Помост

Вопросы веры

Секуляризация общества

Что такое Секуляризация простыми словами

Всем известно, что исторический процесс не стоит на месте. То, что имело огромное значение для общества несколько веков назад, сегодня воспринимается, как социальный рудимент. Религию и другие формы сознания общества эта тенденция не обошла стороной.

Значение слова секуляризация в научных дисциплинах

Секуляризация (от латинского saecularis – светский, мирской), с точки зрения историков, это обращение собственности церкви в гражданское владение, то есть переход от религиозной собственности к светской.

В социологической науке секуляризацией называется всеобщее уменьшение значения религии в духовной жизни общества. А также перевод общественной системы, которая регулировалась религиозными традициями, на рациональные распорядки.

Что значит Сублимация, Диверсификация и Толерантность

Относительно католического права, секуляризация ― это выход из ордена монахов с освобождением от должности и возвращение в простые христиане или переход в христианские священнослужители.

Виды

Процесс перехода социума на новую модель общественного строя имеет различные ответвления:

Отделение церковной земли

Конфискация церковного имущества в государственную пользу или во владение коронованного монарха происходила с момента зачина исторической секуляризации.

Правитель Франкии, Карл Мартелл, проводил секуляризацию для награждения своих военно-политических союзников церковными землями. Сугубо политический акт перераспределения собственности со временем приобрёл юридическую упорядоченность и обоснованность.

Позиция религии во внутренней европейской политике

Реформационный период XVI-XVII веков в Европе ознаменовался потерей церковью того влияния, которое было у неё испокон веков.

В Германии крестьянство открыто проявляло недовольство религиозными поборами, в Дании монастыри были обложены налогами, в Швеции монастырское имущество конфисковалось в королевскую пользу. Подобным образом большая часть Европы постепенно отходила от церковного авторитета.

Образование

Открытие светских школ и университетов без влияния религии на образовательный процесс принесло свои плоды. Вместо подготовки доминирующего количества церковнослужителей, ролью образования становится обучение специалистов разных профилей и специальностей.

В светских учебных заведениях среднего и высшего образования не проводились служения, церемонии и религиозные обряды. Началось привыкание общества к светскому образу мысли.

Контроль над наукой и культурой

Светское образование растёт и продолжает развиваться. Церковь перестаёт иметь первичное значение в научной и культурной сферах. Происходит становление естественных наук.

Язык – что это и какова его роль в истории народа

Судебная система

Задачи, которые решались религиозным судом, были делегированы светскому суду. В основном это были брачные, семейные и наследственные споры.

Как секуляризация влияет на сознание людей

Утрата церковью своих позиций оказала заметное влияние на сознание людей, а также на их моральные ценности и традиционные устои.

Вследствие секуляризации началось становление самостоятельной, независимой культуры.

Максимализм индивидуального достигает своего пика, самоутверждение личности становится во главу угла. Церковный аскетизм, который не позволял людям в полной мере удовлетворять потребности, потерял своё значение.

Человек становится свободной личностью, имеющей свои желания и возможности для их осуществления. Он свободен от божественного авторитета, старательно выставляемого церковью в качестве недостижимого идеала.

Происходит кардинальная смена моральных ценностей. Вместо непоколебимой веры в бога приходит осознание несовершенства социума и человека, необходимости их изменения. Это приводит к дезориентации и утрате жизненного ориентира.

Наука не может предложить человеку другую интерпретацию понятию «смысл жизни». С другой стороны, из-за секуляризации религия не отходит от общества, а приобретает статус социального института, поэтому отвращение людей от неё не происходит.

Последствия

Исходом секуляризации стало то, что религия перестала иметь преобладающее влияние на все сферы жизни общества.

Культура, которая стала свободной от влияния главенства церкви, активно развивается в различных направлениях. Естественные и гуманитарные науки, психология, искусство – все эти сферы получают отмашку на развитие и распространение в обществе.

Без оглядки на религию появляются литературные, музыкальные, художественные произведения.

Религия ― часть культуры общества. Появление агрессивного атеизма привело к тому, что на религию и верующих начались гонения на почве идеологии.

Из-за этого общество, в котором прошла секуляризация, рискует потерять значительную часть своей внутренней истории, связанной с религией. Также появляются благоприятные условия для развития социальных конфликтов на почве веры.

После ухода религии с лидирующих позиций на месте ценностных ориентаций возникла «пустота». Люди пытались заполнить эту пустоту не только научной деятельностью и свободным творчеством, но и поисками другой главенствующей веры. И этой альтернативой становились языческие суеверия и обряды, оккультизм, магия.

Секуляризация как процесс и феномен — виды, черты, значение

В эволюции взаимоотношений религии c обществом, в силе ее влияния на социальную жизнь существуют разные направления. Ход характера таких изменений описываются двумя положениями: это понятия секуляризация и сакрализация.

Что такое секуляризация — понятие, черты, процесс

Секулярис — светский, мирской. Термин секуляризация означает отчуждение деятельности человека, социальных групп, сфер общества, земель, культуры, институтов из сферы церковного влияния и религиозного сознания. Впервые понятие было применено при подписании Вестфальского мира в значении изъятия монастырской собственности в пользу победителей.

Процесс секуляризации — это процесс уменьшения значимости религии в жизни людей, переход от общества, которое регулируется религиозными традициями к светскому устройству жизни, построенному на рациональных нормах. В результате этого меняется роль религии и религиозных образований в общественной жизни и жизни отдельного человека, снижается ее функциональность.

Виды секуляризации

  1. Отторжение земель. В первое время секуляризация религии означала шаги по конфискации имущества церкви в пользу государства или монарха, вельмож. Она затрагивала лишь область имущественных взаимоотношений, являясь юридическим действием. В средние века в собственность церкви входили большие земельные наделы и дорогостоящее имущество. Государство вступало в конфликт за передел этой собственности, что приводило к отторжению имущества церквей и монастырей. Спонтанный характер процесса при феодализме в буржуазном обществе приобрел целенаправленность.
  2. Смена позиций в политической сфере. В период Реформации церковная власть стала терять былое влияние. В Северной Германии, Венеции, позже во Франции и Англии в государственно-правовых связях избавлялись от полномочий церкви. В правительственных органах места духовенства стали занимать миряне.
  3. Переход решения многих задач, которые решались церковным судом, в юрисдикцию светского.
  4. Ликвидация исключительной привилегии на обучение. С открытием светских школ и университетов контроль над образованием стал переходить к государству.
  5. Потеря церковью контроля над большой частью науки и культуры. Это происходит в процессе расширения и совершенствования светского образования.
  6. Появление и укрепление норм разграничения светского и духовного начала (XVII— XVIIIв). На этой базе проявляется и секуляризация в философии, это уже светская наука с другой, научной картиной мироздания без воздействия потусторонних и мистических сил.

Черты секуляризации

  • Преображение культуры. Она начала отстраняться от религии и становиться более самостоятельной, независимой.
  • Христианство перестраивается, принимает утилитарные, «обмирщенные» черты.
  • Религиозные учения и нормы реформируются вплоть до их отвержения, идет процесс дехристианизации.
  • Изменение главных христианских представлений и ценностей. Появляются попытки подменить веру на разум, отказаться от авторитета церкви и ее устоев.
  • Возникает кризис личности. Люди лишаются стабильной системы ценностей, утрачивают ощущение самоидентификации. Человек теряет веру в свои былые убеждения.
  • Период отторжение старых ценностей и начало формирования новых заполняется вакуумом. Общество мечется в тщетных поисках истины в культуре нового времени, возникает опасность отката в докультурную действительность или к язычеству.

Сакрализация — понятие и черты

Противоположным понятию секуляризация, антонимом его содержанию является сакрализация — это наполнение явлений, вещей, предметов, людей религиозным содержанием, подчинение религиозному влиянию политических и социальных институтов, науки, культуры, отношений в быту.

Сакрализация сопутствовала формированию человеческого общества, порождению и развитию культуры. На первых порах истории человечества она проходила в условиях жизни и коммуникации в виде обрядов, знаков, суеверий, связанных с приятием божественного.

Сакрализация усиливается на почве верований, объединенных с признанием «священного». Позже углубляется на основе клерикализации (оцеркововления) социальных отношений.

При этом увеличилось ее воздействие на личную и общественную жизнь, появилось идеологическое обоснование, наметилось стремление заключить все области интеллектуальной жизни в канву богословия и теологических понятий.

Основными этапами клерикализации считают:

  • кодификацию,
  • догматизацию,
  • канонизацию вероучений.

Черты сакрализации в разных культурах и обществах

  • В странах ислама, церковь не была сильной религиозной организацией. Сакрализация там шла путем построения теократического государства. Ислам стремился к слиянию духовного и светского, к построению религиозного сообщества. Он рос и укреплялся в обстановке религиозно-политического единения. В арабском мире политические вожди всегда одаривались харизмой, это являлось одной из форм сакрализации. Харизма — черта личности, которая выгодно выделяет человека среди других людей. Но она не приобретается в процессе становления характера, воспитания или обучения, она дарована судьбой или предначертанием высших сил. В исламе политические руководители всегда являлись и религиозными наставниками, носителями авторитета вероисповедования.
  • Сакрализация в христианской Европе зародилась в IV веке и достигла своего пика в Средневековье. В это время не разделяли мирскую и сакральную жизнь людей. Под все, что делалось, под любое социальное событие подводилась сакральная база, все включалось в ее сферу. Самой главной ценностью Средневековья был Бог. И все основополагающие области культуры того времени отражали это представление. Архитектура, скульптура, живопись воспроизводили библейские элементы и сюжеты, литература была пропитана религиозной тематикой, музыка состояла из церковных песнопений, философия мало отличалась от религиозных учений и теологии. Наука служила христианству. Этика и правовые нормы были развитием христианских догм. Политическое устройство подчинялось теократии и основывалось на религии. Семья считалась божественным союзом. Экономические отношения находились под религиозным контролем, многие их прогрессивные формы угнетались, в угоду нецелесообразным, но имеющим разрешение со стороны церкви. Обычаи и порядки, уклад жизни и образ мысли выдвигали на первый план единение с Богом и отрицание мирского. Чувственный мир с его радостями, богатством и ценностями считался временным местом пребывания человека, где он всего лишь пилигрим, идущий к божественной обители и стремящийся привести свою жизнь к идеалу, чтобы достичь окончательной цели.

Понимание процесса секуляризации в религиях мира

Православная церковь крайне негативно относится к этому явлению как осовремениванию христианства. Церковь считает, что из-за этого человек теряет единение с Высшим Бытием и такое богоотступничество приведет к обмирщению культуры.

Католики изначально порицали процесс обмирщения, обвиняя его в коллапсе культуры и упадке христианского персонализма. Но в связи с увеличением разрыва между католицизмом и жизненными реалиями, их теологи примирились с этим явлением, как с очередным этапом развития, происходящим с позволения Бога.

Протестанты придерживаются в этом вопросе аналогичной позиции и считают, что возможно появится обновленное христианство, которое будет брать в расчет новые реалии. Теологи, сократив расстояние между модифицированным христианством и светской культурой, пытаются примирить их.

В западной культуре ярким выражением обмирщения христианства является переустройство его в религию антропоцентризма. Это попытка подмены богооткровенных аксиом результатами своих измышлений. Современные протестанты и католики считают, что человека можно расценивать как самостоятельное независимое существо, не подчиняющееся воле Бога. Также они признают, что христианство предназначено служить человеку.

История секулярных процессов

Секуляризация общества в культуре эпохи Возрождения проявилась сначала в новшествах в области религии, в стремлении уравновесить Бога и человека. Человекобога в той культуре было больше, чем Богочеловека. Бог в эту эпоху стал более близким. Церкви украшались золотом и драгоценностями, наполнялись звуками органов. Изображения святых и Христа стали походить на земных людей. То есть, не только человек поднимался к божественным вершинам, но и сам Бог спускался к человеку. Оценивая эти явления, можно отметить, что такая секуляризация искусства даже предметы религиозного поклонения делала более доступными и понятными.

Начало секуляризации в культуре Возрождения связывается с переосмыслением религии, с перестановкой акцентов, что имело далеко идущие последствия. Об этом говорит то, что уже в эпоху Реформации появился протестантизм.

Как происходит приспособление христианства к жизненным потребностям, и как вносятся изменения в трактовку священных заповедей: они либо устраняются из духовой практики, либо обходятся путем изощренной логики. Например: католическая церковь исключила решение о запрете по взысканию налогов.

Протестантство внесло большой вклад в процесс ослабления роли религии, переосмыслив отношение к богатству, труду, развив принципы мирского аскетизма. При этом акценты с мира запредельного были перенесены на мир земной. Протестантством отрицается и роль церкви, вера для человека – это его личное дело. Это породило отказ от авторитетов и религиозный индивидуализм.

Причины секуляризации в период Нового времени лежат в новых открытиях в области естествознания, представлений о природе, так как они противоречат религиозной картине мира. Научные познания укрепляют веру человека в беспредельные возможности разума.

Последствия секуляризации

  • Современная культура, называемая постмодернистской, доходит до максимализма в вопросах культа всего нового, свободы, индивидуализма. Придает большое значение потребностям тела, желанию иметь что-то, самоутверждению личности.
  • В культуре средних веков наибольшей ценностью был Бог. Постмодерн во главе ставит людей, которые свободны от авторитетов и ценностей. Ядро личности теряет свою устойчивость, утрачивает центричность.
  • Особо важные изменения с человеком произошли после зарождения капитализма и до нашего времени. Авторитарная личность с чертами накопительства постепенно приобрела свойства рыночного характера. Человек чувствует себя товаром на рынке личностей. Такие субъекты не могут любить или ненавидеть, эти эмоции становятся старомодными, они не присущи характеру.
  • Одна из особенностей культуры современного мира – это стирание границ между реальностью и виртуальным миром. Из-за этого человек попадает в сферу иллюзий, что мешает ему управлять своей жизнью. Создается мозаичная картина мира из-за наслоения различной информации, а свобода становится тяжким грузом для современной личности.

О такой свободе философы имеют разные мнения.

  • Ницше считает, что там, где нет Бога, человек имеет безграничную свободу для самоутверждения.
  • Бердяев говорит, что отказавшись от Бога, люди отдают себя в различные виды рабства.
  • Бергер пишет, что религиозные заповеди окружают святостью устои жизни, они несут такие смысловые нагрузки, без которых общество не может просуществовать долго.

Последствия процесса секуляризации подводят человека к осознанию того, что ничего не свято. Происходит девальвация ценностей, это может служить причиной утраты смысла жизни, дезориентации.

Другой точки зрения придерживается социолог Парсонс. Он считает, что секуляризация культуры, это элемент эволюции. В ходе перемен, функция религии видоизменяется, она превращается в одну из сфер жизни социальной.

Значение секуляризации

Оно в том, что религия меньше влияет на политику, образование, экономику, культуру. Но так как человек может самостоятельно выбирать веру без принуждения церкви, то религия несет для личности большую значимость. Западная цивилизация сложилась на платформе христианства, поэтому человек живет в социуме, впитавшем в себя христианские ценности, находится под их воздействием, не отдавая себе в этом отчета.

Секуляризация современного мира — это не противоположность религии, она не угрожает уничтожению самой религии, а лишь меняет ее роль и структуру.

Секулярное общество — это не то, что вы думаете

В это не сразу верится, но в нашей стране с феноменом секуляризации сложилась неоднозначная ситуация. Хотя, казалось бы, на дворе XXI век, Россия – светская (секулярная) страна, что тут может быть непонятного?

А теперь попробуйте зайти в любую социальную сеть и посмотреть, сколько раз и в каком контексте упоминается словосочетание «светское государство». Поиск выдаст вам массу комментариев пользователей, которые заявляют о попранных идеалах секуляризации под каждым постом об общегородском крестном ходе или массовом совершении намаза в день праздника Курбан-байрам в городе Москва.

(источник:dn.tvc.ru) (источник:rus4all.ru)

С другой стороны, ситуация с религиозными организациями в России имеет некоторые особенности, которые не соответствуют привычному понятию светскости, принятому на Западе. Речь идёт о вещах вроде запрета деятельности Свидетелей Иеговы или централизации конкретной религиозной организации. Подобные случаи противоречат секулярной модели, принятой в западных странах.

Мне бы хотелось в свободном формате показать, в чём заключается идеальная секулярная модель и насколько далеко от идеальной модели находится понимание светского государства пользователями соцсетей и секулярная реальность России в целом.

Что такое секуляризация?

Давайте начнём с общих вещей — например, с определения секуляризации как таковой. Если заглянуть в любой словарь, изданный до конца XX века (в качестве примера – Словарь Брокгауза и Ефрона), мы увидим, что там отсутствуют даже малейшие намеки на современное положение секулярного, потому что до этого периода все понимали секуляризацию как процесс отчуждения церковных земель и иной собственности в пользу государства. В нашей стране подобное происходило в основном в период правления императрицы Екатерины II.

Это историческое толкование помогет нам приблизиться и к современной интерпретации секуляризации. В конце концов, почему в XVIII веке происходило изъятие собственности у Церкви? Самая главная причина — владение такой собственностью не соответствовало её задачам. Современное понимание секуляризации подразумевает изъятие из компетенции религии тех аспектов человеческой жизни, общества, которые не должны в неё входить по определению. Секуляризация – это «обмирщение различных областей жизни общества и личности, их выход из под обязательного влияния религии» (согласно словарю «Социологии религии» М.Ю. Смирнова 2011 года).

Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода 26 июля 1911 года в главном зале митрополичьего дома Александро-Невской лавры.(источник:Википедия)

Секуляризация уже завершилась?

Это может быть интересно:

Церковь, наука и образование

Секуляризация как процесс началась в XV-XVI веках и заняла главную нишу в развитии современного общества, оказавшись влиятельной силой, сформировавшей культуру и другие аспекты нашего современного мира. Где-то секуляризация случилась, где-то нет, и в наши дни нельзя наверняка сказать, что секуляризация должна выглядеть именно такой, какой она сформировалась в Европе или Соединенных Штатах.

Питер Бергер, социолог религии и один из авторов, посвятивших секуляризации немало научных работ, опираясь на социологов Альфреда Шюца и Шмуэля Эйзенштадта (подробнее смотрите: Peter L. Berger «The Many Altars of Modernity: Toward a Paradigm for Religion in a Pluralist Age» 2014), говорил о «множественных реальностях» и «множественных модерностях»: западная секуляризация, по его мнению, не является и не может являться единственной формой модерности. Это подтверждает опыт других стран, например, Японии, Турции или России (собственно, и Европа и Северная Америка в этом вопросе также различаются между собой). Так или иначе, секуляризация не влекла и не влечёт за собой вопрос, касающийся существования религиозной веры. Не способствует она и вытеснению религии из социальной сферы жизни человека.

Фактически секуляризация изменила положение религии в обществе, сделав светское начало автономным и превалирующим в политике, экономике и других сферах нашей жизни. Хорошо этот принцип характеризуют слова голландского юриста XVII века Гуго Гроция – «etsi Deus non daretur (как если бы Бога не было)». Но такая расстановка приоритетов никак не изолирует религию от социума и его различных сфер, будь то политика или образование.

Да, религия, а точнее Церковь не имеет власти над политическим, экономическим, образовательным и другими процессами, но это не лишает её права взаимодействия в этих сферах.

Многие исследователи отстаивают теорию секуляризации, утверждающую, что современность обязательно приведёт к упадку религии. Но эти прогнозы себя пока не оправдывают. Религия не исчезает, а лишь меняет свою структуру и роль в обществе, заняв нишу среди других областей жизни человека наряду с искусством, наукой, философией. Потому Питер Бергер, один из защитников теории секуляризации, пришел к выводу, что наш мир, за некоторыми исключениями, «столь же яростно религиозен, каким и был всегда» (см. об этом его вводную статью в книге: «The desecularization of the world: resurgent religion and world politics» 1999 года).

Секуляризация в России

В России и вправду сложилась своеобразная ситуация с секуляризацией. Постепенное «обмирщение» разных слоёв общества, окончательно случившееся в XX веке, закончилось долгим периодом тирании атеизма, которая при формальной, зафиксированной в конституции свободе слова, фактически притесняла любую религиозную организацию, создавая неравноправие между верующими и атеистами. Без сомнений, то, что было в течение этого периода – тоже секуляризация, отличившаяся радикальной атеизацией. Давать ей сейчас нравственную оценку нет смысла, можно лишь признавать факт существования такого феномена, который, кстати говоря, был не только на территории СССР. Как бы то ни было, картина переменилась в 90-х годах XX века – с тех пор российская модель секуляризации стала походить на западную, но, как сказал бы Бергер, с некоторыми исключениями.

(источник:yaplakal.com)

Стоит немного отвлечься, чтобы порассуждать, в чем заключается секуляризация на Западе, и чем от неё отличается современный вариант секулярной модели России? С учётом того, что и в западных странах секулярные процессы начались раньше, чем у нас, секуляризация на Западе получила большее развитие, что привело к индивидуализации религии. Институциональная религия приобрела меньшее значение в обществе, хотя это не означает, что она совсем вытеснена из жизни социума.

Российские современные реалии выглядят немного иначе. Пока что центральное место, вплоть до государственного уровня, в Российской Федерации занимает Русская Православная Церковь. Нужно признать, что такой статус радикально не влияет на общий секулярный «климат» страны, так как основные принципы секуляризации продолжают соблюдаться в рамках установленного законодательства.

В российском понимании секулярного прослеживается в большей степени печальный «советский» опыт, выражающийся в тенденции к атеизации, но не к равноправию. Да, невозможно в нашу современную плюралистическую эпоху требовать держаться лишь той парадигмы секуляризации, которая сформировалась на Западе, но так же трудно отрицать, что в идеале секуляризация должна заключаться, как сказал Юрген Хабермас, в «двояком и взаимодополняющем процессе обучения» между религиозной и светской частью общества, местами даже и путем взаимного самоограничения (об этом подробнее см. книгу: Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) «Диалектика секуляризации. О разуме и религии» 2006 года).

Другими словами, сосуществование религиозных и нерелигиозных слоев общества должно осуществляться в нейтралитете, с равными этическими свободами между первым и вторым типами людей.

Каждый человек, вне зависимости от его мировоззрения, имеет право вносить вклад в общественную дискуссию.

Он может быть осуществлён и в виде религиозных понятий, и в виде «перевода» с религиозного языка на общедоступный. Такой формат отношений способствует нормальному функционированию общества, поскольку в нем учитываются права и мнения в равной степени всех граждан социума, путем взаимного диалога и поиска решения проблем. Это и есть то светское государство, каким оно должно быть.

(источник:fishki.net)

Важно остановиться на двух выводах: во-первых, совершенно неправильно считать, что секуляризация – это атеизация. Ожидание того, что в светском государстве религия будет на уровне какого-то кружка по интересам, который никак не будет соприкасаться с обществом, неоправданно и неверно.

Секулярность – это не атеизм и не доминирование только светского дискурса, но равноправие религиозных и светских сторон социума. Во-вторых, признавая то, что единая и единственная модель секуляризации – это скорее химера, нужно стремиться к такой секуляризации, которая выражалась бы во взаимном образовательном процессе, который бы позволил религиозным и светским гражданам осмыслить пределы их воззрений и перспективы взаимодействия и диалога.

Основные процессы в культуре ХIХ-ХХ веков.

Становится для всей Европы единым, единая логика развития.

Для развития культуры 19 века большую роль сыграла промышленная революция. Европа переходит к машинному способу производства. Оно убирает из сферы труда творческое начало, ремесленник имеет дело с вещью, он является автором этой вещи, создает ее от первого до последнего шага, любое созидание — процесс креативный. Машина выполнение труда изменяет, выполнение некой операции, не целостного предмета. Это приводит также к социальным изменениям — сословные традиции постепенно начинают изменяться, сословия сами остаются, расстояние между ними начинает сокращаться. Клерик дворянин буржуа (бывшая городская культура) и крестьянин, в течение 19 века различие начинает размываться и даже стираться. Европейская культура становится более однородной. Замкнутый характер каждая уровень культуры уже не имеет. Борьба не за идеи и не за ценности, борьба за перераспределение благ.

Возникает сословие пролетариата — рабочего класса, сословие, которое не имеет собственных традиций, усваивает чаще всего буржуазные ценности, но этот процесс не сопровождается личностным началом, духовного формирования это сословие не проходит.

Наука 19 века приобретает новые черты, происходит слом традиций. Прежняя наука была ориентирована на поиск истины, продолжение античной традиции. Начиная с 19 века наука ориентируется на практику. Развитие техники, на втором месте — естественные науки, тоже служат практическим целям. Наука ориентирована на развитие производства. В ней происходит существенная реорганизация. Век ученого-одиночки прошел и теперь нужны ученые коллективы — университетские кафедры, возникает научно-исследовательский институт (первый — институт Пастера, ориентирован на практическое применение медицина и производство пищевых продуктов). Стало ясно, что прежняя система образования не годится, не успевает поставлять кадры начался процесс демократизации с первой трети 19 века. Быстро начинает расширяться сеть образовательных учреждений, школы гимназии и училища выделяют наиболее способных учеников в университеты, которые тоже расширяются. В попытке покрыть возрастающие темпы производства. Система производства базируется на трех основаниях — интенсификация (многочасовой рабочий день — 14 часов и у пролетариата и у буржуа), разделение труда (конвейер, это приводит к механизации сознания, труда, уход от поиска, размышлений, утрата творческого начала), секуляризация культуры (европейская культура внутренне отодвигается от религии все дальше и дальше).

Как минимум стоит попробовать, потому что:

  • Более 80 курсов для обучения
  • Всего 20 минут в день на занятия
  • Персональный преподаватель

Узнать детали

Именно для культуры 19 века техническое развитие начинает играть принципиально новую роль. 19 век становится эпохой, когда технические изобретения изменяют систему художественной культуры. Появляются впервые технические виды искусства — фотография и кинематограф. Новые технические приспособления в сфере искусства порождают такое явление как тиражирование — сложное неоднозначное явление. Становится неразличимой грань между копией и оригиналом — проблема в искусстве 19 века.

Приводит к появлению периодической печати, именно в 19 веке благодаря новой технике, появляется империя прессы, или СМИ. Благодаря масштабам становится инструментом формирования общественного мнения, мировоззрения. Количество периодических изданий сильно возрастает, происходит расслоение по читательскому адресу.

Технические изобретения в области транспорта и связи. Всю первую треть 19 века связь продолжали осуществлять лошади. В конце 19 века существуют уже первые варианты воздушного транспорта. Европа осваивает железную дорогу, появляются пароходы. Пространство сокращается, время начинает восприниматься по-другому. В 40- е годы 19 века появляется телеграмма, к концу 19 века электрический телеграф и телефон. Техника развивается по принципу снежного кома, техника развивается гораздо быстрее и успешнее в рамках практического применения.

К концу 19 века Европа почувствовала, что представления о времени и пространстве изменились. Новая система транспорта во второй половине 19 века привели к тому, что планета не так уж велика. Роман Жюль-Верна — исключил фантастику из своего романа, он стал сенсацией в то время. Земной шар как будто начинает сжиматься в представлении людей. Ритм времени не изменился, субъективное восприятие времени трансформировалось, увеличился темп жизни.

Новое время превращает природу в заведомо низшую сферу, на которую человек может и должен воздействовать в своих естественных интересах. Человек превращается в существо высшее, как в эпоху Ренессанса. В период секуляризации человек мыслится высоким существом, способным управлять мирозданием. Секуляризованная культура — культура, в которой телесное предполагает господство над духовным, к концу 19 века этот процесс в европейской культуре уже очень заметен.

Искусство 19 века

Романтизм и реализм, ярко выражены в литературе, сопутствующем театре, потом в живописи.

Реализм и романтизм в архитектуре не развивается, развивается только эклектика. Искусство 19 века в главных идеях образах обратилась к человеку, в классицизме главная идея — примат государства. В романтизме взгляд на человека становится главным. Ведущими видами искусства становятся те, которые могут развивать эти идеи. А реализм — тончайший, сложнейший анализ человека, а потом уже социальных особенностей, проблем и т.д. поэтому искусство 19 века изначально складывается как искусство антибуржуазное. В 19 веке искусство еще сохраняет некие традиции, романтизм — в корне противостоит буржуазии, которая основана на цивилизационном начале. Личность которая противопоставляется этой цивилизации антибуржуазна изначально. Сохраняет традиции дворянской культуры. Высшая цель дворянской культуры — служение земным идеям, но это служение. Буржуазная культура занята повседневностью, цель носителя этой культуры — самообеспечение. Искусство пыталось противостоять первостепенности телесного.

В европейской культуре складывается последний стиль — модерн. Точное отражение своего времени. Возникает на базе новых технологий и технических возможностей. С другой стороны стиль модерн пытается возродить и развить на новом этапе художественную систему, систему символов, систему неких эстетических категорий. Двойственный изначально — подчинен повседневности, с другой стороны этот стиль пытается возродить художественную целостность. Ориентировано на поиск общедоступных художественных ценностей, пытается сделать художественно значимой саму жизнь. Книга становится целостным художественным произведением. Афиша и плакат — та же попытка сделать искусство общедоступным и общезначимым.

В конце 19 века в европейской культуре намечаются определенные явление и процессы, которые заставляют задуматься ее исследователей. Неслучайно в начале 20 века появляется труд «закат Европы» Шпенглера, в котором он рассматривает и эти процессы. Делает вывод, что европейская культура переживает закат, переходит в цивилизационный период, который он считал смертью культуры.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

КУЛЬТУРА 20 ВЕКА

Культурная ситуация 20 века очень часто заставляет многих исследователей использовать термин «кризис культуры» .

До 14 года 19 век продолжает свое развитие, война начинает новую эпоху. Человек начинает по-другому осознавать значимость личности, ее соотнесенность с миром. Новая эпоха начнется с очень резких перемен. По окончанию первой мировой Европа изменилась не только внутренне но и внешне.

Культура 20 века принесла и создала совершенно новую картину мира. Сознание приобрело планетарный характер. Пространство доступное, более или менее изученное. Изменяется субъективное отношение ко времени, темп жизни увеличивается, все время набирает обороты. Предпосылки к изменению картины мира уже были в 19 веке.

В начале 20 века в европейской культуре происходит научно-техническая революция.

Ее главные черты:

-новые возможности науки и техники картину мира невероятно и беспрецедентно расширяют, вороты в микро- и макромир. Новые технические возможно позволили расширить представления людей в микромире. Демократ предложил атом, как мельчайшую частицу. недоступную восприятию человека и в 20 веке спустя тысячелетия подтвердилось научно. Но выяснилось, что атом не целостен, он состоит из ядра электронов и т.д.

Гелиоцентрическая система, появились телескопы. В 20 веке пришло осознание того, что Вселенная истинно бесконечная.

-трансформация системы научного знания.

Информационный взрыв — объем информации увеличивается в геометрической прогрессии. Это повлияло на изменение системы наук. Системы знаний начинают дифференцироваться, с одной стороны, а с другой — интегрироваться. Диф. Означает, что вместо единой научной системы образуется пучок дисциплин, вместо физики вдруг формируется ряд направлений. Инт. — начинают возникать новые научные системе на стыке старых. Астрономия и физика — астрофизика. Человек утрачивает возможность энциклопедичности, глубокого постижения всего спектра знаний, даже в одной области. 20 век становится веком узких специалистов.

20 век создал сеть профессий, который соприкасаются друг другом все слабее. «Мозаичное сознание» — термин (войлочное сознание).

Одним из возможных оснований этого войлока становится такое знакомое явление как «миф». Культура 20 века порождает собственную мифологию, «ремифологизация сознания» . В древности миф объясняет картину мироздания, религии тоже создают мироздание в полном объеме. Новый миф имеет дело с сознанием, не вмещающее картину мира, она становится в индивидуальном сознании фрагментарной. И эти фрагменты могут стать основой для развития современной мифологии.

Существует система политических мифов. Проще всего их изучать, большая часть создается искусственно. Каждое государство в основе своей идеологии имеет и разрабатывает мифологическую систему.

Мгновенная перемена мнения — свойство мифологического сознания. Мифологическое сознание середины не знает, построено на системе бинарных оппозиций. Таким сознанием очень легко манипулировать.

Культурная мифология.

Обыденная мифология.

Единый художественный стиль — это прежде всего создание целостной системы мировоззрения, осмысленной картины мира и отношения к нему. 20 век такого не создает, поэтому единой художественной системы он создать не в силах.

Секуляризация (история)

У этого термина существуют и другие значения, см. Секуляризация.

Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению, превращение церковной собственности в государственную. До конца XX века в русском языке термин «секуляризация» был традиционно историческим и описывал процесс экспроприации церковных земельных владений в пользу государства, который в России практически закончился в XVIII веке. Другие значения:

  • переход духовного лица в Западной Европе в светское состояние по разрешению церкви с освобождением от церковной должности и потерей соответствующих прав
  • процесс снижения роли религии в жизни общества; см. Секуляризация (социология).

Секуляризация в истории

Впервые термин «секуляризация» был применён в XVII веке и означал передачу земельных владений из церковного в светское управление. Сам процесс проходил и раньше: при образовании централизованных национальных государств с помощью секуляризации светская власть освобождалась от церковного покровительства и укрепляла государственные финансы за счёт духовенства.

  • Во Франкском государстве Карл Мартелл провёл секуляризацию в 1-й половине 8 века и раздал конфискованные земли знати.
  • В Византии секуляризация проводилась много раз. Так, в 1058 году Исаак I конфисковал часть монастырских земель, а константинопольский патриарх Михаил Кируларий был в конце 1058 смещён и сослан.
  • В эпоху Реформации прошла масштабная секуляризация в Западной Европе. Уже в 14—15 веках Джон Уиклиф и Ян Гус требовали секуляризации, а в XVI веке светские феодалы поддержали Лютера. Немецкие князья, поддержавшие Реформацию, провели секуляризацию после Крестьянской войны 1524—26 года.
  • С распространением цвинглианства и кальвинизма в швейцарских кантонах там прошла секуляризация.
  • Нидерландская революция XVI века передала церковные земли буржуазии.
  • Во время Реформации в Англии в 1536—39 секуляризованные земли перешли к буржуазии и джентри, способствуя первоначальному накоплению капитала.
  • В 17 веке английская революция привела к ордонансам 1646 об уничтожении архиепископств и епископств и секуляризации их земель.
  • Во 2-й половине XVIII века укрепление просвещённого абсолютизма включало секуляризацию, проведённую в Австрии Иосифом II, a в Португалии — Помбалом.
  • Великая французская революция по декрету от 2 ноября 1789 национализировала церковно-монастырские земли.
  • Наполеон Бонапарт по заключении Люневильского мира в 1801 году дал возможность немецких князьям секуляризовать церковные княжества.
  • Во время объединения Италии секуляризация проводилась в 1855 и 1866 годах, с ликвидацией Папской области в 1870 году.
  • В России, в результате секуляризационной реформы 1764 года основная часть монастырских земель перешла к государству (что стало источником появления бо́льшей части государственных крестьян); в XIX веке правительство Российской империи также проводило секуляризацию вакуфов в среднеазиатских владениях империи.

Передача церковных земель государству в России

Первые признаки секуляризации замечаются в России в конце XIV века среди представителей самой церкви; это направление развивается в конце XV и начале XVI веков, и одновременно с ним течение в пользу секуляризации заявляет о себе в обществе — в ереси жидовствующих — и в управлении Иоанна III и Василия III. В XVI столетии два первых течения иссякают, а правительственное, напротив, проявляется все настойчивее и чаще. В XVII веке Уложение царя Алексея Михайловича включает несколько весьма серьёзных мер в этом направлении, торжеством которого были церковные реформы Петра Великого и Екатерины II.

Причины

Причины секуляризации в России были почти те же, что и в других странах Европы: огромное развитие беломестных (свободных от налога) церковных земель, тяжело отзывавшееся на народном и государственном хозяйстве, и вредное влияние этого развития на монастырские нравы. Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населенную арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство», и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а все остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

Внутрицерковная полемика

Номоканон в те времена чтился в России как боговдохновенная и потому не подлежащая критике книга, поэтому идеально настроенным русским подвижникам, если они хотели оставаться строго православными и вместе с тем осуществить аскетический идеал, представлялись два исхода: или с неумолимой строгостью, путем суровейшей дисциплины и наказаний проводить общежительный устав, или же отречься и от имений, и от устава, рекомендуя другую форму монашеского жития. Первый путь избирают Иосиф Волоцкий и иосифляне, второй — преподобный Нил Сорский и заволжские нестяжатели. На соборе 1503 года, с ведома Василия III, «начат старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням и кормились своим рукоделием». Это предложение общей секуляризации и смены «общежития» «скитским жительством» вызвало оживленные споры; в конце концов, уже после отъезда Нила, собор представил великому князю ответ (по проекту Иосифа Волоцкого), где заявлялось, что «святители и монастыри отдавать церковные стяжания не смеют и не благоволят», с ссылками на Правила Кормчей книги, узаконившие землевладение и запрещавшие светской власти отнимать церковные имущества. Преподобный Нил вскоре скончался, и его смерть погубила его дело. Его наследниками явились князь-инок Вассиан Косой Патрикеев и Максим Грек. Первый повел дело резко и заносчиво, рисуя злоупотребления монастырскими имениями в преувеличенно черных красках, толкуя по-своему, и неправильно, правила Кормчей книги и отзываясь пренебрежительно и о них, и о признанных церковью святыми деятелях «стяжательных» монастырей («Это не правило, а кривило. — Господи, что это за чудотворцы? Сказывают, в Калязине Макар чудеса творит, а мужик был сельской»). Такими отзывами он дал повод сомневаться в своем православии и сопоставлять его полемику против монастырей осифлян с полемикой жидовствующих. Максим Грек был чужак, и его резкая критика русских книг, обрядов и нравов сделала его непопулярным. С другой стороны, некоторые осифлянские монастыри показали, что землевладение может не вредить строгости монашеской жизни: ученый Зиновий Отенский, ученик Максима Грека, ознакомясь с бытом осифлян и сравнив его с роскошной жизнью Вассиана в Симоновом монастыре, перешел в осифлянский лагерь. Волоколамский монастырь продовольствовал в голодные годы целые округи с десятками тысяч населения, и за это, как и за строгость жизни и красоту богослужения, пользовался народной любовью. Поэтому осифлянское направление, не требовавшее, притом, ломки и прочно коренившейся в ближайшей и обильнейшей церковно-исторической традиции, одержало верх в церкви, и секуляризационное движение перешло к государству.

Секуляризация в XVI—XVII веках

С развитием Московского государства, вопрос о церковных и монастырских вотчинах получит государственное значение: не хватало земель на испомещение служилого класса, а монастырские земли все росли, и испомещенные служилые страдали от ухода крестьян на льготные монастырские земли. Уступка Новгородом Иоанну ряда владычних и монастырских земель в 1478 году не может считаться актом секуляризации в точном смысле; Иоанн «брал по праву завоевателя и в виде наказания провинившемуся духовенству» (митрополит Макарий). Для государства дело секуляризации затруднено было тем, что церковь явно высказалась против него: поэтому оно пошло крайне медленно. На Стоглавом соборе в 1551 году было положено новые вотчины владыкам и монастырям принимать не иначе, как с согласия царя, а в собственно Московской области не принимать вовсе; наличные владения пересмотреть и возвратить в казну или жертвователям те, которые взяты насильством или противозаконно в царское малолетие. Ливонская война вызвала новый собор о вотчинах, в 1580 году. На нем было постановлено возвратить земли, отданные на помин души, родне завещателя, а монастыри вознаградить деньгами; если родственников нет, отобрать за такое же вознаграждение в казну. В 1584 году была попытка уничтожить льготы монастырских земель, но они были восстановлены уже через месяц. Постепенное прикрепление крестьян в XVI—XVII веках вызвано было отчасти этими льготами, ради которых крестьяне от вотчинников-мирян сбегали на монастырские земли. По счету иностранцев, в XVII веке около 1/3 всей территории считалось за церковью; по Котошихину, епископы и монастыри владели 118000 крестьянских дворов. Уложение царя Алексея 1648 года воспретило дальнейшее увеличение церковных вотчин, и часть их была прямо отписана в казну: тяглые люди жаловались, что духовные беломестцы селятся около городов и отбивают у них торги и промыслы; эти-то слободы и были отписаны безвозмездно на государя. При царе Фёдоре Алексеевиче (1676—82) составлена была подробная опись церковным имениям и их доходам, для определения сборов с церковного ведомства и для контроля над его экономией. Этот контроль и временное обращение известной части доходов церковных на государственные нужды вошли в обычай уже давно, ещё с Василия III; при Романовых контроль велся приказом Большого дворца. Кроме того, правительство увеличивало для церковных земель те сборы, которые они несли наравне с прочими: ямские, стрелецкие, полоняничные и др. В XVII веке правительство также стало пользоваться исконным назначением монастырей, как центров благотворительности, посылая туда на содержание увечных и престарелых служилых людей, их вдов и сирот.

Секуляризация в XVIII веке

При Петре Великом страшное напряжение финансовых сил страны поставило ребром вопрос о монастырских имениях. Стефан Яворский назвал однажды Петра «иконоборцем», намекая вероятно на императора Константина V, обращавшего монастыри в казармы, монахов — в солдаты, и конфисковавшего их имущества в пользу войска. Когда синод объявил, что для инвалидов шведской войны нет более в монастырях мест и окладов, Петр запретил было вовсе постригать вновь в монашество кого бы то ни было. В «Объявлении, когда и какоя ради пользы начался чин монашеский», составленном Феофаном Прокоповичем по поручению Петра, изложены такие взгляды: «А что говорят — молятся, то и все молятся; что же прибыль обществу от сего? Большая часть бегут в монастыри, чтобы даром хлеб есть». Таким образом Петр резко критиковал ту точку зрения на монастыри, под влиянием которой древняя Русь несла в них свои приношения, желая обставить их церкви возможно богаче, а монахам дать возможность безраздельно отдаться молитве за себя и за всю землю русскую. Петр звал монастырские земли «тунегиблемыми» (зря пропадающими), как приносящие обществу слишком мало материальной пользы. Уже в 1700 году все льготы, сохраненные ещё монастырями со времен Уложения, были уничтожены; в 1701 году восстановлен упраздненный в 1675 году монастырский приказ и монастыри и архиереи вполне устранены от управления своими хозяйствами и доходами. На содержание их приказу велено выдавать крайне скромные оклады, «без чего пробыть невозможно»; остальное должно было идти на государство, школы и благотворительные заведения. В 20 лет приказ устроил в одной Москве 93 богадельни на 4400 человек и госпиталь на 500 человек. Святейший Синод в первом же своем докладе просил возвратить управление церковным имением духовному ведомству, и в 1724 году монастырский приказ превратился в синодальную камер-контору. Синодальное управление вызвало недовольство и вверху, и внизу — недовольство несправедливое, так как синод не мог ни собрать для казны больше, чем собирал, ни выдавать духовенству больше, чем было позволено. Уже при Петре однажды было приказано задержать жалованье самим членам синода, пока не соберут недоимок. При Анне Иоанновне в 1732 году недоимка с церковных вотчин исчислялась в 81 тысяч рублей; доимочная контора сильно донимала их, и управление ими было передано коллегии экономии при сенате, получившей то же значение, какое имел при Петре монастырский приказ. Дело не поправилось: в 1740 году на одних синодальных учреждениях лежала недоимка в 32000 рублей, и нечем было платить жалованье синоду. Елизавета Петровна закрыла в 1744 году коллегию экономии и передала имения опять духовным властям, но сборы и оклады остались прежние. В 1757 году, на конференции Сената и Синода, императрица заметила, что, так как монастыри употреблять свои доходы иначе, как по положению штатов, не могут, то и управление землями составляет для них «суетное затруднение».

Основная статья: Секуляризационная реформа 1764 года

Петр III сделал было распоряжение включить церковные вотчины в общий состав государственных; Екатерина II сперва отменила его, но уже в конце 1762 году поручила рассмотреть вопрос смешанной духовно-светской комиссии, с Дмитрием Сеченовым во главе. Ее доклад Екатерина утвердила в 1764 году; 26 февраля 1764 года был подписан Манифест о секуляризации монастырских земель. Все церковные вотчины (911 тысяч крестьян) были переданы из духовного ведомства в коллегию экономии; на содержание монастырей и архиерейских домов назначены штатные оклады по трем классам; безвотчинные монастыри отчасти упразднены, отчасти предоставлены своей судьбе (не внесены в штаты). Из всех поступлений в коллегию экономии на церковные учреждения положено всего 404 тысяч рублей, тогда как одного крестьянского оброка получалось до 1780-х годов 1366 тысяч, а позднее — около 3400 тысяч. В 1786 году секуляризация была распространена на Малороссию и тогда же закрыта коллегия экономии, так что бывшие церковные вотчины окончательно слились с государственной землей. Последним архиереем, выступившим за старый порядок и оттого пострадавшим был Арсений Мацеевич. Последствием секуляризации было огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. По штатам 1764 года из 954 великорусских монастырей упразднены 569, за штатом оставлены 161; к 1801 году во всей Империи из 1072 осталось всего 452 монастыря.

Секуляризация в 1764 году не распространялась на западные губернии, и была проведена в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях лишь по указу от 10 апреля 1786 года. Указ от 25 апреля 1788 года провёл секуляризацию в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Секуляризация в XIX—XX веках

См. также: Экономическая деятельность Русской православной церкви

В губерниях Витебской, Гродненской, Могилевской, Виленской и Минской, Белостокском крае, а также Подолии и Волыни земли архиерейских домов и монастырей были секуляризованы указом от 25 декабря 1841 года, а земли приходов по указу от 10 мая 1843 года.

Окончательную секуляризацию в России провели большевики. После Октябрьской революции декретом о земле 1917 были конфискованы все остававшиеся в собственности духовенства земли (около 3 млн десятин). Декретом от 20 января (2 февраля) 1918 года церковь была отделена от государства и в её распоряжении оставлены лишь здания для отправления богослужения, и те на условиях безвозмездной аренды у государства.

См. также

  • Секуляризационная реформа 1764 года
  • Манифест о секуляризации монастырских земель (1764)
  • Реституция церковного имущества в России — применяемый СМИ Российской Федерации термин для описания возврата имущества религиозных организаций, национализированного в 1918 году, преемникам этих организаций.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх