Помост

Вопросы веры

Салам

Ассаламу алейкум

Ассаля́му ‘алейкум (араб. السلام عليكم‎‎ — мир на вас, мир вам) — арабское приветствие, укоренившееся в исламе и используемое мусульманами разных национальностей, его также используют арабы-христиане и арабские евреи. Эквивалент слова «здравствуйте». В ответ на это приветствие традиционно отвечают ва-алейкум ас-саля́м (араб. ‏وعليكم السلام‎‎ — и вам мир). Понятие «салам», однокоренное слову «ислам», первоначально имело чисто религиозное значение и использовалось в смысле «мир с Богом».

О приветствии в Коране и Сунне

Согласно Корану, мусульмане обязаны отвечать на приветствие, используя не меньше слов, чем тот кто поприветствовал первым:

«Когда вас приветствуют, отвечайте ещё лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь.»

— (Коран, 4:86)

Сунна пророка Мухаммада и юридические труды, посвящённые взаимоотношению мусульман и не-мусульман, говорят о том, что приветствие предназначено для обращения среди людей Писания. В одном из хадисов пророк говорит: «Когда люди Писания вас приветствуют словами ас-саму ‘алейкум (вместо ассаламу ‘алейкум), то отвечайте: ва-алейкум».

Согласно хадису, однажды еврей в присутствии Аиши приветствовал Мухаммада словами ас-саму ‘алейкум (вместо ассаламу ‘алейкум). Слово сам имеет значение «быстрая смерть». И Аиша стала громко ругаться с евреем, но Мухаммад сказал ей не ругаться, а что следует отвечать араб. وعليكم‎‎ «и вам» (ва-алейкум).

Другие виды приветствия

Строго говоря, грамматически Ассаляму алейкум указывает только на второе лицо множественного числа (вам).
Другие варианты приветствий и ответов на приветствия:

  • Ас-саля́му алейка (араб. السلام عليك‎‎ — мир над тобой) — при обращении на «ты» к одному мужчине;
  • Ас-саля́му алейки (араб. السلام عليك‎‎ — мир над тобой) — при обращении на «ты» к одной женщине;
  • Ас-саля́му алейкума (араб. السلام عليكما‎‎ — мир над вами (обоим)) — при обращении к двум людям любого пола;
  • Ас-саля́му алейкунна (араб. السلام عليكن‎‎ — мир над вами) — только при обращении к трём и более женщинам;
  • Ас-саля́му алейкуму (араб. السلام عليكم‎‎ — мир над вами) — при обращении к группе из трёх или более человек, в которой есть хотя бы один мужчина; или высшему государственному лицу (королю, министру и так далее);
  • Саля́м (араб. سلام‎‎ — мир) — в последнее время в странах со смешанным населением, исповедующим разные религии, но преобладающим исламом, используют не «Ассала́му алейкум», а именно укороченное слово «Салам», причём и люди других религий здороваются с мусульманами и между собой укороченным словом.
  • Ас-саля́му алейкум ва-рахмату-Лла́х (араб. السلام عليكم ورحمة الله‎‎ — мир над вами и милость Божья) — форма приветствия, которое означает: «Мир вам и милость Аллаха».
  • Ас-саляму алайкум ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух (араб. السلام عليكم ورحمة الله وبركاته‎‎ — мир над вами и милость Божья и Его благословение) — форма приветствия, которое означает: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение».
  • Ва-алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух (араб. وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته‎‎ — и над вами мир и милость Божья и Его благословение) — форма ответа на приветствие, которое означает: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».

Положения связанные с приветствием

Пред тем как поприветствовать людей в мечети, мусульмане должны совершить молитву тахияту ль-масджид (приветствие мечети).

Мусульманам нельзя первым приветствовать:

  • Мужчинам — незнакомых девушек, молодых женщин.
  • Читающих молитву (намаз), проповедь (хутба) либо Коран.
  • Совершающего поминание Аллаха (зикр) или произносящего проповедь.
  • Муэдзина, призывающего к молитве (азан или икамат).
  • Человека, принимающего пищу или отправляющего естественную нужду.
  • Человека, совершающего грех.

Первыми должны приветствовать: старший — младшего, горожанин — сельского жителя, всадник — пешего, стоящий — сидящего, хозяин — прислугу, отец — сына, мать — свою дочь.

Литература

Ссылки

  • Audio clip for Salam (англ.) (ар.)

Примечания

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Арабские фразы

Фразы

Ассаламу алейкум • Ид мубарак • Иншаллах • Машаллах

Зикр

Альхамдулиллах • Басмала • Калима • Салават • Субханаллах • Тальбия • Такбир • Шахада

Похороны и поминки у мусульман

Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина – это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.

Что делать, когда мусульманин при смерти

Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») – это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.

Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.

Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).

Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.

Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

  • омыть его тело (гусль);
  • обернуть его в саван (такфин);
  • совершить за него заупокойную молитву;
  • похоронить.

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Дни и сроки

По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.

Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.

Приведение тела в порядок

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал – надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап – гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Обертывание в саван

Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).

Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.

Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Похоронная молитва и погребение

Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.

После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.

Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

В Татарстане

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

В Азербайджане

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

В Казахстане

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

В Киргизии

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть – это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

Форум для мусульман

ассаляму алейкум. как раз вчера читала в садах праведных хадисы на эту тему. думаю, будет не лишним запостить тут (извиняйте, модеры, если я опять пощу не туда если что переместите в нужный раздел!)

Книга 6. Книга О Приветствии
Глава: О достоинстве приветствий и велении распространять их

Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей». («Свет». 27)
Всевышний также сказал:
«А когда вы входите в дома, то приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха». («Свет», 61)
Всевышний также сказал:
«А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же». («Женщины», 86)
Всевышний также сказал:
«Дошёл ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима?1
Вот вошли они к нему и сказали: «Мир!», — он же им (в ответ): «Мир…!» («Рассеивающие», 24-25)
845. Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Какое (проявление) Ислама является наилучшим?» Он ответил: «(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей)2 и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь». (Аль-Бухари; Муслим)
846. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда Аллах Всевышний создал Адама, да благословит его Аллах и приветствует, Он сказал (ему): «Иди и приветствуй их», — имея в виду нескольких ангелов — «и послушай, как они поприветствуют тебя, (и отныне это будет) приветствием для тебя и твоих потомков». И он сказал (им): «Мир вам!» (Ас-саляму ‘аляй-кум!),
— они же (в ответ ему) сказали: «Мир тебе и милость Аллаха!» (Ас-саляму ‘аляй-ка ва рахмату-Ллахи!), — добавив к его приветствию слова «…и милость Аллаха!» (Аль-Бухари; Муслим)
847. Сообщается, что Умара аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам делать семь (вещей: он велел нам) навещать больного, провожать покойного, произносить благопожелание чихнувшему,3 защищать слабого, помогать притесняемому, распространять приветствия,4 принимать приглашения5 и способствовать выполнению клятвы того, кто её даёт.6 (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится одна из версий аль-Бухари.)
848. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой! (Муслим)
849. Сообщается, что Абу Йусуф Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «О люди, распространяйте приветствия, кормите (других),7 поддерживайте родственные связи, молитесь, когда (другие) люди будут спать, и вы войдёте в Рай с миром». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
850. Передают со слов ат-Туфайля бин Убаййа бин Ка’ба, что по утрам он обычно приходил к Абдуллаху бин Умару и отправлялся с ним на рынок.8
(Ат-Туфайль бин Убайй бин Ка’б) сказал:
И когда мы отправлялись утром на рынок, Абдуллах приветствовал каждого торговца отбросами,9 купца, неимущего и вообще любого человека, мимо которого он проходил. Однажды я (как обычно пришёл к Абдуллаху бин Умару, и он позвал меня с собой на рынок, а я сказал ему: «Что тебе делать на рынке, ведь ты не останавливаешься для покупок и не спрашиваешь о товарах, не назначаешь цену (за свой товар) и не присоединяешься к собирающимся там? А я предлагаю: (оставайся) сидеть здесь и давай поговорим». (В ответ мне) он сказал: «О толстяк,10 поистине, мы ходим на рынок по утрам только ради распространения) приветствий и приветствуем (там) каждого встречного». (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Малик в «Аль-Муватта».)

Глава: О том, как следует приветствовать

Желательно, чтобы обращающийся со словами приветствия первым говорил: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!» (Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху!), — употребляя слитное местоимение во множественном числе, даже если тот, кого приветствуют, будет один. В ответ же следует сказать: «И вам Мир, и милость Аллаха и Его благословения!» (Ва ‘аляй-кум ас-саляму, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху!), — используя соединительный «ва» в словах «Ва ‘аляй-кум…»
851. Сообщается, что Имран бин аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Один человек пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Мир вам!», — и он ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Десять». Потом пришёл другой и сказал: «Мир вам и милость Аллаха!», — и он ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Двадцать». Потом пришёл другой и сказал: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!», — и он ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Тридцать».1 (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
852. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: «О Аиша! Вот Джибриль приветствует тебя!», — и я сказала: «И ему мир, милость Аллаха и Его благословения!» (Аль-Бухари; Муслим)
В некоторых версиях этого хадиса, приводимых в обоих «Сахихах», слова «…и Его благословения!» есть, а в некоторых они опущены.
853. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил что-нибудь (людям), он обычно повторял сказанное трижды, чтобы его (правильно) понимали, а когда приходил к кому-нибудь, то приветствовал (хозяев дома тоже) три раза.2 (Аль-Бухари)
Подразумевается, что речь идёт о тех случаях, когда людей было много.
854. В длинном хадисе, который передают со слов аль-Микдада, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал:
Обычно мы оставляли Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, его долю молока, а он приходил ночью и произносил слова приветствия так, что это не будило спящего, но было слышно бодрствующему. И (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл и произнёс слова приветствия как обычно. (Муслим)
855. Передают со слов Асмы бинт Йазид, да будет доволен ею Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший в мечети мимо группы3 сидевших (там) женщин, сделал знак рукой, (желая) приветствовать (их). (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
Здесь подразумевается, что он, да благословит его Аллах и да приветствует, соединил слова с жестом, что подтверждается и тем, что в версии Абу Дауда также сказано:
…и приветствовал нас.
856. Сообщается, что Абу Джурайй аль-Худжайми, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал (ему): «Тебе мир (‘Аляй-кя-с-саляму), о посланник Аллаха!» (На это) он сказал (мне): «Не говори «Тебе мир», ибо словами «Тебе мир» приветствуют покойных».4 (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис». Полностью этот хадис приводился ранее.)5

Глава: О правилах обращения с приветствием
857. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий — сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) — большую. (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии (этого хадиса, которую приводит только) аль-Бухари(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал):
…а младший (должен первым) приветствовать старшего.
858. Абу Умама Судайй бин ‘Аджлян аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, самыми близкими людьми к Аллаху являются те, кто приветствует (других) первыми. (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Этот же хадис приводит и ат-Тирмизи. В нём со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что кто-то спросил:
«О посланник Аллаха, когда два человека встречаются, кто из них приветствует (другого) первым?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:
«Тот, кто ближе к Аллаху Всевышнему». (Ат-Тирмизи сказал: «Это — хороший хадис».)

Глава: О желательности снова приветствовать тех, с кем человек встречается неоднократно, оказываясь поблизости от них, когда он входит (куда-нибудь), потом выходит, а потом снова входит, или же когда двоих разделяет дерево или какая-нибудь другая преграда
859. В том хадисе, где речь идёт о человеке, плохо совершавшем свою молитву, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что (как-то раз) один человек пришёл (в мечеть) и совершил молитву, после чего подошёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и приветствовал его, а он ответил на приветствие и сказал: «Вернись и помолись (снова), ибо, поистине, ты не совершил молитву!» И он вернулся (на своё место) и (снова) совершил молитву, после чего опять подошёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и приветствовал его, и это повторилось трижды. (Абу Дауд)
860. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда кто-нибудь из вас встретит своего брата, пусть приветствует его,1 если же (в это время) их будет отделять друг от друга дерево, стена или камень, пусть приветствует его, когда встретится с ним потом».2 (Абу Дауд)

Глава: О желательности приветствия при входе в свой дом1

Аллах Всевышний сказал:
«А когда вы входите в дома, то приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха». («Свет», 61)
861. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О сынок, когда войдёшь (в свои дом), приветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)

Глава: Об обращении с приветствием к детям
862. Передают, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, приветствовал их, а потом сказал:
«Так всегда поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О том, как мужчине следует приветствовать свою жену и женщину из числа своих близких родственниц,1 а также (о том, как ему следует приветствовать) одну или нескольких посторонних женщин(, чтобы исключить возможность возникновения) соблазна, и как женщинам (следует приветствовать мужчину, соблюдая) то же условие
863. Сообщается, что Сахль бин Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал:
Среди нас была одна женщина (в другой версии: …одна старуха), которая брала корневища свеклы, бросала их в котёл, и молола (немного) ячменных зёрен, (а потом варила похлёбку,) когда же мы расходились после пятничной молитвы, то приветствовали её, а она предлагала нам (приготовленное ею). (Аль-Бухари)
864. Сообщается, что Умм Хани Фахита бинт Абу Талиб, да будет доволен ею Аллах, сказала:
В день завоевания Мекки я пришла к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в то время, когда он совершал полное омовение, а Фатима прикрывала его одеждой, и я приветствовала его. (Муслим)
865. Сообщается, что Асма бинт Йазид, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший мимо нас, когда мы находились среди (других) женщин, приветствовал нас. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
Здесь приводится версия Абу Дауда, что же касается версии ат-Тирмизи, то в ней сказано:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший в мечети мимо группы сидевших (там) женщин сделал знак рукой, (желая) приветствовать (их).2

Глава: О том, что нам запрещается приветствовать неверного первыми, о том, как следует отвечать на их приветствия, и о том, что желательно приветствовать собравшихся, среди которых есть и мусульмане, и неверные
866. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не приветствуйте первыми ни иудеев, ни христиан, а если встретите кого-нибудь из них на дороге, оттесните его к наиболее узкой части. (Муслим)
867. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если вас будут приветствовать люди Писания,1 отвечайте: «И вам».2 (Аль-Бухари; Муслим)
868. Передают со слов Усамы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проходил мимо собравшихся людей, среди которых были и мусульмане, и многобожники, поклонявшиеся идолам, и иудеи, и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приветствовал их. (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О желательности произнесения слов приветствия тем, кто покидает собрание и расстаётся со своими собеседниками или собеседником!
869. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
Когда кто-нибудь из вас явится в собрание, пусть приветствует присутствующих,) и когда он захочет уйти, пусть (тоже) приветствует их,1 ибо второе не менее обязательно, чем первое. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)

Глава: О том, как следует просить разрешения войти

Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей». («Свет», 27)
Всевышний также сказал:
«А когда ваши дети достигнут половой зрелости, пусть они спрашивают разрешения, как спрашивали (повзрослевшие) до них…» («Свет», 59)
870. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Разрешения войти (следует спрашивать) трижды, и если тебе будет позволено (войти, то входи), в противном же случае возвращайся обратно. (Аль-Бухари; Муслим)
871. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Испрашивать разрешения было велено из-за (нескромных) взоров. (Aль-Бухари; Муслим)
872. Сообщается, что Риб’и бин Хираш сказал:
Один человек из (племени) бану амир рассказал нам, что как-то он попросил у находившегося у себя дома Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, разрешения войти, сказав: «Могу ли я войти?» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел своему слуге: «Выйди к этому (человеку), научи его, как следует спрашивать разрешения, и скажи ему, чтобы он говорил: «Мир вам, можно ли мне войти?» И этот человек выслушал его, а потом сказал: «Мир вам, можно ли мне войти?», — после чего Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, разрешил войти, и он вошёл. (Это хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
873. Сообщается, что Кильда бин аль-Ханбаль, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) я явился к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и вошёл к нему, не поприветствовав (его), и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Вернись и скажи: «Мир вам, можно ли мне войти?» (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис»)

Глава: О желательности произнесения благопожелания (ташмит) чихнувшему, если он воздал хвалу Аллаху Всевышнему, и нежелательности этого в том случае, если он не воздал хвалы Аллаху Всевышнему, а также о разъяснении того, как следует произносить благопожелания, чихать и зевать
878. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту,1 и если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху Всевышнему, то каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): «Да помилует тебя Аллах!» (Йархаму-кя-Ллаху!). Что же касается зевоты, то, поистине, она — от шайтана, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет (зевоту), пока может, ибо когда любой из вас зевает,2 шайтан смеётся над ним. (Аль-Бухари)
879. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть скажет: «Хвала Аллаху (Аль-хамду ли-Ллахи!), — и пусть его брат (или: …его спутник скажет) ему: «Да помилует тебя Аллах!» (Йархаму-кя-Ллаху!), — а если он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах!», — пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши!» (Йахдикуму-Ллаху ва йу-слиху баля-кум!) (Аль-Бухари)
880. Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то обратитесь к Аллаху с мольбой за него,3 а если не воздаст Аллаху хвалы, то не делайте этого». (Муслим)
881. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им, сказал:
(Однажды) два человека чихнули в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и одному он сказал: «Да помилует тебя Аллах!» (Йархаму-кя-Ллаху!), — другому же он это не сказал. Тот, кому он этого не сказал, спросил: «(Почему, когда чихнул такой-то, ты сказал: «Да помилует тебя Аллах!», — а чихнул я, ты не сказал мне этого?» (В ответ ему Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалы Аллаху не воздал!» (Аль-Бухари; Муслим)
882. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им сказал:
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, чихал, он прикрывал рот рукой (или: …одеждой), тем самым приглушая звук. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
883. Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
Иудеи нередко делали вид, что чихают в присутствии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в надежде на то, что он скажет им: «Да помилует вас Аллах!», — но он говорил (только): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши!» (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
884. Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если кто-нибудь из вас (захочет) зевнуть, пусть прикроет рот рукой, (ибо иначе) шайтан обязательно проникнет в него. (Муслим)

Глава: О том, что при встрече желательно (обмениваться) рукопожатиями, (сохранять) приветливое выражение лица, целовать руку праведного человека и целовать своего ребёнка (в знак любви и) нежности (к нему, а также о том, что желательно) обнимать прибывающего из путешествия и нежелательно кланяться
885. Сообщается, что Абу-ль-Хаттаб Катада сказал:
(Однажды) я спросил Анаса, да будет доволен им Аллах: «Пожимали ли друг другу руки сподвижники посланника Аллаха, да благословит о Аллах и да приветствует?», — и он сказал: «Да». (Аль-Бухари)
886. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда (к нам) прибыли йеменцы, посланник Аллаха, да благословит о Аллах и да приветствует, сказал: «К вам приехали йеменцы, которые первыми стали пожимать друг другу руки». (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
887. Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки(, их прегрешения)1 обязательно прощаются им ещё до того, как они расстаются друг с другом. (Абу Дауд)
888. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Один человек спросил: «О посланник Аллаха, должен ли кто-нибудь из нас кланяться своему брату или другу, когда он встречает его?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Нет». (Человек) спросил: «А обнимать и целовать его?», — (и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, снова) сказал: «Нет». Человек спросил: «А брать его за руку и пожимать её!» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Да». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис»)
889. Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) один иудей попросил своего товарища: «Отведи меня к этому Пророку», — после чего они явились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и задали ему вопрос о девяти ясных знамениях.2
Затем (Сафван) передал этот хадис полностью, сказав в конце его:
И (после этого) они поцеловали ему руку и ногу и сказали: «Свидетельствуем, что ты — Пророк!» (Этот хадис с достоверным иснадом приводят ат-Тирмизи и другие (мухаддисы).)
890. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передававший один хадис, (среди прочего) сказал:
И мы подошли к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и поцеловали ему руку. (Абу Дауд)
891. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) Зайд бин Хариса вернулся в Медину в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, находился в моём доме. И он постучал в дверь, что же касается Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он (поспешил) к нему, волоча за собой свою одежду, обнял и поцеловал его. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
892. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал мне: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого Шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего приветливым лицом». (Муслим)
893. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды, когда) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поцеловал аль-Хасана бин Али,3 да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Акра’а бин Хабиса, аль-Акра’ сказал: «Поистине, у меня есть десять сыновей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не помилуют того, кто сам не жалеет (других)!» (Аль-Бухари; Муслим)

Правильное употребление приветствия «салам алейкум» и ответа на него

В наше время, к великому сожалению и несчастью, и оголтелые безбожники непринуждённо обмениваются приветствиями «салам алейкум» – «ва алейкум ас салам». Сразу же расставим точки над i: автор этой статьи – убеждённый атеист. Но выработать свои твёрдые убеждения невозможно, не уважая иных у других людей и не относясь к ним с должным пониманием. «Неверие такое, как моё – не лёгкое и не пустое дело» – Омар Хайям ал-Каши. Оскорбить религиозные чувства истинно верующего это всё равно, как если бы ни за что, ни про что избить и унизить малого ребёнка на глазах у матери.

Поэтому цели настоящей публикации:

  1. Показать, как мусульманское приветствие правильно пишется на русском.
  2. Разъяснить его значение.
  3. Объяснить, как нужно писать его же варианты при обращении к разным людям и группам людей.
  4. То же, что и по пп. 1-3 – для подобающего ответа.
  5. Показать ограничения на исламские приветствия между представителями различных конфессий.
  6. Дать вариант, пригодный для людей каких угодно вероисповеданий и неверующих.

Каноническая форма

Каноническим приветственным высказыванием по исламу является (в русском написании) Ас-саля́му ‘але́йкум, что дословно переводится «Мир вам!» Перевёрнутый апостроф обозначает придыхание, нечто вроде еле слышимого «х». Довольно точный аналог этого звука – латинское «h» в английских словах «how», «honey» и т.п. Кто читал «Фрегат “Паллада”» И. А. Гончарова, тот, возможно, помнит, что русские матросы справлялись о ценах в Англии и Индии: «омач?» («how much?»; «как много (сколько) <стоит>?»; «почём?»)

Однако исходное «салам» («мир» в смысле спокойствие, благополучие, благоденствие) имеет тот же корень «-лам», что и наименование веры: «ис-лам». Слово же «лам» уходит корнями в праязыки и означает некую изначальную сущность, первооснову мироздания, вездесущее, всеведущее и всемогущее божество. Поэтому «ас-саляму алейкум» переводится с подтекстом, как «мир вам <с Богом>». Если ваш визави/адресат правоверный мусульманин, и знает, что вы не его веры (например, ходите c непокрытой головой), приветствовать его по канону ислама будет по меньшей мере неуместным.

Ответ

Пророк Мухаммад (Магомет в христианском прочтении) велел мусульманам отвечать на приветствие лучшим приветствием (Коран, 4:86). Поскольку ничего лучшего мира с Богом быть не может, остаётся добавить в ответное приветствие хотя бы одно коротенькое слово. Отсюда ответное: Ва-але́йкум ас-саля́м, что значит «И вам мир».

Варианты на разные случаи

Во всех языках приветствия – семантически (по смыслу) очень гибкие выражения, позволяющие выразить широкую гамму чувств и оттенков отношений. Но в очень жёстко канонизированном исламе твёрдо установлены и формы приветствий:

  • Ас-саля́му ‘але́йкум – общеупотребительное между знакомыми людьми, случайными встречными, попутчиками и т.п. Приветствие в этой форме от мусульманина к кому угодно не будет ни кощунственным, ни богохульным. Если вы определённо иноверец или неверующий, и мусульманин приветствовал вас таким образом, то ответ по исламу «ва-але́йкум ас-саля́м» ничуть его не обидит и даже поднимет вас в его мнении.
  • Ас-саля́му але́йка– так приветствуется один мужчина.
  • Ас-саля́му але́йки– то же, одна женщина.
  • Ас-саля́му алейкума́(мир вам <обоим>) – то же, два человека независимо от пола.
  • Ас-саля́му алейку́нна– то же, группа женщин, трое или более.
  • Ас-саля́му але́йкуму – то же, если в группе есть хотя бы один мужчина. Таким же образом приветствуются высшие должностные лица (аналогично обращению к вельможам в третьем лице: «Во Франции все берега пустые/Король пусть превратит в порты морские/Огромный соберёт тогда доход» – Ж.-Б. Мольер, «Мещанин во дворянстве»). Однако приветствовать так обычного начальника или старшего (босса, командира) значит проявить самое предосудительное подобострастие и низкопоклонство. Эффект для подхалима будет обратный ожидаемому.

Ответное приветствие во всех случаях всё то же самое: «Ва-алейкум ас-салям».

Универсальное

В настоящее время всеобщим приветствием мирового значения стало «сала́м». Ответ на него такой же: «Салам!» – «Салам!». Переводится «Привет!» – «Привет!». О боге в данном контексте уже вспоминают разве только крайние изуверы. Можете смело «салямкаться» с учёным кади в большущей чалме, он воспримет это как должное. Но это если вы не мусульманин: правоверному надлежит приветствовать законоучителя по всей форме, см. выше.

Правописание

Правильное написание мусульманских приветствий и ответа на них – слова раздельно, приставки через дефис. Ни в коем случае не пишите слитно – вы нанесёте адресату серьёзное оскорбление. В куда как менее канонизированном христианстве последний, простите, гопник не пишет «нуегокбогу» и т.п. Потому как знает: когда-то, как-то, да выйдет боком. Не от самого бога, так от истово верующих.

И чего ещё нельзя

Грубой ошибкой будет также написание «салам» или «салям» через «о» или «е»: «солом»; «салем». У адресата оно может ассоциироваться с еврейским «шолом алейхем», что значит то же самое – «мир вам». Арабы и евреи – семитические народы, и языки их из семьи семитических языков. Но, увы, в истории не счесть примеров, когда родственные народы испытывали друг к другу (и, к сожалению, продолжают в том же духе), что угодно, кроме братской любви и горячей симпатии.

***

Салам алейкум: значение, правила приветствия у мусульман и песня Ислама Итляшева

Ас-саляму алейкум — арабское приветствие, в переводе означающее «Мир вам».

Салам алейкум. Что это значит?

Слово «салам» однокоренное слову «ислам», первоначально имело исключительно религиозное значение и использовалось в смысле «Мир с Богом». В настоящее время является эквивалентом слова «здравствуйте».

Коран гласит, что при ответе на приветствие следует использовать не меньшее количество слов, чем тот, кто поприветствовал первым:

«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь».

Мужчинам запрещено приветствовать незнакомых молодых женщин, нельзя приветствовать молящихся, читающих Коран или произносящих проповедь, человека, принимающего пищу или справляющего естественную нужду, а также человека, совершающего грех.

«Салам алейкум братьям». Песня Ислама Итляшева

В 2019 году известный в Карачаево-Черкесии певец Ислам Итляшев выпустил песню «Салам алейкум братьям», посвященную дружбе и миру между народами Кавказа. Песня быстро набрала популярность в Сети.

Ислам Итляшев. Источник: instagram.com/islam_itlyashev/

Шалом Алейхом. В чем разница?

Аналогичное приветствие с пожеланием мира есть и в иврите. Звучит оно как Шалом алейхом (в другом произношении шолом алейхем).

Дело в том, что арабский и иврит принадлежат к семитской языковой группе — отсюда и сходство в произнесении некоторых слов и их значении. Единственное отличие в том, что в ответ на приветствие мусульмане отвечают Алейкум ассалам, а евреи — Шалом у-враха, что значит «Мир и благословение»

Это приветствие в качестве псевдонима использовал классик еврейской литературы Соломон Наумович Рабинович — Шолом Алейхем.

Шолом Алейхем. Источник: Википедия

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх