Помост

Вопросы веры

Шаманизм как религия

Шаманизм — что это такое с точки зрения религии?

До появления многочисленных религий особое распространение имел шаманизм, включающий огромное количество обрядов и правил. До сих пор есть племена, и даже народы, которыми управляют шаманы. Считается, что это избранные люди, имеющие способности общаться с Высшими силами.

Что такое шаманизм?

Ранняя форма религии, основанная на общении человека с духами в состоянии транса, называется шаманизмом. Он имеет тесную связь с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Согласно проведенным исследованиям шаманские практики были известны еще во время неолита и бронзового века. Есть разные национальные и религиозные формы шаманизма, например, корейский, якутский, алтайский и так далее.

Шаманизм – это политеистическая религия, где разные явления природы принято рассматривать, как божества, а все окружающие предметы, наделенные душой. Шаманы утверждают, что только осознанная принадлежность человека к Вселенной дает шанс избавиться от страха и чувства несправедливости. Они обладают способностью путешествовать в другие миры и общаться с разными духами, получая силу от сверхъестественных источников.

Шаман считается избранником духов, и получить свой дар он может через «шаманскую болезнь» – состояние, которое похоже на летаргический сон. Большое значение имеет встреча с духом-опекуном, который является защитником от негатива. Состояние, когда шаман находится в транс, называется камлание, а сопровождается оно ударами барабана, танцами и заклинаниями. Современный шаман выполняет несколько функций: жреца, прорицателя, знахаря, советника и другие.

Шаманизм как религия

Хоть отдельные элементы шаманизма можно найти практически во всех религиях, назвать его отдельным религиозным направлением нельзя. Он включает сочетание экстатических и терапевтических методик, позволяющих взаимодействовать с параллельными мирами. Религия, шаманизм и магические направления являются разными понятиями, которые, так или иначе, переплетаются друг с другом.

Признаки шаманства

Как уже было сказано, магические силы человек получает, если духи решили наградить его. Есть версия, что шаманство и шаманизм могут передаваться по наследству. Существуют некоторые признаки, по которым можно определить избранность.

  1. На теле могут находиться необычные пометки, например, родимые пятна, или же учитываются физические дефекты, так в Сибири признаком наличия сил является лишний палец на руках или ногах.
  2. Ориентироваться необходимо на личностные черты, так потенциальные шаманы любят уединение на природе. Такие люди являются замкнутыми.
  3. Наличие у человека сверхъестественных сил, которые проявляются в видениях будущего, в пророческих снах, возможность видеть души умерших и так далее.
  4. Желание изучать шаманизм, причем оно должно быть сильным и не иметь никакой обоснованности. Во время выполнения специальных упражнений стремления только повышаются.

Шаманизм и православие

Многие люди интересуются, как церковь относится к разным направлениям, которые имеют отношением к магии. По мнению священнослужителей, шаманизм и христианство – это две несовместимые вещи, поскольку все, что заставляет человека веровать в духов, демонов и других сверхъестественных существ находится под запретом и считается проявлением бесовщины. Все магические направления являются преградой для человека достичь единства с Господом.

Шаманизм в современном мире

В последнее время магия шаманов стала интересовать большое количество людей, которые стремятся к духовному росту и желают получить силу для исцеления. Времена, когда люди стремились найти избранного прошли, и в современном мире они сами пытаются изучить шаманские обряды, проходя обучение и посвящение. Если раньше знания передавались из уст в уста, то благодаря письменности много информации является доступной для обычного человека.

Шаманизм – магия, которая требует длительного обучения, и начать можно с прочтения специальной литературы. Популярностью пользуется книга М. Харнера «Путь шамана». Полученные знания, необходимо постоянно применять на практике, поскольку шаманизм можно постигнуть только через опыт. Еще рекомендуется проводить много времени на природе, изучая ее возможности и обучаясь слышать ее советы.

Шаманизм – интересные факты

В разных уголках мира шаманизм имеет свои особенности, которые зависят от географического положения, колорита и других особенностей.

  1. В Австралии исследователи обнаружили только зачатки шаманизма, а их представителей называли бирраарка.
  2. Интересные факты: шаманы Южной Америки назывались мачи, и они излечивали людей от болезней, вызванных действием злых духов. Во время проведения ритуал они непременно доставали какой-то предмет из тела больного.
  3. В Боливии шаманы назывались бара и они связывались с духами, делали предсказания и имели способности к колдовству.
  4. В Корее шаманизмом занимались только женщины и назывались они му-дан. Важно отметить, что силы и знания передавались только по наследству. Они кроме основных способностей шаманов умели делать амулеты, гадать и заклинать.

Bookitut.ru

«Тайный язык» — «Язык животных»

В период посвящения будущий шаман должен изучить тайный язык, которым он будет пользоваться во время сеансов, общаясь с духами и духами-животными. Этому языку он учится от наставника или собственными путями, то есть непосредственно «от духов»; оба способа сосуществуют, например, у эскимосов. Существование специального тайного языка зафиксировано у лапландцев, остяков, чукчей, якутов, тунгусов. Считается, что во время транса тунгусский шаман понимает язык всей природы. Тайный шаманский язык очень развит у эскимосов, у которых он употребляется как средство общения между ангакутами и их духами. У каждого шамана есть своя песнь, которую он поет, чтобы вызвать духов. Даже там, где не говорится непосредственно о тайном языке, еще заметны его следы в непонятных рефренах, повторяемых во время сеансов — например, у алтайцев.

Это явление мы встречаем не только в Северной Азии и Арктике, но почти везде. Во время сеанса хала пигмеев семангов разговаривает с шенои (небесными духами) на их языке; как только он выходит из церемониальной хижины, он говорит, что все забыл. У ментавейцев посвящающий наставник дует через бамбуковую трубку в ухо неофита, чтобы тот обрел способность слышать голоса духов. Батакский шаман во время сеансов употребляет «язык духов», а шаманские песни дусунов северного Борнео (Калимантана) поются на тайном языке. «Согласно традиции карибов, первый пиаи (шаман) был мужчиной, который, услышав песнь, долетающую со стороны реки, смело нырнул в воду и вынырнул только после того, как выучил наизусть песнь женщин-духов и получил от них все необходимое для своей профессии».

Очень часто этот тайный язык является «языком животных» или является имитацией криков животных. В Южной Америке в период посвящения неофит обязан научиться наследовать голоса животных. В Северной Америке, в частности, у помов и меномини, шаманы также имитируют пение птиц. Во время сеансов у якутов, юкагиров, гольдов, эскимосов и других народов слышны крики диких зверей и птиц. Кастанье описывает казахско-киргизского бакса, который бегает вокруг шатра, подпрыгивает, издает крики: «лает, как собака, обнюхивает зрителей, мычит, как вол, воет, кричит, блеет, как ягненок, визжит, как свинья, ржет, рычит, с удивительной точностью наследует крики зверей, пение птиц, шум их полета и т. д., что производит на зрителей очень сильное впечатление». «Нисхождение духов» часто выглядит именно так. У индейцев Гайаны «молчание вдруг прерывается взрывом странных, но действительно страшных криков; это рычание, вой, наполняющие хижину до такой степени, что дрожат ее стены. Этот шум раздается как ритмический рык, постепенно переходя в глухое и отдаленное ворчание, чтобы затем возобновиться с новой силой».

Присутствие духов возвещается точно такими криками, какими объявляют о своем появлении животные (см. выше). Многие слова, используемые во время сеанса, напоминают птичьи крики и голоса животных. Как заметил Летисало, шаман приходит в экстаз с помощью своего бубна и характерного пения типа «йодль», при этом всегда поются магические тексты. «Магия» и «песнь» — особенно пение на птичий манер — часто обозначаются одним и тем же словом. Германским словом, обозначающим магическую формулу, является «galdr», происходящее от глагола galan — «петь», причем этот термин особенно относится к птичьему пению.

Изучение языка животных, прежде всего птичьего языка, во всем мире равнозначно познанию тайн Природы и, как следствие, обретению пророческих способностей. Язык птиц обычно изучают, съедая змею или другое животное, которое считается магическим. Эти животные могут открывать тайны будущего, поскольку их считают сосудами для душ умерших и эпифаниями. Изучение их языка, наследование их голосов равнозначно способности общения с потусторонним миром и Небесами. То же отождествление с животным, особенно с птицей, мы обнаруживаем в шаманском наряде или магическом полете. Птицы — это проводники душ. Превращение себя в птицу или наличие птицы-компаньона свидетельствует о способности шамана еще при жизни совершить экстатическое путешествие в иные миры.

Наследование голосов животных, употребление этого тайного языка во время сеансов является еще одним признаком того, что шаман может произвольно передвигаться в трех космических сферах: в преисподней, на Земле и на Небесах; а это значит, что он может беспрепятственно проникать туда, куда имеют доступ только умершие или боги. Воплощение в себе животного во время сеанса является, как мы видели в разделе об умерших, не столько одержимостью, сколько магическим преображением шамана в это животное. Подобное преображение шаман осуществляет также и другими средствами — например, одевая свой шаманский наряд или скрываясь под маской.

Но это еще не все. Во многих традициях дружба с животными и понимание их языка являются признаками рая. Вначале, то есть в мифические времена, человек жил с животными в мире и понимал их язык. И только вследствие первичной катастрофы, сравнимой с «падением» в библейской традиции, человек стал тем, чем он есть сейчас: смертным, разделенным на полы, вынужденным работать, чтобы прокормить себя, и пребывающим в состоянии конфликта с животными. При подготовке к экстатическому состоянию и во время него шаман отвергает обычную человеческую жизнь и временно достигает изначальной ситуации. Дружба с животными, знание их языка, преобразование в животное являются признаками того, что шаман вернул себе «райскую» жизнь, потерянную на заре времен.

Статьи

В мире существует множество различных религий и религиозных течений. Одна из них – шаманизм. Современные историки полагают, что он существовал еще до появления всех остальных религий. Существует шаманизм и сегодня. Он широко распространен среди народов Крайнего Севера, в Африке, Азии, Америке.

Ключевой фигурой шаманизма является шаман, который управляет своим племенем, народом. Он входит в особое трансовое состояние и общается с духами природы, божествами, ушедшими от нас людьми и существами из других миров. К ним обращаются люди для того чтобы решить важную для них и всего народа проблему, узнать свою судьбу, пообщаться с умершими. Есть предположение, что шаманы просто умеют считывать информацию, зашифрованную в окружающем нас мире.

История и суть шаманизма

В каменном веке человек полностью зависел от природы, поэтому ему нужно было слиться с ней, раствориться, следовать ее законам, правилам. Только так он мог выжить. Тогда и появились первые шаманы – люди, которые «могли» при помощи определенных ритуальных предметов впадать в состояние, которое мы сейчас называем трансом. Это состояние позволяло им общаться с природой, стать ее неотделимой частицей.

Слово шаман переводится на современные языки как «колдун», хотя вероятнее всего, его первоначальный смысл предполагал «познание». Через это познание первобытные люди постигали тайны мироустройства, получали знания о природе, окружающем мире.

Шаман был особым, избранным человеком племени, ведь войти в транс, даже в те стародавние времена, мог далеко не каждый. Он одевался в шкуру своего тотемного животного, исполнял определенный ритуальный танец и впадал в состояние, которое иногда называют еще измененным сознанием. Его соплеменники верили, что в это время он общается с духами, посещает другие измерения, находит там ответы на вопросы, интересующие народ его общины, племени, находит способы для излечивания различных болезней и так далее.

В большинстве случаев шаманство передавалось от предков к потомкам, из поколения в поколение по наследству. Техники, методики вхождения в транс сохранялись на протяжении веков, совершенствовались, но мало изменялись. И сегодня для большинства из нас шаман, это человек одетый в звериную шкуру и совершающий ряд определенных действий, движений под удары шаманского бубна.

Основные идеи шаманизма

Это религиозное течение сохранилось практически в неизменном виде у тех народов, которые и до сих пор остаются близки к природе, живут с ней в гармонии, обожествляя, наделяя душой и сознанием такие ее элементы, как деревья, травы, воду, камни. Им приписывались человеческие качества, что привело к возникновению целого сонма различных духов. Общаться с ними, узнавать их потребности, «передавать» им пожелания, просьбы людей может только шаман.

В тоже время малообразованные, не понимающие сущность явлений природы люди абсолютно беззащитны перед высшими силами. Страх перед неведомым, перед явлениями природы, на которые невозможно воздействовать, и способствует дальнейшему существованию шаманизма. В этом смысле основное предназначение шамана – «посредничество» между людьми и духами. В некоторых течениях шаманизма кроме специальных движений с бубном, протяжных песен, других ритуалов для «поиска» ответов на определенные вопросы совершались и жертвоприношения. Чаще всего в роли таких жертв выступали животные, хотя в некоторых племенах это могли быть и люди.

Шаман – кто он?

Как уже отмечалось, знания об основных положениях шаманизма передаются обычно из поколения в поколение. Однако для того чтобы человек стал настоящим шаманом он должен входить в трансовое (измененное) состояние, уметь общаться с духами, путешествовать по другим измерениям. А для этого не достаточно только знаний, нужен индивидуальный опыт, необходимы

определенные способности, которыми обладает не всякий человек.

Оке Ольмарс, религиовед из Швеции, считал, что шаман страдает от арктической истерии. Это заболеванию подвержены обычно жители холодных регионов Земли: Крайнего Севера, Сибири. Он является следствием частого воздействия на организм пониженных температур, недостатком в рационе питания витаминов, а также малочисленностью народности. Одним из ярких проявлений арктической истерии является эпилептический припадок, который и рассматривается шаманом и народом его племени как возможность переходить в измененное состояние. Сопровождающие припадок галлюцинации воспринимаются как общение с духами, другие сверхъестественные явления.

Правда у эпилептического припадка и транса, который называют еще камланием, есть одно существенное отличие. Больной эпилепсией не знает заранее когда, в какой момент его настигнет приступ, в то время как шаман способен самостоятельно вызывать у себя трансовое состояние, контролировать его. Для «перехода» используются всевозможные амулеты, талисманы, бубны.

Еще одно назначение ритуальных предметов, танцевальных движений, звуков – создание для всего действа определенного антуража, подтверждающего преображение шамана в некий образ, вход его в другое измерение, общение с духом, божеством.

Считается, что магические силы передаются по наследству. Но существует и ряд признаков, по которым можно определить избранность данного человека к тому, чтобы стать шаманом. Среди таких отличительных качеств могут быть, родимые пятна, физические дефекты. В Сибири наиболее ярким доказательством шаманизма является, например, наличие у человека лишнего пальца на ноге или руке. Кроме того, потенциальные шаманы обычно принадлежат к категории замкнутых людей. Общению с другими членами племени они предпочитают тишину, покой, уединение. У многих из них бывают пророческие сны, ведения, подтверждающие наличие у индивида сверхъестественных способностей.

Если духи решили, что этот человек должен стать шаманом, то он не имеет права отказаться. В противном случае его ожидает смерть. Переход человека в новое качество происходит посредством, так называемой, шаманской ломки. Это тяжелая болезнь, от которой можно излечиться только одним способом – стать шаманом. Если избранный не готов принять уготованную ему судьбу, то его ожидает скорая смерть.

Сегодня люди все чаще стремятся «познать непознанное», интересуются магией, «высшими силами», религией, в том числе и шаманизмом. Многие из них сами хотят стать шаманами, проходят специальное обучение, изучают обряды. Но также следует понимать, что достичь положительного результата можно только через практику, опыт.

«Приходят духи к человеку»

Владимир Серкин — профессор психологии, преподаватель Высшей школы экономики и автор более 90 научных работ. Уже 18 лет выходят и переиздаются на многих языках его книги: «Хохот шамана», «Шаманский лес» и «Свобода шамана», выстроенные как диалоги с отшельником, который живет в нескольких измерениях и общается с духами. С придуманным журналистами прозвищем Русский Кастанеда Серкин категорически не согласен и специалистом по шаманам себя не считает. Впрочем, тут он больше лукавит. Именно у Владимира Серкина «Лента.ру» решила узнать, жива ли сегодня шаманская традиция в России и в мире, кто становится шаманом в наши дни и как отличить оригинал от подделки.

«Лента.ру»: Шаманизм жив, или осталась одна клюква?

Серкин: Насчет современного шаманизма в мире существуют очень разные мнения. Этнографы, антропологи собирают информацию. Но если в конце XIX — начале XX века такие специалисты могли посмотреть на самого шамана и опросить его, то сейчас, если посмотреть современные публикации, там — списки информантов. То есть людей, которые видели шаманов или что-то знают про шаманские традиции. Пишут — «житель улуса такого-то» или «житель стойбища такого-то». Как правило, это люди в возрасте 50-70 лет, которые что-то относящееся к делу видели или слышали давно, в детстве, в молодости. Поэтому сведения дают часто очень запутанные. Я, кстати, своих информантов не называю, мои собеседники почему-то на это не согласны. Каждому из них предлагаю: «Давай напишу о тебе в книге». «Нет, — говорят, — не надо».

Я с интересом читаю научную литературу, и сам расспрашивал своих информантов и практикующих шаманов. Конкретно можно выделить несколько направлений передачи. Самая распространенная, о чем ученые еще в начале XIX века писали — генетическая передача. Причем не всегда прямая, от отца к сыну, а скорее через поколение: племянник, троюродный брат. Это легко объясняется, потому что в принципе на один род — один шаман. Так что, когда отец вырастает, дед еще работоспособен и шаманит, поэтому по генетической линии передается это обычно внуку или правнуку.

Был в XX веке такой этнограф и антрополог Эдуард Петри, он начал работать в царское время, дорабатывал в советское. Исследуя родословную шаманов, он рисовал генетические деревья. Так вот, у него через два-три поколения обычно племянники и троюродные братья шамана продолжали дело. Петри утверждал, что это не доказанный факт, хотя сам такую наследственность прослеживал.

Вторая линия — это когда человек рождается с определенными признаками, генетическую линию проследить трудно, она — поведенческая. Подростки, обычно представители коренных народов Севера, периодически впадают в состояния, похожие на транс. Они становятся задумчивы, избегают общения, и потом еще многие из них болеют шаманской болезнью. Наверное, слышали?

У русских это называется кликушество.

Кликушество — это не то. При шаманской болезни человек, наоборот, чаще всего уходит от людей, так что ему негде кликушествовать. Обратно он приходит после острейшего приступа, уже измененным.

Описывают произошедшую инициацию как довольно-таки мучительную процедуру. В том смысле, что духи рвут человека на куски, варят, съедают и выдают ему шаманское тело. Это удивительный феномен, многих он интересовал, и я не знаю, почему нет на эту тему публикаций. Сам я только вышел на этот вопрос, может быть, летом удастся с парой человек встретиться и расспросить их.

Это такое выносливое тело, еще его называют «железное тело». Например, человек впадает в транс и пляшет трое суток подряд, потом падает. У нас даже спортсмены в таком темпе и в таких одеждах столько не выдержат. Шаманы говорят, что получают это тело и способности при посвящении. Раньше это могли быть субтильные болезненные подростки, а получив шаманское тело, они уже в состоянии терпеть лишения и выполнять длительные камлания.

Третья распространенная линия передачи, хорошо описанная в литературе, — приходят духи к человеку. Причем это случается в любом возрасте.

Во сне приходят? Наяву?

Сначала во сне, потом и наяву. Приходят и говорят: «Ты будешь шаманом». Поэтому книги о таких людях и называются — «Избранники духов», «Посвященные духам».

Сейчас большинство шаманов — бывшие советские люди. А нормальный советский человек, конечно, такому повороту судьбы был не рад. Во-первых, скрывал это от окружающих, чтобы его не сочли умалишенным, особенно при том мировоззрении. А во-вторых, человек часто просто не хочет становиться шаманом. Ведь большинство таких людей — нормальные, социально успешные и адаптированные на производстве, на службе. Но если человек сопротивляется, он болеет и умирает. Либо происходит какой-то ключевой случай, и он соглашается.

Бурят рассказывал мне, как повез своего любимого племянника к шаману. Приехали в деревню, стали подходить к крыльцу, и он им уже кричит из дома: «Вот дядя привез племянника лечиться. А болеет он, потому что дядя с духами успешно борется, не хочет шаманом становиться. И духи переключились на племянника: если дядя не согласится, духи его убьют». Дядя в ту же ночь принял решение стать шаманом, и у него появился знак: круглое белое седое пятно на черной голове. Стал лечить людей, проводить обряды, и племянник поправился. То есть бывают такие ключевые случаи.

Еще одна линия передачи — это события. Самое известное событие, которое случалось в жизни некоторых шаманов, — это удар молнии.

В тело?

Да, или спрятался под деревом — в дерево. Во всяком случае, он оказывается задет этим ударом. А поскольку во многих верованиях шаман — это человек огня, то считается, что духи его избрали и наполнили небесным огнем. Либо это может быть не молния, а находка, тоже связанная с тенгрианством, с культом неба. Обычно это небесный камень — метеорит или какие-то предметы древних людей. Особенно сильная находка — это целая стрела или целый наконечник копья. Считается, что с этого момента роду дана шаманская традиция и теперь ее можно передавать по наследственной линии.

Такая находка происходит спонтанно? Или человек по каким-то видениям знает, где искать?

Обычно это случается стихийно, ничего искать человек не собирается. Но ведь где люди в скотоводческих, в охотничьих культурах стояли? Надо, чтобы была река, ручей или озеро — пресная вода, и при этом место не затоплялось бы в половодья и наводнения, было защищено от ветров, чтобы за дровами ходить приходилось не слишком далеко. В дикой природе таких мест не так уж и много, и если ты его найдешь, то наверняка и древние люди устраивали там стоянку. И если человек в таком месте начинает обустраиваться, может что-нибудь и найти. Коренные народы Севера, да и Юга тоже… Я сам из Магадана, поэтому якуты, буряты — это для меня юг. Так вот, все эти народы таким находкам придают очень большое значение, проводят обряды. Буряты устраивают для таких предметов специальные хранилища, якуты — лабазы. И считается, что это роду для чего-то дана находка.

Зачем шаман вообще нужен? Какое у него предназначение?

Одна из версий такая: шаман служит не одному человеку, а своему роду. Для этого род должен достичь определенной величины: Петри думал, что это 300 человек. И вот этому роду, более-менее мощному, дается особый человек, который его обслуживает: лечит болезни, помогает соблюдать ритуалы, чтобы род рос и развивался правильно. Сам этот человек не обязан иметь детей, хотя часто они у него есть. Но у шамана другая функция — обслуживание рода.

То есть изначально шаманы появились как представители родо-племенных культур. И сейчас еще в мировоззрении многих народов Севера род важнее государства. В 2012 году я ездил с экспедицией на север Камчатки. Там была студентка Камчатского университета, после пяти курсов, и у нее была задача — изучать политические взгляды коренных народов Севера. Так она сама потом смеялась: какие политические взгляды, когда не все про Путина знают. Причем это не признак того, что люди совсем выпали из жизни. Просто в связи со своим мировоззрением они живут в нескольких мирах, учитывают духов, которые вообще в политической борьбе не участвуют. Так что для них верховный дух куда важнее, чем Путин или Горбачев. Потому что все традиции идут из рода. И род обычно не воюет с государством, а как-то в него вживается.

Как отличить поддельного шамана от настоящего, есть такие признаки? Можете перечислить выдумки и услуги, которыми шаманизм оброс к сегодняшнему дню, и рассказать, какие действия обязательно совершает настоящий шаман?

Конечно, «инструкторов» вокруг шаманизма сейчас очень много, причем не только у нас в стране. Во всем мире это сегодня миллиардный бизнес. Мои студенты, которые интересуются этой темой, говорят, что уже и в Силиконовой долине проекты по такому бизнесу появляются.

Есть несколько признаков. Во-первых, реальный феномен, который есть у настоящего шамана, — это состояние, которое я, пользуясь современным языком, назвал бы управляемым трансом. Человек входит в особое состояние и в нем совершает свои шаманские путешествия, общается с духами, предпринимает различные действия. Ведь считается, что причина большинства затруднений — это взаимодействие с духами.

Этот транс отличается от транса экстатического тем, что шаман им управляет. Так что, возвращаясь из шаманского путешествия, он может рассказать, где был. В какую нору или пещеру входил или по какой реке спускался под землю, с кем встречался, как его уговаривали. Или, если это сильный дух, как он ему обещал принести жертву. И теперь, если эту жертву не принести, дух обозлится и будет еще хуже. В основном принесение жертвы — это убийство ритуальных животных. Хотя времена сейчас более гуманистические, часто обходятся просто разбрасыванием пищи, брызгают водкой, сжигают какие-то предметы.

Так что рассказ вернувшегося из путешествия шамана в первую очередь важен в связи с теми процедурами, которые нужно будет предпринимать. А если простого мирского человека ввести в состояние транса, а потом попросить рассказать об этом, он ответит, что были необычные ощущения: что-то зеленое-голубое, приятное-неприятное, какие-то щупальца его давили, а больше он ничего и не помнит. Так что вот оно, первое отличие: шаман осознанно входит в транс и выходит из него. А большинство современных инструкторов ни о каком трансе не говорят.

Они чему-то учат и, как правило, работают на необычных состояниях человека. Вы же понимаете, что если положить горожанина в гроб, накрыть сверху досками, засыпать землей и дать полежать часа два, то он получит новый опыт. Он действительно переживает необычные состояния и обычно платит за это какие-то деньги. Например, просят его сосредоточиться на движении листвы, а он этого никогда раньше не делал — и вдруг ощутил что-то. И я даже не знаю, это жульничество или нет: ему обещают необычное новое знание о себе, и он его вроде бы получает.

Но что он получает, инструкторы не знают, и к шаманизму это отношения не имеет. У кого-то из проводящих такие мероприятия наверняка есть определенная техника безопасности: мало ли с человеком истерика случится. А у кого-то нет — полно безответственных людей.

Второй отличительный момент: помимо вхождения в транс, шаман предпринимает определенные действия — излечение заболевшего, поиск людей и пропавших предметов, управление погодой и так далее. Если человек не производит таких действий и эффектов, это, скорее всего, не шаман.

Еще одна отличительная черта — шаман проводит ритуалы. Они культурно обусловлены, например, тайлганы с жертвоприношениями. Ритуалы нужны людям, которые живут в этой местности для взаимодействия с обитающими там духами. Это происходит, как правило, в малонаселенных областях, поэтому большого бизнеса тут не сделаешь. Тот, кто такие ритуалы проводит, скорее всего — шаман.

И в то же время в наши дни появилось немало шаманов с дипломами — вот это, я считаю, уже конкретно жулики. Потому что шаманизм у нас — не государственная религия.

Я видел такие удостоверения, вы, наверное, тоже. Такие красные книжечки, отдаленно напоминают те, что у МВД. В Тыве их выдают активно.

Я там не был, хотя меня много раз звали. Почему-то я к ним настороженно отношусь. А красные книжечки видел, да. Это точно жульничество.

Да, добавлю еще про состояние управляемого транса. Народные сказители, например, тоже впадают в транс, но к ним менее критически относятся, потому что они не конкурируют с официальной религией. Что с ними происходит? Приходит сказ, и человек начинает говорить, эпос рассказывать. Откуда он его знает — он сам не представляет: двое суток рассказывает про путешествия богатырей, взаимодействия родов и духов. Он тоже находится в состоянии управляемого транса: прерывается, пьет чай, может ответить на какие-то вопросы. И сказителей никто жуликами не называет, потому что они сказывают долго, бесплатно. И непонятно, откуда все это знают. Так что есть и такой еще вид транса. Тут важно другое мировоззрение: коренные народы Севера в несколько ином мире живут. А уж шаманы точно в нескольких мирах обитают. Человеку из другой культуры трудно в этом разобраться. Вот я скажу, что у меня иное мировоззрение и я вижу нечто необычное. Как со стороны понять, о чем речь, есть это или нет?

Существуют ли традиции передачи шаманского знания сегодня, и где?

Да, существуют, но где именно, сложно ответить. Потому что они, как редкие цветы.

Это связано с тем, что практикующие шаманы ведут себя, как партизаны, подпольщики? Исходят из того: кому надо, тот к ним путь найдет?

Не как партизаны, нет. Шаманы никогда с властями не воюют. Вот была советская власть, она боролась с шаманизмом, но шаманы борьбой не ответили. Хотя у них был огромный авторитет и определенные возможности. Они просто уходили подальше, если власть к ним неблагосклонно относилась. Приезжали красноармейцы в стойбище: а где шаман? А в тундре, ловите. И чаще всего никто никого не ловил, и столкновений не происходило.

Кроме того, в наши дни есть же известные шаманы, в интернете можно найти информацию. К ним очередь стоит, за месяц записываются, и из других стран приезжают. Потому что они действительно лечат. И в этом смысле ничего подпольного тут нет — они не скрываются. И они действительно лечат, вернее, лечит их репутация. Но она-то сложилась на реальных событиях.

Мне было любопытно, я про нескольких читал, они все говорили про генетическую передачу, но непрямую: двоюродная прабабка-шаманка, дед-знахарь или священник-провидец в роду.

Про передачу все рассказывают трудно. Например, я этого бурята с белым пятнышком на голове спрашивал: откуда ты знаешь, что делать? Он отвечает: я просто знаю. Возможно, как описывается в литературе, он общается со своими духами-помощниками, но мне не говорит. «У кого ты учился», — спрашиваю. «Я не учился. После случая с племянником принял решение начать шаманить, и уже знаю, что делать».

И откуда у них берутся знания?

Исследователи во всем мире отмечают, что есть люди, которые учились: младший шаман без бубна, потом с бубном, без копья, потом с копьем и так далее. А есть люди, которые не учились, но когда они попадают в ситуацию, то знают, что делать. Не ходят и не думают целыми днями: что нарушено, какие ритуалы провести?

Можете обозначить регионы присутствия живой шаманской традиции в России и в мире?

Я темой шаманизма занимаюсь как любитель, в свободное время. Никакого проекта, программы у меня нет. Услышу, что где-то есть интересный человек, стараюсь к нему съездить и сходить. Доехать к ним обычно только часть пути можно, все равно приходится идти. Так что могу про свой опыт и наблюдения рассказать.

Я родился в Якутске, и про этот регион знаю — там есть реальные шаманы. В 6 лет родители перевезли меня в Магадан, и там я до 55 лет работал. Поэтому знаю, что в Магаданской области тоже есть настоящие шаманы, несмотря на то что большинство населения там — не из числа коренных народов. Это связано со спецификой — золотодобывающий и рыбодобывающий регион. Несколько раз я бывал в экспедициях на Камчатке: и там есть шаманы. Прибайкалье, Бурятия, Дальний Восток — там я бывал и разговаривал с шаманами.

На Сахалине бывал, но очень недолго и не успел ни с кем пообщаться на эту тему, так что ничего сказать не могу. В Тыве все мне говорят, что есть. И вот недавно звали оттуда на какой-то свой сбор летом. Наверное, есть и в Тувинской Республике шаманы, но я там не был. Я уже сказал: профессионально темой не занимаюсь, я любитель: услышал, поехал, пошел, с человеком поговорил. Они, кстати, не все согласны разговаривать. Так что обо всей России и регионах мира утверждать ничего не могу.

Ну вы же наверняка слышали или читали, что в наши дни и на Амазонку к шаманам люди со всего мира ездят. И в Китай.

Я по просьбе студентов по субботам веду кружок парапсихологии. А мои студенты — они в магистратуре, взрослые, до 50 лет. Понятно, что раз они в зрелом возрасте пришли в магистратуру на психологию, значит, чего-то ищут. И вот некоторые из них везде побывали: в Латинской Америке, в Китае, у каких-то там местных шаманов учились. Тут же как: чем дальше от дома, тем таинственнее. А интерес к этому сейчас огромный, и бизнес серьезный.

И вот эти студенты на занятиях в нашем кружке о своем опыте такого обучения рассказывают. Но у меня всегда к ним скептическое отношение. Думаю, и там шаманы есть, но те, кто собирает группы со всего мира… У меня в таком случае главный вопрос: на что этот шаман живет? Студентов моих он, как правило, смущает. Я говорю: «Ну, вы платили им деньги, и немалые. А значит, это скорее бизнес».

Шаман-дерево

Интересные вещи происходят порой в жизни. Необъяснимые. Непонятные для простого человека. О двух таких случаях поведал мне человек, с которым пересекаюсь по работе. Звать его Игнатием. Он старше меня на четыре года. К мистике Игнат не склонен. Однако верит в шаманизм, во всё, что с ним связано. Духи для него — не пустой звук. Вот двумя его рассказами и хочу поделиться с вами.
Игнат, что называется, болен небом. В своё время работал он пилотом. И теперь, уйдя с лётной работы, не утратил тяги к полётам. Сейчас он летает то на мотодельтаплане, то на автожире. Понятно, что в частном порядке. Долго вынашивал Игнат идею о собственном аэродроме. Пусть это будет не авиапредприятие. Главное — чтобы была возможность взлететь над землёй. Почувствовать непередаваемое ощущение свободы, И вот несколько лет назад оформил он в собственность кусок земли за городом. Под площадку. Аэродром то есть. Всё начал с нуля, в чистом поле. Со временем стал обстраиваться, обживаться. Пустил к себе на площадку таких же, как и он сам, людей, помешанных на небе, на полётах — владельцев сверхлёгких летательных аппаратов.
Так вот. Поле, на котором устроил Игнат свой аэродром (по всем правилам устроил, надо сказать), с трёх сторон окружают кустарники и деревья. Красота. И среди прочей растительности стояла здесь ель. Не совсем обычная. Из одного корня тянулись в небо пять стволов. Не два, не три, а целых пять.
У северных народов подобные деревья считаются священными. Так это или нет — не мне судить, спорить. А к чужим обычаям, мнениям привык относиться с уважением. Якуты называют такие деревья шаман-деревом. По-якутски это звучит «кэрэх мас», что дословно и означает «священное дерево». Стояла эта ель аккурат в торце полосы, в одном конце площадки. Прямо в створе. И возвышалась она над остальными елями и берёзами, словно наблюдая за порядком в округе на правах старшей. Но поскольку взлётно-посадочная полоса была устроена именно так, как сделал это Игнат, то ель нередко мешала при посадке и при взлёте. При крепком ветре. Вот и решил Игнат, что ель эту нужно спилить. Сколько я с ним ругался по этому поводу! Откровенно говоря, не представлял я тогда, насколько сильно мешает дерево. И приводил, как мне тогда казалось, веский аргумент:
— Сколько тебе лет, Игнат?
— Пятьдесят.
— А ёлке этой — триста, поди. Таких, как ты и я, она повидала на своём веку — мама дорогая! И ты считаешь, что вправе вот так просто спилить её?
В споре я горячился, переходил почти на крик, не стеснялся в выражениях. Игнат же, напротив, был спокоен. Однако понять его я не мог. Ну никак не мог.
Так или иначе, а ель всё же была спилена. Как только я не называл его! И лишь потом, по прошествии времени рассказал мне Игнат, как всё происходило.
Обратился он за помощью к местному шаману, Филиппу Алексеевичу. За помощью и за советом. Филипп Алексеевич сказал, что прежде, чем спилить дерево, нужно выполнить обряд. И потом вкопать на территории аэродрома сэргэ. Сэргэ — это столб-коновязь. В ранешние времена, когда человек не знал автомобиля и перемещался чаще всего верхом на лошади, у каждого хозяина возле жилища стоял сэргэ. Да зачастую не один. И чем крепче хозяйство, тем выше и красивее коновязь. Сейчас сэргэ устанавливают, отдавая дань традиции. В верхней части он украшен резным орнаментом и зачастую венчает столб резная конская голова.
Надо — значит надо. Для того, чтобы повалить ель, подобрал Игнат себе двух помощников. Одного — из города, а другого — из деревни, возле которой расположен аэродром. Вот в присутствии всех троих шаман и совершил то, что положено. Обряд то есть. И назначил срок, в который следовало уложиться с порубкой. Было поставлено и ещё одно условие. Никоим образом не использовать спиленную ель в хозяйственных нуждах. Ни в распил, ни на дрова. То есть вообще не использовать.
Сказано — сделано. Местный помощник, назову его Фёдором, принёс из дома бензопилу. Принялись мужики за работу. Да не тут-то было! Пила поминутно вязла в древесине, глохла. А потом и вовсе порвалась цепь. Пришлось идти за новой в деревню. Если разобраться, свалить дерево — не такая уж великая хитрость. Однако пила постоянно вязла в запилах. А ведь ствол-то не один! Их — пять! Дерево явно не собиралось сдаваться. А время идёт. Начало лета в Якутске — пора белых ночей. Поэтому наши лесорубы честно трудились всю ночь. Вот уже стрелка часов подошла к пяти — времени, назначенному шаманом. А ель всё ещё стоит, как люди ни старались. И вдруг из-за леса со стороны автотрассы появился смерч. Откуда он взялся? Погода стояла тихая, безветренная. А тут такое… Появившись, воронка стала надвигаться к месту порубки. Небо помрачнело. В столбе пыли кружился всевозможный мусор, поднятый с земли. Приблизившись, смерч стал раскачивать ель, словно какая-то неведомая сила помогала мужикам. Под напором такой мощи ель сдалась и со стоном рухнула на землю. Смерч двинулся дальше, и протащив мусор за аэродром, вдруг исчез, словно его и не было.
Как рассказал мне Сергей спустя несколько лет, он непонятным образом оказался по другую сторону автотрассы, в перелеске. А от аэродрома до дороги порядка пятисот метров. Придя в себя, никак не мог понять, где он находится, и в какую сторону идти. Пришлось мужикам ехать на машине искать его.
Понимая, что не было выполнено главное условие, Игнат снова пошёл за советом к шаману. Выслушав рассказ, Филипп Алексеевич помрачнел. Он сказал, что нужно как можно скорее ещё раз провести обряд. Именно с теми людьми, кто участвовал в порубке шаман-дерева. Однако Фёдор сослался на занятость по хозяйству. А Сергей, второй помощник Игната, и вовсе заявил, что «не верит во всю эту лабуду».
— Да и не поеду я из города специально за этим. Без меня справитесь, — полусмехом ответил он Игнату.
Ну не верит — и не надо. Не вести же вас на аркане. Второй обряд был выполнен без Фёдора и Сергея.
Тут и началось самое непонятное. И самое страшное. В течение года после того, как спилили ель, произошёл ряд событий. У Сергея умер сын. В самом расцвете сил. Ни с того, ни с сего. У самого Сергея случился инсульт. Конечно, инсульт можно попробовать объяснить нервным потрясением от смерти сына.
Далее. Фёдор, как оказалось, нарушил запрет и всё же отвёз домой какую-то часть древесины. На дрова. Не пропадать же добру! Потом его заставили вернуть всё на место, но было поздно. У него тяжело заболела жена, и вскорости её похоронили. В том же году умер и Фёдор — зимой, будучи в подпитии, не дошёл немного до дому и замёрз насмерть.
Прошло года два. И вот мы в очередной раз работаем с аэродрома Игнатия. Пока мой самолёт летает, мы общаемся, само собой. И в разговорах опять коснулись этой темы. Захотелось мне глянуть на пеньки от ели. Вот тогда-то Игнат и рассказал обо всём подробно. Подошли мы и к сэргэ. А в один из дней, когда ждал я прилёта своего самолёта, охранник аэродрома позвал меня:
— Пойдём. Там тебя зовут.
Ничего не понимая, я пошёл за Степаном. Возле сэргэ вкопаны в землю две скамейки. На одной из них сидят Игнат и его жена Сардана. Рядом стоит автомобиль, и незнакомый мне человек занимается явно какими-то приготовлениями. Невысокого роста седобородый якут в годах. Первое, что бросилось в глаза — его необычная обувь. Таких сапог раньше видеть мне не доводилось. Не нужно отличаться особой смекалкой, чтобы понять, что это и есть шаман. По-якутски — ойун. Так я познакомился с Филиппом Алексеевичем. Он готовил всё необходимое для обряда. Мне было интересно наблюдать за всем происходящим. Тем более, что никогда ещё не доводилось видеть шаманского действа. Честно говоря, ожидал я увидеть что-нибудь наподобие того, что показывают в фильмах — шаманский бубен, камлание с впадением в состояние транса… Однако на деле всё произошло как-то буднично.
Шаман сложил шалашиком небольшой костерок, как это делаем мы всякий раз на охоте и рыбалке. Дрова совсем небольшие, почти что щепки. На одной из скамеек появился видавший виды круглый поднос. И на этот поднос Филипп Алексеевич стал выкладывать всё необходимое. Я буду называть вещи так, как привык называть их в жизни. В пиалу были положены три якутские лепёшки, наподобие русских оладьев. Рядом с лепёшками на отдельном блюдце была насыпана небольшая горсть какой-то травы или смеси трав, несколько конских, по всей видимости, волос. И в чорон налил, как я понял, немного кумыса. Чорон — это якутский деревянный сосуд. Он бывает и на трёх ножках, и на одной круглой, выточенной на токарном станке. Из чорона пьют кумыс — слабоалкогольный напиток из кобыльего молока. Кумыс, я думаю, известен многим, поскольку распространён практически у всех степных народов, у скотоводов.
Расставив всё на подносе, Филипп Алексеевич облачился в особую шаманскую одежду и разжёг костёр. А потом поочерёдно стал подкладывать в огонь сначала лепёшки, потом траву (сразу запахло чабрецом) и в конце подлил в костёр немного кумыса. При этом шаман что-то говорил на своём языке. Странное дело. Якутский язык я не знаю почти совсем. Только некоторые слова. Однако смысл того, что говорил ойун, мне был в общих чертах понятен. Просил шаман у духов снисхождения. Чтобы не тревожили они понапрасну людей. Чтобы не держали зла на нас за спиленную ель.
Мы четверо стояли возле ритуального костра полукругом. Каждый из нас развернул ладони опущенных рук в сторону огня, который окуривал ароматным дымком. Говорил, почти пел, шаман не особо долго. И в конце все повторили за ним несколько фраз-восклицаний на якутском, понятно, языке. По окончании ритуала мы не разошлись сразу, а остались у огня, всё так же повернув к нему ладони. Потом, уже после всего, Игнат объяснил мне, что таким образом мы впитывали в себя с благовонием благословление духов.
Если немного отвлечься, можно рассказать вот что. Якуты, как и русские изначально — язычники. И к огню у них отношение особое. Огонь олицетворяет дух тайги, реки — охоты и рыбалки. Зовётся он Байанай. Рыбаки и охотники, славяне, переняли у якутов обычай кормить огонь. В нашей компании, в компании моих друзей, эта традиция не нарушается. Когда на охоте или рыбалке мы разводим первый костёр и организуем стол, то первый кусок хлеба с маслом или с чем-нибудь жирным предлагается именно Байанаю. Если есть на столе водка, тоже немного наливаем. Прямо в огонь. При этом просим быть к нам благосклонным. От души просим. И ничего такого сверхъестественного в этом не видим. Обычай придуман не нами. Не нам его и оспаривать. Конечно, каждый волен верить в то, что он сам хочет. Но вот так уживается в нас разнообразие культур.
Хорошо. С шаман-деревом разобрались. Однако Игнат и Сардана рассказали мне ещё вот о чём. И хотя эти два случая не имеют ничего общего, на первый взгляд, мне так не показалось.
Тем же летом, когда присутствовал я на шаманском обряде, произошло вот что. В один из выходных дней, когда наши самолёты не летали, собрались у Игната те самые частные пилоты. Полетать на своих «букашках». Кто на мотодельтаплане, кто на самолёте. День прошёл хорошо. Погода стояла ясная, безветренная. Отлетали без приключений. И в конце дня решили ребята приготовить шашлык. Мангал, шампуры — всё чин чинарём. Ну и поскольку лётный день прошёл удачно, решили купить бутылочку. Одна на пятерых — разве это выпивка? За шашлыком время течёт незаметно. Вот и засиделись допоздна. А белой ночью времени не замечаешь и вовсе. Гитара, песни у костра. Благодать.
И вот кто-то один заметил в небе самолёт. Он приближался к аэродрому из-за леса со стороны реки. По очертанию самолёт был очень похож на По-2. Приближаясь, он снижался. Но почти уже долетев до полосы, вдруг растаял в небе. Просто исчез. И это не было облаком. Небо было совершенно чистым. Ребята успели заснять его на фото и видео. На мобильный телефон. Все были ошарашены увиденным.
Спустя какое-то время Игнат встретился с Филиппом Алексеевичем и рассказал об увиденном. В разговоре мужчины пришли к выводу. Дело в том, что в этих местах во время Великой Отечественной войны проходила трасса перегона самолётов из Аляски. Она так и называлась — АлСиб, Аляска-Сибирь. И сколько самолётов разбилось по этой трассе — одному только Богу известно. Вот и высказал шаман то, что Игнату надо найти останки упавшего самолёта, которые, вероятно, лежат где-то неподалёку от аэродрома.
И ещё одно услышал я от Филиппа Алексеевича и от Игната с Сарданой.
Аэродром расположен недалеко от автодороги. Это известно. И на участке между двумя деревнями дорога делает затяжной поворот. Так называемый кривун. Расстояние между деревнями небольшое, километра два. Так вот на этом кривуне очень часто происходят автоаварии с человеческими жертвами. ГАИ даже установила камеры слежения. Но вот загвоздка — камеры сразу вышли из строя. И сколько их ни меняли или ремонтировали, всё без толку.
Как объяснил Филипп Алексеевич, где-то в этой местности когда-то давно был похоронен чёрный шаман. Они, как оказывается, бывают чёрными и белыми. Вот этот шаман и не даёт покоя людям. И как раз с этой стороны появился смерч, когда люди пытались повалить шаман-дерево.
Мистика? Бабушкины сказки? Как знать… Каждый верит в то, что считает нужным.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх