Помост

Вопросы веры

Родительская любовь как психологический феномен

Родительская любовь консультация на тему

Тема доклада:

«Родительская любовь»

Радзина Р. Г.

Введение………………………………………………………3

1. Влияние семьи на развитие ребенка……………………..4

2. Родительская любовь……………………………………..6

3. Роль матери и отца в развитии ребенка………………….8

4. Классификация стилей родительского поведения……..10

Заключение…………………………………………………..13

Список литературы………………………………………….14

Введение

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… — он там свой.

Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Однако, семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

1. Влияние семьи в развитии ребенка

Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует постоянного целенаправленного, систематического воздействия.

Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка.

Поэтому воспитательная функция семьи — одна из важнейших её функций.

В целом можно заключить, что задачи семьи:

— создать максимальные условия для роста и развития индивида,

— обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека,

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим,

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким,

— воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В рамках семьи осуществляется особый вид воспитания — семейное воспитание. Семейное воспитание — это система взаимодействия, складывающаяся между родителями, их детьми и другими родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта, образование и всестороннее формирование личности (Радугин А.А.).

Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей — его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:

— любовь, гуманность и милосердие к ребенку,

— постоянное внимание и забота о растущем человеке,

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников,

— открытость и доверительность отношений с детьми,

— последовательность в своих требованиях,

— оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.

2. Родительская любовь

Родителя являются важнейшим субъектом воспитания человека. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся (Радугин А.А.).

И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми.

Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркоманией часто стоят не любящие своих детей родители.

Главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Но здесь очень важно понимать — необходимо, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом (Радугин А.А.).

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование личности человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Эмоциональное отношение родителей к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви. В континууме значений эмоционального отношения родителей к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений — от безусловно положительного до открыто негативного полюса:

безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «не смотря ни на что»).

Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителями личности ребенка и его поведения.

Отрицательная оценка и осуждение родителями конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителей.

Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе.

~ условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

~ амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств враждебности и любви).

~ индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самих родителей).

~ скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

~ открытое эмоциональное отвержение ребенка.

3. Роли матери и отца в развитии ребенка

Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость? связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье,

От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.

Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец — такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость.

Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки — её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти себе спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развитии. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка — источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.

Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие ребенка (особенно мальчика). По мнению Григорович Л.А. и Марцинковской Т.Д. это может проявиться в следующем:

· в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);

· в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;

· в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом;

· в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».

Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).

Первые пять лет жизни играют решающую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.

Психоаналитики также описали важность чувств любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка.

Дети в возрасте 3 — 5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, и прежде всего к родителям, причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. З.Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс — у мальчиков и комплекс Электры — у девочек.

Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви — отцовской или материнской — приводит, как правило, к нарушению поведения.

4. Классификация стилей родительского поведения

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей — это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

1. «Оптимальная дистанция» («уважение»).

Эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родителе воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.

2. «Сокращенная дистанция» («слияние»).

Концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:

= чрезмерная уступчивость;

= неадекватность понимания личности ребенка;

= отношение с ребенком, как с младенцем (не учитывая его возрастные особенности);

= неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка;

= неумение руководить детьми;

= духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение»).

Эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей — редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского поведения, выделенных на основании соотношения двух факторов воздействия на ребенка в семье — родительского контроля и родительской теплоты.

Авторитетный стиль родительского поведения — образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Результат: дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Результат: дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) — образ действия родителей, отличающийся полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Результат: дети склонны потакать свои слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствие теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственны индифферентный стиль

поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитании детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к отклоняющемуся поведения.

Заключение

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания — здоровье ребенка, его счастье и благополучие.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна — большую роль играет самовоспитание, а также роль вне семейного воспитания, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.

Но я считаю, что самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Ведь воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение его личного достоинства, зародыш которого есть уже у начавшего только что ходить.

И не правы те родители, которые считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Именно любовь родителей к ребенку является величайшим и незаменимым источником его духовного развития, формирования характера, уверенности в себе. Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести в отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ребенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей — самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему ещё больше неприятностей и огорчений.

Список литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005.

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2001.

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.

4. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Центр, 2002.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Наша родительская любовь

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Лев Николаевич Толстой

Дети – это самая большая радость в жизни каждого человека. Кроме того, что они непосредственно продолжают ваш род, маленький ребенок – это источник непередаваемой радости и счастья. Ведь маленький человечек всегда располагает к себе, и ни один взрослый не сможет удержаться от того, чтобы потискать и побаловать младенца. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе потребность в любви и привязанности.

Родительская любовь является движущей силой развития ребенка и способствует удовлетворению его витальных — жизненно важных потребностей.

Потребность в родительской любви — одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. В родительской любви нуждается ребенок любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

А. Лоуэн (1998) отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека .Абсолютно с этим согласна. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей присуща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы. Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку, стремится стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. В родительскую любовь включен творческий акт, элемент импровизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.

Родительская любовь — это глубокое и осмысленное не раз чувство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть. Для родительской любви характерно познавательное содержание. Так как родительская любовь носит личностный характер, нельзя говорить о наличии любви по отношению к ребенку, не имея определенного объема знаний о нем, не оценив предварительно его индивидуальные качества. Любить значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а проникает в самую суть. Родительская любовь — это деятельностное проникновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя (Э. Фромм, 2002; ).В. Франкл (1990) говорит о когнитивной функции родительской любви, которая заключается в способности понять человека в его сути, конкретности, уникальности и неповторимости, понять его ценность и необходимость. Следовательно, любовь не ослепляет, а делает человека зрячим. Любовь открывает уникальные возможности любимого человека и видит его во всей неповторимости.

Родительскую любовь характеризует наличие деятельностной озабоченности, заинтересованности в жизни и благополучии ребенка. Любить — значит, прежде всего, давать, а не получать. При этом, «давая» родитель проявляет свое могущество, ощущает свою силу, власть и богатство. Отдавать для родителя — само по себе радостно. Любить, значит заботиться, делать все, чтобы ребенку было хорошо и удобно, отвечать на его потребности. Согласно концепции личности В.М. Бехтерева (1905) личность содержит в себе активное отношение к окружающему миру, основанное на переработке внешних воздействий. Таким образом, родительская любовь рассматривается в качестве отношения, основанного на переработке внешних воздействий, которое проявляется в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступки) и является действенным способом выражения своих чувств.

А. С. Спиваковская (1986) описывает восемь типов родительской любви на основании выделения отношений, составляющих родительскую любовь, таких как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Родитель принимает его личность, поведение, уделяет внимание интересам ребенка, уважает его права и признает обязанности, оказывает помощь при разумной требовательности. Формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой как все, он не так хорош». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии,излишне опекает. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно — это мой ребенок и я его люблю».

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Неблагополучие ребенка, негласно, признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно хорошо ориентируется в душевном мире ребенка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерны попытки уменьшения общения с ребенком. Он старается не замечать присутствия ребенка, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего положительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергиванием, требовательностью. Формула воспитания: «Я страдаю, мучаюсь оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».

7. Преследование (антипатия, близость). Характерно присутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок — законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих проявлениях ребенка родитель, постоянно, видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступает инициатором привлечения к воспитанию общественности, нередко склонен к вынесению излишне строгих мер воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».

8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция) Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отношений такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.

В.А. Сухомлинский выделяет разновидности аномалии родительской любви, это:

1. Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Родитель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким последствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате ребенок вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.

2. Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребенка, создавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель делает, как он говорит, только потому, что любит ребенка, желает ему добра, учит жить — чтобы был умнее и уважал родителей. Результат такой любви — у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человечность и ожесточается.

З. Любовь откупа. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными затратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пустоты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невежественным человеком.

Теоретический анализ показывает, что понятием «родительская любовь» обозначается сложная и многогранная психологическая реальность, которая охватывает родителей и детей, их отношения, личностные позиции, эмоции, установки и многое другое.Подрастающий ребенок развивается в здоровую личность прямо пропорционально количеству и качеству любви, которую он получает. Точно так же как растение нуждается в солнечном свете и влаге, ребенок нуждается в любви и заботе. Родители хотят для своих детей наилучшего. Они хотят вырастить их счастливыми и здоровыми. Почему же тогда так много детей вырастают, ощущая себя недостаточно любимыми? Ведь именно из «недолюбленных» детей вырастают те, кто затем «долюбливают» себя алкоголем или наркотиками. Отношение детей к родителям — это зеркальное отражение отношения родителей к Богу. Чтобы изменились дети, прежде необходимо перед Богом измениться родителям. Требовать от других больше, чем от себя, гораздо легче и проще…( Игумен Евмений). И это именно так. Отношение детей к родителям — это зеркальное отражение отношения родителей к » Жизненному процессу» Чтобы изменились дети, прежде необходимо измениться родителям. Требовать от других больше, чем от себя, гораздо легче и проще.
Современный родительский мир полон ропота и ворчания:
— Какие непослушные дети, поразительно! Сказала: «Сходи в магазин», — не сходил. «Убери постель», — не убрал. «Вымой посуду», — пальцем не пошевельнул. Сил моих больше нет, в гроб загонит…
Дорогие родители! Если вы поймете, и откроете простую истину: » дети- ваше зеркало, и ваши дети пошли в вас.» Дети бунтуют, потому что вы бунтуете против тех, кто поставлен Богом над вами: против властей, против начальников на работе, против пастырей Церкви. Дети непокорны вам, потому что вы непокорны . Дети стали равнодушны к вам, потому что вы стали равнодушны. Дети — зеркало своих родителей. Перемены в вас повлекут неизбежные перемены в ваших детях.

Собственническая любовь Первый вид, который мы рассмотрим — это собственническая любовь. Обычно она выражается в стремлении родителей поощрять в ребенке ощущение глобальной зависимости от них. Разумеется, пока ребенок мал, зависимость от родителей очевидна и абсолютна. Но если по мере взросления ребенка она не уменьшается, то становится препятствием на пути душевного развития. Многие родители, пытаясь удержать детей в повиновении, используют свою родительскую власть, иногда даже идут на моральный шантаж. Мать апеллирует к высшим чувствам взрослого ребенка: “Я тебя растила, ночей из-за тебя не спала, а в старости некому стакан воды подать”. Такие родители смотрят на ребенка как на свою собственность, считая, что имеют на сына или дочь все права.

Как правило, родители-собственники с раннего возраста настраивают своего ребенка на то, что он — только их собственность, которой они владеют безраздельно. Воспитывая маленького человека таким образом, они не готовят его к самостоятельной взрослой жизни, не формируют в нем потребности в самостоятельности и независимости.

Родители должны уважать в ребенке право быть самим собой, что, конечно, не означает отказа от ограничений, принятых в обществе, и разрешения делать что вздумается. Нужно поощрять ребенка думать, проявлять непосредственность, ощущать себя самостоятельным человеком, который должен все больше и больше брать на себя ответственность за свои мысли и поступки.

Если родители игнорируют право ребенка на независимость, то он может вырасти всецело подчиненным родительской воле, покорным, неспособным даже осознать право на выбор своего места в этом мире. Такие люди легко становятся добычей волевых, влиятельных лидеров различных преступных или сектантских групп, потому что у них нет воли, самостоятельной жизненной позиции.По мере взросления ребенка, его отношения с родителями, скорее всего, будут ухудшаться — рано или поздно он начнет морально мстить родителям за чрезмерно крепкие “объятия”, как тиски, сдавливавшие самостоятельное развитие его личности, за насилие, террор и шантаж.

Соблазняющая любовь Другой вид неподобающей родительской привязанности — так называемая соблазняющая любовь. Говорить об этом предмете сложно, это очень деликатная тема. Однако сегодня проблема приобрела особую актуальность, потому что подобное явление становится все более распространенным, Соблазняющая любовь — это попытка сознательно или бессознательно получать тонкие или более грубые сексуальные ощущения от прикосновения к ребенку противоположного пола. К проявлениям подобного рода относятся: вхождение в ванную комнату к купающемуся ребенку (мальчику или девочке) при сопротивлении с его стороны; подглядывание за взрослеющими детьми, когда они переодеваются; безмерные объятия и ласки; ситуации, при которых взрослеющая девочка садится к отцу на колени.

Амбициозная любовь Третий распространенный тип родительской привязанности — амбициозная любовь. Стремясь удовлетворить свои амбиции через ребенка, мы пытаемся воплотить в жизнь собственные несбывшиеся мечты.

Один из самых вредоносных видов амбициозной любви — любовь матери, которая через жизнь дочери хочет реализовать свои романтические фантазии, женские мечты или профессиональные притязания. Достигнуть своих целей мать пытается бессознательно, подталкивая дочь к таким отношениям, к таким ситуациям, в которых хотела бы оказаться сама” Для этого явления характерен навязчивый интерес матери к интимным подробностям жизни своей дочери, к ее свиданиям с молодыми людьми. Разрушительность такого процесса очевидна: девочка может оказаться в ситуации, к которой она еще не готова в силу своей незрелости, недостатка опыта.Вторжение во внутренний мир, в тайну ребенка под разными предлогами типа: “Я же твоя мать, я хочу тебе добра. Как человек более опытный, я могу дать тебе полезный совет” — снижает самостоятельность ребенка, привязывает его к матери (“это мама посоветовала мне выйти за него замуж”). Человек становится несвободным.

Чрезмерный интерес отца к любовным похождениям своего сына может принести вред не только сыну, но и девушке, с которой он встречается. Под воздействием взрослого мужчины мальчик может увидеть в женщине в первую очередь объект удовлетворения плотской страсти. В дальнейшем ему будет трудно считать женщину личностью, таким же, как он сам, человеком, имеющим разум и эмоции.

Амбициозная любовь — это любовь с условием: “Если ты исполняешь мои мечты, воплощаешь мои мечты в жизнь, я тебя люблю. Если нет, то я отношусь к тебе иначе”. В этой ситуации ребенок оказывается перед сложным выбором: жить, во всем подыгрывая родителям, теряя индивидуальность, возможность своего выбора (это может быть выбор супруга, профессии, каких-то увлечений, формы досуга), или же лишиться родительской любви.

Амбициозная любовь — прямая противоположность безусловной родительской любви, того идеала, при котором родители любят личность ребенка, уважают его жизненный выбор, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей,

При амбициозной любви родители приписывают ребенку все совершенства, для которых при более трезвом отношении не было бы никаких оснований, и не видят или скрывают его недостатки, забывают о них. Обнаруживается стремление устранять с дороги ребенка все препятствия, неприятности, трудности, которые обычно преодолевают люди его возраста. “Пусть нашему сыну живется лучше, чем нам”, — обычно говорят такие родители, считая, что их ребенок должен быть огражден от жизненных трудностей, избавлен от тех препятствий, которые им самим пришлось преодолевать в жизни. Его не должны касаться ни болезнь, ни смерть, ни ограничения воли. Законы природы и общества теряют над ним силу, он словно становится центром мироздания. “Его Величество Бэби”, — так один педагог метко назвал объект амбициозной родительской любви.

Обмен ролями

Еще один, четвертый, вид родительской привязанности мы условно назовем “обмен ролями”. Некоторые родители слишком многого ожидают и требуют от своих детей. Требования эти не только велики, но и преждевременны. Такие родители обращаются с ребенком так, как будто он намного старше, чем есть на самом деле. Ребенок не в состоянии выполнить то, чего хотят от него родители, поэтому и реагирует соответствующим образом. Создается впечатление, что родители не совсем уверены, что дети любят их и смотрят на ребенка, как на источник поддержки, комфорта и любви. Вряд ли будет преувеличением сказать, что в этом случае родитель ведет себя как напуганный ребенок, взирающий на собственное дитя, как будто это взрослый человек, способный принести успокоение и любовь.

Здесь можно выделить два существенных элемента: высокие ожидания, завышенные требования родителя и при этом пренебрежение к нуждам самого ребенка, нежелание считаться с ограниченностью его возможностей, беспомощностью. Налицо серьезное непонимание, кто же такой их ребенок.

Некоторые родители-одиночки устанавливают со своими детьми (иногда даже десяти-двенадцатилетнего возраста) доверительные отношения, подобные отношениям между друзьями или коллегами. Это происходит от того, что не с кем поделиться своими взрослыми проблемами, из-за одиночества и неудовлетворенности жизнью, жизненных сложностей или финансовых проблем. Одинокие родители порой не могут относиться к своим детям иначе. Они воспринимают их как ровесников, им хочется вверить свои личные проблемы детям, еще не готовым осмыслить происходящее. Такие родители стремятся стать для своих детей лучшими друзьями, устраивают с ними дружеские отношения, вместе с тем осознавая себя стоящими на ступеньку выше.

Иногда встречаются крайние проявления такого поведения: один отец брал с собой четырнадцатилетнего сына в питейное заведение, чтобы сделать из него “настоящего мужчину”.

Бывает, что родители жалуются детям на то, какие Они “несчастные, разбитые жизнью”. В этом случае родители перестают выполнять свою родительскую роль, потому что именно родители должны удовлетворять душевные потребности ребенка, а не наоборот. Подобная смена ролей мешает естественному психологическому развитию ребенка. Родители должны быть опорой для ребенка. Требуя от ребенка душевной поддержки, родитель причиняет ему огромный вред, разрушает свой родительский авторитет.

Некоторые считают, что именно дети должны стать их утешением и источником душевного равновесия. Они хотят, чтобы ребенок “нянчил”, успокаивал их. А если этого не происходит, если маленький человек занят своими делами, они наказывают его. Когда ребенок подрастает и отказывается “нянчить” своих родителей до старости, они чуть ли не проклятиями покрывают голову “жестоких” и “неблагодарных” детей, которые решили как-то устроить свою жизнь самостоятельно. Чаще всего такие родители — люди жестокие, они вполне способны позаботиться о себе сами,

Что можно посоветовать таким родителям? Нужно смириться с тем, что ребенок не в состоянии быть утешителем, сложившимся сознательным существом, уступчивым и беспрекословно послушным. Это противоестественно для природы ребенка. Если принудить его принять эту роль, то он будет развиваться ненормально, с различными, возможно, тяжелыми последствиями.

Дорогие родители! Мужества Вам и терпения в познаниях Себя! Процветания и Счастливого детства Вашим «Дочкам-Сыночкам! «

Горячих Светлана ( мама четырёх мальчиков).

Родительская любовь как основа воспитания

Ребенок рождается с определенным рядом потребностей, которые возникают, удовлетворяются или неудовлетворяются с течением жизни. Родители в данном процессе являются теми личностями, которые на начальном этапе жизни выполняют основные роли в жизни ребенка. Именно они и могут помочь в удовлетворении наиболее важных, базовых потребностей.

Овчарова Р.В. в главе «Родительская любовь как основа воспитания» своей книги «Родительство как психологический феномен», говорит о том, что потребность в родительской любви — одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. Родительская любовь выступает, как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

В родительскую любовь включен творческий акт, элемент импровизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.

В научном знании существуют различные точки зрения на проблему сущности родительской любви. Исследователи рассматривают физический, эмоциональный, познавательный, действенный аспекты родительской любви.

Родительскую любовь характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку. Интенсивность отношений родительской любви, их глубина объясняются вовлечением родителя и ребенка в эти отношения, между ними наблюдается не только максимальный, всеобъемлющий психический контакт, но и физический контакт (Л.Я. Гозман, 2002; А. Лоуэн, 1989; Н.Н. Обозов, 2002).

Говоря о родительской любви, исследователи подчеркивают ее физический или чувственный аспект, в данном случае речь идет не о сексуальных чувствах, под чувственностью понимается возможность наслаждаться теплом и нежностью младенческой кожи, не испытывая при этом сексуального возбуждения (К.Е. Изард, 2000; Меллен, 1981).

Родительскую любовь характеризуют эмоциональные проявления. К.Е. Изард (2000) определяет сущность любви как паттерн эмоций и когнитивных процессов, то есть любовь включает в себя эмоциональный и мыслительный аспекты.

Для родительской любви характерно познавательное содержание. Так как родительская любовь носит личностный характер, нельзя говорить о наличии любви по отношению к ребенку, не имея определенного объема знаний о нем, не оценив предварительно его индивидуальные качества. Любить значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а проникает в самую суть. Родительская любовь — это деятельностное проникновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя (К. Василев, 1982;Э. Фромм, 2002; Т. Шибутани, 1969).

Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, М. Сегелман), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия-антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.

Родительская любовь определенным образом мотивирована. У каждого родителя выделяется доминирующий мотив любви к своему ребенку, который обусловливает ее смысл: от решения личностных проблем за счет ребенка и компенсации собственных недостатков до принятия ответственности за ребенка, продолжения себя в нем и самореализации.

Смысл родительской любви, с одной стороны, коренится в типах отношений, существующих между определенными фрагментами мира (родитель, ребенок), обладающими специфическими функциями и свойствами, а с другой стороны, коренится в субъекте, который сам испытывает потребность в таких взаимоотношениях с миром. Это отношение аффективно-интеллектуальное, отношение между тем, что человек делает и определенной формой осознанной или неосознанной потребности, намеренья, цели или чувства.

Как феномен, обладающий определенным смыслом, родительская любовь имеет две характеристики (Д.А. Леонтьева, 1999):

Контекстуальность — родительская любовь проявляется и развивается в определенном социальном контексте (ситуация детско-родительских отношений), с одной стороны, влияет на эту ситуацию, с другой стороны, сама подвержена изменениям и трансформациям в ней.

2. Интенциональность — целевая направленность родительской любви, то есть родительская любовь имеет свое направление — на Ребенка.

Родительская любовь не является стабильным состоянием. На протяжении жизни родителя любовь может изменяться, преображаться, переходить из одного состояния в другое (Л.Я. Гозман, 2002). Родительская любовь имеет свою динамику, перемены, присущие родительской любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психологические переживания.

Используя теорию отношений В.Н. Мясищева (1995), в родительской любви можно выделить следующие уровни развития:

1. Перцептивный уровень. Характеризуется тем, что происходит нарастание роли дистантных контактов с ребенком, формируются «перцептивные крючки». Происходит сосредоточение первоначальных, положительных или отрицательных реакций на непосредственные внутренние (преимущественно для матери) и внешние (как для матери, так и для отца) контакты с ребенком. На основе этого происходит формирование психофизиологического взаимодействия между родителем и ребенком. В дальнейшем восприятие ребенка становится опытным источником отношений, в котором определяющим является эмоциональный компонент.

2. Эмоциональный уровень. Здесь повторные эмоционально положительные и отрицательные реакции вызываются условно. Интегрируясь речевым аппаратом, они выливаются, прежде всего, в отношениях любви, привязанности, боязни, торможения, вражды. Исходя из этого, родительская любовь представляет собой некоторую силу, потенциал, определяющий степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Здесь родительская любовь является энергетической силой развития как детско-родительских отношений, так и личности ребенка и родителя.

3. Личностный уровень. На данном уровне непосредственные внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сменяются внутренними интеллектуально-волевыми. Данный уровень включает позиции родителей, их ценностные ориентации. Здесь родительская любовь начинает регулироваться рациональным началом.

Считаем, что выделенные уровни развития родительской любви находятся в единстве. Перцептивный уровень выступает в качестве базиса родительской любви. Проявление и доминирование других уровней, в большей степени определяется ситуацией детско-родительских отношений и развития ребенка, а также индивидуальными особенностями родителя и ребенка.]

ЕВМЕНИЙ (ПЕРИСТЫЙ)

Игумен Евмений (Перистый)

Евмений (Перистый) (род. 1969), игумен, заштатный клирик Белгородской епархии, сотрудник центра реабилитации наркозависимых «Отчий Дом»

Родился 19 мая 1969 года в Донецкой области Украинской ССР.

В 1983 году, в 14 лет, пришел к вере.

Отслужив в армии , в 1989 году принял монашеский постриг и священническое рукоположение в Киево-Печерской лавре. Возглавлял лаврское издательство «Свет Печерский».

В феврале 1992 года был назначен, а 9 апреля 1998 года (уже будучи в сане игумена) утверждён — настоятелем Макарьево-Решемского мужского монастыря посёлка Решма Кинешемского района Ивановской области Ивановской епархии. В этом монастыре 7 лет проводил реабилитацию наркозависимых со всей России.

Являлся главным редактором издательства «Свет Православия». Организовал Просветительский центр «Свет Православия». Был миссионером среди молодёжи .

10 февраля 2006 года епархиальный совет Иваново-Вознесенской епархии заслушав о ситуации в Макарев-Решемском монастыре, — по справке: «проведённая комиссия выявила неспособность настоятеля монастыря игумена Евмения (Перистого) к организации монашеской жизни. Число братии всего 2 человека, отсутствуют ежедневные богослужения, в запущенном состоянии находится один из двух храмов монастыря. Возник конфликт между настоятелем монастыря и местными жителями. Между тем обитель имеет многовековую историю. Одновременно была отмечена большая духовно-просветительская работа игумена Евмения» — постановил: считать целесообразным освободить его от обязанностей настоятеля монастыря и направить рапорт патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой об освобождении . 26 декабря того же года освобождён от должности настоятеля Макариево-Решемского мужского монастыря .

С 2006 по 2008 год — сотрудник Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата.

Был сотрудником Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами.

Являлся клириком Белгородской епархии и храма святителя Николая патриаршего подворья в Отрадном города Москвы.

6 февраля 2008 года был освобождён от должности клирика Никольского храма патриаршего подворья в Отрадном города Москвы и почислен за штат Белгородской епархии с правом перехода в другую епархию Русской Православной Церкви .

Тогда же в феврале 2008 года после получения богословской оценки епархиальными миссионерскими отделами «Притчей православного миссионера», автором которых является игумен Евмений, пресс-служба Синодального миссионерского отдела распространила заявление с оценкой данного сочинения и просьбой воздержаться от использования текста в миссионерской работе. В этом заявлении, в частности, указывалось, что «Притчи» игумена выходят без благословения священноначалия, а текст их содержит «сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства — распространению православной веры».

Синодальный миссионерский отдел в декабре 2009 года распространил официальное заявление, согласно которому игумен Евмений, стремящийся работать с наркозависимыми и душевнобольными, не имеет благословения на миссионерскую деятельность и не является сотрудником миссионерского отдела Русской Православной Церкви. В заявлении говорится, что оно появилось в качестве ответа на многочисленные запросы «по факту деятельности игумена Евмения (Перистого) в городе Москве».

На апрель 2014 года являлся сотрудником центра реабилитации наркозависимых «Отчий Дом» в деревне Мухортово Кинешемского района Ивановской области.

Сочинения

  • Пастырская помощь душевнобольным, 1999
  • Духовность и ответственность, 2000
  • Психотерапия в пастырском душепопечении, 2000
  • Аномалии родительской любви. Решма: Свет Православия, 2005. 352 с. Иваново: Свет Православия, 2007. 336 с.
  • Духовность как ответственность. Решма: Свет Православия, 2005. 326 с. Иваново: Свет Православия, 2007. 302 с.
  • Здравствуй, малыш!: Пастырское напутствие будущим папам и мамам. Иваново: Свет Православия, 2007. 256 с.
  • Луч надежды в наркотическом мире
  • О побеждающем христианстве
  • Батюшка, я – наркоман!
  • Притчи православного миссионера
  • Царство, которое внутри
  • Ответственность и власть
  • Личный сайт:

Использованные материалы

Вернуть человеку ответственность за его жизнь. Интервью с игуменом Евмением (Перистых) о наркомании, психологии и служении христианина —

Заседание Священного Синода 8-9 апреля 1998 г. —

Священник Александр Усатов. «Альфа-Курс» и «православные харизматики» —

Протокол заседания Епархиального совета от 10 февраля 2006 года —

Определения Священного Синода от 26 декабря 2006 года —

Свщ. Дмитрий Ведяшкин «Сектантская деятельность игумена Евмения (Перистого)» // Форум сайта «Донская слобода» —

Любовь родителей к детям — наивысшее из чувств

Вероятно, само собой разумеется, что любовь родителей имеет важное значение для благополучия ребенка. Бог заставил детей нуждаться в родительской любви. И Он вложил в родителей способность давать эту любовь. Родительская любовь это самое светлое чувство на Земле.

Тем не менее, семейная жизнь становится сложной. Родители часто заняты, уставшие, или находятся далеко. И многие из нас чувствуют вину за то, как мы воспитываем наших детей.

Достаточно ли любви получают наши дети

«Я даю достаточной любви своим детям?» — многие задаются данным вопросом.

К сожалению, иногда родители симулируют безусловную любовь, чтобы восполнить тот факт, что они не хотят дать своим детям драгоценное время, необходимое для правильного родителя. Они не хотят или не могут работать со своим ребенком, слушать его, говорить с ним или глубже узнать внутренний мир чада. Эти родители просто слишком заняты, чтобы правильно воспитывать и должным образом содержать малышей. Литература относится к этим родителям как к родителям «свободного доступа».

«Любовь к детям выражается во времени, проведённом вместе», — гласит поговорка. Это действительно так. Но как организовать время так, чтобы чаще быть со своими любимыми? Наш бешеный, активный образ жизни вступает в конфликт со временем, когда наши дети действительно должны чувствовать нашу любовь.

За годы работы с семьями психологи пришли к выводу, что, настоящая родительская любовь никогда не является гарантией. Более того, многие родители, испытывающие чувство вины, могут неправильно истолковывать ту любовь, в которой нуждаются их дети. Взрослые пытаются наверстать упущенное, не навязывая границ и не оправдывая ожиданий.

Хорошей новостью является то, что настоящая родительская любовь — это навык, который мы можем развить в себе. Он начинается с понимания явных преимуществ, которые получают наши дети, когда они живут в доме, где «любовь» поистине означает «ВРЕМЯ»

Духовный рост

Любовь — это физическая потребность детей. Когда наши дети получают и учатся дарить любовь, они не будут так же жаждать любви от людей вне семьи. Настоящая родительская любовь — это помощь детям в развитии идентичности, как любимого ребенка Божьего. Который обладает способностью и обязанностью делиться этой любовью с другими.

Развитие мозга

Исследования, проведенные в Вашингтонском университете в Сент-Луисе, штат Миссури, показали, что любовь матери помогает мозгу ее ребенка увеличиваться и развиваться — в два раза быстрее, чем у брошенного малютки. Было обнаружено, что дошкольники, получавшие любовь и заботу от своих мам, имеют больший рост в гиппокампе.

Гиппокамп — это часть мозга, участвующего в обучении, памяти и реакции на стресс. Этот ранний рост может оказать существенное влияние на их развитие в детстве. «Очень важно, чтобы в эти ранние годы дети получали поддержку и заботу», — говорит ведущий автор доктор Джоан Луби.

Самоуверенность

Дети, которых консультировали ученные — специалисты, на протяжении многих лет, становятся более уверенными в себе. В то время, когда чувствуют искреннюю и безоговорочную любовь от своих родителей. Эти дети учатся наслаждаться моментами и жизненным опытом, а не беспокоятся о том, что их ждет в будущем. Быть чрезмерно сосредоточенным на будущем может создать парализующий стресс. Но семейная среда, где любовь часто демонстрируется — где члены семьи искренне любят жить вместе — готовят детей смело решать все вопросы, которые может принести будущее.

Сила, чтобы противостоять невзгодам

Дети из любящих семей, как правило, лучше учатся адаптироваться. Любовь родителей дает детям корни, необходимые для развития жизнестойкости и перспективы преодоления жизненных трудностей. Дети лучше усваивают настойчивость, самообладание и терпение, когда получают от родителей подлинные, ободряющие и поддерживающие слова.

Родительская любовь — это полная безопасность для ребёнка

Истинная родительская любовь — это означает помогать детям преодолевать трудности, а также следовать установкам. И это окупается в жизни наших детей. Дети не любят трудности — они на самом деле их преодолевают. Родители заставляют крох играть на детской площадке. Они чувствуют себя в безопасности, когда у них есть родители, которые оберегают малышей. И они чувствуют себя любимыми, когда вспоминают эти моменты с родителями. Да, эмоции ребенка мешают его родителям. Его часто эгоистичное желание немедленного удовлетворения мешает ему видеть ясно и чётко. Но даже если они не признают этого, дети процветают в доме с любящими, обеспечивающими полную безопасность, родителями.

Божья модель любви подлинна и совершенна. Он терпеливый, добрый, нежный, жертвенный и вечный. Божья любовь побудила Его послать Иисуса, чтобы спасти нас. И Его любовь питает любовь родителей-христиан. Бог любит нас несмотря ни на что, укрепляя нас, чтобы поступать так же по отношению к нашим детям.

Родительская любовь может преобразить вас и вашего ребенка. Но это стремление, которое всегда может использовать улучшения и уточнения. Любовь родителей полна ошибок и неудач, но она является важным связующим звеном в наших несовершенных и грязных семейных отношениях.

Воспитание — самая важная и трудная работа, на которую мы когда-либо будем претендовать. Лучший совет, который я могу дать, это заложить прочную основу для здорового развития вашего ребенка, а затем уйти с дороги и поверить, что ваш ребенок «сделает вас гордым!»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх