидетельству­ет об утрате религиозного и художественно­го смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу — значит, отрицать её живопись, смотреть на её письмо и крас­ки, как на что-то безразличное как в эстети­ческом, так и в особенности — в религиоз­ном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую пе­регородку между нами и иконой.

Что сказали бы мы, если бы увидали зако­ванную в золото и сверкающую самоцветны­ми камнями Мадонну Боттичелли или Рафаэ­ля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным.

Теперь на наших глазах разрушается всё то, что до сих пор считалось иконою. Тёмные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь.

— Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе.

Примечания

  1. Cловарь Даля
  2. Выставка «Драгоценный убор икон»
  3. И. Л. Бусева-Давыдова. К иконографии Богоматери Владимирской в XVII веке
  4. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера. Риза
  5. Ирмос 5-й песни Воскресного канона (глас 5)
  6. Деяния Вселенских соборов. СПб.: 1996. С. 584.
  7. 1 2 Ризы (оклады) святых икон
  8. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон IX—XIV веков. Указ. соч. — С. 34—35.
  9. 1 2 Любовь Шитова. Русские окладные иконы конца XVII — начала XX века // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — 2004. — № 5(17).
  10. Пермская художественная галерея
  11. Владимирская икона
  12. Переписная книга Московского Благовещенского собора. 1873. С. 4—5
  13. Стерлигова И. А. Драгоценный убор трёх кремлёвских чудотворных икон Богоматери // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. — М.: 2006. — С. 163—164.
  14. Дмитриева Н. Икона Божией Матери Казанская // О Тебе радуется!.
  15. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон IX—XIV веков. Указ. соч. — С. 41.
  16. Статья «Оклад» в БСЭ
  17. Встречается упоминание, что этот оклад хранится в ГТГ — но это ошибка, о чем свидетельствуют каталоги.
  18. 1 2 3 4 Кравченко А. С. Икона М.: 1993
  19. 1 2 В. И. Переятенец. Русский антиквариат. — СПб.: 2003. — С. 146—149. — ISBN 5-93437-145-2
  20. Пример подокладной иконы: STORY OF A FORGERY by Pierre Gagnaux
  21. 1 2 3 Иллюстрированный словарь по иконописи
  22. Лесков Николай Семенович. Об адописных иконах // Русский мир. — 24 июля 1873. — № 192.
  23. 1 2 Словарь иконописца на основе «Словаря изографа» В. В. Филатова.
  24. Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе.

См. также

  • Киот
  • Ковчежец

Ссылки

  • Михаил Вилькин. Оклады Икон // Antiq.info : журнал. — статья о ценообразовании на современном антикварном рынке.
  • Игошев В. В. Типология и символика серебряной басмы XV—XVII веков. Проверено 21 февраля 2009.
  • Шитова Л. А. Жемчужные украшения икон конца XVII — начала XX веков. Проверено 21 февраля 2009.
  • Как чистить оклады // Как правильно обращаться с иконами. Проверено 3 марта 2009.

Литература

Оклад иконы

Для термина «Оклад» см. также другие значения. Для термина «Риза» см. также другие значения.

Оклад списка иконы Владимирской Божьей матери. ГИМ, XVII в.

Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата, греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.

Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторые центрально- и восточноевропейские иконы). Наибольшие роскошь и размах производства были свойственны русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:814 1 282 580

Субтитры

Одежды, по преданию покрывавшие Пресвятую Богородицу при жизни и в Успении, занимали особое место среди святынь Константинополя. Боль­шая их часть размещалась в дворцовом комплексе во Влахернах, где они хранились вместе со знаменитыми чудотворными образами Богородицы. Одеяния, получившие название «Ризы» и «Покрова», как полагают, были либо частью длинной мантии, возлагавшейся на голову и скрывавшей фигуру до колен, либо коротким платком, покрывавшим только главу или спадавшим до плеч. Во Влахернах паломники видели также повой, или скуфью Богородицы. Эту реликвию обычно связывают с небольшим го­ловным платом, надеваемым поверх мафория и хорошо известным по иконогра­фии. Так, паломник Стефан Новгородец замечает: «идохом в Лахерну, в церковь святыя Бого­родица, идЪже лежить Риза и Пояс и Скуфия, иже на главЪ ея была». Последний предмет явно отли­чался от Ризы и Покрова и, действительно, на иконах мог изображаться как некий дополнительный головной убор, обязанный своим происхождением конкретной византийской реликвии.

История обретения и почитания одежд Богоматери не всегда ясна; этот вопрос ждет своего кропотливого исследователя, однако здесь можно найти несколько повторяющихся в Предании тем.

История появления богородичных святынь в Константино­поле основана на письменных свидетельствах, которые дают основа­ние думать о перенесении в Константинополь по крайней мере двух различных верхних одеяний Богородицы — Ее Ризы и Покрова, и, по-видимому, в разное время положенных в храмах Влахернского комплекса. Это следует как из исторических сочинений, так и из гомилетических произведений, предна­значенных для чтения в праздники Положения Ризы — 2 июля и Успения Богоро­дицы — 15 августа. Независимо от того, на какой из этих дней приходилось чтение и к какому из текстов обращались составители Минология, история одежд должна была восходить к последним дням жизни Богородицы и Ее Успению. Следова­тельно, и закрепленная традиция их почитания могла зародиться не ранее времени сложения богословско-догматических представлений об этом событии и официального оформления праздника 15 августа. В основе их лежали неписьменные сведения, литературно закрепленные к V—VI векам и усваиваемые свидетелю последних дней жизни Богородицы апостолу Иоанну Богослову и его ученику — епископу II века Мелитону Сардийскому. На представленных в них описаниях событий базируются последующие сочинения, Преданием связываемые с разными автора­ми, прежде всего Иосифом Аримафейским, а позже — Иоанном, архиепископом Солунским. После официального установления нового праздника, посвященного Успению Пресвятой Девы (происшедшего предположительно при императоре Маврикии (592-602)), церковные писатели составили для него гомилии и торжественные слова, объясняющие и прославляющие чудо Успения и Вознесения Богородицы. Именно они в первую оче­редь повлияли на иконографию праздника. Святоотеческие гомилии, провозгла­сившие истину апостольского свидетельства, стали каноническими текстами об Успении, однако они также были написаны на основе ранних апокрифических сочинений. Умножение литературы, посвященной Успению, приходится на VIII— IX столетия, когда складывается широкий пласт гимнографических произведений, вошедших в проложные чтения службы этого дня.

Риза Богородицы

«Гробные одеяния» Богородицы упоминаются в «Слове об Успении» Иоанна, архиепископа Солунского, составленном между 610 и 630-ми годами. Описывая последние часы жизни Богородицы, автор отводит особую роль апостолу Иоанну Богослову. Восхищенный от Ефеса Духом Святым апостол первым узнает о ско­рой смерти Пресвятой Девы Марии, которая просит сохранить Ее тело от враждебно настро­енных иудеев и ведет его «в хранильницу свою, показа ему погребальныя Ризы, и все сущее въ жилищи ея, глаголющи: «Чадо Иоанне, веси яко ничтоже имамъ на земли, токмо погребальныя своя две Ризы, еста же две зде вдовицы, егда же изыду от тела, даждь едину коеиждо»». Заповедав две свои Ризы вдовицам, Мария сама свидетельствует, что они являются Ее погребальными одеяниями. Согласно «Сказа­нию Мелитона Сардийского», получив от ангела весть об Успении, Она оделась в эти «новые одежды», которые останутся в гробу после того, как она «изыдет от тела» и вознесется во плоти. «Все погребальное», вместе с принесенной ангелом пальмо­вой ветвью, она показывает и всем другим собравшимся в Ее доме апостолам. Нет сомнений, что именно их видит в пустом гробу в Гефсимании апостол Фома, не ус­певший к Успению и явившийся только через три дня после погребения. Указание на апостола Фому и другие подроб­ности позволяют думать об обращении Иоанна Солунского к латинской редакции «Слова» V века, приписываемого Мелитону Сардийскому. Ряд важных подробностей заключает в себе другое латинское сказание об Успе­нии Богоматери, легендарный автор которого называет себя Иосифом Аримафей­ским. В нем говорится, что тело Богородицы, положенное в склепе Иосафатовой долины, было взято ангелами на небо. Видевший это Фома, чудесным образом перенесенный на Масличную гору из Индии, молил возносящуюся Богородицу о благословении, и тогда к ногам его упал пояс, который опоясы­вал тело при погребении. Апостолы не поверили рассказу Фомы и, чтобы убедить неверующего, открыли гроб, — но он оказался действительно пустым. В полученном поясе они признали ленту, которой скрепили смертные Ризы Пресвятой Девы Ма­рии. Таким образом, и пояс следует относить к комплексу погребальных одежд. Предание об оставлении Богоматерью Риз, изложенное в «Слове» Иоанна Солунского, использует преподобный Иоанн Дамаскин во «Втором Похвальном Слове на Успение Богородицы». В конце своей гомилии святой Иоанн приводит главу III книги так называемой «Евфимиевой истории», содержащей рассказ о предпринятом императ­рицей Пульхерией и императором Маркианом стоительстве во Влахернах церкви в честь Богоро­дицы и их желании перенести туда Ее тело, подобно тому, как переносили мощи святых в посвященные им храмы. Они обратились к Иерусалимскому епископу Ювеналию, пребывавшему в Константино­поле по случаю происходившего тогда Халкидонского собора: «Хотим перенести сюда эти останки под охрану царствующего града». Ссылаясь на древнее и достовернейшее предание, иерарх рассказал о соб­рании апостолов и открытии гроба: «…один из них, отсутство­вавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться Богоприемному телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись исходящего от них несказанного благоуха­ния, закрыли гроб. Услышав это, цари просили архиерея прислать им запечатанным тот святой гроб вместе с пеленами и одеждами Славной и Пресвя­той Богородицы Марии. И, получив, поставили его в священном храме, постро­енном в честь Пресвятой Богородицы во Влахернах». Приведенный отрывок из 18-й главы, известный по всем самым ранним рукопи­сям «Слова», был заимствован преподобным Иоанном из так называемой «Евфимиевой Истории» – жизнеописания аввы Евфимия (†472), жившего в Палестине во времена Халкидонского собора. Появление в ней эпизода с открытием гроба Богородицы и обретением реликвии – Ризы – вполне объяснимо: как раз в это время в Церкви кристаллизовались представления об Успении Богородицы. Было необходимо проследить связь хранящейся во Влахернах Ризы с пре­данием о погребальных одеяниях, обнаруженных апостолами в пустом гробу и иден­тифицировать их с истинными одеждами Пречистой. Таким образом, общее предание о проис­хождении, обретении, перенесении и положении Ризы во Влахернах было сформи­ровано уже к середине VI века. Оно свидетельствовало о погребальном характере одеяний, обретении их в пустой гробнице, не сохранившей тела Девы Марии, перенесе­нии Риз из Гефсимании в Дом Богородицы во Влахернах. Судя по всему, Влахерны воспринимались в Кон­стантинополе повторением, своеобразной иконой Гефсиманской гробницы, что и послужило созданию здесь Святой раки, в которой были положены «гробные пелены». Надо думать, что это был не реальный гроб Бого­родицы, остававшийся в Иерусалиме, но его подобие.

История перенесения из Палестины в Константинополь одеяний Богоматери, которые, по преданию, она Сама перед смертью завещала двум жившим с ней вдовицам, содержится в «Слове на положение Ризы Богородицы во Влахернах» Феодора Синкелла, пресвитера Великой церкви, произнесенного им в праздничный день 2 июля между 620 и 625 годами. Первая часть его сочинения, следующая за доста­точно обширным и витиеватым вступлением, в котором автор восхваляет Влахерны и хранившиеся там святыни, представляет собой пересказ древней, и, вероятно, к на­чалу VII века уже ставшей хорошо известной истории о перенесении облачения из Пале­стины.

Покров Богородицы

Согласно наиболее часто повторяющейся традиции описания, по свидетельству монаха-историка XIV века Никифора Каллиста, Покров Пресвятой Богородицы был обретен в царствование императора Льва Великого (457-474). Братья Галвий и Кандид, путешествуя в Палестину на поклонение святым местам, обрели там одеяние Пресвятой Богородицы в доме одной девицы-еврейки. В истории, пересказанной Феодором Синкеллом, говорится, что два брата достигли Палестины и направились в Галилею, чтобы посетить Наза­рет и Капернаум. На ночь они остановились в небольшом селении, где нашли приют у старой иудейки, «сияющей своей чистотой и благодетелями». Заметив во время вечерней трапезы, что внутренняя комната дома была «освящена многими светильниками и благоухала от мира многочисленных кадильниц», они расспросили о причине такого убранства. Женщина рассказала им, что в ее доме происходят чудеса исцеления от исходящего «неземного света» и благоуханий, но умолчала об источнике этих чудес. Получив сбивчивые и уклончивые ответы хозяйки, Гальбий и Кандид настойчиво просили открыть тайну. Как повествует автор «Слова», она со слезами и стоном сообщила, что никто не должен был знать священный секрет, переданный ей «под клятвой предкам». Она решается рассказать о нем, поскольку является последней девой в их роду и потому последней законной владелицей свя­тыни. В ковчеге, что «блистает неземным светом и благоухает» в ее дальней комнате, хранятся одежды Пресвятой Богородицы, которые Она перед смертью — как Свою милость — завещала девам, жившим с ней в одном доме. Сохранявшая девство женщина происходила из рода одной из них, почему и получила в наследство столь великую святыню. В списках распространенной редакции в рассказ включена примечательная подробность: хранимое в доме одеяние сохраняет следы молока Бого­матери с того времени, когда она кормила Младенца Иисуса, чем недвусмысленно подчеркивалось, что оно не имеет никакого отношения к погребальным одеяниям. Обращает на себя внимание уточняемая подробность, что данное одеяние передавалось из рода в род тем из представителей семейств, которые принимали на себя подвиг девства. Тогда как погребальные Ризы Богородица завещает вдовицам из своего окружения.

Братья попросили хозяйку о возможности провести ночь у великой святыни; в слезах и молитве благодарили они Богородицу за то, что увидели и услышали. Удостоверившись, что все заснули, Гальбий и Кандид измерили ковчежец, отметив, из какого дерева он сделан. Прибыв в Иерусалим, братья раздали милостыню бедным и заказали точную копию ковчега. На обратном пути им вновь было позво­лено пробыть ночь во внутренней комнате и, как прежде, они горячо молились, испрашивая разрешения Богородицы переместить святыню в Ее собственный город — царь всех городов, ради его безопасности и славы. Братья подменили ковчежец и отправились в Константинополь. Опа­саясь, что лишатся такого сокровища, не сказав о нем ни предстоятелю Церкви Констанинопольской, ни импера­тору, с благоволения Богородицы Гальбий и Кандид возвели возле своего дома во Влахернском квартале небольшой храм во имя апостолов Петра и Марка. Однако чудесное вмешательство Пресвятой Богородицы все же вынудило братьев рассказать о святыне. Получив столь великий дар и исполнившись радости, император Лев и его супруга Верина возвели во Влахернах храм в честь Богородицы и поместили в нем привезенное одеяние, положив его в сделанный из золота и серебра реликварий — Святой ковчег. Стиль торжественного «Слова», написанного Феодором Синкеллом около 620 года, свидетельствует о том, что к первой четверти VII века эта реликвия уже имела достаточно долгую и, заметим, не очень ясную историю почитания. Ему усваивается и собственное наименование в числе одеяний Богоматери, имеющее славянский и конкретно русский перевод – Покров.

Почитание святынь

Таким образом, источники выявляют погребальные и прижизненные одеяния Богородицы, в разное время и при разных обстоятельствах оказавшиеся в Констан­тинополе. Эти обстоятельства придали своеобразие почитанию каждой из них, сложившееся уже к VII веку. Сооружение раки и перенесение погребальных пелен из Иерусалима связывают с именами Пульхерии и Маркиана, построивших около 450 года Дом Пресвятой Богородицы во Влахернах и разместивших там Ризу. Чтения об этом приходятся в минологиях и праздничных гомилиях на 15 августа — день Успения. Если обратиться к данным исторических хроник и письменных источников, Влахернский храм, действительно, был создан Пульхерией в начале царствования Маркиана, между 450 и 453 годами. Особенно подробен в своем описании Никифор Каллист (ок. 1320), опи­равшийся на разные источники, в данном случае скорее на «Евфимиеву исто­рию». Он указывает, что погребальные пелены Богородицы были присланы Иерусалимским предстоятелем Церкви Ювеналием супруге им­ператора Маркиана (450-456) Пульхерии, которая построила для них храм во Влахернах, торжественно положила туда святыни и установила ночное бдение и процессию по средам между ним и церковью в Халкопратии, которая хранит как сокровище пояс Богоматери. Никифор Кал­лист ясно говорит о двух влахернских храмах — Большой базилике, построенной Пульхерией для погребальных одежд Богоматери, присланных из Иерусалима, и круглой капелле, возведенной императором Львом (457—474) для Ее одеяния, называемого часто как Покровом, так и Ризой и доставленного в Константинополь Гальбием и Кандидом.
Перенесение же этого прижизненного одеяния Богоматери – Покрова, который, судя по рассказу Гальбия и Кандида, Она носила еще во вре­мена младенчества Христа, связано с правлением императора Льва I (457-474) и его супруги Верины, торжественно положивших святыню в серебряном реликварии на престоле возведенного и украшенного ими храма во Влахернах. Посвященные этому событию тексты чаще всего помещаются в синак­сарях на 2 июля — день Положения Ризы, но включаются и в чтения 15 августа.

Таким образом, мы наблюдаем в истории Церкви две значительные реликвии, связанные с Богоматерью. После разграбления Константинополя в 1204 году великие христианские святыни были перенесены на Запад, хотя, как представляется, во Влахернах оставались часть Ризы и во­круг уцелевшей реликвии сложилась новая традиция ее почитания. Иосиф Бренниус перечисляет Ризу и Пояс Богородицы среди реликвий, остав­шихся в Константинополе после латинского завоевания. В любом случае, в пожаре 1434 года церковь во Влахернах гибнет и больше не упоминается. Остаются считанные годы до падения Константинополя. Основная масса реликвий, похищенных крестоносцами, найдут свои места в общественных и частных храмах и часовнях Европы.

Впрочем, ряд святынь попадают из Константинополя на Запад вполне законным и благочестивым образом. Так, например, в IX веке Византийская императрица Ирина ищет сближения с Карлом Великим для того, чтобы соединить Второй Рим – Константинополь и образовавшуюся в IX веке Западную империю Карла во единое целое. С этой целью ведутся активные переговоры, в том числе и о заключении династического брака между правителями Востока и Запада. В знак своего особого расположения императрица Ирина передает ковчег с Покровом Богоматери в дар императору Карлу Великому. В 876 году внук Карла Великого, Карл II, дарит святыню городу Шартру.

Покров Пресвятой Богородицы привлекает в город множество паломников. Исторические хроники Шартра повествуют нам о двух великих чудесах, произошедших по молитвам Пресвятой Богородице. В 911 году, когда на плохо укрепленный город наступал отряд норманнов-язычников, беспощадно разрушавших города Европы, епископ Гантельм и горожане с молитвой о заступничестве вывесили Покров Пречистой на стены города и Божия Матерь, подобно тому, как это было в Константинополе, заступается за город. Происходит чудо – свирепые «люди с Севера» обращаются в бегство и больше никогда не нападают на город, а предводитель отряда норманнов принимает христианство.

Второе чудо, также связанное с историей города Шартра, происходит в 1194 году, когда в страшном пожаре был практически уничтожен романский собор IХ века. Три дня пламя не стихало, и город уже скорбел о потере почитаемой и любимой Святыни. Но, к изумлению горожан, на третий день из-под развалин выбрались трое монахов, которые в момент, когда пламя охватило храм, вместе с Покровом схоронились в крипте собора. Кругом бушевал огонь, но Святыню и людей, хранивших ее, он не коснулся. Это чудо вдохновило горожан построить новый храм. Строительство нового Шартрского собора длилось 26 лет и завершилось в 1220 году. Во время Французской революции, чтобы спасти Святыню, ее разделяют на несколько частей. Рискуя своей жизнью, благочестивые хритсиане хранят ее у себя.

В 1819 году самый крупный из этих фрагментов возвращается в Шартрский собор. В 1927 году проводится экспертиза, в результате которой было установлено, что шартрское полотно датируется первыми веками и соответствует технологии палестинского ткачества I века. «Во время проведения исследования, — говорится в акте экспертизы, — не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань».

У Центра изучения православных святынь Российского православного университета была возможность сравнить небольшие части богородичных реликвий в разных храмах Европы – с частицами одеяний, пребывающих в университетском храме апостола Иоанна Богослова под Вязом – они соответствуют аналогичным святыням. Впрочем, в условиях упомянутой некоторой неясности глобальной истории обретения и хранения богородичных святынь особую роль играет дисциплина преемственности передачи реликвий. Епископы несли персональную ответственность за правильную передачу реликвий. Переданные в храм апостола Иоанна Богослова под Вязом частицы одеяний Богоматери, которые до передачи Российскому православному университету хранились в Западной Европе, опечатаны епископами.

Учитывая вышесказанное, прочтение сопутствующих документов и надписей в реликвариях свидетельствует, что они содержат часть погребальных пелен Богоматери, получивших в славянской церковной традиции наименование Ризы и части мафория – Покрова.

М.В. Артеев,

руководитель Центра изучения

христианских святынь РПУ

Ризоположение Пресвятой Богородицы

На Северо-Востоке Москвы в бывшем селе Леонове есть храм XVIII века, посвященный особому празднику – Ризоположению Пресвятой Богородицы. Торжеству, связанному с историей уникальной христианской реликвии, относящейся еще ко времени земной жизни Божией Матери – ее честной ризы. Перенесение этой святыни со Святой Земли в Царьград празднуется вот уже полтора тысячелетия. И в честь этого великого праздника в Русской Церкви возведено немало храмов и обителей, в числе – которых знаменитая Ризоположенская церковь в Московском Кремле и приходской храм в Леонове, не закрывавшийся даже в годы богоборческих гонений.

Из истории честной ризы Пресвятой Богородицы

«Риза Богородицы была обретена в Назарете ромеями-византийцами в середине V века. Константинопольский Патриарх Геннадий I, узнав о многочисленных чудесах, происходящих от святыни, дал указание положить ее в древней Влахернской церкви Царьграда. Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала Константинополь, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами и русами…»

Действительно, наиболее известным чудом, связанным с Ризой Пресвятой Богородицы, стало легендарное спасение Константинополя в 860 году от набега наших предков-язычников под предводительством князя Аскольда.

Спасение Царьграда

Из истории честной ризы Пресвятой Богородицы

«Царьград едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна эту великую святыню с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов…»

Вскоре после этого Аскольд принял христианство, а потому именно с Ризой Пресвятой Богородицы связывают начало Крещения Руси. В XV столетии местонахождение святыни теряется. Но ее части сохраняются и сегодня. В том числе – в Москве и грузинском Зугдиди, связывая наши православные страны благодатным покровом Небесной Владычицы. И тем не менее, многие удивляются, почему этот византийский праздник столь почитаем на Руси, и почему ему посвящено так много русских храмов.

Ризоположенского храма в Леонове

Как отмечает протоиерей Андрей Рахновский, настоятель Ризоположенского храма в Леонове: «В посвящении храма именно этому празднику отразилось самосознание русских людей того времени, а это XVII-XVIII века, когда Русь осознавала себя правопреемницей Византийского царства. Так, широко известна идея «Москва – Третий Рим»…»

Действительно, Риза Пресвятой Богородицы и связанный с ней праздник связывают не только народы и страны православной ойкумены, но и напоминают нам о важнейшем историософском смысле Русской церковности и государственности. И сегодня каждый из нас может соприкоснуться с этой величайшей святыней в Ризоположенском храме в московском Леонове, где хранится частица Ризы Пресвятой Богородицы.

И в день Ризоположения Пресвятой Богородицы нам стоит попросить нашу Небесную Владычицу в том числе и о том, чтобы она помогла России сохранить ту благодатную преемственность, которую мы получили от первой Христианской Империи – Византии – вот уже более половины тысячелетия назад.

Текст книги «Вам поможет Пояс Пресвятой Богородицы»

Риза Богородицы – еще одна великая святыня

Пречистые одежды Приснодевы

Много святынь привозили к нам с Афона – но ведь и в самой России пребывают постоянно не менее великие святыни! У нас, православных людей, всегда есть возможность поклониться им.

Одна из таких великих святынь – Риза Богородицы, частиц которой не так мало сохранилось в российских храмах.

Ризами в древние времена называли любую одежду, платье, и даже военные доспехи. Это слово пришло к нам с Востока, и в настоящее время считается устаревшим. Но богослужебные одеяния священников до сих пор называют ризами, а помещение, где они хранятся – ризницей.

По преданию, Богоматерь вместе с Поясом завещала Свои Ризы двум иерусалимским вдовам. Ризы представляли собой хитон (платье из бязи или миткали, золотисто-желтого цвета) и омофор (больше известный у нас как покров – головной убор, представляющий собой широкий платок-покрывало).

После Успения Божией Матери Ее Ризы передавались наследницам иерусалимских вдов на протяжении многих поколений. Так продолжалось до 458 года, когда приближенные византийского императора Льва Великого, братья Гальбий и Кандид отправились в паломническую поездку в Иерусалим. В небольшом селении недалеко от Назарета они остановились в доме у престарелой одинокой женщины, и обнаружили там комнату, где стоял ковчег, окруженный зажженными свечами и кадильницами. Хозяйка рассказала, что она – наследница одной из тех вдов, которым после Успения Богородицы достались Ее Ризы, и что в ковчеге находится именно эта великая святыня. Поведала она гостям и то, что силой святыни творятся чудеса: слепые прозревают, глухие вновь обретают слух, хромые начинают ходить, а немые – говорить. Да вот беда: хозяйка осталась последней в роду, и больше некому передать по наследству чудесную святыню…

Икона «Положение ризы Пресвятой Богородицы»

И тогда, испросив благословения Богородицы, братья перевезли ковчег со святыней в Константинополь. Там 2 июля 458 года она была торжественно перенесена во Влахернскую церковь, где помещена в ковчег, украшенный золотом и серебром. С тех пор 2 июля (15 июля по новому стилю) торжественно отмечается праздник Ризоположения.

Риза Богородицы способствовала крещению Руси

Дальнейшая история Ризы Богородицы отмечена многими чудотворениями. Так, в 860 году киевские князья варяжского происхождения Аскольд и Дир решили пойти войной на Константинополь. Когда многочисленные ладьи киевлян показались на море, Константинопольский патриарх с молебнами вынес святыню из Влахернского храма и погрузил в море. Мгновенно поднялась сильная буря, которая разметала вражескую флотилию. Князья Аскольд и Дир, потрясенные случившимся чудом, отказались от своих агрессивных замыслов и приняли христианство.

Именно с этого события и начался долгий и трудный путь крещения Руси. В Киев была направлена православная миссия. Святым равноапостольным Кириллом Философом была изобретена славянская азбука (кириллица) и переведено Евангелие. Русь стала одной из епархий Константинопольского Патриархата.

Но до утверждения христианства на Руси было еще далеко. И все же именно тогда, в 860 году, был сделан исторический выбор, в итоге обративший Россию в христианское, православное государство.

Видение Андрея Юродивого. Праздник Покрова

Знаменательное событие связано и с покровом (омофором) Пресвятой Богородицы, наряду с хитоном хранившемся во Влахернской церкви. Однажды святой Андрей Юродивый, живший в конце IX – начале X века, скитался по улицам Константинополя и зашел во Влахернский храм.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

В храме шло богослужение. И вдруг святой Андрей увидел, как в храм заходит сама Богородица в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Помолившись вместе со всеми, Она сняла с головы Свой Покров и распростерла его над всеми собравшимися в храме в знак покровительства, помощи и защиты. Увидели это чудо и другие люди в храме, а не только Андрей Юродивый. Сохранилась дата, когда это произошло: 1 октября, под вечер, в субботу (по новому стилю – 14 октября). Именно в этот день отмечаем мы теперь праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Трудная судьба святыни

Риза Богородицы хранилась во Влахернском храме Константинополя до 1434 года, когда там случился страшный пожар, в результате которого храм полностью сгорел. Риза Богородицы сохранилась, но после этого события она была разделена на части и перенесена в разные места. Часть Ризы оказалась и в Москве, куда ее привез святитель Дионисий, архиепископ Суздальский.

И здесь, в Москве, тоже свершались чудеса, связанные со Святой Ризой. Так, в 1451 году к стенам Москвы подступали татарские полчища, и святитель Иона, митрополит Московский, непрестанно служил молебны о спасении Москвы и укреплении сил ее защитников. И вот в ночь на 2 июля – праздник Ризоположения – враги без видимых причин пришли в великое смятение, бросили все награбленное добро и в спешке отступили. В память об этом в тот же год в Москве была возведена церковь Ризоположения (которая, правда, вскоре сгорела, но на ее месте в 1484–86 годах была возведена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери, и сохранившаяся до наших дней).

Дальнейшая история Ризы Богоматери не совсем ясна. Увезенная из Константинополя, большая ее часть, видимо, была утеряна – во всяком случае, на протяжении двух веков проследить местонахождение святыни не удается. А в XVII веке Риза была чудесным образом обретена в Хобском Успенском монастыре в Грузии. Как именно святыня оказалась там – сказать трудно, но ее подлинность засвидетельствована специалистами из разных стран. И по сей день она хранится в грузинском городе Зугдиди – там же, где есть и частица Пояса Богородицы.

В советские времена святыня, конечно, была забыта, и хранилась в запасниках Зугдидского музея. В наши дни Пречистая риза Богоматери вновь открыта для поклонения, и множество паломников едут в Грузию, чтобы приложиться к этой величайшей святыне.

Где в России поклониться Ризе Богородицы

Есть и в России места, где можно поклониться Пречистой Ризе Богоматери.

Вот главные из них:

♦ Храм Христа Спасителя в Москве. Здесь наряду с Ризой Богородицы есть и частицы Ризы Христа.

♦ Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Адрес: Москва, ул. Восточная, дом 6 (в десяти минутах ходьбы от метро «Автозаводская»).

♦ Троице-Сергиева лавра, Серапионова палата (вход из Троицкого собора, дверь рядом с гробницей Преподобного Сергия).

Какими молитвами почтить Ризу Богородицы

Ризу, как и Пояс, можно почтить любыми молитвами, посвященными Богоматери. Кроме того, Ризе посвящены следующие молитвы:

Тропарь Ризоположения, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси священную ризу Твою, еюже священное тело Твое покрывала еси, Покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию, и вопием со страхом Ти, Чистая: радуйся, Дево, христиан Похвало.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя ризы Твоея честное положение.

Какими молитвами почтить Покров Пресвятой Богородицы

Тропарь праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.

Просите защиты и помощи у Царицы нашей Небесной, Пресвятой Богородицы, славьте ее и величайте! И помните: Покров ее – над всеми нами, всегда и везде, где бы мы ни были и что бы ни делали. Верьте, молитесь, просите! И чудо свершится. И пребудет с вами Бог…

Приложение. Праздники церковного календаря, посвященные Богородице

С древнейших времен люди начали почитать различные события из жизни Богородицы. Дни, когда совершались эти события, превратились в праздники церковного календаря, называемые Богородичными праздниками. Это дни особенного прославления Божией Матери. В современном православном богослужении главными Богородичными праздниками являются Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы, а также праздники в честь наиболее чтимых чудотворных икон Божией Матери.

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября (8 сентября по старому стилю)

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – праздник, отмеченный в Церкви особой радостью. Рождение Пречистой Девы знаменует окончание Ветхого завета, мерилом которого был Закон; и начало завета Нового, единственным законом которого стали милосердие и любовь.

Из века в век, из рода в род мудрецы, богословы, пророки и праведники с нетерпением ожидали пришествия Бога в мир. Причиной этого нетерпеливого ожидания были не только пророчества и откровения о Том, Кто сумеет победить самый беспощадный и неотвратимый закон – смерть, о Том, Кто сумеет вернуть человечество к его изначальной бессмертной, безгрешной и богоподобной сущности. Пришествия Мессии ждали потому, что к тому времени, когда родилась Пресвятая Дева, мир находился в катастрофической степени падшести. Между человеком и Богом зияла непреодолимая бездна. Вот почему лучшие умы той эпохи сознавали: человеку самому уже никогда не возвыситься до состояния божества. Нужно, чтобы сам Бог сошел к человеку. Но каким образом это свершится, не представлял себе никто.

И вот Бог послал праведным Иоакиму и Анне чудесное дитя – Пречистую Деву Марию, которой и суждено было осуществить давние пророчества и надежды человечества: дать жизнь Спасителю.

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Величание Празднику

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Молитва Рождеству Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря (21 ноября по старому стилю)

Иерусалимский храм был главной святыней Израиля. И этой святыне предстояло быть разрушенной. Но в то время, когда Дева Мария впервые вошла в храм, никто еще не знал об этом. Разрушение храма стало для иудеев величайшей трагедией, катастрофой национального масштаба. В Иерусалиме существует Стена Плача, куда приезжают иудеи всего мира, для того чтобы выразить свою скорбь об утрате того, ветхозаветного Храма.

Но разрушить можно лишь стены – Благодать же Господня нерушима. Благодать Божья вошла в Деву Марию, соделав Ее живым Храмом Господним, а через Господа Иисуса Христа сам Бог – непостижимый, невидимый – явился миру, освятив Своим воплощением все творение, весь материальный мир. Со дня Боговоплощения Господь являет Свое Присутствие не только в храме, а в любом месте, где человек призывает Его.

Молитва Введению во храм Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь празднику Введения

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Величание праздника

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля (25 марта по старому стилю)

Праздник Благовещения совпадает с днями весеннего равноденствия. Издревле многие народы отмечали в это время начало весны. Для христиан же Благовещение – Праздник праздников, без которого невозможно представить себе не только историю Церкви, но и саму Церковь, и все христианство. Он знаменует собой начало новой Весны всего рода человеческого, с которой началось искупление падшего Адама и возвращение его из смертного состояния к жизни вечной.

Пророки разных народов предрекали пришествие некого Человека без греха, который освободит человечество из плена смерти. Но пророчества эти были неясными, потому что ум человеческий не мог понять, откуда на земле возьмется такой Человек. И вот настал день, когда получила Пречистая Дева Мария от архангела Гавриила весть, что именно ей предстоит стать Матерью Божией…

Благовещение, за редким исключением, приходится на дни Великого поста, когда литургия служится только в субботу и воскресенье – но в этот праздник, независимо от того, на какой день недели он приходится, литургия совершается по полному чину. Ослабляется строгий пост: в этот день разрешено есть рыбу.

В старину Благовещение считалось праздником птиц, потому что Дух Святой всегда изображался в виде голубя. В этот день люди покупали птиц в клетках и выпускали их на волю, символизируя освобождение человека из плена смерти. Сегодня эта благочестивая традиция стала возрождаться вновь.

Тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы, бывает и Гавриил благодать благовествует, Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Молитва Благовещению Пресвятой Богородицы

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх