Помост

Вопросы веры

Русские богатыри на Руси

ОТ ЧЕГО НА РУСИ БОГАТЫРИ ПЕРЕВЕЛИСЬ \ пророческая былина

Былина полна, как сейчас модно говорить, «ахретипических смыслов».
Публикация состоит из двух частей:

  • В начале предисловие известного деятеля антропософии С.О.Прокофьева.
  • Сама былина

Предисловие
Пророческая былина «Как Святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей» по своему характеру и содержанию представляет совершенно уникальное произведение русского народного творчества. Эта былина возникла из непосредственного духовного видения. Поэтому недостаточно лишь дать воздействовать на себя ее художественно-эмоциональному строю, но необходимо обрести действительное понимание той духовной реальности, которая некогда созерцалась русской ясновидящей, ее создательницей, а затем была ею облечена в форму былинного повествования. Только тогда сможет эта былина раскрыть читателю всю глубину своей мудрости и все значение своих прозрений; сможет, подобно зарнице, осветить весь исторический путь России из прошлого, через настоящее, — в будущее.
Как же современному человеку приблизиться к пониманию стоящей за образами былины сверхчувственной реальности? Ответ на этот вопрос дает современная наука о духе, или антропософия, представляющая собой софийное, то есть космическое, учение об Антропосе — о Человеке.
Основанная в начале XX века австрийским философом и духовным исследователем Рудольфом Штайнером (1861-1925) как результат достижения им современного христианского посвящения, антропософия позволяет проникнуть во внутренний смысл русской былины, понять всю ее духовную глубину и значение.
По этой причине в настоящем издании былина предлагается читателю в антропософском освещении. Ее тексту предшествует краткое введение в некоторые понятия антропософии, за которым следует комментарий к былине, позволяющий с помощью этих понятий проникнуть в ее духовное содержание.
Сергей О.Прокофьев
пророческая былина
«Как Святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей»
Где ума твово не хватает, спроси разума,
Разума доброва, тихова, мудрова,
От Божьей беседы всегда молчаливова,
Вещева, крепкова, ко зову сердешному чуткова,
Твово охранителя, перед Богом заступника.
I
Избив на Сафат-реке силу татарскую,
Порасхвастались витязи славные, русские, —
Не иначе, как разум оставимши,
И на ум голой свой понадеямшись,
Что и с силой нездешней пора им боротися.
И явилась им сила нездешняя, ясная,
Двое небесных воителей: не признали их витязи…
Налетел млад-Алеша, что первым расхвастался,
На две части рассек двух воителей,
И предстали уж четверо, не двое воителей.
От меча вострова Добрыни Никитича
Пали четыре воителя, но встало их восьмеро.
После сечи стар-Ильи Муромца,
После свиста Васьки Буслаева, копья Иван Гостинново
Шестьдесят и четыре поднялося воителя.
Бросились витязи на силу нездешнюю,
Все плечом пошли о плечо, как один.
Стали силу колоть и рубить,
А сила небесная все растет да растет,
Все на витязей с боем идет.
Утомились витязи, уходились, испужалися.
Побежали в горы святые, великие,
Под защиту брата старшова свово,

Брата крестовова, Святогора самово,
Святогора огромаднова, завсегда спящева.
Разбудили они брата свово,
Разбудив, взмолилися;
От страха без слова, без речи взмолилися;
Илью Муромца — сына крестианскова,
Атамана свово, первым поставимши.
Простирал Святогор глаза свои — озера бездонные,
Насугробил он брови свои — леса дремучие,
Всколыхнул зевотой своей землю стоячую,
Потянувшись, задел облако ходячее,
На Илью, как на диво-дивное уставимшись.
Признал Илью, с кем крестом своим поменялся,
Познал сердцем мольбу витязей горькую,
Хватил Святогор русских витязей и коней их заодно,
По карманам своим — по пещерам глубоким порассовывал,
А сам, вздохнумши, долговечныим, крепким сном заснул.
II
И от сна-то от етова крепкова,
От тяжелова сна, от грузнова,
Великая мука богатырям выпала.
Адова мука мученическая…
Сами-то они не спят,
Не спят и в темноте своей не вид ют,
Но усе слышут, усе разумом своим понимают.
Как по Святой Руси Кривда пошла, разгулялася,
Сама Кривда поганая, басурманская,
Как она поедом ест народ православной,
Церкви Божий закрывает,
Людей русскиих убивает.
-«Нет, меня, Кривды, ничево сильней на свете,
Со всякой силою могу боротися, —
С Самим Христом — Царем Небесныим!»
-Кривда так говорит, похваляется,
Над русским народом потешается,
-И где стоит он на Матери-земле,
Где бредет он по ней — и все сиротинушкой.
И тады криком крикнул Илья-стар,
Илья — сын крестианский в темноте своей,
Крик-то ему великой сердце подало,
А от сердца пошло в голову седую Ильи.
— Гой еси Ты, Богородица наша, Мать сыра земля!
Ты прости сынов Твоих младшиих,
Богатырей русскиих, стародавниих,
Что с похвальбы своей нечестивой,
В темном полону сидят в горе каменной,
Сиднем сидят века длинные, колючие,
Века колючие, занозистые и вострые,
Подыми Ты от сна старшова сына Твово,
Святогора великова из великих богатыря!
Дай нам волюшку, слободу царскую,
Чтобы верою послужить и правдою,
Верой-правдою земле святорусской,
Народу свому русскому-православному…
— «Гой еси Ты, Богородица, наша Мать сыра земля!
Ты услышь моление сынов Твоих младшиих,
Богатырей могучиих, русскиих».
III
И прошел насквозь истошный крик Ильи,
Ильи — сына крестианскова, горы каменные,
И поднялся крик поверх облака ходячева,
И взлетел крик к небесам златоверхиим,
И упал крик, и приткнулся крик комочком болезныим,
Комочком болезныим у самова престола Богородничнова.
Богородица-то комочек болезной приметила,
Крик-то ево истошный заслышала,
Моление Ильи к сердцу Свому приняла,
К сердцу Свому приняла, горько всплакнула,
И к престолу Сына Свово, Иисуса Спасителя,
По лазурным ступеням, склонив голову,
Склонив голову, тихой взошла поступью!
Она молит Чадо Свое любимое,
Она слезы льет, что частый дождь идет,
Она просит прощения богатырям русскиим.
И поспешает Пречистой в ответ Сам Спаситель,
Сам Христос говорит на престоле высоком:
— «О Мати Моя возлюбленная, во всех женах благословенная,
Заступница предо Мной всякова грешника великова и малова!
Тобою прощается похвальба богатырская,
Похвальба богатырская, русская — неразумная»,
-И дает приказ Царь Сам Небесной Михаилу Архангелу и Егорию Храброму
Собрать Силы и Власти Небесные,
И при трубах Серафимских, и при гласах Херувимских,
На покровах Архангельских и на крыльях Ангельских,
Слететь со Владычицей к земле святорусской.
И собралися Силы несметные, Власти могучие,
Загремели, вострубили трубы Серафимские,
Воспели радостные гласы Херувимские,
Развернулись покровы Архангельские,
Раскрылись крылья белоснежные Ангельские,
Восприяли Владычицу Небесную, Матерь Божию,
Царским летом прошли всех небес семеро,
Опустили Заступницу на самой земле святорусской.
И возговорит Богородица, Мать сыра земля:
— «Гой же и вы, мои горы крутые,
Мои горы высокие, горы каменные, горы Святые!
Расходитеся вы, расступитеся, разломитеся!
Выпускайте вы сынов Моих младших,
Богатырей могучиих русскиих!
Прощена им похвальба их грешная,
Что в бою они возьмут силу нездешнюю.
Проснитеся вы, горы Мои великие,
От крепкова сна свово долговечнова!
Волю давайте богатырям русскиим, стародавниим!
Стосковалась по ним земля святорусская,
Святорусская, сестра Моя младшая».
IV
От гласа тово Богородичнова
От зова тово Матери земли сырой
Заскрипели, закряхтели, застонали горы каменные.
Всколебалися они, всколыхалися…
Растворялися, расступалися, разъезжалися.
Просыпался великой из великих богатырь,
Богатырь-от сам Святогор огромадной.
Открывал он карманы свои — пещеры темные,
Выезжали из теих пещер глубокиих
Славные и могучие богатыри,
Богатыри святорусские и все рядышком:
Илья Муромец, роду крестианскова,
Добрыня Никитич, боярский сын,
Алеша Попович, роду поповскова,
Иван Гостинной, купеческий сын,
Васька Буслаев от слободнова Новгорода.
Выезжали они, сняв шеломы, крестилися,
На все стороны, на четыре все низко кланялись,
Подтянув богатырских коней, подправлялися,
Приезжали к ночи на Сафат-реку.
Разбив бел шатер на реке, молилися,
Помолившись, опочив держали,
Опочив держали, окромя атамана свово,
Казака старова — свет Ильи Муромца,
За всех печальника — сына крестианскова.
Богатырский сон глубже моря-окияна,
Богатырский храп — на сто верст кругом.
Не змея подколодная — ночка темная
Вокруг Ильи с сладким шепотком увивается.
— «Ты усни, Илья, приклонись, — сон дороже матушки.
Как без сна бой держать и победу кончать?» —
Илья слушает, думу думает, усмехается,
Седым крутит усом своим, забавляется.
— «Ах ты ноченька-ночь, тюрьма каменная!
Не сидел ли Илья за решеткой твоей.
Слушал песни твои, наговоры твои,
Чтоб уснуть стар-Илье, чтоб забыть вся и всех?..
Не уснул, не вздремнул сын крестиянской Илья,
И сквозь песни твои услыхал стон Руси,
Расслыхал и воззвал… Услыхали его.
Стал на стражу Илья, за покой мать-земли.
Ах ты ноченька-ночь, тюрьма каменная!
Сладки песни твои, ко сну тянут они.
Да заснет стар-Илья, и конченье прийдет
Православной Руси и всем деткам ее».
Огрызнулась ночка темная ветром буйным, холодным,
Пролила ведьма дождь на Илью с облака висячева.
Стала змея собираться в путь-дорогу далекую…
А на Божьей стороне, на восточной, цветы алые показалися.
Поднялась, заиграла, рассмеялась Илье зорька светлая,
Перед солнышком ясным — перед молодцом добрым вся раскраснелася.
Выпрямлялся Илья в богатырский свой рост,
Воздыхал грудью полною.
Омывался в реке, поклонялся Христу,
Припадал к земле-матери.
Восставал — «Что за шум? Аль ослышался?» —
Оглянулся. Видит он — ко Сафат-реке
Ползет туча темная-черная, грозная-превеликая,
Идет войско Кривды самой — басурманское.
И кричит стар-Илья зычным голосом:
— «Ой уж и где вы, эсаулы мои, братья названые?
Вы проснитеся, подымитеся, на борзыих коней садитсся!
Приезжайте к атаману свому, Илье — сыну крестиянскому».
Просыпалися витязи могучие,
Подымалися эсаулы от зова богатырскова,
Христу молилися, на коней добрых на своих садилися,
К атаману своему все съезжалися.
И возговорит Илья Иванович — сын крестиянской:
— «Ой и гой же вы, эсаулы мои храбрые, Витязи русские могучие!
Старой казак Илья Муромец сам в лоб на Кривду пойдет.
Ты, Добрыня Никитич, ударь справа по Кривде!
Ломи слева, Алеша, силу проклятую!
Нажимай ее с тылу, Иван Гостинной!
А ты, Васька из Новагорода,
Как приметишь, где слобода твоя нужна,
Воля твоя нужна, гулящая да непокорная,
Там и ударь на Кривду!
Да ударь с гиком и посвистом молодецкиим,
Чтобы Кривда эта испужалася,
Не так меча твово булатнова испужалася,
Как гика и посвиста твово молодецкова,
Молодецкова, слабоднова да гулящева».
-Не соколы ясные на Краснова зверя кидалися,
Русские витязи на войско Кривды бросалися.
Стали они силу Кривды колоть-рубить.
Не столько витязи рубят,
Сколько добрые кони их топчут.
Как взмахнет меч булатной Ильи — просека видна!
В лоб на Кривду пошел Муромец.
Показалась она… Огромадная вся…
Одним глазом глядит… Кривобокая!
Песье рыло заместо лица,
Языком, что с версту, обтирается.
Булавой в сорок пуд размахнулся Илья…
Потемнело в глазах, подвернулась нога,
-С пустым местом борьба не под силу…
Когда встал, Кривды нет… На просеках везде
Полным-полно опять черной рати…
Тридцать ден, три часа, три минуточки
Смертным боем таким бились витязи…
Утомились их плечи могутные.
Уходились их кони добрые,
Иступились мечи их булатные,
А Кривда все с боем идет,
Все новую силу с боем ведет,
И упал тады Илья — сын крестиянской,
И припал он к Матери сырой земле.
— «Ой и гой еси Ты, Богородица, Богородица моя, Мать сыра земля!
Ты прислушайся к Илье, сыну Твому,
Сыну Твому верному — крестиянскому.
Не очам его дано было то видеть,
Не ушам его дано было то слышать, —
Сердцу ево, оглянувшись, душа тихо молвила,
Что сила нездешняя, не небесная,
Не небесная, пододонная,
Рядом с Кривдой стоит,
Бой держать Кривде неустанной велит» —
Подымался стар-Илья от земли на ноги,
Божий крест клал на себя по писанному.
Почал звать эсаулов — своих товарищей
На последний совет, на завещанной.
Побежали они вчетвером, становилися:
Усталые, исхудалые, почерневшие, потемневшие.
Только слово свое Илья молвил, вздохнув,
Как приметил, что витязей больше: всех пятеро!
Диво-дивное! Чудо-чудное!
Захотел опросить, да, взглянув, опознал
Одного из воителей, от которых бежал в горы каменные.
Опознали все витязи, опознав, признали
Вернова братца свово названого — Егория Храброва.

Склонились от стыда жгучева головы витязей.
Над кем хвастались?.. С кем боролися? Ково испужалися?
Забыв службу свою православной Руси,
Куда спрятались храбрые?.. На ково святорусскую бросили…
V
То не ветер утренний, ласковой
Пролетал над дубами высокими, могучими,
Пролетал, пробуждал, поднимал
Головы их, ночью темною к долу пригнутые…
То Егорий-свет Храброй подходил,
Подходил, подымал головы русские — богатырские,
Подымал, обнимал, целовал,
Целовал свет-Егорий, улыбаючись.
То не птичка Божия — жаворонок в небе,
Дню рабочему-трудному, крестиянскому,
Песнь свою ясную, от солнышка завсегда теплую,
Из поднебесья воссылал заутра.
То Егорий Святой своим голосом,
Распевом своим чистым, ангельским,
Смеючися, утешал тихо русских витязей-работничков:
— «Кто старое, братцы мои, помянет, тому глаз вон!»
От целования тово братскова — Егория,
От прощенова гласа ево теплова, веселова,
Становилися витязи во весь рост свой огромадной,
Раздвигали, выпрямляли богатыри плечи свои о косу сажень,
Подымали головы свои непобедные с шеломами железными,
Хваталися руками могутными своими за мечи булатные,
Наливалися по жилушкам своим силою русскою, стародавнею,
Смотрели не насматривалися на Егория Храброва,
На свет-Егория, Заступника земли святорусской,
По колена ноги у Егория в чистом серебре,
По локоть руки в красном золоте,
Голова у Егория вся жемчужная,
Власы у него светло-русые и все в кудреньках,
По всем Егорий часты звезды.
Млад, юн, неизреченно прекрасен свет-Егорий,
И горят огнем глаза ево от сердца ево Горячева,
От сердца ево Горячева, от любви ево к земле святорусской.
И возговорит Алеша-млад, что первым в старое время
расхвастался:
— «Ты скажи нам, Егорий-свет, Егорий наш милостивец,
Что эта ль не увиделся нам ты давеча на Сафат-реке,
На Сафат-реке с звездами на тебе частыми?..
Что эта ль не приметили мы тебя в чистом серебре, в красном золоте,
В красоте твоей неизреченной и с гласом твоим ангельским?
Неужли приметив тебя, мы бы с тобой дралися, билися?»
-И отвечает Егорий-свет гласом своим ангельским:
— «Брат мой названой, Алеша-млад, богатырь русский, могучий,
Тебе первому мое научение, а прочим не наученье — совет доброй:
Гнило слово похвальное, —
Похвала человеку пагуба.
Темнит слово похвальное, поспешное, громкое,
Темнит разум, Господом-Богом дарованной,
А без Светлова разума ночка в сердце темная…
Много ль, Алеша, видится, примечается ночкой осенней-темною»?
VI
И пошло слово доброе свет-Егория к богатырям русскиим,
К богатырям русскиим в самое сердце их горячее.
В том сердце своем они заложили, в уме-разуме проявили,
Чтобы на все времена вечные, на все века длинные,
Ничем не хвалитися, ни пред кем не похвалятися…
И только это они в сердце своем такое заложили,
В сердце своем заложили, в уме-разуме проявили,
Как заприметили рядом со Егорием Храбрым
Другова воителя, светлова-пресветлова, великова, могучева,
Заприметив, признали, что и с ним на Сафат-реке боролися,
А признав, на колени, как один, все опустилися,
Все опустилися, до земли-матери сырой все поклонилися.
Русские витязи, во грехе своем исповедамшись,
Архангелу Михаилу, Архистратигу Небесных сил, поклонилися.
И возговорит Архангел Михаил, Архистратиг Божий:
— «Не мне, слуге Божьему, служителю вашему кланяйтесь!
Господу-Богу, Христу Иисусу, Ево Матери Пречистой,
Богородице, Заступнице вашей кланяйтесь!..
Кланяйтесь и подымайтесь, вставайте витязи, богатыри стародавние!
На добрых на коней своих борзыих садитеся.
Начинайте бой последний, бой смертной со Кривдою,
Бой смертной со Кривдою в защиту земли святорусской,
Обходите вы войско Кривды поганое с трех сторон,
А четвертую-напереднюю я возьму со Егорием, братцем моим названым!»
Тяжело от силушки новой богатыри подымалися;
Грузно на Мать — землю сырую опиралися;
На борзыих на коней своих садилися, укрсплялися.
Борзые кони одним скоком сто верст делали,
Сто верст делали, войско Кривды с трех сторон объезжали,
А четвертую, напереднюю, Архангелу Михаилу и Егорию оставляли.
Ревет ревом медвежьим-звериным булава в сорок пуд Ильи Муромца,
Рубит, что по деревьям топорище, булатной меч Добрыни Никитича,
Звенит звоном, сечет, что коса траву, сабля вострая Алеши Поповича,
Гудит летом своим копье длинное Ивана Гостиннова,
Свист и гик повсюду слышатся Васьки Буслаева.
В напередней стороне к шатру высокому самой Кривды,
Кривды самой одноглазой и хранителя ее незнаемова,
Архангел Михаил и Егорий Храброй без устали пробиваются.
Вот уж и малое поле, чистое-невеликое,
Чистое-невеликое между силами нездешними,
Силами небесными, силами пододонными
Для Беликова боя, не людскова боя, взору открывается.
И возгорелось сердце ретивое, юное у Егория Храброва,
И соколом ясным наперед Михаила Архангела
Бросался он на Кривду одноглазую, что глядела на него усмехаючись,
Глядела на него издеваючись, приглашаючи.
Вот уже у самова стана Кривды Егорий Храброй,
Поднимал он левой рукой копье свое вострое,
Замахивался Егорий мечом своим булатным,
Правой замахивался, чтобы снести голову Кривде одноглазой,
Да… затряслися ноженьки серебряные у Егория,
Занемели рученьки его золотые,
Замораживалось сердце Святова Егория,
Замалкивал он, как молотом пришибленной,
Заволакивались глазки ево прекрасные,
Закрывались ушки ево под кудрями светло-русыми,
Делался Егорий камнем мертвым, железом окованным…
Увидел Егорий рядом со Кривдою Самова Христа, Царя Небеснова,
Темным взором на нево,
На Егория Храброва, гневно глядевшева…
То не вихрь-буря с окияна-моря вырвалась,
То не гром-молния дуб могучий в клочья расщепила!
То Архангел Михаил орлом взвился над Кривдою,
Мечом огненным ей снося голову.
И заприметил тогда, очнувшись, Егорий Храброй,
Заприметил он, как некий, за Христа им принятой,
Как некий сей почал менятися и менятися:
Стал страшен, дик и лют, аки лев рыкающий,
Гадок, подл и лукав, как змея подколодная,
Мерзок, дерзок и блудлив, аки нечисть болотная, —
Антихриста увидел и познал Егорий Храброй.
О ту пору было побито и полонено войско Кривды поганое.
VII
Богатыри русские, могучие, стародавние,
Ко Егорию Храброму отовсюду сьезжалися,
С трех сторон на четвертую — приезжали,
На четвертую приезжали, Егория-свет окружали,
На Антихриста лютова, лукавова, дерзкова,
На силу нездешнюю, пододонную, пугаючись, глядели.
— «Братцы мои, витязи русские, могучие,
Не по нас сила антихристова, великая, страшная и черная!»
Говорил шепотком тихим Егорий Храброй.
— «Не по нас, — не можем мы с нею на победу боротися,
Можем молитися, ко Христу Иисусу обратитися,
Да будет воля Ево, яко на небеси, тако и на земли!»
Сняв за Егорием шеломы, витязи крестилися,
Православным крестом крестилися, на колени опустилися,
Опустилися, молилися, ко Матери-земле сырой прислонилися,
За избавление земли святорусской от Антихриста молилися…
И вознеслось то моление русских витязей и Егория Храброва к Богородице,
Вознеслось к Пречистой Матери Христа, Царя Небеснова.
И вопрошает тады Богородица Чадо Свое любимое:
— «О Чадо Мое любимое, Спаситель рода человеческова!
Ты скажи, поведай Мне, а не пришло ль время тому Антихристу голову рубити?
А не настал ли час ему землю святорусскую оставляти,
Народ православной-русской ото всех мучениев избавляти?
Аль не пора, не время ли народу русскому свой труд, свою работу делати,
Свою работу делати, своим трудом оправлятися,
От погрешениев своих очищатися,
Церкви Божий становити, Господа-Бога благодарити?» —
И возговорил Иисус Христос, Царь Сам Небесной:
— «О Мати Моя возлюбленная, во всех женах благословенная!
Не пришло еще время тому Антихристу голову рубити, —
День тот и час — великая тайна, неизъяснимая…
Настало время тому Антихристу святорусскую оставляти,
Народу русскому-православному от мучениев избавлятися,
Свою работу делати, своим трудом оправлятися, от прегрешений очищатися,
Церкви Божий становити, Господа-Бога благодарити».
И дает приказ Христос, Царь Небесной,
Архистратигу Свому, Михаилу Архангелу,
Антихриста лютова со святорусской земли прогнати.
— «Братцы мои, витязи русские, могучие!
Вы вставайте с сырой земли на ноженьки резвые, выпрямляйтеся!
Выпрямляйтеся, да креститеся, — великой бой начинается,
Антихрист лютой, дерзкой и мерзкой со святорусской изгоняется!»
-Говорит Егорий Храброй, говорит на небо глядючи, улыбаючись.
Вскакивали богатыри могучие на ноженьки резвые,
Вскакивали, выпрямлялися, крестилися,
На бой великой, невиданной глядели,
Глядели, к свет-Егорию, братцу своему названому, теснилися.
Антихрист лютой, все меняючись, меняючись, черным вороном заделался.
А длина тому ворону — тысяча верст, а в поперечину с крыльями и все две тысячи.
Голова у тово ворона Чернова — гора огромадная,
Глаза ево — геенна огненная, все опалимая, злобно-злобная,
Клюв ево и когти железные, вострые-вострые.
Держит тот ворон черной в лапах своих святорусскую,
Крыльями прикрыл, когтями разрывает, клювом клюет,
Клювом железным клюет, кровь горячую пьет.
Стонет святорусская. Черной ворон потешается.
На восточной стороне, на солнечной — небеса свернулися,
Небеса свернулися, Царство Божие на минуточку раскрывалося,
На минуточку раскрывалося, сердце витязей русских осветилося,
Сердце осветилося, радость неизреченную, вечную оставило.
То не молния золотая, строгая из того Царства Божия взвилася.
То не братец ее родной, гром небесной, грозно ударил,
То Архангел Михаил, Архистратиг могучий,
По велению Божьему, по приказу Христову на бой с Антихристом заявился,
Заприметив Архангела, раскрывал Антихрист-ворон крылья черные.
Поднимался весь огромадной, темной, со глазами огненными,
Закрывал своей чернотой солнце красное, темнил небо ясное,
Темнил небо ясное, на Архангела камнем в тысячу пуд падал,
Камнем падал, крыльями черными, чудилось, обхватывал…
Захолонуло сердце у богатырей русскиих.
Бросалися они к братцу свому названому.
— «Ты скажи, скажи нам, свет-Егорий,
Скажи всю правду-истину… Неужли?»
Покачивал головой своей жемчужною Егорий Храброй, улыбаючись,
Корил братцев своих, витязей русскиих,
Малой верою их корил во Христа Спасителя.
Давал слово свое верное-нерушимое,
Что не вернется Антихрист — злой ворон на святорусскую,
Что грядет земле святорусской великая радость,
А русскому народу православному — милость и утешение.

Исследовательская работа «Былина и былинные богатыри»

2016г.

Оглавление

Глава 1.

Былина. Былинные богатыри ……………………..

Герои былин………………………………………

Художественный мир былины ………………………..

Происхождение былин……………………………..

Глава 2.

Изучение моральных качеств былинных героев в современном мире ……………………………….

Заключение ………………………………………………………..

Список использованных источников и литературы……………

Приложения

Введение

Увидев репродукцию картины «Богатыри» В.М. Васнецова, мне захотелось больше узнать о защитниках Земли Русской, ее верных стражах. Я прочитал сказки и былины, повествующие о быте наших предков. Так произошло мое полное погружение в атмосферу русской народной былины и ее обитателей. И мне очень хотелось бы поделиться со своими одноклассниками.

Цельисследования: сравнениечерт характера современного человека и персонажей русских былин.

Задачи:

  • изучить материалы из различных источников о былинах;

  • выявить особенности киевских богатырей;

  • определить характер новгородских былин;

  • провести социологический опрос в школе;

  • познакомить с собранным материалом одноклассников.

Объект: былинные герои, одноклассники и учащиеся школы.

Предмет:черты характера русских богатырей и современного человека.

Гипотеза:такие черты характера, как мужество, честность, мудрость, благородство делают героев русских былин нашими современниками.

Методы: сбор информации о былинах;самостоятельная работа с литературой;опрос; обработка собранной информации; сравнение;описание.

Былины– русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или ещё каким-либо образом проявляющим свою силу, удаль, храбрость.

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как «детские». А между тем былины вовсе не принадлежат к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми людьми для таких же взрослых серьёзных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из историй. А всё, о чём рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далёком прошлом события.

Собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях. Слово «былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров .

Традиционно выделяются два цикла былин, объединённые по месту действия или происхождению героев:

  1. Киевские или Владимировы былины песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др.

  2. Новгородские былины (герои – Садко и Василий Буслаевич).

Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.

Глава I. Былина. Былинные богатыри

1.1. Герои былин

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойдённым искусством играть на гуслях. Среди богатырей принято выделять «старших » и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора и ВолхаВсеславича.

«Старшие» богатыри называют так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своём роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.

Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.

Часто повторяется в былинах сюжет — сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.

Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудовищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идёт навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить «богатырское сердце» героями былин движет и желание постоять за веру и за людей. Их противники несут беду людям – похищают, убивают – и ведут себя нечестиво.

В центре былин – образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам (эта тема формировалась ещё в условиях монгольского нашествия). Столь же поэтичны образы и других богатырей, охраняющих родную землю,- Добрыни Никитича и Алёши Поповича.

Тема защиты Родины закономерно слита в былины с темой народной жизни и труда. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, — это корчёвка пней и расчистка поля для пашни. В былинах о Вольге и Микуле Селяниновиче отразилась извечная мечта трудового народа о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и успешно возвращается.

Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения .

Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что всё происходящее в песне, всё, что приходится выполнять её персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила – Бог, судьба – решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешивается Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.

Высшая сила – это единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на неё, их ждёт смерть.

1.2. Художественный мир былины

В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам.

Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течёт по-другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т. д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет своё течение, ненадолго останавливается.

Современность для сказителей – это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи «перевелись» .

1.3. Происхождение былин

Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России былины пелись хором .

В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в «Слове о полку Игореве». Это боян, который пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находился при княжеском дворе.

В XIX в ученые предполагали, что былины – самый древнийвид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам.

Скорее всего, в том виде, в каком они дошли до нас, былины появились уже после того, как началось разделение восточных славян на три народа. То есть не ранее XIII века.

Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых история о богатырях стала экзотикой – чем-то необычным, фантастическим.

Первые записи относятся к середине XVII века. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке ответственно вкусам читающей публике того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов. Как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами «Повесть о…», «История о…» и т. д.

Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть, была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в VIII веке. Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».

Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIX века. Когда именно с целью их записи начали снаряжать экспедиции.

Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день .

ГлаваII.Изучение моральных качеств былинных героев в современном мире

В ходе исследования был проведён социологический опрос одноклассников, учащихся школы. Участникам социологического опроса было предложено ответить на 10 вопросов о былинных богатырях и о том, каким образом персонажи русских былин и по сей день с нами, и из предложенных черт характера выбрать те, которые для них предпочтительнее в современниках.

Анализ ответов участников опроса показал следующие результаты:

1.Каких богатырей вы знаете?(Приложение1, Таблица1)

Вывод: выяснилось, что Илью Муромца знают – 8человек, Добрыню Никитича -8 человек, Алёшу Поповича – 6человек, Никиту Кожемяку- 1 человек.К сожалению, остальных богатырей дети не знают.

2.Во имя кого или чего совершаются подвиги богатырями?

Родины

10 (50%)

Добра

6 (30%)

Семьи и любимых

4 (20%)

Вывод:все подвиги богатыри совершали во имя Родины — с этим согласны 50% опрашиваемых, во имя добра -30 %, во имя семьи и любимых -20%.

3.Богатыри все разные, но качества человеческие у них похожи.

Какие?(Приложение1, Таблица 3)

Вывод: среди человеческих качеств предпочитаемых в современным мире, выделяются следующие: сила, смелость, мужество, отвага, храбрость, справедливость, щедрость.

4. Что ценил русский народ в характере человека?

11 (55%)

Щедрость души, готовность к подвигу во имя своих идеалов

8(40%)

Смекалку, удачливость и талант

5 (25%)

Вывод: русский народ в характере человека больше всего ценил силу, отвагу, честь с этим согласны 55% всех опрашиваемых, щедрость души и готовность к подвигу во имя своих идеалов 40%, смекалку, удачливость и талант – 25%

5. На кого бы из былинных богатырей ты хотел быть похожим?

(Приложение 1.Таблица5.)

Вывод: больше всего дети хотят походить на Илью Муромца

6. Какими из качеств богатырей обладают мальчики вашего класса?(Приложение 1 Таблица 6)

7. Были ли случаи, когда мальчики вашего класса становились защитниками?

Да

15 (75%)

Нет

5(25%)

Вывод: большинство мальчиков готовы стать защитниками девочек и слабых, это отметили 15 человек (75%) опрашиваемых, 5 человек (25%)с этим не согласились.

8.Почётно ли в наше время быть богатырём? Не просто мощным физически, но сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?

Да

20(100%)

Нет

Вывод:в наше время тоже почётно быть богатырём –сильным духом, справедливым, физически развитым и с этим согласны все опрашиваемые дети.

9.А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему?

Да

20(100%)

Нет

Вывод: ответили «да» 20 человек 100%.

— Эти люди настоящие богатыри, они не щадя своей жизни, защищали родной дом, село, город, Родину.

— Эти люди были сильные духом и сражались за мир на земле.

— Это настоящие герои, они не щадили жизни своей ради Родины, ради своего народа.

— Они отважно сражались за Родину.

— Они защищали Родину, народ.

10.Что вы почерпнули из былин для себя?

-Нужно быть справедливым, честным, всегда защищать Родину.

-Быть справедливым, ответственным, справедливым.

-Нужно любить свою Родину и свой народ.

-Стараться быть сильным, ловким и уметь дружить.

-Всегда защищать слабых.

-Богатыри являются примером для подражания.

В былинахописывают подвиги богатырей. Герои в них идеальны. Они олицетворяют важнейшие черты, интересы, идеалы народа. Каждый из героев имеет свой характер, свои индивидуальные черты. Сравнив результаты исследования и результаты работы с текстом, увидели повторяющиеся черты – ум, мужество, силу, благородство.

Заключение

Таким образом, среди черт характера, предпочитаемых современным человеком, выделяются следующие: сила, смелость, отвага, храбрость, справедливость, щедрость.

Персонаж героического эпоса – идеал человек прошлого – является воплощением таких черт характера, как сила, мужество, честность, благородство, ум.

Характер человек современного и характер персонажа героического эпоса во многом схожи, а следовательно, былины интересны нам не только с исторической точки зрения.

Список использованных источников и литературы

6. Электронные ресурсы удалённого доступа.

Л.Грушко Стихи о богатырях – Режим доступа:http://www.stihi.ru/2013/04/01/4994

Приложение 1

Таблица1.Каких богатырей вы знаете?

п/п

Богатыри

Количество ответов

Илья Муромец

Добрыня Никитич

Алёша Попович

Никита Кожемяка

Святогор

Садко

Василий Буслаев

Руслан

Соловей-разбойник

Таблица 2.

Во имя кого или чего совершаются подвиги богатырями?

Родины

10 (50%)

Добра

6 (30%)

Семьи и любимых

4 (20%)

Таблица3.

Богатыри все разные, но качества человеческие у них похожи. Какие?

Качества человека

Количество ответов

Храбрый

Отважный

Мужественный

Сильный

Справедливый

Щедрый

Скромный

Таблица4.

Что ценил русский народ в характере человека?

Богатырскую силу, отвагу, честь.

11 (55%)

Щедрость души, готовность к подвигу во имя своих идеалов

8 (40%)

Смекалку, удачливость и талант

5 (25%)

Таблица5.

На кого бы из былинных богатырей ты хотел быть похожим?

Богатыри

Количество ответов

Илья Муромец

Добрыня Никитич

Алёша попович

Таблица6.

Какими из качеств богатырей обладают мальчики вашего класса?

Качества характера мальчиков

Количество ответов

Сильные, мужественные

Щедрые

Храбрые

Благородство

Добрые

Ловкие

Справедливые

Таблица7.

Были ли случаи, когда мальчики вашего класса становились защитниками?

Да

15 (75%)

Нет

5(25%)

Таблица8.

Почётно ли в наше время быть богатырём? Не просто мощным физически, но сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?

Да

20(100%)

Нет

Таблица9.

А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину

в Великую Отечественную войну? Почему?

Да

20(100%)

Нет

Приложение 2

Пословицы и поговорки для детей о богатырях:

На вид богатырь, а сердце как у птенца.
Плохой воин — богатырь для своих знакомых.
Хорощ богатырь, коли пьян с вина на алтын.
Каждый сам себе богатырь.
Богатство — до первого бурана, богатырь — до первой пули.
Богач не бессмертен и богатырь не вечен.
Богатырь умрёт, имя его останется.
В знакомом месте чтут силу, в незнакомом — одежду.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Головой думай, а силой борись.
В руке джигита сила львиной лапы.
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.
Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости. (киргизская пословица)
Кто на свою силу надеется — не угрожает. (абхазская пословица)
Богатыря узнаешь на поле брани.
Славна богатырями земля русская.

Стихи о богатырях для детей

Алёша Попович.
Леонид Грушко.
Алёша Попович, сын русской земли,
Искал богатырскую славу.
Дороги Ростова в град Киев вели
По вешним полям и дубравам.
Тугарин тот край разоряет, злой змей,
Осилить Поповича хочет.
Алёша взмахнул булавой посильней,
Огрел его в лоб что есть мочи!
Посыпались искры у змея из глаз:
Удар был достаточно точен.
Его богатырь подхватил в тот же час
И крепко к седлу приторочил.
Встречает их с радостью Киевский князь,
За стол приглашает гостей он,
Пастись богатырь отпускает коня,
И сам подкрепиться намерен.
Но яства: гусь жареный, сбитень, и сиг,
И крепкие вина тем паче –
Бессовестный змей проглотил в тот же миг
И новую битву назначил.
Не хочет Попович победу отдать:
Он храбро сражаться умеет,
Но хитро сказал: «За спиной твоей рать!»
И саблей ударил по шее.

Добрыня Никитич.
Леонид Грушко.
Добрыня – русский богатырь,
Никитич – отчество его,
Он быстро рос и вверх, и вширь
И побороть мог всех легко.
Но говорила часто мать:
— Я лишь добра тебе хочу,
Ты, мой сыночек, должен знать,
Внимай, чему тебя учу, —
Сорочинскую гору ты
Впредь стороною обходи
За две, не то за три версты:
Там ждёт опасность впереди.
И не ходи к Пучай-реке,
Змеёнышей не потопчи,
Пускай резвятся на песке,
И ты погрейся на печи.
Добрыня матушке не внял,
Купался в реченьке Пучай
И принуждал топтать коня
Змеёнышей-то сгоряча.
Ударил тотчас жуткий гром,
Исчез последний солнца луч,
И появляется притом
Злой Змей Горыныч из-за туч.
Добрыня взял большой колпак
Да бросил Змею прямо в глаз,
(В таких делах он был мастак),
И победил змеюку враз!
И попросил пощады Змей:
— Не буду я летать на Русь,
И ты змеёнышей не смей
Топтать на круче поутру.
А сам нарушил уговор:
Пришлась Забава по нутру.
Унёс племянницу Змей-вор
В свою глубокую нору.
Печален князь был целый день,
Негодовал и Киев-град,
И люд окрестных деревень
Желал племянницу – назад.
Воссел Добрыня на коня –
Забаву должен он вернуть.
Её Горыныч охранял
Внимательно, не как-нибудь.
Не растерялся богатырь
И первым тотчас же напал,
А Змей шипел на все лады,
Но был убит им наповал.
Творить не будет больше зло:
Людей неволить взаперти.
Досталось Змею поделом,
От кары он не смог уйти.
Колпак – головной убор странника по святым местам, превращён в метательное оружие.
Илья Муромец.
Леонид Грушко.
А Илья-то Муромец
Был лихой казак,
Настоящий он боец
И большой добряк.
Богатырь всея Руси,
Как гора кулак,
Званье с гордостью носил
Он не просто так.
Рядом, у Чернигова,
Враг стоял стеной,
И вопил неистово,
И грозил бедой.
Силу ту великую
Потоптал конём,
Страшную и дикую
Поколол копьём!
Скачет Муромец один
В стольный Киев-град.
Соловей в гнезде сидит,
Он Илье не рад!
Соловья-разбойника
С дуба сбил стрелой.
Понимают школьники:
Муромец – герой!

Есть еще богатыри на Земле Русской (21 фото)

Были когда-то на свете богатыри. Остались после них лишь легенды. А может быть остались и сейчас представители этого мощного племени на земле?

Да, к счастью, есть еще эти мощные мужики, которые удержат на своих плечах весь мир, если он начнет рушиться.

Кирилл Сарычев — русский Илья Муромец

Перед вами мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу и жиму штанги лёжа. Абсолютный чемпион Мира среди юниоров, абсолютный рекордсмен России, Европы.
Рост спортсмена 197 сантиметров, а вес варьируется от 170 до 180 килограмм. Хочется отметить и отличную генетику, которая однозначно помогла Кириллу добиться таких результатов — рост его отца составлял 192 сантиметра и вес 130 кг. Отец и привил будущему чемпиону тягу к спорту.

Тренируется спортсмен по программе Бориса Ивановича Шейко, внося корректировки по самочувствию, присед от 350 килограммов, жим от 320 килограммов, тягу от 350 килограммов. В спорте собирается оставаться ровно столько, сколько позволит здоровье.

Павел Климов — спортсмен, блоггер, предприниматель

Родом Павел с Чукотки. Интерес к спорту появился еще в детстве — юноша ходил на борьбу, баскетбол, хоккей. К «железному спорту» его приобщил брат. А потом в их качалке появился мужик, который лежа жал 250 кг, естественно, парней не могло это не заинтересовать. Вот этот мужик и рассказал им о пауэрлифтинге.
До результата жим в 250 кг Павел дошел, тренируясь самостоятельно. Сейчас его результаты стремительно увеличиваются, а он периодически принимает участие в различных состязаниях.

Дома его всегда ждут любящие жена и дочь, которая очень похожа на папу.

Денис Цыпленков

Перед вами армрестлер, абсолютный чемпион Кубка мира профессионалов Nemiroff World Cup 2010 года в Сопоте, участник команды профессиональной лиги силового экстрима.

Родился в Кривом Роге на Украине. В школе посещал различные спортивные секции. Затем переехал в Москву, где познакомился с Турчинским и работал у него в спортклубе, параллельно принимая участие в соревнованиях. Объем руки — 64 см, а окружность запястья — 24 см.

Сейчас Денис — обладатель интерконтинентального пояса в армспорте, а так же чемпион мира среди профессионалов.

Но без проруби не обойтись русскому богатырю. Это нужно для поддержания той самой силы духа и воли.

Михаил Кокляев в представлении не нуждается

Ну, кто не знает Михаила Кокляева… Восьмикратный чемпион России по тяжелой атлетике и абсолютный рекордсмен (России) в становой — 417,5 кг.

«Ваш русский спортсмен только что поднял 111 кг два раза!» — написал Арнольд Шварценеггер Дмитрию Медведеву в твиттере как раз об успехах Михаила.

На вопрос, как стать сильным, Михаил Кокляев ответил так: «Чтобы быть сильным — *башить надо каждый день в зале!».

Настоящий русский богатырь!

Александр Фёдоров

Профессиональный культурист. Самый титулованный бодибилдер России. Первый россиянин, приглашённый к участию на Мистер Олимпия в 2005 году. Вы только посмотрите — мышцы размером с голову человека!

И снова отец, Анатолий Фёдоров, привел сына в бодибилдинг в 80-х годах. Он и стал его первым тренером. А дальше — череда участий и много побед в разных соревнованиях.

В 2006 Александр принимает решение уйти из бодибилдинга — виной всему травма и сложная операция. Но он все равно продолжает восстановительные тренировки, хоть и не в полную силу.

Омский силач, Михаил Шивляков

Его еще называют «русским гераклом». Известен он во всем мире. Родился в Кемеровской области, служил морпехом, воевал в Чечне, имеет две государственные награды Российской Федерации, состоит во Всероссийском союзе ветеранов Афганистана, занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи.

В марте 2011 г. по личному приглашению Арнольда Шварценеггера Михаил Шивляков принял участие в престижном ежегодном мировом турнире Arnold Classic (США, г. Коламбус, штат Огайо), где с честью представлял Россию и вошел в десятку сильнейших людей мира. Женат, есть дочь.

Такие люди — гордость России.

Доклад русские богатыри кратко расскажет Вам много полезной информации о былинных защитниках земли русской. Доклад о богатырях можно использовать во время подготовки к занятию.

Сообщение о богатырях краткое

Славянская история богатая на устные предания в виде сказаний, песен и былин. В них рассказывается жизнь фантастических людей, героев. Но, часто за ними скрываются реальные личности, которые жили на наших землях много веков назад и совершили много подвигов, заслужив уважение народа. Так появились богатыри.

Кто такие богатыри?

Богатыри это своего рода народные герои, которые проявили храбрость, мужество и отвагу. Ученые выделяют 2 категории богатырей:

  • Старшие богатыри. К ним принадлежат Святогор, Микула Селянинович, Волг Святославич, Сухан. Они олицетворяют природные явления.
  • Младшие богатыри. К ним относят Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича.

Богатыри были отважными воинами, которые боролись не только с захватчиками, но и с нечистой силой: драконами, ведьмами, потусторонними существами. Былинные богатыри защитники земли русской являлись также психологическим подтекстом того, что Русь непобедима и что среди простого народа всегда есть люди готовые защищать родину от напасти. Давайте рассмотрим самых ярких представителей богатырей.

Описание русских богатырей

  1. Святогор

Он был настоящим великаном, даже земле трудно его держать. Святогор обладает великой силой и никто не осмеливается вступать с ним в борьбу. Примечательно, что богатырь не участвовал ни в одной битве и не совершал подвигов. Он сражал своих врагов мудростью. В образе этого героя скрывается философский смысл населения славян о почитании богатыря просто за то, что он есуществует.

  1. Микула Селянинович

Среди Киевских богатырей не упоминается, однако им является. Пахарь-богатырь воплощает русский дух, утверждающий, что даже простой земледелец способен сражаться с богатырями.

  1. Волх Всеславьевич

По преданиям этот фантастический персонаж был рожден от змея и очень быстро рос. После полутора часа от его рождения Волху уже надели булатные латы. Владел волшебством и науками. Считали его колдуном, языческим жрецом и воином.

  1. Дунай Иванович

Является реальным историческим персонажем. О нем стало известно после поединка с Добрыней Никитичем. По преданию их разнял Илья Муромец, после чего богатыри побратались. Дунай Иванович был занят поисками невесты для князя Владимира. Он убил литовского князя и увез его дочь Апраксию. Богатырь был влюблен в богатырку Настасью, которая согласна выйти замуж за того мужа, который победит ее в бою. Дунай побеждает и на свадьбе после спора убивает свою жену, выстрелив в кольцо на голове Настасьи из лука. Из горя богатырь убивает и себя, чтобы вечно быть с любимой.

  1. Илья Муромец

Был сыном крестьян и с детства прикован к кровати. Однажды к родителям Ильи пришли странники – калики, которые исцеляют мальчика. После испитой воды у него появляется сила. Подвиги Ильи Муромца стали основой для сказаний и былин.

  1. Добрыня Никитич

Родился в Рязани и находился на службе в киевского князя. Его богатырская история начинается с победы над Змеем Горынычем. Он выполнял много важных поручений и предстает перед читателем мудрым и храбрым воином.

  1. Алеша Попович

Родом из Ростова. Служил у киевского князя Владимира. Самое известное сражение богатыря с Тугарином, чужеземным захватчиком.

  1. Никита Кожемяка

Настоящий воин, который находился на службе в киевского князя Владимира. Участвовал в битве с печенигами, сразив их силача в поединке. В других летописях указано, что он был простой ремесленник, который обладал силушкой богатырской.

  1. Василий Буслаев

Родом из Новгорода. По натуре бунтарь и пьяница. Силу богатыря унаследовал от отца, вот только применяет ее не так как остальные богатыри. У него была своя дружина, с которой он любил пьянствовать и драться в кабаках.

О русских богатырях для детей 6-7 лет

Тематическая беседы для детей 6-8 лет «Русские богатыри»

Беседа №1

Дорогие ребята! Видели ли вы картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? Давайте вспомним, кто изображен на ней.

Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русской земли. Перед ними расстилаются широкие степи, за их спиной — дремучие леса, села и города. В небесах над богатырями сгущаются синевато-серые тучи.

Послушайте стихотворение.

Три богатыря

Вечерняя тает заря,

Клубятся над степью тучи.

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих.

От силы жестокой вражьей

Народ берегут они

И грозно стоят на страже

Нашей родной земли!

♦ Знаете ли вы, как зовут богатырей?

В самом центре картины на могучем коне — богатырь Илья Муромец. Он широк в плечах, в нем чувствуются громадная мощь и отвага. Приложив руку к глазам, он зорко всматривается в даль: не идет ли на Русь войско вражеское?

(Илья Муромец — самый любимый, родной и близкий сердцу русского человека богатырь. Недаром о нем в народе говорили: «Как одно на небе красно-солнышко, один на Руси Илья-Муромец». Илья Муромец — ярчайшее воплощение русского национального характера, богатырь необыкновенной силы, герой, славившийся своими подвигами, защитник земли русской. Предполагают, что это был реальный человек. Его гробница до сих пор сохранилась в Киево-Печерской лавре.

По одной из былин великий богатырь Святогор, умирая, передал Илье Муромцу свой заветный меч-кладенец.)

Справа от Ильи Муромца на мохнатом белом коне другой богатырь — Добрыня Никитич.

(Добрыня Никитич — сподвижник, правая рука Ильи Муромца. Он наделен не только силой великой, но и многими талантами: лучше всех стреляет из лука, чудесно играет на гуслях и поет. В былинах и сказаниях Добрыня Никитич не только храбрый защитник Отечества, но и носитель народной культуры. Его прообразом историки считают родного дядю князя Владимира.)

А по левую руку от Ильи — самый юный из богатырей — Алеша Попович.

Давайте вспомним, что рассказывают древние русские былины об этих богатырях.

(Алеша Попович — веселый, жизнерадостный и храбрый богатырь.

Врагов он поражал не только силой, но и умом, хитростью и отвагой. Он беззаветно любит Родину, беспощаден к ее врагам и готов пожертвовать жизнью во спасение Руси. Прообраз Алеши Поповича — сын ростовского священника Александр Храбр.)

Илью прозвали Муромцем потому, что родился он в селе Карачарове недалеко от города Мурома.

Просидел Илья Муромец сиднем ровно тридцать лет — ни рукой, ни ногой двинуть не мог. Вот однажды отец с матерью ушли в поле хлеб убирать, а Илья остался в доме один. Проходили в это время по деревне калики перехожие, подошли к избе Ильи и постучали в окошко.

— Отвори нам, добрый молодец, дверь, устали мы с дороги, дай нам водицы испить.

А Илья им отвечает:

— Не могу я, божьи люди, с места сдвинуться, уж тридцать лет сиднем сижу на печи.

А калики не уходят, и все просят Илью в избу их впустить.

Шевельнулся он на печи! Встал на ноги — чувствует, ноги-то его держат, пошевелил руками. Сделал он шаг, другой, подошел к двери и впустил калик в дом.

А калики перехожие и говорят ему:

— Иди в погреб, принеси чашу зелена вина.

— Да я не смогу!

— Иди, иди! Сможешь!

Спустился Илья в погреб, принес вина. Дали ему калики испить чару. И почувствовал Илья, как в нем силушка-то заиграла.

— Принеси-ка еще бражки! — приказали ему калики.

Принес он бражки, выпил чару. И такую великую силу в себе почувствовал, что ни словом сказать ни пером описать!

— Будешь ты, Илья, богатырем великим! Смерть тебя в бою не возьмет! — так сказали Илье странники.

Простились и ушли калики, а Илья уснул богатырским сном и проспал ровно 12 дней.

С той поры стал он помогать родителям лес расчищать — старые деревья с корнем выворачивать, дубы крепкие выдергивать. Распахал он поле великое и запрудил реку быструю. То, чего старики-родители Ильи и в три дня не сделали бы, он тотчас исполнял.

Пошел как-то раз Илья на большую дорогу и у мужика перехожего купил жеребца. Кормил его пшеничкой, купал его в утренних росах. И вырос жеребец на диво сильным, статным и красивым. Верным другом и помощником Илье Муромцу стал.

Попросил богатырь благословения у родителей на путь-дорогу, на великие подвиги. Оседлал коня вороного, взял копье булатное, вдел ноги в стремена узорные и поскакал в стольный Киев-град, чтобы у князя служить, землю русскую от врагов защищать.

А вот что рассказывается в былинах о другом богатыре — Добрыне Никитиче.

Пригожий, умный мальчик рано потерял любимого отца. Растила Добрыню матушка — Мамелфа Тимофеевна.

В 12 лет Добрыня почувствовал в себе силу молодецкую. Оседлал он доброго коня и поскакал в чистое поле, искать подвигов богатырских. Поехал Добрыня к высокой горе. Там в глубокой пещере жил Змей Горыныч со своими змеенышами. Часто летал он на русские города, из раскрытой пасти его сыпались искры и вырывалось пламя. Многих он погубил, а других в плен взял.

День стоял летний, жаркий. Захотел Добрыня искупаться в Пучай-реке, слез с коня, снял платье богатое и поплыл по реке. Пучай-река тихой

была, спокойной. Вдруг откуда ни возьмись налетела косматая черная туча, загремел гром, засверкали молнии. Огромные волны поднялись.

Налетел страшный двенадцатиголовый Змей Горыныч и захохотал, закричал:

— Ага! Попался, Добрыня! Задушу тебя, да и съем!

Добрыня не растерялся, нырнул и поплыл под водой. Выбрался на берег, а там ни коня, ни оружия, лишь шапка, жемчугами шитая, валяется. Схватил он шапку, набрал в нее песка да как швырнет в Змея — и отшиб ему двенадцать голов. А потом потоптал всех змеенышей и выпустил из темниц пленников.

Послушайте, ребята, про самого юного богатыря — Алешу Поповича. Прозвище свое Алеша получил потому, что был поповским сыном. Его отец — священник из города Ростова.

Рано научился Алеша на коне скакать, мечом да палицей владеть. Как-то попросил он у отца благословения на путь-дорогу. Хотел он к морю- океану поскакать, гусей-уточек пострелять.

Ехал он, ехал с утра до вечера и доехал до распутья трех дорог. Лежит посредине камень, а на нем высечена надпись: «Одна дорога в Муром ведет, другая — в Чернигов, а третья — в Киев-град».

Подумал Алеша, подумал и решил в Киев ехать, к князю Владимиру Ясное Солнышко.

Приехал он на княжий двор и повстречал там Змея Тугарина. Князь коварному Змею почести оказывает, на лучшее место сажает. А Змей целые караваи проглатывает да полным ведром меда запивает.

— Что за невежа неотесанный к тебе, князь Солнышко, на пир попал? — спросил Алеша.

Принесли на стол блюдо с белым лебедем, взял Тугарин его за шею и разом проглотил. Алеша Попович снова говорит:

— Князь Солнышко, где это видано, чтобы гость по целому лебедю враз проглатывал?

Разозлился Тугарин и бросил в Алешу свой кинжал, да не попал!

— Будем завтра с тобой смертным боем биться! — сказал Змей Алеше да и вылетел в окно.

На другой день вышел Алеша Попович в чистое поле и срубил Змею буйную голову, привязал к седлу и привез князю. И остался в граде Киеве служить верой и правдой народу.

Ответьте на вопросы

1. Каких русских богатырей вы знаете?

2. Расскажите об Илье Муромце.

3. Расскажите о Добрыне Никитиче.

4. Расскажите об Алеше Поповиче.

5. Объясните пословицу «Кто наступит на землю русскую — оступится».

Беседа №2

Дорогие ребята! Вы познакомились с тремя былинными богатырями — Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Узнали об их подвигах из любви к родной земле.

Но были и другие герои.

Святогор — могучий богатырь, в былинах о нем говорится, что ростом он «выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее». Образ Святогора — воплощение могучей исполинской силы, которую если разбудить, она способна будет на великие дела и подвиги.

Микула Селянинович — древний русский богатырь, связанный с землей-матушкой. Он крестьянин-труженик, пахарь, созидатель. Этот богатырь олицетворял в народных былинах величие крестьянского труда.

Авдотья Рязаночка. В былинах созданы и образы женщин-патриоток. Это может быть старушка-мать, благословляющая сына-богатыря на бой, или преданная жена, оберегающая домашний очаг. Авдотья Рязаночка — волевая, непреклонная в достижении своей цели, мудрая и скромная русская женщина, спасшая своих соотечественников из вражеского плена.

Еще об одном богатыре послушайте, пожалуйста, поэму, написанную по мотивам русской народной сказки.

Никита Кожемяка

Тихо Осень бредет по жнивью,

Нижет капли на паутинки,

Осторожно подходит к жилью

И стоит у крыльца на тропинке.

Видит Осень: крестьяне с полей

Убирают снопы за рекой,

Провожают на юг журавлей

И, прощаясь, им машут рукой.

Видит Осень, как ребятня

На лужайке играет в лапту.

А березка грустит у плетня,

Золотую роняя листву.

Молодица крутою тропой

С коромыслом идет за водой.

День погожий.

Прозрачно, светло,

Мирно дремлет родное село.

Вдруг откуда-то черная тень

Высоко над землей поднялась,

Заслонила сияющий день,

Словно вихрь, над селом пронеслась.

То над светлым простором полей

Пролетел огнедышащий Змей.

У него семь огромных голов,

Искры сыплют раскрытые пасти

Растерзать Змей любого готов,

Нет спасенья от лютой напасти!

Молодицу он мигом схватил

В поднебесье с добычею взмыл!

Бабы машут руками, кричат,

Слезы капают малых ребят.

Камни, колья летят Змею вслед,

Змей Горыныч хохочет в ответ:

— Не боюсь ни воды, ни огня,

Чешуя у меня, как броня,

Камни, колья — мне все нипочем,

Не пробить ни копьем, ни мечом!

Много красных девиц я сгубил,

Много кровушки русской попил,

Вот осталася царская дочь,

И никто ей не сможет помочь!

На холмах, над рекою привольной

Город Киев раскинулся стольный.

Стали жители думать-гадать

Как царевну от Змея спасать.

— А пойдем-ка мы в лес золотой

И отыщем там терем резной.

В этом тереме Осень живет,

Встречи с зимушкой снежною ждет.

Обошла Осень весь белый свет,

У нее мы попросим совет.

Терем пестрый бояре нашли,

Поклонились до самой земли:

— Златокосая Осень, скажи,

Как нам царскую дочку спасти,

Как Горыныча нам извести?

Вышла Осень-краса на крыльцо,

Обернула к боярам лицо,

Как у павы, у Осени шаг,

И сказала премудрая так:

— Где полей бесконечная ширь

Средь еловых лесов и дубрав,

Там живет великан-богатырь.

Знаю я его ласковый нрав.

Сердцем добрый, душою открытый,

А зовут Кожемяка Никита.

Змей поганый его сторонится,

С ним одним он боится сразиться!

Кожемяка — сильнее, чем Змей,

Он отважней его и умней.

К Кожемяке пошли на поклон,

Удивился несказанно он:

— Чем помочь вам, скажите, могу?

Я ведь кожи ломаю и гну.

Я работой своею доволен,

Но, поверьте, я вовсе не воин!

— На Руси ты храбрей всех, сильнее,

Нас спаси от проклятого Змея!

Кожемяка в ответ: — Не могу,

Я ведь кожи ломаю и гну,

У меня очень много работы.

Мне сражаться идти неохота!

Шью из кож я тулупы и шапки,

Ведь зима — это вредная бабка!

Заморозит, застудит всех вас,

Лютым ветром и снегом обдаст!

Потому не могу я помочь

Вам спасти раскрасавицу дочь

Самого самодержца-царя.

Не теряйте вы времени зря!

Змей Горыныч царевну унес,

Посадил на высокий утес —

Окружил ее мощной стеной —

Хочет сделать царевну женой!

Снова к Осени люди пришли:

— Что нам делать, родная, скажи!

Плачут в избах у нас малыши,

Змей становится злее и злее,

Наши села совсем опустели.

Он и малых и старых сожрал,

Кости их по земле разбросал.

Молвит Осень:

— Возьмите детей,

Потерявших своих матерей,

Да ведите скорей к Кожемяке,

Их увидев, он тут же размякнет,

Пожалеет несчастных сирот

И со Змеем сражаться пойдет!

Так и вышло. Собрали детей,

Привели их к Никите скорей.

Он их слезы и жалобы слушал,

И они его тронули душу:

— На свою, на его ли беду

Я проклятого Змея найду!

Оторву я ему семь голов,

С ним сразиться я нынче готов!

Он к высокой горе подошел,

Здесь он логово Змея нашел.

Стал он кликать поганого Змея:

— В поединке сразимся скорее!

Долго прятался Змей и молчал,

Наконец жарким пламенем стал,

Взвился Змей, словно демон крылатый.

Чешуя его тверже, чем латы.

Золотая корона на нем.

Сыплет искры, пылает огнем.

Бьет хвостом он, рычит и шипит.

Дым клубами за Змеем летит.

Но Никита его не боится:

— Ишь летает поганая птица!

Стал он Змея ломать да душить,

Стал змеиные головы рвать

И ногами терзать и топтать.

Змей взмолился:

— Никита, постой!

Лучше Русь мы разделим с тобой.

До небес возведем мощный вал,

Чтоб он землю твою прикрывал!

Но тверда у Никиты рука!

Зашатались реки берега.

Змея бросил с обрыва в волну,

И пошел Змей Горыныч ко дну!

Обагрилася кровью река,

Залила и поля и луга,

И пришел тут злодею конец;

Победил его наш молодец,

Сердцем добрый, душою открытый

Богатырь Кожемяка Никита!

Тут пошел Кожемяка к пещере,

Стал ломать он тяжелые двери,

Сбил крюки, и замки, и засовы.

Люди стали свободными снова!

На высокий поднялся утес,

В Киев стольный царевну принес,

Дочь родную вернул он царю.

Слава русскому богатырю!

♦ Кто летал над землей и уносил людей?

♦ У кого люди спросили совета, как победить Змея Горыныча?

♦ К кому обратились бояре с просьбой победить Змея?

♦ Почему Никита Кожемяка вначале отказался сразиться со Змеем?

♦ Кто уговорил Никиту сразиться со Змеем?

♦ Кого освободил Никита?

♦ Каким вам представляется Никита Кожемяка?

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх