Помост

Вопросы веры

С л франк философия

Франк С.Л.. Книги онлайн

Семён Людвигович Франк (16 января 1877, Москва, Российская империя — 10 декабря 1950, Лондон, Великобритания) — русский философ и религиозный мыслитель.

Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Стремился к синтезу рациональной мысли и религиозной веры в традициях апофатической философии и христианского платонизма, находился под влиянием Плотина и Николая Кузанского. Уже будучи в эмиграции обнаружил сходство своих изысканий с идеями Владимира Соловьёва (в особенности в свете концепции положительного всеединства).

Протоиерей Василий Зеньковский, историк русской философии, писал, что среди мыслителей своего поколения Семён Франк был самым философским.

Ещё будучи гимназистом в Нижнем Новгороде, С.Л. Франк принимал участие в марксистских кружках, под влиянием чего поступил на юридический факультет Московского Университета (где был учеником знаменитого проф. А.И. Чупрова). В 1899 арестован и выслан из университетских городов. В 1901 П.Б. Струве привлёк Франка к участию в своём сборнике «Проблемы идеализма» (издан в 1902), где критиковались материализм и позитивизм.

Вскоре после этого Франк уехал за границу, где работал в Берлине и Мюнхене. Несогласие с политикой царского правительства побудило его в 1903 году участвовать в учреждении движения Союз освобождения и принять активное участие в его борьбе за политическую свободу. Состоял в партии кадетов, примыкал к её правому крылу.

Первая печатная работа Франка («Теория ценности Маркса») была посвящена критике марксизма (1900). В 1902 в сборнике «Проблемы идеализма» был опубликован его первый философский этюд («Ницше и любовь к дальнему») — с этого времени творчество Франка становится связано всецело с проблемами философии. После сдачи магистерского экзамена (1912) Франк становится приват-доцентом Петербургского Университета и в этом же году переходит в православную веру. В 1915 защищает магистерскую диссертацию («Предмет знания»), в которой касается онтологических условий возможности интуиции как непосредственного восприятия реальности, тем самым примыкая к течению интуитивизма.

Книга «Душа человека», опубликованная в 1918, была представлена Франком как диссертация на степень доктора, но из-за внешних условий русской жизни защита её уже не могла состояться. В 1917 Франк возглавил историко-филологический факультет молодого Саратовского Университета, а в 1921 занял кафедру философии в Московском Университете.

В 1922 выслан из России, устроился в Берлине и вошёл в состав Религиозно-Философской Академии, организованной Н.А. Бердяевым, с которым работал ещё в Москве (в «Академии духовной культуры»).

С 1930 переселяется во Францию, откуда в 1945 переехал в Лондон.

Франк С.Л. на видео

Курс швейцарского франка

Швейцарский франк – официальная валюта Швейцарии. Банковский код — CHF. 1 франк равен 100 раппенам или сантимам – разница в названии вызвана тем, что Швейцария – страна, в которой несколько языков считаются государственными. Номиналы банкнот: 1000, 200, 100, 50, 20 и 10 франков. Монеты: 5, 2 и 1 франк, а также 50, 20, 10 и 5 раппенов.

На лицевой стороне банкнот традиционно изображены портреты выдающихся швейцарских деятелей. На 1 000 франках — Якоб Буркхардт, культуролог, стоявший у истоков этой науки как самостоятельной дисциплины, на 200 – писатель Шарль Фердинанд Рамю, на 100 — Альберто Джакометти, скульптор, живописец и график первой половины XX века, на 50 — Софи Тойбер-Арп, единственная женщина на франке, художник и скульптор, представитель дадаизма и абстракционизма в искусстве, на 20 — швейцарско-французский композитор и музыкальный критик Артюр Онеггер, на 10 — французский архитектор швейцарского происхождения, художник и дизайнер, пионер модернизма Ле Корбюзье. Кроме того, швейцарские франки разные по размеру: чем выше номинал купюры, тем она больше.

Лицевая сторона монет Швейцарии украшена изображением римской богини свободы Libertas. На обороте — только цифры, указывающие номинал, сокращение Fr. (франк) и латинские фразы: Helvetia и Confederatio Helvetica — римское название Швейцарии. От первых букв этого наименования происходит банковский код страны.

Свою историю современный швейцарский франк ведет с 7 мая 1850 года. До этого дня страна не имела единой валютной системы: свои собственные деньги выпускали 25 кантонов и полукантонов, 16 городов, аббатства. В обращении находилось около 860 видов монет различной ценности и номинала. Причем большая часть денежного обращения приходилась вообще на иностранные деньги. Ситуацию изменила конституция 1848 года, в соответствии с которой была введена единая национальная денежная единица.

Первоначальный курс швейцарского франка приравняли к французскому. В 1865 году Швейцария вошла в так называемый Латинский союз вместе с Францией, Бельгией и Италией. Согласно договоренности, был установлен курс обмена национальных валют на 4,5 г серебра за 0,290322 г золота. Фактически это была первая единая валютная система, объединившая ряд стран Европы. Несмотря на то что к 1920 году все другие участники в результате Первой мировой войны уже не соблюдали первоначальные договоренности, а в 1927-м союз распался, Швейцария придерживалась принятого золотого стандарта вплоть до 1936 года, когда из-за Великой депрессии и мирового финансового кризиса швейцарский франк был девальвирован на 30% вслед за британским фунтом стерлингов, французским франком и долларом США.

В 1944 году Швейцария присоединилась к Бреттон-Вудской валютной системе. Курс франка был установлен на уровне 4,30521 за доллар, что равнялось 0,206418 г чистого золота. Таким образом, даже несмотря на две мировые войны ХХ века, за почти сто лет валюта Швейцарии стала дороже, чем стоила во времена Латинского союза. В 1949 году курс составлял 4,375 франка за доллар, или 0,203125 г золота. Таким он продержался до того момента, когда на смену Бреттон-Вудской пришла Ямайская валютная система, которая отпустила его в свободное плавание в 1967 году.

Но даже в качестве свободно конвертируемой и не привязанной к драгоценным металлам валюты швейцарский франк всегда считался убежищем для инвестиций во время кризисов: Центральный банк Швейцарии был обязан иметь в своих резервах не менее 40% золотого обеспечения от объема выпущенных в обращение денег вплоть до 1 мая 2000 года, когда соответствующий закон отменили в результате общенародного референдума.

После ввода в обращение единой европейской валюты франк тесно связан с курсом евро; как правило, его котировки изменяются в том же направлении.

На весну 2018 года за доллар дают около 0,95 швейцарского франка. В то же время власти Швейцарии выразили обеспокоенность высоким курсом нацвалюты, ставящим государство в невыгодное положение во внешней торговле. Более того, Центральный банк обещал проводить валютные интервенции всякий раз, когда франк будет подниматься выше отметки 1,2 евро, скупая иностранную валюту.

15 января 2015 года центробанк отменил валютный порог к евро, что за несколько минут повысило курс швейцарского франка на 20-30%, что вызвало шок на фондовом рынке.

Таким образом, для рынка Forex швейцарский франк остается одной из основных валют, интерес к которой вызван, с одной стороны, традиционной сильной экономикой страны, прежде всего банковским сектором, а с другой — возможными спекулятивными операциями с учетом действий Центрального банка на открытом рынке.

ВВЕДЕНИЕ

Центральное место в философии С.Л. Франка занимают проблема человека, исследование причин экзистенциального кризиса, произошедшего на переломе двух эпох, крушения в результате «октябрьского переворота» 1917 всевозможных кумиров, абстрактных гуманистических ценностей, поверхностно-просветительского понимания личности. Анализ личности, ее внутреннего мира, онтологии этого мира, связи человека с бытием, с Богом, проявления человеческого бытия в творчестве, искусстве, морали, религии – все это тематика работ Франка.

Важнейшая проблема философии С.Л. Франка – проблема бытия, исследованию которой посвящена его главная книга «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (Париж, 1939). В результате смены привычной практической, утилитарной установки нам может, считает Франк, открыться опыт совершенно другого рода реальности — опыт бытия. Все познанное, знакомое открывается для нас как непостижимая тайна, причем тем большая, чем больше предмет укоренен в последних глубинах бытия – в конкретной реальности больше, чем в отвлеченных содержаниях, в живом существе больше, чем в неорганическом теле, в человеческой душе больше, чем в растении или животном. Поэтому всякая реальность в ее конкретности методологична и поэтому сверхрациональна, т.е. непостижима по существу. Она превосходит все, выразимое в понятиях, и самая тонкая и точная теория соответствует трансдефинитной сущности реальности лишь так, как «изрядно сколоченный крест годится для живого тела, которое на нем распинается».

БИОГРАФИЯ С.Л. ФРАНКА

Франк Семен Людвигович (1877 – 1950) – выдающийся представитель русской религиозной философии Серебряного века. Через своего деда, правоверного иудея, он приобщился к иудейскому богословию, а в зрелые годы изучал еврейский философский мистицизм и учение Каббалы. В 1912 г. перешел в православное вероисповедание, но, по собственному признанию, осознавал христианство «как наслоение на ветхозаветной основе». Разнообразный религиозный опыт в немалой степени определил его философские построения.

С 1894 г. увлекся общественной деятельностью как сторонник социал-демократии. В 1899 г. был арестован и выслан из Москвы без права проживания в университетских городах. Но осенью этого же года уезжает в Берлин, где посещает лекции по философии и экономике. В 1901 г. возвращается в Россию, сдает государственный выпускной экзамен в Казанском университете, а в 1905 г. переезжает в Петербург, где с 1912 г. работает приват-доцентом университета. С 1917 по 1921 г. С.Л. Франк – декан и профессор Саратовского историко-философского факультета. В 1921 г. переселяется в Москву, избирается членом «Философского института», создает, вместе с Н.А. Бердяевым, Академию духовной культуры.

Но в 1922 г. с большой группой ученых высылается из России. Наиболее значительные свои труды пишет за рубежом. Революционные события определили его интерес к общественным проблемам. В Берлине пишет работы: «Крушение кумиров» (1924); «Смысл жизни» (1926); «Духовные основы общества. Введение в социальную философию» (1930). Усиление фашистского режима в Германии вынуждает С.Л. Франка переехать в 1937 г. в Париж, где выходит его главный философский труд «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (1939). С 1945 г. он живет в Лондоне, где, размышляя о природе зла, написал труды: «С нами Бог. Три размышления» (1946); «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (1949). Последняя большая работа С.Л. Франка «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» опубликована в 1956г. после его смерти.

ФРАНК С.Л.

ФРАНК Семен Людвигович – русский религиозный философ. Участник трех сборников: «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Сын врача, внук одного из основателей еврейской общины в Москве. Обучался на юридическом факультете Московского университета, за участие в работе революционных кружков был выслан в Нижний Новгород. Государственный экзамен сдал в 1901 в Казанском университете, перед этим прослушал ряд курсов в университетах Гейдельберга и Мюнхена. После краткого увлечения марксизмом испытал огромное воздействие книги Ф.Ницше «Так говорил Заратустра», которая поразила его не идеями, а глубиной духовной жизни и духовного борения. Результатом явилась первая философская статья «Ницше и этика любви к дальнему» (опубл. в сб. «Проблемы идеализма»). Сблизившись с П.Б.Струве, участвовал в его издательских и политических начинаниях. С 1906 начал преподавательскую деятельность сначала на высших курсах при гимназии М.Н.Стоюниной, а с 1912, после сдачи магистерского экзамена и принятия крещения, – в Петербургском университете в качестве приват-доцента. В 1910-х гг. находился под сильнейшим влиянием мировоззрения Гёте, а также философско-богословских идей Николая Кузанского. В 1913–14, находясь в научной командировке в Германии, написал принесшую ему славу книгу «Предмет знания», которую в 1915 издал и защитил в качестве магистерской диссертации. В 1917 издал предназначавшуюся к защите на степень доктора книгу «Душа человека», но в связи с революцией защита не состоялась, и Франк принял предложение возглавить историко-философский факультет Саратовского университета. В 1921 переезжает в Москву, где участвует вместе с Бердяевым в работе Академии духовной культуры. В 1922 высылается в Германию, откуда в 1937 выслан нацистами. Живет до 1945 во Франции, а затем до конца дней в Англии.

На протяжении всей жизни Франком владели две страсти: любовь к умозрению и любовь к мудрости. Большую часть жизни он, по его словам, «промечтал» и употребил на сочинение умозрительных систем, наиболее совершенные из которых нашли выражение в работах «Предмет знания», «Непостижимое» (Париж, 1939) и «Человек и реальность» (написана в 1949, издана в Париже в 1956). Увлеченный не столько Платоном, сколько новоевропейским платонизмом, он строит вариант метафизики всеединства, весьма схожий с метафизикой христианского платоника 15 в. Николая Кузанского. Главные аспекты его тщательно разработанной системы – металогический характер единства бытия, бытийный характер «живого знания» и тезис о постижимости всеединства только путем его «непостижения». В системе Франка критики отмечали непреодоленность пантеизма и невозможность в ее рамках подойти к решению проблемы зла.

Самые вдохновенные книги («Свет во тьме» и «С нами Бог») Франк написал в годы 2-й мировой войны. В этих книгах он озабочен не столько стройностью умозрения, сколько доброкачественностью ценностно ориентированной, сердечной мысли. Не наукообразное «непостижение», а эмоционально окрашенная «вера» призвана была наиболее адекватно выразить обертоны его гносеологической мысли. «Если личность есть подлинно образ и подобие Бога, то она и только она одна есть единственно адекватное выражение истины» (С нами Бог. М., 1998, с. 89). Отсутствие рациональных критериев для различения добра и зла побудило Франка подчеркнуть, что только внутренний строй личности может быть подлинно добрым или злым, но что поступки могут быть таковыми лишь в какой-то мере. Только внутренний такт позволяет нам решать, в чем больший грех: в совершении поступка или в уклонении от него. И первейший нравственный долг человека состоит в заботе о духовном возрастании собственной личности, что не может быть обеспечено без помощи благодатных сил. Различие между верующим и неверующим Франк уподобляет различию между обладающим и не обладающим музыкальным слухом, между одаренным и обездоленным. Франк вновь возвращается к умозрению в своей итоговой, написанной за год до смерти книге «Реальность и человек», где наиболее четко выражена «логика» апофатизма. По оценке В.В.Зеньковского, «по силе философского зрения Франка без колебаний можно назвать самым выдающимися русским философом вообще» («История русской философии», т. 2, ч. 2. Л., 1991, с. 158).

Сочинения:

1. Соч. М., 1990;

2. Духовные основы общества. М., 1992;

3. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995;

4. Русское мировоззрение. СПб., 1996;

5. Реальность и человек. СПб., 1997;

6. Свет во тьме. М., 1998.

Литература:

1. Арсеньев Н.С. Памяти Франка. – «Вестник РСХД» (Париж) 1955, № 36;

2. Некрасова Е.Н. Семен Франк. – «Вече» (СПб.) 1995, в. 2.

А.В.Соболев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх