Помост

Вопросы веры

Русские князья в первые годы после нашествия

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работы историка В.В. Каргалова.

«Русские князья в первые годы после нашествия были заняты больше восстановлением своих разгромленных княжеств…, чем проблемой установления каких-либо отношений с ушедшими за пределы русских земель завоевателями. Видимо, полного единодушия в Северо-Восточной Руси по этому вопросу не было. Сильные и богатые города на северо¬западной и западной окраинах, не подвергшиеся разгрому, выступали против признания зависимости от ордынских ханов.

Северо-Западной Руси, которая выступала против подчинения ордынскому хану, противостояла группировка ростовских князей. Существование двух группировок — северо-западной, выступавшей против признания зависимости от ханов, и ростовской, склонявшейся к установлению мирных отношений с завоевателями, — во многом определяло политику великого Владимирского князя. Эта политика в первое десятилетие была двойственной. С одной стороны, большая часть Северо-Восточной Руси была опустошена нашествием и уже не имела сил для открытого сопротивления завоевателям, что делало неизбежным признание зависимости от золотоордынских ханов… С другой стороны, существование сильной оппозиции ордынской власти в Северо-Западной Руси могло пробуждать надежду при определенных условиях противостоять притязаниям завоевателей».

Из работы историка В.В. Каргалова

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

⇐ Предыдущая123

«Русские князья в первые годы после нашествия были заняты больше восстановлением своих разгромленных княжеств…, чем проблемой установления каких-либо отношений с ушедшими за пределы русских земель завоевателями. Видимо, полного единодушия в Северо-Восточной Руси по этому вопросу не было. Сильные и богатые города на северозападной и западной окраинах, не подвергшиеся разгрому, выступали против признания зависимости от ордынских ханов.

Северо-Западной Руси, которая выступала против подчинения ордынскому хану, противостояла группировка ростовских князей. Существование двух группировок — северо-западной, выступавшей против признания зависимости от ханов, и ростовской, склонявшейся к установлению мирных отношений с завоевателями, — во многом определяло политику великого Владимирского князя. Эта политика в первое десятилетие была двойственной. С одной стороны, большая часть Северо-Восточной Руси была опустошена нашествием и уже не имела сил для открытого сопротивления завоевателям, что делало неизбежным признание зависимости от золотоордынских ханов… С другой стороны, существование сильной оппозиции ордынской власти в Северо-Западной Руси могло пробуждать надежду при определенных условиях противостоять притязаниям завоевателей».

С1. О каком событии идет речь в приведенном тексте? Когда оно произошло? Как называлось государство, основанное завоевателями?

С2.Как оценивает автор политику великого князя Владимирского? Чем эта оценка была обусловлена? Приведите не менее трех положений в ответ на оба вопроса.

С3.Какая важная для Руси проблема рассматривается историком? На основе текста и знаний по истории укажите, как относились к ней представители отдельных русских земель (укажите не менее двух позиций).

Рассмотрите схему и выполните задания В8-В11.

В8

В9

В10

В11

\

РУССКОЕ, ВОЙСКО

Напишите имя князя, командующего русским войском в сражении, изображённом на схеме.

Ответ: _______________ .

Напишите название реки, обозначенной на схеме циф­рой «1».

Ответ: _______________ .

Напишите год, когда произошло сражение, изображённое на схеме.

Ответ: _______________ .

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных.

1) князь, который командовал русским войском в этом сражении, в то время княжил в Новгороде

2) после победы в этом сражении князь, командовавший русским войском, получил прозвище, под которым и во­шёл в нашу историю

3) кроме победы над шведами, князь, командовавший рус­ским войском, прославился многочисленными победами над монголо-татарами

4) сын князя, командовавшего русским войском, стал пер­вым князем Московским

5) в сражении, изображённом на схеме, приняли участие дружины из многих русских княжеств

6) поражение в этой битве не помешало шведам в том же году захватить Новгород и Псков

Рассмотрите схему событий истории России XIII в. и выполните задания В8-В11.

В8

Укажите имя военачальника, поход которого обозначен стрелками на схеме.

Ответ:

В9

Укажите год начала похода, обозначенного на схеме стрел­ками, являющегося вторым этапом вторжения на Русь дан­ного завоевателя.

Ответ:

В10

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных.

1) первый поход данного завоевателя на русские земли за­кончился для него поражением

2) завоеватель, действия которого обозначены на схеме, прошёл по территории Польши и Венгрии

3) активным участников событий, обозначенных на схеме, был Александр Невский

4) завоеватель, поход которого обозначен на схеме, разо­рил все русские княжества

5) поход, обозначенный на схеме, относится только к пер­вой половине XIII века

6) битва на р. Сити не является частью событий, обозна­ченных на схеме

Ответ:

Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Напишите цифру, которой обозначена столица земли, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период

2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели

3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет

4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства

5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость

6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства

Урок на тему: «Святые монгольского периода.Меркурий Смоленский.»

Изучение нового материала

Святой Меркурий — мужественный «воин от юности своей» (1 Цар. 17, 33), доблестный защитник славного города от языческого нашествия, мученик, упокоенный Господом во Царствии Небесном — и вместе с тем один из наиболее загадочных своим происхождением, житием и кончиной святых мужей в смоленской истории.

В тексте повести о Меркурии не названо время и место рождения доблестного воина. Возможно, что родом он был из Риги. Сколько времени и какому князю служил в Смоленске воин Меркурий, мы не знаем. Можно лишь предположить, что подвиг он совершил в достаточно молодом, хотя и не юном возрасте, о чем свидетельствуют различные описания святого в «Подлинниках»

(В «Подлиннике» СПб. Д. А. № 116: «Святого мученика Меркурия Смоленского новаго чудотворца. Убиен от Батыя царя в лето 6755 {должно быть 6745, т. е. 1237). Образом велик, брада невелика, разсохата мало, на главе шапка, залом черн, шуба камка багорь узорчата, отворот бел, в руке сабля гораздо велика, а он подперся ею, что посохом, а в другой руке ножны. Во иных подлинниках пишет, млад, аки Дмитрий Солунский, ризы княжеские»), а родился приблизительно в 10-е годы XIII века.

Не совсем понятна и причина постоянного проживания Меркурия в Смоленске. Вероятно, ливонская дружина служила Смоленскому князю, а ее вождем или простым воином был Меркурий, но не исключено, что упоминание о службе Меркурия Смоленского властителю является «общим мес-1том», а сам он прибыл в город в составе отряда сопровождения рижских купцов. Здесь, в Смоленске, жил Меркурий «благочестиво в Господних заветах, поучаясь день и ночь, расцветая преподобным житием, постом и молитвой сияя, словно звезда богоявленная посреди всего мира, ибо был умилен душой и слезен, часто приходил к церкви Креста Господня молиться за мир зовомый Петровского Ста» (здесь, вероятно, указывается квартал, где жил Меркурий; в иных же редакциях упоминается Подолье, однако, где находится эта часть города — неизвестно.

Время, когда в Смоленске проживал воин Меркурий, было тяжким для Русской земли. По пределам ее прокатилось страшной волной нашествие Батыева воинства: «По городам и весям было великое пленение от злых этих варваров, злая беда, церквей святых уничижение и запустение злое, так что в них дикие звери расплодились, и не стало людей, и монастыри святые были разграблены безжалостно, городам же и весям было запустение великое, священникам же и всем сановитым людям тяжкие вериги возлагали на шеи и злые раны на хребтах, и насильственную смерть, а святых иноков и инокинь посекали без жалости, и всему православному люду возлагали на шеи ярмо языческое. Тогда и сама земля восплакала, как чадолюбивая мать, увидев ту беду на странах в христианских пределах, ибо наполнили тогда злые варвары землю Русскую огнем и дымом своим злобожным и греховным законом: ибо не только это творили они, но и грудных детей отрывали от грудей материнских и разбивали оземь, а иных прокалывали оружием и оскверняли девичество юных дев и замужних жен, разлучая с мужьями, и святых Христовых невест — инокинь оскверняли блудом. Многие из православных тогда сами себя убивали и смерть принимали, чтобы не быть оскверненными язычниками. И было тогда пленение великое православным, и были безжалостны к ним бесчеловечные ратники, связывали их за волосы и гнали, словно скотину, подгоняя стрекалами. Не способная видеть этого, наша мать-земля, горлом стеная, говорила: «Сыны, сыны русские! Вижу вас со мною разлученными, возлюбленные чада мои! Чада, чада мои! разгневали вы Господа своего, а моего Творца Христа Бога! Вижу, как вас отнимают от груди моей и судом Божиим бросают в руки язычников безжалостных с игом рабским на плечах. Ради чего прежде скорбеть мне: о муже или о возлюбленных детях моих? Вдовство мое — опустошение монастырей и церквей святых и градов моих! Не могу уж терпеть скорби от этой злой беды и восклицаю к Творцу всех Господу Богу: Боже, сотворивший и сделавший все и всех! не презри беззаконие этих людей, но помилуй их милосердно и утешь праведный гнев и верни их, чтобы меня вновь унаследовали по завету Твоему, Господи, ибо Ты — Бог единый, милующий грешных!»

И вот, после завоевания Киева, войска монголо-татар приблизились к Смоленску. В это время все жители молились вместе в Богородичной церкви, чтобы Владычица избавила верный ей град от нашествия. Тогда же некоему пономарю, бывшему в Печерском монастыре за Днепром, а по иным сведениям — молившемуся в сем же храме, было видение от чудотворной иконы Божьей Матери, посредством которого этому блаженному мужу было сказано: «Человече Божий! Скоро иди к тому Кресту, где молится угодник мой Меркурий и говори ему: Призывает тебя Божия Матерь!» Богородица назвала пономарю точное место, где следовало искать Ее угодника. Действительно, на указанном дворище пономарь увидел Меркурия в полном вооружении, ибо «было ему уже явлено свыше о посланной победе еще перед приходом пономаря». Узнав от посланника, что пробило время его подвига, Меркурий вместе с ним возвратился в Богородичный храм «на горе», или, по другому списку жития — в Печерский монастырь. Святому Меркурию было открыто, что Батыево войско во главе с неким исполином встало лагерем на Долгомостье — Долгом Мосте, в 24—25 верстах от Смоленска и готовится к наступлению.

Ночью Меркурий подошел к стану врага и убил исполина, других же привел в великое смятение, «множество из них перерубил, а остальных обратил в бегство, но и сам лишился жизни». После чего татары «не могли и не осмеливались даже в мыслях приблизиться к городу».

О том, как погиб Меркурий, есть две версии. Первая гласит, что, когда он заснул, пришел сын предводителя татарского войска и отрубил ему голову. Но произошло чудо, Меркурий восстал на поле боя, взял в руки свою голову и пришел в Смоленск к городским воротам. Смоляне были изумлены такому явлению.

На заметку: Эта версия была наиболее распространенной, и Н. К. Рерих, часто бывавший в Смоленске, даже написал картину на данный сюжет: Меркурий несет свою голову, ведет за поводья лошадь, все на фоне крепостной стены. Отметим также, что в Смоленске еще в XVI веке знали «Место крови» в поле за городом, где преставился святой Меркурий Смоленский.

В исследовании С. П. Писарева и Г. Бугославского события изложены несколько иначе. Первый не приводит факта, что Меркурию отрубили голову. Наоборот, он взял отрубленную голову предводителя татар и пришел с нею к Смоленску. Татарские отряды преследовали его, и возле Малогоских (Молоховских) ворот он погиб в сражении с ними.

На заметку: Г. Бугославский в своем исследовании дает другую датировку событиям. «Самое событие — отражение св. Меркурием татар от Смоленска могло иметь место, по нашему мнению, тогда, когда г. Смоленск потерял свою самостоятельность и попал под власть Литовских князей, т. е. в начале XV века». Таким образом, событие могло происходить в 1408 году, когда хан Эдигей, осаждая Москву, разослал свои отряды, или «загоны», по соседним областям. Г. Бугославский истолковал подвиг Меркурия не только тем фактом, что он не допустил татар до Смоленска, но более глубоким смыслом — надеждой смолян на освобождение из-под власти Литвы.

Похоронили Меркурия с большими почестями. «Святаго же Меркурия тело честно с великою честию, со псалмы и песнями вземше и положиша в церкви святыя Богородица на предклироса его на единой стране от красных врат». Через некоторое время к тому же пономарю явился в видении воин Меркурий, повелев горожанам повесить над ракой с его останками принадлежавшие ему щит и копье, чтобы в случае опасности городу жители с молитвою Богородице и самому мученику Меркурию выносили это оружие и одерживали победу над врагом его чудотворной силой.

От всех реликвий Меркурия до нашего времени сохранились лишь железные сандалии, хотя в одном французском издании 1912 года помимо них опубликовано и фото шлема Меркурия.

На заметку: Интересная находка 1900 года была сделана церковным историком Д. Вишневским. На чердаке Анна-Зачатьевской церкви он обнаружил сундук, а в нем серебряный ковчежек с частицей мощей св. Меркурия. Сохранилась ли эта находка до наших дней, нам не известно.

Иконы с изображением св. Меркурия сохранились очень поздние.

В честь подвига Меркурия смоляне когда-то поставили каменный столб у Молоховских ворот, который был утрачен еще в XVIII веке.

Не могло подобное положение вещей не отразиться и на церкви. Епархия беднеет. Сокращается количество приходов. Уменьшается численность духовенства. В этот период фактически прекращается каменное храмовое строительство в Смоленских землях. Но даже в этих тяжелых условиях Смоленщина сохранила свой высокий духовный потенциал. Свидетельством этого стало явление новых святых подвижников Русской Церкви – выходцев из нашей земли.

Закрепление пройденного материала.

Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос:

В чём состоит христианский подвиг Меркурия Смоленского?

Рефлексия

— посмотрим на экран и подведём итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я…

• Самым интересным и полезным для меня было…

• Я встретился с трудностью при…

• У меня хорошо получилось…

• Мне это необходимо для…

• Строки самому себе…

• Скажи комплимент данной теме…

Домашнее задание

  1. Узнать наиболее полную историю возведения церкви Меркурия Смоленского при Академии ПВО. Материал оформить в виде презентации — мальчикам
  2. Собрать сведения о празднике в честь св. Меркурия Смоленского. Материал оформить в виде презентации — девочкам

«Святые монгольского периода»

Тема урока: «Святые монгольского периода»
Автор-разработчик: Н.И. Николаенкова (Шумячский р-он, Петровичская МБОУ ООШ)
Тип урока: урок с элементами творчества.
Цели урока:

  • расширение культурного кругозора через знакомство со святыми монгольского периода;
  • формирование морально-нравственных качеств на примере великого христианского подвига.

Задачи:

  • познакомить со святыми монгольского периода и их деяниями (Меркурий Смоленский, князь Федор, князь Андрей, Преподобный Симон);
  • развить интерес у учащихся к истории православной культуры Смоленского края;
  • воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свой родной край;
  • формировать стремление соответствовать образцам высокой нравственной чистоты.

Оборудование: мультимедиа ( компьютер ).
Инструменты и материалы: ручки, тетради, листки бумаги.
Зрительный ряд: иллюстрации икон: «Собор Смоленских святых», «Святой Меркурий Смоленский», «Святой Федор Смоленский и Ярославский», «Святой благоверный князь Андрей», «Преподобный Симон»; свеча, подсвечник.

Формы работы: индивидуальная, групповая.
Ход урока:
1. Организационный момент. Объявление темы. Целеполагание.
2. Этап проверки домашнего задания.

Учащиеся дают толкование словам, которые были заданы на дом на прошлом уроке (ученику — по слову). Слова и их значения написаны на листках (возможны и изображения). Листки прикрепляются на магнитную доску.

Архимандрит — монашеское звание (обычно настоятеля мужского монастыря), предшествующее епископу, а также лицо, имеющее это звание.
Игумен — настоятель православного монастыря.
Монашество — 1. Монашеская жизнь, монашеское состояние, постриг. 2. Монахи.
Пастырь — 1. То же, что пастух (стар.). 2. Священник как наставник паствы.
Преподобный — определение, прибавляемое к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми.
Самопожертвование — жертвование своими личными интересами ради других.
Святой — 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.
Собор — 1. Собрание, съезд (съезд служителей христианской церкви). 2. Главная или большая церковь в городе или монастыре.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Слово учителя.

Испокон веков Царь Небесный посылал на русскую землю заступников и защитников. Так и на нашей земле молились за нас и защищали нас святые земли Смоленской.

Посмотрите, ребята, на икону, которая называется «Собор Смоленских святых» (иллюстрация 1). Вы видите, что наша смоленская земля также богата заступниками. Их — 22. Мы же с вами сегодня познакомимся со святыми монгольского периода. Это Меркурий Смоленский, князь Федор, князь Андрей, Преподобный Симон.
4. Этап усвоения новых знаний.
Учитель. Много завоевателей видела земля-матушка. Величайшее бедствие постигло Русскую землю в начале XIII века — нашествие татаро-монгольских орд. Жестокие враги не щадили беззащитных жителей, грабили и разрушали храмы, монастыри, города и селения. Тысячи русских людей пали в битвах, защищая свое Отечество, многие захвачены в плен и отведены в неволю.

Шел 1239 год.

Середина XIII века стала для Смоленщины, как и для всей русской земли, временем тяжких испытаний. В 1238 году, уходя из-под Торжка, войска Батыя разорили восточные смоленские земли. После захвата Киева в 1240 году к Смоленску направился один из отрядов монголо-татар.

Одним из заступников земли Смоленской, которого избрала Божья Матерь, был воин Меркурий, который явил собой пример доблести, самопожертвования, благочестия.

Ученик, готовивший сообщение о Святом Меркурии Смоленском.

Святой Меркурий — мужественный «воин от юности своей», доблестный защитник славного города от языческого нашествия -и вместе с тем один из наиболее загадочных своим происхождением, житием и кончиной святых мужей в смоленской истории.

Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь.

Прибыв в древний русский город Смоленск, Меркурий поступил на воинскую службу в княжескую дружину. Святой Меркурий отличался физической силой, мужеством и высоким ростом. Велик был он и духом, вел втайне жизнь подвижника, был строгий постник, проводил ночь в молитве и хранил девственную чистоту; православную веру не только исповедовал на словах, но готов был умереть за нее.

В 1239 году полчища татар, разоряя все на пути и нагло ругаясь над святынями христианства, полонившие уже много русских городов, подошли к Смоленску. Встав в 25 верстах от него, на Дол-гомостье, татары стали угрожать разорением городу и его святыням. Предводитель татарского отряда, богатырь огромного роста, похваляясь своей гигантской силой, вызывает на поединок лучшего смоленского витязя, чтобы в единоборстве решить участь города и Смоленского княжества.
Инсценировка
Чтец. Успенский соборный храм был переполнен, все жители города, от младенца до старца, собрались у чудотворного образа Божией Матери Одигитрии, со слезами и теплой верой они обращались к Заступнице о помиловании. Вместе с народом святой Меркурий скорбел и соболезновал душой, и, все более и более проникаясь любовью к ближним, он исполнился решимости пострадать за них: положить душу за Святую Церковь.
(Пономарь Георгий, стоя на коленях, молится).

В ту тревожную ночь соборный пономарь Георгий тихо молился перед образом Одигитрии, испрашивая избавления города от врагов.

Голос иконы. Иди к рабу Моему Меркурию, на Подолье. Иди скорее и тихо скажи ему: «Меркурий, тебя зовет Владычица».
Чтец. Георгий удивился голосу от иконы, но тотчас же поспешил исполнить приказание. Он пошел на Подолье и увидел среди двора воина Меркурия с воздетыми к небу руками. (Взгляд Меркурия обращен к небу).
Пономарь. Меркурий, иди в храм. Тебя зовет Владычица. (Уходят).
Меркурий. (Входит в храм, опускается на колени перед иконой). Пресвятая Богородица, помилуй жителей, помоги заступиться за город.
Голос иконы Пресвятой Богородицы. Раб Мой Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил этот храм. Для этого Я призвала тебя сюда из страны Римской. Я не оставлю этого города, по молитвам Моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай навстречу врагам. Я не оставлю тебя. Не бойся, ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства.
Чтец. И той же ночью воин Христов сел на коня и отправился в татарский стан в Долгомостье.
Ученик (продолжает).

Он прошел военную стражу, не замеченный никем, и среди неприятельского стана увидел великана. Оградясь крестным знамением и воскликнув: «Пресвятая Богородица, помоги мне!», Меркурий убил гордого и надменного исполина, уповавшего на свою страшную силу. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство.

О том, как погиб Меркурий, есть две версии. Первая гласит, что, когда он заснул, пришел сын предводителя татарского войска и отрубил ему голову. Но произошло чудо, Меркурий восстал на поле боя, взял в руки свою голову и пришел в Смоленск к городским воротам. Эта версия была наиболее распространенной, и Н.К.Рерих, часто бывавший в Смоленске, даже написал картину на данный сюжет (слайд 11). Вторая версия гласит, что Меркурий взял отрубленную голову предводителя татар и пришел с нею к Смоленску. Татарские отряды преследовали его, и возле Малогоских (Молоховских) ворот он погиб в сражении с ними.

С благоговением перенесли честное тело святого воина-мученика и с честью погребли в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. «Сандалии железные, большие, тяжелые, вроде лаптей, застегиваются спереди железным же перехватом», хотя в одном французском издании 1912 года помимо них опубликовано и фото шлема Меркурия.

В Смоленске еще в XVI веке знали «Место крови» в поле за городом, где преставился святой Меркурий Смоленский.
Учитель. Ребята, землю можно защищать не только мячом, но и мудрым словом. Как это сделал князь Федор.
Ученик, готовивший сообщение о князе Федоре.

Святой и блаженный князь Феодор, по прозванию Черный, был сыном Смоленского князя Ростислава Мстиславовича и происходил в девятой степени от св. равноапостольного князя Владимира. Феодор имел двух братьев, Глеба и Михаила, которые, по смерти отца, обидели его, дав ему в удел один только город Можайск. Несмотря на то, он не гневался на них и терпеливо владел сим уделом. За таковое его незлобие Бог впоследствии вверил ему в управление славный город Ярославль. Это произошло следующим образом: в Ярославле жила княгиня Ксения, супруга князя Василия Ростовского, у коей была единственная дочь. Благоверный князь

Феодор женился на сей дочери князя Ростовского, от которой впоследствии имел сына Михаила и дочь, и получил во владение город Ярославль. А по смерти брата своего Михаила наследовал он и Смоленское княжение. Благочестиво и богоугодно жил князь Феодор в Ярославле, ибо с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь. Особенно почитал он священников и иноков и благотворил нищим. Как доблестный воин Христов, он во всем угождал своему Владыке и удалялся от всякой неправды.

В тс времена, когда над русскою землею тяготело татарское иго, был обычай, чтобы русские князья ездили в Орду к хану, для утверждения в княжеском достоинстве. Когда однажды некоторые князья поехали в Орду, вместе с ними отправился туда и ярославский блаженный князь Феодор со многими дарами для хана и для его супруги. В Орде он был принят весьма благосклонно и служил при дворе хана в качестве любимца, весьма уважаемого. Мужественная красота и ум его так пленили жену хана, что она пожелала выдать за него свою дочь. Но он сказал ей, что у него есть жена в Ярославле, и не склонился на ее увещания.

Испросив себе от хана утверждение на княжение в Ярославле и получив такое утверждение, блаженный Феодор уехал из Орды домой. Когда прибыл он к Ярославлю, то услыхал, что супруга его скончалась. Он хотел войти в город, где в то время жили сын его Михаил и теща, но бояре и теща не пустили его и начали вести о нем нелепые речи: «У нас не в обычае, — говорили они, — принимать к себе в князья приходящего из чужой земли; довольно для нас иметь своим князем наследника Феодорова, Михаила». Св. Феодор снова отправился в Одру и просил хана, чтобы он дал ему опять Ярославское княжество. Хан послал ярославцам строгое повеление принять своего князя, но те не повиновались такому повелению и упорно отказывались принять к себе Феодора. В то время как св. князь пребывал в Орде в гостях у хана, жена хана опять начала предлагать своему мужу выдать их дочь за Феодора. Но хан долго не соглашался, говоря, что не подобает давать дочь ханскую в супружество даннику, притом еще иноверному. Тогда ханша открыла мужу свое желание, чтобы дочь их приняла христианскую веру и крестилась, а затем вышла замуж за Феодора. Хан согласился. Дочь ханская крестилась и затем вступила в брак с ярославским князем. Ее назвали в св. крещении Анною. После сего брака хан еще более полюбил св. Феодора. Часто сажал он его с собой за стол свой, возлагал ежедневно ханский венец на его голову, одевал его в свою порфиру, устроил ему прекрасный дворец и окружил его славою и богатством. Но среди всего этого великолепия сердце блаженного князя не возгордилось, и слава мира сего не отвлекла его от любви Христовой, и он всё более и более преуспевал в исполнении заповедей Господних. Пока он еще жил в Орде, у него родился сын, который назван был во св. крещении Давидом. Затем родился у него второй сын, нареченный во св. крещении Константином.

Вскоре после того прибыли к нему вестники из России с известием, что сын его Михаил умер в Ярославле. Тогда князь Феодор стал просить хана отпустить его в Русскую землю вместе с княгиней и с детьми их. Хан отпустил его с великою честью, возложил на него венец и почтил его великим княжением Ярославским. Св. князь прибыл в Ярославль с большим почетом; с ним прибыло и много татарских вельмож от двора хана, коих он, по некотором времени, с честью отпустил в Орду.

Св. князь Феодор княжил в своем городе Ярославле благочестиво и богоугодно. Достигнув глубокой старости, князь принимает монашеское пострижение и схиму, перед смертью оставляет супруге и детям духовное завещание пребывать в мире, любви и единении. Кончина святого князя Федора последовала 19 сентября (2 октября 1299 года). Сыновья его Давид и Константин наследовали благочестие отца своего.

Святые мощи благоверных князей обретены в 1463 году в подклети церкви Входа Господня в Иерусалим Спасского монастыря. Обретение мощей сопровождалось многими чудесами исцелений. В 1831 году святые мощи были помещены в серебряную раку и перенесены в церковь Ярославских чудотворцев, специально для них построенную.

Во времена хрущевских гонений на Церковь святым мощам грозило уничтожение. Благочестивый мирянин В.Д.Митрофанов перенес на себе святые мощи в церковь Николы Надеина, где они находились в безопасности до 1988 года. В 1988 году святые мощи были возвращены Церкви.
Учитель. Примером кротости и смирения, большой заботы о людях является другой наш святой — князь Андрей.
Ученик, готовивший сообщение о князе Андрее.

Точных сведений о св. Андрее, о его происхождении, времени жизни и подвигах не сохранилось. В Переяславле-Залесском, где подвизался и скончался св. Андрей, держалось предание, что он происходил из рода князей смоленских (по некоторым сведениям он был сыном князя Федора Фоминского). Зависть и крамолы против Андрея его родичей-князей, столь обычные на Руси в древнее время, не заставили князя защищать свои права и власть также крамолой; он не поднял и открытой борьбы — не взялся за оружие, что так часто бывало в подобных случаях. Кроткий князь отказался от своего удела, бросил все свое достояние и скрылся из отечественного города. Бедным странником святой Андрей явился в город Переяславль-Залесский (около 1360 года) и поселился при церкви святого Николая Чудотворца у городских ворот. Некоторое время спустя смоленский князь был принят пономарем к этой церкви и в такой скромной должности подвизался тридцать лет, скрывая от всех свое знатное происхождение. Сказания не описывают подвиги святого князя-пономаря, но уж одно это разве не великий подвиг — оставить княжение, семью, родной город и сделаться пономарем при бедной церкви чужого города? Когда святой Андрей преставился (около 1390 года), на его теле нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства, тяжелые железные вериги — знак его подвижничества, а также малую хартию, на которой рукою почившего было написано: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братии моих оставих княжение мое и дом и прочее».

Бедного пономаря похоронили при Никольской церкви, при которой он проходил свое скромное служение, причем его тело обернули берестой.

Много лет прошло с тех пор, но жители Переяславля помнили о подвижнике-пономаре. Скоро после кончины начали почитать его святым и праздновать память в день преставления — 27 октября; написали его образ; составили службу — особые стихиры и канон. Но потом, около половины XVI столетия, празднование памяти святого Андрея почему-то прекратилось, и о подвижнике стали забывать. В то время в Переяславле-Залесском подвизался преподобный Даниил (1540, память 7 апреля, учитель прп. Герасима Болдинского), уроженец этого города, который, вероятно, хорошо знал устные предания о святом Андрее и посещал храм, при котором угодник служил пономарем, и его могилу, видел его образ и вериги. Преподобный решил содействовать прославлению святого князя Андрея.

В последний год жизни преподобному Даниилу случилось быть в Москве по делам своей обители. Он просил у малолетнего государя Иоанна Васильевича IV, своего крестного сына, и у митрополита Иоасафа (1539 — 1542) средств на постройку обветшавших церквей города Переяславля во имя Иоанна Предтечи (у западных городских ворот) и во имя святителя Николая. Затем преподобный рассказал царю и митрополиту, что при Никольском храме лежат мощи святого Андрея, князя Смоленского, и просил дозволения освидетельствовать их. Он передал те устные рассказы, которые ходили в Переяславле о святом угоднике, упомянул о том, что ранее память его в Никольской церкви праздновалась ежегодно, указывал на службу святому и его образу и горько жаловался на то, что жители Переяславля перестали вспоминать о святом угоднике Божием. «Для того возвестил я все это державе твоей, государь, — говорил преподобный, — чтобы не пришел в забвение такой святой. Боюсь, чтобы за молчание свое я не был повинен осуждению».

Государь отпустил средства из своей казны на постройку новых храмов на место обветшавших и вместе с митрополитом разрешил преподобному Даниилу и местному духовенству раскопать могилу святого Андрея и осмотреть его мощи, лежащие в земле. Когда преподобный, возвратившись в Переяславль, возвестил об этой милости, все так обрадовались, что хотели звоном собирать народ на торжество открытия мощей. Но один священник заметил: «Если Богу будет угодно явить мощи раба Своего, то без звона совершим молебствие и пойдем к могиле угодника. Тогда станет ясно, угодно ли это дело Богу и самому святому».

Так и поступили. Отпели молебен и, разобрав надгробие, раскопали могилу. Оказалось, что хотя тление и коснулось мощей святого, однако тело было цело; составы не отделились один от другого. Несмотря на то, что о торжестве не извещали нарочно, на него собралось множество народа. И когда святые мощи ископали и отгребли с них истлевшую бересту, многие недужные брали ее кусочки и получали исцеление. Освидетельствовав мощи святого князя Андрея и не вынимая их из земли, преподобный Даниил послал донесение царю и митрополиту. Из Москвы для официального освидетельствования мощей были присланы архимандрит Чудов-ского монастыря Иона и протопоп Успенского собора Гурий. Когда они осмотрели мощи святого угодника Божия, Иона спросил преподобного Даниила: «Зачем ты свидетельствовал сии мощи? Кто повелел тебе это?»

Преподобный был сильно огорчен укоризненными словами Ионы. Он заплакал и говорил, что поступил не самовольно, а с дозволения царя и митрополита, которые приказали ему освидетельствовать мощи святого Андрея; указал на его образ; сослался на службу святому. Наконец он представил трех человек, которые получили исцеление от недугов при открытии мощей: управитель царских сел Иоанн Оклячеев сказал, что он исцелился от долголетней головной болезни после прикосновения к мощам святого князя; одна женщина из Переяславля рассказала, что три года она страдала тяжелой болезнью горла, не могла выговорить слова, но когда, при открытии мощей святого Андрея, она взяла кусочек бересты и проглотила его, тотчас почувствовала облегчение и стала говорить; другая женщина также при помощи бересты от мощей святого исцелилась от продолжительной глазной болезни.

Но ни доводы преподобного Даниила, ни засвидетельствованные чудеса святого князя Андрея не убедили Иону и Гурия. Иона обратился к преподобному с такими словами: «Преосвященный митрополит ничего не сказал мне о святых мощах и не дал никакого приказания».

Это значило, что митрополит Иоасаф оставил дело на решение самих Ионы и Гурия, а они считали недостаточно ясными свидетельства о святости князя Андрея и отказывались прославить угодника Божия церковным празднованием. Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и посланных им следователей и предсказал, что за неверие в святость угодника Божия всех троих постигнуть скорби: митрополит скоро будет свержен с престола, Ионе предсказал разные несчастья, Гурию — лишение любимого сына. Сначала они смутились, услышав грозные предсказания подвижника, потом сказали, что от старости он лишился смысла (в то время преподобному было 80 лет) и говорит неподобное. Однако пророчество преподобного Даниила точно сбылось.

Заботы подвижника о прославлении святого князя Андрея не пропали напрасно. С того времени воспоминание о святом князе снова ожило в Переяславле-Залесском и память его начали праздновать местно. Указом Святейшего Синода 1749 года местное празднование благоверному князю Андрею было утверждено; указом предписывалось: на всех службах в церквях города Переяславля поминать святого князя Андрея рядом с именами других угодников Переяславских.

Чудеса при его гробе продолжили совершаться. Так, во время одного пожара деревянная церковь святителя Николая сгорела дотла, но гроб святого князя, его образ, стоявший над гробом, пелена и икона Богоматери на гробе остались целы и невредимы.

В настоящее время святые мощи благоверного князя Андрея почивают под спудом в церкви святителя Николая.
Учитель. Самым лучшим учеником Сергия Радонежского был Симон Смоленский. Он так же, как и его учитель, скорбел о земле русской, о своем народе.
Ученик, готовивший сообщение о Преподобном Симоне.

Родился Авва Симон, скорее всего, в семье достаточно обеспеченных и благочестивых горожан, имевших средства дать ребенку надлежащее образование. Сначала родители, а после преподаватели духовного пастыря.

Он был уже одним из старейших смоленских архимандритов, настоятелей монастыря, когда услышал о подвигах преподобного Сергия Радонежского и об основанной им обители.

Преподобный Симон оставил почет и уважение, которыми пользовался, покинул родную сторону и с посохом простого странника в 1357 году пришел к преподобному Сергию и просил принять его послушником. Он был первый, принятый сверх числа двенадцати учеников. Все свое имущество Симон пожертвовал на устроение Троице-Сергиевой Лавры, благодаря этому появилась возможность перестроить храм Живоначальной Троицы и расширить монастырские стены.

Преподобный Симон жил в келье рядом с игуменом. Когда преп. Сергий удостоился откровения о будущей судьбе его учеников, он именно святого Симона позвал быть участником дивного видения.

Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! — говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Сергий в удивлении и радости позвал к себе своего ученика Симона, и тот застал еще чудное явление. Эти прекрасные птицы, порхавшие в Сергиевой обители и вокруг нее, изображали собой достойных учеников великого наставника. Одни из них до гроба оставались в обители своего отца, другие стали основателями монастырей вокруг престольного фада, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни; наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову.

Преподобный Симон стал одним из ближайших соратников преподобного Сергия, вместе с ним многое сделал для духовного сплочения Московской Руси. Развивая лучшие традиции Смоленской монашеской школы Авраамия Смоленского, Симон содействовал развитию русской культуры, образованию, книжности и творческого искусства.
5. Этап закрепления новых знаний.

Ребята, мы познакомились с историей жизни и деяний смоленских святых монгольского периода, которые явили собой образцы мужества, воинской доблести, веры, любви к своей родине и своему народу. Сейчас нам предстоит с вами разделиться на три группы и выполнить творческое задание: составить синквейн к словам: ВЕРА, МУЖЕСТВО, ЛЮБОВЬ.

Рефлексия. «Пятистрочие — Синквейн».

1. Одно слово-термин, понятие (имя существительное).

2. Два слова-определения предмета (прилагательные).

3. Три слова, определяющие действие (глаголы).

4. Предложение, раскрывающее смысл первого слова.

5. Одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.

6. Заключительное слово учителя.

Блажен, кто рядом славных дел

Свой век украсил быстротечный.

Блажен, кто жизнию умел

Хоть раз коснуться правды вечной.

Блажен, кто истину искал,

И тот, кто, побежденный, пал

В толпе ничтожной и холодной,

Как жертва мысли благородной!

Из «Иоанна Домаскина».

7. Этап информации учащихся о домашнем задании. Учебник, с.92-100: гл.З, п.1. Сочинение-рассуждение на тему: «Как можно защищать свою землю?»
Поделитесь с Вашими друзьями:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх