Помост

Вопросы веры

Семья для ребенка

Определение слова «семья» для детей

Ещё до рождения малыша стоит определиться, какое воспитание получит их будущий наследник. Со дня появления на свет окружающий мир младенца состоит из родителей. Каким окажется этот мир? Это будет полностью зависеть от того, что будет наблюдать дитя на протяжении каждого дня. То ли это будут ссоры, ругань, то ли спокойное общение и мирная атмосфера в доме. Зачастую дети, вырастая, переносят модель поведения, принятую их родителями, в свою собственную семью. Так что постоянно себя контролируйте. Не забывайте, что за вами неизменно наблюдают. Не думайте, что малыш отвлечен игрушками и не слышит, что происходит вокруг. Дети, как никто другой, улавливают каждый шаг, жест своих родных. Так что определение слова «семья» для детей непосредственно зависит от атмосферы и общей ауры в отношениях между их родителями.
Что такое семья глазами ребенка?

Со своей стороны попытайтесь, насколько это возможно, окружить малыша любовью и лаской. В свою очередь, ваши хорошие свойства характера будут формировать его как личность. Дитя усвоит, запомнит манеры поведения и затем последует вашему примеру. Ведь кто, как не родители, для детей столь важный авторитет? Бывает, конечно, что «выходцы» из семей с нездоровой атмосферой впоследствии создают вполне хорошую семью. Но такой опыт крайне нежелателен для подростка. Очень жаль, что многие люди халатно относятся к воспитанию детей. Они считают, что дети и так вырастут, ведь недаром же получают зарплату воспитатели в детском саду и педагоги в общеобразовательной школе. Но привить правильное отношение к семье могут исключительно родители. Малыш обязательно увидит отличие между тем, чему учат в школе, и тем, что привык наблюдать дома. Следовательно, если ему привычнее ругань и неприличные слова дома, то он будет их употреблять и в общении с окружающими. Следите, в первую очередь, за своим поведением дома.

Как привить правильное понимание семьи ребенку?

Вот подумайте, люди прилагают большие усилия, чтобы разбить палисадник на даче. Они делают все, чтобы видеть результат – красивые бутоны распустившихся цветов. Насколько же более ответственно мы должны подходить к воспитанию детей! Это ведь намного более важное задание, чем посадка цветов! Со стороны родителей воспитать своих малышей так, чтобы они впоследствии стали хорошими членами общества, создали успешное семейство. При этом необходима уравновешенность. Малышу нужно руководство, чтобы он в дальнейшем поступал соответственно установленным вами нормам поведения в обществе и семье. Но не ожидайте, что ваш сын или дочь будут следовать след в след по вашему пути и обязательно станут вашей копией. Как вы не можете заставить грушу приносить яблоки, так и детей нельзя заставить жить не по их воле. Не старайтесь втиснуть его в установленные вами рамки, не позволяющие его индивидуальной личности и врожденным талантам и склонностям найти свое естественное выражение.

Мероприятие в детском доме «Семья — главное в жизни человека»

Цель: Формирование у детей представления о семье

Задачи:

Образовательная: Раскрыть значение понятия «семья».

Развивающая: Развивать речь, мышление. Развитие творческих способностей, фантазию.

Формировать представления о роли семьи в жизни человека.

Укреплять родственные связи воспитанников.

Учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопонимания.

Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение.

Предварительная работа:

-Цикл занятий по семейному воспитанию (по программе детского дома)

-Разучивание стихов по сценарию,

-Рисование на тему «Наша семья?»

-Изготовление кукол- оберегов «Очистительная», «Семья», «Кукла-мамка»

Воспитатель:

Тема нашего часа лиричная:

Место личного в общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная,

Всесторонне обсудим семью.

Начать наше занятие я хочу со стихотворения:

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Hо Еве сказал перед свадьбой Адам:

— Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, скажи-ка любимая?

И Ева тихонько ответила: «Я»

— Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я»

— Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я»

— Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

— Я. Я. — Тихо молвила Ева,

Сказала она знаменитых семь»Я».

Вот так на земле появилась семья.

Ребёнок:

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобой навсегда.

У каждого человека есть семья.

Семья – это великий дар.

Ребята, а по -вашему, что такое семья? (ответы детей)

Сейчас Кристина прочитает стихотворение, чтобы обобщить ваши высказывания

СЕМЬЯ

Семья — это счастье, любовь и удача,

Семья — это летом поездки на дачу.

Семья — это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья — это труд, друг о друге забота,

Семья — это много домашней работы.

Семья — это важно!

Семья — это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды, и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Обратимся к прошлому. До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на»семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Можно ли таких людей, живущих в племени все вместе семьёй?

(Ответы детей)

— Так что же всё такое семья? Давайте обратимся к определениям взятым из словарей.

Словарь Ожегова С. И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочнных общими интересами.

Ушаков Д. Н.:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

-Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – дом, семья.

Что же означает слово «семья» по-вашему? (Дети отвечают по кругу определение «Семья»)

Семья – сколько в нём загадок, оно делится на два слова: «семь» и «я». Оно говорит «семья» — это семеро как я. Число семь не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что «семья» тоже едина и неделима.

— Откуда же люди узнают, как создать и сохранить крепкую семью?

(ответы детей)

Есть еще один источник передачи жизненного опыта. Это русские пословицы – крупицы народной мудрости.

Воспитатель закрепляет на доске «смайлик».

Давайте из этого «смайлика» сделаем веселое солнышко, которое будет освещать и согревать ваши семьи. Пусть его лучи помогут вашей семье стать счастливой.

А помогут нам в этом пословицы и поговорки.

Воспитатель: «Добрый дом держится трудом» ,»Землю солнце красит, а человека труд»

Воспитатель: Вы согласны?

Основа дружной семьи — грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?

Воспитатель:

Наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как-бы «автоматически» и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.

Первый лучик у нас будет «Трудолюбие»

А трудолюбие принесет в дом достаток и благополучие.

Следующие пословицы такие: «Когда в семье лад – не нужен и клад» ,»В недружной семье добра не бывает.»

— Что такое «лад»?

Умение ладить с собой и людьми – это самое ценное качество в человеке.

— Каждый человек имеет право жить в счастливой семье. Как сказал великий русский писатель Л. Н. Толстой «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Подберите слова — качества, которые, по-вашему мнению, соответствуют счастливой семье.

Ложь, любовь, уважение, огорчение, доброта, радость, уют, грубость, ненависть, здоровье, взаимовыручка, забота.

Дети выбирают.

Воспитатель: Я согласна с вашим выбором. Все эти качества относятся к семейным ценностям, которые нужно беречь и хранить. Хотели бы вы жить в такой семье?

— Можно назвать семью счастливой с этими словами? (указать на отрицательные качества) Почему?

Предлагаю прикрепить к нашему смайлику лучик «Взаимоуважение» ведь без такого важного качества, семья не сможет жить счастливо.

Открываем следующие пословицы. «Другим не поможешь – сам пропадешь», «Берись дружно, не будет грузно»

— О чем в ней говорится? (ответы детей)

Взаимопомощь – великая вещь. Как вы думаете, какая пара самая идеальная. Она действует всегда слаженно и быстро? Это ваши руки, ребята. Предлагаю вам такое задание: вы будете работать как одна пара рук и продемонстрируете нам чудеса взаимопомощи. Играющим связывают вместе пару рук, а свободными руками они должны запеленать куклу и завязать бантом. (играют две пары).

Дарим нашему смайлику лучик «Взаимопомощь».

Открываем следующие пословицы: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!», «Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в семье — пропадать всему»

— О чем они?

Правильно, о дружбе в семье. А наша семья дружная? Давайте споем песню про нашу дружную семью. Все вместе поём песню

Где-то на белом свете

Наша семья живет

Горя и бед не знает

Дружною слывет.

Вместе читаем книги,

Вместе в кино идем,

В праздник поем и пляшем

В будни дела найдем.

припев

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Дружная у нас семья!

Таня белье стирает,

Лида подметает пол,

Саша посуду моет,

Думая про футбол.

Кристина цветы поливает,

Данил пылесосет ковры

Спорится вмиг работа,

Каждый к труду привык

Дарим «смайлику» лучик «Дружба»

Следующая пословица «Веселье делу не помеха», «Лучшее украшение– хорошее настроение»

Хорошее настроение поможет и в труде, и на отдыхе. А чем больше семья – тем больше хорошего настроения! Предлагаю шуточный конкурс «Пронеси шарик без помощи рук»

Дарим лучик «Веселье» (чувство юмора).

И последние пословицы: «Делу время – потехе час»», «Хороша потеха, когда много доброго смеха.»

Потеха – это не просто развлечение, а еще и общие увлечения всех членов семьи. Они помогают людям объединиться и лучше понять друг друга.

Предлагаю поучаствовать в викторине.

СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни «семья». (Фамилия.)

2. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)

3. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

4. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – …(пропущен глагол, а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

5. По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

6. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

7. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

8. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»

(О матрёшке.)

9. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

10. Как называется фамилия женщины до её замужества?

(Девичья.)

11. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.

(«Дюймовочка».)

12. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

13. Родительский инструктаж одним словом – это.

(Наказ.)

14. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

15. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?

(Мать-и-мачеха.)

16. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?

(Алфавит.)

Дарим еще один лучик «Семейные увлечения».

Вот у нас и получилось солнышко, мы поделились своим душевным теплом. Из чего оно состоит? (дети зачитывают)

• Трудолюбие

• Взаимопонимание

• Взаимопомощь

• Дружба

• Веселье

• Семейные увлечения

А вам я желаю, чтобы ваши будущие семьи согревало и оберегало тепло ваших сердец, вашей души и вот такое доброе солнышко.

В заключении мне хочется прочитать вам стихотворение:

Хорошо, чтоб дома ждали,

На звонок спешили к двери,

Открывали, целовали,

Согревали руки, верно?

Хорошо, чтобы за чаем

С пирогами и вареньем

Отодвинулись печали

Разговором добрым, верно?

Хорошо, чтобы на свете

Пахло снегом, солнцем, вербой,

Чтобы всюду знали дети,

Что войны не будет, верно?

Хорошо, чтоб нас любили,

Как подснежник любят первый,

И тогда, тогда любые

Не страшны нам беды, верно!

Наше занятие подошло к концу. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали, осталось с вами, чтобы вам ваш дом был согрет душевным теплом, уютом и любовью.

Благодарю всех за участие, за вашу активность.

«Моя семья – что может быть дороже» .— Конспект родительского собрания

Форма проведения: Творческая мастерская + Мастер- класс.

Место проведения: группа.

Оборудование: магнитофон, доска, оборудование для сюжетно – ролевой игры «Дом».

План проведения:

1. Приветствие воспитателя

2. Чтение стихотворений о семье детьми.

3. Игра «Я начну, а ты закончи» (пословицы и поговорки)

4. Выставка рисунков «Моя семья»

5. Вручение грамот.

6. Выступление воспитателя на тему «Что такое семья»

7. Обмен мнениями, обсуждение.

8. Обобщение воспитателя по первой части собрания, памятка родителям от ребенка.

9. Подведение итогов, памятка для родителей «Советы родителям на каждый день»

Программное содержание:

• Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;

• Научить родителей слышать и понимать своего ребенка;

• Повысить уровень педагогической культуры родителей;

• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

• Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей;

• Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения;

• Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Подготовительный этап

Предварительная работа:

1. Провести анкетирование родителей на тему «Моя семья» (Смотри приложения)

2. Подготовить приглашение на собрание каждой семье. (Совместно с детьми изготовить приглашения в виде открыток)

3. Подготовить с детьми сценку «Выходной в моей семье».

4. Интервью с детьми на тему «Что такое семья? » Записать высказывания детей на видео.

5. Подготовить вопросник для беседы с родителями.

6. Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Я и моя семья», организовать конкурс рисунков в различных номинациях.

7. Подготовить и вывесить на доску размышления психологов В. Леви, Ю. Гиппенрейтер, Сухомлинского, на тему о семье и детях.

8. Подготовить для родителей памятки «Задание к собранию»

• Выучить одну — две пословицы или поговорку о семье;

• Принести 2-3 семейных фотографии для изготовления коллажа;,

• Приобрести один журнал с картинками семьи или детей.

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи детских песен про семью «Под крышей дома твоего» и другие; столы расставлены полукругом, стулья для детей стоят перед родителями.

Основной этап

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Самое главное и ценное в жизни — это семья! Семья — это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры. Давайте расскажем о своей семье, о ее увлечениях и путешествиях.

Дети вбегают с воздушными шарами в зал под фонограмму песни группы «Непоседы» Выстраиваются полукругом. Чтение стихотворений.

Ребёнок

Семья – это мы. Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это Саша, братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

Ребёнок

Семья – это крёстные тети дяди.

Семья – это ё ка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом.

Ребёнок

Эти дни — одно везенье!

Воскресенья так нужны.

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Ребёнок

Папа чашки к чаю моет,

Вытираем их вдвоём.

А потом мы всей семьей

Чай с вареньем долго пьём. Дети и родители показывают сценку «Выходной день у нас дома»

Ребенок

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Ребенок

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

А еще есть друг у меня.

Друг Сережка мне тоже родня.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Ребенок

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Дети садятся на стульчики рядом с родителями

Воспитатель:

— Интересно, а наши родители знают пословицы о семье. Я начну, а вы закончите.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своей семье — всяк сам большой.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

(Родители вместе с детьми читают приготовленные заранее пословицы и поговорки о семье)

Выставка рисунков:

Дети и родители рассказывают о своем рисунке:

— Кто и где изображен на рисунке?

— Чем заняты?

— Какая у вас семья? И др.

Вручение грамот в различных номинациях: «За мастерство», «За искренность и доброту» и другие.

Дети уходят в группу.

Воспитатель:

— Что такое семья? (ответы родителей) А теперь послушайте как ответили ваши дети. (Показ интервью на видео проекторе) Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью. (Информация на слайде)

Что такое семья — этот вопрос стоит задать себе до попытки ее создать. Семья это счастье, к которому нужно готовиться.

Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый.

Чтение стихотворения:

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя! ”

“я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Для чего человеку семья?

Думаю, каждый ответит по-своему (ответы родителей, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций:

Воспитательная функция считается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. “Воспитание великое дело: им решается участь человека», – сказал В. Г. Белинский.

-Как вы выполняете эту функцию?

(ответы родителей)

• Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т. д.

• Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

• Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля.

-Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству.

-Как вы реализуете эту функцию в своей семье?

(ответы родителей)

• Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества.

-Как вы проводите свой досуг? (выступление родителей)

— В какие игры вы играете всей семьей? (ответы родителей) «Веселая мастерская».

(Воспитатель предлагает родителям сделать коллаж семьи)

(в конце все оформляют выставку и защищают свои работы)

Подведение итогов собрания, обмен мнениями:

Воспитатель:

А теперь я раздам вам вот такие сердечки. И мамам предлагаю написать, что такое семья, как они думают? И написать пожелания своему ребёнку. Эти сердечки мы сложим в коробку вот сюда. И будем очень надеяться. Что все, что вы им пожелаете, сбудется.

Воспитатель:

Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Любите друг друга.

Что такое семья

Определение слова «семья»: что это такое в психологии, социологии, педагогике, юриспруденции

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

  • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
  • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
  • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.

Признаки и функции

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.

Функции:

  • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
  • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
  • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
  • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Ресурсы семьи и их виды

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

  • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
  • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
  • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
  • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

  • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
  • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
  • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
  • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
  • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо. В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу, которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

«Семья» — 5 класс

СЕМЬЯ

Подберите слова – ассоциации к слову СЕМЬЯ

  • Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья… Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями…. Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится…

Урок по теме:

Семья и семейные отношения

  • Семья – это группа людей, основанная на кровном ( мать и дети, сестры и братья ) или близком родстве ( муж и жена, свекровь и невестка ).

Что объединяет членов семьи?

1. Ведут общее хозяйство

2. Живут в одном доме

3. Объединяют доходы и расходуют их сообща

4. Совместно воспитывают детей

5. Вместе проводят свободное время.

6. Любят и уважают друг друга

Зачем люди создают семьи?

  • Продолжение рода
  • Воспитание детей
  • Удовлетворение потребности в любви, общении, организации досуга
  • Совместное ведение домашнего хозяйства
  • Забота о малолетних и престарелых.

На каких чувствах, отношениях должна строиться семья?

  • Любовь
  • Уважение
  • Взаимопонимание

4. Взаимопомощь

5. Терпение

6. Умение прощать и многое другое…

Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Собери пословицы и объясни их значение

Начало пословицы

Конец пословицы

На что и клад

И горе не берет

Где любовь да совет

Коли в семье вражда

В семье разлад

Коли в семье лад

Согласную семью

Там и горя нет

Не будет добра

Так и дому не рад

Семьи образуются по-разному. Рассмотрите и прокомментируйте схему.

Семья

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак

В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тетя и племянники и т. д.)

Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей

Основа такой семьи: желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках

Семья – самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек – семей.

Предположите, какое главное предназначение имеет семья,

с точки зрения государства.

Должно ли государство заботиться о благополучии семей?

Семья и государство

  • Статья 38 Конституции РФ

Семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – право и обязанность родителей. Дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели:

  • Улучшение жилищных условий
  • Получение образования
  • Пенсионные накопления матери

В России день матери отмечается в последнее ноябрьское воскресенье.

Какие права в семье есть у ребенка?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

— жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

— на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

— на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);

— на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;

— на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);

— на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Все ли семьи выполняют свои обязанности?

Родители (или один из них), ненадлежаще выполняющие свои обязанности, могут быть лишены родительских прав , если они уклоняются от выполнения родительских обязанностей или злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают на них вредное влияние своим аморальным, антиобщественным поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей. Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей.

Какие бывают семьи?

По числу детей

По родственной структуре

По количеству родителей

1. По числу детей

2. По количеству поколений в семье

3. По количеству родителей

Виды семьи

По числу детей

По родственной структуре

Многодетные

По количеству родителей

Многопоколенные

Малодетные

Полные

Двухпоколенные

Бездетные

Неполные

Практикум. Дайте характеристику своей семьи

Моя родительская

семья

Моя будущая семья

Психологический климат семьи

— это особенности взаимоотношения в семье

Благоприятный

Неблагоприятный

Назовите признаки благоприятного и неблагоприятного климата в семье

Стр. 31

Домашнее задание:

П. 3

Творческая работа

«Моя семья»(сочинение, коллаж, видеоролик)

Спасибо

за урок!!!

Ребенок и семья статья на тему

Ребенок и семья

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья — это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения… «Семья для маленького ребенка, — говорится в книге «Воспитание дошкольника в семье» под редакцией Т.А.Марковой, — почти единственный социальный институт, формирующий его личность.

Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие».

Семья — это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. И здесь важно разумное равенство всех членов семьи. Это непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете (именно с этого начинается ощущение своей равнозначности с другими членами семьи!), рядом со мною отец, мать, бабушка, брат, сестра — у них также есть свои желания, с которыми приходится считаться. У брата и сестры — одинаковые права на любовь и внимание родителей, на лакомства и удовольствия. Ребенок как участник всех внутрисемейных событий проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их идеологию, судит их оценками.

Подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание — главная социальная задача, которая решается обществом и семьей. По каким признакам можно судить о семье как о коллективе, который способен осуществлять эту задачу?

Социальная ценность семьи. Она определяется прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов, значимостью трудовых и общественных обязанностей. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, и праздники, общественные и семейные, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг и отдых и т.д.

Сколько, например, впечатлений приносят детям совместный семейный отпуск или экскурсия по родному городу, подготовка и проведение маминого праздника или дня рождения ребенка или старшего члена семьи! Сколько прелести таят в себе вечерний досуг, чтение книги в кругу близких!.. Это и многое другое не только цементирует семью и рождает новые интересы, но и дает заряд положительных эмоций. И тогда семья при всех свойственных ей заботах и хлопотах, а подчас огорчениях и неудачах способна легче противостоять возможным семейным сложностям. Семья должна быть проникнута оптимизмом, приносить растущему человеку радость.

Единство требований к ребенку со стороны всех воспитывающих лиц. Известно, что воспитание требует от всех взрослых членов семьи высокого чувства ответственности, проявляющегося в единстве их воззрений в семейной педагогике и их требований к ребенку.

Правильные внутрисемейные отношения, в системе которых участвует и ребенок. Всегда ли, например, первоначальный опыт общения в системе отношений «взрослые — ребенок» формирует у растущего человека коллективистические навыки? Об этом не должны забывать родители, ведь многое зависит в воспитании от того, какое положение занимает малыш в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое его желание, любой каприз, то создаются условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать одну из важных социальных задач — воспитание будущего коллективиста. Зато там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам её, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей!) определенные трудовые обязанности, создаются боле благоприятные условия для формирования у него коллективистических черт, активной жизненной позиции.

Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Матери, как воспитательницы собственных детей, хранительницы и созидательницы семейного очага. От неё во многом зависит создание в доме атмосферы уюта, теплоты, заботливости, взаимопонимания, культурного содержания жизни семьи. И отца, как семьянина, гражданина, воспитателя собственных детей. Отношения «мать — отец» — величайший пример для ребенка в постижении им нравственных критериев.

Семейные традиции. О нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях и, следовательно, её потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние детей. Прежде всего потому, что они скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.

…Семья, где растет Виталик, небольшая: отец, мать, сестра. Характерное для отношений в этой семье — дух доброжелательности, трудовая слаженность, взаимоуважение, заботливость. И главное — все равны: и большие и маленькие, все причастны к делам семьи. Отец и мать сумели так наладить быт, что каждый участвует в домашних делах по мере своих сил и возможностей. При необходимости мать подсказывает, кто где нужнее. Отец с сыном занимаются тем, что требует физической силы, заготавливают овощи, ходят в магазины, прачечную, возятся с полотером, пылесосом. Обязанность сестры-

старшеклассницы — ежемесячно платить за квартиру, каждое утро отводить брата в детский сад, наводить порядок в доме. Виталик следит за своим игровым хозяйством, гуляет с собакой во дворе, кормит её, поливает цветы. Когда мама приходит после работы позже обычного, то её уже ждет на столе разогретый ужин, а заботливое «Давай сделаем вместе» или «Давай поможем» то и дело слышит от сына и дочери. И это понятно: ведь в этом тон задает отец.

В этой семье все внимательны друг к другу, умеют считаться с желаниями каждого. В доме, например, не включат радио, если старшеклассница готовит уроки или взрослые отдыхают.

Здесь, по выражению самих родителей, «дети растут удачными». И когда их спрашивают, как они добились таких результатов, коротко отвечают: «Так уж само собой выходит».

Трудовая атмосфера семьи. Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все — старшие и дети — делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Таким образом, совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого пере семейным коллективом.

Эмоциональная атмосфера семьи. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать.

Тональность отношений складывается из мелочей. Стоит прислушаться, как разговаривают члены семьи. Как строится диалог? Что преобладает — спокойствие или раздражение, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?

Велико влияние эмоционально-нравственного микроклимата семьи на становление личности растущего человека. Семья — школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Если эмоциональный строй семьи свидетельствует о душевном её здоровье, то воспитание не является делом трудным. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственны чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко «впитывает» все, что видит и слышит вокруг, «заражается» настроением взрослых. Каких эмоциональных впечатлений он получает больше —

положительных или отрицательных? Какие проявления взрослых он наблюдает — сердечность, заботливость, нежность, приветливость, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, зависть, мелочность, хмурые лица? Все это своеобразная азбука чувств — первый кирпичик в будущем здании личности.

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятия о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все — наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности — в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если малыш видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и он приобретает положительный жизненный опыт. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательства вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитание неизбежно ставится под угрозу.

Итак, мы напомнили некоторые положения, которые позволяют судить о семье как о первом коллективе в жизни ребенка. Исходя из сказанного, давайте попытаемся вместе ответить на второй вопрос: всякая ли семья — коллектив?

Никто, наверное, не станет спорить, что семья может воспитать полноценного полезного члена нашего общества с прогрессивными убеждениями при условии, что все взрослые ведут здоровый образ жизни.

Слова В.А.Сухомлинского: «Коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей», полностью отвечают на поставленный вопрос.

Игонина Т.А., воспитатель детского сада №78

Викторина «Что такое семья?»

Любовь Бойко
Викторина «Что такое семья?»

Викторина «Что такое семья?»

для детей старшего возраста.

Воспитатель: Бойко Л. А.

Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные (мама, папа, бабушка, дедушка); формировать представление о составе семьи.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.

Оборудование: мольберт, музыкальное сопровождение, чайная посуда, фартук, косынка, конструктор, строительная каска, фишки, магниты, угощение.

Оборудование: мольберт, музыкальное сопровождение, чайная посуда, фартук, косынка, конструктор, фишки, магниты, угощение.

Материал демонстрационный: альбом «Инструменты», альбом «Бытовая техника»

Предварительная работа:

— Разучивание пословиц и поговорок о семье.

— Рассматривание фотографий, иллюстраций.

— Чтение стихотворений А. Костецкий «Самое дорогое», стихи на тему «Семья «В. И. Мирясова

— Беседа о семье.

— Рисования на тему «Моя семья».

Ход викторины:

Вед: В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

— Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь (о семье, доме, о взаимопонимании, об отношение в семье)

Сегодня мы проведем викторину «Я и моя семья»

Вам нужно поделиться на две команды и выбрать капитанов.

А теперь придумайте название своим командам.

Сегодня в игре участвуют две команды. Это команда «Дружная семейка» (поприветствуем их). И команда «Весёлая семейка» (поприветствуем их).А оценивать ваши ответы будет жюри в составе: родители Корсун Светланы Валерьевны и Крюковой Светланы Николаевны_ За каждое правильно выполненное задание команда получит домик, в конце игры жюри подсчитаем домики и мы узнаем кто победил.

Первое задание. Разминка.

— Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)

Семья – это родные люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Вам предстоит отгадать загадки. Загадка для команды «Дружная семейка»

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (Бабушка)

Следующая загадка для команды «Весёлая семейка».

Он все может, все умеет,

Всех храбрее и сильнее

Штанга для него как, вата

Ну конечно это (папа)

Загадка для команды «Дружная семейка»

Много их на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только у каждого, она одна.

Всех дороже Вам она

Кто она? Отвечу я… (это мамочка моя)

Следующая загадка для команды «Весёлая семейка».

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый… (дед)

Вед :Молодцы, жюри сейчас нам объявит итоги первого конкурса

Второе задание

Кто знает стихотворения о своих родственниках? Кого мы называем родственниками?

(мама, папа, дедушка, бабушка, ит. д) Чтение стихов.

Вед: Молодцы!

Жюри : Обе команды справились со вторым заданием и принесли своей команде еще по одному баллу. (вручаются домики)

Третье задание

«Назови, кто кем кому приходится»

Кем приходится мальчик маме? (сыном)

Кем приходится девочка папе? (дочерью)

А для бабушки кем приходится мальчик? (внуком)

А для дедушки кем приходится девочка? (внучкой)

Кем приходится девочка для мальчика? (сестрой)

А он ей? (братом)

Жюри: Молодцы! Обе команды справились с третьим заданием и принесли своей команде еще по одному баллу. (вручаются домики)

Динамическая пауза: Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку:

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева,

А я сам бегу трусцой и качаю головой

Четвёртое задание

В каждой семье существует такая традиция, как встречать гостей. Хорошей хозяйкой считается та, которая умеет вкусно приготовить еду, красиво накрыть на стол. И сейчас мы проверим, какими же хозяюшками растут наши девочки.

Девочка из каждой команды должна приготовиться к приходу гостей, накрыть на стол. Ваша задача — сделать это быстро, аккуратно, красиво.

— Вы пошли бы пить чай к такой хозяйке?

.(имя) доказала нам, что она растет хорошей хозяйкой.

Мальчики из каждой команды будет строить дом из конструктора. Ведь издавна в народе говорили, что одна из задач мужчин — построить дом.

Команды выбирают по одному мальчику, которые будут участвовать в конкурсе.

(имя) всем показал, какой хороший он строитель.

Жюри подводит итоги. (вручаются домики)

. Пятое задание

игра «Четвертый лишний»

Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

*мама, соседка, бабушка, сестра

*бабушка, подруга, сестра, мама.

*Дворник, брат, папа, дедушка.

*Дедушка, папа, водитель, отец.

Итак, жюри подводит итоги. (вручаются домики)

Все семьи разные – бывают большие и маленькие. Все мамы, папы, дедушки, бабушки, дети – отличаются друг от друга — фамилиями, именами, внешностью. В каждой семье существуют свои традиции. Традиции – это основа семьи. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Каждая семья интересна по — своему, у каждой свои традиции. А какие традиции существуют в ваших семьях? (ответы детей)

Жюри подводит итоги. (вручаются домики)

Шестое задание

Вед: Здесь нужно проявить смекалку и сообразительность.

Задание для первой команды:

Сына зовут Сергей, папу зовут Ваня. Как будут называть сына, когда он

вырастет?

Задание для второй команды:

Дочку зовут Оля, папу зовут Сережа. Как будут называть дочку, когда она

вырастет?

Команда, ответившая правильно, получает фишку.

Жюри подводит итоги. (вручаются домики)

Музыкальная пауза

Для того чтобы немножко отдохнуть, предлагаю вам спеть песню о своей семье. Исполняется песня

«Моя семья»

Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно

И совсем-совсем неинтересно.

А вот когда со мной мои родные

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье.

И всегда так было, есть и будет…

Припев: Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я весёлой, буду очень рада,

Если будут рядом сестрёнка с братом.

А ещё я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья,

Вся моя семья.

И надо мне признаться папе с мамой,

Что иногда бываю я, конечно,

Немного непослушной и упрямой,

Но люблю, люблю Вас бесконечно!

Меня не напугают неудачи,

Не страшен будет мне холодный ветер,

Со мной моя семья,а это значит:

Я счастливей всех на этом свете!

Припев

Седьмое задание

Вед: Следующее задание для капитанов называется «Найди картинку с правильным ответом» картинки лежат на столе –задание капитанов, найти картинку с правильным ответом и прикрепить ее к магнитной доске.

Ведущий читает

дети отвечают:

Мама мелет кофе в (кофемолке)

Белье стирает (стиральная машина)

Яйца для пирога взбивают (миксером)

Бабушка гладит белье (утюгом)

Папа пылесосит ковер (пылесосом)

Мама прокручивает мясо через (мясорубку)

Дедушка забивает гвозди (молотком)

Папа сверлит дырку в стене (дрелью)

Жюри подводит итоги. (вручаются домики)

Вед: Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.

Время нашей викторин подошло к концу. Я хочу, что бы вы сейчас сказали по одному сердечному слову о своей семье.А начнем так:

— Я люблю свою семью, потому что она (дружная. крепкая, трудолюбивая. заботливая, большая)

Все члены команд работали активно. Отдельное спасибо хочу сказать нашим капитанам. Хорошо, когда семья большая и дружная, и мы в детском саду живем большой и дружной семьей!

Жюри подводит итоги и вручает участникам сладкие призы.

Список литературы:

1. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

2. Л. Л. Тимофеева «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2011.- 464 с.

3. Л. Б. Фесюкова «Воспитываем и обучаем. Комплексные занятия и игры для детей 4-7 лет. –Х.: АН ГРО ПЛЮС», 2008 – 208 с.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх