Помост

Вопросы веры

Рыльск мужской монастырь

Богослужения совершаются ежедневно

В БУДНИЕ ДНИ:

6.00

Утренние молитвы. Полунощница. Каноны

7.00

3-й и 6-й часы. Божественная Литургия

17.00

9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час. Повечерие. Вечерние молитвы

В ВОСКРЕСЕНЬЕ:

7.00

Утренние молитвы. Полунощница

7.30

Молебен с водоосвящением и чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу или прп. Иоанну Рыльскому (попеременно)

8.30

3-й и 6-й часы. Божественная Литургия

В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ:

7.00

Утренние молитвы. Полунощница. Каноны или акафист

8.00

3-й и 6-й часы. Божественная литургия

МОЛЕБНЫ:

Суббота

После Божественной Литургии (приблизительно в 9.00) совершается молебен о недужных

Воскресение

7.30 Молебен с водоосвящением и чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу или прп. Иоанну Рыльскому (попеременно)

Заказать требы можно по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону +7 910 213-80-02 или 8(47152)2-31-31 (в рабочие дни с 9:00 до 17:00, в выходные и праздники с 11:00 до 17:00).

Перечислить средства можно:

· через Яндекс Деньги на счет 410013168212694;

· банковской картой на карту Сбербанка с номером: 4276 3300 1342 8339 (Валерий Иванович Т.);

· почтовым переводом на адрес монастыря на имя игумена Романа (Архипов Ростислав Геннадиевич);

· на счет монастыря с указанием в примечании вида поминовения, сроков и имен поминаемых (банковские реквизиты монастыря).

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Курская митрополия, Курская епархия

Контактная информация

rylsk-obitel@mail.ru +7 (47152) 2-31-31 http://rylsk-obitel.ru Адрес: Россия, Курская обл., Рыльский район, село Пригородняя Слободка, ул. Мирная, д. 2

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Состояние:восстанавливаемый
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Полунощница 6-00 (воскр. и пр. дни 7-00); каноны 6-30; 3 и 6 часы 7-00; Литургия 7-30; вечернее богослужение 17-00. В воскр. и пр. дни 7-30 молебен.
  • Наместник:Настоятель: игумен Панкратий (Заикин)
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца — Май 22 (перенесение мощей), Декабрь 19
  • Краткая историческая справка:Рыльская Свято-Николаевская обитель является одним из древнейших монастырей древней Руси. В письменных источниках, сохранившихся до наших дней, Николаевский монастырь впервые упоминается в 1505 г.
    В 1615 г. он был разорен поляками и заново отстроен Новгород-Северским игуменом Корнилием.
    Обитель с храмами и всеми постройками была деревянной, огорожена ча-стоколом с башнями, покрытыми тесом. Каменные здания монастыря по-строены в XVIII в. за счет вкладов рыльских купцов. Крестовоздвиженский храм (1733 г.), Троицкий храм (1747 г.), Свято-Николаевский храм (1753 г.), колокольня с пристройкой (1764 г.), братский корпус (1764 г.), настоятельский корпус (1796 г.), трапезная (серед. XVIII в.). Обитель ограждала каменная стена с четырьмя угловыми башнями (1777-79 гг.).
    Рыльский Николаевский монастырь закрыли в 1926 г. Обитель была разграб-лена и частично разрушена, полностью уничтожены монастырские кладбища. Долгое время в обители размещались, сменяя друг друга, различные советские учреждения и службы, каждая из которых внесла свой «вклад» в разрушение и запустение духовного и исторического памятника.
    После немалых усилий 17 июня 1991 г. Николаевский монастырь был воз-вращен Церкви, и в настоящее время ведется его восстановление за счет пожертвований паломников и благотворительной помощи отдельных организаций.
    Настоятелем монастыря с 1991 по 2001 гг. был известный широкому кругу православной паствы афонский старец архимандрит Ипполит (Халин).

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Эта местность издавна была избрана людьми для поселения, краеведы и археологи, проводившие раскопки на территории обители, обнаружили остатки захоронений славян-северян, относящиеся приблизительно к эпохе начала Киевской Руси. Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой «прежних государей и великих князей жалованные грамоты» для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.

Документально подтвержденные сведения об обители появляются в архивах с XYI века. В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, при игумене Корнилие началось, а при игумене Мисаиле продолжилось ее восстановление. Игумен Корнилий, бывший настоятелем Новгород-Северского Спасского монастыря и братия, не пожелавшие оставаться под польско-литовским владычеством, переехали в Рыльский монастырь и пребывали в нем с 1618 до 1620 года. Из документов тех лет известно, что монастырь имел два подворья в Рыльске — одно на посаде, возле острога, где находилась церковь во имя Живоначальной Троицы с тремя братскими кельями, другое — внутри города, на случай вражеской осады. В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу, в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками, было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на случай осады. Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский монастырь) принадлежали прилегающие к ней земли, в «Выписке с Рыльских книг Захария Бибикова» 1615 года сообщается, что «на посаде дано в вотчину — рыбная ловля в речке Рыло, озерко Мочулище, да озеро Долгое, да озерко под Белыми берегами, да в речке Волынке прудок». Кроме того, богатые люди жертвовали земельные участки и за пределами Рыльска. «В Снитской волости старая Никольская вотчина, сельцо Дмитриевское с церковью Димитрия Солунского, деревня Крупец, а в ней крестьян 13 дворов, да пустой починок Прудище, а в них пашни паханы добрые земли». Монастырь также владел пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями. За пользование реками, ловлю рыбы, содержание мельницы монахи платили государю налог.

Здания в обители в то время были деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XYIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелехов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого. Но успел только заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелехов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения. Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских воздвигнут в 1753 году стараниями игумена Матфея (Лукашева). И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя, по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов. Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола, отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты. В середине ХIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею. В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали на кирпичи, соорудив неуклюжие ворота.

В течение XYIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.

В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии , на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.

Были установлены два крестных хода из обители с чудотворной иконой святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, которая была явлена в середине XIY века в селе Асмолово Рыльского уезда. Первый крестный ход совершался 29 августа, в день празднования Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа до села Асмолово, второй — 2 сентября в память дня коронации императора Николая II в Рыльск.

XX век стал одной из самых тяжелых страниц в истории монастыря. В 1925 году богоборческая власть закрыла древний духовный центр курского края. Его помещения заняли красноармейцы. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий «новый порядок», обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество пулеметных и огневых точек. 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему существенного вреда. Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который, уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев. Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, «Раймежколхозстрой», и в результате их хозяйственной деятельности здания совсем обветшали и разрушились.

В 1978 году комиссия, обследовавшая памятник культуры и архитектуры, отметила, что во всех строениях полностью отсутствовали полы, дверные и оконные блоки. Кровля на всех зданиях прохудилась, кирпичная кладка сильно разрушена. Крестовоздвиженский храм, переоборудованный в камнедробильный цех, стоял с выбитой стеной. Невозможно было обнаружить ограду внутреннего двора и ворота, многие жилые и хозяйственные постройки полностью уничтожены. Величественная колокольня обезображена, стояла с разбитым фасадом и без креста, Святые врата заложены кирпичом, примыкающие к ним здания без крыш и полуразрушены.

Монастырь еще более двадцати лет будет ждать, когда в нем опять затеплятся лампады и будет возноситься молитва за «всех и за вся».

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь

Второй день пребывания в Рыльске, потрясенная знакомством с двоюродной тетушкой, про которую никто в нашей семье не знал, я решила посвятить осмотру местных достопримечательностей, т.к. мне нужно было собраться с мыслями и чувствами, чтобы поехать к тетушке в гости и слушать её воспоминания, узнавать с нуля новую родственницу. Я уже рассказывала, что большую помощь в моих поисках мне оказали сотрудники рыльской газеты «Районные будни» Юрий Козлов и Света, благодаря которым я могла целый день ездить на редакционной машине по деревням Рыльского района. Во второй день Света повезла меня в мужской монастырь, старинный, куда совершают паломничество верующие люди.

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой «прежних государей и великих князей жалованные грамоты» для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.
2
Изначально все строения были деревянными. В течение XYIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище.
3
В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской.
В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами.
В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.
В 1925 года монастырь был закрыт. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий «новый порядок», обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество пулеметных и огневых точек. 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему существенного вреда. Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который, уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев. Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, «Раймежколхозстрой», и в результате их хозяйственной деятельности здания совсем обветшали и разрушились.
В 1998 году началось восстановление Николаевского храма, большую помощь в котором оказали работники Курской АЭС. На второй этаж поднялась лестница, новую крышу и купола покрыли медью. Помещение было оштукатурено внутри, а 12 ноября 1998 года на куполе был установлен новый крест. С декабря 1999 года здесь стали совершать богослужения.
На территории монастыря находятся три храма – главный соборный Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский. В настоящее время полностью отреставрирован соборный Николаевский храм, в котором ежедневно совершаются богослужения. Восстанавливаются Троицкий и Крестовоздвиженский храмы.
Соборный Николаевский храм
4
Главный храм обители. Построен в 1753 году при игумене Матфее (Лукашеве), который обратился с соответствующим прошением в Московскую Духовную консисторию. Здание самое большое по размерам, двухэтажное.
Архитектура храма сочетает черты русского и украинского барокко. В советское время после закрытия монастыря храм был частично разрушен и обезображен. После возвращения обители Курской епархии первым делом началось восстановление Николаевского собора.
Крестовоздвиженский храм
5
Первый каменный храм, заложенный в монастыре, построен на месте обветшавшего деревянного Николаевского храма с приделом во имя великомученика Георгия Победоносца. Его строительство начал рыльский купец гостиной сотни Прокофий Герасимович Шелехов, который в 1731 году заключил договоры с московскими и галицкими мастерами на изготовление высококачественного кирпича, но не дожил до начала строительства. В 1733 году его дело продолжил сын Иван Прокофьевич Шелехов, испросив разрешение у императрицы Анны Иоанновны. И. П. Шелехов построил храм быстро, но по неизвестной причине (предположительно из-за нехватки средств) его долго не освящали. Есть и другая версия, объясняющая причину долгостроя и переосвящения храма. Как предполагает известный краевед Н. Сенаторский, появилось соперничество между купцами Шелеховыми и настоятелем монастыря Матфеем, который происходил из богатого знатного рода дворян Лукашевых, за право быть единственными созидателями обители.
В годы советской власти Крестовоздвиженский храм пострадал больше других, в нем после Великой Отечественной войны размещался камнедробильный цех, была выбита стена. В настоящее время в храме завершаются внешние отделочные работы.
Троицкий храм
6
Второй каменный храм — Троицкий был построен в 1747 году по указу Московской Духовной консистории по прошению путивльской и рыльской помещицы Анны Забелиной, сестры настоятеля игумена Матфея (Лукашева). Освящен храм был в 1751 году,
В годы советской власти храм был частично разрушен, в настоящее время его успешно восстанавливают.
Колокольня
7
Пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе является главным входом в монастырь. Впервые в описях упоминается с 1764 года, но по предположению специалистов, была выстроена в 1740 году. Уступы восьмериков, уменьшающиеся в каждом ярусе, создают аналогию с башней. Сооружение завершается барабаном с орнаментом из кирпича и луковкой с золотым крестом. В среднем ярусе были установлены часы с боем. Опись 1764 года сообщала: «Колокольня каменная, на ней часы русской работы ветхие, колоколов разного весу семь и под оной колокольней Святые врата створчатые». В 1820 году колоколов становится девять, о чем сообщает в рапорте в Курскую консисторию архимандрит Свято-Николаевского монастыря Иннокентий.
8
На территории есть могила святого старца, которой поклоняются паломники. По легенде, могила никогда не замерзает, на ней даже зимой растет трава.
С октября 1991 до 17 декабря 2002 года послушание наместника Рыльского Свято-Николаевского монастыря нес архимандрит Ипполит (Халин). Он родился в 1928 году, в семье было 4 сына и 4 дочери. Братья погибли на войне, Сергей (мирское имя Ипполита) принял на себя заботу о родных. Родители, потерявшие остальных сыновей, видя, насколько верующим вырос Сергей, не стали противиться его решению стать монахом, хотя оно прерывало род Халиных. В 29 лет Сергей становится послушником Глинской пустыни, затем поступает в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников, где пробыл 18 лет. В 1984 году сильно заболел, приехал на Родину лечиться, а в 1991 году возглавил братию Рыльского Свято-Николаевского монастыря, после чего началось его возрождение.
9
10
Старец Ипполит был прозорливым человеком, к которому приезжали из разных городов люди за благословением и за духовной помощью. Были среди них и рецидивисты, и наркоманы, другие заблудшие люди, которые после общения с ним и молитв изменяли свою судьбу.
Интересна история знакомства будущей игумении монастыря в Алагире матушки Нонны (Багаевой) с отцом Ипполитом. Наташа (так ее звали в миру) приехала к старцу по работе. Тогда она еще была режиссером на телевидении Осетии, ей нужно было снять передачу о какой-нибудь интересной и известной личности. Поскольку к старцу приезжало много осетин, Наташа решила взять у него интервью, но интервью настоятель Рыльской обители давать, конечно же, не умел. Зато в разговоре он спросил молодую девушку: «А вы знаете, что вы монахиня?» Наталью это тогда сильно рассердило, и она поинтересовалась, откуда это вообще может быть известно. «У монахов крестик светится на лбу», – ответил батюшка. Такого «откровения» о себе девушка совершенно не ожидала услышать. Но потом она была удивлена еще больше. В ее келью прибежала женщина, разыскивая «Наташу-режиссера». И старец сказал ей, что к ним в обитель пожаловала сама Аланская игумения, и указал на «Наташу-режиссера». А сама девушка тогда даже и не знала, кто такая «игумения». Но уже спустя год она приняла постриг в Свято-Николаевском монастыре и сегодня возглавляет Богоявленскую обитель в Алании.
Отсюда
06.12.2006 была принесена в обитель частица мощей святого преподобного Иоанна Рыльского из Болгарского Рождества Богородицы Рильского монастыря. Также в монастыре собраны 90 частиц святых мощей и других святынь и помещены в мощевики для поклонения верующим.
На территории монастыря почти никого не было.
11
12
Тишина и покой.
13
14
Информация взята с сайта монастыря.
15
Ниже, под стенами монастыря, обустроены купели для паломников, в которых можно окунуться, а рядом люди берут глину с холма, на котором стоит монастырь, говорят, глина обладает лечебными свойствами.
16
17
18
На стенах — правила поведения.
19
20
Отсюда берут глину. При нас была молодая пара, парень намазал ногу этой грязью, подождал немного и пошел в домик с купелью. Девушка осталась ждать снаружи.
21
22
Места там красивейшие. Никакой спешки нет, приехать и о душе думать.
23
24
Обустраивают там ещё одну купель. Как туда попали лягушки и мышки, не знаю. Выбраться оттуда нет никакой возможности.
Мышки утонули.
25
Лягушкам строители накидали маленьких досочек, на которых они отдыхают от плавания.
26
27
Монастырь с другого берега реки, с высокой горы в Рыльске.
28
Оттуда Света повезла меня в потрясающее место — усадьбу Барятинских, в которой сейчас находится санаторий управделами Президента.
Адрес: 307371, Россия, Курская обл., Рыльский р-н, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, 2
тел./факс (47152) 2-31-31
Добраться до Свято-Николаевского Рыльского монастыря можно либо на автомобиле с северной части страны (через Брянскую область) или по трассе Курск-Рыльск.
Из Курска сюда ездят ежедневно рейсовые автобусы с Южного автовокзала несколько раз в день.
От Курска автобус-маршрутка идет примерно 3,5 часа.
От автостанции города Рыльска до монастыря нужно пройти несколько километров пешком.
Из Москвы: Поезд 141Ч Москва → Льгов «Сейм», Курский вокзал, отправление 23.00, прибытие в Льгов в 8.15 (время в пути 9 часов 15 минут).
Поезд 131М Москва → Льгов (прицепной вагон), отправление из Москвы (Киевский вокзал) в 09:59, прибытие в Льгов в 19.59 (время в пути 10 часов 20 минут)
Расписание автобусов автовокзал Льгов.
Время в пути примерно час-чуть больше.
На такси 600-700 рублей, время в пути минут 40.
Автобус Москва-Рыльск от ст. м. Новоясеневская, Щелковская, Киевская и Курская. Время в пути от 10 часов.
Остановиться паломникам можно в самом монастыре за пожертвование, либо в гостиницах Рыльска, в частности, совсем рядом с монастырем (идти минут 5-10) в гостином доме «Чайка». Советская ул., 12а, Рыльск, Пригородняя Слободка, Курская обл., 307371
Телефон: 8 (951) 333-58-08

«Вопроси отца твоего…»

Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
Рим. 14:19

Архимандрит Ипполит (Халин; 1928–2002) – один из великих старцев современной России, воспитанник глинских и валаамских подвижников. На протяжении семнадцати лет (с 1966 по1983 год) отец Ипполит был насельником Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. По возвращении на Родину восстанавливал сельские храмы на Курской земле, в 1991 году стал настоятелем Рыльского Свято-Николаевского монастыря, возродил эту старинную обитель.

В июле 2018 года на сайте «Монастырский вестник» были опубликованы воспоминания об архимандрите Ипполите иеромонаха Игнатия (Матюхина), духовника Казанского женского монастыря Курской митрополии, основанного по благословению старца. В данной статье – свидетельства сестер Казанской обители, духовных чад отца Ипполита.

В России принято восстанавливать монастыри на старых намоленных местах. Существует мнение, что не следует создавать монастыри там, где их раньше не было. Потому что нет на этих местах небесных покровителей, и сейчас нет земных молитвенников такой силы духа, чтоб основать совершенно новую обитель. Но архимандрит Ипполит благословил создание скитов и пяти монастырей на новых местах: в Курской и Белгородской митрополиях и в Осетии. Большегнеушевский женский монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери – один из них.

К старцу Ипполиту в Рыльский Свято-Николаевский монастырь приезжало немало женщин, у которых он предвидел призвание к монашеству. Поэтому его благословением в 1996 году недалеко от Рыльска, в селе Большегнеушево, был создан женский скит, вскоре преобразованный в монастырь. Он стал первой женской обителью в Курской митрополии.

Я впервые приехала в этот скит в 1998 году переночевать. К отцу Ипполиту приезжало так много паломников, что не хватало мест ни в монастыре, ни в ближайших монастырских домиках. Скит нас выручал. В центре села Большегнеушево стояла школа, отданная местной властью скиту, рядом батюшка купил для сестер домик – это все, с чего начиналась монастырская жизнь. В скиту несли послушание две постриженицы отца Ипполита. Чуть позже к ним присоединилась послушница, которая сейчас возглавляет монастырь – игумения Ипполита (Ильина). Тогда сложно было представить, что в такие трудные для страны времена в этой сельской глуши будет создана святая обитель. Созидание обители монашествующие связывают с молитвами своего духовного отца. По всем вопросам сестры обращались к батюшке, и он их навещал и наставлял.

На фото: современный вид Казанского женского монастыря Курской митрополии

Игумения Ипполита (Ильина):

Батюшка поучал, как вести хозяйство, как налаживать монашеский образ жизни. Мы должны рано вставать, наставлял пословицей: «Ранняя пташечка клювик вытирает, а поздненькая – только глазки протирает». Постоянным был его наказ: «Терпите, претерпевший до конца – спасется», напоминал о смирении. Однажды я стала очевидицей, как на трапезе одна женщина стала грубо клеветать на батюшку. А он сидел, наклонив голову, не проронив ни слова, наверное, молился за нее – вот пример истинного смирения и терпения.

Нас всех утешало и вдохновляло благодатное слово батюшки. Своими простыми словами он полагал закваску новой жизни в наши сердца. Отец Ипполит хотел, чтобы человек познал волю Божию и исполнил ее. Были случаи, когда отвергались предложения отца Ипполита о монашестве. Тогда жизнь «непослушниц» устраивалась по их разумению, и, спустя много лет, возникало глубокое сожаление об упущенной возможности. Как образно говорил афонский подвижник Ефрем Катунакский, старец – это кран с водой. «Как ты открываешь и закрываешь воду, так и старец может благодать пустить, а может ее не пускать, он открывает и закрывает молитву. Слово старца как ручка крана: если ты услышал и следуешь первому его слову, – открыт кран; если не следуешь, – закрыт кран. Ты сам его закрыл». В этих словах показано, как следует правильно относиться к словам старца, надо следовать его слову и тогда он «пускает» благодать, «открывает» молитву и всё устраивается по — Божьему.

Вскоре по молитвам батюшки Господь послал нам спонсора, который взял на себя заботу о строительстве обители. Когда-то отец Ипполит призывал нас не унывать от временных трудностей: «Потерпите, и все у Вас будет». Сейчас действительно исполнились его слова – монастырь полностью обеспечен.

Многие из сестер задают вопрос, у кого сейчас поучиться монашеству, с кого взять пример. Я отвечаю: «С батюшки Ипполита». Мы знаем, как он жил, как относился к людям, известны его краткие поучения.

Важным событием для монастыря явился приезд в 2011 году архимандрита Ефрема, игумена афонского Ватопедского монастыря. Иждивением семьи Основиных в нашей обители появились написанные на Афоне иконы из Ватопедского монастыря: Иверская, Иерусалимская, Геронтисса, Всецарица, Игумения Горы Афонской. Особым даром стала точная копия ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в серебряной ризе. Все эти образы наполняют наш храм особой афонской благодатью.

На фото: приезд игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема

Я хочу рассказать о недавнем чуде в нашем монастыре. Этой весной мы решили сделать ремонт внутри храма, облицевать каменные стены. Сняли с них все иконы и вдруг обнаружили, что на стене под иконой преподобного Серафима Саровского осталось черно-белое ее отображение. Отец Ипполит особо почитал преподобного Серафима, и вот мы сподобились такого утешительного свидетельства.

На фото: монастырская икона преп. Серафима Саровского

Все наши достижения – строительство монастыря, его благоукрашение, наше близкое знакомство с Афоном – мы связываем с предстательством отца Ипполита у Престола Божия. Он – наш молитвенник и небесный покровитель. Слава Богу, что мы жили рядом с духоносным старцем и сейчас находимся под его попечением. Благодарим Господа, что нам удалось выполнить благословение любимого духовного отца – создать святую обитель.

***

Первыми насельницами монастыря были монахини Николая (Чуйченко, † 2017) и Гавриила (Ком, † 2017). Мать Николая стала первой настоятельницей монастыря, впоследствии она приняла схиму с именем Нонна.

На фото: справа налево – схимонахиня Нонна, игумения Ипполита, схимонахиня Гавриила

Схимонахиня Нонна (Чуйченко):

Я могла бы говорить о батюшке Ипполите, о его благочестивой жизни не один день. Его жизнь была и радостной, и трудной. Радость отца Ипполита была совершенной, на такую не каждый способен: «Ой, матушка, какой я сегодня счастливый! Ко мне пришла мать с тремя детьми, коровка сдохла у них. Я дал им коровку!»

Однажды я собрала сумку и решила уйти, бросить всё. Батюшка сказал: «Что Господь тебе дал, того никому не отдавай, матушка… Нам на Афоне похлеще было, не унывай». Говорил слово – и на всю жизнь. На него много жаловались епархиальному начальству и клеветали без зазрения совести. Как-то я заступилась за старца перед владыкой. Отец Ипполит не одобрил: «Зачем? Малого вынести не можешь, как же ты большее понесешь?»

Потеряв батюшку, я много плакала. На девятый день он явился мне во сне и сказал: «Не плачь, я с тобой». Это укрепило силы.

Схимонахиня Гавриила (Ком):

Однажды я спросила отца Ипполита, как благодарить Бога. Он ответил: «Матушка, не мудрствуй. Живи честно. Если есть возможность, подай милостыню. Не нарушай заповеди Господни. Не суди». (Всех женщин старец называл матушками, а всех мужчин – отцами.)

Батюшка иногда обличал, но никогда не возмущался. И даже ни разу не поругал нас как следует. Он как-то четыре дня был у нас в скиту. Наша матушка стала ему жаловаться на одну молодую послушницу. А батюшка ее оправдывал: мол, понимаешь, человек жил в городе, ничего не приспособлен делать, и что ты, дескать, от нее хочешь. А за этой женщиной мужчина какой-то бегал, и матушка опять жалуется: «Ну как так можно, в монастырь приехала и так себя ведет?» А батюшка ей: «А ты молодая не была? Ну конечно, ты же святая!» У нас матушка все время на что-то жаловалась, но он не вторил ей, а постоянно останавливал: «Ну конечно, ты же святая!» И весь сказ!

Я часто задавала батюшке вопросы, которые касались справедливости, когда хотелось сказать правду людям в глаза. А он на это отвечал: «Не надо говорить. Мира не будет, дружбу потеряешь. Терпи».

Батюшка подарил мне небольшую иконочку Божией Матери «Державная». Через некоторое время мы с сестрами заметили, что она обильно мироточит и благоухает. Когда я приехала к отцу Ипполиту и сказала ему об этом, он смиренно так отвечает: «Ну, ты же святая…»

На фото: отец Ипполит и священник монастыря иеромонах Ефрем (Гаценко, †2009) (в центре второго ряда) с насельниками обители, апрель 1999 г.

***

С начала 90-х годов монахиня Анна возглавляла Курское сестричество во имя преподобного Серафима Саровского и организовывала автобусные поездки из Курска в Рыльск. Паломники помогали восстановлению монастыря и ходили к старцу.

Монахиня Анна (Смирнова):

Как-то мы приехали автобусом в монастырь. После Литургии и молебна батюшка начал вести прием народа в храме. Часть паломников осталась в церкви, а другие пошли помогать на огород. Потом оказалось, что не хватило рабочих рук. Мне пришлось еще позвать людей из церкви и направить на огород. Мы успели, грядки готовы. Я довольна: сейчас батюшка выйдет и обрадуется, что всё пропололи. Захожу к отцу Ипполиту взять благословение на дорогу домой, а он сильно опечален из-за того, что я забирала людей: «Этим людям просто полезно в стенах храма постоять. Приехали бы другие и закончили работу».

Батюшка никого не осуждал. Бывало, братия его расстраивала, но он их оправдывал: «Матушка, да они же молодые!» Однажды был такой случай. У нас была хорошая корова, давала по тридцать литров молока. Пастухами были спившийся оперный певец и бывший зэк. Вдруг пропала наша корова, долго искали, наконец, нашли в овраге ее голову. Оказалось, что сами пастухи ее зарезали и обменяли на самогон. Я, расстроенная, прихожу к отцу Ипполиту и узнаю, что эти пастухи сейчас у него. Слышу, они там весело разговаривают, и он с ними смеется. Потом батюшка их провожает и говорит мне:

– Матушка, да на тебе лица нет!

– Батюшка, да что же Вы их не наказали? Они же нашу корову зарезали и пропили!

– Успокойся, они же дети.

– Да какие ж они дети?

– Матушка, они для меня дети, одержимые бесом. Одного бес заставляет пить, другого – воровать.

Случай посмертной помощи. Шел восьмой день упокоения батюшки. Мы – на панихиде у его могилы. У нас беда: у родственницы новорожденный младенец лежал в реанимации в Москве, а мы не знали, как ему помочь. Решили взять цветы и земельку с батюшкиной могилы и отвезти в больницу. Стали думать, как их срочно доставить в Москву. Поехали домой в Курск. С нами в машине попутчиками оказались двое парней, тоже ехавшие с панихиды. По дороге выяснилось, что они едут как раз в Москву, и так через них удалось быстро доставить святыни в больницу. Врач оказался православным человеком и разрешил обложить цветами кроватку ребенка в реанимации, положили рядом земельку. Ребенок пришел в сознание, а вскоре выздоровел. Сейчас ему уже 15 лет. Это был первый яркий случай посмертного чудотворения отца Ипполита.

***

На фото: Лития у могилы архимандрита Ипполита. Служит митрополит Курский и Рыльский Герман с братией Рыльского Свято-Николаевского монастыря

Монахиня Иоанна – одна из первых насельниц Казанского монастыря. С 90-х годов она ездила к старцу из Белгорода.

Монахиня Иоанна (Лаврененко):

…Тогда я жила в общежитии, и все знали, что я верующая, езжу к отцу Ипполиту. Подошла ко мне молодая женщина, ее в нашем общежитии осуждали за блуд. И просит узнать у батюшки: «Что делать – иконы пропали, не могу найти, иконы у меня ушли». И я, как строгий судья, ответила: «Ты же знаешь за что!» Задала батюшке вопрос о ней и получила ответ: «Матушка, словом можно убить, словом можно воскресить». И добавил, жалея ее: «Она сама не рада тому блуду». А потом с отеческой заботой благословил передать ей просфорки.

Один священник в Белгороде относился к отцу Ипполиту недоброжелательно: «Никакой он не прозорливый». Я приехала к батюшке и стала жаловаться на это. А он отвечал: «О-о, какой хороший батюшка, хороший батюшка!» Так он учил правильно реагировать, воспринимать несправедливость, неправду. Мне тяжело смиряться с клеветой, ложью. Хочется сразу прямо сказать что думаю, а батюшка учил православным подходам. Однажды я спросила об одном священнике, и батюшка предостерег: «Близко к нему не подходи». Так он учил осторожности в духовных вещах, не упрощал.

Постриг был в 1998 году. Шестого января приехал в Большегнеушево отец Ипполит. Постриг совершился очень волнующе. Мы все плакали – была необыкновенная благодать. Нас было девять человек. Шутя, с улыбкой, батюшка сказал: «Вот я вас, как овец – раз, и постриг». Я поняла, что старая жизнь закончилась и началась новая.

Отношения с игуменией Николаей у меня не сложились. Пришла к батюшке, он меня сразу успокаивать: «Не обращай внимания! Матушка – монашечка, монашечка!» Я чувствовала, как он за меня переживал. А через два года сказал: «Мантию надо».

Батюшка открыл монахине Магдалине (одна из первых послушниц монастыря, приехала к отцу Ипполиту из Осетии. – Н.Ш.), что скоро отойдет ко Господу, и она посоветовала мне съездить к нему за последним наставлением. Я бегом к старцу. Он напутствовал, серьезно и утвердительно, подняв палец вверх: «Терпи – терпи и молись – молись!»

***

К отцу Ипполиту приезжало немало паломников из Украины. Одна из них, монахиня Елисавета, несколько лет постоянно ездила в Рыльский монастырь и несла послушание в трапезной.

Монахиня Елисавета (Колесникова):

Батюшка учил нас понимать духовную жизнь. С ним было необыкновенно интересно, таинственно. Он не говорил ничего лишнего – несколько слов, но они были самыми необходимыми в данное время. Батюшка часто напоминал, что «идет борьба», когда возникали ситуации, которые можно было объяснить тем, что в монастыре проходит особая духовная брань. И ее надо претерпеть, пережить, извлечь уроки – это неизбежно.

Был момент – началось искушение. Поскорбела батюшке. Он приложил палец к устам, показывая этим: терпи, и добавил: «Идет борьба». Я сделала вывод, что процесс идет в нужном направлении. Вот так – несколько слов – и стихает ропот, смятение, и возникает покой. Было твердое понимание, что будет все как надо, все исправится должным образом. С ним мы чувствовали себя защищенными его любовью, сильной молитвой. Он делал нас крепче, вдохновляя и окрыляя.

Особое внимание отец Ипполит уделял чтению Псалтири. Он всех – и мирян, и монашествующих наставлял непременно читать ее. Как говорят святые, лучше солнце перестанет светить, чем перестанет читаться Псалтирь.

Батюшка не любил монастырских доносчиков, стукачей. У него менялось настроение, когда чувствовал, что к нему идут с жалобой на ближнего. Он говорил: «Доносчикам – первый кнут». Старец хотел от нас терпения, прощения обид и оскорблений, незлобия, сострадания, сочувствия.

Однажды в присутствии старца я неосторожно сказала: «Батюшка всё знает». Он так посмотрел на меня, что я мгновенно поняла свою ошибку. Батюшка не принимал никаких похвал. Он поворачивал нас лицом ко Господу, не допускал никакого обожествления себя. Похвала, как моль, съедает всё.

Был такой случай. Дома собираюсь в монастырь на послушание и размышляю: «Хоть брови подкрасить… взять новый или старый фартук». Привычка взяла своё, подкрасила брови. Приезжаю в монастырь, приходит на кухню батюшка. И, показывая на трапезника, говорит: «Вы бы как-нибудь приукрасили Николая». И жестом повторил мои движения при покраске бровей и показал форму фартука. Он сделал это в сторону Николая, никто ничего не понял, но мне сразу стало ясно, и я воскликнула: «Я уже этого сама не хочу!» После такого вразумления я больше не прикасалась к косметике.

Шла засолка капусты в трапезной Рыльского монастыря. В одном помещении женщины шинковали капусту, а рядом за перегородкой на кухне я готовила трапезу. Отец Ипполит, как обычно, пришел на кухню нас проведать. А в трапезную, где шинкуют капусту, заходит наш эконом отец Иоанникий и громко объявляет трудницам рецепт: «На ведро капусты – стакан соли». Мы на кухне через открытую дверь, слышим эти слова. Батюшка – рядом, и говорит мне: «А Матушка на Афоне говорила: 5 грамм соли на килограмм капусты». Так невзначай приоткрылось сокровенное.

На кухне я несла послушание вместе с Антониной, трудницей преклонного возраста. Пожалуется она мне на свое здоровье, а я утешаю: «Потерпи, матушка, не сто же лет нам жить». Утром приходит батюшка: «Сто лет Вам, матушка, жить!» Вот так он меня учил утешать.

Однажды батюшка дал мне наказ: утром сначала кормить трудников, которые идут на работу, остальные пусть идут на службу, а потом в трапезную. Я ослушалась, кормила всех подряд, кто пришел. На следующий день утром я обнаружила, что прокисла вся пища, приготовленная на завтрак. Так батюшка учил нас послушанию.

За десять лет до пострига он благословил меня: «Матушка, будьте хорошей монашечкой!» И позже сказал строго: «Ваше место – в монастыре в Большегнеушево. Матушка, поедете туда летом». После смерти мужа я уже знала, куда направляться. Приехала в монастырь в честь Казанской Божией Матери в селе Большегнеушево. Матушка игумения Ипполита благословила, сказав: «Батюшка собирает здесь своих духовных чад».

Я благодарю Господа, что смогла выполнить благословение отца Ипполита о монашестве. Мои воспоминания о дивных днях жизни рядом с отцом Ипполитом меня всегда согревают. Я берегу его слова, наставления в своем сердце, как драгоценное сокровище. Они меня вразумляют, утешают, позволяют обойти подводные камни духовной жизни. Конечно, не всегда удается строго следовать им. Особо ценно, что батюшка своим примером показал нам путь ко спасению.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх