Помост

Вопросы веры

Самопожертвование примеры из жизни

Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью? (по В.А. Каверину «Последняя ночь») (ЕГЭ по русскому)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Корнев тоже согласился…». Оба этих героя проявили огромную силу духа, согласившись отдать свою жизнь во благо родины. Они понимали, что их выбрали не просто так, ведь они являлись лучшими разведчиками и даже успели получить несколько медалей, и только они могли выполнить эту миссию.

Кроме того, именно воспоминания о доме, семье, отчизне придали солдату уверенность: «Тумик» вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни.». Обдумав все перед высадкой, герой сделал вывод: «Недаром же я жил на земле».

Обе приведенные иллюстрации из текста наталкивают на мысль о том, что самопожертвование необходимо в критической ситуации, когда от поступка одного человека зависит судьба многих других.

Позиция Каверина относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая историю, будто говорит: люди готовы пожертвовать собственной жизнью ради защиты близких, ради защиты отечества.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора, поскольку во время войны действия солдат были направлены на благо отечества во имя спасения своих родных и близких, оставшихся на гражданке. Ради победы люди были готовы на самые отважные и самоотверженные подвиги, в некоторых ситуациях даже на самопожертвование.

Таким образом, проанализировав текст, можно сделать вывод о том, что людьми, готовыми к самопожертвованию, движет любовь к родине, чувство долга перед отечеством, а воспоминания о доме придают сил и морально подпитывают каждого человека.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id42062

10 Вдохновляющих случаев самопожертвования

Пожертвовать своей жизнью ради спасения другого человека – наверное, самый отважный поступок, который только можно совершить. В этом списке мы расскажем о десяти отважных людях, ведь иногда надо помнить, что такие люди существуют.
10. Джон Роберт Фокс (John Robert Fox)

Старший лейтенант военных сил США Джон Роберт Фокс (впоследствии он получит Медаль Почёта) управлял артиллерийским огнём в итальянском городе Сомоколонья (Sommocolonia), пытаясь остановить наступление немецких сил. Пока Фокс управлял артиллерийским огнём, к нему подобрались немецкие силы в больших количествах.
Осознав, что немцы были слишком большой опасностью для его товарищей, Фокс вызвал последний залп артиллерии на себя. Когда сослуживцы Фокса захватили обратно эту позицию, тело Фокса лежало рядом с сотней убитых немецких солдат, и на его грудь аккуратно положили медаль.
9. Винсент Коулмэн (Vincent Coleman)

Взрыв в Халифасе (Halifax) – это взрыв, произошедший в Канаде, когда корабль загруженный взрывчаткой столкнулся с другим кораблём, после чего пожар уничтожил порт и часть города.
Винсент Коулмэн работавший машинистом был на расположенной неподалёку станции, управляющей поездами. Когда ему сказали, что французский корабль с боеприпасами Монблан должен был вскоре взорваться, Коулмэн остался на станции, чтобы сообщить машинисту приближающегося пассажирского поезда, что тот должен остановиться. Через несколько секунд, он был убит взрывом.
8. Арланд Уильямс (Arland Williams)

Когда самолёт рейса Air Florida 90 врезался в замёрзшее озеро во время снежной бури, погибли все, кроме шести пассажиров. Через 20 минут прилетел вертолёт, который должен был спасать выживших.
После того, как был спасён первый мужчина, с вертолёта выкинули спасательный круг для Арланда Уильмса, который уступил его другому пассажиру.
Когда вертолёт вернулся в третий раз, он опять уступил. И ещё раз. Когда вертолёт прилетел в последний раз, Арланд уже был мёртв. Он провёл свои последние моменты, спасая неизвестных ему людей.
7. Русские учёные

Во время осады Ленинграда миллионы умерли от голода. 12 людей из этих миллионов были окружены съедобными вещами. Это были учёные из банка семян Павловска. Учёные и охрана банка умерли от голода на своих постах.
Александр Щукин, специалист по арахису умер на своё мосту, защищая тонны еды, которые могли бы спасти жизни его и его сослуживцев. Они решили умереть, чтобы удостовериться, что будущие поколения советских людей будут иметь, что есть.
6. Ричард Рескорла (Richard Rescorla)

Ричард Рескорла внёс большой вклад в эвакуацию тысяч людей во время атак 11 сентября.
Рескорла был директором службы безопасности Морган Стэнли (Morgan Stanley) – он хорошо выполнял свою работу и организовывал два раза в год учебные эвакуации.
Когда 11 сентября в соседнюю башню врезался самолёт, Рескорла знал, что делать – он спокойно управлял эвакуацией людей до того, как не погиб сам. Его действия позволили спасти более 2500 человек.
5. Капитан Оутс (Captain Oates)

Действия капитана Оутса уже стали легендой. Во время провального путешествия к Южному Полюсу, Оутс получил травмы, из-за которых он тормозил всю свою команду. Оутс просил оставить его, но никто его слушал.
Это послужило поводом для легендарных последних слов Оутса: «Я пойду, погуляю», после чего он ушёл из палатки и шел, пока не умер. К сожалению, жертва Оутса оказалась бесполезной, так как остальные члены команды вскоре тоже умерли от суровых погодных условий, так и не добравшись до своего пункта назначения. Если кто-то говорит оставить его позади – стоит так и сделать.
4. Райан Арнольд (Ryan Arnold)

Родственные связи между братьями очень прочны и если у вас нет брата – сложно объяснить сильное желание защищать свою родню.
Райан Арнольд ощутил это желание, когда его брат Чад нуждался в пересадке печени. Без лишних раздумий Райан прошёл тест на совместимость для пересадки. Когда он узнал, что он действительно совместим – они легли на операционный стол.
Как и в случае со всеми хирургическими операциями – пересадка сопровождалась риском, и Райан умер во время операции. Он пожертвовал собой, чтобы его брат мог жить дальше.
3. Такеши Миура (Takeshi Miura) и Мики Андо (Miki Endo)

В 2011 году на Японию обрушилось разрушительное цунами.
Такеши Миура и Мики Эндо работали в правительственном отделе управления рисками — их задачей было оповещение населения об опасности и предоставление указаний населению по эвакуации. Когда десятиметровая волна накрыла берега Японии Такеши и Мики не покинули свои посты и продолжали оповещать население – в свои последние моменты жизни они рассказывали населению, как спастись от цунами.
2. Четверо священников

Лейтенанты Джордж Фокс (George Fox), Александр Гуд (Alexander Goode), Джон Вашингтон (John Washington) и Кларк Полинг (Clark Poling) были священниками различных конфессий, служивших на транспортном судне Дорчестер.
Когда в корабль попала торпеда, выпущенная подводной лодкой, капелланы собрались вместе и начали выдавать спасательные жилеты пассажирам судна.
Когда спасательные жилеты закончились, они без раздумий отдали свои жилеты. Когда корабль начал тонуть, четверо мужчин взялись за руки и начали петь. Сложно сказать, сколько жизней спасли священники, но их должно было с лихвой хватить на то, чтоб попасть в рай.
1. Пёс без имени
Собака – лучший друг человека и этот титул они заслужили не зря.
Когда мужчина из Казахстана заснул пьяным на железнодорожных путях, его верный пёс знал, что делать. Пёс изо всех сил тянул, толкал и тащил своего пьяного хозяина с железнодорожных путей. К сожалению, пёс умер от того, что его сбил поезд, от которого он спас человека.

Самопожертвование. Зачем мы жертвуем собой ради других?

Личностное качество самопожертвование является способностью посвящать собственную жизнь высшим целям, дарить себя человеку или чему-то возвышенному.

Что такое самопожертвование

Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации).

Но считать основой самопожертвования бескорыстие неверно. Итак, принесение себя в жертву – это:

жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства патриотизма человека, его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому. Такие личности бросаются на помощь без раздумий, это духовный порыв;
исполнение собственных внутренних желаний. Здесь стоит привести пример. Есть люди, которые стремятся попасть в «горячие точки», чтобы спасать там жизни людей. Но зачем им это нужно? Можно подумать, что это стремление защитить Родину. Но на деле они стремятся получить медали и награды за смелость ради того, чтобы ими гордились близкие.

В свою очередь жертвенность в понимании религии выступает добродетелью, которая выражается в чистосердечном стремлении посвятить себя окружающим.

Стремление к самопожертвованию

В людях встроено желание самопожертвования. Это не простое жертвование какими-то материальными благами. Это принесение в жертву собственного избранного пути, собственной энергии, сил, времени. То есть всего, что есть у человека. Высшим проявлением самопожертвования выступает отдача себя самосознанию, развитию разума, достижению чистоты сознания, а также помощь другим в достижении духовности. В виде личностного качества самопожертвование это проявление достоинства наряду с патриотизмом, бескорыстием, добротой.

Самопожертвование обладает женской природой. Первым примером его выступает безоговорочная материнская любовь. Мать стать благополучие ребенка выше всего. Любовь в качестве добровольного рабства предполагает жертвование собой, но самопожертвование – это не отдать жизнь во имя любви. Это абсолютное желание служить любимому человеку.

Проблема самопожертвования

Считается, что готовность жертвовать собой за основу использует любовь. Мощные чувства заставляют людей совершать подвиги: одни посвящают себя бескорыстно половинке, другие отдаются любимому делу. Но эксперты уверены, что подобная теория ошибочна.

Проблемой самопожертвования выступает непривлекательность причин, вызывающих данное желание. В жизни стремление жертвовать собой порождают другие чувства: страх и сомнения. Последние становятся причиной потери ощущения силы и уверенности. Подобные люди уверены, что их личность ничего не значит, они не готовы совершить поступки, потому живут проблемами и достижениями другого человека. Кроме того, они уверены в личных неудачах, потому считают, что снисхождение им недоступно. Результатом такого мнения выступает самопожертвование собой. Этим способом люди пытаются получить расположение, признание.

По этой причине часто смыслом самопожертвования выступает не искреннее желание пренебрегать своими интересами, а простое манипулирование людьми для достижения внутренней цели. Страх в виде главного мотива жертвенности появляется из-за страха одиночества.

Примеров из жизни есть немало: дети, которые вырвались из-под душащей опеки матери, забывают о ней; жены, которые отказались от реализации себя ради семьи, оказываются одинокими или терпят неуважение мужа. От таких индивидов можно часто слышать жалобы, что они делали все ради других, но в итоге ничего не получили. Но их не просили о таких жертвах, их действия – собственный выбор.

Осознанное самопожертвование – это понимание человеком жертвы, ее сути, цели и ценности. Солдат, когда прикрывает собой других или идет на врага, осознает, что это станет причиной его смерти, но его действия спасут других. Именно это жертвование собой называется героизмом.

Жертвование не слишком опасно, если относится к одной семье или коллективу, т.к. его пагубное влияние не слишком глобально. Но если оно касается интересов целой страны или общества, то результат будет плачевным. Нередко основой действий террористов-суицидников выступает проблема самопожертвования. Их аргументы основываются на любви к Родине, религии.

Чем опасно самопожертвование

Первое, что приходит на ум при произнесении слова «самопожертвование» – нечто возвышенное. Это отказ от себя ради высших целей, жертва собственными интересами во имя более ценного. Но Лев Толстой говорил, что наиболее обидным выражением эгоизма выступает самопожертвование. Чем оно опасно? Что имел в виду Толстой?

Славянскому народу присуще самопожертвование, мы не являемся индивидуалистами. Помимо этого, у нас поощряется стремление приносить себя в жертву. Но случается, что жертвование собой – это стиль существования, оно обретает необычные формы.

Считается, что жертвование собой во имя любимого – показатель хорошего тона. Нам приводят в пример декабристских жен, а родителям не оставляют выбора вовсе – они обязаны делать все ради детей, подчиняя себя их желаниям. Да, любовь – это не эгоизм, но зачем кому-то страдать? Так ли нужны жертвы?

Как уже упоминалось, базой самопожертвования не всегда выступает любовь. Часто его основой является страх и неверие в собственные силы. Человек уверен, что он не достоин признания и любви, потому завоевывает их. Самопожертвование становится элементом манипуляции. Личность читает себя не настолько хорошей, чтобы рядом с ней вторая половинка осталась просто так, потому требуется приложить недюжинные усилия. А боязнь здесь того, что человек, ради которого совершается жертва, уйдет.

Но негатив не только в этом, чем дальше личность идет в стремлении отдать себя, тем страшнее заканчивается история. Вокруг существует много примеров того, как люди не оценивают подобные жертвы. Но предателями их называть нельзя. Если другой человек добровольно отказался от чего-то, то рано или поздно он услышит вопрос, зачем он это делал, кто его просил.

По этим причинам жертвование собой считается проявлением эгоистичности. Человек ведет себя так, как считает верным, не учитывая мнение других людей об этом. Но он также требует благодарности за свои действия. Не получая этого, он чувствует обиду. В итоге возникает ненависть к тому, ради которого совершалась жертва, кому она оказалась ненужной. Человеку требуется оставлять право выбора, нужна ему эта жертва или нет, отказаться от нее или принимать.

Но, как же альтруизм, отречение от себя? Жертвование собой, конечно, имеет право существовать. Ведь каждый решает, что делать и как себя вести. Главное, не ждать признания за собственные действия, тогда вы не совершите поступков, направленных на удовлетворение внутренних потребностей за счет других.

Чем объясняется самопожертвование

Эксперты психологии отмечают, что на самопожертвование способен не каждый человек. Чем объясняется феномен самопожертвования? Исследователи уверены, что это качество передается на генном уровне. Иными словами, подобное стремление посвящать себя окружающим закладывается генетикой.

Помимо этого, в развитие данного личностного качества вклад вносит воспитание. Ребенок, видя действия родителей, считает их правильными.

Но часто недостаток любви в раннем возрасте становится причиной, толкающей на жертвование собой в зрелом возрасте. Люди, которых «недолюбили» в детстве, способны пожертвовать своим интересами ради признания, гордости родителей.

Так что самопожертвование объясняется желанием получить похвалу, доказать что-то обществу, получить признание, знаменитость. Помимо этого душевные порывы спасти другого человека, природное желание защитить слабого, бескорыстные порывы помочь окружающим тоже выступают причиной стремления жертвовать собой.

Альтруизм и альтруист — определение, виды, социальная роль

Альтруизм – не слишком распространенное явление в наши дни. Одних альтруисты восхищают, других удивляют, а у третьих вызывают подозрение. Какими чертами характера отличаются эти люди, легко ли стать альтруистом, какие теории альтруизма существуют и так ли необходима подобная особенность характера? Рассмотрим все эти вопросы подробнее в нашей статье.

Альтруизм: что это такое

Под альтруизмом подразумевают принцип поведения, при котором человек совершает добрые поступки, бескорыстно заботясь о благополучии других людей.

По сути, принцип альтруизма заключается в том, чтобы «жить ради других». Впервые термин начал употреблять основатель социологической науки Огюст Конт. Под понятием он подразумевал бескорыстные мотивы личности, ведущие к действиям, несущих пользу лишь для других людей.

Психологи выдвинули оппозиционное мнение к определению Конта. Согласно их выводам, в длительной перспективе альтруизм дает больше плюсов, чем на него было затрачено сил. Также был сделан вывод, что альтруисты в некой степени совершают благие действия с долей эгоизма. Якобы человек получает особое удовольствие от того, что люди, в делах которых он принимал немалое участие, достигают успехов.

При этом эгоизм все же рассматривается как противоположность альтруизму. При эгоизме человек на первое место ставит удовлетворение собственных интересов, возводя это в жизненную позицию.

Обычно альтруизм проявляется в заботе, актах милосердия, самоотречения ради кого-то. Важно, чтобы в таком случае здоровый эгоизм был присущ личности, хоть и в меньшей мере, уступая первенство добрым побуждениям.

К альтруизму могут примешиваться различные социальные переживания, вроде, сочувствия, симпатии, доброжелательности и прочих. Альтруистические поступки, распространяющиеся за грани дружеских, родственных, соседских называют филантропией, и людей, отличающихся такими порывами в отношении тех, кто находится за пределами их знакомств, называют филантропами.

Психологи полагают, что пол в альтруизме тоже имеет значение. Мужчинам характерны кратковременные порывы в отношении добрых дел (помочь подтолкнуть авто, вытащить тонущего из морской воды и т.д.). Женщины склонны к долговременным поступкам (бросить карьеру, чтобы заботиться о больном родственнике). Яркие примеры альтруизма можно видеть в волонтерской деятельности, донорстве, наставничестве.

Теории альтруизма

Социологи и психологи давно занимаются исследованием мотивов поведения альтруистов, выведя интересные теории:

Социальная

С социологической точки зрения, можно выделить несколько основных теорий альтруизма: эволюционную, социального обмена, социальных норм. Они дополняют друг друга, и по отдельности не дают полного понимания о том, почему индивидуумы готовы безвозмездно оказывать помощь окружающим.

В основе теории социального обмена лежит понятие глубинного эгоизма. Приверженцы теории полагают, что подсознательно человек, идущий на бескорыстный шаг, предварительно просчитывает собственную выгоду.

По теории социальных норм, альтруизм рассматривается, как социальная ответственность. Это значит, что альтруистические дела – элемент естественных социальных норм, свойственных обществу.

Согласно, эволюционной теории, альтруизм – часть развития, помогающая в сохранении генофонда и являющаяся движущей силой эволюции.

Непросто определить все грани этого понятия, беря во внимание лишь социальные исследования. Также важно помнить о так званных «духовных» составляющих любого индивида.

Психологическая

По теории психологов, основой альтруистического поведения являет нежелание наблюдать за муками и переживаниями прочих личностей. Это чувство может присутствовать на уровне подсознания.

Другая популярная теория гласит, что альтруизм – следствие чувства вины, и, совершая добрые поступки, человек пытается искупить вину.

Виды альтруизма

Различают несколько видов альтруизма.

Взаимный

Социальное поведение, при котором люди идут на некую степень самопожертвования, но только если ожидают взаимного шага. Понятие ввел социобиолог Роберт Триверс. Если не брать во внимание научные обозначения, подразумевается попросту взаимовыручка. Хорошим примером «проводников» общинного духа являются церкви, небольшие школы, студенческие общежития и так далее. Такой вид альтруизма основан на норме взаимности и является универсальным принципом социального взаимодействия.

Демонстративный

Базируется на социальных нормах. Проявляя бескорыстную участливость к окружающим, такой альтруист на подсознательном уровне боится идти в разрез с правилами приличия. Пример: в автобусе уступить место матери с младенцем, помочь старику перейти дорогу и так далее.

Компенсирующий

В своих трудах Зигмунд Фрейд отожествлял склонность к альтруизму с компенсацией чувства вины. Свою тревожность индивид пытается компенсировать добродетелью в отношении окружающих.

Моральный

Почти у каждого человека имеется свой «внутренний цензор» и здесь он играет важную роль. Внутреннее убеждение диктует человеку, что на его месте так поступил бы каждый. Альтруизм построен на нежелании испытать чувство вины или нарушить душевное равновесие.

Рациональный

Человек ищет гармонию между своими и чужими потребностями. Альтруистические поступки не являются внезапными порывами – в этом случае они тщательно обдуманы. При таком виде альтруизма индивид не действует себе или кому-то во вред.

Родительский

Такие альтруисты готовы на жертвенность по отношению к своему ребенку. Они не размышляют о возможной выгоде в перспективе, и просто готовы отдать все лучшее. Родители, подверженные такому виду альтруизма, берут во внимание личные желания ребенка, а не пытаются реализовать собственные амбиции. В основе лежит бескорыстие, и в будущем мать не скажет повзрослевшему ребенку, что потратила на него лучшие годы, не дождавшись благодарности.

Ситуационный

Индивид идет на самопожертвование, попадая под психологическое воздействие (религиозная проповедь, укор близкого человека, чья-то слезная просьба и так далее) или подражая другому человеку. При отсутствии этих факторов, вероятно, акт альтруизма не совершается – человеку может даже не прийти это в голову.

Социумный

Альтруист безвозмездно помогает людям из близкого окружения (друзьям, родственникам, коллегам и прочим). Такой вид альтруизма можно назвать социальным механизмом – он является толчком к комфортным и доверительным отношениям в группе. Стоит взять во внимание, что помощь, предоставленная с целью последующих манипуляций, будет неправильно тоже называть альтруизмом.

Сочувственный (сопереживательный)

Главной базой сострадания становятся добросердечие и собственные побудительные мотивы. Чаще встречается в родственных связях, а также в отношениях между друзьями, влюбленными. Человек испытывает потребность помочь, движимый любовью и чувством привязанности.

Нравственный

Мотивом такого альтруизма является искренне удовлетворение при осознании, что самопожертвование приносит явную пользу нуждающемуся. Примером может послужить волонтерство, наставничество.

Нормативный

Согласно нравственному императиву И. Канта, то или иное понимание нравственности можно обозначить, как совесть, и именно она лежит в основе этого вида альтруизма. Человек решается на жертвы не из-за личных выгод и стремлений, а из-за нежелания идти в разрез со своей совестью. Еще одной формой альтруизма считается его осмысление в рамках юстиции или правосудия. Особенно это распространено в западных странах, где гражданин стремится добиться правды и ее торжества в мире, резко выступая против несправедливости в обществе.

Кто такой человек альтруист (альтруистичный человек)

Альтруист – это человек, который не руководствуется возможной выгодой, идя на жертвенные поступки по отношению к другим. Безвозмездность для него вполне естественна: совершая доброе дело, он не задумывается о том, что его отблагодарят ответным добром.

Другие черты альтруиста:

  1. Приоритетность. Альтруист ставит собственные интересы на задний план, выдвигая на первое место нужды кого-то другого, и не чувствуя из-за этого дискомфорта.

  2. Ответственность. Полностью осознавая собственные действия, индивид понимает, что именно он должен нести за них ответственность.

  3. Свобода выбора. К альтруизму не относятся случаи, когда помощь исходит под нажимом или по требованию. Альтруист сам изъявляет желание принять участие в деле, речь идет исключительно о его личном выборе.

  4. Удовлетворение. Оказав кому-то помощь, настоящий альтруист не сокрушается, что потратил личное время. Отказавшись от своих желаний и нужд ради помощи другому, он испытывает удовлетворение и не считает себя использованным или ущемленным.

  5. Жертвенность. Альтруист без сомнений тратит личное время, прикладывает физические или моральные усилия ради помощи другому. В ход могут идти и материальные ресурсы.

Нередко альтруистические поступки помогают раскрыть скрытый личный потенциал. Оказывая поддержку нуждающимся, альтруист параллельно оказывает своеобразную услугу себе, становясь увереннее и чувствуя в себе силы. В помощи обычно нуждаются более слабые, и на подсознательном уровне альтруист удовлетворен своей позицией «сильного».

Исследования демонстрируют, что также совершение альтруистических поступков помогает человеку ощутить себя счастливее. Психологи выделили несколько главных черт характера альтруиста: щедрость, благородство, жертвенность, человеколюбие, бескорыстие, милосердие, доброта. Эти характеристики объединяет одно – их направленность «от себя». Попросту говоря, альтруист – это человек, который с большей охотой отдает, чем забирает.

Альтруизм: за и против

Эволюция планеты будет невозможна без альтруизма, однако у этой черты, к сожалению, можно увидеть и отрицательные характеристики.

Сначала рассмотрим положительные аспекты для самого альтруиста и окружающего его мира:

  • В мире становится больше безопасности и доброты.
  • Альтруист живет в согласии с совестью.
  • Помогая другим, человек наполняется положительными эмоциями.
  • Сознание людей меняется к лучшему, когда они становятся свидетелями альтруистических поступков.
  • Эволюция общества.

Впрочем, в отдельных случаях наблюдаются и теневые стороны самопожертвования, рассмотрим их:

  • Альтруист привыкает к обесцениванию своих собственных интересов и иногда ущемляет себя и свою семью ради помощи людям, которые не слишком нуждаются в этом. Самопожертвование идет скорее во вред, чем в пользу.
  • Альтруист забывает о собственных обязанностях, гоняясь за делами, в которых может помочь его участие.
  • Увлекшись альтруизмом, человек может пойти на поступок, который в действительности ему не по силам, тем самым усугубив ситуацию или вовсе лишившись жизни.

Как развить в себе это качество

Хотите стать альтруистом – действуйте, как альтруист:

  • Чаще помогайте другим, видя, что вам это по силам. Начинайте с небольших дел. Речь может идти не только о личностях, находящихся в вашем близком окружении, но и о незнакомцах. Настоящий альтруист не разделяет людей, которым можно помочь по принципу родственных связей или личной симпатии.
  • Не рассчитывайте на благодарность или ответные услуги. Философы утверждают, что истинный альтруист чувствует радость и удовлетворение, оказывая полезные услуги другим. Он не рассчитывает на похвалу, личную выгоду или соизмеримую ответную реакцию.
  • Будьте гуманными и милосердными, не делайте резких выводов об окружающих, ищите в них достоинства. Альтруисту не обязательно быть глубоко религиозной личностью, однако он любит людей, ценит жизнь. Милосердие вполне можно назвать одной из важнейших граней альтруизма.
  • Щедрость – важное качество альтруиста, он не может быть жадным. Замечали за собой прижимистость? Старайтесь избавиться от нее. Подразумеваются не только материальные ресурсы, но и личное время, участие в чужой жизни. Дарите людям свое внимание.
  • Передавайте свои знания, ведь это одно из важнейших проявлений альтруизма. Информация очень важна для мира, и люди, передающие свой опыт тем, кто нуждается в нем, приносят существенную помощь миру. Безусловно, речь идет о благих и полезных навыках. Заметьте, что успешные люди-альтруисты часто занимаются не только благотворительностью, но и пытаются стать наставниками для страждущих, делясь с ними важной информацией. К этой же категории альтруистов можно отнести тех, кто делится полезными знаниями в Сети.
  • Старайтесь достичь гармонии с окружающими. Альтруистически настроенные личности не создают неприятностей друзьям и родственникам, не держат обид на оппонентов, не являются зачинщиками конфликтных ситуаций.
  • Не делайте добро напоказ. Альтруисты обычно довольно скромны, и не широко распространяются о своих благих деяниях. Настоящая жертвенность не имеет общих граней с хвастовством.

Все мы временами ощущаем душевные порывы помочь кому-то безвозмездно, но до этого дело доходит редко – не душите в себе эти спонтанные желания!

Текст из ЕГЭ

Я уже смутно помню этого сутулого, худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь на большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку, куда входила и неряшливо застроенная Покровская гора. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью. Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился только к больному и никогда не спешил от него, не отказывался от морковного чая или чашки цикория; неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. У входа в дом он долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя — смотря по сезону, — а войдя, снимал калоши и пальто, мыл руки и, если на улице было холодно, направлялся к печке. Старательно грея длинные, гибкие, ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки. Его прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей кожей.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь на насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами; людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого; у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой… Господи, о чем его только не спрашивали…Я не знаю, какой совет давал доктор в каждом отдельном случае, но всех известных ему детей кормили по утрам одинаково: кашами, молоком и черным хлебом. Правда, молоко было иным, равно как хлеб, вода и детство.

Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени на подсчет. Внизу находились дети, и этим было подсчитано все.

В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, и ею отливали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и бадьей и воротом завладевали мы. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного, и не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб тихий, аккуратный, очень скромный и немолодой человек с самой человечной и мирной из всех профессий, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.

(по Б.Л. Васильеву)

Вступление

Самопожертвование свойственно далеко не каждому. Только сильные духом люди способны ставить на первое место благополучие других людей, жертвуя собственным комфортом, здоровьем, жизнью.

Самопожертвование – умение не смотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке, сочувствии, любви.

Проблема

Б.Л. Васильев поднимает проблему самопожертвования, рассказывая историю доктора Янсена, который всю жизнь заботился об окружающих, завоевывал уважение и авторитет среди населения, жил ради людей.

Благодаря своей духовности доктор смог настолько добиться расположения своих пациентов, что они причислили его чуть ли не к рангу святых.

Автор вспоминает героя своего рассказа, сутулого, худощавого человека, который всегда казался ему, юному мальчишке, стариком. Он каждый вечер обходил предоставленный ему участок Покровскую горку, опираясь на зонт-трость.

Район, предоставленный его власти, был районом бедности. Денег не было ни у кого, в том числе и у доктора Янсена. Чувство долга, огромное терпение и любовь к своему делу помогали ему в любую погоду, в любой день недели ходить по домам пациентов и тщательно исследовать их истории болезней.

Человечность была одной из важнейших качеств его личности. Он никогда не был груб с людьми, не спешил уходить, не отказывался от беседы и морковного чая. Неторопливо и подробно объяснял, как нужно ухаживать за больным, какие лекарства пить.

Он никогда не спешил и никогда не опаздывал. Если на улице было холодно, прежде чем начать осмотр, Янсен долгое время грел руки, чтобы не причинить дискомфорта больному. Его прикосновения всегда были приятны.

Благодаря ответственно выполненной работе, авторитет доктора достиг необычайных высот. Автор утверждает, что подобный авторитет возникает стихийно, на фоне простой человеческой благодарности. И доступно это не каждому, только тем, кто обладает удивительным даром жить для других, думать о других, заботиться о других, забывая о себе.

Такие люди завоевывают доверие, причисляются к лику святых, с ними советуются по любому жизненному вопросу, будь то вопрос о замужестве дочери или о продаже дома.

Жизнь доктора прекратилась так, как и должна была – он умер, спасая детей из канализационной трубы. Рискуя жизнью, не думая о последствиях, он бросился вытаскивать двух мальчишек, упавших в канализационную яму, в результате задохнулся сам, а их спас.

Авторская позиция

Автор восхищается доктором Янсеном, его образом жизни, его умением жить не ради себя, а ради других. Он убежден, что таких людей очень мало осталось в мире, и посчастливится тому, кто повстречает их на своем жизненном пути.

Своя позиция

Позиция автора мне ясна и понятна. Действительно, редко встретишь человека, который живет ради чужого благополучия. Не ради родных или близких, а ради совершенно чужих ему людей. При этом он не требует благодарности или чего-то другого взамен. Такое самопожертвование достойно уважения и восхищения.

Аргумент 1

Вспоминается образ Сони Мармеладовой из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Девушка ради спасения своей семьи – отца-пьяницы, мачехи, больной чахоткой, и их детей – от голодной смерти решилась торговать своим телом.

Не всякий смог бы вынести подобные унижения и остаться при этом человеком, не попрекать, не обвинять окружающих. Думаю, у таких людей просто нет выбора – поступить по-другому, против своей совести они не смогут никогда.

Аргумент 2

Другой литературный герой, Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», ради спасения народа от тьмы и смерти разорвал свою груди и вынул из нее сердце. Он освещал сердцем путь к спасению, и оно горело, словно факел. Выбравшись из лесной чащи, люди забыли о своем герое. А один из них, самый осторожный, растоптал его сердце ногой.

Заключение

Жертвовать собой ради других – удел немногих. Сложно сказать, правы они или нет, но без таких людей жизнь была бы гораздо более жестокой и опасной, чем она есть сейчас.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх