Помост

Вопросы веры

Семья и церковь

Конспект урока «Дом и семья в православии

Тема урока: Дом и семья в православии.

Цель урока: Формирование у учащихся первоначальных представлений о доме и семье как о духовно – нравственных ценностях православной культуры, формирование определений и понятий » Домострой», » Мясоед», формирование уважительного отношения к культурным традициям своей страны и народа, осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи.

Планируемые результаты:

Предметные – понимать смысл обряда » Венчание», особенности семейных традиций в православной культуре.

Метапредметные – исследовательские навыки, умение работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность.

Личностные – испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; осознавать свою роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи; знания сюжета жития Петра и Февронии, объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.

Основные понятия и термины: венчание, дом, семья, «Домострой».

Основные персоналии: Пётр и Феврония Муромские.

Изучение нового материала

Ход урока

Организационный этап.

Звенит звонок . Ребята давайте забудем о всех своих проблемах и подарим друг другу улыбку. ( Слайд 1)

  1. Мотивация учебной деятельности.

Постановка целей и задач урока.

Ребята сегодня на уроке мы поговорим о чём – то приятном, светлом, согревающем душу каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, послушав стихотворение

— Так , о чём мы будем говорить на уроке?

Тема урока: » Дом и семья в православии»

(Слайд 3.)

Именно дом олицетворяет собой родину, нашу семью, то место, откуда человек начинает своё вхождение в мир, познаёт его и делает свои первые шаги.

  1. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы должны будем выяснить : что такое семья в православном мире, что объединяет членов такой семьи, взаимосвязь дома и семьи.

Прочитайте текст в учебнике и подчеркните новые для вас слова.

Дети улыбаются друг другу.

Ученик читает стихотворение » Дом»

Есть дом, в котором я живу,

И для меня он лучший самый,

В нём и во сне и наяву

Я слышу добрый голос мамы

А вечерами папа мне

Когда смолкают птицы в гнёздах,

Рассказывает о луне,

Ракетах, спутниках и звёздах.

Здесь в мире мы за годом год

Живём, друг другу помогая

И вместе с нами здесь живёт

История родного края.

О доме и семье

Дети самостоятельно работают с текстом.

Подчёркивают слова » венчание», «красный угол», «Домострой», «Мясоед»

Первичное усвоение новых знаний

Как вы поняли эти слова ?

Ребята, а что такое семья?

( Слайд 4).

«Дом» — более многозначное понятие. Это и жилое здание и семья, живущие вместе люди со своим хозяйством.

В одном городе в маленькой квартирке жили муж и жена. Хорошо жили. Но чего – то им не хватало для полного счастья. И решили они построить свой дом. Давайте поможем им это сделать.

Выберите и з пословиц ключевые слова, объясните свой выбор. Это будут кирпичики для нового дома.

Постройте из этих слов – кирпичиков свой дом и объясните выбор.

Дети объясняют значения слов.

Венчание – это церковный обряд бракосочетания. Назван так по тому, что над головами брачующихся держат венцы (короны).

«Домострой» — свод житейских правил и наставлений и наставлений, домашних обычаев, памятник русской литературы середины16 века.

«Красный угол» — почётное место в доме.

«Мясоед» — дни когда православные могут не поститься.

Семья – это объединение людей, основанные на браке или кровном родстве, связанные общим бытом, взаимной помощью, ответственностью.

Дети работают с пословицами и выбирают главные слова: семья, дружба, мир, согласие, любовь.

Дети рисуют дом. (Слайд 5,6).

Семья – это основа, фундамент.

Дружба и согласие — стены.

Любовь – крыша.

Мир – это окно, через него мы видим, что происходит вокруг.

Дом готов, тепло и чисто в нём, а полного счастья всё нет. Выберите пословицу в которой дан совет для наших героев. Что принесёт им полное счастье в жизни.

Ребята, рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом и смыслом. Нас любят за то, что мы есть. И так, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике.

Физминутка.

  1. Включение в систему знаний.

— Как называется вступление в брак в православии?

На головы молодожёнам возлагают венцы. Это знак того, что они самые почитаемые люди в округе. Так же молодые обмениваются кольцами.

Что символизируют обручальные кольца?

В бедных храмах на голову жениха и невесты надевали венки из полевых цветов. Давайте «сплетём» венок из добродетелей. Какие «цветы» нужно вплести, чтобы брак был счастливым?

( Слайд 11).

Сохранять добрые отношения в семье не просто. Главное соблюдать золотое правило этике. Давайте его вспомним?

Дети выбирают пословицу

(Слайд 7).

Семья без детей, что цветок без запаха.

( Слайд 8).

Работа с учебником.

— венчание.

(Слайд 9,10).

Кольцо не имеет конца.

Муж и жена должны оставаться вместе и в горе и в радости.

Дети выбирают добродетели.

Ученик называет правило.

(Слайд12).

— А какое главное условие долголетия?

— О чём говорится в пятой ветхозаветной заповеди?

— Что значит почитать родителей?

— Зачем нужно почитать родителей?

— Пятая заповедь – единственная из десяти, в которой Бог обещает вознаграждение уже в земной жизни.

Работа с дополнительным

материалом.

Анализ рассказа Л.Н. Толстого » Старый дед и внучек».

— Как вы думаете, что почувствовали родители мальчика, когда узнали, что сын делает лоханку для них в старости?

— Как они по- вашему стали потом относиться к старому деду?

Эта назидательная история нас многому учит. Вот как об этом говорят русские народные пословицы.

( Слайд 13).

Притча

В древние времена жила семья из ста человек. В семье царили мир, любовь, согласие. Люди спросили у главы семьи,

«Как вам удаётся никогда не ссориться?»

Он взял бумагу и написал сто раз одно и то же слово «понимание».

Проявлять заботу о родителях.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети объясняют пословицы.

Пусть ваши семьи охраняют святые, защитники семейного благополучия.

Образцом супружеской верности для православных являются святые » Пётр и Феврония»

— Семейная жизнь — это не обыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным, нужно соблюдать некоторые правила. Давайте с ними познакомимся.

  1. Рефлексия.

— Скажите, ребята, о чём мы сегодня вели разговор?

Дом и семья рассматриваются как духовно – нравственные ценности. Они являются одними из самых значимых устоев жизни православного верующего.

Семья угодна Богу. Без крепкой нравственной семьи невозможно ни одно государство. Семья — основа духовности общества.

— А можно ли обойтись одним из этих понятий, для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная?

Хочу пожелать вам, вашим родителям, бабушкам и дедушкам здоровья. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите своё тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.

Будьте гостеприимны — «чтите гостей, откуда бы они к вам не пришли» (Владимир Мономах).

Дети смотрят слайды и слушают легенду о святых.

( Слайды 14,15,16,17).

Просмотр ( Слайда 18).

О доме и семье.

Дети строятся в круг, берутся за руки, каждый произносит всего лишь одну ценность необходимую для семейного счастья.

Конечно, нет.

Домашнее задание:

1.Общее для всех: нарисовать свою семью.

2. По выбору: подобрать высказывания о семье, выдающихся людей, русских писателей;

подготовить рассказ о святых покровителях семьи;

выучить стихотворения о доме, семье;

написать сочинение » Моя семья»

Звучат слова из песни «Родительский дом»

(Музыка В. Я. Шаинского, слова М. И. Рябинина):

Родительский дом, начало начал,

Ты в жизни моей надёжный причал.

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Дети выходят из класса под музыку.

Конспект урока «Дом и семья в православии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Среднеякушкинская средняя общеобразовательная школа

Новомалыклинского района

Ульяновской области

Урок в 4 классе по ОРКСЭ

Тема: Дом и семья в православии.

Андреева Любовь Ивановна,

учитель начальных классов

2017г.

Цели: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, как традиционные религии относятся к семье.

Задачи: формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;

способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;

способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье;

Оборудование: проектор, компьютер, экран, учебное пособие А.Н.Сахарова, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы религиозных культур народов России», видеоролик «Гимн семье»,

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  1. Определение темы урока

— Сегодня на уроке пойдёт речь о главной ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав загадку.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

— Что такое по-вашему «семья»? (ответы детей)

2. Понятие слова «семья»

Учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения.

( один из учеников прочитает вслух определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова)

  1. Это группа живущих вместе близких родственников;

  2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Учитель. Вывод: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи). И от вас? (Да).

— Семья играет особую роль в жизни каждого человека независимо от того, какую религию он исповедует.

II. Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя.

Дом и семья всегда почитались во всех религиях а, сегодня на уроке мы поговорим о семье и доме в православии. Христианская семья была всегда окружена особым вниманием Православной Церкви. При строительстве нового дома обязательно приглашался священник освятить жилище, т.е. он произносил молитву, а делалось это для спокойствия и уюта в доме, недаром говорят » Мой дом моя крепость».

— Как понимаете смысл пословицы?

— В христианской семье в каждом доме стояли иконы.

— Ребята, давайте вспомним, что такое икона? (Икона — прежде всего священный предмет.Изображенный на ней лик святого, или того, кто причислен к святым.)

Слайд 1 Православные иконы всегда стояли в доме на самом почётном месте, которое именовалось красным (т.е. красивым) углом. Образа следовало держать в чистоте, почитать их свято, молясь и каясь перед ними. «В красном углу молилась вся семья. Считалось, что совместная молитва имеют особую силу. Неслучайно христианскую семью называют «малой церковью». В православных семьях было много детей.

Слайд 2 Созданию новой семьи издавна знаменовалось венчанием в церкви. Священник благословлял брак и испрашивал для семьи Божью помощь в рождении и воспитании детей. Во время венчания супруги давали клятву хранить верность друг другу.

2.Работа по учебнику — чтение текста(с. 41-42)

Откройте учебник на с. 41 посмотрите на святых Петра и Февронии .

Образцом супружеской верности для православных являются святые Пётр и Феврония. Христиане почитают их как покровителей семьи и брака.

— Почему? Мы узнаем посмотрев мультфильм, ( Сказание о Петре и Февронии) и прочитав отрывок из учебника.

— Что вы можете сказать о Петре и Февронии, какими они были?

— Как они относились друг другу?

— Как Петр и Феврония правили княжеством?

– Что вы узнали о Дне семьи, любви и верности? (ответы детей)

Слайд 3 Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). Первый памятник Петру и Февронии был поставлен в городе Муроме, также памятники появились и в других городах: в Сочи, в Архангельске, в Ульяновске, в Ярославле.

Учитель:- А в некоторых городах появились даже памятники семье. Ребята подготовили информацию об этом и хотят Вам рассказать.

3.Сообщение детей. «Памятники семье»

1 ученик В Ташкенте установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.

2 ученик Памятник семье Володичкиных

построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.

3 ученик В центре города Саранска на перекрестке улиц Советской и Демократической, рядом со Свято — Феодоровским Кафедральным собором, стоит памятник семье работы скульптора Николая Филатова. Двое взрослых — мама и папа, а рядом дети — старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери.

4.Физминутка » Семья «

Слайд 4. Учитель:- У праздника появился свой символ – ромашка.

— Ребята, скажите почему именно ромашка?

(Так как праздник приходится на лето, а лето ассоциируется с цветами, символом праздника стала ромашка. Почему ромашка? Да потому что это самый распространённый цветок в России, и он издревле является символом любви.)

Слайд 5. Медаль виде «ромашки» дарится семейным парам, которые отметили серебряную и золотую свадьбу. Эти медали даются «За любовь и верность».

Слайд 6. Два лепестка которой покрыты красным и синим цветом означают как символ мужского и женского начала, символ крепкой семьи.

— Подумайте, что нужно для того чтобы семья была крепкой?

Слайд 7. — Давайте подведём итог.

— В семье должно быть доверие и взаимопонимание.

— Делись со своими близкими огорчениями и радостями.

— Не причиняй боли родному человеку.

— Помогай родителям.

— Уважай старость.

Учитель: — Я хочу пожелать вам, ребята, чтоб вы, дарили радость, всей своей семье.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
III. Подведение итогов урока

IV. Рефлексия

Я узнал…
Для меня стало новым…
Меня удивило…
Я приобрёл…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…

Предлагаю вам нарисовать символ праздника семьи, любви верности.

— Поэт Илья Резник написал замечательный «Гимн Семьи», который я предлагаю вам послушать.

Приложение для учителя №1.

Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно. Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

Протоиерей Алексий Уминский

«Брак — чудо на земле. В мире, где все и все идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством».

Митрополит Антоний Сурожский

Счастье, конечно, должно быть нравственно-выдержанное, то есть должна быть подлинно христианская любовь между мужем и женой; и когда я говорю «христианская», я не говорю — что-то экзотическое и странное, а просто то отношение, в котором человек почитает, любит другого, считается с ним, считает, что он или она (это относится к тому и другому) с радостью пожертвует чем-то желанным ради другого; что дети тоже воспитываются в правде, в любви, что им стараются внушить, что добро приносит радость, а не только натугу, и т.д.

Первое правило религиозной жизни — так полюбить своего ближнего, чтобы быть готовым для него отдать свою жизнь. А «отдать жизнь» вовсе не значит умереть, это значит изо дня в день, из часа в час пренебрегать собой, отстранять свою озабоченность о себе, для того чтобы думать о другом. В этом — все Евангелие. Спаситель нам говорит, что все Евангелие, весь закон и пророков можно выразить так: возлюби Бога всем сердцем, всем умом, всем помышлением своим и ближнего своего, как самого себя. И вот это — все.

Митрополит Антоний Сурожский

Приложение для учителя №2.

Есть ли у каждого человека своя половина?- Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.- Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?- Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут — будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и

неподходящие одновременно. С одной стороны — человеческая природа искажена грехом, а с другой — у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей. Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.- Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.- Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.

Протоиерей Алексий Уминский

Тема урока: Христианская семья и ее ценности методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок № 28.

Тема урока: Христианская семья и ее ценности

(в тексте учебника соответствует уроку № 27).

Цель: христианская семья. Основные ценности и традиции христианской семьи.

Задачи.

Образовательные:

1. Познакомить с понятиями: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.

2. Познакомить с основными ценностями христианской семьи.

Развивающие:

1. Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к христианской семье в целом и к ее традициям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Формы работы на уроке: слушание, работа в тетради, рассматривание и обсуждение иллюстраций к уроку, работа с учебником.

Основные понятия: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Понятие семья, христианская семья.

4. Обряд венчания – слайд 1-5.

5. Обручальные кольца – слайд 6-7.

6. Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.

7. Любовь к детям.

8. Любовь детей к родителям.

9. Понятие традиция.

10. Традиции христианской семьи.

10.1. Дисциплина в семье.

10.2. Молитва.

10.3. Праздники.

11. Домашнее задание: записать ценности своей семьи в виде рассказа.

12. Подведение итогов.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Понятие семья, христианская семья.

Семья – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании. (Работа в тетради: запись понятия). Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее; семья – зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу. Юридическая регистрация не создает семьи; для нее не имеет значение сходство вкусов, возрастов, профессий или число людей. Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

4. Обряд венчания.

Вступление в брак в православии называется венчанием. (Работа в тетради: запись понятия). На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что они в этот день «князь» и «княгиня». (Слайды 1-3) Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. (Слайды 4-5). Когда жениха и невесту водят по церкви с венцами на голове, хор поет молитву именно мученикам, которые были убиты когда-то за свою верность Богу и Церкви. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, должны оставаться верными друг другу и все претерпеть ради сохранения семьи.

5. Обручальные кольца.

Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами, которые называют обручальными. (Слайды 6-7). Кольцо не имеет конца. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти, когда станут мужем и женой. Они должны оставаться вместе, даже если будут у них болезни и несчастья.

6. Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.

Ценность – значение определённых предметов, явлений, процессов для человека. (Работа в тетради: запись понятия).

В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям.

Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга должны отречься от своего «я». Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба. Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что бы вы ни делали, все касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.

7. Любовь к детям.

Семья растет, у нее появляются новые измерения и перспективы. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга. После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, то есть не требует ничего взамен, и образец этому – любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Прекрасно выражена любовь к матери к ребенку на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе. (слайды 8-9)

8. Любовь детей к родителям.

В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Для них «добро» – это состояние счастья, радости, внутреннего мира и любви к другим людям. Как сказал апостол Петр в момент Преображения: «Хорошо нам быть здесь!» Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, «что такое хорошо».

В христианской семье ребенок приобретает умение заранее замечать то, что может причинить боль другому человеку. Такое умение называется тактичностью. (Запись понятия в тетрадь). (Чтение учебника на стр. 87, пример про сыновей).

Учитель рассказывает историю про Хама, сына Ноя.

Вопросы:

Подумайте, как вы можете оценить поступок Хама?

По ответам детей учитель может задать еще 2-3 вопроса, затем переходит к объяснению того, что имя Хама стала нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям и в том числе к родителям.

9. Понятие традиция.

Традиция – то, что сложилось в течение определенного времени и повторяется на протяжение продолжительного времени.

10. Традиции христианской семьи:1. Дисциплина в семье .2. Молитва.3. Праздники.

10.1. Дисциплина в семье.

У любви есть еще одно проявление – дисциплина, этот «крест власти», который призваны нести родители. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая созидается в семье. Это и подчинение жены мужу, и уважение мужа к жене.

Дети прекрасно понимают, насколько искренне родители соблюдают принятые дисциплинарные правила – будь то регулярное посещение храма, доброжелательство и гостеприимство, воздержание от курения или алкоголя. Христианский быт строится на исполнении закона как действенного принципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Только в такой атмосфере ребенок может научиться дисциплине.

Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни, когда его защищают от незаметной для него опасности. «Не выбегай на улицу!» «Не трогай!» «Не лезь сюда!» Очень рано в послушании начинает играть главную роль решение самого ребенка – слушаться или нет: «Мама сказала этого не делать. А что будет, если я все-таки сделаю? » Чем старше ребенок, тем важнее для него понимание иерархичности дисциплины. Родители-христиане могут помочь детям понять, что в основе всякой дисциплины лежит один принцип: «Да будет воля Твоя», а не принцип родительского «я так хочу».

Основные положения семейной дисциплины, которыми руководствуются христиане:

1. Вся семья, включая родителей, должна следовать одним и тем же правилам и запретам.

2. Родители устанавливают простые, четкие правила поведения и закрепляют их своим собственным постоянным чувством ответственности за порядок семейной жизни.

3. Родители любовно пытаются понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и личность.

4. Родители ясно сознают, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что выходит за пределы ее компетенции и не может быть навязано принуждением.

10.2.Молитва.

Молитва – это беседа с Богом, это «стояние перед Богом», для молитвы необходимо искреннее усердие человека с помощью благодати Божией. В каком-то смысле молиться учат так же, как учат говорить. Существует врожденная способность к речи; но должно быть и то, о чем нужно сказать, и обладание искусством речи. В семье ребенок учится говорить, общаться с другими людьми, и в семье же может «научиться» молитве.

Обычно первая молитва ребенка – это просьба («Господи, пожалуйста…»), когда ребенок составляет длинный список имен, которые ему хочется упомянуть. Очень важно, чтобы родители действительно молились с ребенком. Первый опыт разговора с Богом для ребенка очень важен. Тем самым он подтверждает, что Бог есть, и ему важно связать с этим открытием имена людей, которых он знает и любит.

В православных семьях обычно прежде всего выучивают молитву «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», которую произносят при крестном знамении. Постепенно дети знакомятся с другими важными молитвами. Они становятся частью их жизни.

10.3.Праздники.

Одной из традиций христианской семьи являются праздники. Церковные праздники для детей – настоящее торжество, если их отмечают и дома. Только дома ребенок получает подлинное удовольствие и радость в праздничный день. Праздничная литургия совершается в храме, значение праздника объясняют в школе, но праздником для детей он становится дома. Церковные праздники связаны со всем укладом жизни. На Троицын день дома украшают зелеными ветками, на Преображение благословляют первые плоды, на Благовещение выпускают из клеток птиц. В христианской семье отмечаются дни рождения всех членов семьи, престольные праздники. Так называют праздники, посвященные Христу, богородице, святым, чудотворным иконам, событиям священной истории, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские. Престольными празднествами для тех или иных храмов может быть и рождество Христово, и благовещение, и успенье богородицы, одним словом, любой из общецерковных праздников. Во время праздника вся семья собирается вместе.

11. Домашнее задание: записать ценности своей семьи в виде рассказа.

12. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового.

Давайте вспомним:

Что такое семья? Что такое ценность?

Что такое традиция?

Как вы поняли, что такое тактичность и что такое хамство?

Почему в православии семью называют малой Церковью ?

ми регулируемые? 1.1. Область, регулируемая моралью, шире. 1.2. Шире область, регулируемая правом. 1.3. Право и мораль регулируют различные области. 1.4. Практически они регулируют одно и то же. 2. Как понимается положение о моральности права? 2.1. Право отражает господствующую в обществе мораль. 2.2. В своей сути право выражает сложившееся в обществе представление о добре и зле. 2.3. Право равно воздает всем членам общества, вне зависимости от чинов, рангов, состояния. 2.4. Право способствует нравственному совершенствованию общества. 3. Мораль сформировалась в ходе: 3.1. Выделения человека из мира животных. 3.2. Образования социальных общностей. 3.3. Возникновения общественных отношений. 3.4. Возникновения системы табу. 4. В чем сущность моральной прогностики: 4.1. В формировании кодексов обязательного поведения. 4.2. В формировании идеала должного человека и путей его достижения. 4.3. В определении модели человека, нужного государству. 4.4. В стремлении помочь человеку успевать за процессами социальных преобразований. 5. Что характеризует ситуацию морального конфликта как варианта морального выбора? 5.1. Это ситуация, в которой при любом варианте выбора принципиально не может быть добра. 5.2. Это столкновение интересов, представляемых разными социальными общностями. 5.3. Это вариант выбора, когда сталкиваются внутренние ценности человека. 5.4. Это ситуация, когда поведение человека противоречит общепринятому пониманию добра.

Семья – это таинство рая

Что такое христианская семья

Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.

Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни — почерпнув свои знания в «Домострое», другие — в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди, составляющие приход, очень часто смотрят вокруг себя, чтобы найти себе пару, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье; как бы не ошибиться — ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема.

Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий — что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел ввиду только деторождение.

Первое признание в любви

В Библии мы видим христианский образ любви и брака.

Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.

В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только восприятие рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства. У Церкви другие задачи.

Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь — страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

Семья – малая Церковь

Помочь семье стать малой Церковью — вот наша главная задача.

И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.

У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.

Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию — очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.

А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

Супружеские отношения – отношения любви и свободы

Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее, этот вопрос существует, и никуда нам от него не деться.

Осуществление супружеских отношений — вопрос личной и внутренней свободы каждых супругов.

Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина Венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться? Почему ставится вопрос о принятии Святых Христовых Тайн — Бога Воплотившегося — в нашу человеческую природу с некой скверной в отношения, освященных Венчанием? Ведь написано: ложе не скверно? Когда Господь посетил брак в Канне Галилейской, Он же наоборот добавил вино.

Здесь встает вопрос сознания, которое все отношения низводит до какого-то животного отношения.

Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, который сказал, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.

Поэтому супружеские отношения – отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.

Любовь в браке

Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.

Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.

Церковь должна охранять брак

И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.

Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.

С другой стороны, Церковь имеет право заключать только те браки, которые заключены в ЗАГСе, здесь и получается странная вещь. В итоге некоторые священники говорят странные слова: «Вы распишитесь, поживите немножко, — годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться». Господи, помилуй! А если разведутся, что не было брака? То есть такие браки как бы не считаются, как будто их не было, а которые Церковь повенчала – это на всю жизнь…

С таким сознанием невозможно жить. Если такое сознание мы принимаем, то и любой церковный брак тоже будет распадаться, — ведь есть причины для расторжения церковного брака. Если таким образом относиться к государственному браку, что он такой «недобрак», то количество разводов будет только увеличиваться. У брака венчанного и невенчанного одна и та же природа, последствия развода везде одинаковы. Когда допускается странная идея, что можно пожить до венчания, то каким у нас будет сам брак? Что тогда мы понимаем под нерасторжимостью, под «двое – плоть едина»? Что Бог сочетал, человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле, — по-настоящему, глубоко — они все равно осуществляют природу брака, данную Богом.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.

Подготовка к браку

Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака. И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.

А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.

Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.

При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.

А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.

Ответы на вопросы

Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь

— Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?

Брак — ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.

Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.

— Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?

— Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.

Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то — поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.

А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.

Половина

— Есть ли у каждого человека своя половина?

—Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.

— Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?

— Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут — будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.

Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны — человеческая природа искажена грехом, а с другой — у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.

Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.

— Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.

— Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.

Подготовила Надежда Антонова

Молитва о замужестве

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх