Помост

Вопросы веры

С каким веком связано имя митрополита илариона

ИЛАРИОН КИЕВСКИЙ

Иларион Русин, (+ 2-я пол. XI в.), митрополит Киевский и всея Руси, святитель

Память 21 октября, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских святых

Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Православной Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Святой Иларион родился в семье Нижегородского священника и сам был священником церкви св. Апостолов в Берестове, княжеской резиденции под Киевом, духовным отцом и сподвижником князя Ярослава.

По словам преподобного Нестора Летописца:

«Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал. Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу…»

Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг.

Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Церкви.

Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и ее предстоятелями до этого были греки. Святитель Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Это литературное произведение свидетельствует не только о богословских знаниях, но и о риторических и писательских дарованиях его автора, что заставляет предполагать, что Иларион получил высшее образование в Византии. Участвуя в посольстве ко французскому королевскому двору (ок. 1048), он имел возможность познакомиться также с Западной Европой.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом Киевским в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом (по другим сведениям, он так и не был утвержден и с этим связано его недолгое правление). Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления Христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности.

На время его правления приходится освящение 26 ноября 1052 (1053) г. каменной церкви монастыря св. Георгия в Киеве, основанного Ярославом.

С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава. Впрочем этот факт ставится под сомнения учеными, относящими этот номоканон к позднейшему времени (XII-XIII вв.) .

Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого, 20 февраля 1054 г., святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит — грек Ефрем.

Молчание летописи о кончине свт. Илариона дает основания считать, что он не умер, а был устранен от управления митрополией. Удаление Илариона находилось, видимо, в связи с восстановлением прежнего порядка поставления киевских митрополитов и, вероятно, последовало вскоре после смерти Ярослава в феврале 1054 г.

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – «Слово о законе и благодати», известное в более 50 списках XV-XVI веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание которое стало образцом епископской присяги в Русской Церкви.

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Труды

Литература

Использованные материалы

  • Статья в портале «Православие.ru»:
  • Статья в портале «Русское Православие»:
  • Статья проекта «Русский Биографический Словарь»:
  • Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

Иларион

Митрополит Иларион в течение четырех лет (1051год — 1055 год) являлся шестым митрополитом всея Руси. Его предшественником был митрополит Кирилл, преемником — митрополит Ефрем. Иларион умер в 1055 году.

Краткая биография Илариона Киевского

Он имел прозвище Русин. Умер, по некоторым данным в 1055 году. Являлся митрополитом Киевский и всея Руси, а период правления Ярослава Мудрого был святителем. Иларион стал первым русским митрополитом в Киеве. Является автором произведения «Слова о Законе и Благодати», написанию которого посвятил целых 20 лет — с 1030 года по 1050 год.

21 октября по юлианскому календарю является днем памяти священнослужителя. Его вспоминают также 28 сентября и на второй неделе Великого поста.

Сведений о жизни митрополита очень мало, до наших дней дошли лишь обрывки данных о его биографии. Некоторые из них нельзя считать абсолютно достоверными. Ряд летописей того периода имеют в своем содержании упоминания имени Ларион, которое отожествляют с именем митрополита.

«Повесть временных лет», написанная в 1051 году, описывает создание Киево-Печерского монастыря. Имя Иларион появляется в контексте описания, где митрополит изображен «постником и благим мужем», участвовавшим в возведении Печорского монастыря. Указывается и тот факт, что собрание епископов под руководством Ярослава поставило Лариона митрополитом. Устав Ярослава, регулирующий церковные суды, также подтверждает назначение Лариона Митрополитом.

С этого периода и до 1055 года никаких данных из биографии Илариона не имеется. Вторая летопись города Новгород имеет в своем содержании упоминание митрополита Ефрема, приемника Илариона. По некоторым данным, после кончины Илариона в 1054 году его сразу заменили. Война с Византией и смерть митрополита Феопемпта повлияли на противоканоничность поставлений шестого Митрополита всея Руси Илариона Киевского.

«Слово о законе и благодати», по некоторым данным, было написано именно Иларионом, хотя достоверность этих сведений находится под сомнением. Произведение распространялась списками в XV-XVI веках, в количестве около пятидесяти штук. Некоторые из них имеют довольно сомнительную атрибуцию.

«Слова о законе и благодати» входит в Синодальный список, в составе которого имеется и произведение «Молитва». Авторство «Молитвы» также приписывается Илариону. «Исповедание веры», наряду с этими произведениями входящее в список, по некоторым сведениям, было написано в честь поставления Илариона на должность митрополита. Синодальный список содержит также Похвалу Ярославу Мудрому.

ИЛАРИОН

ИЛАРИОН (середина 11 в.), митрополит Киевский, русский писатель и церковно-политический деятель эпохи Ярослава Мудрого. Сведения о его биографии содержатся в Повести временных лет. Под 1051 годом летопись упоминает имя пресвитера Лариона как одного из священников клира княжеской церкви на Берестове. Этот факт позволяет сделать вывод, что Иларион, «муж благ, книжен и постник», был в числе приближенных князя Ярослава. Вероятно, он принимал самое активное участие в предпринятой Ярославом организации первой русской библиотеки при Софийском соборе (1037), занимаясь перепиской и переводом книг. С именем Илариона летопись также связывает начало самого древнего русского Киево-Печерского монастыря. Ища уединенного места для молитв, он «ископа печерку малу двусажену» на том месте, где впоследствии будет основана знаменитая Лавра. Когда князь Ярослав, отстаивая независимость молодого государства, захотел поставить на Киевскую митрополию русского митрополита, его выбор пал на Илариона. В 1051 русский епископ был возведен в митрополичий сан собором епископов, однако занимал кафедру недолго. Сразу после смерти Ярослава (1054) Иларион был смещен и заменен митрополитом-греком, присланным из Царьграда. Вероятнее всего, Иларион, будучи монахом и человеком высокой книжной культуры, лишившись сана, поселился в пещерах Киево-Печерского монастыря. Не исключено, что именно он упоминается в монастырском патерике, где говорится о черноризце Ларионе, который был «книгам хитр писати… и по вся дни и нощи писаше книгы в келии…».

Объем литературного наследия Илариона определить непросто в силу краткости и порой анонимности приписываемых ему произведений. В настоящее время безусловно принадлежащими перу митрополита Илариона считаются Слово о законе и благодати, т.н. Молитва и Исповедание веры. Есть основания предполагать участие Илариона в древнерусском летописании. Слово о законе и благодати, которое по праву считается произведением, с которого начинается история древнерусской литературы, было написано не ранее 1037 и не позднее 1051. Не исключено, что оно написано по случаю готовившегося собора епископов в качестве своеобразной программы кандидата в митрополиты. Этим может объясняться и актуально политический характер сочинения, забота о всей Русской земле, о княжеском роде, о возвышении язычества Руси над последователями «закона». Для доказательства величия и исторической значимости деятельности князя Владимира, крестителя Руси, Иларион привлек обильный богословский и церковно-исторический материал, переосмыслив целый ряд положений и цитат книг Св. Писания. Иларион подчеркивает полную самостоятельность Руси и Русской церкви, увязывая крещение Владимиром Руси с непосредственным Божьим побуждением. Произведение русского митрополита, проникнутое высокими помыслами, передает духовную атмосферу эпохи.

См. также МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

1019-1054. Ярослав Мудрый и Иларион Киевский (ЕГЭ по истории)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Он принял непосредственное участие в составлении законодательных статей свода, получившего название «Русская Правда». В «Русской Правде» регламентировались разные сферы жизни общества, она включала в себя гражданские, уголовные, процессуальные нормы. Этот свод законов стал фундаментом, на котором в дальнейшем развивалось законодательство страны.

Большое значение Ярослав Мудрый уделял развитию культуры, грамотности, христианского просвещения. При нём в стране открылись первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. Об уровне грамотности населения свидетельствуют найденные археологами в Новгороде и других городах берестяные грамоты этого периода. Центрами духовной культуры были соборы и монастыри.

Важное значение для развития духовной культуры Киевской Руси имела деятельность священника Илариона. До нас дошёл составленный им текст под названием «Слово о Законе и Благодати». В этом произведении, насыщенном духом патриотизма, Иларион прославляет Русь как равную среди всех остальных государств мира. Произведение Илариона подчёркивает, что при Ярославе Мудром Киевская Русь достигла расцвета и стало рассматриваться как держава, не уступающая другим мировым державам. Значение этого произведения в том, что в нём Иларион утвердил патриотическую идею Киевской Руси, обозначил высшую цель государства – обеспечение интересов всех подданных, обозначил вхождение государства в общемировой христианский процесс, поставил вопрос о нравственной ответственности человека перед Богом и другими людьми.

В рассматриваемый период Киевская Русь страдала от постоянных набегов кочевых племён, особенно – от набегов печенегов. Вследствие этого большое значение имеет разгром Ярославом Мудрым и его дружиной печенегов под Киевом в 1036 году. Эта победа надолго обезопасила русские южные границы от нападений печенегов, способствовала стабильному развитию государства.

В 1051 году на Соборе русских епископов был избран митрополитом монах Иларион, первый митрополит русского происхождения, а не грек, ставленник Византии. Этот факт свидетельствует о стремлении русской церкви освободиться от опеки Византийского центра, стать более самостоятельной. Иларион поддерживал идею самостоятельности русской церкви и всего государства. И хотя Иларион недолго оставался митрополитом, и Византийская церковь вновь утвердила своё влияние в Киевской Руси после смерти Ярослава Мудрого, но это событие явилось предвестником будущей самостоятельности русской православной церкви.

Период правления Ярослава Мудрого отечественными историками оценивается в целом положительно, подчёркивается, что это были годы расцвета древнерусского государства. Были расширены границы государства, разгромлены печенеги, заключён выгодный торговый договор с Византией. Трудно переоценить значение «Русской Правды», ставшей фундаментом для дальнейшего развития законодательства Руси («Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха»). Однако, историки отмечают и ряд недостатков. Так, Ярослав Мудрый закрепил порядок престолонаследия по старшинству в роду, что привело вскоре после его смерти к развалу единого государства на удельные княжества и создало предпосылки для возникновения эпохи феодальной раздробленности Руси.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id51219

Иларион Киевский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иларион.

Митрополит Иларион

Настолование митрополита Иллариона (миниатюра Радзивиловской летописи)

6-й Митрополит Киевский и всея Руси

1051 — 1055

Церковь:

Константинопольская православная церковь

Община:

Киевская Митрополия

Предшественник:

Кирилл

Преемник:

Ефрем

Смерть:

1055 год

Митрополи́т Иларио́н (прозвище Русин; умер ок. 1055) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Первый русский по происхождению митрополит в Киеве. Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030—1050).

Память святителя Илариона совершается:

  • 21 октября (по юлианскому календарю);
  • 28 сентября — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих;
  • в 2-ю Неделю Великого поста (Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских).

Творчество

Ему принято приписывать авторство произведения, известного как «Слово о законе и благодати» («О законѣ Моисѣомъ данѣѣмъ, и о благодѣти и истинѣ Исусомъ Христомъ бывшии. И како законъ отиде, благодѣть же и истина всю землю исполни, и вѣра въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхомъ и молитва къ Богу от всеа земли нашеа»), дошедшее в более чем 50-и списках XV—XVI веков. Атрибуция иных — сомнительна.

Синодальный список, кроме собственно «Слова о законе и благодати», также содержит «Молитву» («Молитва преподобнаго отца нашего Илариона, митрополита Российскаго»), «Исповедание веры», написанное, очевидно, по случаю его поставления, и Похвалу Ярославу Мудрому.

Примечания

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме
Иларион Киевский

  • Статья в портале «Православие.ru»
  • Статья в портале «Русское Православие»
  • Статья проекта «Русский Биографический Словарь»

Предстоятели Русской церкви

Митрополиты Киевские (988—1461): Михаил • Леонтий • Феофилакт • Иоанн I • Феопемпт • Кирилл • Иларион Русин • Ефрем • Георгий • Иоанн II • Иоанн III • Николай • Никифор I • Никита • Михаил II • Климент Смолятич • Константин I • Феодор • Иоанн IV • Константин II • Михаил III • Никифор II • Матфей • Кирилл II • Иосиф • Кирилл III • Кафедра в Москве (1283—1461): Максим • Петр • Феогност • Алексий Московский • Киприан • Михаил(н) • Пимен • Дионисий • Фотий • Герасим • Исидор • Иона

Митрополиты Московские (1461—1589): Феодосий • Филипп I • Геронтий • Зосима • Симон • Варлаам • Даниил • Иоасаф • Макарий • Афанасий • Герман(н) • Филипп II • Кирилл • Антоний • Дионисий • Иов

Первый патриарший период (1589—1721): Иов • Игнатий • Гермоген • Ефрем (Хвостов)(м) • Иона (Архангельский)(м) • Филарет • Иоасаф I • Иосиф • Никон • Иона Сысоевич(м) • Иоасаф II • Питирим • Иоаким • Адриан • Стефан Яворский(м)

Синодальный период (1721—1917)

Второй патриарший период (с 1917): Тихон • Петр (Полянский)(м) • Сергий • Алексий I • Пимен • Филарет (Денисенко)(м) • Алексий II • Кирилл

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх