Помост

Вопросы веры

Секуляризация философии

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

от лат. saeculum — человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) — обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому; в социологии — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии.

В самом широком смысле слова секуляризация начинается с разграничения сакрального и профанного, т. e. с десакрализации каких-то областей жизни: сакральная трапеза совершается не для насыщения, а для приобщения к святыне, является не произвольным, а ритуальным актом. Действия, явления, вещи становятся профанными, когда в них перестает проявляться святое и они становятся частью повседневной жизни, в которой едят, чтобы насытиться, поют или танцуют просто ради удовольствия; это действия секулярные, т. e. не имеющие магического или религиозного смысла.

В античном мире, в философско-рационалистической критике сакральных институтов и мифологии обосновывалась жизненная позиция «самостоянья» человека в пределах обычной жизни: не следует человеку просить у богов то, что он может доставить себе сам. В Европе уже с 11—12 вв. прослеживается тенденция к деклерикализации общественной жизни: благотворительность, образование, здравоохранение, судопроизводство постепенно все больше переходят из ведения церкви, духовенства в руки светских властей. Становится возможной и практика секуляризации церковных земель и имущества (в России Петром I и Екатериной II). Мощный стимул разграничению функций государства и церкви в Западной Европе дала Реформация. Утверждение самодержавия в России было сопряжено с признанием первенства светской власти; «царство» выше «священства».

В современном понимании секуляризация — процесс сужения сферы воздействия религии и церкви, ослабления их влияния практически на все области жизни общества, на сознание, поведение, быт и стиль жизни большого числа людей. Утверждающийся светский стиль жизни затрагивает также религиозную сферу, влечет за собой обмирщение религии, трансформацию религиозного сознания, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Все труднее становится «включать» бога, в его традиционном понимании, «в игру», в жизнь современных людей, все более излишним представляется для них обращение к богу для решения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т. e. свободными от религиозной детерминации, не интегрированными в религиозно-символическую смысловую структуру, оказываются важнейшие области жизни и институты современного общества: государство и законодательство, экономика с ее рыночными механизмами, естественные науки и техника, социальные и гуманитарные науки, искусство.

Вытесненная в качестве универсальной культурной матрицы, религия превратилась в один из секторов социума, наряду с другими — экономикой, политикой, духовной жизнью. Хотя религия взаимодействует с ними, но уже не определяет их. В экономике и политике она присутствует в лучшем случае в качестве мотивации участников — но не решающей, и притом диапазон выбора ориентации оказывается весьма широким как внутри религиозных влияний (религиозный плюрализм), так и за их пределами. В искусстве религиозная традиция сохраняется преимущественно в качестве составной части культурного наследия прошлого (и даже если художник отдает предпочтение именно ей, то только в силу своих индивидуальных склонностей: он волен не следовать религиозному канону, больше того — это как бы подразумевается, кажется само собойразумеющимся). Что касается полученных с помощью научных методов знаний о мире, то они лишают религиозную картину мира прежнего значения в качестве объяснения действительности. Идеи, которыми руководствуется современное сознание в различных областях духовного творчества, представляют собой автономные, самостоятельные по отношению к религии системы. Описываемое с помощью понятия секуляризации сознание представлено разными вариантами и имеет разные степени интенсивности в зависимости от конкретных обстоятельств и культурно-исторических предпосылок. Об этой дифференциации свидетельствуют данные относительно уровня секуляризации в разных обществах,-социальных слоях и средах.

Секуляризация не является одномерным процессом «преодоления религии». В противоположность упрощенным оценкам, преимущественно в позитивистском мышлении, секуляризация — сложный, внутренне противоречивый и неоднозначный по своим последствиям процесс. Как показали исследования Э.Дюркгечма, Э. Трельча, М. Вебера, а позднее П. Сорокина, Бергера, X. Люббе, современная светская европейская культура выросла на основе средневековой христианской культуры и немыслимавне преемственной связи с ней. Так, Вебер указал на истоки секуляризации в самой иудео-христианской традиции: пророки Израиля отвергли идолопоклонство и тем проложили путь к десакрализации природы и истории. В эпоху Реформации, в протестантизме процесс «раскоддования мира» достигает своего апогея; в учении о «мирском призвании» профессиональная деятельность обретает религиозную ценность. Светское, профанное становится доминирующим, однако не вытесняет полностью сакральное. К. Левит в книге (Meaningin History, 1949) показывает, что на смену библейской эсхатологии приходят политические и социальные утопии, в других областях современной жизни можно также обнаружить аналоги сакральных образцов, светские эквиваленты религии.

Больше того, развитие новых религиозных движений и укрепление позиций ряда традиционных религий в кон. 20 в. (преимущественно в обществах, переживающих период модернизации) дают основание для постановки вопроса о «возрождении религии», об устойчивом значении этого феномена и его перспективе. Очевидно, он выявляет антиномии процесса секуляризации, отражает потребность выхода за пределы сложившегося секулярного мира. Есть основания полагать, что все же не «поворот к религии» определяет направления движения в будущее: во многих отношениях сознание проявляющей тягу к религии массы остается секулярным (отсюда религиозная эклектика, актуализация мифа и пр.) — все это возможно лишь в рамках мировоззренческого плюрализма секулярного общества, т. е. базовые структуры секулярного сознания даже при наличии симптомов «религиозного возрождения» все же сохраняются, они не выводят за пределы секулярного стиля современной жизни. В пользу такого вывода говорит также широко распространившаяся в современном обществе «функционализация религии», т. е. ее использование в нерелигиозных по своему существу целях (политических, психотерапевтических и др.).

Оценка секуляризации религиозным сознанием была и остается противоречивой. Она колеблется между признанием ее в качестве легитимного развития импульсов, заложенных в самой религии (Ф. Гогартен, «теология родительном падежа»}, и неприятием секуляризации и в целом современного мира как синонима отпадения от Бога, забвения религиозных заповедей (фундаментализм). Очевидно, ни в одну упрощенно-одностороннюю схему отношение религии к современному миру не укладывается: религия в той или иной степени оказывается вынужденной все же признать автономию секулярного мира, а секулярный мир в поисках ориентиров, в первую очередь нравственных, не может сбрасывать со счетов религию. Секуляризация необратима, но поиск святынь продолжается.

В. И. Гараджа

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Секуляризация

франц. secularisation, от позднелат. saecularis — мирской, светский), антихристианская политика российских императоров XVIII в. (прежде всего Петра I и Екатерины II), направленная на ослабление духовного влияния Православной Церкви и обращение ее имущества в светскую собственность.

Великой ошибкой Петра I было переустройство на немецкий лад быта русского народа, который был весь проникнут церковностью, так как наши предки до Петра по церковному и монастырскому уставу распределяли время своей жизни, и все, касательно их одежды, общественного этикета и взаимных отношений членов семейства, носило на себе печать религии и считалось православным, в отличие от «басурманского» — еретического.

Но эта ошибка стала еще более тяжкой и даже гибельной для России, благодаря тому что Петр в своих реформах производил ломку нашей православной веры на почве явных своих симпатий к протестантизму. В его указе от 22 февраля 1722 на имя Святейшего Синода говорится: «Чтобы в Москве и городах из монастырей и приходских местных церквей ни с какими образами к местным жителям в домы отнюдь не ходить. Смотреть, чтобы с образами по Москве, по городам и уездам для собирания на церковь или на церковное строение отнюдь не ходили. А кто будет ходить, тех брать». В том же году, 28 марта Петр издал указ, возбудивший в Москве сильное волнение. В этом указе воспрещалось устроение часовен на торжищах и перекрестках, в селах и других местах и совершение здесь пред иконами священниками богослужений. Указ определяет: «Пред вышеупомянутыми вне церквей иконами мольбы и свещевозжения, тамо безвременно и без потребы бываемыя, весьма возбранить. Также и часовен отныне в показанных местах не строить, и построенные деревянные разбирать, а каменные употребить на иныя потребы тем, кто оныя строил». В одном из своих указов Синоду Петр ограничивает и другие проявления религиозности русского народа, «понеже всю надежду, — говорится здесь, — кладут на пение церковное, пост, поклоны и тому подобное, в них же строение церквей, свечи и ладан».

Согласно таким взглядам Петра был издан регламент, в котором изложены были правила относительно религиозного воспитания народа и который представляет собой колкую сатиру на религиозность наших предков. Руководствуясь этим регламентом, Синод издал постановления против обрядности, крестных ходов, хождения с образами, дорогих окладов на иконах, умножения часовен, годичного хранения артоса, богоявленской воды и т.п.

Еще пагубнее для русского благочестия были мероприятия Петра, имевшие своей целью реформировать наши монастыри, каковые были выражены в его указе от 31 января 1724.

По учению св. Феодора Студита, «как Ангелы являются светом для иноков, так иноки являются светом для мирян». Это святоотеческое учение нашло себе наилучшее воплощение в жизни допетровской России, когда идеалом русского благочестия и руководителями нравственно-христианской жизни русского народа были иноки. Не так смотрел Петр на монашество. Воздавая похвалу первоначальным монастырям глубокой древности за их трудолюбие, он в упомянутом указе говорит, что лет через сто от начала сего чина монахи стали ленивыми, тунеядцами и развращенными. Здесь резко осуждается умножение монастырей в Константинополе и в ближайших ему местах, что оказалось будто бы причиной поразительной малочисленности воинов, которые так нужны были при осаде Константинополя врагами греков. «Сия гангрена, — сказано в указе, — зело было и у нас распространяться начала». По воззрению Петра, монахи не стоят на высоте своего призвания, едят даровой хлеб и никакой прибыли от сего обществу нет. Поэтому он требует, чтобы в русских монастырях были благотворительные учреждения для престарелых солдат и устроены были семинарии, откуда бы образованные воспитанники, ищущие монашества для архиерейства, могли бы постригаться по достижении 30-летнего возраста. А незадолго до своей смерти государь издал указ, чтобы московские монастыри: Чудов, Вознесенский и Новодевичий — были предназначены для больных, старых и увечных, Перервинский — для школы, Андреевский — для подкинутых младенцев. Вообще, число монахов в России при Петре было очень ограничено, они были стеснены особыми правилами, а самые монастыри были по преимуществу обращены в богадельни.

Главное зло, и притом для всей России, заключалось здесь в том, что Петр отобрал у монастырей и вообще у русской Церкви ее имущество. Последнее представляло собой дары, которые приносились верующими в Церковь во исполнение Божественной заповеди: давать Господу десятину от своих имений. Это церковное имущество было Божественной собственностью и потому закреплялось за Церковью св. канонами как неприкосновенное и неотчуждаемое. «Монастырям, — говорится в 24-м правиле IV Вселенского Собора, — однажды освященным по изволению епископа, пребывать монастырями навсегда, и принадлежащие им вещи хранить в монастыре, и впредь не быть им мирскими жилищами. Допускающие же это подлежат наказаниям по правилам». То же самое устанавливается и 49-м правилом VI Вселенского Собора, а также 1-м правилом Двукратного Собора и 12-м правилом VII Вселенского Собора.

Ввиду такой священной неприкосновенности церковного имущества, византийским императором Маврикием был издан следующий закон: «Если кто ради овладения ли или по взятке причинит обиду Церкви или захватит вещи, отданные Богу и Его Церкви, и что находится под митрополитами, архиепископами, епископами и монастырями, будут ли то доходы или имущество, то пусть он не видит милости Св. Троицы в день судный, но отпадет от христианского имени, как отпал Иуда от 12-ти апостолов и да будет проклят всеми святыми».

В соответствии с этим и наши русские великие князья и цари ограждали от захвата церковное имущество своими заклятиями. Так, в уставе свв. Владимира и Ярослава проклятию предаются те, которые захватят доходы Церкви. В своей грамоте Иверскому монастырю от 6 марта 1654 царь Алексей Михайлович таким же проклятием ограждает эту обитель от захвата пожертвованного им имущества. Так поступали и другие князья и цари и вообще церковные благотворители.

Ясно, что отобрание церковного имущества в другие руки является тягчайшим грехом нарушения Божественной заповеди и св. канонов, низводит страшные проклятия и в сей и в будущий век от церковных благотворителей и есть, по существу, святотатство. Гибельные последствия этого греха не замедлили сказаться еще при жизни Петра.

Монастыри в России не только учили русский народ жизнью своих истинных иноков, но и озаряли его истинным христианским просвещением. Превращая их в благотворительные учреждения, Петр тем самым уничтожал основу для истинного просвещения России. Это в особенности достигалось отнятием монастырских и архиерейских имуществ при возобновлении Петром Монастырского Приказа 24 января 1701. Через этот Приказ Петр, упразднив патриаршество, лишил Церковь ее самостоятельности и средств для приобретения книг и учреждений школ к просвещению русского народа.

Таким образом, отобрание церковных имуществ было великим злом для всей России, ибо последняя лишилась истинного, церковного и патриотического просвещения, которое распространяла Церковь благодаря своим богатым средствам. Интересно отметить, что так смотрел на отнятие у Церкви ее имуществ и наш гениальный Пушкин. Еще в ранней своей молодости, проживая в Кишиневе, он высказал однажды свое письменное мнение, что отобрание церковных имений нанесло сильный удар просвещению народа в России.

Гибельность этой реформы сказалась тогда же, именно в том, что за недостатком церковных средств стали закрываться прекрасные школы при святительских кафедрах. Одной из таких школ была образцовая семинария свт. Димитрия в Ростове.

Обнищание архиерейского дома свт. Димитрия дошло до такой степени, что ему не только нельзя было содержать своей школы, но нечего было подать просящему милостыню. Это обстоятельство, в связи с неприятностями, которые чинил свт. Димитрию присланный от Монастырского Приказа стольник, а также некоторые реформы Петра, направленные против Церкви, побудили свт. Димитрия обратиться к митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому с письмом, в котором он писал ему как своему другу: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие».

К великому сожалению, православная вера разрушалась не только реформами Петра, но и личным его поведением. Мы имеем в виду учреждение им так называемого «Всешутейшего и всепьянейшего синода», в котором он кощунственно и открыто перед русскими людьми высмеивал иерархические степени до патриарха включительно и в котором сам участвовал, принявши на себя должность протодиакона.

Разумеется, такая противоцерковная деятельность Петра не могла остаться без протеста со стороны нашей иерархии, и прежде всего ее главы — последнего патриарха Адриана. Между ним и Петром была глубокая рознь. Он резко осуждал вводимые царем новшества, но вскоре, к неудовольствию народа, вынужден был замолчать, в особенности после не принятого Петром печалования патриарха за опальных стрельцов.

После смерти патриарха открыто протестовал против Петра в защиту православной веры и основанного на ней порядка и быта в России местоблюститель патриаршего престола, друг свт. Димитрия Ростовского, митрополит Рязанский Стефан Яворский. Митр. Стефан был человеком больших дарований, большого ума, блестящего европейского образования. Мужественный, благородный, откровенный, он говорил правду Петру, окруженному протестантами. За это царь возненавидел Стефана как непримиримого стойкого врага своего. Петр, хотя сам возвысил его, настолько с ним разошелся, что стал уклоняться от свиданий с ним. Впрочем, такое отношение Петра к митр. Стефану не остановило последнего от протестов, которые он подавал царю против новшеств в духовной жизни русского народа, несмотря на то что эти протесты обрушивались на его же голову, вызывая против него царский гнев. Он даже не страшился открыто обличать Петра в своих проповедях.

Так, в своем слове по поводу тезоименитства находившегося тогда за границей царевича Алексея, в день памяти св. Алексия, человека Божия, митр. Стефан жалел царевича и открыто становился на его сторону, осуждая Петра за ссору с царственным сыном, которая окончилась для последнего столь прискорбно. «О, угодниче Божий, — говорил он здесь, — не забуди и тезоименинника твоего и особенного заповедей Божиих хранителя и твоего преисправного последователя. Ты оставил еси дом свой — он такожде по чужим домам скитался. Ты удалился от родителей — он такожде. Ты лишен от рабов, слуг, подданных, другов, сродников, знаемых — он такожде. Ты человече Божий — он такожде раб Христов. Молим убо, святче Божий, покрый своего тезоименинника, едину нашу надежду».

А в другом своем слове митр. Стефан, обличая Петра за восстание против православной веры и благочестия, говорит: «Море свирепое, море — человече законопреступный — почто ломаеши, сокрушавши и разорявши берега? Берег есть закон Божий; берег есть — во еже не прелюбы сотворите, не вожделети жены ближнего, не оставляти жены своея; берег есть во еже хранити благочестие, посты, а наипаче четыредесятницу, берег есть почитати иконы».

Так мужественно обличал Петра в своих проповедях и свт. Димитрий Ростовский. Правдолюбивый святитель, подобно Стефану Яворскому, не склонял пред гневом Петра головы своей.

В одной из своих лучших проповедей святитель обличал чрезвычайную гневливость царя, а в другой он говорил: «Смертен тя быти памятствуй, о царю, а не во веки живуща — днесь вси тебе предстоят, а утро сам един останешися в недрах земных. Днесь всем страшен, а утро мертва тя кто убоится. Днесь неприступен еси, а утро лежащь во гробе, ногами всех попираем будещи». Признавая пользу некоторых реформ Петра, он резко осуждал то, что шло против Православной Церкви. Когда, по распоряжению царя, был издан указ о несоблюдении постов в полках, один солдат был судим за то, что, вопреки воле начальства, он не желал нарушить пост. Это распоряжение о постах возмутило свт. Димитрия, и он произнес резкое слово о двух пирах — Иродовом и Христовом. В проповеди обличаются блудники и пьяницы, подражающие Бахусову ученику Лютеру, разрешающие посты в полках.

Конечно, не могла примириться с таким лютеранским отрицательным отношением к православной вере и большая часть епископов нашей Церкви, выступления которых против Петра вызвали с его стороны ужасный террор против них. Мы это говорим, имея в виду свидетельство Л.А. Тихомирова, основанное на документальных данных, приводимых историком А.П. Доброклонским в его труде «Синодальный период». «За первое десятилетие, — говорит Тихомиров, — после учреждения Синода большая часть русских епископов побывала в тюрьмах, были расстригаемы, биты кнутом и т.п. Я это проверял по спискам епископов в сочинении Доброклонского. В истории Константинопольской Церкви, после турецкого завоевания, мы не находим ни одного периода такого разгрома епископов и такой бесцеремонности в отношении церковного имущества».

В итоге противоцерковных реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере и всем внешним формам ее проявления. Умножились вольнодумцы, осуждавшие, по началам протестантским, православную обрядность. Еще современное Петру русское образованное общество, проникаясь европейскими протестантскими взглядами, начало стыдиться своей прежней детской и простодушной религиозности и старалось скрывать ее, тем более что она открыто с высоты престола и начальственными лицами подвергалась резкому осуждению.

Но и этим не исчерпывается зло, которое причинил Петр России. Русская Церковь могла бы с успехом бороться с отступлением от православной веры русских людей на почве протестантизма посредством школьного просвещения. Но Петр отнял у Церкви имущество. В силу этого, просвещение русского народа не было в введении Церкви, распространялось не на исконных исторических началах нашей православной веры, но с XIX столетия даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России.

К сожалению, не сразу после Петра стали возглавлять Россию наши императоры, которые были покровителями православной веры и защитниками ее не только для России, но и для других православных стран. Русскому народу пришлось и после Петра пережить ряд глубоких потрясений в своей вере. Мы имеем в виду прежде всего царствование имп. Анны Иоанновны, когда окружавшие ее немцы-протестанты во главе с масоном Бироном открыто гнали православную веру, а затем долгое царствование имп. Екатерины II.

Последняя исполняла все требования наружного благочестия, восхищалась проповедями митр. Платона, целовала руки у духовенства, шла в крестных ходах, бывала в Св.-Троицкой Сергиевой лавре; однако не имела православной настроенности и ценила религию, как и Петр, исключительно с точки зрения ее политического значения — ее пользы для государства. В особенности плохо было то, что она преклонялась, и даже чрезмерно, пред безбожником Вольтером, заискивала пред ним и советовалась с ним в своих планах касательно тех или других реформ для России.

Отсюда для нее естественно было назначать на должность обер-прокурора Св. Синода таких неправославных лиц, каковыми были масоны Мелиссино и Чебышев. Первый из них предложил Св. Синоду снабдить синодального депутата для заседания в Комиссию Уложения такими предложениями относительно реформ в церковной жизни: ослабить и сократить посты, уничтожить почитание икон и св. мощей, запретить ношение образов по домам, сократить церковные службы для избежания в молитве языческого многоглаголания, отменить составленные в позднейшие времена стихиры, каноны, тропари, назначить вместо вечерни и всенощных бдений краткие моления с поучениями для народа, прекратить содержание монахам, дозволить избрание из священников епископов без пострижения в монашество, с разрешением архиереям проводить брачную жизнь, разрешить духовенству носить «пристойнейшее платье», отменить поминовение умерших, дозволить вступать в брак свыше трех раз и запретить причащать младенцев до десятилетнего возраста. Св. Синод отклонил эти предложения и составил свой наказ.

Обер-прокурор Чебышев был совершенно неверующим человеком. Он открыто перед публикой заявлял о своем неверии в бытие Божие, непристойно держал себя в присутствии членов Св. Синода, позволяя себе недопустимые ругательства, задерживал издание сочинений, направленных против распространявшегося тогда модными писателями неверия.

Таким образом, если при Петре Русской Церкви пришлось тяжко страдать от протестантизма, то при Екатерине II Церковь переживала сильное давление не только от протестантизма, но и от неверия.

Но особенно тяжкий удар Екатерина II нанесла Церкви через окончательное отобрание в казну монастырских имений и введения монастырских штатов. В силу этой пагубной для Церкви реформы сразу было закрыто из 954-х ранее существовавших монастырей 754; следовательно, осталась в России лишь пятая часть их. При отобрании церковных имений было дано обещание обеспечить духовные школы и духовенство, но оно не было исполнено государственной властью. К тому же последняя не получила от этой реформы большой пользы, так как огромная часть монастырских имений была роздана императрицей в дар ее фаворитам.

Ясно, каким болезненным ударом по сердцу верующих русских людей была эта реформа. Запустели места, освященные подвигами св. иноков. Заросла тропа, по которой направлялись народные массы к святым старцам для духовного руководства, к святым могилам — для молитв. Закрылось при церквах и монастырях множество школ, больниц и богаделен. Вместе с закрытием монастырей остановилось и великое дело просвещения инородцев в Сибири и других местах необъятной России. Народное чувство было слишком возмущено, ибо отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержание иночества и на помин души. Эта реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было сказано выше, Церковь всегда смотрела как на посвященное Богу.

Поэтому современники этого грустного явления в жизни Церкви не могли не протестовать. Самым резким был протест со стороны Арсения, митр. Ростовского. Его личность вызывала и вызывает глубокое к себе уважение, так как он бесстрашно всегда защищал правое дело. Еще при имп. Елизавете Петровне, назначенный членом Св. Синода, он не явился в Синод для принесения установленной присяги, находя несогласными со своею совестью слова: «Исповедаю же с клятвою крайнего судью духовные сея коллегии быти самую Всероссийскую Монархиню, Государыню нашу», находя, что единственный крайний Судия и Глава Церкви есть Христос, и подал о сем объяснение самой государыне. Он даже подал прошение об удалении на покой по болезни. Но добрая императрица не утвердила доклада об этом Св. Синода и даже лично заботилась о выздоровлении митр. Арсения. С таким уважением она относилась к нему.

В своей епархии митр. Арсений занимался духовно-административными и училищными делами и борьбой с иноверием и расколом. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против сочинения митр. Стефана Яворского в защиту Православия «Камень веры» и дополнил сочинение исповедника архиеп. Тверского Феофилакта Лопатинского. А также, подражая ревностному борцу против раскола свт. Димитрию Ростовскому, он составил обличение раскольников, оставшееся в рукописи, и дополнил сочинение Феофилакта Лопатинского «Обличение неправды раскольничьей».

Так ревностно трудился в своем архипастырском служении митр. Арсений. Но незабвенным для Русской Церкви он остался по преимуществу за свое выступление против отобрания церковных имуществ. По поводу этого печального события митр. Арсений подавал в Св. Синод один протест за другим. В Неделю Православия он к обычным анафематствованиям присоединил анафему «обидчикам церквей и монастырей».

Обо всех этих поступках митр. Арсения было доведено до сведения Екатерины. Было назначено в Синоде расследование дела о митр. Арсении. Последний был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. Митр. Арсений говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому «заклепали рот». Екатерина повелела самому Синоду судить своего собрата. Синод присудил митр. Арсения к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление ее Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить митр. Арсения от светского суда, оставить ему монашество и сослать в дальний монастырь.

История Русской Церкви говорит нам и о другом подвиге во имя православной русской идеологии опять-таки по поводу отобрания церковных имуществ. Это был протест не менее выдающегося иерарха Русской Церкви — Павла, митр. Тобольского.

В ответ на эту разрушительную для нашей родины меру правительства митр. Павел отправил в Синод свое откровенное мнение в резкой форме. Опять возникло дело. Тобольский святитель был вызван в Москву и осужден Синодом на лишение архиерейского сана.

Императрица не утвердила синодального постановления о лишении сана митр. Павла и даже требовала его возвращения в епархию. Но митр. Павел не согласился на это требование и просил Синод разрешить ему жить на покое в Киево-Печерской лавре, где он постригся в иночество и дал обет пребывать в послушании настоятелю. Синод исполнил его просьбу.

Насколько митр. Павел был возмущен отнятием у Церкви имущества и как велика была его ревность о Боге, об этом свидетельствует тот факт, что его, приехавшего из Москвы в Петербург, несколько раз требовала к себе императрица, и он не поехал. Императрица прислала в дар ему 10000 рублей, но он не принял их, находя несправедливым обогащаться ему, служителю Церкви, из рук императрицы в то время, когда Церковь была ею лишена имущества.

Конечно, протесты великих святителей Русской земли — Арсения и Павла — не могли остановить отобрания церковных имуществ. Как люди весьма умные и просвещенные, они сами хорошо понимали это. Своим протестом они показывают, что в борьбе за Церковь и истинное благо русского народа надо жертвовать своим временным благополучием и даже не щадить своей жизни.

Вместе с тем этот протест есть не что иное, как оставленное потомству непререкаемое свидетельство о великом значении церковных имуществ для всей России. Если бы эти имущества были в руках Церкви, то в ее распоряжении осталось бы и просвещение всего русского народа, и он, как воспитанный и просвещенный на началах православной веры, был бы непоколебим гибельными ветрами западных лжеучений.

Архиепископ Серафим (Соболев)

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

Слово секулярный

Слово состоит из 10 букв: первая с, вторая е, третья к, четвёртая у, пятая л, шестая я, седьмая р, восьмая н, девятая ы, последняя й,

Слово секулярный английскими буквами(транслитом) — sekulyarnyi

  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква у встречается 1 раз. Слова с 1 буквой у
  • Буква ы встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы
  • Буква я встречается 1 раз. Слова с 1 буквой я
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н

Значения слова секулярный. Что такое секулярный?

Секулярный

Секулярный — от лат. saeculum — век, поколение, мир; секулярные или вековые колебания в небесной механике, малые колебания около положения равновесия: ஐ «Значит, в этом смысле можно говорить о комплексном подъеме кривой цивилизационного прогресса…

Ашкинази Л.А. Мир Лема: словарь и путеводитель. — 2004

Русский язык

Секуля́рный.

Орфографический словарь. — 2004

СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ

СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ — течение в совр. протест, теологии, исходным пунктом к-рого является выдвинутая Д. Бонхёффером идея создания безрелиг., или секулярного, христианства. Сторонники умеренного крыла С. т.

Атеистический словарь. — М, 1986

Секуляризация

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum — человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) — обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому…Секулярными, т. e. свободными от религиозной детерминации, не интегрированными в религиозно-символическую смысловую структуру, оказываются важнейшие области жизни и институты современного…

Новая философская энциклопедия. — 2003

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии (от лат. saeculum — срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечному…Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т.е. свободными от религиозной детерминации, оказываются важнейшие области жизни и…

Философская энциклопедия

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum — мирской, светский) — процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в…»Отношение Протестантизма к сфере секулярного весьма положительно, потому что, согласно одному из его принципов, священное не ближе к Высшему, чем профанное.

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

Секулярные игры

Секулярные игры (Ludi Saeculares или Tarentini) — y древних римлян празднество, учрежденное, по преданию, в 249 г. до Р. Хр. по поводу случившихся в этом году небесных знамений. Квиндецемвиры объявили…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Секулярные игры (Ludi Saeculares, Tarentini), празднества древн. римлян, учреждены 243 до Р. Хр., происходили через промежутки в 63-129 лет; состояли в жертвоприношениях, исполнении гимнов и военных играх.

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Секулярные игры (лат. ludi saeculares), рим. праздник, заключающий saeculum (столетний цикл). Он проводился в 249 и 149 до н. э. как искупительный праздник, сопровождавшийся ночными жертвоприношениями силам подземного мира…

Что такое секуляризм?

Секуляризм — отделение религии от повседневной жизни, то есть от дел, касающихся жизни человека, таким образом, чтобы она контролировала лишь поклонение: молитву, пост, паломничество, — а во всех остальных областях жизни, согласно секуляризму, религию следует отодвинуть в сторону. Так, в конечном счёте, религия не должна иметь никакого влияния на нравственность человека, политическую и экономическую жизнь общества. Такова суть секуляризма — это идея о том, что у религии нет власти над жизнью.

Правильна она или нет, соответствует она религии или нет? На самом деле, секуляризм сильно сталкивается с религией и противоречит ей. Почему? Потому что религия — милость Аллаха для человечества и полноценное законодательство, регулирующее все сферы человеческой жизни. Именно по этой причине мы находим в Коране аяты, в которых речь идёт о поклонении, взаимоотношениях, торговле и нравах, как находим и те аяты, которые разъясняют вопросы совета («шура»), справедливости и правления. Это — религия Аллаха. Религия Аллаха полноценно охватывает все упомянутые ранее стороны жизни, как сказал Всевышний Аллах: «Мы ничего не упустили в Писании» (Коран, 6:38).

Секуляризм же означает, что у человека не должно быть какого-то внешнего источника, из которого он черпал бы решения, в том смысле, что нет чего-либо свято почитаемого, чему человек должен был бы подчиняться. «Нет ничего свято почитаемого», то есть нет того, что властвует над жизнью человека и регулирует её. Но Коран говорит иначе: «У верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (Коран, 33:36). Также Всевышний Аллах говорит: «Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (Коран, 5:50). Также Он сказал: «Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (Коран, 7:54).

Есть аяты, которые рассказывают о совете, например, такими словами: «…которые совещаются между собой» (Коран, 42:38). «…и советуйся с ними о делах» (Коран, 3:159). Есть аяты об обязательности справедливости в решениях, например: «Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, против родителей или против близких родственников» (Коран, 4:135). «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помянете назидание» (Коран, 16:90). Таких аятов очень много, и мы не будем растягивать обсуждение, перечисляя их все, да и вообще, упомянутые нами положения не являются точкой разногласий ни между мусульманами, ни между их учёными.

Когда на Западе появилась проблема из-за главенства церкви над жизнью людей — а христианство, как известно, было искажено, отвращало людей от науки, разума и вело к абсурду, — в Европе произошёл переворот для свержения церкви, и люди посчитали, что решением проблемы станет секуляризм, то есть оставление религии в церкви и самостоятельное управление жизнью без какого-либо религиозного вмешательства. Они избрали такое лечение для своей болезни. Как мы сказали чуть ранее, из-за своей политической, экономической и технологической отсталости, а также из-за того, что все вещи к нам завозятся с Запада, из-за того, что Запад развивается, а мы пребываем в упадке, некоторые слабые мусульмане посчитали, что вся проблема — в нашем соблюдении религии, и что решить эту проблему можно, последовав путём Запада. Это было началом проблемы и внедрения секуляризма в исламский мир.

Как я сказал ранее, секуляризм преследует цель отделения религии от повседневной жизни, но в первую очередь он стремится отделить религию от государства, потому что государство заботится об общих сторонах жизни, таких как правление, экономика и политика. Основной упор был сделан на отделение религии от государства, хоть на самом деле секуляризм стремится к отделению религии от всей жизнедеятельности человека, поэтому секуляристы считают, что государство не должно как-либо вмешиваться в религиозные дела, отдавая предпочтение одной из религий. По их мнению, в глазах государства все религии должны быть равны, а приверженность к религии — личным делом каждого. Государство, как они считают, не должно защищать или распространять религию, каждый человек может придерживаться любой религии, а все религии одинаковы, потому что в действительности секуляристы считают, что религии ничего собой не представляют — не только Ислам, но и все остальные.

Секуляризм не является каким-то рациональным движением, следование или неследование которому проводит черту между человеком разумным и человеком неразумным. Дело обстоит иначе — многие секуляристы движутся далеко не в сторону разума: сопоставляют ложные утверждения, тем самым приходя к ложным выводам и результатам; выдвигают утверждения, которые вообще не имеют отношения к здравому смыслу; устанавливают для себя правила, которые не сходятся с логикой и не являются логичным выведением итогов из тех или иных утверждений.

Секуляристы — особенно это касается секуляристов из исламских стран, тех, которых зовут Салих и Мухаммад и которые относят себя к мусульманам и Исламу — одним глазом смотрят на Запад, его культуру и развитие, а другим — на культурную, научную, политическую и экономическую отсталость мусульман. Например, они говорят, что в Европе каждые четыре года проходят выборы — если президент служит стране надлежащим образом и способствует её процветанию, то жители оставляют его, а в противном случае заменяют его другим человеком в абсолютно спокойной обстановке, без кровопролития, нанесения ущерба сложившемуся порядку и каких-то демонстраций; иными словами, всё проходит цивилизованно и систематизировано. Арабские секуляристы смотрят на это и полагают, что следование такому пути решит все их мирские проблемы.

Сейчас я бы хотел зафиксировать очень важное замечание, заключающееся в следующем: в большинстве исламских стран какое-то время власть была в руках у тех, кто заявлял о необходимости секуляризма и принимал европейские конституции, переводя их на арабский язык и заменяя в них пару слов. Некоторые подобные режимы боролись с религиозностью, с хиджабом, медресе и исламскими университетами, то есть это были чисто секуляристские режимы. Теперь вопрос: что дали нашим странам эти режимы, которые правили около шестидесяти лет? Последовали ли они за Европой и встали в один ряд с технологически развитыми странами? Ответ — нет. Люди, которые призывают к секуляризму, вот вам пример шестидесяти лет. Я не обобщаю и не говорю обо всех исламских странах, но в некоторых из них происходило подобное.

В других же исламских странах, где не наблюдалось вопиющих случаев борьбы с религией, нет полного соблюдения исламского законодательства, например, они не практикуют полноценно исламские нормы экономики, исламскую политику, исламский общественный порядок и исламские нравственные нормы. Они не практикуют это. Будь то полный секуляризм или что-то среднее между ним и воплощением шариата, как того пожелал Аллах — воплощением Ислама как религии милости, блага, добра, великодушия, урегулирования жизни людей, облегчения достижения пользы и реализации главных целей вероубеждения. Так, люди разделились на тех, кто вообще не прибегает к шариату, и тех, кто делает это частично. Этот секуляризм мы видели своими глазами, и он не добился успеха.

Запад преуспел засчёт этого не потому, что отказался от религии, а потому что эти народы воплощали принципы справедливости, а она является одной из величайших ценностей нашей веры. Они практиковали принципы справедливости как минимум в отношении граждан своих стран: например, Америка проявляла справедливость к американцам, стремясь обеспечить комфортную жизнь своим гражданам, так же поступали Британия, Франция и прочие страны. При всём этом они поступали до ужаса несправедливо с мусульманскими странами, такими как Ирак и другие государства, к которым протянулись руки этих людей, жаждущих выгоды.

Суть в том, что секуляризм противоречит шариату и что его успех в европейских странах и провал в исламских связаны с тем, что европейцы придерживались ценностей, очень близких к исламским, хоть нуждающихся в некоторых корректировках, а секуляристы исламского мира не придерживались ни норм Ислама, ни норм секуляризма.

Есть конфликт, который не существует в реальности, но который существует в фантазиях секуляристов, например, конфликт между религией и наукой, вражда религии с разумом, вражда религиозности с прогрессом, а также ассоциирование религии с терроризмом. На самом деле всех этих видов вражды нет. Возьмём в качестве примера вражду между религией и наукой — надуманный конфликт, озвучиваемый секуляристами в исламском мире. Они говорят: «Либо мы следуем религии, либо следуем науке». Нет. Почему? Потому что религия приказывает тебе изучать науку, так что следуй и тому, и другому. Аятов, призывающих к изучению науки, очень много.

Теперь рассмотрим вопрос мнимых препятствий, которые правоведы чинят прогрессу. Дело преподносят так, будто правоведы, чьи книги мы видим вот здесь, и которые разъясняют вопросы молитвы, очищения и закята, являются врагами прогресса и развитой жизни. Кто это сказал? Эти правоведы опережали остальных в рассмотрении вопросов и обладали несравнимо большей точностью, чем люди, играющие с шариатскими текстами под прикрытием некой мыслительной деятельности. Эти правоведы утвердили положение о том, что изучение медицины, инженерии, химии является коллективной обязанностью и что община мусульман должна заниматься этим. Итак, правоведы – враги прогресса или его сторонники? Что вы думаете? Сторонники прогресса, но с оговоркой — правильного прогресса.

Поэтому мы видим, что исламская цивилизация преуспела в областях естественных, гуманитарных и шариатских наук. Мы видели в истории примеры мусульманских врачей, инженеров и гениев, которые передавали свои знания Западу, а Запад до недавнего времени черпал из исламских источников знаний в вопросах медицины, инженерии, химии и остальных наук. Таким образом, нет никакого конфликта между наукой и религией, как его нет и между правоведами и прогрессом. Напротив, они призывают к нему и считают это обязанностью. Правоведы считают создание культуры и занятие ума мусульманина обязанностью верующих.

Следующий вопрос — религия и прогресс. Велит ли религия быть отсталыми? Нет. Религия побуждает нас к прогрессу, изобретениям в сфере науки. Аллах говорит в Коране: «Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростёрта земля?» (Коран, 88:17). Религия побуждает к размышлению и изучению вещей. Если вы напишете в программе поиска в Коране слово «разум» и его однокоренные слова, то увидите, сколько аятов побуждают к размышлению. Всё это является побуждением к использованию разума, дабы он устремился в самый центр анализа и познания.

Поэтому мы замечаем и читаем высказывания, указывающие на невежество секуляристов в отношении исламского наследия. Каково представление секуляриста о толковании Корана? Каково представление секуляриста о взаимодействии учёных Ислама с Кораном и его толкованием? Каково его представление о взаимодействии мусульман с хадисами?

В наши дни вы можете услышать некоторых людей, говорящих о хадисах: «Как мы можем доверять этим хадисам? Ведь такой-то клевещет на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и тот хадис является недостоверным, а этот — выдуманным». Будто хотят смешать всё в кучу и сказать людям: «Раз среди хадисов есть недостоверные и тому подобные, то лучше оставить их вообще. Мы не можем быть уверены, что этот хадис достоверен, поэтому лучше оставить их все».

Как я сказал, причиной таких слов является предельное невежество. О если бы секуляристы правдиво и честно посвятили какое-то время размышлению над науками Ислама и поняли методологию учёных при исследовании и анализе хадисов, которой они придерживались для того чтобы отличить достоверный хадис от слабого. О если бы секуляристы ознакомились с усилиями, потраченными учёными, и рациональными правилами, извлечёнными из детального изучения и классификации, которым следовали исламские специалисты, чтобы отфильтровать и сохранить пророческое наследие, которое по сути является разъяснением Корана, объяснением общих аятов и смыслов.

Люди не могут пренебрегать хадисами, но из-за того, что секуляристы не понимают ничего из этого: ни науку о передатчиках, ни науку о терминологии хадисов, ни науку о причинах высказываний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни толкования хадисов, ни лексических правил, посредством которых понимаются хадисы, ни методологию сопоставления разных хадисов, посредством которого устраняется внешнее противоречие между высказываниями.

По всем упомянутым наукам учёные написали книги ещё тысячу лет назад. Имам ат-Тахави написал «Мушкиль аль-асар», «Шарх ма`ани аль-асар», также книгу по этой теме написал Ибн Фурак, а после них было написано столько книг, что их невозможно сосчитать, однако секуляристы всецело отрезаны от этого наследия: смотрят на него издали и направляют к нему свои стрелы, бесправно критикуя и пытаясь запутать мусульман. На самом деле они живут в глубоком невежестве касательно этого пласта информации.

В наше время секуляристы делятся на две категории: первые высказывают свои позиции достаточно смело и ясно, поэтому они, например, говорят: «Мы не успокоимся, пока не расправимся с религией. Мы добьёмся прогресса, лишь избавившись от религий»; вторые не могут практиковать свои взгляды настолько явно, из-за чего говорят, например: «Исламское наследие является хорошим, а Коран и сунна — великие вещи, но в исламском наследии есть и плохое, и хорошее, в нём есть высказывания обычных людей. Мы должны быть критичны к нему, корректировать это наследие, а не брать всё подряд. Нужно тщательно исследовать каждый вопрос, а затем брать правильное и отказываться от ложного. В исламском наследии есть много ошибок. В книгах по фикху и хадису есть проблемы…»

На первый взгляд, такие слова верны – в том смысле, что критика действительно необходима, но разве критика и анализ прекращались хотя бы на один час? Никогда.

Если ты заглянешь в слова правоведов, то увидишь следующее: «Сказал такой-то, а ответ на это такой-то». Правоведы исправляют друг друга без постороннего вмешательства: один критикует другого, каждый приводит свой аргумент; один говорит другому: «В твоей аргументации есть такой-то изъян», — на что вторая сторона ему отвечает: «Твоё возражение неправильно, учитывая то и это». Это и есть размышление и анализ, это и есть критический анализ наследия! Секуляристы же хотят высказывать критику в отношении хадисов, фикха и тафсира, но как? На основе своих страстей и собственного разума. Не на основе правил языка, терминологии хадисов, которая показывает разницу между приемлемым и прочими видами хадисов, не с помощью основ исламского права, благодаря которым можно отличить правильную аргументацию от ложной, не на основе логики, используя которую посредством сопоставления правильных утверждений получают правильные выводы.

Они хотят рассматривать вопросы не с тем подходом, что был у аш-Шафии — автора «Ар-Рисаля», не с подходом Ибн Хазма — автора «Аль-Ихкам», не с подходом аль-Баджи, ар-Рази, Шихаба аль-Карафи. Нет. Всех этих выдающихся учёных, посвятивших знаниям всю свою жизнь, они хотят оставить в сторонке и рассматривать вопросы без каких-либо правил, кроме одного — личной прихоти. Хотят отбросить все правила, кроме своего разума, который не контролируется рациональными правилами. На самом деле это нанесение серьёзного вреда и легкомысленное отношение. Они практикуют такой подход, прикрываясь некой мыслительной деятельностью и называя себя «мыслитель такой-то». Что значит «мыслитель»?

Как говорят учёные логики, человек — живое существо, которое размышляет. Если под словом «мыслитель» секуляристы имеют в виду, что он мыслит, то ведь все люди мыслят. Является ли тот самый «мыслитель» учёным в сферах языка, хадиса, основ исламского права, толкования Корана? Или это «мыслитель», который не имеет представления ни об одной из упомянутых наук, но при этом сидит и думает с кружкой чая, как ему захочется? Так они и практикуют свою критику. Из-за этих личностей, которые «думают», не думая, люди начали испытывать отвращение к слову «мыслитель».

Философия и мысль. Секуляристы критикуют исламское наследие, называя это мыслью, философией, а также — некоторые их названия внешне красивы — сутью религии. То есть правоведы, учёные, толкователи Корана не познали суть религии. «То, чем занимались эти учёные — поверхностное мышление, чрезмерное отношение к тексту. Каково же решение? Решение проблемы в том, чтобы посмотреть в самую суть текста!» — говорят секуляристы. Как же ты извлечёшь дух текста? Каково твоё правило в его выведении, кроме угождения своей прихоти? Поэтому, как я сказал, общим признаком секуляристов является то, что они пренебрегают учёными, книгами, принижают наследие, которое оставили нам выдающиеся умы, горы знаний, великие критики, умы, которые были направлены Аллахом для служения Корану и сунне. Секуляристы же пренебрегают этой стороной. Это — то, что должно быть понятно.

Человек должен видеть разницу между зрелым, правильным мышлением, отталкивающимся от научных правил, и мышлением секуляристов. К понятиям, к которым они пренебрегают для нанесения ущерба наследию, относится отделение религии от религиозного мышления. Они говорят: «Мы не против религии. Мы не против религии, но против религиозной мысли. Религиозная мысль — то, что является результатом работы людей, это книги по фикху, хадису и так далее. Мы — за религию, но мы против религиозной мысли». Как это – ты и за религию, и против религиозной мысли? Понимание, которому следует вся исламская община, ошибочно и все мусульмане заблудились, а ты придёшь и спасёшь их? Учёные мусульман отклонились, а ты сейчас придёшь, чтобы спасти их и озарить их умы? Таков метод секуляристов.

Мы признаем, что учёные не безгрешны. В их словах есть много правильного, но есть вероятность ошибки, однако разве вероятность ошибки аш-Шафии, равная трём процентам из ста, должна вынудить нас отказаться от аш-Шафии и склониться к секуляристу, который говорит: «Я признаю религию»? Хорошо, а как мы будем воплощать эту религию? Ты будешь об этом размышлять? Каковы твои средства мышления, насколько ты компетентен, что ты знаешь? Мы придём к нему, чтобы он объяснил нам религию? Да даже если не к нему. Допустим, приду я со своими знаниями и правилами, которые ничтожны по сравнению со знаниями гор Ислама. Зачем же тогда Аллах велел нам спрашивать учёных, сказав: «Спросите обладателей напоминания, если вы не знаете?». Если секулярист не может успокоиться, пока каждый мусульманин — и простой, и образованный, и мыслитель — не изобретёт для себя индивидуальную религию…

Однако я хочу указать тут на один момент, которым, скорее всего, и завершу свою речь. Некоторые праведные учёные могут оказать услугу секуляристам, сами того не зная. Происходит это, когда они абсолютно всё связывают с личным соблюдением религии человеком, с чудесами, например, когда заявляют, что наша мирская жизнь наладится лишь при должном совершении молитвы и прочих видов поклонений. Нет, дело обстоит иначе.

Есть закономерности и нормы, установленные Аллахом в нашей жизни. Человек не должен брать слова Всевышнего: «Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы пред ними благодать неба и земли» (Коран, 7:96), — и понимать их в отрыве от остальных аятов. Поступив так, он окажет услугу секуляристам, ведь простой мусульманин скажет: «Если вы говорите, что должное выполнение молитвы гарантирует нам прогресс, то ведь мы молимся, хоть есть и те, кто допускает какие-то упущения. А в Европе люди не молятся вообще, так как же они добились прогресса?» Нет. Есть определённые нормы, установленные Аллахом для достижения результата в экономике, политике, поклонении. Тот, кто будет учитывать эти нормы и закономерности, а также последует пути, обозначенному Всевышним, достигнет цели, благ и счастья.

Также в конце я бы хотел отметить, что нет сейчас группы, которая бы всецело представляла религию. Некоторые движения, направленные на исправление и соблюдение религии, больше навредили, чем принесли пользу религии, поэтому нельзя делать их примером Ислама, определяющим, приведёт соблюдение религии к развитию или нет. Религия Аллаха шире и больше, чем эти отдельные движения. Людям нужно знать, что благо в неуклонном выполнении велений Аллаха. А что велел делать Аллах? Аллах желает, чтобы мы наладили отношения с Ним, друг с другом, с окружающим миром, будь то неодушевлённые предметы или деревья, а также с обществом, с жизнью в целом, с прогрессом и наукой. Это то, чего от нас хочет Аллах. Если мы воплотим часть велений Аллаха и откажемся от другой части, а затем у нас возникнет проблема из-за отказа от этой части, то ругать нужно не религию, а самих себя, потому что мы не соблюли её, как того пожелал Аллах. Я прошу Аллаха помочь нам совершать то, что Он любит и чем Он доволен. Вся хвала – Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада, его семью и сподвижников.

Метки: неверие религия секуляризм шариат

Значение слова «секуляризация»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх